Открываем галерею

Открываем галерею

Открываем галерею

История успеха знаменитого американского арт-дилера Ларри Гагосяна до сих пор не дает покоя начинающим коллекционерам и галеристам.

В юности никому не известный сын армянских эмигрантов Ларри Гагосян о мире искусства даже не помышлял и подрабатывал где только мог – парковал машины и т.п., пока однажды не начал приторговывать постерами. Позднее он переключился на живопись, начал продвигать картины современных художников, и однажды именно благодаря ему мир узнал Демиена Херста и Джеффа Кунса. После чего Ларри Гагосян сказочно разбогател и долгое время возглавлял рейтинги самых влиятельных деятелей в области изобразительного искусства. История американской мечты, не так ли?

Мифы и реальность.

На самом деле в мире искусства всё обстоит несколько иначе, особенно если говорить о российском арт-рынке. Современные условия, в которых существует живопись у нас в стране, требуют от галериста недюжинного терпения, серьёзных материальных вложений и кропотливой работы по формированию своей аудитории. Сейчас даже в Москве галерейные продажи нельзя назвать хорошим способом заработать капитал: до этого ещё очень далеко. У нас галерея в большинстве случаев носит скорее имиджевый характер, это возможность заявить о себе, создавая модные сейчас кураторские проекты и оказывая поддержку талантливым художникам.

В современной России есть немало галерис­тов, чьи профессионализм и преданность искусству вызывают неподдельное уважение. Это, например, Елена Селина (галерея XL), Александр Шаров (галерея «11.12»), Марат Гельман. Однако ни один пока ещё не заработал на продажах русского искусства мультимиллионного капитала. Долгое время мы были изолированы от мировых арт-процессов, и у представителей среднего класса в нашей стране ещё не сформировалась привычка вкладывать деньги в искусство. Поэто­му можно сказать, что арт-рынок у нас только формируется.

Три шага к успеху.

С какими же вопросами нужно определиться в первую очередь, если вы твердо решили связать своё будущее с предметами искусства и стать галеристом? Конечно, главное, без чего не обойтись, – страстное отношение к искусству и уверенность в собственных художественном вкусе и интуиции. Второе – это специальные знания, которые можно получить как самостоятельно, так и при поддержке профессионалов арт-рынка. Можно поступить и в специализированный вуз у нас в стране или за рубежом. Так, например, в Москве бизнес-школа RMA предлагает образовательную программу «Арт-менеджмент и галерейный бизнес». Занятия проходят на территории центра современного искусства «Винзавод», курс состоит из лекций и мастер-классов, а преподают здесь самые влиятельные в мире искусства люди: Ольга Свиблова, Василий Церетели, Марина Лошак, Иосиф Бакштейн и другие.

Программы переподготовки для галеристов предлагают такие вузы, как МГУ, РГГУ, ВШЭ, СПГУ. Кураторов готовят и в «Свободных мастерских» при Московском музее современного искусства, а также в институте «База» Анатолия Осмоловского. Из зарубежных специализированных учебных заведений можно порекомендовать лондонский Sotheby’s Institute of Art, где готовят профессионалов в области искусства по программам разной продолжительности, от летних курсов до магистратуры.

Помимо этого, конечно, нужно обязательно посещать выставки, общаться с художниками, галеристами и коллекционерами. Только так можно понять, что происходит на арт-сцене, и определить направления, которые станут вам наиболее близки. Но если в арт-сообществе вы уже не новичок, пора приступать к конкретным действиям.

Шаг первый.

Определите круг художников, которых будете представлять на рынке. Все галереи условно можно разделить на два типа: актуальные и традиционные. Первые отражают новейшие тенденции в искусстве, открывают актуальное и новое, вторые представляют давно известные виды искусства. И если первые склонны эпатировать публику новыми оригинальными идеями и дорогостоящими проектами, то вторые, напротив, консервативны и организуют, как правило, выставки-продажи.

Проекты первых интересны, поскольку динамичны и остро отражают социальные процессы, происходящие в обществе, у таких галерей есть свои поклонники. Однако есть и другая часть аудитории, те, кто пойдет за картиной для своей коллекции в традиционную галерею, потому что им близко искусство, проверенное временем и не подверженное конъюнктурным колебаниям.

Так, например, работы всем известного дуэта Виноградов – Дубосарский (см. фото внизу), на грани соц- и поп-арта, с провокационными сюжетами, на холстах больших размеров, представляют галереи первого типа, актуальные. А скажем, работы так же хорошо известной Натальи Нестеровой, лауреата Государственной премии, заслуженного художника РФ, с изображениями библейских сюжетов, бытовых сцен, с натюрмортами – галереи второго типа.

Актуальные галереи адресуют свои проекты политизированной публике, а также тем, кого интересует протестное движение или идеи, открывающие новые горизонты в сознании. Есть среди аудитории и те, кто просто хочет удивлять своих состоятельных друзей.

Если вы определились с направлением, нашли свою нишу – постарайтесь заручиться поддержкой как минимум пяти-десяти художников, которые будут работать с вашей галереей. На этапе открытия следует привлечь и двоих-троих уже хорошо известных авторов – таким образом можно вызвать первоначальный интерес к галерее. А чтобы выход на рынок был эффектным, постарайтесь сделать свой первый проект интересным и неординарным.

Шаг второй.

Выберите место для галереи. В западных странах существуют определенные районы, где принято их открывать: в Нью-Йорке, Лондоне и Париже есть целые кварталы, в которых развернули свою деятельность арт-институции. У нас пока только формируются галерейные зоны, но уже есть центр современного искусства «Винзавод», так что предметы актуального искусства было бы предпочтительнее выставлять там. Другие галереи могут размещаться и вне кластеров, но желательно в центре города, потому что нужно учитывать состояние трафика и уважать время посетителей.

Возможен и квартирно-домашний формат, и таких галерей немало. Преимущество его в том, что вам не нужно тратить средства на аренду помещения, которая становится самой обременительной статьей расходов. Поэтому некоторые галереи не имеют постоянного адреса, а используют каждый раз новые пространства. Такой формат интересен тем, что расширяет возможности куратора представить очередной выставочный проект в новой, подходящей именно ему среде. Так вы сможете предложить концепцию выхода искусства за рамки привычных стен галерей и музеев, как это делают сегодня многие новые галереи.

Шаг третий.

Запуск проекта и последующая маркетинговая деятельность. Подготовительная работа перед открытием займёт немало времени, но без этого не обойтись. Разработка фирменного стиля и запуск сайта просто необходимы: иначе как вас будет идентифицировать потенциальный покупатель? Нейминг, создание логотипа, подготовка и печать каталогов, буклетов и пригласительных билетов, написание анонсов и релизов – вот только малая часть рекламной деятельности. Будьте готовы к тому, что придётся оформлять пространство галереи и осуществлять развеску.

Необходимо также придумать какую-то фирменную «фишку», выгодно отличаю­щую вас от конкурентов. Например, для галереи «73 улица» был изготовлен специальный фонарный столб с указателем «Галерея тут» и логотипом, который устанавливают каждый раз на время вернисажа. Это делается для того, чтобы гости могли без проблем найти вход на выставку, поскольку галерея осуществляет свои проекты всегда на разных площадках Москвы. Далее определите круг приглашенных на открытие вашей галереи, будет ли он закрытым или доступным для всех желающих.

Оповестите гостей о дате и времени открытия, подумайте об угощении и программе, напишите пресс-релиз. Кстати, приготовьтесь к тому, что придётся постоянно отслеживать все происходящее на арт-рынке, посещать множество мероприятий и много общаться с людьми, участвовать в биеннале молодого искусства и международных арт-ярмарках, то есть находиться в постоянном поиске и движении.

Итак, вы открылись и о вашей галерее стало известно определённому числу людей. Среди них, возможно, есть и ваши будущие покупатели. Теперь важно поддерживать их интерес новыми проектами, открывать для них имена молодых и перспективных художников, то есть превратить посетителей в покупателей, а возможно, и в настоящих коллекционеров. Станет ли ваша галерея притягательным местом для инвесторов и ценителей живописи, для журналистов и художников, зависит теперь только от вашего профессионализма, умения общаться с людьми и в немалой степени от везения. Желаю удачи!

Об авторе: Елена Комаренко – коллекционер, арт-дилер, основатель и управляющий галереи «73 улица». Оказывает помощь в вопросах формирования коллекций современного искусства. Галерея «73 улица» основана в 2011 году и представляет известные имена современного русского искусства (начиная с 1960-х годов), а также талантливых начинающих авторов, в том числе зарубежных.

В бумажной версии этот текст можно прочитать в журнале «Мир и Дом» (№11, 2014 год), который является партнёром портала Элитное.РУ

Свой бизнес: как открыть галерею

Сегодня столица может похвастать несколькими галереями, которые если не шикуют, то во всяком случае чувствуют себя уверенно. Руководитель одной из них Евгений Карась рассказывает о том как и кому стоит заниматься этим бизнесом.

Галерея “Ателье Карась” открылась в 1995 г . Идея создания галереи зародилась в его семье, семье художников, еще в 1986 г , тогда появилось и помещение для будущей галереи. Союз художников предоставил родителям Евгения целый этаж под творческую мастерскую: общая площадь помещения составляла примерно 200 кв.м. “Хотелось создать некое пространство для “прокручивания” интересных творческих идей, культурную среду для общения единомышленников, платформу для красивой жизни”, — вспоминает Евгений Карась.

Создание “пространства” началось с большого ремонта. Здание нуждалось не просто в ремонте, а в реставрации. Но и после того как помещение приобрело надлежащий вид, оно не сразу стало “пространством для “прокручивания” творческих идей”.

Вплоть до 1995 г . “шел процесс накопления знаний в области современного искусства”. Будущий галерист стремился понять, что происходит в изобразительном искусстве Украины, России, Европы, Америки. Он также начал тщательно исследовать художественные направления, инфраструктуру, тусовки, фамилии, рейтинги. Было решено выставлять работы только украинских художников. Сотрудники галереи начали формировать базу данных: собирали информацию о художниках, фотографии их работ, искусствоведческие тексты. И в 1995 г . начали приглашать художников поучаствовать в выставочных программах.

Когда пришло время открыть галерею, у Евгения Карася было все необходимое: первое — большое и недорогое помещение, второе — идеи будущих выставок, третье — база данных о художниках и их работах, четвертое — компетентные единомышленники.

Как открыть галерею: кадры

В галерее “Ателье Карась” работают всего пять человек: галерист — руководитель, куратор, пресс-секретарь, консультант и экспозиционер.

Успех всего предприятия всецело зависит от галериста: от его вкуса, его позиции. Именно он задает тон, формирует имидж галереи. Он решает, какое искусство приемлемо для его галереи, а какое — нет. С какими авторами ему работать, с какими — нет. Он же устанавливает “планку” для галереи. Галеристу совсем не обязательно быть художником. Главное — разбираться в изобразительном искусстве и любить его. Кстати, арт-менеджеров готовят некоторые вузы Украины. Например, Киевская художественная академия и Киевский университет культуры.

Вторую по значимости роль Евгений Карась отводит куратору. Куратор инициирует, организовывает и проводит выставки. Куратору необходимо художественное образование.
Экспозиционер решает, где разместить ту или иную работу, чтобы она “не потерялась” в общей массе, чтобы “не забила” другие работы, чтобы экспозиция была максимально адекватна концепции выставки. То есть организация экспозиции — это целое искусство, зачастую умело выполненная экспозиция придает картинам “новое звучание”.

Читать еще:  Как открыть свой успешный паб

Что касается консультантов (которые работают с посетителями и потенциальными покупателями) и пресс-секретаря (работа со СМИ), на эти должности Евгений Карась взял выпускников Киево-Могилянской академии. Он утверждает, что ни один вуз не в состоянии соперничать с выпускниками факультета культурологии Киево-Могилянской академии. Вскоре в галерее появится программист, который будет заниматься только интернет-ресурсами, созданными и курируемыми галереей.

Штатные сотрудники галереи получают в среднем
от $200 до $500 в месяц.

Как открыть галерею: документы

По словам Евгения Карася, чтобы открыть галерею современного искусства, не нужно получать никаких разрешительных документов, кроме общепринятых. И целенаправленно галереи никто не проверяет, поскольку законодательно деятельность галерей не регулируется: нет в наших законах такого понятия специфической культурной деятельности, как “галерея”.

Как открыть галерею: работы

“Галерея Карась” позиционирует себя как галерею современного фундаментального искусства. То есть здесь показывают искусство традиционных технологий: живопись, графика, скульптура и фотография. И лишь в редких случаях — инсталляция, медиа- и видеоарт.

У Евгений Карася собственная система оценки художников, которая, впрочем, не претендует на объективность. Он спрашивает мнение экспертов, в качестве которых выступают авторитетные в профессиональных кругах художники, об авторе судит по мероприятиям, в которых он участвовал. Самый высокий уровень международного признания художника — участие в престижных международных фестивалях, например в Венецианском биеннале.

Большую роль играет и то, где выставлялся автор. Если художник называет известные музеи, например Музей Людвига, Стедлик-музей и пр., значит, он может подтвердить свой высокий международный статус. Таких художников в Украине, по мнению галериста, не более 30. Он назвал лишь несколько имен: Маков, Савадов, Тистол, Ройтбурд, Гнилицкий, Животков, Сильваши и др.

По мнению галериста, “галерея, как и любой художественный проект, оценивается не по самому сильному, а по самому слабому художнику или проекту. И не столь сложно поднять “планку”, сколь сложно ее не опустить”.

Чтобы “не опуститься”, галерея “Ателье Карась” регулярно проводит исследования, цель которых — оценить и спрогнозировать художественную ситуацию, определить лучших художников страны по оценкам специалистов. Система проста: они опрашивают 15 экспертов (галеристов, арт-менеджеров), с просьбой назвать фамилии 50 наиболее интересных художников. Как правило, их мнения совпадают на 80%. Затем просят из указанных 50 отметить 10 сильнейших: совпадение — 20%. Так формируется внутренний рейтинг.

Его галерея системно работает более чем с 30 художниками. Правда, ежегодно она отводит место для работ одного-двух новых авторов. А в среднем в год проводит 10-15 выставок.

Как открыть галерею: советы

Галерею лучше располагать в центре города. Идеальным может считаться помещение, общая площадь которого 200 кв.м: выставочный зал — 50-80 кв.м, офис — 15-20 кв.м, помещение для хранения работ — 30-50 кв.м и техпомещения (для хранения оборудования и т.д.) — 50 кв.м.

Начать галерейный бизнес можно и с $1,5 тыс., но это при наличии помещения. $1,5 тыс. уйдут на зарплату сотрудникам за первый месяц, фуршет по случаю открытия и буклеты о выставке. Аренда помещения в центре города, конечно будет очень дорогой. Но можно договориться с местной властью — организовать совместную галерею. А можно присовокупить галерею к уже действующему бизнесу: например, банкир может организовывать выставки в холле банка.

По материалам газеты Бизнес

*Статье более 8 лет. Может содержать устаревшие данные

Как монетизировать увлечение концептуальным искусством

В ноябре 2016 года Ирина Синицина открыла собственную галерею современного искусства, в которой выставляет работы рязанских художников и авторов из Москвы и Санкт-Петербурга.

Прежде Ирина жила в Санкт-Петербурге и стажировалась в местной галерее, поэтому хотела запустить бизнес там же, но помещение в Рязани нашлось быстрее. Дело пошло, и уже через две недели там открылась первая выставка галереи «Люди».

Ирина Синицина рассказала Контур.Журналу о том, как она старается сместить интерес публики с реалистичной живописи к концептуальному искусству, почему художники-любители оценивают свои картины в два раза выше, чем профессионалы, и как она решает проблемы с онлайн-продвижением.

Запуск

Мы с другом придумали формат кафе-бутик-студии, куда люди могли бы приходить обедать и ужинать и время от времени знакомиться с разными направлениями в искусстве — раз в три месяца мы организовывали выставки.

Поначалу мы работали именно с рязанскими художниками — для нас это было принципиально, но постепенно о нас узнали в Москве и Санкт-Петербурге, некоторым столичным художникам было интересно выставиться здесь — они написали сами. Так наш проект начал развиваться, но я хотела совершенствовать узкое направление — войти именно в галерейный бизнес. В тот период я жила в Санкт-Петербурге и стажировалась в местной галерее, а потому планировала открыть свое дело именно там.

Очень быстро нашлось помещение в центре города именно в Рязани, и я подумала, что частных галерей, которые сотрудничают с молодыми художниками, художниками-экспериментаторами и художниками-любителями, здесь, наверное, нет, потому что все, как правило, стараются обратиться к «Союзу художников России», более профессиональной и более традиционной живописи. Галерея «Люди» обещала стать интересным экспериментом именно для Рязани.

Конкуренты

Я больше люблю концептуальное искусство, например, искусство XX века, в частности, сюрреализм, по которому я писала дипломную работу. Именно такие направления я стараюсь выставлять, хотя зритель лучше воспринимает традиционную реалистичную живопись.

Мне интересно познакомить аудиторию с чем-то новым, чтобы люди понемногу привыкали и более адекватно воспринимали новые направления. Раньше выставки могли быть связаны с временем года и какими-то событиями, позже я от этого отошла.

Некоторые художники, у которых есть свой бизнес, например, мастерская керамики, иногда проводят с нами мастер-классы. То же самое по мозаике: девушка живет в Москве, у нее там собственный бизнес, но она периодически сотрудничает и с нами.

В городе есть примерно пять частных галерей, с которыми мы конкурируем по продажам произведений мастеров из «Союза художников России». Одна из самых старых галерей сотрудничает непосредственно с этой творческой организацией. Есть небольшая галерея, которая выставляет петербургских художников. Я стараюсь посещать и поддерживать обе.

Есть галерея при художественном магазине, на чьих выставках я не была, но мне говорили, что там экспозиция постоянно обновляется. Это те галереи, которые на слуху, которые в городе знают практически все.

Мы находим авторов через интернет, также помогают личные знакомства. С некоторыми я познакомилась, еще когда училась на архитектора, мы даже вместе проходили вступительные испытания — готовились к рисунку и графике. Также я постоянно посещаю много выставок в разных городах и стараюсь сразу договариваться с художниками на месте.

Многие художники рекомендуют своих товарищей, обращаются к нам сами, присылают свои резюме и портфолио. Если мне интересно, мы продолжаем сотрудничать. Поначалу можно выставить несколько картин совместно с другими художниками и, если все пройдет хорошо, организовать персональную экспозицию.

Особенности

Обычно на выставку приходят поклонники автора, которые уже знакомы с его творчеством и им интересно посмотреть, как он развивается дальше. Обычно к выставке готовятся за полгода или даже больший период — публике интересно наблюдать за развитием.

Покупателем же может быть кто угодно. Двадцатилетние посетители часто приобретают небольшие работы в подарок, более взрослая аудитория, которая может позволить себе покупать дорогие вещи, выбирает картины себе домой.

Иногда люди обращаются за картинами на заказ. Со скульптурами я пока не связываюсь, потому что мне не хватает пространства в галерее, но, если люди обращаются, то я даю контакты скульпторов. Чаще у нас заказывают роспись стен в подъезде, доме или кафе.

Средняя стоимость картины в галерее «Люди» — 10 000-20 000 руб. Для сравнения: в Санкт-Петербурге средняя цена возрастает до 50 000 руб. По крайней мере, так было в той галерее, в которой я работала.

Как правило, цену определяет именно художник. Он знает, сколько хочет получить за определенную картину. Интересно отметить, что профессиональные художники обычно назначают цену в два раза ниже, чем художники-любители, потому что у любителей меньше практики, они не учились в университете, у них особое отношение к каждой картине. Такой художник не создает «салонную» работу, это его личные поиски. Иногда он вообще отказывается ее продавать, использует только для демонстрации на выставках.

Цена не зависит от того, как долго создается произведение, потому что все работают в разных техниках и с разной скоростью. Кому-то комфортно писать несколько лет, кому-то пару недель. Больше влияет конечный результат.

К сожалению, там, где я снимаю помещение, у нас нет никакой вывески, то есть реклама идет только через интернет — я продвигаю галерею в социальных сетях и готовлюсь запустить сайт.

У меня есть несколько своих источников — это рязанские газеты, которые освещают наши выставки в разделе «Афиша» на одном уровне с государственными городскими художественными музеями.

К сожалению, оказывается, что мои уведомления в социальных сетях, которые я публикую за несколько недель до открытия выставки, не все видят вовремя. Многие узнают о выставке постфактум и расстраиваются. Хотелось бы лучше информировать публику — это главная моя сложность при развитии галереи.

В целом, галерейный бизнес — тяжелый, в него нужно активно вкладываться.

Картины покупают очень редко — примерно раз в месяц. Я выбрала еще более сложный путь, потому что выставляю не традиционную живопись, а концептуальную, к которой публике нужно привыкнуть.

Рязань считается туристическим городом, но, если сравнивать ее с Санкт-Петербургом, в который летом приезжает несколько миллионов человек, можно заметить, как там вырастают продажи, особенно за счет иностранных покупателей, и как они падают у нас, потому что все разъезжаются на лето.

Лучше всего продаются картины ближе к Новому году и в марте. Получается, что я выбрала удачный период для запуска: открыла галерею в ноябре и к марту уже смогла выйти в ноль.

Концепция

Частично я позаимствовала концепцию своей галереи у петербургской. В этом году в выставках участвуют шесть художников: они платят небольшую арендную плату, и мы заранее распределяем, кто в какой месяц будет выставляться.

Тем самым я обезопасила себя и обеспечила галерею регулярными выставками. Я точно знаю, кто и в какое время в этом году у меня будет выставляться, и у меня было достаточно времени, чтобы найти художников на какие-то свободные месяцы. Сейчас до ноября все месяцы расписаны.

Скоро я буду давать объявление, что можно выставиться в нашей галерее в Рязани. Мы уже начали сотрудничать с молодыми питерскими художниками, они участвуют в нашей общей выставке и хотят организовать персональные.

В галерее можно выставить до 70 картин, так на одной выставке мы завесили абсолютно все пространство. В среднем мы выставляем по 30-40 картин — это стандартное количество для одного зала в галерее среднего размера. Конечно, нужны складские помещения для хранения произведений, такие же, как запасники в музеях. Я над этим работаю, пока собираюсь выделить уголок в этом помещении и там хранить работы художников.

Читать еще:  Бизнес-план открытия книжного магазина

У меня всегда есть в наличии каталог или ассортимент картин в электронном виде и на распечатанном листе — список произведений, которые художники ходят продать, но мне негде их хранить или они не успели мне их привезти. После выставки я всегда оставляю несколько работ, которые можно купить.

На странице во «ВКонтакте» указан весь ассортимент, все цены и размеры и мой номер телефона. Я доступна онлайн практически 24 часа в сутки. Меня можно найти в галерее каждый день с 12.00 до 21.00. Если ко мне заходят посетители, которые хотят ознакомиться с галереей или приходят на какую-то выставку, то я полностью уделяю им внимание, что-то рассказываю, советую. Если посетителей нет, я стараюсь заниматься рекламой. Также я преподаю историю архитектуры в местном университете, где недавно открылся архитектурный факультет, это один из обязательных предметов.

Сама я рисую крайне редко. Скоро будет общая выставка — в ней я тоже участвую. Надеюсь, что и свою выставку я когда-нибудь организую.

Художники

Я работаю с каждым художником индивидуально, при выборе автора и его работ значительную роль играет мое личное восприятие — что нравится, что не нравится. Обычно, если художник ко мне обращается, и я вижу, что у него есть одна-две работы, которые можно выставить, я запоминаю это и в будущем уже заранее знаю, что к нему можно обратиться.

На вернисаже всегда присутствует художник и примерно 30 посетителей. Столько позволяет вместить помещение. Мы представляем художника, дальше можно задать вопросы, обычно автор рассказывает какие-то интересные случаи, связанные с его картинами.

Сейчас проводится выставка Валентина Шункова. Это один из моих любимых художников, с которым мы работаем уже три года. Он живет в Москве, но выставляется в Рязани. Его многие знают, у него экспрессивная пастозная техника, вдохновляется он художниками американского экспрессионизма второй волны, это вторая половина XX века. У него очень впечатляющие картины. Равнодушных нет: либо посетителям нравятся контрасты и цвета, либо они сразу узнают в произведении какую-то свою жизненную ситуацию, либо говорят, что это слишком просто. Каждую картину он пишет приблизительно за три часа.

Эта выставка отличается от всех его предыдущих выставок. Раньше я выбирала картины сама, чтобы угодить публике: городские пейзажи и летние мотивы. Сейчас основу экспозиции составил он сам из своих любимых работ, где есть не всем понятные сюжеты и необычные ракурсы. Немногие это понимают, но мы рискнули продемонстрировать зрителю именно такие работы.

Интересная техника у Анны Филимоновой: она училась в Рязани, но выставляется по всему миру — например, у нее были выставки во Флоренции и в Испании.

У нее абстрактная живопись: мир она воспринимает через энергию, через орнамент она передает какие-то сцены или предметы. В ее картинах можно узнать ситуации из жизни, впрочем, некоторые видят в ее сюжетах совершенно противоположный смысл — не тот, который она вложила.

Как открыть галерею современного искусства с нуля

Культурный голод — двигатель современного человека. Все больше интереса вызывают новинки в арт-сфере. Современное искусство стоит во главе трендов многих галерей мира. Если в вашем городе еще нет подобных выставочных пространств, то к организации собственной галереи определенно стоит присмотреться.

Краткая информация

  • 3/5 – средняя Стоимость запуска
  • 4/5 – высокая Окупаемость
  • 2/5 – низкая Сложность управления
  • 3/5 – средняя Конкурентность

Актуальность бизнес-идеи

Иногда кажется, что все крупные события в сфере культуры или искусства в нашей стране происходят только в Москве и Санкт-Петербурге. Если в вашем городе из мест проведения досуга есть только старенький музей, оборудованный еще в советское время, и пара торговых центров, то создание собственной галереи станет весьма ожидаемым решением для бизнеса.

Затраты и прибыль

Бизнес в сфере искусства принесет прибыль не сразу. Однако этот проект интересен возможностью быть в центре культурной жизни города и заполучить новые знакомства и связи. К тому же заработать можно на смежных видах деятельности: предоставление помещения в аренду под мероприятия, продажа сувенирной продукции и предметов искусства.

Инвестиции в организацию галереи современного искусства достаточно высоки и в лучшем случае составят около 840’000 рублей. В первое время прибыль будет небольшой, но со временем доходы будут расти — от 80’000 рублей. Срок окупаемости — 10 месяцев.

Затраты на старте: примерный расчет для Саратова

Статья расходов Сумма, ₽
Оформление бизнеса 10’000
Оборудование 300’000
Затраты на основную экспозицию 500’000
Прочие расходы 30’000
Итого 840’000

Ежемесячные затраты

Коммунальные платежи 15’000
Зарплата сотрудникам 100’000
Реклама 50’000
Организация временных выставок 100’000
Итого 265’000

Разрешения и документы

Регистрация бизнеса

Особых документов для официального признания галереи не требуется: эта деятельность не регулируется законодательно на территории нашей страны. Достаточно открыть ИП, встать на налоговый учет и исправно платить налоги, делать отчисления в ПФР. Специальных служб по проверке деятельности галерей тоже нет, но получить заключение от Государственной службы пожарного надзора придется.

Список документов для регистрации ИП

  • Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (форма № Р21001)
  • Копия российского паспорта
  • Квитанция об уплате госпошлины

Выбор помещения

Лучшим решением будет расположить галерею в центре города, например, в старинном доме дореволюционной постройки с высокими потолками и большими окнами. Другим подходящим вариантом может стать здание заброшенного завода, бывшего склада, цеха или любого другого промышленного строения, которое можно переоборудовать под нужды современного искусства.

Без ремонта здесь не обойтись. В первом случае вам придется максимально сохранить историческую ценность и привлекательность объекта вплоть до мельчайших деталей — лепнина на потолке, печные изразцы, витражное остекление. Во втором случае оформить помещение в стиле лофт: оголенные трубы, кирпичные или бетонные стены. Интерьеры здания должны выгодно дополнять вашу экспозицию.

Понятно, что затраты на помещение — покупка в собственность или аренда — обойдутся недешево. Но в будущем вы также можете сдавать его в аренду под проведение различных мероприятий или событий, чтобы окупить быстрее.

Выберите помещение площадью не более 200 кв м из расчета:

  • Выставочное пространство — 120 кв м
  • Административное помещение — 20 кв м
  • Хранилище выставочных работ — 30 кв м
  • Технические помещения — 30 кв м

Если пространства под офис, хранилище или технические помещения в выбранном здании окажутся совсем небольшими, то все равно рассмотрите его по другим характеристикам. Главные факторы: большая выставочная зона, транспортная доступность, привлекательные условия.

Затраты на помещение зависят от нескольких факторов: собственность, аренда или кредит, а также необходимость в ремонте. Мы рассмотрим вариант помещения в собственности, чтобы показать от скольки могут начинаться расходы на организацию галереи.

Оборудование

Закупайте оборудование под каждое помещение вашего выставочного пространства отдельно:

  • Выставочное пространство: осветительные приборы, крепления, полки и другие конструкции для демонстрации работ
  • Административное помещение: мебель и офисная техника
  • Хранилище выставочных работ: полки, стеллажи
  • Технические помещения: оборудование и инвентарь для поддержания работы галереи

Заложите на эти расходы около 300’000 рублей.

Как выбрать партнеров

Если ваш город не блещет событиями в сфере культуры и искусства, то ваша деятельность станет отдушиной для жителей. Постоянную экспозицию можно собрать на основе собственной коллекции или работ местных мастеров. Для временных выставок стоит приглашать авторов из других городов России, ближнего и дальнего зарубежья.

Ориентируйтесь на собственный вкус, мнение искусствоведов и тренды в сфере современного искусства. Отличным (пусть и трудозатратным) решением станут не просто выставки, а перформансы и театрализованные представления. Но здесь без помощи профессионалов не обойтись.

Персонал

Практика показывает, что для функционирования небольшой, но очень прогрессивной галереи современного искусства достаточно 5-6 человек.

Галерист или руководитель выставочного пространства отвечает за подготовку экспозиции, формирование имиджа культурного заведения. Быть профессиональным художником или дипломированным искусствоведом для этого вовсе не обязательно: достаточно интересоваться искусством и иметь управленческий опыт. Этим человеком может стать владелец галереи.

Куратор отвечает за проведение выставок, событий, мероприятий. В начале эту функцию также может взять на себя собственник бизнеса.

Экспозиционер занимается непосредственно выставлением картин и других предметов искусства. Причем как технической, так и планировочной стороной вопроса. Продумать размещение картин, развесить их, настроить свет, подобрать музыкальное сопровождение… Без ловких рук и светлой головы здесь не обойтись.

Сопровождать открытие галереи и выставок может как галерист, так и куратор. А вот для постоянного присутствия в зале потребуются смотрители. Их количество зависит от формы и размера помещения. С этой функцией прекрасно справятся люди с художественным образованием или выпускники гуманитарных факультетов.

Пресс-секретарь отвечает за работу со СМИ, а также обновления официального сайта галереи и ее соцсетей. Услугами фотографа, веб-мастера, грузчиков, водителей, разнорабочих пользуйтесь по мере необходимости: в штате эти сотрудники не нужны.

Количество сотрудников галереи зависят от ее масштаба и амбиций. Заложите в Фонд оплаты труда около 100’000 рублей ежемесячно.

Как рекламировать бизнес

Если ваш город достаточно скуп на события в культурной жизни, то посетители сами потянутся к вам. Однако и о рекламной поддержке забывать не стоит. Сообщайте о своих мероприятиях в СМИ, популярных пабликах вашего города, заручитесь поддержкой местных топ-блогеров. Отличной рекламой станут положительные и даже спорные отзывы ваших посетителей. Аналогично проведение спорной выставки “на грани” поможет собрать полный зал. Крайние меры: запрет выставки властями привлечет внимание к вашей галерее не только местных жителей, но и журналистов федеральных изданий.

Организация бизнеса в сфере искусства — занятие затратное, но статусное и интересное. Стать известным галеристом своего города можно быстро, а это даст пропуск в определенный круг знакомств. Удачи вам!

Бизнес план: организация галереи

Галерея как таковая формируется для проведения в ней последующих выставочных мероприятий совершенно различного формата. Это и демонстрация произведений искусства, фотографий, картин, скульптур и региональные выставки, куда может входить и товарная тематика заводов и фирм производителей.

Содержание

Актуальность бизнеса

Открыть свой собственный бизнес в большинстве случаев означает воспользоваться одним из традиционных предложений, которые уже три тысячи раз испробованы, схема их действия отработана, а примеры встречаются на каждом углу. Магазины одежды, продуктов, производство, перепродажа, фаст-фуд. Что же касается менее популярных видов, то на них взирают с опаской и недоверием.

Меж тем, среди них также есть достойные экземпляры. И по сравнению с вышеописанными, имеют одно явное преимущество. В них нет такой бешеной всепоглощающей конкуренции. А ведь именно конкуренция с первых шагов может задавить любой продуманный бизнес-план и дело из прибыльного может превратиться в долгую игру на выживание.

Читать еще:  Как открыть магазин моторных масел

На этом фоне уникальность вашего проекта может стать отличным подспорьем в организации предпринимательского дела, которое будет иметь отличные показатели выхода на чистую прибыль и заработка. Одним из таких проектов является открытие галереи.

Открытие галереи как бизнес – достаточно новое веяние среди бизнесменов в странах СНГ. Однако уже считается перспективным видом предпринимательской деятельности и обещает владельцам хороший уровень дохода при организации. Однако у него, как и у любого другого вида бизнеса есть свои сложности, которые будут определять весь процесс организации.

Общая характеристика проекта галереи

Галерея как таковая формируется для проведения в ней последующих выставочных мероприятий совершенно различного формата. Это и демонстрация произведений искусства, фотографий, картин, скульптур и региональные выставки, куда может входить и товарная тематика заводов и фирм производителей.

Смысл открывать галерею существует при условии, что в городе, где начинается дело, проживает не менее трёхсот пятидесяти тысяч человек. Если формат населённого пункта удовлетворяет этому условию, но всё же количество проживающих совсем невелико по сравнению с мегаполисами, то будет идеальным условием и то, что на территории города нет других действующих площадок рассчитанных на подобные мероприятия.

Работа галереи строится исключительно на взаимовыгодном сотрудничестве организаторов выставок, участников и вас, как владельца галереи. Хотя в иных случаях вы сами при этом можете быть и организатором мероприятий у себя в помещении.

Тем более, в последнее время в России, как уже давно в Европе искусству и дизайну стали уделять несравненно большее внимание. Относится это и простым жителям, которые, по сути, и будут клиентами тех выставок, которые будут проводиться у вас в галереи. А значит, их интерес будет непосредственно влиять на ваше дело.

Отсюда проистекает актуальность такого бизнеса. Нести в массы идеи просвещения, познания, дарить людям возможность видеть то, что вряд ли они где-то ещё увидят, бороться за право эксклюзивности и одновременно получать доход – вот чем берёт начинающего предпринимателя идея открыть галерею.

В то же время стоит задуматься о наличии у вас вкуса. Без всяких обиняков. Объективно оценить себя, так как в дальнейшем это качество будет работать на вас и ваше дело. И если вам нет смысла сотрудничать с молодыми художниками, дизайнерами, мастерами, просто потому что вы не сможете оценить их творчество, а значит, не сможете понять, будет ли пользоваться такая выставка в вашей галерее популярностью, но делать бизнес в этом направлении всё равно захотите, то нужно будет дополнительно нанять человека. Это ещё одна строка расходов, но именно она сможет вылиться в успех всего предприятия.

Поэтому, перед стартом собственного дела, нужно сформировать направленность проекта и при необходимости воспользоваться консультацией специалистов. Роль, которую вы будете исполнять в своём проекте, нельзя недооценивать, но и переоценка может сыграть злую шутку. Так что, кто вы будете для своей галереи – инвестор, организатор, художник, управляющий, бизнесмен, или всё это вместе взятое – решать вам. Но решать нужно сразу.

Юридическая составляющая

Начинающему предпринимателю, для того, чтобы заняться освоением бизнеса на открытии галереи не потребуется каких-то специализированных разрешений от государственных инстанций, потому что и специального органа контроля подобных мест для проведения выставок пока нет. Поэтому, как и в любом другом бизнесе, понадобятся исключительно стандартные бумаги.

Разрешение на занятие предпринимательской деятельностью. Не забудьте, что нужно будет выбрать форму организационно-правовой деятельности – индивидуального предпринимателя, или общество с ограниченной ответственностью. Также выбор буде иметь место в форме налогообложения вашего дела. После идёт регистрация в налоговой службе и пенсионном фонде, куда также будут идти отчисления.

Весь процесс регистраций официальной деятельности – дело трудоёмкое, и отнимает очень много времени, потому что связано с бумажным делооборотом и постоянным посещение государственных органов. Особенно, если для вас это первый опыт. Однако, есть способ избежать всей волокиты самому, заплатив определённую сумму денег специализированной фирме. Подобные организации берутся сделать всё за вас. Это ускорит процесс и освободит ваше время для формирования собственного проекта. Тарифы при этом нужно узнавать индивидуально.

Помещение

Так как выставки, которые вы будете проводить в своей галерее, рассчитаны на массовое посещение людей со всех концов населённого пункта, а также приезжих из других городов, нужно основательно озаботиться вопросом размещения предприятия. Отлично подойдёт центр города. Однако при таком выборе нужно быть готовым к тому, что аренда будет стоить дороже и могут возникнуть сложности с организацией подъезда для гостей и посетителей выставок. А удобство играет большую роль в вопросе посещаемости и популярности. К тому же, участники выставок будут запрашивать удобство для ввоза на территорию экспонатов и реквизита.

Немалое внимание при аренде или строительстве здания галереи уделяется освещению и внутреннему климату. Потому важно, чтобы в рабочем состоянии находились качественные системы вентиляции, кондиционирования воздуха и системы поддержания определённой температуры. Экспонаты бывают разными, и для некоторых важен оптимальный температурный режим.

Помещение галереи должно иметь несколько зон. А общая площадь будет варьироваться исходя из заранее определённой направленности проводимых мероприятий. Чем большее разнообразие выставок вы планируете проводить в своём помещении, тем с большей вероятностью потребуется отнюдь немаленькая площадь. Однако стандартно рассматривается помещение площадью в 250 квадратных метров.

Комната для хранения работ. Не менее 50 квадратов.

– Помещение для хранения оборудования и реквизита. Не менее 50 квадратов.

Офис администрации. Достаточно 15 – 25 квадратов.

– Собственно зал для выставочных работ. Порядка 80 квадратных метров.

Аренда столь крупного помещения – всегда дело непростое. Особенно учитывая местоположение, о котором писалось выше.

Поэтому начинающему предпринимателю стоит подумать о возможных вариантах, которые помогут сэкономить. Так, например, если арендовать уже готовое помещение, которое изначально и предназначалось для подобных целей, то можно убрать затраты на организацию технологических сетей, вентиляции и канализации. Другой вариант – совместное открытие с органами государственного муниципалитета, которые будут заинтересованы в развитие этого направления с точки зрения облагораживания культурной жизни города. Несомненно, такой подход даст свои плюсы не только в графе «аренда», но и упростит, например, маркетинговую компанию.

Персонал

Персонал действующей галереи может быть как постоянным, так и в некоторых должностях – временным. Помимо технических специалистов нужно обратить внимания на несколько позиций персонала:

  1. Руководитель проекта. Важная должность, так как именно от его деятельности будет зависеть такие показатели как престиж предприятия, его популярность, а соответственно и доход. Он будет принимать решения по поводу форматов и тематик проводимых выставочных мероприятий. И, как уже было сказано ранее, необязательно это должен быть сам предприниматель.
  1. Программист. Не явная должность. Однако если вы планируете добиться определённого уровня солидности фирмы, то должны будете заняться продвижением по всем фронтам, в том числе и во всемирной сети. Тем более, каждая серьёзная организация просто обязана иметь свой сайт, чтобы люди могли получить необходимую информацию в кратчайшие сроки, а также следить за расписанием ближайших выставочных мероприятий и покупать билеты без очередей в кассе. Так что должность программиста, на самом деле, в организации действующей галереи не может быть проигнорирована.

К тому же, на сегодняшний день, вам не обязательно нанимать в штат постоянного специалиста сферы ай-ти. Существует множество фирм, которые возьмут ваши задачи на аутсорсинг.

  1. Консультанты. Важные персоны, так как должны будут знакомить посетителей с экспонатами, произведениями искусства и всячески консультировать. При этом, выставки могут быть совершенно различного типа, и не все они возят с собой людей, готовых грамотно и красиво рассказать людям о выставочных образцах. Поэтому нанимать на должность консультантов нужно эрудированных людей. От качества работы специалистов этой должности будет зависеть популярность вашего проекта, продажи выставляемых шедевров и общий престиж.
  1. Секретарь пресс-службы. Здесь всё просто. Это человек, работающий над освещением запланированной выставки в средствах массовой информации.
  1. Куратор галереи. В принципе, эту должность и должность руководителя проекта можно соединить. А вообще, куратор – тот человек, которые определяет тренд, налаживает связь с ответственными людьми, решает вопросы с размещением произведений в выставочном зале и оформлением экспозиции.

Расходы

Расходы будут формироваться исходя из множества факторов. Так, например, аренда будет полностью зависеть от того, в каком городе вы решили воплотить проект, и более того, в каком районе этого города будете снимать помещение. Для небольшого населённого пункта возьмём приблизительную стоимость 70 000 рублей.

Второй пункт расходов – ремонт. Это важная часть всего дела, так как вы создаёте в первую очередь визуальный проект. Люди, находясь в помещение вашей галереи, будут оценивать не только сами экспонаты, но и их сочетание с внутренним стилем здания, который, как ни крути, повлияет на восприятие частного и целого. Хороший ремонт с наймом профессионального дизайнера обойдётся в 1,5 – 2 миллиона рублей.

Однако если вам удалось найти помещение, которое изначально предполагалось под схожие цели, то статьи расходов можно будет значительно сократить.

Третий пункт – оплата труда. Персонал у вас будет как постоянный, так и на сдельных условиях. Но расчёт должен происходить, опираясь на цифру в 15 000 – 20 000 тысяч на сотрудника ежемесячно.

Четвёртый пункт – маркетинговая компания. Важная часть, как уже было описано выше, для всего проекта галереи. Поэтому, расходная графа будет иметь цифры в 70 – 100 тысяч рублей в месяц.

Это основные расходы в проекте. Помимо них существуют ещё периодические, рисковые и прочие. Все их необходимо указать в бизнес-плане, чтобы грамотно просчитать периоды выхода на чистую прибыль.

Прибыль

Прибыль в проекте галереи – плавающее значение. Так, например, нельзя даже приблизительно определить среднюю цену произведений искусства, которые будут выставляться и продаваться у вас галерее. Это может быть и 5 тысяч рублей, а может быть и несколько миллионов.

Также на доход будет влиять и комиссионный принцип. То есть процент, который будет получать организатор от продажи выставки, а также процент, который получает художник также варьируются и определяются перед мероприятием в договорной основе.

При положительных тенденциях и смелых подсчётах, если хотя бы раз в месяц организовывать выставку из двадцати – сорока картин. И продавать там треть экспонатов, то можно выйти на прибыль в 400 тысяч рублей.

Хотя, именно из-за того, что гарантий выхода именно на эти цифры никто не даст, а доход будет не стабильным в отношении суммы прибыли, проект организации галереи пока не столь популярен. Но при этом крайне перспективен, если практиковать педантичный и профессиональный подход к каждому этапу организации.

Еще 1000 лучших бизнес- моделей, Вы можете найти в разделах : Бизнес идеи или Франшиза

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector