Роспотребнадзор разъяснил правила госрегистрации товаров на территории ТС

Роспотребнадзор разъяснил правила госрегистрации товаров на территории ТС

Лабораторные новости

Роспотребнадзором разъяснены особенности применения санитарных правил в связи с принятием технических регламентов ЕАЭС

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИСЬМО
от 27 августа 2018 г. N 01/11156-2018-32

О ПРИМЕНЕНИИ САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации информирует территориальные органы и подведомственные организации Роспотребнадзора о следующем.

Законодательством Российской Федерации (статья 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ “О техническом регулировании”) установлено, что до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Указанные выше обязательные требования к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых технические регламенты не приняты, действуют до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.

В соответствии со статьей 52Договора о Евразийском экономическом союзе (далее – Договор, Союз) установлено, что технические регламенты Союза имеют прямое действие на территории Союза.

Пунктом 3 статьи 53 Договора установлено, что “со дня вступления в силу технического регламента Союза на территориях государств-членов соответствующие обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные законодательством государств-членов или актами Комиссии, действуют только в части, определенной переходными положениями, и с даты завершения действия переходных положений, определенных техническим регламентом Союза и (или) актом Комиссии, не применяются для выпуска продукции в обращение, оценки соответствия объектов технического регулирования, государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Союза”. Обязательность отмены национальных актов в связи со вступлением в силу технических регламентов Союза Договором не предусматривается.

При этом разделом X Договора определены принципы и правила технического регулирования в рамках Союза, положения которого не распространяются на установление и применение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (пункт 2 статьи 51 Договора).

В частности, в соответствии состатьей 56 Договора санитарные меры, применяемые в рамках Союза, основываются не только на международных, но и на региональных стандартах, руководствах и (или) рекомендациях, за исключением случаев, когда на основе соответствующего научного обоснования вводятся санитарные меры, которые обеспечивают более высокий уровень санитарной защиты, чем меры на базе соответствующих международных и региональных стандартов, руководств и (или) рекомендаций.

Санитарные меры применяются в отношении подконтрольной санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) продукции (товаров), включенной в соответствии с актами Комиссии в единый перечень продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), и к которой предъявляются единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования и процедуры. Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к продукции (товарам), в отношении которой разрабатываются технические регламенты Союза, включаются в технические регламенты Союза в соответствии с актами Комиссии.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Таким образом, санитарно-эпидемиологические правила и гигиенические нормативы, касающиеся требований к продукции и связанными с ней процессами, в отношении которых приняты соответствующие технические регламенты Союза, действуют в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, в том числе о техническом регулировании, и, соответственно, вышеуказанным положениям Договора и требованиям технических регламентов Союза.

Так, пищевая продукция должна выпускаться в обращение при ее соответствии требованиям технических регламентов Союза “О безопасности пищевой продукции” (ТР ТС 021/2011), “Пищевая продукция в части ее маркировки” (ТР ТС 022/2011)и иных технических регламентов Союза, действие которых на нее распространяется, а также прошедшая оценку (подтверждение) соответствия и маркированная единым знаком обращения продукции на рынке Союза.

Например, требование санитарных правил СанПиН 2.3.2.1290-03 “Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)” в части вынесения на маркировку потребительской упаковки номера технических условий и свидетельства о государственной регистрации БАД не применяется для выпуска данной продукции в обращение, оценки ее соответствия, государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Союза, так как данная обязанность не возникает в силу положений технических регламентов Союза ТР ТС 021/2011,ТР ТС 022/2011 и “О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания” (ТР ТС 027/2012).

Законодательством Российской Федерации прямо предусмотрено право юридического лица, индивидуального предпринимателя обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке.

Учитывая изложенное, необходимо обеспечить неукоснительное соблюдение требований действующего законодательства при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований к продукции и связанными с ней процессами, исключив из правоприменительной практики предъявление необоснованных требований.

Свидетельство о государственной регистрации продукции

Что такое свидетельство о государственной регистрации (СГР)

Государственная регистрация продукции – представляет собой документ, официального уровня, подтверждающий, что товар или продукция прошли процедуру государственной регистрации, внесены в соответствующий государственный реестр, а также соответствует установленным гигиеническим санитарным правилам и нормам, принятым и действующим в России.

Данный вид документа относится к одним из методов регулирования качества и безопасности продукции или иных объектов на государственном уровне.

Единый перечень продукции, подлежащей госрегистрации

Продукция, подлежащая прохождению государственной регистрации, приведена во II разделе перечня товаров, которые попадают под санитарно-эпидемиологический контроль. Перечень утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299 «О применении санитарных мер в Таможенном союзе».

Среди такой продукции можно выделить:

  • биологически активные добавки;
  • спортивное питание;
  • продукция, содержащей алкоголь, включая пиво и слабоалкогольные напитки;
  • бутилированную питьевой воду и столовую минеральную воду;
  • пищевые добавки и ароматизаторы;
  • напитки, обладающие тонизирующими свойствами;
  • детское питание;
  • косметические средства (исключение составляют специальные препараты);
  • биологические и химические веществ или материалы, представляющие опасность для окружающей внешней среды и человека;
  • бытовая химия;
  • средства дезинфекции;
  • трансгенные продукты;
  • лакокрасочная продукция (грунтовка, лаки, мастика, эмали, замазки, шпатлевка);
  • предметы личной гигиены детей или взрослых;
  • оборудование, применяемое в системах питьевого водоснабжения;
  • товары для кормящих мам или беременных.

Перечень действителен до момента вступления в силу технических регламентов Таможенного союза, в которых для такой продукции установлена иная форма подтверждения соответствия. Например, упаковочные материалы были автоматически исключены из перечня, после начала действия ТР ТС «О безопасности упаковки» (после 1 июля 2012 г.), в котором определено только обязательное декларирование упаковки. Если одной из форм оценки соответствия продукции в техническом регламенте является госрегистрация, то свидетельство о ее регистрации нужно получать по требованиям такого документа. Из Единого перечня продукция все равно исключается.

Срок действия свидетельства о госрегистрации продукции

C 20 июля 2019 г. в СГР будет указываться срок действия. Свидетельство о государственной регистрации будет выдаваться сроком на 5 лет, если иное не закреплено в самих регламентах.

Ранее такой документ был бессрочным и действовал до окончания поставок продукции, изменения технологии ее производства, влияющих на безопасность и т. д. При этом «бессрочность» СГР полностью не исчезает, если срок его действия не ограничен, то в нужном поле так и указывается.

Так же СГР можно будет оформлять в электронном виде, при таком оформлении в документе не устанавливается типографический номер бланка. Подробнее в новостях.

Детские товары, подлежащие госрегистрации

Государственная регистрация предусмотрена для отдельных видов продукции, предназначенной для детей раннего возраста. При этом обязательно получить не только свидетельство о госрегистрации таких товаров, но и затем зарегистрировать декларацию о соответствии, что определено в статье 12 пункте 2 технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков».

Среди продукции для детей до 3-х лет, подлежащих госрегистрации, можно выделить следующие товары:

  • различные соски, пустышки;
  • подгузники, пеленки, а также гигиенические ватные палочки прочие изделия для ухода за детьми;
  • посуда и столовые приборы;
  • зубные щетки, массажеры для десен;
  • купальные изделия, бельевые изделия, включая ползунки, распашонки;
  • летние головные уборы и т. д.

Парфюмерно-косметические средства, подлежащие госрегистрации

Государственная регистрация осуществляется при производстве детских косметических средств, а также парфюмерно-косметической продукции для взрослых, изготовленной с использованием наноматериалов. Порядок получения свидетельства о госрегистрации таких товаров закреплен в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции».

Также, в приложении № 12 к техническому регламенту определен перечень отдельных видов косметических товаров, безопасность которых нужно подтвердить в виде госрегистрации. Среди этой продукции можно выделить средства для:

  • искусственного загара;
  • осветления кожи;
  • защиты кожи от вредных производственных факторов;
  • окрашивания, осветления, мелирования, завивки волос;
  • депиляции и т. д.
Читать еще:  Плюсы и минусы различных организационно-правовых форм

Необходимость получения СГР на такую продукцию обуславливается высокими санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями безопасности, которые контролируются в процессе ее государственной регистрации.

Пищевые товары, подлежащие госрегистрации

Государственная регистрация предусмотрена для двух видов пищевой продукции: специализированной и нового вида. Оба эти понятия, а также необходимость получения СГР, раскрыты в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции».

Под специализированной пищевой продукцией понимается продукция, для которой установлены требования к содержанию отдельных веществ и/или изменено это содержание относительно естественного состава. В специализированную продукцию могут быть включены не присутствующие изначально вещества или компоненты, а также она может предназначаться в качестве профилактики или лечения отдельными категориями людей. В профильном техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания» установлена обязательная государственная регистрация таких продуктов.

Также, к специализированной продукции относятся:

  • продукты для детского питания, в том числе питьевая вода;
  • минеральная природная, лечебно-столовая, лечебная минеральная вода;
  • продукты для питания спортсменов, беременных и кормящих женщин;
  • биологически активные добавки к пище (БАД).

Под пищевой продукцией нового вида понимается продукция, изготовленная с использованием ранее неизвестных технологий, составом, например, с новой или преднамеренно измененной первичной молекулярной структурой. В профильном техническом регламенте Таможенного союза «Требования к безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» определена госрегистрация для пищевых добавок нового вида.

Порядок прохождения государственной регистрации пищевой продукции закреплен в общем техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», а именно для специализированной – в статье 25, для продукции нового вида – в статье 28.

Государственная регистрация установлена в отдельных профильных технических регламентах Таможенного союза на соки и масложировую продукцию, в тех случаях, когда такая продукция признается специализированной или нового вида.

Кроме того, до 15 февраля 2015 г. остается обязательной госрегистрация товаров:

  • пищевые добавки, ароматизаторы, растительные экстракты, ферментные препараты;
  • пищевые продукты, полученные с использованием ГМО.

За выдачу СГР отвечают разные органы федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в зависимости от вида продукции. В соответствии с приказом Роспотребнадзора от 20 июля 2010 г. № 290 территориальные органы осуществляют госрегистрацию следующих товаров:

  • столовая минеральная вода, питьевая бутилированная вода, за исключением воды, предназначенной для питания детей раннего возраста;
  • алкогольная продукция, включая слабоалкогольные напитки и пиво;
  • косметическая продукция, за исключением отдельных видов такой продукции, например, средства для отбеливания кожи, нанесения рисунков на кожу без инъекционного воздействия;
  • товары бытовой химии;
  • предметы личной гигиены для детей и взрослых;
  • продукты детского питания для детей дошкольного и школьного возраста (с 3 до 14 лет) и т. д.

Государственная регистрация прочих видов товаров осуществляется в центральном органе Роспотребнадзора.

Также существует разница в моменте прохождения госрегистрации. Для продукции, изготавливаемой на территории стран-участниц Таможенного союза, получить свидетельство необходимо на этапе ее постановки на производство. Для импортных товаров пройти госрегистрацию требуется до их ввоза в Таможенный союз.

Ознакомиться с подробным перечнем по каждому виду продукции, подлежащей государственной регистрации, можно здесь.

Основные этапы оформления свидетельства о госрегистрации продукции

Процесс государственной регистрации продукции можно условно разделить на следующие этапы:

  • регистрация и приём заявления;
  • изучение и анализ представленных заявителем документов, характеризующих свойства продукции и её соответствие существующим и действующим нормам, требованиям и правилам (для каждого вида продукции перечень подобных требований уникален);
  • экспертиза результатов, выполненных в лаборатории испытаний, выставление токсикологических, санитарных, гигиенических и иных видов оценки продукции;
  • согласование собранных данных с законодательством той «стороны», где проводиться регистрация (при необходимости);
  • внесение сведений и данных о продукции в Госреестр (при успешном прохождении процедуры государственной регистрации);
  • оформление и выдача документа госрегистрации продукции.

Документы, представляемые заявителем

Для российской продукции

  1. Заявление о проведении государственной регистрации продукции;
  2. Нормативные и/или согласованные в установленном порядке технические документы (технические условия, технологические инструкции, рецептуры и др.) ранее не согласованные, по которым предполагается осуществлять промышленное изготовление продукции, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  3. Заверенные в установленном порядке копии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии технических документов требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (при их наличии);
  4. Заверенные в установленном порядке копии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий производства требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
  5. Инструкция по применению (листок-вкладыш, аннотация) (в случае, если вся необходимая информация не может быть размещена на этикетке), заверенная подписью уполномоченного лица и печатью изготовителя;
  6. Потребительская (или тарная) этикетка или ее проект, заверенный подписью уполномоченного лица и печатью изготовителя;
  7. Протоколы испытаний и/или заключения аккредитованных испытательных лабораторий (при наличии);
  8. Акт отбора образцов (проб) установленной формы;
  9. При наличии товарного знака – копия свидетельства на товарный знак, заверенная в установленном порядке;
  10. Документ изготовителя о том, что он доверяет заявителю представлять свои интересы на территории Российской Федерации по осуществлению государственной регистрации продукции изготовителя (в случае, если заявитель не является изготовителем);
  11. Документ, подтверждающий право получения свидетельства о государственной регистрации продукции (доверенность).

Получить свидетельство о госрегистрации продукции

Наша компания оказывает помощь в получении Свидетельств о государственной регистрации. Вы можете бесплатно задать вопросы нашим специалистам по телефону, электронной почте, при помощи форума или встретившись с ними лично. Мы с удовольствием поможем вам разобраться даже в самых необычных и сложных ситуациях. Также вы можете заполнить заявку на нашем сайте.

Вы можете задать любой вопрос на тему сертификации вашей продукции.

Роспотребнадзор разъяснил правила госрегистрации товаров на территории ТС

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) сообщает, что в целях оптимизации деятельности по государственной регистрации продукции (подконтрольных товаров), ввозимых на территорию Таможенного союза или изготавливаемых на территории Таможенного союза, с 6 июля 2010 года территориальными органам осуществляется государственная регистрация следующих видов продукции (подконтрольных товаров):

– минеральная вода столовая, питьевая вода бутилированная, за исключением воды, предназначенной для питания детей раннего возраста;

– алкогольная продукция, включая слабоалкогольные напитки и пиво;

– косметическая продукция, за исключением: специальной косметической продукции (средства для загара без солнца, средства для отбеливания кожи, средства для нанесения рисунков на кожу без инъекционного воздействия), косметической продукции для интимных органов; средств по уходу за волосами красящих (кроме оттеночных шампуней); средств для химической завивки волос;

– товары бытовой химии;

– изделия, предназначенные для контакта с пищевыми продуктами (кроме посуды, столовых принадлежностей, технологического оборудования);

– предметы личной гигиены для детей и взрослых; предметы детского обихода до трех лет: посуда и изделия, используемые для питания детей, предметы по гигиеническому уходу за ребенком; одежда для детей (первый слой).

Перечисленная продукция подлежит государственной регистрации исключительно при условии ее наличия в таблице с кодами ТН ВЭД, перечисленными в разделе II Единого перечня товаров, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза.

При определении необходимости государственной регистрации, следует руководствоваться следующим. В Разделе II Единого перечня перечисляются 11 групп товаров, которые подлежат государственной регистрации. При этом установлено, что государственной регистрации подлежат впервые изготавливаемые на таможенной территории таможенного союза, а также впервые ввозимые на таможенную территорию таможенного союза подконтрольные товары в соответствии с этими 11 группами товаров и включенные в исчерпывающие позиции ТН ВЭД таможенного союза.

Коды и описание позиций ТН ВЭД приведены в таблице раздела II. Таким образом, продукция, подлежащая государственной регистрации должна одновременно относиться к одной из перечисленных групп товаров и одной из позиций ТН ВЭД, указанных в Разделе II.

Например, тонизирующие напитки подлежат государственной регистрации, поскольку поименованы в группе 1 Раздела II и одновременно относятся к группе 2202 ТН ВЭД ТС, включенной в Раздел II. При этом сокосодержащие напитки, морсы и нектары, также относящиеся к группе 2202 ТН ВЭД ТС, но не поименованные отдельно в группах 1-11, не подлежат государственной регистрации, за исключением случая отнесения их специализированным продуктам (например, детское питание, группа 2) или к пищевым продуктам, полученным с использованием генно-инженерно-модифицированных (трансгенных) организмов, в том числе генетически модифицированные микроорганизмов (группа 3).

При несоответствии российских показателей показателям Единых требований, проводятся дополнительные исследования исключительно на эти показатели.

В случае соответствия показателей требованиям безопасности по Единым требованиям, экспертными организациями дается экспертное заключение, подтверждающее факт такого соответствия.

В случае обращений участников экономической деятельности с просьбой об оформлении санитарно-эпидемиологических заключений с целью участия в конкурсах или для других целей, санитарно-эпидемиологические заключения не оформляются, руководителем (заместителями руководителя) управления на основании исследований (испытаний), проведенных испытательными лабораториями (центрами), заявителю выдаются письма о соответствии (или несоответствии) такой продукции Единым требованиям или требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Цены на осуществление экспертиз в целях государственной регистрации будут размещены в Интернете на официальных сайтах центров гигиены и эпидемиологии и территориальных органов Роспотребнадзора.

С 1 июля 2010 года оформление свидетельств о государственной регистрации, включая действующие на территории Таможенного союза по соответствию Единым санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), а также те, которые подтверждают соответствие продукции российским требованиям безопасности и действительные на территории, осуществляется на специально разработанном бланке, предназначенном для оформления документов Таможенного союза. Оформление документов, подтверждающих безопасность продукции, на иных бланках не допускается.

Читать еще:  Как повысить выручку ресторана

До 1 января 2011 года на подконтрольные товары, включенные в раздел II Единого перечня товаров, обращение которых будет осуществляться исключительно на территории одной из Сторон, могут выдаваться документы, подтверждающие безопасность продукции (товаров) в соответствии с требованиями законодательства Стороны, на территории которой будут обращаться указанные подконтрольные товары.

Документ, подтверждающий безопасность продукции (товаров), выданный согласно законодательству Стороны, действует исключительно на территории Стороны, выдавшей данный документ, до 1 января 2012 года.

Такие документы также выдаются территориальными органами в соответствии с полномочиями переданными в соответствии со вторым абзацем настоящего письма на новых бланках, с указанием на бланке срока действия «до 1 января 2012 года», а также формулировки «действительно исключительно на территории Российской Федерации.

С полным текстом разъяснения можно ознакомиться на официальном сайте Роспотребнадзора РФ .

Роспотребнадзора от 13.01.2015 N 01/160-15-29 “О дополнительных разъяснениях и рекомендациях при соблюдении требований к условиям обращения пищевой продукции на потребительском рынке и документам, подтверждающим ее соответствие”

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

от 13 января 2015 г. N 01/160-15-29

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАЗЪЯСНЕНИЯХ И РЕКОМЕНДАЦИЯХ

ПРИ СОБЛЮДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К УСЛОВИЯМ ОБРАЩЕНИЯ ПИЩЕВОЙ

ПРОДУКЦИИ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ И ДОКУМЕНТАМ,

ПОДТВЕРЖДАЮЩИМ ЕЕ СООТВЕТСТВИЕ

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по итогам совещания в Роспотребнадзоре от 16 декабря 2014 года с представителями Союза участников потребительского рынка подготовила разъяснения, связанные с применением технического регламента Таможенного союза “О безопасности пищевой продукции”.

В соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденным приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 764 (далее – Административный регламент), предметом государственного контроля (надзора) является деятельность или действия (бездействие) проверяемых юридических лиц, проверяемых лиц требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей.

При осуществлении проверки пищевой продукции на потребительском рынке рассматриваются документы изготовителя (поставщика) такой продукции на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза на пищевую продукцию с учетом переходных периодов, установленных решениями Комиссии Таможенного союза или Коллегии Евразийской экономической комиссии.

До 15 февраля 2015 года допускается производство и выпуск в обращение продукции (за исключением мясной и молочной продукции) в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства – члена Таможенного союза, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции (декларация о соответствии, сертификат соответствия, свидетельство о государственной регистрации) указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу Технического регламента. Таким образом, произведенная до 15 февраля 2015 года продукция, имеющая документы о подтверждении (оценке) ее соответствия ранее установленным требованиям, может находиться в обращении и после 15 февраля 2015 года до конца срока ее годности. Данная продукция должна сопровождаться ранее выданными разрешительными документами. Получение новых разрешительных документов на такую продукцию не требуется.

При определении правомерности нахождения конкретной пищевой продукции в обращении в указанные сроки Роспотребнадзором будет приниматься во внимание дата изготовления отечественной или импортной продукции, указанная в маркировке. При определении правомерности нахождения пищевой продукции в обращении, в отношении которой ранее дату изготовления допускалось указывать в формате “год” или “месяц, год”, будет приниматься во внимание дата изготовления, а также дата ввоза (в отношении продукции, поставляемой из третьих стран) или дата составления товарной (товарно-транспортной) накладной при отгрузке от изготовителя.

В отношении групп продукции, поименованных в п. 3.5 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, продолжают применяться свидетельства о регистрации, выданные до 15 февраля 2015 года на соответствие техническим регламентам Таможенного союза, до прекращения поставок продукции на территорию Таможенного союза и (или) изготовления продукции на таможенной территории Таможенного союза.

При отсутствии свидетельства о государственной регистрации такой продукции, подтверждающего соответствие продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза, после 15 февраля 2015 года производство и выпуск в обращение такой продукции должны осуществляться только при наличии декларации о ее соответствии требованиям технических регламентов Таможенного союза (за исключением пищевой продукции нового вида и отдельных видов специализированной пищевой продукции).

В отношении молочной и мясной продукции применяются переходные периоды, установленные в соответствующих технических регламентах Таможенного союза на данные виды продукции.

В соответствии с п. 52 Административного регламента действия должностных лиц Роспотребнадзора по отбору образцов (проб) продукции, объектов окружающей среды и производственной среды заключается в совершении должностными лицами Роспотребнадзора в ходе выездной проверки действий по отбору образцов (проб) продукции, объектов окружающей среды и производственной среды в целях проведения их исследований, испытаний, измерений в случае, если такая продукция, объект окружающей среды или производственной среды являются предметом проверки, и, исходя из содержания обращения (информации), послужившего(-ей) основанием для проведения проверки, повлекли или могли повлечь:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан;

2) причинение вреда жизни, здоровью граждан.

Исследования продукции осуществляются в подведомственных Роспотребнадзору испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в установленном порядке и включенных в Единый реестр испытательных лабораторий Таможенного союза.

Изготовители пищевой продукции при подтверждении ее соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза могут пользоваться услугами любой испытательной лаборатории (центра), аккредитованной в установленном порядке, включенной в Единый реестр аккредитованных испытательных лабораторий Таможенного союза, в область аккредитации которой включена пищевая продукция.

Обращаем внимание на то, что при проведении проверки должностные лица Роспотребнадзора осуществляют отбор образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений с оформлением протоколов об отборе указанных образцов, проб и в количестве, не превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, установленных техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений.

В случае если в отношении проверяемой продукции соответствующие методики не внесены в Перечни международных и региональных (межгосударственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения требований технических регламентов и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, при осуществлении государственного надзора указанные методики применяться не могут.

В случае если в отношении проверяемой продукции внесено несколько методик в Перечни международных и региональных (межгосударственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технических регламентов и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, должна применяться методика с наименьшими минимальным пределом обнаружения и погрешностью измерений.

В случае если методики внесены в Перечни международных и региональных (межгосударственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технических регламентов и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, но область применения не распространяется на проверяемую продукцию, при осуществлении государственного надзора указанные методики применяться не могут.

В настоящее время ведется работа по пересмотру и актуализации санитарных правил и норм, в том числе с целью приведения в соответствие с нормами технических регламентов и документами Евразийской экономической комиссии.

Планом мероприятий Роспотребнадзора по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти, внедрения принципов “Открытого правительства” в деятельность Роспотребнадзора на 2014 – 2015 годы, утвержденным приказом Роспотребнадзора от 14.07.2014 N 770, предусмотрено размещение плана разработки нормативных правовых актов и привлечение экспертного сообщества к их оценке и экспертизе.

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” санитарно-эпидемиологические требования в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации применяются в соответствии с международными договорами Российской Федерации и техническими регламентами. Со дня вступления в силу Технических регламентов Таможенного союза на территории стран-участников Таможенного союза не применяются соответствующие обязательные требования, установленные законодательством сторон.

Согласно статье 1 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 005/2011 “О безопасности упаковки” требования технического регламента распространяются на все типы упаковки, в том числе упаковочные средства в соответствии с Приложением 5 ТР ТС 005/2011, являющиеся готовой продукцией, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза, независимо от страны происхождения. При этом с учетом положений статей 2 и 6 ТР ТС 005/2011 маркировка упаковки (укупорочных средств), осуществляемая для обеспечения идентификации и информирования потребителей, путем нанесения на упаковку (укупорочные средства) и (или) сопроводительные документы информации (в виде знаков, надписей, пиктограмм, символов), позволяющей идентифицировать материал, из которого изготовлена упаковка (укупорочное средство) о возможности утилизации данной продукции, необходимой для информирования потребителей.

Таким образом, маркировка упаковки, в которую помещена продукция, должна содержать:

цифровое обозначение и (или) буквенное обозначение (аббревиатуру) материала, из которого изготавливается упаковка (укупорочные средства), в соответствии с приложением 3 к ТР ТС 005/2011;

пиктограммы и символы в соответствии с приложением 4 к ТР ТС 005/2011 (рисунок 1 – продукция, предназначенная для контакта с пищевой продукцией, рисунок 2 – продукция для парфюмерно-косметической продукции, рисунок 3 – продукция, не предназначенная для контакта с пищевой продукцией, рисунок 4 – возможность утилизации использованной продукции – петля Мебиуса).

Читать еще:  Как добиваться поставленных целей. Основы психологии успеха.

В соответствии с планом разработки технических регламентов Таможенного союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 01.10.2014 N 79, во II квартале 2015 года запланировано рассмотрение Евразийской экономической комиссией проекта технического регламента “О безопасности материалов, контактирующих с пищевой продукцией”.

Роспотребнадзора от 13.01.2015 N 01/160-15-29 “О дополнительных разъяснениях и рекомендациях при соблюдении требований к условиям обращения пищевой продукции на потребительском рынке и документам, подтверждающим ее соответствие”

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

от 13 января 2015 г. N 01/160-15-29

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАЗЪЯСНЕНИЯХ И РЕКОМЕНДАЦИЯХ

ПРИ СОБЛЮДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К УСЛОВИЯМ ОБРАЩЕНИЯ ПИЩЕВОЙ

ПРОДУКЦИИ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ И ДОКУМЕНТАМ,

ПОДТВЕРЖДАЮЩИМ ЕЕ СООТВЕТСТВИЕ

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по итогам совещания в Роспотребнадзоре от 16 декабря 2014 года с представителями Союза участников потребительского рынка подготовила разъяснения, связанные с применением технического регламента Таможенного союза “О безопасности пищевой продукции”.

В соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденным приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 764 (далее – Административный регламент), предметом государственного контроля (надзора) является деятельность или действия (бездействие) проверяемых юридических лиц, проверяемых лиц требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей.

При осуществлении проверки пищевой продукции на потребительском рынке рассматриваются документы изготовителя (поставщика) такой продукции на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза на пищевую продукцию с учетом переходных периодов, установленных решениями Комиссии Таможенного союза или Коллегии Евразийской экономической комиссии.

До 15 февраля 2015 года допускается производство и выпуск в обращение продукции (за исключением мясной и молочной продукции) в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства – члена Таможенного союза, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции (декларация о соответствии, сертификат соответствия, свидетельство о государственной регистрации) указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу Технического регламента. Таким образом, произведенная до 15 февраля 2015 года продукция, имеющая документы о подтверждении (оценке) ее соответствия ранее установленным требованиям, может находиться в обращении и после 15 февраля 2015 года до конца срока ее годности. Данная продукция должна сопровождаться ранее выданными разрешительными документами. Получение новых разрешительных документов на такую продукцию не требуется.

При определении правомерности нахождения конкретной пищевой продукции в обращении в указанные сроки Роспотребнадзором будет приниматься во внимание дата изготовления отечественной или импортной продукции, указанная в маркировке. При определении правомерности нахождения пищевой продукции в обращении, в отношении которой ранее дату изготовления допускалось указывать в формате “год” или “месяц, год”, будет приниматься во внимание дата изготовления, а также дата ввоза (в отношении продукции, поставляемой из третьих стран) или дата составления товарной (товарно-транспортной) накладной при отгрузке от изготовителя.

В отношении групп продукции, поименованных в п. 3.5 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, продолжают применяться свидетельства о регистрации, выданные до 15 февраля 2015 года на соответствие техническим регламентам Таможенного союза, до прекращения поставок продукции на территорию Таможенного союза и (или) изготовления продукции на таможенной территории Таможенного союза.

При отсутствии свидетельства о государственной регистрации такой продукции, подтверждающего соответствие продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза, после 15 февраля 2015 года производство и выпуск в обращение такой продукции должны осуществляться только при наличии декларации о ее соответствии требованиям технических регламентов Таможенного союза (за исключением пищевой продукции нового вида и отдельных видов специализированной пищевой продукции).

В отношении молочной и мясной продукции применяются переходные периоды, установленные в соответствующих технических регламентах Таможенного союза на данные виды продукции.

В соответствии с п. 52 Административного регламента действия должностных лиц Роспотребнадзора по отбору образцов (проб) продукции, объектов окружающей среды и производственной среды заключается в совершении должностными лицами Роспотребнадзора в ходе выездной проверки действий по отбору образцов (проб) продукции, объектов окружающей среды и производственной среды в целях проведения их исследований, испытаний, измерений в случае, если такая продукция, объект окружающей среды или производственной среды являются предметом проверки, и, исходя из содержания обращения (информации), послужившего(-ей) основанием для проведения проверки, повлекли или могли повлечь:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан;

2) причинение вреда жизни, здоровью граждан.

Исследования продукции осуществляются в подведомственных Роспотребнадзору испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в установленном порядке и включенных в Единый реестр испытательных лабораторий Таможенного союза.

Изготовители пищевой продукции при подтверждении ее соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза могут пользоваться услугами любой испытательной лаборатории (центра), аккредитованной в установленном порядке, включенной в Единый реестр аккредитованных испытательных лабораторий Таможенного союза, в область аккредитации которой включена пищевая продукция.

Обращаем внимание на то, что при проведении проверки должностные лица Роспотребнадзора осуществляют отбор образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений с оформлением протоколов об отборе указанных образцов, проб и в количестве, не превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, установленных техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений.

В случае если в отношении проверяемой продукции соответствующие методики не внесены в Перечни международных и региональных (межгосударственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения требований технических регламентов и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, при осуществлении государственного надзора указанные методики применяться не могут.

В случае если в отношении проверяемой продукции внесено несколько методик в Перечни международных и региональных (межгосударственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технических регламентов и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, должна применяться методика с наименьшими минимальным пределом обнаружения и погрешностью измерений.

В случае если методики внесены в Перечни международных и региональных (межгосударственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технических регламентов и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, но область применения не распространяется на проверяемую продукцию, при осуществлении государственного надзора указанные методики применяться не могут.

В настоящее время ведется работа по пересмотру и актуализации санитарных правил и норм, в том числе с целью приведения в соответствие с нормами технических регламентов и документами Евразийской экономической комиссии.

Планом мероприятий Роспотребнадзора по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти, внедрения принципов “Открытого правительства” в деятельность Роспотребнадзора на 2014 – 2015 годы, утвержденным приказом Роспотребнадзора от 14.07.2014 N 770, предусмотрено размещение плана разработки нормативных правовых актов и привлечение экспертного сообщества к их оценке и экспертизе.

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” санитарно-эпидемиологические требования в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации применяются в соответствии с международными договорами Российской Федерации и техническими регламентами. Со дня вступления в силу Технических регламентов Таможенного союза на территории стран-участников Таможенного союза не применяются соответствующие обязательные требования, установленные законодательством сторон.

Согласно статье 1 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 005/2011 “О безопасности упаковки” требования технического регламента распространяются на все типы упаковки, в том числе упаковочные средства в соответствии с Приложением 5 ТР ТС 005/2011, являющиеся готовой продукцией, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза, независимо от страны происхождения. При этом с учетом положений статей 2 и 6 ТР ТС 005/2011 маркировка упаковки (укупорочных средств), осуществляемая для обеспечения идентификации и информирования потребителей, путем нанесения на упаковку (укупорочные средства) и (или) сопроводительные документы информации (в виде знаков, надписей, пиктограмм, символов), позволяющей идентифицировать материал, из которого изготовлена упаковка (укупорочное средство) о возможности утилизации данной продукции, необходимой для информирования потребителей.

Таким образом, маркировка упаковки, в которую помещена продукция, должна содержать:

цифровое обозначение и (или) буквенное обозначение (аббревиатуру) материала, из которого изготавливается упаковка (укупорочные средства), в соответствии с приложением 3 к ТР ТС 005/2011;

пиктограммы и символы в соответствии с приложением 4 к ТР ТС 005/2011 (рисунок 1 – продукция, предназначенная для контакта с пищевой продукцией, рисунок 2 – продукция для парфюмерно-косметической продукции, рисунок 3 – продукция, не предназначенная для контакта с пищевой продукцией, рисунок 4 – возможность утилизации использованной продукции – петля Мебиуса).

В соответствии с планом разработки технических регламентов Таможенного союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 01.10.2014 N 79, во II квартале 2015 года запланировано рассмотрение Евразийской экономической комиссией проекта технического регламента “О безопасности материалов, контактирующих с пищевой продукцией”.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector