Сообщение об открытии/закрытии счета в банке. Все, о чем надо знать

Сообщение об открытии/закрытии счета в банке. Все, о чем надо знать

Отмена обязательного уведомления налоговой инспекции и фондов об открытии и закрытии расчетного счета

1. Почему с мая 2014 года не нужно уведомлять налоговую инспекцию, ФСС и ПФР об открытии и закрытии банковских счетов.

2. Каков порядок уведомления контролирующих органов об открытии и закрытии счетов, действующий до мая 2014 года.

3. Какими законодательными и нормативными актами следует руководствоваться по вопросам взаимодействия с налоговой и фондами при открытии (закрытии) счетов.

С 1 мая 2014 года организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые плательщиками страховых взносов, не должны сообщать в ФСС и ПФР сведения об открытии и закрытии банковских счетов. Эти изменения вносятся Федеральным законом от 02.04.2014г. № 59-Ф З « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части сокращения сроков регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в государственных внебюджетных фондах и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Со 2 мая 2014 года отменяется обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей сообщать в налоговую инспекцию об открытии и закрытии счетов в банках, а также о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств. Такие поправки внесены в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 0 2.04.2014г. № 52-ФЗ « О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Благодаря принятию законов № 59-ФЗ и № 52-ФЗ от 02.04.2014г. устраняется двойная обязанность банков и налогоплательщиков (плательщиков взносов) уведомлять контролирующие органы об открытии и закрытии банковских счетов. С мая 2014 года эта обязанность будет касаться исключительно кредитных организаций.

Важно заметить, что указанные выше Федеральные законы отменяют также и ответственность организаций и индивидуальных предпринимателей за несообщение или несвоевременное сообщение сведений об открытии и закрытии счетов с мая 2014 года.

Однако до вступления в силу положений Федеральных законов № 59-ФЗ и № 52-ФЗ, касающихся отмены обязательного уведомления ФСС, ПФР и налоговой инспекции об открытии и закрытии счетов в банках, организации и индивидуальные предприниматели должны исполнять эти обязанности по-прежнему.

Порядок уведомления ФСС, ПФР, ИФНС об открытии (закрытии) счетов в банке

(до мая 2014 года)

Срок уведомления ФСС и ПФР об открытии и закрытии счетов в банке установлен п. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»:

Плательщики страховых взносов — организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя: об открытии (закрытии) счетов в банке в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели со общают в орган контроля за уплатой страховых взносов о счетах в банке, используемых ими в предпринимательской деятельности.

Срок уведомления налоговой инспекции об открытии и закрытии счетов банках установлен п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ:

Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) — в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности.

! Семидневный срок, установленный для уведомления фондов и налоговой инспекции об открытии и закрытии счета в банке, исчисляется в рабочих днях начиная со дня, следующего за днем открытия (закрытия) счета (п. 2 ст. 4 212-ФЗ; п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Формы сообщений об открытии (закрытии) счетов в банке.

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Законодательные ак ты:

1. Федеральный закон №212-ФЗ от 24.07.2009г. «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования»

2. Налоговый кодекс РФ (часть 1)

3. Федеральный закон от 02.04.2014г. № 59-Ф З « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части сокращения сроков регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в государственных внебюджетных фондах и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

4. Федеральный закон от 0 2.04.2014г. № 52-ФЗ« О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Сообщение об открытии (закрытии) банковского счета

“Малая бухгалтерия”, 2008, N 8

Сведения об открытии (закрытии) банковского счета обязаны представлять в налоговые органы как организации и индивидуальные предприниматели, так и банковские учреждения. За несоблюдение данной налоговой обязанности указанные субъекты несут ответственность в установленном законом порядке.

Разобраться в порядке и процедуре представления сведений об открытии и закрытии банковских счетов, а также в том, какие именно сведения подлежат передаче в налоговые органы, поможет данная статья.

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели обязаны сообщать в налоговые органы сведения об открытии (закрытии) банковского счета в течение семи дней со дня открытия (закрытия) указанных счетов.

Обратите внимание! Помимо организаций и индивидуальных предпринимателей сведения об открытии (закрытии) счета согласно п. 3 ст. 23 НК РФ должны представлять и лица, занимающиеся частной практикой в соответствии с законодательством Российской Федерации (нотариусы, адвокаты).

На это указывает также и Письмо МНС России от 04.10.2004 N 24-1-10/700@.

При этом банки обязаны сообщать в налоговые органы об открытии (закрытии), а также об изменении реквизитов счета налогоплательщика в течение пяти дней со дня открытия (закрытия) или изменения реквизитов указанного счета (абз. 2 п. 1 ст. 86 НК РФ).

Обратите внимание! Налогоплательщики должны представить сведения в налоговый орган по месту своей регистрации, а банк – в налоговый орган по месту регистрации банка. В соответствии с Письмом Минфина России от 14.03.2007 N 03-02-07/1-124 филиалы банка должны направлять указанные сведения в налоговый орган по месту регистрации, указанному в учредительных документах банковской организации.

В соответствии со ст. 6.1 НК РФ в расчет для представления сведений об открытии (закрытии) счета, а также сведений об изменениях реквизитов счета берутся рабочие дни.

Рабочим днем признается день, который не является в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

Обратите внимание! За нарушение срока подачи сведений в соответствии со ст. 118 НК РФ на налогоплательщиков – организации и индивидуальных предпринимателей возлагается ответственность в виде штрафа в размере 5000 руб. с привлечением в соответствии со ст. 15.4 КоАП РФ должностных лиц указанных субъектов.

Штрафные санкции на должностных лиц предусмотрены ст. 15.4 КоАП РФ в размере от 1000 до 2000 руб.

Следует отметить, что налогоплательщики – организации или индивидуальные предприниматели не могут быть привлечены к ответственности в отношении непредставления сведений в налоговый орган о закрытии банковского счета в случае одностороннего расторжения договора банковского счета. На это указывает Письмо ФНС России от 28.11.2005 N ЧД-6-24/998@.

Напомним, что договор банковского счета подлежит расторжению в одностороннем порядке в случае, предусмотренном ст. 859 ГК РФ, в частности при отсутствии в течение двух лет денежных средств на счете клиента и операций по этому счету. Однако при этом банк обязан направить владельцу счета письменное уведомление.

Договор банковского счета в данном случае будет считаться расторгнутым по истечении двух месяцев со дня направления банком такого уведомления, если на счет клиента в течение этого срока не поступили денежные средства.

Банки за невыполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 86 НК РФ привлекаются к ответственности по п. 2 ст. 132 НК РФ в виде штрафных санкций в размере 20 000 руб.

Обратите внимание! Ответственность должностных лиц при этом не предусмотрена.

Следует также отметить: налоговая ответственность банка предусмотрена именно за несообщение им налоговому органу об открытии (закрытии), а также об изменении реквизитов счета организации, индивидуального предпринимателя и физических лиц, занимающихся частной практикой в соответствии с законодательством Российской Федерации, а за несвоевременное предоставление указанной информации ответственность не предусмотрена.

Об этом свидетельствует и судебная практика (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.03.2006 N Ф04-1852/2006(20929-А45-26) по делу N А45-18766/05).

Таким образом, если налоговыми органами не установлен факт представления как банками, так и налогоплательщиками указанных сведений, то они вправе привлечь к ответственности данных субъектов.

Если же представление сведений датируется более поздней датой в соответствии со ст. ст. 23 и 86 НК РФ, то у налогоплательщиков и банков есть шанс отстоять свои интересы в судебном порядке.

Читать еще:  Как открыть свой успешный паб

Согласно ст. 11 НК РФ под счетом понимается расчетный (текущий) и иной счет в банках, открытый на основании договора банковского счета, на который зачисляются и с которого могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.

Следовательно, если банковский счет удовлетворяет условиям, указанным в определении, данном в ст. 11 НК РФ, то сведения о его открытии (закрытии) или изменении реквизитов должны быть направлены в налоговые органы по месту регистрации юридического лица, а в случае индивидуального предпринимателя – по месту жительства данного физического лица как банками, так и самими субъектами.

Так, Письмом МНС России от 01.02.2002 N 14-3-04/218-Г530 “Об ответственности за непредставление информации об открытии или закрытии валютных счетов” установлено, что текущий валютный счет, транзитный валютный счет, а также специальный транзитный валютный счет отвечают условиям счета, указанным в ст. 11 НК РФ, а следовательно, сведения об открытии (закрытии), а также об изменении реквизитов указанных счетов должны представляться в налоговые органы банками, организациями, индивидуальными предпринимателями, а также лицами, занимающимися частной практикой, в соответствии с порядком, установленным законом, в соответствующие сроки.

При этом если организация открывает депозитный счет, то она и банк, в котором был открыт данный счет, не обязаны сообщать сведения в налоговые органы, поскольку депозитный счет в соответствии с положениями ст. 834 ГК РФ открывается на основании договора банковского вклада и тем самым не подпадает под требования, предъявляемые к счету ст. 11 НК РФ.

Интересна позиция налогового законодательства в отношении бюджетных учреждений. Напомним читателю о том, что до 1 января 2007 г. бюджетные организации были не обязаны сообщать сведения об открытии (закрытии) лицевых счетов в налоговые органы, поскольку понятие лицевого счета не соответствовало понятию счета, установленному ст. 11 НК РФ.

Однако в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ “О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования” в положения ст. ст. 11 и 23 НК РФ были внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2007 г.

Поэтому на сегодняшний день бюджетные организации обязаны, как и коммерческие организации, представлять в налоговые органы сведения об открытии (закрытии) счетов в порядке, установленном законом.

ФНС России в своем Информационном сообщении от 25.01.2006 определила порядок уведомления налоговых органов об открытии (закрытии) налогоплательщиком банковских счетов за рубежом.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле” (далее – Закон N 173-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели – резиденты вправе открывать счета в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

При этом п. 2 ст. 12 Закона N 173-ФЗ установлено, что вышеназванные субъекты обязаны уведомить налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов и об изменении реквизитов счетов не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Сведения, указанные выше, представляются в налоговый орган в письменной форме в свободном порядке.

Отметим, что до 1 января 2007 г. для открытия банковского счета в банках, находящихся за пределами территории Российской Федерации, требовалась предварительная регистрация в налоговых органах по месту учета.

Однако на сегодняшний момент данная предварительная регистрация не требуется.

Обратите внимание! Сведения об открытии (закрытии) или изменении реквизитов счета должны представляться в налоговые органы в письменной форме.

При этом формы представления указанных сведений для банков и иных кредитных учреждений, имеющих лицензию Банка России, установлены Приказом ФНС России от 13.12.2006 N САЭ-3-09/861@ “Об утверждении форм сообщений банка об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета”.

Как сообщается в Письме Минфина России от 18.04.2008 N 03-02-07/1-153, Письмом ФНС России от 05.02.2007 N ЧД-6-09/75@ “О направлении Разъяснений по заполнению форм сообщений банка об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета” установлены правила заполнения соответствующих форм.

В частности, в п. п. 2 и 5 разд. 6 указанных Разъяснений указываются реквизиты, при изменении которых банк обязан направить сведения в налоговые органы.

Для представления сведений в налоговый орган банк в соответствии с п. 1 ст. 86 НК РФ помимо использования бумажных носителей вправе направлять указанную информацию с использованием электронных средств.

Порядок совершения этих операций регулируется Положением Банка России от 07.09.2007 N 311-П “О порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета”.

Что касается налогоплательщиков – организаций и индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц, занимающихся частной практикой в соответствии с законодательством Российской Федерации, то для них форма представления сведений об открытии (закрытии) счетов (форма N С-09-1 “Сообщение об открытии (закрытии) счета (лицевого счета)”) была утверждена Приказом ФНС России от 17.01.2008 N ММ-3-09/11@.

Уведомление в налоговую об закрытии расчетного счета: штрафы за несвоевременное сообщение

Несмотря на то, что открывать новые банковские счета при регистрации юридического лица не обязательно, все бизнесмены, как только завершили процедуру регистрации предприятия, обращаются в банк с заявлением на открытие счета. Но и при закрытии учетной записи могут возникнуть некоторые сложности. Еще не так давно все юридические лица должны были уведомлять о закрытии счета в налоговую и внебюджетные фонды. Часто трудности вызывало сообщение в налоговую о закрытии расчетного счета. Многие просто не догадывались, что и о расторжении договора с банком нужно сообщать в соответствующие органы.

Что изменилось и как было ранее?

Такое, казалось бы, незначительное нарушение могло обернуться наложением штрафных санкций. Однако не так давно, в мае 2014 года в НК были внесены поправки, на основании которых вместо юридических лиц данные в налоговую подает банк.

Процедура и порядок предоставления отчетных документов в налоговые органы была прописана в целом ряде нормативных актов. Чтобы узнать подробности, можно было просто позвонить в инспекцию по налогам и сборам, в которую были поданы сведения об открытии р/с, и узнать о том, какие действия нужно предпринять.

Обязательства налогоплательщиков

Согласно 23 статье Налогового кодекса РФ, все юридические лица обязаны были подавать в налоговую инспекцию данные о закрытии банковских счетов в семидневный срок с момента подачи заявления в банк.

Согласно пункту 3 этой же статьи, уведомление о закрытии расчетного счета в налоговую обязаны были отправлять не только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, которые работают на территории Российской Федерации, но и все физические лица, которые осуществляют частную оплачиваемую практику.

К такой категории относятся частные нотариусы, адвокаты и другие работники.

Обязательства банков

Ответственность за своевременную передачу данных несут не только юридические лица, но и сотрудники, работающие в финансовых учреждениях. Согласно статье 86 НК РФ, в течение пяти дней с момента расторжения договора с банком, служащие, ответственные за отчетность, обязаны передать в инспекцию по налогам и сборам сведения о совершении данных операций.

Порядок подачи сведений

Все сведения о банковских операциях со счетами подаются в порядке, определенном законодательством РФ. Согласно нормативным актам, все данные, среди которых и заявление о закрытии расчетного счета в налоговую, ранее подавались в инспекцию по налогам и сборам, в которую отправлялось и уведомление об открытии счета.

Кредитные учреждения подают данные о расторжении договоров на банковское обслуживание по месту регистрации финансового учреждения. Что касается филиалов, то они должны отправлять данные о закрытии депозитов в налоговую по месту регистрации головного банка. Адрес, по которому зарегистрирован банк, указывается в его учредительных документах.

На сроки подачи сообщения о закрытие расчетного счета в налоговую нужно обратить особенное внимание. Говоря о временных рамках, нужно учитывать, что во всех нормативных актах указывается срок в рабочих днях, а не в календарных. Этот нюанс оговаривается в статье 6 НК РФ (пункт 1). Теперь же сроки для юридических лиц не имеют значения. Соблюдать их обязан только банк.

Уведомление о закрытии р/с должно было подаваться только в письменном виде и по форме, установленной законодательством.

Расчётный счёт ИП: Видео

Ответственность за нарушение законодательства

Совсем еще недавно, в соответствии со статьей 118 НК РФ, несоблюдение установленных сроков для подачи уведомления в налоговую являлось правонарушением и могло стать основанием для наложения на юридическое лицо денежного штрафа. Размер штрафа был фиксированным и составлял 5000 рублей. Для ответственных за отчетность банковских работников при нарушении сроков подачи размер штрафа может варьироваться от 1 до 2 тысяч рублей.

Нужно знать, что не во всех случаях отсутствие заявления о прекращении банковского обслуживания могло стать основанием для привлечения к ответственности. В случае, когда договор был расторгнут в одностороннем порядке, юридическое или физическое лицо не привлекалось к ответственности.

  • полное отсутствие средств и банковских операций на протяжении двух лет;
  • нарушение законодательства при проведении расчетных операций;
  • решение суда.
Читать еще:  Зверская привлекательность: как открыть салон красоты для животных?

Ответственность за несвоевременную подачу сведений в этих случаях несет банк. Его могут обязать выплатить штраф в размере 20 тыс. рублей (статья 132 НК РФ).

В случае, когда финансовое учреждение не согласно с тем, что на него накладываются штрафные санкции, он может подать иск в суд и попробовать защитить свои права там.

Важно знать

Данные требования до мая 2014 года распространялись не только на р/с в национальной валюте, но и на все валютные счета, как текущие, так и транзитные, а также спецсчета в валюте. Поэтому подача заявления о закрытии расчетного счета в налоговую до мая 2014 года для них также являлась обязательной.

До того, как для юридических лиц подача уведомления о расторжении договора с банком перестала быть обязательной, им следовало очень внимательно относиться к данной процедуре, поскольку забывчивость могла привести к денежным взысканиям и привлечению к ответственности. Теперь же юридические лица могут вздохнуть немного свободнее и больше времени уделить развитию собственного бизнеса.

Обязанности российской организации при открытии расчетного счета в иностранном банке: основные положения

Очень много вопросов поступает нам не только «про налоги», но и про иные правовые вопросы, в частности, про валютное регулирование и валютный контроль. Вот один из типичных запрос от наших клиентов.

Вопрос:

Руководство компании решил открыть расчетный счет в иностранном банке (Швейцария).

Прошу проконсультировать на предмет предоставления уведомлений, отчетов, сроков и т.д. в налоговый орган. Какова процедура нотариального заверения документов банка, какие конкретно документы необходимо представлять?

Ответ:

Вопросам, связанным с открытием/закрытием и ведением счетов российскими организациями в иностранных банках, посвящена ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ).

Согласно п. 2 и 7 ст. 12 Закона № 173-ФЗ юридическое лицо – резидент РФ, открывающее счет в иностранном банке, обязано:

1) уведомить налоговый орган по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов и об изменении реквизитов счетов, не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках,

расположенных за пределами территории РФ, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

2) предоставлять налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ.

Уведомление об открытии/закрытии счета в иностранном банке и об изменении реквизитов

Приказом ФНС РФ от 28.08.2018 № ММВ-7-14/507@ утверждены формы вышеуказанные уведомлений об открытии (закрытии) счета (Приложение № 1) и об изменении реквизитов счета в банке, расположенном за пределами территории РФ (Приложение № 2).

В п. 2 данного приказа установлено, что уведомления могут быть представлены в налоговый орган как лично или через представителя, так и направлены по почте заказным письмом, переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

ФНС РФ в письме от 31.07.2019 № БА-4-17/15134@ отметил следующее:

«… ст. 12 Закона № 173-ФЗ, регламентирующая порядок открытия и использования резидентами счетов в банках за пределами территории РФ, распространяется на всех резидентов, перечисленных в п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ, т.е. без разделения их на юридические лица и их филиалы.

Таким образом, режим использования резидентами счетов в банках за пределами территории РФ в равной степени распространяется как на российские юридические лица, так и на созданные ими филиалы, находящиеся за пределами территории РФ».

При этом обращаем Ваше внимание, что ни Законом № 173-ФЗ, ни вышеуказанным Приказом не установлен какой либо перечень документов, которые Общество должно приложить к уведомлению, то есть, законодательство в области валютного регулирования возлагает на Общество обязанность в месячный срок направить в налоговый орган только заполненное по установленной форме уведомление об открытии/закрытии счета в иностранном банке, и об изменении его реквизитов.

Вместе с тем необходимо отметить, что п. 4 ст. 23 Закона № 173-ФЗ предоставляет налоговому органу в рамках его компетенции право запрашивать документы (копии документов), связанные открытием и ведением счетов, в соответствии с перечнем, содержащимся в данном пункте ст. 23 Закона № 173-ФЗ, который является закрытым.

В связи с этим может возникнуть вопрос, а требуется ли Обществу, при запросе налоговым органом соответствующих документов, делать их перевод?

Как отмечено выше, законодательство в области валютного регулирования и валютного контроля возлагает на Общество только обязанность предоставить копии документов либо сами документы. В нормах налогового кодекса также отсутствуют положения, обязывающие Общество переводить иностранные документы.

Однако в п. 9 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н) установлено, что первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.

Таким образом, при открытии Обществом в иностранном банке расчетного счета оно в месячный срок должно направить в налоговый орган уведомление об открытии счета в иностранном банке по установленной форме.

При этом, если после получения уведомления налоговый орган в рамках реализации функций валютного контроля затребует документы или их копии, связанные с открытым счетом, Общество не обязано делать их перевод, за исключением случая, когда такие документы являются первичными учетными документами.

Отчет о движении средств по счетам в иностранном банке

Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 № 819 утверждены «Правила представления юридическими лицами – резидентами и индивидуальными предпринимателями – резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации» (далее – Правила).

Согласно п. 4, 5 Правил юридическое лицо – резидент РФ обязано ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представить в налоговый орган отчет в 2х экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете, по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.

Форма отчета утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 № 819.

Периодом, за который должны быть представлены подтверждающие документы, является квартал (с первого по последнее число). При открытии счета квартал считается с даты открытия счета.

Что касается прилагаемых документов, то, как было отмечено выше, к отчету должна быть приложена банковская выписка или иной «аналогичный» документ в соответствии с законодательством иностранного государства.

При этом в п. 7 Правил установлено, что такой подтверждающий документ должен быть представлен в виде нотариально заверенной копии с приложением нотариально заверенного перевода в соответствии с нотариальным законодательством РФ.

В ст. 81 «Основы законодательства РФ о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (далее – Основы) установлено, что нотариус свидетельствует верность перевода с одного языка на другой, если нотариус владеет соответствующими языками.

Если же нотариус не владеет соответствующими языками, перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус в порядке ст. 80 Основ.

Иными словами, Общество должно самостоятельно или с привлечением переводчика сделать перевод выписки или приравненного к ней документа и засвидетельствовать данный перевод, а равно и копию самого иностранного документа (ст. 79 Основ) у нотариуса.

Если же выбранный Вами нотариус не владеет языком, то необходимо будет предоставить выполненный и подписанный переводчиком перевод, и в такой ситуации нотариус заверяет подпись переводчика.

Генеральный директор Группы компаний «Налоги и финансовое право», кандидат юридических наук. С 1993 года лично провел более 480 судебных дел (в пользу клиентов принято более 90 % судебных актов). Преподавательский стаж с 1988 года. Автор более 250 научных публикаций и книг. С 1994 года является главным редактором журнала “Налоги и финансовое право”.

Сообщение об открытии/закрытии счета в банке. Все, о чем надо знать

Вы зарегистрировали предприятие или ИП, открыли в банке счет, на душе щебечут птички, за спиной отрастают крылья – впереди великие дела! Понимаю, что выступаю в роли бабы-Яги, но… Стоп! А уведомить об открытии счета Вы не забыли? Ах какое такое уведомление и кого это Вы должны оповещать? Сейчас расскажу.

Сообщение как об открытии, так и о закрытии счетов (расчетных, валютных и проч.) направляется в органы, контролирующие уплату налогов и взносов, то есть в ФНС, ПФР и ФСС в течение 7 дней на основании:

  • ст. 23 п. 2 п.п. 1 НК РФ (для ФНС)
  • ст. 28 п. 3 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 (для ПФР и ФСС)

А как дни считать?

«Как же отсчитать эти самые 7 дней — календарными, рабочими, начиная с какой даты?» — спросите Вы и будете правы. Правильного ответа на этот вопрос иногда не знают даже в налоговой и фондах, считая, что дни календарные, а иногда и считать начинают со дня открытия счета. Но не стоит идти на поводу у безграмотных инспекторов, обратите их взоры к первоисточникам.

Читать еще:  Как открыть свадебный салон?

Чтобы определить сроки для сдачи в налоговую, заглянем в «святая святых» – Налоговый Кодекс. В нем определению сроков отведена целая статья. Статья 6.1 п. 6 определяет: «Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях». Как помним, при указании срока 7 дней нигде не написано, что 7 календарных дней. Значит точно не календарные, а рабочие. Пункт 2 этой же статьи определяет с какого дня начинается исчисление срока: «Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало».

А какова картина в фондах? И там то же самое. Только теперь отталкиваемся от Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009. Статья 4 п. 6 гласит: «Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях». А пункт 2 той же статьи указывает: «Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало».

Итак, можно резюмировать, что сдать уведомление и в ФНС, и в ПФР, и ФСС надо в течение 7 рабочих дней, начиная отсчет с даты, следующей за днем открытия счета.

А что будет, если опоздали?

Несвоевременная подача любого из уведомлений грозит Вам штрафом. Штрафы налагаются:

1. На предприятие.

За каждое представленное несвоевременно уведомление штраф составит 5 тыс. рублей:

  • ФНС оштрафует Вас на основании статьи 118 п. 1;
  • ПФР и ФСС – на основании ст. 46.1 Закона N 212-ФЗ.

2. На должностных лиц.

Увы, и на них тоже бюджет подзаработает: «С миру по нитке, нищему – рубаха» (читали как глава налогового ведомства отчитался ? Нет? Обязательно почитайте! Народ должен знать своих героев. Столько желания трудиться, не покладая рук, вырабатывается! И любовь к Родине томит душу, и о руководящей роли партии ненароком вспоминается, и про железного Феликса, что «без страха и укропа», ну да что это я… перейду к тому «миру», с которого «по нитке»).

Размер штрафа составит от одной до двух тысяч рублей:

  • ФНС может наложить штраф на основании ч.1 ст. 15.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) ч.1 ст. 15.33 КоАП РФ.
  • ФСС и ПФР могут наложить штраф на должностных лиц согласно ч.1 ст. 15.33 КоАП РФ – в размере от одной до двух тысяч рублей (и в ПФР, и в ФСС).

А могут не оштрафовать?

Бывает и такое. Если, например, Вы посылаете уведомление письмом и его, не слишком разбираясь, регистрируют. Бывает и по иным причинам пропускают. В любом случае – это недосмотр контролирующего органа. Однако, если Вам повезло и штраф не выставили, то ждать и дрожать Вам еще 3 года — таков срок давности, который определяется:

  • статьей 113 п.1 НК РФ, если Вы не сообщили своевременно в ФНС.
  • статьей 45 п. 1 Закона 212-ФЗ при подаче несвоевременно уведомления в ФСС и ПФР.

Однако, кроме всего прочего, бывают обстоятельства, когда налоговые органы идут организациям навстречу и входят в положение налогоплательщика. Возможности эти поименованы в статье 112 п.1 НК РФ, процитирую их полностью, возможно кто-то сможет воспользоваться:

«1. Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность».

Но это не все, есть обстоятельства, исключающие вину налогоплательщика. Их можно найти в статье 111 НК РФ – это обстоятельства, которые чаще всего именуют форс-мажорными (чрезвычайные и непреодолимые), а также и неадекватное или тяжелое состояние руководителя в результате болезни, исключающее возможность руководить, и нарушение в результате исполнения письменных разъяснений, данных уполномоченным на то органом (пп.3 п.1 ст. 111 НК РФ), и прочие обстоятельства, которые будет готов принять суд или налоговый орган.

Аналогично дело обстоит и с фондами.

Обстоятельства, смягчающие ответственность, поименованы в статье 44 п. 1 Закона 212-ФЗ:

«1. Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;

4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность».

А в статье 43 Закона 212-ФЗ поименованы ситуации, при которых снимается ответственность с налогоплательщика за допущенные правонарушения, они аналогичны налоговым: в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, в результате неадекватного или тяжелого состояния налогоплательщика из-за болезни, с потерей возможности руководить, в следствие исполнения письменных разъяснений, данных органом контроля (ст. 43 п.1 пп. 3), а также при иных обстоятельствах, которые могут быть признаны судом или органом контроля.

Что ж, если Вы рассчитываете избежать ответственности за подачу уведомления не во-время, все известные мне возможности я перечислила. Ну а те, кто желает все-таки подать уведомление об открытии (закрытии) счета своевременно, будучи добросовестным налогоплательщиком, но не знает как, продолжу тему и перейду к волнующему вопросу.

Какие формы надо заполнить?

  • В ФНС подается уведомление по форме С-09-1 «Сообщение об открытии (закрытии) счета (лицевого счета)», утв. Приказом ММВ-7-6/362@ от 09.06.2011 (в ред. Приказа ФНС от 21.11.2011 г. ММВ-7-6/362@)
  • В ПФР и ФСС предлагается подать уведомления по рекомендованным фондами формам:
    1. Письмом ФСС РФ от 28.12.2009 N 02-10/05-13656 доведена рекомендуемая страхователям форма уведомления об открытии (закрытии) счета, но, видимо, по ошибке там приложена только форма для банков. А саму рекомендованную форму для страхователей можно найти на сайте ФСС .
    2. Рекомендуемые формы ПФР, размещены на его сайте в разделе «Отчетность и порядок ее представления», подраздел «Рекомендуемые образцы документов».

Заполнение форм

Форма С-09-1 «Сообщение об открытии (закрытии) счета (лицевого счета)», утв. Приказом ММВ-7-6/362@ от 09.06.2011 (в ред. Приказа ФНС от 21.11.2011 г. ММВ-7-6/362@).

Скачиваем форму в формате ехсеl .

Или заполняем в формате pdf

Все, кто имел дело с заполнением форм не найдут там ничего сложного. Заполняется стандартным образом, правила заполнения те же, что и для многих иных форм, предоставляемых нами в налоговую. Кто не знает, расшифрую: начинаем заполнять любой реквизит слева направо, оставшиеся пустыми ячейки справа прочеркиваем посередине. Если форма заполняется машинописно, допустимы пустые поля, но в ИНН и КПП их оставлять не стоит, прочеркните. Все данные заполняются большими буквами. Наименование организации заполняется полное, без сокращений. На самой форме много подсказок, запутаться сложно. Если сдает уведомление не уполномоченное, а доверенное лицо, то на титуле указываем внизу наименование и реквизиты документа (доверенности), на основании которого он действует, а там где количество листов приложения, надо указать сколько листов этого документа Вы к уведомлению приложите. В блоке «Достоверность и полноту… подтверждаю», ставится ФИО сдающего лица во всех случаях, кроме кода 1 (когда сдает сам предприниматель, поименованный выше). При заполнении данных для филиала банка, не имеющего своего ИНН и БИК, пишутся ИНН и БИК основного банка, через который идут расчеты. Данные самого банка заполняются в соответствии с КГРКО (книга гос. регистраций кредитной организации), наименование банка ставится сокращенное. Вся форма при сдаче будет состоять из 2-х листов: титула и листа, который Вам будет необходимо заполнить. Чаще всего – это лист А. Лист В заполняется для электронных кошельков.

Если же Вам этих разъяснений недостаточно, воспользуйтесь описанием заполнения бланка для общих случаев, которое находится здесь.

Уведомления в ПФР и ФСС

Сообщения в фонды заполняются произвольно, главное, не напутать ничего с реквизитами, иначе также можно попасть под штрафные санкции, как и за несвоевременно сданное.

Формы можно найти тут: ПФР и ФСС

Заключение

Заполнив все необходимые формы, можно в установленный законом срок отвезти их самостоятельно по фондам и в налоговую, а можно направить в те же сроки в электронном виде (с авторизованной ЭЦП) или по почте ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении (уведомление – не обязательно, мы рекомендуем в качестве дополнительной предосторожности). Почтовое отправление будет принято налоговой в спорной ситуации, если у Вас на руках останется копия самой формы, опись со штампом почты и чек почты к нему.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector