Операции с наличными на сумму свыше 600 тысяч лучше дробить

Операции с наличными на сумму свыше 600 тысяч лучше дробить

Как осуществляется контроль переводов, банковских и валютных операций?

У граждан, имеющих дело с денежными переводами или электронными валютами, часто возникают вопросы:

1) Каков риск попадания в поле зрения налоговых органов?

2) Какое назначение должно быть у перевода, чтобы ни у банка, ни у налоговой не возникало вопросов?

3) Есть ли какие-то лимиты сумм на переводы, придерживаясь которых, можно не опасаться внимания налоговой?

4) В каких случаях вывод электронных денег подпадает под контролируемую операцию?

Основной критерий риска попадания в поле зрения налоговых органов для физического лица – несоответствие его расходов официально задекларированным доходам. Естественно, это касается покупок, требующих государственной регистрации: автотранспорт, недвижимость и т.п. Покупки, при которых не требуется предъявления документов отследить невозможно.

В данной конкретной ситуации (операции по банковским счетам) следует исходить из того, что рядом законов (например, Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”) банкам навязаны несвойственные им функции, граничащие с нарушением банковской тайны: в частности обязанность информировать органы финансового мониторинга о ряде сделок. При этом надо помнить, что адвокаты, нотариусы, другие лица, оказывающие юридические и бухгалтерские услуги, также входят в круг обязанных информировать органы Росфинмониторинга о такого рода сделках, о которых им становится известно в ходе их профессиональной деятельности. В зависимости от квалификации органом финмониторинга той или иной операции с денежными средствами информация о ней может поступить и в налоговые органы. Таким образом, следует избегать оформления финансовых операций, информация о которых в обязательном порядке будет сообщена банком в органы финмониторинга.

Перечень операций, подлежащих обязательному контролю

— Операции на сумму 600 000 рублей (или эквивалента иностранной валюты), в том числе и однотипные операции на меньшие суммы по одному основанию (суммирование этих операций не должно превысить 600 000 рублей);

Рассмотрим подробнее, в каких случаях банковские и валютные операции подпадают под обязательный контроль:

— Операции, конечной целью которых является получение физическими лицами со своих счетов крупных сумм наличных денежных средств в рублях либо в иностранной валюте при условии поступления этих средств от юридических лиц. При этом основания для переводов в пользу физических лиц от одного или нескольких юридических лиц могут быть различными, в том числе: оплата по контракту, договору, соглашению, выплата вознаграждения за выполненные работы, оказанные услуги, переданные результаты интеллектуальной деятельности, перечисление бонусов, получение и возврат займов, операции с векселями т.п.;

— Операции, при которых поступление средств на счет и получение наличных со счета осуществляется в один операционный день;

— Наличие в повторяющихся однотипных сделках одних и тех же участников, совпадающие адреса места нахождения организаций, осуществляющих такие операции;

— Значительные объемы наличных денежных средств, регулярно получаемых физическими лицами со своих счетов (вкладов) в одном внутреннем подразделении кредитной организации (филиала);

— Закрытие счетов (вкладов) по получению наличных денежных средств со счета (вклада);

— Закрытие счетов (вкладов) после проведения определенного цикла таких операций, либо резкое прекращение операций по данным счетам (вкладам) после них.

Примеры банковских и валютных операций, подлежащих обязательному контролю

Внутренними инструкциям ЦБ РФ разработаны типичные примеры совершения операций, подлежащих обязательному контролю:

1. Физическое лицо обратилось в банк по вопросу покупки наличной иностранной валюты на сумму 21000 долл. США за наличные рубли. При объявленном на дату проведения операции курсе Банка России 28.73 руб. за 1 долл. США, рублевый эквивалент составит 603330 руб., и, следовательно, операция подлежит обязательному контролю по коду.

2. Физическое лицо обратилось в банк по вопросу покупки наличной иностранной валюты 21000 долл. США за рубли в безналичной форме. При объявленном на дату проведения операции курсе Банка России 28.73 руб. за 1 долл. США, рублевый эквивалент составит 603330 руб., и, следовательно, операция подлежит обязательному контролю.

3. Физическое лицо обратилось в банк по вопросу снятия со счета в долларах открытого в банке наличных 19000 ЕВРО. При объявленном на дату проведения операции курсе Банка России 35.40 руб. за 1 ЕВРО, рублевый эквивалент покупаемых ЕВРО составит 672600 руб., и, следовательно, операция подлежит обязательному контролю.

4. Физическое лицо обратилось в банк по вопросу покупки дорожных чеков, номинированных в иностранной валюте, на сумму 21000 долл. США за рубли или иностранную валюту в наличной форме. При объявленном на дату проведения операции курсе Банка России 28.73 руб. за 1 долл. США, рублевый эквивалент составит 603330 руб., и, следовательно, операция подлежит обязательному контролю.

5. Физическое лицо обратилось в банк по вопросу покупки дорожных чеков, номинированных в иностранной валюте, на сумму 21000 долл. США за безналичные рубли. При объявленном на дату проведения операции курсе Банка России 28.73 руб. за 1 долл. США, рублевый эквивалент составит 603330 руб., и, следовательно, операция подлежит обязательному контролю.

6. Продажа наличной иностранной валюты физическим лицом.

Операция подлежит обязательному контролю, если сумма продаваемой физическим лицом иностранной валюты при пересчете по курсу Банка России равна или превышает 600 000 рублей, а по своему характеру операция представляет собой:

— продажу физическим лицом наличной иностранной валюты за наличные рубли;

— продажу физическим лицом наличной иностранной валюты за рубли в безналичной форме;

— продажу физическим лицом дорожных чеков, номинированных в иностранной валюте, за наличные рубли или наличную иностранную валюту;

— продажу физическим лицом поврежденных денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств) за наличные или безналичные рубли;

— продажу физическим лицом поврежденных денежных знаков одного иностранного государства (группы иностранных государств) за неповрежденные денежные знаки другого иностранного государства (группы государств).

7. Приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет.

К операциям, подлежащим обязательному контролю относятся операции на сумму, равную или превышающую 600000 рублей, либо равную сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышающей ее, и представляющие по своему характеру:

— продажу физическому лицу за наличный расчет:

— иных ценных бумаг, отнесенных к таковым в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства.

К операциям, подлежащим обязательному контролю относятся операции на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей, либо равную сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышающей ее, рассчитанной по курсу Банка России на дату проведения операции, и представляющие по своему характеру:

— обмен банкнот крупного достоинства на банкноты мелкого достоинства или наоборот – банкнот мелкого достоинства на банкноты крупного достоинства – в одной и той же валюте;

— замену неплатежных денежных знаков иностранного государства на платежные денежные знаки того же иностранного государства.

Дополнительные основания для контроля денежных переводов, в том числе – операций вывода электронных денег

По каким ещё основаниям банк может сообщить о финансовых операциях клиента в органы финмониторинга?

— немотивированный отказ в предоставлении клиентом сведений, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, но запрашиваемых в соответствии со сложившейся банковской практикой, а также излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции;

— пренебрежение клиентом более выгодными условиями оказания услуг (тариф комиссионного вознаграждения, ставки по срочным вкладам (депозитам) и вкладам (депозитам) до востребования и т.д.), а также предложение клиентом необычно высокой комиссии или комиссии, заведомо отличающейся от обычно взимаемой комиссии при оказании такого рода услуг;

— операции клиента не имеют явного экономического смысла, не соответствуют характеру деятельности клиента и не имеют целью управление ликвидностью или страхование рисков;

— наличие нестандартных или необычно сложных инструкций по порядку проведения расчетов, отличающихся от обычной практики, используемой данным клиентом, или от обычной рыночной практики;

— необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент;

— зачисление на счет клиента по одному основанию от одного или нескольких контрагентов сумм денежных средств, не превышающих по отдельности сумму, эквивалентную 600 000 рублей, но в результате сложения (если бы денежные средства были зачислены на основании одного платежного документа) превышающих указанную сумму (при условии, что деятельность клиента не связана с обслуживанием населения, сбором обязательных или добровольных платежей) с последующим переводом денежных средств на счет клиента, открытый в другой кредитной организации, или использованием денежных средств на покупку иностранной валюты, ценных бумаг и других высоколиквидных активов;

— дробление сумм денежных средств, перечисляемых клиентом одному или нескольким контрагентам по одному основанию, в течение небольшого периода времени, при условии, что результат сложения перечисленных денежных средств (если бы они были перечислены на основании одного платежного документа) превышает сумму, эквивалентную 600 000 рублей;

— невозможность установления контрагентов клиента;

— открытие в течение небольшого периода времени на имя одного клиента нескольких срочных депозитных счетов на сумму, не превышающую сумму, эквивалентную 600 000 рублей (кроме случаев, когда известно, что клиент, исходя из характера его деятельности, регулярно в течение определенного срока получает подобные суммы денежных средств), с последующим зачислением сумм по истечении срока вкладов (депозитов) на один счет и(или) последующим переводом в другую кредитную организацию;

— зачисление на счет клиента значительного количества платежей от физических лиц на сумму, не превышающую сумму, эквивалентную 600 000 рублей, в том числе через кассу кредитной организации, если деятельность клиента не связана с оказанием услуг населению, сбором обязательных или добровольных платежей;

Читать еще:  Как грамотно обналичить виртуальные деньги и немного на этом заработать

— перевод денежных средств со счета клиента на его счет в другой кредитной организации без видимого основания (например, без закрытия счета, не в целях погашения кредита, полученного от другой кредитной организации, равные или более низкие ставки по вкладам или равные либо худшие условия обслуживания в другой кредитной организации) с назначением платежа “перевод собственных средств”;

— нерегулярное или однократное использование клиентом счета для получения денежных средств с последующим их снятием в наличной форме на сумму меньше суммы, эквивалентной 600 000 рублей, с последующим закрытием счета либо прекращением по нему операций.

— регулярное снятие держателем кредитной или дебетной карты наличных денежных средств через кассу кредитной организации или через банкомат на сумму меньше суммы, эквивалентной 600 000 рублей (на основании данных по операциям с пластиковыми картами, регулярно направляемых (или доступных через удаленный терминал) через организацию, осуществляющую процессинг пластиковых карт на основании лицензии VISA International или Europay International). Исключение составляет снятие денежных средств, поступивших на счет работника от работодателя и представляющих выплату работодателем своим работникам любых форм материального вознаграждения.

Выводы

Таким образом, нами приведен полный перечень оснований, по которым физическое лицо может попасть в поле зрения финмониторинга и, как следствие, налоговых органов. Лимит однотипных операций (независимо от суммы каждой отдельной операции) – 600 000 рублей (или эквивалент в валюте). Сроков, в течение которых может быть превышен этот лимит, Закон не устанавливает. Назначение платежа – любое, не входящее в перечень. Выбор банка – не имеет значения.

Разумно обзавестись счетами в ряде кредитных организаций с тем, чтобы по каждому из них проводилось минимальное количество однотипных операций. Полезным также является открытие «пластикового» счета за рубежом. Пользоваться «зарубежной» картой можно и в России. Назначение платежа – любое, не входящее в перечень (например – «на лечение», «на оплату обучения», иногда допустимо (если перевод от физического лица) «возврат долга» и т.п.)

Однако доля риска всё равно остается. Самым разумным является легализация своей деятельности. Например, регистрация в качестве индивидуального предпринимателя на упрощенной системе налогообложения с объектом «доходы» (налог равен 6% от выручки).

Контроль над покупками и переводами станет строже. Как на самом деле?

Вечером 8 ноября в СМИ началась истерика. Поводом для нее стал законопроект об усилении контроля за денежными переводами. Якобы теперь даже мобильные и почтовые переводы будут под контролем. Причем не крупные, как сейчас в банках, а даже по 50 тысяч рублей. Почему-то СМИ привязались именно к этому пункту, хотя в законопроекте это меньшее из зол.

Мы прочитали этот законопроект. Он гораздо интереснее, чем об этом пишут СМИ . И пока это только законопроект. Но раз уж его так широко обсуждают, расскажем, что предлагают его авторы, чтобы вы знали правду.

Самая честная желтая плашка из всех желтых плашек, что вам приходилось видеть раньше

Вот что нужно знать о новых видах контроля за вашими деньгами и сделками:

  1. Никаких новых видов контроля нет. Это законопроект, он не работает. До его принятия этот контроль может ужесточиться, смягчиться или сильно измениться. И даже если этот законопроект в каком-то виде примут, он может вступить в силу не сразу. Журналисты, читайте по губам: за-ко-но-про-ект.
  2. Законопроект не прошел ни одной экспертизы, по нему еще никто не давал заключений. Его только зарегистрировали.
  3. Законопроект касается обязательного контроля за сделками и операциями. Это не банковский контроль — вернее, не только он.
  4. В список операций для обязательного контроля хотят добавить больше сделок с недвижимостью, почтовые и мобильные переводы, страховки, участие в азартных играх и лотереях. Для каждой операции есть свой лимит.
  5. Некоторые операции, наоборот, предлагают вывести из-под обязательного контроля.
  6. Обязательный контроль проводят и сейчас, чаще всего он незаметный и вы о нем даже не знаете. В законопроекте — только уточнения того, что уже есть.
  7. Даже если закон примут, делать с этим ничего не надо. Контролировать — не ваша забота.
  8. Если закон заработает, мы расскажем о нем еще раз с учетом всех поправок. А пока поглядим на законотворческие инициативы депутатов.

Куда хотят внести поправки?

Законопроект касается федерального закона № 115- ФЗ , который контролирует подозрительные операции и борется с финансированием преступных дел и обналом. Этому закону много лет и он периодически меняется.

В 115- ФЗ есть список операций, которые положено контролировать в обязательном порядке, даже если они не кажутся подозрительными. Инициаторы законопроекта хотят внести очередные поправки в разные статьи этого закона. Неизвестно, что из них заработает и в каком виде, но вот самое интересное.

Сделки с недвижимостью и работа риелторов

В законе есть список организаций, которые работают с деньгами и должны идентифицировать клиентов, вести учет их сделок и проводить обязательный контроль, когда нужно. То есть банк, ломбард, агентство недвижимости или оператор связи должны встать на учет в Росфинмониторинг и проверять своих клиентов. Но не всех и не всегда.

Сейчас в этом списке есть посредники по сделкам купли-продажи недвижимости. А вот кого предлагают добавить:

  1. Консультантов по сделкам с недвижимостью. То есть даже если самой сделки еще нет, консультант должен отчитываться в финмониторинг о движении крупных сумм.
  2. Тех, кто занимается любыми сделками с недвижимостью, а не только куплей-продажей.

Лимиты для контроля по сделкам с недвижимостью и сейчас, и в законопроекте — 3 млн рублей или эквивалент в валюте. Но могут появиться уточнения: под контроль хотят взять не только сами сделки, но и каждую операцию по зачислению и переводу денег — даже наличными.

Но хотят — не значит возьмут. Напоминаем: мы разбираем законопроект, который еще никто не рассматривал. Это не закон, и он не применяется.

Почему это важно. Раньше финмониторинг мог прийти с проверкой в агентство недвижимости и оштрафовать его за то, что риелторы не сообщили сведения о сделке по покупке объекта за 4 млн рублей. Штраф за такое — 200 тысяч рублей. А могут даже закрыть на два месяца. И это не теория: реально штрафовали. Но агентство говорило: «Мы не посредники, а консультанты», — и штраф отменяли. Если закон примут, под контроль попадут и посредники, и те, кто занимается любыми сделками с недвижимостью — даже арендой.

А значит, в Росфинмониторинг будет попадать больше данных о крупных покупках. И как следствие — о доходах. Дальше можно затеять проверку и доначислить налогов тому, кто покупает квартиру, как говорят в среде российских элит, «не по масти».

Это не имеет ничего общего с банковским контролем. Агентства недвижимости и сделки их клиентов — сами по себе. Банк подключится, только если деньги проводят по счету, и проверит только перевод.

Операции с наличными от 600 тысяч рублей

В законе есть список операций с деньгами или имуществом, которые нужно обязательно рассматривать с особым вниманием, еще и сообщать о них Росфинмониторингу. Даже если банк, ломбард или оператор связи этого не хочет и клиент не кажется ему подозрительным, все равно нужно проверять — это обязанность. Но контролируют не все операции и сделки.

В этом списке, например, есть несколько видов операций с наличными на сумму от 600 тысяч рублей: покупка валюты, ценных бумаг, необычные операции компаний с наличными и обмен банкнот. Этот список предлагают обновить.

Контроль на все операции на сумму более 600 тысяч рублей

Вы здесь

Банки будут обязаны сообщать государству о любой проходящей через них операции с наличными деньгам на сумму более 600 тысяч рублей. Об этом вчера на конференции, посвященной борьбе с отмыванием денег, рассказал руководитель Федеральной службы по финансовому мониторингу (ФСФМ) Виктор Зубков. По его словам необходимые поправки в закон о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, еще в апреле были внесены в правительство Минфином, сообщает “Газета”.

Главный финансовый разведчик страны пообещал, что от введения новых поправок “физические лица никоим образом не пострадают”, зато ФСФМ “будет располагать более обширной базой информации, которая может быть использована правоохранительными органами при отслеживании доходов, полученных преступным путем”.

Как рассказал вчера Виктор Зубков, за четыре месяца 2007 года ФСФМ получила более 2 млн сообщений о транзакциях, подлежащих обязательному отчету перед службой. “Из них почти 1,5 млн – подозрительные”, – сказал он. Столь пугающей статистикой глава финансовой разведки предварил новость о том, что служба собирается ужесточить контроль за перемещением наличных средств. И эти амбиции обрели уже реальную форму законопроекта.

Суть нововведений проста и незатейлива – мониторинг хочет получать больше информации, чем сейчас.

В настоящий момент подконтрольная ФСФМ сумма операции должна не только быть больше 600 тысяч рублей (или эквивалентна в иностранной валюте), но и отвечать одной из прописанных в законе характеристик. Однако в скором времени служба, возможно, будет получать сообщения обо всех операциях, проведенных как юридическими, так и физическими лицами, независимо от характера операции. Единственным критерием останется пороговая сумма в 600 тысяч рублей.

Как и ранее, банкам будет оставлено право самостоятельно отправлять в финразведку сведения и о других сделках, если они кажутся им подозрительными. Кстати, многие крупные банки предпочитают так и делать, чтобы в дальнейшем не иметь головной боли при проверках.

Читать еще:  Как установить лимит остатка кассы для ИП

Зампред Инвестсбербанка Евгений Егоров считает, что к новости нужно относиться спокойно. “На мой взгляд, эти поправки продиктованы тем, что сейчас отдельные банки двояко трактуют нормы и не всегда направляют обязательные сведения в ФСФМ, – считает банкир. – У всех банков, которые лишились лицензии в этом году, формулировка одна – за непредставление обязательной информации. Новые же требования не оставят такой возможности”.

Оценить размах проекта ФСФМ банкиры не берутся. Общий объем обязательной к представлению информации, по их мнению, может вырасти в разы, поскольку под него подпадут целые сектора рынка. Например, все направление ипотечного кредитования. “Многое зависит от деятельности каждого конкретного банка. Если он занимается розничным бизнесом, от него будет исходить один объем информации, если не занимается – намного меньший”, – говорит один из банкиров.

Финансовые разведчики уверяют, что работы не боятся. Хотя в свое время служба жаловалась на огромный поток информации, которую они вынуждены обрабатывать, каждый год показатели растут. Так, по словам главы Росфинмониторинга, в 2006 году было проведено 8 тысяч финансовых расследований, на 30% больше, чем в 2005 году. ФСФМ направила 4277 материалов о подозрительных операциях на сумму 770 млрд рублей, из которых более чем по половине (53%) были заведены уголовные дела. В других странах эта цифра гораздо скромнее – около 20%. Однако Виктор Зубков похвалил банки, сказав, что постепенно улучшается качество информации, которую они предоставляют. Если в 2005 году доля отбракованных сообщений составляла 5%, то в прошлом году она была всего 1,5%. А в первом квартале составила всего 0,6%.

Впрочем, похвалы удостоились не все. Некоторые банки нарушают сроки предоставления информации, опаздывая порой на полгода. “Этот момент может быть предметом расследования, и многие банки могут пострадать”, – предупредил Виктор Зубков. При этом, по его словам, не должны никак пострадать граждане, оперирующие крупными суммами наличных денег. При условии, конечно, что эти деньги будут признаны “чистыми”.

Критерии “подозрительных” денежных операций

В соответствии с законом о противодействии отмыванию доходов обязательному контролю подлежит операция с наличными денежными средствами, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 тысяч рублей (в том числе в эквиваленте иностранной валюты). По своему характеру данная операция должна относиться к одному из следующих видов:

  • снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;
  • покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;
  • приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;
  • получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;
  • обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;
  • внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;
  • открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме.

Если вы решили открыть свой бизнес и задаетесь вопросом, где открыть расчетный счет для ООО, то мы рекомендуем обратиться в МодульБанк. На расчетный счет вы получаете оплату от клиентов, переводите деньги партнерам и платите зарплату сотрудникам. Чтобы открыть счет вам даже не нужно приезжать в банк, менеджер сам приедет к вам и оформит все бумаги.

Думе предлагают ввести контроль за всеми операциями с наличными свыше 600 тыс руб.

В Государственную Думу внесен проект федерального закона, которым предусматривается взять под обязательный контроль все операции с наличными денежными средствами на сумму от 600 тысяч рублей и выше, сообщается в материалах палаты.

Авторами законопроекта № 449776-5 “О внесении изменений в Федеральный закон “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” и в статьи 858 и 859 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации” выступили депутаты Госдумы А. Козерадский, О. Носкова и В. Корнилов.

Как отмечается в пояснительной записке к документу, целью предлагаемых изменений является повышение эффективности работы кредитных организаций по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В настоящее время обязательному контролю подлежат лишь несколько видов операций с наличными денежными средствами. При этом из-под обязательного контроля выведена основная масса операций с наличными денежными средствами, в том числе имеющих подозрительный характер.

Предлагаемые изменения в подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (далее — Федеральный закон) позволят взять под обязательный контроль все операции с наличными денежными средствами на сумму равную 600 тыс. руб. или большую за исключением операций между кредитными организациями.

Исключение из операций с наличными денежными средствами операций между кредитными организациями, а также между кредитными организациями и Банком России обосновано тем, что данные операции связаны с обеспечением кредитными организациями своей оперативной деятельности, т.е. с целью дальнейшего обслуживания клиентов. Получение кредитными организациями денежной наличности в Банке России со своих корреспондентских счетов является обычной банковской практикой и служит для обеспечения кассового обслуживания всех клиентов.

Предлагаемые дополнения к статье 7 Федерального закона позволят банкам не только выявлять, но и предотвращать операции клиентов, которые могут быть связаны с легализацией преступных доходов либо финансированием терроризма, а также способствовать противодействию минимизации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями своих налоговых обязательств с использованием операций с наличными денежными средствами.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, пользуясь возможностями действующего законодательства, открывают счета в кредитных организациях, проводят операции, целью которых является, в том числе и минимизация налоговых обязательств. В случае создания кредитной организацией “некомфортных” условий для их проведения, клиенты уходят в другие банки. В связи с тем, что процесс изучения нового клиента требует определенного временного периода для банка, клиенты успевают за это время осуществить значительные объемы платежей. И в последующем, не имея реальных законодательных возможностей, банки не правомочны отказать клиенту в проведении операции, если по ней представлены все требуемые документы, а также отказать клиенту в дальнейшем обслуживании договора банковского счета в одностороннем порядке.

Введение предлагаемого дополнения пункта 5 подпунктом 5.3. позволит кредитной организации отказаться от исполнения договора банковского счета (вклада) в случае выявления факта представления клиентом недостоверных документов для открытия счета после заключения договора банковского счета (вклада); неоднократного в течение года непредставления клиентом по требованию кредитной организации документов либо представления недостоверных документов; в случае, если клиент после заключения договора банковского счета (вклада) попадает в список лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму; при наличии информации о совершении клиентом операций, не имеющих очевидного экономического смысла.

Таким образом, предлагаемые дополнения в Федеральный закон приведут к сокращению объема подозрительных операций, не имеющих явного экономического смысла, носящих запутанный характер, в том числе с использованием наличных денежных средств.

Предлагаемые изменения в статью 9 Федерального закона расширят возможности кредитных организаций по получению информации об экономическом смысле проводимых клиентами операций, имеющих подозрительный характер.

Внесение изменений, касающихся предоставления права отказа кредитной организации от исполнения договора банковского счета (вклада) с клиентом, повлечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в статьи 858 и 859 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Изменения закрепят полномочия кредитных организаций в части отказа в одностороннем порядке от исполнения договора банковского счета в случае, если у банка имеются обоснованные подозрения о совершении операций в целях легализации преступных доходов, либо финансирования терроризма.

При этом инициатива кредитной организации в одностороннем порядке отказать клиенту в исполнении договора банковского счета согласно действующему законодательству может быть обжалована клиентом в судебных органах, что гарантирует защиту клиента от неправомерных действий банка.

Ниже следует текст законопроекта:

” Статья 1
Внести в Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33 (часть I), ст. 3418; 2004, № 31, ст. 3224; 2007, № 31, ст. 3993, ст. 4011; 2007, № 16, ст. 1831; 2009, № 23, ст. 2776, 2010, № 31, ст. 4166) следующие изменения:
1) подпункт 1 пункта 1 статьи 6 изложить в следующей редакции:
“1) все операции с денежными средствами в наличной форме, за исключением операций между кредитными организациями и кредитными организациями и Банком России”;

2) в статье 7:
а) пункт 5.2 дополнить абзацами следующего содержания:
“наличия информации, либо иных обстоятельств, дающих основания полагать, что данное физическое или юридическое лицо может осуществлять операции в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
наличия в отношении физического или юридического лица обоснованных подозрений, что целью заключения договора является совершение операций в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма”;

б) дополнить пунктом 5.3 следующего содержания:
“5.3. Кредитная организация вправе отказаться от исполнения договора банковского счета (вклада) с клиентом в случаях:
наличия информации о том, что при открытии счета (вклада) клиентом (его представителем) были представлены недостоверные или недействительные документы;
наличия в отношении клиента (его представителя) сведений о его участии в террористической деятельности, полученной в соответствии с настоящим Федеральным законом;
наличия информации, полученной в соответствии с настоящим Федеральным законом в процессе документального фиксирования, указывающей на запутанный или необычный характер проводимой операции (сделки), не имеющей очевидного экономического смысла, законной цели;
неоднократного в течение года непредставления клиентом по требованию кредитной организации документов, в случаях установленных настоящим Федеральным законом, либо неоднократного в течение года представления недостоверных или недействительных документов.”;

Читать еще:  10 нужных книг про фитнес – читаем и занимаемся!

в) пункт 11 дополнить словами: “а также в случае неоднократного совершения им операций (за исключением платежей в бюджет), в отношении которых у этой организации на основании реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения, что они совершаются в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.”;

3) статью 9 дополнить абзацем следующего содержания:
“Клиенты обязаны представлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами и иным имуществом, по их запросу информацию и документы, необходимые для осуществления этими организациями обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом”.

Статья 2
Внести в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 5, ст. 410; 2005, № 30 (часть I), ст. 3100) следующие изменения:
1) в статье 858 слова “или приостановления операций по счету” заменить словами “приостановления операции или операций по счету или отказа от исполнения распоряжения клиента о проведении операции по счету”;

2) статью 859 дополнить пунктом 1.2 следующего содержания:
“1.2 Банк вправе отказаться от исполнения договора банковского счета в случае осуществления клиентом операции, в отношении которой у банка имеются обоснованные подозрения об ее совершении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и (или) финансирования терроризма, с обязательным письменным уведомлением клиента об отказе от исполнения договора. Договор банковского счета считается расторгнутым по истечении одного месяца со дня направления банком такого уведомления.
Остаток денежных средств на банковском счете выдается клиенту либо по его указанию перечисляется на другой банковский счет не позднее семи дней после получения соответствующего письменного распоряжения клиента”.

Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

«Антиотмывочный» лимит могут поднять с 600 тыс. до 1 млн рублей

Сумма операций, о которых банки должны в обязательном порядке информировать Росфинмониторинг, может быть увеличена с действующих 600 тыс. рублей до 1 млн рублей (или эквивалент в валюте). Как заявил «Известиям» замдиректора Росфинмониторинга Павел Ливадный, вопрос о повышении суммы операции, подлежащей обязательному контролю, вполне обсуждаем. С предложением повысить порог к этому ведомству обратился Национальный совет финансового рынка (НСФР), письмо и текст соответствующих поправок в действующий «антиотмывочный» закон 115-ФЗ было направлено руководителю ведомства Юрию Чиханчину.

Согласно поправкам НСФР («Известия» ознакомились с документами), повышенный порог в 1 млн рублей должен действовать в отношении ряда трансакций: снятие, зачисление, перевод наличных на счет гражданина или компании, предоставление физлицам/юрлицам кредитов, операции по покупке ценных бумаг предприятиями. В то же время, как предлагает НСФР, действующий минимум в 600 тыс. рублей можно оставить для транзакций с участием резидентов и банков государств, не выполняющих требования FATF (межправительственная Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, в черный список FATF входят Иран, Северная Корея, Алжир, Эквадор, Индонезия, Мьянма), для сделок с участием резидентов офшорных юрисдикций, для операций по покупке ценных бумаг гражданами и по снятию/зачислению средств на счет компании, если транзакции не связаны с ее хозяйственной деятельностью. Порог в 600 тыс. рублей действует с момента принятия 115-ФЗ, то есть с 2001 года.

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что «необходимость выполнения увеличивающегося массива формальных требований по обязательному контролю, нередко при отсутствии соответствующей реакции на данные сообщения со стороны правоохранительных органов, снижает качество реальной работы» по анализу клиентов и выявлению подозрительных операций и деятельности. В связке с этим НСФР ссылается на инфляцию.

«Учитывая общий уровень инфляции с момента принятия 115-ФЗ (2001 год), который, по данным Росстата, составляет около 140%, действующий порог в 600 тыс. рублей приводит к необходимости обязательного контроля большинства операций российских банков, — сказано в пояснительной записке. — В то же время законопроект фактически выводит из-под обязательного контроля операции по счетам (вкладам) на сумму менее 1 млн рублей. Это логично, учитывая, что размер госстраховки по вкладам граждан в конце 2014 года был увеличен вдвое, до 1,4 млн рублей, а также с учетом показателей по инфляции (16,4% по данным ЦБ на апрель 2015 года)».

У банков есть специальные программы и каналы, по которым сообщения уходят в ведомство Юрия Чиханчина. Вне зависимости от суммы операции банки должны также докладывать о попытках операций в пользу фигурантов реестра причастных к терроризму и экстремизму (список ведется тем же ведомством). По сделкам свыше 600 тыс. рублей отчет нужно отправить в течение трех дней, по «сомнительным» сделкам нужно извещать Росфинмониторинг «незамедлительно». Банки оценивают степень подозрительности операций на основании Положения ЦБ 262-П о клиентских операциях повышенного уровня риска, также ведомство регулярно выпускает письма под грифом Т, в котором описывает схемы незаконного отмывания денег и меры по борьбе с этими нарушениями. За активное проведение сомнительных сделок банки могут серьезно пострадать, нарушение 115-ФЗ — наиболее частый аргумент, с которым ЦБ отзывает лицензии. В 2014 году ужесточен критерий «высокой вовлеченности банков в проведение сомнительных операций» — снижены порог сомнительных сделок с 5 млрд до 3 млрд рублей, а также доля сомнительных наличных операций с 5% до 4% дебетового оборота по счетам клиентов (письмо 92-Т от 21 мая 2014 года).

— Если в рамках дискуссии, к которой мы открыты, придем к обоснованному выводу о приемлемости предложений — они будут приняты, — сообщил «Известиям» Ливадный. — Но от банкиров нужны убедительные аргументы, основанные на анализе финансовой активности различных категорий клиентов. В вопросе о повышении суммы операции, подлежащей обязательному контролю, нужно учитывать не только инфляцию, но и множество других факторов, например средний размер трансакции определенного целевого назначения применительно к различным категориям клиентов (физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, крупный, средний и малый бизнес). Таких обоснований НСФР не приводит. При этом обязательному контролю подлежат не все трансакции и далеко не все операции с наличными — перечень таких сделок очень ограничен, исчерпывающе закреплен в 115-ФЗ, они априори высокого риска. Что касается издержек — банки оценивают их в десятки миллионов рублей в год, — то безопасность вообще дело дорогое, издержки повысятся в разы, если российские банки будут международно признаны ненадлежащим образом управляющими своими рисками, от чего их пока эффективно защищает национальная антиотмывочная система.

Главный аналитик Бинбанка Наталия Шилова отмечает, что с 2002 по 2014 год включительно накопленная инфляция в РФ превысила 300%.

— С точки зрения потребителя эквивалентом 600 тыс. рублей в конце 2001 года являются 1,8 млн рублей в начале 2015 года, — посчитала Шилова. — Таким образом, повышение порогового значения для Росфинмониторинга выглядит уже давно назревшим и необходимым.

Зампред Локо-банка Андрей Люшин считает, что Росфинмониторинг поддержит новацию: банковский сектор РФ находится в достаточно тяжелом состоянии по причине острой нехватки ликвидности в системе, растущий объем отчетности в определенной степени мешает и регулятору, которому становится сложнее эффективно анализировать операции.

Ряд экспертов, однако, уверены: существующие нормативы вполне справедливы. Рустам Мухаметшин, старший менеджер группы по проведению финансовых расследований «Deloitte СНГ», отметил, что в 2001 году планка в 600 тыс. рублей соответствовала приблизительно $20 тыс.

— Сегодня тем же $20 тыс. соответствует сумма в 1 млн рублей, поэтому банкиры стремятся привести порог к реалиям, — говорит Мухаметшин. — Выявление операций, подлежащих обязательному контролю, а также предоставление сведений о них в Росфинмониторинг является практически полностью автоматизированным процессов в самом большинстве российских банков, поэтому если объем работы, а, соответственно, затраты и снизятся, то не очень существенно. Окончательное решение зависит от готовности Росфинмониторинга проявить гибкость, то есть готов ли он обновить свои внутренние процессы. Но на сегодня пороговая сумма, на мой взгляд, является адекватной. В США банки обязаны информировать уполномоченный орган обо всех операциях, превышающих $10 тыс.

Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий говорит, что FATF рекомендует порог в 15 тыс. долларов/евро (738–827 тыс. рублей).

— Нынешний порог в 600 тысяч рублей вполне справляется со своей задачей, и его не нужно повышать, по крайней мере сейчас, когда из-за кризисной ситуации число сомнительных и теневых операций явно увеличивается, — говорит Антон Соничев, адвокат компании «Деловой фарватер». — Наоборот, сейчас за этим вопросом нужно пристальней следить, а не смягчать контроль в период проблем. Да, частично снизится нагрузка на банки по ПОД/ФТ и расходы банков на это направление в случае реализации новации от НСФР. Но снижение не будет слишком существенным. По этому направлению снижение может составить несколько процентов, но вряд ли больше 10%. Увеличение порога до 1 млн рублей значительно повысит риски увеличения числа теневых операций, отмывания доходов и финансирования терроризма. При повышении этого порога выявить, предупредить и наказать за такие операции станет намного сложнее.

Впрочем, Соничев добавил, что в большинстве стран нет как такового порога операции, при превышении которого нужно сообщать в финразведку.

— В странах ЕС, например, действует ограничение на размер расчетов наличными в течение дня одним человеком, — рассуждает собеседник. — В некоторых странах ЕС такой порог составляет €1 тыс. (Италия), а в некоторых €1,5 тыс. (Греция), €3 тыс. (Франция) и €5 тыс. (Бельгия).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector