Проверка предпринимателей правоохранительными органами. Основание для проверки. Полномочия проверяющих.

Проверка предпринимателей правоохранительными органами. Основание для проверки. Полномочия проверяющих.

Как осуществляется проверка организации полицией

Проверка предприятия сотрудниками полиции может быть плановой или внеплановой. Действия проверяющих регламентируются нормами:

  • УПК РФ;
  • Закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ;
  • Закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ.

Причины проверки полицией

Проверочные мероприятия могут инициироваться в порядке доследственного мониторинга на основании:

  • поступившего заявления о совершенном преступлении;
  • явке нарушителя с повинной;
  • наличии информации от третьих лиц, которая свидетельствует о готовящихся действиях незаконного характера;
  • изданного прокурорского постановления.

Внеплановая проверка может быть реализована, если:

  • в адрес организации было выписано предписание об устранении обнаруженных нарушений, но его требования не были выполнены до истечения срока действия документа;
  • поступление жалобы от физических или юридических лиц, сигналов от органов власти и других государственных структур;
  • при анализе работы частных детективных организаций были выявлены нарушения лицензионного порядка.

КСТАТИ! Вероятность инициирования проверки полицией у предприятий, работающих с большими суммами налички, выше, чем у других субъектов предпринимательства.

В категорию повышенного риска входят автозаправочные станции, торговые точки с широким алкогольным ассортиментом. Перечень правовых оснований для проверочных мероприятий ограничен, в них входят:

  1. Доследственная проверка.
  2. Необходимость привлечения сотрудников полиции при выездной налоговой проверке (комбинированный состав проверяющих встречается в 90% случаев).
  3. Действия в рамках возбужденного уголовного дела в отношении субъекта предпринимательства.

Полномочия органов власти при полицейской проверке

Права, которыми наделяются сотрудники полиции в период проведения проверочных мероприятий, закреплены ст. 13 Закона № 3-ФЗ. До момента возбуждения уголовного дела проверяющим разрешается:

  • осматривать территории совершения противоправных действий;
  • проводить беседы с персоналом для получения объяснений;
  • выступать с требованием предоставления документации или вещественных активов с возможным их изъятием.

У полицейских имеются полномочия по назначению судебных экспертиз, освидетельствованию документов, инициации документальных проверок. Они могут привлекать узкоквалифицированных специалистов для исследований и ревизий. В рамках следственных мероприятий по уголовным делам, которые на дату проверки запущены в производство, проверяющим разрешено проводить обыски, выемки, допросы с очными ставками.

ВАЖНО! Полномочия должностных лиц полиции ограничены сферой применения. Проверяющие не могут требовать предоставления им документации, не относящейся к предмету обследования.

Порядок проведения проверки

До начала мероприятий по проверке сотрудники полиции обязаны представиться и предъявить руководителю субъекта хозяйствования документы, удостоверяющие личность и подтверждающие названные ими должность со званием. Перед тем как впустить сотрудников полиции, работники предприятия знакомятся с обоснованием проверки: текстом постановления на следственные мероприятия. В бланке должны быть правильно указаны адрес компании, ее название.

Важно! При желании полиции произвести осмотр помещений или территории фирмы должностные лица проверяющего органа должны будут привлечь для этой процедуры понятых.

Численность понятых оговаривается ст. 170 УПК РФ и равна 2 лицам или больше. Обязанности понятых должны разъясняются им до начала осмотра. Привлекаемые лица не имеют права покидать территорию обследования до окончания всех необходимых процедур.

По результатам осмотра оформляется протокольная документация, которая подписывается всеми участниками процесса. При реализации осмотров необходимо следить, чтобы не было признаков обыска. Обыски разрешены только в ситуациях с открытыми уголовными делами. Для этой процедуры характерно наличие соответствующего документального обоснование. Это дает возможность полиции входить в любые помещения, открывать тумбы, сейфы, вскрывать ящики в письменных столах.

Полицейская проверка состоит из двух этапов:

  1. Первым шагом является сбор и систематизация информационных сведений. Это необходимо для накопления доказательной базы, поиска сведений, которые могут компрометировать предпринимателя и служить основой для возбуждения уголовного дела. На данном этапе полицейские могут пользоваться инструментарием оперативно-розыскной деятельности.
  2. Сбор доказательных сведений, который инициируется при наличии открытого дела по статьям уголовного права. В рамках этого направления деятельности полицейским доступны методы следственных мероприятий.

Действия руководителя

Алгоритм действий руководства компании должен быть направлен на соблюдение всеми участниками процесса правовых норм и стандартов. При появлении на пороге фирмы должностных лиц полиции необходимо ознакомиться с информацией в их служебных удостоверениях, задокументировать ее. Проверяющие обязаны представляться, озвучивать причину и цель визита.

В процессе знакомства с составом коллектива проверяющих руководитель предприятия (замещающее его лицо) читает постановление, дающее право на обследование территории субъекта хозяйствования. Надо изучить текст на предмет наличия или отсутствия в документе упоминания о праве проведения обыска и выемки. Если имеется возможность, рекомендуется распустить персонал организации (полностью или частично) по домам. Такой шаг позволит избавить сотрудников от влияния стрессовых факторов. Деятельность на рабочих местах на период проверки будет приостановлена, потому пребывание на площадках предприятия всего наемного персонала будет нецелесообразным.

Руководитель проверяемого предприятия должен придерживаться таких правил:

  1. Фиксировать действия полицейских на видео разрешено и рекомендовано. Записи при необходимости смогут стать основой доказательной базы. Если имело место превышение полномочий, нарушение процедуры, оформляется жалоба на проверяющих в вышестоящие структуры полиции или прокурору.
  2. Передача документов в рамках изъятия может быть реализована при наличии документальных оснований и в присутствии понятых. Законность процедуры обеспечивается независимым мнением привлекаемых понятых и через оформление описи изымаемой документации или ценностей. Опись надо заверять обеим сторонам проверки.
  3. Во время проверочных мероприятий производить фиксацию замечаний, претензий к работе должностных лиц полиции.

ВАЖНО! При прочтении протокола проверки надо обращать внимание на все неточности в тексте. Замечания фиксируются, а информационные пробелы устраняются путем дополнения протокола.

  • При инициировании изъятий представителем компании должны отслеживаться все действия полицейских. Необходимо удостовериться, что к внутренним системам электронных носителей был ограничен доступ путем их пломбировки.
  • Изымаемые документы по правилам должны быть упакованы в коробки, заклеены при помощи скотча и опечатаны. Каждая партия изъятых бланков скрепляется подписями всех присутствующих лиц.
  • Результат

    Результаты проверок должны быть зафиксированы документально. При выявлении состава административного нарушения об этом составляется протокол. Без его оформления не допускается назначение штрафов.

    ВОЗЬМИТЕ НА ЗАМЕТКУ! Суммы штрафов не могут взиматься с субъектов хозяйствования на месте проверки. Применение штрафных санкций без документального обоснования в судебном порядке будет признано незаконным.

    В форме протокола надо указать:

    • полный перечень обстоятельств, сопутствующих нарушению;
    • доказательную основу;
    • ссылки на статьи правовых актов, которыми установлены правила применения конкретных мер наказания.

    По итогам проверки с оригинала протокола снимается копия и передается представителю предприятия с оформлением расписки в получении. Все эти действия должны быть осуществлены в день окончания проверочных мероприятий.

    При заведении административного дела на его рассмотрение отводится до 15 суток. Решение о признании вины и назначении наказания без присутствия одной из заинтересованных сторон может быть признано незаконным. Об этом говорится в ст. 25.1 КоАП РФ. Прекращение производства при отсутствии оснований или назначение наказания происходит путем оформления постановления. Копия постановления должна быть вручена в руки представителю компании или направлена на адрес предприятия по почте (ст. 29.11 КоАП РФ).

    На обжалование постановлений дается 10 дней, после чего примененная мера ответственности будет введена в действие. Для документального оформления комплекса оперативно-розыскных операций могут применяться:

    • справки;
    • письменные рапорта;
    • пояснения физических лиц;
    • акты;
    • другие формы документов, имеющие полный перечень обязательных реквизитов, утвержденные подписями ответственных лиц.

    Что и как может проверить полиция в организации или у ИП

    Помимо участия в проверках на правах приглашенных (например, по приглашению налоговых органов), полицейские могут проводить и самостоятельные контрольные мероприятия, требующие посещения офисов, складов и производств. В сегодняшней статье мы расскажем, какие обязанности есть у проверяемой организации или ИП и какими правами наделены проверяющие. Это поможет правильно себя вести во время полицейской проверки и тем самым минимизировать негативные последствия подобных визитов.

    Гласные и негласные мероприятия

    Законных причин для самостоятельного появления в офисе «людей в форме» может быть несколько. Так, полицейские могут действовать в рамках возбужденного уголовного дела, обеспечивая его оперативное сопровождение, либо выполняя отдельное поручение следователя. Соответственно, в первом случае группу полицейских будет возглавлять непосредственно следователь, а во втором полномочия сотрудников полиции будет подтверждать письменное поручение следователя. На практике в рамках уголовного дела полицейским часто поручают самостоятельное проведение обысков и выемок, а также допросы и доставление лиц для допроса. Нередко причиной для появления полиции служит расследование налоговых преступлений (см. «Налоговые преступления: за что «сажают» бухгалтеров») или проверка информации о совершении таких преступлений. Поводом для проверки зачастую становятся связи организации или ИП с так называемыми фирмами-однодневками.

    Бесплатно проверить контрагента на признаки фирмы‑однодневки

    Кроме работы в рамках уголовного дела полицейские могут действовать и на «доследственной» стадии, проводя оперативно-розыскные мероприятия. Эти действия проводятся на основании различных материалов, поступивших в ОВД (это могут быть заявления граждан, информация СМИ, рапорт самих полицейских и т.п.). При этом существуют как негласные (об их проведении проверяемого не уведомляют), так и гласные оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ).

    К негласным ОРМ относятся:

    • наблюдение, которое устанавливается за сотрудниками организации для выяснения их маршрутов передвижения, круга общения, бизнес-партнеров и т.д. с целью выявления незаконной деятельности;
    • контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
    • прослушивание телефонных переговоров;
    • снятие информации с технических каналов связи (например, просмотр электронной почты);
    • оперативное внедрение (например, для сбора необходимой информации сотрудник полиции устраивается на работу в проверяемую компанию) и т.д.

    Что касается гласных мероприятий (тех, которые требуют открытых взаимоотношений с владельцами бизнеса или работниками проверяемой организации), то на практике полицейские чаще всего появляются у коммерсантов для проведения обследования, опроса или изъятия документов и предметов.

    Подробная информация о каждом из приведенных выше ОРМ и тактике поведения при них приведена ниже в таблице. Сейчас же остановимся на общих правилах общения с вдруг появившимся на пороге проверяющими. Ведь действия, которые стоит предпринять, встречая проверяющих из полиции, одинаковы и почти не зависят от причины проверки.

    Проверяем проверяющих

    Прежде чем пропустить полицейских на территорию, необходимо проверить их служебные удостоверения и переписать оттуда все данные, в том числе срок действия. Если полицейский отказывается предоставлять документы или не дает списывать данные с удостоверения, сообщите об этом в дежурную часть по телефону 02. Также по телефону 02 можно сообщить о предъявлении сотрудником просроченного удостоверения либо удостоверения на иное лицо.

    Все звонки по этому номеру автоматически фиксируются и передаются для реагирования в соответствующие инстанции. Поэтому звонок с жалобой по этому телефону, обычно, оказывает дисциплинирующее воздействие на сотрудников полиции. Попутно можно выяснить, действительно ли данные лица являются сотрудниками полиции, не были ли они недавно уволены, узнать телефон их непосредственного руководителя.

    Подготовьте специальную инструкцию для работника, который встречает посетителей на входе (охранник, сотрудник пропускной системы, секретарь и т.п.), на случай появления контролеров.

    Первым делом он должен выяснить, кто они такие, попросить представиться, предъявить удостоверения. После этого нужно проверить, не просрочены ли удостоверения, совпадает ли фотография с лицом, представившим удостоверение, записать номер удостоверения, фамилию сотрудника полиции, его звание и место работы.

    Заключительным этапом является обязательное уведомление руководителя о том, что пришли сотрудники полиции, с указанием цели их появления, если она известна, и организация их подконтрольного перемещения по территории для встречи с руководителем.
    Следующий шаг — проверка оснований для проведения контрольных мероприятий. Этим должен заниматься уже не рядовой сотрудник, а руководитель или его заместитель. А еще лучше, если это будет делать специально обученный юрист или адвокат.

    Читать еще:  Что можно производить в гараже для продажи?

    В идеале как только с проходной поступает сигнал о появлении полицейских с намерением получить доступ на территорию компании, руководитель (или иное лицо, выполняющее его функции) должно сразу же связаться с адвокатом (иным лицом, обеспечивающим юридическую поддержку бизнеса) и вызвать его на место, сообщив о том, что проходит полицейская проверка. Соответственно, подбором такого специалиста лучше озаботиться заблаговременно, чтобы в час Х просто набрать нужный номер.

    Алгоритм поведения

    Итак, адвокат вызван, что дальше? Если полицейские согласны подождать его прибытия, то всю дальнейшую работу можно поручить ему, а все сотрудники, включая самого руководителя должны беспрекословно выполнять его указания.

    Если же ждать полицейские отказываются ждать либо если компания еще не обзавелась собственным защитником, руководителю придется взять эти функции на себя. А то, как именно себя вести и что делать зависит от конкретной цели визита полицейских. Для удобства мы свели эту информацию в таблицу.

    Цель визита полицейских

    Какие документы проверить

    Что делать

    Законных оснований нет: полицейские просто не в состоянии предъявить какой-либо документ или внятное объяснение своего посещения.

    Вызвать наряд полиции по телефону 02, а также известить о факте появления незваных гостей прокуратуру и вышестоящее полицейское начальство, позвонив по соответствующим номерам, которые легко найти в интернете (но лучше найти их заранее и иметь под рукой).

    Посещение

    Какое-то документальное основание для визита у полицейских наличествует (рапорт, заявление и т.п.), но вот документа (в том числе внутреннего), позволяющего им проводить ОРМ, в наличии не имеется. На профессиональном языке это называется «посещение». Законным основанием для этого мероприятия служит пп. 5 п. 1 ст. 13 Закона от 07.02.11 № 3-ФЗ «О полиции», согласно которому полицейские имеют право беспрепятственно посетить территорию фирмы «в связи» с проверкой зарегистрированных заявлений и сообщений о преступлениях.

    Однако в рамках такого посещения у них нет права на проход в служебные и иные помещения без соответствующего разрешения собственника. Следовательно, вы можете общаться с ними в любом приемлемом для вас помещении.

    Цель этого мероприятия — получить как можно больше информации о фирме, что называется, в добровольном порядке.

    В этом случае можно посоветовать не выдавать визитерам какой-либо информации, за исключением той, что есть в открытом доступе. Т.е. цель сделать так, чтобы полицейские могли получить от компании только ту информацию, которую они могли бы найти, не выходя из кабинета — сведения из ЕГРЮЛ, устав, статистические данные и т.п. Как известно, подобная информация является открытой и сейчас существует много сервисов (например, «Контур.Фокус»), позволяющих очень быстро получить сводные данные по организации.

    Передавая документы (копии), обязательно составьте их опись и попросите проверяющих проставить подпись в получении с указанием даты, ФИО и должности.

    Обследование

    Обследование не тождественно простому осмотру. В ходе обследования полицейские также имеют право изымать документы и предметы, могущие быть доказательством по делу. С изымаемых документов положено изготовить копии, которые сотрудник полиции, оформляющий протокол, обязан заверить. Отметку о передаче таких копий обязательно нужно сделать в протоколе.

    Если по каким-то причинам изготовить копии на месте невозможно, полицейские обязаны сделать соответствующую запись в протоколе. В таком случае они обязаны изготовить и передать организации такие копии не позднее пяти дней после изъятия. Аналогичные правила установлены и для случаев изъятия материалов на компьютерных и прочих цифровых носителях.

    Изъятие оформляется соответствующим протоколом.

    Само обследование оформляется актом, в котором фиксируются все обстоятельства данного мероприятия: дата, место и время проведения, перечисляются все участвующие лица, включая самих полицейских, представителей организации и понятых. Также в акте указывается информация о том, в каких именно помещениях произведено обследование и результаты: обнаруженные документы и предметы с указанием точного места и обстоятельств их обнаружения.

    письменное распоряжение руководителя ОВД или его заместителя

    1. Проверьте, кто конкретно указан в распоряжении в качестве лиц, проводящих обследование. Это должны быть именно те сотрудники, которые реально находятся в офисе (тут пригодится список посетителей, составленный встречающим посетителей работником). Также обязательно сверьте данные о проверяемом лице: правильно ли указан адрес и наименование компании реквизитам. Обратите внимание, что сотрудники полиции могут проводить обследования не только офисных помещений, но и складов, торговых точек и т.д. Поэтому внимательно читайте формулировки распоряжения — что именно поручено обследовать прибывшим сотрудникам.
    2. Обо всех выявленных противоречиях сначала устно заявите проверяющим, а если они не примут соответствующих мер, письменно зафиксируйте в распоряжении о проведении проверки, а также сообщите в дежурную часть по телефону 02.
    3. Ни в коем случае не оказывайте физического противодействия сотрудникам полиции, ибо это уже уголовно наказуемое деяние (ст. 318 УК РФ).
    4. Поставьте свою подпись в распоряжении, подтверждая ознакомление с ним. Отказываться от проставления подписи смысла не имеет, т.к. этот факт никак не повлияет на проведение обследования, а вот возможность письменно зафиксировать свое несогласие с действиями проверяющих будет упущена. Поэтому лучше проставить подпись с указанием «с проведением оперативно-розыскного мероприятия в виде обследования помещения не согласен, в связи с …» и далее указывается причина несогласия.
    5. Получите копию распоряжения.
    6. Желательно ни на секунду не оставлять полицейских одних. Поэтому обеспечьте присутствие своих сотрудников в каждом помещении, где будут работать представители силовых структур. По возможности организуйте видеозапись происходящего.
    7. Получите экземпляр акта осмотра и протокола изъятия, если таковой оформлялся.

    Опрос

    Суть этого мероприятия заключается в том, что сотрудник полиции беседует с лицами, которым может быть известна информация по сути проверки.

    Опрос может проводиться не только в помещении фирмы, но и в здании полиции. Для этого сотрудники полиции должны прислать приглашение на опрос. Ответственности за неявку на опрос законодательством не установлено.

    Опрос всегда проводится лишь с согласия опрашиваемого (ст. 51 Конституции РФ, Определение Конституционного Суда РФ от 09.06.05 № 327-О). Другими словами, обязанности отвечать на вопросы полицейского у опрашиваемого нет. При этом он не обязан объяснять причины своего нежелания давать ответы на вопросы сотрудника полиции, равно как не обязан и ссылаться на какие-то нормы законов, дающие ему такое право.

    Поэтому тактика поведения при опросе должна быть примерно такой же, как и в случае с посещением: давать опрашивающему только ту информацию, которая и так имеется в открытом доступе.

    На все прочие вопросы лучше отвечать только посоветовавшись с адвокатом, чтобы в дальнейшем эти ответы не были использованы против компании, ее руководства и сотрудников. Соответственно, если обеспечить присутствие адвоката на опросе не получается, от ответов на вопросы лучше вообще воздержаться.

    С подобной линией поведения нужно обязательно заблаговременно ознакомить и сотрудников, разъяснив им какую информацию они могут выдавать опрашивающим без присутствия адвоката, а на какие вопросы отвечать без адвоката запрещается категорически.

    Выемка

    постановление о производстве выемки.

    Если выемка проводится без участия следователя — поручение на ее проведение.

    1. Передать полицейским те документы, которые указаны в постановлении.
    2. Получить копию протокола выемки, где будет перечислено все изъятое.

    Обыск

    При обыске сотрудники полиции вправе вскрывать запертые помещения, шкафы, сейфы и т.д.; изымать предметы и документы; производить личный обыск и изъятие личных вещей; запретить присутствующим общаться между собой, по телефону и покидать помещение.

    Процесс проведения обыска должен фиксироваться в протоколе.

    постановление о производстве обыска.

    Если обыск проводится без участия следователя — поручение на его проведение.

    1. Выдать предметы и вещи, которые являются причиной для проведения обыска. Если все вещи выданы добровольно, об этом делается отметка в протоколе и дальнейший обыск может не проводиться.
    2. Ознакомиться и получить копию протокола обыска. При ознакомлении следует уделить внимание списку изъятых вещей и, если он не полный, следует внести свои замечания и дополнить его. Также в протоколе можно указать на нарушения, допущенные сотрудниками полиции при обыске.

    Допрос свидетелей

    Дача показаний является обязанностью допрашиваемого, а отказ от этого (равно как и дача ложных показаний) влечет уголовную ответственность. Однако и тут есть нюанс, позволяющий оградить компанию от непродуманных показаний сотрудников.

    Согласно ч. 1 ст. 51 Конституции РФ, никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Следовательно, если допрашиваемому кажется, что ответы на поставленные вопросы могут затронуть его интересы или интересы его близких, то в протоколе допроса нужно указать, что он отказывается от дачи показаний на основании ст. 51 Конституции РФ.

    Допрос может проходить в помещении ОВД. В этом случае вызов осуществляется повесткой. За неявку без уважительной причины лицо может быть подвергнуто принудительному приводу.

    поручение следователя на проведение допроса.

    4. Особенности проверки органами полиции

    4. Особенности проверки органами полиции

    Любая предпринимательская деятельность, так или иначе, всегда связана с риском того, что руководством или отдельными сотрудниками компании могут быть совершенны действия, за которые предусмотрена административная или уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ.

    При наличии данных о правонарушениях различного рода в сфере финансовой, предпринимательской, хозяйственной или торговой деятельности, а также сведений о нарушении действующего законодательства органам полиции предоставляются право проводить проверку в целях подтверждения этих данных.

    Права оперативных подразделений по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями регламентируются Законом РФ от 7.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» и Федеральным законом РФ от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Порядок осуществления оперативными сотрудниками сопровождения уголовных дел регламентирован УПК РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ.

    Проверка полицией должна проводиться в присутствии двух понятых и представителя организации, в которой проводится проверка. Копии постановления вручаются представителям и понятым, также им вручаются копии описей и протоколов, составленных в результате проверки.

    При отсутствии понятых и представителей проверяемой организации проверка производится при участии органов местного самоуправления или представителей исполнительной власти, производится осмотр складских, производственных, торговых и других служебным помещений, а также мест хранения или использования имущества организации.

    Представители органов полиции также имеют право на осмотр средств транспорта, который должен проводиться в присутствии владельца транспортного средства и двух понятых. Следует учесть, что в неотложных случаях досмотр может производиться и в отсутствии владельца транспортного средства.

    Сотрудники полиции имеют право ознакомиться и изучить документы граждан и организаций на денежные средства и материальные ценности, а также могут временно изъять их, но в этом случае обязательно составление описи документов и протокола. Изъятие производится, если имеются основания полагать, что документы могут быть изменены либо подменены, сокрыты или уничтожены. Органы полиции могут изымать документы на срок, не превышающий семь суток, а в случае, если изъятие приводит к приостановке деятельности проверяемой организации, документы могут быть изъяты на срок не более двух суток.

    Читать еще:  Мотивация на неделю: найти свой рынок, обхитрить соперников, подружиться с клиентом

    Полномочия сотрудников полиции позволяют им требовать проведения ревизий и проверок хозяйственной, финансовой и производственной деятельности организации, производить изъятие образцов продукции или сырья, из которого она изготавливается, а также опечатывать различные помещения, места хранения документов, кассы и т. п. Также как и в случае с изъятием документов опечатывать помещения можно на срок не более семи дней или сорока восьми часов, если это приводит к приостановке деятельности организации.

    Следует помнить, что органы внутренних дел имеют право проверить вашу организацию или вас, если имеются данные о правонарушениях с вашей стороны, либо если правонарушение, например, невыдача чека, была замечена сотрудником милиции лично.

    Данные о правонарушениях должны быть официальными, ни в коем случае не анонимными. Они обязательно должны быть зарегистрированы в журнале дежурной части Районного Управления Внутренних дел, а письма и заявления регистрируются в журнале секретариата. На основании зарегистрированных данных о правонарушениях сотрудникам органов внутренних дел дается право на проверку полицией конкретной организации, с обязательным указанием мотивов, которые привели к проверке. Следует подчеркнуть, что направление дается на проверку именно конкретной организации, если направление отсутствует, то составленные во время проверки протоколы не имеют юридической силы.

    Если же сотрудник полиции лично зафиксировал правонарушение, он обязан принять меры к его устранению. В этом случае направление не требуется.

    Сотрудники полиции имеют право составлять протокол об административном правонарушении, принимать меры, допустимые законом, такие как, например, административное задержание.

    Полиция имеет право проверять такие документы, как удостоверение личности (паспорт), лицензии, свидетельство о регистрации деятельности предпринимателя, правоустанавливающие документы (патенты и пр.), кассовый журнал, сертификаты, накладные и тому подобную документацию.

    Сотрудники внутренних органов, проверяющие наличие документов, не имеют право давать им правовую оценку. Они обязаны по выявленным нарушениям составить акты и передать их в соответствующие органы (например, Госсанэпиднадзор или налоговая инспекция), которые уполномочены к принятию мер по данным правонарушениям. Например, проверка наличия у предпринимателей санитарных книжек не входит в полномочия сотрудников полиции, такое право предоставляется, согласно действующему законодательству, только сотрудникам Роспотребнадзора.

    Полиция может изъять документацию на денежные средства, материальные ценности, финансовые и кредитные операции. Такое право предоставляется им только в тех случаях, когда объектом правонарушения является сама документация.

    Сотрудники полиции не имеют права изымать лицензии, регистрационные свидетельства, гигиенические заключение на сырье или товар, сертификаты соответствия и т. п.

    Также сотрудники полиции имеют право наложить на должностное лицо административное взыскание (штраф) за продажу товара без соответствующих документов или без применения ККТ, и незаконную торговлю товарами, реализация которых ограничена, либо запрещена. За такие правонарушения можно получить штраф от трех до четырех тысяч рублей.

    Как можно заметить, что сотрудники полиции обладают довольно обширными полномочиями.

    Будьте бдительны и соблюдайте следующие процедуры при проведении проверки предприятия:

    ? При появлении сотрудников полиции на предприятии проверьте у каждого из них удостоверения полицейского, установленного образца.

    ? Перепишите установочные данные сотрудников полиции (ФИО, должность, подразделение и номер удостоверения).

    ? Удостоверения полицейского сотрудники полиции обязаны предъявить представителю юридического лица.

    ? Потребуйте от сотрудников полиции предъявить в письменном виде распоряжение руководителя органа полиции о проведении проверки предприятия.

    ? Сотрудники полиции обязаны предъявить соответствующее распоряжение представителю предприятия, а также обязаны предоставить представителю предприятия копию указанного документа.

    ? Ни при каких обстоятельствах не оказывайте сотрудникам полиции при проведении проверки силового противодействия, так как по звонку полиции могут быть вызваны сотрудники отряда специального назначения, которые вправе применять, в т. ч. физическую силу, что они с удовольствием и сделают.

    ? Более того, в случае оказания противодействия сотрудникам полиции при исполнении служебных обязанностей виновные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности.

    ? По требованию сотрудников полиции предоставьте в их распоряжение все необходимые документы, предметы, материалы и др. для проведения проверки.

    ? Сотрудники полиции в целях проверки вправе изъять документы (их подлинники), предметы, материалы. Изъятие документов должно быть оформлено протоколом. Копию протокола изъятия получите в распоряжение предприятия.

    ? В случае изъятия подлинников документов снимите копии изымаемых документов для предприятия.

    ? Сотрудникам полиции по их требованию предоставьте возможность осмотреть все интересующие их помещения.

    ? Сотрудники полиции вправе провести опрос или допрос работников предприятия по существу проводимой проверки.

    ? При этом каждый работник предприятия может воспользоваться ст. 51 Конституции РФ и отказаться свидетельствовать против себя и своих близких.

    ? По результатам проведения проверки предприятия, при достаточных на то основаниях, обжалуйте действия сотрудников полиции руководителю органа, проводившего проверку или в прокуратуру.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Проверка предпринимателей правоохранительными органами. Основание для проверки. Полномочия проверяющих.

    Полиция начинает проверку, как правило, с того, что смотрит документы на помещение (например, договор аренды или свидетельство о праве собственности), уставные документы или свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя, а также лицензии (если они необходимы для деятельности предпринимателя).

    Если вы занимаетесь торговлей, то ревизоры проверят наличие разрешения на торговлю, накладные на товар, сертификаты, ценники, кассовый аппарат и связанные с ним документы. Затем могут проверить и продавцов (наличие регистрации или прописки, медицинскую книжку).

    Попросите проверяющих представиться, показать служебные удостоверения и рассказать о причинах проверки.

    Внимательно сопоставьте данные, указанные в постановлении на проведение проверки, и предъявленные документы. Проводить проверку могут только лица, указанные в постановлении.

    На подлинном удостоверении МВД указаны должность и звание его обладателя, проставлены соответствующие подписи и печати, сотрудник на фотографии – в форме. Обратите внимание на срок, до которого действительно удостоверение. Если оно просрочено, пришедшее к вам должностное лицо проводить проверку не вправе.

    Затем необходимо вызвать руководителя и представителя юридической службы компании, которые смогут взять ситуацию под контроль.

    Сотрудник фирмы должен точно назвать свое имя, фамилию, отчество и должность согласно штатному расписанию. Все дальнейшие вопросы проверяющих нужно переадресовать своему вышестоящему начальству. Ни в коем случае нельзя оказывать активное сопротивление сотрудникам полиции.

    Все работники фирмы должны знать статью 51 Конституции: никто не обязан свидетельствовать против себя самого.

    Полномочия УЭБ – Управления экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБиПК ГУ МВД).

    Полномочия УЭБ и действия его сотрудников регламентированы Законом N 3-ФЗ от 7 февраля 2011 года, согласно которому у них есть право:

    • производить осмотр производственных, складских, торговых и других служебных помещений, мест хранения и использования имущества;
    • изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, требовать в пятидневный срок с момента вручения соответствующего постановления заверенных надлежащим образом копий указанных документов;
    • производить досмотр транспортных средств в присутствии не менее двух понятых и лица, во владении которого находится транспортное средство, а в случаях, не терпящих отлагательства, – в отсутствие указанного лица;
    • изымать с обязательным составлением протокола отдельные образцы сырья, продукции и товаров, необходимые для проведения исследований или экспертиз;
    • требовать все имеющиеся данные, которые могут указать на признаки преступления, настоять на обязательном проведении в срок не более 30 дней ревизии всех видов деятельности предприятия, а также самостоятельно проводить в указанные сроки такие проверки и ревизии;
    • хранить имущество, которое они посчитают бесхозным, и в установленном порядке решать вопрос о его дальнейшей принадлежности.

    Что может быть основанием для полицейской проверки?

    1. Сомнительные партнеры. Формально у проверяющих нет к организации никаких претензий, но “засветился” какой-либо субъект, имевший с данной компанией контакты по роду своей служебной деятельности, или другая фирма, с которой связывают хозяйственные отношения, нарушила закон, и тут же на компанию “падает тень” недобросовестного партнера, именно из-за этого УЭБ проявляет к ней определенный интерес. Этот тип проверки трудно предугадать, поскольку опасность часто приходит оттуда, откуда ее не ждешь.

    2. Ненадежный сектор. Организация попадает под ревизию вместе с другими компаниями определенного вида деятельности. Часто проверяют организации общепита, стройплощадки, салоны сотовой связи. Пристальное внимание со стороны милиционеров может быть вызвано также определенной ситуацией в регионе. Например, причиной визита оперативников могут стать теракты или криминальные “разборки” бандитских группировок.

    3. Жалобы. Допустим, потребителю в розничной точке продали спиртные напитки, употребление которых привело к отравлению. Покупатель решил, что товар “самопальный” или контрабандный, и написал заявление в УЭБ. В этом случае полиция непременно отреагирует. Хотя вполне может быть, что компания ничего и не нарушала.

    Как происходит административный процесс.

    На основании пп. 2 п. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении:

    • немедленно после выявления такого правонарушения;
    • в течение двух суток после выявления правонарушения, если требуется дополнительно выяснить обстоятельства дела либо данные о физическом или юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении.

    В протоколе должны быть указаны следующие данные:

    • дата и место его составления;
    • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
    • сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
    • ФИО, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если таковые имеются;
    • место, время совершения и событие административного правонарушения;
    • статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение;
    • объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
    • иные сведения, необходимые для разрешения дела.

    При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам разъясняются их права и обязанности.

    Об этом делается запись в протоколе. Более того, им должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом и написать объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу.

    Протокол подписывают должностное лицо, его составившее, физическое лицо или законный представитель юридического лица. Если они отказываются подписать протокол, то в нем делается соответствующая запись.

    Осмотр производственных, складских, торговых и других служебных помещений, мест хранения и использования имущества.

    Чтобы проверить информацию о нарушениях, связанных с предпринимательской деятельностью фирмы, сотрудники милиции вправе осмотреть любые ее помещения: торговые, складские и т.д. Исключение составляют личные жилые помещения предпринимателя – осматривать их без судебного решения или согласия проживающих там граждан нельзя.

    Чтобы осмотр был законным, милиционеры должны:

    • предъявить постановление о проведении проверки. Этого требует Закон “О полиции”;
    • пригласить не менее двух понятых;
    • разъяснить участникам осмотра их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе;
    • предъявить понятым и другим участникам осмотра все, что обнаружили и изъяли;
    • составить протокол осмотра.

    Копию протокола проверяющие обязаны вручить представителю фирмы, предпринимателю или его представителю под расписку. Невыполнение этой обязанности может свести на нет все усилия полиции.

    Оперативники могут осматривать офис, склады, торговые залы и т.д. только в присутствии представителя фирмы, предпринимателя или его представителя.

    Проверка, ревизия финансово-хозяйственной деятельности.

    Если оперативники хотят осуществить проверку, ревизию финансово-хозяйственной деятельности, требуйте постановление о проведении проверки. Форма этого документа утверждена приказом МВД России от 02.08.2005 N 636. В постановлении должны быть перечислены лица, имеющие право участвовать в ревизии. Постановление должно быть заверено печатью. Без печати оно недействительно.

    Читать еще:  Образец договора субаренды нежилого помещения

    Вы вправе отказать оперативникам, если они не подтвердят правомерность своих требований.

    Если же требование милиции законно, то за отказ его выполнить предусмотрен административный штраф: для руководителя фирмы от 300 до 500 рублей, для фирмы – от 3000 до 5000 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ).

    По закону срок проверки, ревизии не может превышать 30 дней. Если ревизия продолжается больше 30 дней, она неправомерна, и действия контролеров можно обжаловать в суде.

    Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

    Проверка проводится сотрудниками милиции, в должностные обязанности которых входит выявление, предупреждение и пресечение преступлений, связанных с нарушением законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность. К проверке могут привлекаться сотрудники Центра документальных проверок и ревизий МВД России, а также специалисты – ревизоры подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям.

    Ревизия представляет собой комплексное контрольное мероприятие по исследованию финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Ревизия проводится сотрудниками Центра документальных проверок и ревизий МВД России, а также специалистами-ревизорами подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям.

    Полномочия проверяющих:

    Сотрудники полиции вправе изымать при производстве проверок и ревизий документы либо их копии с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов либо их копий. В случае, если изымаются подлинные документы, с них изготовляются копии, которые заверяются должностным лицом органа внутренних дел, проводящим проверку или ревизию, и передаются лицу, у которого изымаются подлинные документы. В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием подлинных документов, должностное лицо органа внутренних дел, проводящее проверку или ревизию, передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты подлинные документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается соответствующая запись в протоколе об изъятии.

    Проверка участковым

    Компетенция участковых установлена Инструкцией по организации деятельности участкового уполномоченного милиции утвержденной приказом МВД от 16 сентября 2002 г. N 900. Этот приказ дает право и обязывает участкового проводить проверки деятельности фирм. Инспектор может поинтересоваться, есть ли разрешение на право торговли или другой деятельности, имеется ли кассовый аппарат. Однако, если он станет просить накладные на товар, другую бухгалтерскую документацию, фирма вправе ему отказать, поскольку это уже не входит в его компетенцию.

    Еще один вопрос, который может волновать участкового, – наличие средств охраны офисных и складских помещений фирмы.

    Приходить с такой проверкой один раз в три месяца участковый не только имеет право, но и обязан.

    Если имущество фирмы, по мнению инспектора, недостаточно защищено, он сообщит об этом начальнику отдела милиции. Начальник РОВД напишет представление об устранении обнаруженных недостатков и установит для этого срок.

    Проверка транспортной полицией

    Если фирма сталкивается с перевозкой товара, то не исключено ее знакомство с представителями транспортной полиции. Компетенция этой службы ограничена происшествиями на железнодорожном, водном и авиационном транспорте, а также на территории, которая прилегает к аэропортам, вокзалам и железнодорожным путям. Сотрудники транспортной полиции могут проверять грузы, вскрывать контейнеры. Но для этого им нужны веские основания, например, серьезные подозрения, что фирма перевозит оружие или наркотики. Следует помнить: проверять груз сотрудники органов внутренних дел могут только в присутствии понятых, а по результатам проверки должен быть составлен протокол

    Основания для проведения проверки на предприятии

    Для начала стоит пояснить, что у контролирующих органов бывают разные права и обязанности и то, что позволено сотруднику МВД, не может быть разрешено работнику налоговой службы. От этого и надо отталкиваться при общении с надзорными органами.

    Какие документы должны показать при проведении проверки

    Первым делом работникам предприятия нужно узнать, кто именно пришел с поверкой.

    При проведении соответствующих мероприятий, сотрудники надзорных органов в обязательном порядке обязаны предъявить:

    • служебные удостоверения.
    • распоряжение руководителя органа государственного контроля о назначении выездной проверки.

    Однако есть здесь небольшое, но важное исключение: оперативные работники (сотрудники МВД, УБЭП, ДЭБ и т.д.) не всегда должны показывать удостоверения и иные право устанавливающие документы.

    Дело в том, что оперативно-розыскная деятельность может быть как гласной, так и негласной.

    При гласном проведении оперативно-розыскных мероприятий, сотрудники оперативных подразделений показывают удостоверения, подтверждающие их полномочия.

    При негласном проведении оперативно-розыскных мероприятий скрывается сам факт осуществления действий, образующих оперативно-розыскное мероприятие, а также личность сотрудников оперативных подразделений, поэтому в данном случае, документы вам предъявлять не будут. Тем не менее, какой бы проверка не была – гласной или негласной, налоговой или следственной, в любом случае надо понимать, что ни одна проверка не может проводиться без соответствующих на то оснований.

    Затем, руководителю, главному бухгалтеру или иным сотрудникам предприятия нужно ознакомиться с основаниями для проведения проверки.

    Основания для проведения проверки

    Если к вам пришли из МВД, УБЭП, ДЭБ и т.д., то в соответствии с законом «О милиции», «Об оперативно-розыскной деятельности» и иными законами Российской Федерации, основанием для проведения проверки должно являться:

    • Наличие возбужденного уголовного дела;
    • Полученные сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния;
    • Поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;
    • Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
    • Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами;
    • Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств.

    Если к вам пришли из пожарного надзора, санэпиднадзора, технадзора и т.д., то в соответствии с законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основания проведения проверки будут зависеть от вида проверки: от того, плановая проверка или внеплановая.

    Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года, на основании ежегодных планов, разрабатываемых органами государственного или муниципального контроля. Ежегодный план проведения плановых проверок можно посмотреть в Интернете на официальном сайте соответствующего контролирующего органа.

    Внеплановые проверки проводятся на основании обращений и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также в соответствии с информацией, поступившей от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из СМИ о следующих фактах:

    • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

    Анонимные обращения и заявления, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о вышеуказанных фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

    Если раньше орган государственного контроля мог назначать любые проверки по собственному усмотрению, то теперь выездная проверка осуществляется только в тех случаях, когда проведения документарной проверки в месте нахождения проверяющего органа, недостаточно.

    Внеплановая выездная проверка может быть проведена, только после подписания распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) контролирующего органа о проведении внеплановой выездной проверки. Проверка может проводиться только теми должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя (заместителя руководителя) контролирующего органа.

    Таким образом, если к вам пришли с проверкой, вам первым делом надо удостовериться, что у проверяющих органов есть соответствующие санкции и полномочия, для проведения данного мероприятия.

    Что делать если пришедшие к вам лица отказываются предъявлять документы, подтверждающие их право на проведение проверки

    Как уже было сказано выше, должностные лица органов государственного и муниципального контроля при проведении выездных проверок (за исключением мероприятий негласной оперативной деятельности), должны предъявлять:

    • служебные удостоверения;
    • распоряжение руководителя органа государственного (муниципального) контроля о назначении выездной проверки.

    Если же при проведении проверки должностные лица не ознакомили работников предприятия со своими полномочиями и основаниями проведения проверки, это может означать то, что:

    1. Органы МВД (ОБЭП, УБЭП, ДЭБ и т.д.) проводят на вашем предприятии негласную проверку.

    Поэтому, если сотрудники МВД не ознакомили с полномочиями и основаниями поведения проверки, то работники предприятия не должны препятствовать им. Тем не менее, такие негласные проверки являются скорее исключением, чем правилом и заострять на них внимание не следует.

    2. Проверка проводится незаконно, без каких-либо оснований для ее проведения.

    Возможно, что к вам пришли с проверкой сотрудники органа государственного (муниципального) контроля, однако, действуют они без санкции руководства и используют свое служебное положение для вымогательства денег или незаконного изъятия документов или товаров.

    Если у проводящих проверку лиц есть удостоверения, но нет распоряжения руководителя о назначении выездной проверки, то работники предприятия должны:

    • заявить проверяющим о том, что проверка проводится незаконно, и работники не будут оказывать им содействие и предъявлять какие-либо документы, имущество или материалы.
    • зафиксировать все действия проверяющих на бумаге, видеокамере или записывать на диктофон. После этого результаты проверки нужно обжаловать в соответствующем органе государственного контроля, в прокуратуре или в суде.

    3. Под видом сотрудников органа государственного (муниципального) контроля, к вам пришли мошенники.

    В том случае, если к вам пришли с проверкой неизвестные лица, и не предоставили своих удостоверений, есть вероятность того, что они являются мошенниками. Поэтому работники предприятия должны позвонить в ближайшее отделение милиции и обратиться с заявлением о совершении противоправных деяний.

    После этого, работники предприятия должны заявить проверяющим то, что проверка проводится незаконно, и работники не будут оказывать неизвестным лицам содействие и предъявлять какие-либо документы, имущество или материалы.

    Как должна проводиться выездная проверка (проверка на вашем предприятии, в офисе или на производстве)

    • Сотрудники контролирующих органов обязаны предъявить служебные удостоверения;
    • Сотрудники контролирующих органов обязаны ознакомить представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя с распоряжением или приказом руководителя контролирующего органа о назначении выездной проверки. Заверенные печатью копии распоряжения или приказа вручаются представителю фирмы под роспись;
    • Сотрудники контролирующих органов обязаны ознакомить со своими полномочиями, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения;
    • По просьбе представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, должностные лица органа государственного контроля, обязаны ознакомить подлежащих проверке лиц с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах.

    Срок проведения каждой из проверок, не может превышать двадцать рабочих дней. В отношении одного малого предприятия общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов, и в отношении одного микропредприятия – пятнадцать часов в год.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector