Основные права и обязанности проверяющих

Основные права и обязанности проверяющих

2. Права, обязанности и ответственность проверяющих

Общие требования по правам и обязанностям сторон проверки определены Положением о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510 .

Контролирующие (надзорные) органы и проверяющие в пределах своей компетенции вправе:

• при предъявлении служебных удостоверений и предписания на проведение проверки свободно входить в служебные, производственные и иные помещения (объекты), территории проверяемого субъекта для проведения проверки;

• при проведении проверки проверять у представителей проверяемого субъекта документы, удостоверяющие личность, и (или) документы, подтверждающие полномочия, а также в случаях и порядке, установленных законодательными актами, производить личный досмотр (обыск) и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;

• в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от проверяемого субъекта, участников контрольного обмера необходимые для проверки документы (их копии), в том числе в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества. Если такие документы (их копии) в соответствии с законодательством не должны находиться в месте проверки, проверяющий обязан установить разумный срок (не менее 2 рабочих дней) для представления документов (их копий);

• истребовать посредством направления письменных запросов от контрагентов проверяемого субъекта копии документов и иную информацию по операциям и расчетам, проводимым с проверяемым субъектом или с третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям, а при необходимости – проводить встречныепроверки;

• истребовать в пределах своей компетенции на безвозмездной основе у государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих информацией и (или) документами, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого субъекта, необходимую для проверки информацию и (или) документы;

• привлекать экспертов, специалистов;

• получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных проверяемого субъекта с учетом требований законодательства об информации и защите информации;

• вызывать в контролирующий (надзорный) орган представителей проверяемого субъекта, участников контрольного обмера, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности проверяемого субъекта;

• при проведении проверки использовать технические средства, в том числе аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройства для сканирования документов, идентификаторы скрытых изображений, для контроля (надзора) за соблюдением законодательства, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений;

• изымать у проверяемого субъекта подлинники документов (иные носители информации), имеющих отношение к выявленным нарушениям, а также для проведения экспертизы (исследования) документов, иных носителей информации в целях установления их подлинности на срок, не превышающий срок проведения проверки (кроме случаев передачи подлинников документов (иных носителей информации) в органы уголовного преследования и суды или использования их в качестве источников доказательств по делу об административном правонарушении) либо требовать представления выписок из них или копий;

• проводить в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, контрольные закупки товарно-материальных ценностей и контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг;

• изымать в случаях и порядке, установленных законодательством, на срок, не превышающий срок проведения проверки, для направления на техническое освидетельствование кассовое оборудование;

• в случаях и порядке, установленных законодательством, при про-ведении проверки на срок, не превышающий срок ее проведения, направлять с изъятием или без изъятия игровые автоматы на техническое освидетельствование;

• требовать письменные и устные объяснения от представителей проверяемого субъекта, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки;

• в случаях, предусмотренных законодательными актами, получать в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях (далее – банки) сведения о счетах и вкладах (депозитах) проверяемого субъекта, в том числе о наличии счета в банке, иную информацию, составляющую банковскую тайну, необходимую для проведения проверки;

• в случаях предусмотренных актами законодательства, знакомиться в территориальных органах государственного казначейства Министерства финансов с подлинными документами и счетами, в том числе валютными, получать сведения, справки и копии документов, связанных с операциями проверяемых субъектов, по другим вопросам, возникающим в ходе проверки;

• проводить проверки фактического наличия документов и (или) Имущества в кассах, помещениях, иных местах их хранения, контрольные обмеры, контрольные запуски в производство сырья и материалов, требовать от представителей проверяемого субъекта проведения инвентаризации, а также проверять ее результаты;

• осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.

Проверяющий не имеет права участвовать в проверке если:

– является учредителем (акционером, участником, членом) либо работником проверяемого субъекта;

– является близким родственником проверяемого субъекта – физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, учредителя (участника, собственника имущества, члена) или руководителя проверяемого субъекта, лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом проверяемого субъекта (при проверках по вопросам, связанным с осуществлением проверяемым субъектом финансово-хозяйственных операций), или другого должностного лица, чья деятельность будет проверяться, либо является лицом, находящимся с указанными лицами в отношениях свойства или состоящим с одним из них в браке;

– являлся работником проверяемого субъекта в течение срока менее трех лет до дня начала проверки;

– имеются другие обстоятельства, которые могут вызвать прямую или косвенную заинтересованность в результатах проверки.

Контролирующие (надзорные) органы и проверяющие обязаны:

– проводить проверку в соответствии с предписанием на ее проведение и законодательством;

– предъявить проверяемому субъекту служебное удостоверение и предписание на проведение проверки;

– внести определенные законодательством сведения о проведении проверки в книгу учета проверок (при их представлении);

– проводить проверки в рабочее время проверяемых субъектов; требовать у проверяемых субъектов только те сведения и документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке;

производить отбор образцов (проб) в количестве (по нормам), установленном (установленным) Советом Министров Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Государственного комитета по стандартизации, Министерства здравоохранения;

– соблюдать законодательство, права и законные интересы проверяемых субъектов;

– при проведении проверки соблюдать служебную этику;

– ознакомить представителей проверяемого субъекта с результатами проверки;

– заблаговременно путем направления уведомления, содержащего указание на цели, время вызова, адрес, по которому следует явиться, вы­зывать в контролирующий (надзорный) орган представителей прове­ряемого субъекта, иных лиц. Уведомление вручается лицу под роспись либо другим способом, обеспечивающим его надлежащее извещение;

– требовать от представителей проверяемого субъекта, участников контрольного обмера устранения выявленных нарушений законода­тельства и контролировать исполнение этих требований;

– соблюдать охраняемую законодательными актами тайну;

– принимать необходимые меры по пресечению и предупреждению фактов нарушения законодательства, привлечению к ответственности лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения законода­тельства;

– принимать необходимые меры по возмещению вреда, причиненно­го государству, иным лицам;

– передавать, материа­лы проверок в органы уголовного преследования и суды;

– вносить предложения о применении мер дисциплинарного взыска­ния к лицам, действия (бездействие) которых повлекли нарушения;

– осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодатель­ными актами.

Проверяющий несет ответственность за достоверность фактов и сведений о выявленных нарушениях, а также установленных сумм вреда.

Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убыт­ки, причиненные плательщикам (иным обязанным лицам) вследствие своих незаконных решений, неправомерных действий (бездействия), а равно незаконных решений, неправомерных действий (бездействия) своих должностных лиц при исполнении ими служебных обязанно­стей. Причиненные убытки возмещаются в порядке, предусмотренном законодательством. За незаконные решения, неправомерные действия (бездействие) должностные лица налоговых и таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и (или) иную Ответственность в соответствии с законодательством (ст. 84 Налогово­го кодекса).

Обязанности проверяющих и права проверяемых при проведении проверки

координационный план проверка контролирующий

– проводить проверки в рабочее время проверяемых субъектов;

– требовать у проверяемых субъектов только те сведения и документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке;

– уведомлять под роспись проверяемого субъекта или его представителя об использовании при проведении проверки технических средств (аппаратуры, позволяющей вести звуко- и видеозапись, ксерокопирование и т.д.);

– производить осмотр в присутствии проверяемого субъекта или его представителя, а осмотр помещений, где хранятся товарно-материальные ценности, – в присутствии материально ответственного лица. При невозможности обеспечить присутствие материально ответственного лица осмотр производится с участием работников проверяемого субъекта, определенных его руководителем, и (или) не менее двух понятых (п. 39 Положения).

Проверяемый субъект (его представитель) вправе:

– присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

– заявлять отвод эксперту, специалисту (отметим, что основания для отвода этих лиц законодательством не предусматриваются), а также ходатайствовать об их назначении из числа указанных им лиц;

– давать свои объяснения и заявлять возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы (п. 47 Положения);

– представлять список дополнительных вопросов для получения по ним заключения эксперта, специалиста;

– присутствовать с разрешения должностного лица контролирующего органа при проведении экспертизы и давать объяснения эксперту;

– знакомиться с заключением эксперта, специалиста;

– не выполнять требования проверяющего, если они не относятся к вопросам, подлежащим проверке (абз. 6 п. 7 Положения).

По окончании проверки составляется справка (если в ходе проверки не выявлено нарушений законодательства).

По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения, составляется акт. По фактам выявленных нарушений проверяющим в пределах его компетенции может составляться протокол об административном правонарушении и (или) выноситься постановление по делу об административном правонарушении.

Если проводилась совместная проверка, акт проверки (справку проверки) должен составить каждый контролирующий орган (ч. 1 – 3 п. 59 Положения).

Требования к акту проверки:

– ясность и точность изложения выявленных фактов;

– недопустимость включения в акт проверки различного рода не подтвержденных документально фактов и данных о деятельности проверяемого субъекта. Нарушение данного требования нередко становится основанием для признания недействительными решений, вынесенных по актам проверки (см., например, Постановление Кассационной коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 06.10.2011 (дело №154-11/2011/50А/727К), Постановление Кассационной коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 10.01.2012 (дело №269-11/2011/96А/1144К));

– недопустимость неоговоренных исправлений (ч. 4 п. 59 Положения).

РУКОВОДИТЕЛЮ ПРОВЕРЯЕМОГО СУБЪЕКТА

При наличии возражений по акту проверки следует сделать соответствующую запись перед своей подписью и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта (справки) в письменном виде представить возражения по его (ее) содержанию в контролирующий (надзорный) орган (ч. 1 п. 71 Положения).

Проверяющим (руководителем проверки) изучается обоснованность доводов, изложенных в возражениях, и в течение 15 рабочих дней составляется письменное заключение, которое направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись (ч. 2 п. 71 Положения)

На основании акта каждый контролирующий орган выносит решение по акту проверки или требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе ее проведения.

Обжалование действий (бездействия) проверяющих в ходе проверки или ее результатов

Могут быть обжалованы:

– решения контролирующих (надзорных) органов по акту проверки;

– требования (предписания) об устранении нарушений;

– действия (бездействие) проверяющих.

Порядок обжалования проверяемый субъект определяет самостоятельно.

Орган рассмотрения жалобы

Срок для подачи жалобы

Последствие пропуска срока для подачи жалобы

Восстановление пропущенного срока

Общий суд (при обжаловании действий (бездействия) проверяющих должностным лицом организации, права которого как физического лица были нарушены в ходе проверки)

Читать еще:  Как оформить уценку поврежденного товара

Один месяц со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права(ч. 1 ст. 355 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ГПК))

Отказ в рассмотрении жалобы (ч. 2 п. 79 Положения, ч. 2 ст. 155 ГПК)

Возможно по заявлению при наличии уважительных причин (ч. 2 ст. 355 ГПК)

Хозяйственный суд (в иных случаях)

В течение года со дня вынесения решения, требования (предписания) (ч. 3 п. 78 Положения)

Не предусмотрено законодательством

Вышестоящий контролирующий орган; при его отсутствии, а также при обжаловании действий (бездействия) проверяющих – вышестоящее должностное лицо, которому проверяющие непосредственно подчинены (ч. 3 п. 79 Положения)

В течение 30 календарных дней со дня вынесения решения, требования (предписания) (совершения действий (бездействия)) (ч. 1 п. 79 Положения)

Возможно по заявлению при наличии уважительных причин (ч. 2 п. 79 Положения)

Подача жалобы на рассмотрение во внесудебном порядке не исключает подачи (в том числе и одновременно) жалобы в суд. Внесудебный порядок не является обязательным до обращения в суд.

Решения контролирующих органов и действия (бездействие) проверяющих, принятые (осуществленные) в ходе административного процесса, обжалуются в порядке, установленном в гл. 7, 11 и 12 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

1.2. Права и обязанности проверяющих и проверяемых

В соответствии со статьей 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе: – требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и

документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

– проводить налоговые проверки;

– производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

– вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

– приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;

– осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. В этой связи особо подчеркнем, что порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке, согласно Налоговому кодексу РФ, должен быть утвержден Министерством финансов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, то есть применение в этих целях иных документов неправомерно;

– определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

– требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

– взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени;

– контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

– требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени;

– привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

– вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

– заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

– создавать налоговые посты;

– предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

– о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;

– о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

– о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;

– о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите;

– о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий), когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ

(предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий);

– в иных случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

Налоговые органы обязаны (ст.

– соблюдать законодательство о налогах и сборах;

– осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

– вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;

– проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

– осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;

– соблюдать налоговую тайну;

– направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами. При выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, чиновники обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

О правах налогоплательщиков сказано в статье 21 Налогового кодекса РФ. В частности, налогоплательщики имеют право:

– получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

– получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

– использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

– получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;

– на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов;

– представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

– представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

– присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

– получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

– требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

– не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу РФ или иным федеральным законам;

– обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

– требовать соблюдения налоговой тайны;

– требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

По общему правилу налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя. Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и

сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены. Указанные правила распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.

Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Законными представителями налогоплательщика – физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов налоговой полиции, судьи, следователи и прокуроры. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Уполномоченный представитель налогоплательщика – физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.

В рамках рассматриваемого круга вопросов отметим, что применительно к конкретным видам налогов налогоплательщики имеют также иные права, установленные Налоговым кодексом РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах (в части освобождения от уплаты налога, применения льгот и др.). Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

Читать еще:  Плюсы и минусы ЕНВД

Налогоплательщики обязаны (ст. 23 Налогового кодекса РФ):

– уплачивать законно установленные налоги;

– встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом РФ;

– вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

– представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом “О бухгалтерском учете”;

– представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

– выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

– представлять налоговому органу необходимую информацию и документы;

– в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций – также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

– нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели, помимо указанных

выше обязанностей, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:

– об открытии или закрытии счетов – в десятидневный срок;

– обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях – в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

– обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации,

– в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

– об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации – в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;

– об изменении своего места нахождения или места жительства – в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.

Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщики (плательщики сборов), уплачивающие налоги и сборы в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации.

Права и обязанности проверяющих и субъектов хозяйствования при проведении проверок

Контролирующие (надзорные) органы и проверяющие в пределах своей компетенции вправе:

  • при предъявлении служебных удостоверений и предписания на проведение проверки (в отношении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, – иных документов, предусмотренных законодательством для допуска на объекты), входить в служебные, производственные и иные помещения (объекты) проверяемого субъекта для проведения проверки;
  • при проведении проверки проверять у представителей проверяемого субъекта документы, удостоверяющие личность, и (или) документы, подтверждающие полномочия, а также в случаях и порядке, установленных законодательными актами, производить личный досмотр (обыск) и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;
  • в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от проверяемого субъекта, участников контрольного обмера необходимые для проверки документы (их копии), в том числе в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества. Если такие документы (их копии) в соответствии с законодательством не должны находиться в месте проверки, проверяющий (руководитель проверки) обязан установить разумный срок (не менее 2 рабочих дней) для представления документов (их копий);
  • истребовать посредством направления письменных запросов от контрагентов проверяемого субъекта копии документов и иную информацию по операциям и расчетам, проводимым с проверяемым субъектом или с третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям, а при необходимости – проводить встречные проверки;
  • истребовать в пределах своей компетенции на безвозмездной основе у государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих информацией и (или) документами, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого субъекта, необходимую для проверки информацию и (или) документы;
  • привлекать экспертов, специалистов;
  • получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных проверяемого субъекта с учетом требований законодательства об информации, информатизации и защите информации;
  • вызывать в контролирующий (надзорный) орган представителей проверяемого субъекта, участников контрольного обмера, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности проверяемого субъекта;
  • при проведении проверки использовать технические средства, в том числе аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройства для сканирования документов, идентификаторы скрытых изображений, для контроля за соблюдением законодательства, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений;
  • на время проведения внеплановой тематической оперативной проверки приостанавливать (на срок не более 2 суток) розничную торговлю (оказание услуг, выполнение работ) проверяемых субъектов для снятия остатков товара и проверки соблюдения порядка приема наличных денежных средств и осуществления валютных операций, порядка использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров;
  • изымать у проверяемого субъекта в порядке, установленном законодательством, подлинники документов, имеющих отношение к выявленным нарушениям, на срок, не превышающий срок проведения проверки (кроме случаев передачи подлинников документов в органы уголовного преследования и суды или использования их в качестве источников доказательств по делу об административном правонарушении) либо требовать представления выписок из них или копий;
  • проводить в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, контрольные закупки товарно-материальных ценностей и контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг;
  • изымать в случаях и порядке, установленных законодательством, на срок, не превышающий срок проведения проверки, для направления на техническое освидетельствование кассовые суммирующие аппараты, специальные компьютерные системы, билетопечатающие машины, таксометры;
  • требовать письменные и устные объяснения от представителей проверяемого субъекта, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки;
  • в случаях, предусмотренных законодательными актами, получать в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях (далее – банки) сведения о счетах и вкладах (депозитах) проверяемого субъекта, в том числе о наличии счета в банке, иную информацию, составляющую банковскую тайну, необходимую для проведения проверки;
  • в случаях и порядке, предусмотренных актами законодательства, знакомиться в территориальных органах государственного казначейства Министерства финансов с подлинными документами и счетами, в том числе валютными, получать сведения, справки и копии документов, связанных с операциями проверяемых субъектов, по другим вопросам, возникающим в ходе проверки;
  • проводить проверки фактического наличия ценностей в кассах и кассовых помещениях, складах, архивах, иных местах хранения ценностей, требовать от представителей проверяемого субъекта проведения инвентаризации, а также проверять ее результаты;
  • проводить в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Государственного комитета по стандартизации, отбор проб и образцов продукции и направлять их в аккредитованные испытательные центры (лаборатории) для определения ее соответствия требованиям технических нормативных правовых актов;
  • осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.

Контролирующие (надзорные) органы и проверяющие обязаны:

  • проводить проверку в соответствии с предписанием на ее проведение и законодательством;
  • предъявить проверяемому субъекту служебное удостоверение и предписание на проведение проверки;
  • внести определенные законодательством сведения о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ – в случае, предусмотренном в части четвертой пункта 33 настоящего Положения) (при их представлении);
  • проводить проверки в рабочее время проверяемых субъектов;
  • требовать у проверяемых субъектов только те сведения и документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке;
  • производить отбор образцов (проб) в количестве (по нормам), установленном (установленным) Советом Министров Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Государственного комитета по стандартизации;
  • соблюдать законодательство, права и законные интересы проверяемых субъектов;
  • при проведении проверки соблюдать служебную этику;
  • ознакомить представителей проверяемого субъекта с результатами проверки;
  • заблаговременно путем направления уведомления, содержащего указание на цели, время вызова, адрес, по которому следует явиться, вызывать в контролирующий (надзорный) орган представителей проверяемого субъекта, иных лиц. Уведомление вручается лицу под роспись либо другим способом, обеспечивающим его надлежащее извещение;
  • требовать от представителей проверяемого субъекта, участников контрольного обмера устранения выявленных нарушений законодательства и контролировать исполнение этих требований;
  • соблюдать охраняемую законодательными актами тайну;
  • принимать необходимые меры по пресечению и предупреждению фактов нарушения законодательства, привлечению к ответственности лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения законодательства;
  • принимать необходимые меры по возмещению вреда, причиненного государству, иным лицам;
  • передавать в порядке, установленном законодательством, материалы проверок в органы уголовного преследования и суды;
  • вносить предложения о применении мер дисциплинарного взыскания к лицам, действия (бездействие) которых повлекли нарушения;
  • осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.

Проверяемые субъекты, их представители, участники контрольного обмера вправе:

  • получать от контролирующих (надзорных) органов информацию об основаниях включения проверки в координационный план контрольной (надзорной) деятельности;
  • требовать от проверяющего предъявления служебного удостоверения и предписания на проведение проверки;
  • отказать в допуске проверяющих на территорию проверяемого субъекта в случае отсутствия у них предписания на проведение проверки, служебных удостоверений, истечения срока проверки, предусмотренного в предписании на ее проведение, а при посещении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, – отсутствия документов, предусмотренных законодательством для допуска на объекты;
  • не допускать к проведению проверки проверяющего, отказавшегося внести необходимые сведения в книгу учета проверок (за исключением случаев, когда проверка начинается с проведения контрольной закупки);
  • не выполнять требования проверяющего, если его требования не относятся к вопросам, подлежащим проверке;
  • присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • заявить отвод эксперту, специалисту;
  • просить о назначении эксперта, специалиста из числа указанных им лиц;
  • представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта, специалиста;
  • присутствовать с разрешения должностного лица контролирующего (надзорного) органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;
  • знакомиться с заключением эксперта, специалиста;
  • указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ее результатами;
  • требовать в установленном порядке возмещения ущерба, причиненного действиями (бездействием) проверяющих;
  • получить копию предписания на проведение проверки, акт (справку) проверки, а также промежуточный акт – в случае его составления;
  • обжаловать в соответствии с законодательством решения контролирующего (надзорного) органа по акту проверки, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих.

Проверяемые субъекты, их представители, участники контрольного обмера обязаны:

  • выполнять законные требования контролирующих (надзорных) органов и проверяющих, включая требование о предъявлении книги учета проверок (журнал производства работ – в случае, проведения проверки соблюдения технических нормативных правовых актов при строительстве);
  • обеспечить допуск проверяющих к проверке и предоставить необходимые для проверки документы, а также допустить проверяющих для обследования территорий и помещений, транспортных средств и иных объектов, используемых для осуществления деятельности;
  • обеспечивать проверяющим возможность осуществления их прав и обязанностей, включая предоставление помещений, пригодных для проведения проверки (в случае их наличия);
  • обеспечить проведение инвентаризации, контрольных обмеров, контрольных запусков в производство сырья и материалов, расчетов и экспертиз, а также других действий по проверке деятельности проверяемого субъекта;
  • обеспечить возможность осуществления отбора проб и образцов, проведения испытаний;
  • изготавливать за свой счет копии изымаемых документов в случаях изъятия оригиналов документов;
  • возмещать в случаях и порядке, установленных Советом Министров Республики Беларусь, затраты, связанные с проведением исследований, испытаний и экспертиз, привлечением экспертов, специалистов, а также стоимость израсходованных проб и образцов;
  • содействовать проверяющим в проведении проверки;
  • давать по требованию проверяющих письменные и устные объяснения по вопросам деятельности проверяемого субъекта, представлять справки, расчеты;
  • являться в контролирующий (надзорный) орган по его вызову. При невозможности явиться в указанные в уведомлении место и (или) время вызываемое лицо обязано сообщить об этом в контролирующий (надзорный) орган, указав причины, и согласовать иное время прибытия;
  • представить проверяющему затребованные в установленном законодательством порядке информацию и (или) документы или сообщить об их отсутствии;
  • предупредить проверяющих о том, что проверяемые ими сведения относятся к охраняемой законодательными актами тайне;
  • принять меры к устранению выявленных контролирующим (надзорным) органом по результатам проверки нарушений, возместить вред, причиненный государству, иным лицам.
Читать еще:  Идеи и проекты комбикормовых заводов

Материально ответственные лица проверяемого субъекта обязаны присутствовать при проверке вверенных им ценностей, контрольных обмерах, контрольных запусках в производство сырья и материалов, а также при других действиях по проверке в отношении проверяемого субъекта.

Права и обязанности проверяющих и субъектов хозяйствования при проведении проверок

Контролирующие (надзорные) органы и проверяющие в пределах своей компетенции вправе:
при предъявлении служебных удостоверений и предписания на проведение проверки (в отношении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, – иных документов, предусмотренных законодательством для допуска на объекты), входить в служебные, производственные и иные помещения (объекты) проверяемого субъекта для проведения проверки;
при проведении проверки проверять у представителей проверяемого субъекта документы, удостоверяющие личность, и (или) документы, подтверждающие полномочия, а также в случаях и порядке, установленных законодательными актами, производить личный досмотр (обыск) и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;
в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от проверяемого субъекта, участников контрольного обмера необходимые для проверки документы (их копии), в том числе в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества. Если такие документы (их копии) в соответствии с законодательством не должны находиться в месте проверки, проверяющий (руководитель проверки) обязан установить разумный срок (не менее 2 рабочих дней) для представления документов (их копий);
истребовать посредством направления письменных запросов от контрагентов проверяемого субъекта копии документов и иную информацию по операциям и расчетам, проводимым с проверяемым субъектом или с третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям, а при необходимости – проводить встречные проверки;
истребовать в пределах своей компетенции на безвозмездной основе у государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих информацией и (или) документами, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого субъекта, необходимую для проверки информацию и (или) документы;
привлекать экспертов, специалистов;
получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных проверяемого субъекта с учетом требований законодательства об информации, информатизации и защите информации;
вызывать в контролирующий (надзорный) орган представителей проверяемого субъекта, участников контрольного обмера, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности проверяемого субъекта;
при проведении проверки использовать технические средства, в том числе аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройства для сканирования документов, идентификаторы скрытых изображений, для контроля за соблюдением законодательства, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений;
на время проведения внеплановой тематической оперативной проверки приостанавливать (на срок не более 2 суток) розничную торговлю (оказание услуг, выполнение работ) проверяемых субъектов для снятия остатков товара и проверки соблюдения порядка приема наличных денежных средств и осуществления валютных операций, порядка использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров;
изымать у проверяемого субъекта в порядке, установленном законодательством, подлинники документов, имеющих отношение к выявленным нарушениям, на срок, не превышающий срок проведения проверки (кроме случаев передачи подлинников документов в органы уголовного преследования и суды или использования их в качестве источников доказательств по делу об административном правонарушении) либо требовать представления выписок из них или копий;
проводить в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, контрольные закупки товарно-материальных ценностей и контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг;
изымать в случаях и порядке, установленных законодательством, на срок, не превышающий срок проведения проверки, для направления на техническое освидетельствование кассовые суммирующие аппараты, специальные компьютерные системы, билетопечатающие машины, таксометры;
требовать письменные и устные объяснения от представителей проверяемого субъекта, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки;
в случаях, предусмотренных законодательными актами, получать в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях (далее – банки) сведения о счетах и вкладах (депозитах) проверяемого субъекта, в том числе о наличии счета в банке, иную информацию, составляющую банковскую тайну, необходимую для проведения проверки;
в случаях и порядке, предусмотренных актами законодательства, знакомиться в территориальных органах государственного казначейства Министерства финансов с подлинными документами и счетами, в том числе валютными, получать сведения, справки и копии документов, связанных с операциями проверяемых субъектов, по другим вопросам, возникающим в ходе проверки;
проводить проверки фактического наличия ценностей в кассах и кассовых помещениях, складах, архивах, иных местах хранения ценностей, требовать от представителей проверяемого субъекта проведения инвентаризации, а также проверять ее результаты;
проводить в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Государственного комитета по стандартизации, отбор проб и образцов продукции и направлять их в аккредитованные испытательные центры (лаборатории) для определения ее соответствия требованиям технических нормативных правовых актов;
осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.

Контролирующие (надзорные) органы и проверяющие обязаны:
проводить проверку в соответствии с предписанием на ее проведение и законодательством;
предъявить проверяемому субъекту служебное удостоверение и предписание на проведение проверки;
внести определенные законодательством сведения о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ – в случае, предусмотренном в части четвертой пункта 33 настоящего Положения) (при их представлении);
проводить проверки в рабочее время проверяемых субъектов;
требовать у проверяемых субъектов только те сведения и документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке;
производить отбор образцов (проб) в количестве (по нормам), установленном (установленным) Советом Министров Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Государственного комитета по стандартизации;
соблюдать законодательство, права и законные интересы проверяемых субъектов;
при проведении проверки соблюдать служебную этику;
ознакомить представителей проверяемого субъекта с результатами проверки;
заблаговременно путем направления уведомления, содержащего указание на цели, время вызова, адрес, по которому следует явиться, вызывать в контролирующий (надзорный) орган представителей проверяемого субъекта, иных лиц. Уведомление вручается лицу под роспись либо другим способом, обеспечивающим его надлежащее извещение;
требовать от представителей проверяемого субъекта, участников контрольного обмера устранения выявленных нарушений законодательства и контролировать исполнение этих требований;
соблюдать охраняемую законодательными актами тайну;
принимать необходимые меры по пресечению и предупреждению фактов нарушения законодательства, привлечению к ответственности лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения законодательства;
принимать необходимые меры по возмещению вреда, причиненного государству, иным лицам;
передавать в порядке, установленном законодательством, материалы проверок в органы уголовного преследования и суды;
вносить предложения о применении мер дисциплинарного взыскания к лицам, действия (бездействие) которых повлекли нарушения;
осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.

Проверяемые субъекты, их представители, участники контрольного обмера вправе:
получать от контролирующих (надзорных) органов информацию об основаниях включения проверки в координационный план контрольной (надзорной) деятельности;
требовать от проверяющего предъявления служебного удостоверения и предписания на проведение проверки;
отказать в допуске проверяющих на территорию проверяемого субъекта в случае отсутствия у них предписания на проведение проверки, служебных удостоверений, истечения срока проверки, предусмотренного в предписании на ее проведение, а при посещении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, – отсутствия документов, предусмотренных законодательством для допуска на объекты;
не допускать к проведению проверки проверяющего, отказавшегося внести необходимые сведения в книгу учета проверок (за исключением случаев, когда проверка начинается с проведения контрольной закупки);
не выполнять требования проверяющего, если его требования не относятся к вопросам, подлежащим проверке;
присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
заявить отвод эксперту, специалисту;
просить о назначении эксперта, специалиста из числа указанных им лиц;
представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта, специалиста;
присутствовать с разрешения должностного лица контролирующего (надзорного) органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;
знакомиться с заключением эксперта, специалиста;
указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ее результатами;
требовать в установленном порядке возмещения ущерба, причиненного действиями (бездействием) проверяющих;
получить копию предписания на проведение проверки, акт (справку) проверки, а также промежуточный акт – в случае его составления;
обжаловать в соответствии с законодательством решения контролирующего (надзорного) органа по акту проверки, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих.

Проверяемые субъекты, их представители, участники контрольного обмера обязаны:
выполнять законные требования контролирующих (надзорных) органов и проверяющих, включая требование о предъявлении книги учета проверок (журнал производства работ – в случае, проведения проверки соблюдения технических нормативных правовых актов при строительстве);
обеспечить допуск проверяющих к проверке и предоставить необходимые для проверки документы, а также допустить проверяющих для обследования территорий и помещений, транспортных средств и иных объектов, используемых для осуществления деятельности;
обеспечивать проверяющим возможность осуществления их прав и обязанностей, включая предоставление помещений, пригодных для проведения проверки (в случае их наличия);
обеспечить проведение инвентаризации, контрольных обмеров, контрольных запусков в производство сырья и материалов, расчетов и экспертиз, а также других действий по проверке деятельности проверяемого субъекта;
обеспечить возможность осуществления отбора проб и образцов, проведения испытаний;
изготавливать за свой счет копии изымаемых документов в случаях изъятия оригиналов документов;
возмещать в случаях и порядке, установленных Советом Министров Республики Беларусь, затраты, связанные с проведением исследований, испытаний и экспертиз, привлечением экспертов, специалистов, а также стоимость израсходованных проб и образцов;
содействовать проверяющим в проведении проверки;
давать по требованию проверяющих письменные и устные объяснения по вопросам деятельности проверяемого субъекта, представлять справки, расчеты;
являться в контролирующий (надзорный) орган по его вызову. При невозможности явиться в указанные в уведомлении место и (или) время вызываемое лицо обязано сообщить об этом в контролирующий (надзорный) орган, указав причины, и согласовать иное время прибытия;
представить проверяющему затребованные в установленном законодательством порядке информацию и (или) документы или сообщить об их отсутствии;
предупредить проверяющих о том, что проверяемые ими сведения относятся к охраняемой законодательными актами тайне;
принять меры к устранению выявленных контролирующим (надзорным) органом по результатам проверки нарушений, возместить вред, причиненный государству, иным лицам.
Материально ответственные лица проверяемого субъекта обязаны присутствовать при проверке вверенных им ценностей, контрольных обмерах, контрольных запусках в производство сырья и материалов, а также при других действиях по проверке в отношении проверяемого субъекта.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector