Бизнес с тонким вкусом: открываем художественную галерею

Бизнес с тонким вкусом: открываем художественную галерею

Как открыть галерею или художественный салон

Идеи для бизнеса -> Развлекательный и гостиничный бизнес, туризм, общепит, красота, здоровье, медицина

Как открыть галерею или художественный салон

Открытие художественной галереи или художественного салона – это весьма удачная и достаточно прибыльная идея для собственного бизнеса.

Что следует знать и учитывать открывая собственную галерею или художественный салон? Существует несколько весьма простых и логичных правил создания подобного бизнеса.

1. Для организации художественного салона или галереи необходимо иметь достаточно просторное помещение, которое должно соответствовать требованиями предъявляемым к подобного рода заведениям. Следует учитывать как технические, так и определенные художественно-эстетические требования. Обязательно следует сделать ремонт, тщательно продумать дополнительное освещение и другие подобные мелочи.

Безусловно, хорошо, если галерея будет находиться в центре города, где приток посетителей гарантирован, размещение же художественной галереи или салона в спальном районе – это всегда риск.

2. Общая площадь помещения для организации художественного салона или галереи обычно не менее 200 кв. метров. Из них примерно 20 кв. метров займет офис, выставочный зал – от 80 кв. метров, помещение для хранения работ (запасник) это еще около 50 кв. метров, а оставшиеся 50 кв. метров сьедят подсобки и прочие технические помещения. В принципе, бывают галереи и меньших размеров, обходящиеся без запасников и офиса, при планировании таких мини-салонов очень важно правильно распределить имеющиеся небольшое пространство.

3. Шаг следующий – подбор персонала и сотрудников. Здесь главное, чтобы они хорошо разбирались в искусстве, были общительными, коммуникабельными, активными.

Обычно в штате более-менее серьезного художественного салона или галереи работают галерист, куратор, руководитель, консультант, экспозиционер. Галерист создает внешний вид галереи, отвечает за ее имидж, выбирает направление работы, сотрудничает с художниками. Куратор занимается организацией и проведением выставок, он – инициатор всех этих процессов. Естественно, данный специалист должен иметь художественное образование.

Экспозиционер занимается подбором наиболее подходящего места для каждой работы, грамотно и правильно оформляет экспозицию. Задача консультана – общение с потенциальными клиентами.

Штат сотрудников может быть уменьшен или наооборот увеличен, в зависимости от условий и специфики деятельности конкретного салона или галереи.

4. Для того, чтобы открыть художественный салон или галерею какие-либо специальные разрешительные документы не требуются, понадобятся только общепринятые бумаги.

5. Как и в любом другом бизнесе, затевая открытие художественной галереи, следует подумать и о стартовом капитале. Если вы уже располагаете помещением под будущий художественный салон, то можно первое время обойтись суммой порядка 5 – 7 тыс. долларов. Эти деньги пойдут на зарплату сотрудникам в первый месяц работы, собственно оснащение и открытие галереи, печать буклетов о предстоящих выставках.

Если же помещения, как это обычно бывает, нет – потребуется арендовать подходящие площади. Но аренда в центре города – это очень недешевое удовольствие. Впрочем, если найти спонсора или открыть галерею совместно с местными властями, то это обойдется гораздо дешевле.

Можно подключить галерею к уже имеющемуся у вас бизнесу. К примеру, можно организовывать выставки в работающем магазине по выходным. Кстати, это будет очень хорошей рекламой.

6. Очень важный пункт – выбор художников и их работ. Следует определиться с направлением, технологиями (живопись, скульптура, графика, фотография, видео-, медиаарт, инсталляция) и предпочтительным кругом авторов.

Здесь следует опираться на несколько факторов: ваши собственные предпочтения, популярность в обществе, спрос. Помогает изучение бизнес-обзоров, мнения квалифицированных специалистов-экспертов, которые оценивают работы того или иного художника и дают им характеристику.

О художнике можно судить по мероприятиям, в которых он принимал участие, где выставлялся, в каком музее современного искусства уже имеются его работы. Очень важно выбирать хорошие работы для галереи, ведь ее оценивают по уровню не самого сильного, а самого слабого из авторов. Такова специфика этого бизнеса.

7. Открывая галерею следует позаботиться о страховке, а также об общей организации безопасности и охраны. Эти статьи расходов могут значительно удорожить начальную смету.

8. Прибыль можно получать не только от продажи картин и других выставленных в салоне или галерее предметов. Небольшая плата за вход в галерею вряд ли отпугнет ценителей искусства, зато отсечет лишний «нецелевой» контингент. Можно также брать символическую плату с художников, которые хотят сделать выставку своих работ.

Итак, подведем итоги.

Открытие художественного салона или галереи – это хорошая бизнес идея, которая позволяет получить прибыль, выставляя свои (если вы автор или коллекционер) и чужие работы на продажу.

Возможно, придется столкнуться с некоторыми трудностями. Они могут возникнуть, если бизнес не будет продуман до мелочей, если не будет стартового капитала и необходимого помещения. Впрочем, всего предугадать невозможно и некоторые огрехи, как это часто бывает, придется устранять уже в процессе работы. И все-таки, все организационные вопросы очень важно решить заранее с тем, чтобы открытие галереи прошло на ура.

Бизнес с тонким вкусом: открываем художественную галерею

История успеха знаменитого американского арт-дилера Ларри Гагосяна до сих пор не дает покоя начинающим коллекционерам и галеристам.

В юности никому не известный сын армянских эмигрантов Ларри Гагосян о мире искусства даже не помышлял и подрабатывал где только мог – парковал машины и т.п., пока однажды не начал приторговывать постерами. Позднее он переключился на живопись, начал продвигать картины современных художников, и однажды именно благодаря ему мир узнал Демиена Херста и Джеффа Кунса. После чего Ларри Гагосян сказочно разбогател и долгое время возглавлял рейтинги самых влиятельных деятелей в области изобразительного искусства. История американской мечты, не так ли?

Мифы и реальность.

На самом деле в мире искусства всё обстоит несколько иначе, особенно если говорить о российском арт-рынке. Современные условия, в которых существует живопись у нас в стране, требуют от галериста недюжинного терпения, серьёзных материальных вложений и кропотливой работы по формированию своей аудитории. Сейчас даже в Москве галерейные продажи нельзя назвать хорошим способом заработать капитал: до этого ещё очень далеко. У нас галерея в большинстве случаев носит скорее имиджевый характер, это возможность заявить о себе, создавая модные сейчас кураторские проекты и оказывая поддержку талантливым художникам.

В современной России есть немало галерис­тов, чьи профессионализм и преданность искусству вызывают неподдельное уважение. Это, например, Елена Селина (галерея XL), Александр Шаров (галерея «11.12»), Марат Гельман. Однако ни один пока ещё не заработал на продажах русского искусства мультимиллионного капитала. Долгое время мы были изолированы от мировых арт-процессов, и у представителей среднего класса в нашей стране ещё не сформировалась привычка вкладывать деньги в искусство. Поэто­му можно сказать, что арт-рынок у нас только формируется.

Три шага к успеху.

С какими же вопросами нужно определиться в первую очередь, если вы твердо решили связать своё будущее с предметами искусства и стать галеристом? Конечно, главное, без чего не обойтись, – страстное отношение к искусству и уверенность в собственных художественном вкусе и интуиции. Второе – это специальные знания, которые можно получить как самостоятельно, так и при поддержке профессионалов арт-рынка. Можно поступить и в специализированный вуз у нас в стране или за рубежом. Так, например, в Москве бизнес-школа RMA предлагает образовательную программу «Арт-менеджмент и галерейный бизнес». Занятия проходят на территории центра современного искусства «Винзавод», курс состоит из лекций и мастер-классов, а преподают здесь самые влиятельные в мире искусства люди: Ольга Свиблова, Василий Церетели, Марина Лошак, Иосиф Бакштейн и другие.

Программы переподготовки для галеристов предлагают такие вузы, как МГУ, РГГУ, ВШЭ, СПГУ. Кураторов готовят и в «Свободных мастерских» при Московском музее современного искусства, а также в институте «База» Анатолия Осмоловского. Из зарубежных специализированных учебных заведений можно порекомендовать лондонский Sotheby’s Institute of Art, где готовят профессионалов в области искусства по программам разной продолжительности, от летних курсов до магистратуры.

Помимо этого, конечно, нужно обязательно посещать выставки, общаться с художниками, галеристами и коллекционерами. Только так можно понять, что происходит на арт-сцене, и определить направления, которые станут вам наиболее близки. Но если в арт-сообществе вы уже не новичок, пора приступать к конкретным действиям.

Шаг первый.

Определите круг художников, которых будете представлять на рынке. Все галереи условно можно разделить на два типа: актуальные и традиционные. Первые отражают новейшие тенденции в искусстве, открывают актуальное и новое, вторые представляют давно известные виды искусства. И если первые склонны эпатировать публику новыми оригинальными идеями и дорогостоящими проектами, то вторые, напротив, консервативны и организуют, как правило, выставки-продажи.

Проекты первых интересны, поскольку динамичны и остро отражают социальные процессы, происходящие в обществе, у таких галерей есть свои поклонники. Однако есть и другая часть аудитории, те, кто пойдет за картиной для своей коллекции в традиционную галерею, потому что им близко искусство, проверенное временем и не подверженное конъюнктурным колебаниям.

Так, например, работы всем известного дуэта Виноградов – Дубосарский (см. фото внизу), на грани соц- и поп-арта, с провокационными сюжетами, на холстах больших размеров, представляют галереи первого типа, актуальные. А скажем, работы так же хорошо известной Натальи Нестеровой, лауреата Государственной премии, заслуженного художника РФ, с изображениями библейских сюжетов, бытовых сцен, с натюрмортами – галереи второго типа.

Актуальные галереи адресуют свои проекты политизированной публике, а также тем, кого интересует протестное движение или идеи, открывающие новые горизонты в сознании. Есть среди аудитории и те, кто просто хочет удивлять своих состоятельных друзей.

Если вы определились с направлением, нашли свою нишу – постарайтесь заручиться поддержкой как минимум пяти-десяти художников, которые будут работать с вашей галереей. На этапе открытия следует привлечь и двоих-троих уже хорошо известных авторов – таким образом можно вызвать первоначальный интерес к галерее. А чтобы выход на рынок был эффектным, постарайтесь сделать свой первый проект интересным и неординарным.

Шаг второй.

Выберите место для галереи. В западных странах существуют определенные районы, где принято их открывать: в Нью-Йорке, Лондоне и Париже есть целые кварталы, в которых развернули свою деятельность арт-институции. У нас пока только формируются галерейные зоны, но уже есть центр современного искусства «Винзавод», так что предметы актуального искусства было бы предпочтительнее выставлять там. Другие галереи могут размещаться и вне кластеров, но желательно в центре города, потому что нужно учитывать состояние трафика и уважать время посетителей.

Возможен и квартирно-домашний формат, и таких галерей немало. Преимущество его в том, что вам не нужно тратить средства на аренду помещения, которая становится самой обременительной статьей расходов. Поэтому некоторые галереи не имеют постоянного адреса, а используют каждый раз новые пространства. Такой формат интересен тем, что расширяет возможности куратора представить очередной выставочный проект в новой, подходящей именно ему среде. Так вы сможете предложить концепцию выхода искусства за рамки привычных стен галерей и музеев, как это делают сегодня многие новые галереи.

Читать еще:  Как открыть вегетарианское кафе?

Шаг третий.

Запуск проекта и последующая маркетинговая деятельность. Подготовительная работа перед открытием займёт немало времени, но без этого не обойтись. Разработка фирменного стиля и запуск сайта просто необходимы: иначе как вас будет идентифицировать потенциальный покупатель? Нейминг, создание логотипа, подготовка и печать каталогов, буклетов и пригласительных билетов, написание анонсов и релизов – вот только малая часть рекламной деятельности. Будьте готовы к тому, что придётся оформлять пространство галереи и осуществлять развеску.

Необходимо также придумать какую-то фирменную «фишку», выгодно отличаю­щую вас от конкурентов. Например, для галереи «73 улица» был изготовлен специальный фонарный столб с указателем «Галерея тут» и логотипом, который устанавливают каждый раз на время вернисажа. Это делается для того, чтобы гости могли без проблем найти вход на выставку, поскольку галерея осуществляет свои проекты всегда на разных площадках Москвы. Далее определите круг приглашенных на открытие вашей галереи, будет ли он закрытым или доступным для всех желающих.

Оповестите гостей о дате и времени открытия, подумайте об угощении и программе, напишите пресс-релиз. Кстати, приготовьтесь к тому, что придётся постоянно отслеживать все происходящее на арт-рынке, посещать множество мероприятий и много общаться с людьми, участвовать в биеннале молодого искусства и международных арт-ярмарках, то есть находиться в постоянном поиске и движении.

Итак, вы открылись и о вашей галерее стало известно определённому числу людей. Среди них, возможно, есть и ваши будущие покупатели. Теперь важно поддерживать их интерес новыми проектами, открывать для них имена молодых и перспективных художников, то есть превратить посетителей в покупателей, а возможно, и в настоящих коллекционеров. Станет ли ваша галерея притягательным местом для инвесторов и ценителей живописи, для журналистов и художников, зависит теперь только от вашего профессионализма, умения общаться с людьми и в немалой степени от везения. Желаю удачи!

Об авторе: Елена Комаренко – коллекционер, арт-дилер, основатель и управляющий галереи «73 улица». Оказывает помощь в вопросах формирования коллекций современного искусства. Галерея «73 улица» основана в 2011 году и представляет известные имена современного русского искусства (начиная с 1960-х годов), а также талантливых начинающих авторов, в том числе зарубежных.

В бумажной версии этот текст можно прочитать в журнале «Мир и Дом» (№11, 2014 год), который является партнёром портала Элитное.РУ

Искусство зарабатывать: как устроен бизнес галереи современного искусства

Надежда Степанова и Эльвира Тарноградская — владелицы московской галереи современного искусства Triangle, открытой в 2014 году. За полтора года хозяйки «Треугольника» нашли подход к московским и швейцарским коллекционерам, установили тесную связь с австрийской художественной публикой и научились зарабатывать на работах молодых авторов.

Степанова – вдохновитель проекта и галеристка с опытом, живет в Италии и в Москве бывает наездами. Тарноградская — юрист и специалист по антиквариату из потомственной «антикварной» семьи, постоянно работает в галерее. «Иногда коллекционер видит какую-то работу дистанционно – нашел на сайте галереи картинку, присылает запрос, переводит деньги. Но такие случаи редкость. Для того чтобы галерея работала и зарабатывала, в ней надо присутствовать», — поясняет она.

Перед запуском собственного бизнеса, в 2014 году, галеристки решили, что заниматься современным искусством интереснее и выгоднее. Работы признанных мастеров уже разобраны по музеям и дорогим частным коллекциям, открытия случаются крайне редко. «А вот современное искусство – как раз тот рынок, где можно найти самое лучшее и предложить клиенту», — объясняет Тарноградская свое стремление к молодым талантам.

В «Треугольнике» сейчас представлено девять художников. Ровно то количество, которое и должно быть у молодой галереи, считают основательницы. Источник дохода для галереи – продажи работ. От проданной картины художник и галерея получают по 50%. Некоторые работы галерея выкупает и оставляет себе – те, что имеют перспективы стать со временем дороже.

Законы ценообразования на этом рынке довольно четкие. Например, работа молодого художника, выполненная маслом на холсте размером 40 на 60 см, в США или Европе не может стоить меньше чем €1500, у нас начинающий художник может быть оценен и дешевле, но не намного. «Эта сумма включает плату и за труд, и за материалы, а также обеспечивает художнику возможность жить за счет искусства, а не идти в официанты или учителя», — поясняет Степанова. Ценовой разброс на работы, которые представлены в «Треугольнике», широкий — от €100 за небольшие по формату рисунки до €20 000-30 000 за более масштабные и трудоемкие работы.

Эксклюзивный договор между галереей и молодым художником — редкость. Чаще всего галерея берет работы на реализацию, а выручка делится 50 на 50. Знаменитости, работающие с крупными галереями, получают более существенную долю вознаграждения. Если галерея покупает несколько работ непосредственно из студии художника «оптом», то ее процент увеличивается до 70-80% от стоимости работ.

Поиск талантов предполагает посещение большого количества выставок разного масштаба, и не только в России. Галерею «Треугольник», например, интересуют художники из постсоветского пространства. Некоторые художники работали с Эльвирой Тарноградской еще до основания галереи как с арт-дилером. Надежда отвечает за культурный обмен. Общается с европейскими и американскими галереями, привозит работы интересных молодых художников в Москву и организует выставки «своих» за границей.

«Недостатка в новых именах нет, скорее избыток», — признаются галеристки. Их компания, например, постоянно получает письма и предложения от начинающих живописцев. «Попасть к нам очень непросто, наше решение основывается исключительно на качестве работ, таланте художника и стадии его карьеры – он должен быть действительно молодым, до 35 лет, и действительно начинающим», — поясняет Степанова.

Отбирая художников в свою галерею, Степанова и Тарноградская руководствуются собственным художественным вкусом и коммерческим чутьем. Специально «под коллекционера» или какого-то конкретного покупателя подбор работ никто не ведет, — поясняет Надежда. Если художник интересен самим галеристкам, значит, он заинтересует и покупателей.

Молодые авторы не значит совсем безвестные. У «Треугольника» есть художники, уже любимые зрителями. Начинающая галерея для них – более интересная площадка, чем именитая. Например, художники Валерий Чтак и Кирилл Кто покинули почтенные московские галереи из-за недостатка внимания. «Мы познакомились с Валерой Чтаком, когда он шел из галереи «Риджина», с которой он как раз расстался», — рассказывает Степанова. Там за несколько лет сотрудничества у художника была единственная выставка. «Треугольник» успел за полтора года выставить работы Чтака трижды и показать его работы на четырех ярмарках, в том числе европейских. Сейчас галерея готовит очередную выставку художника, которая пройдет весной.

Кирилл Кто пришел в «Треугольник» из галереи XL – еще одной старейшей московской галереи. «За последние годы у него там была только одна выставка графики и ready made. Кирилл приходил к нам в галерею, и мы прекрасно общались. Я предложила выставить у нас его холсты, и он с радостью согласился», — рассказывает Надежда. С XL художник расстался мирно, владелица галереи Елена Селина оказалась не прочь расстаться с автором, до которого у нее не доходили руки.

После того как Triangle впервые представила холсты Кто, интерес к его творчеству заметно вырос. После выставки одну работу приобрел Владимир Овчаренко, основатель галереи «Риджина» и аукциона современного искусства Vladey. Он включил ее в эпохальную выставку своей коллекции «Борщ и Шампанское», которая прошла этим летом в Музее современного искусства на Гоголевском бульваре, кроме того, стал активно продавать его графику на Vladey. Надежда рассказывает, что в конце октября маленький рисунок Кирилла Кто формата А4 по стартовой цене €100 ушел за €1400. Художник решил, что может сотрудничать с Овчаренко в графике, но эксклюзив на живописные работы на холстах он отдал «Треугольнику». Недавно Степанова продала два небольших холста Кирилла Кто коллекционеру из Милана. Он увидел его работы на ежегодной художественной ярмарке в Вене Vienna Contemporary.

Международные амбиции и участие в ярмарках, в том числе за пределами России, необходимы и галерее, и ее художникам для того, чтобы приобрести известность и вес на рынке. К участию допускаются только галереи, имеющие свою международную программу. Часть такой программы для Triangle станет выставка молодого американского художника с русскими корнями Стефана Черепнина, который экспонируется в известной Нью-Йоркской галерее The Real Fine Art. Прадедушка Черепнина писал музыку для балетов Дягилева, а его род восходит к известной фамилии Бенуа. Надежда и Эльвира уверены, что работы художника и его история заинтересуют московскую публику.

В Вене «Треугольник» успешно представил молодого российского художника Алексея Мандыча. От коллекционеров поступило несколько запросов на приобретение его работ. Тарноградская: «Алексей Мандыч идеально ложится в австрийскую тему — его «Черный квадрат» выполнен собственной кровью художника. Мы помним, что знаменитый австрийский художник Герман Нич также использовал кровь. Получилась культурная аллюзия и в сторону русского авангарда, и в сторону венского акционизма».

Сейчас «Треугольник» вывозит и показывает за границей 20-25 произведений в год. За полтора года галеристки уже «освоили» две Венские ярмарки и одну московскую Cosmoscow. «Треугольник» подает заявки и на участие в ярмарках BRAFA в Брюсселе, Art Basel в Базеле и Art Cologne в Кельне. Но приглашения пока не получает, что, впрочем, неудивительно. Крупнейшие международные ярмарки доступны для только именитым галереям с устойчивой репутацией. К таким пока относятся две отечественные галереи – московско-лондонская «Риджина» и московская XL.

Степанова и Тарноградская стремятся к тому, чтобы со временем и «Треугольник» взошел на международный художественный олимп. Главное – усердно работать и не совершать ошибок. «Наша стратегия основывается на презентации молодых художников, работающих в области актуального искусства, поэтому мы не можем выставлять и более продаваемую «интерьерную» живопись или устраивать выставки известных художников со сложившимся рынком, хотя это может показаться более легким приемом с коммерческой точки зрения, — поясняет Степанова. — Чтобы выйти на международную арену, недостаточно думать о том, что легче продается.

Получить устойчивую репутацию, вывести своих художников не международный рынок, а затем продавать их работы за десятки или даже сотни тысяч евро – задача Степановой и Тарноградской на ближайшие годы.

Читать еще:  Как открыть службу знакомств

Бизнес план: организация галереи

Галерея как таковая формируется для проведения в ней последующих выставочных мероприятий совершенно различного формата. Это и демонстрация произведений искусства, фотографий, картин, скульптур и региональные выставки, куда может входить и товарная тематика заводов и фирм производителей.

Содержание

Актуальность бизнеса

Открыть свой собственный бизнес в большинстве случаев означает воспользоваться одним из традиционных предложений, которые уже три тысячи раз испробованы, схема их действия отработана, а примеры встречаются на каждом углу. Магазины одежды, продуктов, производство, перепродажа, фаст-фуд. Что же касается менее популярных видов, то на них взирают с опаской и недоверием.

Меж тем, среди них также есть достойные экземпляры. И по сравнению с вышеописанными, имеют одно явное преимущество. В них нет такой бешеной всепоглощающей конкуренции. А ведь именно конкуренция с первых шагов может задавить любой продуманный бизнес-план и дело из прибыльного может превратиться в долгую игру на выживание.

На этом фоне уникальность вашего проекта может стать отличным подспорьем в организации предпринимательского дела, которое будет иметь отличные показатели выхода на чистую прибыль и заработка. Одним из таких проектов является открытие галереи.

Открытие галереи как бизнес – достаточно новое веяние среди бизнесменов в странах СНГ. Однако уже считается перспективным видом предпринимательской деятельности и обещает владельцам хороший уровень дохода при организации. Однако у него, как и у любого другого вида бизнеса есть свои сложности, которые будут определять весь процесс организации.

Общая характеристика проекта галереи

Галерея как таковая формируется для проведения в ней последующих выставочных мероприятий совершенно различного формата. Это и демонстрация произведений искусства, фотографий, картин, скульптур и региональные выставки, куда может входить и товарная тематика заводов и фирм производителей.

Смысл открывать галерею существует при условии, что в городе, где начинается дело, проживает не менее трёхсот пятидесяти тысяч человек. Если формат населённого пункта удовлетворяет этому условию, но всё же количество проживающих совсем невелико по сравнению с мегаполисами, то будет идеальным условием и то, что на территории города нет других действующих площадок рассчитанных на подобные мероприятия.

Работа галереи строится исключительно на взаимовыгодном сотрудничестве организаторов выставок, участников и вас, как владельца галереи. Хотя в иных случаях вы сами при этом можете быть и организатором мероприятий у себя в помещении.

Тем более, в последнее время в России, как уже давно в Европе искусству и дизайну стали уделять несравненно большее внимание. Относится это и простым жителям, которые, по сути, и будут клиентами тех выставок, которые будут проводиться у вас в галереи. А значит, их интерес будет непосредственно влиять на ваше дело.

Отсюда проистекает актуальность такого бизнеса. Нести в массы идеи просвещения, познания, дарить людям возможность видеть то, что вряд ли они где-то ещё увидят, бороться за право эксклюзивности и одновременно получать доход – вот чем берёт начинающего предпринимателя идея открыть галерею.

В то же время стоит задуматься о наличии у вас вкуса. Без всяких обиняков. Объективно оценить себя, так как в дальнейшем это качество будет работать на вас и ваше дело. И если вам нет смысла сотрудничать с молодыми художниками, дизайнерами, мастерами, просто потому что вы не сможете оценить их творчество, а значит, не сможете понять, будет ли пользоваться такая выставка в вашей галерее популярностью, но делать бизнес в этом направлении всё равно захотите, то нужно будет дополнительно нанять человека. Это ещё одна строка расходов, но именно она сможет вылиться в успех всего предприятия.

Поэтому, перед стартом собственного дела, нужно сформировать направленность проекта и при необходимости воспользоваться консультацией специалистов. Роль, которую вы будете исполнять в своём проекте, нельзя недооценивать, но и переоценка может сыграть злую шутку. Так что, кто вы будете для своей галереи – инвестор, организатор, художник, управляющий, бизнесмен, или всё это вместе взятое – решать вам. Но решать нужно сразу.

Юридическая составляющая

Начинающему предпринимателю, для того, чтобы заняться освоением бизнеса на открытии галереи не потребуется каких-то специализированных разрешений от государственных инстанций, потому что и специального органа контроля подобных мест для проведения выставок пока нет. Поэтому, как и в любом другом бизнесе, понадобятся исключительно стандартные бумаги.

Разрешение на занятие предпринимательской деятельностью. Не забудьте, что нужно будет выбрать форму организационно-правовой деятельности – индивидуального предпринимателя, или общество с ограниченной ответственностью. Также выбор буде иметь место в форме налогообложения вашего дела. После идёт регистрация в налоговой службе и пенсионном фонде, куда также будут идти отчисления.

Весь процесс регистраций официальной деятельности – дело трудоёмкое, и отнимает очень много времени, потому что связано с бумажным делооборотом и постоянным посещение государственных органов. Особенно, если для вас это первый опыт. Однако, есть способ избежать всей волокиты самому, заплатив определённую сумму денег специализированной фирме. Подобные организации берутся сделать всё за вас. Это ускорит процесс и освободит ваше время для формирования собственного проекта. Тарифы при этом нужно узнавать индивидуально.

Помещение

Так как выставки, которые вы будете проводить в своей галерее, рассчитаны на массовое посещение людей со всех концов населённого пункта, а также приезжих из других городов, нужно основательно озаботиться вопросом размещения предприятия. Отлично подойдёт центр города. Однако при таком выборе нужно быть готовым к тому, что аренда будет стоить дороже и могут возникнуть сложности с организацией подъезда для гостей и посетителей выставок. А удобство играет большую роль в вопросе посещаемости и популярности. К тому же, участники выставок будут запрашивать удобство для ввоза на территорию экспонатов и реквизита.

Немалое внимание при аренде или строительстве здания галереи уделяется освещению и внутреннему климату. Потому важно, чтобы в рабочем состоянии находились качественные системы вентиляции, кондиционирования воздуха и системы поддержания определённой температуры. Экспонаты бывают разными, и для некоторых важен оптимальный температурный режим.

Помещение галереи должно иметь несколько зон. А общая площадь будет варьироваться исходя из заранее определённой направленности проводимых мероприятий. Чем большее разнообразие выставок вы планируете проводить в своём помещении, тем с большей вероятностью потребуется отнюдь немаленькая площадь. Однако стандартно рассматривается помещение площадью в 250 квадратных метров.

Комната для хранения работ. Не менее 50 квадратов.

– Помещение для хранения оборудования и реквизита. Не менее 50 квадратов.

Офис администрации. Достаточно 15 – 25 квадратов.

– Собственно зал для выставочных работ. Порядка 80 квадратных метров.

Аренда столь крупного помещения – всегда дело непростое. Особенно учитывая местоположение, о котором писалось выше.

Поэтому начинающему предпринимателю стоит подумать о возможных вариантах, которые помогут сэкономить. Так, например, если арендовать уже готовое помещение, которое изначально и предназначалось для подобных целей, то можно убрать затраты на организацию технологических сетей, вентиляции и канализации. Другой вариант – совместное открытие с органами государственного муниципалитета, которые будут заинтересованы в развитие этого направления с точки зрения облагораживания культурной жизни города. Несомненно, такой подход даст свои плюсы не только в графе «аренда», но и упростит, например, маркетинговую компанию.

Персонал

Персонал действующей галереи может быть как постоянным, так и в некоторых должностях – временным. Помимо технических специалистов нужно обратить внимания на несколько позиций персонала:

  1. Руководитель проекта. Важная должность, так как именно от его деятельности будет зависеть такие показатели как престиж предприятия, его популярность, а соответственно и доход. Он будет принимать решения по поводу форматов и тематик проводимых выставочных мероприятий. И, как уже было сказано ранее, необязательно это должен быть сам предприниматель.
  1. Программист. Не явная должность. Однако если вы планируете добиться определённого уровня солидности фирмы, то должны будете заняться продвижением по всем фронтам, в том числе и во всемирной сети. Тем более, каждая серьёзная организация просто обязана иметь свой сайт, чтобы люди могли получить необходимую информацию в кратчайшие сроки, а также следить за расписанием ближайших выставочных мероприятий и покупать билеты без очередей в кассе. Так что должность программиста, на самом деле, в организации действующей галереи не может быть проигнорирована.

К тому же, на сегодняшний день, вам не обязательно нанимать в штат постоянного специалиста сферы ай-ти. Существует множество фирм, которые возьмут ваши задачи на аутсорсинг.

  1. Консультанты. Важные персоны, так как должны будут знакомить посетителей с экспонатами, произведениями искусства и всячески консультировать. При этом, выставки могут быть совершенно различного типа, и не все они возят с собой людей, готовых грамотно и красиво рассказать людям о выставочных образцах. Поэтому нанимать на должность консультантов нужно эрудированных людей. От качества работы специалистов этой должности будет зависеть популярность вашего проекта, продажи выставляемых шедевров и общий престиж.
  1. Секретарь пресс-службы. Здесь всё просто. Это человек, работающий над освещением запланированной выставки в средствах массовой информации.
  1. Куратор галереи. В принципе, эту должность и должность руководителя проекта можно соединить. А вообще, куратор – тот человек, которые определяет тренд, налаживает связь с ответственными людьми, решает вопросы с размещением произведений в выставочном зале и оформлением экспозиции.

Расходы

Расходы будут формироваться исходя из множества факторов. Так, например, аренда будет полностью зависеть от того, в каком городе вы решили воплотить проект, и более того, в каком районе этого города будете снимать помещение. Для небольшого населённого пункта возьмём приблизительную стоимость 70 000 рублей.

Второй пункт расходов – ремонт. Это важная часть всего дела, так как вы создаёте в первую очередь визуальный проект. Люди, находясь в помещение вашей галереи, будут оценивать не только сами экспонаты, но и их сочетание с внутренним стилем здания, который, как ни крути, повлияет на восприятие частного и целого. Хороший ремонт с наймом профессионального дизайнера обойдётся в 1,5 – 2 миллиона рублей.

Однако если вам удалось найти помещение, которое изначально предполагалось под схожие цели, то статьи расходов можно будет значительно сократить.

Третий пункт – оплата труда. Персонал у вас будет как постоянный, так и на сдельных условиях. Но расчёт должен происходить, опираясь на цифру в 15 000 – 20 000 тысяч на сотрудника ежемесячно.

Четвёртый пункт – маркетинговая компания. Важная часть, как уже было описано выше, для всего проекта галереи. Поэтому, расходная графа будет иметь цифры в 70 – 100 тысяч рублей в месяц.

Читать еще:  Как открыть свой детский клуб

Это основные расходы в проекте. Помимо них существуют ещё периодические, рисковые и прочие. Все их необходимо указать в бизнес-плане, чтобы грамотно просчитать периоды выхода на чистую прибыль.

Прибыль

Прибыль в проекте галереи – плавающее значение. Так, например, нельзя даже приблизительно определить среднюю цену произведений искусства, которые будут выставляться и продаваться у вас галерее. Это может быть и 5 тысяч рублей, а может быть и несколько миллионов.

Также на доход будет влиять и комиссионный принцип. То есть процент, который будет получать организатор от продажи выставки, а также процент, который получает художник также варьируются и определяются перед мероприятием в договорной основе.

При положительных тенденциях и смелых подсчётах, если хотя бы раз в месяц организовывать выставку из двадцати – сорока картин. И продавать там треть экспонатов, то можно выйти на прибыль в 400 тысяч рублей.

Хотя, именно из-за того, что гарантий выхода именно на эти цифры никто не даст, а доход будет не стабильным в отношении суммы прибыли, проект организации галереи пока не столь популярен. Но при этом крайне перспективен, если практиковать педантичный и профессиональный подход к каждому этапу организации.

Еще 1000 лучших бизнес- моделей, Вы можете найти в разделах : Бизнес идеи или Франшиза

Бизнес с тонким вкусом: открываем художественную галерею

Когда этот бизнес появился, интерес к нему был колоссальный. И многие, кто брался за это дело, но не смог понять его сути, прогорали. Сегодня столица может похвастать несколькими галереями, которые чувствуют себя очень уверенно.

Лиха беда начало

Галерея “Ателье Карась” открылась в 1995 г. Хотя, по словам ее руководителя Евгения Карася, идея создания галереи зародилась в его семье, семье художников, еще в 1986 г. Именно тогда появилось помещение для будущей галереи. Союз художников предоставил родителям Евгения целый этаж под творческую мастерскую: общая площадь помещения составляла примерно 200 кв.м (см. “Совет №1”). “Хотелось создать некое пространство для “прокручивания” интересных творческих идей. Создать культурную среду для общения единомышленников, платформу для красивой жизни”, — вспоминает г-н Карась.

Создание “пространства” началось с большого ремонта. Дело в том, что художественному семейству Карасей достался один из самых старых и запущенных (по словам Евгения) домов середины XIX века на Андреевском спуске: выбитые окна, обвисший потолок, потрескавшиеся стены, изуродованные временем и краской лепные украшения. Здание нуждалось не просто в ремонте, а в реставрации. Но и после того как помещение приобрело надлежащий вид, оно не сразу стало “пространством для “прокручивания” творческих идей”.

По словам Евгения Карася, вплоть до 1995 г. “шел процесс накопления знаний в области современного искусства”. Будущий галерист стремился понять, что происходит в изобразительном искусстве Украины, России, Европы, Америки. Кроме того, нужно было тщательно исследовать “украинскую ситуацию”: художественные направления, инфраструктуру, тусовки, фамилии, рейтинги. Было решено выставлять работы только украинских художников. “Мы начали формировать базу данных: собирали информацию о художниках, фотографии их работ, искусствоведческие тексты. Позднее составили список самых интересных и сильных художников. И в 1995 г. начали приглашать их поучаствовать в выставочных программах, которые мы к тому времени разработали”, — откровенничал г-н Карась.

Галерист утверждает, что, открывая собственное дело, он не прибегал к опыту зарубежных галерей и не изучал соответствующую литературу. Мол, “учился на ходу, на ходу реализовывал собственные креативные представления и в то же время создавал некую индустрию”.

Когда пришло время открыть галерею, у Евгения Карася было все необходимое: первое — большое и недорогое помещение, второе — идеи будущих выставок, третье — база данных о художниках и их работах, четвертое — компетентные единомышленники (соратники).

СОВЕТ №1

Галерею лучше располагать в центре города. Идеальным может считаться помещение, общая площадь которого 200 кв.м: выставочный зал — 50-80 кв.м, офис — 15-20 кв.м, помещение для хранения работ — 30-50 кв.м и техпомещения (для хранения оборудования и т.д.) — 50 кв.м. Правда, известны случаи, когда площадь галереи — всего 25 кв.м.

КАДРЫ

В галерее “Ателье Карась” работают всего пять человек: галерист — руководитель, куратор, пресс-секретарь, консультант и экспозиционер.

По убеждению нашего героя, успех всего предприятия всецело зависит от галериста: от его вкуса, его позиции. Именно он задает тон, формирует имидж галереи. Он решает, какое искусство приемлемо для его галереи, а какое — нет. С какими авторами ему работать, с какими — нет. Он же устанавливает “планку” для галереи. Галеристу совсем не обязательно быть художником. Главное — разбираться в изобразительном искусстве и любить его. Кстати, арт-менеджеров уже готовят некоторые вузы Украины. Например, Киевская художественная академия и Киевский университет культуры.

Руководитель галереи “Ателье Карась” отводит вторую по значимости роль куратору. Куратор инициирует, организовывает и проводит выставки. По мнению г-на Карася, этому работнику просто необходимо художественное образование.

Экспозиционер у г-на Карася также из художников. На нем “висит” экспозиция. Он решает, где разместить ту или иную работу, чтобы она “не потерялась” в общей массе, чтобы “не забила” другие работы, чтобы экспозиция была максимально адекватна концепции выставки. То есть организация экспозиции — это целое искусство. И как заметил Евгений Карась, зачастую умело выполненная экспозиция придает картинам “новое звучание”.

Что касается консультантов (которые работают с посетителями и потенциальными покупателями) и пресс-секретаря (работа со СМИ), то с этим в “Ателье Карась” отлично справляются выпускники Киево-Могилянской академии. “Могу сказать уверенно, что ни один вуз не в состоянии соперничать с выпускниками факультета культурологии Киево-Могилянской академии”, — заявил Евгений Карась. Он также признался, что почти все его сотрудники — универсальные работники: почти все они пишут тексты, составляют выставочные программы, организовывают выставки, консультируют посетителей.

Вскоре в галерее появится программист, который будет заниматься только интернет-ресурсами, созданными и курируемыми галереей.

Разрешительные документы

По словам Евгения Карася, чтобы открыть галерею современного искусства, не нужно получать никаких разрешительных документов, кроме общепринятых. И целенаправленно галереи никто не проверяет, поскольку законодательно деятельность галерей не регулируется: нет в наших законах такого понятия специфической культурной деятельности, как “галерея”.

Казалось бы, эта неурегулированность на руку галереям: живи себе, не зная никаких хлопот. Но галеристы недовольны. Они хотят, чтобы статус галереи был определен законодательно. И чтобы эта деятельность лицензировалась.

СОВЕТ №2

Начать галерейный бизнес можно и с $3 тыс. Это при наличии помещения. $3 тыс. уйдут на зарплату сотрудникам за первый месяц, фуршет по случаю открытия и буклеты о выставке. Аренда помещения, да еще в центре города, “влетит в копейку”. Можно договориться с местной властью — организовать совместную галерею. А можно присовокупить галерею к уже действующему бизнесу: например, банкир может организовывать выставки в холле банка.

Работы и авторы

“Галерея Карась” позиционирует себя как галерею современного фундаментального искусства. То есть здесь показывают искусство традиционных технологий: живопись, графика, скульптура и фотография. И лишь в редких случаях — инсталляция, медиа- и видеоарт.

“Я изначально поставил себе задачу — создать галерею, которая бы формировала рейтинг украинского изобразительного искусства и влияла на него. И мне пришлось отбирать все самое лучшее”, — говорит галерист. Он убежден, что работает только с серьезными авторами: мол, “до конъюнктуры не опускаюсь”.

Как определить, что один художник серьезный, а другой — нет? Евгений Карась делает это с помощью собственной системы оценки, которая, впрочем, не претендует на объективность. Спрашивает мнение экспертов, в качестве которых выступают авторитетные в профессиональных кругах художники. Кроме того, об авторе судит по мероприятиям, в которых он участвовал. Самый высокий уровень международного признания художника — участие в престижных международных фестивалях, например в Венецианском биеннале.

Большую роль играет и то, где выставлялся автор. “Когда художник заявляет, что он выставлял и продавал свои работы за рубежом, — это еще ни о чем не говорит! Ему можно задать один-единственный вопрос: “В каком музее современного искусства выставлены ваши работы?” — делился фрагментами своей методики оценки г-н Карась. Если художник называет известные музеи, например Музей Людвига, Стедлик-музей и пр., значит, он может подтвердить свой высокий международный статус. Таких художников в Украине, по мнению галериста, не более 30. Он назвал лишь несколько имен: Маков, Савадов, Тистол, Ройтбурд, Гнилицкий, Животков, Сильваши и др.

Примечательно, что собственные работы художник Евгений Карась в своей галерее никогда не выставлял. “Мы выставляем лучших художников Украины, я себя таковым не считаю — это во-первых. А во-вторых, я больше 10 лет арт-менеджер, галерист и эксперт, а не художник. И вообще, при составлении выставок родственные и дружеские связи не играют никакой роли. Я могу дружить с художником, но его работы у себя не выставлять и наоборот”, — заявил галерист. По его мнению, “галерея, как и любой художественный проект, оценивается не по самому сильному, а по самому слабому художнику или проекту. И не столь сложно поднять “планку”, сколь сложно ее не опустить”.

Чтобы “не опуститься”, галерея “Ателье Карась” регулярно проводит исследования, цель которых — оценить и спрогнозировать художественную ситуацию, консолидированно определить лучших художников страны по оценкам специалистов. “Система проста. Мы опрашиваем 15 экспертов (людей, занимающихся современным искусством: галеристов, арт-менеджеров), просим их назвать фамилии 50 наиболее интересных художников. Как правило, их мнения совпадают на 80%. Затем просим из указанных 50 отметить 10 сильнейших: совпадение — 20%. Так формируется внутренний рейтинг, но это только одна из существующих моделей”, — объяснил Евгений Карась.

Его галерея системно работает более чем с 30 художниками. Правда, ежегодно она отводит место для работ одного-двух новых авторов. А в среднем в год проводит 10-15 выставок. То есть на просторах галереи даже не все интересные авторы могут “показаться во всей красе”. Но были времена, когда галерея работала интенсивнее. “В прошлом году мы провели 51 выставку: раз в две недели устраивали по три персональных выставки. Это был рекорд, который никто никогда не побьет, включая нас самих. Это было сумасшедшее время, и второй раз мы вряд ли такое переживем”, — сказал галерист. На рекорд галерея шла сознательно — говорят, что нужно было попробовать за короткий срок представить всю художественную палитру Украины.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector