Право РАР лишать торговцев алкоголем лицензии наведет порядок на рынке

Право РАР лишать торговцев алкоголем лицензии наведет порядок на рынке

Право РАР лишать торговцев алкоголем лицензии наведет порядок на рынке

Независимость в единстве!

Наделение Росалкогольрегулирования (РАР) правом аннулировать лицензии на розничную продажу алкоголя может помочь навести порядок на рынке, считают опрошенные агентством “Прайм” эксперты и представители отрасли. Однако они предсказывают непростую борьбу с нелегальной торговлей и опасаются “подводных камней”.

О том, что РАР получило полномочия во внесудебном порядке самостоятельно аннулировать лицензии на производство, хранение, поставки и розничную продажу алкоголя, говорится в обнародованном в среду постановлении правительства от 14 августа. Лишиться лицензии магазины могут, в частности, за торговлю в ночное время, без маркировки и документов, а также по цене ниже минимальной, в запрещенных местах или несовершеннолетним покупателям.

Аннулировать лицензию в рознице ранее могли либо региональные чиновники, которые их и выдают, либо суд.

Внимание, есть нюансы

“Любое дополнительное регулирование несет с собой дополнительную коррупционную составляющую”, – добавил председатель координационного Совета Союза независимых сетей России Олег Пономарев, заметив, что в нововведении видит и позитивную сторону – оно направлено на борьбу с теневым рынком. “Сети как федеральные, так и крупные региональные, предельно осторожны и аккуратны в плане исполнения законодательства. На нарушениях в виде продажи алкоголя ночью или продажи несовершеннолетним мы никогда не будем зарабатывать. Это теневой бизнес, который ведут палатки и маленькие магазины”, – пояснил Пономарев.

Однако он не уверен, что дополнительные полномочия у РАР приведут в “обелению” таких коллег. “Там подпольная торговля ведется на доверии – в палатках круглосуточно отпускают алкоголь знакомым, это явление в России существует повсеместно. Я не уверен, что РАР имеет необходимый механизм, чтобы отслеживать подобную теневую торговлю”, – подытожил он.

“Мы с пониманием относимся к тому, что у РАР появился такой рычаг регулирования”, – сказал агентству “Прайм” исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), объединяющей крупнейших ритейлеров в РФ, Илья Белоновский. По его мнению, нововведение направлено на обеспечение справедливой конкуренции на рынке розничной торговли алкоголем и в большей степени адресовано отдельным торговым точкам и небольшим сетям, которые практикуют торговлю алкоголем в обход закона. “Крупные розничные компании и так тщательно следят за исполнением норм закона”, – добавил Белоновский.

Аннулирование такой лицензии может стоить бизнеса, потому что на алкоголь в небольших магазинах приходится львиная доля продаж, обратил внимание собеседник агентства.

Обеспечение единых правил для всех участников рынка – это один из главнейших вопросов, считает генеральный директор сети “Магнит” Сергей Галицкий.

“И если федеральное ведомство получает такое право (аннулирования лицензий – ред.), то это установит одинаковые правила для всех”, – добавил собеседник агентства. В том числе, в борьбе с нелегальным алкоголем “РАР лишним не будет”, считает он.

Галицкий указывает также на еще одну важную проблему.

“Ни одна нормальная, в здравом уме, розничная сеть не хочет, чтобы продавцы продавали алкоголь несовершеннолетним. Но когда у нас каждый день работает 20 тысяч, мы физически не можем каждого из них контролировать”, – поясняет он. И если кто-то из кассиров вдруг нарушил правило, то от этого страдает компания, а не конкретный продавец, подчеркивает глава “Магнита”.

Директор по корпоративным отношениям Х5 Retail Group Михаил Сусов (управляет сетями “Пятерочка”, “Перекресток”, “Карусель” и др.) отмечает, что наделение дополнительными полномочиями РАР является логичным шагом в рамках ужесточения государственного регулирования алкогольного рынка. “Это очередной сигнал, что с алкоголем надо работать очень аккуратно. Мы уже давно поняли, что ужесточение регулирования алкогольного рынка – это неизбежность, это государственная политика. И мы ее разделяем, считаем, что все участники рынка должны быть дисциплинированными и должны правила выполнять”, – прокомментировал он.

“В теории все звучит достаточно логично. Посмотрим, как это будет реализовываться на практике, не создаст ли это каких-то нерыночных препятствий, подводных камней”, – продолжил Сусов.

“Розница должна бояться”

Государство последовательно проводит реформу на алкогольном рынке, напоминает директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.

Так, по его словам, в 2009-2010 годах была проведена реформа в сегменте производства, импорта и дистрибуции алкоголя, в результате которой произошло укрупнение рынка и сокращение вдвое его участников. Затем началась реформа в сегменте розницы. “Для того, чтобы с розницей разобраться идет процесс укрупнения. За 2012-2013 годы количество точек по продаже пива сократится раза в четыре, наверное, потому что с 1 января оно уйдет из киосков и будет продаваться только в магазинах. Само количество магазинов, я думаю, сократится раза в 1,5 раза из-за ряда ограничений (установленных законом о госрегулировании алкогольного рынка), плюс вводится декларирование, с которым не все справятся”, – пояснил он.

Вместе с тем доля нелегальной водки остается высокой: по итогам 2011 года в легальной рознице было продано 55% легальной водки, 45% – нелегальной. “Переломить ситуацию пока не удается. Местные органы власти, местные контролирующие органы не справляют с вытеснением нелегальной водки, магазины по-прежнему продолжают ее продавать”, – констатирует он.

“Поэтому возможность лишения лицензии в досудебном прядке, я думаю, будет очень позитивной мерой. Розница должна бояться. Если более менее какой-то порядок навели в сегменте производства, дистрибуции и импорта, то в сегменте розницы его навести пока не удается”, – считает эксперт.

Приструнить нарушителей могут помочь выездные проверки. “Сразу за день обошли 100 торговых точек, увидели нелегальную продукцию – сразу лишили лицензии. Несколько таких показательных поездок, я думаю, дадут очень неплохой эффект”, – добавляет он.

Хотя это, к сожалению, не значит, что весь нелегальный алкоголь уйдет с рынка – он перейдет в альтернативный сектор продаж (торговля с рук, увеличение спроса на алкогольные аптечные настойки, самогон и т.д.). “Потому что потребности в нелегальной продукции у потребителя есть, все-таки она дешевле”, – признает Дробиз.

Крупные производители алкоголя тоже считают усилений полномочий РАР “больше плюсом, чем минусом” для рынка. “На рынке еще много заводов, которые по документам работают с минимальными объемами, а на самом деле – в полную мощь, поставляя на рынок контрафактный алкоголь. Если этот факт вскрывается, то все равно судебные разбирательства затягивают процесс, а в это время этот может продолжать производство. Так что усиление полномочий профильного ведомства может заставить “левых” производителей алкоголя лишний раз призадуматься”, – сказал агентству представитель крупной алкогольной компании.

Право РАР лишать торговцев алкоголем лицензии наведет порядок на рынке

Наделение Росалкогольрегулирования (РАР) правом аннулировать лицензии на розничную продажу алкоголя может помочь навести порядок на рынке, считают опрошенные агентством “Прайм” эксперты и представители отрасли. Однако они предсказывают непростую борьбу с нелегальной торговлей и опасаются “подводных камней”.

О том, что РАР получило полномочия во внесудебном порядке самостоятельно аннулировать лицензии на производство, хранение, поставки и розничную продажу алкоголя, говорится в обнародованном в среду постановлении правительства от 14 августа. Лишиться лицензии магазины могут, в частности, за торговлю в ночное время, без маркировки и документов, а также по цене ниже минимальной, в запрещенных местах или несовершеннолетним покупателям.

Аннулировать лицензию в рознице ранее могли либо региональные чиновники, которые их и выдают, либо суд.

Внимание, есть нюансы

“Мы с пониманием относимся к тому, что у РАР появился такой рычаг регулирования”, – сказал агентству “Прайм” исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), объединяющей крупнейших ритейлеров в РФ, Илья Белоновский. По его мнению, нововведение направлено на обеспечение справедливой конкуренции на рынке розничной торговли алкоголем и в большей степени адресовано отдельным торговым точкам и небольшим сетям, которые практикуют торговлю алкоголем в обход закона. “Крупные розничные компании и так тщательно следят за исполнением норм закона”, – добавил Белоновский.

Читать еще:  Магазин детской одежды: выгодные хлопоты

Аннулирование такой лицензии может стоить бизнеса, потому что на алкоголь в небольших магазинах приходится львиная доля продаж, обратил внимание собеседник агентства.

Обеспечение единых правил для всех участников рынка – это один из главнейших вопросов, считает генеральный директор сети “Магнит” Сергей Галицкий.

“И если федеральное ведомство получает такое право (аннулирования лицензий – ред.), то это установит одинаковые правила для всех”, – добавил собеседник агентства. В том числе, в борьбе с нелегальным алкоголем “РАР лишним не будет”, считает он.

Галицкий указывает также на еще одну важную проблему.

“Ни одна нормальная, в здравом уме, розничная сеть не хочет, чтобы продавцы продавали алкоголь несовершеннолетним. Но когда у нас каждый день работает 20 тысяч, мы физически не можем каждого из них контролировать”, – поясняет он. И если кто-то из кассиров вдруг нарушил правило, то от этого страдает компания, а не конкретный продавец, подчеркивает глава “Магнита”.

Директор по корпоративным отношениям Х5 Retail Group Михаил Сусов (управляет сетями “Пятерочка”, “Перекресток”, “Карусель” и др.) отмечает, что наделение дополнительными полномочиями РАР является логичным шагом в рамках ужесточения государственного регулирования алкогольного рынка. “Это очередной сигнал, что с алкоголем надо работать очень аккуратно. Мы уже давно поняли, что ужесточение регулирования алкогольного рынка – это неизбежность, это государственная политика. И мы ее разделяем, считаем, что все участники рынка должны быть дисциплинированными и должны правила выполнять”, – прокомментировал он.

“В теории все звучит достаточно логично. Посмотрим, как это будет реализовываться на практике, не создаст ли это каких-то нерыночных препятствий, подводных камней”, – продолжил Сусов.

“Любое дополнительное регулирование несет с собой дополнительную коррупционную составляющую”, – добавил председатель координационного Совета Союза независимых сетей России Олег Пономарев, заметив, что в нововведении видит и позитивную сторону – оно направлено на борьбу с теневым рынком. “Сети как федеральные, так и крупные региональные, предельно осторожны и аккуратны в плане исполнения законодательства. На нарушениях в виде продажи алкоголя ночью или продажи несовершеннолетним мы никогда не будем зарабатывать. Это теневой бизнес, который ведут палатки и маленькие магазины”, – пояснил Пономарев.

Однако он не уверен, что дополнительные полномочия у РАР приведут в “обелению” таких коллег. “Там подпольная торговля ведется на доверии – в палатках круглосуточно отпускают алкоголь знакомым, это явление в России существует повсеместно. Я не уверен, что РАР имеет необходимый механизм, чтобы отслеживать подобную теневую торговлю”, – подытожил он.

“Розница должна бояться”

Государство последовательно проводит реформу на алкогольном рынке, напоминает директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.

Так, по его словам, в 2009-2010 годах была проведена реформа в сегменте производства, импорта и дистрибуции алкоголя, в результате которой произошло укрупнение рынка и сокращение вдвое его участников. Затем началась реформа в сегменте розницы. “Для того, чтобы с розницей разобраться идет процесс укрупнения. За 2012-2013 годы количество точек по продаже пива сократится раза в четыре, наверное, потому что с 1 января оно уйдет из киосков и будет продаваться только в магазинах. Само количество магазинов, я думаю, сократится раза в 1,5 раза из-за ряда ограничений (установленных законом о госрегулировании алкогольного рынка), плюс вводится декларирование, с которым не все справятся”, – пояснил он.

Вместе с тем доля нелегальной водки остается высокой: по итогам 2011 года в легальной рознице было продано 55% легальной водки, 45% – нелегальной. “Переломить ситуацию пока не удается. Местные органы власти, местные контролирующие органы не справляют с вытеснением нелегальной водки, магазины по-прежнему продолжают ее продавать”, – констатирует он.

“Поэтому возможность лишения лицензии в досудебном прядке, я думаю, будет очень позитивной мерой. Розница должна бояться. Если более менее какой-то порядок навели в сегменте производства, дистрибуции и импорта, то в сегменте розницы его навести пока не удается”, – считает эксперт.

Приструнить нарушителей могут помочь выездные проверки. “Сразу за день обошли 100 торговых точек, увидели нелегальную продукцию – сразу лишили лицензии. Несколько таких показательных поездок, я думаю, дадут очень неплохой эффект”, – добавляет он.

Хотя это, к сожалению, не значит, что весь нелегальный алкоголь уйдет с рынка – он перейдет в альтернативный сектор продаж (торговля с рук, увеличение спроса на алкогольные аптечные настойки, самогон и т.д.). “Потому что потребности в нелегальной продукции у потребителя есть, все-таки она дешевле”, – признает Дробиз.

Крупные производители алкоголя тоже считают усилений полномочий РАР “больше плюсом, чем минусом” для рынка. “На рынке еще много заводов, которые по документам работают с минимальными объемами, а на самом деле – в полную мощь, поставляя на рынок контрафактный алкоголь. Если этот факт вскрывается, то все равно судебные разбирательства затягивают процесс, а в это время этот может продолжать производство. Так что усиление полномочий профильного ведомства может заставить “левых” производителей алкоголя лишний раз призадуматься”, – сказал агентству представитель крупной алкогольной компании.

Право РАР лишать торговцев алкоголем лицензии наведет порядок на рынке

Наделение Росалкогольрегулирования (РАР) правом аннулировать лицензии на розничную продажу алкоголя может помочь навести порядок на рынке, считают опрошенные агентством “Прайм” эксперты и представители отрасли. Однако они предсказывают непростую борьбу с нелегальной торговлей и опасаются “подводных камней”.

О том, что РАР получило полномочия во внесудебном порядке самостоятельно аннулировать лицензии на производство, хранение, поставки и розничную продажу алкоголя, говорится в обнародованном в среду постановлении правительства от 14 августа. Лишиться лицензии магазины могут, в частности, за торговлю в ночное время, без маркировки и документов, а также по цене ниже минимальной, в запрещенных местах или несовершеннолетним покупателям.

Аннулировать лицензию в рознице ранее могли либо региональные чиновники, которые их и выдают, либо суд.

Внимание, есть нюансы

“Мы с пониманием относимся к тому, что у РАР появился такой рычаг регулирования”, – сказал агентству “Прайм” исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), объединяющей крупнейших ритейлеров в РФ, Илья Белоновский. По его мнению, нововведение направлено на обеспечение справедливой конкуренции на рынке розничной торговли алкоголем и в большей степени адресовано отдельным торговым точкам и небольшим сетям, которые практикуют торговлю алкоголем в обход закона. “Крупные розничные компании и так тщательно следят за исполнением норм закона”, – добавил Белоновский.

Аннулирование такой лицензии может стоить бизнеса, потому что на алкоголь в небольших магазинах приходится львиная доля продаж, обратил внимание собеседник агентства.

Обеспечение единых правил для всех участников рынка – это один из главнейших вопросов, считает генеральный директор сети “Магнит” Сергей Галицкий.

“И если федеральное ведомство получает такое право (аннулирования лицензий – ред.), то это установит одинаковые правила для всех”, – добавил собеседник агентства. В том числе, в борьбе с нелегальным алкоголем “РАР лишним не будет”, считает он.

Галицкий указывает также на еще одну важную проблему.

“Ни одна нормальная, в здравом уме, розничная сеть не хочет, чтобы продавцы продавали алкоголь несовершеннолетним. Но когда у нас каждый день работает 20 тысяч, мы физически не можем каждого из них контролировать”, – поясняет он. И если кто-то из кассиров вдруг нарушил правило, то от этого страдает компания, а не конкретный продавец, подчеркивает глава “Магнита”.

Директор по корпоративным отношениям Х5 Retail Group Михаил Сусов (управляет сетями “Пятерочка”, “Перекресток”, “Карусель” и др.) отмечает, что наделение дополнительными полномочиями РАР является логичным шагом в рамках ужесточения государственного регулирования алкогольного рынка. “Это очередной сигнал, что с алкоголем надо работать очень аккуратно. Мы уже давно поняли, что ужесточение регулирования алкогольного рынка – это неизбежность, это государственная политика. И мы ее разделяем, считаем, что все участники рынка должны быть дисциплинированными и должны правила выполнять”, – прокомментировал он.

Читать еще:  8 главных черт самых успешных продавцов

“В теории все звучит достаточно логично. Посмотрим, как это будет реализовываться на практике, не создаст ли это каких-то нерыночных препятствий, подводных камней”, – продолжил Сусов.

“Любое дополнительное регулирование несет с собой дополнительную коррупционную составляющую”, – добавил председатель координационного Совета Союза независимых сетей России Олег Пономарев, заметив, что в нововведении видит и позитивную сторону – оно направлено на борьбу с теневым рынком. “Сети как федеральные, так и крупные региональные, предельно осторожны и аккуратны в плане исполнения законодательства. На нарушениях в виде продажи алкоголя ночью или продажи несовершеннолетним мы никогда не будем зарабатывать. Это теневой бизнес, который ведут палатки и маленькие магазины”, – пояснил Пономарев.

Однако он не уверен, что дополнительные полномочия у РАР приведут в “обелению” таких коллег. “Там подпольная торговля ведется на доверии – в палатках круглосуточно отпускают алкоголь знакомым, это явление в России существует повсеместно. Я не уверен, что РАР имеет необходимый механизм, чтобы отслеживать подобную теневую торговлю”, – подытожил он.

“Розница должна бояться”

Государство последовательно проводит реформу на алкогольном рынке, напоминает директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.

Так, по его словам, в 2009-2010 годах была проведена реформа в сегменте производства, импорта и дистрибуции алкоголя, в результате которой произошло укрупнение рынка и сокращение вдвое его участников. Затем началась реформа в сегменте розницы. “Для того, чтобы с розницей разобраться идет процесс укрупнения. За 2012-2013 годы количество точек по продаже пива сократится раза в четыре, наверное, потому что с 1 января оно уйдет из киосков и будет продаваться только в магазинах. Само количество магазинов, я думаю, сократится раза в 1,5 раза из-за ряда ограничений (установленных законом о госрегулировании алкогольного рынка), плюс вводится декларирование, с которым не все справятся”, – пояснил он.

Вместе с тем доля нелегальной водки остается высокой: по итогам 2011 года в легальной рознице было продано 55% легальной водки, 45% – нелегальной. “Переломить ситуацию пока не удается. Местные органы власти, местные контролирующие органы не справляют с вытеснением нелегальной водки, магазины по-прежнему продолжают ее продавать”, – констатирует он.

“Поэтому возможность лишения лицензии в досудебном прядке, я думаю, будет очень позитивной мерой. Розница должна бояться. Если более менее какой-то порядок навели в сегменте производства, дистрибуции и импорта, то в сегменте розницы его навести пока не удается”, – считает эксперт.

Приструнить нарушителей могут помочь выездные проверки. “Сразу за день обошли 100 торговых точек, увидели нелегальную продукцию – сразу лишили лицензии. Несколько таких показательных поездок, я думаю, дадут очень неплохой эффект”, – добавляет он.

Хотя это, к сожалению, не значит, что весь нелегальный алкоголь уйдет с рынка – он перейдет в альтернативный сектор продаж (торговля с рук, увеличение спроса на алкогольные аптечные настойки, самогон и т.д.). “Потому что потребности в нелегальной продукции у потребителя есть, все-таки она дешевле”, – признает Дробиз.

Крупные производители алкоголя тоже считают усилений полномочий РАР “больше плюсом, чем минусом” для рынка. “На рынке еще много заводов, которые по документам работают с минимальными объемами, а на самом деле – в полную мощь, поставляя на рынок контрафактный алкоголь. Если этот факт вскрывается, то все равно судебные разбирательства затягивают процесс, а в это время этот может продолжать производство. Так что усиление полномочий профильного ведомства может заставить “левых” производителей алкоголя лишний раз призадуматься”, – сказал агентству представитель крупной алкогольной компании.

Право РАР лишать торговцев алкоголем лицензии наведет порядок на рынке

Наделение Росалкогольрегулирования (РАР) правом аннулировать лицензии на розничную продажу алкоголя может помочь навести порядок на рынке, считают опрошенные агентством «Прайм» эксперты и представители отрасли

Однако они предсказывают непростую борьбу с нелегальной торговлей и опасаются «подводных камней».

О том, что РАР получило полномочия во внесудебном порядке самостоятельно аннулировать лицензии на производство, хранение, поставки и розничную продажу алкоголя, говорится в обнародованном в среду постановлении правительства от 14 августа. Лишиться лицензии магазины могут, в частности, за торговлю в ночное время, без маркировки и документов, а также по цене ниже минимальной, в запрещенных местах или несовершеннолетним покупателям.

Аннулировать лицензию в рознице ранее могли либо региональные чиновники, которые их и выдают, либо суд.

ВНИМАНИЕ, ЕСТЬ НЮАНСЫ

«Мы с пониманием относимся к тому, что у РАР появился такой рычаг регулирования», — сказал агентству «Прайм» исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), объединяющей крупнейших ритейлеров в РФ, Илья Белоновский. По его мнению, нововведение направлено на обеспечение справедливой конкуренции на рынке розничной торговли алкоголем и в большей степени адресовано отдельным торговым точкам и небольшим сетям, которые практикуют торговлю алкоголем в обход закона. «Крупные розничные компании и так тщательно следят за исполнением норм закона», — добавил Белоновский.

Аннулирование такой лицензии может стоить бизнеса, потому что на алкоголь в небольших магазинах приходится львиная доля продаж, обратил внимание собеседник агентства.

Обеспечение единых правил для всех участников рынка — это один из главнейших вопросов, считает генеральный директор сети «Магнит» Сергей Галицкий.

«И если федеральное ведомство получает такое право (аннулирования лицензий — ред.), то это установит одинаковые правила для всех», — добавил собеседник агентства. В том числе, в борьбе с нелегальным алкоголем «РАР лишним не будет», считает он.

Галицкий указывает также на еще одну важную проблему.

«Ни одна нормальная, в здравом уме, розничная сеть не хочет, чтобы продавцы продавали алкоголь несовершеннолетним. Но когда у нас каждый день работает 20 тысяч, мы физически не можем каждого из них контролировать», — поясняет он. И если кто-то из кассиров вдруг нарушил правило, то от этого страдает компания, а не конкретный продавец, подчеркивает глава «Магнита».

Директор по корпоративным отношениям Х5 Retail Group Михаил Сусов (управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и др.) отмечает, что наделение дополнительными полномочиями РАР является логичным шагом в рамках ужесточения государственного регулирования алкогольного рынка. «Это очередной сигнал, что с алкоголем надо работать очень аккуратно. Мы уже давно поняли, что ужесточение регулирования алкогольного рынка — это неизбежность, это государственная политика. И мы ее разделяем, считаем, что все участники рынка должны быть дисциплинированными и должны правила выполнять», — прокомментировал он.

«В теории все звучит достаточно логично. Посмотрим, как это будет реализовываться на практике, не создаст ли это каких-то нерыночных препятствий, подводных камней», — продолжил Сусов.

«Любое дополнительное регулирование несет с собой дополнительную коррупционную составляющую», — добавил председатель координационного Совета Союза независимых сетей России Олег Пономарев, заметив, что в нововведении видит и позитивную сторону — оно направлено на борьбу с теневым рынком. «Сети как федеральные, так и крупные региональные, предельно осторожны и аккуратны в плане исполнения законодательства. На нарушениях в виде продажи алкоголя ночью или продажи несовершеннолетним мы никогда не будем зарабатывать. Это теневой бизнес, который ведут палатки и маленькие магазины», — пояснил Пономарев.

Однако он не уверен, что дополнительные полномочия у РАР приведут в «обелению» таких коллег. «Там подпольная торговля ведется на доверии — в палатках круглосуточно отпускают алкоголь знакомым, это явление в России существует повсеместно. Я не уверен, что РАР имеет необходимый механизм, чтобы отслеживать подобную теневую торговлю», — подытожил он.

«РОЗНИЦА ДОЛЖНА БОЯТЬСЯ»

Государство последовательно проводит реформу на алкогольном рынке, напоминает директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.

Так, по его словам, в 2009-2010 годах была проведена реформа в сегменте производства, импорта и дистрибуции алкоголя, в результате которой произошло укрупнение рынка и сокращение вдвое его участников. Затем началась реформа в сегменте розницы. «Для того, чтобы с розницей разобраться идет процесс укрупнения. За 2012-2013 годы количество точек по продаже пива сократится раза в четыре, наверное, потому что с 1 января оно уйдет из киосков и будет продаваться только в магазинах. Само количество магазинов, я думаю, сократится раза в 1,5 раза из-за ряда ограничений (установленных законом о госрегулировании алкогольного рынка), плюс вводится декларирование, с которым не все справятся», — пояснил он.

Читать еще:  Что учесть в планировке магазина?

Вместе с тем доля нелегальной водки остается высокой: по итогам 2011 года в легальной рознице было продано 55% легальной водки, 45% — нелегальной. «Переломить ситуацию пока не удается. Местные органы власти, местные контролирующие органы не справляют с вытеснением нелегальной водки, магазины по-прежнему продолжают ее продавать», — констатирует он.

«Поэтому возможность лишения лицензии в досудебном прядке, я думаю, будет очень позитивной мерой. Розница должна бояться. Если более менее какой-то порядок навели в сегменте производства, дистрибуции и импорта, то в сегменте розницы его навести пока не удается», — считает эксперт.

Приструнить нарушителей могут помочь выездные проверки. «Сразу за день обошли 100 торговых точек, увидели нелегальную продукцию — сразу лишили лицензии. Несколько таких показательных поездок, я думаю, дадут очень неплохой эффект», — добавляет он.

Хотя это, к сожалению, не значит, что весь нелегальный алкоголь уйдет с рынка — он перейдет в альтернативный сектор продаж (торговля с рук, увеличение спроса на алкогольные аптечные настойки, самогон и т.д.). «Потому что потребности в нелегальной продукции у потребителя есть, все-таки она дешевле», — признает Дробиз.

Крупные производители алкоголя тоже считают усилений полномочий РАР «больше плюсом, чем минусом» для рынка. «На рынке еще много заводов, которые по документам работают с минимальными объемами, а на самом деле — в полную мощь, поставляя на рынок контрафактный алкоголь. Если этот факт вскрывается, то все равно судебные разбирательства затягивают процесс, а в это время этот может продолжать производство. Так что усиление полномочий профильного ведомства может заставить “левых” производителей алкоголя лишний раз призадуматься», — сказал агентству представитель крупной алкогольной компании.

Федеральная служба
по регулированию алкогольного рынка

Основания для приостановления действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

Действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции приостанавливается Службой на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ), а также по инициативе самой Службы в пределах ее компетенции в следующих случаях:

– невыполнение лицензиатом предписаний Службы об устранении нарушений условий действия лицензии;

– непредставление в установленный срок заявления о переоформлении лицензии;

– использование основного технологического оборудования, предназначенного для производства этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) алкогольной продукции и (или) их хранения, для производства и (или) хранения на том же оборудовании непищевой продукции, за исключением отходов основного производства;

– использование основного технологического оборудования (за исключением оборудования для производства вина, игристого вина (шампанского) сельскохозяйственными товаропроизводителями из собственного винограда и оборудования, имеющегося у организаций, осуществляющих производство только вина, игристого вина (шампанского) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения), предназначенного для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ) и не оснащенного автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему в соответствии с требованиями статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ;

– оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением требований, предусмотренных статьей 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ, а спиртосодержащей непищевой продукции, кроме того, с нарушением требований, предусмотренных пунктом 4 статьи 10.1 Федерального закона № 171-ФЗ, а также фальсификация сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и (или) оборота такой продукции (в том числе путем дублирования);

– поставка, перевозка, закупка этилового спирта, в том числе денатурата, и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции без уведомления;

– отсутствие технологического оборудования, позволяющего полностью перерабатывать и (или) утилизировать барду (основной отход спиртового производства) на очистных сооружениях (для организаций, осуществляющих производство этилового спирта);

– использование для производства этилового спирта и алкогольной продукции нового основного технологического оборудования с нарушением требований пункта 10 статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ;

– нарушение требований пунктов 2.1 и 2.2 статьи 11 Федерального закона № 171-ФЗ;

– неуплата лицензиатом в установленный срок административного штрафа, назначенного за правонарушение, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенное в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

– наличие поступившей из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, информации о совершении налогового правонарушения в виде указания в налоговой декларации по акцизам на алкогольную продукцию недостоверных (ложных) сведений, повлекших занижение исчисленной суммы акциза;

– выявление нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии.

Действие лицензии приостанавливается на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений, но не превышающий шести месяцев, за исключением случая приостановления действия лицензии в связи с непредставлением в установленный срок заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, за исключением случая приостановления действия лицензии в связи с выявлением нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии. В случае выявления нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии, действие лицензии приостанавливается до дня вступления в законную силу принятого судом либо уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти решения об аннулировании лицензии или об отказе в ее аннулировании.

Территориальный орган Службы по месту осуществления организацией деятельности в срок не более чем 14 дней со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии осуществляет снятие остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также пломбирование оборудования и коммуникаций в целях исключения производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

После получения от лицензиата заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, Служба в течение 14 дней обязана принять решение о возобновлении действия лицензии или об отказе в возобновлении ее действия и обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии. В случае непринятия Службой в указанный срок одного из этих решений действие лицензии считается возобновленным.

Принятое Службой решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в суд.

В случае непредставления лицензиатом в установленный срок заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, Служба принимает решение о приостановлении действия лицензии лицензиата до принятия решения о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии.

Решение о приостановлении действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции доводится лицензирующим органом до заявителя в письменной форме и (или) направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи, с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня со дня принятия решения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector