«Гражданин поэт»: история случайного бизнеса на митингах на $3 млн

«Гражданин поэт»: история случайного бизнеса на митингах на $3 млн

Проект «Гражданин Поэт» Дмитрия Быкова и Михаила Ефремова завершает работу «Гражданской панихидой»

Михаил Ефремов и поэт Дмитрий Быков в спектакле «Гражданин Поэт»

Проект «Гражданин Поэт» завершается двумя концертами «Гражданская панихида на смерть Проекта», которые пройдут в московском «Крокус Сити Холле» 5 и 6 марта. Помимо «гражданина» — актера Михаила Ефремова и «поэта» — писателя Дмитрия Быкова в шоу примут участие и бессменный продюсер проекта Андрей Васильев, а также гости концертов — Евгений Евтушенко, Владимир Познер, Ксения Собчак, Лия Ахеджакова, Сергей Шнуров, Гарик Сукачев, Андрон Кончаловский и другие.

Закрытие «Гражданина Поэта» ни для кого неожиданностью не стало:

создатели проекта еще на самом пике популярности — когда одновременно с еженедельными эфирами по понедельникам шли аншлаговые живые концерты и готовилась к изданию одноименная книга — говорили, что он будет завершен на следующий день после президентских выборов 2012 года.

«Трудно долго работать в одной и той же стилистике: страна будет меняться, и проект будет меняться — будет что-то другое, с другими людьми, в другой форме», — рассказал Дмитрий Быков «Парку культуры».

Впрочем, популярность ролики «Гражданина Поэта» (тогда он назывался «Поэт и гражданин») заработали практически сразу. Впервые этот проект появился в эфире телеканала «Дождь» 15 февраля 2011 года — в том выпуске авторы (Быков и Ефремов) отзывались на интервью Натальи Васильевой о деле ЮКОСа стилизацией под Николая Некрасова. До этого был записан пилотный выпуск, в котором «Пушкин» высказывался о Хосни Мубараке и революции в Египте, но он — по настоянию продюсера шоу Андрея Васильева — никогда не был показан в телеэфире и недоступен в архиве.

По признанию Быкова, после выхода программы он убедился, что стихи могут быть актуальны.

«Люди хотят слышать стихи — если литераторы пишут не о том, что волнует литтусовку, а о том, что волнует всех. Поэзия впервые после долгого перерыва стала говорить об этом», — сказал он.

«Я помню, что изначально никто к этой затее не относился серьезно: для всех это был такой капустник, КВН, развлечение. Помню, что меня с самого начала не все устраивало — у меня, например, были претензии к видеоряду, мне казалось, что это нафталин какой-то», — рассказала «Парку культуры» Вера Кричевская, которая в то время занимала должность главного режиссера и креативного продюсера «Дождя».

Дороги «Гражданина Поэта» и «Дождя» разошлись после пятого эфира: выпуск «В тандеме вот что происходит» (пародия на известное стихотворение Евгения Евтушенко и отклик на слухи о разногласиях Владимира Путина и Дмитрия Медведева) не был показан телеканалом по решению его гендиректора Натальи Синдеевой и остался «безномерным». Следующий, получивший шестой номер, был прочитан уже в эфире радиостанции «Эхо Москвы», а этот и все последующие видеоклипы появлялись сразу на нескольких площадках — сайтах радиостанции, на портале F5 и канале на сервисе YouTube (там у проекта более 43 тысячи подписчиков и 13,7 млн просмотров).

Судьба проекта сложилась на шестом стихотворении, из-за которого возник скандал на телеканале «Дождь», и именно этот уход и стал залогом его успеха, считает Вера Кричевская, которая покинула «Дождь» вслед за «Гражданином Поэтом».

«То, что они сделали, уйдя с «Дождя», было дико прогрессивно: они правильно распределили весь транспорт, который доставляет их работу к зрителю. Задействовали все каналы связи — интернет (на трех сайтах), радио, живые концерты, издание красочных книг, а теперь еще приложение для iPad, — рассказала Кричевская. — Все, что можно использовать, Васильев использовал. И то, насколько это в итоге оказалось успешно, показало, что федеральное телевидение уже абсолютно никому не нужно, от него мало что зависит — можно и без него спокойно собирать по всей стране полные залы.»

За прошедший год Андрей Васильев неоднократно рассказывал о том, что проект оказался коммерчески успешен.

«Я не очень понимаю, как мерить наш коммерческий успех, — поделился с «Парком культуры» Быков. — С учетом того, что мы не выступали ни на чьих днях рождения и корпоративах, наши заработки были на уровне начинающего рокера или рядового участника «Камеди клаб».

Куда более важным приобретением поэт считает возможность путешествовать и практиковаться, которую ему предоставил «Поэт и гражданин». «Для меня лично «Гражданин Поэт» был большой удачей: я много поездил по стране, побывал много где, куда раньше был не доехал. Я нарастил поэтические мускулы — у меня за прошедший год вышла книга стихов, которая стала возможной именно потому, что «Гражданин Поэт» держал меня в тонусе», — объяснил Быков.

Кричевская рассказала, что она по предложению Андрея Васильева занимается съемками документального фильма о проекте и 6 марта начнет монтировать картину. «И знаете, этот фильм во многом будет не о Ефремове, Быкове и Васильеве, а о зрителе, который приходил на концерты в больших городах России. Приходил — это слабо сказано: люди сносили двери концертных залов. И поразительно то, что многие из них шли, конечно, послушать версификации поэта Быкова в исполнении артиста Ефремова, но подавляющее большинство, по моим ощущениям, шли на эти концерты как на митинги — судя по тому, что я слышала», — рассказывает Кричевская.

Дмитрий Быков уверен, что «нельзя числить эстетическое явление по ведомству митинга», а причины общего подъема «культуры протеста» в России объясняет просто:

«В какой-то момент люди, которым надоело, перестают просто грустить и просто злиться и начинают заниматься аутотерапией: рисуют плакаты, пишут стихи, снимают ролики».

По словам Кричевской, до некоторых пор она была уверена, что вся затея с закрытием проекта 5 марта — это игра в «поддавки».

«Но события на выборах и после них говорят мне о том, что этот проект должен прекратиться. Мы вступили в новую эпоху, в новое время, и оно продиктует новую остроту. Это, мне кажется, имеет в виду Быков, когда говорит, что 5 марта — это рубеж и для страны, и для проекта», — заключила она.

Финальный видеоролик шоу, в котором Михаил Ефремов прочитал стихотворение Дмитрия Быкова, вышел утром в понедельник, 5 марта, и был посвящен совпадению двух дат: в этот день в 1953 году умер Иосиф Сталин.

«Ваш проект сегодня сдох, а мой, напротив, восстает», — глубокомысленно замечает, набивая трубку, загримированный под Сталина Ефремов, который целый год читал с экрана и со сцены стихи Быкова и его версификации других поэтов. Впрочем, окончательное закрытие «Гражданина Поэта», кажется, откладывается на неделю — еще один концерт запланирован на 11 марта.

«Гражданин поэт»: история случайного бизнеса на $3 млн

Майским утром, сидя на даче, главный редактор проекта F5 Юрий Кацман включил ноутбук и увидел в почте очередное стихотворение Дмитрия Быкова из цикла «Гражданин поэт». Письмо предварялось пометкой сопродюсера, бывшего шеф-редактора ИД «Коммерсантъ» Андрея Васильева «Отличный стих!». Кацману — второму сопродюсеру — так не показалось. Героем, как обычно, задорного стихотворения «Дядя Степа — миллиардер» («А еще, дразня бесстыжих / И завистливых людей / Никогда на горных лыжах / Он не ездил без б…») был Михаил Прохоров — владелец медиагруппы «Живи!», где работал Кацман. Помимо Куршевеля автор припомнил миллиардеру «Правое дело» и якобы заранее оговоренное с Владимиром Путиным второе место на выборах президента.

Задуматься было о чем. Проект «Гражданин поэт» (авторский коллектив: экс-редактор Васильев, поэт Быков и актер Михаил Ефремов) в тот момент полностью сидел на шее у медиагруппы «Живи!». Денег Прохорова было потрачено немного — чуть меньше $30 000, но было понятно, что проект набирает популярность и для выхода на новый уровень деньги еще потребуются.

Несколькими неделями ранее, в начале апреля 2011 года, Быков, Васильев и Ефремов ушли с телеканала «Дождь». Поводом было снятие с эфира выпуска «Гражданина поэта» с нелицеприятным текстом в адрес президента Дмитрия Медведева. «Я понял, что тогдашние опасения [гендиректора «Дождя»] Наташи Синдеевой по поводу реакции Дмитрия Анатольевича и мои опасения по поводу реакции Михаила Дмитриевича — одного порядка. И решил: никому звонить не буду», — вспоминает Кацман. Последствий не было. Сатира Прохорову понравилась и в тот год стала не только одним из самых популярных в среде московской интеллигенции культурных событий, но и неожиданно успешным коммерческим проектом. «Гражданин поэт» собрал десятки тысяч зрителей. И 85 млн рублей.

«Подарок Наташе»

Идея «Гражданина поэта» родилась на телеканале «Дождь», где Васильев, Быков и Ефремов вели новогодний эфир 2011 года. Тогдашний режиссер канала Вера Кричевская ухватилась за идею Васильева делать стихотворные новости — по одному выпуску в неделю. Создавался «Поэт и гражданин» (первоначальное название) вовсе не как коммерческий проект. «Он замысливался для души и чтобы помочь нашей подруге Наташе Синдеевой. Брать бабло у Синдеевой тогда было бессмысленно: много у нее нет, а за копейки — не тот уровень», — вспоминает Васильев. Наталья Синдеева подтверждает, что Быков и Ефремов получали небольшие гонорары, а Васильев работал «фактически бесплатно».

Всю весну «Поэт и гражданин» был, в общем, обычной, хотя и популярной программой «Дождя». Все изменилось 28 марта, когда Наталья Синдеева получила выпуск «Гражданина» с недвусмысленным намеком на уходящего президента Медведева («…Я ль скакал весенней гулкой ранью / Или кто другой скакал на мне») и сняла его из эфира.

«Я понял, что проект может приносить деньги, когда из-за разрыва с «Дождем» разразился скандал в прессе», — вспоминает Васильев. Новый приют для творческого трио нашелся моментально. «Я услышал по радио, что на «Дожде» — скандал. Еще не успели дочитать до конца новость, а я уже принципиально договорился с Васильевым», — рассказывает Кацман. Васильев ответил, что у него уже есть договоренность с главой радиостанции «Эхо Москвы» Алексеем Венедиктовым. В результате «Гражданин поэт» прописался в нескольких местах сразу. Производство (студию и видеозапись) продукта взяла на себя F5, видеоролик транслировался на сайте F5 и на YouTube, а звуковая версия — на «Эхе Москвы».

Ворон за 15 000 рублей

Схема работы была простая: в четверг Кацман с Васильевым и Быковым выбирали тему, в пятницу подбирался реквизит, Васильев придумывал мизансцену. В субботу шли съемки и монтаж ролика; звуковую дорожку сразу отправляли на «Эхо Москвы», а в понедельник ролик выкладывали в сеть. Права на все выпуски были оформлены на ИП «А. В. Васильев». Основные затраты F5 — гонорар Васильеву, Быкову и Ефремову — 150 000 рублей на троих (с этой суммы они сами уплачивали налоги и зарплату юристу и директору группы). Платить за аренду студии, услуги оператора, звук, свет не требовалось — все это имелось в группе «Живи!». Покупали реквизит, обычно самый простой. Исключительным был случай, когда Кацман искал чучело ворона для сюжета в стиле Эдгара По. За ворона пришлось отдать 15 000 рублей.

На YouTube выпуски «Гражданина поэта» в среднем смотрели по 200 000–400 000 раз. Некоторые собирали более 1 млн зрителей. Сайту F5 по понедельникам ролик обеспечивал около половины дневного трафика. «Поначалу было как-то утомительно. В отпуск хотелось, поехать к морю, романчик написать, — признается Дмитрий Быков. — Но потом все пошло быстро и технично, и я в этот ритм вошел. Приятно было сочинять, а потом смотреть на быстро возраставшую динамику просмотров».

Читать еще:  Бизнес-план по покраске автомобилей жидкой резиной

Кацман ждал, что проект окупится для F5 за счет продажи рекламы в видеоролике. Начиная с четвертого (после ухода с «Дождя») выпуска «Гражданина поэта» у проекта появился рекламодатель — водка «Володя и медведи» от компании «Винэксим». За размещение в одном выпуске она платила 150 000 рублей — именно столько стоило создание сюжета. «Я чувствовал себя не заказчиком-рекламодателем, а частицей этого проекта», — говорит бывший вице-президент «Винэксима» Станислав Кауфман.

Однако «Володя и медведи» появились менее чем в половине из 48 выпусков «Гражданина поэта». Прошлой осенью у «Винэксима» начались финансовые проблемы, и руководство компании подало иск о банкротстве, который был удовлетворен в феврале 2012 года.

Первый рекламодатель так и остался единственным. «Все говорили: здорово, но мы не хотим в эту историю играть, — сетует Кацман. — Никто напрямую не признавался, что страшно, но понятно, что они не хотели ассоциироваться с таким контентом».

Может быть, имело смысл сделать показы в интернете платными — по подписке? «Скорее всего, это разозлило бы аудиторию, — считает Ростислав Хаит, один из основателей театра «Квартет И». — Было бы впечатление: ага, они не просто борцы за свободу! Другое дело — билет на концерт». В итоге главным источником заработка участников проекта, раскрутившегося за счет интернет-роликов, стали живые концерты.

На зубах до дембеля

С идеей выступать с концертами к Васильеву обратился генеральный директор крупного концертного агентства C.A.T. Андрей Матвеев, регулярно смотревший проект еще со времен «Дождя». «Мы тогда были под впечатлением успеха, который имели организованные нашими конкурентами выступления Ивана Охлобыстина во МХАТе, и искали что-то похожее», — признается Матвеев. В представление включили полтора десятка уже известных стихов, а в финале Быков по заказу публики написал экспромт (этот формат сохранился во всех следующих концертах). Первый бесплатный концерт-репетиция на «Винзаводе» собрал полный зал. Новое выступление уже с продажей билетов, и тоже с аншлагом, организовали в Театре эстрады. Дальше началось то, что в шоу-бизнесе называют «чесом». Менее чем за год группа дала более 40 концертов, объездив Россию от Санкт-Петербурга и Сочи до Красноярска.

В среднем доход Васильева, Быкова и Ефремова за каждый концерт составлял около 1,5 млн рублей. Деньги выплачивало C.A.T., заработавшее на троице деньги, сопоставимые с доходами участников проекта. Рекордный гонорар создатели «Гражданина поэта» получили за два выступления в «Крокус Сити Холле» — 8,6 млн рублей. Основатель «Евросети» Евгений Чичваркин организовал для «Гражданина поэта» два выступления в Лондоне — гонорар составил £50 000. Помимо этого «граждан» приглашали на корпоративы, в частности корпорации «Открытие» и «Коммерсантъ FM».

Но производителю роликов, благодаря которым раскрутился проект, — F5, то есть «Живи!», — с этого ничего не перепало, C.A.T. работало напрямую с ИП «А. В. Васильев». Более того, Михаил Прохоров, собравшись баллотироваться на пост президента, согласился спонсировать региональные гастроли «Гражданина поэта». По словам Васильева, если выручки от продажи билетов не набиралось на стандартный гонорар 1,5 млн рублей, Прохоров покрывал разницу из своего кармана.

«Когда делаешь такой продукт, нельзя думать ни о бабках, ни о рейтингах, ни о том, что в Кремле подумают. А мы в конце стали заложниками этих своих рейтингов», — признается Андрей Васильев. Проект задумывался как временный: поднявшись на волне протестных настроений и апеллируя к ним, Васильев планировал закругляться, когда утихнут политические страсти. То есть после выборов в Государственную думу в декабре 2011 года.

Но страсти не утихли, а выплеснулись стотысячными митингами на Болотную площадь и проспект Сахарова, и создатели проекта поняли: спрос на политическую сатиру будет расти. Завершение проекта перенесли на март 2012-го, приурочив его к президентским выборам. «Большие деньги давали нам с Быковым силы вытерпеть энергию и экспансию Васильева. С Андреем можно прекрасно выпивать, купаться, но, когда начинаешь с ним работать, он становится настоящим демоном», — откровенничает Ефремов.

Итогом бизнес-проекта стало издание книги «Гражданин поэт. 31 номер художественной самодеятельности. Граждане бесы». Андрей Васильев предложил права на публикацию миллиардеру Александру Мамуту — владельцу издательской группы «Азбука-Аттикус». Бизнесмен согласился и назначил авторам щедрые роялти — 20% с продаж. В книгу вошли все исходные тексты стихов Дмитрия Быкова, а также все этапы редактуры Васильева и Ефремова. За первые четыре месяца было продано 100 000 экземпляров, а авторы заработали на троих около 6 млн рублей.

Васильев уже тогда во многих интервью жаловался, что проект, несмотря на прибыльность, утомил создателей. «Дембель был уже виден, и можно было «на зубах» дотянуть», — говорит он. Последний выпуск программы на F5 вышел в свет на следующий день после победы Путина на выборах. Тем не менее за четыре месяца с момента официального закрытия «Гражданина поэта» группа дала еще 6 концертов, подготовила к выходу DVD, получив 600 000 рублей начального платежа от дистрибьютора.

Примерно за год «Гражданин поэт» собрал более 80 млн рублей. Для сравнения: примерно столько же в год зарабатывает каждый из резидентов Comedy Club. На поддержку интернет-проекта «Гражданин поэт» структуры Прохорова потратили около 8 млн рублей. Генеральный директор «Онэксим» Дмитрий Разумов от комментариев для этой статьи отказался.

А какие выводы сделали другие причастные к проекту лица? «Подобные истории не могут строиться на ожидании рекламных денег, — рассуждает Юрий Кацман. — Медиа, которые активнее других касаются политической, гражданской и социальной тем, наименее эффективны по части привлечения рекламы». Васильев уверяет, что продолжать проект в его первоначальном варианте нет смысла и вообще без подпитки из интернета концертная деятельность постепенно угаснет.

Однако Геннадий Хазанов уже включил «Гражданина поэта» в постоянный репертуар Театра эстрады с октября. Для политической сатиры живое общение с публикой, в отличие от интернета, — твердая гарантия заработка.

Online812

В Санкт-Петербурге
февраль, 04, 2020 год
-5 °C

Читают все

Н овости партнёров

L entainform

Хорошо ли, что «Гражданин поэт» делает бизнес на Путине

13/02/2012

Ребята, хватит сидеть сложа руки у компьютера. Думаете начать новый бизнес, но не знаете, чем именно вам заняться? Веселые и продвинутые парни уже вовсю зарабатывают на старике Путине. На бывшем-будущем президенте сделать деньги легко, даже не являясь его товарищем по кооперативу или тренером по дзюдо.

В от цифра: 1 400 000. Один миллион четыреста тысяч рублей.

Это величина гонорара за выступление проекта «Гражданин поэт» в вашем городе.

Мы все видели эти ролики в интернете, но интереснее же посмотреть вживую, верно? И вот мы оплатили билет. И вот мы на концерте. А там крамола про Медведева и Путина, а там рассказы о том, до чего они довели страну. И о том, как они не хотят расставаться с властью. И вот у нас уже создается обманчивое и оттого азартно-радостное ощущение, что мы присутствуем на чем-то запрещенном. А значит, необычном.

Обманчивое, потому что мы заплатили вполне себе реальные и немалые деньги в официальной билетной кассе, а плакаты концерта никто с городских афишных тумб не срывал.

А что же мы увидим во время представления? Актер Ефремов будет оперативно, как Аркадий Райкин когда-то, переодеваться, чтобы прочесть очередной актуальный памфлет. Поэт Быков тем временем будет сочинять стихотворение по вашему заказу. А продюсер Васильев, обливаясь виски, постарается шутить, по какому поводу было написано то или иное стихотворение. И правильно: напоминать надо, потому что теперь люди живут только последними новостями, и что произошло полгода назад — уже никто не помнит. Например, об интервью Натальи Васильевой о деле ЮКОСа или о запрете ввоза в Россию овощей из стран ЕС.

Новости устаревают быстро, а вместе с ними теряют актуальность и тухнут их стихотворные интерпретации.

Раньше в шапито зазывали посмотреть на женщину-змею, виртуозно владеющую пластикой своего тела. А теперь, дамы и господа: Дмитрий Быков, человек-чудо, человек-фокус! Он сочиняет удивительные рифмы, но не стихи.

На сцене шапито — гуттаперчевый мальчик, а у нас — талантливейший актер Миша Ефремов, который моментально перевоплощается в новый образ!

Если вы вдруг бессмысленно богаты и не желаете делить ощущения от концерта с другими зрителями, а хотите показать «Гражданина поэта» друзьям и родственникам — пожалуйста: артисты с удовольствием приедут к вам на корпоративное мероприятие. Как, скажем, к Виктору Вексельбергу.

И вот это обстоятельство не позволяет мне восхищаться еженедельно новым выпускам «Гражданина поэта».

Вес слова «поэта» обнулился. Сила высказывания «гражданина» обесценилась.

Если три веселых парня существуют и работают на деньги тех, кого они высмеивают, то вес их слова ничего не стоит.

Проиллюстрирую свою мысль. Я вам сейчас покажу обложку книги. А подпись к ней будет из записной книжки Даниила Хармса, в образе которого сфотографировали Михаила Ефремова.

Даниил Хармс умер, напомню, от голода и истощения в отделении психиатрии больницы при тюрьме «Кресты».

Наши дела стали еще хуже. Не знаю, что мы будем сегодня есть. А уже дальше что будем есть — совсем не знаю. Я потерял трудоспособность совершенно.
Я живой труп. Отче Савва, я пал. Помоги мне подняться.
Удивляюсь человеческим силам. Наше положение
стало еще много хуже, но все еще тянем. Боже, пошли нам поскорее смерть».

Понимаете о чем я? Чувствуете диссонанс?

Нет, я не к тому, чтобы Михаил Ефремов, Андрей Васильев и уж тем более Дмитрий Быков голодали, упаси боже. Я никому этого не пожелаю.

Я к тому, что смысл и вес этим стихотворениям придают сами люди. Мы с вами. В Москве, Саратове, Новосибирске, Лондоне, Челябинске и Нью-Йорке мы смотрим в Сети эти ролики и сами наполняем их смыслом и глубиной. И именно поэтому (и только поэтому!) эта сатира представляет ценность.

И это нормально, потому что мы живем в эпоху постмодерна. Когда литература и кино не придумывают ничего нового, а лишь интерпретируют общепринятые мнения и настроения.

Я не хотел считать чужие деньги — про величину гонорара и про корпоратив у Вексельберга я узнал как-то ночью в баре от самого Андрея Васильева. Впрочем, не только я, но и все посетители и сотрудники этого заведения. Васильев хвастался пьяно и громко, так что не услышать было невозможно.

И вот почему я, как и все, посмеюсь новому ролику «Гражданина поэта», наполнив, как и все, его своим собственным смыслом, но никогда не пойду на концерт. Вот почему не буду прислушиваться к выступлению Быкова на митинге. Вот почему я посмотрю немного новогоднее шоу с этими тремя мужчинами на телеканале «Дождь», а потом быстро переключу на хотя бы Первый, где тот же Ефремов пошутит про алкоголь или отношения. А на «Дожде» он будет шутить про смерть Каддафи и Стива Джобса. И это будет фальшиво, а где-то даже неприлично и страшно, особенно если еще шутить будет продюсер Васильев.

Читать еще:  Обзор CRM систем: что это такое и как их эффективно использовать для малого бизнеса

Но это вовсе не значит, что все плохо, ребята. Деньги же не пахнут. Как я уже сказал, зарабатывать на Путине — самое время. Самый тренд. Первопроходец здесь, конечно же, Андрей Колесников, который вот уже который год кормится благодаря иронии и сарказму над руководителем главы государства.

Да чего далеко ходить. Вот вы — участники вполне себе буржуазного и респектабельного сообщества дюаристов. Если почитать статьи и эссе здесь, то может сложиться впечатление, что это оплот фронды, что это оппозиционное сетевое издание. А вот и нет. Секрет Полишинеля — здесь платят неплохие гонорары. И за них авторы попинывают власть всласть. И вот пробегают недели, а наши дюаристы уже возглавляют предвыборные штабы и целые медиагруппы. Круто, че.

Вот о чем я и говорю: пришло время капитализировать свое социальное недовольство.

Кто-то зарабатывает на Путине талантливо и красиво, как проект «Гражданин поэт» или, например, тот же телеканал «Дождь», кто-то — бездарно и одноразово, как тот работяга, что выклянчил у Путина дорогие часы.

А кто-то беспощадно, напалмом, как Иван Охлобыстин.

У тех, кто займется этим сейчас всерьез, есть все шансы стать новой политической элитой.

И вот здесь самое время вспомнить прекрасную историю основателя и ныне правящей шведской королевской династии короля Карла Юхана, он же Жан-Батист Бернадот. Гасконец, революционер, солдат, дослужившийся до звания маршала, с благословения Наполеона принял шведскую корону.

До конца своих дней Карл Юхан предпочитал мыться самостоятельно, что было немного странно для монарха, но вполне объясняемо суровым его военным прошлым. Когда же монарх умер и его готовили к бальзамированию, то на его теле обнаружили татуировку на французском языке «Смерть королям!» .

Гражданин Поэт. На смерть проекта

5 марта 2012 года в Москве, в Крокус Сити Холле состоялась гражданская панихида по проекту Гражданин Поэт.
Почему панихида? Ну, потому, что его создатели решили проект закрыть. В своем недавнем интервью для одной из газет, продюсер проекта Андрей Васильев назвал несколько причин для этого, в том числе сложность взаимоотношений трех творческих людей, коммерческая сторона и нежелание доводить проект до состояния естественной деградации.
Но главная причина, не озвученная, как мне кажется, несколько иная. Но об этом чуть позже.

О мертвом либо хорошо, либо ничего.

Для тех, кто возможно не в курсе, я позволю себе краткий экскурс в историю проекта.
Проект основали, придумали, писали и играли три человека – продюсер Васильев, поэт Дмитрий Быков и Заслуженный артист России Михаил Ефремов. По сути, они придумали новый жанр – «ньюзикл». То есть, попытались соединить актуальные новости со стихотворениями известных поэтов, которые Быков переиначивал под эти самые новости. А Ефремов, будучи загримированным, в того или иного классика, читал эти произведения, в манере, максимально им соответствующей. Хотя грим, в общем-то, был минимальным. Просто надо отдать должное Ефремову, он действительно мастер перевоплощения.
Кроме того, в нем есть просто необходимая для подобного рода проекта актерская сумасшедшинка. Читал Михаил Олегович стихи Быкова на фоне слегка помятого портрета того или иного поэта. Портрет на фоне и образ исполнителя менялся в зависимости от того, под чье произведение в данном конкретном случае стилизовал свои вирши Быков. Ничего подобного никто еще не делал. Эта идея, как и все гениальное, была проста и вроде бы лежала на поверхности. Но именно эти трое взяли ее и довели до ума.
Как сейчас утверждает Васильев, проект этот изначально был задуман, как прикольный, а не как политический. Но, согласитесь, что над довольно странными темами эта троица решила приколоться! Взять хотя бы их самый первый ролик, вышедший на телеканале «Дождь» 14 февраля 2011 года. Он был посвящен приговору, вынесенному судьей Хамовнического суда Данилкиным в отношении Михаила Ходорковского. А если быть точным, откровению пресс-атташе этого суда Натальи Васильевой, которая поведала журналистам о том, что этот приговор был привезен из Мосгорсуда и навязан Данилкину против его воли. Быков написал по этому поводу стих «Что-то женское», стилизованный под стих Н.А. Некрасова «В полном разгаре страда деревенская». А Ефремов, в образе Некрасова и прочитал стих Быкова.
С этого все и началось. Дальше – больше. На сегодняшний день вышло 52 ролика проекта Гражданин Поэт. Все они доступны для просмотра в Интернете. Также была выпущена иллюстрированная книга с приложенным к ней DVD. Готовится к изданию вторая книга. Не чурался проект и концертных выступлений. А всего он вышел на сцену 35 раз. В проекте приняли участие такие поэты, как Есенин, Лермонтов, Пушкин, Высоцкий, Агния Барто, Цой и другие.

Концерт 5 марта, в Крокусе, явился апофеозом проекта. И что бы не говорил Васильев, главная причина закрытия проекта – это очевидная победа В.В. Путина на Выборах Президента России. Ведь именно ВВП и Д.А. Медведев, были главными персонажами стилизаций Быкова.
Но, в конечном счете, политическая сатира имела место во все времена, при любом режиме. А то, что этот проект сатирический – очевидно для всех, кто смотрел хотя бы несколько роликов. Как и любая другая сатира, эта балансирует на грани дозволенного. Хотя, кем дозволенного или не дозволенного? Как известно демократия немыслима без соблюдения прав человека, без свободы слова, без РЕАЛЬНОЙ свободы политического Выбора.
Если рассуждать о художественной стороне проекта, то насколько хороши стихи, его составившие? Безусловно, большая их часть является экспромтом. И с точки зрения академической поэзии, наверняка эти стихи не канают. Но кто тут говорит о каком-то академизме? Эти стихи рассчитаны не на высоколобых филологов, а на людей простых, на обывателей. Хотя, конечно, чтобы понять иные пассажи и аллюзии Быкова, желательно все же иметь кое-какой интеллектуальный багаж. И, в общем, даже неважно, что Быков позволяет себе иной раз рифмы весьма кривые и спорные, типа «Джобс-Жопс». В конце концов, кто из нас идеален?
Кроме того, неоспорим тот факт, что этот проект в некотором роде реанимировал интерес людей к поэзии, как таковой. Он наглядно показал, что поэзия может быть интересной, современной и одновременно может выступать в роли связующего звена между прошлым и настоящим.

Все, кто слово попросил.

В ходе концерта были исполнены все лучшие стилизации, вошедшие в проект Гражданин Поэт. Причем не только в аутентичном исполнении Ефремова. Так, стилизацию «Что-то женское» исполнила Ксения Собчак, представшая в женском альтернативном образе Некрасова.
«Балладу об удодах» блестяще исполнил Глеб Самойлов, который спел ее в сопровождении рояля в манере А.Н. Вертинского. Для тех, кто, может быть, не знает Глеб Самойлов, экс-лидер группы АГАТА КРИСТИ, ныне лидер группы THE MATRIXX, и ранее исполнял песни Вертинского со сцены, в частности в совместном проекте с Александром Ф. Скляром «Ракель Меллер. Прощальный ужин».
“Не жалею, не зову, не плачу”, исполнил КВНщик Антон Сасин, представший в образе Медведева.
«Дядя Степа-мильярдер» великолепно исполнил Андрей Кончаловский, представший в образе Сергея Михалкова. Стилизация была посвящена Михаилу Прохорову и его решению возглавить партию «Правое дело». В этот вечер в зале присутствовал сам виновник этого стиха, недавний кандидат на пост Президента России. Ведущий концерта Леонид Парфенов подошел к нему и задал пару вопросов. Прохоров выглядел удрученным и даже грустным. В частности на вопрос о том, хотелось бы ему, чтобы Быков написал о нем еще какое-нибудь стихотворение, он ответил, что ему вполне достаточно того, что Быков уже о нем написал.
«Сами с Усамой» исполнил Гарик Сукачев, представший в образе Высоцкого.
«Задебатый» великолепно исполнила народная артистка России Лия Ахеджакова, которая неожиданно гармонично предстала в образе Агнии Барто.
«Спектакль года» бесподобно исполнил семейный дуэт Михаила и Никиты Ефремовых.
«Обкаркались» исполнил блестящий дуэт Михаила Ефремова и Владимира Познера, которые усиленно парадировали английский акцент и, несмотря на небольшие ляпы, этот номер стал одним из лучших в концерте.
«Хiй» или «Украинский рэп» прочитал и сплясал Вася Обломов при деятельном участии Ефремова, поэта Быкова и приглашенного барабанщика. Этот номер привнес в камерную атмосферу мероприятия всплеск позитива и настоящего хип-хопа.
«Айпадло» великолепно исполнил Леонид Парфенов.
«Спасибо, что бухой» исполнил Никита Высоцкий.
«20 лет – ни хрена нет» исполнили все участники концерта, в том числе Собчак, Никита Ефремов, Обломов и Михаил Ефремов в образе Маяковского.
Кроме того, в концерте принял деятельное участие поэт Орлуша, который написал и прочитал целую поэму. Она была посвящена заданной из зала теме «Все на митингах. А мы здесь». Дмитрий Быков также не посрамил свою поэтическую честь и за время концерта написал и исполнил два новых злободневных стиха, также на заданную из зала тему.
Завершился концерт новейшей стилизацией «На смерть проекта». Ефремов предстал в образе Сталина, который (так уж совпало) умер 5 марта.

Необходимо отметить, что в этот вечер в более чем шеститысячном зале Крокуса, не было свободных мест. Полный аншлаг! По информации организаторов, билеты были раскуплены задолго до концерта. А спрос на проект бешеный. Поэтому был назначен еще один, дополнительный поминальник на 11 марта. Так что если кто еще желает успеть видеть Гражданина Поэта живьем – стоит поспешить!
Правда, есть одна конфузная деталь. 5 марта концерт совпал с митингом на Пушкинской площади, который закончился арестами и конфликтами. На 11 марта вроде бы митингов в Москве не намечено. В связи с этим, есть опасение, что как бы власти не восприняли концерт в Крокусе как митинг оппозиции и не переключили свое Всевидящее Око в том направлении. Но… Будем надеяться, что до этого не дойдет! Удачи всем тем, кто идет в Крокус 11 марта! Вас ждет незабываемое, без всякой иронии зрелище! А с Васильевым, Быковым и Ефремовым мы не прощаемся. Быков в своем новом интервью пообещал, что на смену Гражданину Поэту придет новый проект. Дай-то Бог!

Невозможно писать о поэтическом проекте и обойтись лишь прозой. Поэтому автор статьи решил завершить материал своей стилизацией в духе Гражданина Поэта.
«На смерть проекта Гражданин Поэт». Стилизация по мотивам стиха Юрия Шевчука (поэта, безусловно, яркого и знаменитого, но который так и не принял участие в проекте) – «Русский рок».

Хоронили Гражданина, хоронили!
Ели пряники и «Путинку» пили!
А он лежал в гробу хороший-пригожий!
И на труп совсем не похожий!

И летели строки Поэта,
Через весь край этого света!
Эпитафией они проступили
На условной его Ё-могиле!

Хоронили проект, хоронили!
Кол осиновый в крышку гроба забили!
А он в цифре навек растворился!
Как батька Гамлета тенью явился!

По вопросам возможной публикации данной статьи или ее отдельных частей в печатных изданиях и на интернет-порталах, просьба обращаться к ее автору в личку!

Читать еще:  Игровой лабиринт – прибыльный бизнес! 7 шагов начинающему предпринимателю!

Проект “Гражданин поэт” заработал миллионы

Митинги и демонстрации сделали протест модным? Создателям проекта “Гражданин поэт” удалось хорошо заработать на этой моде, хотя они уверяют, что все вышло случайно. Об этом сегодня, 6 августа, пишет Forbes .

Майским утром, сидя на даче, главный редактор проекта F5 Юрий Кацман включил ноутбук и увидел в почте очередное стихотворение Дмитрия Быкова из цикла “Гражданин поэт”. Письмо предварялось пометкой сопродюсера, бывшего шеф-редактора ИД “Коммерсантъ” Андрея Васильева “Отличный стих!“. Кацману — второму сопродюсеру — так не показалось. Героем, как обычно, задорного стихотворения “Дядя Степа — миллиардер” (“А еще, дразня бесстыжих / И завистливых людей / Никогда на горных лыжах / Он не ездил без б…“) был Михаил Прохоров — владелец медиагруппы “Живи!”, где работал Кацман. Помимо Куршевеля автор припомнил миллиардеру “Правое дело” и якобы заранее оговоренное с Владимиром Путиным второе место на выборах президента.

Задуматься было о чем. Проект “Гражданин поэт” (авторский коллектив: экс-редактор Васильев, поэт Быков и актер Михаил Ефремов) в тот момент полностью сидел на шее у медиагруппы “Живи!”. Денег Прохорова было потрачено немного — чуть меньше $30 000, но было понятно, что проект набирает популярность и для выхода на новый уровень деньги еще потребуются.

Несколькими неделями ранее, в начале апреля 2011 года, Быков, Васильев и Ефремов ушли с телеканала “Дождь”. Поводом было снятие с эфира выпуска “Гражданина поэта” с нелицеприятным текстом в адрес президента Дмитрия Медведева. “Я понял, что тогдашние опасения [гендиректора “Дождя”] Наташи Синдеевой по поводу реакции Дмитрия Анатольевича и мои опасения по поводу реакции Михаила Дмитриевича — одного порядка. И решил: никому звонить не буду”, — вспоминает Кацман. Последствий не было. Сатира Прохорову понравилась и в тот год стала не только одним из самых популярных в среде московской интеллигенции культурных событий, но и неожиданно успешным коммерческим проектом. “Гражданин поэт” собрал десятки тысяч зрителей. И 85 млн рублей.

Идея “Гражданина поэта” родилась на телеканале “Дождь”, где Васильев, Быков и Ефремов вели новогодний эфир 2011 года. Тогдашний режиссер канала Вера Кричевская ухватилась за идею Васильева делать стихотворные новости — по одному выпуску в неделю. Создавался “Поэт и гражданин” (первоначальное название) вовсе не как коммерческий проект. “Он замысливался для души и чтобы помочь нашей подруге Наташе Синдеевой. Брать бабло у Синдеевой тогда было бессмысленно: много у нее нет, а за копейки — не тот уровень“, — вспоминает Васильев. Наталья Синдеева подтверждает, что Быков и Ефремов получали небольшие гонорары, а Васильев работал “фактически бесплатно”.

Всю весну “Поэт и гражданин” был, в общем, обычной, хотя и популярной программой “Дождя”. Все изменилось 28 марта, когда Наталья Синдеева получила выпуск “Гражданина” с недвусмысленным намеком на уходящего президента Медведева (“…Я ль скакал весенней гулкой ранью / Или кто другой скакал на мне”) и сняла его из эфира.

Я понял, что проект может приносить деньги, когда из-за разрыва с “Дождем” разразился скандал в прессе”, — вспоминает Васильев. Новый приют для творческого трио нашелся моментально. “Я услышал по радио, что на “Дожде” — скандал. Еще не успели дочитать до конца новость, а я уже принципиально договорился с Васильевым”, — рассказывает Кацман. Васильев ответил, что у него уже есть договоренность с главой радиостанции “Эхо Москвы” Алексеем Венедиктовым. В результате “Гражданин поэт” прописался в нескольких местах сразу. Производство (студию и видеозапись) продукта взяла на себя F5, видеоролик транслировался на сайте F5 и на YouTube, а звуковая версия — на “Эхе Москвы”.

Ворон за 15 000 рублей

Схема работы была простая: в четверг Кацман с Васильевым и Быковым выбирали тему, в пятницу подбирался реквизит, Васильев придумывал мизансцену. В субботу шли съемки и монтаж ролика; звуковую дорожку сразу отправляли на “Эхо Москвы”, а в понедельник ролик выкладывали в сеть. Права на все выпуски были оформлены на ИП “А. В. Васильев”. Основные затраты F5 — гонорар Васильеву, Быкову и Ефремову — 150 000 рублей на троих (с этой суммы они сами уплачивали налоги и зарплату юристу и директору группы). Платить за аренду студии, услуги оператора, звук, свет не требовалось — все это имелось в группе “Живи!”. Покупали реквизит, обычно самый простой. Исключительным был случай, когда Кацман искал чучело ворона для сюжета в стиле Эдгара По. За ворона пришлось отдать 15 000 рублей.

На YouTube выпуски “Гражданина поэта” в среднем смотрели по 200 000–400 000 раз. Некоторые собирали более 1 млн зрителей. Сайту F5 по понедельникам ролик обеспечивал около половины дневного трафика. “Поначалу было как-то утомительно. В отпуск хотелось, поехать к морю, романчик написать, — признается Дмитрий Быков. — Но потом все пошло быстро и технично, и я в этот ритм вошел. Приятно было сочинять, а потом смотреть на быстро возраставшую динамику просмотров“.

Кацман ждал, что проект окупится для F5 за счет продажи рекламы в видеоролике. Начиная с четвертого (после ухода с “Дождя”) выпуска “Гражданина поэта” у проекта появился рекламодатель — водка “Володя и медведи” от компании “Винэксим”. За размещение в одном выпуске она платила 150 000 рублей — именно столько стоило создание сюжета. “Я чувствовал себя не заказчиком-рекламодателем, а частицей этого проекта“, — говорит бывший вице-президент “Винэксима” Станислав Кауфман.

Однако “Володя и медведи” появились менее чем в половине из 48 выпусков “Гражданина поэта”. Прошлой осенью у “Винэксима” начались финансовые проблемы, и руководство компании подало иск о банкротстве, который был удовлетворен в феврале 2012 года.

Первый рекламодатель так и остался единственным. “Все говорили: здорово, но мы не хотим в эту историю играть, — сетует Кацман. — Никто напрямую не признавался, что страшно, но понятно, что они не хотели ассоциироваться с таким контентом“.

Может быть, имело смысл сделать показы в интернете платными — по подписке? “Скорее всего, это разозлило бы аудиторию, — считает Ростислав Хаит, один из основателей театра “Квартет И”. — Было бы впечатление: ага, они не просто борцы за свободу! Другое дело — билет на концерт”. В итоге главным источником заработка участников проекта, раскрутившегося за счет интернет-роликов, стали живые концерты.

На зубах до дембеля

С идеей выступать с концертами к Васильеву обратился генеральный директор крупного концертного агентства C.A.T. Андрей Матвеев, регулярно смотревший проект еще со времен “Дождя”. “Мы тогда были под впечатлением успеха, который имели организованные нашими конкурентами выступления Ивана Охлобыстина во МХАТе, и искали что-то похожее“, — признается Матвеев. В представление включили полтора десятка уже известных стихов, а в финале Быков по заказу публики написал экспромт (этот формат сохранился во всех следующих концертах). Первый бесплатный концерт-репетиция на “Винзаводе” собрал полный зал. Новое выступление уже с продажей билетов, и тоже с аншлагом, организовали в Театре эстрады. Дальше началось то, что в шоу-бизнесе называют “чесом”. Менее чем за год группа дала более 40 концертов, объездив Россию от Санкт-Петербурга и Сочи до Красноярска.

В среднем доход Васильева, Быкова и Ефремова за каждый концерт составлял около 1,5 млн рублей. Деньги выплачивало C.A.T., заработавшее на троице деньги, сопоставимые с доходами участников проекта. Рекордный гонорар создатели “Гражданина поэта” получили за два выступления в “Крокус Сити Холле” — 8,6 млн рублей. Основатель “Евросети” Евгений Чичваркин организовал для “Гражданина поэта” два выступления в Лондоне — гонорар составил £50 000. Помимо этого “граждан” приглашали на корпоративы, в частности корпорации “Открытие” и “Коммерсантъ FM”.

Но производителю роликов, благодаря которым раскрутился проект, — F5, то есть “Живи!”, — с этого ничего не перепало, C.A.T. работало напрямую с ИП “А. В. Васильев”. Более того, Михаил Прохоров, собравшись баллотироваться на пост президента, согласился спонсировать региональные гастроли “Гражданина поэта”. По словам Васильева, если выручки от продажи билетов не набиралось на стандартный гонорар 1,5 млн рублей, Прохоров покрывал разницу из своего кармана.

Когда делаешь такой продукт, нельзя думать ни о бабках, ни о рейтингах, ни о том, что в Кремле подумают. А мы в конце стали заложниками этих своих рейтингов“, — признается Андрей Васильев. Проект задумывался как временный: поднявшись на волне протестных настроений и апеллируя к ним, Васильев планировал закругляться, когда утихнут политические страсти. То есть после выборов в Государственную думу в декабре 2011 года.

Но страсти не утихли, а выплеснулись стотысячными митингами на Болотную площадь и проспект Сахарова, и создатели проекта поняли: спрос на политическую сатиру будет расти. Завершение проекта перенесли на март 2012-го, приурочив его к президентским выборам. “Большие деньги давали нам с Быковым силы вытерпеть энергию и экспансию Васильева. С Андреем можно прекрасно выпивать, купаться, но, когда начинаешь с ним работать, он становится настоящим демоном“, — откровенничает Ефремов.

Итогом бизнес-проекта стало издание книги “Гражданин поэт. 31 номер художественной самодеятельности. Граждане бесы“. Андрей Васильев предложил права на публикацию миллиардеру Александру Мамуту — владельцу издательской группы “Азбука-Аттикус”. Бизнесмен согласился и назначил авторам щедрые роялти — 20% с продаж. В книгу вошли все исходные тексты стихов Дмитрия Быкова, а также все этапы редактуры Васильева и Ефремова. За первые четыре месяца было продано 100 000 экземпляров, а авторы заработали на троих около 6 млн рублей.

Васильев уже тогда во многих интервью жаловался, что проект, несмотря на прибыльность, утомил создателей. “Дембель был уже виден, и можно было “на зубах” дотянуть”, — говорит он. Последний выпуск программы на F5 вышел в свет на следующий день после победы Путина на выборах. Тем не менее за четыре месяца с момента официального закрытия “Гражданина поэта” группа дала еще 6 концертов, подготовила к выходу DVD, получив 600 000 рублей начального платежа от дистрибьютора.

Примерно за год “Гражданин поэт” собрал более 80 млн рублей. Для сравнения: примерно столько же в год зарабатывает каждый из резидентов Comedy Club. На поддержку интернет-проекта “Гражданин поэт” структуры Прохорова потратили около 8 млн рублей. Генеральный директор “Онэксим” Дмитрий Разумов от комментариев для этой статьи отказался.

А какие выводы сделали другие причастные к проекту лица? “Подобные истории не могут строиться на ожидании рекламных денег, — рассуждает Юрий Кацман. — Медиа, которые активнее других касаются политической, гражданской и социальной тем, наименее эффективны по части привлечения рекламы“. Васильев уверяет, что продолжать проект в его первоначальном варианте нет смысла и вообще без подпитки из интернета концертная деятельность постепенно угаснет.

Однако Геннадий Хазанов уже включил “Гражданина поэта” в постоянный репертуар Театра эстрады с октября. Для политической сатиры живое общение с публикой, в отличие от интернета, — твердая гарантия заработка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector