Свой бизнес: открываем детский книжный клуб

Свой бизнес: открываем детский книжный клуб

Как развивать книжный бизнес в небольшом городе?

Два года назад Ирина Рочева открыла в Туле небольшой детский книжный клуб «Корней Иванович», где продаются лучшие книги российских издательств и проходят книжные встречи и мероприятия. Помочь детям встретиться с хорошей книгой — так она определяет смысл своего дела.

Какие барьеры приходится преодолевать сегодня независимым книжным магазинам, какая поддержка им необходима, насколько перспективен для Тулы формат магазина-клуба, Ирина Рогачева рассказывает в интервью Контур.Журналу.

Концепция бизнеса

Я всегда любила книги. Когда у нас с мужем появился ребенок, мы столкнулись с тем, что в Туле совсем нет тех книг, которые мы хотели бы ему читать и которые видим в Москве и Петербурге на выставках, ярмарках и в хороших книжных магазинах. Года два назад, когда мы везли из Петербурга очередной чемодан с книгами, нам пришла в голову мысль о том, чтобы самим попробовать продавать в Туле книги. Так в апреле 2014 года мы открыли свой детский книжный магазин-клуб под названием «Корней Иванович». Пока это единственный проект такого формата в тульском регионе и один из немногих в России.

Формат магазина-клуба определяет основные векторы в развитии проекта: как магазин мы представляем хороший ассортимент книг, которые подбираем вручную, а как клуб предлагаем различные дополнительные занятия для детей, в основе которых всегда книга и чтение. При этом магазин находится на первом месте — все-таки это то, благодаря чему мы зарабатываем деньги. А клуб — дополнительная ценность, позволяющая привлекать родителей и детей.

Пока наш проект мало похож на бизнес, скорее это хобби. Мой муж продолжает работать на основной работе, у меня тоже, помимо бизнеса, есть работа, причем она никак не связана с книгами.

Направления работы

Команда нашего проекта очень маленькая — всего четыре человека: я, мой муж, моя родная сестра, которая проводит все занятия с детьми, и продавец.

У клуба несколько направлений: для малышей есть обучение чтению, для среднего возраста предусмотрен курс юных иллюстраторов, на котором ребята изучают техники книжной иллюстрации и пробуют создавать свои иллюстрации или рисуют на заданную тему. Для подростков-старшеклассников создано несколько форматов. Один из них — клуб юных писателей. В рамках этого курса дети учатся сочинять, излагать мысли, разбирают различные литературные формы. Они пишут рассказы, повести, читают друг другу свои произведения и обсуждают их. Так что у нас все по-взрослому. С академической точки зрения сестра занимается с ребятами без каких-либо преуменьшений и с большим уважением, что, кстати, является одной из основ нашей концепции. Мы помогаем родителям понять, что ребенок достоин уважения. Очень часто сталкиваемся с тем, что приходит семья, ребенок выбирает одну книгу, а родители ему говорят: «Тебе это не надо, ты вообще ничего не читаешь». Мы стараемся быть психологами, но совсем чуть-чуть, потому что психологического образования ни у кого из нас нет.

Мы создали проект «Корней Иванович» — реальные профессии», в рамках которого приглашаем разных интересных людей с редкими профессиями, они рассказывают детям о том, как можно в таких профессиях состояться.

На сегодняшний день мастер-классы составляют 10%-15% от нашего оборота, что весьма скромно. При этом мы принципиально не продаем канцелярию, так как не хотим размывать концепцию магазина. У нас есть небольшой ассортимент дорогих красивых брендовых игрушек, которые мы привозим два раза в год под праздники.

Важным для нас является тот факт, что проект «Корней Иванович» стал организатором первого тульского книжного фестиваля «ЛитераТула». А книжная ярмарка или фестиваль — это статусное мероприятие для любого города. Ее цель — показать жителям то многообразие хорошей, качественной, интересной, важной детской литературы, которая сейчас издается в России. Потому что те книги, которые продаем мы, нигде больше в городе не встретишь, их можно заказать разве что в таких интернет-магазинах, как «Лабиринт» и Ozon.

Тула признана большим оружейно-промышленным городом, но нам хочется поспособствовать развитию ее интеллектуально-творческой жизни. Фестиваль — это возможность пообщаться вживую с писателями, художниками, послушать издателей, психологов, посмотреть спектакли по любимым книгам, приобрести книги по издательским ценам. «ЛитераТула» — это большой книжный праздник, который привлечет внимание к семейному и детскому чтению, позволит родителям и детям стать ближе друг к другу благодаря книгам. Очень надеемся, что он станет ежегодным.

Культурная точка на карте города

У меня с Корнеем Ивановичем Чуковским день рождения в один день — 31 марта. Это выяснилось, когда мы уже открывали магазин и выбирали для него название. 4 апреля был день рождения магазина, клиенты поздравляли нас со словами: пожалуйста, держитесь, никуда не уходите, вы лучшее место в Туле, благодаря вам хочется здесь жить. Есть много таких приятных моментов, но я не могу сказать, что мы нужны большинству.

У нас достаточно высокая для Тулы ценовая планка. Мы не продаем совсем дешевые книги или учебники, нам интересна только художественная и детская научно-популярная литература. В городе работает федеральная книжная сеть «Читай-город» — всего четыре магазина в разных торговых центрах. Есть также тульская сеть, в основном с учебными книгами, но у нее совсем другая концепция. У нас независимый детский книжный магазин-клуб, с ассортиментом от лучших детских издательств России, тоже независимых и маленьких. По сути, наш магазин-клуб — это культурная точка на карте города, место, где есть возможность для многих родителей и детей просто пообщаться, почитать хорошие книги.

Сложности

К концу второго года работы я поняла, что независимые книжные магазины, каким является наш, — это история не про деньги. По крайней мере в регионах. В Москве и Петербурге таким магазинам, конечно, проще, там их больше, потому что среди туристов и даже местных жителей считается хорошим тоном сходить в книжный.

В нашей истории возникает немало сложностей, основная состоит в том, что мы медленно завоевываем популярность и известность, а это отражается на продажах. Второй год, несмотря на все кризисы, финансово все же лучше первого. Я надеюсь, что третий будет лучше второго. Просто нужно время, чтобы о нас узнало как можно больше людей. Также на нас повлиял экономический кризис — люди стали заметно меньше покупать.

Книжный рынок — сезонный. Лето — период абсолютного провала в продажах, а Новый год, наоборот, пиковый сезон. Плюс рынок очень зависим от детских каникул.

В процессе работы становятся заметны и другие особенности: неделя до зарплаты в регионах — «мертвое время», потому что люди, видимо, занимаются коммунальными платежами, выполняют кредитные обязательства. Поэтому начало и середина месяца всегда более удачны по продажам, чем конец.

Летний спад и «школьный сентябрь», когда все покупают учебники и канцтовары, практически ничем невозможно компенсировать. Мы, конечно, делаем распродажи, придумываем дополнительные маркетинговые «фишки», но они очень слабо работают. Некоторые мои друзья-коллеги летом закрывают магазины на один-два месяца. Мы не можем себе этого позволить, нужно платить за аренду и кредит. Пока наш проект не окупился. Когда мы открывали магазин, у нас не было сбережений, поэтому пришлось брать кредит на пять лет. Стартовый капитал составил порядка 1 200 000 руб.

Сложная история с маленькими независимыми магазинами в России — это типично российская история. Потому что везде в мире книжные магазины на каких-то нереальных льготных условиях занимают свои помещения, в каких-то странах они вообще освобождены от части налоговых обязательств, плюс ко всему во всех странах есть государственная поддержка книгопечатания, книгораспространения, предпринимателям выдаются субсидии.

Мы по количеству книжных магазинов на душу населения находимся где-то рядом с Камбоджой: один магазин то ли на 150 000, то ли на 200 000 человек, и это еще в Москве. А по России, возможно, ситуация еще хуже, если внимательно вглядеться в статистику. Миф про самую читающую страну в мире — это цитата Брежнева, выхваченная из контекста. Когда-то мы были огромной книгопечатной страной с миллионными тиражами. Но об этом уже можно забыть.

Частные российские издательства сильно подкосил кризис. Большинство книг печатается за границей, ведь в России нет ни расходных материалов, ни хороших производственных мощностей для издания книг того качества, которое нужно издателям.

Условно, многие детские книги печатаются на белом мелованном картоне, который белый на срезе. Его в России никто не производит. Соответственно, его закупают за границей по курсу евро и печатают тоже за границей.

Очевидно, что книжный рынок должен поддерживаться государством, нужна большая федеральная программа. Есть мировой опыт, достаточно вникнуть, пригласить умных людей, которые занимаются книгами. Наверное, большинство из этих людей знают, что нужно делать в таких ситуациях. Я не знаю, но стараюсь по мере сил создавать свою маленькую историю.

Прошлый год был объявлен годом литературы. В Москве в этот год для всех малых и средних бизнесов ввели дополнительный налоговый сбор, в результате чего закрылось несколько старейших книжных магазинов города. Никакой поддержки оказано не было, поговорили о том, что надо давать книжным магазинам льготы на аренду, как в Европе, но все это кончилось тем, что законопроект так и не был принят. Естественно, в регионах льготная аренда окажется совершенно убитыми аварийными зданиями, в которые нужно будет вкладываться. Плюс еще будут обязательства по цензуре. Если ты будешь участвовать в этой системе, придется брать на себя обязательства по продаже или непродаже тех или иных наименований.

Единственное достижение и успех года литературы — фестиваль «Книги России», который прошел на Красной площади. Кажется, он становится ежегодным, вроде бы комитет, который его делал, перевели в статус регулярного по поддержке. В этом году фестиваль тоже проводился на Красной площади. Это важно, потому что выставка Non Fiction — достаточно специфическое мероприятие, а «Книги России» — это тот интеллектуальный статус, который должен быть у каждой страны и желательно у крупных городов. Это то, без чего любая нация не может существовать, поскольку книги — это общекультурный контекст, связывающий поколения, нацию, это язык прежде всего. Но об этом лучше поговорить с более осведомленными и знающими людьми. Наша история частная, можно сказать, семейная и не самая благополучная. Однако это то, без чего мы уже не представляем свою жизнь.

Читать еще:  Дело по зубам – открытие стоматологии

Книжный клуб для детей – прибыльный и интересный бизнес

Многие современные предприниматели стремятся получить от собственной деятельности не только огромные прибыли, но и хотят заниматься любимым и интересным делом. В результате некоторые бизнесмены решаются открыть книжный клуб для детей, который имеет массу преимуществ и достоинств.

Во-первых, данное предприятие будет очень востребованным за счет того, что практически все современные родители желают, чтобы их дети любили читать и постоянно занимались этим полезным занятием. Во-вторых, данный бизнес является важным для всей страны, поскольку основывается на обучении подрастающего поколения. В-третьих, заниматься данным делом будет интересно каждому человеку, поскольку работа с детьми всегда приносит радость. В-четвертых, при правильной организации деятельности данный бизнес может приносить вполне хороший доход.

Специфика деятельности книжного клуба

Данное заведение обладает большим количеством детской и подростковой литературы, которая реализуется родителям определенного ребенка. В заведении работают только профессиональные детские психологи, которые для каждого ребенка, которого родители приводят в клуб, составляют уникальную программу чтения. Она формируется в результате общения и анкетирования ребенка, после которого можно будет понять начитанность ребенка, его заинтересованность в чтении и пристрастия к определенному жанру.

Составленная программа отправляется родителям, чтобы они согласились на выбранные книги и учебную литературу. Несколько раз в месяц на почту к заказчикам будут приходить детские книги, которые будет читать ребенок. Все они будут принадлежать к различным жанрам, в результате чего ребенок получит качественное и всесторонне образование, будет знать о самых известных и популярных авторах, а также будет хорошо разбираться в классической литературе. Также будут приходить книги, которые являются учебными, причем в этом случае родители должны заниматься с ребенком.

Качественный книжный клуб должен постоянно менять программу для определенного ребенка, в соответствии с его ростом. В результате книги будут постепенно усложняться, что приведет к тому, что детям будет действительно интересно заниматься и читать книги.

Приводить детей в книжный клуб родители смогут уже с шестилетнего возраста, поскольку изначально таким малышам будут предлагаться детские книги с большим количеством рисунков и иллюстраций, благодаря которым у детей будет развиваться фантазия и творческое мышление. Они начнут интересоваться книгами, поэтому захотят как можно быстрее научиться читать.

Некоторые книжные клубы принимают прочитанные книги обратно за более низкую плату, а потом со скидками продают их другим клиентам. Также периодически такие заведения устраивают различные мероприятия, на которых дети собираются все вместе и увлеченно занимаются чтением по ролям или другими интересными занятиями, связанными с книгами.

Помещение для книжного клуба

Первоначально нужно определиться с помещением, в котором будет происходить прием родителей с детьми, а также совместные занятия с детьми. Помещение должно быть теплым и довольно просторным, а также оно должно располагаться недалеко от центра и остановок, чтобы родители смогли беспрепятственно и легко привозить своих детей.

Количество книг и персонал

Особое внимание нужно уделять персоналу, поскольку в книжном клубе должны работать профессиональные психологи, которые смогут грамотно и правильно разрабатывать программы для детей, покупать необходимую учебную и художественную литературу, а также консультировать родителей по всем важным вопросам, которые их интересуют. В книжном клубе должно находиться огромное количество книг, которые будут предназначены для детей определенного возраста. Однако следует помнить, что количество литературы нужно постоянно увеличивать, приобретать интересные и актуальные книги, которые заинтересуют ребенка и научат его чему-нибудь хорошему и нужному.

Реклама

Книжных клубов на территории России практически нет, причем в первоначальном виде данное заведение и вовсе отсутствует, поэтому при грамотном продвижении книжного клуба и при хорошей рекламе можно наблюдать высокую заинтересованность родителей в данном заведении, которое позволит пристрастить их ребенка к поучительному и важному занятию – чтению.

Бюджет открытия книжного клуба для детей

Для открытия книжного клуба понадобятся некоторые средства на открытие и работу:

Аренда помещения – 25 тыс. руб.
Зарплата персоналу – 90 тыс. руб.
Приобретение литературы – 600 тыс. руб.

По мере работы детского книжного клуба можно устанавливать процентную заработную плату работникам, а также придется постоянно увеличивать количество книг в заведении. Чистая прибыль в месяц может достигать 80 тыс. руб.

Бизнес-идея открытия книжного магазина для детей

  • 1 С чего начать организацию книжного магазина для детей
  • 2 Пошаговый план открытия книжного магазина для детей
  • 3 Сколько можно заработать
  • 4 Сколько нужно денег для старта бизнеса
  • 5 Как выбрать оборудование
  • 6 Какой ОКВЭД необходимо указать для открытия книжного магазина для детей
  • 7 Какие документы нужны для открытия
  • 8 Какую систему налогообложения выбрать для открытия книжного магазина для детей
  • 9 Нужно ли разрешение для открытия
  • 10 Технология бизнеса
  • 11 Новичку в открытии детского книжного магазина

Некоторые эксперты полагают, что спустя несколько лет печатная литература уйдет с витрин магазин.

Однако, практика показывает, что в России наблюдается небывалый всплеск внимания к литературе и к печатным изданиям в частности.

Так что бизнес-идея открытия книжного магазина для детей снова становится актуальной.

Будет неправдой сказать, что сегодня книжные лавки очень популярны среди молодежи, скорее они существуют за счет более взрослого поколения, которое не доверяет электронным новинкам и гаджетам.

Для молодежи важны новшества, и таковыми являются электронные книги, которые могут содержать в себе несколько сотен книг одновременно.

Однако, многим авторам всё же удается заинтересовать читателей и завлечь их в книжные лавки.

Если применить удачные маркетинговые шаги, то книжный магазин сможет стать прибыльным бизнесом.

Не для кого не секрет, что выручку книжному магазину делает его ассортимент на полках.

Среди самых востребованных жанров можно выделить:

Однако особой категорией в книжных магазинах является детская литература, ведь этот читатель самый привередливый и избирательный, ему важна не только сама литература, но и общая атмосфера в книжном магазине, зрелища, и возможно даже инсталляции.

С чего начать организацию книжного магазина для детей

Многие родители стараются приучить своих детей читать бумажные издания, а не электронные книги.

Причин этому несколько:

  • Во-первых, бумажные книги не портят зрения так, как это делают электронные аналоги;
  • Во-вторых, бумажная литература производит больший эффект на читателя в силу того, что с ней присутствует тактильный контакт, который действует на подсознание людей;
  • В-третьих, бумажную книгу могут позволить себе купить все, а вот электронную — далеко не все, поэтому доступность первых играет на руку предпринимателям.

Книжные магазины для детей посещают не только взрослые, которые подбирают литературу для своих чад, а и дети.

Об этом стоит задуматься, ведь именно дети являются главным двигателем на пути к книжному магазину.

Если однажды ребенку понравится в таком заведении, то он обязательно сделает так чтобы попасть туда ещё раз.

Книжный магазин для детей должен представлять из себя нечто большее чем просто магазин, где есть полки, кассы и выбор литературы.

Чем сказочнее он будет выглядеть, тем больше детского внимания он сможет привлечь к себе .

Ведь очень важно детей заинтересовать, рассказать, что мир книг очень интересный и увлекательный.

Сделать это можно при помощи маркетинговых решений, направленных на увеличение объемов продаж.

Хорошим примером могут послужить большие и шумные презентации выхода новых книг, таких как Гарри Потер.

На таких праздниках обычно работают аниматоры, которые веселят детей и родителей, взамен благодарные родители не уходят из магазина без покупок.

Также хорошей идеей будет оформить стеллажи или секции где стоят книги с определенной сюжетной линией в виде экспозиции или инсталляции с объемными картинками.

Все это вызовет живой интерес детей и их родителей, что является мощным двигателем торговли книгами.

К большому сожалению в России таких узкоспециализированных магазинов практически нет, и наши дети читают литературу больше вопреки, а не благодаря, а это отражается на качестве образования в целом в государстве.

Поэтому этот вопрос должен подыматься на государственном уровне, возможно даже выделение каких-то льгот для подобного бизнеса.

Пошаговый план открытия книжного магазина для детей

Идея книжного магазина должна начинаться с выбора подходящего помещения .

Тут нужно ориентироваться на размер капитала, ведь полки магазина должны быть заполнены, при этом должно остаться достаточно места для игровой зоны и свободного прохода с детьми.

Оптимальный размер книжного магазина около 100 квадратных метров.

Речь идет о крупном магазине, где реализовывать маркетинговые мероприятия, проводится праздники, и познавательные вечера.

Следующий шаг — это ассортимент магазина . Нужно учитывать предпочтения и интересы детей в первую очередь, а они любят читать то, что модно и актуально.

Однако классика также должна присутствовать на полках магазина для более старшего возраста.

Сотрудники в такой магазин должны подбираться особенно тщательно . Это должны быть молодые, веселые и активные люди, которые сами любят литературу, а значит, смогут посоветовать родителям в выборе хорошей книги.

Окончательный штрих — это маркетинговые мероприятия, о которых часто забывают бизнесмены . Этот комплекс реально может наладить сбыт и привлечь покупателей, поэтому пренебрегать маркетингом не стоит.

Детский книжный магазин — это не только бизнес, но и благое дело для государства и детей .

Поэтому этот бизнес должен быть причислен к статусу социального предпринимательства и получать льготы на ведение своих дел.

Сколько можно заработать

Заработок детского книжного магазина зависит от количества клиентов, которые обслуживаются ежедневно. Детская литература всегда пользовалась спросом и если правильно выбрано место, то ежемесячный доход может достигать 400 000 рублей. Как правило, срок окупаемости данного направления деятельности немногим менее 2 лет.

Сколько нужно денег для старта бизнеса

С учетом всех затрат, а это аренда помещения, создание внутри особого детского дизайна, приобретение детской литературы, рекламная компания, закупка оборудования и т.д. то необходимо иметь начальный капитал в сумме 2.5 миллионов рублей.

Как выбрать оборудование

Для обустройства детского книжного магазина потребуется купить:
• полки;
• стеллажи;
• прилавки;
• столы;
• стойки.

Какой ОКВЭД необходимо указать для открытия книжного магазина для детей

Поскольку в ОКВЭД не указан конкретный код для книжного детского магазина, при регистрации в заявлении отмечаем код 47.61, который соответствует розничной торговле книгами в специализированных магазинах.

Читать еще:  Дым отечества. Как открыть табачный бутик

Какие документы нужны для открытия

Чтобы начать заниматься продажей в специализированном магазине детских книг необходимо зарегистрироваться в качестве субъекта предпринимательской деятельности. Не нужно тратить время на регистрацию в качестве юридического лица. Для такого бизнеса вполне достаточно оформить индивидуальное предпринимательство. К тому же оно занимает минимум времени и не требует сбора достаточно внушительного пакета документов.

Какую систему налогообложения выбрать для открытия книжного магазина для детей

Для данного бизнеса оптимальным вариантом, при выборе той или иной системы, по которой будет уплачиваться налог является ЕНВД. Если же торговая площадь магазина будет превышать 150 метров квадратных, то нужно будет выбирать другую систему налогообложения.

Нужно ли разрешение для открытия

Помимо свидетельства о прохождении государственной регистрации получать какие-либо дополнительные разрешения или свидетельства не потребуется.

Технология бизнеса

Огромную роль играет выбор места расположения книжного магазина для детей. Лучшим вариантом станет его размещение неподалеку от школ и детских садов, парков и спортивных заведений, скверов и детских больниц, поликлиник. Не стоит забывать и о рекламе своего магазина, а также об ассортиментном перечне детской литературы. Если выбор будет велик, то и с другого конца города родители приедут сюда.

Новичку в открытии детского книжного магазина

Ответить Отменить ответ

Лучшие бизнес-идеи 2020 года

Новый бизнес план доходного дома – 5 отличий на рынке в 2020

andrewmerkulov

Андрей Меркулов
Гора IGTV и опыта
Покупаю и продаю источники дохода
Материалы для подписчиков:

Как провести книжный клуб. Советы от Ассоциации инновационных компаний

Практика бесценна. Опытом организации книжного клуба делится алматинская Ассоциация инновационных компаний (АИК).

Книжный клуб — инструмент обучения сотрудников и развития бизнеса: это встречи в формате обзора книг (презентацию заранее готовят сотрудники) и обсуждения ценных идей, которые реально внедрить в компании.

АИК — тридцать шесть передовых компаний Казахстана, которые объединились ради развития экономики страны. Неудивительно, что люди с такими планами много читают. В АИКе книжный клуб — не только беседы о книгах, но еще и библиотека. Интересно, что кураторы проекта, Светлана Обухова и Амирет Конысбаев, попросили разрешения у Игоря Манна назвать книжный клуб его именем. И получили согласие 🙂

В АИКе поняли, что для них модель книжного клуба, которую предложил Игорь Манн на страницах своих книг, является идеальной (хотя коррективы все же внесли). А потому решили, что клуб должен носить имя своего идейного вдохновителя, — источник.

Мы поговорили со Светланой и Амиретом — получились практические рекомендации, которые можно брать и сразу внедрять.

1. Не гонитесь за количеством

Оптимальное количество книг, которые удается обсудить за раз, — одна-две. На первом заседании в АИК решили поговорить о 5-6 книгах: получилось очень бегло, по верхам. Много информации — это трудно и неинтересно, людям тяжело все это воспринимать.

Лучше сократить число обсуждаемых книг. Для презентации одной-двух книг нужно примерно 1,5 часа.

Светлана Обухова, энтузиаст и бессменный куратор Книжного клуба.

2. Приглашайте всех желающих

Книжный клуб АИК проходит в открытом формате: прийти на заседание может любой. Бонус: чай, кофе и печеньки за счет компании.

Люди приходят не за плюшками — за идеями.

Очень важно приглашать руководителей компаний — так создается площадка для обсуждения проблем бизнеса через книги. Кроме того, часто руководитель сразу же принимает решение о внедрении понравившейся идеи — никакой бюрократии.

Когда кто-то на книжного клубе рассказывает о прочитанном, его обязательно просят рассказать, как это можно использовать на практике.

Предприниматели охотно делятся друг с другом опытом. И это особенно ценно, поскольку идея уже проверена на практике.

3. Определитесь с ценностью книжного клуба для своей компании

Книжный клуб затевается ради чего-то. Главная задача клуба в АИК — приземлить идеи из книг к условиям Казахстана: они ищут решения, которые реально применить на месте.

Несколько раз в заседаниях клуба участвовали казахстанские авторы книг. Это особенно интересно: пообщаться с автором, задать ему вопросы и получить в подарок книгу с автографом.

4. Сохраняйте формат

Больше 20 человек — получается базар, а меньше — не так интересно. В АИКе сложился костяк: 5-6 человек, которые почти всегда ходят на встречи (за исключением летних месяцев, когда у многих отпуска).

Сколько человек приглашать? Самый удобный формат — 15-20 человек.

Светлана рассказывает, что аудитория подбирается разная. Случается, что люди не особенно «активничают». Приходится шевелить: вытягивать эмоции, вызывать на диалог, задавать провокационные вопросы. А порой собирается такая компания, что надо остужать пыл. Хорошо, если не драку разнимать 🙂

А вообще заседания Книжного клуба проходят в дружеской обстановке, способствующей продуктивности и генерации идей.

5. Организуйте доброжелательный контроль

Трудно узнать, прочитали ли люди книгу. Еще сложнее понять, применили они что-то в работе или знания легли мертвым грузом. В АИКе все строится на личном общении: когда сотрудник возвращает книгу, Светлана спрашивает, была ли книга полезна и важна. Комментарии заносятся в базу данных библиотеки и учитываются в будущем, когда нужно порекомендовать кому-то книгу.

В одной из компаний-членов АИКа директор настолько проникся идеей клуба, что своих сотрудников чуть ли не в обязательном порядке направляет в библиотеку. Потом они отчитываются перед Светланой: какие книги прочли, что извлекли и какие идеи будут внедрять. Возможно, на первых порах такой подход оправдан.

Беседа нужна не только ради контроля. Во-первых, в разговоре легко выяснить интересы сотрудников, а во-вторых, посоветовать подходящее издание. В АИКе стараются каждому найти «свою» книжку — этим занимается Светлана. Заодно пополняют библиотеку уже не наобум, а с учетом мнения людей.

Когда в АИКе делали фотографии для этого кейса, весьма кстати забежал директор компании «Элтекс Алатау»: сдать прочитанные книги и взять парочку новых. Ну как парочку.

6. Берите из книг интересные упражнения

В АИКе стараются затачивать книжный клуб под нужды компании, но иногда и обсуждают глобальные вопросы. Как-то Амирет презентовал книгу Стива Павлины «Личное развитие» — обсуждали привычки. Прямо во время встречи участники решили выработать у себя одну полезную привычку (или избавиться от вредной) и в следующий раз отчитаться об успехах.

«Алло, Светлана? Я плаваю!» От неожиданности Светлана не сразу догадалась, о чем речь. Оказалось, ей звонила Наталья, участница прошлого книжного клуба, которая пообещала научиться плавать. Она честно ходит в бассейн и даже докладывает о результатах!

И таких моментов было много. Сам Амирет пообещал, что будет каждый день выписывать десять новых слов из древнего казахского эпоса и заучивать их. Слово держит: из 30-ти дней пока пропустил только два. Такая нестандартная задумка, как оказалось, работает.

Галым Мурзагалиев проникся идеями книжного клуба, и теперь не только читает бизнес-литературу сам, но и активно рекомендует своим друзьям и партнерам.

7. Попутно решайте другие задачи

Книжный клуб дает возможность сделать что-то еще: получить обратную связь, узнать об интересах сотрудников. Например, в АИКе так собрали ТОП-3 самых популярных книг. Получился такой список:

  • «Клиенты на всю жизнь»,
  • «45 татуировок менеджера»,
  • «Маркетинг без бюджета».

Малая часть библиотеки АИК. Все остальные книги на руках.

8. Пусть о книжном клубе узнают

В АИКе завели страничку на Facebook, где анонсируют темы и даты заседаний, дают рекомендации по чтению полезных книг и проводят активности. Например, вместе с книжным магазином Goodbook.kz провели розыгрыш книги «Пишем убедительно. Сам себе копирайтер» с автографом автора — Саши Карепиной.

Пожелание удачи от Саши Карепиной. Удачей нужно делиться, тогда ее будет еще больше!

И последний совет, но уже про корпоративную библиотеку

В «Ассоциации инновационных компаний» сделали электронный журнал в программе Microsoft Access и любезно согласились поделиться шаблоном. Скачайте его здесь.

Светлана очень довольна: «Лучше этой программы в обработке баз данных я не знаю — у нас в ней все, в том числе и журнал учета книг».

Полезные ссылки

Скачайте шаблон журнала учета книг здесь.

Если хотите вести бумажный журнал по старинке, вот шаблон. Вверху страницы впишите название книжки, а под ним отмечайте, кто и когда взял/вернул книгу.

Свой бизнес: открываем детский книжный клуб

Правил в нашем клубе немного: «Бережно относимся к музею» и «Мы все разные». Больше никаких правил нет. Чаепитие стало нашей традицией. Андрей каждый раз приносит конфеты и с удовольствием всех угощает. Это его мама придумала. Для него это отличный вход в коллектив.

Для чего они ходят в книжный клуб? Наверное, им нужно пространство приятия и возможность поговорить о себе с заинтересованным взрослым, но не родителем. Им нравится общаться друг с другом, и они любят книжки ‒ все они много читают для себя, не по школьной программе. Иногда родители приводили к нам нечитающих детей, но те быстро уходили из клуба, им было неинтересно. Мы пытаемся заинтересовать книгой, но мы не волшебники. Бывает, что у детей просто другие интересы.


Катя Габер, автор проекта «Читать и не скучать»

Проект мы запустили вместе с моей подругой Ольгой Пашко. Мы вместе учились на филфаке, работали в детских лагерях педагога Димы Зицера, поэтому были с детьми неплохо знакомы и занимались с ними тем, что называется «неформальная педагогика». Однажды я оказалась в книжном автобусе «Бампер» и узнала, что есть огромный пласт современной детской литературы, о которой я, человек вроде бы читающий и работающий с детьми, не знала ничего. И появилась идея – разговаривать с детьми о современных книжках.

Где с детьми разговаривают о литературе? В основном в школе. Но школа – это определенный формат с понятными задачами и целями, формой взаимодействия с ребенком и конкретным списком литературы. Хорошие учителя в хороших школах стараются в список чтения на лето подобрать что-то современное, но, будем честны, у них на это нет времени, и их сложно в этом винить.

Я задумывала проект отчасти как для себя тринадцатилетней. Мне в том возрасте было важно разговаривать о том, что я прочитала. У меня дома всегда обсуждали книги, но я понимаю, что не все родители успевают это делать, и мы решили создать такое место, где дети могут говорить о книгах. Сейчас клубы «Читать и не скучать» есть в Москве и Санкт-Петербурге.

Читать еще:  Как открыть вегетарианское кафе?

Прочитать всю книгу за занятие невозможно, но мы не требуем, чтобы книжка была прочитана до занятия – это сильно сокращает ожидаемое количество участников. На занятии мы знакомимся с фрагментом из книги, который читается за 5‒7 минут. Если ребенок заинтересуется текстом, он прочтет книгу самостоятельно, либо поймет, что эта книга ему не интересна – что тоже совершенно нормально.

Для обсуждения у нас заготовлены вопросы, но мы не идем строго по вопросам, а стараемся вести живой разговор. Вопросы касаются как непосредственно текста – кто герой, что происходит и почему, так и самих детей – как бы ты поступил на месте героя? Иногда это выводило на очень важные вещи. Например, ребенок рассказывал о буллинге, а потом от его мамы мы узнавали, что наши занятия – единственное место, где он чувствует себя комфортно. Для нас это было очень важно.

Мы не всегда читаем только современные книги. В виде исключения читали «Балладу о маленьком буксире» Иосифа Бродского с группой детей 8‒10 лет. Мы даже не успели дойти до вопросов – прочли текст, а потом шли по нему, больше часа обсуждая разные моменты. Это было занятие на одном дыхании.

Когда читали начало книги Нины Дашевской «Тео, театральный капитан», говорили о том, как мышонок чувствует себя в этом большом мире, который сконструирован не совсем для него. И что может быть общего у человека и мышонка? Например, в этой книге мечты есть и у того и у другого.

В группе 8‒10-летних у нас более или менее постоянный состав – человек пять. Это комфортнее, но мы бы хотели привлечь больше участников и будем над этим работать.

С самого начала мечтаем собрать группу подростков, но пока не получается их привлечь. Можно говорить, что им не до этого, у них другие увлечения, но мне кажется, всегда есть дети, которым интересно обсуждать книжки, и в 15, и в 16 лет, просто их нужно найти.

К нам приходят разные дети, но в основном читающие. Нам бы хотелось работать с нечитающими ‒ нам кажется, что если вокруг есть интересные сверстники и взрослые ведущие, которые не похожи на учителей, если чтение преподносится как нечто любопытное, то это пробуждает интерес.


Мария Климова, Универсальная библиотека ОИЯИ им. Д. И. Блохинцева, г. Дубна

В 2012 году я пришла в соседнюю библиотеку со стопкой книг про Петсона и Финдуса и попросила разрешения иногда читать вслух детям. С детства это очень люблю: в школе читала одноклассникам после уроков, став мамой – дочкам, но хотелось еще и еще. Когда узнала, что в США популярен формат storytime (бесплатные громкие чтения для детей), захотелось сделать что-то подобное у нас. Заведующая разрешила мне проводить подобные встречи – так все и началось.

Вместе с подругой мы организовали еженедельные книжные посиделки «Почитайка» для детей и родителей, где читали вслух, а потом делали что-то по мотивам прочитанного (играли, рисовали, мастерили). Все семь лет эти встречи проходят каждую субботу в пять часов, кроме каникул.

Задач было несколько. Во-первых, это семейные мероприятия. Конечно, можно и оставить ребенка одного, но мы всегда радуемся, когда родители тоже участвуют. Так прочитанный текст становится общим переживанием, поводом для дальнейшего общения ребенка со взрослым, для игр. Кроме того, нам важно показать детям: у их родителей тоже есть что рассказать и чем поделиться. Например, так было, когда все участники рисовали свои любимые игрушки (статья «Живой или настоящий?») или обсуждали, почему люди грустят (статья «Привет, грусть»).

У нас быстро сложилась структура, по которой строятся все «Почитайки». Вначале небольшая беседа, которая «разогревает» участников, настраивает их на тему книги, дает возможность услышать разные мнения. А заодно позволяет потянуть время, пока идут опоздавшие, чтобы они успели услышать текст. Потом ‒ собственно, громкое чтение, как правило, на 15‒20 минут. Почти всегда сольное, но бывало и по ролям, а однажды – даже со скрипкой (статья «Музыка из сказки»). Дальше ‒ какая-то активность: игры, поделки, рисунки ‒ все, что ведущему удавалось придумать. В любом случае, это было связано с темой или сюжетом прочитанного.

Мы редко обсуждаем что-то сразу после чтения. Мне хочется, чтобы услышанное «полежало» внутри у детей, «переварилось», чтобы им захотелось поделиться этим с родителями или друзьями. В общем, не сразу это «расплескивать».

От Натальи Григорьевны Малаховой из РГДБ я услышала, что чтение – это всегда коммуникация: читателя и текста, читателя и автора, персонажей, читателей друг с другом. Вот именно это, пожалуй, и было нашей главной целью: создать пространство коммуникации через детские книги. Такое, в котором нет оценок, но уважается любое прочтение и восприятие. Где интересен не только писатель, но и слушатель.

Еще одна задача – удовольствие. Читаем вслух то, что нравится нам самим. Только тогда мы, непрофессионалы, можем поделиться с детьми интересом, «заразить» их текстом. Нам важно, чтобы через эти встречи книги и библиотека ассоциировались с удовольствием, а не со скукой и «обязаловкой».

Ну и конечно, нам важно показывать разнообразие детской литературы, в первую очередь, современной. Мы намеренно чередуем книги разных жанров – и художественные, и нон-фикшн, специально уделяем внимание и российским, и иностранным писателям, но и «старых» авторов тоже с удовольствием читаем (статья «Лечение “слоном”»).

Мы – это уже целая команда. В 2014 и 2016 годах я провела два обучающих тренинга для волонтеров, которые вызвались тоже читать детям. В итоге, добровольцы активно включились в проведение громких чтений, а со временем влились и в другие проекты библиотеки.

Практически всегда группы получаются разновозрастными: 4‒8 лет, ведь встречи абсолютно открытые: кто придет – с теми и читаем, сколько бы их ни было. Наши первые слушатели выросли, и в 2016 году благодаря одной из волонтеров появился новый клуб: «ВИП: Выросшие Из Почитайки» для младших подростков. Буквально месяц назад появился еще один, пока безымянный: для тех, кто старше четырнадцати. То есть нам реально удалось вырастить из детей читающих тинейджеров. Не очень много, но сколько-то – удалось.


Екатерина Асонова, кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик ИСП МГПУ, автор и руководитель проекта «Детские книги в круге чтения взрослых», ведущая книжного клуба в гимназии им. Капцовых, г. Москва

Я веду книжный клуб в гимназии имени Капцовых для учеников 7‒8 класса. Названия у клуба нет, хотя я предлагала разные варианты. Для школы название «книжный клуб» оказалось самодостаточным, поскольку идет вразрез с уроком.

Организовать книжный клуб меня пригласила директор школы, но «клубности» у нас, наверное, не получается. Клуб – это сообщество, пусть теряющее или приобретающее участников, но самоорганизующееся. Наш клуб по-прежнему живет по инициативе «сверху». И я не говорю об этом в отрицательном ключе. Конечно, хотелось бы, чтобы это происходило по-другому, но я отдаю себе отчет, что по-другому мой клуб в школе существовать не может – дети видят меня, только когда я прихожу собственно на встречу клуба. Клубное движение может развиваться, если клуб ведет кто-то изнутри.

У нас два формата встреч, и мы их чередуем. Первый – это лекция на 70 человек. Я прихожу и рассказываю про чтение и современную литературу. Почва для этого есть – в школьной библиотеке много современных книг, этим целенаправленно занимаются библиотекарь и педагоги, дети книги берут и читают. Библиотечное пространство вызывает безусловное уважение: это традиционная библиотека «в кабинете», но рядом целое фойе, красиво оформленное как читальный зал. Не раз видела, как ребята там читают, пишут.

Второй формат – встречи, когда мы договариваемся о чтении какой-то книги и пытаемся ее обсуждать. Прочитана до конца (не всеми, но многими) была только повесть Дарьи Вильке «Шутовской колпак». Дети сами предлагают книги, часто трудные и серьезные – Оруэлла, например. Или ставят перед собой невыполнимую задачу – прочитать за месяц «Дом, в котором…» Мариам Петросян. Они амбициозные и привыкли к тому, что это одобряется взрослыми. Вначале выдавали высказывания своих педагогов, что без глубокого филологического анализа книгу понять нельзя; не прочтя классику, не понять современные тексты. Отказались читать рукописи конкурса «Книгуру», выложенные на сайте, оскорбившись формулировкой «подростковая литература»: «Откуда взрослые знают, что нам нужно, они ничего про нас не понимают!» Интересно, что в конце года они сами пришли к «Шутовскому колпаку», его предложила одна из девочек. Я им, конечно, не стала говорить, что эта книга есть на «Книгуру», но для меня это было очень дорого. Встреча по «Шутовскому колпаку» была одной из самых замечательных. Они открывали для себя, что это их Москва, что можно тонко и тактично разговаривать о том, что для них важно. Наверное, мы к этому и шли. Другое дело, что начинали мы путь с семьюдесятью детьми, а закончили с двенадцатью. Но директор все равно меня убеждает, что ей виден какой-то запустившийся процесс.

Во время обсуждения моя задача ‒ подвести детей к тому, что текст – это художественное произведение, а не их жизнь. У меня мирная борьба с наивно-реалистическим восприятием. Все, что они могут считать как наивные читатели, они и так считывают. Когда мы говорили о книге «Я хочу в школу» Жвалевского и Пастернак, в какой-то момент я сказала: ребята, а вы понимаете, что они все выдумали? – Как выдумали? Что, такой школы не было? – Не было. А теперь, говорю, давайте смотреть ткань произведения. И мы видим, что в тексте есть система образов, композиция, путь, по которому ведут читателя, определенные лакуны, по которым мы понимаем, что это художественный мир и он существует по своим законам, вот наблюдения авторов и вот о чем они хотят с нами поговорить. Для многих это открытие.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector