Почему разоряются туроператоры?

Почему разоряются туроператоры?

Конец конторы Кука: как разорился старейший туроператор в мире

Один из крупнейших туристических операторов в мире компания Thomas Cook объявил о своей финансовой несостоятельности. Конец для агентства со 178-летней историей наступил после провала переговоров между руководством туроператора, кредиторами и британским правительством, которое отказалось предоставить экстренную ссуду. В результате 150 тыс. британских граждан застряли за рубежом. Thomas Cook владело двумя туроператорами и в России — «Интуристом» и «Библио-Глобусом», однако агентства уверяют, что на их работе банкротство компании-собственника никак не скажется. Подробности — в материале «Известий».

Против течения

Thomas Cook — старейший и, пожалуй, самый известный туроператор в мире, был создан в 1841 году английским бизнесменом Томасом Куком для перевозки членов общества трезвости по различным мероприятиям в средней Англии. Компания вскоре начала заниматься туризмом вообще, одной из первых стала предлагать направления по Европе и за ее пределами как для богатых, так и для среднего класса. По сути дела, Томас Кук стал отцом европейской туристической индустрии.

За почти 180 лет своей истории туроператор прошел через несколько слияний и поглощений, а после Второй мировой войны даже был национализирован. Компания с честью выходила из всех пертурбаций, но не смогла пережить испытания вызовами XXI века.

Закрытый офис обанкротившегося туроператора Thomas Cook в Лондоне

В 2000-е годы компания, приобретенная к тому времени немецкой C&N Touristic AG, предпочла держаться сегмента массового туризма по путевкам, проигнорировав набирающие силу тренды, а именно рост популярности прямого заказа отелей и билетов через интернет.

Для потребителя среднего класса поездки по путевке становились всё менее интересными. В особенности это касается жителей Британских островов, которые раньше, чем остальные европейцы, получили доступ к многочисленным авиакомпаниям-лоукостерам. Уже в конце 2010-х Thomas Cook начал сокращать персонал в своих офисах по всему миру, но, как говорят англичане, это было уже «слишком мало, слишком поздно».

Мораль и деньги

В то же время Thomas Cook продолжал агрессивно расширять свой бизнес, скупая активы и методично залезая в долги. В 2019 году общий долг компании составил почти £2 млрд, а отрицательный капитал достиг в марте £1,3 млрд. В течение нынешнего года котировки компании на Лондонской бирже упали на 89%, показав худший результат среди эмитентов, входящих в индекс FTSE.

Туристы обанкротившегося туроператора Thomas Cook в аэропорту Майорки

В последние месяцы, когда стало очевидно, что компания стремительно идет ко дну, были предприняты многочисленные попытки спасти бизнес. В частности, один из основных акционеров группы китайская компания Fosun предлагал выкупить долг Thomas Cook на £900 млн, превратив его в акции. Руководство требовало выплатить на £200 млн больше, на что китайцы не соглашались.

Руководство компании также намеревалось договориться о поддержке с правительством, которое могло бы взять на себя внесение недостающей суммы. Но премьер-министр Борис Джонсон отказался выделять бюджетные средства, заявив, что подобный шаг представляет собой «моральные риски».

Все на борт

Теперь британскому государству всё равно придется потратиться — но на эвакуацию туристов, оказавшихся за рубежом в неподходящий момент финансового краха своего туроператора. Всего на 23 сентября компания предоставляла услуги почти 600 тыс. туристов, из которых 150 тыс. составляют граждане Великобритании.

В течение ближайших 15 дней Thomas Cook должен был вывезти из Испании около 114 тыс. туристов на 525 авиарейсах. В Греции застряли около 50 тыс. туристов, причем многие из них на островах. Около 20 тыс. должны были лететь на родину в понедельник.

Как показала практика разорившихся российских туркомпаний в последние несколько лет, ситуация с крахом туроператора может быть крайне неприятной для его клиентов.

Великобритании пришлось затеять самую масштабную за всё послевоенное время программу репатриации своих граждан, получившую название «Операция Маттерхорн». По предварительным оценкам, расходы правительства составят £75 млн ($93 млн), в полтора раза больше, чем два года назад, когда разорилась авиакомпания Monarch Airlines.

Туристы поднимаются на борт самолета авиакомпании Condor на острове Корфу, Греция

В свою очередь, Германия обдумывает оказание помощи местной авиакомпании Condor, которая является дочерней структурой Thomas Cook. В условиях ужесточившейся в последние годы конкуренции авиалинии сталкиваются с резким снижением рентабельности, и крах головной компании для них может означать последующий вылет из бизнеса.

Для принимающей стороны коллапс ведущего туроператора также обернется серьезными проблемами. На Крите падение Thomas Cook уже сравнили по эффекту с «семибалльным землетрясением». Отельеры, у которых Thomas Cook забронировал десятки тысяч номеров на ближайший месяц, рискуют лишиться многих миллионов евро под занавес туристического сезона, так что теперь им нужно что-то срочно придумывать для того, чтобы хоть как-то возместить убытки.

Русский след

Во время своей агрессивной экспансии Thomas Cook приобрел и двух российских туроператоров — «Интурист» и «Библио-Глобус». В понедельник обе компании выступили с заявлениями о том, что крах головной компании ничего не изменит для их клиентов.

«Решение о ликвидации затрагивает деятельность исключительно британских юридических лиц, — сообщили «Известиям» в пресс-службе «Интуриста». — Российские операторы, принадлежащие Thomas Cook, являются юридически самостоятельными компаниями и продолжают деятельность в прежнем режиме. Мы осуществляем собственный контрактинг отелей, предоставляем собственные финансовые гарантии и самостоятельно осуществляем перевозку».

Вывеска обанкротившегося туроператора Thomas Cook на здании в Москве

«Банкротство британского туроператора не повлияет на деятельность ООО «Туроператор БГ», так как деятельность данного юридического лица по формированию туристских продуктов в соответствии с российским законодательством в сфере туризма вне влияния Thomas Cook», — отмечается в заявлении на сайте «Библио-Глобуса».

В то время, как правительства нескольких стран, а также отельеры и клиенты прикидывают убытки от коллапса старейшего туроператора, отдельные фирмы ожидают многомиллионных прибылей. Речь идет о нескольких хедж-фондах, которые вложились в кредитные дефолтные свопы (страховку от кредита) Thomas Cook. Если крах компании будет признан страховым случаем, то выигрыш фондов может составить до $250 млн — в три с лишним раза больше всех расходов по эвакуации застрявших туристов.

Разорение «Феном Тура» – тревожный звонок для турбизнеса?

В туристической рознице системные проблемы

Сеть питерских турагентств «Феном Тур» разорилась, не перечислив туроператорам деньги за отдых туристов. HotLine.travel выяснил, какие меры предпринимают поставщики и почему банкротятся даже турагентства, работавшие под известными брендами.

Самый гуманный суд в мире

Сеть «Феном Тур» объединяла девять офисов продаж в Санкт-Петербурге, которые работали под вывесками известных туроператоров (TUI, «Пегас Туристик», TEZ TOUR, Coral Travel). По данным ведущего юриста портала «Турист прав» Михаила Житнухина, который представляет пострадавших туристов, бенефициар компании Павел Фёдоров предположительно находится за границей. «Связь с ним пропала с конца сентября, но офисы продолжали работать. 3 октября менеджеры сами обратились в полицию по причине невыплаты зарплаты. И начали копировать для туристов документы об оплате из личных кабинетов, поскольку туроператоры принялись отключать офисы от систем бронирования и аннулировать все заявки, даже оплаченные», – рассказал Житнухин.

Представители туроператорских компаний сообщают, что взяли на себя ответственность за франчайзи. «Пегас Туристик» принял решение отправить на отдых тех туристов, у которых были на руках документы об оплате туров в «Феном Туре», даже если тот не перечислил денег туроператору. «Это наши бизнес-риски. Хочу отметить, что в случае с «Феном Туром» не было заявок, по которым турагент не вносил денег вообще», – рассказала гендиректор туроператора Анна Подгорная. В то же время, по данным Житнухина, на момент краха за «Феном Туром» числилось от 250 до 300 бронирований туров у разных туроператоров. Предоплату они получили только в половине случаев. В TUI тоже заявили, что отправят на отдых клиентов, которые имеют документы, подтверждающие оплату туров турагентству.

По словам юристов, действия туроператоров логичны: если клиенты обратятся в суд, то, скорее всего, выиграют дело. «Потребитель в данном случае – потерпевшая сторона. Он не знает, чьи туры ему продают, он не виноват в том, что его обманули. И когда с одной стороны – заплаканный турист, а с другой – туроператор, суд становится самым гуманным в мире», – объяснил основатель «Персона Грата» Георгий Мохов, добавив, что это уже стандартная схема работы судебных инстанций.

Читать еще:  Вышивка лентами — это модно и очень прибыльно

Суды опираются на нормы закона, обязывающие туроператора отвечать за действия турагента, а оплата или неоплата заявки – это уже внутренние дела их обоих. Основным доводом в таких решениях было то, что правоотношения туроператора с туристом наступают не тогда, когда агент переведет стоимость тура поставщику, а в тот момент, когда турист заключил договор с агентом.

Жертва «осеннего агентопада»?

По словам топ-менеджеров туроператоров, они уже делают всё возможное, чтобы фильтровать неплатежеспособных партнеров. В «Пегасе» при заключении договоров все документы проверяет служба безопасности, а в процессе работы спецотделы мониторят исполнение агентами финансовых обязательств и анализируют претензии, которые поступают в их адрес.

«В список наших франчайзи не так просто попасть, мы выдвигаем очень жесткие требования, в том числе по оформлению и расположению офиса. Если, к примеру, на какое-то агентство жалуются на недостоверную информацию, мы начинаем разбираться, в чем причина. При малейших сомнениях в финансовой состоятельности инициируем процесс расторжения договора», – говорит Анна Подгорная.

Руководитель отдела по связям с общественностью TUI Ольга Иванова добавляет, что при расширении франчайзинговой сети туроператор делает акцент на агентства, проверенные временем и твердо стоящие на ногах. В результате доля новичков в общем числе вступающих в сеть агентств не превышает 10 %. По ее словам, такая политика дает свои плоды – туроператор за последний год принял в сеть 276 агентств, вывел из числа франчайзи по разным причинам 37 компаний и зарегистрировал только два кейса банкротства. «По статистике из 10 новых турфирм восемь закрываются в течение года. Это характерно вообще для всего малого бизнеса», – подчеркнула Иванова.

Но даже строгий отсев не защищает от скандалов. «Феном Тур» работал на рынке более 10 лет, и к нему не было никаких претензий – ни одного звоночка. Анна Подгорная называет «Феном Тур» жертвой «осеннего агентопада»: у компании кончились летние деньги, а зимние еще не пришли. «По внутренним документам я вижу, что у агентства не было стремления построить финансовую пирамиду», – заявила Подгорная.

Однако юрист Михаил Житнухин считает, что сеть турагентств работала непрозрачно. По его словам, Павел Фёдоров ликвидировал основные юрлица еще в 2012 и 2013 годах. Вместо них появились новые – ООО «Развитие», ООО «Статус», ООО «Импульс», в учредителях которых он уже не фигурировал. О самом «Феном Туре» напоминало только доменное имя сайта. По мнению Житнухина, деятельность сети Павла Фёдорова тянет как минимум на уход от налогов: оплата туров принималась наличными, договоры с туристами составлялись на ООО «Развитие», у которого прямых договоров с туроператорами не было. Все менеджеры по трудовым договорам зарегистрированы на разные юрлица, не связанные с турагентским бизнесом.

Пострадавшие туристы, у которых на руках не оказалось документов о полной оплате, обратились в полицию с жалобой на действия турагентства. Юристы считают, что основания для разбирательства есть, но это вряд ли позволит вернуть деньги. Туристам проще взыскать свои потери с туроператоров.

Почему банкротятся турагентства?

Напомним, этой осенью при похожих обстоятельствах разорялись и другие турагентства, в том числе работавшие на рынке много лет под известными брендами туроператоров и независимых сетей. В участившихся скандалах эксперты видят системную проблему.

Гендиректор OCA Tour Светлана Обоянская называет главную причину банкротств – это скидочная война за туристов, на которую турагенты тратят свои оскудевшие доходы. После кризиса 2014 года у многих остались дыры в бюджете, которые до сих пор не получилось залатать. В итоге на оплату туров туристов идут деньги, которые принесли следующие клиенты. Возникает пирамида.

«Турагентству требуется постоянный поток денег на содержание офисов, зарплату менеджерам, оплату франшизы. Когда их не получается заработать, кто-то находит такой выход – собрать деньги и сбежать. Я знаю даму в Москве, у которой кассовый разрыв составляет 10 млн рублей. Она объясняет это тем, что после кризиса 2014 года не смогла себя ужать в желании жить на широкую ногу. Мне туристы недавно намекали на скидку, мотивируя это тем, что они платят наличными. Значит, кто-то берет нал в обмен на скидку, чтобы уйти от налогов. Хотя рентабельность при комиссии в 6 % почти нулевая и скидок быть не может. Банкротства турагентов продолжатся до тех пор, пока налоговая всерьез не возьмется за проверки турбизнеса – хотя бы выборочно, – а туристы продолжат бегать за скидками с наличкой», – уверена Обоянская.

По ее мнению, туроператоры, в свою очередь, должны вести разъяснительную работу среди туристов – что они могут, во-первых, проверить оплату своего тура на сайте туроператора и должны требовать чек. А во-вторых, не позволять центрам бронирования платить в последний момент – у них таких ситуаций гораздо больше.

Не исключено, что туроператоры могут также ужесточить условия работы для турагентств, например ввести систему депозитов.

А как считаете вы: что может остановить волну банкротств турагентств? И должно ли вмешаться государство? Редакция предлагает читателям высказать свое мнение в комментариях.

Канули в лето: почему с рынка уходят старейшие туроператоры

Один из старожилов российского туристического рынка — оператор DSBW Tours — во вторник, 3 июля, признал свою финансовую несостоятельность. «В сложившихся реалиях мы больше не можем исполнять свои обязательства перед клиентами и перед банком. Последние несколько лет мы честно боролись за сохранение нашего бизнеса», — написал на своей странице в Facebook основатель и владелец компании Карен Гончаров. Он подтвердил РБК факт приостановки деятельности туроператора, не уточнив количество пострадавших клиентов. По данным Российского союза туриндустрии, это около 1,2 тыс. человек.

На туристическом рынке DSBW Tours работала с 1991 года. Компания изначально специализировалась на автобусных турах в Европу, затем стала предлагать и программы с авиаперевозкой. В этом сезоне, как указано на сайте DSBW Tours, туроператор отправлял туристов на рейсах «Уральских авиалиний», «Аэрофлота», Alitalia и Iberia в Римини, Барселону, Рим, Мадрид и Валенсию.

В последние годы некогда известный туроператор резко сократил масштабы работы. Юрлицо туроператора — ООО «Туроператор ДСБВ-Турс» — отправило в 2017 году за границу только 1,1 тыс. клиентов, указано в Едином федеральном реестре туроператоров, который ведет Ростуризм. Эти данные заявляет сама компания, у Ростуризма нет возможности проверять эти цифры.

Финансовым гарантом туроператора на 50 млн руб. выступает страховая компания «Орбита». Ее сотрудник уточнил РБК, что никаких официальных уведомлений о приостановке деятельности от туроператора не поступало. В соответствии с законом «Об основах туристской деятельности в РФ» ООО «Туроператор ДСБВ-Турс» перечислило в фонд персональной ответственности почти 675 тыс. руб., эти средства также могут быть использованы для расчета с пострадавшими туристами. Если возникнет потребность в эвакуации домой уже находящихся за границей клиентов туроператора, то для этого будут использованы средства резервного фонда, в который делает отчисления каждый оператор выездного туризма. У DSBW Tours эта сумма составила 100 тыс. руб.

Проблемы «из-за финансовых разногласий»

DSBW Tours объявила о своей несостоятельности на фоне ставших публичными финансовых проблем другого старейшего туроператора — работавшей на рынке с 1992 года «Натали Турс». На прошлой неделе ее руководство объявило о прекращении всех чартерных программ, которые, по оценке президента «Натали Турс» Владимира Воробьева, составляют не более 30% всей перевозки. Сначала Воробьев объяснял отказ от чартеров их низкими финансовыми показателями, затем на своей странице в Facebook признал, что это была вынужденная мера, после того как в пятницу, 29 июня, из-за «финансовых разногласий» принимающая компания в Испании — World2Meet — прекратила сотрудничество с «Натали Турс». В World2Meet и ее головной структуре Iberostar Group не ответили на запрос РБК.

У «Натали Турс» есть долги перед зарубежными партнерами, подтвердили РБК управляющие директора турецкой Peninsula Tours Фархет Чечек и дубайской Alpha Tours Аднан Ариди. Размер задолженности они не уточнили. Ариди лишь добавил, что Alpha Tours не намерена прекращать сотрудничество с «Натали Турс»: «Мы работаем на протяжении долгого времени, и я не могу распрощаться с ними из-за ситуации, которая произошла».

Из-за «невнимательности к рискам» пострадали более тысячи клиентов «Натали Турс», признал Александр Осауленко, исполнительный директор ассоциации «Турпомощь», созданной специально для помощи клиентам разорившихся туроператоров и объединяющей все фирмы, отправляющие туристов за границу. При этом в «Турпомощи» напоминают, что «Натали Турс» продолжает свою деятельность, и поэтому за компенсациями ее клиенты должны обращаться в саму компанию. В среду, 4 июля, туроператор должен провести встречу со своими агентами, чтобы обсудить механизм компенсации, сообщил РБК Воробьев.

Читать еще:  Зачем экономить

Как и DSBW Tours, в последние годы «Натали Турс» утратила звание крупного туроператора. Если по итогам 2013 года компания заявляла о 950 тыс. клиентов, то по итогам 2017-го три юрлица «Натали Турс», как следует из реестра Ростуризма, отправили за границу не более 22,6 тыс. туристов.

Этим летом о финансовых проблемах заявляют небольшие, хотя и некогда известные компании. В этом заключается принципиальное отличие нынешней ситуации от летнего сезона 2014 года, когда разорились сразу несколько крупных туроператоров («Нева», «Лабиринт», «Южный крест» и др.), в результате чего пострадали, по оценкам чиновников, около 75 тыс. человек.

Но этот сезон оказался сложным не только для DSBW Tours и «Натали Турс», признаются опрошенные РБК туроператоры. После того как США расширили санкции против российских граждан и компаний и рубль в апреле резко подешевел, у всех туроператоров продажи просели примерно на 40%, утверждает владелец одной из турфирм. В апреле 2018 года средний курс евро вырос на 6% по сравнению с мартом и на 23% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, до 74,6 руб. Максимальная цена за евро в апреле составляла 79,28 руб.

Негативно влияет на продажи и дорожающее вслед за нефтью авиационное топливо, признает президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько. В соответствии с договорами авиакомпании вправе требовать доплаты с заказчиков чартерных программ из-за подорожавшего топлива, объясняет заместитель гендиректора НТК «Интурист» Сергей Толчин. Авиационный керосин в аэропортах Москвы в июне поднялся в цене по сравнению с маем в среднем почти на 3%, свидетельствуют данные Росавиации. В Домодедово рост составил 4%, во Внуково — 4,7–4,8%, в Шереметьево — 0–4,6%. Это серьезно осложнило жизнь туроператорам, уже продавшим турпакеты, в которые были заложены билеты по старой цене, резюмирует Шпилько.

Еще одним негативным фактором для туроператоров в этом сезоне стали высокие по сравнению с прошлым летом расценки отельеров. Если на самом популярном у россиян турецком направлении местным владельцам гостиниц год назад важно было восстановить турпоток (с декабря 2015-го по июль 2016-го в России действовал запрет на продажу туров в Турцию) и они не скупились на спецпредложения, то в этом сезоне таких распродаж уже нет, приводит пример руководитель туроператора.

Сезон сложный, подтверждает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. По ее словам, после прекрасно прошедших в январе—марте акций раннего бронирования с апреля глубина продаж практически у всех туроператоров небольшая: продаются прежде всего бюджетные туры и, как правило, в самый последний момент. В преддверии сезона туроператоры явно рассчитывали на лучшие продажи, констатирует Ломидзе.

Что происходит с рынком туризма и безопасно ли сейчас покупать путевки?

Пока что и «Интурист», и «Библио-глобус» успешно закрыли летний сезон отпусков, но впереди — новая волна покупок путевок: зимой россияне поедут за границу на новогодние каникулы и на море в теплые страны. Что сейчас происходит с российским туристическим бизнесом и насколько безопасно покупать путевки? Об этом мы спросили у эксперта.

В зоне риска компании, которые возят туристов в Турцию И Тайланд

— Недавний крах компании Thomas Cook — столпа отрасли и изобретателя самого понятия организованного туризма — показал, что банкротство туроператоров — не только российская проблема. Мир становится все прозрачнее, информация доступнее, и турфирмы перестали быть «окном в мир». Туристы сами способны выбрать и забронировать лучший отель, узнать все о маршрутах, интересных событиях, пляжах и даже заранее продумать ракурсы, в которых будут фотографироваться.

Опрос, который недавно провел ВЦИОМ, показал, что 80% россиян этим летом сами спланировали свой отпуск.

При этом каждый пятый сказал, что услуги турфирм обходятся слишком дорого, а каждый десятый отметил, что опасается обмана при покупке путевки.

Это одна из главных причин, почему туристическим компаниям становится все сложнее выживать. Если у них нет финансовой подушки «на черный день» или они ошибаются в своих прогнозах, результат может быть печальным. В 2018 году разорился один из старейших туроператоров России DSBW-Tours, затем та же участь постигла «Натали-турс» и другие компании помельче.

Сейчас в России работает более 4 тысяч туроператоров. Вполне возможно, что через пару лет 10-20% из них обанкротится или закроется самостоятельно, а кого-то просто купят более сильные и удачливые конкуренты.

В зоне риска небольшие компании, которые возят отдыхающих на популярные направления, вроде Турции и Таиланда, где царит жесткая конкуренция, а также региональные туроператоры.

Спокойнее чувствуют себя крупные туроператоры, предлагающие разные направления и туры: внутренние и зарубежные, дорогие и дешевые. А у тех, кто имеет свою материальную базу — отели, автобусы, гиды — а также сайты с удобным выбором и продажей туров напрямую туристам, почти нет поводов для беспокойства.

Что же касается «Интуриста» и «Библио-глобуса», то оба туроператора заявили, что проблемы головной компании никак не отразятся на их бизнесе. А «Библио-глобус» уверяет, что вовсе расторг договор купли-продажи, заключенный с Thomas Cook Group plc, и теперь снова сам по себе.

Когда и почему разоряются туроператоры?

Пример прошлого года, когда за лето о банкротстве заявили сразу 7 компаний, показал, что компания способна разориться как в конце, так и в разгар сезона. Причинами служат неправильные прогнозы на год, скачки доллара и низкая прибыльность бизнеса.

Скажем, случилось резкое подорожание топлива, и компания, у которой нет резерва денежных средств, вынуждена отменять чартерные рейсы. В итоги отели за рубежом не дожидаются туристов и разрывают отношения с туроператором, что очень быстро приводит к его падению.

Премьер-министр Дмитрий Медведев был отчасти прав, когда сравнивал туроператоров с финансовыми пирамидами.

Многие компании действительно живут не по средствам. Они вносят лишь часть оплаты за купленные путевку, куда входят билеты и гостиницы, и накапливают огромные задолженности перед партнерами. В такой ситуации достаточно любого толчка, чтобы их свалить.

Как купить путевку и обезопасить себя от банкротства туроператора?

Чтобы не оказаться в числе «кинутых» туристов, следует более тщательно выбирать туроператора. Он должен работать на рынке, минимум, несколько лет (хотя это не всегда гарантия, как показал пример «Натали-турс»), иметь хорошую репутацию и собственную материальную базу. Или же путешествовать самому, благо, что сегодня самостоятельная организация отдыха и даже получение визы не займет много времени.

Еще один вариант — владение апартаментами на курортах по системе таймшер — когда один объект недвижимости сдается в аренду сразу нескольким людям — которая так развита в США.

За последние 30 лет количество владельцев таймшер-сертификатов в стране прирастало на 15% в год. В этой системе квартирами в специальных апарт-отелях где-нибудь на морском побережье владеют сразу несколько человек, и каждый из них имеет право провести там свой отпуск в течение одной-двух недель. Модель лишена рисков пакетных туров — недвижимость принадлежит вам, и никакие посредники в процессе не задействованы. В России таймшер-система развивается очень медленными темпами, которые тормозятся, в первую очередь, отсутствием нормального законодательства в этой сфере.

Однако на многих направлениях по-прежнему выгоднее покупать путевки у туроператора. Если вы решились приобрести пакетный тур:

  • Узнайте, входит ли туроператор в Единый федеральный реестр перевозчиков. Если да, то вы сможете рассчитывать на участие в программе защиты туристов. И если у туроператора появятся проблемы, пока вы будете на отдыхе, вас бесплатно довезут до дома, разместят в гостинице на время ожидания самолета, накормят и предоставят врача, если нужно.
  • Выясните, какая репутация у туроператора. Небольшой ликбез: туроператор — тот, кто организовал ваш тур, турагентство — тот, кто вам его продал. Нас интересует туроператор. Почитайте о нем в интернете: хорошо, если компания известна, работает на рынке хотя бы 2-3 года, и на нее нет жалоб от отдыхающих.
  • Узнайте, есть ли у туроператора страховщик. Когда покупаете путевку, поинтересуйтесь, застрахована ли компания от банкротства и кто ее страховщик. Если вдруг возникнут проблемы, то решения о компенсациях и прочих выплатах принимает как раз он.
  • Запишите телефон консульства. Во всех странах есть консульства РФ, куда можно обратиться, если туроператор обанкротился, чтобы вернуться домой. Перед поездкой сохраните контакты консульства, чтобы они всегда были под рукой.
  • Установите приложение для помощи туристам. Приложение в данный момент разрабатывается Ассоциацией туроператоров по выездному туризму «Турпомощь», и вскоре его обещают запустить для смартфонов на базе Android. Предположительно, оно так и будет называться — «Турпомощь». Турист, попавший в экстренную ситуацию за границей, сможет оставить в приложении заявку на эвакуацию. Также в нем обещают сделать кнопку SOS и предусмотреть бесплатный звонок в ассоциацию.
Читать еще:  Льготная ипотека молодым учителям 2015

Разорение «Феном Тура» – тревожный звонок для турбизнеса?

В туристической рознице системные проблемы

Сеть питерских турагентств «Феном Тур» разорилась, не перечислив туроператорам деньги за отдых туристов. HotLine.travel выяснил, какие меры предпринимают поставщики и почему банкротятся даже турагентства, работавшие под известными брендами.

Самый гуманный суд в мире

Сеть «Феном Тур» объединяла девять офисов продаж в Санкт-Петербурге, которые работали под вывесками известных туроператоров (TUI, «Пегас Туристик», TEZ TOUR, Coral Travel). По данным ведущего юриста портала «Турист прав» Михаила Житнухина, который представляет пострадавших туристов, бенефициар компании Павел Фёдоров предположительно находится за границей. «Связь с ним пропала с конца сентября, но офисы продолжали работать. 3 октября менеджеры сами обратились в полицию по причине невыплаты зарплаты. И начали копировать для туристов документы об оплате из личных кабинетов, поскольку туроператоры принялись отключать офисы от систем бронирования и аннулировать все заявки, даже оплаченные», – рассказал Житнухин.

Представители туроператорских компаний сообщают, что взяли на себя ответственность за франчайзи. «Пегас Туристик» принял решение отправить на отдых тех туристов, у которых были на руках документы об оплате туров в «Феном Туре», даже если тот не перечислил денег туроператору. «Это наши бизнес-риски. Хочу отметить, что в случае с «Феном Туром» не было заявок, по которым турагент не вносил денег вообще», – рассказала гендиректор туроператора Анна Подгорная. В то же время, по данным Житнухина, на момент краха за «Феном Туром» числилось от 250 до 300 бронирований туров у разных туроператоров. Предоплату они получили только в половине случаев. В TUI тоже заявили, что отправят на отдых клиентов, которые имеют документы, подтверждающие оплату туров турагентству.

По словам юристов, действия туроператоров логичны: если клиенты обратятся в суд, то, скорее всего, выиграют дело. «Потребитель в данном случае – потерпевшая сторона. Он не знает, чьи туры ему продают, он не виноват в том, что его обманули. И когда с одной стороны – заплаканный турист, а с другой – туроператор, суд становится самым гуманным в мире», – объяснил основатель «Персона Грата» Георгий Мохов, добавив, что это уже стандартная схема работы судебных инстанций.

Суды опираются на нормы закона, обязывающие туроператора отвечать за действия турагента, а оплата или неоплата заявки – это уже внутренние дела их обоих. Основным доводом в таких решениях было то, что правоотношения туроператора с туристом наступают не тогда, когда агент переведет стоимость тура поставщику, а в тот момент, когда турист заключил договор с агентом.

Жертва «осеннего агентопада»?

По словам топ-менеджеров туроператоров, они уже делают всё возможное, чтобы фильтровать неплатежеспособных партнеров. В «Пегасе» при заключении договоров все документы проверяет служба безопасности, а в процессе работы спецотделы мониторят исполнение агентами финансовых обязательств и анализируют претензии, которые поступают в их адрес.

«В список наших франчайзи не так просто попасть, мы выдвигаем очень жесткие требования, в том числе по оформлению и расположению офиса. Если, к примеру, на какое-то агентство жалуются на недостоверную информацию, мы начинаем разбираться, в чем причина. При малейших сомнениях в финансовой состоятельности инициируем процесс расторжения договора», – говорит Анна Подгорная.

Руководитель отдела по связям с общественностью TUI Ольга Иванова добавляет, что при расширении франчайзинговой сети туроператор делает акцент на агентства, проверенные временем и твердо стоящие на ногах. В результате доля новичков в общем числе вступающих в сеть агентств не превышает 10 %. По ее словам, такая политика дает свои плоды – туроператор за последний год принял в сеть 276 агентств, вывел из числа франчайзи по разным причинам 37 компаний и зарегистрировал только два кейса банкротства. «По статистике из 10 новых турфирм восемь закрываются в течение года. Это характерно вообще для всего малого бизнеса», – подчеркнула Иванова.

Но даже строгий отсев не защищает от скандалов. «Феном Тур» работал на рынке более 10 лет, и к нему не было никаких претензий – ни одного звоночка. Анна Подгорная называет «Феном Тур» жертвой «осеннего агентопада»: у компании кончились летние деньги, а зимние еще не пришли. «По внутренним документам я вижу, что у агентства не было стремления построить финансовую пирамиду», – заявила Подгорная.

Однако юрист Михаил Житнухин считает, что сеть турагентств работала непрозрачно. По его словам, Павел Фёдоров ликвидировал основные юрлица еще в 2012 и 2013 годах. Вместо них появились новые – ООО «Развитие», ООО «Статус», ООО «Импульс», в учредителях которых он уже не фигурировал. О самом «Феном Туре» напоминало только доменное имя сайта. По мнению Житнухина, деятельность сети Павла Фёдорова тянет как минимум на уход от налогов: оплата туров принималась наличными, договоры с туристами составлялись на ООО «Развитие», у которого прямых договоров с туроператорами не было. Все менеджеры по трудовым договорам зарегистрированы на разные юрлица, не связанные с турагентским бизнесом.

Пострадавшие туристы, у которых на руках не оказалось документов о полной оплате, обратились в полицию с жалобой на действия турагентства. Юристы считают, что основания для разбирательства есть, но это вряд ли позволит вернуть деньги. Туристам проще взыскать свои потери с туроператоров.

Почему банкротятся турагентства?

Напомним, этой осенью при похожих обстоятельствах разорялись и другие турагентства, в том числе работавшие на рынке много лет под известными брендами туроператоров и независимых сетей. В участившихся скандалах эксперты видят системную проблему.

Гендиректор OCA Tour Светлана Обоянская называет главную причину банкротств – это скидочная война за туристов, на которую турагенты тратят свои оскудевшие доходы. После кризиса 2014 года у многих остались дыры в бюджете, которые до сих пор не получилось залатать. В итоге на оплату туров туристов идут деньги, которые принесли следующие клиенты. Возникает пирамида.

«Турагентству требуется постоянный поток денег на содержание офисов, зарплату менеджерам, оплату франшизы. Когда их не получается заработать, кто-то находит такой выход – собрать деньги и сбежать. Я знаю даму в Москве, у которой кассовый разрыв составляет 10 млн рублей. Она объясняет это тем, что после кризиса 2014 года не смогла себя ужать в желании жить на широкую ногу. Мне туристы недавно намекали на скидку, мотивируя это тем, что они платят наличными. Значит, кто-то берет нал в обмен на скидку, чтобы уйти от налогов. Хотя рентабельность при комиссии в 6 % почти нулевая и скидок быть не может. Банкротства турагентов продолжатся до тех пор, пока налоговая всерьез не возьмется за проверки турбизнеса – хотя бы выборочно, – а туристы продолжат бегать за скидками с наличкой», – уверена Обоянская.

По ее мнению, туроператоры, в свою очередь, должны вести разъяснительную работу среди туристов – что они могут, во-первых, проверить оплату своего тура на сайте туроператора и должны требовать чек. А во-вторых, не позволять центрам бронирования платить в последний момент – у них таких ситуаций гораздо больше.

Не исключено, что туроператоры могут также ужесточить условия работы для турагентств, например ввести систему депозитов.

А как считаете вы: что может остановить волну банкротств турагентств? И должно ли вмешаться государство? Редакция предлагает читателям высказать свое мнение в комментариях.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector