С 1 марта 2015 года изменится Земельный Кодекс: граждане и бизнес смогут покупать земельные участки под застройку у муниципалитетов на специальных торгах. Начальная цена участка будет равна его кадастровой стоимости

С 1 марта 2015 года изменится Земельный Кодекс: граждане и бизнес смогут покупать земельные участки под застройку у муниципалитетов на специальных торгах. Начальная цена участка будет равна его кадастровой стоимости

Комментарии специалистов о Земельной реформе 2015

Основные нововведения земельной реформы

Целью ФЗ №171 от 23.06.2014 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» является упрощение получения земельного участка, находящегося в распоряжении органов государственной власти и органов муниципального управления, в использование частного лица или предприятия.

1. С первого марта 2015 года получить земельный участок имеют право владельцы инфраструктурных объектов, некоторые категории граждан, которые будут использовать землю с целью жилищного строительства или ведения хозяйства. Данные физлица и юрлица имеют право получить землю без предварительных торгов. При этом время предоставления сокращается с трех лет до трех месяцев. Кроме того, новый законопроект, заменяет согласование места размещения объекта обязанностью по подготовке документации по планировке территорий и образованию соответствующих земельных участков. Образованием земельного участка занимается лицо, заинтересованное в получении прав на освоение территории.

Стоит отметить, до вступления в силу поправок к Земельному кодексу РФ, землю муниципалитета можно было получить двумя способами: без торгов (необходимо предварительное согласование места его размещения) и на торгах (без согласования). Новые правила формирования земельных участков значительно сокращают цепочку согласований.

2. Согласно новым правилам, с 1 марта 2015 года органы местного самоуправления обязаны выставлять на торги те земельные участки, которые никем не используются. При этом, процедура должна совершаться после соответствующего заявления лица. Начальная стоимость земельного участка должна соответствовать его кадастровой оценке. Информация о свободных землях должна быть размещена на государственных сайтах и на официальных сайтах органов местного самоуправления.

3. Земельная реформа предполагает появление возможности у муниципалитетов распоряжаться земельными участками, если гражданин или компания завершили землепользование.

4. Владельцы магазинов, ларьков, киосков, магазинах «на колесах» освобождаются от процедуры заключения договора аренды на участки земли, ими занимаемые. Действие закона распространяется на владельцев рекламных площадей.

5. К числу граждан, которые могут потребовать у муниципалитета землю для освоения, причисляются работники бюджетной сферы, учителя и врачи. Данные лица могут получить участок бесплатно и без проведения торгов. Спустя шесть лет после «работы» на участке, его можно приобрести в собственность. При этом, цена земли, как уже было сказано ранее, не должна быть выше кадастровой.

6. Новые правила регламентируют усиление надзора в рамках земельного законодательства.Делается это для того, чтобы исключить возможность самозахвата территории. Надзор будет проводиться в отношении целого населенного пункта, а не отдельного участка земли. На лица или компании, взявшие землю без спроса, будут налагаться штрафы. К примеру, за самозахват участка юридическим лицом штраф выплачивается в размере 1,5-2% от кадастровой стоимости его участка. В денежном эквиваленте – это порядка 100 тысяч рублей. Кроме того, чтобы избежать случаев, когда компании проще заплатить штраф, чем освободить занятый участок, в практику вводится процедура принудительного освобождения земли. Если же юрлицо отказывается выполнять предписание, то штраф полагается еще и за это.

Стоит отметить, ранее в Земельном кодексе процедура наказания за самозахват земель была многоступенчатой и сложной. Необходимо было собрать доказательную базу, а если в нарушении было уличено юридическое лицо, то земельный участок надо было поставить в очередь на проверку на следующий год.

Фото: инфографика DK.RU

Влияние земельной реформы на региональный бизнес

Земельная реформа-2015, с одной стороны, дает толчок к освоению представителям бизнес-сообщества новых территорий, с другой – не дает гарантий владельцам малых предприятий. Так, положение закона, в котором говорится об отмене необходимости заключения договора на аренду земли со стороны владельцев ларьков, киосков и рекламных конструкций, может привести к многочисленным судебным разбирательствам, так как законность взятия земли в аренду фактически прописана нигде не будет.

В целом, реформа направлена на благо бизнеса. Юридические лица, которые выкупают землю под социально важные объекты (больницы, детские сады, культурные центры, строительство дорог) или же специальные объекты (электросети, газовые станции, коммуникации) смогут быстро и без лишних согласований получить необходимый участок. Регион в этом случае получает дополнительное развитие и становится более инвестиционно привлекательным.

Комментарии специалистов о Земельной реформе 2015

Специалисты оценивают Земельную реформу 2015 неоднозначно. Так, к примеру, Олег Захаров, генеральный директор ООО «Новостройки Казани» не уверен, что новые правила приведут к повышенному спросу на землю со стороны представителей бизнеса и частных лиц. Причиной тому – нестабильное экономическое положение в стране. Реалии таковы, отмечает он, что теперь требуются гораздо более существенные денежные средства для освоения земли, так как специализированная техника и строительные материалы, стоимость которых привязана к курсу доллара, серьезно подорожала с обесцениванием рубля.

Проблемы могут возникнуть и у частников, которые усомнятся в адекватности проведения кадастровой оценки участка. Министр имущественных отношений Подмосковья Андрей Аверкиев отмечает, что перерасчет кадастровой стоимости – весьма затруднительная процедура. Чтобы доказать, что кадастр был завышен, нужно обратиться к независимым оценщикам, которые переоценят участок. Если комиссия Росреестра согласится с их выводами, налог пересчитают. Если же нет – можно обратиться в суд.

Положительно оценивает новую земельную реформу кинорежиссер Александр Атанесян. По его словам, при соблюдении таких условий как доступное кредитование, развитая инфраструктура и налаженные контакты с представителями рынков сбыта, у реформы есть будущее.

«Обсуждаемое российское дальневосточное настоящее в чем-то схоже с американским дико-западным прошлым. Правда, Америка, помимо бесплатно раздаваемой земли, ввела определенное количество правил. Например, до сегодняшнего дня налогообложение США не касается малолетнего, возрастом от трех до пяти лет, бизнеса, в зависимости от вида оного. В первую очередь налоги не касаются фермерского хозяйства. Как говорится, при социализме надо строить, а при капитализме не мешать. Это ведь все не просто так: сел, поехал и давай стричь купоны. В голове крутятся мысли – где взять инструменты, технику, деньги на логистику и прочее. Если у нас упомянутые правила будут учтены должным образом, то законопроект будет работать и приносить баснословные дивиденды», – говорит он.

Земельная реформа 2015 года

Новый федеральный закон №171-ФЗ от 23.06.2014 (далее – закон) года вносит существенные изменения в Земельный кодекс, значительно упрощая предоставление государственных и муниципальных земельных участков гражданам и юридическим лицам. Изменения вступают в силу с 01 марта 2015 года.

Какова цель этого закона и кого непосредственно затронут нововведения?

Как указано в пояснительной записке Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству к проекту федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» (далее – Пояснительная записка): «В настоящее время нормативно-правовое регулирование порядка предоставления земельных участков, в том числе в целях строительства, противоречиво и имеет множество пробелов, что создает условия для злоупотреблений со стороны органов государственной власти и местного самоуправления».

Таким образом, одна из ключевых целей изменений – это исключение коррупционной составляющей в процедуре предоставления земельных участков, но главной целью является, прежде всего, совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства.

Для реализации указанных выше целей законодатель поставил перед собой следующие задачи:

  • повысить оборот земельных участков;
  • максимально упростить процедуру их предоставления, сделать ее прозрачной;
  • сократить сроки для предоставления земельных участков.

В пояснительной записке указано, что «Результатом предлагаемого законопроектом упрощения порядка предоставления земельных участков должно стать сокращение расходов бюджетов всех уровней, связанных с подготовкой земельных участков к продаже. Упрощение порядка предоставления земельных участков также будет способствовать развитию гражданского оборота земельных участков, а, следовательно, значительному увеличению доходов соответствующих бюджетов»

Рассмотрим конкретнее отдельные нововведения, предлагаемые в проекте:

1. В соответствии с действующими нормами права, для приобретения прав на земельный участок заинтересованным лицам необходимо:

  • осуществить образование земельного участка;
  • обеспечить определение его разрешенного использования;
  • приобрести права на земельный участок в результате его предоставления одним из предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации способов.

При этом в различных нормативных актах Российской Федерации (Градостроительный кодекс, Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Федеральный закон РФ от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»), в качестве основания для образования земельных участков требуют подготовки разного пакета документов, перечень и содержание которых либо не установлено, либо установлено нечетко, что затрудняет освоение земельных ресурсов.

Законом более четко определен документ, на основании которого осуществляется образование земельного участка, предоставляемого, в том числе в целях строительства.

Читать еще:  Аэрография – свой бизнес

2. В действующем законодательстве РФ существуют два способа предоставления земельных участков:

  • Без торгов (с предварительным согласованием места размещения объекта);
  • На торгах, конкурсах, аукционах (без предварительного согласования места размещения объекта).

Закон внесет изменения в существующий порядок, а именно, предлагается:

  • осуществлять предоставление участков без проведения торгов для целей строительства важных инфраструктурных объектов, отдельным категориям граждан для жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и в ряде других случаев. Согласно изменениям, максимальное время, необходимое для предоставления земельного участка без торгов, должно сократиться от трех лет до трех месяцев.
  • заменить согласование места размещения объекта обязанностью по подготовке документации по планировке территорий и образованию соответствующих земельных участков, которая будет исполняться лицом, заинтересованным в предоставлении земельного участка, что исключает необходимость проведения целого ряда согласований.

3. Согласно поправкам, у органов государственной власти и местного самоуправления возникнет обязанность на основании заявлений граждан и юридических лиц выставлять на торги свободные земельные участки (кроме участков, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, ограниченных в обороте и т.п.) Стоит отметить, что предлагается установить закрытый перечень случаев отказа в предоставлении земельных участков, а также в качестве начальной цены земельного участка на аукционе законом предусматривается его кадастровая стоимость.

Также, у органов государственной власти и местного самоуправления возникнет обязанность по опубликованию на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” информации о наличии свободных земельных участков, предоставляемых для целей строительства и иных целей, данные о которых содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственном кадастре недвижимости.

4. Проектом предусматривается возможность муниципалитетов, в случае завершения разработки правил землепользования и застройки, распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, с одновременным прекращением таких полномочий у муниципальных районов.

5. Согласно положениям закона владельцы киосков, ларьков и магазинов «на колесах» будут освобождены от обязанности заключать договоры аренды на занимаемые земельные участки, это касается также и владельцев рекламных конструкций.

6 Вносимые изменения затрагивают и социально-значимые проблемы, такие как урбанизация, отсутствие квалифицированных специалистов в регионах и в населенных пунктах с небольшим количеством жителей, в частности в соответствии с нормами закона:

  • предусмотрено предоставление земельных участков в безвозмездное пользование гражданам (в соответствии с установленными законами субъектов Российской Федерации перечнями специальностей) для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного и крестьянского (фермерского) хозяйства. А также предусмотрено предоставление земельных участков для ведения дачного хозяйства, огородничества и садоводства в индивидуальном порядке, а не только через некоммерческие объединения граждан;
  • граждане вправе получить земельные участки в собственность бесплатно, если указанные земельные участки использовались в соответствии с разрешенным использованием более пяти лет. При этом законами субъектов Российской Федерации также предусматривается устанавливать перечни муниципальных образований, в которых допускается такое предоставление земельных участков, что призвано стимулировать переселение граждан в местности, нуждающиеся в людских ресурсах.

Возможные негативные последствия принятия данного закона:

В целом наблюдаются положительные тенденции грядущих изменений, однако для достижения поставленных задач, необходимо прописать четкий механизм реализации данных норм, понятный и исключающий злоупотребления со стороны органов государственной власти и муниципальных образований.

Даже сейчас можно выделить следующие проблемы, которые могут возникнуть при реализации норм нового закона:

  • Привязка выкупной цены к кадастровой стоимости может привести не к понижению цен на землю, а к ее повышению, так как зачастую кадастровая стоимость превышает рыночную. Это вытекает из повсеместных судебных споров, связанных со снижением кадастровой стоимости;
  • Прекращение действия «дачной амнистии» подвешивает в воздухе вопрос узаконения самовольных построек;
  • Освобождение от обязательного заключения договоров аренды на земельные участки, находящиеся под рекламными конструкциями может привести к незащищенности владельцев данных конструкций.
  • Приоритет предоставления земельных участков, лицам, способным предложить их комплексное освоение, что, в конечном счете, приведет к распределению земельных ресурсов между крупными юридическими лицами, а не мелкими предпринимателями и физическими лицам.
  • Размер арендных платежей за пользование земельными участками, находящимися в собственности государства или муниципальных образований на порядок ниже размера налога на земельные участки, находящиеся в собственности физических лиц. Таким образом, для стимулирования перевода земельных участков, занимаемых физическими лицами в собственность, необходимо помимо размытых перспектив возможности гарантий защиты прав собственности, а также возможности свободного распоряжения данными участками, предоставить налоговые льготы, в противном случае рядовые граждане просто не будут пользоваться своими правами на перевод земельных участков в собственность.

Еще раз отметим, что Федеральный Закон №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступит в силу с 1 января 2015 года.

Изменения в Земельном кодексе РФ, вступившие в силу 1 марта 2015 года

С 1 марта 2015 года земельное законодательство существенно изменилось. Изменения, предусмотренные Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» затронули вопросы предоставления земельных участков гражданам и организациям на правах аренды и собственности.

Упрощен и подробно урегулирован порядок предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам.

Гражданам и юридическим лицам больше не нужно подготавливать и согласовывать акт выбора земельного участка. Образование участка теперь проводят в соответствии с одним из трех документов:

  • – утвержденной схемой расположения земельного участка;
  • – проектом межевания территории;
  • – проектной документацией на лесной участок;

По общему правилу схему расположения земельного участка готовит и утверждает орган власти, ответственный за распоряжение участками. Но в случае, если участок расположен за пределами населенных пунктов, заинтересованные лица смогут сами подготовить такую схему.

После утверждения схемы расположения участка орган власти направляет её в орган кадастрового учета. Отказ в утверждении схемы возможен только по основаниям, установленным в законе. Благоприятным фактором является, то что предоставление земельного участка проходит процедуру предварительного согласования еще до постановки его на кадастровый учет.

Отказ в предварительном согласовании предоставления участка возможен только по основаниям, установленным в законе.

Если ранее гражданин или организация, сформировав земельный участок и поставив его на кадастровый учет своими силами и средствами, рисковала по разным основаниям получить отказ в предоставлении права на него, то теперь вопрос предоставления либо отказа в предоставлении будет решен на стадии согласования схемы. Еще один приятный момент заключается в том, что поставив участок на кадастровый учет по новым правилам – на основании утвержденной схемы, гражданин или организация закрепляет за собой возможность оформления права именно на этот объект.

Предоставлена возможность некоторым категориям граждан и организациям получить участок бесплатно.

Участок может быть предоставлен в собственность:

  • – лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории;
  • – религиозной организации, которая имеет в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения;
  • – гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему участка в безвозмездное пользование для личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства или крестьянско-фермерского хозяйства при определенных условиях (необходимо использовать участок в соответствии с разрешенным использованием и работать по одной из специальностей, список которых определяет субъект РФ);
  • – гражданам, имеющим трех и более детей, если закон субъекта РФ предусматривает предоставление участков в собственность бесплатно.

Установлено, что земельные участки предоставляются в собственность или аренду только на аукционе.

По общему правилу землю предоставляют только на торгах, а именно на аукционе. Kонкурс больше проводить не будут. Исключением из этого правила являются предоставления земельных участков:

  • – для комплексного освоения территории;
  • – для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства;
  • – участок, предназначенный для ведения сельскохозяйственного производства и переданный в аренду гражданину или юридическому лицу;
  • – участок, на котором расположено здание или сооружение (собственник постройки может оформить права на землю).

Арендовать земельные участки без проведения торгов могут:

  • – организации – для государственных и общественно полезных целей (размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов, комплексного освоения территории, выполнения международных обязательств РФ, размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения);
  • – собственники зданий, сооружений, которые расположены на этих земельных участках, собственники объектов незавершенного строительства, размещенных на участках (однократно и только для завершения строительства);
  • – граждане, которые имеют право на первоочередное или внеочередное предоставление земельного участка.

Урегулирован порядок обмена публичного земельного участка на участок, находящийся в частной собственности.

Обмен земельных участков возможен, когда частный участок:

  • – изымается для государственных или муниципальных нужд;
  • – предназначен для размещения объекта социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры или если такие объекты уже есть на земельном участке.

При обмене участков оформляют договор мены. Здания и сооружения, которые расположены на участках, также становятся предметом договора мены.

Арендаторы земельных участков лишены преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок

Читать еще:  Как начать бизнес в свободное время

Теперь после истечения договора аренды заключить новый договор по общему правилу можно только на торгах. Без торгов новый договор аренды заключают:

  • – если участок был предоставлен без торгов;
  • – если договор аренды был заключен на аукционе и землю получил гражданин для ведения садоводства или дачного хозяйства.

В случае, если участок был предоставлен без торгов в связи с признанием аукциона несостоявшимся и если только один заявитель был признан участником аукциона новый договор аренды заключают на торгах.

Установлены предельные сроки договора аренды в зависимости от назначения использования участка.

В зависимости от назначения использования земельного участка договор можно заключить на определенный срок, а именно:

  • – для строительства или реконструкции зданий и сооружений – от трех до десяти лет;
  • – для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства – от трех до пяти лет;
  • – собственникам здания или сооружения – до 49 лет;
  • – для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства – до 20 лет;
  • – для огородничества – до трех лет.

Изменен порядок определения размера арендной платы за участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности

В связи с изменением порядка предоставления земель меняется и порядок определения размера арендной платы.

Теперь способ определения размера платы зависит от того, в каком порядке заключен договор аренды – на торгах или без них.

Когда договор заключают на торгах, арендную плату определяют по результатам аукциона.

Если договор заключают с лицом, которое подало единственную заявку на участие в аукционе, либо с единственным участником, размер платы должен соответствовать начальной цене предмета аукциона.

Когда договор заключают без торгов, арендную плату определяет:

  • – орган власти субъекта РФ – для земель, принадлежащих субъекту РФ, или земель, государственная собственность на которые не разграничена;
  • – орган местного самоуправления – для муниципальных земель.

При проведении торгов начальную цену устанавливают в размере:

  • – ежегодной арендной платы на основании рыночной оценки, или
  • – суммы не менее 1,5% кадастровой стоимости. Но только если результаты кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона, либо
  • – первого арендного платежа по результатам рыночной оценки, когда договор аренды заключают для комплексного освоения территории или дачного хозяйства.

Введен запрет на продажу государственных и муниципальных участков, разрешенным видом использования которых является строительство

По общему правилу земельный участок, находящийся в публичной собственности, можно получить для строительства только в аренду. Оформить в собственность его можно в отдельных случаях, прямо установленных Земельным кодексом РФ. В частности:

  • – если его предоставляют гражданину на аукционе для личного индивидуального строительства, личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства, для крестьянско-фермерского хозяйства;
  • – если для участка установлен порядок предоставления без торгов.

Установлен порядок предоставления земельных участков, на которых размещены объекты незавершенного строительства

Собственник объекта незавершенного строительства, чтобы закончить строительство, может один раз без торгов получить в аренду на три года участок под этим объектом. Но воспользоваться этим правом может:

  • – собственник объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • – собственник объекта незавершенного строительства, за исключением случая, указанного в предыдущем пункте, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.

Кроме того, введено новое основание для прекращения права собственности. Так, допускается принудительное отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды публичного земельного участка (если строительство так и не было завершено в срок). В таком случае объект незавершенного строительства может быть изъят у собственника по решению суда и реализован на торгах. Средства, вырученные от продажи объекта, выплачиваются бывшему собственнику.

Участок не изымут, если собственник докажет, что нарушение срока строительства объекта связано с действиями (бездействием):

  • – органов государственной власти или местного самоуправления;
  • – лиц, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым должен быть подключен (технологически присоединен) объект.

Предусмотрена возможность перераспределения публичных и частных земельных участков

Перераспределять публичные земельные участки и земли, которые находятся в частной собственности, допускается:

  • – в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии;
  • – в целях приведения границ участков в соответствие проекту межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы;
  • – для размещения объектов капитального строительства, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
  • – в отношении земель, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства.

Также перераспределение публичных земель между собой возможно, если участки:

  • – не предоставлены гражданам, организациям, органам власти или местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, либо
  • – предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу или органу власти.

Изменен порядок установления сервитутов на публичных земельных участках

Соглашение об установлении сервитута можно заключить при следующих условиях:

  • – размещении линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений;
  • – проведении изыскательских работ;
  • – ведении работ, связанных с пользованием недрами.

Закон устанавливает, что при заключении соглашения об установлении сервитута на срок до трех лет допускается сервитут в отношении части земельного участка без проведения работ, кадастрового учета и регистрации обременения.

Также появилась возможность использовать публичные земельные участки без предоставления и установления сервитута для проведения инженерных изысканий, ремонта линейного объекта, строительства временных или вспомогательных сооружений, размещения рекламных конструкций, нестационарных торговых объектов, изучения недр, осуществления деятельности для сохранения традиционного образа жизни коренных народов. Основанием для использования публичного земельного участка будет разрешение уполномоченного органа.

С 1 марта 2015 года изменится Земельный Кодекс: граждане и бизнес смогут покупать земельные участки под застройку у муниципалитетов на специальных торгах. Начальная цена участка будет равна его кадастровой стоимости

Поправки в Земельный кодекс с 1 марта 2015

Подробности Категория: Полезная информация

С 1 марта 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ». Принятые поправки не только предусматривают введение в рыночный оборот неиспользуемых федеральных и муниципальных земельных участков, но и призваны значительно упростить процедуру получения и оформления земель, причем нововведения касаются как юридических, так и физических лиц.

В частности, теперь, согласно закону, обычные граждане наравне с юрлицами смогут приобретать у муниципалитета посредством торгов понравившиеся им свободные земельные участки под застройку. Информацию о свободных землях местные власти обязаны публиковать на официальных сайтах (исключением для выставления на продажу являются случаи, когда участки зарезервированы для государственных нужд, ограничены в обороте и пр.). Также на основании заявления, поступившего от лица, желающего приобрести земельный участок, органы должны размещать в Интернете или прессе объявление о том, что участок выставлен на продажу. В случае появления нескольких потенциальных покупателей на землю, проводятся электронные торги. Начальная аукционная цена участка будет соответствовать его кадастровой стоимости.
Без проведения торгов земельные участки предоставляются только в тех случаях, когда они предназначены для возведения важных инфраструктурных объектов, индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, а также в других, строго определенных законом случаях.

Немало изменений претерпели статьи Земельного кодекса РФ, в которых говорится о приватизации садовых и дачных участков. Ранее оформлять свои земельные участки в собственность могли только те члены садовых товариществ и кооперативов, которые вступили туда и получили свои земельные участки до 2001 года. Теперь, согласно закону, садоводы могут приватизировать свою землю независимо от того, когда они стали членами садовых объединений. Для оформления наделов необходимо заручиться решением общего собрания и с ним обратиться в орган местного самоуправления.

Еще одно значительное законодательное нововведение касается бесплатных земельных участков. В кодексе появилось более десяти оснований для получения земли бесплатно. Например, такие участки будут предоставляться определенным категориям граждан, а именно тем, кто согласится работать в местах, где они расположены, (речь идет, прежде всего, о бюджетниках — врачах и учителях) или вести там фермерское хозяйство. Однако перечень таких территорий в законе не приводится. Задача определения участков возлагается на регионы.

Читать еще:  Сколько приносят пивные, и как достичь успеха в этом бизнесе?

Несомненно, новый закон открывает много возможностей перед обычными гражданами. Однако, в первую очередь, как отмечают эксперты, поправки к Земельному кодексу разрабатывались для бизнесменов. Так, малому бизнесу новый закон дает послабление при аренде земли. Для размещения нестационарных торговых объектов достаточно будет получить специальное разрешение у уполномоченного органа власти. Обеспечивать кадастровый учет земли и заключать договор аренды теперь не потребуется.

Что касается владельцев объектов незавершенного строительства — для них предусмотрена трехлетняя амнистия. Однако если объект так и не достраивается за указанное время, арендованный участок изымается по решению суда путем продажи с публичных торгов. Исключением будет являться случай, когда нарушение срока строительства связано с действиями либо бездействием органов или лиц, эксплуатирующих инженерно-технические сети, к которым должен быть подключен объект. Вырученные на торгах деньги выплачиваются собственнику объекта.

Отметим, что в соответствие с изменениями, внесенными в Земельный кодекс РФ, приведены Гражданский кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и ряд других федеральных законов. Они также претерпели ряд значительных изменений.

Так, существовавшее ранее в Лесном кодексе понятие «безвозмездное срочное пользование» лесными участками заменено на понятие «безвозмездное пользование». Это говорит о том, что теперь такое пользование может быть бессрочным. Кроме того, например, новый закон вводит механизм легализации находящихся на землях зданий и сооружений, в том числе самовольно построенных.

Новая редакция Земельного кодекса с 1 марта 2015 года

Наличие в собственности земельного участка – большое подспорье для любого бизнеса, а иногда и необходимость для ведения конкретного вида деятельности.

Допустим, у Вас уже есть объект недвижимости в собственности, а земельный участок – в аренде или не оформлен никак. Как выкупить землю под Вашим объектом, кто и на каких условиях может это сделать?

На сегодняшний день собственники зданий или сооружений, расположенных на земельном участке, могут приобрести в собственность такой земельный участок без торгов. Более того, у собственника объекта недвижимости есть исключительное право на приобретение этого земельного участка (ст. 36 Земельного кодекса РФ — ЗК РФ). Это означает, что никто другой, кроме собственника объекта недвижимости, не имеет права выкупать или приобретать на ином праве земельный участок, занятый постройкой.

Но с 01 марта 2015 года в связи с обширными изменениями, внесенными в Земельный кодекс РФ законом N 171-ФЗ от 23.06.2014, статья 36 ЗК РФ утрачивает силу.

Стоит ли беспокоиться собственникам объектов недвижимости, не успевших реализовать свое исключительное право на приобретение земельного участка? Как нужно будет действовать после 01.03.2015 года и кто будет иметь право на приватизацию земли?

Рассмотрим изменения в Земельный кодекс подробнее.

Кто будет вправе приобрести участок в собственность в порядке приватизации?

Новая редакция Земельного Кодекса, как и ранее, устанавливает, что в порядке приватизации без проведения торгов вправе приобрести в собственность земельные участки собственники зданий и сооружений, расположенных на таких земельных участках, а также те юридические лица, которым земельный участок предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования.

Вместо статьи 36 ЗК РФ законодатель вводит целый комплекс норм, регулирующих подобные ситуации. Так, статья 39.20 ЗК РФ воспроизводит уже известную нам формулу: исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или аренду имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий и сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В порядке приватизации вправе приобрести в собственность земельные участки собственники зданий и сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Однако если на одном земельном участке находится несколько объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности разным лицам, а раздел земельного участка невозможен – приобрести в собственность участок можно только по согласию всех сособственников. Причем заявление подается такими лицами совместно.

Если на земельном участке расположено несколько объектов, принадлежащих разным лицам на разных правах (одному на праве бессрочного пользования, другому на праве собственности и т.д.), или же здание, в котором помещения принадлежат разным лицам на разных правах, – приобрести участок в собственность невозможно. Единственный вариант – заключить договор аренды со множественностью лиц на стороне арендатора.

По какой цене собственник объекта недвижимости может выкупить земельный участок?

Выкупная цена регламентируется правовыми актами правительства РФ, органами власти субъекта РФ или органами местного самоуправления. Однако в любом случае выкупная цена земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость.

На территории Кемеровской области действует областной закон №10-ОЗ от 07.02.2013 г., в соответствии с которым физические и юридические лица – собственники зданий и сооружений могут выкупить земельные участки, находящиеся в государственной собственности субъекта РФ, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, по цене 100 % от кадастровой стоимости участка.

Но также существуют возможности приобретения земли по более низкой ставке. Этим правом могут воспользоваться, например, граждане – в отношении индивидуальных жилых домов, дачных и садовых домов, гаражей, а кроме того, и юридические лица, если ранее участок предоставлялся им на праве бессрочного пользования, а до 1 июля 2012 года они переоформили его на право аренды.

В какие органы необходимо обращаться с заявлением о предоставлении земельного участка?

Подразделения Росимущества сдают в аренду и предоставляют в собственность земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации. Органы власти субъекта РФ распоряжаются земельными участками, находящимися в собственности субъекта Российской Федерации (в Кемеровской области – комитет по управлению госимуществом). Органы местного самоуправления – земельными участками, находящимися в собственности муниципальных образований. Полномочия указанных органов не меняются после 01.03.2015 года.

Существуют земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

Но существуют «земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена», — их большинство. Это значит, что земельный участок не отвечает критериям отнесения его к собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а специального акта о разграничении собственности не издавалось.

После 1 марта 2015 года меняются полномочия органов по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. По общему правилу, предоставлять такие участки в собственность или аренду будут органы местного самоуправления городского округа или поселения. А если земельный участок расположен на территории населенного пункта, в котором правила землепользования и застройки не утверждены, – органы муниципального района. Указанные изменения не касаются положения дел в городе Кемерово: полномочия по распоряжению данной категорией земельных участков будет у областного комитета по управлению госимуществом, как и в настоящий момент.

Какие проблемы с выкупом земли могут возникнуть?

  • Ситуация №1. Распространенная ошибка, возникающая в процессе приватизации земли, — направление документов на приобретение земельного участка в орган, который не вправе распоряжаться таким земельным участком.

Так, организация — собственник объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, обратилось в Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области (КУГИ) за предоставлением данного земельного участка в порядке приватизации. И уже только после подачи заявления в КУГИ выяснилось, что в Едином госреестре прав было зарегистрировано право собственности Российской Федерации на спорный участок. Как следствие – в выкупе было отказано с разъяснением права на обращение в Росимущество.

В настоящее время организация защищает свои права на льготный выкуп (действовал до 01 июля 2012 года) в суде.

Ситуация №2. В другом случае собственник объекта недвижимости (ООО) подал заявление на выкуп земельного участка в надлежащий орган, однако КУГИ необоснованно отказал в предоставлении участка в связи с тем, что его границы подлежали уточнению. Необходимо отметить, что эти замечания не являлись неустранимыми препятствиями для рассмотрения заявления Общества. К тому же общество параллельно вело работы по межеванию участка.

Адвокаты КА «Юрпроект» сопровождали данный спор в арбитражных судах (дело № А27-4786/2014). В итоге Арбитражный суд Кемеровской области обязал КУГИ устранить нарушения закона и рассмотреть по существу заявление о предоставлении земельного участка Обществу в собственность.

Также на практике существуют ситуации, когда уполномоченные органы не учитывают имеющиеся у заинтересованного лица льготы на приобретение земельного участка (ситуация №3), требуют уменьшить площадь требуемого заявителю участка (ситуация №4), отказывают по иным основаниям – зачастую, необоснованно.

В таких случаях квалифицированная правовая помощь по взаимодействию с органами власти и сопровождению процедуры выкупа земельного участка (а при необходимости — по обжалованию незаконных действий чиновников в прокуратуру или суд) – действительнопозволяет решить проблему с оформлением прав на землю в разумные сроки и с минимальными трудностями.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector