Социальное здоровье человека

Социальное здоровье человека

ЗДОРОВЬЕ СОЦИАЛЬНОЕ

ЗДОРОВЬЕ СОЦИАЛЬНОЕ — одна из составляющих общего здоровья человека (см. ЗДОРОВЬЕ). Социальное здоровье личности представляет собой результат взаимовлияния воспитания, средо- вых факторов и внутренних личностных особенностей.

Социальное здоровье личности — один из главных факторов обеспечения социального благополучия детского населения, результат целенаправленного педагогического процесса. Оно представляет собой сформированность социально приемлемого, нравственно нормативного опыта взаимодействия личности с социумом, проявляющегося в саморегуляции поведения в изменившихся/из- меняющихся условиях, направленного на согласие с самим собой, а также способность к удовлетворению социальных интересов и потребностей, к интеграции в социум.

Структура социального здоровья личности включает духовнонравственный (следование социальным нравственным нормам, наличие социальных знаний, умений, навыков), социально-поведенческий (устойчивость личности к социально-неблагоприятным факторам среды и сформированность навыков саморегуляции поведения), социально-психологический (социальная направленность личности, удовлетворительная социальная адаптивность) и социокультурный (высокий уровень социального развития, сформированная социальная готовность, социально полезный опыт) компоненты.

Социальное здоровье личности имеет свои особенности проявления в зависимости от возраста, оценивается соответствующими критериями и показателями нормы и отклонений.

Критериями нормативности социального здоровья личности выступают: социально-адаптивный (адаптивность; социальная удовлетворенность; социальная пластичность), социальнодинамический (нормативность социального развития; соответствие возраста и ведущей деятельности), социокультурный (социальная готовность; социальные знания и социальный опыт, социальная культура; социальное благополучие), общекультурный (воспитанность; социально приемлемые ценностные ориентации и отношения; положительная направленность личности), нормативно-поведенческий (социальность поведения; стиль, уклад, здоровый образ жизни; отсутствие поведенческих расстройств), личностноаксиологический (самоопределение; самоценность “Я-образа”), личностно-рефлексивный (сформированность социально значимых личностных качеств; способность к самоконтролю; эмпатий- ность).

Выделяются следующие уровни социального здоровья личности. Социально приемлемый (стандартный) уровень характеризуется соответствием социальным нормам, принимаемым большинством людей, вызывает одобрение, приводит к нормальной социально-психологической адаптации, социализации (социальной готовности), инкультурации, сформированной базовой культуре личности. При проявлении социально-нейтрального (маргинального) уровня социального здоровья личности отмечается крайняя граница социальных норм, что вызывает напряжение у окружающих людей. Социально неприемлемый (нестандартный) уровень социального здоровья личности характеризует наличие у нее явных социальных девиаций.

Социально-педагогическая профилактика девиаций социального здоровья личности опирается на реализацию интросоциального и экстрасоциального подходов, в рамках которых социально здоровая личность фиксирует внешние связи с социумом и ориентируется на конструктивную внешнюю и внутреннюю активность. Интросо- циальный подход характеризует влияние личностных особенностей на становление своего социального здоровья. Данный подход обеспечивает реализацию процесса самодеятельности, активности самой личности в актуализации своего потенциала, а также жизненного практического опыта к социально значимой активности. Экстрасоциальный подход изучает зависимость от стихийных и целенаправленных факторов социализации, в том числе процессов социально-психологической адаптации, инкультурации, социального развития и социального воспитания.

Лит.: Приступа Е.Н. Теоретико-методологические основы индивидуального социального здоровья детей школьного возраста: социальнопедагогический аспект. М.: Изд-во РГСУ, 2007; Приступа Е.Н. Социальнопедагогическая профилактика нарушений индивидуального социального здоровья школьников. М.: Изд-во РГСУ, 2007; Приступа Е.Н. Социальнопедагогические технологические механизмы сохранения психосоциального здоровья ребенка в сфере неконструктивных детско-родительских отношений // Проблемы семьи и становления личности: Монография / А.В. Бабаян и др.; Под ред. А.В. Бабаян. Пятигорск: РГУТиС, 2007; Приступа Е.Н. Социально-педагогическая модель формирования здоровой личности ребенка // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Науч.-методич. журнал. Основной выпуск. Т. 12. Кострома: Изд-во КГУ, 2006. №3. С. 73-77.

Что входит в понятие «социальное здоровье» человека?

Социальное здоровье – состояние организма, определяющее способность человека контактировать с социумом.

Социальное здоровье складывается под влиянием родителей, друзей, любимых людей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т.п.

Различие между психическим и социальным здоровьем условно: психические свойства и качества личности не существуют вне системы общественных отношений. Человек – существо общественное, социум влияет на здоровье личности. Причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Недостатки воспитания и неблагоприятные влияния окружающей среды могут вызвать деградация личности, в таких случаях изменится ее отношение к себе, к другим людям, к деятельности и общению.

Компонентами социального здоровья можно считать:

Нравственность индивида – совокупность морально-этических качеств, идеалов, ценностных ориентаций, которые человек считает для себя истинными и следование выбранным ценностным самоустановкам. В нравственности человека отражается преимущественно гуманистический аспект здоровья. Основоположник валеологии И.И.Брехман выделяет нравственность не просто как составную часть здоровья , а рассматривает ее как основополагающий аспект в «валеологической структуре личности»

Выбранные для собственного руководства идеальные ценности – позитивные и негативные – в дальнейшем определяют вероятное поведение человека, причем как позитивное, так и негативное. Человек, воплощающий на практике свои идеальные ценности негативного плана, должен быть признан нездоровым. Нравственное нездоровье человека может долго не проявлять себя, поскольку свои неблаговидные поступки человек склонен скрывать от окружающих. Необходимость вести двойную жизнь может стать причиной стресса, безнравственный способ жизни рано или поздно проявляет себя в тех или иных расстройствах нервно-психического и физического здоровья. Нравственность человека выявляет качества его духовности. Ценностные ориентации существуют на уровне мыслей, которые легко скрывать, поэтому в духовности отражается преимущественно внутриличностный аспект здоровья. Нездоровье человека на духовном уровне является еще более скрытым от посторонних глаз.

Нравственное здоровье отражается в нравственно-духовных качествах человека, основными из которых являются способности:

· осознавать свободу воли или свободу выбора;

· испытывать чувство любви;

· осознавать уверенность и определенность в настоящем и будущем;

· осознавать различия между добром и злом;

· способность к самооценке;

· осознавать качества собственной воли;

· испытывать чувство веры;

· испытывать чувство достоинства;

· осознавать присущее ему чувство стыда;

· способность к прогнозированию событий и оценок;

· способность помнить события и связанные с ними переживания; чувство времени;

· способность понимания красоты и стремление к ней;

· способность к творчеству (музыкально-поэтическому, научному, техническому, педагогическому, организаторскому);

· способность понимать в чем-либо особый и (или) переносный смысл;

· чувство смешного, чувство юмора;

· способность радоваться, чувствовать себя счастливым;

· способность испытывать горе (свое и чужое);

· способность испытывать зависть, ревность, жажду мести.

Ветреная оспа: путь передачи, источник, симптомы, профилактика.

Ветряная оспа – острое инфекционное заболевание вирусной этиологии, характеризующееся возникновением характерной пузырьковой сыпи в фоне общего интоксикационного синдрома. Возбудитель ветряной оспы – вирус герпеса 3 типа, передающийся от больного воздушно-капельным путем. Ветряная оспа относится к наиболее распространенным детским инфекциям. Она проявляется характерными обильными зудящими пузырьковыми высыпаниями, появляющимися на высоте лихорадки и общеинфекционных проявлений. Типичная клиника позволяет диагностировать заболевание, не проводя никаких дополнительных исследований. Лечение ветряной оспы в основном симптоматическое. Для профилактики вторичного инфицирования рекомендована антисептическая обработка элементов сыпи.

Характеристика возбудителя

Ветряную оспу вызывает вирус Varicella Zoster семейства герпесвирусов, он же – вирус герпеса человека 3 типа. Это ДНК-содержащий вирус, мало устойчивый во внешней среде, способный к репликации только в организме человека. Инактивация вируса происходит довольно быстро при воздействии солнечного света, ультрафиолетового облучения, при нагревании, высушивании. Резервуаром и источником ветряной оспы являются больные люди в течение 10 последних дней инкубационного периода и пятых-седьмых суток периода высыпания.

Ветряная оспа передается по аэрозольному механизму воздушно-капельным путем. Ввиду слабой устойчивости вируса контактно-бытовая передача труднореализуема. Распространение вируса с мелкодисперсным аэрозолем, выделяемым больными при кашле, чихании, разговоре, возможно на достаточно большое расстояние в пределах комнаты, вероятен занос с током воздуха в смежные помещения. Существует вероятность передачи инфекции трансплацентарно.

Читать еще:  Нормативные требования охраны труда

Люди обладают высокой восприимчивостью к инфекции, после перенесения ветряной оспы сохраняется напряженный пожизненный иммунитет. Дети первых месяцев жизни защищены от инфекции полученными от матери антителами. Ветрянкой чаще всего болеют дети дошкольного и младшего школьного возраста, посещающие организованные детские коллективы. Порядка 70-90% населения переболевают ветряной оспой в возрасте до 15 лет. Заболеваемость в городах более чем в 2 раза выше, чем в сельских населенных пунктах. Пик заболеваемости ветрянкой приходится на осенне-зимний период.

Патогенез ветряной оспы

Входными воротами инфекции является слизистая оболочка дыхательных путей. Вирус внедряется и накапливается в клетках эпителия, распространяясь в последующем в регионарные лимфоузлы и далее в общий кровоток. Циркулирование вируса с током крови вызывает явления общей интоксикации. Вирус ветряной оспы имеет сродство к эпителию покровных тканей. Репликация вируса в эпителиальной клетке способствует ее гибели, на месте отмерших клеток остаются полости, наполняющиеся экссудатом (воспалительной жидкостью) – формируется везикула. После вскрытия везикул остаются корочки. После отделения корочки под ней обнаруживается вновь сформированный эпидермис. Высыпания при ветряной оспе могут образовываться как на коже, так и на слизистых оболочках, где достаточно быстро везикулы прогрессируют в эрозии.

Ветряная оспа у лиц с ослабленной иммунной системой протекает в тяжелой форме, способствует развитию осложнений, вторичному инфицированию, обострению хронических заболеваний. При беременности вероятность передачи ветрянки от матери плоду составляет в первые 14 недель 0,4% и увеличивается до 1% вплоть до 20 недели, после чего риск заражения плода практически отсутствует. В качестве эффективной профилактической меры беременным женщинам, болеющим ветряной оспой, назначают специфические иммуноглобулины, помогающие снизить вероятность передачи инфекции ребенку до минимума. Более опасна ветряная оспа, развившаяся за неделю до родов и в последующий после родов месяц.

Стойкий пожизненный иммунитет надежно защищает организм от повторной инфекции, однако при значимом снижении иммунных свойств организма взрослые, болевшие ветрянкой в детстве, могут заразиться ей вновь. Имеет место феномен латентного носительства вируса ветряной оспы, накапливающегося в клетках нервных узлов и способного активизироваться, вызывая опоясывающий лишай. Механизмы вирусной активации при таком носительстве пока недостаточно ясны.

Симптомы ветряной оспы

Инкубационный период ветряной оспы колеблется в пределах 1-3 недель. У детей продромальные явления слабо выражены, либо вовсе не наблюдаются, в целом – течение легкое с незначительным ухудшением общего состояния. Взрослые склонны к более тяжелому течению ветряной оспы с выраженной симптоматикой интоксикации (озноб, головная боль, ломота в теле), лихорадкой, иногда отмечается тошнота, рвота. Высыпания у детей могут возникнуть неожиданно на фоне отсутствия какой-либо общей симптоматики. У взрослых период высыпаний нередко начинается позднее, лихорадка при появлении элементов сыпи может некоторое время сохраняться.

Сыпь при ветряной оспе носит характер буллезного дерматита. Высыпания представляют собой единичные элементы, возникающие на любых участках тела и распространяющиеся без какой либо закономерности. Элементы сыпи первоначально представляют собой красные пятнышки, прогрессирующие в папулы, а затем – в мелкие ровные однокамерные везикулы с прозрачной жидкостью, спадающиеся при прокалывании. Вскрывшиеся везикулы образуют корочки. Для ветряной оспы характерно одновременное существование элементов на разных стадиях развития и возникновение новых (подсыпание).

Сыпь при ветряной оспе вызывает интенсивный зуд, при расчесывании возможно инфицирование везикул с формированием пустул. Пустулы при заживании могут оставить после себя рубец (оспину). Неинфицированные везикулы рубцов не оставляют, после отделения корочек обнаруживается здоровый новый эпителий. При нагноении сыпных элементов общее состояния обычно ухудшается, интоксикация усугубляется. Сыпь у взрослых обычно более обильна, и в подавляющем большинстве случаев из везикул формируются пустулы.

Сыпь распространяется практически по всей поверхности тела за исключением ладоней и подошв, преимущественно локализуясь в области волосистой части головы, на лице, шее. Подсыпания (возникновение новых элементов) возможно на протяжении 3-8 дней (у взрослых, как правило, они сопровождаются новыми лихорадочными волнами). Интоксикация спадает одновременно с прекращением подсыпаний. Сыпь может появляться на слизистых оболочках ротовой полости, половых органов, иногда – на конъюнктиве. Сыпные элементы на слизистых прогрессируют в эрозии и язвы. У взрослых сыпь может сопровождаться лимфоаденопатией, для детей поражение лимфатических узлов не характерно.

Помимо типичного течения, различают стертую форму ветряной оспы, протекающую без признаков интоксикации и с кратковременной редкой сыпью, а также тяжелые формы, различающиеся на буллезную, геморрагическую и гангренозную. Буллезная форма характеризуется сыпью в виде крупных дряблых пузырей, оставляющих после вскрытия долго заживающие язвенные дефекты. Такая форма характерна для людей с тяжелыми хроническими заболеваниями. Геморрагическая форма сопровождается геморрагическим диатезом, на коже и слизистых оболочках отмечаются мелкие кровоизлияния, могут возникать кровотечения из носа. Везикулы имеют коричневатый оттенок за счет геморрагического содержимого. У лиц со значительно ослабленным организмом ветряная оспа может протекать в гангренозной форме: быстро растущие везикулы с геморрагическим содержимым вскрываются с формированием некротических черных корок, окруженных ободком воспаленной кожи.

Осложнения ветряной оспы

В подавляющем большинстве случаев течение ветряной оспы доброкачественное, осложнения отмечаются не более чем у 5% больных. Среди них преобладают заболевания, вызванные вторичной инфекцией: абсцессы, флегмоны, в тяжелых случаях – сепсис. Опасным, трудно поддающимся терапии осложнением является вирусная (ветряночная) пневмония. В некоторых случаях ветряная оспа может провоцировать кератит, энцефалит, миокардит, нефрит, артриты, гепатит. К осложнениям склонны тяжелые формы заболеваний у взрослых, в особенности при сопутствующих хронических патологиях и ослабленной иммунной системе. У детей осложнения отмечаются в исключительных случаях.

Диагностика ветряной оспы

Диагностика ветряной оспы в клинической практике производится на основании характерной клинической картины. Общий анализ крови при ветряной оспе неспецифичен, патологические изменения могут ограничиваться ускорением СОЭ, либо сигнализировать о воспалительном заболевании с интенсивностью, пропорциональной общей интоксикационной симптоматике.

Вирусологическое исследование подразумевает выявление вирионов при электромикроскопии везикулярной жидкости, окрашенной серебрением. Серологическая диагностика имеет ретроспективное значение и производится с помощью РСК, РТГА в парных сыворотках.

Лечение ветряной оспы

Ветряную оспу лечат амбулаторно, за исключением случаев тяжелого течения с интенсивными общеинтоксикационными проявлениями. Этиотропная терапия не разработана, в случае формирования пустул прибегают к антибиотикотерапии непродолжительным курсом в средних дозировках. Лицам с иммунной недостаточностью можно назначать противовирусные препараты: ацикловир, видарабин, интерферон альфа (интерферон нового поколения). Раннее назначение интерферона способствует более легкому и кратковременному течению инфекции, а также снижает риск развития осложнений.

Терапия ветрянки включает меры по уходу за кожей с целью предупреждения гнойных осложнений: везикулы смазываются антисептическими растворами: 1%-й раствор бриллиантового зеленого, концентрированный – перманганата калия («зеленка», «марганцовка»). Изъязвления слизистой обрабатываются перекисью водорода в 3%-ном разведении или этакридина лактатом. Интенсивный зуд в области высыпаний облегчают, смазывая участки кожи глицерином или обтирая разведенным уксусом, спиртом. В качестве патогенетического средства назначают антигистаминные препараты. Беременным женщинам и больным с тяжелой формой назначают специфический противоветряночный иммуноглобулин.

Социальное здоровье
статья на тему

Здоровье является бесценным богатством человека. Самое главное – захотеть быть здоровым. Хочешь быть здоровым – будь им.

Скачать:

Вложение Размер
sotsialnoe_zdorove.doc 30 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье является бесценным богатством человека. Самое главное – захотеть быть здоровым. Хочешь быть здоровым – будь им.

На протяжении всей истории человечества людей волновал вопрос: как сохранить здоровье до глубокой старости? Эта проблема стала особенной, злободневной в эпоху цивилизованного общества и научно-технического прогресса. Преобразование природы существенно изменили условия жизни человека, которые пока имеют в основном отрицательный характер и ставят под угрозу здоровье людей.

Ученые выделяют 3 уровня структуры здоровья: биологический, составляющий физическое здоровье, совершенство механизмов регуляции организма и адекватность физиологических процессов, отражающих предел адаптации к внешнему миру; социальный, определяющий социальную позицию в обществе профессиональной деятельности; личностно – психологический и духовный уровень, содержание которого составляет позицию в общественно – профессиональной деятельности, личностно – психологический и духовный уровень, содержание которого составляет морально этические и духовные ценности, формирующие образ жизни.

Социальное здоровье означает способность к общению с другими людьми в условиях окружающей социальной среды и наличие личностных взаимоотношений, приносящих удовлетворение. Достаточно очевидным является тот факт, что люди, имеющие обширные социальные связи с другими членами общества, менее подвержены болезням и чувствуют себя более здоровыми и счастливыми.

Социальное здоровье является очень важным аспектом любого общества. Его можно определить как комфортное взаимодействие человека и общества на основе общечеловеческих ценностей и социальных норм. Социальное здоровье определяется готовностью к приемлемости общечеловеческих ценностей и социальных норм индивидом.

Социальное здоровье определяется тем, насколько человек ладит с другими людьми. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать отношения любви и дружбы с другими людьми, он уважает их права, умеет оказывать людям помощь и способен сам принять ее, поддерживает здоровые отношения с родственниками, умеет находить новых друзей, умеет выразить свои потребности и нужды так, чтобы они стали понятны окружающим.

Социальное здоровье характеризуют как адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, направленность на общественно-полезное дело, альтруизм (бескорыстная забота о благе других людей) и др.

Наиболее важной областью социального здоровья является социальное здоровье подрастающего поколения, так как именно в подростковом возрасте закладываются основы и принципы поведения человека в обществе, его социальное поведение и отношение к моральным ценностям.

Сегодня, даже без серьёзных научных исследований, можно отчётливо заметить снижение социального здоровья у подростков. На социальное здоровье подростков оказывает влияние степень социального здоровья в обществе и в семье.

Деградация общества и подмена ценностей закрепляет в сознании подростков извращённые ценности. Они видят перед собой примеры, когда моральное и социально–ответственное поведение взрослых приводит их на грань бедности и социальное дно. В результате, героями становятся бандиты, проститутки и коррумпированные чиновники. Как следствие, такой человек в будущем становиться проводником этих ценностей, что усугубляет деградацию общества в целом.

Социальное здоровье мужчины во многом определяется социальным здоровьем всего общества, так как мужчины являются основными носителями здоровья общества. В современных условиях общественной морали, мужчина не может чувствовать себя достаточно комфортно. Падение производства в огромной степени оказывают негативное влияние на самооценку мужчины и его социальное и физическое здоровье.

Не имея нормальной возможности реализовать себя в профессиональном плане, мужчина испытывает стресс, который ведёт к деградации личности. Это в свою очередь оказывает огромное негативное воздействие на детей в семье. Видя неспособность родителей нормально организовать свой быт, ребёнок начинает отрицать общечеловеческие ценности, стремясь к аморальному поведению и отрицанию ценности человеческой личности.

Исходя из всего вышесказанного, социальное здоровье женщины, также испытывает огромные негативные нагрузки. Из-за бедности и невозможности обеспечить нормальные условия для детей, женщины начинают испытывать постоянный стресс в стремлении улучшить условия в семье. И в этот момент наносится огромный удар по самой природе женщины, её основному предназначению, рождению и воспитанию детей.

Осознавая невозможность обеспечения нормальных условий для жизни и развития ребёнка, женщины всё чаще отказываются от возможности не только иметь много детей, но даже одного ребёнка. В результате они пытаются реализовать себя в других областях или работать на износ. Что определённо сказывается, не только на социальном, но и на физическом здоровье.

И как следствие, сложно говорить о нормальном отношении к людям пожилого возраста, их социальном, физическом и моральном состоянии.

В результате деградации подростков, общество получает взрослых людей, которые в среднем возрасте не могут и не хотят обеспечить нормальное отношение к престарелым людям. Как следствие упадка морали, появление домов престарелых и других социальных учреждений подобного типа. Но стоит отметить, что создание этих учреждений не решает проблему, так как корни её лежат в социальном нездоровье всего общества.

Социальное здоровье человека: определение, факторы и особенности

Человек создан удивительным образом. Но его жизнедеятельность и самочувствие влияет колоссальное количество факторов. Но он всё же продолжает благополучно существовать. Физическое, эмоциональное, социальное и духовное – это далеко не все социальные факторы здоровья, которые определяют качество жизни. Однако они являются основными. В этой статье особое внимание будет посвящено социальному здоровью, так как социум – неизменный спутник человека. Так или иначе, в своей жизни приходится вращаться в кругу людей. И то, насколько хорошо человек ладит с окружающими и как он при этом себя чувствует, является мерилом его социального здоровья. Это стоит рассмотреть более подробно.

Друзья и их роль в социальном здоровье человека

Во всём мире существует всего несколько способов определения социального здоровья. Решающий или основной фактор – это взаимодействие отдельного человека с социумом и его конкретными представителями. Что имеется в виду? В первую очередь речь идёт о способности заводить друзей и поддерживать с ними хорошие доверительные отношения.

Тот, кто от природы наделён этой способностью, является общительным индивидом, склонными к тесным отношениям. Он может не понимать, почему для кого-то это составляет проблему. Однако все люди разные, как и их социальное здоровье. Многим элементарное повседневное общение даётся с трудом и стоит больших эмоциональных усилий. Таких людей ни в коем случае нельзя назвать эмоционально нездоровыми. Это совсем не так. Ведь такое понятие, как социальное здоровье, измеряется не только общительностью. Это совокупность моральных принципов, психологического состояния и мировоззрения человека.

Социальное и психологическое здоровье как плод человеческих усилий

Что нужно для поддержания хорошего эмоционального тонуса? Многие врачи пришли к выводу, что благоприятная работа с творческим уклоном крайне хорошо сказывается на нервной системе. Она предотвращает множество неприятных заболеваний, связанных с работой нейронов. Физическое и социальное здоровье тесно связаны. Такой род деятельности буквально можно назвать источником благополучия. Это касается также тех, кому общение с людьми даётся с трудом. Почему?

Благоприятные факторы: любимая работа

Любимая и приятная работа раскрепощает, придаёт уверенности в себе и дарит хорошее настроение. А, как известно, все эти факторы способствуют общительности. Однако, как показывает практика, хорошая работа – это не залог социального здоровья и благополучия. Не всегда она имеет сильное влияние.

Благополучие… Практически каждый человек вкладывает в это слово своё значение. Для большинства – это идиллия, ощущение счастья и полной гармонии. Но так ли это на самом деле? Да, благополучие неразрывно связано с гармонией. Но всё же это – не отсутствие проблем, а умение, находясь в стеснённых обстоятельствах, сохранять положительный настрой.

То, что разрушает отношения в социуме

А что можно сказать о влиянии эгоизма на социальное здоровье? Эти понятия абсолютно не сопоставимы. Эгоизм способен испортить не только хорошие товарищеские отношения, но и крепкую дружбу. Одна из заповедей гласит: «Люби своего ближнего, как самого себя». И ничего мудрее до сих пор не придумано. С одной стороны, это нелегко понять, с другой – стоит над этим поразмышлять. В итоге можно прийти к выводу, что ничего сверхъестественного в этом нет. Главное – думать о людях, их чувствах и переживаниях. Не нужно быть потребителем в отношениях.

Развитие социального здоровья

Чтобы узы дружбы были крепкими, нужно научиться жертвовать и отдавать. Как это сделать и с чего начать? Для большинства друзей самым ценным ресурсом является время. Современный ритм жизни сильно затягивает. Порой ни на что, кроме работы, не остаётся времени. Некоторые сильно заблуждаются, думая, что когда они освободятся и уйдут в отпуск, тогда и смогут пообщаться. Это не так. Есть хорошее высказывание о том, кто такой настоящий друг: «Это не тот, кто говорит с тобой в свободное время, а тот, кто высвобождает время, чтобы поговорить с тобой». Вывод таков: нужно обязательно планировать дни и время, чтобы быть вместе, и уделять внимание своей семье и друзьям.

Глубокий самоанализ – верный путь к успеху

Без подобных усилий невозможно иметь никакие доверительные отношения. Каждый человек хочет, чтобы его ценили, в нём нуждались и ему уделяли внимание. Это важный аспект, на котором держится социально-духовное здоровье. Так жить нелегко. Это похоже на самую настоящую работу. Но в очередной раз подтверждается мысль о том, что счастье или социальное здоровье – это не только удачное стечение обстоятельств. Каждый сам строит свою жизнь, и то, какой она будет, не что иное, как результат собственный усилий.

Собственное перевоплощение

Пытаться поменять окружающих – это зачастую неблагодарная и неприятная работа. Пожалуй, стоит начать с себя. Время от времени нужно делать небольшую, а иногда и детальную самопроверку. Следует проанализировать свои нравственные и моральные ценности, жизненные приоритеты и мотивы. Образ жизни тоже может многое сказать о том, насколько человек социально здоров. Как уже говорилось выше, не всем легко общаться и находить общий язык с людьми. Однако если человек своим поведением вызывает удивление, например не выходит на улицу или избегает общения, возможно, нужно что-то поменять.

Мы и общество: социальное здоровье

Социальное здоровье – состояние организма человека, определяющее его способность взаимодействовать с обществом или социумом.

Это здоровье складывается под влиянием людей, которые так или иначе присутствуют в нашей жизни: семья, друзья, любимые люди, одноклассники и сокурсники в вузе, коллеги по работе, соседи и т.п.

Различие между психическим и социальным здоровьем весьма условно: психическое здоровье и человеческие качества каждой отдельной личности не существуют вне социума, и потому общество влияет на здоровье человека. Это влияние бывает как позитивным, так и негативным. Например, недостатки воспитания, неблагоприятная ситуация в семье или в коллективе могут вызвать деградацию личности, в результате чего изменится отношение к себе и к обществу.

Социальное здоровье состоит из нескольких компонентов:

  • Нравственность – совокупность морально-этических качеств, идеалов и ценностей. Основоположник валеологии, «общей теории здоровья», И.И.Брехман выделяет нравственность не просто как составную часть здоровья, а как «основополагающий аспект в структуре личности».Основными качествами человека, отражающими нравственное здоровье (или нездоровье), являются способности:
    • осознавать свободу воли или свободу выбора;
    • осознавать качества собственной воли;
    • иметь «обратную связь» и способность к самооценке;
    • осознавать уверенность и определенность в настоящем и будущем;
    • прогнозировать и оценивать события; помнить события и связанные с ними переживания;
    • осознавать различие между добром и злом;
    • испытывать чувства любви, веры, достоинства, стыда;
    • радоваться, чувствовать себя счастливым; иметь чувство смешного и чувство юмора; испытывать горе (свое и чужое);
    • понимать красоту и стремиться к ней; способность к творчеству (музыкально-поэтическому, научному, техническому, педагогическому, организаторскому);
    • удивляться; понимать в чем-либо особый и (или) переносный смысл.
  • Социальная адаптация – способность приспосабливаться к изменчивым условиям социальной среды или жизни, способность преодолевать психологические барьеры и переживать стрессовые ситуации.

Для успешной адаптации необходимо учиться управлять своим поведением в новых жизненных условиях. Основные проявления социальной адаптации – взаимодействие (в том числе общение) человека с окружающими людьми и его активность.

Формирование социального здоровья человека неразрывно связано с социализацией (процесс и результат становления личности, усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу (группе, семье)). Социализация – это процесс непрерывный, сопутствует человеку на всех его возрастных этапах. Она может идти как целенаправленно, т.е. в процессе воспитания и самовоспитания, так и стихийно – под воздействием факторов общественного бытия.

Результат социализации – это:

  • формирование тех черт, которые востребуются в данном обществе (социализованность);
  • становление самосознания и активной жизненной позиции личности;
  • развитие контактов индивида с другими людьми и совместной с ними деятельности.

Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время способность противостоять ему в тех ситуациях, когда это препятствует саморазвитию, самоопределению, самореализации. Нарушение такого равновесия ведет к появлению так называемых жертв социализации – конформистов, полностью идентифицирующих себя с обществом, или, наоборот, «непризнанных гениев», «бунтарей», обособленных, не адаптированных к обществу людей.

При формировании психического и социального здоровья, становлении самосознания очень важным является процесс получения представлений о своих идеалах, ценностях, мотивах поведения, достоинствах и недостатках и пр., т.е. процесс познания себя, самооценка личности и результатов своей деятельности.

Самооценка – важный регулятор поведения, влияет на развитие личности и на эффективность деятельности. Неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка, а также неустойчивая самооценка деформирует внутренний мир личности, препятствуют психическому и социальному здоровью.

Иногда возникает расхождение между самооценкой и оценкой со стороны окружающих. Если оценка выше самооценки, то расхождение между ними может стать фактором, стимулирующим развитие личности. Если же самооценка превосходит оценку окружающих, то такое расхождение может привести к конфликту (а тем самым и к нарушению здоровья).

Успешность педагогического воздействия в значительной степени определяется тем, какую самооценку удается сформировать. Высокая адекватная, дифференцированная, обоснованная самооценка позволяет легче усваивать новый материал, уверенно браться за новое дело, активно высказывать свое мнение и критично воспринимать опыт других. Для воспитания положительной самооценки у детей необходима доброжелательность, разумная требовательность и одобрение даже в тех случаях, когда их поведение или выполненная работа нам не нравится. При этом ребенку важно объяснить, что осуждение (плохая оценка) направлено на конкретное действие, а не на него самого (не на личность).

В наше время многие жалуются на социальное нездоровье, считают, что моральные устои человечества пошатнулись, а люди все меньше умеют приспосабливаться к экстремальным ситуациям.

И проблемы на самом деле существуют. Социальные сети и интернет для многих становятся заменителями реальной жизни. Рост националистических настроений и насилие, и в то же время пассивное отношение, всеобщая лень, равнодушие и стремление к накоплению – все это действительно отравляет социальное здоровье.

Однако, борьба с этим начинается с каждого человека по отдельности. Когда каждый из нас сознательно займется переосмыслением своих личностных качеств (прежде всего таких, как активность и ответственность), выберет свои идеалы и то, как он будет их добиваться, формируя здоровые связи с обществом, тогда и изменится ситуация в сфере социального здоровья. Успехов вам на этом пути и будьте здоровы!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector