Малый бизнес и ЖКХ: проблемы и перспективы

Малый бизнес и ЖКХ: проблемы и перспективы

Малый бизнес и ЖКХ: проблемы и перспективы

Безруких Ю.А. (Лф СибГТУ, г. Лесосибирск, РФ)

The particular business is a very important subject of a competition, especially this topical for dwelling economy.

Определяя актуальность данной темы, важно ответить на два главных вопроса:

1. Почему малый бизнес нужен в ЖКХ?

2. Почему малому бизнесу нужна сфера ЖКХ?

Что представляет собой современное отечественное ЖКХ? Это устаревшие (а чаще и вовсе отсутствующие) технологии и оборудование, большая затратность производства тепла и воды, неэффективные системы их транспортировки к потребителя. Уже для всех стал очевидным кризис сферы, жизненно важной для каждого без исключения. Финансовое обеспечение содержания городского хозяйства в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджета городов. Где же выход? Можно ли вообще в условиях недостаточного бюджетного финансирования решить многочисленные проблемы предприятий ЖКХ? Кому и что для этого необходимо сделать? Создание условий по развитию предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства – одна из важнейших задач администраций городов. Малый бизнес стремится работать в сфере ЖКХ, которая очень перспективна для развития предпринимательства. Однако для того чтобы начать свое дело, малому бизнесу зачастую нужна поддержка городских властей, в том числе и финансовая.

Почему малый бизнес должен идти в ЖКХ? Отметим, что в сфере ЖКХ сосредоточено более 26 % всех основных фондов. На долю ЖКХ приходится 20 % общего объема энергопотребления. 64 % предприятий имеют частную и смешанную формы собственности на рынке услуг ЖКХ. Очень показательно, что в 29 субъектах Федерации предприятия ЖКХ имеют положительное сальдо финансовой деятельности. 1 января 2007 г. во всех жилых домах России созданы товарищества собственников жилья (ТСЖ), которые выбрали управляющие компании для своих домов. В новое управление должно перейти большинство жилого фонда страны. По последним данным сейчас только 6 % жилого фонда находится в руках ТСЖ, в следующем году эта цифра должна достигнуть 10-12%. Зачастую приходится слышать от предпринимателей об убыточности сферы ЖКХ.

Отметим, что жилищно-коммунальное хозяйство может быть убыточным при нынешней системе, доставшейся в наследство от прошлого. Экономический потенциал сектора велик, и ЖКХ во многих странах является привлекательной отраслью экономики. Внедрение рыночных механизмов сделает вложения в жилищно-коммунальное хозяйство выгодными. По последним данным сегодня доля частного бизнеса в ЖКХ равна 17 %. Появление коммерческих инициатив и приход в коммунальный сектор первых частных операторов создают реальные предпосылки для проведения в жизнь запланированных системных улучшений в ЖКХ, более масштабных инвестиций. Жилищно-коммунальное хозяйство называют одной из самых стабильных отраслей бизнеса, поскольку услуги, оказываемые населению, всегда востребованы. Пожалуй, это должно стать главным стимулом для предпринимательской активности. Получается, что сфере ЖКХ никак не обойтись без частных инвестиций. В то же время для предпринимателей жилищно-коммунальное хозяйство страны необычайно привлекательно. Стало быть, эти сферы обречены на диалог.

Определяя круг стоящих проблем, необходимо, во-первых, ответить на вопрос: почему ЖКХ непривлекательно для малого бизнеса? Выделим две большие группы проблем: первая содержит трудности, существующие в самой отрасли. Это те проблемы, которые придется взять на себя предпринимателю, вторая группа отражает проблемы, возникающие у самого предпринимателя на практике – это главные барьеры на пути реформирования ЖКХ.

Одной из главных причин сложившейся ситуации является недостаточное финансирование сферы ЖКХ. В последние годы недофинансирование жилищно-коммунального хозяйства составило около 20 % объема необходимых средств, что усугубляется большим объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере. Задолженность в жилищно-коммунальной сфере является источником цепочки неплатежей, которая охватывает практически все отрасли экономики.

Существующая непривлекательность комплекса жилищного хозяйства для частных инвестиций обусловлена невыполнением бюджетных обязательств и отсутствием эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов. Между тем большинство проектов модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, транспортной сферы потенциально являются коммерчески выгодными. Создание условий для притока частных инвестиций могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли.

Итак, ЖКХ, при всей стабильности, пугает современного предпринимателя по следующим причинам: большая «затратность» производства; высокая стоимость капитального строительства; долгий срок окупаемости инвестиционных проектов; нестабильность тарифной политики; недостаточная прозрачность финансовых потоков; риски потери инвестиций от непрогнозируемой политики региональных властей. Таковы проблемы, возникающие перед частным инвестором, решившим войти в коммунальный бизнес. То есть это проблемы, существующие в сфере давно, проблемы, решение которых бизнесмен должен взять на себя. се это свидетельствует о наличии системного кризиса в городском хозяйстве и о межотраслевом характере возникших проблем.

Проблемы предпринимателей в сфере ЖКХ: н едостаточное количество заказчиков; «межведомственная неразбериха»; налогообложение; отсутствие приемлемых условий кредитования; конкурсы; коррупция; нерентабельность бизнеса; Формальность существующих сегодня ТСЖ. С 2006 года в городах проводятся конкурсы на обслуживание домов, на которые выставляются несколько лотов. Среди условий тендерной документации – обязательный опыт работы в сфере ЖКХ за предыдущий год и величина залогового взноса за каждый лот. Совершенно очевидно, что условия конкурса сознательно сформулированы таким образом, что реально в нем могут участвовать только существующие предприятия системы ЖКХ, либо управляющие компании застройщиков. По большому счету – «Современные конкурсы – это выбор уже выбранной организации». В свою очередь создаваемые ТСЖ не могут сами управлять домом, так как сталкиваются с шантажом жилкомсервисов – таков вывод некоторых экспертов.

Обозначив круг проблем, сформулируем другой вопрос: Что уже сделано для преодоления трудностей в сфере? В ряде городов России осуществлен перевод отдельных видов услуг на полную оплату населением, что является привлекательным для частных предприятий. В ряде регионов функции по социальной защите граждан при оплате жилья и коммунальных услуг переданы органам соцзащиты. Важно отметить, что механизмы реформы уже были апробированы: 19 регионов Российской Федерации в порядке эксперимента стали внедрять новые принципы регулирования раньше, и в этих регионах сегодня быстро формируется благоприятная среда для вхождения частного бизнеса в сферу ЖКХ.

Правительство определяет следующие пути решения кризисной ситуации: развивать концессионные механизмы; вводить ограничения на приватизацию муниципальных систем водоснабжения и водоотведения, сетей теплоснабжения; провести финансовое оздоровление организаций коммунального комплекса (списание пеней и штрафов по налоговым неплатежам и неплатежам во внебюджетные фонды и реструктуризация тела основного долга на срок не менее семи лет).

ЖКХ – огромное поле деятельности для малого предпринимательства. Уровень доходности в данном сегменте экономики не очень высок, но стабилен. Особое внимание заслуживает такой вид деятельности, как сбор, сортировка и переработка вторичного сырья. В целях обеспечения условий для привлечения частного бизнеса в жилищную и коммунальную сферы необходимо: финансовое оздоровление предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса; законодательное установление единого порядка тарифного регулирования; перевод отдельных видов услуг на самоокупаемость; проведение детального анализа системы управления жилищным и коммунальным комплексами муниципальных образований; создание рыночных отношений в сфере управления жилищным фондом. Реформа ЖКХ – это проблема регионов. Федеральная власть в этом плане может помочь реформе меньше, чем местное самоуправление. Все зависит от воли руководителя региона. В итоге, если говорить о проблеме привлечения бизнеса в ЖКХ на уровне города, в ней можно выделить три ключевые задачи, которые необходимо решить: решение межведомственной «неразберихи», то есть создание четкой нормативно-правовой базы, которая прописывала бы обязанности всех ведомств в ходе реформы ЖКХ; привлечение бюджетных средств для организации реформы ЖКХ; создание городской межведомственной комиссии по вопросам реформирования ЖКХ. Если эти задачи удастся решить, то, вероятно, риски привлечения частного бизнеса в сферу управления коммунальным хозяйством существенно снизятся.

Сегодня достаточно очевидно, что главный ресурс, который необходимо использовать с точки зрения изменения ситуации в жилищно-коммунальном секторе, – это определение правил взаимоотношений и оптимальной пропорции между властью и бизнесом в секторе, а также создание мотивации для того, чтобы эта сфера была привлекательной для бизнеса. На правительственном уровне предпринимаются попытки планировать будущее ЖКХ. По данным различных , перспективы деятельности ТСЖ таковы: исключение затрат, связанных с оплатой госпошлины (2000 рублей); исключение затрат за открытие расчетного счета в банке; исключение затрат на оформление правоустанавливающих документов, в том числе на техническую документацию, необходимую для последующей эксплуатации инженерного оборудования; при оформлении собственности на землю под зданием освобождение от уплаты земельного налога на 3-5 лет в период становления ТСЖ; внесение изменений в Налоговый кодекс в части освобождения от налога на прибыль взносов на капитальный ремонт дома.

Подводя итоги, можно резюмировать следующее: малый бизнес стремится работать в сфере ЖКХ, которая очень перспективна для развития предпринимательства. Однако для того чтобы начать свое дело, малому бизнесу зачастую нужна поддержка городских властей, в том числе и финансовая. Доля частного капитала в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг нас современном этапе оставляет желать лучшего. Создание условий по развитию предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства – одна из важнейших задач глав администраций. Главные барьеры на пути реформирования ЖКХ – межведомственные трения, недостаточное количество заказчиков, высокое налогообложение, плохое кредитование малого бизнеса, «нечестные» конкурсы, несоответствие документации действительности и другие. Наряду с этими сложностями налицо кризис всей отрасли, износ основных фондов, нестабильность тарифной политики и т.д. Список можно продолжить, однако гораздо важнее определить пути решения проблем. Чтобы решить проблему привлечения бизнеса в ЖКХ необходимо решить как минимум три ключевые задачи: первая заключается в решении межведомственной «неразберихи», а вторая – в привлечении бюджетных средств для организации реформы ЖКХ, третья – в создании городской межведомственной комиссии по вопросам реформирования ЖКХ.

Если эти задачи удастся решить, то, вероятно, риски привлечения частного бизнеса в сферу управления коммунальным хозяйством существенно снизятся.

Проблемы ЖКХ и пути их решения

экономические науки

  • Малкандуев Эльдар Магомедович , кандидат наук, доцент, преподаватель
  • Черкесов Мустафа Тахирович , бакалавр, студент
  • Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова, г. Нальчик
  • Похожие материалы

    ЖКХ является одним из крупных секторов экономики каждой страны, в том числе и нашей страны. К основным составляющим российского ЖКХ можно отнести содержание и эксплуатацию жилищного фонда, водоснабжение и водоотведение, тепло- и электроснабжение, санитарная очистка городов, дорожно-мостовое хозяйство, содержание и благоустройство территорий и.т.д.В ЖКХ РФ сосредоточено примерно 25 % основных фондов государства, лишь коммунальной энергетикой потребляется больше 20 % электроэнергии и 45% тепловой энергии. И поэтому реформирование ЖКХ представляется весьма трудным, социально важными болезненным процессом, так как затрагивает все слои людей в стране. Наряду с этим , количество и масштаб существующих проблем в ЖКХ является значимым индикатором нынешнего состояния общества.

    Целью исследования данной работы является изучение и выявление острых проблем в ЖКХ и предложить основные пути его реформирования. Реформу ЖКХ в городах и пригородных зонах можем с уверенностью отнести к сложным инновационным процессам со всеми обязательными, свойственными им этапами появления и развития. Запуск процесса эффективного реформирования в большинстве случаев осложняется неготовностью и низкой адаптивностью к инновациям всех участников, затрагиваемых этим процессом, в том числе и самих жителей страны. К сожалению, за многие годы формирование иждивенческого отношения к коммунальной сфере глубоко укоренилось в сознании людей, проявляясь в настоящее время в нежелании активно участвовать в реформе ЖКХ. Главной ошибкой в процессе реформирования ЖКХ считается отсутствие полномасштабного эксперимента с доведением идеи реформирования до всех слоев населения, с демонстрацией показательных объектов, которые наглядно подтверждают целесообразность преобразований и надежность механизма их реализации.

    Неслучайно законы формирования инновационных процессов не рекомендуют запускать в массовое производство новации, которые не прошли экспериментальные испытания. Мы предполагаем, что осуществление российской реформы ЖКХ возможно сравнить с запуском пассажирских лайнеров с пассажирами на борту без проведения экспериментальных полетов. Как показывает практика, идея вовлечения в процесс реформирования ЖКХ цивилизованного частного бизнеса полностью провалилась по этой же причине. На сегодняшний день сфера взаимоотношений в области ЖКХ между государством и большинством населения России является одним из главных источников социального напряжения, а часто даже воспринимается как определенное насилие со стороны структур, которые уполномочены распоряжаться данной сферой.

    А также перевод на рыночную основу ЖКХ не мог иметь успеха по причине того, что кадры, которые привлечены к управлению процессом реформирования данной отрасли, не соответствовали нынешним квалификационным требованиям и не были заинтересованы в успехе реформ.

    Последствия управленческих ошибок в ЖКХ, попустительского отношения или халатности неутешительны и даже могут быть опасны для жизни и здоровья населения.

    В чем же заключаются основные проблемы в сфере ЖКХ?

    1. Тарифы. Наиболее важная тема для многих жителей страны. Плата за коммунальные и жилищное обслуживание слишком высока и всегда растёт, становясь значимой статьёй расходов для среднего класса и очень трудным бременем для малоимущих категорий людей. Кроме высокой стоимости, беспокойство и возмущение у жителей вызывает «непрозрачность» процесса формирования цен и тарифов за обслуживание ЖКХ. Даже юридически и экономически грамотные граждане редко могут ориентироваться в механизме начисления платы. Запутанность схемы создает благоприятные условия для процветания коррупции. Сумма платежей за использования жилья неоднократно превышает фактический расход на его содержание. Отсутствует практика установления персональных тарифов для каждого отдельного дома.
    2. Качество и объём услуг. Многие жители не довольны уровнем качества предоставляемых ЖКХ услуг и предполагают, что оно не соответствует стоимости. Главная причина — изношенность жилищных фондов и недостаток мощностей. Старые коммуникации (водопровод, канализация, газопровод, электросети) работают неэффективно, с большими энерго потерями, которые оплачивают жители. Растущие потребности жителей в энергоносителях превосходят заложенный потенциал мощности сетей. Большая нагрузка приводит к сбоям в процессе эксплуатации и отключениям. Ещё одна причина низкого качества услуг ЖКХ является откровенный непрофессионализм работников. В целях экономии для выполнения электромонтажных и сантехнических работ нанимаются работники у которых нет соответствующей квалификации.
    3. Неконтролируемость предприятий жилищно-коммунальной отрасли. Страна не контролирует деятельность организаций ЖКХ и качество услуг, которые предоставляются ими жителям страны. Отсутствуют рычаги, которые воздействуют на такие организации: не предусмотрена ответственность за невыполнение обязательств по договорам об оказании услуг ЖКХ. Повсеместно насаждается одна форма объединения собственников — товарищество собственников жилья (ТСЖ). ТСЖ не является универсальной формой объединения для России, так как большинство граждан пассивны в организационных вопросах и низкая правовая грамотность. Поэтому итогами работы ТСЖ стали захваченный монополистами рынок и практически полное отсутствие конкуренции. Недобросовестные лица, получили возможность для личного обогащения, путем формирование фиктивных ТСЖ, и кроме того реализации коррупционных схем. К примру, одна из самых распространенных: объединение заказчика и подрядчика. Реальный потребитель вынужден оплачивать искусственно завышенную стоимость услуг, которые по факту ему не нужны. Отсутствие государственного контроля привело к тотальному развращению данной сферы: чувствуя полную безнаказанность, в её рамках активно действуют мошенники и аферисты.

    Ключевые пути решения проблем в сфере ЖКХ

    1. Государственный контроль.
      • Нужно пересмотреть систему тарифообразования. Она должна быть максимальна простая и ориентированная на жителей страны;
      • Правовая ответственность за недобросовестную деятельность организаций ЖКХ, участие в коррупционных схемах, формировать фиктивные ТСЖ и т.д.;
      • Нужен государственный контроль за качеством услуг, которые предоставляются жителям;
      • ликвидировать монополию на рынке организаций ЖКХ, формировать и поддержать конкурентную среды.
    2. Модернизация коммунальной инфраструктуры. Полное обновление систем коммуникаций повысит эффективность работы. Для снижения энерго потерь нужно установить систему энергосбережения в многоквартирных домах, и усовершенствовать приборы учёта. Обеспечить растущие потребности населения в энергоносителях смогут новые более мощные источники. Их создание экономически окупится менее чем за пять лет — привлекательный проект для инвестиций.
    3. Общественный контроль. Нужно создать общественные организация для осуществления контроля за проведением капитального ремонта, оценки качества и стоимости работ, запрашивания конкретных услуг (расширение парковки, детских площадок, озеленения и т.п.).

    В таблице 1 мы привили рейтинг проблем жилищно-коммунального хозяйства в России (по данным опроса второй половины 2016 года).

    Таблица 1. рейтинг проблем жилищно-коммунального хозяйства в России

    «Умное ЖКХ»: как государство и бизнес меняют отрасль

    В марте 2019 года Минстрой утвердил стандарты «умных городов». Их планируется внедрить в течение пяти лет во всех населенных пунктах, где живет больше 100 тыс. человек. Концепция «Smart city» предполагает, что в центре всех процессов находится рядовой гражданин, с его целями и потребностями.

    Помимо ориентации на человека, изменения коснутся и качества, и эффективности управления городскими ресурсами, комфортной и безопасной городской среды и экономики сервиса. Важная составляющая «Smart city» – «умное ЖКХ».

    Как будет устроено «умное» ЖКХ

    Все идеи цифровой трансформации ЖКХ можно разделить на две группы. В первой – те, что меняют саму систему. Среди приоритетов концепции «умного ЖКХ» Минстрой предлагает внедрение современных технологий, которые позволят буквально вести «историю болезни» каждого дома. Идея состоит в том, что в онлайн-режиме можно отследить всю информацию о техническом состоянии дома, его инженерных сетей, а также всех предыдущих проблемах и их решении. В компании «ПИК-Комфорт» шаг в направлении таких инноваций уже сделали.

    «Управлять большим бизнесом без современных инструментов невозможно. Времена бумажных журналов и табличек в Excel давно прошли, – комментирует Дмитрий Чирков, директор департамента технологизации УК «ПИК-Комфорт». – Поэтому мы создаем собственные IT-продукты. Сейчас готовимся распространить на весь наш жилой фонд службу «Инвентаризация» – это собственная разработка, фундамент всех наших систем. Она позволяет разложить все, что есть в активе компании на элементы – от многоквартирного дома до одной определенной системы, например, слаботочной».

    Еще одним важным инструментом работы компании является служба «Диспетчерская». Это программное обеспечение позволяет консолидировать все заявки в один простой и понятный интерфейс, полностью исключая любую возможность их потери. «Диспетчерская» позволяет сотрудникам в одном окне отслеживать статус заявок жителей, назначать ответственных техников и контролировать сроки исполнения, а затем составлять отчеты.

    «ПИК-Комфорт» – самая крупная частная управляющая компания в нашей стране. В нашем холдинге объединены десятки управляющих организаций в 18 регионах России. Была острая необходимость в создании программного обеспечения, которое позволит нам консолидировать все данные, все управленческие и производственные процессы, технические задачи в один интерфейс. Мы это сделали», – отметил Дмитрий Чирков.

    Не менее полезная разработка «ПИК-Комфорт» для сотрудников ЖКХ – платформа для судебной работы с долгами. В ней можно отслеживать информацию по каждому должнику: хранить сканы документов и автоматически формировать пакет для обращения в суд и проверять, нет ли новых судебных решений. По данным Росстата, в первом квартале 2018 долги россиян за ЖКХ составили 1,4 трлн рублей или 1,3% от объема ВВП России. Это серьезная проблема, поэтому технологичные решения для борьбы с долгами жизненно необходимы.

    Ко второй группе идей цифровой трансформации отрасли относятся те, что облегчают взаимоотношения человека с ЖКХ: помогают оперативно взаимодействовать с управляющей компанией, легко оплачивать счета за воду и электричество.

    Например, УК «ПИК-Комфорт» разработала мобильное приложение «Мой кабинет», которое позволяет пользователям решить бытовые вопросы удаленно. После простой регистрации в приложении автоматически появляется информация о недвижимости пользователя – например, квартире и машиноместе – данные об установленных счетчиках потребления ресурсов и состоянии его счета. Платежки можно проводить не только целиком, но и частями – без комиссии. Также приложение напоминает когда приходит время оплачивать счета.

    В недавнем обновлении программы появилась возможность подавать заявки и следить за статусом их выполнения. Это очень удобно – не нужно куда-либо звонить, запоминать или записывать номер своей заявки – все доступно с экрана мобильного телефона и сохраняется в истории.

    В ближайшее время пользователей приложения ждут новые функции: оплата через Apple Pay и Google Pay, и онлайн заказ необходимых жилищных документов.

    Приложение быстро развивается и постепенно становится не просто удобным хранилищем платежек, а полноценной облачной платформой для взаимодействия управляющей компании и человека. «Мой кабинет» уже подтвердил свою востребованность пользователями. За четыре месяца существования приложение уже скачали 24 тыс. раз в AppStore и 21 тыс. раз в Google Play. В этом году приложение вошло в ТОП-30 финансовых приложений Российской Федерации,» – комментирует Дмитрий Чирков.

    Хотя спрос на «умные» решения в сфере ЖКХ есть, пока «ПИК-Комфорт» первая федеральная управляющая компания, которая активно развивает digital-проекты и занимается разработкой собственных ИТ-решений, которые делают жизнь жителей комфортнее. По итогам 2018 года объем рынка технологических решений для «умного города» увеличился всего на 8%, причем он практически полностью сконцентрирован в Москве: на столицу приходится 93% рынка. Подбодрить рынок и подтолкнуть бизнес к созданию таких решений может выделение средств на них из федерального бюджета, а также реализация программы «умный город», говорится в исследовании iKS-Consulting.

    Повсеместное внедрение аналитики больших данных, применение искусственного интеллекта и другие технологичные решения – лишь начало большой цифровой революции. В перспективе все это позволит вести более прозрачную городскую политику, как с точки зрения бюджета и расходов, так и с точки зрения выбора вектора развития и принятия конкретных решений. Внедряемые и разрабатываемые инновации в сфере ЖКХ играют в этом процессе далеко не последнюю роль.

    Проблемы функционирования ЖКХ в современной России

    Благоустройство домов – одна из серьезных проблем, которая касается практических всех городов России.

    Многие собственники жилья ежемесячно исправно платят за содержание придомовой территории в надлежащем виде, однако не все понимают, как иногда сложно и тяжело управляющим компаниям и ЖКХ выполнять свои обязанности.

    Какие проблемы ЖКХ существуют сегодня в России? Многие россияне считают своей главной проблемой ситуацию с жилищно-коммунальным хозяйством.

    В последние несколько лет идет реформирование ЖКХ, но многие люди считают, что проблемы на самом деле не решаются, а наоборот, нарастают. Можно ли навести порядок в этой сфере, куда пропадают деньги, как обеспечить нормальное функционирование городов?

    Основные проблемы ЖКХ в 2020 году

    Давайте рассмотрим главные проблемы в ЖКХ и пути их решения коротко и ясно:

  • Высокие тарифы и их необусловленный рост. Многие граждане РФ обеспокоены тем, что им приходится тратить немалые суммы на услуги ЖКХ. Плюс к этому многих возмущает непрозрачность расходования средств.
  • Отсутствие нормального качества предоставляемых услуг. Почему сотрудники ЖКХ не справляются со своими обязанностями? Этому есть два объяснения. Первое: старые коммуникации работают неэффективно, много энергии тратится в никуда и эти потери должны оплачивать жильцы дома. Второе: в ЖКХ нередко работают сотрудники, которые не соответствуют занимаемой должности, поэтому выполняют работы неправильно, непрофессионально, из-за чего страдает качество работ.
  • Отсутствие контроля за предприятиями жилищно-коммунальной отрасли. Государство недостаточно контролирует эту сферу, а ЖКХ чувствуют свою безнаказанность, поэтому нередко люди сталкиваются с мошенническими схемами и аферистами, берущими за свои услуги втридорога, а по факту не предоставляющие эти услуги.
  • Решить главные проблемы управляющих компаний ЖКХ в 2020 году можно такими путями:

    1. Государство должно взять на контроль деятельность ТСЖ, управляющих компаний и разработать правовую ответственность за недобросовестную работу этих организаций. Также важно, чтобы правительство ликвидировало монополистов, которые устанавливают заоблачные цены на коммунальные услуги. Необходимо создать здоровую конкурентную среду для управляющих компаний.
    2. Найти дополнительные источники финансирования, чтобы можно было произвести полную модернизацию коммунальной инфраструктуры. Износившиеся, прогнившие трубы, газопровод, канализацию, старые электрические сети – все это нужно поменять, чтобы люди не переплачивали за потерю энергии. Дополнительно для снижения энергетических потерь следует установить систему энергосбережения в каждом доме, а также поставить новые приборы учета, чтобы жильцы не прибегали к мошенническим схемам.
    3. Создание общественных организаций для осуществления контроля за работой ЖКХ. Члены таких организаций должны контролировать ход проведения капитального ремонта, замену окон, работы по благоустройству прилегающей к дому территории и т. д.

    Проблемы ЖКХ с точки зрения населения

    Жильцы многоквартирных домов особое внимание уделяют таким проблемам в жилищно-коммунальном хозяйстве, как:

  • высокие тарифы на услуги;
  • плохое качество предоставляемых услуг;
  • отсутствие капитального или косметического ремонта (не окрашиваются подъезды, не ремонтируются окна/двери/лавки и т. д.);
  • коррупция в сфере ЖКХ, воровство;
  • отсутствие государственного контроля за деятельностью управляющих компаний;
  • отсутствие нормального благоустройства территории;
  • отсутствие нормального напора воды, отопления, проблемы с поставкой газа;
  • аварийное состояние домов;
  • плохие дороги на придомовой территории;
  • некомпетентность работников ЖКХ;
  • отсутствие финансовой отчетности перед населением;
  • плохой вывоз мусора (несвоевременный, грязная уборка);
  • отсутствие детских площадок возле дома, лавочек, урн и др.

Для успешного реформирования системы ЖКХ в России необходимо сделать следующие шаги:

  1. Изменить законодательную базу, внедрить лицензирование управляющих компаний.
  2. Создать базу злостных неплательщиков коммунальных услуг, чтобы как-то влиять на них (например, пока не оплатил долги по ЖКХ, то ни один банк не выдаст потребительский кредит).
  3. Предоставить населению возможность получения бесплатной консультации от юристов по части ЖКХ. Это нужно для того, чтобы население было осведомлено о проблемах ЖКХ, о путях их устранения. Важно работать с людьми, чтобы они понимали, почему эта сфера имеет те или иные проблемы, и как каждый житель может повлиять на деятельность управляющих компаний.
  4. Повысить эффективности использования основных средств ЖКХ путем применения современных технологий и материалов при проведении ремонтных работ.

Создание фонда содействия реформированию системы ЖКХ

В 2007 году был подписан Федеральный закон № 185–ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ». Цель этого фонда в том, чтобы направить все силы на создание благоприятных и безопасных условий проживания людей, повысить качество услуг и избавиться от проблем реформирования, внедрить ресурсосберегающие технологии, обеспечить финансовую поддержку субъектам РФ для проведения ремонтов и др.

Основная идея реформы в том, что жильцы должны перейти к самоуправлению. Это значит, что сами владельцы квартир должны следить за состоянием общедомового имущества, заниматься благоустройством прилегающих территорий и нести за это ответственность.

Поэтому в последнее время все чаще стали появляться товарищества собственников жилья, которые лично управляют домом.

Перспективы развития отрасли ЖКХ

Проблемы и перспективы развития отрасли ЖКХ – неоднократная и очень многогранная тема для дискуссий. В 2011 году ЖКХ вступило в полосу инновационных преобразований.

Если ранее правительство ставило перед собой задачу – сформировать прозрачную цепочку «потребитель – управляющая компания – ресурсоснабжающая организация» с целью устранения конфликтов между жильцами дома и поставщиками услуг, то по состоянию на 2020 год основные проблемы в жилищном законодательстве были устранены.

Так, сегодня можно упростить создание ТСЖ, была создана здоровая конкуренция, были четко установлены нормативы потребления коммунальных услуг (разграничение на индивидуальное и общедомовое потребление).

Теперь платежи по коммунальным услугам рассчитываются справедливо и обоснованно. Граждане теперь понимают, что указано в их счетах и за что они должны платить.

Проблемы функционирования ЖКХ в современной России и перспективы развития этой отрасли сводятся к следующим положениям:

  • В сфере управления многоквартирными домами – важно создать такие условия, при которых количество удовлетворенных жильцов дома будет возрастать. Для этого нужно повышать ответственность собственников квартир, своевременно делать ремонт и др.
  • В сфере проведения ремонта – своевременно проводить ремонт надлежащего качество и по оправданной цене. Для повышения эффективности системы капитального ремонта нужно привлекать дополнительные источники финансовых ресурсов, например, это может быть кредитование.
  • В сфере устранения аварийного жилого фонда – государство взялось защищать социально незащищенные слои населения путем их переселения из аварийных квартир в нормальные условия проживания. Для этого оно планирует создать некоммерческий фонд аренды, выделяемый муниципалитету для возведения домов в целях переселения людей при условии возврата средств сроком до 30 лет.
  • В сфере теплоснабжения – правительство обяжет теплоснабжающие предприятия нести ответственность за качественную и надежную подачу тепла.
  • В сфере подачи горячей воды – правительство запланировало провести многоступенчатый переход от использования открытых систем горячего водоснабжения до закрытых систем. Это поможет уменьшить потерю тепловой энергии.
  • В сфере подачи холодной воды задача правительства – обеспечить все население России качественной питьевой водой. При этом неважно, какой у человека достаток или какое у него социальное положение. Вода должна быть качественной в любом случае. Для реализации этого положения необходимо будет проводить очистку сточных вод, устранять осадки, уменьшать воздействие антропогенных факторов на окружающую среду.
  • В сфере усовершенствования и повышения энергоэффективности объектов жилищно-коммунального хозяйства – планируется привлекать частных инвесторов, чтобы те вкладывали деньги в ЖКХ.
  • В сфере ЖКХ существует множество проблем: неоправданные платежи, некачественное предоставление услуг, отсутствие контроля и, как следствие, безнаказанность работников ЖКХ.

    Сегодня для развития сферы ЖКХ необходимо разрабатывать и успешно внедрять комплекс мероприятий, направленных на развитие инновационных технологий, на поиск инвесторов, создание заинтересованности каждого владельца квартиры в многоквартирном доме осуществлять контроль за управляющей компанией и повышать эффективности ее работы.

    Малый бизнес в сфере ЖКХ

    Место малого бизнеса в сфере ЖКХ

    Для исследования ситуации с развитием малого предпринимательства в сфере ЖКХ необходимо определить те сектора и отрасли ЖКХ, в которых целесообразно развивать конкурентные отношение и в которых принципиально возможно развитие малого предпринимательства. Для этой цели проведем структуризацию сферы ЖКХ.

    Если придерживаться классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), действовавшего до 2005 г., то отрасль «жилищно-коммунальное хозяйство» будет подразделяться следующим образом:

    1. Жилищное хозяйство:

    · эксплуатация жилого фонда;

    · эксплуатация общежитий учебных заведений;

    · хозяйственное управление жилищным хозяйством.

    2. Коммунальное хозяйство:

    · коммунальное и бытовое водоснабжение;

    · эксплуатация служебных зданий;

    · добровольная пожарная охрана;

    · хозяйственное управление коммунальным хозяйством.

    3. Непроизводственные виды бытового обслуживания населения

    Представляется, что использование такого деления сферы ЖКХ не в полной мере отвечает задачам настоящей работы, поскольку основано на характере функций, выполняемых отраслями в общей системе общественного разделения труда.

    Кроме этого, работы и услуги в жилищно-коммунальном комплексе достаточно подробно классифицированы Госстроем России в Классификаторе работ и услуг по видам деятельности «Эксплуатация инженерной инфраструктуры городов и других населенных пунктов» и «Эксплуатация централизованных систем питьевого водоснабжения и систем водоотведения, городских и других поселений» (утверждено постановлением Госстроя России от 25 мая 2000 г. № 51). Однако в связи с массивностью и излишней подробностью данного классификатора его применение также нецелесообразно.

    В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) группировка видов деятельности в сфере ЖКХ выглядит следующим образом.

    В данном классификаторе отсутствует принципиальное выделение сектора ЖКХ как самостоятельного. Так, деятельность, относящаяся к данному сектору, присутствует в следующих разделах:

    Раздел Е – Производство и распределение электроэнергии, газа и воды,

    Раздел F – Строительство,

    Раздел I – Транспорт и связь,

    Раздел K – Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг,

    Раздел O – Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг,

    Раздел Р – Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства.

    Использование данной классификации целесообразно при анализе экономики в целом, однако не целесообразно для целей настоящего исследования, ориентированного на отдельный сектор.

    В этой связи предложим следующее разделение сферы ЖКХ на виды деятельности, или сектора.

    Изначально сферу ЖКХ можно подразделить на три основных сектора:

    1) производство и поставка ресурсов (ресурсоснабжение), удаление и обработка сточных вод;

    2) управление жилищным фондом;

    3) выполнение подрядных работ с подразделением на большое количество видов деятельности, которые будут указаны далее (строительные работы, эксплуатация жилищного фонда, работы на территории и др.)

    Первый сектор включает в себя деятельность по производству и поставке воды (холодной и горячей), тепла, электроэнергии, а также удаление и обработку сточных вод. Данные виды деятельности сейчас выполняются силами организаций, занимающих монопольное положение на рынке. Данный сектор является сектором, в котором должны действовать естественные монополии, исходя из экономического смысла и технологических особенностей (сетевого характера) деятельности.

    Сектор управления жилищным фондом. Управление жилым фондом может включать в себя следующие направления работ: сбор коммунальных платежей, посредничество в расчетах с поставщиками коммунальных услуг населению, определение подрядных организаций, в том числе через проведение конкурсов, заключение договоров, определение стоимости, объемов подрядных работ (составление смет), составление титульного списка объектов (для ремонта), контроль за качеством выполненных работ и техническим состоянием жилого фонда, прием и удовлетворение заявок и жалоб со стороны населения, в том числе содержание диспетчерских, приемка объемов и качества работ и другие.

    Как можно заключить из приведенного выше перечня направлений деятельности управляющих компаний, сектор управления не должен быть монопольным, а функции могут эффективно выполняться частными коммерческими организациями.

    В секторе выполнения подрядных работ следует выделить следующие виды деятельности:

    · капитальный ремонт жилищного фонда;

    · эксплуатация и текущий ремонт жилищного фонда;

    · обслуживание и ремонт инженерных коммуникаций;

    · благоустройство и уборка территорий;

    · охрана жилищного фонда;

    · установка и обслуживание систем видеонаблюдения;

    · содержание и ремонт дорожного покрытия;

    · другое (телекоммуникационная инфраструктура и т.д.).

    Исходя из приведенной выше классификации, приоритетными направлениями для малого предпринимательства в сфере ЖКХ являются: производство и поставка ресурсов; строительные работы; работы по капитальному ремонту; работы по обслуживанию и эксплуатации жилищного и нежилого фонда, внутридомовых сетей; работы по благоустройству территорий; вывоз ТБО (дорожные работы). [Кокин Игорь Александрович, исполнительный директор Ассоциации городов, поселков и сельсоветов Калужской области].

    Обобщая все сказанное, на основании учета двух критериев можно сделать вывод, что практически вся сфера ЖКХ в виде ее отдельных секторов является приоритетной для развития малого предпринимательства при условии устранения излишних ограничений:

    Таблица № 1. Направления деятельности субъектов малого предпринимательства в сфере ЖКХ

    Управление объектами недвижимости

    Выполнение подрядных работ

    Производство и поставка ресурсов

    Обслуживание и эксплуатация сетей

    Управление жилым фондом, ТСЖ, ЖСК, ЖК.

    Эксплуатация жилищного фонда. Текущий и капитальный

    ремонт. Утилизация и вывоз ТБО. Уборка территорий и подъездов.

    Благоустройство. Озеленение. Установка систем видеонаблюдения.

    Для определения места малого бизнеса на рынке по оказанию услуг в жилищном хозяйстве и определения приоритетных направлений поддержки и создания благоприятных условий для развития предпринимательства рассмотрим текущее положение дел в данном сегменте экономики.

    На конец 2012г. жилищный фонд в Российской Федерации составил 3349 млн.кв. метров общей площади, в том числе в городских поселениях 2426 млн.кв. метров (72% общей площади), в сельской местности – 923 млн. кв. метров (28% общей площади). [32].

    Таблица № 2. Жилищный фонд РФ

    Жилищный фонд, млн.м 2 общей

    площади жилых помещений

    в городской местности

    в сельской местности

    Основными типами жилья являются квартира в многоквартирном доме и жилой дом (индивидуально-определенное здание).

    Первый тип характерен в основном для горожан, второй тип – в большей мере для сельских жителей, хотя и в городских поселениях также немало жилых домов (индивидуально-определенных зданий).

    Благоустройство и комфортабельность жилья, одна из главных составляющих жилищных условий населения, а также качество проживания населения во многом определяются наличием в жилом помещении различных видов благоустройства.

    Жилищный фонд городских и сельских поселений в основном состоит из капитальных зданий из кирпича, естественного или искусственного камня, различных типов железобетонных конструкций.

    Основная часть площади жилищного фонда страны построена до 1996 г., в связи с этим велик удельный вес жилищного фонда, износ которого находится в интервале 31-65%.

    Вопросам ликвидации аварийного жилья уделяется повышенное внимание со стороны органов управления всех уровней.

    На конец 2012г. ветхий и аварийный жилищный фонд составил 99,9 млн.кв. метров, увеличившись по сравнению с 2000г. более чем в 1,5 раза. Возросла и его доля в общей площади жилищного фонда за этот период – с 2,4% до 3,0%.

    В 2012г. в Российской Федерации снесено 2,0 млн. кв. метров ветхого и аварийного жилищного фонда (2,0% от общей площади ветхого и аварийного жилищного фонда).

    В определенной мере проблема изношенного жилищного фонда решается путем его капитального ремонта и реконструкции.

    На начало 2012г. в капитальном ремонте нуждалось около 275,8 тыс. многоквартирных жилых домов (8,6% от их общего числа). В течение 2012г. капитальный ремонт проведен в 48,1 тыс. многоквартирных домов, что составляет 17,5% от потребности. Ремонт многоквартирных домов осуществлялся при финансовой поддержке Фонда содействия реформированию ЖКХ с использованием средств региональных и местных бюджетов, а также средств собственников жилых помещений [32].

    Таблица № 3. Ветхий и аварийный жилищный фонд

    Весь ветхий и аварийный

    жилищный фонд, млн. м 2

    Удельный вес ветхого и

    фонда в общей площади

    всего жилищного фонда, %

    Сохранение имеющегося жилищного фонда и инженерной инфраструктуры, а также постепенное замещение ветхого, аварийного и морально устаревшего жилья новым в настоящее время является одним из важнейших направлений развития жилищного хозяйства. Одним из путей решения проблемы является ремонт и реконструкция уже существующих зданий.

    Жилищно-коммунальная сфера по-прежнему остается дотационной.

    Из всего вышесказанного следует, что в настоящее время сфера жилищного хозяйства по-прежнему находится в довольно сложном положении и, для того чтобы коренным образом изменить в ней ситуацию, необходима выработка стратегии, включающая разработку и проведение комплекса мер, направленных как на привлечение инвестиций в эту сферу, так и на создание условий для эффективной работы предприятий, а также на сохранение для них на данном этапе государственной поддержки. Одним из путей выхода сферы ЖКХ из кризиса может явиться дальнейшее развитие малого предпринимательства.

    21 июля 2007 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Закон установил правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки. С 2013 года средства Фонда направляются также на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры [7].

    Фонд ЖКХ стимулирует формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом и внедрение ресурсосберегающих технологий.

    Организаторы реформы выделяют основные направления ее реализации:

    · Перевод коммунальной отрасли на рыночные отношения.

    · Привлечение частного бизнеса (и частных инвестиций), стимулирование конкуренции, повышение качества коммунальных услуг, избавление отрасли от образовавшихся монополий.

    · Модернизация всего комплекса жилищно-коммунального хозяйства.

    · Формирование института эффективного собственника.

    · Капитальный ремонт многоквартирных домов.

    · Переселение граждан из аварийного жилья.

    · Внедрение энергоэффективных технологий в отрасли.

    · Сохранение системы социальной защиты и поддержка льготных слоев населения [37].

    Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства занимается предоставлением регионам средств на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение аварийного жилья на особых условиях, выполнение которых влечет собой формирование института собственника, обновление жилого фонда, привлечение в отрасль частного бизнеса и в конечном итоге реализует реформу жилищно-коммунального хозяйства.

    Реформа ЖКХ показала, что в жилищном хозяйстве должен по преимуществу работать мелкий и средний бизнес, поскольку эта сфера деятельности предполагает мобильность, наличие конкурентной среды, ограниченные сроки принятия решений.

    Читать еще:  Коллекция удивительных бизнесов Forbes: Николай Сатуров облагораживает камины
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector