Обзор рынка дистанционного образования в России. E-learning

Обзор рынка дистанционного образования в России. E-learning

Анализ российского рынка дистанционного образования

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 26.10.2015 2015-10-26

Статья просмотрена: 1394 раза

Библиографическое описание:

Батаев А. В. Анализ российского рынка дистанционного образования // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 350-353. — URL https://moluch.ru/archive/101/22806/ (дата обращения: 04.02.2020).

Дистанционные технологии в образовании появились достаточно давно, еще в 18 веке в Лондоне было разрешено сдавать экзамены по почте, что привело к созданию целой сети колледжей, в которых студенты, учились дистанционно, используя почтовые сообщения.

За свою историю дистанционные технологии прошли три стадии развития. [1], [2], [3], [4], [5]

Средством дистанционного образования «первого поколения» был написанный от руки и печатный материал. Начиная с середины XIX века, разветвленные железнодорожные системы и быстрые государственные почтовые службы позволили осуществлять доставку учебных материалов большому количеству географически рассредоточенных учеников. В дополнение к общедоступным учебникам выпускались ограниченные тиражи специальных учебных пособий, которые могли включать списки необходимой литературы и примерные вопросы, отобранные инструкторами, проводящими обучение. Изобретение радио в 20-е годы XX столетия привело к появлению радиокурсов. Иногда такие курсы дополнялись печатными материалами и аудиторными занятиями. В 50-е годы активное развитие получили телевизионные курсы, сочетающиеся с выпуском пособий, аудиторными занятиями и время от времени экзаменационным контролем.

Появление Открытого университета в Великобритании в 1969 году ознаменовало собой начало «второго поколения». С этого момента в дистанционном образовании впервые начал применяться комплексный подход к обучению с использованием всего разнообразия средств, при доминирующем положении печатных материалов. В Открытом университете было разработано огромное количество высококачественных учебных пособий, специально предназначенных для дистанционного обучения. Одностороннее взаимодействие университета со студентами осуществлялось через печатный материал, дополняемый радио и телепередачами. Двухстороннее взаимодействие между преподавателями и студентами осуществлялось посредством переписки, очных консультаций и краткосрочных курсов по месту жительства. Данная модель отличалась высокой стоимостью на подготовительном этапе. Однако после создания необходимых материалов и программ обучение каждого нового студента уже не требовало больших затрат.

«Третье поколение» дистанционного образования базируется на активном использовании информационных и коммуникационных технологий, предлагая двухстороннюю связь в самых различных формах (текст, графика, звук, анимация) как в синхронном («в одно и то же время» — в виде видео- или аудиографических конференций, одинаково популярных в североамериканских учебных заведениях), так и в асинхронном режиме («не в одно и то же время» — с использованием электронной почты, Интернета или телеконференций). Данные технологии могут применяться в качестве дополнения к курсам первого и второго поколения либо использоваться самостоятельно. В обоих случаях они позволяют облегчить взаимодействие между преподавателем и студентом, между студентом и студентом, а также между студентом и разными типами учебных ресурсов. За вычетом первоначальных вложений в разработку и внедрение технологий, рассматриваемая модель дистанционного образования может снизить начальные фиксированные затраты. Однако переменные издержки (например, на каждого студента) будут выше, чем при дистанционном образовании по второй модели.

Огромный толчок в развитии дистанционных технологий оказало развитие персональных компьютеров и создание сети Интернет. В последние годы появился термин «e-learning», обозначающий электронное обучение с использованием технологий Интернета. На сегодняшний день развитие обучения с использованием технологий электронного образования происходит быстрыми темпами. В последние годы технологии e-learning активно развиваются и в России, хотя как признают многие эксперты развитие российского рынка дистанционного образования, отстает от ведущих стран Северной Америки и Западной Европы на 5–7 лет. [5], [6]

В СССР формы дистанционного обучения появились в начале 60-х годов прошлого века. К середине 60-х годов в Советском Союзе насчитывалось одиннадцать заочных университетов и большое количество заочных факультетов в традиционных высших учебных заведениях. В 80-х годах были предприняты попытки в качестве дистанционных технологий использовать телевидение, но к полномасштабным проектам они не привели по разным причинам, в первую очередь из-за недостатка финансирования и развала СССР.

Отправной точкой развития российского рынка дистанционного образования принято считать 1992 год. В этот год в статье 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-I «Об образовании», была прописана возможность использования дистанционных технологий в обучении. Широкого развития электронное образование с использованием интернет технологий в те годы не получило, в первую очередь это было связано с тяжелым экономическим положением российской экономики, а во-вторых отсутствием доступа широкой аудитории к сети Интернет.

Только в последние несколько лет с развитием российского сегмента Интернета началось бурное развитие электронного обучения в России, которое по темпам роста превышает более чем в два раза общемировые темпы роста (рис. 1). Несмотря на такие высокие темпы развития Россия, тем не менее, не входит в первую десятку стран мировых лидеров по развитию e-learning. [7], [8]

Рис. 1. Страны, занимающие лидирующие позиции по темпам роста онлайнового обучения

На сегодняшний день российский рынок онлайнового обучения оценивается примерно в 60 млрд. рублей, показав тридцатикратный рост за последние десять лет (рис. 2). [3], [9]

Рис. 2. Российский рынок дистанционного образования, млрд. рублей

В современной России драйверами роста e-learning выступают высшие учебные заведения, которые все больше и больше применяют дистанционные технологии в образовании для подготовки специалистов разных направлений (рис. 3). [3], [10], [11]

Рис. 3. Количество российских вузов, предоставляющих дистанционные образовательные услуги

Несмотря на то, что количество высших учебных заведений, предоставляющих возможность получать образование с помощью дистанционных технологий, составляет менее 7 % от общего числа ВУЗов, количество обучаемых студентов по программам дистанционного образования составляет более 30 % от числа всех студентов (рис. 4). [3], [10]

Рис. 4. Количество российских студентов, обучающихся посредством дистанционных технологий

В заключении можно сделать следующие выводы:

 в современном мире активно развиваются дистанционные формы обучения с использованием интернет технологий, в России развитие e-learning превышает мировые темпы роста в 2,3 раза, но даже при таких впечатляющих результатах она не входит в первую десятку мировых лидеров;

 драйверами роста дистанционного образования выступают российские высшие учебные заведения, несмотря на то, что дистанционное образование предоставляют менее 7 % ВУЗов, количество студентов, получающих образование с использованием технологий e-learning, превысило 30 % от общего числа всех студентов;

 потенциал дальнейшего развития дистанционного образования в России очень высок, бурное развитие информационных технологий, связанное с развитием и модернизацией интернет технологий, а также дальнейшее внедрение дистанционных форм обучения в высшие учебные заведения могут охватить аудиторию в 20–30 миллионов слушателей.

Тенденции рынка дистанционного образования в России

Образование и в России, и в мире является активно развивающимся рынком. Основные тенденции развития профессионального образования на данный момент – это обучение пожилых людей (во многом это определяется именно демографическими факторами и старением населения в развитых странах) и массовое дистанционное обучение. Развитие современных информационных и телекоммуникационных технологий позволяет активно использовать дистанционное образование.

Дистанционное образование – процесс получения знаний, который частично или полностью реализуется с использованием компьютерной техники и телекоммуникационных технологий [1]. Из определения вытекают основные особенности дистанционного подхода к обучению: удаленность обучающегося от педагогов, учебных средств и образовательных ресурсов, которые располагаются на серверах учебного заведения. Некоторые исследователи сравнивают дистанционное образование с заочным, в той форме, в которой оно было развито в Советском Союзе. Но эти два подхода имеют ряд существенных различий. Самое значительное состоит в том, что заочник получает знания самостоятельно, имея возможность общения с преподавателем 2–4 раза в течение срока изучения учебного курса, а при дистанционном обучении контакт с педагогом возможен онлайн, постоянно. И сегодня во многих высших учебных заведениях заочная форма обучения дополняется, образуя гибридные курсы, а часто и заменяется дистанционной.

Возможность реализовать программы дистанционного образования определена в Законе РФ «Об образовании». И в России, и в мире это сравнительно молодое направление, становление которого началось в 90-е гг. прошлого века. При этом первые действительно массовые проекты появились в мире в 2002 г. (MITOpenCourseWare), а в нашей стране только в 2007–2008 гг. С 2012 г. рынок переживает бум – появились и активно развиваются такие мировые онлайн-площадки, как Coursera, EdX и Udacity. Рынок дистанционного образования еще не достиг зрелости, находится на этапе роста и, как следствие, интересен и для участников, как существующих, так и новых, и для инвесторов. Эксперты (компания Docebo) оценивают ёмкость мирового рынка онлайн-образования в 40 млрд долларов, прогнозируя рост на 10 млрд долларов к концу 2016 г. Данный рынок высококонцентрирован: 10 крупнейших игроков обучают 20 млн человек. Если анализировать территориальный аспект, то можно увидеть, что основной сегмент – Северная Америка, но наибольшие темпы роста демонстрирует Азия. Оценка мировой структуры онлайн‑образования в 2013 г. и прогноз на 2016 г. представлены на рис. 1.

Рис. 1. Структура мирового рынка онлайн-образования

Наша страна представлена незначительно, но эта доля неуклонно демонстрирует тенденцию роста. Сегодня на рынке России представлено уже более 50 площадок, обучение на которых прошло 5% жителей России. При этом за последние 2,5 года российские проекты привлекли всего около 15 млн долларов, что в 2 раза меньше инвестиций в один средний успешный проект за рубежом [2]. Решением могло бы стать привлечение венчурного финансирования. Наиболее востребованными являются изучение английского языка, подготовка к ЕГЭ и программирование.

Определенные шаги по развитию дистанционного образования в России предпринимаются, и в первую очередь – со стороны ведущих вузов. Так, Минобрнауки в конце 2014 г. одобрил инициативу ведущих образовательных организаций высшего образования о создании Совета по открытому онлайн-образованию, который объединил ректоров МГУ, ВШЭ, МФТИ, МИСиС, СПбГУ, СПбПГУ, ИТМО, УрФУ, представителей Рособрнадзора и Минобрнауки. Цель совета – исследовать возможности онлайн-образования в РФ и способствовать его популяризации [3].

Пока же можно сравнить образовательный пейзаж России (см. рис. 2) и в мире в целом (см. рис. 3) и констатировать, что система дистанционного образования в РФ пока не дотягивает до мирового уровня ни по количеству платформ, ни тем более по числу курсов и обучающихся.

На современном этапе можно выделить следующие базовые тренды мирового и российского рынка онлайн-образования:

– Формирование В2В сегмента, причем корпорации выступают не только в качестве потребителей образовательных услуг, но и в качестве провайдеров.

– Ориентация на прикладные знания и навыки, что особенно ярко проявляется на российском рынке [6].

Рис. 2. Предложения российских образовательных онлайн-сервисов [4]

Рис. 3. Образовательный пейзаж в мире, 2014 г. [5]

– Появление новых технологий, что обеспечивает развитие и перспективы данному рынку.

– Сокращение времени подачи информации: сегодня средняя длина ролика от 1 до 3 минут.

– Использование инструментов геймофикации для привлечения и удержания пользователей, которые уже пресыщены информацией.

– Значительный рост числа участников рынка.

– Специализация проектов. Формирование главных направлений онлайн-об­разования, где игроки видят наибольшие перспективы на сегодня. Это языковое обучение, компетентностно ориентированные курсы, дополнительное среднее образование, корпоративное образование.

Читать еще:  Как обезопасить свою электронную почту от взлома

– Формирование узнаваемых брендов.

Сегодня пользователями анализируемого рынка являются в основном более мотивированные потребители онлайн-услуг, готовые платить за виртуальное образование. Как следствие, росту сегмента способствует освоение все большей аудитории цифрового пространства, приобретение обычным пользователем привычки работать и обучаться онлайн. Этому способствует перенесение лучших практик традиционного обучения в онлайн, сочетание педагогических методик и инструментов с уникальными технологическими преимуществами дистанционного образования, такими как:

1) широкий охват и доступность;

2) персонализация и адаптивность, возможность самостоятельно формировать свой учебный план исходя из необходимых компетенций;

3) автоматизированный анализ успеха обучающихся, видимая рейтинговая система, которая может мотивировать студентов;

4) широкий набор инструментов для визуализации контента, его наглядного представления.

Любая система обучения включает в себя контроль знаний как обязательный элемент. Для большинства площадок онлайн-обучения это контрольные работы (которые часто проверяют другие участники курса) и тесты. Но формы контроля должны быть тоже интересны пользователю, полезны с точки зрения практического опыта.

Развитие онлайн-обучения может существенно изменить структуру рынка вузовского и послевузовского образования в России. Ведущие университеты мира и лидеры высшей школы России уже представлены на этом рынке, что дает им определенные преимущества: расширение аудитории, повышение узнаваемости бренда, возможность привлечения лучших выпускников школ. Но эти же тенденции создают сложности для небольших региональных вузов.

Исследование современных тенденций в образовании, проведенное Открытым университетом Великобритании и Фондом Уильяма и Флоры Хьюлетт [7], показало, что развитие OER, e-learning меняет систему образования в целом, в том числе и в сфере высшего профессионального образования. Это исследование доказало эффективность онлайн-образования, так как оно обладает следующими достоинствами:

– значительная вовлеченность студента в курс, что повышает эффективность усвоения новых знаний. При этом чаще всего OER является дополнением к традиционной системе обучения или интегрировано в нее. Не стоит рассматривать эти системы как конкурирующие. Интересным является тот факт, что 31,5% участников опроса отметили, что открытые образовательные онлайн-ресурсы рассматриваются ими как возможность попробовать изучить содержание программы высшего образования до того, как принять решение о выборе вуза и направления подготовки;

– доступность образования – к бесплатным курсам может присоединиться любой желающий, единственное требование – наличие свободного времени для изучения предмета и выход в Интернет [8];

– рост мотивированности за счет использования неформальных способов оценки, построения рейтингов, создания индикаторов, ориентированных на социальные сети, и привлечения к процессу оценки и контроля других участников обучения.

Выделенные особенности характеризуют дистанционное обучение как личностно ориентированное. Действительно, каждый студент может из предлагаемого многообразия курсов выбрать актуальные именно для него и осваивать их в удобное для себя время, а часто – и в удобном для себя темпе. Это делает такое получение знаний привлекательным для лиц с ненормируемым рабочим временем и для тех, кому в силу физиологических особенностей требуется больше времени для освоения учебного материала. Анализируемый подход к образованию идеально вписывается и в концепцию образования на протяжении всей жизни человека, так как на современном этапе быстрого обновления информации (особенно в новых, динамично развивающихся направлениях, таких как информационные и нанотехнологии, робототехника, биомедицина) специалист не может получить образование «на всю жизнь», он вынужден регулярно обновлять имеющиеся знания, чаще всего – без отрыва от основной производственной деятельности. И здесь основную роль и может сыграть дистанционное онлайн-обучение.

Развитие рынка дистанционного образования нельзя рассматривать обособленно, ведь новые подходы к образовательному процессу меняют весь образовательный кластер, в том числе и структуру рынка труда. Появляется потребность в новых педагогических кадрах, ориентированных на использование современных технологий в процессе обучения. Это требует изменений в подготовке педагогов, развития у них в большей степени компетенций, связанных с информационно-теле­коммуникационными технологиями. Кроме того, в том числе и с активизацией дистанционных методов обучения связано введение в профессиональное образование института тьюторства. Официально должность тьютора введена в образовательные стандарты нашей страны в 2008 г. приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Основная функция, которую должен реализовывать специалист-тьютор, – сопровождение индивидуальных образовательных траекторий, поддержка проектной деятельности учащихся, создание возможностей для открытости и вариативности образовательного процесса. Но в рамках дистанционного образования эти функции можно расширить за счет тьюторского сопровождения дистанционных курсов, которое должно повысить эффективность обучения не только каждого отдельного студента (за счет своевременного решения организационных проблем, дополнительных консультаций), но и онлайн-обучения в целом, так как тьютор может помочь «удержать» обучающегося на курсе, что увеличит процент успешно закончивших обучение. А на сегодня это одна из основных проблем дистанционного образования [9].

Все перечисленные факты позволяют сделать вывод о том, что различные формы онлайн- и дистанционного образования в ближайшем будущем значительно увеличат свою долю на рынке образовательных услуг, как на российском, так и на мировом.

1. Технологии дистанционного обучения. – URL: http://www.tadviser.ru/

2. Рынок онлайн-образования в России и мире. – URL: http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/ry-nok-onlayn-obrazovaniya-v-rossii-i-mire-2014090112414350.

3. Официальный сайт министерства образования и науки. – URL: http://минобрнауки.рф/новости/4764.

4. E-learning в России: образовательный пейзаж. – URL: https://newtonew.com/overview/e-learning-v-rossii-obrazovatelnyj-pejzazh.

5. Educationalblog. – URL: http://degreed.com/blog/2014-learning-landscape/

6. Роганова С. Ю., Подольская Т. О. Тьюторский подход и компетентностная модель специалиста-предпринимателя // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2014. – Т. 20. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54822.htm.

7. Arcos B. de los, Farrow R., Perryman L.-A., Pitt R., Weller M. OEREvidenceReport 2013-2014. OERRe-searchHub. – URL: http://www.openeducationeuropa.eu/sites/default/files/news/oerrh-evidence-report-2014.pdf.

8. Копасовская Н. Г., Подольская Т. О., Соловьева Л. В. Малобюджетная реклама в условиях кризиса: возможности сети итернет // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. – 2011. – № 4. – С. 131–133.

9. Роганова С. Ю., Подольская Т. О. Указ. соч.

Обзор рынка онлайн-образования

1. ВВЕДЕНИЕ

Дистанционное образование (онлайн-образование) – широкий спектр образовательных программ или курсов, проводящихся без непосредственного физического присутствия обучающегося в месте проведения занятий. Обычно для этого используются различное программное обеспечение (например, Skype) или специальные онлайн-сервисы. Проводить обучение могут как аккредитованные организации с выдачей дипломов и аттестатов по завершении обучения, так и неаккредитованные структуры.

Несмотря на относительную молодость онлайн-обучения, оно имеет сложную структуру, которая включает в себя различные направления в сегментах b2c и b2b.

Преимуществ у данного вида обучения много. Для игроков рынка – это возможность привлечь фактически неограниченное количество учащихся, а, следовательно, значительно повысить доходность.

Для потребителей это:

доступ к обучающим программам зарубежных учебных организаций из дома

возможность обучения в любое удобное время (записи лекций, курсов)

более доступная стоимость обучения по сравнению с заочной формой

Первые площадки, предоставляющие услуги онлайн-образования появились еще в 90-е годы, однако по ряду причин популярностью они не пользовались. Бурный рост данного направления начался в 2012 году, когда на рынок вышли сразу несколько крупных игроков, являющихся сегодня основой всего направления.

Благодаря развитию информационных технологий, развитию широкополосного доступа к интернету и его проникновению, рынок дистанционного обучения сегодня растет существенными темпами.

2. АНАЛИЗ РЫНКА

Периодическую оценку мирового рынка онлайн-образования проводит аналитическая компания J’son&Partners. Отчет о результатах исследования, проведенного в 2016 году посвящен теме массовых онлайн-курсов для частных лиц; корпоративное обучение в отчете не рассматривается. В объекте исследования выделены также два основных сегмента: курсы по расписанию, доступ к которым возможен только в установленное время (непосредственно онлайн-обучение) и курсы без расписания (записи лекций).

Главный продукт образовательных платформ – это контент. На сегодняшний день существует несколько способов его производства:

показ готового контента (агрегаторы)

адаптация контента (перевод, консолидация)

использование пользовательского контента (функции сервиса для трансляции)

В плане создания контента основной тенденцией является смещение спроса от услуг площадок-агрегаторов в сторону уникального качественного контента.

Вариантов монетизации онлайн-обучения довольно много:

продажа программы из набора курсов (средний чек – 200-500 долларов)

продажа отдельного ролика (средний чек – до 10 долларов)

продажа курса (средний чек – до 100 долларов)

продажа подписки на фиксированный период (средний чек – 20-25 долларов в месяц)

продажа сертификатов при бесплатном прохождении курсов (средний чек – 50-80 долларов)

продажа дополнительных услуг: проверка заданий и обратная связь, консультации (средний чек – 100-300 долларов)

продажа данных посетителей рекламодателям для таргетированной рекламы

платное предоставление аналитики и подбор необходимых исследований в загруженном контенте

продажа дополнительных сервисов: дискуссионные площадки, облачные хранилища для контента и прочие

выполнение функций обучающей, рекрутинговой или PR-площадки

По мнению экспертов, наиболее перспективными являются гибридные модели, сочетающие инструменты онлайн и офлайн-обучения.

К основным трендам развития мирового рынка онлайн-образования можно отнести:

рост популярности микрокурсов с длительностью одного ролика в 1-3 минуты

Геймификация – представление обучающей программы в виде игры, что позволяет удерживать внимание пользователя

использование технологий дополненной и виртуальной реальности

активное развитие b2b-рынка

рост популярности обучения прикладным навыкам; очень высока популярность этого направления в России

Зарабатывай до
200 000 руб. в месяц, весело проводя время!

Тренд 2020 года. Интеллектуальный бизнес в сфере развлечений. Минимальные вложения. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Обучение под ключ.

Вообще, цифровое образование – один из наиболее быстрорастущих сегментов мирового рынка образования. Темпы ежегодного прироста составляют в среднем 23% с 2012 года и по сегодняшний день. Однако, в общем объеме образовательных услуг оно все еще занимает очень небольшую долю – менее 3%.

Общий объем инвестиций в образовательные проекты во всем мире в 2015-2016 гг. составил 5,5 млрд долларов. При этом, 50% всего рынка принадлежит США, однако, рост азиатских рынков выражается сотнями процентов.

Наиболее востребованным остается онлайн-изучение иностранных языков, в том числе за счет прямого общения с носителями языка. Популярны также онлайн-репетиторы, подготовка к офлайн-тестам, а также корпоративное обучение. В сегменте последнего популярность набирает так называемое «long-life learning», или обучение в течение жизни, то есть непрерывный процесс обучения персонала в соответствии с изменяющейся внешней средой, новыми задачами и так далее.

Готовые идеи для вашего бизнеса

По оценкам экспертов, рынок онлайн-обучения в России показывает ежегодные темпы прироста на уровне 25%. При этом, объем российского рынка составляет в 2016 году только 10,5 млрд рублей, в то время как объем мирового рынка оценивается в 107 млрд долларов. Также, как утверждают эксперты, к услугам онлайн-обучения хотя бы раз прибегали 7,2 млн россиян. К основным проблемам рынка специалисты относят достаточно низкий уровень доходности.

Из-за больших расстояний между образовательными центрами в России, дистанционное онлайн-обучение становится все более популярным. Позитивным фактором развития этого направления является также и рост проникновения доступа к широкополосному интернету в России – в 2016 году оно составило 73,41% от общего количества населения. Эти факторы оказали влияние на ряд российских ВУЗов (МГУ, СПбГУ, МФТИ и других), которые, объединившись, создали электронную площадку онлайн-обучения «Открытое образование», которая должна была составить конкуренцию крупным международным проектам.

Читать еще:  О взыскании налогов с физических лиц

Готовые идеи для вашего бизнеса

Большим сегментом рынка является рынок корпоративного обучения – работодателю (в первую очередь это касается крупных компаний, имеющих широкую филиальную сеть) в большинстве случаев проще обучить сотрудника дистанционно.

На развитие онлайн-обучения в России оказывает влияние поддержка Агентства стратегических инициатив (АСИ). Один из инструментов АСИ для работы в этом направлении – Фонд поддержки интернет-инициатив.

По словам директора направления «Молодые профессионалы» АСИ, в последнее время Фонд оказывает поддержку не только социально значимым проектам, не имеющих существенных коммерческих перспектив, но и полностью коммерческим проектам, имеющим большой потенциал капитализации. По его мнению, в ближайшем будущем онлайн-образование станет крайне востребованным.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Сегодняшний рынок онлайн-обучения – это не только лекции и учебники, доступные студентам для изучения. Ведущие мировые ВУЗы разрабатывают программы, включающие также практические занятия, оценку учащихся, а также программы, требующие взаимодействия учащихся между собой, даже если они живут на расстоянии тысяч километров друг от друга.

В мире набирает популярность бизнес-модель образовательных организаций, когда организация получает деньги не только с учащихся, но и с их потенциальных работодателей, которым она предоставляет данные об успеваемости и когнитивных возможностях каждого из учеников. По сути, в этом случае образовательная организация частично выполняет функции биржи труда. Под когнитивным стилем понимается не только традиционная оценка успеваемости ученика, но и совокупность его поведения в течение всего обучения: статистика по соблюдению сроков выполнения заданий, участие в командной работе и прочие.

Противники онлайн-обучения утверждают, что такая форма не дает возможности получить обратную связь от преподавателя (при большом количестве учащихся). Однако, следует принимать во внимание, что большинство совершаемых ошибок при выполнении заданий – стандартны. Таким образом, преподаватель может написать стандартные замечания к эти типовым ошибкам, а рассылаться студентам они будут автоматически и индивидуально.

В некоторых случаях выполненные задания не могут быть выполнены в качестве теста и, соответственно, быть проверены автоматически. Это касается творческих заданий – сочинений и эссе. В этом случае предполагается проверка работы не преподавателем, а другим студентом, что является революцией в области обучения. Суть данной методики состоит в том, что, если студент получил низкую оценку от другого студента, он имеет право дать отзыв на полученную оценку и предъявить претензии. Таким образом, по каждому студенту можно составить рейтинг не только по полученным оценкам, но и по тому, насколько грамотно и аргументированно он может отстоять свою точку зрения. Во многом такая оценка также осуществляется автоматически.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Поскольку такие методики недооценены российскими ВУЗами и не применяются ими, существует серьезная опасность выхода на отечественный рынок зарубежных образовательных учреждений, что в значительной степени обострит конкуренцию. При самом негативном сценарии это может привести к закрытию целого ряда региональных ВУЗов.

По мнению АСИ, реализация подобных программ должна осуществляться за счет частного бизнеса, а не за счет государственных программ, поскольку для государства они будут дорогостоящими и малоэффективными. Именно частным проектам онлайн-образования и оказывает поддержку Фонд АСИ. На сегодняшний день в России развиваются два таких проекта. Фонд развития интернет-инициатив АСИ привлекает для их развития венчурные инвестиции, а также осуществляет коммуникацию проектов с Министерством образования и науки РФ, с российскими ВУЗами, помогает выстраивать партнерские взаимоотношения с ними.

Ключевые цифры и факты российского рынка онлайн-образования:

общее количество слушателей онлайн-курсов – более 7 млн человек

число зарегистрированных пользователей на крупнейших площадках составляет десятки тысяч, а, в некоторых случаях, более 100 тысяч пользователей

средний показатель конверсии – около 2%

стоимость курса варьируется в пределах от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей в зависимости от содержания курса и репутации площадки

78% слушателей онлайн-курсов изучают английский язык

популярны площадки, предоставляющие возможность подготовки к ЕГЭ, а также дающие навыки программирования

наиболее востребованы платное обучение

Интересной характерной особенностью российского рынка онлайн-обучение является превалирование именно платной модели обучения, в то время, как западные рынки выросли из бесплатных образовательных проектов. Также российский рынок онлайн-образования активно привлекает венчурных инвесторов – за последние три года образовательные проекты в России привлекли более 15 млн долларов.

Денис Мирошниченко
(c) www.openbusiness.ru – портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

1361 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 50165 раз.

6 трендов дистанционного обучения, которые нельзя игнорировать

Виртуальная реальность, искуственный интелект и чат-боты. Дистанционное обучение стремительно развивается: появляются новые жанры и форматы. Мы обсудили его будущее с ведущими зарубежными экспертами отрасли, и готовы поделиться ключевыми выводами.

Перед вами шесть тенденций, которые повлияют на корпоративное онлайн-обучение в 2019 году. Одна из них оказалась довольно неожиданной.

1. AR и VR набирают обороты

Дополненная (AR) и виртуальная реальности (VR) на слуху уже пару лет, и вот, наконец, тренд добрался и до сферы обучения. Учащиеся — в первую очередь люди. А люди, скажем честно, не хотят штудировать скучные учебники. Плюс, за их внимание борются сотни раздражителей: забавные видеоролики на Ютубе, лента новостей в Вконтакте и даже постоянные сообщения от коллег в корпоративном мессенджере. В этом плане AR и VR отлично справляются и с вовлечением, и с развлечением пользователей.

В сентябре прошлого года Walmart купил 17 000 гарнитур Oculus Go. Более миллиона сотрудников знаменитого ретейл-гиганта почти в 5 000 магазинов по всему миру теперь прокачивают на виртуальных полигонах. В частности, продавцов Walmart учат быстро обслуживать клиентов во время «Чёрной пятницы», когда число посетителей зашкаливает.

При помощи VR сотрудники Walmart учатся обслуживать клиентов и работать с корпоративным ПО

Сотрудники крупнейшей нефтесервисной компании США Schlumberger через VR учатся работать на буровых вышках. Плохая видимость, поломки оборудования — нештатные ситуации операторы отрабатывают в безопасных условиях.

Западные ветры принесли моду на VR и в Россию. К примеру, на виртуальном тренажере электромеханики РЖД учатся ремонтировать станочный электропривод.

Сотрудники РЖД учатся чинить пульт ДСП на железнодорожных путях

А стажёры «Газпромнефть» при помощи VR могут с высоты птичьего полёта увидеть важнейшие узлы перевалки топлива, проехать в кабине бензовоза и рассмотреть скрытые от глаз подземные коммуникации АЗС.

В «Газпромнефть» на виртуальном симуляторе новых сотрудников знакомят с процессом производства топлива

Если VR — альтернатива очным занятиям, то AR — дополнение к ним. К примеру, автомобильный концерн BMW выпустил интерактивное руководство для начинающих механиков, которое помогает обнаружить и устранить поломку в автомобиле.

При помощи AR-приложения механики BMW быстрее чинят движок машины

В Boeing инженеры при помощи AR-программы устанавливают электропроводку в самолетах. Это на 25% сокращает время работы и страхует от ошибок, отмечают в компании.

В Boeing при помощи AR устанавливают электропроводку в самолетах

Хотя виртуальная реальность даёт эффект полного погружения, скорее всего, именно дополненная реальность найдёт большее применение в обучении.

«Лично я вижу огромный потенциал для дополненной реальности. Да, все влюблены в виртуальную реальность, это и правда очень крутая технология. Но я считаю, что вариантов практического применения дополненной реальности сейчас намного больше».

Директор по исследованиям в области обучения The eLearning Guild

Технология дополненной реальности более демократична — пользователю достаточно иметь смартфон. А вот чтобы насладиться VR-курсом, потребуются специальные очки или шлем. И это может стать проблемой по двум причинам. Во-первых, высокая цена. Например, VR-шлем Oculus Rift стоит порядка 500$.

Еще одно препятствие в повсеместном применении AR и VR в электронном обучении — техническая сложность создания контента и время, которое для этого нужно.

«Если девиз вашей команды “давайте забабахаем наикрутейший курс с VR” — прекрасно, действуйте. Но на это может уйти весь ваш бюджет и время. Возможно, стоит познакомиться с технологией и подождать, когда она станет более доступной, а не бросаться с места в карьер»

Директор агенства по разработке онлайн-курсов BrightCarbon

2. Искусственный интеллект в обучении становится обычным делом

Бизнес вовсю применяет искусственный интеллект (ИИ). Теперь лишь вопрос времени, когда эти алгоритмы придут в электронное обучение.

Вы наверняка видели блок «Вам также может понравиться» при покупках в интернет-магазинах. Подобным образом можно улучшить и учебный портал: «Если вы записались на этот курс, вам могут быть полезны следующие курсы:…». Или, если алгоритм обнаружит, что большое число пользователей испытывает трудности в определенном разделе теста, вы сможете дополнить курс информацией по проблемной теме.

«Считаю, что ИИ сыграет огромную роль в обучении. Компьютеры все лучше распознают действия пользователей, все лучше анализируют, какой контент потребляют пользователи. Думаю, скоро они смогут обрабатывать данные и выдавать готовые решения под индивидуальные потребности»

Разработчик цифрового обучения в ResMed

Создание чат-ботов — один из наиболее распространенных вариантов использования искусственного интеллекта. Например, в каждом айфоне «обитает» Siri — один самых известных чат-ботов.

Чат-боты — виртуальные помощники, которые дают пользователям ответы на вопросы через мессенджеры. Их можно интегрировать с веб-сайтом, корпоративной страницей в социальной сети или приложением.

Если вы заходите на веб-сайт компании и начинаете общаться в окошке чата, скорее всего, вы общаетесь с роботом. Во всяком случае до тех пор, пока он не сочтет нужным передать ваш запрос своему коллеге-человеку.

К примеру, чат-бот сети Marriott помогает путешественникам найти и забронировать отель на нужные даты и даже предоставляет информацию о вакансиях, если пользователю это интересно.

Чат-бот Marriott. Источник: chatbotguide.org

Корпоративный чат-бот облегчит онбординг персонала, поскольку процедура ввода новичков обычно одна и те же. По первому запросу он даст общую информацию о компании, ее целях, общих требованиях и ответит на самые частые вопросы.

«Чат-боты способны принести огромную пользу для обучения. Например, можно усилить диалоговый тренажер искусственным интеллектом. Представьте, насколько сложнее и реалистичнее станет задача по отработке возражений виртуальных клиентов»

Президент консалтинговой компании eLearning Joe

Сервис с ИИ можно использовать в качестве наставника, который посоветует, какой курс пройти, чтобы восполнить пробел в знаниях, или даст ссылку на дополнительный контент по теме. Так, например, бот Telegram по имени @mybookbot найдет нужную книгу через интернет и сбросит ссылку для скачивания.

А еще чат-бот уменьшит административную нагрузку на специалистов по обучению. Роботы быстрее чем люди ответят на информационные запросы, например, подскажут расписание или результат теста. Плюс, они доступны 24/7, что идеально соответствует концепции «Учитесь, когда и где хотите».

3. Курсы больше не самоцель. Важен контекст

Хранить знания в памяти — бесполезно. Вся информация либо быстро меняется с изменением технологий, либо находятся на расстоянии двух кликов в интернете. Поэтому больше никто не учится впрок. Сотрудники стремятся получить предельно конкретные ответы на свои вопросы, возникающие в процессе работы. Причем ответы молниеносные.

Читать еще:  Пятичасовой рабочий день гораздо эффективнее 10-часового

Потому СДО постепенно превращаются в базу знаний, в которой, как в Google, можно мгновенно найти нужную информацию и решить конкретную задачу.

«Все больше компаний создают базы знаний, к которой любой сотрудник может обратиться при возникновении в его работе какой-либо проблемы и быстро найти подсказку. Например, управленец не знает, как правильно поставить задачу для подчиненных, которые не хотят ее выполнять? Ответ он найдет в базе. Молодой рекрутер забыл, как проводить техническое интервью, – короткая детальная инструкция ждет его».

Основатель института 70:20:10

Кстати, вы можете заметить, что все это весьма похоже на микрообучение — серию коротких предельно целевых уроков. Это действительно так — performance support и микрообучение идут рука об руку, и в 2019 году мы, вероятно, увидим, что микрообучение станет еще популярнее.

«Когда вы сознаете, что ваши пользователи — загруженные обязанностями сотрудники и все, что они хотят — это быстро решить задачу или найти ответ, тогда интересный контент, разделенный на удобные маленькие порции, показывает выдающиеся результаты».

Майра Эйкса Вийар

Независимый консультант по eLearning

4. Контент становится все более визуальным

Основа онлайн-обучения — электронные курсы. Тем не менее, форматы меняются — курсы постепенно вытесняет видео и другой интерактивный контент. Важную роль здесь сыграли социальные сети. Если вы следили за трендами SMM, то, вероятно, заметили, что видео — в записи или живые трансляции — стало движущей силой большинства платформ.

Так, например, компания Deloitte для отбора сотрудников создала интерактивное видео, которое имитирует первый день на новой работе. Персонаж попадает в разные ситуации. К примеру, проливает кофе на сотрудника компании. И нужно выбрать — извиниться перед человеком или сделать вид, как будто ничего не произошло. Те, кто правильно прошел тест, попадают в команду Deloitte.

Фрагмент видеокурса компании Deloitte

Видеоуроки делают обучение максимально наглядным. Бизнес-тренерам не нужно тратить время на разъезды и выступления: достаточно один раз снять видео и открыть к нему доступ. Можно доходчиво объяснить любую тему: от основ интернет-продвижения до занятий плаванием. Обучение проходит в формате «смотри — повторяй».

5. Обучение стало еще более мобильным

Мобильное обучение становится мейнстримом. Согласно данным за ноябрь прошлого года, доля мобильного интернет-трафика составила 48,2% и продолжает расти. Поэтому если вы разрабатываете и распространяете учебный контент, который нельзя изучать с планшета или смартфона, в 2019 году этому не найдется оправдания.

Уловив тенденцию, компании стали разрабатывать электронные курсы для мобильников и планшетов. Так, например, в «Дом.ру» через гаджеты сотрудников учат сотрудников, подключать интернет и телефон.

Фрагмент мобильного курса компании «Дом.ру»

LinkedIn опросил около 4 000 специалистов сферы eLearning и выяснил, что для большинства задача номер один — убедить сотрудников найти время для обучения. Это означает, что компании должны сделать доступ к учебным материалам простым и удобным. А для вендоров СДО наличие собственных мобильных приложений теперь — обязательная опция, а не приятный бонус.

6. Специалисты по обучению возвращаются к основам

Любопытно, что несмотря на прогнозы экспансии VR/AR-технологий и роста использования искусственного интеллекта в электронном обучении, некоторые эксперты ожидают отхода от модных словечек и хайповых технологий.

Дело в том, что иногда причиной инноваций становится лишь страх отстать от жизни и выглядеть менее продвинутыми по сравнению с коллегами из индустрии. А когда мы плохо понимаем сам процесс обучения, его теорию и физиологию, нас могут легко отвлечь от сути все эти новомодные тренды и сервисы с красивым дизайном. Не забывайте, что технологии меняются и развиваются, но наша цель неизменна — улучшать результаты бизнеса.

«Я надеюсь, что мы будем уделять больше внимания выстраиванию обучения с учетом когнитивных способностей человека. Вместо поисков волшебной пилюли стоит заняться изучением устройства мозга, тогда большему числу людей станет понятно, что нужен “точечный полив”, а не наводнение из информации».

Обзор рынка дистанционного образования в России. E-learning

Дистанционное образование в России сегодня развивается стремительно. И если проблема доставки знаний на расстояния когда-то существовала, то с появлением Интернета она может практически полностью исчезнуть. E-Learning представляет воплощение принципов открытого обучения, предлагая уникальные для российского образовательного рынка продукты. За технологиями электронного обучения — будущее, а реализация проектов электронного образования весьма своевременна, особенно в условиях развития информационного общества.

Электронное обучение (e-learning) занимает в современной системе обучения особое место, органично дополняя другие формы обучения. Электронное обучение активно используется как в учебных заведениях, так в других организациях. Ведущие мировые аналитические компании предсказывают ему большое будущее и утверждают, что мировой рынок систем дистанционного обучения является источником больших возможностей для инвесторов. В лучших высших учебных заведениях мира созданы центры e-learning, позволяющие пройти дистанционное обучение с получением соответствующего диплома, активно развиваются корпоративные учебные центры компаний и государственных структур, а годовой доход на рынке e-learning в ряде стран исчисляется уже в миллиардах.

Основные преимущества электронного образования

Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная работа обучаемого, который может самостоятельно определять последовательность освоения предметов, учиться в удобном для себя месте, с индивидуальной скоростью и в удобное для себя время. Поэтому основным преимуществом e-learning следует считать определенную свободу в плане местонахождения, времени обучения и его темпов, что делает дистанционное обучение привлекательным для тех пользователей, которые по той или иной причине не имеют возможности обучаться очно, но желают повысить свой образовательный уровень. Один из важнейших плюсов e-learning — меньшая стоимость обучения.

Немаловажным преимуществом дистанционного обучения является его большая эффективность. По оценкам специалистов, в процессе e-learning значительно сокращается время обучения, а скорость запоминания материала возрастает. Правда, данное преимущество возможно не всегда и зависит от изучаемого материала и метода его подачи. Например, проблематично выработать правильное произношение, изучая иностранные языки дистанционно и не имея достаточной разговорной практики.

Электронное обучение позволяет повысить качество образования за счет широкого использования мировых образовательных ресурсов и увеличения доли самостоятельного освоения материала, причем последнее особенно важно, поскольку постепенно обеспечивает выработку таких качеств, как самостоятельность, ответственность, организованность и умение реально оценивать свои силы и принимать взвешенные решения, без чего немыслима успешная карьера. По данным Cedefop 1 , 47% студентов считают, что мотивация и вовлеченность в процесс обучения — основные факторы успеха при получении электронного образования. Немаловажно также качество технического обеспечения и длительность обучения.

Дистанционное образование, хотя отличается от традиционных форм обучения, по сути, представляет собой гибрид очной и заочной формы. В отличие от поточного, заочного обучения, оно является индивидуальным, так же, как при очных занятиях, предполагает личный учебный план и постоянное взаимодействие с преподавателем, задача которого – курировать обучение, консультировать по сложным темам и вопросам, проверять контрольные работы и тесты, помогать готовиться к экзаменам.

Российский рынок e-learning

Переломными для развития e-learning в России могут считаться 2004 — 2005 годы, когда стали заметны значительные успехи целого ряда проектов: дистанционное обучение персонала с использованием технологий электронного образования с успехом было реализовано на таких крупных предприятиях как «Российские железные дороги», «СеверСталь», «Норильский никель», «РусАл», «ВымпелКом», «УралСиб», «Связьинвест» и др. Возможности дистанционного обучения были задействованы при переобучении сотрудников Государственной Думы, Федерального собрания РФ, Центрального банка России, Внешторгбанка и ряда других организаций.

14 октября 2005 года Международная ассоциация ADL (Advanced Distributed Learning) официально объявила об успешном окончании испытаний отечественной системы дистанционного обучения СДТ REDCLASS на соответствие международному стандарту SCORM 1.2. Данный стандарт является признанным во всем мире стандартом в сфере e-learning и поддерживается практически всеми ведущими производителями систем дистанционного обучения, СДТ REDCLASS стала первой из сертифицированных на международном уровне российских систем e-learning.

В настоящий момент, ведущие российские вузы и крупные учебные центры (МЭСИ, Академия «АйТи», СДБО, РЕДЦЕНТР и др.) предлагают все большее число курсов по самым разным предметным областям. Идет активный процесс адаптации зарубежного контента от ведущих поставщиков, разрабатываются российские дистанционные курсы. Однако основным фактором, сдерживающим темпы развития рынка e-learning, по-прежнему называют недостаток хорошего русскоязычного электронного контента. Серьезными препятствиями для регионов являются недостаточно развитая инфраструктура и культурные барьеры.

Число потребителей дистанционных курсов в России значительно и растет быстрыми темпами. Например, в СДБО (совместный проект Национального делового партнерства «Альянс Медиа» и Международного института менеджмента ЛИНК) зарегистрировано уже более 48 тыс. студентов.

Растет популярность дистанционного образования в регионах. По последним данным СДБО, услугами портала пользуются жители 2272 городов, однако значительная часть студентов данной системы дистанционного обучения проживает в Москве, Санкт-Петербурге и в Московской области, что можно объяснить большими возможностями центра в плане доступа к Интернету и большей информированностью о возможностях e-learning. Лидерами рейтинга по количеству пользователей в субъектах РФ являются также Свердловская, Новосибирская и Ростовская области. В августе 2006 года ФГУП «Почта России» начала реализацию социального проекта «Новые возможности дистанционного образования через ПКД 2 для населения России». В рамках данного проекта была запущена пилотная программа дистанционного обучения через ПКД в десяти регионах России, среди которых Самарская, Ростовская, Томская области, республики Бурятия, Удмуртия, Приморский край и др.

Дистанционная форма обучения, по своей сути, в первую очередь нацелена на повышение уровня образования в регионах. Традиционно в России происходит отток лучших специалистов в центр. Региональные учебные заведения, как правило, не располагают адекватными финансовыми и информационными ресурсами, которые позволили бы их удержать или дополнительно привлечь. В подобных условиях, очевидно, что вузам, корпорациям и коммерческим учебным центрам необходимо создавать, развивать и пропагандировать программы дистанционного обучения.

Наиболее перспективными в плане внедрения e-learning в России стоит считать корпоративный сектор, государственные структуры и центры переподготовки кадров. В образовательной сфере, так же как и в коммерческих учебных центрах, e-learning продолжит дополнять традиционный очный вариант обучения, и в большинстве случаев наиболее целесообразным останется смешанное обучение, когда одни курсы, в зависимости от их специфики, изучаются традиционным образом, а другие — дистанционно.

Не смотря на то, что прогнозы относительно скорой электронной революции в системе образования всех стран пока не оправдываются, и традиционная форма обучения не уступит в ближайшем будущем свои позиции альтернативному — дистанционному его варианту, электронное обучение уже перешло из статуса экспериментального в обычный режим, и активно используется как учебными заведениями, так и предприятиями, заинтересованными в постоянном повышении уровня знаний и навыков своих сотрудников. Интенсивный рост ИТ-рынка и быстрое внедрение информационных технологий во многих сферах наряду с готовностью предприятий к переменам, нехваткой высококвалифицированных кадров и довольно высокими потребностями в образовании позволяют предположить высокие темпы роста на рынке дистанционного обучения России в ближайшем будущем.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector