Обзор: налоги в 2015 году

Обзор: налоги в 2015 году

Новые налоги с 2015 года. Основные изменения в налоговом законодательстве.

Семинары и вебинары Аюдар Инфо

Об изменениях в налогообложении в 2016 году читайте в статье Что изменилось в налогообложении в 2016 году?

Новые налоги 2015 года, к чему готовиться? С 1 января 2015 года начнет действовать ряд федеральных законов. В связи с этим эксперты издательства Аюдар Инфо обращают ваше внимание на основные изменения, которые следует учесть в работе.

Отдельные изменения, ухудшающие положение налогоплательщиков.

Квитанция о приеме документов, переданных в электронной форме.

Согласно положениям нового п. 5.1 ст. 23 НК РФ (введен Федеральным законом от 28.06.2013 № 134‑ФЗ) с 1 января 2015 года для налогоплательщиков, которые должны представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, будет введена новая обязанность. Они должны будут обеспечить получение документов, которые налоговый орган использует при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, и которые направляются налогоплательщикам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Такими документами могут быть, в частности, требование о представлении документов или пояснений, уведомление о вызове в налоговый орган. По новым правилам налогоплательщики будут обязаны отправить в инспекцию в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи квитанцию о приеме указанных документов в течение шести рабочих дней со дня их отправки налоговым органом.

Новое основание для приостановления операций по счетам налогоплательщика.

В соответствии с новой редакцией п. 3 ст. 76 НК РФ налоговый орган вправе заблокировать счет налогоплательщика, а также приостановить переводы его электронных денежных средств в случае непредставления налоговой декларации в течение 10 дней после окончания срока, предусмотренного для ее подачи.

Начиная с 1 января 2015 года налоговый орган также сможет приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банке, а также переводы его электронных денежных средств в случае, если не будет исполнена обязанность по передаче налоговому органу квитанции о приеме какого-либо из следующих документов:

  • требования о представлении документов (п. 1 ст. 93, п. 2, 4 ст. 93.1 НК РФ);
  • требования о представлении пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ);
  • уведомления о вызове в налоговый орган (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

На основании пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ руководитель налогового органа (его заместитель) вправе принять соответствующее решение, если налогоплательщик не представит квитанцию в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для ее передачи.

Порядок отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика прописан в пп. 2 п. 3.1 ст. 76 НК РФ. Предусмотрено, что налоговый орган обязан разблокировать счет не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:

  • день передачи квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом;
  • день представления документов (пояснений), истребованных налоговым органом;
  • день явки в налоговый орган (в случае направления уведомления о вызове в налоговый орган).

Новые налоги 2015. Изменения, затрагивающие обязанности физических лиц.

С 1 января 2015 года вводится новая обязанность для физических лиц: сообщать в инспекцию об объектах обложения транспортным, земельным налогами и налогом на имущество в случае, если за весь период владения упомянутой недвижимостью или транспортным средством налогоплательщик не получал уведомления и не платил налоги (п. 2.1 ст. 23 НК РФ). При этом предусмотрено два исключения: сообщение в инспекцию направлять не надо, если физическое лицо получало налоговое уведомление по указанным объектам либо данному лицу предоставлена льгота в виде освобождения от уплаты налога (абз. 3 п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

Помимо сообщения о наличии объектов налогообложения физическое лицо должно представить в налоговый орган правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы и (или) документы, подтверждающие госрегистрацию транспортных средств. Такие сведения необходимо направить однократно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Итак, налогоплательщики – физические лица, которые не получали уведомление об уплате налога в отношении объектов недвижимости, земельных участков или транспортных средств, находящихся в их собственности (в отношении земельных участков – также на праве пожизненного наследуемого владения), должны будут до 31 декабря 2015 года представить в инспекцию соответствующее сообщение и подтверждающие документы.

Согласно абз. 4 п. 2 ст. 52 НК РФ начисление транспортного, земельного налогов или налога на имущество начнется с 2015 года независимо от того, как долго налогоплательщик владел данным транспортным средством, объектом недвижимости или земельным участком. В дальнейшем представлять сообщения и упомянутые документы необходимо будет тем лицам, которые не получили уведомление по объектам, приобретенным в 2015 и последующих годах (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

Изменение сроков уплаты физическими лицами налогов.

Вступают в силу положения, согласно которым физические лица должны будут уплачивать не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом:

  • транспортный налог (абз. 3 п. 1 ст. 363 НК РФ);
  • земельный налог (абз. 3 п. 1 ст. 397 НК РФ);
  • налог на имущество (п. 1 ст. 409 НК РФ).

Напомним, что до вступления в силу поправок срок уплаты транспортного и земельного налогов для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не мог быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Изменения в главе 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.

Уточнение перечня доходов, полученных от источников за пределами РФ .

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 208 НК РФ к доходам, полученным от источников за пределами РФ, относятся дивиденды и проценты, полученные от иностранных организаций (за исключением процентов, предусмотренных в пп. 1 п. 1 данной статьи). С 1 января 2015 года в пп. 1 п. 3 ст. 208 НК РФ также будут перечислены выплаты по представляемым ценным бумагам, полученные от эмитента российских депозитарных расписок.

Новые налоги с 2015 года. Особенности налоговой базы – операции с депозитарными расписками и представляемыми ценными бумагами.

Согласно новому п. 6.1 ст. 214.1 НК РФ (введен Федеральным законом от 28.12.2013 № 420‑ФЗ) в целях применения Налогового кодекса под депозитарными расписками понимаются российские депозитарные расписки, а также ценные бумаги иностранных эмитентов, удостоверяющие права на ценные бумаги российских и (или) иностранных эмитентов, а под представляемыми ценными бумагами – ценные бумаги, права на которые удостоверяют депозитарные расписки. При этом в целях обложения НДФЛ следующие операции не признаются реализацией или иным выбытием ценных бумаг:

  • погашение депозитарных расписок при получении представляемых ценных бумаг;
  • передача представляемых ценных бумаг при размещении депозитарных расписок, удостоверяющих права на представляемые ценные бумаги.

Особенности определения доходов и расходов для определения финансового результата по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок установлены в п. 13 ст. 214.1 НК РФ. С 1 января 2015 года названный пункт будет дополнен положениями, касающимися определения расходов налогоплательщика при реализации или ином выбытии следующих документов:

  • представляемых ценных бумаг, полученных при погашении депозитарных расписок;
  • депозитарных расписок, полученных в результате их размещения.

Особенности налоговой базы – операции, учитываемые на индивидуальном инвестиционном счете.

С 1 января 2015 года начинают действовать поправки к абз. 3 п. 12 ст. 214.1 НК РФ (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 420‑ФЗ), согласно которым финансовый результат по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете, определяется отдельно от финансового результата по иным операциям. Налоговая база по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете, также будет определяться отдельно. Соответствующие изменения внесены в абз. 2 п. 14 ст. 214.1 НК РФ.

Согласно новому п. 20 ст. 214.1 НК РФ и новой редакции п. 1 ст. 226.1 НК РФ налоговая база по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете, также будет определяться налоговым агентом в общем случае по окончании налогового периода. Иной порядок может быть установлен ст. 214.1 или 226.1 НК РФ.

Введение инвестиционных налоговых вычетов.

Что еще следует знать о введение новых налогов с 2015 года? С 1 января 2015 года согласно п. 1 ст. 219.1 НК РФ налогоплательщик вправе будет получить следующие инвестиционные налоговые вычеты:

  1. в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации (погашения) обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, указанных в пп. 1, 2 п. 3 ст. 214.1 НК РФ, при условии что они находились в собственности налогоплательщика более трех лет (пп. 1 п. 1 ст. 219.1 НК РФ). При этом в пп. 1, 2 п. 3 ст. 214.1 НК РФ перечислены:
    • ценные бумаги, допущенные к торгам российского организатора торговли на рынке ценных бумаг, в том числе на фондовой бирже;
  • инвестиционные паи открытых паевых инвестиционных фондов, управление которыми осуществляют российские управляющие компании;
  1. в сумме денежных средств, внесенных налогоплательщиком в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет (пп. 2 п. 1 ст. 219.1 НК РФ);
  2. в сумме доходов, полученных по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете (пп. 3 п. 1 ст. 219.1 НК РФ).

Особенности предоставления этих вычетов определены в п. 2, 3, 4 ст. 219.1 НК РФ.

Обзор: налоги в 2015 году

Предпринимателей в 2015 году не настигнут налог с продаж, повышение НДС и НДФЛ. Зато 7 налогов ударят по разным областям бизнеса.

17 и 18 сентября на заседании правительства были приняты окончательные решения по бюджету и налогам на ближайшие 3 года. Многие из них могут застать врасплох представителей малого бизнеса. Изменения в налогах были обобщены в законопроекте «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ и иные законодательные акты РФ» от 18 сентября.

Министр финансов Антон Силуанов уже объявил: «Мы обошлись без повышения налогов, без повышения налоговой нагрузки». На экономическом форуме «Сочи-2014» премьер-министр Дмитрий Медведев объяснял предпринимателям, что значительное повышение налоговой нагрузки «было бы крайне неудачным решением».

Александр Шохин, президент РСПП, с позицией правительства не согласился: «В итоге все равно идет повышение налоговой нагрузки», – сказал он в интервью телеканалу РБК. Не нравится Шохину и то, как именно идет налоговое творчество: «Способ, которым вносятся эти законы, не позволяет нам сделать экспертизу, вести дискуссию. Кроме того, это оставило в тени маленькие поправочки к законодательству: повышение налога на дивиденды с 9 до 13, индексация водного налога в разы, налогообложение имущества, которое полностью амортизировалось, кадастровая оценка налога на недвижимость – ничего не проработано».

«Судьбоносные для бизнеса решения принимаются с колес», – считает Шохин. В качестве примера он приводит дискуссию по налогу с продаж и НДФЛ: «Только премьер подписал документ налоговой политики, который одобрен правительством на заседании 3 июля 2014 года, и тут же после были вброшены документы о повышении НДФЛ, налога с продаж». «Мы долго не могли найти авторов. Минфин давал понять, что не все нравится ему. Дискуссия шла: налог с продаж или НДФЛ. Сначала отказались от повышения НДФЛ. Вчера отказались и от налога с продаж, но это не значит, что эти дискуссии прекратились».

Вот основные налоговые новации, которые начнут действовать со следующего года.

Изменения в действующих налогах

1) Налог на дивиденды. Ставка налога на доходы физических лиц, полученные в виде дивидендов, увеличивается с 9 до 13%. Также предложено увеличить и ставки налога на прибыль компаний по доходам от долевого участия в деятельности организаций. С этой инициативой Минфин выступил еще в начале 2014 года. Но в марте предложение было отвергнуто на совещании у премьера Дмитрия Медведева; как объяснил тогда первый вице-премьер Игорь Шувалов, существующая «ставка 9% для дивидендов может помочь сделать российскую юрисдикцию более привлекательной». Тем не менее уже в августе рост этого налога был поддержан правительством на совещании у президента Владимира Путина. Минфин ожидает, что только изменение налога для компаний даст в 2015 году дополнительный доход в 10,9 млрд руб.

Читать еще:  Как заработать на командировке: 5 проверенных способов

2) Страховые взносы. Сейчас страховые взносы в Фонд обязательного медицинского страхования составляют 5,1%. Их взимают с годовой зарплаты 624 тыс. руб. (52 тыс. в месяц). Все, что выше, взносами не облагается. Каждый год пороговое значение зарплат, с которых взимаются взносы, индексируется – в 2015 году оно должно было вырасти до 668 тыс. (55,7 тыс. в месяц). В августе 2014 года Минтруд разработал поправки в закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», где предложил этот порог убрать и взносы брать со всех зарплат. При этом основной тариф останется 5,1%, сохранятся и льготные ставки. По предложению Минфина эти средства решено передать из Фонда медстрахования в федеральный бюджет. В 2015 году в федеральном бюджете запланировано 140 млрд руб. допдоходов.

3) Пошлина на интернет-торговлю. Правительству только предстоит одобрить снижение порога беспошлинной интернет-торговли до €150 (сейчас €1000). Но Минфин в бюджете уже запланировал доходы от этого изменения – 20 млрд руб. в 2015 году. Между тем по этой теме в правительстве есть дискуссия: Минфин предлагает €15, а Минпромторг – €500. Минэкономразвития предлагает исключить из-под действия новых норм некоторые лекарства.

4) Акциз на газ. Предложение обложить акцизами экспорт газа в Турцию по трубопроводу «Голубой поток» министр финансов Антон Силуанов публично сделал 1 июля 2014 года. Уже 4 июля на заседании правительства это предложение попало в утвержденные тогда «Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и больше не пересматривалось. В июле Силуанов обещал, что «речь не идет о повышении цены на газ для Турции, а только о фискальных целях для бюджета». Дополнительные доходы от акциза – 41,7 млрд руб. в 2015 году.

5) Акциз на сигареты. Сейчас производители сигарет в России платят акциз 800 руб. за 1 тыс. сигарет (специфическая часть) плюс 8,5% от их розничной стоимости (адвалорная часть), но не менее 1,04 тыс. руб. Согласно Налоговому кодексу, в 2015 году ставка должна была вырасти до 960 руб. плюс 9% от розничной стоимости (не менее 1,25 тыс. руб.), в 2016 году – до 1,2 тыс. руб. плюс 9,5% от розничной стоимости (не менее 1,6 тыс. руб.). Окончательный вариант поправок в Налоговый кодекс, направленный 18 сентября из Белого дома в Госдуму, предполагает сохранение в 2015 году прежних планов роста специфической части акциза (до 960 руб.) и увеличивает адвалорную часть до 9,5%. В 2016 году также меняется только адвалорная часть акциза – до 10%. В 2017 году предлагается установить специфическую часть акциза в 1350 руб. и адвалорную – 10,5%. Допдоходы в 2015 году – 24 млрд руб.

6) Водный налог. Индексация ставок водного налога и платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, не проводилась с 2005 года. При этом тарифы на воду, отпускаемую потребителям, увеличились более чем в шесть раз, что, по мнению Минфина, «привело к существенному снижению налоговой нагрузки на пользователей водных объектов». Проект бюджета предполагает, что в 2015 году будет проведена индексация в 1,28 раза, в 2016-м – в 1,64 и в 2017-м – в 2,08 раза. Ускоренная индексация будет проходить до 2026 года, потом – только на инфляцию. Допдоходы в 2015 году – 2,8 млрд руб.

7) Плата за лес. Индексация ставок платы за использование лесов не проводилась с 2009 года. Минфин предлагает провести ее в 1,05 раза в 2015 году, в 1,1 раза – в 2016 году и в 1,15 раза – в 2017‑м. Предложение внесено в правительство еще в июле 2014 года, возражений не было. 800 млн руб. допдоходов в 2015 году.

Налоги, которых не будет:

1) Налог с продаж. С идеей вернуть налог с продаж выступил в июле этого года министр финансов Антон Силуанов. Право вводить налог предлагалось дать регионам, при ставке до 3% он мог приносить им 200 млрд руб. в год. Законопроект Минфин внес в правительство 13 августа. Резко против выступили представители бизнес-организаций: они указали, что с появлением налога в России возникнет двойное (при существующем НДС) и тройное (в случае с подакцизными товарами) налогообложение. Это заставит предпринимателей уходить в тень, сокращать инвестиционные расходы и приведет к росту цен. Минэкономразвития оценило влияние налога на инфляцию в 1 п.п., ЦБ – в 1–1,5 п.п. Введение налога с продаж обсуждалось 17 сентября на совещании президента с правительством. На следующий день министр финансов Антон Силуанов сообщил, что правительство отказалось от этой идеи.

Теперь в качестве альтернативы налогу с продаж регионам могут предоставить право вводить специальные сборы за право торговли, предоставление услуг общественного питания, такси и т.п., сообщил 19 сентября на Сочинском инвестиционном форуме премьер Дмитрий Медведев.

2) Повышение НДФЛ. В правительстве обсуждалось повышение НДФЛ на 1–2 п.п. (сейчас ставка 13%) или введение прогрессивной шкалы в качестве меры поддержки региональных бюджетов. Поступления от НДФЛ распределяются между бюджетами регионов и муниципалитетов. Эксперты Центра развития ВШЭ подсчитали, что если бы НДФЛ был повышен на 1 п.п., то в 2015 году региональные бюджеты получили бы 217 млрд руб. Дискуссия по таким налогам, как НДС, НДФЛ, «была очень жесткой, и приняты решения пока эти налоги не трогать», сообщил в итоге первый вице-премьер Игорь Шувалов программе «Вести в субботу».

3) Повышение НДС. В правительстве рассматривался вариант с увеличением НДС на 2 п.п.

с 18 до 20% в качестве альтернативы введению налога с продаж. Повышение НДС могло бы принести бюджету 500 млрд руб. в 2015 году. Но оно означало бы повышение налоговой нагрузки на весь бизнес, что в условиях сокращения темпов роста экономики нецелесообразно, указывали противники новации. В итоге от повышения НДС решено отказаться.

Изменения в налоговом законодательстве с 2015 года

Изменения в налоговом законодательстве с 2015 года – хотите знать о них все? Этот раздел расскажет вам обо всех изменениях в налоговом законодательстве с 2015 года и позволит всегда быть в курсе последних налоговых новостей.

Что изменилось в части I НК РФ?

Первую часть Налогового кодекса еще называют общей частью. Она содержит основные обобщающие положения по налогообложению: устанавливает систему налогов и сборов, закрепляет права и обязанности участников налоговых отношений, описывает правила исчисления и уплаты фискальных платежей, определяет порядок декларирования налогов и контроля за ними и многое другое.

В 2015 году часть I НК РФ менялась, но не сильно. В то же время некоторые из изменений являются чрезвычайно важными, и вы не должны их пропустить.

Например, у налогоплательщиков, декларирующих налоги электронным способом, появилась такая обязанность, неисполнение которой может повлечь блокировку счета. Не знаете, что это за обязанность? Или хотите знать, какой форме налогового контроля теперь могут подвергаться налогоплательщики? Тогда смотрите материал «1 ч. НК РФ: изменения 2015».

Новшества по НДС

НДС, пожалуй, один из самых сложных и проблемных российских налогов. Он вызывает едва ли не самое большое количество вопросов и конфликтных ситуаций. Поэтому так важно всегда оставаться в курсе всех последних поправок в части его расчета, уплаты и администрирования.

Мы стараемся вам в этом помочь, для чего и рассказываем обо всех состоявшихся и даже грядущих изменениях.

Изменения в налоговом законодательстве с 2015 года по налогу на добавленную стоимость достаточно масштабны.

Во-первых, у нас теперь новая НДС-декларация, сдавать которую в большинстве случаев нужно исключительно в электронном виде и в новый срок, который распространяется, кстати, и на уплату налога тоже.

Во-вторых, законодатели частично избавили нас от проблем с переносом НДС-вычетов на более поздние периоды и с вычетом по несильно запоздавшим счетам-фактурам.

Имеются изменения и в части НДС-документации: кто-то избавился от бремени ведения журнала счетов-фактур, а кто-то получил возможность составлять сводные счета-фактуры.

Кроме этого, расширены полномочия налоговиков при камералке по НДС.

Подробнее об этих и многих других изменениях читайте в материале «НДС: изменения 2015».

Налог на прибыль: существенные изменения

Этот налог платят только организации, применяющие общий режим налогообложения. Споров по нему, так же как и по НДС, достаточно. Однако большая их часть связана не столько с незнанием налоговых правил, сколько с необходимостью обосновывать и подтверждать расходы.

Между тем, и в данном случае очень значима информация о нововведениях. А их каждый год бывает немало.

Вот и в 2015 году «прибыльная» глава нашего кодекса тоже пережила ряд существенных изменений:

  • перестало быть всеобщим нормирование процентных расходов;
  • мы больше не считаем суммовые разницы (вместо них теперь есть другие);
  • из НК исчез один из методов оценки МПЗ;
  • стало возможным выбирать между единовременным и равномерным списанием стоимости имущества, которое не признается амортизируемым;
  • поменялся налоговый учет уступки права требования;
  • определены правила уплаты авансов по прибыли для тех, кто решил перейти с авансов по фактической прибыли на общий «авансовый» порядок;
  • выросла ставка налога на дивиденды;
  • обновилась «прибыльная» декларация.

И это еще не все. Подробнее о новшествах главы 25 НК РФ читайте в статье «Налог на прибыль: изменения 2015».

Новеллы для спецрежимников

Специальные системы налогообложения призваны облегчить налоговую участь некрупным субъектам бизнеса. Казалось бы, желание упростить налоговый процесс должно подкрепляться постоянством налоговых правил. Однако и «малые» главы кодекса подвергаются корректировке достаточно часто. Не стал исключением и текущий год. Однако в плане количества и качества изменений в налоговом законодательстве 2015 года компаниям и ИП на УСН и ЕНВД отчасти повезло. По сути, они сводятся к обновлению спецрежимных деклараций и ежегодному установлению размеров коэффициентов-дефляторов.

Ну и еще организации – упрощенцы сравнялись с вмененщиками в обязанности платить налог на имущество с «кадастровых» объектов.

Подробнее об этих и некоторых других изменениях см.:

Новое в зарплатных налогах

Под зарплатными налогами мы традиционно понимаем НДФЛ и страховые взносы. Последние собственно к налогам отношения не имеют, но поскольку они неотделимо связаны с зарплатами сотрудников, мы решили позволить себе такое объединение платежей, регулируемых абсолютно разными законами. Перечислим вкратце основные изменения по ним.

Новшеств по так называемому подоходному налогу в 2015 году не много. Это:

  • повышение ставки для дивидендов;
  • «патентные» работники – иностранцы.

В 2016 году нам предстоит более существенное обновление главы 23 НК РФ. Чтобы ничего не упустить, следите за нашими новостями. Мы сообщим вам о каждом новшестве, приготовленном законодателями.

Читать еще:  Основы тайм-менеджмента. 10 самых полезных инструментов

Изменения – 2015 по страховым взносам были, в том числе массовые и значительные. Например, определенной перестройки в работе бухгалтера потребовали:

  • изменение отчетных сроков – теперь они различаются в зависимости от способа сдачи расчетов в ФСС и ПФР;
  • снижение порога численности для обязательной электронной отчетности;
  • отмена предельной базы для взносов на ОМС, установление разных предельных баз по взносам в «пенсионник» и соцстрах;
  • уплата взносов в рублях и копейках, без округления сумм;
  • неприменение смягчающих и отягчающих обстоятельств и др.

Мы не могли обойти стороной и новое в части выплаты пособий. Если они вам интересны, загляните в материал «Пособия: изменения 2015».

Налог на имущество организаций: изменения 2015

Мы только-только успели изучить изменения 2014 года и немного освоиться с новым для нас расчетом налога по кадастровой стоимости, как тут же в 2015 году получили ряд поправок к новому порядку. Причем среди них есть как выгодные, так и усложняющие некоторым плательщикам жизнь новшества.

Из благоприятного отметим возможность платить налог с учетом периода владения «кадастровым» имуществом. А из невыгодного – появление нового вида объекта, по которому налог платят «по кадастру». Есть и другие изменения в «кадастровом» налогообложении и не только, например, во взимании налога с некоторых видов «движимости».

Об этих и других «имущественных» изменениях в налоговом законодательстве с 2015 года читайте в материале «Налог на имущество организаций: изменения 2015».

Изменения по другим имущественным налогам и не только

Не избежали руки законодателя и другие имущественные налоги, такие как земельный и транспортный.

Для налогоплательщиков-«физиков» с 01.01.2015 года был на месяц сокращен срок уплаты этих налогов в бюджет. Впрочем, продержался новый срок недолго – в 2016 году в этой части вновь грядут изменения.

Организации начали с учетом повышающих коэффициентов платить авансовые платежи по транспортному налогу – см. «Транспортный налог: изменения 2015».

А ИП больше не должны самостоятельно считать налог на землю – см. «Земельный налог: изменения 2015».

Об изменении размера некоторых видов госпошлины читайте в материале «Государственная пошлина: изменения 2015».

Новый сбор – торговый

Этот сбор сам по себе является новеллой кодекса: с 2015 года ему посвящена отдельная глава НК РФ – 33-я. О чем мы и проинформировали вас материалом «Торговый сбор: изменения 2015».

Введен сбор пока только в Москве. Но уже породил немало вопросов в плане исчисления и уплаты. Мы стараемся отслеживать, что отвечают на эти вопросы чиновники. Последние и наиболее важные разъяснения вы можете найти в разделе «Торговый сбор» нашего сайта.

Налоги в 2015 году: что нового

Новая форма декларации по УСН

В 2015 году вводится новая форма декларации по УСН. Использовать ее необходимо уже при подаче декларации за 2014 год.

Отличительной ее особенностью является то, что в ней необходимо отражать алгоритм расчета авансовых платежей и содержатся разделы, отражающие уплачиваемый налог с учетом двух объектов налогообложения («доходы» и «доходы минус расходы»).

Новая форма декларации по ЕНВД

Также новшества коснулись декларацию по ЕНВД. Нововведения связаны с изменением порядка исчисления налога для налогоплательщиков, которые встали или снялись с учета в налоговом периоде.

В связи с этим поменялись названия некоторых разделов, а также порядок оформления декларации.

Новая форма декларации по ЕСХН

Изменения коснулись и формы декларации по ЕСХН. Как и в указанных выше декларациях, код ОКТМО заменил устаревший код ОКАТО.

Добавились специальные графы для отражения ИНН и КПП реорганизованной компании. Так же, как и в декларации по УСН, был введен раздел для отчета о целевом использовании имущества (в т.ч. и денежных средств), а также работ и услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений и целевого финансирования.

Также с 2015 года декларацию можно подавать и в электронном виде. Как и другие декларации, подаваемые в электронном виде, ее придется заверить квалифицированной электронной подписью.

Новые сведения в декларации по НДС

Большая часть изменений по НДС связана с формой, порядком заполнения и сроками предоставления налоговой декларации. Прежде всего, в НК РФ были внесены поправки, по которым в декларацию начиная с I квартала 2015 года, должны включаться сведения, которые указывают в книгах покупок и продаж.

Еще одно новшество по НДС касается формы представления декларации. Теперь она должна подаваться только в электронном виде вне зависимости от того, какая организация ее предоставляет.

Контрольные мероприятия при проведении камеральной проверки

С 2015 года увеличиваются полномочия налоговых инспекторов в рамках проведения камеральных налоговых проверок по НДС.

В случаях, когда инспекторами будут выявлены противоречия, которые будут свидетельствовать о занижении суммы налога к уплате или о завышении суммы налога к возмещению, проверяющие будут вправе требовать счета-фактуры, первичные и иные документы, касающиеся данных, указанных в декларации.

Также инспекция может проводить осмотр территорий, помещений, документов и предметов. В принципе с 2015 года камеральные проверки по НДС будут мало чем отличаться от выездных, только тем, что проходить они будут, как и раньше в здании налогового органа.

Введен институт налогового мониторинга

С 2015 года в НК РФ включается новый раздел V.2 «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга».

Налоговый мониторинг обращен на проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов.

По сравнению с обычной проверкой налоговой мониторинг отличает то, что его инициатором будет являться сама организация. Механизм налогового мониторинга следующий – организации необходимо будет заключить соглашение с налоговой инспекцией, по которому организация предоставит сведения о своей деятельности, а инспекция, эти сведения анализирует.

В плюсе остаются обе стороны, ведь по законодательству инспекция не вправе проводить выездные проверки в отношении организаций, по которым идет налоговый мониторинг.

Также налогоплательщики могут обращаться в инспекцию для консультации по сложным вопросам налогообложения, например, с письменным запросом.

При этом, стоит отметить, что, если налогоплательщик будет придерживаться мнения, которое высказывает инспекция, то это исключит его вину в случае нарушения налогового законодательства.

Разумеется, все налогоплательщики могут обратиться к инспектору за разъяснениями, но ведомство в таком случае может разъяснить только порядок заполнения налоговых деклараций.

Возможности налогового мониторинга шире – налоговая инспекция обозначает свою позицию по конкретным сделкам и прочим фактам хозяйственной жизни с точки зрения налогового законодательства.

Введен налог с прибыли КИК

Ведь нужно было создать механизм пресечения использования низконалоговых юрисдикций для получения необоснованной налоговой выгоды. Был подписан закон, определяющий основные правила налогообложения КИК (контролируемые иностранные компании).

В рамках этого закона определено, кто относится к КИК. Это иностранные компании, которые не являются российскими налоговыми резидентами, а также иностранные структуры без образования юридического лица, контролируемые российскими налоговыми резидентами.

Также в НК РФ установлены пороги владения иностранными компаниями или долей участия в них.

По НК РФ контролирующим будет считаться лицо, если его доля участия в организации составляет более 25%. Кроме этого, его признают контролирующим в случае, если он владеет более 10% акций компании, а доля всех лиц, признаваемых российскими налоговыми резидентами, в этой компании составляет 50% и более.

Введен новый местный сбор

С 2015 года в Москве и Севастополе вводится новый налоговый платеж – торговый сбор. Такому сбору облагается объект имущества, который хотя бы раз в квартал использовался в предпринимательской деятельности в области торговли. Что касается ставки налога, то ее устанавливают местными нормативными актами.

Для того, чтобы встать на учет в качестве плательщика торгового сбора, организация или ИП должен самостоятельно подать уведомление в инспекцию. Это нужно сделать не позднее 5 дней с даты возникновения объекта сбора.

Предприниматели на патентной системе налогообложения и ЕСХН будут освобождены от сборов. Кроме того, на сумму торгового сбора уменьшается НДФЛ, налог на прибыль и налог, уплачиваемый при применении УСН.

Порядок расчета налога на имущество физлиц

Напомним, что в 2013 году был изменен порядок определения налоговой базы по налогу на имущество для организаций.

В 2015 году очередь дошла до налога на имущество физических лиц. Теперь налог за 2015 год будет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости имущества, а не из инвентаризационной, как это было раньше.

Уменьшились и послабления, которые предоставлялись пенсионерам и другим льготникам. Если по действующим в настоящий момент правилам они вообще не платят налог на имущество, то за 2015 год налог не будет уплачиваться ими только с одного объекта имущества каждого вида. Но законодатель предусмотрел и вычеты.

Новые правила определения налога при продаже имущества

В настоящий момент не облагается НДФЛ доход, который получен от продажи недвижимости, находящейся в собственности более трех лет.

Согласно последним изменениям для освобождения имущества, бывшего в собственности три года, от налога при его продаже должно быть выполнено одно из нижеперечисленных условий: право собственности получено в порядке наследования или по договору дарения от члена семьи, имущество получено в результате приватизации, или недвижимость передана по договору ренты.

В случае, когда ни одно из вышеуказанных условий не соблюдается, то минимальный срок владения имуществом для освобождения от налога увеличивается до 5 лет.

Авансовые платежи по НДФЛ у иностранцев

Иностранные граждане, которые работают в организациях, у ИП и лиц, занимающихся частной практикой, с 1 января 2015 года должны будут уплачивать ежемесячный фиксированный авансовый платеж в сумме 1,2 тыс. руб.

В законодательстве отмечается, что сумма платежа будет изменяться в соответствии с коэффициентом-дефлятором и региональными коэффициентами. Такое же правило будет работать и для иностранных граждан, которые работают по найму у физических лиц для личных, домашних и иных нужд.

Пособия по болезни и в связи с материнством

С 2015года на иностранных граждан, а также на лиц без гражданства, прибывших на территорию РФ, распространяются правила об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Это значит, что организации, в которых работают иностранные граждане, будут обязаны начислять страховые взносы в случае заключения трудового договора с иностранцами на срок более 6 месяцев.

Таким образом, иностранный гражданин сможет получить пособие по временной нетрудоспособности только в том случае, если в течение шести месяцев, предшествующих страховому случаю, с его зарплаты начислялись страховые взносы в ФСС.

Налоговые каникулы

Что касается установления налоговых льгот, предусмотренных законодательством в 2015 году, то отметить можно такое нововведение как налоговые каникулы.

Хотелось бы отметить, что по закону предприниматели не полностью освобождаются от налогов, а лишь получают возможность такого освобождения. Для того, чтобы отстоять свои права на льготы предпринимателям необходимо будет выполнить ряд обязательных условий.

В настоящий момент весь список этих условий установили на федеральном уровне, на уровне же субъектов РФ он будет расширен и дополнен.

Налоговые каникулы несут установление налоговой ставки 0 процентов, и они будут введены для ИП, которые применяют УСН или ПСН.

Также воспользоваться такой льготой смогут ИП, впервые зарегистрированные после вступления в силу соответствующих региональных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной или научной сферах.

Читать еще:  Будьте бдительны: Россиян все чаще грабят домушники-любители

Применять такую льготную налоговую ставку предприниматели смогут со дня их гос. регистрации в качестве ИП непрерывно в течение 2 налоговых периодов. Минимальный налог по УСН в таком случае также уплачиваться не будет. Те же предприниматели, которые работают по ПСН, будут вправе применять льготную ставку 0 процентов со дня их госрегистрации непрерывно не более двух налоговых периодов в пределах двух календарных лет.

По законодательству субъекты РФ получили право вводить ограничения на применение предпринимателями нулевых ставок.

Закон выделяет два вида таких ограничений – на численность работников ИП и на предельный размер доходов, которые получены от деятельности, осуществляемой в рамках налоговых каникул.

То есть налоговые каникулы коснутся не всех начинающих предпринимателей. ИП, которые уже работают, никаких ослаблений не получат. Также не стоит на них рассчитывать и тем, кто занимается предпринимательской деятельностью в сферах, на которые льготы не распространяются.

Льготы по уплате торгового сбора

По закону, торговый сбор устанавливается в отношении деятельности на объектах осуществления торговли. Но сбор будут уплачивать не все организации и ИП, которые заняты торговлей.

От уплаты сбора освобождаются ИП, которые применяют патентную систему налогообложения. Также сбор не обязаны платить субъекты, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог.

Ограничение ставки сбора на федеральном уровне является своеобразной защитой от увеличения нагрузки на бизнес. А именно, размер ставки по торговле через объекты стационарной торговой сети, когда площадь торгового зала более 50 кв.м., не может превышать сумму налога по ПСН. При этом уменьшать ставку региональные власти будут полномочны.

Муниципальными властями могут быть установлены дифференцированные ставки сбора исходя из территории ведения определенного вида торговли, категории самого плательщика, особенностей торговой деятельности, а также особенностей объектов осуществления торговли. Ставка в таком случае может быть снижена до 0.

Другой гарантией можно считать возможность уменьшения налогов, которые уплачиваются организациями и ИП, на сумму сбора.

Подобному уменьшению подлежат суммы налога, начисленного в конце налогового периода, зачисляемые в консолидированный бюджет субъекта РФ, в состав которого входит муниципальное образование. По факту речь здесь идет о предпринимателях, которые платят налог на прибыль и «упрощенцах».

Размер налога может быть уменьшен только на сумму сбора, который был фактически уплачен с начала налогового периода до момента уплаты налога.

Помимо этого, уменьшить аванс будет невозможно в случае, когда налогоплательщик не представил в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

Mexanik-FBI › Блог › Семь налогов, ставки которых вырастут в 2015 году

Чем ближе конец года, тем активнее чиновники и депутаты лоббируют свои предложения по увеличению наполняемости государственного бюджета за счет налогоплательщиков. Петербургский правовой портал собрал воедино все данные о грядущих изменениях налоговой нагрузки.

Налог с дивидендов
Депутаты одобрили законопроект, позволяющий увеличить налогообложение доходов физических лиц, полученных в виде дивидендов, с 9 до 13 процентов, начиная с 2015 года. Как ранее отмечали чиновники и народные избранники, необходимо установить справедливое налогообложение для бюджетников, которые платят налог с доходов в 13%, и коммерсантов, отчисляющих в бюджет только 9% своих денег.

О повышении налога на дивиденды для юридических лиц власти пока не упоминают. С 2005 года и до сих пор компании платят 9% от полученных средств.

Транспортный налог
С начала 2015 года расчет налога на транспорт будет осуществляться с учетом специального повышающего коэффициента, указанного в п. 2 статьи 362 Налогового кодекса.
Возраст автомобиля определяется в календарных годах, прошедших с года его выпуска по состоянию на 1 января текущего года (вне зависимости от месяца выпуска). То есть если автомобиль выпущен в 2013 году, то 1 января 2014 года ему будет уже год, а 1 января 2015 года — два. Такой порядок исчисления установлен в абзаце 2 пункта 3 статьи 361 НК РФ.

Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей, опубликован на официальном сайте Минпромторга РФ. Документ будет обновляться не позднее первого марта каждого года. Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей утверждён приказом №316 Минпромторга России 28.02.2014 г.

Согласно Порядка средняя стоимость автомобиля будет рассчитываться по одной из двух формул, в зависимости от присутствия автопроизводителей или их представителей на территории РФ. У них Минпромторг будет запрашивать рекомендуемые розничные цены на автомобили конкретных марок. Связано это с тем, чтобы избежать обмана со стороны налогоплательщиков, которые, в свою очередь, могут указать в договорах купли-продажи автомобилей, заниженные цены.

Транспортный налог поступает в региональные бюджеты. На сегодняшний день он рассчитывается только на основе мощности двигателя автомобиля. Базовые ставки по транспортному налогу установлены в статье 361 НК РФ. Региональные власти могут уменьшить или увеличить ставки транспортного налога, но не больше, чем в десять раз. Кроме того, региональные власти могут устанавливать налоговые ставки с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса. Если ставки налога в регионах не определены, то применяются ставки, установленные Налоговым кодексом РФ.

Уточнить порядок уплаты транспортного налога можно в региональных разделах «Справочника налогов».

Водный налог
Еще один повод говорить об увеличении налогового бремени – запланированный рост водного налога. Согласно утвержденному в третьем, окончательном, чтении законопроекту, рост налоговых ставок будет проходить на протяжении 2015-2025 годов. Для каждого из этих этапов предусмотрен свой возрастающий коэффициент, на который и будет расти водный налог. Причем, предложенные коэффициенты — возрастающие: если в 2015 году это 1,15, то в 2025 г. — уже 4,65. Чтобы не допустить недоразумений, депутаты сразу прописали ставки налогов, которые, несомненно, будут заложены в тарифы для потребителей. Так, в 2015 году придется платить налог в размере 81 рубля за тысячу кубометров, а к 2025 году его ставка вырастет до 326 рублей.

С 2026 года ставки водного налога продолжат расти в зависимости от индекса потребительских цен.

Налог на добычу полезных ископаемых
Депутаты согласились изменить и порядок налогообложения в сфере полезных ископаемых. Согласно законопроекту, принятому в пятницу 14 ноября в третьем чтении, НДПИ на нефть в 2015 году вырастет до 766 рублей за тонну добытой нефти. В 2016 г. планируется поднять ее до 857 рублей, а в 2017 г. – до 919 рублей. Чтобы сохранить льготы, которыми пользуются нефтяники, одновременно снизятся вывозные таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты примерно в 1,7 раза за три года, а также уменьшатся ставки акциза на нефтепродукты (примерно в 2,2 раза).

От так называемого «налогового маневра» государство собирается получить в будущем году порядка 40 миллиардов рублей. Правда, цена на бензин с ростом налога может подняться примерно на 3-4,5 рубля.
Налог на недвижимость
Материалы по теме
Президент одобрил идею изменить порядок налогообложения ТЦ и БЦ
Президент одобрил идею изменить порядок налогообложения ТЦ и БЦ
Налог на недвижимость
О повышении этого налога говорилось уже давно. С 2015 года владельцы квартир, дач, домов, гаражей будут платить за них по кадастровой стоимости вместо инвентаризационной. Депутаты предусмотрели специальный переходный пятилетний период до начала уплаты налога в полном объеме. Вначале физическим лицам придется платить пятую часть от насчитанной по итогам года суммы, а затем, вплоть до 2020 года, сборы будут ежегодно повышать на 20%. В главе 32 Налогового кодекса, которая вступит в силу с 1 января, прописаны также специальные понижающие коэффициенты, которые снизят фактические суммы налога: 0,1% — для жилых домов, дач, гаражей; 2% — для недвижимости стоимостью свыше 300 миллионов рублей, в том числе бизнес центров и торговых комплексов; 0,5% — для иных объектов и сооружений. Имеется также перечень льготников, которым снизят налог на имущество.

Акцизы на табак
В законе, вносящем поправки в Налоговый кодекс и утвержденном уже в третьем чтении, предусмотрено, что в 2015 году за каждую тысячу сигарет надо будет платить по 960 рублей плюс 11% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1 330 рублей. В 2016 году акциз может увеличиться до 1250 рублей плюс 12%, но не менее 1 680 рублей, а в 2017 году – до 1 420 рублей плюс 13%, но не менее 1930 рублей.

В действующей редакции статьи 193 Налогового кодекса прописаны несколько иные ставки акцизов на сигареты, которые будут действовать в 2015-2016 гг. Ранее планировалось, что в будущем году с производителей за каждую тысячу сигарет возьмут по 960 рублей плюс 9% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1 250 рублей, а в 2016 году — 1200 рублей плюс 9,5%, но не менее 1 600 рублей. В текущем году ставка акциза 800 рублей плюс 8,5% адвалорная часть акциза, но не менее 1 040 рублей.

Местные сборы
Депутаты и чиновники активно обсуждают идею введения с будущего года региональных сборов. На чем остановятся власти, пока сложно сказать, но сама инициатива в качестве альтернативы налогу с продаж понравилась большинству руководителей страны. Премьер-министр Дмитрий Медведев, в частности, заявил, что знаком с той сложной ситуацией, в которой находятся предприниматели, но не может позволить малому и среднему бизнесу уходить от своих социальных обязанностей.

Материалы по теме
Депутаты рассказали, какими видят региональные сборы
Депутаты рассказали, какими видят региональные сборы

Вначале общественности представили вариант поправок в Налоговый кодекс, где предусмотрено, что бизнесмены, занятые 22 различными видами предпринимательской деятельности, должны будут ежеквартально отчислять в муниципальные бюджеты от 6 до 600 тысяч рублей. Сумма сбора будет подсчитана, исходя из объекта налогообложения — количества посадочных мест, грузоподъемности, площади торгового зала, количества объектов оказания бытовых услуг.
Автор инициативы депутат от «Единой России» Андрей Макаров признавал, что его документ сырой, и обещал прислушаться к любым предложениям относительно его усовершенствования. В частности, может быть изменен размер сбора, перечень видов предпринимательской деятельности, которые попадут под новые сборы. Не исключено, что увеличится период налогообложения — с квартала на год, но ставки сборов сохранятся.

В итоге ко второму чтению подготовили совсем иной документ. Теперь вместо муниципальных сборов с 1 июля 2015 года хотят ввести торговый сбор. Но платить его на первых порах предстоит только предпринимателям из Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Властям городов федерального значения позволят взимать сбор с бизнесменов, занятых

торговлей через объекты стационарной торговой сети;
торговлей через объекты нестационарной торговой сети;
торговлей, осуществляемой путем отпуска товаров со склада.
При этом периодом обложения сбором остается квартал, а местным чиновникам хотят разрешить самостоятельно устанавливать ставки сбора. Депутаты предлагают ограничить их только стоимостью патента по соответствующему виду деятельности, выданному на 3 месяца.

Следуя налоговым правилам, уплачивать сбор предпринимателям предстоит не позднее 25 числа месяца следующего за периодом обложения. Кроме того, им разрешат уменьшать сумму налога на доход от указанного вида предпринимательской деятельности на сумму уплаченного в том же налоговом периоде торгового сбора.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector