Управление налогами в организации

Управление налогами в организации

Введение

Работа посвящена формам и методам управления налогами на предприятии. Актуальность темы состоит в том, что управление налогообложением должно осуществляться не только со стороны налоговых органов, но и со стороны налогоплательщиков, в особенности – организаций.

В большинстве российских организаций налоговый отдел является вспомогательным подразделением. Его деятельность сводится к отражению произведенных хозяйственных операций в налоговой отчетности и отстаиванию позиции компании перед налоговыми органами в ходе проверок. Подобный пассивный подход к организации налоговой работы зачастую приводит к тому, что специалисты, отвечающие за расчет платежей в бюджет, стремятся занять максимально консервативную позицию в отношении спорных вопросов, то есть, по сути, стараются переплатить налоги, чтобы минимизировать риск их доначислений налоговыми органами.

Цель работы – охарактеризовать содержание управления налогами на предприятии. В соответствии с этой целью могут быть сформулированы следующие задачи работы:

обзор основных подходов к определению налоговой нагрузки на предприятие

анализ организационных вопросов управления налогами на уровне предприятия

характеристика налогового планирования как одной из сторон финансового менеджмента

Методика управления налогами на предприятии

Требования к управлению налогами, а также к организационной структуре, в рамках которой оно будет осуществляться, различаются в зависимости от особенностей предприятия или группы организаций. Однако существуют стратегические вопросы, которые необходимо решать на любом предприятии.

Для этого рекомендуется выполнить следующие мероприятия:

определить цели и задачи управления налогами;

установить статус налогового отдела в структуре предприятия и механизмы взаимодействия налогового отдела с другими отделами компании;

разработать организационную структуру налогового отдела;

проработать порядок взаимодействия налоговых отделов головной и дочерних организаций;

разработать процедуры контроля за работой по управлению налогами;

определить критерии оценки работы по управлению налогами;

разработать процедуры и правила работы налогового управления, внутренние документы, регламентирующие работу налогового отдела и его взаимоотношения с другими отделами предприятия, а также определить необходимые инструменты для его работы.

Помимо подготовки налоговой отчетности и взаимодействия с налоговыми органами основными задачами, которые руководство обычно ставит перед налоговым отделом, являются оптимизация текущих платежей в бюджет и налоговой нагрузки, а также снижение налоговых рисков. При этом необходимо определить уровень налоговых рисков, которые компания готова принять, приемлемые схемы налогового планирования (например, предприятие с государственным участием может отказаться от схем налогового планирования с использованием иностранных организаций), а также готовность компании к изменению структуры бизнеса для целей налоговой оптимизации.

Вопросы управления налогами конкретной компании должны быть увязаны с её стратегическими целями и задачами.

К задачам налогового управления также могут относиться унификация методов и подходов к расчету налогов различными подразделениями компании (или различными компаниями группы), лоббирование налоговых интересов компании, повышение налоговой грамотности сотрудников и т. д.

Стратегические цели службы внутреннего аудита холдинга — это обеспечение эффективности ведения финансово-хозяйственной деятельности организаций холдинга и защита их интересов и прав в отношениях с государственными органами и третьими лицами. В контексте целей одна из задач — оптимизация налоговой нагрузки организаций холдинга, включающая планирование и контроль исполнения налогового бюджета.

Что касается задач, то на разных временных этапах развития холдинга они изменялись как количественно, так и качественно в зависимости от внешних и внутренних факторов. Это и унификация отчетности для всех предприятий группы, и разработка схем взаимодействия службы внутреннего аудита с главными бухгалтерами и руководителями организаций и т. д.

Для успешной работы налогового отдела ответственность за его деятельность должна быть возложена на представителя высшего управленческого звена, например финансового директора, как это делается во многих компаниях. Это позволит не только обеспечить заинтересованность высшего руководства компании в решении налоговых задач, но и избежать конфликта интересов структурных подразделений компании. Например, достаточно часто налоговый отдел подчиняется главному бухгалтеру организации. Такая структура может оказаться недостаточно эффективной, если основная задача, которая стоит перед налоговым отделом, — это минимизация налоговой нагрузки. Поскольку главный бухгалтер несет персональную ответственность за налоговые правонарушения, эта задача в определенном смысле будет противоречить его желанию снизить налоговые риски Налоги и налогообложение / под ред. М. В. Романовского и О. В. Врубелевской. СПб.: Питер, 2008 – С.369.

Для того чтобы налоговое управление могло эффективно выполнять поставленные задачи, необходимо создать условия для его работы.

В частности необходимо разработать внутренние документы, правила и процедуры, регламентирующие работу налогового отдела и его взаимоотношения с другими отделами предприятия, а также определить необходимые инструменты для его работы (например, соответствующее программное обеспечение).

Примерами таких процедур и документов являются:

процедуры взаимодействия с другими отделами внутри компании;

обеспечение доступа к правовым базам данных и подписка на необходимую профессиональную литературу;

процедуры представления отчетов руководству, формы таких отчетов;

процедуры одобрения крупных сделок независимым консультантом;

процедуры участия в процессе оперативного и долгосрочного финансового планирования и бюджетирования.

Особое внимание следует уделить роли налогового отдела в согласовании существенных сделок и контроле корректного отражения их реализации для целей налогообложения.

Подключать налоговый отдел к согласованию сделок целесообразно, по крайней мере, на двух этапах:

на этапе планирования сделок (новых видов деятельности, маркетинговых инициатив и пр.) для оценки налоговых последствий и предварительного расчета налоговой нагрузки на участников сделки в результате предлагаемой схемы ее реализации, а также определения возможностей для более эффективного оформления сделки с точки зрения налогообложения;

на этапе согласования сделок для окончательной экспертизы проектов договоров, оформляющих сделку (с возможным уточнением отдельных формулировок), и окончательной оценки налоговой нагрузки.

Организация подобной налоговой экспертизы позволит спланировать и оптимизировать налоговую составляющую затрат на реализацию сделок, а также снизить налоговые риски и/или неэффективность, возникающие из-за некорректных формулировок договоров.

Для того чтобы организовать процедуру планирования и контроля налоговой нагрузки, достаточно один раз выстроить процесс согласования финансовых документов с учетом налоговых последствий. Содержать для этого налоговый отдел имеет смысл только крупным компаниям, перед которыми стоит задача управления налогами в филиалах и структуризации платежей в фискальные органы. В компании налогового отдела как такового нет — задачи управления налогами решаются в процессе совместной работы финансового директора, юриста, главного бухгалтера и коммерческого директора.

Согласование сделок при этом проходит в два этапа — сначала анализируется логика сделки, а затем после расчета финансовых результатов производятся окончательная оценка налоговой нагрузки и юридическая проверка документов.

В рамках компании главный бухгалтер отвечает за фискальную сторону вопроса, то есть за сумму налогов, которую компания заплатит в результате реализации того или иного договора, а юрист — за правовую защиту интересов компании в рамках этого договора. Вообще, договор — это один из основных инструментов если не снижения налогов, то, по крайней мере, их оптимизации во времени.

Уровень и набор задач, поставленных перед налоговым отделом, определяют требования к организационной структуре налогового отдела, необходимой численности налоговых специалистов и их квалификации.

Во многих случаях целесообразным является разделение функции подготовки налоговой отчетности и функции разработки методологии и налогового планирования (см. рис. 1). Например, в крупной компании или холдинге промышленной группы часть налоговых специалистов может заниматься только налоговым планированием и не участвовать в подготовке налоговой отчетности. В менее крупных компаниях жесткое разделение функций между сотрудниками налогового отдела может быть экономически не оправданным, и одни и те же люди способны заниматься как вопросами методологии и планирования, так и подготовкой налоговой отчетности.

В зависимости от организационной структуры предприятия и географической разбросанности его подразделений (дочерних организаций) структура налогового отдела может видоизменяться как в сторону дальнейшей детализации (например, за счет выделения функций налогового планирования в отдельное подразделение налогового отдела), так и значительного упрощения (например, за счет совмещения функций разработки налоговой методологии и подготовки налоговой отчетности).

Рис. 1. Примерная схема налогового отдела крупной организации

При организации взаимодействия налоговых отделов организации и её филиалов необходимо решить вопрос распределения полномочий, а также выработать подход к унификации позиций по налоговым вопросам. В частности для этого нужно определить:

перечень налоговых ситуаций, относящихся к ведению «центра» и подразделений;

налоговую учетную политику;

порядок координации взаимодействия подразделений с налоговыми органами.

Централизованная налоговая модель больше подходит для организаций, ведущих деятельность в регионах через филиалы. В этом случае большая часть основных налогов начисляется головным офисом по предприятию в целом с использованием данных, представленных регионами. Поэтому в процессе подготовки налоговой отчетности головной офис может контролировать методы начисления налогов, применяемые в регионах. Такая модель также применима и для группы организаций. Однако российское налоговое законодательство рассматривает каждую компанию как отдельного налогоплательщика, следовательно, каждая компания готовит отчетность самостоятельно. Поэтому для обеспечения единой налоговой стратегии необходимо разработать дополнительные процедуры контроля над правильностью расчета налогов компаниями группы.

Использование децентрализованной модели в меньшей степени ориентировано на выполнение задач, стоящих перед группой в целом. Кроме того, в такой модели затруднен контроль головного офиса над деятельностью региональных подразделений. Вместе с тем децентрализация управления налогами может быть приемлема при наличии сильных налоговых отделов в региональных компаниях, а также в период региональной экспансии компании (холдинга) или на этапе становления взаимодействий головной и региональных организаций.

На практике большинство организаций используют комбинированный вариант, при котором часть функций централизованна, в то время как остальные функции отданы на места.

Чтобы обеспечить выполнение поставленных перед налоговым управлением целей и задач, необходимо разработать действенную систему контроля их реализации. Для этого нужно сформулировать критерии эффективности управления налогами. В качестве таких критериев можно использовать, например, следующие: уровень эффективной налоговой ставки по налогу на прибыль и прочим налогам; совокупный уровень признанных компанией налоговых доначислений и санкций по результатам налоговых проверок за год (оценка степени выполнения этой задачи возможна по мере «покрытия» налоговых периодов налоговыми проверками); совокупный уровень налоговых рисков, вероятность которых оценена аудиторами как «очень высокая» и «высокая» по результатам проверки деятельности компании за год.

Критериями работы налогового отдела может стать и исполнение текущих задач, таких как разработка и/или внедрение унифицированной системы налогового учета по налогу на прибыль для дочерних предприятий холдинга, обеспечение своевременности подачи налоговой отчетности компании в налоговые органы или же сокращение времени на подготовку налоговой декларации по различным налогам за счет внедрения более эффективных процедур составления и проверки налоговых деклараций.

Основными критериями налогового контроля могут быть

возможные налоговые санкции при проверках. Имеются в виду не данные налоговых актов и решений, а окончательные суммы санкций, назначенные в результате судебных разбирательств.

налоговый бюджет. Ответственность за исполнение этого бюджета несет главный бухгалтер. Он контролирует его исполнение в течение месяца и может корректировать суммы уплаченных налогов в рамках бюджета. Бюджетные отклонения анализируются совместно со службой внутреннего аудита, в результате чего вырабатываются те или иные рекомендации для бухгалтерии и руководства организаций Вылкова Е. С., Романовский М.В. Налоговое планирование СПб.: Питер, 2008 – С. 441.

налоговая нагрузка предприятие планирование

2.7. Основы управления налогами на предприятии

Хозяйствующие субъекты обладают правом защищать свои имущественные права любыми, не запрещенными законом способами. Налоговые платежи составляют значительную долю в финансовых потоках хозяйствующих субъектов. Зачастую от профессионального решения, связанного с учетом налоговых рисков, зависят возможности роста и развития бизнеса, а иногда и его судьба.

Поэтому управление налогообложением (налоговый менеджмент) как вид деятельности все чаще входит в практику хозяйственной жизни.

Читать еще:  Баннеры – прибыльный товар!

Корпоративный налоговый менеджмент– составная часть управления финансами хозяйствующего субъекта; это выработка и оценка управленческих решений, исходя из целевых установок организации и учета величины возможных налоговых последствий. Одна из его главных целей – оптимизация налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства. В процессе управления налогами регулирующие воздействия со стороны менеджеров следует рассматривать в общем контексте финансового менеджмента. Поэтому налоговый менеджмент на уровне предприятий и организаций в последующем изложении представлен налоговым планированием и налоговым контролем (внутренним контролем).

Корпоративное налоговое планирование– необходимая составляющая финансово- экономической деятельности хозяйствующего субъекта; это законный способ обхода налогов с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств. Другими словами, это законное средство уменьшения налогового бремени налогоплательщика.

Налоговое планирование на предприятии является составной частью единой триады:

1) стратегического финансового планирования предпринимательской деятельности,

3) бюджета организации.

В настоящее время российский налоговый менеджмент ограничен целями и задами государственной налоговой политики. Это выражается в правовом регламенте доходов и расходов организации, методов формирования налоговой базы по основным налогам, ценообразовании на сырье и др. Поэтому с позиции интересов бизнеса целью корпоративного менеджмента является оптимизация обязательств повышения прибыльности бизнеса. Поиск общей минимизации налоговых платежей осуществляется через корпоративное международное налоговое планирование.

Научная направленность налогового менеджмента

Налоговый менеджмент выполняет специфическую функцию в системе управления хозяйствующего субъекта и является в силу этого одной из подсистем внутрифирменного (корпоративного) менеджмента. Его можно охарактеризовать как управление налогами предприятий-налогоплательщиков, регулирующее их финансовые взаимоотношения с государством в процессе перераспределения доходов хозяйствующих субъектов и формирования доходов бюджета.

Начиная с Адама Смита (1776 г.), четырьмя основными доктринами налогообложения считаются:

справедливость, т. е. возложение одинаковой налоговой обязанности на лиц с одинаковым доходом (горизонтальная справедливость) и возложение налоговой обязанности в пропорции к доходу (вертикальная справедливость); при этом принцип горизонтальной и вертикальной справедливости распространяется не только на доход, но и на потребление;

определённость, означающая, что для налогоплательщика не должно быть неопределённости и сомнений в выявлении и расчёте подлежащих уплате налогов;

удобство и простота определения налоговой обязанности, трансформирующиеся в современной действительности в право налогоплательщика выбирать наиболее приемлемую для него учётную политику, а также малое предпринимательство с упрощёнными и благоприятными налоговыми правилами;

эффективность и нейтральность, означающие, что налоги должны быть нацелены на деятельность в целом, а не на конкретного субъекта предпринимательства, при этом их негативное влияние на принятие налогоплательщиками решений должно быть минимальным и с точки зрения административных расходов, и с точки зрения потерь; развитие этой доктрины привело к формулированию «кривой Лаффера» – предельные 34% налоговых изъятий, после которого возрастание уровня налогообложения ведёт к снижению налоговых поступлений.

Помимо классических доктрин налогообложения и указанных выше их современных трансформаций широкое распространение в мире получила так называемая доктрина Хэйг-Саймонс, предполагающая, что базой налогообложения может быть либо доход, либо потребление. В силу этого в большинстве налоговых систем мира существуют налоги на доход (например, налог на прибыль) и налоги на потребление (например, НДС и налог с продаж). Ниже приведены основные аргументы сторонников налогообложения доходов и сторонников налогообложения потребления.

Поскольку заработная плата и дивидендные выплаты имеют, как правило, различный режим налогообложения, доктрина «срывания корпоративной маски» предполагает, что они могут сравниваться между собой, а также с объёмами функций каждого работника и работающего акционера. При этом сравнение (тестирование) проводится по следующим направлениям: роль в компании, сравнение с подобными компаниями, характер и финансовое состояние компании, «конфликт интересов», внутренняя последовательность.

Широкое распространение получила доктрина экономической сущности, которая основывается на следующих аргументах: поскольку бизнес делается не ради налогов, а ради прибыли, любые сделки, операции и иные действия налогоплательщика должны преследовать цель извлечения дополнительной прибыли. Отсутствие такой цели у сделки означает её оспоримость. Исключением из этого правила являются благотворительные пожертвования. Однако и в отношении их налоговое право устанавливает ограничения, например лимит вычетов по сумме или в процентном отношении к прибыли.

Перечисленные выше доктрины в той или иной мере применяются в отечественной налоговой практике. В рамках же налогового менеджмента они учитываются, зачастую интуитивно, но главным образом с использованием наиболее выгодных аргументов оппонентов, с фокусированием внимания на различиях в подходах. Наличие собственной концептуальной основы в налоговой практике придаёт завершённость налоговому менеджменту как теоретической и практической области знаний.

Как научное направление налоговый менеджмент требует раскрытия своих концептуальных основ, как область практической деятельности он основывается на конкретных приёмах и способах принятия решений по управлению налогообложением. Этими двумя взаимосвязанными установками определяется многозначность налогового менеджмента, его методологические основания.

Рассматриваемое научное направление характеризуется своим предметом и методом. При их трактовке должна быть принята во внимание двойственная природа налога, т. е. налог последовательно раскрывается как правовая и экономико-стоимостная категория.

Управление налогами на предприятие в России

Главная > Курсовая работа >Налоги, налогообложение

В науке финансового менеджмента традиционно сложилась ситуация, при которой как западными, так и отечественными учеными-экономистами вопросам налогового планирования практически не уделяется внимания. Отсутствует глубокая теоретическая проработка концептуальных вопросов налогового планирования, его периодизации и классификации, оно не рассматривается как составная специфическая часть управления финансами. Однако налоговое планирование оказывает непосредственное влияние на формирование финансовых результатов, стоимость фирмы, поэтому требуется обобщение накопленных фрагментарных теоретических знаний и практического опыта по вопросам налогового планирования. В целях обеспечения устойчивого роста предпринимательской активности и развития экономики страны необходимо выделение налогового планирования в отдельное самостоятельное направление финансовой науки и практики управления финансами хозяйствующих субъектов.

Практика последних лет выявила объективную потребность разработки новых процессных подходов к налоговому планированию в рамках управления финансовыми ресурсами денежными потоками хозяйствующих субъектов, определения общих подходов к разработке внутренних стандартов по налоговому планированию и методических подходов к расчету величины налогового бремени и направлений его оптимизации.

Управление налогами в общем смысле слова – это те или иные целенаправленные действия менеджера, которые позволяют последнему избежать или в определенной степени уменьшить обязательные выплаты предприятия в бюджет, производимые им в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей.

Основной целью налогоплательщика является не противодействие фискальной системе государства, а именно высвобождение активов для дальнейшего их использования в экономической деятельности. Что касается налоговой оптимизации, будем ее рассматривать как минимизирование к конкретному налогу или к конкретной ситуации.

Конкретные способы уменьшения налогов представляют собой непосредственные методы и действия налогоплательщика по налоговой минимизации. Как говорил английский историк и теоретик налогообложения Сирила Н. Паркинсон: «Невозможно увильнуть от налогов. От них можно уклониться законным или незаконным способом. Оба способа так же стары, как и сама налоговая система». Главным отличием между этими видами налоговой минимизации является, нарушены или не нарушены налогоплательщиком нормы Закона в его стремлении, так или иначе, снизить размер налоговых платежей.

Целью настоящей работы является раскрыть суть налогового планирования, его стратегии при разных системах налогообложения, а также рассмотреть различные способы оптимизации налогов.

I Основы налогового планирования

Налоговое планирование – это выбор “оптимального” сочетания риска от внедрения и стоимости различных форм осуществления деятельности и способов размещения активов (управления пассивами), направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налогов.

Налоговое планирование – это непрерывный процесс, который можно охарактеризовать 5 последовательными этапами :

1. прежде всего анализ существующего порядка налогообложения (построение налоговой модели предприятия);

2. последовательное применение в расчетах того или иного инструмента налогового планирования ;

3. сравнительный анализ эффективности выбранных вариантов оптимизации налогообложения (модернизация налоговой модели);

4. внедрение наиболее эффективных инструментов на предприятии;

5. сопровождение и адаптирование реализованной схемы.

Налоговое планирование является одной из составляющих частей процесса финансового планирования. Существует субъективное мнение, что оптимизация проводится только с целью максимального законного снижения налогов. Однако, налоговая оптимизация – это процесс, связанный с достижением определенных пропорций всех финансовых аспектов сделки или проекта (ликвидность, оборачиваемость, трудоемкость учета и контроля).

При провождении налогового планирования на предприятии – необходимо соотносить мотивы налогового планирования со стратегическими приоритетами предприятия (его миссией) . И уж конечно, эффективность налогового планирования всегда следует соотносить с затратами и риском на его проведение.

В среднем необходимость налогового планирования можно охарактеризовать следующими цифрами:

Если доля всех уплаченных Вами налогов не превышает 4% выручки, то можно забыть о дополнительной оптимизации и обойтись точным и своевременным ведением бухгалтерского и налогового учета и сдачи отчетности.

Если доля налогов в выручке более 4% но менее 10% – бейте в колокола, срочно наймите налогового менеджера или консультанта. Налоговое планирование нужно сделать частью общей системы финансового управления и контроля. Необходим обязательный налоговый анализ и экспертиза любых организационных, юридических и финансовых мероприятий и инноваций.

Если доля всех уплаченных налогов в выручке более 10%, то Ваш бизнес еще держится на плаву.

В любом случае, решение о необходимости налогового планирования должен принять руководитель, а точнее собственник предприятия. Это решение относится к разряду стратегических целей, и имеет далеко идущие последствия.

1.1 Стратегии налогового планирования

Первый путь («черный»), который, не для кого не секрет, выбрала вся страна – это уклонение от уплаты налогов . То есть нелегальный путь сокращения налогов, который основан на «сознательном, уголовно наказуемом, использовании методов сокрытия учета доходов и имущества от контроля налоговых органов, а также намеренного искажения бухгалтерской и налоговой отчетности». Эта стратегия предусматривает использование следующих инструментов налогового планирования : левые печати, фирмы-однодневки, черный нал.

Второй путь («белый») – это легальный путь сокращения налогов , при котором используются возможности предоставленные законом, путем выбора режима хозяйственной деятельности с меньшей налоговой нагрузкой, методов ведения бухгалтерского учета, прямых налоговых льгот. Современное налоговое законодательство предлагает нам различные малоэффективные инструменты : налоговые режимы, которые зависят от статуса налогоплательщика, места его регистрации и организационно-правовой формы, а так же направлений и результатов его финансово-хозяйственной деятельности.

И третий путь (назовем его «серый») – это грамотное использование методов и инструментов налогового планирования , когда реально не изменившаяся деятельность Вашего бизнеса формально меняется и дает налоговые преимущества. Это острое лезвие бритвы, которое разделяет «черный» и «белый» путь, на котором приходится балансировать налоговому оптимизатору. Этот путь эффективен, и позволяет чувствовать себя спокойно, хотя не исключено, что в дальнейшем придется оспаривать в суде претензии налоговых органов к выбранной Вами налоговой политике.

1.2 Классификация налогового планирования

Отсутствие достаточно четкой определенности в финансово-кредитной политике, изменчивость экономической ситуации ставят перед хозяйствующими субъектами более сложные задачи, решение которых возможно только на базе значения как видов, форм и методов налогового планирования, так и его участников.

Следует различать следующие модели поведения хозяйствующих субъектов:

Уклонение от уплаты налогов (tax avasion) осуществляется в виде незаконного использованием предприятия налоговых льгот, несвоевременной уплаты налогов, скрытия доходов, непредставления документов, необходимых для своевременного исчисления и уплаты налогов.

Обход налогов (tax avoidance). В этом случае предприятие или физическое лицо не является плательщиком, либо его деятельность по закону не подлежит налогообложению, либо его доходы не облагаются налогами.

Стандартный метод (standard method). В этом случае предприятие платит налоги в соответствии с законодательством без предварительных расчетов и выбора оптимального варианта налогообложения.

Читать еще:  Что делать, когда покупатель хочет вернуть товар?

Налоговое планирование (tax planning). В этом случае юридическими и физическими лицами проводится активная налоговая политика, направленная на минимизацию негативного влияния налогообложения на процесс достижения стоящих перед ними целей любыми не противоречащими законодательству методами.

Необходимо отметить, что специфика налогового планирования определяется рядом факторов:

спецификой объекта налогообложения;

спецификой субъекта налогообложения;

определенной возможностью обхода налога, предоставляемой особенностями методов налогообложения, способами его исчисления и уплаты;

налогообложением доходов, полученных из различных источников, по различным ставкам;

возможностью для ухода и легального снижения налогов при использовании налоговых убежищ.

Таким образом, налоговое планирование позволяет оптимизировать размер налогового бремени и избежать экономического ущерба, связанного с выплатой штрафов в пользу государства.

Формами налогового планирования целесообразно считать:

Внутреннее налоговое планирован ие , включающее мониторинг налоговых вопросов, планирование элементов налогов и текущий контроль за налоговыми обязательствами предприятия со стороны структурных подразделений и работников хозяйствующего субъекта; внешнее налоговое планирование , состоящее в привлечении внешних консультантов и специалистов для целей налогового планирования.

В качестве методов налогового планирования целесообразно выделять: метод прямого счета, расчетно-аналитические методы, комбинированные методы и методы экономико-математического моделирования. Перечисленные методы могут носить как ситуационный характер (осуществляется при планировании конкретной деловой ситуации или процесса), так и вариационный характер (производиться при выборе возможных вариантов и направлений деятельности).

Алгоритм деятельности, связанной с организацией любого из перечисленных видов внутрифирменного налогового планирования, можно представить в виде следующих блоков:

анализ текущего финансового состояния предприятия и возможных перспектив его развития;

составление планов , т.е. принятие решений о будущих финансово-хозяйственных целей организации и способах их достижения; в том числе налоговыми методами;

осуществление плановых решений.

сравнение реальных результатов с плановыми показателями, а также создание предпосылок для корректировки действий организации в нужном направлении;

контроль является последним блоком налогового планирования, и именно, он позволяет оценить эффективность планового процесса в организации, в том числе налогового планирования.

На основе системы мероприятий по налоговому планированию осуществляются организация запланированных работ, мотивация задействованного для их выполнения персонала, контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей.

Налоговое планирование, как и любая деятельность, носящая управленческий характер, призвано выполнять оперативные функции, функции контроля и собственно функции планирования, отсюда налоговое планирование можно изобразить в виде трехуровневой системы, включающей оперативный, тактический и стратегический элементы (рис.1), в зависимости от которых трансформируется объективная сторона процесса налогового планирования, видоизменяются мероприятия по планированию налогов.

Основы управления налогами на предприятиях и в организациях

Хозяйствующие субъекты обладают правом защищать свои имущественные права любыми, не запрещенными законом способами. Налоговые платежи составляют значительную долю в финансовых потоках хозяйствующих субъектов. Зачастую от профессионального решения, связанного с учетом налоговых рисков, зависят возможности роста и развития бизнеса, а иногда и его судьба. Поэтому управление налогообложением (налоговый менеджмент) как вид деятельности все чаще входит в практику хозяйственной жизни.

Корпоративный налоговый менеджмент — составная часть управления финансами хозяйствующего субъекта; это выработка и оценка управленческих решений исходя из целевых установок организации и учета величины возможных налоговых последствий. Одна из его главных целей – оптимизация налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства. В процессе управления налогами регулирующие воздействия со стороны менеджеров следует рассматривать в общем контексте финансового менеджмента. Поэтому налоговый менеджмент на уровне предприятий и организаций в последующем изложении представлен налоговым планированием и налоговым контролем (внутренним контролем).

Корпоративное налоговое планирование — необходимая составляющая финансово-экономической деятельности хозяйствующего субъекта; это законный способ обхода налогов с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств.

Другими словами, это законное средство уменьшения налогового бремени налогоплательщика. Налоговое планирование на предприятии является составной частью единой триады: 1) стратегического финансового планирования (более широкое понятие, чем налоговое планирование) предпринимательской деятельности , 2)бизнес-плана и 3) бюджета организации.

В своей деятельности хозяйствующие субъекты всегда стремятся максимизировать свой доход и прибыль, а это может совпасть с минимизацией налоговых отчислений. Но в целом субъектов интересует не сама по себе величина уплачиваемых налогов, а конечный финансовый результат. С этих позиций основной задачей корпоративного налогового планирования является выбор варианта уплаты налогов, позволяющий оптимизировать систему налогов.

Основные принципы корпоративного налогового планирования раскрываются следующими положениями:

• уменьшение налоговых платежей – способ улучшения финансового состояния предприятия и повышения инвестиционной привлекательности. Снижать налоги целесообразно до тех пор, пока расчеты показывают, что это дает прирост свободной прибыли;

• снижение налогов в ряде случаев достигается за счет ухудшения финансовых показателей. Поэтому любой способ минимизации, прежде чем его применять, следует оценить с точки зрения общих финансовых последствий для хозяйствующего субъекта;

• последствия применения одних и тех же способов минимизации неодинаковы для разных объектов и даже для условий, работы предприятия в разные периоды. Поэтому применению конкретной рекомендации должны обязательно предшествовать расчеты прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и свободной прибыли;

• уменьшение налога на прибыль (путем использования чистой прибыли на льготируемые цели) экономически обосновано лишь в случае роста общей прибыли в последующие периоды.

Внутренний налоговый контроль — это первичный контроль, осуществляемый на уровне работников бухгалтерских и финансовых служб предприятия. Такой контроль предусматривает обеспечение достоверности учета налогооблагаемых объектов, качественное составление налоговых расчетов и отчетов, а также соблюдение установленных сроков уплаты в бюджет налогов и сборов. (Основные способы и особенности внутреннего налогового контроля будут рассмотрены ниже.)

Для создания и успешного функционирования системы управления налогами на предприятиях и в организациях должны быть созданы определенные условия, а именно:

• наличие взаимосвязанных стратегии развития, бизнес – планов и бюджетов;

• готовность администрации осуществлять налоговое планирование на основе стратегических и тактических планов, а также четко сформулированных принципов управления;

• организация системы сбора и обработки информации, ориентированной на использование сетевых технологий и ресурсов Интернета;

• выделение структурного подразделения (лица), ответственного за организацию налогового планирования как целостно ориентированной системы;

• разработка схемы налогового планирования (налоговое поле, договорное поле, технология внутреннего контроля налоговых расчетов);

• мониторинг системы факторов, влияющих на условия реализации налоговых планов и налоговое поле предприятия.

3. Общая схема налогового планирования

Важный элемент, способствующий проведению налогового планирования на предприятии, — это организация бухгалтерского и налогового учета: выбранная форма, методология, содержание и способы ведения. С этих позиций рассматривается общая схема текущего налогового планирования на коммерческих предприятиях, где С — различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок, выполненных специалистами предприятия.

О бщая схема налогового планирования на предприятиях и в организациях

Ниже показана последовательность налогового планирования, состоящего условно из восьми укрупненных процедур.

1. Как уже отмечалось, текущее планирование в первую очередь предусматривает формирование налогового поля. В соответствии со статусом предприятия, на основании его устава и законодательных актов в области налогообложения определяется спектр основных налогов, которые надлежит уплачивать в бюджет и внебюджетные фонды. Составляется налоговая таблица, характеризующая налоговое поле хозяйствующего субъекта, в которой каждый налог описывается с помощью следующих основных показателей (параметров):

• источник платежа (статья расходов);

• пропорции перечисления в бюджеты разных уровней;

• реквизиты организации, в адрес которых делаются перечисления,

• льготы или особые условия исчисления налога.

После этого специалистами предприятия анализируются все предоставленные законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в практической деятельности. С учетом результатов этого анализа составляется детальный план использования льгот по выбранным налогам.

2. Согласно уставу предприятия и на основе гражданского законодательства, формируется система договорных отношений (договорное поле). В рамках текущей предпринимательской деятельности осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т. п. Каждая сделка должна быть оценена с точки зрения возникающих при ней налоговых последствий на момент подготовки документов, т. е. еще до того, как она будет заключена.

Далее выполняются действия в следующей последовательности:

3. Подбираются типичные хозяйственные операции, которые предстоит выполнять предприятию;

4. Разрабатываются различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок;

5. Выбираются наилучшие варианты, которые оформляются в виде блоков бухгалтерских и/или налоговых проводок;

6. Из оптимальных блоков составляется журнал типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения финансового и налогового учета;

7. Оценивается получение максимального финансового результата с учетом налоговых рисков (возможных штрафных санкций), осуществляется наиболее рациональное с налоговой точки зрения размещение активов и прибыли предприятия;

8. Определяются альтернативные способы учетной политики организации.

Учетная политика — это определенные принципы, правила и практические приемы, принятые хозяйствующим субъектом для формирования бухгалтерского и налогового учета, подготовки финансовой отчетности. С помощью учетной политики проще разобраться в системе налогообложения, а также создать модель минимизации налогов, приемлемую для конкретной организации.

При разработке учетной политики предстоит, решить следующие задачи:

• сделать бухгалтерский учет прозрачным и доступным для понимания;

• создать систему налогового учета;

• предусмотреть определенные направления снижения налогов, не противоречащие действующему законодательству;

• построить такую организацию финансовой (бухгалтерской) службы, которая способствовала бы своевременному и четкому решению задач бухгалтерского учета и налогообложения.

Учетная политика, отвечающая на все вышеперечисленные задачи, может оказать действенную помощь организации, а не стать тем формальным документом, который во избежание проблем необходимо предоставить в налоговый орган. При разработке учетной политики следует также учитывать специфику деятельности организации.

Учетные приемы, формирующие оценку активов, порядок признания выручки от реализации и списания затрат, имеют прямую связь с налогообложением предприятия и его финансовым положением. Варьируя учетной методологией в дозволенных законом пределах, имеется возможность выбирать наиболее выгодный способ учета. Поэтому определение и грамотное применение элементов учетной и налоговой политики — одно из направлений эффективного налогового планирования.

4. Прикладные вопросы налогового менеджмента

Необходимость корпоративного налогового планирования в решающей степени зависит от тяжести налогового гнета. Если налоги составляют более половины всех расходов хозяйствующего субъекта, то налоговое планирование принимает глобальный характер и становится важнейшим элементом всей управленческой работы на предприятии. В этом случае надзор за налоговыми вопросами должен осуществляться на уровне высшего руководства. В средних и больших фирмах обязательно наличие группы или отдела налогового планирования. Каждый проект не должен внедряться без предварительной экспертизы специалистов, работающих в области финансового, налогового менеджмента. А для новых масштабных программ обязательно привлечение квалифицированных внешних консультантов по налоговому планированию.

С практической точки зрения управление налогами включает в себя несколько направлений.

Управление налогами в организации

В практической сфере управление налогами можно подразделить на текущее исполнение налоговых обязательств и налоговое планирование. Налоговое планирование основано на признании за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законами средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Его важнейшая цель — минимизация налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства.

Возможность управления налогами заложена в налоговом законодательстве, которое предусматривает те или иные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает различные методы для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам налоговые льготы. В практической сфере управление налогами можно подразделить на текущее исполнение налоговых обязательств и налоговое планирование.

Для текущего исполнения налоговых обязательств важное значение имеют:

  • такое состояние бухгалтерского учета и отчетности, которое позволяет получать актуальную и достоверную информацию и для налоговых целей. При принятии управленческих решений менеджер должен быть уверен, что обладает всей полнотой налоговой информации, а также в том, что используемая информация надежна;
  • налоговый календарь, необходимый для контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты налоговых платежей, а также представления отчетности, что снижает высокие риски, связанные с несвоевременной уплатой налогов. Нарушение установленных предельных сроков влечет за собой штрафные санкции в виде пени. Кроме того, необходимо учитывать и надежность банка. Если банк внушает опасения, от его услуг надо отказаться, а налоги следует платить заранее;
  • своевременное исполнение обязательств, что позволяет избежать финансовых потерь в виде пеней и штрафных санкций за неуплату налогов.
Читать еще:  Мотивация похудения и психология: как настроить себя на похудение — и не сорваться с диеты?

Налоговое планирование основано на признании за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законами средства, приемы и способы (в том числе и пробелы в законодательстве) для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Налоговое планирование в организации является составной частью стратегического, финансового планирования предпринимательской деятельности и бизнес-плана. Его важнейшая цель — минимизация налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства.

Налоговое планирование включает:

  • стратегию оптимального управления предприятием и план реализации этой стратегии. Наиболее эффективный способ увеличения прибыли — не механическое сокращение налогов, а построение такой системы управления и принятия решении, чтобы оптимальной (в том числе по налогам) оказалась вся структура бизнеса. Такой подход обеспечивает более высокое и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу. В этой связи важное значение имеет выбор вида деятельности, поскольку ряд видов деятельности имеет существенные льготы по ряду налогов, и выбор организационно-правовой формы организации бизнеса. Например, функционирование бизнеса в форме ПБЮЛ позволяет более легко использовать упрошенную систему налогообложения с существенной экономией по ряду налогов, а в форме ООО предоставляет определенные преимущества в части выплаты долей участникам;
  • учетную политику — выбранную предприятием совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета. Учетная политика охватывает методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, приемы организации документооборота, методы погашения стоимости активов, способы применения счетов бухгалтерского учета и обработки данных.

В рамках учетной политики предприятия возможности получения налоговой экономии достигаются за счет:

  • применения ускоренной амортизации и повышающих амортизационных коэффициентов;
  • сокращения срока полезного использования нематериальных активов;
  • оценки товарно-материальных ценностей способом ЛИФО в условиях инфляции;
  • создания резервов, что минимизирует текущие обязательства по налогу на прибыль;
  • списания на финансовый результат положительных курсовых разниц единомоментно в конце года;
  • определения выручки по мере оплаты расчетных документов, что приводит к отсрочке уплаты налога на прибыль по остатку дебиторской задолженности за отгруженные товары и позволяет иметь реальный источник уплаты НДС.

С практической точки зрения управление налогами включает в себя три ступени:

  1. организацию надежного налогового учета;
  2. контроль за правильностью расчетов налогов;
  3. минимизацию налогообложения в рамках действующего законодательства.

Работы на первых двух ступенях могут быть выполнены силами самого предприятия, тогда как оптимизация налогообложения может потребовать привлечения квалифицированных сторонних специалистов.

Под налоговой оптимизацией понимают уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. Оптимизация налогообложения — это реализация закрепленного в части первой Налогового кодекса РФ положения о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, осуществляемая посредством специфических форм планирования деятельности, найма рабочей силы и размещения финансовых средств налогоплательщика для максимального снижения возникающих при этом налоговых обязательств.

Оптимизировать налогообложение можно путем:

  • воздержания от совершения тех сделок, исполнение по которым ведет к необходимости платить налоги. Например, если при бартерной сделке у налоговых органов возникает право контроля над применяемыми организацией ценами и соответственно есть возможность увеличить налоговые обязательства по НДС и налогу на прибыль, то замена двустороннего договора мены на два договора купли-продажи с последующим зачетом взаимных требований к росту налоговых баз не приводит;
  • получения дохода в тех формах, по которым установлены льготы.Например, получение доходов в виде дивидендов не подлежит обложению единым социальным налогом и взносом на обязательное пенсионное страхование;
  • выезда налогоплательщика из страны для изменения налогового резидентства;
  • выбора (при возможности) таких сделок, которые влекут меньшие налоговые последствия. Так, плательщикам НДС целесообразно вступать в договорные отношения с плательщиками НДС, так как в этом случае действует механизм возмещения НДС. Также определенные преимущества могут иметь экспортные сделки по сравнению с реализацией на внутреннем рынке.

Схемы, используемые налогоплательщиками для оптимизации налоговых платежей и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, можно разделить на две группы.

  1. «Простые» схемы, реализация которых не требует целенаправленных затрат, а также оформления специальных документов или договоров. К этой группе следует отнести и те случаи, когда налогоплательщик вправе выбрать из двух и более вариантов периодичности уплаты налога или размера льготы и т.д. Большинство предпринимателей решают вопрос об использовании той или иной схемы оптимизации еще на стадии планирования коммерческого проекта.
  2. «Сложные» схемы, требующие для их реализации материальных затрат, например по их обслуживанию, составлению специальных документов, договоров, с помощью которых реально имеющиеся правоотношения заменяются другими, что влечет за собой частичное или полное избежание уплаты налогов и сборов. К этой группе относятся также схемы по изменению налоговой юрисдикции, использование оффшорных зон.

Таким образом, налогоплательщик имеет право лишь на действия, которые не запрещены законодательством. Отсюда вытекает основной предел налогового планирования — налогоплательщик имеет право только на законные методы уменьшения налоговых обязательств. В противном случае вместо налоговой экономии возможны финансовые потери налогоплательщика, банкротство или лишение свободы.

Отмена ряда налоговых льгот привела к сужению рамок налогового планирования в российской организации. В связи с этим многие крупные предприятия с большим оборотом прибегают к международному налоговому планированию. На возможности поиска налоговых привилегий обращал внимание еще А. Смит, который писал: «Владелец капитала есть собственно гражданин всего мира и не связан необходимостью с какой бы то ни было страною. Он не замедлит оставить государство, в котором его подвергают оскорбительным обыскам для обложения обременительным налогом, и переведет свой капитал в страну, в которой он может вести свои дела и пользоваться своим имуществом без стеснения».

В настоящее время для международного налогового планирования используютоффшорные зоны. Почти в каждой стране существует вид деятельности или организационно-правовая форма, налоговый режим которых благодаря особенности национального налогового законодательства более предпочтителен. Тем самым создается основа для привлечения под такую юрисдикцию с низким уровнем налогообложения иностранных юридических лиц. Некоторые страны свою государственную политику строят на предоставлении весомых налоговых льгот иностранным фирмам, извлекая для себя выгоду в форме притока иностранных капиталов.

Принципы международного налогового планирования с помощью оффшоров по своей сути аналогичны тем, что применяются на национальном уровне. Это максимальное уменьшение налоговой базы для предприятия, выплачивающего большие налоги, и максимальное увеличение налоговой базы для предприятия, выплачивающего минимальные налоги, т.е. так называемое перемещение максимума прибыли на минимально налогооблагаемый субъект.

Основной принцип схем вывода деятельности предприятий из-под жесткого внутреннего налогообложения состоит в том, что российские компании и предприятия формально оформляют свою деятельность через оффшорную компанию. При этом оффшорная компания принимает на себя основные налоговые платежи российских компаний.

Пример 1. Российская фирма поставила на экспорт иностранной компании товар стоимостью 2 200 000 долл. Прибыль российской фирмы составляет 100 000 долл. С этой суммы российская фирма должна уплатить налог на прибыль в сумме 24 000 долл. Однако в целях экономии финансовых средств данная сделка была проведена с участием оффшорной компании, принадлежащей российской фирме. Поставка товара в этом случае прошла через оффшорную компанию, которой российская фирма поставила тог же товар в том же количестве, но по цене 2 180 000 долл.

Оффшорная компания продает товар, являющийся ее собственностью, конечному покупателю (иностранной компании) по цене 2 100 000 долл. Прибыль 80 000 долл. остается на счетах своей оффшорной компании и облагается минимальными налогами.

Пример 2. Российская оптово-торговая фирма ввозит в Россию продукцию из европейской страны на сумму 1 000 000 долл. Если поставка идет напрямую, без участия оффшора, то размер таможенной пошлины составит 20%, или 200 000 долл. Однако поставка осуществляется через свою собственную зарубежную оффшорную компанию, которая исходя из поставленной задачи занижении таможенной пошлины выставляет счет-фактуру (инвойс) на меньшую сумму — 200 000 долл. Размер таможенной пошлины в этом случае составит 40 000 долл. Затем продукция продается на внутреннем рынке за 1 500 000 долл.

В тех случаях, когда размер таможенной пошлины не зависит от стоимости определенного товара (например, автомобилей), применяется способ искусственного завышения стоимости товара для того, чтобы основная прибыль оказалась на счете оффшорной компании.

Наиболее типичные схемы, которые можно построить на основе оффшорного бизнеса, следующие:

  • оффшорная компания — посредник в торговле. При внешнеторговых операциях между продавцом и покупателем создается компания для того, чтобы локализовать максимум прибыли на облагаемом наименьшим налогом субъекте;
  • оффшорная компания — подрядчик. В этом случае компанию используют для увеличения расходов, включаемых в себестоимость, и уменьшения налогооблагаемой базы;
  • оффшорная компания — владелец дорогостоящего имущества. Эта схема применяется в том случае, если собственник старается сохранить в тайне факт владения каким-либо дорогостоящим имуществом;
  • оффшорная компания — владелец и лицензиар товарного знака. При ведении бизнеса в нестабильной стране товарный знак можно зарегистрировать на эту компанию или продать ей уже зарегистрированный. Это позволяет даже при ликвидации бизнес-единицы оставлять товарный знак, а затем на основании лицензионных договоров предоставлять право пользования им кому-либо;
  • оффшорная компания — владелец авторских прав. Если бизнес состоит в приобретении у авторов права на их произведения с последующим получением дохода от выдачи лицензий или тиражирования этих произведений, то эта схема — удобный способ законного уменьшения налогов и экспорта капитала;
  • оффшорная компания — держатель банковского счета. В этом случае владелец получает под контроль данную компанию, а уже компания открывает счет в банке, что позволяет через какое-то время получить на руки корпоративную кредитную карту;
  • оффшорная компания — залогодержатель. Схема реализуется в рамках тонкого налогового планирования в том случае, если владелец имущества опасается за его сохранность;
  • оффшорная компания — инвестор. При желании инвестировать вывезенный капитал обратно в свою страну оффшорная компания, может стать удобным перевалочным пунктом капитала на его пути в новый инвестиционный проект, так как капитал можно аккумулировать в такой компании очень оперативно и без налогов;
  • оффшорная компания — судовладелец. Например, если лицо приобрело яхту, то помимо соображений безопасности есть и налоговый плюс: многие оффшорные центры предоставляют судам, ходящим под их флагом, очень льготные условия налогообложения;
  • оффшорная компания — исполнитель строительных работ. Если оффшорная компания находится в стране, с которой у России есть договор об избежании двойного налогообложения, и при этом не подпадает под определение постоянного представительства, то данная компания не будет облагаться российским налогом на прибыль.

Специализация оффшорных зон не имеет жесткого характера. В настоящее время насчитывается 30 юрисдикций, являющихся наиболее известными «налоговыми убежищами». На налоговой карте мира насчитывается более 300 единиц льготных юрисдикций и зон, представляющих интерес с точки зрения налогового планирования международных финансовых операций.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector