Фонду земельных участков для малого бизнеса быть!

Фонду земельных участков для малого бизнеса быть!

Аренда земли для бизнеса

Многих начинающих предпринимателей интересует, Как взять землю под бизнес в аренду у государства – в чем заключается порядок оформления данной сделки и какие важные детали необходимо учитывать.

Согласно действующему законодательству, любое физическое или юридическое лицо, имеющее регистрацию на территории РФ, может получить в личное пользование участок земли на основании арендного соглашения.

Правила землепользования и застройки гласят, что обязательным условием для предпринимателя, желающего получить участок в аренду, является намерение обустроить капитальную постройку с фундаментом, которая по факту является недвижимостью.

Где можно арендовать земельный участок для бизнеса

С целью оформления аренды заявитель может обращаться в государственные и муниципальные органы.

Прежде чем взять у государства землю в аренду для бизнеса, важно учесть, что существует определенный ряд ограничений. Не подлежат аренде участки земли, на которых располагаются:

  • заповедники и парки национального значения;
  • объекты, предназначенные для охраны государственной границы;
  • сооружения, предназначенные для нужд вооруженных сил;
  • закрытые территориально-административные образования;
  • объекты, на которых применяется атомная энергия;
  • объекты, предназначенные для хранения и переработки материалов и отходов, представляющих радиоактивную опасность.

Для выбора свободного участка земли под аренду необходимо ознакомиться на сайте государственного реестра. Воспользовавшись виртуальной картой, следует выбрать интересующий город, поселок или другой населенный пункт, а затем приступить к поиску подходящего земельного участка под бизнес.

Далее нужно распечатать изображение и предоставить его в Департамент имущественных отношений или муниципальную администрацию.

Виды и сроки земельной аренды

В зависимости от срока, различают три вида аренды земли под бизнес – долгосрочную, бессрочную, а также с правом выкупа.

  • Долгосрочная предполагает возможность пользования землей на протяжении срока от 5 до 49 лет. Договор аренды в данном случае подлежит обязательной государственной регистрации. Этот вариант целесообразно выбирать, если в будущем планируется выкуп арендуемого участка.
  • Договор бессрочной аренды для бизнеса, согласно ст. 610 ГК РФ, не имеет определения сроков и может быть расторгнут по согласию сторон в любое время. Для этого, как минимум, за 3 месяца до окончания аренды инициатор расторжения должен уведомить о своих намерениях вторую сторону.
  • Аренда земли под бизнес с правом выкупа оформляется на основании смешанного договора, который содержит в себе элементы соглашений как об аренде, так и о купле-продаже земельного участка.

Кто может взять в аренду земельный участок под бизнес

Согласно действующему Земельному Кодексу, арендовать нужный участок земли для бизнеса имеют право как физические, так и юридические лица, зарегистрированные на территории РФ.

Важным условием является указание целей, для которых требуется территория.

С чего начинать процесс аренды земли

Передача земельного участка для ведения бизнеса подразумевает выполнение нескольких последовательных этапов.

Первый шаг – это поиск подходящей земли в аренду для бизнеса. Чтобы отыскать нужный вариант легко и быстро, рекомендуется воспользоваться общедоступной кадастровой картой, размещенной на официальном сайте Россреестра.

При выборе нужно учитывать и назначение земли – для коммерческой застройки, индивидуального жилищного строительства, садовых нужд и др.

Видео: Подбираем свободный участок для аренды для предпринимательской деятельности

Как взять в аренду землю у государства под бизнес

В департамент земельных ресурсов или имущественных отношений следует предоставить комплект документации, включающей в себя:

  1. Оригиналы и копии гражданского паспорта и идентификационного кода.
  2. Копии всех учредительных документов и доверенность (юридическим лицам).
  3. Официальную справку, полученную в едином государственном реестре.
  4. Заявление, в котором должно быть указано месторасположение участка, его желаемые размеры, а также цели его использования.

После рассмотрения заявления, которое может длиться до 1 месяца, возможны два варианта получения земли под бизнес:

  1. Проведение торгов по земельным участкам, которые прошли процедуру кадастрового учета.
  2. Заключение арендного договора без предварительных торгов по согласованию сторон.

Второй вариант оформления земли в аренду под бизнес является более длительным, поскольку администрации придется самостоятельно выяснять, принадлежит ли участок к резервному фонду и кто является его собственником.

Земельный конкурс (аукцион, торги) включает несколько этапов:

  1. Разработку схему расположения земельного участка и ее утверждение.
  2. Проведение кадастровых работ.
  3. Регистрацию права собственности государства на участок.
  4. Определение возможности подключения будущих объектов на участке к водопроводным, электрическим и газовым коммуникациям.

Пошаговая инструкция о предоставлении земли в аренду под бизнес от администрации

Гражданин, заинтересованный в аренде земли у государства для бизнеса:

  • Направляет в администрацию муниципалитета заявление с указанием кадастрового номера и целевого предназначения;
  • К заявлению требуется приложить квитанцию об оплате залога;
  • Спустя 1-2 месяца принимается решение на получение земли в аренду у администрации под бизнес;
  • В случае выигрыша на торгах сумма залога вносится в арендную оплату, а в случае проигрыша возвращается гражданину;
  • После этого происходит регистрация договора аренды земли, в котором указываются все особенности участка, включая точное указание его границ и кадастровые данные. Если арендный срок превышает 12 месяцев, договор подлежит обязательной регистрации в регистрационной палате.

Видео: Аренда земли под коммерческую деятельность

Стоимость и затраты на аренду земли для бизнеса

Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в собственности государства, приравнивается к ставке налога на землю. В том случае, если арендованный участок принадлежит третьему лицу, за этим лицом так и остается обязанность внесения пошлины.

Порядок обжалования отказа в предоставлении аренды

Незаконный отказ государственных органов в предоставлении земельного участка в аренду на бизнес можно обжаловать в судебном порядке в течение 3 месяцев с момента его получения.

Вместе с исковым заявлением необходимо предоставить копию отказа в предоставлении арендованной земли для бизнеса. Выполнив проверку полного комплекта документации на землю, судья вынесет решение в пользу истца. Исключением в данном случае может являться только изъятие участков из оборота, либо ограничение в обороте.

Госпрограммы поддержки малого бизнеса – 2019

В этом году будет расширена имущественная поддержка малого и среднего бизнеса, а также внесены изменения в порядок кредитования по льготной ставке субъектов МСП. Также власти заинтересованы в том, чтобы расширить доступ субъектов МСП к финансовым ресурсам.

На какие конкретно меры поддержки государства может рассчитывать человек, открывший свой бизнес?

Субсидии от центра занятости

Если вы только планируете открыть свой бизнес, то первое, о чем вам нужно знать, — о существовании специальной программы Минэкономразвития по предоставлению субсидий малому и среднему предпринимательству на региональном уровне. В рамках этой программы центр занятости населения оказывает единовременную финансовую помощь в открытии собственного дела.

Сумма предоставляется в размере 12-кратной максимальной величины пособия по безработице. Ранее она составляла 58 800 руб. (из расчета, что размер пособия по безработице был 4900 руб.). Однако с 1 января 2019 года максимальный размер пособия вырастет с 4900 руб. до 8000 руб., поэтому и размер субсидии может увеличиться. Также предусмотрена единовременная финансовая помощь на подготовку документов: оплату госпошлины, совершение нотариальных действий при госрегистрации, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов, услуги правового характера, консультации. Так, например, в Московской области финансовая помощь на подготовку документов составляет 7500 руб.

Субсидия от центра занятости доступна гражданам, достигшим возраста 18 лет. Но чтобы ее получить, им необходимо встать на учет в центр занятости, то есть иметь статус безработного и получать пособие. Стоит также учесть, что субсидии дают не всем, поскольку их ограниченное количество, и выдаются они в начале финансового года (нужно постараться попасть в нужный период). Об этих и других тонкостях рассказывает Василий Пучков, заместитель директора регионального центра поддержки олимпиадного движения.

Грантовая поддержка

Такую меру господдержки обычно оказывают региональные власти. Грант предоставляется начинающему предпринимателю в форме субсидии единовременно, на безвозвратной и безвозмездной основах. Максимальная сумма, как правило, составляет 600 000 руб. Но в зависимости от региона условия получения грантов могут отличаться. Поэтому все детали лучше узнавать на местах. Деньги выделяются тем, чьи заявки прошли конкурсный отбор. В числе критериев отбора — сфера деятельности бизнеса, размер выручки, количество рабочих мест и др.

В 2019 году на особую поддержку государства по-прежнему могут рассчитывать начинающие фермеры. Размер гранта в рамках программы «Поддержка начинающих фермеров» может достигать 3 млн руб. Такую сумму, например, получают начинающие фермеры-животноводы в Подмосковье, если они специализируются на разведении крупного рогатого скота, а по 1,5 млн руб. предоставляется фермерским хозяйствам, работающим по другим направлениям. В фермерском хозяйстве, получившем такой грант, должно быть создано не менее одного рабочего места на каждый 1 млн руб. гранта.

Читать еще:  Журнал Личный Бюджет обучал бизнесу и не вытянул свой

В Татарстане на 2019 год сумма грантовой поддержки по программе «Начинающий фермер» будет выше — она составит до 5 млн руб. вместо прежних 3 млн. Так что условия и суммы стоит уточнять в каждом конкретном случае.

Кроме того, существуют гранты в размере до 30 млн руб. на развитие семейных животноводческих ферм.

В Санкт-Петербурге с 2015 года реализуется программа «Поддержка социального предпринимательства», в рамках которой возмещению подлежат затраты, связанные с уплатой арендных платежей и приобретением оборудования: аренда зданий, нежилых помещений, аренда оборудования и приобретение оборудования.

Чтобы узнать подробности получения грантов и субсидий, заходите на официальные государственные сайты, которые предоставляют информацию о мерах поддержки бизнеса. Так, например, на сайте Министерства экономики Республики Татарстан подробно расписаны все направления государственной поддержки. По Подмосковью такую информацию дает сайт Центра Развития Предпринимательства Московской Области. На сайте «Малый бизнес Кубани» приводится подробный список субсидий для предпринимателей, работающих на юге России.

Будет проще, если вы воспользуетесь поиском в разделе «Поддержка МСП в регионах» на Федеральном портале малого и среднего предпринимательства. Просто укажите в поиске регион — и вас автоматически перенесет на «местный» портал малого и среднего предпринимательства.

Федеральные программы поддержки бизнеса

Такой вид поддержки бизнеса можно разделить на программы от:

Его область интересов распространяется на реализацию программы по предоставлению субсидий из федерального бюджета для оказания господдержки субъектам МСП в регионах (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2014 № 1605 и ежегодно издаваемыми приказами Минэкономразвития).

Средства распределяются на конкурсной основе между регионами и выделяются на мероприятия, предусмотренные региональными программами, но при условии, что расходы софинансируются регионами.

Программа Минэкономразвития предполагает прямые и непрямые меры поддержки, на которые могут рассчитывать те, кто занимается производством товаров, разрабатывает и внедряет инновационную продукцию, специализируется на народно-художественных промыслах, осуществляет ремесленную деятельность, продвигает сельский и экотуризм, развивает социальное предпринимательство.

Эта организация занимается решением различного спектра задач, в числе которых оказывает финансовую, имущественную, юридическую, инфраструктурную, методологическую поддержку; организовывает различные виды сопровождения инвестпроектов и др.

Занимается государственной программой финансовой поддержки предпринимательства, предоставляя МСП прямые гарантии для получения банковских кредитов и помогая воспользоваться кредитными ресурсами при недостаточности залогового обеспечения.

Организация выступает в роли гаранта исполнения субъектами МСП своих кредитных обязательств, разделяя с банками риски, которые могут возникать в результате ухудшения финансового состояния заемщика. Гарантийные продукты доступны субъектам МСП, желающим получить кредиты в банках-партнерах МСП Банка.

  • Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

Эта организация отвечает за развитие и поддержку малых предприятий в научно-технической сфере и непосредственно оказывает финансовую помощь целевым проектам. Особенно известна программа «Умник», ориентированная на поддержку талантливых молодых инноваторов. Но также есть программа для стартапов «Старт», разные предложения по поддержке предприятий «Развитие», «Интернационализация», «Коммерциализация».

Для агропромышленного комплекса предусмотрены различные меры государственной поддержки в 2019 году. Так, с 1 января 2017 года товаропроизводители, организации и ИП, осуществляющие производство, переработку и реализацию соответствующей продукции, могут обратиться в уполномоченный Минсельхозом России банк за краткосрочным или инвестиционным кредитом по ставке не более 5 %.

Также предусмотрены субсидии производителям сельскохозяйственной техники, субсидия на повышение продуктивности в молочном скотоводстве и др.

Откройте счет в Контур.Банке и пользуйтесь встроенной бухгалтерией и отчетностью. Корпоративная карта и электронная подпись — бесплатно. До 5 % на остаток.

Региональные программы поддержки

Чтобы узнать о программах поддержки субъектов РФ, воспользуйтесь специальным поисковым фильтром.

Подробнее о программах поддержки и условиях, на основании которых можно претендовать на помощь государства в развитии бизнеса, можно узнать на региональных порталах малого и среднего предпринимательства. Например, рязанский портал дает подробную информацию и по видам, и по формам, и по инфраструктуре поддержки.

Субсидии на возмещение процентов по кредиту

Бизнес может рассчитывать на компенсацию затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на поддержку и развитие деятельности, в том числе на обновление основных средств (за исключением кредитов, полученных для приобретения легковых транспортных средств).

Условия получения субсидии нужно уточнять в регионах. Например, в Москве они следующие:

  • организация соответствует критериям субъекта МСП;
  • организация или ИП зарегистрированы и осуществляют деятельность на территории Москвы, а продолжительность регистрации составляет не менее 6 месяцев до дня подачи заявки на предоставление субсидии;
  • срок просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам на день подачи заявки не превышает одного месяца;
  • отсутствуют незавершенные договоры на предоставление субсидии из бюджета города Москвы на день подачи заявки;
  • отсутствуют нарушения договорных обязательств, обеспеченных за счет средств бюджета города Москвы;
  • имеется кредитный договор с кредитной организацией, включенной в перечень кредитных организаций, отобранных в установленном порядке акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», и заключившей с Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы соглашение о сотрудничестве, либо получило одобрение кредитной организации на выдачу кредита.

В 2019 году государство выделит банкам 7,2 млрд руб. на льготные займы для предпринимателей, таким образом увеличив субсидии из бюджета на программу льготных кредитов для некрупного бизнеса в приоритетных отраслях в 11 раз. Это предусмотрено в проекте федерального бюджета на 2019 год и последующие 2020–2021 годы. Общая сумма расходов на ближайшие 6 лет составит 190,9 млрд руб.

Предложение заключается в том, чтобы выдавать малому и среднему бизнесу на проекты в приоритетных отраслях кредиты по ставке 6,5 %. Оно будет распространяться на такие отрасли, как сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, туристическая деятельность, обрабатывающие производства, производство электроэнергии, газа и воды, здравоохранение, сбор, обработка и утилизация отходов, отрасли, в которых реализуются приоритетные направления развития науки, технологий и техники.

Согласно правилам, разницу с рыночными ставками (3,1 % по кредитному договору для среднего бизнеса и 3,5 % — для малого бизнеса) банкам возмещает бюджет. В 2019 году, благодаря нововведениям, льготное кредитование будет осуществляться более чем на 200 млрд руб.

Поддержка малого бизнеса: изменения в 2019 году

Летом 2018 года президент подписал Федеральный закон от 03.07.2018 № 185-ФЗ, который расширяет имущественную поддержку малого и среднего бизнеса. Этот закон устанавливает бессрочное право выкупа арендуемого государственного и муниципального имущества и возможность использования земельных участков при оказании имущественной поддержки субъектам МСП.

Также незадолго до 2019 года было представлено Постановление Правительства от 10.10.2018 № 1212. Документ вносит изменения в правила предоставления субсидий из федерального бюджета кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным субъектам МСП по льготной ставке.

Согласно документу, максимальная сумма кредита, выдаваемого субъекту МСП на инвестиционные цели по льготной ставке, снижена с 1 млрд руб. до 400 млн руб. Но максимальный размер суммарного объема кредитов, которые могут быть выданы одному заемщику, по-прежнему составляет 1 млрд руб. Изменения внесены для того, чтобы банки могли предоставлять кредиты большему количеству субъектов МСП.

Кроме того, важно упомянуть Распоряжение Правительства от 26.11.2018 № 2586-р, в котором говорится о проекте федерального закона, вносящем изменения в ст. 25 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Этот законопроект подготовлен для реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который предусматривает расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию.

Когда законопроект будет принят, то гарантийная поддержка, оказываемая АО «Корпорация МСП» субъектам МСП, будет расширена. Это коснется компаний, работающих в высокотехнологичных отраслях, стартапов, сельскохозяйственных кооперативов, быстрорастущих инновационных компаний и субъектов МСП, реализующих проекты на территории Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов и в моногородах.

Земельная доля “малыша”

У малого и среднего бизнеса есть шанс получить земельные участки для строительства на льготных условиях. В октябре депутаты Госдумы планируют рассмотреть поправки в Земельный кодекс, которые устанавливают особый порядок предоставления участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, для строительства.

Читать еще:  Франчайзинг – это реальный способ стать бизнесменом, но не волшебная формула, приносящая стабильный доход

Согласно документу указанные земельные участки предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объектов на торгах в форме конкурса. Участниками конкурса по продаже права на заключение договоров аренды указанных земельных участков могут выступать только субъекты малого и среднего предпринимательства и организации, образующие инфраструктуру поддержки данных субъектов.

Сегодня земельные участки для строительства могут предоставляться таким субъектам в аренду на торгах. Сами торги являются открытыми по составу участников. Как считают разработчики документа – депутаты – действующее земельное законодательство не позволяет обеспечить целевой и адресный характер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в форме предоставления им земельных участков для строительства.

Правда, не все депутаты придерживаются такого мнения. Реализация законопроекта может, по мнению Комитета по собственности, повлечь за собой многочисленные злоупотребления при принятии решений о предоставлении земельных участков под строительство в обход универсальной конкурсной процедуры, предусмотренной Земельным кодексом РФ.

Поскольку субъекты малого и среднего предпринимательства будут учреждаться соответствующими юридическими лицами специально для получения на льготных основаниях земельных участков с целью строительства “офисных центров”. Такие действия приведут к потерям доходов в первую очередь местных бюджетов от использования земельных участков, считают в комитете.

Малый бизнес с депутатами комитета не согласен и уверен, что законопроект надо принимать. “ОПОРА России поддерживает данный законопроект, поскольку это шаг навстречу малому бизнесу, – рассказал “РБГ” Евгений Шлеменков, руководитель комиссии ОПОРЫ России по строительству и ЖКХ. – Сегодня приобрести что-либо на земельном рынке для малого и среднего бизнеса проблематично. Хотя рынок в состоянии стагнации, цены все равно для малого предпринимательства неподъемны. Кроме того, если закон будет применяться на местах обдуманно, это позволит хоть как-то планировать развитие территорий, размещая объекты не где придется, а в соответствии с планами перспективного развития, увязывая размещение объектов малого и среднего бизнеса с развитием инфраструктуры”.

Эксперты же хотят обратить внимание предпринимателей на то, что такой на первый взгляд замечательный законопроект впоследствии может обернуться для малого и среднего бизнеса большими проблемами.

Евгений Литвак, заместитель генерального директора Национального института системных исследований проблем предпринимательства, считает, что никакой необходимости в принятии данного документа нет, поскольку он совершенно не решит проблемы малого и среднего бизнеса с доступом к земельным участкам. “Законопроектом не предусмотрены механизмы, обязывающие или стимулирующие органы власти формировать земельные участки в инициативном порядке и выставлять их на торги для бизнеса, – говорит эксперт. – Он предусматривает только то, что земельные участки для малого и среднего бизнеса будут предоставляться в аренду на конкурсах. Но для того чтобы земельный участок был готов к его предоставлению на торгах, необходимо провести серьезные процедуры по его формированию. Кроме того, строго трактуя нормы законопроекта, можно сделать вывод о том, что с его принятием малый и средний бизнес сможет получать земельные участки только в аренду и только на конкурсах”.

По мнению эксперта, не очень очевидна установка на то, что малый и средний бизнес должен быть лишен возможности приобретать земельные участки на торгах в собственность. Более того, в сложившейся с предоставлением земли ситуации, когда более 90 процентов участков предоставляются заинтересованным лицам не на торгах, а с предварительным согласованием места размещения объекта, можно просто лишить субъекты малого и среднего бизнеса законного доступа к земельным участкам.

“Субъекты малого и среднего предпринимательства могут лишиться существующего доступа к земельным участкам, который у них есть по “нерыночной” процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта, не получив ничего в замен, – отметил Евгений Литвак. – При этом я бы не стал утверждать, что органы власти, на которые направлен законопроект, смогут в кратчайшие сроки сформировать и выставить на рынок необходимое количество участков”.

Конечно, проблема доступа субъектов предпринимательства к земле существует, но решать ее таким образом не стоит. По мнению эксперта, существующую проблему необходимо рассматривать комплексно – применительно к бизнесу любых размеров. “Это серьезная работа, подразумевающая внесение изменений в целый ряд статей Земельного и Градостроительного кодексов РФ, а также многочисленных отраслевых федеральных законов, взаимную увязку положений данных документов между собой. Отдельными правками и без того сложная ситуация может дополнительно усугубиться”, – пояснил Евгений Литвак.

Преференции по арендным отношениям для социального бизнеса в Москве

Юрисконсульт практики “Недвижимость и строительство” компании Alta Via

специально для ГАРАНТ.РУ

Переход на исчисление налога исходя из кадастровой стоимости негативно отразился на столичном бизнесе, однако государством были введены послабления для отдельных хозяйствующих субъектов. Понятие “государственная (муниципальная) помощь” появилось в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ “О защите конкуренции” с 2009 года (п. 20 ч. 1 ст. 4). Такая помощь именуется как “преференция”. Напомню, что под государственными или муниципальными преференциями понимается предоставление преимущества, которое обеспечивает более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Основными формами поддержки субъектов малого и среднего бизнеса являются:

поддержка в форме льготной ставки по арендной плате;

поддержка в форме преимущественного права на выкуп помещения;

участие в программе “Рубль за квадратный метр”.

Рассмотрим каждую форму поддержки подробнее.

Преференции по льготной ставке арендной платы

В Москве существует два вида преференций, представленные в виде:

  • регулируемых ставок арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы;
  • квотирования общей площади объектов нежилого фонда, передаваемого в аренду по регулируемым ставкам арендной платы.

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” устанавливает, что органы власти вправе утверждать перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, кроме имущественных прав субъектов малого и среднего бизнеса. Объекты, включенные в перечни, нельзя отчуждать в частную собственность. Они должны предоставляться указанным субъектам и организациям, образующим инфраструктуру их поддержки, в долгосрочную аренду.

В связи с этим Росимущество уполномочено формировать, утверждать, вести и публиковать перечни федеральной недвижимости (кроме земельных участков), свободной от прав третьих лиц. Агентство предоставляет ее указанным выше субъектам в долгосрочную аренду (Постановление Правительства РФ от 21 августа 2010 г. № 645).

Утвержденные Росимуществом перечни публикуются в СМИ, в которых размещается информация о продаже государственного или муниципального имущества в течение 10 дней со дня утверждения.

Срок договора аренды в отношении указанной недвижимости должен составлять не менее 5 лет. В первый год вносится 40% от размера арендной платы, во второй – 60%, в третий – 80%, в четвертый год и далее – 100%.

С 1 января 2018 года установлена льготная ставка арендной платы для субъектов малого предпринимательства в размере 4500 руб. за кв. м в год (п. 1 постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. № 800-ПП, далее – Постановление). Право на такую ставку имеют субъекты малого предпринимательства, арендующие нежилые помещений площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (п. 1.1-1.2 Постановления).

Такая же ставка устанавливается для субъектов малого предпринимательства, работающих в области здравоохранения и образования, арендующих нежилые помещения площадью свыше 300 кв. м (п. 1.2. Постановления). Для них ставка устанавливается при условии получения до 1 апреля 2013 года заключения отраслевого органа исполнительной власти о наличии оснований для предоставления имущественной поддержки.

В случае нецелевого использования арендуемых помещений, передачи без согласия арендодателя имущества в субаренду, наличия задолженности по арендной плате в течение двух периодов подряд либо недоплаты арендной платы, повлекшей задолженность, превышающую размер арендной платы за два срока оплаты, арендатор утрачивает право на применение льготной ставки. Если эти нарушения были допущены повторно или не устранены в установленные сроки, договор аренды прекращается по инициативе арендодателя.

Указанные меры поддержки малого предпринимательства действуют до 31 декабря 2018 года.

Льготные ставки по арендной плате представляются Межведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства (постановление Правительства Москвы от 1 июля 2013 г. № 424-ПП).

Читать еще:  Правительство Москвы финансирует подготовку кадров для малого бизнеса

Ставка арендной платы составляет 3,5 тыс. руб., однако для получения такой льготы необходимо соблюдать ряд условий:

быть включенным в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;

субъект малого предпринимательства должен осуществлять один или несколько видов деятельности:

  • здравоохранение;
  • образование;
  • ветеринария;
  • торговля товарами продовольственных групп;
  • социального питания;
  • бытового обслуживания;
  • физической культуры и спорта;
  • культуры;
  • производства (в том числе ремесленной деятельности).

объект нежилого фонда должен использоваться арендатором по целевому назначению;

арендуемое имущество не было передано арендатором без согласия арендодателя в субаренду.

Вместе с тем, решения Комиссией принимаются в отношении каждого обратившегося арендатора не чаще одного раза в календарный год.

Преимущественное право на выкуп помещения

  • арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2015 года должно находиться в их временном владении или пользовании непрерывно в течение двух и более лет;
  • отсутствие задолженности по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафы, пени);
  • сведения о субъекте малого и среднего предпринимательства не исключены из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

В Госдуму внесен законопроект 1 , предусматривающий введение бессрочного действия преимущественного права на выкуп арендуемого имущества (рассмотрение проекта включено в примерную программу на июль 2018 года). В соответствии с законопроектом отменяется привязка к дате, по состоянию на которую арендуемое имущество должно находиться в аренде у субъекта малого или среднего предпринимательства.

В Москве порядок предоставления преимущественного права на выкуп помещения регулируется постановлением Правительства города Москвы от 15 мая 2012 г. № 199-ПП, согласно данному документу полномочия по предоставлению услуги возложены на Департамент городского имущества города Москвы.

“Рубль за квадратный метр”

Кроме того, для предпринимателей социальной направленности органами власти разработана программа “Рубль за квадратный метр” – это программа льготной аренды городского имущества, действующая в Москве с 2012 года. Суть программы заключается в том, что компания с помощью аукциона арендует у города помещение, реставрирует его за свой счет и открывает в этом помещении детский сад, школу или поликлинику. При выполнении всех условий, как только учреждение начинает работать, инвестор переходит на льготную ставку 1 рубль за 1 кв. м в год.

Срок договоров аренды:

  • с медицинскими организациями – на 20 лет;
  • с образовательными – на 49 лет.

Однако программой установлены обязательные условия:

  • так, в клинике необходимо открыть кабинет бесплатной медицинской помощи,
  • для образовательных учреждений устанавливаются нормы по нагрузке, кроме того, минимум 80% детей, посещающих детский сад, и 50% учеников школы должны быть зарегистрированы по месту жительства в Москве.

В заключение отмечу, что субъекты малого и среднего бизнеса формируют в экономике особый слой, в котором нет места для крупных компаний, исходя из этого развитие небольших предприятий приоритетно для государства, поскольку они предоставляют наибольшее количество рабочих мест, таким образом, некрупным предпринимателям целесообразно максимально использовать существующие программы поддержки.

Фонду земельных участков для малого бизнеса быть!

Власти начали обсуждение идеи создать федеральный фонд земель сельскохозяйственного назначения, рассказали РБК два источника в правительстве. По данным одного из собеседников, предполагается, что в фонд войдут не только федеральные сельхозземли, но и территории, принадлежащие регионам и муниципалитетам, а также бесхозные участки. Кроме того, в фонд попадут сельскохозяйственные земли, изъятые у частных собственников, которые не используют их по назначению.

В пресс-службе правительства отметили, что «вопрос [создания фонда] — в проработке».

«Есть мнение, что создание фонда стало бы эффективным инструментом вовлечения земель сельхозназначения в оборот», — пояснил один из источников РБК, уточнив, что создание фонда может способствовать обеспечению продовольственной безопасности и развитию экспорта, а также улучшить качество жизни на селе. «Но пока много противоречий, поэтому вопрос будет обсуждаться и аргументы будут исследоваться самым тщательным образом», — сообщил источник в правительстве, заметив, что решение о создании фонда пока не принято. По словам другого источника РБК, цель создания фонда — эффективное использование земель, в том числе, например, за счет их фактического применения под сельхоздеятельность или сдачу в аренду.

Какие земли могут достаться новому фонду

Сельскохозяйственные земли, по последним доступным данным Росреестра на 1 января 2018 года, занимают 383,2 млн га. Из них гражданам и юридическим лицам принадлежит чуть больше трети. В государственной и муниципальной собственности находится 255,5 млн га — эти земли потенциально могут войти в новый фонд. Эта площадь почти равна территории Казахстана или Франции, Германии, Италии, Испании, Польши и Украины, вместе взятых.

Большинство государственных сельхозземель России не распределено по конкретным собственникам. Муниципалитетам, по данным Росреестра, принадлежит 12,9 млн га, регионам — 10,6 млн га, в федеральной собственности — 6,3 млн га.

Какие проблемы способен решить фонд

Если целью фонда станет вовлечение земель сельхозназначения в оборот, то это поможет решить проблему неиспользуемых земель, уверена директор департамента стратегического маркетинга компании «Евроэксперт» Евгения Шалихманова. По ее мнению, федеральный центр, вероятно, не планирует владеть этими землями бессрочно. Цель фонда — сгруппировать, сконцентрировать их у одного собственника для облегчения дальнейшей продажи тем, кто действительно может и будет эту землю использовать.

Одной из главных проблем для инвестора, заинтересованного в развитии аграрного бизнеса, является поиск подходящего участка. «Чаще всего на вопрос: «Почему вы выбрали именно этот регион для реализации инвестпроекта?» — его инициаторы отвечают: «Потому что тут была земля и удалось договориться с местными властями». Если у инициаторов проектов будет одна точка входа, это может оказаться удобным», — поясняет Шалихманова, сделав оговорку, что потенциальную коррупцию, связанную с распределением сельхозугодий, также проще контролировать в одной точке.

Если сельхозземли будут собраны в единый фонд, это может усложнить их перевод под другие виды использования, например под жилую и коммерческую застройку, считает юрист Национальной юридической службы «Амулекс» Андрей Еремин. Включение в государственный фонд станет препятствием для изъятия плодородных, имеющих высокую кадастровую стоимость и развитую инфраструктуру, сельскохозяйственных угодий из сельскохозяйственного оборота», — поясняет он.

Еще одна задача, которую может решить фонд, — эффективное распределение субсидий. Большая часть территории России относится к зоне рискованного земледелия, напоминает Еремин. В связи с этим государство предоставляет субсидии сельхозпроизводителям. «Создание единой базы, введение нормы плодородия и паспорта для каждого сельскохозяйственного участка позволит направлять государственные сельскохозяйственные субсидии туда, где они действительно необходимы. В итоге создание фонда сельхозземель позволит продвинуться в решении проблемы продовольственной безопасности», — считает эксперт.

Как отнеслись к идее агрохолдинги

Агрохолдинги часто берут сельскохозяйственную землю в аренду у государства, напоминает гендиректор «Русагро» Максим Басов. В 2018 году «Русагро», по версии консалтинговой компании BEFL, занимала третье место в России по размеру земельного банка — 650 тыс. га с учетом участков, как принадлежащих компании на праве собственности, так и арендованных. По словам Басова, холдинг арендует около 40% земли, но арендованной именно у государства не очень много. Региональные власти знают местных сельхозпроизводителей, и поэтому им проще найти арендатора, но контролировать одну структуру будет легче, считает Басов.

Крупнейшим владельцем сельхозземли в 2018 году был агрохолдинг «Мираторг», который, по версии BEFL, контролировал 1 млн га, оттеснив на второе место прежнего лидера — «Продимекс» Игоря Худокормова (865 тыс. га). Президент «Мираторга» Виктор Линник отказался от комментариев. РБК направил запрос в «Продимекс».

Борьба с неиспользованием земель по назначению

Правительство за последний год приступило к разработке нескольких законопроектов, которые упростят изъятие бесхозных земель и сельхозземель, не используемых по назначению. В июне стало известно, что вице-премьер Алексей Гордеев поручил рассмотреть вопрос о введении нормы плодородия и паспорта для каждого сельскохозяйственного участка. С идеей усилить контроль государства за состоянием земель сельхозназначения и плодородием почв выступила «Опора России».

Минувшим летом Минэкономразвития также разработало два законопроекта, в которых прописан механизм изъятия частных земельных участков, если их собственники не соблюдают нормы пожарной безопасности при их эксплуатации. В законопроекте не были прописаны конкретные нарушения, за которые можно изъять участок. Однако в сводном отчете авторы документа привели примеры нарушений — «сжигание пожнивных остатков, зарастание земельного участка сорной растительностью, накопление бытовых отходов».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector