Все в суд: как повысить качество услуг ЖКХ

Все в суд: как повысить качество услуг ЖКХ

На «круглом столе» обсудили, как повысить качество услуг ЖКХ

07.06.2013 12:06, Республика Бурятия , RegionFAS.ru:

На «круглом столе», состоявшемся 31 мая т.г. после проведения в режиме видеоконференц-связи общероссийского семинара по вопросам жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), обсудили прохождение процесса реформирования ЖКХ в республике.

Присутствующие, в их числе председатель Республиканского общества защиты прав потребителей, член Общественной палаты Республики Бурятия Манзанова С.М., заместитель руководителя общественной приемной партии «Единая Россия» Гладкова Н.Н., представители администрации города Улан-Удэ, Советского района, министерства строительства и модернизации ЖКК Республики Бурятия, управляющих организаций (ООО «Эквисс-5», ООО «Восточный-2», ООО «Ангара», ООО «ЖЭУ-16»), ТСЖ («Зенит»), МКУ УМЖИ г. Улан-Удэ и др., обменялись впечатлениями от услышанного и поделились проблемами, возникающими в ходе жилищного реформирования на местах.

Так, руководитель Центра общественного контроля в ЖКХ Республики Бурятия, она же директор АУ РБ «Инфра Центр» Санжицыренова Р.К. рассказала о таких направлениях работы регионального центра, как мониторинг и общественная экспертиза, жилищное просвещение и общественный контроль.

В настоящее время выстраивается система взаимодействия организаций общественного контроля и органов власти.

Будут создаваться общественные советы при главах муниципалитетов, формироваться группы молодежного жилищного контроля, задачи которых:

– добиваться устранения существующих проблем в ЖКХ непосредственно,

– выявление наиболее острых и часто встречающихся нарушений и информирование органов исполнительной власти о недобросовестных поставщиках коммунальных ресурсов и управляющих компаний и т.д.

Предполагается также активное участие всех потребителей услуг ЖКХ.

Это будет способствовать ускорению решения реальных проблем, повышению удовлетворенности граждан качеством ЖКХ и усилению прозрачности этой отрасли.

Представители непосредственно оказывающих услуги ЖКХ организаций выразили мнение о том, что нужно шире информировать о результатах рассмотрения многочисленных неподтвердившихся жалоб, обращений тех граждан, которые «штатно» обращаются во все инстанции.

Начальник отдела Бурятского УФАС России Эрдынеева Т.Д. сообщила, что в управлении находятся на рассмотрении два коллективных обращения жильцов многоквартирных домов города Улан-Удэ, недовольных установкой ресурсоснабжающей организацией ООО «Байкальские коммунальные системы» (ООО «БКС») дорогостоящих общедомовых приборов учета (ОДПУ), без согласования с владельцами квартир. Одно из них поступило через приемную Президента Российской Федерации в Республике Бурятия при личном приеме граждан руководителем Бурятского УФАС России Потаповой Е.И.

Были даны пояснения, что такая ситуация возникла у лиц, осуществляющих управление многоквартирным домом, а также собственников помещений многоквартирных домов, которые в установленные законом об энергосбережении (№ 261-ФЗ) сроки (до 1 июля 2012 года) не приняли решения об оборудовании многоквартирного дома приборами учета.

В этом случае, оснащение многоквартирного дома ОДПУ производится ресурсоснабжающей организацией, за счет средств собственников помещений многоквартирного дома, независимо от их воли.

В соответствии с действующим законодательством отдельные виды юридических лиц должны размещать заказы на товары, работы, услуги, необходимые им. Однако законом (№ 223-ФЗ) предусмотрено право юрлица устанавливать порядок организации и проведения закупок товаров, работ самостоятельно, включая способ закупки. В итоге получается, что цели эффективности использования финансовых средств, развития единого экономического пространства и т.д., поставленные законодательством о размещении заказов, антимонопольным законодательством, в данном конкретном случае не достигаются, поскольку закупка ОДПУ осуществлена в форме прямой закупки, предусмотренной утвержденным ООО «БКС» Регламентом (локальным правовым актом), то есть без проведения процедуры торгов, у ООО «РКС-Инжиниринг», являющегося как и ООО «БКС», управляемым обществом ОАО «Российские коммунальные системы».

Таким образом, выбор устанавливаемого прибора учета (тип, марка, технические характеристики и пр.) осуществлены ресурсоснабжающей организацией на законном основании: самостоятельно, без согласования с собственниками помещений в многоквартирном доме и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом (управляющая организация, ТСЖ, ЖК и пр.).

Не подлежит согласованию с собственниками помещений в многоквартирном доме и (или) лицом, осуществляющим управление таким домом, и стоимость устанавливаемого ресурсоснабжающей организацией прибора учета, а также цена его установки (монтаж и комплектация узла учета).

По мнению участников «круглого стола», коллизии законов, которые порой возникают в процессе их применения, под силу устранить участникам зарождающегося общественного движения в сфере ЖКХ посредством участия в законотворческом процессе.

Следующий семинар состоится в том же формате 7 июня с.г. на тему «Организация региональных систем финансового обеспечения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов», ведущий: заместитель генерального директора ГК – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Сердюк Ольга Владимировна. Тема не менее интересная и принять в ней участие могут любые заинтересованные лица.

Качество услуг жилищно-коммунального хозяйства России

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 18.12.2015 2015-12-18

Статья просмотрена: 1696 раз

Библиографическое описание:

Казарова А. Я., Татевосян Э. А. Качество услуг жилищно-коммунального хозяйства России // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 449-452. — URL https://moluch.ru/archive/104/24517/ (дата обращения: 04.02.2020).

В работе детально рассмотрена классификация жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению; выявлены требования к качеству работ и услуг обслуживающей организации.

Ключевые слова: качество услуг, жилищно-коммунальное хозяйство, управление.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является важной областью социальной и экономической структур общества. Качество ее работы на основе существования в этой сфере всех форм собственности дает возможность организовать поле качества экономических отношений собственников услуг ЖКХ. Жилищно-коммунальная услуга как экономическая категория представляет отношение между людьми относительно производства, распределения и потребления особенных (в форме услуг) благ, которые относятся к области индивидуального и общего использования. На сегодняшний день, формирование жилищно-коммунального хозяйства прошло несколько этапов от экстенсивного до интенсивного прогресса [2, с. 76].

Услуги рассматриваемой отрасли можно разделить на жилищные и коммунальные. Рассмотрим более детально классификацию жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению, представленную на рисунках 1 и 2 [7, с. 3].

Рис. 1. Классификация жилищных услуг

Рис. 2. Классификация коммунальных услуг

Большое количество проблем ЖКХ в России определены неэффективной системой управления. Управление производительностью жилищно-коммунальных услуг заключается во взаимодействии, согласовании, достижении оптимальности между показателями производителя и показателями потребителя [3, с. 174].

На протяжении нескольких десятков лет в сфере классификация жилищно-коммунальных услуг доминировали не экономические подходы и средства хозяйствования, а административный аппарат управления хозяйственной деятельности [4, с. 491].

В новых экономических условиях жилищно-коммунальная сфера находиться в критичном состоянии в связи с:

 уменьшением бюджетных накоплений, которые направляются в эту сферу;

 увеличением тарифов на жилищно-коммунальную услугу;

 ухудшением качества обслуживания;

 падением объемов капитального и текущего ремонтов жилищного фонда;

 неэффективной организационной системой управления [6, с. 1].

На сегодняшний день качество является основной причиной социального устройства, деятельности людей. Если разнообразие всех проблем, которые рассматривает человечество разделить на глобальные и локальные, то проблему качества важно отнести к категории глобальных [5, с. 12].

В настоящее время в экономике практически всех регионов России и других стран резко возросло значение сектора услуг. Особенно это заметно при рассмотрении структуры занятости населения в сфере услуг, которая существенно компенсировала снижение занятости в промышленности.

Качество является одной из основополагающих категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития, как человека, так и всего общества. Качество жилищно-коммунальных услуг — совокупность свойств и характеристик деятельности по обслуживанию жилых домов и территорий домовладений, обеспечивающая удовлетворение требований потребителей к условиям проживания.

Требования к качеству жилищно-коммунальных услуг:

 иметь в управляющей организации и организации по обслуживанию жилищного фонда открытой и доступной системы оценок их деятельности, выставляемых потребителями в той или иной форме;

 возможность потребителям контролировать объем и качество работ и услуг с помощью устанавливаемого порядка учета услуг ненадлежащего качества и форм их регистрации;

 возможность корректировки размера оплаты услуг в сторону ее снижения при ненадлежащем их качестве [6, с. 2].

Таким образом, требования к качеству работ и услуг обслуживающей организации базируются на принципах наиболее полного учета потребностей нанимателей и собственников жилья в многоквартирных жилых домах, а также конструктивных и планировочных особенностей жилых домов, форм организации управления и обслуживания жилищного фонда. При этом инструментарий определения критериев (показателей) качества жилищных услуг должен учитывать такие факторы, как многоаспектность качества, территориальные и прочие особенности предоставления услуг, экономические ограничения, дифференциация потребителей услуг и др.

На наш взгляд, повышение качества жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) является одной из главных проблем Российской Федерации. Для этого является важным обеспечение выполнения ряда мероприятий, которые направлены на улучшение объектов инфраструктуры, эффективность государственных программ и др. Главными задачами этой программы являются повышение удовлетворенности граждан РФ уровнем жилищно-коммунального обслуживания.

Мы считаем, что решение данной проблемы состоит в использовании новейших технологий в коммунальной структуре. Необходимо вводить в работу тепловые насосы, а также внедрять оперативно-диспетчерские системы управления водоснабжением.

Для того, чтобы осуществить качество и эффективность работы объектов коммунальной инженерной инфраструктуры нужно повысить уровень образования кадров ЖКХ. На сегодняшний день в России функционирует немалое количество учебных заведений, где проводятся учебные курсы повышения квалификации.

Особое место в рамках реформы ЖКХ отводится персональной ответственности лиц, ответственных за качественное оказание услуг в сфере ЖКХ. В первую очередь это осуществляется путем введения понятия «квалификационный аттестат». Ст. 204 Жилищного Кодекса РФ гласит: «Лица, осуществляющие функции единоличного исполнительного органа лицензиата, а также лицо (лица), на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязаны иметь квалификационный аттестат. Получение квалификационного аттестата ЖКХ осуществляется посредством сдачи экзамена. Круг вопросов, знание которых необходимо для положительной сдачи квалификационного экзамена и сам порядок проведения квалификационного экзамена определяется федеральным органом исполнительной власти. Квалификационный аттестат ЖКХ выдается сроком на три года. Сведения о лицах, положительно сдавших квалификационный экзамен, размещаются в реестре квалификационных аттестатов, ведение которого возложено на федеральный орган исполнительной власти [1, с. 3].

По причине нарастания в России противоречий осуществляемых реформ, затрагиваются интересы людей. Это отражается на уровне их материального состояния, уровне потребления, продолжительности, качестве и образе жизни, степени трудовой и социальной активности. Поэтому изучение сегодня проблем эффективности работы сферы услуг не просто актуально, а выходит на первый план. Также необходимо уделять большое внимание экономическим подходам развития сферы услуг, так как надлежащие использование ее ресурсов в экономике является условием социально-экономической стабильности общества.

Эффективно построенная система качества является надежным средством в деле оптимизации издержек и управления качеством. Система качеств обязана удовлетворять требования и перспективы потребителя, также защищать интересы исполнителя услуги. На наш взгляд, предоставление услуги должно быть выгодным и содействовать снижению рисков для здоровья и безопасности людей.

Читать еще:  Расходы на командировки «чужих» работников. Если суммы компенсации не установлены трудовым законодательством

Таким образом, уровень удовлетворения жилищным обслуживанием является обобщенным описанием происходящих отклонений. Он включает в себя как успешность работы руководящей организации, так и все множество внешних условий: состояние жилищного фонда, политика квартплаты, изменение запросов жильцов, которые связаны с приватизацией жилья и т. д.

На сегодняшний день ЖКХ необходимо совершенствовать методику предоставления услуг, улучшения их качества и эффективности деятельности для приобретения конкурентного приоритета.

Повышение качества и доступности жилищно-коммунальных услуг

Актуальность. Тема работы определена необходимостью исследованияиреализации совокупности необходимых мер, совершенствования организационно-экономических механизмовпо обеспечению россиян качественными и доступными ЖКУ.

Главными причинами образовавшейся ситуации являются: низкое качество и недоступность (как в натуральном, так и в ценовом выражении) предоставляемых услуг ЖКХ; слабо благоустроенный жилищный фонд; крайне высокий уровень изношенности основных фондов, малоразвитые технологии, низменная энергоэффективность; аварии и техногенные бедствия; дефицит денежных средств и квалифицированных персоналов, массовое банкротство предприятий-производителей услуг, завышенные и недоступные тарифы, неэффективное управление отраслью.

Необходимость установки перечисленных проблем, а также прилив переворота в экономике, в социальной области, в ЖКХ РФ назначили тему, главнейшие направления, научное новшество, практическое значение и цели работы.

Целью является обоснование принятия комплекса необходимых мер по обеспечению россиян качественными и доступными ЖКУ, формирование предложений по развитию организационно-экономических механизмов для осуществления этих мер.

Обсуждения современного понятийного аппарата, научные определения ведущих терминов, имеют важное методологическое значение. На сегодняшний день понятия жилищно-коммунальной сферы упоминаются в 3,5 тысячах нормативных правовых актах Российской Федерации, из которых 150 – федеральные законы, около 400 – нормативные правовые акты, затрагивающие качество и доступность этих услуг. На основе исследования потребительского спроса и эффективности организационно-экономической деятельности изготовителей услуг, а также сравнительного анализа российских и зарубежных актов.

Согласно авторскому определению, качество жилищно-коммунальных услуг – совокупность характеристик, включая полезность, надёжность, безопасность и стабильность, определяющих способность этих услуг удовлетворять установленные (нормативные) или персональные потребности пользователей. Новизной является дополнение общепринятого понятия субъективным спросом покупателей на установленные характеристики услуг, а также критериев их полезности, надёжности, безопасности и стабильности.

Приемлемость жилищно-коммунальных услуг раскрывается как реальная или потенциальная перспектива потребителей пользоваться услугами ЖКХ установленного «нормативного качества» или на основе их индивидуального спроса с учётом установленных параметров и характеристик радикальной услуги.

Также определение качества жилищных услуг имеет свою особенность: качество жилищных услуг – обобщенность свойств и характеристик деятельности по обслуживанию жилых домов и территорий домовладений. В общем виде качество обслуживания – совокупность характеристик процесса и причин обслуживания, которые обеспечивают удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей пользователя.

Понятие доступности услуг ЖКХ дополнено возможностью приобретения гражданами комфортного жилья, а у маломобильных групп населения (МГН) возможностью пользоваться необходимыми услугами, нормативные требования по обеспечению доступности и безопасности которых необходимо оформить законодательно.

В процессе исследования сформулированы определения и других основополагающих понятий российской системы жилищно-коммунальных услуг, которые уже вошли научный оборот. Даны научные определения основным понятиям: «ЖКХ», «качество», «доступность», «качество услуги», «качество жилищных услуг», «качество обслуживания», «доступность услуг», «коэффициент доступности жилья», «благоустроенность жилья», «жизнеобеспечение», «аварийный фонд», «классификатор аварий» и др.

С целью упорядочения понятийного аппарата в работе составлен соответствующий список передовых законодательных и нормативных правовых актов, а также приводятся основные методологические интерпретации к перечню основных экономических характеристик российской системы ЖКУ.

Исследование показывает, что в обществе, в устройствах управления, с одной стороны, сложилось непонимание ряда закрепленных нормативных правовых актов, с другой стороны, проявились противоречия в определении первичных понятий сферы жилищно-коммунальных услуг. Такая неопределённость мешает эффективному осуществлению конструктивной деятельности по предоставлению жилищно-коммунальных услуг. Поэтому, ведомству, осуществляющему контроль в определенной области (Минрегиону России) рекомендуется в интенсивном порядке войти в Правительство Российской Федерации с предложением о подготовке подходящего законопроекта.

На основании исследования сделан вывод о необходимости принятия и реализации комплекса необходимых мер повышения доступности и качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг [2]:

1.Совершенствование регулирования отраслью.

2.Развитие конкуренции, рыночных отношений и аппаратов хозяйствования.

3.Повышение результативности государственного участия в реализации мер по развитию жилищно-коммунальной сферы, снабжению населения доступным и комфортным жильём, особенно в небольших городах.

4.Создание современной системы подготовки и переподготовки сотрудников для сферы жилищно-коммунальных условий, повышения их квалификации. Разрабатывание профстандартов.

5.Повышения качества жилищных условий граждан.

6.Улучшение энергоэффективности и ресурсосбережения при
производстве, обеспечении и потреблении жилищно-коммунальных услуг.

7. Модернизировании тарифной политики.

8. Формирование «социальных факторов» .

9. Совершенствование нормативной правовой основы функционирования жилищно-коммунального комплекса.

10.Произведение полной инвентаризации всех объектов жилищно-коммунального комплекса и обозначение их рыночной стоимости.

На основе упомянутых неотложных мер и первенствующих направлений определены организационно-экономические установки, инструменты для ускорения практического осуществления мер по реформированию и модернизации жилищно-коммунальной сферы. Среди этих установок: разработка с участием представителей гражданского общества нового Комплексного проекта развития отрасли; принятие «дорожной карты жилищно-коммунального хозяйства»: поэтапных планов и сетевых графиков выполнения упомянутых Комплексного проекта, Указа, Государственной программы и ФЦП, определив систему управления и финансирования в новых условиях, объёмы и источники финансирования, в т.ч. «льготных кредитов» и аспекты эффективности мер; подготовка региональных комплексов безотлагательных предприятий по обеспечению населения России доступными и первоклассными услугами, доступным социальным, арендным, неторговым жильём; определение и установление наиважнейших источников финансирования программ и мер повышения качества региональных систем ЖКХ, в том числе из государственного бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных фондов, средств бизнеса, а также средства населения; реализация в отрасли рыночных механизмов хозяйствования и конкурентной борьбы, поддержка развитию социального партнёрства, «социальных факторов»; для развития рыночных взаимосвязей, конкуренции исключительно важно создание одинаковых условий для всех представителей рынка; осуществление мероприятий энерго- и ресурсосбережения, установка домовых и внутриквартирных счётчиков учёта услуг, новых подходов улучшения тарифной политики; обновление законодательной нормативной правовой основы, регулирующей отношения по производству, оснащению и потреблению ЖКУ в современных условиях, приведение её в соответствие с целями преобразования и повышение качества жилищно-коммунальной сферы и др [4].

Реализация обозначенного выше сочетания безотлагательных мер и приоритетных организационно-экономических механизмов может привести к достижению цели: обеспечения россиян качественными и доступными услугами ЖКХ уже в среднесрочной перспективе (рис. 1).

Установлена необходимость в первостепенном порядке получения новой системы подготовки и переподготовки инженерно-технического и рабочего персонала с разработкой новых высококлассных стандартов, организации социального партнёрства в отрасли. Одним из важнейших условий повышения качества и доступности услуг является кадровое обеспечение функционирования и развития ЖКХ, обеспечение конкурентоспособности труда в этой сфере. Исследование показывает, что недостаток профессиональных кадров составлял в 1986 году – 22%, а в 2012 – 60%, их уровень профессиональной подготовки составлял соответственно 5,9% и 7%. Среднемесячная заработная плата работников в последние годы, как правило, в два раза меньше средней по России, что не дает возможности привлекать квалифицированные кадры, увеличивает число аварий в системах жизнеобеспечения населения, порождает социальный протест трудящихся.

Рис. 1. Модель повышения качества жилищно-коммунальных услуг [3].

Основная ставка рабочего первого разряда составляет 60-70% от регионального прожиточного минимума. В целях решения проблем профессионального обеспечения отрасли в работе рассмотрены меры по созданию системы подготовки персонала, совершенствованию социально-трудовых отношений в отрасли, как важнейшего социального фактора реформы жилищно-коммунальной сферы [1].

ВЫВОД: Рассмотрены жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые населению в Российской Федерации, их качество и доступность. Обновлены и дополнены понятия качества и доступности жилищно-коммунальных услуг. Выявлены главные причины неудовлетворительного обеспечения населения услугами ЖКХ: неэффективное управление и недостаточная государственная поддержка отрасли, непродуманная приватизация и децентрализация жилищно-коммунальной сферы, отсутствие конкуренции, ограниченные объёмы строительства социального жилья, ветхий и неблагоустроенный жилищный фонд, крайняя изношенность основных фондов, дефицит квалифицированных кадров и финансовых средств, затратные технологии и завышенные тарифы, низкое качество предоставляемых услуг.

1. Агафонова М.С. Предприятия строительного комплекса в условиях инновационных преобразований // Научное обозрение. – 2015. – № 13. – С. 276-278.

2. Агафонова М.С., Миронова Н.В. ОПТИМИЗАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЩЕНИЯ С ТБО КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЖКХ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 7-2. – С. 131.

3. Агитаев Е.В. «Аварийный» выход ЖКХ Российской Федерации // Социальная политика и социальное партнёрство. – 2012 – № 3.– с.52-60

4. Агитаев Е.В. ЖКХ России в условиях кризиса // Труд и социальные отношения.–2009. – № 4. – с.150-154

Отстаиваем свои права в сфере ЖКХ в судебном порядке: 6 вопросов к юристу

Частнопрактикующий юрист, эксперт по правовому сопровождению деятельности организаций ЖКХ

специально для ГАРАНТ.РУ

Доступность информации о правах собственников и о возможностях отстаивания таких прав и интересов, а также количество нарушений в сфере ЖКХ, способствует росту желающих отстаивать свои права в судебном порядке. Рассмотрим наиболее частые вопросы.

Предусмотрен ли досудебный или претензионный порядок урегулирования спора?

Условно, иски в сфере ЖКХ можно поделить на две группы:

  • иски об оспаривании решений общих собраний собственников помещений в МКД, членов ТСЖ или ЖСК;
  • иски к управляющим компаниям, в том числе ТСЖ, ЖСК, об оспаривании начислений, действий или бездействия, договоров управления, взыскания причиненного вреда и т. д.

Ни в одном из перечисленных случаев нормами Гражданского процессуального кодекса и Арбитражного процессуального кодекса, а также иными законами, регламентирующими правоотношения в сфере ЖКХ, не предусмотрен досудебный или претензионный порядок урегулирования спора. Но он может быть предусмотрен в договорах, заключаемых с такими организациями. Таким образом, при обращении в суд по спорам в сфере ЖКХ, соблюдение претензионного порядка необязательно, если такой порядок не предусмотрен договорными отношениями.

Является ли процедура уведомления собственников при оспаривании решений общих собраний о намерении обратиться в суд досудебным порядком урегулирования? Какие последствия несоблюдения процедуры?

В рамках процедуры оспаривания решения собрания предусмотрена обязанность лица, оспаривающее такое решение, уведомить в письменной форме и заблаговременно участников гражданско-правового сообщества о намерении обратиться в суд и предоставить им иную информацию, имеющую отношение к делу (п. 6 ст. 181.4 Гражданского кодекса).

Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 23 июня 2015 г. № 25 (далее – Постановление № 25) обратил внимание, что установленное п. 6 ст. 181.4 ГК РФ правило о заблаговременном уведомлении участников соответствующего гражданско-правового сообщества о намерении обратиться с иском в суд не является досудебным порядком урегулирования спора, в связи с чем в случае невыполнения истцом указанных требований суд не вправе возвратить исковое заявление на основании п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ, а также оставить исковое заявление без рассмотрения на основании абз. 2 ст. 222 ГПК РФ (п. 115 Постановления № 25). Отсутствие доказательств об уведомлении других участников является основанием для оставления искового заявления без движения согласно п. 1 ч. 2 ст. 135 ГПК РФ.

Читать еще:  Список участников ООО: порядок ведения и содержание

Таким образом, при обращении в суд с оспариванием решения собрания необходимо приложить к исковому заявлению доказательства соблюдения процедуры уведомления участников о намерении обратиться в суд. В противном случае исковое заявление будет оставлено без движения, и истцу будет предложено в установленный определением срок соблюсти процедуру и представить в суд доказательства.

Кого именно надо уведомлять и каким способом?

Если оспаривается решение общего собрания собственников, то следует уведомлять всех собственников помещений в МКД как потенциальных участников общего собрания, имеющих право участвовать в собрании и на которых распространяется решение собрания согласно ст. 46 Жилищного кодекса РФ.

Если оспаривается решение членов ТСЖ, то следует уведомлять также всех собственников помещений в доме, поскольку ст. 143.1 Жилищного кодекса РФ установлено право как членов ТСЖ, так и лиц, не являющихся членами ТСЖ, обжаловать в судебном порядке решения органов управления товарищества.

Сложность уведомления заключается в отсутствии законодательного указания на конкретный способ такого уведомления (вручение под роспись, направление заказным или иным способом), а также во множестве адресатов уведомления. В ст. 181.4 ГК РФ есть лишь указание на письменную форму уведомления.

В свою очередь, ВС РФ в п. 65 Постановления № 25, высказал позицию о возможности направить юридически значимое сообщение, которым является уведомление о намерении обратиться в суд, в форме размещения на специальном стенде информации об общем собрании собственников помещений в МКД.

Таким разъяснением ВС РФ в несколько раз увеличил возможность собственников обжаловать решения общих собраний, которые в определенных случаев “сдавались” на стадии оставления искового заявления без движения и невозможности уведомить абсолютно всех собственников под роспись.

Позиция ВС РФ активно используется в судебной практике.

Например, Верховным судом Республики Хакасии апелляционным определением от 26 июля 2016 г. по делу № 33-2496/2016 было отменено определение суда первой инстанции об оставлении искового заявления об оспаривании решения общего собрания собственников. Суд указал, на законность одного из способа уведомления как размещение уведомления на информационном стенде дома. В свою очередь, коллеги из Забайкальского краевого суда в апелляционном определении от 10 марта 2016 г. по делу № 33-1150/2016, рассматривая частную жалобу на определение об оставлении иска без движения, напомнили, что п. 6 ст. 181.4 ГК РФ не содержит ограничений в способах извещения собственников, указывая лишь на необходимость письменного извещения, и указали в качестве примера извещение в форме размещения объявления на информационной доске.

Исходя из своей практики, отмечу, что размещая объявление лучше сделать фотографию с геолокацией (в таком случае в свойствах фотографии, как электронного документа, будет указан адрес дома, где она сделано), а также стоит сделать фотографию как самого объявления вблизи, так и общего фона (доски объявления).

Кроме самих фотографий в суд можно приложить в качестве доказательства и акт о размещении уведомлений, составленный в присутствии свидетелей (двух и более граждан).

Какой срок исковой давности по спорам в сфере ЖКХ?

В сфере ЖКХ существует несколько сроков исковой давности в зависимости от предмета спора и требований.

3 года – общий срок исковой давности согласно ст. 196 ГК РФ, который, в том числе распространяется и на требования о взыскании задолженности со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Например, если речь идет о взыскании задолженности, то со дня, следующим за днем обязанности уплатить очередной платеж.

6 месяцев – срок для предъявления требований об обжаловании решений общих собраний собственников помещений в МКД согласно ч. 6 ст. 46 Жилищного кодекса РФ. Срок исчисляется со дня, когда собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Например, с даты размещения уведомления о результатах общего собрания на информационных досках и/или с даты размещения управляющей организацией протокола общего собрания в ГИС ЖКХ.

Аналогичный срок установлен и для иных решений собраний согласно п. 5 ст. 181.4 ГК РФ, например – решение общего собрания членов ТСЖ, ЖСК или иного жилищного объединения.

Каков размер госпошлины при обращении в суд?

При подаче исковых заявлений к управляющим компаниями госпошлину платить не следует, если сумма исковых требования меньше 1 млн руб., поскольку на отношения между собственниками жилых помещений в МКД и управляющей компанией распространяется Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 “О защите прав потребителей” (п. 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2017)). А в силу п. 3 ст. 17 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 “О защите прав потребителей” (далее – Закон о защите прав потребителей), подп. 4 п. 2, п. 3 ст. 333.36 Налогового кодекса истцы-граждане по искам, связанным с нарушением их прав потребителей, освобождаются от уплаты госпошлины, если сумма иска не превышает 1 млн руб. При более высокой цене иска госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб.

Если оспаривается решение собрания, то размер госпошлины составит 300 руб. (п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ). При этом Минфин России разъяснил, что при подаче в суд общей юрисдикции одного искового заявления тремя физлицами должна быть уплачена госпошлина в размере 300 руб. При этом каждое физлицо в таком случае уплатит по 100 руб. (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 августа 2017 г. № 03-05-06-03/53697).

Таким образом, чтобы определить сумму пошлины, необходимую уплатить каждым соистцом, следует общую сумму пошлины согласно п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ в 300 руб. разделить на количество соистцов:

  • по 150 руб. каждый, если двое;
  • по 100 руб. каждый, если трое;
  • по 75 руб. каждый, если четверо;
  • и так далее.

Обязан ли гражданин при иске о взыскании убытков к управляющей компании доказывать ее виновность в действиях или бездействии?

Гражданин при подаче иска о взыскании убытков не обязан доказывать наличие вины на стороне управляющей компании, поскольку граждане, являющиеся собственниками помещений в МКД, относятся к потребителям услуг, оказываемых управляющей организацией (исполнителем) по возмездному договору управления МКД, в связи с чем на данные правоотношения распространяется закон о защите прав потребителей (п. 7 Обзора № 3).

А это означает, если вред причинен в зоне ответственности управляющей организации (например, в результате аварии на общедомовом стояке холодной воды), то гражданин не должен доказывать наличие вины со стороны управляющей организации.

В свою очередь, согласно вышеуказанным разъяснениям бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

Если управляющая организация не согласна с требованиями и считает, что вред был причинен в результате действий третьих лиц, то именно на управляющую организацию возлагается обязанность по доказыванию этого обстоятельства в суде. Так, например, она не будет отвечать за причиненный вред вследствие проведенных ремонтных работ собственниками помещений в МКД. Собственнику было отказано в возмещении вреда из-за того, что собственник коммунальной квартиры самостоятельно выполнил работы по замене унитаза, и во время монтажа сломал часть чашки на крестовине канализационного стояка (постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2015 г. № 05АП-572/15).

Большая масса требований в спорах с управляющими компаниями посвящена взысканию убытков вследствие заливов квартир, которые происходят из-за ненадлежащего исполнения обязательств управляющими организациями.

В итоге, при подаче иска о взыскании убытков, причиненными по данной причине, не следует доказывать виновность управляющей организации в силу вышеуказанных положений законодательства.

Аналогичная ситуация будет обстоять и с требованиями к ТСЖ или иному жилищному объединению согласно п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 “О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей” – закон о защите прав потребителей распространяется на отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам, в том числе и членам этих организаций, платных услуг (работ).

Верховный суд разрешил не платить за ЖКХ тем, кто не платит «из принципа»

Вопрос к лиге юристов, это правда?

Верховный суд разрешил не платить за ЖКХ тем, кто не платит «из принципа»

Верховный суд России признал право жильцов не оплачивать услуги коммунальщиков, пока они не обоснуют и не докажут законность произведенных начислений. Решение прецедентное, теперь гражданам станет проще и быстрее списывать незаконные начисления. По причине равенства граждан перед законом и, следовательно, его толковании и применении судами.

Суд разбирался в обыденной истории и пришел к выводу, что те, кто не оплачивает услуги — правы по закону. Обязанность доказывать факт оказания услуги лежит на коммунальщиках, как и её качество. При этом её стоимость определяется не коммунальщиками, а властями.

«Все началось с банальной бытовой истории. Жильцы одной из квартир не платили за коммуналку около года. Управляющая компания подала на них в суд, а те в ответ подали свой иск. В заявлении жильцы пояснили, что не платят принципиально и платить не будут, поскольку считают тарифы в квитанциях необоснованными. Жильцы это дело проиграли, апелляция им не помогла. Но когда разбирательство дошло до Верховного суда, выяснились, что тарифы действительно не были обоснованы ни в одном из документов этого процесса. Судьи даже не разбирались в сути вопроса, цифры в платежке не ставились под сомнение.», — сообщает портал «Радиовести».

Проверять расчеты за управляющей компанией можно и нужно, говорит сопредседатель Союза потребителей Алексей Голов: «Если цифры не соответствуют тому, что установлено органом местного самоуправления, то однозначно надо писать претензию. И в случае отказа — пересчитать, писать заявление в суд, требовать пересчета. Обращаться в правоохранительные органы, потому что это — мошенничество». В подавляющем большинстве случаев (если только дом не управляется ТСЖ, кооперативом либо инициативными собственниками) тарифы на услуги ЖКХ прописаны на сайтах муниципалитетов и городских правительств. Например, для Москвы в этом году действует постановление мэрии №280. Из него можно узнать, почем кубометр воды, вывоз мусора и обслуживание лифтов. Расчет для каждой конкретной квартиры делается по метражу или учетным приборам. Если найдено несовпадение, жильцы имеют полное право не платить за ЖКУ.

Читать еще:  Как правильно вести себя в грозу

Но сначала нужно написать письменную претензию в адрес своей управляющей компании, уточняет Алексей Голов: «Когда вы предъявили претензию, начинается спор. Вы, гражданин, с другой стороны — организация, которая оказала вам услугу, вы не согласны либо с объемом, либо с ценой. Вы можете не платить, но только в том случае, если вы написали претензию. И до разрешения этого спора вы можете не платить».

Согласно ст. 161 Жилищного кодекса, собственники жилья в многоквартирном доме должны выбрать один из трех способов управления своим домом: непосредственное управление самими жильцами, управление товариществом собственников жилья (ТСЖ) или жилищным кооперативом либо управление управляющей компанией. Способ управления выбирается на общем собрании собственников квартир и может быть изменен в любое время тем же собранием.

В ст. 156 Жилищного кодекса говорится, что если в доме не создан ТСЖ или жилищный кооператив, то размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не меньше чем год, напомнил суд. Если собственники не установят размер этой платы на общем собрании, то, согласно ст. 158 Жилищного кодекса, он будет установлен органами местного самоуправления (в городах федерального значения — органом государственной власти).

Верховный суд указал, что при взыскании с собственников жилья задолженности за услуги ЖКХ суды должны выяснить, какой способ управления многоквартирном домом выбран собственниками жилья, выбрана ли данная управляющая компания жильцами и имеет ли она право самостоятельно определять тарифы при расчете платы за содержание и ремонт жилых помещений.

Суд должен установить, проводилось ли в спорный период собрание собственников помещений, на котором устанавливался размер платы за содержание и ремонт, а также какие тарифы применялись управляющей компанией при расчете платы за содержание и ремонт помещений, кем они утверждались и каковы основания их применения.

Без установления всего вышеперечисленного взыскание задолженности за коммунальные услуги неправомерно, решил Верховный суд.

Кроме того, Верховный суд подчеркнул — тарифы на услуги ЖКХ должны быть понятны рядовым гражданам и начисляться законным образом. Об судебном решении пишет и «Российская газета».

Подробнее о юридических тонкостях прецедентного судебного решения СК по ГД ВС РФ пишет «Экспертный центр при Институте судебных экспертиз и криминалистике».

«Как выяснилось в суде, собственники не то, чтобы не могли платить – они не испытывали финансовых проблем. Они не хотели платить, так как не соглашались с размером суммы и не понимали, как она получилась. Районный суд встал на сторону РЭУ, апелляция с решением согласилась. Граждане обратились в ВС РФ, и Судебная коллегия отменила оба решения судов. Аргументация – нарушение законодательства.»

«Однако суд эти обстоятельства при разрешении дела в нарушение требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не устанавливал, не определял их в качестве юридически значимых для правильного разрешения спора, они не вошли в предмет доказывания по делу и не получили правовой оценки суда. Поэтому взыскание судом с ответчика задолженности по оплате за техническое обслуживание и коммунальные платежи относительно его квартиры, а также относительно машиноместа без установления указанных выше юридически значимых обстоятельств является неправомерным.», — пишет суд в своем решении № 5-КГ14-163 от 3 марта 2015 года. Это одно из шести дел, принятых судебной коллегий ВС РФ за основу своего решения.

Дубликаты не найдены

Заголовок не соответствует содержанию: Верховный суд просто потребовал, чтобы УК обосновывали тарифы.

ученый изнасиловал журналиста

А как быть когда приезжает бригада из горводоканала и начинает яму копать у дома для отключения воды, хотя вроде как обязаны предупредить за 30 суток. На первый раз я их отогнал собаками и участковым.

На дворе 21 век, 2017 год, планируют отправлять людей на Марс, можно платить телефоном, бабуся в глухой деревни с планшета по скайпу показывает унукам как огород перекопала. ЖКХ не может нормально сметы составить и на законодательном уровне не могут раз и на всегда решить вопрос с ЖКХ.
Я вот не понимаю, газ поставляет подразделение Газпрома, свет – тоже поствляет компания, тепло – другая компания, телефон – тоже другая компания. В чем смысл ЖКХ? Обединять всех постовщиков в одну квитанцию?
Можно же сделать таким образом – каждый поставщик предявляет свои квитанции – вода по счетчику, газ тоже, свет тоже, на тепло в пол мира уже давно стоят топломеры на батареях, общие счетчики на воду и тепло есть в каждом подвале. Потери по раздаче тепла между счетчиком и общий показатель с батарей – константа, все что сверху – наворовали, разпределяется между всеми жильцами, а они очень быстро ловят тех кто батареями гремит по весне и осени.
Обязать каждый подъезд чтоб делал собрание, занимался вопросами подъезда, выбирал управляющего, который отвечает за подъезд. Сделать кассу подъезда, каждая квартира скидывается в нее каждый месяц. Деньги идут на свет подъезда, ремонты, уборщицу и тд и тп. Вроде как проще и вариантов наепать меньше.
А то всяких управляющих компаний поразвелось, год-два работают, потом банкрут, новая регится, лицензии получает и опять тоже самое. Тогда и люди перестают рущить свои подъезды.
Надо желание иметь и вариантов будет куча, а так – суды, штрафы и скандалы – пользы не приносят.

Я их тех кто не платит кап ремонт из принципа. Потому что предыдущие бабки с кап ремонта были потырены. Да раньше мы платили кап ремонт, потом его отменили, потом ввели снова. А крыша как текла так и течет. И очень мне не нравится идея, скидываться в общий котел, а потом до моего дома ремонт никогда не дойдет, так как сдали его в 1995 году, а ремонт ему планируют 2033, но Крыша то блин уже течет лет 7. И уже начинаются разговоры, а давайте скинемся и починим крышу. А давайте, я кап ремонт не плачу который по 500 р кстати, так что спокойно могу выделить за неоплаченный кап ремонт 12 000, за 2 года неоплаченный. Если бы другие жильцы делали также, то мы бы уже на эту крыш уже насобирали!Сейчас кстати буду биться за содержание и ремонт, потому что у нас начали делать ремонт в подьезде, и помимо текущего содержащего ремонта в 1700 р, добавилась строка идущий ремонт по 400 р. В общем они меня заставляют опять не платить 400 р и выяснять с какого фига они мне их начисляют и что за ремонт такой, почему его нелзя сделать из суммы в 1700 и кда уходят деньги. Чукча не писатель, чукча читатель

Куда легче 7 лет терпеть, жаловаться на Пикабу и принципиально не платить.

Я расскажу как было в подъезде родителей в Софии, Болгария.
Делается собрание, на собрании устанавливается месячная плата. У нас в Болгарии этот документ состовляется и регистрируется в райотделе, там юрист проверяет, все утверждается и документ становится лигитимным.
Кто отказывает платить, ему сперва отправляют письмом от имени собрания, известие об задолжности с просьбой оплаты, конечно он это ингнорит жестко, потом делаеться нотариальное приглашение добровольно погасить задолжность, он тоже это пропускат мимо ушей, потом пишется письмо в райотдел со всеми доками, от туда ему пишут тоже приглашение, но он тоже их посылает, а месяцы то идут и долг копиться, а еще и лихвы. Управляющей собранием подъезда идет в суд, подает иск и через месяц определяется дата начала суда, сосед говорит что собрание не легитимно и все нелегитимно, суд проверяет и процес затягивается на почти год, в который он продолжает не платить и получается что он неплатил уже почти 24м., всего лиш там по 10лв/месяц. Суд проверяет все, требует доки и тд и признает все легитимным, заставляет соседа платить 240лв + судебные издержки 450лв + лихвы около 30лв. Конечно сосед в праве подать апеляцию в суд высше и он это делает. Идет еще один год и сосед продувает и второй суд, а так как дело административное, третья инстанция не занимается такими процесами и решение второй – окончательное и у соседа долг – 1400лв формируется. Суд обязывает оплатить все в срок – 15 дней. Сосед конечно ничего не платит, потому что не верит, а через 2 месяца ему повестка частного судьи исполнителя (по типу пристава), оплатите долг 1400 + 2000 мои услуги в срок 30 дней. Сосед начинает малость паниковать и уже просит управляющего оплатить часть своих долгов, но собрание решает, что подъезду нужен ремонт и именно эти 1400лв очень таки и полезны будут для подъезда. А через 5 дней по истечению срока в 30дней, ему в дверь сучат приставы и проводят опис имущества и оценивают плазму, холодильник, стиралку, диван и 2 шкафа. Конфискуют и отправляют на торги. Через месяц проводиться торг и покупают только стиралку и плазму, на сумму – 723лв. Остальные вещи идут опять на торги, только цену им снижают на 30%, а потом описали и резину на машину, так как деньги то свои выбивать надо, а потом и саму машину.
В конечном итоге, сосед родителей остался без машины, без холодильника, стиралки, плазмы, дивана и шкафов. У него в досье – осужден. Сейчас первым бежит платить месечный сбор и не заикается.
Могу дать адрес физический соседа в Болгарии, спросить его, столь ли клево считать себя круче всех.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector