Рейтинг министерств и ведомств по соотношению зарплат чиновников и работников профильных отраслей

Рейтинг министерств и ведомств по соотношению зарплат чиновников и работников профильных отраслей

Зарплаты и численность чиновников по данным Росстат

Ежегодно Росстат публикует данные о зарплатах разных категорий чиновников. Исходя из этого можно сориентироваться, насколько велика сумма ежемесячного содержания данной категории лиц и какая динамика имеется по годам и в зависимости от самого ведомства.

Официальные показатели

В зависимости от ранга чиновника, средняя заработная плата колеблется в следующих пределах:

  • Для региональных средний показатель за 2018 год достиг 65.900 руб.
  • В Федеральных органах исполнительной власти, обоснованных на региональном уровне, заработная плата сотрудников в среднем составляет – 44.500 руб.
  • Средняя сумма в Министерстве иностранных дел составила 93.000 руб.
  • Работники Федеральной службы по финансовому мониторингу в среднем получили 75.400 руб.
  • В Министерстве науки и высшего образования средний доход составил 70.028 руб.
  • В Федеральном агентстве лесного хозяйства – 51.300 руб.
  • В Федеральной налоговой службе – 50.680.
  • В Федеральной таможенной – 48.600.
  • В Федеральном агентстве воздушного транспорта она была такая же, как и у таможенников.
  • В службе по регулированию алкогольного рынка – 47.900 руб.
  • Сотрудники Министерства по делам гражданской обороны в среднем получали 47.500 руб.

  • И, наконец, сотрудники центральных аппаратов федеральных госорганов получали в среднем 126,5 тыс. руб.
  • Возглавили рейтинг сотрудники аппарата правительства. Их ежемесячный доход колеблется у отметки в 240.000 руб.
  • Немногим меньше получают сотрудники аппарата президента – 236.000 руб.
  • А вот в Госдуме и Совете Федерации доход каждый месяц у сотрудников колеблется от 158.000 до 186.000 руб.

Количество чиновников

Что касается количества чиновников, то Россия в этом плане показывает достаточно высокие показатели. К тому же, цифра непрерывно растет. Имеются следующие данные:

  • В 2000 году их общая численность составляла немногим более 1,1 млн человек.
  • В 2005 их количество достигло 1,5 млн сотрудников.
  • В 2010 составила 1,648 млн человек.
  • К 2015 превысило 2,1 млн работников.
  • В 2018 так же колеблется у отметки в 2,15 млн. работающих лиц.

Таким образом, стоит отметить, что на 2018 год на 70 человек населения приходится 1 госслужащий. И несмотря на то, что в 2014 году президент РФ Дмитрий Медведев заявлял о необходимости сокращения чиновничьего аппарата на 20%, результаты не уменьшились в меньшую сторону.

Зарплаты

Если сравнивать российские зарплаты чиновников с другими категориями работников, например, такими как учитель, инженер, медик, то разрыв будет весьма существенным. Особенно учитывая тот факт, что большинство категории работников работает на 1,5 ставки, что необходимо учитывать при расчете реальной зарплаты на 1 ставку. Поэтому, доходы российских чиновников в несколько раз, а в некоторых случаях до 10 больше, чем получаемая сумма учителя.

Такого разрыва в зарплатах в развитых странах нет. Так, для сравнения:

  • В США 20 высших должностных лиц ежегодно имеют 172.000 долларов. Тогда как профессор в американском ВУЗе имеет денежное вознаграждение в среднем от 100.000 до 150.000 $ в год. Учитель в этой стране получает от 30.000 до 100.000 $, в зависимости от стажа и опыта. Врачи же в Америке зарабатывают еще больше, чем чиновники, их доход может превышать 220.000$.
  • В Германии члены кабинета министров имеют 15.000 € ежемесячно. Учитель имеет порядка 5.000 €, а врач в среднем 4.000 €.
  • Также дела обстоят и в других государствах, таких, как Франция, Англия, Япония и прочие.

Поэтому, сумы здесь отличаются не так существенно, как в РФ.

Динамика

Если рассматривать динамику, то сказать однозначно, на какую сумму растет доход чиновников ежегодно невозможно, так как она сильно зависит от ведомства. Но, каждый период индексируется на величину инфляции.

Но Росстат приводит следующие усредненные показатели:

  • С 2017 на 2018 в среднем зарплата в госорганах выросла на 5,3%.
  • У работников администрации президента за этот же период она повысилась на 8,8%.
  • А вот по статистическим данным средняя зарплата работников Госдумы уменьшилась на 1%.
  • В Федеральном казначействе за 2018 год она уменьшилась на 0,4%, но при этом осталась одной из самых высоких.
  • Министерство иностранных дел выросла на 1,6%.
  • В МЧС сократилась на 4,4%.
  • В Федеральной налоговой службе пошла вверх на 23,8%.
  • А вот в Министерстве финансов увеличилась всего лишь на 0,1%.

Прогноз

По прогнозным данным в следующие периоды зарплата чиновников будет также расти в среднем на 5-6 % ежегодно. Естественно, что итоговая сумма будет колебаться в зависимости от того ведомства, в котором работает конкретный работник.

  • К 2025 году по целевому прогнозу средний уровень доходов, в том числе и у чиновника вырастет более чем в 2 раза. Если будут сбиваться умеренно-оптимистичные прогнозы, то она повысится в среднем на 70%.
  • Тогда как по консервативному базовому прогнозу она повысится только на 50%.
  • Но, стоит отметить, что помимо основной зарплаты данные категории работников также получают премии, которые существенно влияют на уровень их фактических доходов. Поэтому, оценивая реально заработанные деньги за определенный период, сумма будет меняться в большую сторону.

Таким образом становится понятно, что уровень и рост заработной платы у данных работников весьма неплох, в сравнении с остальными категориями.

Зарплаты чиновников в России

Размер заработных плат у российских чиновников заслуживает отдельного внимания. По сводным данным, предоставленным Росстатом в 2018 годe, усредненная заработная плата государственного служащего была равна 95 000 рублей. Ее размер стал больше на 4,9% по сравнению с предыдущим годом. Прожиточный минимум, установленный официально на данный момент, составлял 12 130 рублtq.

В число людей, работающих в федеральных службах, входят следующие категории:

  • налоговая;
  • судебные приставы;
  • сотрудники внешней разведки;
  • работники в сфере охраны здоровья;
  • научные работники, сюда же входят деятели образования и культуры;
  • ряд других.

У определённой категории служащих данных ведомств доход в этот период был несколько поменьше, чем у всех остальных чиновников. Средний размер их зарплаты равен 76 100 рублей. Эта цифра не достигает установленного минимума. Работники части федеральных организаций имеют еще меньше. К примеру, в агентстве по техническому регулированию и в органах следственного комитета России усредненный оклад составлял около 47 000 рублей. Самые низкие зарплаты у служащих в агентствах по делам стран СНГ.

Чиновники, стоящие у исполнительной власти, зарабатывают несколько больше: в 2018 году их зарплата была равна 84 100 рублей. По сравнению с предыдущим годом оплата их труда увеличилась примерно на 1,8 % за месяц.

Работники судебных органов, в том числе генпрокуроры, сотрудники прокуратур располагали месячной зарплатой в размере 106 200 рублей.

Госдума имеет в своем составе депутатов нижней палаты в количестве 450 человек, каждый из которых получал по 113 000 рублей ежемесячно. В сравнении с предыдущим годом их оплата стала больше на 26,5%.

В составе Совета Федерации в верхней палате трудятся чиновники в количестве 170 человек, которые в 2015 году имели ежемесячно по 139 000 рублей каждый.

Эта цифра почти на 20% больше по сравнению с 2014 годом.

Cущественно возросли зарплаты у служащих Министерства иностранных дел. Процент увеличения составил 84,5%. Месячный доход каждого сотрудника равнялся 139 000 рублей.

Работники Конституционного суда, которые занимаются проверкой законов и договоров, актов и прочих документов на предмет соответствия, получали заработную плату в размере 153 000 рублей.

Работники счетной палаты имеют зарплаты довольно высокие. В их компетенции: контроль фондов, расходной и доходной частью бюджета страны, а также банковскими учреждениями. Они следят за целевой направленностью кредитов, а также состоянием внешнего долга страны в целом. Сотрудники счетной палаты получали 180 000 рублей в месяц. Это на 69,3% больше по сравнению с предыдущим годом.

Средняя зарплата чиновников в России

Правительственному аппарату зарплату снизили на 7,8%. Работники данного ведомства контролируют исполнение правительственных решений. Их заработная плата составляла 194 800 рублей в месяц.

Администрации президента зарплату также снизили на 2,1%. На момент 2018 года она составляла 226 200 рублей в месяц.

Размеры заработных плат в зависимости от ведомств

Само собой разумеется, что по сравнению с другими зарплаты работников федеральных государственных органов несколько больше средних зарплат по России.

В федеральных органах России трудятся чиновники высшего ранга, которые получают довольно внушительные зарплаты. Это ведомства МИД, Министерство обороны, Министерство экономики развития, Следственный комитет, Спецстрой, Верховный суд, Конституционный суд, гидромет, ЦИК.

В регионах чиновников трудится в несколько раз больше. Количество сотрудников, занимающих должности в государственных органах составляет примерно 682 000 человек, в муниципальной службе занято 307 000 сотрудников.

Их доходы существенно ниже, по сравнению с работниками, занятыми в федеральной службе, а заработок варьируется в пределах от 42 000 до 36 900 рублей. Однако стоит заметить, что работа у них довольно ответственная и обязанностей у каждого немало. Что касается вопроса повышения заработных плат, то такая тенденция наблюдается ежегодно.

По определению специалистов российского центра уровня жизни, труд работников управленческой сферы считается одним из самых сложных. Соответственно и заработная плата у них должна быть немаленькая. Разговоры о том, что ее размер в некоторой степени превышает среднюю оплату труда в целом по стране, вполне обоснованы. Но проблема не в том, что чиновничий аппарат зарабатывает много, а в том, что все остальные – мало.

Читать еще:  Кассовая статистика инспекторов: основные «кассовые» штрафы и виды нарушений по ККТ

По предварительным подсчетам средний заработок госслужащих доходит до положенного минимума. Их доход в среднем должен составлять примерно 9 прожиточных минимумов, что в переводе на рубли равняется 80 000 рублей в месяц.

Таблица зарплат госслужащих в регионах страны в 2016 году

На каждого трудящегося в России должно выдаваться 55 000 рублей, что равно 5 прожиточным минимумам. Однако государственный бюджет этих денег не выделяет: среднемесячный доход для обычных работников значительно меньше и равен примерно 36 500 рублей в месяц, то есть 3,3 прожиточного минимума. Целью государства на данный момент является доведение зарплаты российских граждан до этой планки. Таким образом, вопросов у населения страны по поводу больших зарплат чиновников не будет возникать.

Стоит заметить, что информация по доходу чиновников не должна считаться тайной. В любой стране обычные граждане всегда находятся в курсе того, как отрабатывается жалование государственными служащими и на какие цели тратятся налоговые отчисления. В развитых странах прозрачность данной информации является нормой. Россия в этом плане не исключение.

О повышении заработной платы чиновникам

То, что часть чиновников России лидеры по доходам известно достаточно давно. Решение серьезных вопросов и увеличение их обязанностей в связи с возникновением сложностей и напряженной ситуации в стране вполне оправдывает данное положение вещей. Государственные служащие не обижены оплатой своего труда. Кроме того, каждый год их заработная плата повышается при учете инфляции и иных экономических показателей.

Размеры описанных зарплат были приведены с учетом премиальных выплат и разного рода вознаграждений. Тенденцию роста зарплат чиновников предоставляется отследить, опираясь на статистические данные Федерального казначейства:

Год: Тысяча рублей
2006 20,2
2009 42,5
2012 60,1
2014 69,5
2017 95,2

Доходы подсчитывались при учете двух усредненных показателей:

    • общей численности госслужащих занятых во всех управленческих сферах;
    • двенадцать месячных окладов по всем категориям, включая премии и поощрения.

В ближайшем будущем также ожидается повышение оплаты труда госслужащим. По предварительным данным, на эти цели планируется выделить 462 млрд. рублей. До 2020 года средняя заработная плата чиновников будет удвоена. Помимо этого, предусматривается выплата квартальных премий и разного рода доплат. Часть средств будет выплачена за счет индексаций, которые были заморожены, начиная с 2015 года.

Как это работает«Нас критикуют за высокие зарплаты»

Федеральный чиновник рассказывает, как попасть на госслужбу, с кем для этого стоит дружить и чего ждать от такой работы

По статистике «Яндекса», москвичи чаще всего ищут вакансии в госучреждениях. Интерес горожан к госслужбе в прошлом году был выше, чем число запросов о возможности устроиться в «Газпром» и «Роснефть». На самом деле, стать сотрудником федерального министерства не так уж просто: они не размещают вакансии на карьерных порталах, а устраивают конкурсы на замещение вакантных должностей. Но победить в них, не зная внутренней кухни, — сродни выигрышу в лотерею. The Village поговорил с сотрудником одного из министерств, который с коллегами ведет телеграм-канал Russian civil service. Он рассказал о непростом устройстве на работу, долгом подъеме по карьерной лестнице и невысокой зарплате.

Зарплаты, карьера, льготы

Степень влияния ведомства на положение дел в стране почти всегда коррелирует с уровнем оплаты труда и престижностью службы в нем.

Большая ведомственная четверка состоит из министерства обороны, министерства экономического развития, министерства иностранных дел и министерства финансов. Уровень оплаты труда в них идентичен. В одном из этих министерств прохожу службу и я.

Нас часто критикуют за высокие зарплаты, но реальность несколько иная. Оклад зависит от важности министерства, стажа работы, классного чина, должности, наличия доступа к гостайне и особых условий труда.

Новички в министерствах большой четверки (бывшие студенты топовых вузов или те, кого перетянули из подведомственных организаций) зарабатывают порядка 60 тысяч рублей в месяц. Начальники отделов получают порядка 140 тысяч, директора департаментов — около 400 тысяч, а также служебный автомобиль с водителем. Проблесковый маячок положен лишь министру.

При этом любые возможности стороннего заработка исключены (кроме преподавательской деятельности и публикаций). В итоге добрая половина персонала важнейших министерств получает меньше, чем менеджеры среднего звена. А ведь от этих людей зависят правила игры на различных рынках и множество других вещей.

Возьмите в хорошую привычку хотя бы раз в неделю

пропускать бокал пива с кем-то из госслужащих

Любой сотрудник министерств из большой четверки в будущем мечтает, пусть и с понижением, попасть в аппарат правительства или администрацию президента. Зарплаты там вдвое выше, к тому же есть шанс стать министром или вице-губернатором какого-нибудь региона. Устроиться туда — дело нескольких лет упорной работы.

В остальных 18 министерствах зарплаты еще ниже. Исполнители получают 30 тысяч рублей, начальники отделов — 60 тысяч, директора департаментов — 150 тысяч. В федеральных службах и агентствах оклады ниже на 25–30 %. Там получают копейки, но и требования к квалификации ниже. Проблема с низкими зарплатами в государственных органах обсуждается давно, возможно, после выборов их наконец повысят.

За каждый год работы мы получаем дополнительный день отпуска. Если тебе повезло и в трудовом договоре закреплен ненормированный рабочий день, еще три дня. Фактически же ненормированный рабочий день — у всех. Работы всегда больше, чем людей: приходится засиживаться допоздна без каких-либо стимулирующих выплат или поблажек.

Сотрудники боятся уходить надолго в отпуск, потому что за это время копится большой объем работы с горящими сроками. Часто люди уходят со службы с парой сотней дней неиспользованного отпуска, за который получают соответствующие отпускные.

Льготы в последнее время практически упразднили, максимум, на что можно рассчитывать, — скидка в ведомственной поликлинике. Можно получить единовременную помощь на покупку жилья, но эта опция доступна в основном руководству.

Многие молодые и амбициозные сотрудники министерств прекрасно понимают, что за их навыки в частных компаниях заплатят двойную цену, а за полезные контакты — тройную. И чтобы поддерживать в себе мотивацию на работу за меньшие деньги, есть один трюк. Госслужащие наведываются на собеседования в крупные корпорации, где после интервью получают высокооплачиваемый оффер, и… отклоняют его. Это позволяет понять, что рынок ценит тебя и в любой момент можно соскочить. Но не сегодня.

Прием на госслужбу

Есть несколько основных способов попасть на госслужбу:

Пройти практику

Практически у каждого ведомства есть свой опорный вуз, преподаватели из которого хорошо знакомы с сотрудниками министерств. Госслужащие получают там свои степени кандидатов наук и публикуют научные работы. У Минпромторга это Бауманка. У Минфина — Финансовый университет. У Минюста — МГЮА. Но это неформальные контакты, они нигде не афишируются. Узнать об этом можно от преподавателей, с которыми у вас добрые отношения. Они могут рекомендовать вас на практику. Профильные кафедры тоже часто сотрудничают с конкретными департаментами. Бывает, что связь очевидна, как в случае МИДа и МГИМО, Минэкономразвития и ВАВТ (Всероссийской академии внешней торговли), но там и конкурс на одно практикантское место в разы выше.

Попав на практику, необходимо соблюдать несколько простых правил: интересоваться работой отдела, даже если вы никогда не слышали о нем раньше, точно исполнять поручения и соблюдать субординацию. Вероятность, что вы попадете в департамент вашей мечты, ничтожно мала, поэтому довольствуйтесь тем, что есть, и учитесь работать в полном соответствии с нормативкой и словом руководителя. Прежде чем попасть на работу в большую ведомственную четверку, я прошел три практики в разных министерствах. Самая важная — преддипломная. Очень важно пройти преддипломку в нужном вам ведомстве. Именно на ней к вам присматривается начальник отдела, и именно после нее можно получить предложение о включении в кадровый резерв. После тестирования кандидат из кадрового резерва получает приглашение занять первую освободившуюся и подходящую ставку. Министерствам это позволяет не проводить трудозатратные конкурсы на замещение вакантной должности и иметь в активе людей, которые в случае чего готовы выйти на работу.

Перейти из подведомственной организации

У каждого министерства есть подведомственные службы. Зачастую они используются как инструмент экстренного пополнения кадрового состава в моменты турбулентности или смены руководства. Все свои идут на повышение, а освободившиеся места занимают коллеги из «подведов», с которыми была налажена продуктивная работа. Стоит поддерживать конструктивные отношения с вышестоящими и контролирующими вас сотрудниками других ведомств, исполнять письменные поручения в срок, представлять все нужные данные, не игнорируя устные рекомендации. Тогда о вас вспомнят добрым словом в нужный момент. Я бы вспомнил.

Попасть на стажировку

Не так давно появились две стажерские программы для привлечения молодых специалистов: от Минпромторга и от правительства Москвы. Это действенные способы попасть в ведомства тем, кто никаким боком к ним не относится и не имеет там знакомых. При отборе не смотрят на технические навыки и оценивают лишь коммуникативные. Прокачивайте их и подавайте заявки, но помните, что на одно место порой претендует более 40 человек. А само попадание на программу еще не гарантирует оффера.

Читать еще:  Электронный кошелек: какой лучше выбрать, как зарегистрировать

Завести личные контакты

Многое на госслужбе делается по знакомству. Ничего противозаконного: просто посещайте деловые мероприятия, участвуйте в проектах, старайтесь попасть в различные консультативные структуры, которые создаются при ведомствах. Подписывайтесь на наш канал и другие отраслевые ресурсы, где мы можем подыскивать себе коллег. Ну и возьмите в хорошую привычку хотя бы раз в неделю пропускать бокал пива с кем-то из госслужащих. Будете в курсе существующих проблем, и о вас могут вспомнить в подходящий момент.

Пройти по конкурсу на замещение вакантной должности

Закон обязывает меня упомянуть об этом механизме пополнения кадрового состава. На сайтах большинства министерств вы найдете соответствующую вкладку и даже несколько отрытых конкурсов. Подвох в том, что там большой конкурс (до 50 человек на место), который всегда выигрывается действующим сотрудником, замещавшим до этого декретную ставку. Дело в том, что человек, проработавший в ведомстве два года, знает о вакантной должности и об этом министерстве все. Обойти его в равном состязании практически невозможно. А таких сотрудников больше, чем вы думаете.

Образование

По опыту скажу, что наиболее подходящим образованием является бакалавриат по правовому направлению. Чем шустрее работаешь с законодательством, тем проще. В 90 % случаев чиновники имеют дипломы по специальности «юриспруденция», «экономика», «менеджмент». Но я встречал людей и с ветеринарным образованием. Так что не парьтесь: выйти на службу при должном упорстве можно с любым дипломом, а недостающие навыки получить в хорошей магистратуре. По закону она (или специалитет) нужна уже на начальных управленческих должностях. Научная степень формально не требуется, но если претендуете на топовые позиции, то хорошо бы и получить кандидата наук. Руководство обычно позитивно относится к научной и преподавательской деятельности.

Карьерный рост

Карьера сотрудника находится в руках директора департамента. Фактически мы работаем не в конкретных министерствах, а в конкретных департаментах. В зависимости от департамента может варьироваться оплата труда, скорость продвижения и даже график работы. Работа с другими департаментами подчиняется тем же правилам, что и работа с другими ведомствами.

Кадровый состав департамента практически полностью формируется под директора. Меняется он — меняются все его замы и примерно 40 % начальников отделов. Лишь низовые исполнители остаются на своем месте, а самые лояльные и перспективные из них перетягиваются директором на новое место.

Вот и получается, что собственный долгосрочный карьерный трек всегда надо формировать с оглядкой на директора и на перспективы его повышения до замминистра. В среднесрочной перспективе ценится инициативность, способность к обучению, исполнительность и дисциплина.

Но самые быстрые карьеры всегда строятся на переходе из одного ведомства в другое. Начинают в большой ведомственной четверке, потом с повышением до начальника отдела уходят в другое, менее оплачиваемое ведомство. Там быстро растут из-за низкого качества персонала и либо остаются, либо переходят на региональную госслужбу, либо возвращаются в четверку, но уже на руководящую позицию.

Кто-то выбирает линейную модель: годами работает в выбранном ведомстве и сам формирует ситуацию, при которой его назначение становится желаемым всеми. Стратегия тут заключается в том, чтобы потихоньку завязывать на себя решение всех сложных вопросов и знать нормативные документы на экспертном уровне. Обе схемы имеют право на жизнь, но для себя я выбрал линейную модель.

Отсутствие понятных правил карьерного роста и зависимость от руководства приводит к формированию закрытых клубов чиновников. Объединяясь в такие негласные группы, проще жить в условиях неопределенности, находить перспективные проекты и вакантные должности, решать задачи. Эдакая система свой-чужой.

Коррупция

Реальная коррупция (как ее понимают люди со стороны) начинается от директоров департаментов. На уровнях ниже она либо имеет формат «я тебе — ты мне», либо отсутствует вовсе. Такая помощь выражается не в материальных благах, а позициях, мероприятиях, контактах и так далее. Никто не хочет ломать себе карьеру и жизнь ради годовой заработной платы. Да и система работы уже давно построена так, что брать деньги на федеральном уровне не за что.

После случая с арестом Улюкаева подарки брать перестали (в ноябре 2016 года главу Минэкономразвития задержали с поличным по обвинению в вымогательстве взятки у президента «Роснефти» Игоря Сечина. Улюкаев утверждает, что в сумке, где были деньги, он ожидал найти вино, которое ему обещал подарить Сечин. — Прим. ред.). Раньше приемные ломились от условных корзинок, сейчас же директора сами запрещают брать что-либо. Отделы дарят хороший алкоголь коллегам из нижестоящих организаций, но сами ничего не берут.

Рабочий процесс

Вся работа делится на три больших блока:

Отчетность

Отчитываться приходится за каждое решение, за исполнение множества целевых программ, политик открытости и противодействия коррупции. Зачастую эти дела сваливают на одного исполнителя в отделе.

Контрольные мероприятия

Это проверка показателей работы подведомственных организаций. Проверки практически всегда выездные, так что несколько недель гарантировано находишься вне рабочего места. Начальники отделов также участвуют в совещаниях, которые могут проходить в любой точке России. Многие рабочие вопросы решаются на местах возникновения. Бывают и протокольные вещи, когда предприятия приглашают должностных лиц.

Проекты

Все остальное время отдел занимается проектами, согласованными с руководством департамента и министерства. И именно здесь есть задел для творчества, создания новых механизмов, оптимизации процессов. Никто не мешает привнести новое в работу своего отдела, а затем масштабировать результат.

У нас есть дресс-код, но он не сильно строже, чем в любой корпорации. Формы и отличительных знаков нет, а жаль. Многие бы поддержали такую инициативу. Время прихода строго не отслеживается, никаких систем контроля по карточкам нет. Все-таки за людей нас хотя бы немного, но считают. Понятия отгула у нас нет. По выходным в любом случае никто не работает, а задержки до глубокого вечера — это уже частности. Считается, что задерживается тот, кто достаточно амбициозен для повышения. Будешь уходить в шесть вечера при наличии текущих задач, никто ничего не скажет, но к определенной категории отнесут.

Можно сказать, что государственная служба — это скорее призвание, чем прагматичный выбор. Всегда можно найти место более высокооплачиваемое, менее требовательное к формальностям, с понятными кадровыми механизмами и меньшим контролем со стороны общества и СМИ. Но при разумном подходе госслужба окупает вложенные в нее силы, эмоции и время.

Блеск и нищета российских чиновников. Где выгоднее всего делать государственную карьеру

В декабре Минфин впервые опубликовал данные о средних зарплатах российских чиновников в министерствах и ведомствах. Теперь вся страна примерно знает, сколько зарабатывают высшие госслужащие. В документе финансового министерства есть и данные о заработках рядовых работников в центральных аппаратах и в территориальных органах. По большей части, эти зарплаты отличаются от начальничьих в пять-десять раз и иногда едва достигают уровня средней по России даже в Москве. «Телеграф» изучил, сколько официально получают российские высшие чиновники и в каком ведомстве лучше всего начинать карьеру госслужащего, хотя бы в денежном выражении.

Самые теплые места

По данным Минфина, самые большие средние зарплаты рядовых работников, конечно, в администрации президента РФ и правительстве РФ, там платят по 232 тыс. рублей в месяц. Около 200 тыс. зарабатывают сотрудники Совета Федерации, Госдумы и Счетной палаты. Разрыв с официальной зарплатой начальников – председателя правительства (693 тыс.), главы счетной палаты (668 тыс.), сенаторов (385 тыс.) и депутатов (419 тыс.), не так уж и велик. Неплохо платят подчиненным и в Министерстве иностранных дел (140 тыс.), Минфине (138 тыс.), Минэкономразвития (112 тыс.), управлении делами президента (119 тыс.), Минздраве (100 тыс.), Минвостокразвития (119 тыс.) и Минкавказа (102 тыс.).

Впрочем, глава Минфина Антон Силуанов зарабатывает более чем в 10 раз больше своих подчиненных (1,73 млн), как и глава Минэкономразвития Максим Орешкин (1,27 млн). В остальных ведомствах разрыв в денежном вознаграждении начальства и подчиненных не так велик, всего в 4-5 раз. Главы Минкавказа Лев Кузнецов и Минвостокразвития Александр Галушка зарабатывают в месяц около 450-460 тыс. рублей. При этом официальный доход Кузнецова за 2016 год составил более 500 млн рублей, а у Галушки всего 7,1 млн рублей. Министр здравоохранения Вероника Скворцова ежемесячно получает на работе 506 тыс. рублей, глава МИД Сергей Лавров — 507 тыс. рублей.

Юридическое образование все еще выгодно, но не очень

В данных Минфина нет информации о заработках в спецслужбах и полиции, вроде ФСБ и МВД, но есть информация из других силовых и юридических ведомств. Так, теперь известно, что рядовые сотрудники МЧС в регионах получают среднюю зарплату более чем в 20 раз меньше, чем у их главного начальника министра по чрезвычайным ситуациям Владимира Пучкова. Он зарабатывает в месяц 954 тыс. рублей, работники его ведомства — от 44 до 160 тыс.

Примерно такой же разрыв в зарплате в Минюсте и подчиненных ему ведомствах. Так, министр юстиции Александр Коновалов зарабатывает 633 тыс. рублей в месяц, его подчиненные — от 37,5 до 99 тыс. рублей, в службе судебных приставов и того меньше – от 32,8 тыс. рублей даже в центральном аппарате. Впрочем, судя по декларации о доходах руководства ФССП, начальники там не особо бедствуют, в среднем в 2016 году их доход был от 1,5 до 2,5 млн рублей, у директора службы Артура Парфенчикова — 7,8 млн рублей, у его заместителя Рустама Степаненко — 11 млн рублей в год.

Читать еще:  Магазин аксессуаров: советы новичкам

Для юристов самый стабильный заработок гарантирует место мирового судьи – в среднем 114 тыс. рублей в месяц. Обычные судьи от районных, гарнизонных, военных, арбитражных и до федеральных судов имеют зарплату от 33 до 102 тыс. рублей. Намного больше зарабатывают судьи Конституционного суда (от 130 до 614 тыс. рублей) и Верховного суда (от 130 до 530 тыс. рублей).

Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка в месяц зарабатывает 772 тыс. рублей, его подчиненные — от 37 тыс. в регионах до 133 тыс. в центральном аппарате. Глава следственного комитета Александр Бастрыкин ежемесячно получает 433 тыс. рублей, его подчиненные — от 40 до 142 тыс. рублей. Получается, что у следователей средняя зарплата распределяется более справедливо , чем у прокуроров.

Бедные надзиратели

Одни из самых низкооплачиваемых чиновников в России – сотрудники различных надзорных ведомств. Пока в Минздраве получают от 100 до 506 тыс. рублей, в Росздравнадзоре — от 38 до 83 тыс. рублей. Не лучше обстоят дела и у сотрудников Роскомнадзора, в их ведомстве зарплаты — от 37 до 75 тыс. В профильном ведомстве, Минкомсвязи, в среднем зарабатывают 84 тыс. в месяц, министр Николай Никифоров — 403 тыс. рублей. В Роспечати в Россвязи сотрудникам платят в среднем 60 тыс. рублей. Все это объясняет уголовные дела, возбужденные против сотрудников того же Роскомнадзора, которые получали дополнительную зарплату от «левого» госучреждения.

Не исключено, что такие же схемы используются в ведомствах, подчиненных Минприроды (Росприроднадзор, Росводоресурсы, Рослесхоз и Роснедра), там зарплаты по официальным данным в среднем составляют от 34 до 83 тыс. Впрочем, задекларированные за 2016 год доходы руководителей надзорных ведомств средние зарплаты в них несколько превышают. Так, в Роснедрах начальники зарабатывали от 1 до 2,5 млн рублей, в Рослесхозе — до 5 млн рублей. Так же обстоят дела и в других надзорных ведомствах, если верить декларациям о доходах, руководители того же Роскомнадзора за 2016 год декларировали от 1 до 3,8 млн рублей (без учета единовременных субсидий на покупку квартир).

Очень странные зарплаты

После того, как в прошлом году у экс-главы таможни Санкт-Петербурга Андрея Бельянинова нашли в доме наличные и ценности на 100 млн рублей, было интересно узнать, что в 2016 году в ФТС в среднем платили сотрудникам от 45 до 121 тыс. рублей в месяц. Это не помешало чиновнику вернуться к государственной службе.

Кроме того, стали более понятны провалы российских космических начинаний: как оказалось, в центральном аппарате Роскосмоса сотрудники в среднем зарабатывали 119-141 тыс. рублей, а в территориальных органах – 26 323 рубля. Это самая низкая зарплата для регионального чиновника в России. С такой зарплатой не то что Байконур с Восточным перепутаешь, но и Рогозина с таксой.

Дали печать и вертись, как хочешь

Информация о зарплатах в государственных учреждениях и ведомствах показывает, что разрыв в доходах между руководящими сотрудниками и их подчиненными все еще очень велик. Самое «справедливое» их соотношение наблюдается в администрации президента, Совфеде, Госдуме и правительстве. Там же, видимо, работают самые квалифицированные госслужащие, достойные зарплат не менее 200 тыс. рублей в месяц. Кроме того, зарплаты в министерстве финансов, счетной палате, минэкономразвития и судебных органах все еще делают привлекательным юридическое и экономическое образование.

В надзирающих ведомствах, судя по всему, работать лучше либо уже став миллионером, либо на руководящих должностях, но и это чревато уголовным преследованием. В космонавтику, судя по зарплатам в отрасли, лучше и вовсе не идти. Хотя, если бы профильным специалистам этой отрасли в качестве зарплаты передали сворованные на строительстве космодрома Восточный деньги, возможно, российские ракеты не падали бы так часто.

Новое в блогах

Чиновники vs работники: во сколько раз отличаются наши зарплаты?

В России продолжают подсчитывать доходы чиновников, которые уже давно стали притчей во языцех в нашем обществе. На сей раз этим вопросом занялись специалисты аудиторско-консалтинговой компании ФБК, которые решили выяснить, насколько отличаются между собой зарплаты чиновников и работников тех отраслей, за которые они отвечают. Разрыв оказался ожидаемо большим. Самая впечатляющая разница зафиксирована в Минздравсоцразвития: подчиненные Татьяны Голиковой получают в 4,4 раза больше, чем простые медики. Разрыв в уровне оплаты труда чиновников и работников соответствующих отраслей в России и в целом остается высоким и нехарактерным для развитых стран. Так, в Европе этот показатель не превышает 1,5 раза, а в Германии разница и вовсе отсутствует.
Корреляцию зарплат чиновников и работников отраслей, за которые они отвечают, легко проследить в рейтинге, составленном ФБК. В нем непочетное первое место досталось Министерству здравоохранения и социального развития.

Подчиненные Татьяны Голиковой зарабатывают в 4,4 раза больше работников медицинской сферы. Так, средняя зарплата первых составляет 77 565 рублей, а вторых – всего 17 588 рублей.

Второе место заняло Министерство сельского хозяйства, в котором разница между доходами госслужащих и «простых смертных», обслуживающих данную отрасль, составила ровно 4 раза. Средняя зарплата чиновников здесь, правда, несколько скромнее, чем в Минздраве – 49 310 рублей. Впрочем, как и зарплата простых работников – 12 320 рублей.

Замыкает тройку лидеров Министерство образования и науки. Подчиненные Андрея Фурсенко в 3,9 раза богаче рядовых работников образования. Средний чиновник Минобра имеет ежемесячный доход в 62 344 рубля, а средний учитель или воспитатель – 15 816 рублей.Среди ведомств первой десятки также Министерство экономического развития (разница в 3,4 раза), Министерство спорта, туризма и молодежной политики (2,3 раза), Министерство культуры (2,5), Министерство связи и массовых коммуникаций (2 раза) и другие.

Самый незначительный разрыв, и последнее место в рейтинге соответственно, у Федерального агентства железнодорожного транспорта. Здесь разница составляет всего 1,1 раза: чиновники отрасли получают среднюю зарплату в 36 946 рублей, а простые работники – 32 358 рублей.

Стоит отметить, что в списке присутствуют не все министерства. Так, самые высокие зарплаты в 2011 году зафиксированы у чиновников в Федеральном агентстве по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств – 103 300 рублей. Однако, открытые данные по отрасли отсутствуют. Схожая ситуация с МЧС, Минюстом, МИД и некоторыми другими ведомствами.По словам директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, разрыв в уровне оплаты труда чиновников и работников соответствующих отраслей в России остается высоким и не характерным для развитых стран. Так, в Европе не встречается превышение зарплат чиновников над доходами работников более чем в 1,5 раза, в Германии оно вовсе отсутствует.

Отметим, что за последнее время это не первая попытка подсчитать доходы российских бюрократов. Так, в начале марта были опубликованы данные Росстата о динамике роста зарплат в ведомствах. В соответствии с ними, в 2011 году по сравнению с предыдущим 2010 годом самые высокие темпы роста зарплат зафиксированы в Следственном комитете: среднее ежемесячное довольство чиновников здесь увеличилось сразу на 80% и составило 79,6 тысячи рублей.

Второе и третье места достались МЧС (рост на 65% – до 78,6 тысячи) и Федеральное казначейство (рост на 58% – до 89 тысячи рублей). Также высокие показатели повышения доходов зафиксированы среди сотрудников Минобрнауки (рост на 44% – до 62 тысяч), Спецстроя (рост на 43% – до 62 тысяч) и Федеральной налоговой службы (рост на 35% – до 96,2 тысячи рублей).Больше всего среди чиновников в прошлом году зарабатывали служащие Рособоронпоставки – счастливые работники этого ведомства в среднем получают 103 тысячи рублей. Ненамного отстал Аппарат правительства – 102 тысячи рублей. При этом стоит отметить, что в Рособоронпоставке зарплаты не выросли, а, напротив, упали – на 23,4%. В первой пятерке также Федеральная налоговая служба (96 тысяч), Счетная палата (91 тысяча), Министерство финансов и Администрация президента (по 90 тысяч).

«Антилидерами» рейтинга стали Государственная фельдъегерская служба (33 тысячи), Росархив (34,9 тысячи), Росмолодежь (35 тысяч), Роснедра (35 тысяч) и Россвязь (35,9 тысячи). Низкий уровень зарплат (около 36-37 тысяч рублей) также зафиксирован в Госстандарте, Роскосмосе, Росимуществе, Росжелдоре, Россельхознадзоре, Роспечати и Федеральной службе исполнения наказаний.

Если обобщить, то средняя зарплата российского чиновника в 2011 году составила 62,6 тысячи рублей, что на 3,1 процента больше, чем годом ранее.Для сравнения: по данным Росстата, среднемесячный заработок простого россиянина в 2011 году составил 22,865 рублей, при этом более половины населения страны – 59% – попадают в категорию бедных, свидетельствуют данные исследования Института социологии РАН, обнародованные в январе этого года.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector