Первые шаги в журналистике или как стать акулой пера?

Первые шаги в журналистике или как стать акулой пера?

Первые шаги в журналистике или как стать акулой пера?

«Если вам дали хорошее образование –

это не значит, что вы его получили!»

Как стать журналистом? Нужно ли для этого специальное журналистское образование или достаточно просто быть талантливым и все, как дубинушка из старинной песни, «сама пойдет», достаточно только «подернуть да ухнуть»? С чего начать работу журналиста или репортера? Что для этого надо знать и уметь? Как общаться с собеседниками, как сделать так, чтобы они отвечали на ваши вопросы, даже когда они не очень этого хотят? Как сделать ваш материал одновременно познавательным, интересным, «читабельным» и «смотрибельным»? Как совместить интересы читателя и редактора, не повредив своей репутации?

Многие сейчас задаются такими вопросами, ведь по популярности эта профессия уступает, наверное, лишь шоу-бизнесу, спорту и политике. Но почему-то считается, что журналистика намного проще – вооружись хорошей техникой, наберитесь смелости и можно фамильярно и нагло «допрашивать» политиков и «звезд», трепещущих перед рыцарями «четвертой власти». Поверьте, юные и молодые соискатели звания «акул пера», все намного сложнее, можете и не успеть отрастить акульи зубы, как окажетесь за бортом престижной профессии. Оказывается, тут еще и уметь многое надо, и знать, одним апломбом, как и нахальством – не много добьешься!

Передо мной любопытная работа молодой, но уже «зубастой» журналистки Анастасии Холдаковской. Даже не знаю, в рамки какого литературного жанра можно ее отнести? Это не учебник, не методические указания и не пособие. Может, заметки журналиста? Да, но здесь и много интересных советов и рекомендаций для начинающих журналистов. Это не указания, а, скорее, рекомендации, основанные на личном опыте и опыте более «маститых» коллег». В общем, давайте полистаем их вместе!

Начну с заголовка своей аннотации. Не пугайтесь слова «чайник» и не смейтесь над ним. Давайте заглянем в «Википедию»: «Чайник – сленговое название профана или начинающего в каком-либо деле». И никакого уничижительного смысла тут нет. Я сам в 2000 году начинал изучение компьютера с пособий для «чайников» и до сих пор не стесняюсь в них заглядывать. «Чайник» – это тот, кто хочет учиться и повышать свой уровень, в отличие от «ламера» (ламером – на компьютерном сленге называют человека, плохо умеющего обращаться с компьютером, не способного или принципиально не желающего хорошо освоить работу на компьютере.) В этом и заключается разница – «не желающего». А уж если желаете овладеть азами журналисткой профессии – прочтите это руководство, а потом и принимайте решение. А вдруг «терниев» окажется больше, чем «плодов»? Задача ознакомить новичка с трудностями и «прелестями» профессии журналиста, по моему мнению, в данном руководстве решена добросовестно и профессионально. Еще раз напоминаю, что это не полное руководство, а, скорее, путеводитель по «азам» профессии.

Одним из главных достоинств работы следует назвать систематичность: материал буквально «разложен по полочкам». Названы основные жанры и виды журналистской работы, в том числе и не самые «престижные», но очень нужные. Ведь далеко не все журналисты находятся в постоянном контакте с президентами и звездами «шоу-бизнеса»! Есть много менее «блистательной», но очень необходимой для работы СМИ, работы. На конкретных примерах из собственного опыта Анастасия рассказывает и как выбрать тему будущей работы, и как взять интервью, и как писать статью, заметку, рецензию и, даже аналитическое обозрение.

Автор выбрала очень удачную форму подачи материала – диалог с воображаемым собеседником по системе «вопрос-ответ». Легкий, близкий к разговорному язык, понятная терминология, подробное разъяснение по теме, делают работу понятной и доступной буквально каждому читателю. Каждый раздел, каждое положение проиллюстрировано конкретными примерами из журналистской практики автора. Буквально все основные виды и жанры журналистики – новости, репортаж, интервью, рецензия, историческое исследование, очерк, эссе и даже внешне не эффектная «социалка», подробно разложены буквально «по полочкам». Рассказано, как построить готовый материал, чтобы он был понятен, доступен и привлекателен для читателя и зрителя.

Разумеется, в кратком руководстве невозможно охватить весь спектр журналистики, многое осталось, как говорится, «за кадром». Особенно это касается грамматических и стилистических требований к готовому материалу. Разумеется, практически в каждой редакции имеются литературные редакторы и корректоры, но журналисту желательно как можно более тщательно готовить материал. Самые популярные ошибки журналистов – неправильное употребление слов, тавтологии, словесные штампы и клише, слэнговые и жаргонные слова – все это тоже мешает восприятию и портит репутацию, как журналиста, так и органа массовой информации.

Еще раз подчеркну, что в целом работа является очень полезной и познавательной не только для начинающих, но и для уже работающих журналистов. Очень жаль, что такой не было тогда, когда я сам начинал, мне и сейчас было интересно прочесть, даже с учетом несогласия с автором по некоторым пунктам ее рассуждений. Но ведь, как говорят умные люди, если у двух собеседников одинаковое мнение, один из них явно лишний.

Я считаю данную работу молодой, но уже опытной журналистки, очень важной и позволяющей воспитывать новые поколения «властителей дум», ведь именно такими хотелось бы видеть журналистов – грамотными, смелыми, честными, правдивыми и добросовестными.

Член Национального Союза журналистов Украины,

Глава 1. Из науки – в творчество

Здравствуй, дорогой друг. Если ты читаешь эту работу, значит, ты решил стать журналистом. Что ж, я постараюсь тебе помочь. Когда-то я тоже решила стать журналистом, что у меня, как мне кажется, успешно получилось. В этой работе я не буду давать тебе шаблонные советы, которые ты и так найдешь в Интернете или других книгах. Я думаю, что намного полезнее будет поделиться своим опытом, который, возможно, тебе пригодится и поможет на пути к твоей мечте.

Для того чтобы заняться журналистикой, мне совершенно не нужно было заканчивать пять курсов журфака. Все оказалось намного проще. Возможно, это тебя удивит, но самая моя первая статья сразу же вышла в газете. А началось все с того, что одним осенним днем я написала четыре стихотворения и в шутку прочитала их подруге. Именно в шутку, так как от творчества тогда я была очень далека, в отличие от науки. В то время я училась в экономическом университете, и специальность моя звучала приблизительно так – «экономист-кибернетик», при произнесении второй части которой у многих людей до сих пор возникают вопросы. Но, тем не менее, я была вся в ней, играла во «Что? Где? Когда?», вплоть до третьего курса. Так вот, на следующий день после моей шутки мне позвонила подруга с фразой: «Ты будешь выступать в театре!» Я как-то не поверила даже, но буквально через пару часов я попала на репетицию в небольшой местный театр, где, прослушав меня и мои стихи, директор театра сказал следующее: «Завтра ты выступаешь!» – что для меня было полным шоком. Конечно, глядя сейчас на видеозапись своего первого выступления, я понимаю, сколько в нем было «проколов», но тогда зал меня поддержал (спасибо добрым людям), я продолжила выступать, и мне это нравилось. Так я всерьез увлеклась поэзией. А вскоре директор театра предложил мне руководить поэтической студией, и я согласилась, о чем ни капли не жалею, более того, руковожу ей и по сей день. Однажды зимним вечером, после очередного выступления со стихами, ко мне подошел человек. Оказалось, что это известный детский писатель Александр Макаров. Мы разговорились, и через некоторое время он задал мне вопрос, который, я думаю, надо задать нам всем: «А кем ты вообще хочешь быть?» Я, немного подумав, почти сразу ответила: «Когда-то хотела быть журналистом». Он спросил: «А что тебя останавливает?» – на что я ответила: «Ничего». Он на меня посмотрел и сказал: «Так возьми и напиши статью». Так и начался мой путь в журналистике.

Первые шаги в журналистике или как стать акулой пера?

Вы размышляете над тем, как стать журналистом. Есть несколько способов, и это не так уж сложно. Но сначала нужно хорошенько подумать, как вы себе представляете эту профессию и насколько ваши ожидания соответствуют реальным будням представителя четвертой власти.

Нужно будет много писать. Каждый день. Особенно это касается газетчиков или журналистов онлайн-изданий. Кроме того, писать надо будет быстро. Независимо от того, в каком вы настроении, нравится вам тема или нет. Болит голова или зуб, не успел поесть с утра, а уже вечер, ребенок заболел, жена ушла к другому (или муж ушел к другой) – пиши, редактор ждет твой материал, дедлайн приближается.

Читать еще:  Как выбрать оптимальную стратегию инвестирования

По заданию редакции вы будете попадать в самые разные места. Иногда это будут аукционы для представителей элиты, гримерки российских и иностранных звезд, мероприятия в других странах (командировки, конечно, оплачиваются редакцией). Но чаще случается другое — запрещенные стройки, затопленные подвалы, больничные отделения, места ДТП, убийств и взрывов. И все это — в любую погоду и в любое время года.

Правда, можно выбрать какую-нибудь определенную специализацию, например, музыку или спорт. Там есть свои подводные камни, но в целом ваша жизнь будет спокойнее.

Вы все еще хотите узнать, как стать журналистом. Тогда, возможно, это действительно ваша профессия.

Основные способы стать журналистом:

Чтобы быть эффективным журналистом, нужно иметь несколько качеств:

  1. Писательский талант. Желательно. Но даже если нет — до определенной степени его можно развить методичным трудом, а с практикой приходит и мастерство. Кстати, если талант есть, все равно придется много трудиться над ним.
  2. Умение работать с информацией. Нужно быстро обрабатывать большие объемы данных, уметь выделить главное и донести это до читателя, даже если пишешь на такую тему впервые.
  3. Коммуникативные навыки. Журналистика – профессия социальная, и неумение общаться здесь является серьезным противопоказанием.
  4. Грамотность. Она не обязательно должна быть идеальной, все-таки для этой профессии есть вещи и поважнее. Но человек должен уметь красиво, ясно и точно подавать информацию, а для этого определенный уровень грамотности необходим.

Профильное образование

Классический способ попасть в профессию, поэтому занимает первое место в списке. Но как это ни странно, он далеко не самый эффективный.

Даже красный диплом факультета журналистики не гарантирует человеку успешной карьеры. Можно догадываться о причинах такого явления, но в реальности одни люди могут работать в профессии, а другие — нет. Тем не менее у образования есть большие плюсы (помимо самого получения знаний). Студенты проходят практику в разных СМИ, знакомятся там, заводят связи. Многие начинают работать уже на втором-третьем курсе. Кроме того, в соседних редакциях сидят твои одногруппники, некоторые из них со временем дорастут до редакторов, начальников отделов и так далее. То есть, огромный плюс образования — раннее погружение в среду.

Просто прийти и… попроситься на работу!

Многим людям этот простой и эффективный способ просто не приходит в голову. А некоторым приходит, но они бояться выглядеть нелепо, жалко, смешно. Второй категории хочется еще раз задать вопрос: вы уверены, что вам нужно быть журналистами. Эта профессия как бы не предполагает особой скромности, и вашу тонкую душевную организацию тут никто беречь не будет. Журналисту приходится часто ломиться туда, куда его пускать не хотят, и задавать вопросы, на которые люди отвечать не желают. В будущем вас будут часто посылать, иногда по сути, а иногда и прямым текстом. Чтобы проверить свою готовность к такому повороту событий, начните с малого: подготовьте портфолио (обязательно!) и обойдите несколько интересных редакций.

Портфолио лучше оформить в двух видах: распечатать на бумаге и продублировать в интернете, например, выложить нужные статьи в раздел документов Вконтакте. Вообще, журналистика профессия достаточно вольная по духу, и в большинстве редакций, даже крупных, с вами кто-нибудь поговорит, несмотря на то, что вы пришли с улицы. Чтобы заинтересовать этого человека, рассказывайте правду. Что вы мечтаете стать известным журналистом, давно выбрали эту профессию, уверены, что она вам подходит, а вы ей, хотите много учиться и работать, очень готовились (на этих словах нежно подсовываете под нос портфолио).

Если вам вдруг не удалось выйти на сотрудника редакции, можно написать письмо на почту этого СМИ, объяснив все письменно и не забыв приложить ссылку на примеры своих работ.

Блогинг

С чего начать. Конечно, с выбора интересной вам темы, чего-то такого, о чем вы будете говорить с воодушевлением и страстью. Формат блога может быть разный — текст или видео, или все вместе, в зависимости от того, как вы себя уютнее чувствуете. Если у вас хорошо поставлена речь, приятный голос и адекватное поведение в кадре, видео выгоднее.
Здесь есть два варианта развития событий.

  1. Вы нарабатываете бесценный опыт, ведь, по сути, любой блог — это такое микро-СМИ. Кроме опыта, это еще и ваше портфолио.
  2. Ваш блог раскручивается, приобретает популярность, огромное количество подписчиков. Это очень сильно расширит горизонты во время предстоящего поиска работы, а, возможно, что какие-то СМИ вас пригласят сами.

Копирайтинг

Это не то же самое, что журналистика, но вполне может стать хорошим стартом, первой ступенью в освоении профессии. Занятие копирайтингом можно рассматривать с двух сторон.

  1. Способ понять, стоит ли вам вообще заниматься писательским трудом. Зарегистрируйтесь на любой бирже копирайтинга и напишите 50 или 100 статей. Заказов на интересные вам темы будет гарантированно мало. В основном вам придется писать об автомобильных запчастях, содержании джунгарских хомячков, лечении алкоголизма и сорока пяти способах положить деньги на телефон. В общем, хорошая имитация работы корреспондента новостей, например.
  2. Способ набить руку и накачать силу воли. Тренировка умения обращаться со словом и выстраивать композицию материала, со временем вы станете писать все быстрее. А скучные темы, о существовании которых вы никогда не задумывались, пока не увидели заказ в ленте, помогут научиться искать информацию и подавать под интересным соусом даже пресные факты.

Почему не стоит приравнивать копирайтинг к журналистике. У него другие требования и часто другая цель. Кроме того, ваши заказчики оценивают материал по другим критериям, нежели профессиональный редактор.

Альтернативные (или дополнительные) способы приблизиться к профессии журналиста:

Форумы, сайты для журналистов и около того

Общаться там стоит, чтобы завести знакомства с опытными коллегами, да и просто хоть отчасти быть в профессиональной среде. Там вы сможете задавать актуальные вопросы и узнавать разные точки зрения. К тому же всегда есть вариант, что, спросив, как стать журналистом, вы получите ответ типа «мы как раз набираем, приходи на собеседование».

Конкурсы для школьников и студентов

Минус — человек взрослый уже не сможет воспользоваться такой возможностью. А вот для юных журналистов конкурс может стать хорошим трамплином для того, чтобы стать широко известным в узких кругах, то есть, привлечь внимание профессионалов, из которых наверняка будет состоять жюри. Нужно просто хорошо, с воодушевлением написать свою работу, интересная статья не пройдет незамеченной, даже если не победит в конкурсе.

Открытые лекции

Для людей, желающих стать журналистами, периодически снимают обучающие видеоматериалы, и занимаются этим в основном преподаватели соответствующих факультетов. Иногда эти лекции находятся в открытом доступе, иногда нужно зарегистрироваться на сайте. Можно порекомендовать портал «Универсариум», в числе их партнеров — федеральный канал «Россия Сегодня».

И еще: одна из самых важных вещей для журналиста – связи. Думайте о них с самого начала. Человек, у которого нет «группы поддержки», далеко не продвинется ни в одной сфере, тем более в такой. Если вы рассчитываете стать известным или хотя бы просто успешным журналистом, вы должны быть комфортным в общении. В журналистике (как и в любой другой социально ориентированной профессии) личное обаяние важно вдвойне, так как требуется по обе стороны баррикад: и в отношениях с коллегами, и в контактах со всеми остальными людьми, потенциальными «источниками». Степень вашего успеха напрямую зависит и от тех, и от других.
Конечно, это не значит, что вы в погоне за связями должны превратиться в бесхребетное создание и лебезить перед людьми, которые вам, возможно, сильно неприятны. Но нужно быть максимально толерантным и открытым для общения — это необходимые качества журналиста.

Акула пера или элементарная журналистика

Купив в очередной раз мой любимый глянцевый журнал, я немного разочаровалась. Снизилось не только количество интересных тем, но и появились статьи низкого качества. Кроме всего прочего, ужасные авторские колонки, которые я очень люблю. Одна из них, например, меня абсолютно поразила. Автор не только выбрала неудачный заголовок и текст, но даже его структуру. В итоге, то безобразие, которое я заставила себя прочесть до конца, подтолкнуло меня на размышление: а как пишут статьи авторы моей любимой Julia? Знают ли они, как правильно выразить свои мысли на бумаге? И привлечь к своему творчеству читателей? Итак, для тех, кто не знает или для тех, кто хочет знать больше, я расскажу немного о том, как следует правильно писать статью.

Читать еще:  Трудовые отношения с директором – ЕДИНСТВЕННЫМ УЧАСТНИКОМ ООО

1. ЗАГОЛОВОК – это первое на что обращает внимание читатель. Он должен быть кратким, ёмким и в тоже время отображать суть статьи. Многие газеты, относящиеся к разряду «желтых», используют так называемые «заголовки-крючки», чтобы заставить человека прочитать то, что на самом деле не является правдой. Например, сообщается, что такая-то знаменитая актриса беременна! В тексте же объясняется, что в её новом фильме мы увидим девушку в интересном положении. Лично я такие заголовки не люблю. Потому что прочту материал и пойму – написано то, не по существу! Но, с другой стороны, автор же хотел, чтобы его прочли! Так или иначе. Тем товарищам, кто борется за высокий рейтинг – это самое то. Главное здесь не переборщить и не разочаровать читателя, который «купился» на ваш заголовок.

2. ЛИД – это то, что идет под заголовком и в газетах обычно выделено жирным шрифтом или курсивом. Маленький вступительный текст, после которого появляется интерес прочитать статью полностью, либо перевернуть страницу и не возвращаться к этому материалу ни за какие коврижки. Лид – что-то вроде конферансье, который приглашает вас на просмотр спектакля. Если он выступит плохо, поверите ли вы, что за ним будет отличная игры актеров? То-то же. Лид и вступление не должны повторяться! Это ошибка начинающих авторов. Они пишут некое начало статьи, после чего выделяют его жирным шрифтом и отдают редактору со словами «Это лид». Одна моя знакомая, к слову, писала лиды каждому такому неучу. После чего демонстрировала его самому журналисту и говорила «Принесешь еще раз такую статью, будешь сидеть для своих коллег лиды писать, а я буду проверять». Немного жестко, конечно, но действенно.

3. ТЕКСТ – уж сколько раз твердили миру, что он должен состоять из вступления, основной части и заключения, как и любое нормальное произведение. Статья же, по сути, это творчество её автора. Она индивидуальна у каждого. Здесь важно знать несколько правил: не надо перегружать текст цифрами (как правило, большинство из них мозг читателя не воспринимает) если вы, конечно, не пишите о финансах и статистике. Следует избегать профессиональных терминов, которые не будут понятны большинству читателей (если вы не работаете в профжурналах). Например, не нужно детально описывать структуру устройства карбюратора автомобиля в женском журнале, это будет не уместно. Также не стоит писать официальный текст или подражать кому-то. Будьте самой собой и пишите о том, что будет интересно именно вам. Зарядите этим своего читателя! Теперь немного о структуре. Основной текст – это пирамида. Она может быть представлена в двух вариантах: «от частного к общему» или «от общего к частному». Допустим, вы пишите о беспризорниках. В первом варианте, начать можно примерно так: «Маше 12 лет. Мы познакомились с ней, когда она плакала у моего подъезда. Девочка уже третий день голодала и не знала что делать. На мое предложение вернуться к родителям, девочка отреагировала озлобленно. Это и не удивительно. Ее мать уже давно умерла, а отец, заливая горе вином, в пьяном бреде, бил ребенка до полусмерти». Материал можно подвести к логичному концу, таким образом: «Таких, как Маша в России – такое-то количество. Психологи говорят то-то то-то. Чтобы этого избежать нужно делать так-то так-то» и так далее. Если вы выбираете вариант написания статьи «от общего к частному», писать нужно наоборот. Начиная рассказывать о беспризорниках в России и переходя к истории маленькой девочки. Всё это несколько утрировано, но принцип, я думаю, вам понятен. Очень важным в статье является её уникальность! Не стоит лукавить и открывать Америку. Вы будете далеко не первой, кто напишет о финансовом кризисе, о том, как помериться с бойфрендом или наоборот расстаться. Таких, как вы, во всём мире тысячи, если не миллионы. Телевидение, печатные издания, радио, Интернет. Все они борются за читателя. И пытаются привлечь именно тем, что не представит их конкурент. Например, уникальный опыт журналиста, его эксперименты и расследования. Это – жемчужина в материале.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ – мне нравится, когда статья заканчивается на таких строках, где можно поспорить, поразмышлять, задуматься. Чтобы вот не просто прочитала и отложила, а позвонила подруге, рассказала о статье, пустилась с ней в долгие размышления и споры. И тогда материал журналиста продолжает жить не только в опубликованном им издании, которое, дай Бог, просуществует месяц. А будет жить в памяти людей. Например, я могу похвалиться тем, что некоторые мои материалы читатели моей любимой Julia распечатывают и дают читать своим знакомым, мужьям, подругам. Для меня это выше всяких рейтингов и отзывов.

5. ИЛЛЮСТРАЦИИ – Тексты без картинок я не очень люблю. Как будто журналисту было лень подобрать подходящую иллюстрацию для своего материала. А это посмотрел на серый текст, написанный четырнадцатым шрифтом, и взгляд упал на яркую картинку. Заинтересовала она – заинтересует и материал. Ну, это конечно, если суть статьи хорошая. Только не переусердствуйте. Материал на тысячу знаков с десятью картинками – это несколько глупо, неправда ли? Если это, конечно, не инструкция по применению с наглядными иллюстрациями.

6. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ – ею пользуются далеко не все журналисты. Хотя часто активные читатели не только пишут письма в редакцию того или иного издания, но даже звонят и приходят лично исправить ошибки журналиста, указать неточности или похвалить за отличный материал. Последнее, к слову, происходит реже. Так, редакторы сайта MyJulia сделали на своем ресурсе систему комментариев. К которой я отношусь философски: «Похвалить могут из жалости, а обхамить из зависти». Не всегда, конечно. Но, согласитесь, приятно же читать конструктивную критику или наоборот лестный отзыв с предложениями о том, что можно было бы ещё добавить в ваш материал.

Очень часто журналистами становятся не выпускники журфака или филфака, а люди, совершенно не пересекающихся с ними специальностями. Почему, спросите вы? Да потому что они интуитивно чувствуют те законы написания статьи, о которых я вам рассказала. Вы спросите, зачем я это сделала? Просто мне хочется, чтобы в очередной раз зайдя на свой любимый ресурс, я увидела качественные, уникальные материалы. Чтобы могла с легкостью поставить плюс его автору и написать свои размышления для «обратной связи». И, ах да, совсем забыла сказать, самое главное, что нужно, чтобы стать журналистом – это желание. Всё остальное приложиться в процессе. Творите! И у вас всё обязательно получиться.

Первые шаги в журналистику: советы начинающему блогеру

Первые шаги в журналистику: советы начинающему блогеру

Юные журналисты-школьники или журналисты-студенты очень хотят писать, но невсегда понимают, как это делать правильно. Наш новый блогер Оксана Грехова рассказывает, как написать хороший текст.

Представим ситуацию. Журналист весь вечер старательно дописывал статью в школьную газету, чтобы утром отнести её в редакцию. Бесконечно что-то вычёркивал, переписывал, менял. И вот он — долгожданный день выхода номера.

— Ну как тебе? — нетерпеливо спрашивает журналист читателя.

Тот недоуменно пожимает плечами:

— Как ничего? — начинает возмущаться журналист. — Я же такую важную проблему поднял!

— Ну да, наверное, — растерянно отвечает читатель.

Журналист, может быть, проблему и поднял, а читатель не оценил, не понял, не отреагировал.

— Они вообще ни о чём не хотят думать! Есть ли смысл писать для таких людей? — возмущается журналист.

Можно, конечно, успокаивать себя мыслью, что читатели не доросли до уровня журналиста и поэтому не понимают, какой он умный и интересный. Но, наверное, дело всё-таки не в этом. Мы живём в информационном мире и каждый день сталкиваемся с таким количеством информации, что наш мозг не в состоянии всю её переработать и оценить. Поэтому мы отсеиваем всё, что на первый взгляд кажется нам скучным, неважным, далёким от наших интересов. Мы в первую очередь обращаем внимание на ту информацию, которая каким-либо образом затрагивает нас лично, попадает в сферу наших интересов, воздействует на наши эмоции и чувства.

Читать еще:  Рынок PR-услуг: кого предпочесть?

Интересный содержательный заголовок

Заголовок важен. Читатель пробежится глазами по главной странице веб-сайта и в первую очередь обратит внимание на заголовки. Если заголовок привлечёт его внимание, он откроет страницу и прочитает текст. Если заголовок оставит его равнодушным, он даже не зайдёт на страницу с текстом.

Выразительный первый абзац

Если вы привлекли внимание читателя интересным заголовком, и он зашёл на страницу с текстом, никто не гарантирует, что он дочитает текст хотя бы до середины. Мало привлечь внимание, нужно его ещё удержать. Первый абзац (на вёрстке он обычно выделяется графически — другой размер шрифта, другая гарнитура, цвет) должен удержать внимание читателя, поддержать интерес. Если первый абзац покажется читателю неинтересным, едва ли он дочитает текст до конца.

Пишите просто

Не утяжеляйте текст сложными речевыми оборотами, убирайте длинноты. Ваш текст должен легко читаться. Молодые журналисты очень любят украшать свой текст изящными сравнениями и метафорами, перегружать причастными оборотами. Читать такой текст с экрана, тем более с небольшого экрана смартфона, чрезвычайно сложно. Современные инструменты интернет-мониторинга позволяют отследить не только количество человек, которые зашли на вашу страницу, но и количество человек, которые покинули её, не дочитав до конца — полезный инструмент для начинающего автора.

Разбивайте текст на блоки, делайте подзаголовки

Если ваш текст достаточно длинный, разбейте его на несколько смысловых частей, к каждой части придумайте короткий ёмкий заголовок. Так делают не только в интернете, но и в газете, чтобы текст было легче читать.

Выделяйте яркие цитаты

Когда пишете текст, заранее подумайте, какие яркие цитаты или интересные факты вы можете вынести во врез. Это также привлечёт внимание к тексту.

Зачем нужны гиперссылки

Если вы ранее что-то писали на схожую тему, вам не нужно объяснять предысторию во всех подробностях и тем самым утяжелять текст. Просто сделайте гиперссылку на предыдущий материал. Читатель, если захочет узнать подробности, сам пройдёт по ссылке — оставьте ему право выбора.

«Оживляйте» текст

Обязательно добавьте в него фотографии и, если в этом есть необходимость, видео, аудиозаписи. Интернет позволяет использовать разные способы привлечения внимания, пользуйтесь ими. В интернете никто не станет сегодня читать сплошной массив текста, каким бы интересным он ни был.

Пора начинать пробовать писать свои тексты!

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Акула пера, или Как быстро стать журналистом

Издатель

Журналистика для «чайников», или с чего начинается журналистика?

«Если вам дали хорошее образование –

это не значит, что вы его получили!»

Как стать журналистом? Нужно ли для этого специальное журналистское образование или достаточно просто быть талантливым и все, как дубинушка из старинной песни, «сама пойдет», достаточно только «подернуть да ухнуть»? С чего начать работу журналиста или репортера? Что для этого надо знать и уметь? Как общаться с собеседниками, как сделать так, чтобы они отвечали на ваши вопросы, даже когда они не очень этого хотят? Как сделать ваш материал одновременно познавательным, интересным, «читабельным» и «смотрибельным»? Как совместить интересы читателя и редактора, не повредив своей репутации?

Многие сейчас задаются такими вопросами, ведь по популярности эта профессия уступает, наверное, лишь шоу-бизнесу, спорту и политике. Но почему-то считается, что журналистика намного проще – вооружись хорошей техникой, наберитесь смелости и можно фамильярно и нагло «допрашивать» политиков и «звезд», трепещущих перед рыцарями «четвертой власти». Поверьте, юные и молодые соискатели звания «акул пера», все намного сложнее, можете и не успеть отрастить акульи зубы, как окажетесь за бортом престижной профессии. Оказывается, тут еще и уметь многое надо, и знать, одним апломбом, как и нахальством – не много добьешься!

Передо мной любопытная работа молодой, но уже «зубастой» журналистки Анастасии Холдаковской. Даже не знаю, в рамки какого литературного жанра можно ее отнести? Это не учебник, не методические указания и не пособие. Может, заметки журналиста? Да, но здесь и много интересных советов и рекомендаций для начинающих журналистов. Это не указания, а, скорее, рекомендации, основанные на личном опыте и опыте более «маститых» коллег». В общем, давайте полистаем их вместе!

Начну с заголовка своей аннотации. Не пугайтесь слова «чайник» и не смейтесь над ним. Давайте заглянем в «Википедию»: «Чайник – сленговое название профана или начинающего в каком-либо деле». И никакого уничижительного смысла тут нет. Я сам в 2000 году начинал изучение компьютера с пособий для «чайников» и до сих пор не стесняюсь в них заглядывать. «Чайник» – это тот, кто хочет учиться и повышать свой уровень, в отличие от «ламера» (ламером – на компьютерном сленге называют человека, плохо умеющего обращаться с компьютером, не способного или принципиально не желающего хорошо освоить работу на компьютере.) В этом и заключается разница – «не желающего». А уж если желаете овладеть азами журналисткой профессии – прочтите это руководство, а потом и принимайте решение. А вдруг «терниев» окажется больше, чем «плодов»? Задача ознакомить новичка с трудностями и «прелестями» профессии журналиста, по моему мнению, в данном руководстве решена добросовестно и профессионально. Еще раз напоминаю, что это не полное руководство, а, скорее, путеводитель по «азам» профессии.

Одним из главных достоинств работы следует назвать систематичность: материал буквально «разложен по полочкам». Названы основные жанры и виды журналистской работы, в том числе и не самые «престижные», но очень нужные. Ведь далеко не все журналисты находятся в постоянном контакте с президентами и звездами «шоу-бизнеса»! Есть много менее «блистательной», но очень необходимой для работы СМИ, работы. На конкретных примерах из собственного опыта Анастасия рассказывает и как выбрать тему будущей работы, и как взять интервью, и как писать статью, заметку, рецензию и, даже аналитическое обозрение.

Автор выбрала очень удачную форму подачи материала – диалог с воображаемым собеседником по системе «вопрос-ответ». Легкий, близкий к разговорному язык, понятная терминология, подробное разъяснение по теме, делают работу понятной и доступной буквально каждому читателю. Каждый раздел, каждое положение проиллюстрировано конкретными примерами из журналистской практики автора. Буквально все основные виды и жанры журналистики – новости, репортаж, интервью, рецензия, историческое исследование, очерк, эссе и даже внешне не эффектная «социалка», подробно разложены буквально «по полочкам». Рассказано, как построить готовый материал, чтобы он был понятен, доступен и привлекателен для читателя и зрителя.

Разумеется, в кратком руководстве невозможно охватить весь спектр журналистики, многое осталось, как говорится, «за кадром». Особенно это касается грамматических и стилистических требований к готовому материалу. Разумеется, практически в каждой редакции имеются литературные редакторы и корректоры, но журналисту желательно как можно более тщательно готовить материал. Самые популярные ошибки журналистов – неправильное употребление слов, тавтологии, словесные штампы и клише, слэнговые и жаргонные слова – все это тоже мешает восприятию и портит репутацию, как журналиста, так и органа массовой информации.

Еще раз подчеркну, что в целом работа является очень полезной и познавательной не только для начинающих, но и для уже работающих журналистов. Очень жаль, что такой не было тогда, когда я сам начинал, мне и сейчас было интересно прочесть, даже с учетом несогласия с автором по некоторым пунктам ее рассуждений. Но ведь, как говорят умные люди, если у двух собеседников одинаковое мнение, один из них явно лишний.

Я считаю данную работу молодой, но уже опытной журналистки, очень важной и позволяющей воспитывать новые поколения «властителей дум», ведь именно такими хотелось бы видеть журналистов – грамотными, смелыми, честными, правдивыми и добросовестными.

Член Национального Союза журналистов Украины,

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector