Правовое регулирование деятельности ТСЖ

Правовое регулирование деятельности ТСЖ

Правовое регулирование деятельности ТСЖ

Подробно описывается процедура регистрации, перерегистрации и ликвидации ТСЖ, приводятся образцы всех необходимых документов, в том числе заполненных административных форм. В условиях реформирования жилищно-коммунальной сферы принципиальное значение имеет повышение роли товариществ собственников жилья, участие их в системе управления и обслуживания жилищного фонда. Пособие имеет исключительно практическую направленность и рассчитано на профессиональных юристов, руководителей, членов ТСЖ, а также широкий круг читателей. В предлагаемом издании разъясняются юридические моменты функционирования товариществ собственников жилья с учетом требований гражданского, жилищного и административного законодательства.

Автор: А. Н. Чашин

Издательство: Дело и Сервис

Акция! Скидка 50% на новый Справочник ЖКХ

ТСЖ представляет собой объединение собственников жилых помещений в многоквартирном доме.

Создание ТСЖ осуществляется на общем собрании собственников. На таком собрании должны присутствовать представители, обладающие большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Это одно из условий создания ТСЖ, определенное требованиями статьи 136 ЖК. Собственники помещений в одном многоквартирном доме вправе создать только одно ТСЖ.

Правоспособность ТСЖ возникает с момента его государственной регистрации. Государственная регистрация ТСЖ осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц, а именно, Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — №129-ФЗ). Главами 3 и 4 Закона №129-ФЗ определяется порядок государственной регистрации при создании юридических лиц.

Статья 135 ЖК устанавливает статус (правовое положение) ТСЖ как некоммерческого объединения лиц — собственников помещений в многоквартирном доме.

Правообразующую роль в деятельности ТСЖ играет его устав, являющийся единственным для данной разновидности некоммерческих организаций учредительным документом. В пункте 4 статьи 135 ЖК содержится диспозитивная норма, согласно которой ТСЖ создается на неопределенный срок, если иное не предусмотрено его уставом.

Устав ТСЖ должен содержать следующие положения:

  • наименование, содержащее указание на характер его деятельности и организационно-правовую форму;
  • место нахождения;
  • порядок управления деятельностью товарищества;
  • предмет и цели деятельности;
  • сведения о филиалах и представительствах;
  • права и обязанности членов товарищества собственников жилья;
  • условия и порядок приема в члены товарищества и выхода из него;
  • источники формирования имущества;
  • порядок внесения изменений в учредительные документы;
  • порядок использования имущества в случае ликвидации;
  • иные не противоречащие законодательству положения.

Статья 135 ЖК предусматривает, что устав ТСЖ принимается на общем собрании. Положениями статьи 145 ЖК установлено, что внесение изменений в устав товарищества относится к компетенции общего собрания, при этом статьей 146 ЖК определено, что принятие решения по этому вопросу осуществляется большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей.

Если организация юридического лица предусматривает членство в ней, то в уставе такой организации должен быть определен порядок приема в члены организации и выхода из нее. Статья 143 ЖК РФ предусматривает:

  • членство в ТСЖ возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в ТСЖ;
  • членство в ТСЖ прекращается:
  • * с момента подачи заявления о выходе из членов товарищества;
  • * с момента прекращения права собственности члена товарищества на помещение в многоквартирном доме.

Этой же статьей установлено, что лица, приобретающие помещения в этом доме, вправе стать членами товарищества только после возникновения у них права собственности на приобретенные помещения.

Помимо специальной правоспособности, ТСЖ как юридическое лицо обладает также и другими гражданскими правами, присущими юридическим лицам, а именно:

  • считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном федеральными законами порядке;
  • вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами;
  • должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. В печати может быть также указано фирменное наименование общества на любом иностранном языке или языке народов Российской Федерации;
  • вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации;
  • отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом;
  • не отвечает по обязательствам членов ТСЖ. Члены ТСЖ не отвечают по обязательствам ТСЖ;
  • создается без ограничения срока деятельности.
  • После государственной регистрации ТСЖ осуществляется процедура передачи дома в управление ТСЖ. Порядок передачи дома в ЖК подробно не регламентирован, но в различных субъектах и регионах РФ принимаются местные нормативные акты по вопросам передачи домов в управление ТСЖ.

Наиболее простая ситуация сложилась с договором предоставления коммунальных услуг. Несмотря на то что п. 5 ст. 155 ЖК РФ не предусмотрено заключение каких-либо договоров с членами ТСЖ, п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что коммунальные услуги оказываются всем гражданам на основании договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, которые заключаются исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством РФ. Напомним, что в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам к категории исполнителей относится и ТСЖ. Получается, что данный договор обязателен для заключения со всеми собственниками помещений многоквартирного дома, вне зависимости от того, является ли собственник членом ТСЖ, принадлежит ему жилое или нежилое помещение. Такой же позиции придерживается Минрегион в Письме от 03.05.2007 N 8326-РМ/07. Что касается содержания договора на предоставление коммунальных услуг, то оно обычно дублирует положения соответствующих правил, поскольку последние предлагают достаточно детальное регулирование порядка предоставления коммунальных услуг, практически исключая свободу выбора условий сторонами. По большому счету единственным моментом, который остается на усмотрение сторон, но также с большой долей условности, является цена договора, а именно тарифы на предоставление коммунальных услуг. Последние, в свою очередь, устанавливаются на общем собрании членов ТСЖ и напрямую зависят от тарифов ресурсоснабжающих организаций.

Содержание и ремонт общего имущества

Сложнее обстоит вопрос с заключением договора о выполнении работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД. Дело в том, что необходимость заключения такого договора при выборе способа управления посредством ТСЖ на практике достаточно спорна и часто подвергается сомнению. Существуют две позиции. Первая — позиция законодателя — следует из норм Жилищного кодекса, в соответствии с которыми договоры на выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД заключаются с собственниками, не являющимися членами ТСЖ (п. 5, 6 ст. 155 ЖК РФ), а правоотношения между членами ТСЖ и товариществом как организацией, обеспечивающей выполнение (или выполняющей) соответствующие работы, регулируются уставом товарищества. Вторая позиция следует из некоторого несовершенства существующего законодательства, ее придерживается большинство ТСЖ. Зачастую собственники, не желающие вступать в товарищество, достаточно негативно относятся к данной организации либо являются весьма пассивными, поэтому заключить с ними какой-либо договор бывает проблематично. Жилищный кодекс же обязанность по заключению договора с собственником, не являющимся членом ТСЖ, полностью возлагает на ТСЖ (пп. 2 п. 1 ст. 138 ЖК РФ), не предусматривая подобную обязанность для собственника помещения. Поскольку к данному договору применяются общие положения о договорах, содержащиеся в Гражданском кодексе, для него обязательна письменная форма, а порядок заключения договора в данном случае регулируется ст. 445 ГК РФ, в соответствии с которой ТСЖ должно направить проект договора (оферту) собственнику помещения. Последний в 30-дневный срок обязан направить извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (то есть составить протокол разногласий к проекту договора). Если ответа от собственника помещения не последовало, ТСЖ может считать свою обязанность исполненной, но договор так и остается незаключенным.

Между тем необходимо учесть, что предъявление товариществом собственнику счета, в котором отражены существенные условия договора на оплату содержания и ремонта общего имущества (перечень выполненных работ и оказанных услуг и их стоимость, оплачиваемая собственником) и коммунальных услуг, а также оплата такого счета собственником могут расцениваться как заключение сторонами договора о содержании общего имущества (п. 3 ст. 434, п. 3 ст. 438 ГК РФ). Кроме того, ВАС рассматривает фактическое пользование потребителем услугами в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). А условия предоставления услуг и выполнения работ ежегодно утверждаются на общем собрании членов ТСЖ, где устанавливается их перечень и стоимость (которые являются существенными условиями рассматриваемого договора).

Таким образом, отношения между собственником помещения, не являющимся членом ТСЖ, и товариществом строятся на основании устава товарищества, решений общих собраний членов ТСЖ, а также главным образом Жилищного кодекса и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Что касается договора на выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД, то его существенными условиями, как было сказано выше, являются перечень и стоимость этих работ. Требования к содержанию общего имущества, порядок изменения размера платы при оказании услуг и выполнении работ ненадлежащего качества предусмотрены соответствующими правилами, волей сторон не могут быть изменены и, как правило, дублируются в договоре.

В литературе ко всему прочему существует, на наш взгляд, вполне обоснованное мнение, согласно которому обязанность ТСЖ по выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД является его уставной обязанностью (п. 1 ст. 135, п. 1 ст. 138, п. 1, 2 ст. 161 ЖК РФ). При этом ТСЖ обязано управлять всем комплексом имущества многоквартирного дома, а собственники, не являющиеся членами ТСЖ, не могут отказаться от предоставления им данных услуг, так как в силу п. 4 ст. 37 ЖК РФ выделение доли в праве общей собственности на имущество МКД в натуре невозможно. Получается, что стороны могут обойтись без такого договора.

В связи с этим следует отметить, что, поскольку минимальные требования к выполнению рассматриваемых работ установлены законодателем, ТСЖ по большому счету не заинтересовано в заключении подобного договора. Гораздо больший интерес может (и должен) иметь собственник помещения, поскольку договор, включающий более детальный перечень работ и услуг, лучше защищает интересы собственника как потребителя, а также сторонами могут быть установлены повышенные требования к содержанию общего имущества, и только при заключении договора у собственника появится возможность требовать от товарищества не просто содержания общего имущества в соответствии с законодательством, а точного выполнения всех предусмотренных договором обязанностей.

Товарищество же, исполняя свои обязанности по содержанию и ремонту общего имущества МКД, всегда сможет взыскать плату за оказание данных услуг и выполнение работ на основании закона, вне зависимости от того, является ли собственник членом ТСЖ, заключен с ним договор или нет. Такое право предоставлено товариществу законом. Во-первых, в ст. 210 ГК РФ установлен общий принцип возложения бремени содержания имущества на его собственника, который получил развитие в ст. 30 ЖК РФ. Во-вторых, обязанность собственника по внесению платы предусмотрена п. 5, 6 ст. 155 ЖК РФ, а также п. 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Читать еще:  Правовые аспекты лизинга: Лизинговые платежи

Таким образом, несмотря на предписание законодателя о необходимости заключения договора на выполнение работ по ремонту и содержанию общего имущества МКД с собственниками, не вошедшими в ТСЖ, товарищество не всегда имеет возможность прийти к соглашению с указанными лицами. Тем не менее такое положение вещей главным образом невыгодно собственнику, который теряет дополнительную гарантию по получению услуг надлежащего качества.

Товарищество собственников жилья – правовое регулирование ТСЖ в России

Уже давно канули в лету времена, когда граждане могли совершенно безбоязненно не вникать в нюансы содержания своих квартир, расположенных в многоквартирных домах. Раньше подобные вопросы находились в ведении местных властей, которые руководили работой различных ДЭЗов, ЖЭКов и т.д. Но время не стоит на месте. Теперь граждане имеют реальную возможность взять под контроль содержание своих домов и собственными усилиями сделать условия своей жизни более комфортными и удобными. Одним из главных способов реализации данной возможности является создание товарищества собственников жилья.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону +7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Что такое товарищество собственников жилья?

Понятие товарищества собственников жилья (далее – ТСЖ) дано в ст. 135 Жилищного кодекса РФ. В общем виде ТСЖ представляет собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме. Кроме того, ТСЖ может быть создано для управления одновременно несколькими многоквартирными домами или несколькими домами частного сектора. Основными целями создания и функционирования ТСЖ являются:

  1. совместное управление общим имуществом;
  2. владение, пользование и распоряжение общим имуществом;
  3. создание, содержание, сохранение и приращение общего имущества;
  4. предоставление коммунальных услуг собственникам.

Создание ТСЖ

В соответствии с жилищным законодательством решение об образовании ТСЖ должно быть принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. При этом необходимо, чтобы число членов ТСЖ превышало 50% от общего числа голосов собственников помещений. Обычно ТСЖ создается без ограничения срока его деятельности. ТСЖ является юридическим лицом, то есть имеет собственную печать, банковские и другие реквизиты.

В одном многоквартирном доме может быть создано только одно ТСЖ. После принятия на общем собрании решения о создании ТСЖ протокол такого собрания должен быть подписан всеми собственниками, проголосовавшими за создание товарищества. После проведения общего собрания ТСЖ должно быть зарегистрировано как юридическое лицо в соответствии с общими правилами для регистрации организаций, при этом надо предоставить следующие документы:

  • заявление;
  • протокол общего собрания;
  • устав ТСЖ;
  • сведения о лицах, проголосовавших на общем собрании за создание ТСЖ, о принадлежащих этим лицам долях в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Права ТСЖ

Для жильцов многоквартирного дома, в котором образовано ТСЖ, крайне важно знать, какие права имеются у ТСЖ. В соответствии с жилищным законодательством ТСЖ имеет право:

  1. заключать договоры управления домом, в том числе договоры на содержание и ремонт общего имущества;
  2. на основании сметы доходов и расходов на год требовать от каждого собственника уплаты взносов, рассчитанных в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в доме;
  3. выполнять работы для собственников жилья и оказывать им различные услуги на возмездной основе;
  4. брать кредиты в банках;
  5. привлекать третьих лиц для выполнения работ и оказания услуг для нужд ТСЖ;
  6. продавать и передавать во временное пользование, обменивать имущество, принадлежащее ТСЖ;
  7. предоставлять в пользование или ограниченное пользование часть общего имущества в многоквартирном доме;
  8. надстраивать, перестраивать часть общего имущества в многоквартирном доме;
  9. осуществлять застройку прилегающих к дому выделенных земельных участков;
  10. заключать сделки и ряд других прав.

Реализация всех перечисленных выше прав должна осуществляться с учетом интересов собственников жилья в доме и для достижения целей, ради которых ТСЖ было создано. При этом необходимо помнить, что ТСЖ имеет право в принудительном порядке осуществлять взыскание взносов с собственников квартир, даже если они были против создания ТСЖ.

Обязанности ТСЖ

Помимо прав ТСЖ несет и ряд обязанностей перед собственниками помещений в многоквартирном доме. В соответствии со ст. 138 Жилищного кодекса РФ основными обязанностями ТСЖ является:

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону +7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

  • осуществлять управление многоквартирным домом;
  • обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме;
  • обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество;
  • обеспечивать соблюдение прав и интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общим имуществом;
  • пресекать или предотвращать действия третьих лиц, нарушающих права собственников на общее имущество;
  • представлять всех собственников помещений перед третьими лицами;
  • вести реестр членов ТСЖ и другие обязанности.

Членство в ТСЖ

Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором создано ТСЖ, не являются автоматически членами ТСЖ, если они не участвовали в общем собрании по поводу образования ТСЖ или высказались против создания ТСЖ. Чтобы стать членом ТСЖ, собственник квартиры должен подать письменное заявление на имя председателя ТСЖ. Выйти из состава членов ТСЖ можно на основании соответствующего заявления или в случае прекращения права собственности на квартиру.

В соответствии с жилищным законодательством все собственники помещений в многоквартирном доме, в котором образовано ТСЖ, имеют определенные права, причем их реализация не зависит от того, является ли гражданин членом ТСЖ или нет. К такого рода общим правам относятся:

  1. право собственников требовать от руководства ТСЖ информации о деятельности товарищества;
  2. право обжаловать в судебном порядке решения органов управления ТСЖ;
  3. право предъявлять требования относительно качества оказываемых услуг и выполняемых товариществом работ;
  4. право знакомиться с документацией ТСЖ.

В уставе ТСЖ могут быть предусмотрены иные права собственников, а также порядок и особенности реализации перечисленных выше прав.

Правовое регулирование управления домом: нюансы Федерального Закона о ТСЖ в последней редакции

Товарищество собственников жилья в настоящее время являются одной из наиболее удачных форм управления многоквартирными домами, так как представляют собой достаточно качественный механизм, работающий в интересах конкретного дома.

А при наличии грамотного управляющего вся деятельность ТСЖ ведет к тому, что дом начинает весьма активно развиваться.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-44-61 . Это быстро и бесплатно !

Однако, как и у любой юридически значимой организации, у товарищества обязательно должна быть законодательная база регулирования его деятельности. Чем именно регулируется обслуживание того или иного дома в настоящее время?

О плюсах и минусах объединения жильцов многоквартирного дома, а также о том, обязано ли оно иметь свой официальный сайт, вы можете узнать на нашем сайте.

Законодательная база деятельности

До вступления в силу в 2005 году Жилищного Кодекса Российской Федерации всю деятельность по управлению многоквартирным домом с помощью созданной самими жильцами некоммерческой организации регулировал специально принятый федеральный закон о товариществах собственников жилья.

Однако он показал свою неэффективность и с момента вступления в силу ЖК РФ свою актуальность утратил и был отменён.

С этого момента регулирование деятельности таких организаций происходит на основе двух ключевых нормативных документов — Жилищного и Гражданского Кодексов.

Решение о замене одного закона несколькими актами, подробно и полностью регулирующими вопросы деятельности такой организации, на законодательном уровне было принято в связи с тем, что даже с учетом всех вносимых поправок старый закон уже не отвечал требованиям современной действительности.

В то же время отпала необходимость дублировать положения, например, Гражданского Кодекса в части регулирования деятельности товарищества как некоммерческой организации.

Жилищный Кодекс, в свою очередь, осуществляет регулирование деятельности созданных объединений в интересах собственников, в частности, в сфере взаимодействия с ресурсоснабжающими организациями.

ФЗ о ТСЖ действующая редакция скачать.

Узнайте из наших статей о том, какие объекты находятся на балансе товарищества жильцов, кто может предоставлять технические и другие услуги, как вести бухгалтерский учет в сообществе и в каких случаях необходимо проведение ревизии или аудиторской проверки.

Гражданский Кодекс

ГК РФ в настоящее время рассматривает Товарищество собственников жильцов в качестве некоммерческой организации, созданной путём добровольного принятия решения собственниками помещений в многоквартирном доме. Принимается такое решение исключительно путём созыва общего собрания владельцев жилых помещений.

В соответствии с его постановлением, а именно со статьей 291, Товарищество обязано быть оформлено только как некоммерческая организация, целью которой будет являться защита интересов владельцев помещений в одном многоквартирном доме или в нескольких таковых.

Причём оно обязательно должно будет проходить регистрацию и в налоговых органах.

О том, имеет ли право объединение жильцов отключать свет или воду должникам и неплательщикам коммунальных услуг по закону, а также о стандартах предоставления информации собственникам, читайте на нашем сайте.

Жилищный Кодекс

В то время, как Гражданский Кодекс трактует ТСЖ только в одной плоскости, и этому типу организаций посвящена только одна статья в данном нормативном акте, Жилищный Кодекс посвящает созданному объединению целый Раздел 6, внутри которого содержатся статьи, полностью регламентирующие его деятельность — от момента создания до преркащения существования.

Также в рамках этого раздела четко прописан весь регламент функционирования объединения, в том числе и порядок проведения общедомовых собраний, на которых должны приниматься особо важные для всего дома вопросы.

ЖК РФ в своём 6 Разделе даёт исчерпывающую формулировку не только относительно порядка создания, взаимодействия с различными структурами, а также ликвидации товарищества, но также и раскрывает права и обязанности председателя правления и управляющего, а также разъясняете, на каких условиях они могут работать.

О вопросах реорганизации и банкротства читайте на нашем сайте.

Эволюция законодательства

До 1 января 2005 года на территории РФ действовал Федеральный закон «О товариществах собственников жилья». Он представлял собой нормативный акт, сочетавший в себе положения не только жилищного, но и гражданского и налогового законодательства.

Кроме того, часть положений, содержавшихся в рамках этого закона, было достаточно сложно толковать, из-за чего приходилось проводить дополнительные работы по толкованию его статей, что у юристов отнимало достаточно большое количество времени.

Однако, несмотря на кажущуюся непроработанность этого нормативного акта, его действие значительно упростило процедуру создания объединений собственников помещений в многоквартирных домах.

Это было обусловлено тем, что отпадала необходимость искать нормативное руководство в различных законодательных актах, так как все ключевые положения были собраны в одном месте. На момент вступления в силу его в 1996 году он считался одним из самых прогрессивных в жилищной сфере.

Читать еще:  Порядок государственной регистрации юридических лиц

О том, кто может стать председателем, о его правах и обязанностях, а также о том, нужно ли заключать с ним трудовой договор, и должен ли он получать ежемесячную зарплату, вы можете узнать из наших статей.

Современные сложности в регулировании

К сожалению, несмотря на всю проработанность в настоящее время в современном законодательстве вопросов, касающихся функционирования объединений, до настоящего времени наблюдаются определенные сложности со стороны регистрирующих их органов.

Проявляются эти сложности, в первую очередь, в том, что официально по действующему закону о Товариществе в последней редакции закона регистрацию должны проходить товарищества собственников недвижимости (ТСН), так как несмотря на разрешённую регистрацию конкретно ТСЖ в проведении такой процедуры вновь созданным объединениям отказывают.

Мотивируется это, как правило, тем, что процедуры регистрации для ТСЖ нет, а для ТСН есть.

Вторая сложность в осуществлении превращения созданного союза обладателей недвижимости в юридически значимую организацию заключается в том, что нет конкретной информации, кто должен осуществлять согласование Устава.

Таким образом, несмотря непостоянное изменение жилищного законодательства, до настоящего времени существует ряд сложностей в осуществлении деятельности созданными для управления общим имуществом объединениями владельцев жилых и нежилых помещений.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-44-61 (Москва)
+7 (812) 425-63-42 (Санкт-Петербург)

Нормы и законы, регулирующие деятельность ТСЖ и ТСН

Как расшифровываются эти аббревиатуры жители уже усвоили довольно хорошо. Но что можно сделать с помощью этих трёх букв? Помогут ли они решить наши коммунальные проблемы?

Знание о любом юридическом явлении начинается с подробного анализа законодательной базы.

Основное законодательство

О товариществе собственников недвижимости мы сможем прочесть в:

  • Жилищном кодексе;
  • Гражданском кодексе;
  • Закон о регистрации раскрывает порядок внесения в ЕГРЮЛ;
  • подзаконные акты регулируют предоставление жилищно-коммунальных услуг;
  • административные и уголовные нормы ставят границы законности;
  • трудовое и гражданское право регулирует договоры с различными субъектами.

Создание учреждения начинается с образования инициативной группы владельцев.

Оценив все возможности и риски и составив план действий по организации управленческого процесса, они следуют пошаговой инструкции:

  • рассылают уведомления;
  • организуют собрание владельцев квартир и нежилых помещений;
  • агитируют и голосуют «за».

Жилищный кодекс о товариществе собственников жилья

Впервые понятие ТСЖ было введено законом 2002 года 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья». В 2005 году он был отменён, а в ЖК РФ появились новые статьи, регулирующие эти же вопросы (закон 189-ФЗ).

«Товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме» (ст.135 ЖК РФ)

Оно может создаваться в:

  • многоквартирном доме;
  • нескольких многоквартирных домах;
  • нескольких частных жилых домах.

В ЖК РФ вы найдёте ответы на вопросы:

  • как создать, зарегистрировать (ст. 136), реорганизовать и ликвидировать товарищество (ст.139-140),
  • какие есть у него права и обязанности (ст.137-138),
  • как вступить в ТСЖ (ст. 143),
  • какую информацию обязаны раскрывать (ст.143.1),
  • общее собрание и голосование (ст. 145-146),
  • о правлении и председателе (ст. 147),
  • о ревизионной комиссии (ст. 150).

Товарищество собственников жилья не отвечает по обязательствам членов товарищества. Члены товарищества собственников жилья не отвечают по обязательствам товарищества (ст. 135 ЖК РФ)

Также Жилищный кодекс раскрывает источники дохода товарищества (ст. 152):

  • обслуживание имущества МКД,
  • строительство объектов на его территории,
  • сдача в аренду.

Интересно, что в названии прямо указывается, что только владельцы жилья могут иметь членство в организации. Но в самих статьях нет запрета участия собственников других помещений.

Это противоречие снимается в новых статьях ГК РФ.

Звоните юристу

Подберем специалиста за вас

8 (499) 350-97-63 – Москва

8 (812) 309-74-28 – СПб

Гражданский кодекс о объединении владельцев недвижимости

Гражданский кодекс вводит в оборот понятие товарищество собственников недвижимости.

Тем самым указывает, что членами организации кроме владельцев квартир могут быть физические и юридические лица – собственники коммерческих помещений.

ТСН относится к некоммерческим корпоративным организациям, которые создаются участниками не для извлечения прибыли и её распределения.

Ст. 123.13 ГК РФ разграничивает право собственности самого товарищества и его членов: общее имущество в многоквартирном доме принадлежит владельцам помещений.

Нет разницы между формами ТСЖ и ТСН. При этом товарищество собственников недвижимости – название более точное. Правомерно использовать оба наименования.

О сходствах и различиях ТСЖ и ТСН читайте по ссылке.

Закон о регистрации

Федеральный закон 129-ФЗ даёт перечень документов, которые необходимы для регистрации (ст.13.1):

  • заявление по форме Р11001,
  • устав в 3 экземплярах,
  • протокол общего собрания о создании товарищества,
  • квитанция об уплате госпошлины,
  • сведения об адресе (должны быть в протоколе и уставе).

Ст. 13 описывает процедуру внесения сведений о новом юрлице в единый реестр.

Регистрация проходит по месту нахождения товарищества, процесс регистрации осуществляется в течение 3 дней с момента подачи документов.

Акты Правительства о ЖКХ

Жилищно-коммунальная сфера разделена на две большие части.

Коммунальное хозяйство

Цены на них устанавливают власти, а нормативное регулирование – приказ №354 Правительства.

В нём раскрываются:

  • права и обязанности потребителя,
  • плата за услуги,
  • правила учёта,
  • перерасчёт.

Жилищные услуги

Управляющая организация любой организационно-правовой формы руководствуется правилами управления многоквартирным домом № 416.

  • прием, хранение и передача документации технического характера;
  • сбор, хранение информации и изменения, касающиеся собственников и нанимателей;
  • подготовка и обсуждение предложений по вопросам ремонта и содержания дома;
  • организация оказания услуг и выполнения работ;
  • взаимодействие с учреждениями, представляющими государственную власть и местное самоуправление;
  • контроль по исполнению решений собраний.

Приказ Правительства №731 определяет стандарты раскрытия информации в управлении домами.

В нем установлены перечень данных, которые необходимо раскрывать перед собственниками, а также порядок, сроки предоставления информации.

Административные и уголовные нормы

Владельцам жилья необходимо обращать внимание на исполнение ТСЖ норм законодательства по отношению к собственникам. Неточности, недоработки со стороны сотрудников могу быть следующего характера:

  • неверное определение общей площади жилья;
  • правильность расчета оплаты за коммунальные услуги;
  • обсуждение вопросов, не относящихся к компетенции ТСЖ;
  • отсутствие перерасчета за коммунальные услуги;
  • нарушение правил ремонта и содержания;
  • не раскрытие информации для собственников.

Штраф в размере от 4 до 5 тыс. рублей предусматривается статьей 7.22 для физических лиц, а для юридических от 40 до 50 тысяч рублей за нарушение правил ремонта и содержания (приказ №416)

Должностные лица, не раскрывающие информацию о деятельности товарищества, подвержены наложению штрафа от 30 до 50 тысяч рублей (статья 7.23, приказ №713).

Уголовная ответственность применяется к работникам ТСЖ, нарушившим законодательство в зависимости от причиненного ущерба.

Самые распространенные виды преступлений, хищения имущества и ценностей (статьи 159, 160 УК), а также превышение должностных полномочий.

Региональные акты могут дополнять федеральные нормы.

Договорные отношения товарищества

Глава 27 (статьи 420-431.2) регулируют заключение договором между товариществом, собственниками, другими ведомствами, исполняющими обязанности по обслуживанию дома.

Договор о предоставлении коммунальных услуг регулируется не только ГК РФ, но и Правилами (приказ №354).

Аспекты договора выполняются всеми сторонами в обязательном порядке, в противном случае имеется риск для его расторжения.

Трудовые и гражданско-правовые договоры

Трудовое и гражданско-правовое законодательство в сфере заключения договоров имеет существенные различия.

Если сотрудники и члены ТСЖ оформлены в рамках трудового права, они имеют возможность получения льгот социального и налогового характера, отчислений в пенсионный фонд.

Его положение и статус как работника защищены, предполагается гарантия на получение пенсионных выплат, вычетов по налогам и сборам. Содержание трудового договора формируется согласно статье 57 ТК.

В гражданско-правовых отношениях обе стороны (председатель и сотрудник) являются равными по положению.

Исполнитель, выполняя свои функции, может привлечь к этому процессу других лиц.

Полезное видео

Посмотрите интересное видео по теме данной статьи:

Деятельность ТСЖ регламентирована не только на федеральном, но и региональном уровне, каждый субъект адаптирует нормы под свою ситуацию, развивающуюся в области или крае.

В случае невыполнения товариществом своих обязанностей и нарушения прав собственников, виновные лица несут ответственность.

Правовое регулирование деятельности ТСЖ

Правовое регулирование деятельности ТСЖ

На сегодняшний день одной из форм управления общим имуществом собственников в многоквартирном доме является товарищество собственников жилья (далее – «ТСЖ» или «товарищество»).

ТСЖ представляет собой объединение собственников жилых помещений в многоквартирном доме.

Предметом и целями деятельности ТСЖ, согласно статье 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК), являются: управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечение эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

Нормативную базу деятельности ТСЖ составляют следующие положения российского законодательства: императивные нормы ЖК: часть 2 статьи 137, часть 1 статьи 145, часть 3 статьи 146, часть 5 статьи 147, ч. 1 ст. 149, часть 3 статьи 151, часть 3 статьи 152, часть 8 статьи 156. Диспозитивные нормы ЖК: часть 4 статьи 135, часть 3 статьи 145, часть 6 статьи 146, часть 5 статьи 147, часть 2 статьи 147, пункт 9 статьи 148.

Создание ТСЖ осуществляется на общем собрании собственников. На таком собрании должны присутствовать представители, обладающие большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Это одно из условий создания ТСЖ, определенное требованиями статьи 136 ЖК. Собственники помещений в одном многоквартирном доме вправе создать только одно ТСЖ.

Правоспособность ТСЖ возникает с момента его государственной регистрации. Государственная регистрация ТСЖ осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц, а именно, Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее – №129-ФЗ). Главами 3 и 4 Закона №129-ФЗ определяется порядок государственной регистрации при создании юридических лиц.

Статья 135 ЖК устанавливает статус (правовое положение) ТСЖ как некоммерческого объединения лиц – собственников помещений в многоквартирном доме.

Правообразующую роль в деятельности ТСЖ играет его устав, являющийся единственным для данной разновидности некоммерческих организаций учредительным документом. В пункте 4 статьи 135 ЖК содержится диспозитивная норма, согласно которой ТСЖ создается на неопределенный срок, если иное не предусмотрено его уставом.

Устав ТСЖ должен содержать следующие положения:

Статья 135 ЖК предусматривает, что устав ТСЖ принимается на общем собрании. Положениями статьи 145 ЖК установлено, что внесение изменений в устав товарищества относится к компетенции общего собрания, при этом статьей 146 ЖК определено, что принятие решения по этому вопросу осуществляется большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей.

Читать еще:  Куда вложить деньги? В информационные технологии!

Если организация юридического лица предусматривает членство в ней, то в уставе такой организации должен быть определен порядок приема в члены организации и выхода из нее. Статья 143 ЖК РФ предусматривает:

Этой же статьей установлено, что лица, приобретающие помещения в этом доме, вправе стать членами товарищества только после возникновения у них права собственности на приобретенные помещения.

Помимо специальной правоспособности, ТСЖ как юридическое лицо обладает также и другими гражданскими правами, присущими юридическим лицам, а именно:

После государственной регистрации ТСЖ осуществляется процедура передачи дома в управление ТСЖ. Порядок передачи дома в ЖК подробно не регламентирован, но в различных субъектах и регионах РФ принимаются местные нормативные акты по вопросам передачи домов в управление ТСЖ.

Основанием для передачи дома в управление ТСЖ выступает свидетельство о государственной регистрации ТСЖ.

Передача дома в управление ТСЖ осуществляется специально созданной комиссией, с участием представителей жилищных органов и органов управления ТСЖ.

Для организации деятельности ТСЖ после проведения его государственной регистрации требуется оформить документы на земельный участок и прилегающую к дому территорию (например, заключить договор аренды с администрацией города).

Порядок оформления документов на землю регулируется на общем уровне нормами Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ, а на местном – нормативными актами, принятыми в субъектах РФ.

ЖК определены основные права и обязанности товарищества.

1) заключать договор управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества, об оказании коммунальных услуг и другие в интересах своих членов;

2) определять смету доходов и расходов на год;

3) устанавливать на основе принятой сметы размеры платежей и взносов для каждого собственника в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме; продавать и передавать во временное пользование, обменивать имущество, принадлежащее ТСЖ.

Кроме того, если это не нарушает права и интересы собственников, ТСЖ для достижения целей, предусмотренных его уставом, вправе заниматься хозяйственной деятельностью, а именно:

Так как ТСЖ является некоммерческой организацией и обладает специальной правоспособностью, которая определяется целями и задачами, указанными в учредительных документах, то и деятельность товарищества может осуществляться только в рамках, оговоренных в уставе товарищества. При этом необходимо учитывать, что сделки, совершенные юридическим лицом с выходом за пределы его специальной правоспособности, могут быть признаны недействительными.

В пункте 3 статьи 152 ЖК определяются основания и направления использования доходов, полученных в результате хозяйственной деятельности ТСЖ.

Доходы, полученные от указанной деятельности, на основании решения общего собрания членов товарищества, принятого не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов его членов, должны быть использованы целевым образом, в частности, на:

Члены товарищества (а именно собственники помещений в многоквартирном доме) обязаны участвовать в общих расходах на содержание общего имущества ТСЖ пропорционально своей доле в праве общей собственности на общее имущество. Это обусловлено необходимостью обеспечения возмещения издержек на обслуживание, текущий и профилактический ремонт, капитальный ремонт общего имущества, а также необходимостью поддержания общего имущества в безопасном и пригодном для эксплуатации состоянии. Обязательные платежи и взносы выступают в качестве одной из форм участия в общих расходах.

В случае неисполнения указанных обязанностей ТСЖ вправе обратиться суд с целью понуждения собственников помещений к участию в общих расходах на содержание общего имущества (пункт 2 статьи 39 ЖК).

Согласно статье 138 ЖК ТСЖ обязано:

1) заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме с собственниками помещений в многоквартирном доме, не являющимися членами товарищества;

2) выполнять в порядке, предусмотренном законодательством, обязательства по договору;

3) обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме;

4) обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество;

5) обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью;

6) принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому;

7) представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.

В соответствии со статьей 144 ЖК органами управления ТСЖ являются общее собрание членов товарищества и правление товарищества.

Общее собрание — это высший орган, созываемый в порядке, который определен в уставе. В компетенции общего собрания находятся следующие вопросы:

Общее собрание имеет право решать вопросы, отнесенные к компетенции правления товарищества. О проведении общего собрания члены товарищества должны быть оповещены не менее чем за 10 суток до даты проведения. Председательствующим на собрании является председатель ТСЖ правления или его заместитель. В случае их отсутствия — один из членов товарищества. Общее собрание правомочно, если на нем присутствуют более 50% членов ТСЖ.

Согласно пункту 1 статьи 147 ЖК руководство деятельностью ТСЖ осуществляется правлением товарищества. Правление полномочно принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов ТСЖ.

Срок, на который избирается правление, устанавливается уставом товарищества, но не более чем на два года. Выборы членов правления товарищества осуществляются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей.

Согласно статье 147 ЖК правление ТСЖ избирают из числа членов товарищества на срок, установленный уставом, но не более чем на 2 года. Из состава правления избирают председателя. Это лицо действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, не требующие одобрения общего собрания и правления. Правление товарищества собственников жилья является исполнительным органом товарищества, подотчетным общему собранию членов товарищества.

В обязанности правления ТСЖ входят:

За выполняемую работу члены правления товарищества могут получать вознаграждение. Размер вознаграждения членов правления товарищества определяется решением общего собрания членов ТСЖ.

Ревизионную комиссию ТСЖ избирают не более чем на два года. В ее состав не могут входить члены правления товарищества. Ревизионная комиссия избирает из своего состава председателя. Данный орган проводит не реже одного раза в год ревизию финансовой деятельности ТСЖ. Помимо этого ревизионная комиссия представляет общему собранию заключение о смете доходов и расходов товарищества на соответствующий год и отчет о финансовой деятельности и размерах платежей и взносов.

ТСЖ как юридическому лицу, следует обратить внимание на перечень документов, которые обязательно должны храниться в архиве ТСЖ:

Реорганизация ТСЖ может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования. Решение о реорганизации может принять только высший орган управления – общее собрание ТСЖ, если за него проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа голосов членов товарищества. Статьей 140 ЖК установлены организационно-правовые формы преобразования ТСЖ в жилищный или жилищно-строительный кооператив.

В настоящий момент порядок реорганизации юридического лица определен статьями 57 – 60 Гражданского кодекса Российской Федерации и нормами главы V Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

Ликвидация юридического лица регулируется статьями 61 – 65 Гражданского кодекса Российской Федерации.

ТСЖ может быть ликвидировано:

1) добровольно по решению учредителей (участников) товарищества, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, а также по достижении цели, ради которой оно было создано;

2) на основании судебного решения, в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона;

3) на основании части 2 статьи 141 ЖК РФ, которой устанавливается, что товарищество собственников жилья подлежит ликвидации в случае, если члены товарищества не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме;

4) на основании статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” по решению регистрирующего органа.

Ликвидация ТСЖ влечет за собой прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей товарищества в порядке правопреемства к другим лицам. Имущество товарищества, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, распределяется между членами товарищества членов жилья пропорционально их долям в общем имуществе.

На заключительном этапе рассмотрения темы настоящей статьи, обратимся к сложившейся судебной практике.

Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом общей юрисдикции или арбитражным судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной ГПК РФ и АПК РФ.

Высший Арбитражный Суд в своем письме от 15 июля 1996 г. № С5-7/ОЗ-411 о Федеральном законе от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ «О товариществе собственников жилья» в пункте 10 указал, что при определении подведомственности споров, возникающих из отношений, регулируемых Федеральным законом, представляется возможным исходить из положения пункта 1 статьи 11 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется судом, арбитражным судом, третейским судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

Если соответствующие решения и действия (или бездействие) нарушают жилищные права, то заинтересованное лицо может обратиться в суд или арбитражный суд, руководствуясь соответственно положениями главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ. В случае если заявитель считает, что его жилищные права нарушены изданием незаконного нормативного правового акта, то при обращении в суд или арбитражный суд с заявлением о признании такого акта недействующим полностью или в части он должен учитывать положения главы 24 ГПК РФ или главы 23 АПК РФ (в зависимости от подведомственности дела).

Для ознакомления с существующей на настоящий момент судебной практикой, можно привести следующие примеры рассмотрения дел:

о принудительном членстве в ТСЖ:

по вопросам, связанным с налогообложением товарищества собственников жилья:

о признании права общей собственности:

по вопросам, связанным с земельными участками:

по договорам энергоснабжения:

В результате, подводя итог вышесказанному, хочется подчеркнуть значимость создания ТСЖ., при котором собственники жилых помещений в многоквартирном доме получают реальную возможность самостоятельно решать вопросы организации обслуживания и эксплуатации жилья, а значит, и определять порядок расходования средств, направленных на эти цели.

Финансовая газета

№25, 2009

Кискин Вячеслав, старший юрисконсульт АКГ «Интерком-Аудит»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector