Как открыть центр подготовки к ЕГЭ и ГИА

Как открыть центр подготовки к ЕГЭ и ГИА

Бизнес: курсы подготовки к ЕГЭ

Как учить детей, чтобы зарабатывать

Раньше дополнительно занимались только двоечники, потому что не справлялись со школьной программой. Потом ввели ЕГЭ , и теперь занимаются все.

ЕГЭ — это экзамены, по результатам которых ученики выпускаются из школ и поступают в вузы. Их проводят централизованно по всей стране, задания придумывают в специальных секретных лабораториях в Москве и держат в тайне до самого старта экзамена.

Школе важно, чтобы ЕГЭ сдали все — и шустрые, и отстающие. Поэтому школе обычно хватает, когда дети сдают на тройки. Но если вы метите в хороший вуз, вам нужен высокий балл, и к нему школа обычно не готовит. Разрыв между школой и высокими баллами для вузов закрывает новая прослойка в российском образовании — репетиторы и центры подготовки.

Я встретилась с Максимом, основателем одного из центров подготовки школьников к ЕГЭ . Он рассказал, что начать было легко: сразу нашлось помещение, с учениками тоже проблем не было. Только потом Максим увидел, что это не такие уж и легкие деньги. В общем, вот вся подноготная.

Максим учит школьников математике и управляет бизнесом

Идея бизнеса

Максим закончил МГУ и, как многие выпускники, стал заниматься репетиторством. Учеников искал через школьные олимпиады: заранее договаривался со школами, приходил с готовой программой и проводил соревнования для старших классов. Среди учеников всегда находились те, кому нужна помощь с подготовкой к экзаменам. Все деньги за уроки Максим забирал себе, а докупать для занятий приходилось по-минимуму: бумагу, ручки и картридж в принтер для печати. Всё как в нашей статье про бизнес и самозанятость.

Дело шло по накатанной: учеников достаточно, доходы регулярные, а расходов почти не было. Можно всю жизнь быть самозанятым и получать нормальные деньги. Но в сутках 24 часа — одной парой рук много не заработаешь. Через несколько лет репетиторства Максим захотел развиваться и задумался, как зарабатывать больше.

Когда погружаешься в какое-то занятие, понимаешь как оно устроено. Не обязательно иметь управленческое образование и предпринимательскую жилку, чтобы открыть бизнес. Пока Максим работал на себя, он разобрался в тонкостях обучения и увидел хороший спрос. Появилась идея организовать работу без своего участия и увеличить оборот.

В 2015 году Максим оформил ИП . Форма налогообложения — патентная. Такая система подходит бизнесу, который оказывает образовательные услуги: если купить патент на год, не нужно регулярно отчитываться перед ФНС . Для Максима такой патент стоит 20 000 Р .

Еще все ИП платят обязательные взносы. С учетом взносов Максим отдает государству около 50 тысяч в год.

Максим был уверен, что если центр не выдает дипломы, образовательная лицензия ему не нужна. Но недавние решения Верховного суда показывают, что лицензию все-таки нужно получать, и сейчас Максим консультируется с юристами, чтобы взвесить все риски.

Как работать с клиентами

В бизнесе бывает просто: клиент тот, кто платит. Для образовательного центра всё иначе.

На курсы подготовки идут школьники 9—11 классов, но на занятия их записывают родители, они же платят за обучение. Поэтому целевые аудитории две: дети и их родители.

Сначала надо убедить родителей в хорошем качестве обучения. Чтобы им было проще принять решение, их с ребенком приглашают на бесплатное пробное занятие. На занятии можно вживую оценить работу учителя и обстановку.

Дальше занятия проходят без участия родителей, и им сложнее контролировать процесс. Но родители остаются в курсе: им на почту регулярно приходят результаты работ ребенка. Подробности можно обсудить с учителем по телефону, почте, смс или в мессенджере. Такую прозрачность центр изобрел, чтобы оправдать доверие.

Одно дело — привлечь ученика, и совсем другое — чтобы он не ушел после первого месяца занятий. Заинтересовать пробуют совместным досугом: ходят с детьми на экскурсии и проводят тематические вечера. Сейчас «отток» — 15% школьников, это все еще много, но раньше было хуже.

Особенности: сезонность, текучка

Бизнес очень сезонный, причины две: каникулы и текучка. Причем и то и другое проявляется одновременно, поэтому финансово бизнес постоянно шатает.

Летом у школьников каникулы, заниматься никто не будет, в итоге выручки нет. Преподаватели, администраторы и все остальные будут сидеть без работы, если их чем-то не занять. При этом зарплаты нужно платить.

В то же время август — самая горячая пора для набора новых групп. К этому моменту большая часть учеников уже сдали экзамены и ушли навсегда, никакими посиделками и экскурсиями их не вернешь. Чтобы набрать группы на новый учебный год, надо потратиться на привлечение. Времени найти учеников мало: с августа по октябрь и чуть-чуть в январе — это месяцы, когда родители записывают детей на подготовку. Не успел зацепить своих клиентов в этот период — всё, денег в этом году не будет.

В итоге у бизнеса нет стабильной прибыли, она привязана к сезонам. Август — самый затратный месяц, и он же — самый безденежный. Убыток из-за вложений в маркетинг доходит до 500 000 Р . Зато в марте и апреле доход почти 2,2 млн рублей, но это не повод радоваться — надо готовиться к межсезонью.

С такими особенностями бизнеса важно вести управленческий учет: планировать будущие расходы, сверять их с доходами и заранее всё балансировать. Иначе легко попасть в кассовый разрыв.

Результаты работы оценивают за год: прибыль считают за 9 месяцев учебного года, расходы — за 12 месяцев. Чтобы весь год не приходилось работать вслепую, все расходы стали привязывать к доходам от одного ученика, то есть считать юнит-экономику.

Прибыль с ученика 2956 рублей

Доход и расходы Сумма
Доход от ученика +6800 Р
Зарплата учителей –1904 Р
Аренда –875 Р
Привлечение, реклама –685 Р
Зарплата методистов –250 Р
Зарплата администраторов –100 Р
Налоги –20 Р
Уборка –10 Р

Сотрудники

Больше всего тратят на зарплаты учителям — 40% от выручки. Учителей оформляют на полный оклад или полставки.

В начале учителей находили среди знакомых. Когда учеников стало больше, подключили сайты для поиска сотрудников и объявления в соцсетях. В приоритетном порядке набирают выпускников МГУ : они создают хорошую репутацию центру.

от выручки идут на зарплату преподавателям

Чтобы контролировать работу учителей, в центре есть два методиста. Они должны находить и тренировать новых преподавателей: рассказывать про работу с детьми, учить проводить занятия и составлять программу. Дальше учителя сами готовят уроки, исходя из уровня подготовки группы. План урока придумывают заранее, теорию и задачи берут из интернета или пишут самостоятельно.

Чем больше учеников, тем сложнее справляться с организацией: формировать группы, составлять расписание, прикреплять учителей. Для порядка в делах взяли двух удаленных администраторов.

Сезонность бизнеса касается и учителей тоже. Зимой в отпуск их не отпустишь: учебный год, занятия по графику. Приходится отправлять учителей в отпуск летом, пока нет занятий. Но свободного времени все равно остается много. Тогда преподавателям дают решать оргвопросы: они ищут новые аудитории, готовят будущие программы занятий, придумывают задачи и помогают с рекламой центра.

Курсы подготовки к ЕГЭ — сезонный бизнес. Все приходят заниматься осенью и зимой, а летом разъезжаются на каникулы

Помещение

Расходы на аренду вторые по величине — 13% от выручки.

Часть занятий проходит в институте. Вечером аудитории пустуют, а для школьников это как раз время, когда можно позаниматься. Сначала знакомый институт пустил к себе бесплатно. Через пару месяцев сняли еще три аудитории и стали платить 25 000 Р в месяц за аренду. В аудиториях всё есть: столы, стулья, доски, маркеры и мел.

от выручки Максим тратит на аренду помещений

Сейчас у Максима открыто 5 центров: три в институтах, один в бизнес-центре и еще один в торговом центре. Теперь на аренду уходит 280 000 Р в месяц. Для институтов по-прежнему не нужно ничего докупать. Для других помещений расходы на покупку мебели Максим не считает: столы и стулья прослужат лет 10, а стоят они дешево.

В межсезонье, пока нет работы, штатные учителя мониторят дешевые предложения помещений и выезжают на место, чтобы оценить расположение и внешний вид. Так к прошлому учебному году нашли еще три точки.

Траты на мебель — столы и стулья — Максим не считает, потому что стоят они дешево, а прослужат долго На стенах развесили мотивирующие цитаты

Сколько стоило расширение бизнеса

Год назад Максим оформил кредит на развитие своего центра: больше привлекать финансирование было негде. Банк выдал 800 000 Р под 17% годовых. Максим признается, что в тот момент не считал, понадобятся ли ему все эти деньги, просто взял всё, что давали.

На старте Максим советует кредитов не брать. Сам пошел в банк только потому, что центр два года подряд приносил прибыль и Максим был уверен в будущей выручке.

На что потратили 800 тысяч рублей:

  • 65 000 Р — первая версия сайта,
  • 91 000 Р — доработка и продвижение сайта,
  • 150 000 Р — контекстная реклама,
  • 150 000 Р — аренда трех новых помещений,
  • 138 000 Р — зарплата новым учителям.

Оставшиеся 206 тысяч пошли на мелкие расходы: покупку мебели, расчеты с обслуживающим банком, оплату патента и взносов.

Максим решил потратиться на продвижение сайта, чтобы расширить канал привлечения. Эффективность затеи еще не анализировали. Отталкивались от того, что в бизнесе надолго, поэтому сайт окупится.

Сайт для центра «Развитие» сделали в 2017 году: razvitiecenter.ru

В пяти пунктах

  1. Россия и Минобр сами создали бешеный спрос на услуги подготовки к ЕГЭ . Ниша готовая, мощная и естественная.
  2. Подготовка к ЕГЭ — предельно сезонный бизнес. В августе тяжелее всего.
  3. Когда поток денег нестабильный, легко попасть в кассовый разрыв. Лучше следить за цифрами.
  4. Конкуренция высокая. Чтобы ее выдерживать, продумайте стратегию работы не только с детьми, но и с их родителями.
  5. Для оценки бизнеса важно считать экономику одного ученика и деньги в целом по компании.

Мы ищем людей, которые открыли свой бизнес. Проект должен работать официально и приносить прибыль. Если вы хотите рассказать свою историю — заполняйте анкету.

Как открыть курсы ЕГЭ?

Все вокруг говорят о ЕГЭ: старшеклассники, их родители и учителя. Каждый выпускник готовится к ЕГЭ, самостоятельно, с репетитором или на школьных курсах. В этой статье мы расскажем о том, как открыть курсы в этой беспроигрышной нише и расскажем об успешных кейсах.

Подготовка к ЕГЭ — популярная и востребованная ниша, в которой спрос превышает предложение. Только в 2017 году школу окончили 716 тысяч юношей и девушек, каждый из которых сдавал 3-6 экзаменов. С 2018 года количество выпускников будет расти в течение 15 лет, потому что рождаемость в 2000-2015 годах стабильно увеличивалась. Если вы недавно закончили школу, успешно сдали ЕГЭ, поступили в ВУЗ и хотите поделиться знаниями с теми, кому только предстоит сдавать выпускные экзамены, или вы репетитор, который хочет масштабировать свои услуги, эта ниша для вас. Но не обязательно преподавать самому. Вы можете найти сильных экспертом и стать продюсером курсов ЕГЭ.

Преимущества онлайн-курсов ЕГЭ

Курсы ЕГЭ — это трехстороннее взаимовыгодное сотрудничество клиента, эксперта и продюсера, и в этом разделе мы поговорим о том, почему такой формат оптимален для каждой из сторон.

1. Для клиента

Клиент онлайн курсов ЕГЭ получает ряд неоспоримых преимущества:

  • Высокий уровень преподавания. Для продюсера важна репутация курсов, и он будет сотрудничать только с опытными профессионалами с положительными отзывами.
  • Экономия денег. Клиент, то есть родители ребенка, могут быть не готовы заплатить сумму, которую запрашивают репетиторы на рынке образовательных услуг в столице и крупных городах. Однако, стоимость групповых занятий и видеоуроков намного ниже. К тому же, на курсах по подготовке к ЕГЭ могут работать преподаватели из небольших городов с невысокими зарплатными ожиданиями.
  • Прозрачность и контроль. Онлайн-курсы, как правило, предоставляют клиентам доступ к видеозаписи урока. Таким образом ученик может повторять пройденное, а его родители и руководители курсов — контролировать качество преподавания.
  • Современный подход. Онлайн-курсы предлагают различные форматы и методики занятий, основанные на цифровых технологиях: геймификацию, интерактивное тестирование и многое другое.

Эффективный способ для удержания «молодых клиентов«нашли создатели курсов онлайн-подготовки к ЕГЭ «Экзамер».
Предприниматели Аркадий Итенберг, Олег Емельянов и Артем Дегтярев создали онлайн-сервис «Экзамер» в 2015 году. Они начинали обучение с двух обязательных предметов: русского и математики. Затем расширили их количество до десяти. Начальные вложения составили около 2 млн. рублей, а выручка «Экзамера» за 2016 год — 8,7 млн рублей. Как заявляют сами авторы, их проект объединил геймификацию и персонализацию, превратив подготовку к ЕГЭ в увлекательную игру. Основатели экзамера говорят: » Достигнув определенных успехов в результатах, ученики получают различные бонусы. Обладатели тех или иных рейтингов могут общаться друг с другом в секретном чате, собирать награды и аватарки».

2. Для эксперта

Экспертом для курсов ЕГЭ могут стать как ВУЗовские преподаватели и школьные учителя, так и преподаватели-фрилансеры, которых становится все больше. К работе на курсах их можно привлечь следующими преимуществами:

  • Стабильностью. Частное репетиторство нестабильно с точки зрения заработка. То ученик заболел, то не смог, то забыл. На курсах действует система предоплаты, и занятия не отменяются, а переносятся.
  • Отсутствием необходимости в продвижении себя. Большинство учителей стесняются и не умеют рекламировать себя. Из-за этого им приходится полагаться исключительно на сарафанное радио, а это не самый надежный маркетинговый инструмент.
  • Наличием автоматизации, платформы и онлайн базы материалов.Занятия проходят на удобной платформе, которая позволяет делиться файлами, показывать презентации, совместно смотреть видео. К тому же, каждый преподаватель имеет доступ к библиотеке, видеотеке и методическим материалам курсов, что оптимизирует процесс подготовки к занятиям.

Ставку на современные технологии также сделал японский стартап Mana.bo, чей опыт может быть полезен для интересующихся, как открыть курсы по подготовке к ЕГЭ. (https://www.techinasia.com/manabo-shake-10-billion-japanese-cram-school-industry-online-tutoring)

Компания Mana.bo (с японского переводится как стремление к знаниям) была основана Кацушито Михаши. Он в течение шести лет преподавал в «дзюку», японской школе интенсивной подготовки. Кацушито разочаровался в устарелости системы, которая уже не могла успешно подготовить к школьников к сдачи вступительных экзаменов, и уволился.

Он создал свою онлайн-платформу для обучения и подготовки к тестам, а в дополнение к ней— приложение на смартфон, которое позволяет студенту находить «ближайшего в радиусе» преподавателя, который мог бы объяснить тот или иной вопрос.

Таким образом, образование действительно становится доступным, когда угодно и где угодно. Мы не знаем, какой годовой оборот данного проекта, но компания Mana.bo служит нам вдохновением в другом плане: Mana.bo— это вызов старым практикам и направление, в котором должны развиваться все современные курсы подготовки.

3. Для продюсера

У продюсера курсов ЕГЭ есть ряд преимуществ перед продюсерами других онлайн курсов, а тем более, оффлайн курсов ЕГЭ:

  • большой выбор экспертов — студенты и выпускники педагогических (и не только) вузов, учителя, преподаватели, репетиторы со всей страны.
  • обширная целевая аудитория — старшеклассники и родители от Москвы до самых до окраин.
  • возможность контролировать ход занятий — в прямом эфире или в записи, это намного проще, чем лично посещать уроки в оффлайн школе.
  • экономичность — не нужно арендовать помещение, покупать мебель, нанимать уборщицу, онлайн курсы ЕГЭ можно запустить без вложений или с минимальными затратами.
  • простота регистрации бизнеса — подробнее об этом читайте в следующей главе.

Как открыть курсы по подготовке к ЕГЭ, по пунктам.

1. Юридический аспект

Проще всего оформить ИП. Поскольку вас интересует, как открыть курсы ЕГЭ, вам ОКВЭД 85.42.9 — «Деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки» — она не требует лицензирования. Подробнее о юридических аспектах открытия онлайн школы читайте здесь.

2. Прототип

Не пытайтесь создать совершенные курсы, нанять много сотрудников и привлечь инвесторов. Сначала создайте прототип продукта, например, курсы из пяти видеоуроков по математике. Пусть они сначала будут дешевыми или бесплатными — для детей друзей, подписчиков в Facebook. Главное начать — а обкатывать и совершенствовать продукт будете в процессе.

3. Реклама

На первых порах вы можете использовать бесплатные инструменты: страницы в соцсетях, сарафанное радио, посты в блогах. Создавайте лид-магниты, проводите вебинары. Заработаете первые деньги — настроите контекстную рекламу, например через Яндекс.Директ и таргетированную рекламу в соцсетях.

4. Сайт

Любому бизнесу нужен сайт. Онлайн курсам он необходим.
На нем будет контактная информация, а также сведения о преподавателях и образовательных продуктах. Свой первый сайт вы можете сделать сами с помощью бесплатных инструментов — шаблонов HTML, WordPress и др.

5. Платформа

Создание собственной платформы — дело не из дешевых. Но вы можете использовать такие платформы, как Get-course, АвтоОфис или Client Magnet..

6. Оплата

При дистанционном обучении оплата наличными невозможна, поэтому нужно сразу определиться с используемой платежной системы. Настройте на сайте подходящий вариант, например, Робокассу или Яндекс-кассу.

7. Команда

С самого начала проекта нужно предъявлять достаточно высокие требования к сотрудникам, потому что они — лицо вашего бизнеса. Берите людей с положительными рекомендациями и высокими результатами учеников.

Весной 2015 года два гуманитария, Андрей Гречко и Илья Созонтов, решили создать «Ludi»— образовательный центр, который готовит учащихся к стандартизированным экзаменам: ЕГЭ, ОГЭ, IELTS. Несмотря на то, что проект еще относительно молодой, средний месячный оборот LUDI составляет всего 1,2 млн рублей. Однако создатели отмечают, что поначалу допускали типичные ошибки новичков: они сами преподавали и поэтому могли предложить лишь ограниченное количество услуг, писали учебники для занятий вместо того, чтобы развивать бизнес, даже сами красили стены и клеили обои, хотя для этого можно было нанять профессионалов. Ребята осознали свои ошибки, набрали персонал и теперь в проекте задействовано: 20 преподавателей, 5 методистов и 9 сотрудников. Примечательно, что средний возраст всех преподавателей— 25 лет.

Что теперь?

рассказали вам про необходимые составляющие для открытия собственных курсов ЕГЭ, а также об успешных кейсах российских и зарубежных компаний. Что делать с полученной информацией— решать вам. За поддержкой вы можете обратиться в акселератор онлайн-школ Accel. Мы уже открыли 36 онлайн-школ, и поможем вам открыть курсы ЕГЭ.

Как открыть центр подготовки к ЕГЭ и ГИА

— даем письменную гарантию на
ежемесячную прибыль.

— для городов с небольшой численностью
населения паушальный взнос
от 150 000 руб.

— для Москвы и Санкт-Петербурга
выгодные условия.

На протяжении последних лет дополнительное образование пользуется у учащихся большим спросом. Родители хотят, чтобы их ребенок поступил в лучший вуз на бюджет, и для этого пользуются услугами репетиторов, обращаясь в специализированные центры для подготовки к экзаменам, тем более что сдача ЕГЭ и ОГЭ носит обязательный характер. Это делает такой вид бизнеса, как подготовка к выпускным экзаменам, наиболее привлекательным. Начиная с 2012 года этот рынок постоянно растет. В 2018 году к сдаче ЕГЭ и ОГЭ готовилось более 2.7 млн. учащихся, из которых более половины, помимо подготовки в школе, пользовались услугами профессиональных репетиторов на курсах ЕГЭ / ОГЭ.

«iQ-центр» на рынке образовательных услуг работает с 2008 года. За это время из его стен вышл и успешно сдали экзамены более 5500 учащихся. Это стало возможным благодаря современным и эксклюзивным методам обучения, из-за чего количество обучающихся в наших центрах с каждым годом только растет, несмотря на внешние экономические факторы.

Как открыть образовательный центр по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ (ГИА)?

Мы ответим на все интересующие вопросы и поможем открыть вам курсы подготовке к ЕГЭ и ОГЭ в вашем городе!

«iQ-центр» – лучшая франшиза курсов ЕГЭ!

— Проверенная бизнес-модель, успешно работающая в 40 городах России.

— Ежемесячные взносы (роялти) взимаются, только при условии выхода операционный плюс.

— Получение прибыли уже в первый месяц! Инвестиции от 250 000 руб.
(включая паушальный взнос)

— Окупаемость от 2 до 5 месяцев.

  • Относительно небольшие финансовые затраты для входа в бизнес. От 300 до 600 тыс. рублей.
  • Постоянно растущий спрос на образовательные услуги.
  • Грамотный, образованный персонал, с которым приятно сотрудничать.
  • Более 3 лет работы с одним клиентом, который принесет Вам от 90000 до 175000 рублей.
  • Небольшой срок окупаемости – от 2 – 5 месяцев.
  • Большое преимущество перед курсами вузов, где в аудиториях находится большое количество слушателей и нет индивидуального подхода как в мини-группах.
  • Отсутствие текучки в течение учебного года.

САЙТЫ + SEO ОПТИМИЗАЦИЯ

Интернет занимает ключевые позиции по количеству привлеченных клиентов, для чего необходимы современные и продвинутые сайты. iQ-центр создал наиболее удобные для этого ресурсы, благодаря которым вы сможете размещать необходимую для клиента информацию, а также вести запись потенциальных клиентов.

ОНЛАЙН ПЛАТФОРМА

По основным предметам у нас созданы закрытые онлайн платформы для репетиторов и учеников с нашими эксклюзивными видеоуроками, презентациями и материалами. Репетиторы могут повышать свой уровень знаний, а ученикам не придётся делать перерасчёт по пропускам, так как репетитор сможет скинуть ему ссылку на видео с пропущенным видеоуроком.

ДИЗАЙН

Профессиональный дизайнер создаст под ваш город все необходимые для работы и рекламы материалы, выполненные в фирменным стиле IQ-центра, что экономит много времени и средств.

БЕСЦЕННЫЙ ОПЫТ С 2008 ГОДА

Наш бесценный опыт по подготовке детей с сдаче ЕГЭ и ОГЭ позволит вам без труда освоиться на новом для себя поприще, именуемом “образовательными услугами”. Методические материалы, тренинги, видеоуроки всегда будут в вашем распоряжении. Ведь лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих.

ФИНАНСЫ

“iQ-центр” расскажет о самом простом способе налогообложения, что сократит ваши походы в налоговую инспекцию во время отчетного периода. Предоставим все необходимые шаблоны для договоров с педагогами, учениками и их родителями. Окажем помощь в финансово-хозяйственной деятельности.

МЕТОДИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ КЛИЕНТОВ

Как же на рынке с большим количеством конкурентов привлечь необходимое количество клиентов? “iQ-центр” раскроет все секреты, окажет теоретическую и практическую помощь в привлечении учащихся. Вам не придется ходить по школам и навязывать свои услуги, как это делают конкуренты, страдающие от недостатка клиентов. Мы продумали всё настолько, что первых клиентов Вы получите уже в день открытия. Всё, что Вам нужно будет делать – это следовать нашим инструкциям.

Франшиза курсов ЕГЭ и ОГЭ от «iQ-центра»

– это лучшее предложение на рынке образовательных услуг, так как мы не относимся в своим обязанностям формально, а со всей отдачей работаем вместе с Вами на результат.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

— Оказание всесторонней помощи по любым вопросам 7 дней в неделю;
— CRM-cистема, которая поможет наладить учет и контроль всех процессов, связанных с продажами услуг, работой с клиентами/репетиторами;
— Взаимодействия с другими франчайзи для обмена опытом;
— Рекомендации по ведению бухгалтерского учета;

— Рекомендации по выбору и обустройству помещения;
— Рекомендации по закупке оборудования;
— Рекомендации по привлечению персонала;
— Эксклюзивные методические материалы по ведению уроков.

ДОКУМЕНТАЦИЯ

— Брендинг – готовые макеты рекламной продукции;
— Шаблоны всех типов документации, необходимые для работы;
— Должностные инструкции для всех сотрудников центра;
— Скрипты в формате вопрос-ответ.

МАРКЕТИНГ

— Рекомендации по ведению рекламной компании по всем направлениям.
— Помощь в настройка контекстной рекламы.
— Индивидуальный раздел на сайте для Вашего города.
— Полное сопровождение по открытию центра.

В настоящее время у меня свое дело, которому уже скоро будет 3 года, и я финансово не зависима.

Я очень благодарна судьбе за то, что у меня была возможность воспользоваться франшизой предоставленной мне “iQ-центром”. Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ у нас проходит в городе Краснознаменск. В настоящее время у меня свое дело, которому уже скоро будет 3 года, и я финансово не зависима. В прибыль я вышла уже в первый месяц работы, несмотря на то, что ранее бизнесом не занималась. Все вложения окупились через 2 месяца. Руководство “iQ-центра” всегда на связи и готовы оказать помощь в решении любых задач.

“Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами”. Али Апшерони

Добрый день! Мой выбор был не случайным: я работала преподавателем русского языка в “iQ-центре” с 2014 года. Мне так понравилась атмосфера, отношение к ученикам и педагогам, что я решила открыть свой точно такой же центр по подготовке к экзаменам. Хочу нести “свет” и знания по подготовке к ЕГЭ/ОГЭ(ГИА) в районах Ново-Переделкино и Солнцево. Воспользовавшись одним из пакетов франшиз, я сумела претворить свою мечту в жизнь. Уникальные методические материалы по различным дисциплинам, разработанные лучшими репетиторами федеральной сети “iQ-центра”, позволяют преподавательскому составу моего центра легко объяснять необходимый материал, который, в свою очередь, также легко усваивается учащимися.
Хочется выразить огромную благодарность “iQ-центру” и лично руководителю сети Янборисовой Рушании Шамильевне, которая всегда готова помочь, подсказать, направить! С появлением в моей жизни “iQ-центра” я поняла, что работа может приносить огромное удовольствие! Сейчас я понимаю, что поступила абсолютно правильно, выбрав именно Вас уже второй раз.

Как выпускник МГУ открыл онлайн-школу подготовки к ЕГЭ

Сделав ставку на региональных клиентов, Арсений Филин смог занять нишу, в которой пока нет крупных конкурентов.

О текущем состоянии рынка онлайн-обучения, конкурентных преимуществах и отличиях региональных клиентов Арсений Филин, основатель проекта GrandExam, рассказал в интервью Контур.Журналу.

Возникновение идеи

Первоначально возникла банальная идея — открыть обычный центр обучения с групповыми занятиями и по мере развития постепенно расширять его. Фактор с расширением был решающим, поскольку с обычными репетиторскими занятиями такой возможности нет. Чтобы реализовать эту идею, нужно было найти помещение и привлечь единомышленников, что оказалось несложно, так как в среде студентов сейчас каждый второй работает репетитором. Останавливало лишь то, что сама идея казалась скучной — сейчас центры обучения встречаются сплошь и рядом, на каждом шагу. К тому же сразу стали возникать вопросы с поиском подходящего помещения, получением разных документов. Так появилась интересная мысль попробовать организовать школу в онлайн-формате.

Свою первую трансляцию мы провели два года назад. На тот момент на рынке онлайн-подготовки к ЕГЭ уже основательно обосновался такой крупный игрок, как «Фоксфорд». Это серьезный конкурент — он работает на базе Московского физико-технического института, следовательно, у него изначально была солидная образовательная база, опытные преподаватели и авторитет.

Помимо «Фоксфорда», некоторые центры обучения открывали онлайн-направления, также стали появляться стартапы. В целом ситуация с конкурентами складывалась следующим образом: с одной стороны, были преподаватели, которые собирали группы, с другой — крупные игроки. Кроме того, те онлайн-курсы, которые существовали, либо имели проблемы с качеством услуг и сервиса, либо выставляли высокую стоимость, которая для жителей регионов была просто неподъемной. Вполне возможно, что игроки с высоким ценником изначально ориентировались в первую очередь на Москву и Петербург, для которых эта цена более адекватна. Мы же исходили из того, что в какой-нибудь сибирской деревне, где нет хороших репетиторов, живет школьник, мечтающий поступить в хороший вуз в областном центре, и мы можем помочь ему в этом. Так, оценив ситуацию и пообщавшись с потенциальными клиентами, мы поставили для себя вполне конкретную задачу: обеспечить достойное качество услуг, занять свободную на тот момент ценовую нишу и ориентироваться на регионы.

Онлайн vs офлайн

Сейчас появляется все больше интернет-проектов, в частности, Яндекс недавно объявил о запуске курсов по подготовке к ЕГЭ. Конкуренция заметно растет, хотя онлайн-формат по-прежнему не так хорошо развит, как обычные курсы. Чем это объясняется? Не буду лукавить: если заниматься индивидуально с хорошим репетитором очно, результат будет лучше. Это я как репетитор говорю. Но я бы поспорил на тему того, что эффективнее — очные курсы в группах по десять человек или онлайн-обучение. Дети, занимаясь в обычных группах, часто стесняются задавать вопросы, потому что боятся выглядеть глупо перед своими сверстниками. Присутствуя в онлайне под ником, они раскрепощаются и активнее включаются в обсуждения.

В то же время до сих пор существует страх, что в онлайне что-то будет не так по сравнению с традиционными уроками. И он возникает не на пустом месте. Мы каждый год подводим итоги и что-то совершенствуем. Например, два года назад уроки выглядели так: преподаватель писал что-то на графическом планшете, ученики на экране все это видели, но сам преподаватель не показывал свое лицо. С такого формата начинали практически все школы. Было ощущение, что контакта между зрителем и преподавателем нет, было меньше вопросов от ребят. Поэтому важно подобрать правильный формат, найти нужную технологию. От этого многое зависит. Сейчас перед учениками стоит живой учитель, он пишет на доске маркером, как в обычном классе, и стало намного лучше.

Для того, чтобы привлечь ребят и показать им, что онлайн-формат тоже может быть эффективным, появилась идея создать бесплатный образовательный блок. Мы реализовали эту идею в виде открытого YouTube-канала: ребята смотрят бесплатные онлайн-уроки, а потом уже принимают решения, продолжать ли заниматься платно. Такие онлайн-уроки мы сделали по всем предметам, которые у нас были в этом году. Снимали их по сценарию, с большого количества дублей, ответственно подходили к монтажу, и в целом эта инициатива себя оправдала: источником большинства заявок и переходов на нашу страницу оказался именно YouTube-канал. На мой взгляд, такой подход должен привлекать наибольшее количество ребят, так как создает ощущение открытости — ребенок видит, кто и что ему будет рассказывать.

Система подготовки

Мы решили предлагать полугодовые курсы, на которые набирали ребят еще в феврале. Это позволило нам снизить некоторые риски, в том числе повлияло на количество записавшихся на курсы ребят, потому что с репетиторами обычно определяются в сентябре или в конце августа. Поэтому курсы не были заполнены полностью, а наши ожидания были на большее количество учеников. В итоге на каждый курс мы набрали небольшие группы по десять человек.

В этом году мы разделили курсы на два формата — онлайн-лекции и лекции с автономным доступом. Идея оформилась еще осенью. К онлайн-лекциям ребята подключаются по расписанию, на них они активно общаются — могут задать вопрос в чате или озвучить его голосом. Что касается автономного доступа, то этот формат предполагает обучение по видеозаписи в удобное для ученика время. Сторонников именно второго формата оказалось достаточно много, тем более что в этом случае просмотр лекций возможен за меньшую стоимость. Конечно, качество обучения немного падает, но, с другой стороны, материальная составляющая сыграла свою роль — за счет нее количество учеников заметно прибавилось. Такой формат с видеозаписями мы придумали сами.

Эксперименты с форматами и временными периодами необходимы для того, чтобы понять, что действительно работает. Все необходимо отрабатывать. Тем более что в этом году мы открывали курс по русскому языку с новым преподавателем.

Когда ребята подписываются и выбирают формат, их сразу предупреждают, что очное обучение предполагает домашнее задание, которое будет проверять преподаватель. ЕГЭ, как известно, делится на две части: тестовая часть, которую можно проверять компьютером, она и на экзамене так проверяется, и часть с развернутым ответом, когда надо либо задачу решить, либо сочинение написать. Если ребята обучаются у нас очно, они эти задания делают, и мы видим, какой у них прогресс.

Задание с развернутым ответом мы проверяем по тем же критериям, что и на реальном экзамене. Например, в математике весь курс посвящен усложненной части. Мы анонсировали курс для «профильных» ребят, которые тренируют часть с развернутым ответом. В процессе проверки видно, насколько человек усвоил или не усвоил материал. Ученику приходит результат, что он на такой-то бал написал задание, и на следующем занятии после обучения мы разбираем все непонятные моменты. Возможен и другой вариант: ученик пишет в течение недели преподавателю, и он разбирается с ними письменно в чате. Также два раза в год мы проводим пробный ЕГЭ.

В следующем году мы обязательно откроем курс по обществознание, потому что на этот предмет есть запрос. Если будут возможности, то, скорее всего, попробуем по максимуму открыть курсов. Просто нужно ответственно к этому подойти — в первую очередь найти преподавателей, которые будут эти курсы вести. Мы берем студентов. Во-первых, нам самим комфортнее работать с ребятами нашего возраста, чем с репетиторами за 30-40 лет, во-вторых, им же самим проще общаться с учениками из-за не слишком большой разницы в возрасте.

Плюсы и минусы ЕГЭ

Типы заданий, которые появляются на ЕГЭ, как правило, известны. В какой-то степени это напоминает вузовский экзамен, когда человек должен отвечать по билетам, но эти билеты ему раздают заранее, и его задача — просто выучить. В этом, в общем-то, суть ЕГЭ.

Что мне самому нравится в этом экзамене, так это четкость. Есть кодификатор, своего рода перечень формул и знаний, которые будущий абитуриент должен знать. Какая задача под каким номером по какой теме и уровень сложности этих задач просматриваются в пробниках или книжках по подготовке.

Но есть в системе ЕГЭ, конечно, и свои проблемы. В прошлом году мы готовили ребят и заметили, что результат оказался несколько ниже того, что они демонстрировали на пробных экзаменах. Оказалось, что в 2016 году это была глобальная проблема, потому что организаторы ЕГЭ по математике решили внезапно поставить вместо каких-то стандартных заданий, которые ребята уже до уровня автоматизма научились решать, более сложные. Тем не менее в целом такая система гораздо более предсказуема по заданиям. К тому же она не предполагает никаких дополнительных вопросов. По-моему, все абсолютно прозрачно и, если человек хочет сдать на 100 баллов, то он без проблем сдаст, главное — то, насколько интенсивно он готовится. И, разумеется, это гораздо проще, чем, например, идеально сдать вступительные экзамены в вуз, как это было раньше.

У ЕГЭ есть некоторая специфика: человек должен отучиться в школе, где ему объяснят материал, потом из этого материала он уже должен какие-то фрагменты тренировать, а какие-то может благополучно забыть до университета, потому что их просто не спросят. В связи с этим для успешной сдачи ЕГЭ надо либо в школе организовывать специальные дополнительные занятия, где люди будут подтягивать знания по тестам, либо ориентироваться на дополнительные занятия.

До того, как я начал заниматься онлайн-школой, я работал репетитором, и у меня не было возможности сравнить уровень подготовки детей в регионах и в столице. Сейчас я могу сделать вывод, что уровень в регионах местами чуть ниже. Но что касается вопроса мотивации ребят из некрупных городов, то она в разы выше, чем в столице. Ребята из регионов хватаются за каждую возможность как-то поднять свой уровень, серьезно относятся к процессу подготовки. На наших курсах в этом году много ребят училось из Воронежа, в итоге они все дружно поступили в МГТУ им. Баумана.

Сложности

Глобальной сложностью в первый год запуска проекта было привлечение ребят. Их нужно было найти. Мы тогда еще не вели наш блог на YouTube, поэтому уговорить ребят прийти к нам было намного сложнее. Эта сложность, на самом деле, до сих пор остается, и мы надеемся в следующем году ее преодолеть при помощи более интенсивного развития нашей бесплатной системы.

Технические сложности тоже возникали. Например, в прошлом году мы арендовали сторонний сервер, устанавливали на него наше программное обеспечение. Это что-то вроде Skype, только заточенная под обучение система. Она нас подводила время от времени, были технические сбои в процессе занятий, но мы к этому спокойно относились, так как понимали, что пока тренируемся и прощупываем все возможности. В этом году мы организовали трансляцию на собственном сервере и тем самым избавились от большинства проблем, связанных со временными сбоями.

Были, конечно, сложности с тем, где найти помещение для съемок. Это был серьезный вопрос, потому что мы изначально отталкивались от очень маленького бюджета, и помещение нам было нужно очень маленькое, чтобы только поставить там камеру и повесить доску. В этом году эту проблему удалось решить.

Какой-то суммы, которую мы вложили в проект, сразу не было. Мы вкладывали средства постепенно, по мере развития. В целом нам потребовалось несколько сотен тысяч рублей. В этом году мы окупили нашу систему, но говорить о том, что мы получили какую-то прибыль сверх этого, пока что рано.

Идея бизнеса: как открыть центр по подготовки к экзаменам ЕГЭ

Организованный бизнес по подготовке к ЕГЭ является молодой, но перспективной отраслью, поскольку предоставляет своим клиентам ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с частным репетиторством

Содержание

Образование является, пожалуй, одной из самых важных инвестиций в будущее. Чтобы освоить профессию, которая котируется в обществе и будет приносить весомый доход, необходимо получить соответствующее образование. А одним из обязательных условий поступления в любой ВУЗ страны является сдача единых государственных экзаменов. Сейчас важность успешной сдачи ЕГЭ приобрела еще большее значение, так как ВУЗы с каждым годом ужесточают требования для поступления (особенно на бюджетные места, количество которых к тому же имеет явную тенденцию к сокращению).

Ни для кого не секрет, что подготовиться к ЕГЭ, опираясь только на материал, предлагаемый узкими рамками школьной программы, практически невозможно. Курсы по различным предметам просто не предполагают такого раздела, как подготовка к единому госэкзамену. Чтобы успешно пойти данное испытание, ученик должен не только обладать необходимыми знаниями, но и понимать специфику различных форматов заданий. Кроме того, включать элементы подготовки к данному типу аттестации в программу каждой из школьных дисциплин просто бессмысленно, ведь помимо предметов, обязательных к сдаче (русский язык и математика), существуют также экзамены по выбору. И, согласитесь, для учеников, которые решили связать свое будущее с физикой или математикой, подготовка к ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам будет пустой тратой времени.

Итак, дополнительные занятия – это необходимость. Организованный бизнес по подготовке к ЕГЭ является молодой, но перспективной отраслью, поскольку предоставляет своим клиентам ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с частным репетиторством.

Во-первых, подобные центры подготовки ручаются за квалификацию своих преподавателей. Будущие абитуриенты, ищущие репетиторов через Интернет, обычно сталкиваются с риском приобрести «кота в мешке». Во-вторых, одним из неудобств занятий с частным репетиторством является выбор места занятий, и центр подготовки решает данную проблему, предлагая своим клиентам комфортный офис, оснащенный необходимой техникой и мебелью.

Перед тем, как начать

Определитесь с тем, какие услуги будет предоставлять ваш центр. Не обязательно сразу включать в учебную программу подготовку к ЕГЭ по всем школьным курсам. Некоторые предметы в силу своей специфичности пользуются невысокой популярностью среди учеников, поэтому на первоначальном этапе становления бизнеса от них лучше отказаться. Удобнее и рентабельнее будет сделать упор на дисциплины, обязательные к сдаче (русский язык и математика), и наиболее популярные предметы (в 2015 году это были физика, обществознание, история и биология).

Именно по данным направлениям нужно набрать штат преподавателей (на данном этапе целесообразно соблюдать соотношение «1 преподаватель – 1 дисциплина») и составить программу курсов подготовки к госэкзаменам. Последний пункт нуждается в тщательной разработке и контроле со стороны профессионалов. Программа курса должна включать совершенствование знаний по предмету и наработку навыков ответов на различные варианты экзаменационных заданий – от тестовых до творческих.

Кроме того, нужно составить расписание занятий с упором на вечерние часы (так как днем будущие абитуриенты заняты в школе). Примерное время работы подобных центров – 16.00 – 22.00. За это время можно провести три занятия продолжительностью по 2 часа или два занятия по 3 часа. Грамотно составленное компактное расписание позволит организаторам на первом этапе обойтись однокомнатным офисом (что в свою очередь сделает аренду доступной).

Документы и лицензии

Существуют два варианта юридической регистрации в данном бизнесе – это индивидуальное предпринимательство в сфере дополнительного образования (ИП) и негосударственное образовательное учреждение (НОУ).

Регистрация ИП отличается простотой и отсутствием многих формальностей (не обязательно покупать кассовый аппарат и получать разрешение СЭС на открытие офиса, а также заводить санитарные книжки для своих сотрудников). Главным минусом ИП в данном случае является невозможность посредничества, то есть владельца центра не имеют права нанимать на работу сотрудников. Договор об оказании услуг ваши клиенты заключают непосредственно с преподавателями – именно они должны быть зарегистрированы в качестве ИП (что, в свою очередь, налагает на них обязанность по уплате налогов).

НОУ, напротив, более удобно для преподавателей (которым в таком случае не нужно заботиться о налоговых выплатах), но и более обременительно для владельцев бизнеса. Для получения лицензии необходимо предоставить информацию о соответствии учебных помещений нормам ЭС, заключение пожарной службы, сведения о материально-технической базе центра, методический план занятий, сведения о численности штата преподавателей и примерном количестве учеников и некоторые другие сведения. Зато, имея лицензию на открытие НОУ, вы сможете официально принимать на работу преподавателей и других сотрудников.

Основные риски

Одним из минусов бизнеса по централизованной подготовке к госэкзаменам является его сезонность. Как правило, подобные центры востребованы с сентября по май-июнь, и создается риск, что два-три месяца «простоя» окажутся убыточными в плане аренды, ведь в летние каникулы школьники предпочитают отдыхать, а не заниматься.

Чтобы жаркие месяцы не стали месяцами вынужденного простоя, многие владельцы центров по подготовке к ЕГЭ открывают на их базе детские или семейные клубы. В каникулы особенно актуален первый вариант – многие родители, занятые на работе, с удовольствием отправляют туда своих детей. Таким образом, чадо не просто «прогуливает» свободные дни, а оказывается вовлеченным в творческие проекты, развивает свои таланты и, что немаловажно, находится под присмотром.

Местоположение

Идеальное место для открытия центра подготовки к ЕГЭ – это центральные районы города. Чем ближе ваш офис к центру города, тем больше проходимость в данном месте и тем удобнее он расположен для потенциальных клиентов. К тому в центральные районы легче добираться практически из любой точки города.

Цены на аренду в разных субъектах РФ, разумеется, имеют достаточно широкий диапазон, однако примерный «коридор» – 500-1500 рублей в месяц за один квадратный метр (цены указаны с увеличением от периферии к крупным городам). Как было уже сказано выше, при грамотно составленном расписании для нормального функционирования центра будет достаточно однокомнатного помещения, рассчитанного на десять-пятнадцать рабочих мест. Примерная площадь подобных классов – 25-30 квадратных метров. Помните, что офис в обязательном порядке должен соответствовать общим нормам СанПиН.

Кадры

Квалифицированные педагоги, обладающие серьезным педагогическим опытом и разбирающиеся во всех нюансах формата ЕГЭ – это главная составляющая успеха вашего будущего бизнеса. Собственно, знания и навыки педагогов – это тот товар, который центр подготовки к ЕГЭ предлагает своим клиентам, поэтому к выбору кадрового состава нужно подойти крайне ответственно.

Обязательными требованиями к кандидатам, желающим работать в вашем центре, являются наличие педагогического образования и педагогического стажа, а также опыт подготовки учеников к аттестации именно в формате ЕГЭ (каким бы знатоком своего предмета ни был учитель, отсутствие последнего пункта в резюме делает его бесполезным для данного бизнеса).

Универсальным средством рекрутинга кадров является Интернет – здесь на помощь придут и различные HR-порталы (как региональные, так и всероссийские – на них можно размещать объявления о вакансиях центра и самостоятельно искать резюме), и социальные сети. «ВКонтакте», как самая крупная и популярная российская соцсеть, будет особенно полезна – обязательно нужно создать группу, посвященную деятельности центра. Через эту группу вы сможете не только рекрутировать преподавателей, но и осуществлять пиар бизнеса.

Чтобы привлечь к сотрудничеству преподавателей, большинство из которых привыкло использовать в качестве источников дополнительного (а то и основного дохода) частное репетиторство, нужно будет проявить гибкость. Частное репетиторство не облагается налогами, поэтому своим новым сотрудникам вы должны предложить условия, которое перекроют преимущества данного заработка. Основными бонусами сотрудничества педагога с центром подготовки к ЕГЭ, без сомнения, являются стабильность и более спокойный формат работы – учителю больше не нужно осуществлять поиск учеников и ездить по различным адресам для проведения занятий (как вариант – принимать учеников у себя дома, что также создает определенные неудобства для педагога и его семьи). К тому же в уютном и оборудованном офисе можно проводить не только индивидуальные консультации (основной формат занятий, практикуемый репетиторами), но и занятия в группах, что приносит больший доход.

Маркетинг

Персональный сайт – это часть имиджа любого бизнеса. Виртуальная «визитная карточка» должна иметь привлекательный и лаконичный дизайн, отражать основную информацию о деятельности вашего центра (перечень предметов, стоимость и расписание занятий, список преподавателей с указанием их квалификации, адрес и контакты, и т.д.) и не отличаться чересчур сложной навигацией. «Цена вопроса» начинается от 10-15 тысяч рублей. В дополнение к сайту желательно создать страницу в социальной сети, поскольку будущие абитуриенты (и многие их родители) обычно являются адептами «ВКонтакте» и «Инстаграма». Цена за ведение группы «ВК» состаляет около 2 тысяч рублей за месяц, в «Инстаграме» – около 1 тысячи. Однако функцию контент-менеджмента в соцсетях, так же, как и ведение сайта, можно делегировать администратору центра.

Хорошей рекламной площадкой в данном случае будут являться тематические места (например, магазины канцтоваров, книжные магазиины и точки продажи подростковой одежды и школьной формы, а также стенды, расположенные рядом с учебными заведениями). Кроме того, можно размещать рекламу в автобусах или лифтах (цна за одно рекламное место в одном лифте или одном автобусе за месяц состаит порядка 2 тысяч рублей).

Оборудование

Основной инструмент педагогов центра – это их опыт и знания, поэтому больших вложений оборудование офиса не потребует. Тем не менее, необходимо создать достойные условия для труда педагогов и занятий учеников, другими словами – сделать ваш офис таким местом, где приятно заниматься и ничто не отвлекает от учебного процесса. Для этого нужно арендовать подходящее помещение (непременно с хорошей звукоизоляцией, чтобы посторонние звуки извне не мешали занятиям), оснастить его необходимой учебной мебелью (стулья, столы, шкафы, оргтехника и проектор), закупить учебные пособия. Затраты на данные статьи (вместе с арендой) в среднем составляют 100-200 тысяч рублей.

Рентабельность

Средняя стоимость одного часа занятий с частным репетитором составляет 300-500 рублей. Чтобы не потерять клиентов, эксперты рекомендуют повышать данную цифру не более чем на 100 рублей в час. При этом большинство действующих центров по подготовке к ЕГЭ придерживаются практики единовременной оплаты всего учебного курса либо разбивают оплату на две части. Средняя цена на курсы – 15 тысяч рублей за один предмет (5-6 месяцев, два занятия в неделю, длительность занятия – 3 часа). Что касается ежемесячной оплаты труда преподавателей, то наиболее распространенный вариант здесь – процент от общего дохода с ученика или группы (в среднем – 15%).

Допустим, если группа составляет 10 человек, каждый из которых приносит в центр по 15 тысяч рублей, то доход от группы за полный курс обучения составляет 150 тысяч, а месячный доход – 25 000. Заработная плата преподавателя за ведение одной группы в месяц составит порядка 3800 рублей.

Резюме

Какой бы критике не подвергались формат и процедура единого государственного экзамена, в ближайшее время данная форма оценки школьных знаний прекращать свое существование не собирается. Не стоит также забывать и про ГИА – «младшего брата» ЕГЭ. Поэтому услуги дополнительного образования всегда будут пользоваться спросом. С другой стороны, затраты на открытие бизнеса по подготовке весьма небольшие (даже в Москве и Санкт-Петербурге стартовый капитал в данной сфере редко превышает 300 тысяч рублей). Совокупность двух вышеозначенных факторов делает открытие центра по подготовке к ЕГЭ перспетивным и не очень сложным вариантом способа получения прибыли.

Читать еще:  При открытии новых торговых точек в том же районе новых заявлений о ЕНВД не подается
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector