Сава Морозов. Промышленник по профессии, художник в душе

Сава Морозов. Промышленник по профессии, художник в душе

Савва Мамонтов — промышленник по профессии, художник в душе

В минувшие выходные в Ялуторовске завершился XVII открытый фестиваль народного творчества имени Саввы Мамонтова.
В рамках традиционного творческого форума в городе декабристов проходили экскурсии, выставки, презентации, интересные встречи. В один из фестивальных дней в купеческой гостиной музея собрались почетные гости, среди которых — депутаты Ялуторовской городской Думы, ведущие предприниматели Ялуторовска и Тюмени, председатель Союза журналистов Тюменской области Владимир Кузнецов, председатель регионального отделения общероссийской организации «Деловая Россия» Лариса Невидайло. Поводом для встречи стало подписание договора о проведении областного конкурса СМИ имени Саввы Мамонтова «Предпринимательство и благотворительность».
В творческом состязании могут принять участие молодые журналисты (в возрасте до 30 лет) и студенты тюменских вузов. Авторов лучших работ отметят почетными дипломами и ценными призами. Студенты также получат дипломы и, кроме того, годовые стипендии им. Саввы Мамонтова Тюменского регионального отделения общественной организации «Деловая Россия». На конкурс принимаются материалы, опубликованные в печатных или электронных СМИ с 10 марта по 10 декабря нынешнего года. Присланные работы будет оценивать жюри, возглавляемое сопредседателями — Владимиром Кузнецовым и Ларисой Невидайло. Торжественная церемония награждения победителей состоится 20 декабря.
Идея провести такой конкурс возникла не случайно: в октябре нынешнего года отмечается 170-летие со дня рождения Саввы Мамонтова, купца и мецената. Молодым журналистам предоставляется возможность раскрыть образ современного предпринимателя.
— Сегодня молодые люди не рвутся в предприниматели: им хочется стабильности, спокойной жизни. Каким большинству россиян видятся представители малого и среднего бизнеса? — рассуждала Лариса Невидайло. — Несколько лет назад в ходу было такое определение: «новые русские», странноватые личности в малиновых пиджаках и толстых золотых цепях. Современное представление о бизнесменах — не намного лучше. Как нажили свое состояние? Что-то вовремя приватизировали, просто повезло, с неба упало. Это не так. Многие создавали свое дело с нуля, рисковали. Сейчас, добившись определенного положения, предприниматели готовы поддерживать интересные творческие проекты.
— Традиции меценатства и благотворительности живы в нашем городе, — заверил Павел Белоглазов, директор Ялуторовского музейного комплекса. — Ни одно мероприятие не обходится без помощи друзей-предпринимателей. Примером сотрудничества культуры и бизнеса может служить фестиваль народного творчества имени Саввы Мамонтова.
Он проводится в Ялуторовске с 1994 года. На конкурс, посвященный памяти мецената, певца, музыканта, режиссера, актера, драматурга, скульптора, съезжаются ежегодно коллективы из Нижнего Тагила, Тобольска, Тюмени, Шадринска, Екатеринбурга.
Семья Мамонтовых всего несколько лет прожила в Ялуторовске, но здесь очень бережно хранят все, что связано с именем легендарного земляка. Между тем до 1991 года горожане (за редким исключением), не знали, что Сибирь — малая родина Саввы Мамонтова. Музейным работникам удалось найти в метрической книге запись от 2 октября (по старому стилю) 1841 года. В этот день был «рожден Савва Мамонтов в семье Ивана Федоровича Мамонтова и его жены Марии Тихоновны». Крещен он был в ялуторовской церкви Вознесения Господня.
Когда музейщики вернули имя мецената из забвения, реакция людей оказалась неоднозначной. Многие недоумевали: с чего вдруг музей заинтересовался «представителем загнивающего капитализма»? Несмотря на спорное отношение к личности Саввы Ивановича, неутомимым исследователям удалось провести в Ялуторовске Мамонтовские дни. Время — лучший судья. Оно все расставляет по своим местам.
В 1991-м в сибирской глубинке побывали потомки Мамонтова — Николай Щельцын и Всеволод Волков. А в 1992 году, с 23 по 28 марта, в Ялуторовске состоялся областной конкурс юных пианистов имени Саввы Мамонтова. Свое творчество на нем представили 49 участников. Лауреатов конкурса отметили денежными премиями. Их выделил «Мамонтовский дом» — Национальная ассоциация поощрения искусства и промышленности. Она была создана в 1992 году потомками Мамонтова.
С конкурса пианистов и начинался популярный сегодня фестиваль народного творчества. Он открыт для талантов. Попробовать свои силы в литературе, живописи, танцах и других видах искусства может любой желающий. «Ограничений по возрасту и образованию у нашего фестиваля нет. В этом — главное отличие от других конкурсов. Жюри оценивает выступления и ребятишек детсадовского возраста, и ветеранов, — заметила Ирина Звиададзе, председатель комитета по культуре и туризму администрации Ялуторовска. — Люди благодарят за предоставленную возможность показать себя. Когда фестиваль только появился, мы волновались: приживется ли? Сейчас ясно: опасения оказались напрасными. Каждый год фестиваль привлекает новых участников, зажигает звездочки. »
По традиции конкурс проходит в дни весенних каникул. Завершается балом меценатов. В нынешнем году гала-концерт лауреатов и бал пройдут 9 апреля во Дворце культуры Ялуторовска.
. Современники Саввы Мамонтова уверяли: у него был «нюх на таланты». Благодаря этой удивительной способности предпринимателя мир узнал Виктора Васнецова, Михаила Врубеля, Федора Шаляпина. До встречи с Мамонтовым малоизвестный начинающий певец был связан жестким контрактом с Императорским театром. Савва Иванович убедил Шаляпина разорвать контракт, заплатил огромную неустойку — и пригласил в свой театр. Увлеченный искусством промышленник помогал организовывать выставки передвижников, финансировал издание газет и журналов. Друзья называли Мамонтова Саввой Великолепным, по аналогии с выдающимся меценатом эпохи Возрождения — итальянским герцогом Лоренцо Великолепным.
— Мамонтов умел сочетать дела предпринимательские и интересы культуры, — рассказала Лидия Плоскова, заведующая сектором экспозиционно-выставочной деятельности Ялуторовского музейного комплекса. — Он мог бы стать актером, художником, скульптором. Но не бросил семейное дело. Как сам признавался, оно «уж больно полюбилось — и удача заманчива. »
В 1870 году Савва Мамонтов купил усадьбу Абрамцево, принадлежавшую известному писателю Сергею Аксакову. Она стала одним из центров русского искусства. Здесь образовалось знаменитое творческое содружество «Абрамцевский художественный кружок». Совместные чтения в столовой абрамцевского дома постепенно превратились в домашний театр.
— Одной из популярных забав в Абрамцево были «живые картины», — рассказала Лидия Александровна. — Хозяева или гости усадьбы «оживляли» известное полотно. Участникам игры предлагалось угадать название работы, вспомнить автора.
Собравшиеся в купеческой гостиной музейного комплекса тоже смогли проверить свою эрудицию. На несколько минут здесь «ожили» герои картин Павла Федотова «Свежий кавалер, или Утро чиновника, получившего первый крестик», «Сватовство майора».
. Фестиваль имени Саввы Мамонтова завершился. Однако в юбилейный год промышленника и мецената сотрудники Ялуторовского музейного комплекса задумали еще одно грандиозное мероприятие — выставку, знакомящую с жизнью и творчеством Саввы Ивановича.
— Мы сотрудничаем с Абрамцевским музеем. Благодаря фестивалю познакомились и с театральным музеем имени Алексея Бахрушина, — рассказала Надежда Шестакова, заместитель директора музейного комплекса по научно-просветительской работе. — В прошлом году там работала выставка «Жизнь коротка, искусство вечно. Страницы истории частной русской оперы. С.И.Мамонтов — С.И.Зимин». Там было представлено около 200 экспонатов: эскизы костюмов и декораций, шаржи и зарисовки, афиши и программы, а также сценические костюмы, в том числе костюм Федора Шаляпина к партии Мефистофеля. Первое выступление Шаляпина в Москве было в роли Мефистофеля в опере «Фауст» Шарля Гуно. Хотелось бы эту экспозицию (немного измененную) показать в Ялуторовске, Тюмени, Тобольске в канун 170-летия Саввы Мамонтова.
Смелый и, безусловно, интересный проект требует серьезной финансовой поддержки. Он станет возможным, если музейному комплексу удастся найти меценатов и благотворителей.

Сава Морозов. Промышленник по профессии, художник в душе

Многие из нас склонны с восхищением смотреть на успешных людей запада – жива еще вера в великую американскую мечту – успех с нуля. Между тем история предпринимательства в России просто пестрит примерами людей, путь к успеху которых был не менее сложным. А сам успех был не менее триумфальным. Савва Морозов – легендарный московский предприниматель, который изо всех сил пытался перестроиться, стать тонко чувствующим, понимающим искусство, человеком, способным жертвовать собой. И у него это получилось. Несмотря на миллионы.

“Новые русские” звучит обидно. Народная молва рисует нуворишей, бездуховных богачей-самодуров, которым, как они не тужься, не допрыгнуть до просвещенного купечества начала века.

В начале XX века верхушку московского купечества составляли два с половиной десятка семей – семь из них носили фамилию Морозовы. Самым именитым в этом ряду считался крупнейший ситцевый фабрикант Савва Тимофеевич Морозов.

О точных размерах морозовского капитала сегодня можно только догадываться. “Т-во Никольской мануфактуры Саввы Морозова, сын и Ко” входило в тройку самых прибыльных производств России. Одно жалование Саввы Тимофеевича составляло 250 тысяч рублей в год. Для сравнения: тогдашний министр финансов Сергей Витте получал в десять раз меньше (и то большую часть суммы Александр III доплачивал “незаменимому” Витте из своего кармана).

Читать еще:  Стоит ли в условиях кризиса брать потребительский кредит?

Савва принадлежал к поколению “новых” московских купцов. Начал семейное дело дед и тезка Саввы – хозяйственный мужик Савва Васильевич Морозов, который родился крепостным, но сумел пройти все ступени мелкого производителя и стать крупнейшим текстильным фабрикантом. За 17 тысяч рублей – огромные по тем временам деньги – Савва получил “вольную” от дворян Рюминых, и вскоре бывший крепостной Морозов был зачислен в московские купцы первой гильдии.

Дожив до глубокой старости, Савва Васильевич так и не одолел грамоты, что не мешало ему отлично вести дела. Своим сыновьям он завещал четыре крупные фабрики, объединенные названием “Никольская мануфактура”.

Кстати Сегодня около 70 % всех миллионеров Китая не имеют высшего образования.

В семье Морозовых экономили на электричестве. Семья Морозовых была старообрядческая и очень богатая. Особняк в Большом Трехсвятительском переулке Москвы имел зимнюю оранжерею и огромный сад с беседками и цветниками.

Будущий капиталист и вольнодумец воспитывался в духе религиозного аскетизма, в исключительной строгости. В семейной молельне ежедневно служили священники из Рогожской старообрядческой общины. По субботам в доме меняли нательное белье. Братьям, старшему Савве и младшему Сергею, выдавалась только одна чистая рубаха, которая обычно доставалась Сереже – маминому любимчику. Савве приходилось донашивать ту, что снимал с себя брат. Более чем странно для богатейшей купеческой семьи, но это было не единственное чудачество хозяйки. Занимая двухэтажный особняк в 20 комнат, она не пользовалась электрическим освещением, считая его бесовской силой. По этой же причине не читала газет и журналов, чуралась литературы, театра, музыки. Боясь простудиться, не мылась в ванне, предпочитая пользоваться одеколонами. И при этом держала домашних в кулаке так, что они рыпнуться не смели без ее дозволения.

Тем не менее, перемены неумолимо вторгались в эту прочно устоявшуюся старообрядческую жизнь. В морозовской семье уже были гувернантки и гувернеры, детей – четверых сыновей и четырех дочерей – обучали светским манерам, музыке, иностранным языкам. Применялись при этом веками испытанные “формы воспитания” – за плохие успехи в учебе юную купеческую поросль нещадно драли.

Дом Саввы Морозова.

Быстрое принятие решений – залог успеха. Савва не отличался особым послушанием. По его собственным словам, еще в гимназии он научился курить и не верить в Бога. Характер он унаследовал отцовский: решения принимал быстро и навсегда.

Савва поступил на физико-математический факультет Московского университета. Там серьезно изучал философию, посещал лекции по истории. Потом продолжил образование в Англии. Изучал химию в Кембридже, работал над диссертацией и одновременно знакомился с текстильным делом. В 1887-м, после морозовской стачки и болезни отца, вынужден был вернуться в Россию и принять управление делами. Было Савве тогда 25 лет.

Вплоть до 1918 года Никольская мануфактура была паевым предприятием. Главным и основным пайщиком мануфактуры была мать Саввы – Мария Федоровна: ей принадлежало 90% паев.

В делах производственных Савва не мог не зависеть от матери. По сути он был совладельцем-управляющим, а не полноправным хозяином. Но Савва Второй не был бы сыном своих родителей, не унаследуй он от них неуемную энергию и большую волю. Сам о себе он говорил: “Если кто станет на моей дороге, перейду и не сморгну”.

– Пришлось мне попотеть, – вспоминал потом Савва Тимофеевич. – Оборудование на фабрике допотопное, топлива нет, а тут конкуренция, кризис. Надо было все дело на ходу перестраивать.

Он выписал из Англии новейшее оборудование. Отец был категорически против – дорого, но Савва переломил отставшего от жизни папеньку. Старику претили нововведения сына, но в конце концов он сдался: на мануфактуре были отменены штрафы, изменены расценки, построены новые бараки. Тимофей Саввович топал на сына ногами и ругал его социалистом.

– А в добрые минуты, совсем уж старенький – гладит меня, бывало, по голове и приговаривал: “Эх, Саввушка, сломаешь ты себе шею”.

Дела в Товариществе шли блестяще. Никольская мануфактура занимала третье место в России по рентабельности. Морозовские изделия вытесняли английские ткани даже в Персии и Китае. В конце 1890-х годов на фабриках было занято 13,5 тысяч человек, здесь ежегодно производилось около 440 тысяч пудов пряжи, почти два миллиона метров ткани.

Втайне Мария Федоровна гордилась сыном – Бог не обделил его ни умом, ни хозяйской сметкой. Хотя и сердилась, когда Савва распоряжался сначала по-своему, как считал нужным, и лишь затем подходил: “Вот, мол, маменька, разрешите доложить. ” В быту не прихотлив, без вредных привычек…

Вообще, матушкины уроки не пропали даром. По отношению к себе Савва Морозов был крайне неприхотлив, даже скуп – дома ходил в стоптанных туфлях, на улице мог появиться в заплатанных ботинках. В пику его непритязательности, мадам Морозова старалась иметь только “самое-самое”: если туалеты, то самые немыслимые, если курорты, то самые модные и дорогие.

Доходило до курьеза. На открытии Нижегородской ярмарки Савва Тимофеевич как председатель ярмарочного биржевого комитета принимал императорскую семью. В ходе торжественной церемонии ему высказали замечание, что шлейф платья его жены длиннее, чем у венценосной особы.

Савва на женины дела смотрел сквозь пальцы: обоюдная бешеная страсть скоро переросла в равнодушие, а потом и в совершенное отчуждение. Они жили в одном доме, но практически не общались. Не спасли этот брак даже четверо детей.

Московский Художественный Академический театр

Средства против богатства . Несмотря на то, что жена Морозова Зинаида Григорьевна изо всех сил пыталась соответствовать статусу светской дамы, устраивать приемы и блистать на балах, настоящее духовное богатство было присуще в их семье Савве Тимофеевичу. Ведя строгий счет каждому целковому, Савва не скупился на тысячные расходы ради хорошего дела. Он давал деньги на издание книг, жертвовал Красному кресту, но его главный подвиг – финансирование МХАТа. Только строительство здания театра в Камергерском переулке обошлось Морозову в 300 тысяч рублей.

В 1898 году МХАТ поставил спектакль “Царь Федор Иоанович” по пьесе Алексея Толстого. Савва Морозов, случайно заехав вечером в театр, пережил глубокое потрясение и с тех пор стал горячим поклонником сценического искусства. Морозов не только щедро жертвовал деньги – он сформулировал основные принципы деятельности театра: сохранять статус общедоступного, не повышать цены на билеты и играть пьесы, имеющие общественный интерес.

Савва Тимофеевич был натурой увлекающейся и страстной. Наверное, именно поэтому увлекшись раз актрисой Марьей Федоровной Андреевой, он навсегда сделался поклонником искусства. Бог дал ему не только «стартовый» родительский капитал, но и возможность его приумножить. Но самое главное – он одарил его чуткой душой, которая не приемлет лжи и фальши. Было ли для него богатство обузой, испытанием или наградой не известно, но ясно, что он не перенес духовного вакуума, который окружал его последние годы жизни.

Память не купишь

Прожив недолгую жизнь, Морозов оставил о себе память не просто как богатый человек, а как меценат. Он помогал и отдельным лицам, и различным учреждениям, организациям. Пожертвования иногда были весьма значительными: несколько десятков тысяч рублей – на строительство родильного приюта при Староекатерининской больнице, 10 тыс. рублей – “на дело призрения душевнобольных в Москве”.

Савва Тимофеевич Морозов принадлежит к числу необычных, удивительных людей, достойных памяти народа. Его деятельность протекала в бурное, сложное, неоднозначное время: рушились старые авторитеты, архаичные представления, взгляды; все новое неумолимо врывалось в повседневную жизнь. Родившийся и выросший в консервативной купеческой среде, он во многом преодолел религиозные и корпоративные предрассудки, смог понять или почувствовать насущные задачи общественного развития.

Отечественные предприниматели были чрезвычайно трудолюбивы. Даже главы крупных династий, сказочно богатые, много и упорно работали – это было в крови русского делового человека.

Савва Морозов

С авва Морозов был одним из самых богатых людей Российской империи. Потомственный предприниматель и меценат всё свое время посвящал семейному делу – его предприятие считалось одной из самых прибыльных компаний страны. Морозов был меценатом, которого знала вся Россия: он строил для рабочих больницы и дома, ввел на своих фабриках декретный отпуск, финансировал большевиков и добивался сокращения рабочего дня для тех, кто трудится на производствах. Савва Морозов финансировал строительство и развитие Московского художественного театра: помощь имя мецената и его портрет даже выгравировали на значке к 10-летию МХТ вместе с изображениями основателей театра Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко.

Детство в купеческой семье

Династия Морозовых происходила из старообрядческого рода купцов и предпринимателей. Дед будущего мецената в 1821 году выкупился из крепостной зависимости и создал собственную ткацкую фабрику. Его преемником стал младший сын Тимофей. Он руководил Московской биржей, а позже открыл Никольскую хлопчатобумажную мануфактуру. В 1846 году Тимофей Морозов женился на наследнице купеческого рода Солдатёнковых – Марие Симоновой. Имея равную долю в предприятиях мужа, она много помогала бедным: финансировала строительство церквей, больниц и приютов.

Читать еще:  Оптовая торговля

У Тимофея и Марии Морозовых было десять детей, четверо из которых не дожили и до трех лет. Зимой 1862 года в городе Зуево (сегодня Орехово-Зуево) родился сын Савва. Несмотря на достаток, всех детей воспитывали в строгости, не разрешали выходить за пределы усадьбы. Отец часто был занят делами, а мать больше всего времени проводила с самым младшим сыном, Сергеем.

С детства у Саввы Морозова был упрямый характер, за что его иногда называли Бизоном. Подруга детства Мария Крестовникова вспоминала: «Савва, годом меня старше, был невысок ростом, но коренасто сложенный. Прекрасные волнистые русые волосы и необыкновенно приятный рот с полными губами и белыми ровными зубами, а главное, необыкновенно прямая, добрая и милая улыбка по временам делала его очень красивым. Он… всегда всё первый знал и предугадывал и прекрасно, как мы это называли, вел политику с родителями».

Благодаря своему упорству он быстро схватывал учебный материал, который давали домашние учителя. Особенно преподаватели отмечали его способности к точным наукам. В 14 лет он пошел в Московскую мужскую гимназию №4. Морозов был круглым отличником по математике и физике. После занятий любил играть в карты. Позже он вспоминал: «В гимназии я научился курить и не веровать в бога».

«От мануфактуры к фабрике»: начинающий предприниматель

После окончания гимназии в 1881 году, Савва Морозов поступил на физико-математический факультет Императорского Московского университета. На естественном отделении он изучал химию, на занятиях разрабатывал красители. В свободное время ходил на лекции по философии, истории и политэкономии.

Изучать химию Морозов продолжил в английском Кембридже, где собирал материалы для своего исследования. После университета посещал фабрику в Манчестере, чтобы познакомиться с местной текстильной промышленностью – после учебы ему предстояло возглавить семейное дело. Его отец жестко руководил рабочими Никольской мануфактуры, штрафовал даже за малейшую ошибку или отставание от нормы. Из-за суровых условий в 1885 году здесь устроили первую в России рабочую стачку, известную как «морозовская». Младший же Морозов собирался стать демократичным руководителем и уделять больше внимания социальным вопросам.

В 1887 году Савва Морозов вернулся из Англии, защитил диссертацию и сразу же приступил к делам отца. В 25 лет он стал управляющим Товариществом Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко» и Трехгорным пивоваренным товариществом. На фабрике начались радикальные преобразования. Прежде всего, Морозов отменил штрафы, построил для работников дома и больницу, заказал из Англии новейшее оборудование. Работницы начали получать декретный отпуск, а способные сотрудники – учиться техническим специальностям. Никольская мануфактура быстро стала самым прибыльным текстильным предприятием в стране, ее продукция занимала призовые места на выставках и ярмарках.

Личная жизнь Саввы Морозова

Летом 1895 года Савва Морозов приехал в гости к двоюродному племяннику Сергею – они были почти одного возраста. Там Морозов влюбился в жену племянника, Зинаиду Зимину, дочь купца второй гильдии. Она ответила взаимностью.

Через год Зимина развелась с мужем и обручилась с Саввой Морозовым. Семья была против, в старообрядческой среде расторгать брак и жениться на разведенных было большим грехом. Но Морозов пошел против воли родителей. Для своей молодой жены он купил особняк на Большой Никитской улице, а через пять лет по проекту Федора Шехтеля перестроил дом на Спиридоновке. У Саввы Морозова и Зинаиды Зиминой родилось четверо детей.

В 1898 году купец познакомился с актрисой МХТ Марией Андреевой. Сначала он ходил на ее спектакли, а позже влюбился. Несмотря на то, что артистка была замужем за статским советником Андреем Желябужским, она ответила взаимностью на ухаживания Морозова. Промышленник готов был выполнить любое ее желание, и Андреева убедила его финансировать социал-демократическую партию, в которой состояла. В итоге Савва Морозов жертвовал миллионы рублей на все съезды партии и развитие пролетарской газеты «Искра». Через четыре года актриса ушла к Горькому, а Морозов вернулся к своей семье.

На строительстве МХТ

Как и все члены семьи, Савва Морозов занимался меценатством. На интересные, по его мнению, предприятия Морозов не жалел никаких денег. Мать говорила о нем: «Горяч Саввушка. Увлечется каким-либо новшеством, с ненадежными людьми свяжется, не дай Бог».

В 1898 году новым детищем Морозова стал Московский художественный театр. Труппе требовалось новое помещение и режиссеры Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко приглашали к участию богатых купцов. Морозов сразу согласился помочь.

Савва Морозов даже переехал на всё лето на стройку в Камергерском переулке и жил в небольшой комнатушке возле конторы. Когда домашние уехали за город, он превратил собственную ванную в лабораторию, где создавал краску для электрических ламп, которые давали бы подходящий свет для сцены. Также купец сам продумывал внутреннее оформление театра. Он советовался с Немировичем-Данченко: «Белое с серебром изящнее, чем с золотом, не правда ли? Золото кричит… В театре должны быть спокойные краски, чтоб ничто не отвлекало зрителей от сцены».

Строительство закончили в рекордные сроки, всего за несколько месяцев. Константин Станиславский вспоминал: «Савва Тимофеевич Морозов не отставал от нас. Мы любовались, глядя, как он, солидный, немолодой человек, лазил по лестнице, вешая драпировки, картины, или носил мебель, вещи и расстилал ковры. С трогательным увлечением он отдавался этой работе. ». После открытия театра Морозов продолжал его финансировать. Он хотел, чтобы МХТ был общедоступным, а цены на билеты оставались низкими. За помощь театру имя мецената Саввы Морозова и его портрет выгравировали на значке к 10-летию МХТ вместе с изображениями Станиславского и Немировича-Данченко.

Либеральные идеи «даровитого русского дельца»

К концу 90-х XIX века имя Саввы Морозова было хорошо известно в России. Он возглавлял Нижегородскую ярмарку, входил в Совет торговли и мануфактур и Общества по содействию развитию легкой промышленности. Имя промышленника чаще стало появляться в московской прессе.

В это же время Савва Морозов особенно много помогал социал-демократам: финансировал газеты, нелегально провозил типографские шрифты через границу, в своем доме скрывал от властей революционера Николая Баумана.

Некоторые современники считали, что это общение подпитывало и то, что всю жизнь Морозов провел в старообрядческой среде со строгими распорядками, устоявшимися укладами, аскетичным образом жизни. Прозаик Марк Алданов писал: «Ему чрезвычайно опротивели люди вообще, а люди его круга в особенности». Однако Савва Морозов не стал революционером сам, а вскоре и вовсе перестал поддерживать тайное оппозиционное течение.

Борьба за права рабочих

22 января 1905 года в Петербурге разогнали митингующих, которые требовали у императора подписать Петицию о рабочих нуждах. Этот день вошел в историю как Кровавое воскресенье. После него Савва Морозов написал докладную записку «О причинах забастовочного движения. Требования введения демократических свобод», в которой высказал свое мнение по поводу стачек в стране. Он отстаивал права рабочих на свободу слова, печати, образования и неприкосновенности личности и считал, что не нужно привлекать полицию на любые мирные забастовки.

В феврале на Никольской мануфактуре началась забастовка. Рабочие требовали восьмичасового рабочего дня и повышения зарплаты. Сам Морозов не мог принимать решения, потому что по документам предприятие принадлежало матери. Она договариваться с рабочими не хотела. Инициативу Саввы Морозова, изложенную в докладе, не поддержало и правление мануфактуры. В середине марта 1905 года на рабочем совещании письмо купца уничтожили.

В это же время от предпринимателя ушла Мария Андреева. Морозов стал замкнутым, почти нигде не появлялся, не хотел никого видеть. Мать и жена обратились к врачам, которые заключили, что у него: «тяжелое общее нервное расстройство, выражавшееся то в чрезмерном возбуждении, беспокойстве, бессоннице, то в подавленном состоянии, приступах тоски и прочее».

Весной 1905 года вместе с женой Морозов уехал на лечение во Францию. Супруги остановились в «Ройял-отеле» в Каннах. Днем 26 мая он остался один в номере. Позже рядом с его телом обнаружили пистолет и записку: «В смерти моей прошу никого не винить». Савве Морозову было 43 года.

Тело Морозова перевезли в Москву и похоронили на старообрядческом Рогожском кладбище. В городе еще долго ходили слухи, что гроб был пустым, а сам Савва Морозов живет в российской глубинке.

Читать еще:  Пять способов стать экономнее

Интересные факты о жизни Саввы Морозова

1. Савва Морозов и Константин Станиславский познакомились еще в детстве. Купеческий сын Константин Алексеев (прим. ред. : настоящая фамилия режиссера) поступил в Московскую мужскую гимназию №4 на год раньше, чем братья Морозовы. Вместе с Алексеевым они дружили с детьми семьи Перевозчиковых – Дмитрием и Марией (прим. ред.: актриса МХТ Мария Лилина). В 1899 году Константин Алексеев и Мария Перевозчикова поженились. Учебное заведение славилось суровыми порядками, которые описал в своих воспоминаниях Станиславский: «Из-за самых пустых причин, без всякого разбора дела детей сажали в карцер. А в карцере были крысы. Ходили даже сплетни, будто их там нарочно разводили, – вероятно, с педагогической целью, чтобы наказание было действительнее».

2. Во время работы на Никольской мануфактуре Морозов контролировал все производственные этапы. Чтобы не зависеть от поставок из-за границы, он покупал в Средней Азии земли и выращивал на них собственный хлопок.

3. Савва Морозов развивал в России химическое производство. На фабриках в селе Всеволодо-Вильва Пермской губернии и на реке Иваке он выпускал разные реагенты: уксусную кислоту, древесный и метиловый спирт, ацетон, денатурат.

4. В усадьбе Покровское-Рубцово Морозов содержал конный двор. Ему принадлежали лучшие в России лошади: вороной рысак Ташкент и гнедая Наяда. Они участвовали в московских скачках и выигрывали призовые места.

5. Общие положения, которые Савва Морозов описал в докладной записке «О причинах забастовочного движения. », в 1905 году отразил председатель Комитета министров Сергей Витте в государственных документах. Среди них – царский Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» и первый закон о профсоюзах «Временные правила о профессиональных обществах, учреждаемых для лиц, занятых в торговых и промышленных предприятиях, или для владельцев этих предприятий». Эти законодательные акты объявляли свободу слова, собраний, союзов.

6. Через два года после смерти Морозова, жена продала особняк на Спиридоновке предпринимателю Михаилу Рябушинскому. Архитектурные детали здания в неоготическом стиле совпадают с описанием дома Маргариты из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Часть исследователей считает, что именно здесь автор «поселил» героиню.

7. Морозов стал прототипом персонажей во многих произведениях Горького, среди которых – «Егор Булычов и другие», «Дело Артамоновых». Их герои тоже занимались меценатством и помогали революционерам.

8. Родственники Морозова по линии Абрамовичей в конце ХIХ века собирали произведения европейских импрессионистов. В коллекции Ивана и Михаила Морозовых были работы Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Пабло Пикассо и многих других художников.

9. О жизни Саввы Морозова снимали фильмы российские режиссеры. В ленте 1967 года «Николай Бауман» купца сыграл Ефим Копелян, а в исторической драме «Красный дипломат. Страницы жизни Леонида Красина» – литовский актер Донатас Банионис. В 2007 году на экраны вышел сериал «Савва Морозов», а через четыре года режиссер Владимир Фатьянов снял документальный фильм «Роковая любовь Саввы Морозова». В него вошли документы и фотографии из архива семьи.

«Савва Мамонтов – промышленник по профессии, художник в душе»

Культура / 10 октября 2011 г. 06:19

Выставка под таким названием откроется сегодня во Владимирской областной научной библиотеке имени Горького. Она посвящена 170-летию со дня рождения Саввы Мамонтова.

Жизнь промышленника Саввы Мамонтова – это драма незаурядного, талантливого, способного к неординарным поступкам человека. Он строил железные дороги, был создателем «Частной русской оперы», открыл миру Шаляпина, Сурикова, Репина, Васнецова, Коровина, Поленова, Антокольского. Под конец жизни Мамонтов полностью разорился, потерял репутацию и был уже не способен заниматься предпринимательской деятельностью. Но до последнего дня Савва сохранил любовь к искусству и преданность старых друзей.

В начале XXI века в России Савве Мамонтову были поставлены памятники – в Ярославле и Сергиевом Посаде. Так после многих лет имя этого выдающегося человека обрело заслуженное признание заново.

  • Владимирская филармония приглашает на музыкальный флешмоб
    21 января 2020 г. 12:49
  • Во Владимире пройдет областное торжественное мероприятие, посвященное дню пожилых людей
    3 октября 2011 г. 06:25

  • «Ростелеком» начал продажи решения «СКИТ» в Центральной России (1)
  • Ансамбль «Русь» представит «Краски народов мира» (4155)
  • Программа «Ростелекома» и Федерации фигурного катания на коньках России «Звездная дорожка»: развитие по спирали (1)
  • В «Липках» открыт прокат спортинвентаря (1942)
  • Снегопад и гололед: детей в садик рекомендуют не водить (5)

Все комментарии

Другие фоторепортажи

Сетевое издание «Информационное агентство «ВИП «Новости33.ру»

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-72232 от 24 января 2018г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Запрещено для детей (18+)

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «ПРИЗЫВ»
Главный редактор: Лившиц Н.М.

«Промышленник по профессии, но художник в душе»

В информационно-библиографическом отделе открылась выставка «Российский промышленник и меценат», посвященная 175-летию одной из самых выдающихся фигур русского меценатства и искусства – Савве Ивановичу Мамонтову.

В информационно-библиографическом отделе открылась выставка «Российский промышленник и меценат», посвященная 175-летию одной из самых выдающихся фигур русского меценатства и искусства – Савве Ивановичу Мамонтову.

Потомственный предприниматель С. И. Мамонтов принадлежал к просвещенным сибирским купцам. Он родился 15 октября 1841 г. в Ялуторовске Тобольской губернии.

Большой знаток и ценитель искусства, человек разносторонних взглядов, основатель и строитель крупнейших железнодорожных магистралей Савва Иванович был еще и выдающимся деятелем культуры, коллекционером, спонсором, одним из главных организаторов всей художественной жизни страны в начале ХХ века. На свои деньги создал первую в России «русскую» оперу, реформировал оперный театр, занимался скульптурой, писал пьесы и либретто, делал переводы.

С. И. Мамонтов обладал тонким чутьем к подлинным образцам русского искусства, мог разглядеть чужой талант задолго до того, как он становился очевидным, помог раскрыться многим великим личностям, таким как Ф. И. Шаляпин, В. А.Серов, М. А. Врубель, В. М. Васнецов и др. Он первым оценил огромное значение творчества Н. А. Римского-Корсакова, «открыл» замечательных композиторов М. П. Мусоргского и П. И. Чайковского.

Его имение в Абрамцево было очагом искусства, там создавались пейзажи И. Е. Репина, В. М. Васнецова, В. Д. Поленова, М. А. Врубеля. Молодой А. В. Серов написал в столовой абрамцевского дома портрет старшей дочери Мамонтовых Веры, известный в истории искусства, как «Девочка с персиками». Здесь же возрождалось старорусское гончарное производство, разрабатывались новые формы предметов быта, ставились спектакли, устраивались совместные вечерние чтения. В усадьбе открылась общеобразовательная школа для крестьянских детей.

В 1899 году Савва Иванович Мамонтов потерпел полный финансовый крах. Он пережил арест, горечь утраты близких людей, расставание с большей частью коллекции, проданной с аукциона. Последние годы своей жизни Савва Иванович прожил в Москве, в маленьком доме рядом с гончарной и скульптурной мастерской.

«Всем, что делал Савва Иванович, тайно руководило искусство», – так сформулировал смысл его деятельности К. С. Станиславский.

На выставке представлены книги и статьи из фондов информационно-библиографического отдела, основного книгохраниения и отдела литературы по искусству, посвященные жизни и деятельности С. И. Мамонтова. Экспозиция предназначена для широкого круга читателей.

Выставка открыта до 10 ноября в зале № 10, 2-й этаж.

Из литературы, представленной на выставке:

Сто великих меценатов и филантропов / [авт.-сост.: Ломов Виорель Михайлович]. – Москва : Вече, 2013 [т.е. 2012]. – 413 с.

1000 лет русского предпринимательства : из истории купеч. родов / сост., вступ. ст. и примеч. О. Платонова. – Москва : Современник, 1995. – 478 с.

Аронов, А. А. Золотой век русского меценатства / А. А. Аронов. – Москва : Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1995. – 112 с.
Барышников, М. Н. Деловой мир России : ист.-биогр. справочник / М. Н. Барышников. – Санкт-Петербург : Искусство-СПБ. : Логос, 1998. – 445 с.
Бахревский, В. А. Савва Мамонтов / В. А. Бахревский. – Москва : Мол. гвардия, 2000. – 511 c.
Копшицер, М. И. Савва Мамонтов / М. И. Копшицер. – Москва : Искусство, 1972. – 256 с.
Россихина, В. П. Оперный театр С. Мамонтова / В. П. Россихина. – Москва : Музыка, 1985. – 238 с.
Савва Мамонтов / авт.-сост. Е. Р. Арензон. – Москва : Рус. кн., 1995. – 238 с.
Заказать книги в ЧОУНБ *

Библиотека ЛитРес*

ЭБС Лань*

* Заказать книги в ЧОУНБ и читать онлайн в электронных библиотеках можно после удаленной регистрации на портале ЧОУНБ.


Наталья Андреева, гл. библиограф информационно-библиографического отдела

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector