Важные изменения в сфере трудового законодательства

Важные изменения в сфере трудового законодательства

Важные изменения в сфере трудового законодательства

“Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение”, 2016, N 5

23 марта в первом чтении был принят проект федерального закона N 983383-6 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда”. Поправки затронули Трудовой кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, а также Гражданский процессуальный кодекс. В частности, предусмотрено, что зарплату нужно будет выплачивать не позднее 10 дней после месяца, за который она начислена. Кроме того, будет ужесточена материальная ответственность работодателя за ее несвоевременную выплату, а также появится новое основание для проведения внеплановых проверок федеральной инспекцией труда. Подробно обо всех новшествах расскажем в представленной статье.

Об изменениях в Кодексе об административных правонарушениях. Статьей 1 проекта федерального закона N 983383-6 в новой редакции изложена ст. 5.27 “Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права” КоАП РФ.

К сведению. Ранее значительные изменения в ст. 5.27 КоАП РФ были внесены согласно ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ. Эти поправки вступили в силу 1 января 2015 г. и предусматривали усиление ответственности за нарушение трудового законодательства, а также перечень конкретных нарушений вместо общих формулировок. Напомним, что ранее максимальный штраф, который мог быть наложен на юридическое лицо за нарушения в данной сфере, составлял 50 000 руб.

Как и прежде, согласно ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (если иное не предусмотрено ч. 3, 4, 6 данной статьи и ст. 5.27.1 КоАП РФ), влечет или предупреждение, или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – в размере от 1000 до 5000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 1000 до 5000 руб.;
  • на юридические лице – от 30 000 до 50 000 руб.

Частью 2 ст. 5.27 КоАП РФ (аналог прежней ч. 4) предусмотрено наказание за совершение административного правонарушения, установленного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, а именно наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – в размере от 10 000 до 20 000 руб. Штраф может быть заменен дисквалификацией на срок от одного года до трех лет;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 10 000 до 20 000 руб.;
  • на юридические лица – от 50 000 до 70 000 руб.

В ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ (прежняя ч. 2) установлена ответственность за фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный представитель отказываются признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор). Данное нарушение влечет наложение административного штрафа в размере:

  • на граждан – от 3000 до 5000 руб.;
  • на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 руб.

Частью 4 ст. 52.7 КоАП РФ (прежде – ч. 3) за уклонение от оформления, ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, предусмотрено наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 5000 до 10 000 руб.;
  • на юридические лица – от 50 000 до 100 000 руб.

Согласно ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ в новой редакции совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 3, 4 ст. 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет:

  • для граждан – наложение административного штрафа в размере 5000 руб.;
  • для должностных лиц – дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
  • для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – наложение штрафа в размере от 30 000 до 40 000 руб.;
  • для юридические лица – наложение штрафа в сумме от 100 000 до 200 000 руб.

Важное нововведение: теперь в КоАП РФ отдельно выделены нарушения, связанные с невыплатой работнику зарплаты. На основании новой ч. 6 ст. 5.27 частичная или полная невыплата в установленный срок причитающейся работнику заработной платы, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет или предупреждение, или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 1000 до 5000 руб.;
  • на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб.

Кроме того, согласно новой ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 этой статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет:

  • для должностных лиц – наложение административного штрафа в размере от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
  • для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – наложение административного штрафа в сумме от 10 000 до 30 000 руб.;
  • для юридических лиц – наложение штрафа в размере от 50 000 до 100 000 руб.

К сведению. Остальные поправки, внесенные в КоАП РФ ст. 1 проекта федерального закона N 983383-6, носят технический характер. Так, в ч. 1 ст. 23.1 и п. 16 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ слова “ч. 4 и 5 ст. 5.27” заменены словами “ч. 2, 5 и 7 ст. 5.27”, а в ч. 2 ст. 23.1 и ч. 1 ст. 23.12 слова “ч. 1 – 3 ст. 5.27” заменены словами “ч. 1, 3, 4 и 6 ст. 5.27”.

Об изменениях в Трудовом кодексе. Пунктом 1 ст. 2 проекта федерального закона N 983383-6 ч. 6 ст. 136 ТК РФ изложена в следующей редакции. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором не позднее 10 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Обратите внимание! До внесения изменений ч. 6 ст. 136 ТК РФ было предусмотрено, что заработная плата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным и трудовым договорами. Как видим, внесенными поправками законодатели определили максимальный срок (10 календарных дней), по окончании которого необходимо рассчитаться с работниками.

В новой редакции изложена и ст. 236 “Материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику” ТК РФ. Следует отметить, что расчет размера уплачиваемой компенсации за задержку выдачи зарплаты теперь зависит от срока задолженности:

  • при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, осуществления выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/300 действующей в это время ключевой ставки Банка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно (ч. 1 ст. 236 ТК РФ);
  • при задержке осуществления работнику указанных в ч. 1 ст. 236 ТК РФ выплат, составляющей свыше 180 дней, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Банка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со 181-го дня задержки после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно (ч. 2 ст. 236 ТК РФ).

Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.

Обратите внимание! Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя (Письмо Минтруда России от 20.03.2015 N 14-1/ООГ-1830).

Пунктом 3 ст. 2 проекта федерального закона N 983383-6 внесены дополнения в ст. 360 “Порядок организации и проведения проверок работодателей” ТК РФ. Правилами абз. 4 ч. 7 этой статьи установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в федеральную инспекцию труда:

  • обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
  • информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор)), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из СМИ о фактах нарушения работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников.

Теперь основанием для проведения проверки будут и факты нарушения работодателями норм трудового права, приведшие к несвоевременной выплате работникам заработной платы либо установлению заработной платы в размере менее предусмотренного трудовым законодательством.

Кроме того, в соответствии с новой редакцией ч. 1 ст. 392 “Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора” ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора об увольнении в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо дня выдачи трудовой книжки, по спорам о невыплате заработной платы и других причитающихся работнику сумм – в течение одного года со дня установленного срока выплаты заработной платы, по другим спорам – в течение трех месяцев со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Раньше положениями данной статьи для работника было предусмотрено только право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Об изменениях в Гражданском процессуальном кодексе. Статьей 3 проекта федерального закона N 983383-6 внесены изменения в ст. 29 “Подсудность по выбору истца” ГПК РФ. Частью 6 данной статьи было предусмотрено, что иски о восстановлении, в частности, трудовых, пенсионных и жилищных прав могут предъявляться также в суд по месту жительства истца. Однако согласно поправкам из этой части слово “трудовых” было исключено. Вместе с тем появилась отдельная ч. 6.3, на основании которой иски о восстановлении трудовых прав могут предъявляться также в суд по месту жительства истца.

В заключение перечислим основные нововведения:

  • выделение невыплаты заработной платы в отдельный состав административного правонарушения. Для лиц, допустивших частичную или полную невыплату в установленный срок причитающейся работнику заработной платы, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, устанавливается повышенный размер штрафа за такое административное правонарушение;
  • увеличение размеров штрафа в отношении лиц, ранее подвергнутых административному наказанию за аналогичное правонарушение;
  • введение прогрессивной шкалы размера денежной компенсации: при невыплате зарплаты до шести месяцев работодатель обязан выплатить заработную плату с уплатой процентов в размере не ниже 1/300 действующей в это время ключевой ставки Банка России, а свыше шести месяцев – в размере не ниже 1/150 ставки Банка России;
  • возможность проведения внеплановых проверок работодателей государственными инспекторами труда в случае несвоевременной выплаты заработной платы либо установления заработной платы в размере ниже минимального размера оплаты труда.

Закон должен вступить в силу по истечении 90 дней со дня его официального опубликования.

Важные изменения в сфере трудового законодательства

Автор: Е. Л. Джабазян

Какие изменения затронули Трудовой кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, а также Гражданский процессуальный кодекс в части усиления ответственности за задержку выплаты зарплаты? Какое новое основание для проведения внеплановых проверок федеральной инспекцией труда предусмотрено вносимыми поправками?

23 марта в первом чтении был принят проект федерального закона № 983383-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда». Поправки затронули Трудовой кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, а также Гражданский процессуальный кодекс. В частности, предусмотрено, что зарплату нужно будет выплачивать не позднее 10 дней после месяца, за который она начислена. Кроме того, будет ужесточена материальная ответственность работодателя за ее несвое­временную выплату, а также появится новое основание для проведения внеплановых проверок федеральной инспекцией труда. Подробно обо всех новшествах расскажем в представленной статье.

Об изменениях в Кодексе об административных правонарушениях. Статьей 1 проекта федерального закона № 983383-6 в новой редакции изложена ст. 5.27 «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» КоАП РФ.

Читать еще:  Самые идиотские рекламные слоганы

Ранее значительные изменения в ст. 5.27 КоАП РФ были внесены согласно ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ. Эти поправки вступили в силу 1 января 2015 года и предусматривали усиление ответственности за нарушение трудового законодательства, а также перечень конкретных нарушений вместо общих формулировок. Напомним, что ранее максимальный штраф, который мог быть наложен на юридическое лицо за нарушения в данной сфере, составлял 50 000 руб.

Как и прежде, согласно ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (если иное не предусмотрено ч. 3, 4, 6 данной статьи и ст. 5.27.1 КоАП РФ), влечет или предупреждение, или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – в размере от 1 000 до 5 000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 1 000 до 5 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб.

Частью 2 ст. 5.27 КоАП РФ (аналог прежней ч. 4) предусмотрено наказание за совершение административного правонарушения, установленного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, а именно наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – в размере от 10 000 до 20 000 руб. Штраф может быть заменен дисквалификацией на срок от одного года до трех лет;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 10 000 до 20 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 50 000 до 70 000 руб.

В части 3 ст. 5.27 КоАП РФ (прежняя ч. 2) установлена ответственность за фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор). Данное нарушение влечет наложение административного штрафа в размере:

  • на граждан – от 3 000 до 5 000 руб.;
  • на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 руб.

Частью 4 ст. 52.7 КоАП РФ (прежде – ч. 3) за уклонение от оформления, ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, предусмотрено наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 5 000 до 10 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 руб.

Согласно ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ в новой редакции совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 3, 4 ст. 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет:

  • для граждан – наложение административного штрафа в размере 5 000 руб.;
  • для должностных лиц – дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
  • для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – наложение штрафа в размере от 30 000 до 40 000 руб.;
  • для юридических лиц – наложение штрафа в сумме от 100 000 до 200 000 руб.

Важное нововведение: теперь в КоАП РФ отдельно выделены нарушения, связанные с невыплатой работнику зарплаты. На основании новой ч. 6 ст. 5.27 частичная или полная невыплата в установленный срок причитающейся работнику заработной платы, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет или предупреждение, или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 1 000 до 5 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб.

Кроме того, согласно новой ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 этой статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет:

  • для должностных лиц – наложение административного штрафа в размере от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
  • для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – наложение административного штрафа в сумме от 10 000 до 30 000 руб.;
  • для юридических лиц – наложение штрафа в размере от 50 000 до 100 000 руб.

Остальные поправки, внесенные в КоАП РФ ст. 1 проекта федерального закона № 983383-6, носят технический характер. Так, в ч. 1 ст. 23.1 и п. 16 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ слова «частями 4 и 5 статьи 5.27» заменены словами «частями 2, 5 и 7 статьи 5.27», а в ч. 2 ст. 23.1 и ч. 1 ст. 23.12 слова «частями 1 – 3 статьи 5.27» заменены словами «частями 1, 3, 4 и 6 статьи 5.27».

Об изменениях в Трудовом кодексе. Пунктом 1 ст. 2 проекта федерального закона № 983383-6 ч. 6 ст. 136 ТК РФ изложена в следующей редакции. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором не позднее 10 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

До внесения изменений ч. 6 ст. 136 ТК РФ было предусмотрено, что заработная плата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным и трудовым договорами. Как видим, внесенными поправками законодатели определили максимальный срок (10 календарных дней), по окончании которого необходимо рассчитаться с работниками.

В новой редакции изложена и ст. 236 «Материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику» ТК РФ. Следует отметить, что расчет размера уплачиваемой компенсации за задержку выдачи зарплаты теперь зависит от срока задолженности:

  • при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, осуществления выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/300 действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно (ч. 1 ст. 236 ТК РФ);
  • при задержке осуществления работнику указанных в ч. 1 ст. 236 ТК РФ выплат, составляющей свыше 180 дней, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со 181-го дня задержки после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно (ч. 2 ст. 236 ТК РФ).

Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.

Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя (Письмо Минтруда РФ от 20.03.2015 № 14-1/ООГ-1830).

Пунктом 3 ст. 2 проекта федерального закона № 983383-6 внесены дополнения в ст. 360 «Порядок организации и проведения проверок работодателей» ТК РФ. Правилами абз. 4 ч. 7 этой статьи установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в федеральную инспекцию труда:

  • обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
  • информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор)), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из СМИ о фактах нарушения работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников.

Теперь основанием для проведения проверки будут и факты нарушения работодателями норм трудового права, приведшие к несвоевременной выплате работникам заработной платы либо установлению заработной платы в размере менее предусмотренного трудовым законодательством.

Кроме того, в соответствии с новой редакцией ч. 1 ст. 392 «Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора» ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора об увольнении в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо дня выдачи трудовой книжки, по спорам о невыплате заработной платы и других причитающихся работнику сумм – в течение одного года со дня установленного срока выплаты заработной платы, по другим спорам – в течение трех месяцев со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Раньше положениями данной статьи для работника было предусмотрено только право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Об изменениях в Гражданском процессуальном кодексе. Статьей 3 проекта федерального закона № 983383-6 внесены изменения в ст. 29 «Подсудность по выбору истца» ГПК РФ. Частью 6 данной статьи было предусмотрено, что иски о восстановлении, в частности, трудовых, пенсионных и жилищных прав могут предъявляться также в суд по месту жительства истца. Однако согласно поправкам из этой части слово «трудовых» было исключено. Вместе с тем появилась отдельная ч. 6.3, на основании которой иски о восстановлении трудовых прав могут предъявляться также в суд по месту жительства истца.

В заключение перечислим основные нововведения:

  • выделение невыплаты заработной платы в отдельный состав административного правонарушения. Для лиц, допустивших частичную или полную невыплату в установленный срок причитающейся работнику заработной платы, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, устанавливается повышенный размер штрафа за такое административное правонарушение;
  • увеличение размеров штрафа в отношении лиц, ранее подвергнутых административному наказанию за аналогичное правонарушение;
  • введение прогрессивной шкалы размера денежной компенсации: при невыплате зарплаты до шести месяцев работодатель обязан выплатить заработную плату с уплатой процентов в размере не ниже 1/300 действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ, а свыше шести месяцев – в размере не ниже 1/150 ставки ЦБ РФ;
  • возможность проведения внеплановых проверок работодателей государственными инспекторами труда в случае несвоевременной выплаты заработной платы либо установления заработной платы в размере ниже минимального размера оплаты труда.

Закон должен вступить в силу по истечении 90 дней со дня его официального опубликования.

Важные изменения в сфере трудового законодательства

23 марта в первом чтении был принят проект федерального закона № 983383-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда». Поправки затронули Трудовой кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, а также Гражданский процессуальный кодекс. В частности, предусмотрено, что зарплату нужно будет выплачивать не позднее 10 дней после месяца, за который она начислена. Кроме того, будет ужесточена материальная ответственность работодателя за ее несвое­временную выплату, а также появится новое основание для проведения внеплановых проверок федеральной инспекцией труда. Подробно обо всех новшествах расскажем в представленной статье.

Об изменениях в Кодексе об административных правонарушениях. Статьей 1 проекта федерального закона № 983383-6 в новой редакции изложена ст. 5.27 «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» КоАП РФ.

Ранее значительные изменения в ст. 5.27 КоАП РФ были внесены согласно ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ. Эти поправки вступили в силу 1 января 2015 года и предусматривали усиление ответственности за нарушение трудового законодательства, а также перечень конкретных нарушений вместо общих формулировок. Напомним, что ранее максимальный штраф, который мог быть наложен на юридическое лицо за нарушения в данной сфере, составлял 50 000 руб.

Как и прежде, согласно ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (если иное не предусмотрено ч. 3, 4, 6 данной статьи и ст. 5.27.1 КоАП РФ), влечет или предупреждение, или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – в размере от 1 000 до 5 000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 1 000 до 5 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб.
Читать еще:  Как избежать незаметного обнищания

Частью 2 ст. 5.27 КоАП РФ (аналог прежней ч. 4) предусмотрено наказание за совершение административного правонарушения, установленного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, а именно наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – в размере от 10 000 до 20 000 руб. Штраф может быть заменен дисквалификацией на срок от одного года до трех лет;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 10 000 до 20 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 50 000 до 70 000 руб.

В части 3 ст. 5.27 КоАП РФ (прежняя ч. 2) установлена ответственность за фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор). Данное нарушение влечет наложение административного штрафа в размере:

  • на граждан – от 3 000 до 5 000 руб.;
  • на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 руб.

Частью 4 ст. 52.7 КоАП РФ (прежде – ч. 3) за уклонение от оформления, ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, предусмотрено наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 5 000 до 10 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 руб.

Согласно ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ в новой редакции совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 3, 4 ст. 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет:

  • для граждан – наложение административного штрафа в размере 5 000 руб.;
  • для должностных лиц – дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
  • для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – наложение штрафа в размере от 30 000 до 40 000 руб.;
  • для юридических лиц – наложение штрафа в сумме от 100 000 до 200 000 руб.

Важное нововведение: теперь в КоАП РФ отдельно выделены нарушения, связанные с невыплатой работнику зарплаты. На основании новой ч. 6 ст. 5.27 частичная или полная невыплата в установленный срок причитающейся работнику заработной платы, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет или предупреждение, или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 1 000 до 5 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб.

Кроме того, согласно новой ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 этой статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет:

  • для должностных лиц – наложение административного штрафа в размере от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
  • для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – наложение административного штрафа в сумме от 10 000 до 30 000 руб.;
  • для юридических лиц – наложение штрафа в размере от 50 000 до 100 000 руб.

К сведению

Остальные поправки, внесенные в КоАП РФ ст. 1 проекта федерального закона № 983383-6, носят технический характер. Так, в ч. 1 ст. 23.1 и п. 16 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ слова «частями 4 и 5 статьи 5.27» заменены словами «частями 2, 5 и 7 статьи 5.27», а в ч. 2 ст. 23.1 и ч. 1 ст. 23.12 слова «частями 1 – 3 статьи 5.27» заменены словами «частями 1, 3, 4 и 6 статьи 5.27».

Об изменениях в Трудовом кодексе. Пунктом 1 ст. 2 проекта федерального закона № 983383-6 ч. 6 ст. 136 ТК РФ изложена в следующей редакции. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором не позднее 10 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

До внесения изменений ч. 6 ст. 136 ТК РФ было предусмотрено, что заработная плата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным и трудовым договорами. Как видим, внесенными поправками законодатели определили максимальный срок (10 календарных дней), по окончании которого необходимо рассчитаться с работниками.

В новой редакции изложена и ст. 236 «Материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику» ТК РФ. Следует отметить, что расчет размера уплачиваемой компенсации за задержку выдачи зарплаты теперь зависит от срока задолженности:

  • при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, осуществления выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/300 действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно (ч. 1 ст. 236 ТК РФ);
  • при задержке осуществления работнику указанных в ч. 1 ст. 236 ТК РФ выплат, составляющей свыше 180 дней, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со 181-го дня задержки после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно (ч. 2 ст. 236 ТК РФ).

Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.

Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя (Письмо Минтруда РФ от 20.03.2015 № 14-1/ООГ-1830).

Пунктом 3 ст. 2 проекта федерального закона № 983383-6 внесены дополнения в ст. 360 «Порядок организации и проведения проверок работодателей» ТК РФ. Правилами абз. 4 ч. 7 этой статьи установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в федеральную инспекцию труда:

  • обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
  • информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор)), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из СМИ о фактах нарушения работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников.

Теперь основанием для проведения проверки будут и факты нарушения работодателями норм трудового права, приведшие к несвоевременной выплате работникам заработной платы либо установлению заработной платы в размере менее предусмотренного трудовым законодательством.

Кроме того, в соответствии с новой редакцией ч. 1 ст. 392 «Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора» ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора об увольнении в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо дня выдачи трудовой книжки, по спорам о невыплате заработной платы и других причитающихся работнику сумм – в течение одного года со дня установленного срока выплаты заработной платы, по другим спорам – в течение трех месяцев со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Раньше положениями данной статьи для работника было предусмотрено только право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Об изменениях в Гражданском процессуальном кодексе. Статьей 3 проекта федерального закона № 983383-6 внесены изменения в ст. 29 «Подсудность по выбору истца» ГПК РФ. Частью 6 данной статьи было предусмотрено, что иски о восстановлении, в частности, трудовых, пенсионных и жилищных прав могут предъявляться также в суд по месту жительства истца. Однако согласно поправкам из этой части слово «трудовых» было исключено. Вместе с тем появилась отдельная ч. 6.3, на основании которой иски о восстановлении трудовых прав могут предъявляться также в суд по месту жительства истца.

В заключение перечислим основные нововведения:

  • выделение невыплаты заработной платы в отдельный состав административного правонарушения. Для лиц, допустивших частичную или полную невыплату в установленный срок причитающейся работнику заработной платы, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, устанавливается повышенный размер штрафа за такое административное правонарушение;
  • увеличение размеров штрафа в отношении лиц, ранее подвергнутых административному наказанию за аналогичное правонарушение;
  • введение прогрессивной шкалы размера денежной компенсации: при невыплате зарплаты до шести месяцев работодатель обязан выплатить заработную плату с уплатой процентов в размере не ниже 1/300 действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ, а свыше шести месяцев – в размере не ниже 1/150 ставки ЦБ РФ;
  • возможность проведения внеплановых проверок работодателей государственными инспекторами труда в случае несвоевременной выплаты заработной платы либо установления заработной платы в размере ниже минимального размера оплаты труда.

Закон должен вступить в силу по истечении 90 дней со дня его официального опубликования.

5 важных изменений по охране труда в Трудовом кодексе

Работодатель обязан вести учет и рассматривать обстоятельства и причины, которые привели к микротравмам.

Если по результатам спецоценки работу признают опасной — 4-й класс условий труда, то приостановят деятельность работодателя.

Специалист по охране труда должен соответствовать профстандарту с подтверждением независимой оценки квалификации.

Изменение 1. Новые обязанности работодателя

Работодатель будет обязан:

выполнять представления профсоюзов о нарушениях трудового законодательства, устранять нарушения и сообщать об этом профсоюзу;

сообщать ГИТ о мерах, которые принял работодатель по предостережению ГИТ;

отстранять сотрудников от работы, если они не применяют обязательные СИЗ;

выполнять комплекс профилактических мероприятий, которые утвердит Минтруд;

проводить мероприятия по подготовке к ликвидации опасностей и минимизации их последствий;

применять средства коллективной защиты работников;

снижать риски травмирования и профзаболеваний.

Изменение 2. Запрет на работу в опасных условиях

Обратите внимание

Предполагается, что запрет на работу в опасных условиях труда введут с 1 января 2020 года.

Если по результатам спецоценки работу признают опасной — 4-й класс условий труда, то приостановят деятельность работодателя.

Чтобы возобновить работу предприятия, руководитель:

утвердит план по устранению причин опасного класса;

проведет внеплановую СОУТ или оценку уровня профессионального риска.

Под запрет не попадут работодатели, которых определит Правительство РФ.

В настоящее время работникам разрешено работать в опасных условиях труда, если работодатель предоставляет им компенсации:

Компенсации работникам, которые заняты во вредных и опасных условиях труда

Виды компенсаций

Классы условий труда

Вредные

Опасные

3.1

3.2

3.3

3.4

4

Сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю
( ст. 92 ТК РФ)

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск — не менее 7 календарных дней
( ст. 117 ТК РФ)

Повышенная оплата труда — не менее 4%
( ст. 147 ТК РФ)

Дополнительно

Молоко или другие равноценные пищевые продукты ( ст. 222 ТК РФ, приказ Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 45н )

Лечебно-профилактическое питание ( ст. 222 ТК РФ, приказ Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 46н )

Изменение 3. Новые требования к специалисту по охране труда

Обратите внимание

Предполагается, что требования по квалификации специалиста по охране труда введут с 1 января 2021 года.

Должность специалиста по охране труда введут при численности работников более 100 человек. Если до 100 сотрудников — функции по охране труда сможет выполнять предприниматель или организация по гражданско-правовому договору.

Специалист по охране труда должен соответствовать профстандарту с подтверждением независимой оценки квалификации.

Изменение 4. Ограничения применения вредных и опасных веществ

Запретят применять вредные и опасные вещества, если они не прошли токсикологическую, санитарно-гигиеническую, медико-биологическую оценку. При работе с такими веществами нужно разработать мероприятия:

по замене веществ на наименее вредные и опасные;

по исключению контакта человека с вредными и опасными веществами;

по применению наилучших доступных технологий производства.

Изменение 5. Новый порядок расследования несчастных случаев

Повреждения здоровья работников разделят:

на несчастные случаи;

Читать еще:  Индивидуальный предприниматель обязан иметь печать?

Работодатель обязан вести учет и рассматривать обстоятельства и причины, которые привели к микротравмам.

Другие изменения

Обратите внимание

Прежними типовыми нормами СИЗ разрешат пользоваться до 31 декабря 2023 года.

По проекту изменений раздела X Трудового кодекса РФ:

облегчат увольнение работников, которые грубо нарушили охрану труда (факт нарушения сможет установить не только комиссия по охране труда или уполномоченный по охране труда, но и иные представители работодателя);

запретят штрафовать работодателя, если он не причинил вред работникам;

Самые важные изменения в трудовом законодательстве в 2019 году

Изменения, внесенные в Трудовой кодекс РФ

В 2019 году вступили в силу несколько нововведений, которые касаются каждого работодателя. Перечислим, что нового в трудовом законодательстве на сегодняшний день.

О СНИЛС

Федеральный закон от 01.04.2019 N 48-ФЗ внес поправки в:

Все изменения касаются оформления СНИЛС – страхового номера индивидуального лицевого счета граждан. Теперь данные о нем будут не на отдельной ламинированной зеленой карточке, а на обычном листе бумаге или в электронном варианте. И называется в нормативных документах это не СНИЛС, а уведомление о регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Работодателей обязали принимать такие сведения в общем пакете документов, а в случае приема на работу впервые – помогать сотрудникам становиться на учет в ПФР и получать номер. Форма уведомления о регистрации утверждена Постановлением Правления ПФ РФ от 13.06.2019 N 335п и действует с 29 сентября.

О смене зарплатной карты

Другая важная поправка – ещё одно новое в законодательстве о труде правило – касается порядка уведомления работодателя о смене реквизитов банковской карты, на которую перечисляется заработная плата. Если раньше работникам давалось 5 дней на уведомление бухгалтерии, Федеральный закон от 26.07.2019 N 231-ФЗ увеличил его в 3 раза. Теперь при смене карты или банка, через который перечисляют деньги, работник обязан уведомить о новых реквизитах карты в письменном виде не позднее, чем за 15 календарных дней до дня выплаты зарплаты.

Рекомендуем проинформировать работников об этом нововведении, чтобы никто не остался без зарплаты в следующий раз.

О работниках, совмещающих работу и учебу

Работодателей, чьи сотрудники обучаются заочно, касаются последние изменения в трудовом законодательстве в 2019 году по поводу справки-вызова на сессию, которая дает право на гарантии и льготы. Пока она не изменилась, но абз.4 ст. 177 ТК РФ дополнили правилом (Федеральный закон от 02.08.2019 N 292-ФЗ), что форму документа утверждает Минобрнауки совместно с Минпросвещения. Ранее Минпросвет в этом не участвовал.

О педагогах

В текущем году есть несколько нововведений для педагогов. Федеральный закон от 02.08.2019 N 292-ФЗ уточнил в ст. 333 ТК РФ , что отныне продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки определяет не только Минобрнауки, но и Минпросвещения. Но Министерство образования и науки займется правилами для профессорско-преподавательского состава, а Минпросвет – для иных педагогических работников.

Этим же законом установлено, что порядок предоставления длительного отпуска на основании ст. 335 ТК РФ обсуждают и утверждают специалисты и Минпросвещения, и Минобрнауки.

О зарплате в религиозных организациях

Федеральным законом от 27.12.2018 N 542-ФЗ была введена отдельная статья, регламентирующая применение регионального МРОТ работодателями-религиозными организациями и правила отказа от него. В ст. 345.1 ТК РФ заявлено, что отказ на правляет или сама организация, или централизованная религиозная организация, к которой относится конкретный работодатель.

Отправленный отказ может не содержать протокол консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данной религиозной организации, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением, сказано в статье. Но если религиозная компания письменно отказалась от регионального МРОТ, представитель Роструда имеет право пригласить ее представителей для проведения консультаций.

Новый МРОТ

С 01.01.2019 минимальный размер оплаты труда повысили до 11 280 рублей. Если в вашей организации платят меньше, чтобы избежать штрафов, подумайте, как повысить заработную плату. Сделайте это либо с помощью доплаты до МРОТ, либо путем повышения самих окладов работникам.

Учтите, что в некоторых регионах утверждены иные размеры минимального уровня оплаты труда. Если ваша организация направила в органы власти мотивационное письмо с разъяснениями, почему не в состоянии платить работникам больше федерального МРОТ, повышайте зарплату только до 11 280 рублей. Если вы такое письмо не писали, то фактически присоединились к региональному соглашению о минимальной оплате труда, и надо платить больше — столько, сколько договорились власти с профсоюзами.

Пособия по больничным листам стали больше

Поскольку в 2018 году выросла предельная база для начисления страховых взносов, в 2019 году появилось новое в трудовом законодательстве уточнение: увеличились пособия по листкам временной нетрудоспособности. Максимальная сумма по больничному листу, выданному в связи с беременностью и родами, составляет 301 096 рубля. Минимальная сумма, которую сможет получить новоиспеченная мать, если ей рассчитают пособие, исходя из МРОТ, после 01.01.2019 составляет 51 919 рублей.

В случае открытия больничного листа в связи с болезнью или травмой максимальная сумма, которую сможет получить сотрудник, составит 2150,7 рублей в день. Точную сумму рассчитывают, зная продолжительность периода временной нетрудоспособности, стаж и размер заработной платы.

С нового года планируется введены и новые предельные базы для начисления страховых взносов. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2018 N 1426 установлено, что взносы на обязательное социальное страхование взимают с суммы, не превышающей 865 000 рублей. Предельная база для начисления взносов на обязательное пенсионное страхование по ставке 22 % — 1 150 000 рублей.

Отпускать на пенсию разрешено с учетом пенсионной реформы

С 01.01.2019 стартовала пенсионная реформа (Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ). По ней женщины смогут уходить на заслуженный отдых в 60 лет, а мужчины — в 65 лет. Но для лиц, которые по возрасту или за выслугу лет вправе оформить пенсию в ближайшие 2 года, введены льготы: им позволено прекратить трудовую деятельность на полгода раньше, чем это предусмотрено реформой.

Напомним, что у государственных и муниципальных служащих есть собственный график повышения пенсионного возраста. Если в 2018 году женщины могли оформить пенсию с 56 лет, а мужчины — с 61 года, то в 2019 году возраст выхода на пенсию повышается на полгода. Таким образом, отпустить государственного служащего-женщину можно не раньше, чем ей исполнится 56,5 лет, а мужчину — 61,5 лет.

Работникам надо предоставлять отгулы для диспансеризации

С 01.01.2019 вступил в силу еще один закон — от 03.10.2018 № 353-ФЗ. Он обязывает работодателей по письменному заявлению работника освобождать его от работы для прохождения диспансеризации. Пропущенный день надо оплатить и на этот период сохранить за работником рабочее место.

Отгулы необходимо предоставлять всем работникам с 21 года. Для тех, кто младше, программа диспансеризации на государственном уровне не предусмотрена. А граждане предпенсионного и пенсионного возраста имеют право на 2 оплачиваемых выходных ежегодно, а остальные — на 1 отгул раз в 3 года.

Проверить, чем занимается сотрудник в предоставленные выходные, работодатель не может. Но вправе потребовать документы, подтверждающие прохождение медицинского контроля.

Отметим, что новый закон дает право работнику на отгулы, но обязывает его договариваться о конкретных датах отсутствия, чтобы не срывать производственный процесс на предприятии.

Предоставлять отпуск многодетным необходимо в удобное для них время

На основании Федерального закона от 11.10.2018 № 360-ФЗ, работодатели должны учитывать в графике отпусков «хотелки» работников, имеющих трех и более детей в возрасте до 12 лет.

Но как объяснили в Министерстве труда (Письмо от 20.11.2018 № 14-2/ООГ-9211), в первые полгода после трудоустройства такого работника получить отпуск он сможет, только если договорится с работодателем. По истечении 6 месяцев работы работодатель не вправе отказать в предоставлении оплачиваемого отдыха в то время, которое выберет работник.

Долю работников-мигрантов в строительной сфере сократили

С нового года работодатели, которые пользуются иностранной рабочей силой, следуют требованиям Постановления Правительства № 1365 от 14.11.2018, которое вносит изменения допустимых долей иностранных работников в отдельных отраслях экономики.

Согласно документу, с 01.01.2019 вступили в силу следующие изменения:

Уведомлять об иностранцах и регистрировать их необходимо по новым правилам

С 16.01.2019 вступили в силу 2 закона, о которых обязательны для компаний и ИП, привлекающих к работе подданных других стран. Так, Федеральным законом от 19.07.2018 № 216-ФЗ уточняется, что принимающая иностранных граждан сторона (организация или гражданин) обязана:

  • обеспечить соблюдение мигрантом заявленной цели въезда в РФ, то есть принимать на работу только с учетом специальности, которая указана в патенте или разрешении на работу, а если документов, разрешающих трудиться, нет, то отказывать в трудоустройстве;
  • содействовать своевременному выезду иностранца за пределы страны по истечении срока пребывания. Это означает, что работодатель обязан сообщать о прибытии иностранца, следить за сроками его пребывания на основании выданных документов, ходатайствовать о продлении права иностранца на пребывание в РФ. Также задача работодателя — прекратить трудовые отношения с мигрантом вовремя и сообщить об этом в МВД.

В органах МВД разработали «памятку», что должны делать компании и граждане, как принимающая сторона:

  • уведомить иностранного гражданина под подпись о необходимости соблюдать цели въезда и сроки;
  • разъяснить, какая существует ответственность за несоблюдение этих требований миграционного учета;
  • обеспечить условия для соблюдения гражданином заявленной цели въезда (туризм, деловая, рабочая, учебная, гуманитарная, частная);
  • поддерживать связь с приглашенным иностранцем, при необходимости вести с ним переписку;
  • не позднее чем за 10 дней до истечения срока действия визы (разрешительного документа) направить мигранту заказное письмо с уведомлением или вручить его лично под подпись с напоминанием о том, что выехать из РФ необходимо в установленный срок;
  • оказывать содействие гражданину при наличии препятствий для своевременного выезда (отсутствие денег, утеря документов, заболевание, другие обстоятельства, не позволяющие покинуть территорию РФ в установленный срок);
  • информировать МВД о нарушениях, допущенных иностранным гражданином (деятельность, противоречащая заявленной цели въезда, пребывание в РФ дольше предусмотренного срока), а также в случае потери связи с ним.

За нарушение этих правил вводится специальное наказание: согласно Федеральному закону от 19.07.2018 № 215-ФЗ, в ст. 18.9 КоАП РФ прописано, что за несоблюдение обязанностей принимающую сторону оштрафуют на 2000–4000 рублей, если нарушителем является гражданин, и на 400 000–500 000 рублей, если докажут вину организации.

С 9 сентября обновились и формы уведомлений о заключении (расторжении) трудового договора или договора ГПХ с иностранным гражданином. Актуальные формы доступны в Приказе МВД России от 4 июня 2019 г. N 363.

Надзорные каникулы продлили

С 01.01.2019 по 31.12.2020 продлены надзорные каникулы для работодателей, которые относятся к категории малых или средних предприятий. Благодаря Федеральному закону от 25.12.2018 N 480-ФЗ в ближайшие 2 года инспекторы ГИТ не смогут включать небольших работодателей в план проверок.

Для перевозок работников необходимо приобретать лицензии

С 01.03.2019 введено лицензирование автобусных перевозок, осуществляемых для собственных нужд (Федеральный закон от 30.10.2018 № 386-ФЗ). Это значит, что компании, которые перевозят своих сотрудников, должны будут приобрести лицензию на перевозку либо заключать соглашения с посредниками, у которых уже есть такая лицензия. Исключения вводят только для транспортных средств спецслужб (скорая помощь, полиция) и для автобусов, которые при перевозке людей не выезжают на дороги общего пользования.

Обновились формы 2-НДФЛ и СЗВ-СТАЖ

Постановлением Правления ПФ РФ от 06.12.2018 N 507п с нового года утверждены новые формы:

Одновременно чиновники пересмотрели порядок заполнения этих отчетов.

Что касается справки 2-НДФЛ, то с 01.01.2019 она тоже претерпела изменения. Правильнее сказать, вместо одной справки появилось две: одна — для налоговых органов, а вторая — для работников при их обращении. Такие изменения введены Приказом ФНС России от 02.10.2018 № ММВ-7-11/[email protected] Хотя справки похожи и никаких сложностей при заполнении не вызовут, надо быть начеку, особенно если вы сдаете отчетность на бумаге.

Росстат поменял формы отчетности

Росстат утвердил Приказ от 06.08.2018 № 485, которым внес изменения в:

  • форму № 1-Т (условия труда) «Сведения о состоянии условий труда и компенсациях на работах с вредными и(или) опасными условиями труда»;
  • форму № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» и квартальный отчет по форме № П-4 (НЗ) «Сведения о неполной занятости и движении работников»;
  • форму № 3-Ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате».

Последние новости о трудовом законодательстве с 2019 года будут ещё корректироваться и пополняться, поскольку календарный год не закончен.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector