При открытии новых торговых точек в том же районе новых заявлений о ЕНВД не подается

При открытии новых торговых точек в том же районе новых заявлений о ЕНВД не подается

При открытии новых торговых точек в том же районе новых заявлений о ЕНВД не подается

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

ИП применяет ЕНВД, открывает новую торговую точку по другому адресу. Новый объект розничной торговли начнет работу 27.04.2019, он находится на территории, подведомственной той же налоговой, что и существующий. И на действующем и на вновь открываемом объекте работают наемные работники.
Какие документы нужно представить в налоговый орган? При сдаче налоговой декларации по ЕНВД нужно ли Раздел 2 заполнять по двум торговым точкам?
Обязан ли ИП применять кассовый аппарат?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
ИП при открытии нового магазина не подает указанное в п. 3 ст. 346.28 НК РФ заявление в налоговый орган, где он уже состоит на учете в качестве плательщика ЕНВД, данные, служащие для исчисления ЕНВД по новой точке будут отражены в подаваемой налоговой декларации – включены в отдельный Раздел 2.
ИП, у которого есть наемные сотрудники, обязан применять ККТ при расчетах в каждом из объектов розничной торговли.

Обоснование позиции:

ЕНВД

На основании п. 2 ст. 346.28 НК РФ индивидуальные предприниматели (ИП), изъявившие желание перейти на уплату ЕНВД, обязаны встать на учет в качестве налогоплательщиков единого налога в налоговом органе:
– по месту осуществления предпринимательской деятельности (за исключением видов предпринимательской деятельности, указанных в абзаце третьем п. 2 ст. 346.28 НК РФ);
– по месту жительства ИП – по видам предпринимательской деятельности, указанным в пп.пп. 5, 7 (в части, касающейся развозной и разносной розничной торговли) и в пп. 11 п. 2 ст. 346.26 НК РФ.
То есть ИП, осуществляющий розничную торговлю через магазины (пп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ) и пожелавший применять систему налогообложения в виде ЕНВД, должен встать на учет в качестве плательщиков ЕНВД в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности (месту расположения магазинов). Для этого необходимо в течение пяти дней со дня начала применения системы налогообложения в виде ЕНВД подать в налоговый орган соответствующее заявление (п. 3 ст. 346.28 НК РФ).
При этом абзац четвертый п. 2 ст. 346.28 НК РФ уточняет, что если он осуществляют предпринимательскую деятельность на территориях нескольких городских округов или муниципальных районов, на нескольких внутригородских территориях городов федерального значения, где действуют несколько налоговых органов, то ставится на учет в качестве плательщика ЕНВД в налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место ведения предпринимательской деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД.
Иным образом ситуация с открытием нового объекта розничной торговли в том же муниципальном образовании НК РФ не пояснена.
Регулятор сообщает: в случае открытия налогоплательщиком, осуществляющим предпринимательскую деятельность в виде розничной торговли, в муниципальном образовании по месту его постановки на налоговый учет в качестве налогоплательщика ЕНВД новых торговых мест заявление о постановке на учет в налоговом органе по месту их нахождения подавать не следует (письма Минфина России от 16.08.2012 N 03-11-06/3/60, от 16.10.2014 N 03-11-06/3/52084).
Подтверждением допустимости этого может служить определение ВС РФ от 31.03.2016 N 303-КГ16-1788, в ходе рассмотрения которого арбитры пришли к выводу, что при открытии нового объекта торговли в муниципальном образовании, в котором налогоплательщик уже осуществляет этот же вид деятельности, повторная постановка на учет налогоплательщика по данному виду деятельности в налоговых органах этого муниципального образования не производится.
Поэтому ИП при открытии нового магазина не подает указанное в п. 3 ст. 346.28 НК РФ заявление в налоговый орган, где он уже состоит на учете в качестве плательщика ЕНВД (смотрите также Вопрос: Организация осуществляет вид деятельности “Розничная торговля”, ее обособленные подразделения (магазины розничной торговли) находятся в разных районах г. Екатеринбурга. Если организация встала на учет как плательщик ЕНВД по 1 обособленному подразделению, то нужно ли организации повторно вставать на учет как плательщику ЕНВД при открытии второго подразделения? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2016 г.)).
Сведения о новом объекте будут отражены им в представляемой налоговой декларации – с заполнением нескольких Разделов 2: отдельно на каждый объект розничной торговли (п. 5.1 Порядка заполнения налоговой декларации по ЕНВД).
Обратите внимание:
Исчисление ЕНВД производится в этом случае по правилам п. 9 ст. 346.29 НК РФ (письмо Минфина России от 06.07.2018 N 03-11-11/47261): т.е. если магазин начнет функционировать 27.04.2019, то налог по нему следует исчислять с начала апреля (более детально этот аспект изложен в материале).

Применение ККТ

Согласно п. 1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ включенная в реестр ККТ применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и ИП при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных законом о ККТ.
Ситуации, когда ККТ может не применяться, перечислены в ст. 2 Закона N 54-ФЗ*(1). Ряд временных льгот по применению ККТ установлен Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ (далее – Закон N 290-ФЗ) и Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ (далее – Закон N 192-ФЗ). В частности, ККТ может не применяться до 01.07.2019 ИП на ЕНВД при ведении розничной торговли через магазины при отсутствии работников, с которыми заключены трудовые договоры (п. 2 ч. 7.1 ст. 7 Закона N 290-ФЗ, пп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Поскольку, как мы поняли, данное требование не выполняется, ИП обязан применять при расчетах ККТ.
В соответствии с п. 1 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ ККТ после ее регистрации в налоговом органе применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом), за исключением расчета, осуществляемого электронными средствами платежа в сети Интернет. Исходя из п. 1 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ, п. 31 ГОСТ Р 51303-2013, можно сделать вывод о том, что одна онлайн-касса не может одновременно использоваться на нескольких торговых местах. То есть по месту нахождения каждой торговой точки должны применяться отдельные онлайн-кассы (смотрите также Вопрос: Организация применяет УСН (объект налогообложения “доходы минус расходы”). Одним из видов деятельности организации является продажа масел: моторные, трансмиссионные. Организация имеет одну онлайн-кассу в головном офисе. У организации несколько точек продаж в разных городах (торговых мест). Нужно ли платить НДС в бюджет при продаже масел в розницу или через расчетный счет по безналичному расчету? Можно ли пробивать через онлайн-кассу в головном офисе розничные продажи, которые проходят в других городах (торговых местах), а покупателю при этом выдавать электронную копию чека, пробитого в головном офисе? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2019 г.)).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Ответ прошел контроль качества

24 апреля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Подавать ли ИП ЕНВД -2 повторно?

Необходимо ли индивидуальному предпринимателю подавать ф.ЕНВД-2 в ФНС при открытии новой торговой точки, при условии, что в данной ФНС ИП уже зарегистрирован ранее и сдает туда декларации?

Ответы:

ИП осуществляет розничную торговлю, является плательщиком ЕНВД. Планируется открыть новую торговую точку по другому адресу в том же городе на территории того же налогового органа (код ОКАТО одинаковый).

При открытии новой торговой точки следует ли представить в налоговый орган заявление по форме ЕНВД-2 и как это отразить в декларации по ЕНВД: суммированием площади по коду строки 040 или добавлением нового листа раздела 2?

13 августа 2012

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рассматриваемой ситуации при открытии дополнительно нового торгового места оснований для представления в налоговый орган заявления по форме ЕНВД-2 не имеется.

По нашему мнению, индивидуальному предпринимателю достаточно начать подавать в составе Декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности дополнительный лист раздела 2 с расчетом суммы единого налога по новой открытой точке, имеющей самостоятельный адрес.

Он может сопроводить декларацию пояснительным письмом в произвольной форме, приложив к нему копии документов.

На основании п. 2 и п. 3 ст. 346.28 НК РФ хозяйствующие субъекты, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, переведенные на уплату единого налога, обязаны встать на учет в налоговом органе в качестве плательщиков ЕНВД в пятидневный срок со дня начала осуществления деятельности, облагаемой ЕНВД, и в тот же срок сняться с учета в этом качестве при прекращении предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.

Постановка и снятие с учета плательщиков ЕНВД осуществляются с использованием форм документов, утвержденных приказом ФНС России от 12.01.2011 N ММВ-7-6/1@.

Каких-либо особенностей в отношении процедуры информирования налогового органа о прекращении, а также об открытии одного из нескольких видов деятельности, переведенных на уплату единого налога, налогоплательщиками, уже стоящими на учете в качестве плательщиков ЕНВД в этом налоговом органе, нормативными актами не установлено.

Как следует из форм заявлений, утвержденных приказом ФНС от 12.01.2011 N ММВ-7-6/1@, они могут использоваться исключительно при снятии налогоплательщика с учета в качестве плательщика ЕНВД и при постановке его на учет в качестве плательщика ЕНВД, но не могут служить в качестве уведомления налоговых органов о смене адреса, изменении площади магазина и пр.

Следовательно, оснований для подачи заявления по форме ЕНВД-2 об открытии новой торговой точки у индивидуального предпринимателя (далее – ИП) в рассматриваемой ситуации не имеется.

Согласно п. 3 ст. 80, п. 3 ст. 346.32 НК РФ налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода представляется в налоговые органы по месту постановки на учет в качестве плательщика единого налога налоговая декларация по единому налогу, утвержденная приказом ФНС России от 23.01.2012 N ММВ-7-3/13@.

При осуществлении налогоплательщиком одного и того же вида предпринимательской деятельности в нескольких отдельно расположенных местах раздел 2 Декларации заполняется отдельно по каждому месту осуществления такого вида предпринимательской деятельности (п. 5.1 Порядка заполнения налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, утвержденного приказом Минфина России от 23.01.2012 N ММВ-7-3/13@, смотрите также письмо Минфина России от 20.03.2009 N 03-11-06/3/68).

Читать еще:  Как открыть бизнес на регистрации доменов?

Лишь в том случае, если объекты розничной торговли расположены в одном строении, но имеют отдельные входы для посетителей, налогоплательщик, заполняя раздел 2 Декларации по виду деятельности “розничная торговля”, вправе отразить по кодам строк 050, 060 и 070 общую площадь торговых залов двух магазинов (смотрите письмо ФНС России от 10.12.2010 N ШС-37-3/17327).

Поэтому в рассматриваемой ситуации, по нашему мнению, ИП достаточно начать подавать в составе Декларации дополнительный лист раздела 2 с расчетом суммы единого налога по новой открытой точке, имеющей самостоятельный адрес.

Таким образом ИП уведомляет налоговый орган через Декларацию о появлении у него нового торгового места.

Тем не менее во избежание конфликта с инспекцией ИП может сопроводить Декларацию пояснительным письмом в произвольной форме, приложив к нему копии документов.

По крайней мере, подобную рекомендацию дал главный специалист-эксперт отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России М.С. Скиба .

Рекомендация эксперта
Также форма ЕНВД-2 может подаваться при начале нового вида деятельности, переводимого на ЕНВД.

При открытии новой торговой точки на территории с тем же ОКАТО достаточно подать очередную декларацию по ЕНВД с дополнительным листом 2.

Как поставить на учет «вмененную» торговую точку

Если компания только переходит на вмененку

Перейти на вмененку с ОСН организация может с любой удобной даты: привязки перехода к началу года или к началу квартала как налогового периода по ЕНВД положения НК не содержат. А вот перейти на уплату ЕНВД с УСН по одному виду деятельности можно только с начала следующего года, поскольку отказаться от упрощенки в середине года нельз я п. 3 ст. 346.13 НК РФ . Если же компания в течение года начинает вести новый вид деятельности, то может сразу начать платить по нему ЕНВД.

В течение 5 рабочих дней со дня, с которого хотите платить ЕНВД, надо подать в ИФНС по месту ведения деятельности заявление о постановке на «вмененный» учет по форме № ЕНВД-1 приложение № 1 к Приказу ФНС от 11.12.2012 № ММВ-7-6/941@ . Например, чтобы перейти на ЕНВД с 01.07.2017, заявление нужно подать не позднее 07.07.2017 пп. 2, 3 ст. 346.28, п. 6 ст. 6.1 НК РФ .

Если вы открываете магазин в том же районе, где у вас уже есть «вмененная» торговая точка, то с подачей заявления ЕНВД-1 можете не спешить. Но лучше успеть это сделать до подачи ЕНВД- декларации

Если магазины находятся в разных городских округах или муниципальных районах, подведомственных разным ИФНС, заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД должно быть подано в каждую инспекцию. А если магазины находятся на разных территориях одного муниципального района, городского округа или города федерального значения, которые обслуживаются разными ИФНС, то заявление подается только в одну из них. Вставать на ЕНВД- учет в каждой инспекции в этом случае не нужн о п. 2 ст. 346.28 НК РФ; Письма Минфина от 28.08.2015 № 03-11-11/49675 , от 24.07.2013 № 03-11-11/29241 .

В течение 5 рабочих дней после подачи заявления налоговики выдадут уведомление по форме 1-3-Учет п. 3 ст. 346.28 НК РФ; приложение № 2 к Приказу ФНС от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@ , подтверждающее постановку организации на учет в качестве плательщика ЕНВД. Днем постановки на учет будет считаться дата начала применения вмененки, указанная в заявлении по форме № ЕНВД-1.

Имейте в виду: заявление по форме № ЕНВД-1 надо подать даже в том случае, если компания будет отчитываться по ЕНВД в своей же инспекции, где она состоит на налоговом учете как юрлицо. За нарушение срока подачи заявления компанию могут оштрафовать на 10 000 руб. п. 1 ст. 116 НК РФ; Письмо ФНС от 29.03.2016 № СА-4-7/5366

Если вы хотите, чтобы магазин работал на вмененке с первого дня существования компании, то подайте заявление по форме № ЕНВД-1 сразу после регистрации фирмы. А в качестве даты начала применения спецрежима укажите дату госрегистрации.

Если у компании уже есть магазины на вмененке

Если компания открывает новую торговую точку в том муниципальном образовании, где есть «вмененные» магазины, или в другом, но подведомственном той же ИФНС, то она не обязана снова подавать заявление по форме № ЕНВД-1. Но может направить эту форму с заполненным приложением налоговикам, чтобы проинформировать их о новом адресе ведения «вмененной» деятельности, о котором не сообщалось ранее. Инспекция будет рассматривать такое заявление именно как источник информации о новом объекте, по которому компания намерена платить ЕНВД.

Кроме того, нужно сообщить в ИФНС о создании обособленного подразделения. Конечно, за исключением случая, когда магазин будет филиалом организации, но, как правило, торговой точке такой расширенный функционал не нужен, поэтому мы будем говорить о создании просто ОП.

За несообщение о создании ОП директору компании грозит административный штраф в сумме 300— 500 руб. ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ

Итак, в идеальном с точки зрения налоговиков варианте при открытии новой «вмененной» точки компания должна:

• направить в ИФНС по месту нахождения самой организации сообщение о создании ОП по форме № С-09-3-1 приложение № 3 к Приказу ФНС от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@ — в течение месяца со дня открытия ОП подп. 3 п. 2 ст. 23, п. 4 ст. 83 НК РФ ;

• подать заявление по форме № ЕНВД-1 в ИФНС по месту ведения деятельности. Срок подачи не установлен, но лучше сделать это до представления декларации по ЕНВД.

А по окончании квартала надо будет заполнить еще один раздел 2 в декларации по ЕНВД по новому месту ведения деятельности и сдать декларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим квартало м п. 3 ст. 346.32 НК РФ; п. 5.1 Порядка заполнения декларации, утв. Приказом ФНС от 04.07.2014 № ММВ-7-3/353@ .

Вместе с тем за неподачу заявления по форме № ЕНВД-1 в такой ситуации ничего не будет. А вот если налоговики узнают (например, в ходе камеральной проверки ЕНВД- декларации), что компания не сообщила о создании ОП, то за ведение деятельности без постановки на учет ее могут попытаться оштрафовать на сумму в размере 10% от дохода, полученного за «безучетный» период, но не менее чем на 40 000 руб. п. 2 ст. 116 НК РФ

Правда, Минфин и ФНС считают, что за непредставление сообщения об открытии ОП компанию можно оштрафовать только на 200 руб. п. 1 ст. 126 НК РФ; Письма ФНС от 27.02.2014 № СА-4-14/3404 ; Минфина от 17.04.2013 № 03-02-07/1/12946 Но налоговики на местах привлекают организации к ответственности именно за «безучетную» деятельность. В суде штраф можно оспорить, особенно если вмененщик исправно исчислял и платил ЕНВД по новому магазину. Ведь это означает, что налоговики так или иначе были осведомлены о торговом объекте и имели возможность его контролироват ь Постановление АС УО от 26.03.2015 № Ф09-1034/15 .

Тем не менее суды нередко поддерживали налоговиков, штрафующих организации за незарегистрированные ОП как за деятельность без постановки на учет Постановление АС ЗСО от 27.01.2017 № Ф04-5897/2016 . Однако недавно подобное дело было рассмотрено Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ.

Судьи ВС РФ поддержали организацию, согласившись с тем, что в ситуации, когда нарушение порядка постановки на учет в инспекции заключалось лишь в несообщении о создании ОП, норма п. 2 ст. 116 НК РФ не применяется. И штраф ИФНС могла назначить только за непредставление сведений, необходимых для налогового контрол я п. 1 ст. 126 НК РФ . При этом судьи учли, что компания добросовестно уплачивала налоги с доходов от деятельности, которая велась через «неучтенные» ОП Определение ВC от 26.06.2017 № 303-КГ17-2377 .

При подаче заявления по форме № ЕНВД-1 (как для постановки на учет, так и для информационных целей) не нужно прикладывать документы, подтверждающие, что объект соответствует «вмененным» критериям. К примеру, по площади торгового зала — договор аренды, техпаспорт и прочее. И требовать такие документы налоговики не должн ы Письмо ФНС от 28.12.2015 № ГД-18-14/1644 . То есть для перехода на ЕНВД достаточно своевременно подать заявление с указанием даты начала применения спецрежима.

Вмененщик закрыл один из магазинов: как отчитаться и заплатить ЕНВД

Рассмотрим ситуацию, когда у компании или ИП есть два магазина на ЕНВД, один из которых в какой-то момент закрывается. Самый первый вопрос, который возникает при этом: нужно ли сниматься с учета в качестве плательщика “вмененного” налога? На этот вопрос нет общего ответа, поскольку все зависит от конкретной ситуации.

Сниматься ли с учета вмененщику, если он закрыл магазин

Первая ситуация: магазины, по которым применяется ЕНВД, зарегистрированы в разных налоговых инспекциях.

В этом случае все очень просто: компании (ИП) нужно сняться с учета в качестве плательщика ЕНВД, ведь на территории муниципального образования, подведомственного конкретной налоговой инспекции, она больше не ведет “вмененную” деятельность.

Для снятия с учета необходимо направить в эту инспекцию заявление по форме № ЕНВД-3 (если заявитель – организация) или № ЕНВД-4 (если заявитель – индивидуальный предприниматель). Сделать это нужно в течение 5 рабочих дней после прекращения деятельности магазина (п. 3 ст. 346.28 НК РФ). Датой снятия с учета в этом случае будет являться дата прекращения деятельности, указанная в заявлении.

Если заявление о снятии с учета будет подано с опозданием, то датой снятия с учета будет считаться последний день месяца, в котором заявление было представлено в инспекцию. Соответственно, в этом случае сумма ЕНВД будет больше, чем в случае со своевременной подачей заявления. Поэтому в интересах самого же плательщика подавать документ своевременно.

Вторая ситуация: магазины, по которым применяется ЕНВД, находятся под ведомством одной налоговой инспекции.

Этот случай вызывает некоторые сложности, поскольку на практике у налоговиков нет единой позиции. Очевидно лишь то, что при закрытии одного только магазина сниматься с учета в качестве плательщика ЕНВД не надо, ведь другой объект продолжает функционировать. «Вмененная» деятельность на территории муниципального образования, подведомственного конкретной налоговой инспекции, по-прежнему ведется (пусть и не по всем объектам). Деятельность прекращена лишь по одному из торговых объектов.

Но это не дает понимания, надо ли сообщать о закрытии магазина в налоговую инспекцию. В налоговом законодательстве ничего об этом не сказано, что, кстати, может свидетельствовать об отсутствии такой обязанности.

Однако по закрытому магазину ЕНВД исчисляться не должен. И вот здесь уже порядок расчета налога, по мнению налоговиков, может зависеть от того, сообщил плательщик налоговой инспекции о закрытии магазина или нет.

На практике каждая налоговая инспекция устанавливает свои правила. В одной инспекции просят представления письма в произвольной форме о закрытии магазина; в другой – заявления о снятии по форме ЕНВД-3 (ЕНВД-4), в котором в качестве причины снятия с учета нужно указывать код 4 «иное»; в третьей не могут ничего толком сказать, но при проверке с готовностью спешат доначислить ЕНВД по закрытому магазину (мол, вы же не сообщили о закрытии).

Внесем ясность в этот вопрос.

Для начала посмотрим, есть ли на этот счет какие-либо разъяснения чиновников.

В письме ФНС России от 18.12.2014 № ГД-4-3/26206 сказано, что о прекращении осуществления отдельного вида предпринимательской деятельности и об адресе места осуществления этой деятельности ИП вправе сообщить налоговой инспекции по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика ЕНВД.

Делается это путем направления заявления о снятии ИП с учета в качестве плательщика ЕНВД (формы № ЕНВД-4). В качестве причины снятия указывается код 4 «иное» и заполняется приложение к данному заявлению, куда следует внести код вида прекращенной предпринимательской деятельности и (или) адрес места ее осуществления. При этом чиновники добавляют, что ИП остается на учете в качестве налогоплательщика ЕНВД, а информация о прекращении отдельного указанного вида деятельности по соответствующему адресу подлежит учету.

Таким образом, несмотря на то, что подается заявление о снятии ИП с учета в качестве плательщика ЕНВД, сниматься с учета он не будет. Налоговая инспекция на основании данного заявления просто примет к сведению, что по конкретному адресу торговля больше не ведется, но сам ИП по-прежнему будет иметь статус плательщика ЕНВД. И при получении декларации по ЕНВД, в которой налог по закрытому объекту будет исчислен в меньшем размере, вопросов у инспекции возникнуть не должно.

Обратите внимание на слово «вправе» в письме. Не совсем понятно, какой смысл заложили чиновники в это слово. При закрытии одного объекта можно об этом не сообщать и негативных последствий в виде доначисления ЕНВД не возникнет? Или подавать заявление нужно, если «вмененщик» не желает платить налог по закрытому объекту?

Буквальная формулировка содержащегося в письме примера указывает больше на второй вариант. На него же указывает и письмо Минфина РФ от 14.03.2018 № 03-11-06/2/15668.

Поэтому лучше все же подать такое заявление, чтобы избежать возможных претензий со стороны инспекции при проверке. Главное, помните: в заявлении нужно проставить код снятия – 4. При указании иной цифры фирму (ИП) снимут с учета в качестве плательщика ЕНВД, а в итоге с вмененки “слетит” и другой объект, который продолжает работать.

Вместе с тем, если плательщик не подал такое заявление, то в случае возникновения неблагоприятных последствий в виде, например, доначисления ЕНВД по закрытому объекту он может оспорить действия налоговой инспекции в суде.

Как рассчитать ЕНВД, если закрыт один из магазинов

Итак, мы приблизились к другому важному вопросу: как посчитать ЕНВД за квартал, в котором произошло закрытие одного из магазинов?

Первая ситуация: магазины, по которым применяется ЕНВД, зарегистрированы в разных налоговых инспекциях.

При закрытии одного магазина порядок действий четко прописан в налоговом законодательстве (п. 10 ст. 346.29 НК РФ). Там сказано, что размер вмененного дохода за квартал, в течение которого произведено снятие налогоплательщика с учета в связи с прекращением предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, рассчитывается до даты снятия с учета в ИФНС, указанной в уведомлении о снятии организации (ИП) с учета в качестве плательщика ЕНВД.

При этом за тот месяц, в котором произошло снятие с учета, вмененный доход рассчитывается исходя из фактического количества дней работы магазина по специальной формуле, указанной в этом же пункте. Таким образом, фактически налог будет рассчитываться только за тот период, когда магазин работал.

Вторая ситуация: магазины, по которым применяется ЕНВД, находятся в ведомстве одной налоговой инспекции.

При закрытии одного магазина налоговое законодательство не содержит нормы, регулирующей порядок расчета ЕНВД в такой ситуации. Однако чиновники разрешают применять тот же порядок, который используется при полном прекращении деятельности на ЕНВД, то есть порядок, установленный п. 10 ст. 346.29 НК РФ (первая ситуация). Об этом говорят, в частности, письма Минфина РФ от 14.03.2018 № 03-11-06/2/15668, от 23.06.2017 № 03-11-11/39527, от 03.12.2015 № 03-11-09/70689 (доведено до налоговых инспекций письмом ФНС России от 19.02.2016 № СД-4-3/2690).

Поэтому, исходя из разъяснений чиновников, ЕНВД по закрытому магазину следует считать за период с 1-го числа квартала по дату, когда торговая точка была закрыта.

Напомним, несколько лет назад эта ситуация была неясной. ФНС поясняла, что за месяц, в котором произошло закрытие магазина, налог следовало исчислять в полном размере, то есть без учета количества дней функционирования объекта (письмо от 18.12.2014 № ГД-4-3/26206). Минфин же считал, что за этот месяц площадь закрытого магазина не следовало брать во внимание вовсе. По их мнению, в данной ситуации происходило изменение физических показателей, при котором должны применяться положения п. 9 ст. 346.29 НК РФ (письма от 28.11.2014 № 03-11-09/60758, от 30.10.2013 № 03-11-11/46223). Согласия между чиновниками разных ведомств не было. Но теперь это уже не важно.

Представление декларации по ЕНВД: когда и куда

Следующий важный вопрос связан с декларацией по ЕНВД: в какую налоговую инспекцию и в какой срок ее необходимо представить?

И вот здесь уже именно вторая ситуация не вызывает сложностей: компания (ИП) не снимается с учета в качестве плательщика ЕНВД при закрытии одного из магазинов, учтенных в одной инспекции, а значит, отчитывается по «вмененному» налогу в прежнем порядке. То есть декларация подается в общие сроки, в ту же налоговую инспекцию, в которой фирма (ИП) продолжает стоять на учете в качестве плательщика ЕНВД.

Напомним, что декларации по итогам налогового периода представляются «вмененщиками» не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода (п. 3 ст. 346.32 НК РФ). Например, декларацию за I квартал 2019 года следовало подавать не позднее 22 апреля 2019 года (с учетом переноса 20-го апреля, приходящегося на выходной день).

А вот как быть в первой ситуации, когда в результате закрытия магазина компания (ИП) снимается с учета в качестве плательщика ЕНВД в конкретной налоговой инспекции?

Никаких особенностей по срокам представления декларации в данном случае налоговым законодательством не предусмотрено. На это обращено внимание и чиновниками ФНС России в письме от 20.03.2015 № ГД-4-3/4431. Поэтому сроки направления «вмененной» отчетности по закрытому магазину те же.

Загвоздка в том, что к общеустановленному сроку организация (ИП) уже будет снята с учета в той налоговой инспекции, по которой она раньше числилась в качестве плательщика ЕНВД. В результате налоговая инспекция может не принять декларацию, что, кстати говоря, часто и происходит на практике. Оснований для подачи декларации в другую инспекцию (по месту нахождения «головного» офиса компании/месту жительства ИП) не имеется, ведь там организация (ИП) не числилась в качестве плательщика ЕНВД.

В итоге на практике часто возникает ситуация, когда ни одна, ни другая инспекция не хотят принимать декларацию по закрытому торговому объекту. Куда же все-таки направлять отчетность?

В инспекцию, в которой раньше компания (ИП) стояла на учете в качестве плательщика ЕНВД. И не важно, что к моменту подачи отчета организация уже снята с учета. Отказывать в приеме декларации данная ИФНС не вправе. Такие разъяснения содержатся в уже упомянутом нами ранее письме ФНС России от 20.03.2015 № ГД-4-3/4431. Из этого письма также следует, что полученные декларации инспекция передаст новой инспекции в специальном порядке, установленном внутренним приказом ФНС России.

Но судя по жалобам вмененщиков, которым ИФНС отказывает в приеме деклараций, не все инспекции на местах осведомлены об этих разъяснениях.

Можно посоветовать направить декларацию по ЕНВД в бумажном виде. По крайней мере у организации (ИП) будет подтверждение факта ее подачи. Есть еще один вариант: воспользоваться правом досрочной подачи декларации, которое предусмотрено п. 1 ст. 45 НК РФ. Например, можно заранее оформить декларацию по ЕНВД и отправить ее вместе с заявлением о снятии с учета.

Вмененщик закрыл один из магазинов: как отчитаться и заплатить ЕНВД

Закрытие магазина для тех, работает на подобном режиме налогообложения, является необычайно трудным мероприятием с точки зрения оформления отчетности и составления всей необходимой документации. При этом в случае, если закрывается только один магазин из нескольких (от двух и более), вопрос о необходимости снятия с учета как плательщика ЕНВД часто остается невыясненным. Тем более, что ситуации в таком случае могут быть разными – например, магазины могут находиться в разных районах и, соответственно, зарегистрированы в разных отделах НС или находиться под юрисдикцией одной службы. В последнем случае мнения самих налоговиков расходятся по поводу правильного решения, поэтому вопрос является очень трудным.

Чтобы разобраться в нем и прийти к верным выводам, стоит прочитать эту статью, в которой дан не просто правильный выход, но и приведено обоснование с разъяснениями ответственных лиц и конкретными примерами.

Также отсюда вы узнаете, как и куда предоставлять декларацию. Поскольку ситуация складывается таким образом, что знание тонкостей этого процесса часто необходимо самому подавателю, то освоение данной информации в таком случае обязательно.

Рассмотрим ситуацию, когда у компании или ИП есть два магазина на ЕНВД, один из которых в какой-то момент закрывается. Самый первый вопрос, который возникает при этом: нужно ли сниматься с учета в качестве плательщика “вмененного” налога? На этот вопрос нет общего ответа, поскольку все зависит от конкретной ситуации.

Сниматься ли с учета вмененщику, если он закрыл магазин

Первая ситуация: магазины, по которым применяется ЕНВД, зарегистрированы в разных налоговых инспекциях.

В этом случае все очень просто: компании (ИП) нужно сняться с учета в качестве плательщика ЕНВД, ведь на территории муниципального образования, подведомственного конкретной налоговой инспекции, она больше не ведет “вмененную” деятельность.

Для снятия с учета необходимо направить в эту инспекцию заявление по форме № ЕНВД-3 (если заявитель – организация) или № ЕНВД-4 (если заявитель – индивидуальный предприниматель). Сделать это нужно в течение 5 рабочих дней после прекращения деятельности магазина (п. 3 ст. 346.28 НК РФ). Датой снятия с учета в этом случае будет являться дата прекращения деятельности, указанная в заявлении.

Если заявление о снятии с учета будет подано с опозданием, то датой снятия с учета будет считаться последний день месяца, в котором заявление было представлено в инспекцию. Соответственно, в этом случае сумма ЕНВД будет больше, чем в случае со своевременной подачей заявления. Поэтому в интересах самого же плательщика подавать документ своевременно.

Вторая ситуация: магазины, по которым применяется ЕНВД, находятся под ведомством одной налоговой инспекции.

Этот случай вызывает некоторые сложности, поскольку на практике у налоговиков нет единой позиции. Очевидно лишь то, что при закрытии одного только магазина сниматься с учета в качестве плательщика ЕНВД не надо, ведь другой объект продолжает функционировать. «Вмененная» деятельность на территории муниципального образования, подведомственного конкретной налоговой инспекции, по-прежнему ведется (пусть и не по всем объектам). Деятельность прекращена лишь по одному из торговых объектов.

Но это не дает понимания, надо ли сообщать о закрытии магазина в налоговую инспекцию. В налоговом законодательстве ничего об этом не сказано, что, кстати, может свидетельствовать об отсутствии такой обязанности.

Однако по закрытому магазину ЕНВД исчисляться не должен. И вот здесь уже порядок расчета налога, по мнению налоговиков, может зависеть от того, сообщил плательщик налоговой инспекции о закрытии магазина или нет.

На практике каждая налоговая инспекция устанавливает свои правила. В одной инспекции просят представления письма в произвольной форме о закрытии магазина; в другой – заявления о снятии по форме ЕНВД-3 (ЕНВД-4), в котором в качестве причины снятия с учета нужно указывать код 4 «иное»; в третьей не могут ничего толком сказать, но при проверке с готовностью спешат доначислить ЕНВД по закрытому магазину (мол, вы же не сообщили о закрытии).

Внесем ясность в этот вопрос.

Для начала посмотрим, есть ли на этот счет какие-либо разъяснения чиновников.

В письме ФНС России от 18.12.2014 № ГД-4-3/26206 сказано, что о прекращении осуществления отдельного вида предпринимательской деятельности и об адресе места осуществления этой деятельности ИП вправе сообщить налоговой инспекции по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика ЕНВД.

Делается это путем направления заявления о снятии ИП с учета в качестве плательщика ЕНВД (формы № ЕНВД-4). В качестве причины снятия указывается код 4 «иное» и заполняется приложение к данному заявлению, куда следует внести код вида прекращенной предпринимательской деятельности и (или) адрес места ее осуществления. При этом чиновники добавляют, что ИП остается на учете в качестве налогоплательщика ЕНВД, а информация о прекращении отдельного указанного вида деятельности по соответствующему адресу подлежит учету.

Таким образом, несмотря на то, что подается заявление о снятии ИП с учета в качестве плательщика ЕНВД, сниматься с учета он не будет. Налоговая инспекция на основании данного заявления просто примет к сведению, что по конкретному адресу торговля больше не ведется, но сам ИП по-прежнему будет иметь статус плательщика ЕНВД. И при получении декларации по ЕНВД, в которой налог по закрытому объекту будет исчислен в меньшем размере, вопросов у инспекции возникнуть не должно.

Обратите внимание на слово «вправе» в письме. Не совсем понятно, какой смысл заложили чиновники в это слово. При закрытии одного объекта можно об этом не сообщать и негативных последствий в виде доначисления ЕНВД не возникнет? Или подавать заявление нужно, если «вмененщик» не желает платить налог по закрытому объекту?

Буквальная формулировка содержащегося в письме примера указывает больше на второй вариант. На него же указывает и письмо Минфина РФ от 14.03.2018 № 03-11-06/2/15668.

Поэтому лучше все же подать такое заявление, чтобы избежать возможных претензий со стороны инспекции при проверке. Главное, помните: в заявлении нужно проставить код снятия – 4. При указании иной цифры фирму (ИП) снимут с учета в качестве плательщика ЕНВД, а в итоге с вмененки “слетит” и другой объект, который продолжает работать.

Вместе с тем, если плательщик не подал такое заявление, то в случае возникновения неблагоприятных последствий в виде, например, доначисления ЕНВД по закрытому объекту он может оспорить действия налоговой инспекции в суде.

Как рассчитать ЕНВД, если закрыт один из магазинов

Итак, мы приблизились к другому важному вопросу: как посчитать ЕНВД за квартал, в котором произошло закрытие одного из магазинов?

Первая ситуация: магазины, по которым применяется ЕНВД, зарегистрированы в разных налоговых инспекциях.

При закрытии одного магазина порядок действий четко прописан в налоговом законодательстве (п. 10 ст. 346.29 НК РФ). Там сказано, что размер вмененного дохода за квартал, в течение которого произведено снятие налогоплательщика с учета в связи с прекращением предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, рассчитывается до даты снятия с учета в ИФНС, указанной в уведомлении о снятии организации (ИП) с учета в качестве плательщика ЕНВД.

При этом за тот месяц, в котором произошло снятие с учета, вмененный доход рассчитывается исходя из фактического количества дней работы магазина по специальной формуле, указанной в этом же пункте. Таким образом, фактически налог будет рассчитываться только за тот период, когда магазин работал.

Вторая ситуация: магазины, по которым применяется ЕНВД, находятся в ведомстве одной налоговой инспекции.

При закрытии одного магазина налоговое законодательство не содержит нормы, регулирующей порядок расчета ЕНВД в такой ситуации. Однако чиновники разрешают применять тот же порядок, который используется при полном прекращении деятельности на ЕНВД, то есть порядок, установленный п. 10 ст. 346.29 НК РФ (первая ситуация). Об этом говорят, в частности, письма Минфина РФ от 14.03.2018 № 03-11-06/2/15668, от 23.06.2017 № 03-11-11/39527, от 03.12.2015 № 03-11-09/70689 (доведено до налоговых инспекций письмом ФНС России от 19.02.2016 № СД-4-3/2690).

Поэтому, исходя из разъяснений чиновников, ЕНВД по закрытому магазину следует считать за период с 1-го числа квартала по дату, когда торговая точка была закрыта.

Напомним, несколько лет назад эта ситуация была неясной. ФНС поясняла, что за месяц, в котором произошло закрытие магазина, налог следовало исчислять в полном размере, то есть без учета количества дней функционирования объекта (письмо от 18.12.2014 № ГД-4-3/26206). Минфин же считал, что за этот месяц площадь закрытого магазина не следовало брать во внимание вовсе. По их мнению, в данной ситуации происходило изменение физических показателей, при котором должны применяться положения п. 9 ст. 346.29 НК РФ (письма от 28.11.2014 № 03-11-09/60758, от 30.10.2013 № 03-11-11/46223). Согласия между чиновниками разных ведомств не было. Но теперь это уже не важно.

Представление декларации по ЕНВД: когда и куда

Следующий важный вопрос связан с декларацией по ЕНВД: в какую налоговую инспекцию и в какой срок ее необходимо представить?

И вот здесь уже именно вторая ситуация не вызывает сложностей: компания (ИП) не снимается с учета в качестве плательщика ЕНВД при закрытии одного из магазинов, учтенных в одной инспекции, а значит, отчитывается по «вмененному» налогу в прежнем порядке. То есть декларация подается в общие сроки, в ту же налоговую инспекцию, в которой фирма (ИП) продолжает стоять на учете в качестве плательщика ЕНВД.

Напомним, что декларации по итогам налогового периода представляются «вмененщиками» не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода (п. 3 ст. 346.32 НК РФ). Например, декларацию за I квартал 2019 года следовало подавать не позднее 22 апреля 2019 года (с учетом переноса 20-го апреля, приходящегося на выходной день).

А вот как быть в первой ситуации, когда в результате закрытия магазина компания (ИП) снимается с учета в качестве плательщика ЕНВД в конкретной налоговой инспекции?

Никаких особенностей по срокам представления декларации в данном случае налоговым законодательством не предусмотрено. На это обращено внимание и чиновниками ФНС России в письме от 20.03.2015 № ГД-4-3/4431. Поэтому сроки направления «вмененной» отчетности по закрытому магазину те же.

Загвоздка в том, что к общеустановленному сроку организация (ИП) уже будет снята с учета в той налоговой инспекции, по которой она раньше числилась в качестве плательщика ЕНВД. В результате налоговая инспекция может не принять декларацию, что, кстати говоря, часто и происходит на практике. Оснований для подачи декларации в другую инспекцию (по месту нахождения «головного» офиса компании/месту жительства ИП) не имеется, ведь там организация (ИП) не числилась в качестве плательщика ЕНВД.

В итоге на практике часто возникает ситуация, когда ни одна, ни другая инспекция не хотят принимать декларацию по закрытому торговому объекту. Куда же все-таки направлять отчетность?

В инспекцию, в которой раньше компания (ИП) стояла на учете в качестве плательщика ЕНВД. И не важно, что к моменту подачи отчета организация уже снята с учета. Отказывать в приеме декларации данная ИФНС не вправе. Такие разъяснения содержатся в уже упомянутом нами ранее письме ФНС России от 20.03.2015 № ГД-4-3/4431. Из этого письма также следует, что полученные декларации инспекция передаст новой инспекции в специальном порядке, установленном внутренним приказом ФНС России.

Но судя по жалобам вмененщиков, которым ИФНС отказывает в приеме деклараций, не все инспекции на местах осведомлены об этих разъяснениях.

Можно посоветовать направить декларацию по ЕНВД в бумажном виде. По крайней мере у организации (ИП) будет подтверждение факта ее подачи. Есть еще один вариант: воспользоваться правом досрочной подачи декларации, которое предусмотрено п. 1 ст. 45 НК РФ. Например, можно заранее оформить декларацию по ЕНВД и отправить ее вместе с заявлением о снятии с учета.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector