Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами

Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами

Страхование ответственности перевозчика перед пассажирами

В России страхование ответственности перевозчика перед пассажиром может осуществляться как на добровольной основе по личному желанию страхователя, так в обязательном порядке в силу возложенной законом обязанности.

Страхование пассажиров является обязательным с 01.01.2013 г. и направлено на возмещение причиненного ущерба здоровью и/или имуществу без привязки к конкретному транспорту.

Ниже будет приведен подробный анализ условий договора и осуществления выплат, а также исключения из общих условий покрытия.

Правовая основа страхования пассажиров

Основу законодательства о страховании ответственности за ущерб причиненный пассажирам (ОСГОП) составляет ФЗ № 67-ФЗ от 14.06.2012 г., нормы которого регулируют все вопросы, связанные с применением на практике страхования гражданской ответственности перевозчика.

Применение закона об ОСГОП направлено на достижение следующих целей:

  • формирование единых условий заключения договоров и осуществления выплат;
  • обеспечение возможности граждан независимо от категории транспорта и характера перевозок получить возмещение, которое соответствует причиненному ущербу;
  • закрепление процедуры обращения и дальнейшего получения выплаты соразмерной причиненному вреду.

Достижение указанных целей осуществляется в строгом соблюдении закрепленных в законе принципов:

гарантированность осуществления возмещения, которое производится за счет резервных фондов страховых компаний;

размер вреда и процедуры его возмещения не зависят от категории транспортного средства и способа перевозки;

финансовая защита интересов перевозчика при причинении вреда при осуществлении своей профессиональной деятельности.

Законодателем страхование пассажиров отнесено к прямой обязанности перевозчиков. Неисполнение данного требования, а равно осуществление перевозок без надлежаще оформленного полиса и сертификата, является основанием для привлечения перевозчика к административной ответственности.

В соответствии со ст. 11.31 КоАП РФ к нарушителям могут быть применены такие санкции, как наложение штрафа на организацию в размере в пределах 1 000 000 рублей, а на должностных лиц до 50 000 рублей.

Существенные условия страхования пассажиров

В соответствии со ст. 8 закона об ОСГОП страхование перевозчиками своей ответственности перед пассажирами производится в строгом соблюдении установленных существенных условий соглашения, позволяющие его отделить от иных видов страхования:

1) специфический объект, в качестве которого выступают имущественные интересы организации, осуществляющей перевозки;

2) страховая сумма должна быть определена отдельно по каждому случаю причинения вреда, в частности:

3) лимит ответственности – максимальный размер выплаты по каждому страховому событию устанавливается на весь срок действия полиса и не подлежит уменьшению при осуществлении выплат;

4) договор заключается сроком на 1 год, исключение составляет лишь водный транспорт – в этом случае срок страхования может быть равен периоду навигации и составлять менее 1 года.

В отличие от других видов страхования где применение франшизы не только возможно, но и позволяет сэкономить на стоимости страховки, при страховании имущественных интересов перевозчиков в случае нанесения вреда здоровью пассажиров применение франшизы невозможно.

Порядок заключения договора ОСГОП

Обязанность по заключению договоров, направленных на страхование пассажиров, возложена на перевозчиков, независимо от характера перевозок и вида транспорта.

Для заключения страховки следует выбрать страховую компанию, обладающей лицензией на осуществление данного вида деятельности и обладающую достаточным рейтингом надежности.

Пакет документов для заключения договора включает:

учредительные документы, как правило, ИНН, ОГРН и иные;

лицензия или разрешение на осуществление деятельности по перевозке;

документы на транспортное средство, содержащие сведения о допустимом количестве пассажировместимости, годе ввода в эксплуатацию, регистрационные сведения (например, ПТС, технический паспорт и иные).

Непосредственно при обращении, сотрудники страховщика предоставят заявление, которое следует заполнить в строгом соответствии с указанными выше документами. Расчет страховой премии производится на основании указанных в заявлении сведений об организации и характеристик транспортного средства.

В момент заключения перевозчик получает договор, содержащий все условия страхования, а также установленной формы сертификат (на каждое транспортное средство отдельно). Указанный сертификат подтверждает вступление в силу основного договора и содержит информационные сведения о нем. Он должен быть размещен непосредственно в транспортном средстве в свободном доступе для граждан.

Страховая компания при наличии надлежаще оформленной лицензии не имеет права отказать перевозчику в оформлении страховки, поскольку ОСГОП прямо отнесен законом к публичным договорам. В случае возникновения нарушений со стороны страховщиков следует обращаться в НССО и соответствующее подразделение Банка России.

Стоимость страхования

Для обязательных видов страхования, к которым относится и страхование пассажиров, сетка страховых тарифов устанавливается на федеральном уровне и является единой для всех страховщиков независимо от их рейтинга. Стоимость договора ОСГОП регулируется нормами Постановления Правительства РФ № 1344 от 20.12.2012 г., которые включают предельные размеры тарифов.

При расчете стоимость страховки зависит от следующих критериев:

вида транспорта (автомобильный, водный, воздушный и иные);

характера перевозки (междугородние, пригородные, внутригородские и прочие);

количества пассажиров, на основании которого рассчитывается общий объема пассажиропотока;

наличие франшизы по риску страхования имущества пассажиров.

Законодатель устанавливает минимальные и максимальные размеры тарифов, в переделах которых могут действовать страховщики. На практике, как правило, все страховые компании применяют при расчете минимальный размер страховки.

Размеры страховых выплат

Законодатель возложил обязанность на страховщиков при страховании ответственности перед пассажирами устанавливать предельные лимиты выплат по каждому риску отдельно.

В соответствии с законом об ОСГОП максимальные размеры страховых сумм равны:

при причинении ущерба имуществу пассажиров выплата производится в пределах 23 000 рублей;

при нанесении вреда здоровью в зависимости от тяжести и степени повреждений выплата осуществляется в

пределах 2 000 000 рублей;

при причинении пассажиру смерти – 2 500 000 рублей.

Указанные лимиты установлены на каждого пассажира и их размер не зависит от общего количества пострадавших.

Процедура оформления страховых выплат

При наступлении страхового случая, например, аварии, хищении имущества пассажира, в силу договора страхования на страховую компанию возложена обязанность возместить причиненный вред. Все требования о компенсации должны направляться пассажирами непосредственно страховщику, полную информацию и контактные данные которого должен предоставить перевозчик.

При подаче заявления на выплату должны быть предоставлены следующие документы:

удостоверяющие личность пассажира;

подтверждающие факт совершения поездки, как правило, билет. В случае его отсутствие подтвердить факт совершения поездки также может быть на основании свидетельских показаний других пассажиров либо устройств видео наблюдения;

свидетельствующие о наступлении страхового случая (например, из ГИБДД при аварии на автобусе);

позволяющие установить факт нанесения вреда (документы из медицинских учреждений при нанесении ущерба жизни и здоровью, при повреждении имущества — чеки о его стоимости).

Страховщик при рассмотрении обращения может запросить дополнительные сведения, которые необходимы для решения вопроса об осуществлении выплаты. Запрашивать дополнительно документы не указанные в Постановлении Правительства страховые компании не имеют права.

В случае, если перевозчик не выполнил свою прямую обязанность и не осуществил страхование в отношении пассажиров, возмещение всех убытков и удовлетворение всех требований производится за счет его собственных средств.

Исключения из страхового покрытия

Законодатель закрепил ряд случаев, наступление которых освобождает страховщиков от возмещения убытков несмотря на то, что страхование перевозчиком пассажиров было оформлено надлежащим образом.

В соответствии с п. 4 ст. 13 указанного ФЗ отказ страховщика в выплате будет законным при следующих условиях:

страховой случай связан с ядерным взрывом, проведением военных мероприятий и действий, народных волнений, стачек и забастовок, а также результат гражданской войны;

при наличии умысла самого пассажира;

если размер ущерба имуществу меньше или равен установленной франшизе.

Во всех остальных случаях отказ страховщика в выплате при наличии заявленного требования пострадавшего будет незаконным и может быть обжалован в судебном порядке.

В заключение отметим, что страхование ответственности осуществляется перевозчиком на всех видах перевозок, за исключением метрополитена и легкового такси. Граждане являются застрахованными непосредственно в момент совершения поездки, при этом никаких дополнительных полисов и сертификатов на каждого пассажира оформлять не нужно.

Страхование пассажиров на транспорте видесюжет с экспертами

Читать еще:  Собеседование по скайпу – советы, как успешно пройти скайп-интервью и получить работу

ОСГОП – обязательное страхование ответственности перевозчика перед пассажирами

Добрый день, уважаемый читатель.

Наряду со страховкой ОСАГО, которая должна быть оформлена на все транспортные средства, в России существует и еще одна дополнительная страховка, связанная с коммерческим транспортом. Речь идет об ОСГОП – обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика.

Суть этой страховки сводится к тому, что если при поездке на автобусе жизни, здоровью или имуществу пассажира будет причинен ущерб, то этот ущерб должна возместить страховая компания по ОСГОП.

В этой статье речь пойдет о том, кому нужна страховка ОСГОП, а также о некоторых особенностях этой страховки:

В каких случаях обязательно страхование ответственности перевозчика?

Основной нормативный документ, связанный со страховкой ОСГОП, – это Федеральный закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном”.

Статья 1 закона говорит о следующем:

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках пассажиров вреда их жизни, здоровью, имуществу (далее также – обязательное страхование), определяет правовые, экономические и организационные основы этого вида обязательного страхования, а также устанавливает порядок возмещения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, причиненного при их перевозках метрополитеном.

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает условия обязательного страхования при перевозках пассажиров любыми видами транспорта (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), в отношении которых действуют транспортные уставы, кодексы, иные федеральные законы.

3. Настоящий Федеральный закон не применяется к перевозкам пассажиров легковыми такси, а также видами транспорта, гражданская ответственность владельцев которых подлежит страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Из данной статьи можно сделать 2 вывода:

  • На легковые такси страховка ОСГОП не нужна.
  • Страховка нужна на транспортные средства, в отношении которых действуют транспортные уставы.

Второй пункт требует более детальной расшифровки. Рассмотрим статью 3 закона “Об ОСГОП”:

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) перевозка пассажира – услуга, признаваемая перевозкой пассажира транспортными уставами, кодексами, иными федеральными законами (далее также – перевозка). Период перевозки, включая моменты начала и окончания перевозки, определяется транспортными уставами, кодексами, иными федеральными законами, а также частью 2 статьи 25 настоящего Федерального закона;
.
3) перевозчик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют перевозки пассажиров, в том числе по договору фрахтования (независимо от того обстоятельства, являются ли они перевозчиками по договору перевозки или осуществляют перевозку фактически);

Обратимся к Федеральному закону “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”. В статье 2 этого закона расшифровывается понятие “перевозчик”:

13) перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу;

Из приведенных пунктов следует, что ОСГОП должно быть оформлено:

  1. при перевозках по договорам перевозки пассажиров;
  2. при перевозках по договору фрахтования;
  3. при перевозках, которые фактически относятся к пункту 1 или 2, но при которых договор не был оформлен.

На основании всего сказанного выше получается, что страховка ОСГОП требуется на автобусы и троллейбусы, которые:

  • являются общественным транспортом, то есть перевозят пассажиров по билетам;
  • работают по договорам фрахтования, то есть передаются в аренду для перевозки групп пассажиров.

Нужно ли ОСГОП при перевозках работников предприятия?

Если организация перевозит сотрудников на собственном автобусе, то перевозчиком с точки зрения рассмотренных выше законов она не является. Билеты при этом не выдаются, а договор фрахтования не заключается.

То есть страховка ОСГОП не требуется.

Нужно ли ОСГОП на личный автобус?

В данном случае все зависит от того, для чего фактически используется автобус. Если водитель на автобусе возит свою семью или друзей, то перевозчиком он не является и ОСГОП не нужно.

Если же водитель использует автобус в коммерческой деятельности (возит пассажиров за деньги) и не имеет ОСГОП, то в случае причинения вреда жизни или здоровью пассажиров он будет выплачивать компенсацию из собственного кармана. Статья 5 закона:

3. Перевозчик, не исполнивший возложенной на него настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности и осуществляющий перевозки при отсутствии договора обязательного страхования, физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, фактически осуществляющие перевозки физических лиц автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанные перевозки осуществляются физическим лицом для личных, семейных, домашних нужд), при отсутствии договора обязательного страхования несут ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании, если федеральным законом не установлен больший размер ответственности, а также иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

Нужно отметить, что закон “Об ОСГОП” предусматривает довольно крупные выплаты при причинении вреда жизни или здоровью (они рассмотрены ниже). И если водителю придется возмещать ущерб самостоятельно, то это вполне может “поставить крест” на его бизнесе по перевозкам.

Размер выплат по страховке ОСГОП

Рассмотрим статью 8 Федерального закона:

2. В договоре обязательного страхования страховые суммы по каждому риску гражданской ответственности должны быть указаны раздельно:

1) по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира в размере не менее чем два миллиона двадцать пять тысяч рублей на одного пассажира;

2) по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью пассажира в размере не менее чем два миллиона рублей на одного пассажира;

3) по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира в размере не менее чем двадцать три тысячи рублей на одного пассажира.

Итак, закон не устанавливает единых тарифов по выплатам для страховых компаний. То есть каждая фирма вправе предложить перевозчику собственные условия. Однако минимальные цифры в законе обозначены.

Например, жизнь каждого пассажира может быть застрахована на сумму, которая больше или равна 2 025 000 рублей.

Выше речь шла о том, что при отсутствии страховки перевозчик (в том числе физическое лицо) должен оплатить такую сумму за гибель каждого пассажира из собственного кармана. Так что в случае отсутствии страховки затраты на возмещение ущерба могут оказаться весьма значительными и привести к банкротству небольшой организации.

Регрессное требование по ОСГОП

Напомню, что регрессное требование заключается в том, что в случае серьезных нарушений, допущенных перевозчиком, возмещать ущерб этом перевозчику придется самостоятельно. То есть вместо страховой платить будет сам перевозчик.

Примечание. Напомню, что для ОСАГО также существует перечень нарушений, при которых возможно регрессное требование.

Для ОСГОП возможны следующие причины для регресса:

  • умысел перевозчика;
  • водитель находился в состоянии опьянения;
  • водитель не прошел обязательный медицинский осмотр (например, предрейсовый);
  • водитель не прошел обязательное медицинское освидетельствование;
  • водитель отказался от медосвидетельствования на состояние опьянения;
  • водитель не имел права управления (лишен прав или отсутствовала нужная категория);
  • перевозчик нарушил режима труда и отдыха водителя;
  • если автобус выпущен в рейс при наличии неисправностей, при которых эксплуатация запрещена;
  • иные случаи, предусмотренные федеральными законами.

Обратите внимание, в список вошли практически все требования, которые предъявляются к коммерческому транспорту. Несоблюдение хотя бы одного из них приведет к тому, что перевозчику придется самостоятельно возмещать ущерб пассажирам.

В заключение хочу отметить, что больше всего вопросов у организаций вызывает то, нужно ли вообще приобретать полис ОСГОП при перевозке пассажиров. Если перевозки коммерческие – то нужно, если для собственных нужд – то нет.

Читать еще:  Как выжить в плацкарте?

Обязательное страхование ответственности перевозчика пассажиров

Как работает страховая защита?

Если по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров произойдет страховой случай:

операторы круглосуточного пульта 8 800 755 00 01 подскажут, что делать;

эксперты Компании дадут консультации по сбору необходимых документов.

Страховая компания осуществит выплату страхового возмещения в строгом соответствии с Федеральным закона №67-ФЗ от 14.06.2012 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» и с договором страхования.

Зачем нужна страховая защита?

В силу Федерального закона №67-ФЗ от 14.06.2012 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» страхование ответственности является обязательным для перевозчиков пассажиров любыми видами общественного транспорта (исключением являются перевозки на легковом такси и метрополитене), а именно:

морским и речным транспортом;

Обязанность по страхованию ответственности за причинение вреда пассажирам при перевозке считается исполненной, если имущественные интересы перевозчика при осуществлении международных перевозок или владельца судна, зарегистрированного в Российском международном реестре судов, при осуществлении перевозок между морскими портами РФ (каботаж) и международных перевозок, застрахованы в соответствии с международными договорами РФ или в добровольном порядке (в том числе, в соответствии с договорами страхования, заключенными за пределами РФ) по страховым рискам и со страховыми суммами в размере не меньшем, чем предписано Законом №67-ФЗ).

За отсутствие договора страхования предполагается наложение штрафов и запретов для перевозчиков:

  • для организаций – штраф от 500 тыс. рублей до 1 млн рублей;
  • для должностных лиц – штраф от 40 до 50 тыс. рублей;
  • полностью запрещается осуществление перевозок пассажиров без наличия договора страхования;
  • перевозчик, не исполнивший свою обязанность по страхованию, несет ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно было быть выплачено страховое возмещение по Закону №67-ФЗ;
  • кроме того, суммы, неосновательно сбереженные перевозчиком, из-за того, что он не выполнил возложенную на него обязанность по страхованию, взыскиваются по иску органа страхового надзора в доход Российской Федерации.

Какая может быть страховая защита?

Страховым случаем является возникновение обязательств перевозчика по возмещению вреда, причиненного при перевозке жизни, здоровью, имуществу пассажиров в течение срока страхования.
Договором страхования покрываются следующие риски:

  • причинение вреда жизни;
  • причинение вреда здоровью;
  • причинение вреда имуществу.

Минимальные размеры страховых сумм по каждому страховому случаю согласно Закону №67-ФЗ:

  • за причинение вреда жизни потерпевшего ─ не менее 2 025 000 рублей на 1 пассажира;
  • за причинение вреда здоровью потерпевшего ─ не менее 2 000 000 рублей на 1 пассажира;
  • за причинение вреда имуществу потерпевшего ─ не менее 23 000 рублей на 1 пассажира.

При этом в договоре страхования по желанию страхователя может быть предусмотрен больший размер страховой суммы, по риску причинения вреда имуществу потерпевшего может быть установлена безусловная франшиза.

Исключения из страхового покрытия:

  • воздействие ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения*;
  • последствия военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий*;
  • гражданская война, народные волнения или забастовки*;
  • наступление страхового случая из-за умысла выгодоприобретателя.

* По желанию страхователя может быть включено в договор страхования в качестве дополнительного покрытия.

Страховой тариф устанавливается (в диапазоне, утвержденном Указанием ЦБ РФ) по каждому риску в расчете на 1 пассажира в зависимости от вида транспорта, вида перевозок, а также в зависимости от выбранных страхователем условий по франшизе и по включению в договор страхования дополнительного покрытия.

Страховая премия по каждому риску (по видам транспорта и видам перевозок) = количество пассажиров х страховая сумма по каждому риску х страховой тариф по каждому риску.

Общий размер страховой премии по договору страхования определяется путем суммирования страховых премий, определенных по каждому из рисков по видам транспорта и видам перевозок.

Срок действия договора страхования – не менее года, за исключением перевозок на внутреннем водном транспорте, где срок страхования должен быть не менее периода навигации.

Возможна оплата страховой премии в рассрочку.

Что необходимо для заключения договора страхования?

  1. Связаться с менеджером Компании любым удобным способом, как указано ниже
  2. Получить у менеджера и заполнить заявление на обязательное страхование
  3. Приложить к заявлению на обязательное страхование следующие документы:

Сведения о транспортных средствах, допущенных к эксплуатации, по видам транспорта, указанным в заявлении на обязательное страхование;

Копия(-ии) лицензии(-ий) (и/или иных обязательных разрешительных документов) на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров видами транспорта, указанными в Заявлении на обязательное страхование;

  • Расчет количества перевезенных пассажиров и копии документов, обосновывающих расчет, по видам транспорта, указанным в Заявлении на обязательное страхование.
  • Ответственность перевозчиков перед пассажирами

    ОСГОПП — это обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров.

    Введение ОСГОПП в Российской Федерации предусмотрено Федеральным законом от 14.06.2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», который вступил в силу с 1 января 2013 г. Этот нормативный акт регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (за исключением метрополитена и легковых такси) за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

    Договор ОСГОПП заключается сроком не менее, чем на 1 год и в отношении всего парка ТС перевозчика;

    Виды перевозок, которые подлежат страхованию:

    Железнодорожный транспорт пригородного сообщения и дальнего следования, включая международные перевозки;

    Воздушный транспорт: самолеты внутренних и международных линий и вертолеты;

    Внутренний водный транспорт;

    Автобусные перевозки, включая внутригородские, пригородные, междугородние и международные перевозки;

  • Городской электрический транспорт: троллейбусы и трамваи;легкое метро и монорельсовый транспорт.
  • Независимо от вида транспорта перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность.

    Перевозчик, не исполнивший возложенной на него настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности и осуществляющий перевозки при отсутствии договора обязательного страхования, физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, фактически осуществляющие перевозки физических лиц автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанные перевозки осуществляются физическим лицом для личных, семейных, домашних нужд), при отсутствии договора обязательного страхования несут ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании, если федеральным законом не установлен больший размер ответственности, а также иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

    Суммы, неосновательно сбереженные перевозчиком вследствие неисполнения возложенной на него настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, взыскиваются по иску федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта (далее – орган транспортного контроля и надзора), в доход Российской Федерации с начислением на эти суммы процентов в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

  • Перевозчик обязан предоставлять пассажирам информацию о страховщике, с которым у него заключен договор обязательного страхования (наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона) и договоре обязательного страхования (номер, дата заключения, срок действия) путем размещения указанной информации в местах, доступных для пассажиров (в местах продажи билетов, на информационных стендах, в транспортном средстве), на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, на билете, в раздаточных информационных материалах, путем транслирования посредством звуковых информационно-справочных систем либо иными способами и поддерживать указанную информацию в актуальном состоянии.
  • Читать еще:  Тренды сервиса 2018: как привести свою компанию к успеху с помощью обслуживания

    Единая стоимость. Разная надежность

    Минимальные и максимальные ставки страховых тарифов по ОСГОПП установлены Указанием Центрального Банка РФ и являются едиными для всех перевозчиков в зависимости от вида транспорта и вида перевозок.

    Несмотря на то, что купить полис ОСГОПП можно во многих компаниях, нужно иметь в виду, что от надежности выбранной страховой компании будет зависеть, насколько простой будет процедура урегулирования убытка при наступлении страхового события.

    Действующим законодательством установлены лимиты страховых выплат при наступлении ответственности перевозчика в результате причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в пределах установленных договором ОСГОПП страховых сумм:

    Риск Страховая сумма (минимальная)
    Причинение вреда жизни 2 025 000 рублей
    Причинение вреда здоровью 2 000 000 рублей
    Причинение ущерба имуществу 23 000 рублей

    Необходимо обратить ваше внимание, что наступление гражданской ответственности перед пассажирами возникает вне зависимости от вины водителя, управляющего транспортным средством или иных условий.

    Таким образом, как только пассажир вошел в транспортное средство (самолет, вертолет, поезд, корабль/паром, автобус, троллейбус и т. д.) за любой вред, причиненный его жизни, здоровью или имуществу отвечает перевозчик, но, при наличии договора ОСГОПП, его ответственность будет переложена на страховщика.

    Страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами

    В соответствии с законодательством Республики Беларусь (Глава 14 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.06 №530 «О страховой деятельности»), страховая компания осуществляет обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами. Объектом, данного вида страхования, являются имущественные интересы страхователя, связанные с риском гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью пассажира и (или) утраты недостачи или повреждения (порчи) его багажа.

    В отношении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в международном сообщении договор страхования действует только на территории Республики Беларусь.

    «Пассажир» — физическое лицо, осуществляющее в соответствии с договором перевозки или договором фрахтования, заключаемыми им самим или от его имени, посадку в транспортное средство (в том числе вагон) или высадку из него и перевозимое перевозчиком в пункт назначения.

    «Багаж» — имущество, сданное перевозчику пассажиром, которое перевозчик обязан доставить в пункт назначения и выдать его на основании багажной квитанции.

    Страховая сумма при обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами при наступлении страхового случая составляет:

    • 500 базовых величин за вред, причиненный жизни, здоровью пассажира;
    • 100 базовых величин за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа.

    Размер страхового возмещения за вред, причиненный жизни, здоровью пассажира зависит от степени тяжести причиненных телесных повреждений* и составляет с 01.07.2014 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 11.05.2019 № 175):

      100 процентов страховой суммы — в случае смерти потерпевшего;

    90 процентов страховой суммы — при установлении потерпевшему I группы инвалидности в связи с полученным телесным повреждением;

  • 80 процентов страховой суммы — при установлении потерпевшему II группы инвалидности в связи с полученным телесным повреждением;
  • 70 процентов страховой суммы — при установлении потерпевшему III группы инвалидности в связи с полученным телесным повреждением;
  • 60 процентов страховой суммы — при получении потерпевшим тяжкого телесного повреждения, не повлекшего установления инвалидности;
  • 35 процентов страховой суммы — при получении потерпевшим менее тяжкого телесного повреждения, не повлекшего установления инвалидности;
  • 15 процентов страховой суммы — при получении потерпевшим легкого телесного повреждения; (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 11.05.2019 №175)
  • 1 процент страховой суммы — при получении потерпевшим телесного повреждения, не повлекшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату трудоспособности. (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 11.05.2019 №175)
  • При установлении потерпевшему инвалидности после получения страхового возмещения в связи с полученным телесным повреждением страховая выплата производится с учетом ранее выплаченной суммы страхового возмещения.

    * Причина смерти или степень тяжести телесного повреждения потерпевшего определяется Государственным комитетом судебных экспертиз в соответствии с законодательством. Если экспертиза о степени тяжести полученного потерпевшим телесного повреждения не назначена постановлением (определением) уполномоченного органа(лица), то такая экспертиза проводится государственным комитетом судебных экспертиз на платной основе по договору, заключенному с потерпевшим.

    Размер выплаты страхового возмещения определяется в белорусских рублях исходя из размера базовой величины, установленного на день осуществления выплаты.

    Страховое возмещение в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа, принадлежащего потерпевшему, выплачивается страховщиком в пределах страховой суммы:

    • при утрате или недостаче багажа — в размере стоимости аналога без учета износа;
    • в случае повреждения (порче) багажа — в размере фактических затрат на восстановительный ремонт без учета износа на основании документов, подтверждающих факт и оплату такого ремонта, а при невозможности восстановления поврежденного багажа- в размере стоимости аналога без учета износа. (часть первая п 228 в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 11.05.2019 №175)

    Размер выплаты страхового возмещения определяется в белорусских рублях исходя из размера базовой величины, установленного на день осуществления выплаты. (п.229 в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 11.05.2019 №175)

    Сумма страхового взноса зависит от вида пассажироперевозок, количества транспортных средств, обеспечивающих пассажирские перевозки.

    Перевозчик обязан заключать договоры страхования на весь период осуществления им деятельности по перевозке пассажиров и багажа, но не более чем на один год.

    В случае, если перевозчик не заключил договор страхования или заключил его на условиях, ухудшающих положение пассажиров по сравнению с условиями, определенными Гражданским кодексом Республики Беларусь и настоящей главой, он несет ответственность перед пассажирами на тех же условиях, при которых должна производится выплата страхового возмещения при надлежащем страховании.

    Отсутствие страхового полиса влечет наложение штрафа.

    Страховщик имеет право осуществлять в пределах выплаченных сумм страхового возмещения перешедшее к нему в порядке суброгации право требования, которое страхователь имеет к лицу (за исключением страхователя), ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования, в случаях, предусмотренных п.222 Главы 14 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.06 № 530 «О страховой деятельности» (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 11.05.2019 № 175).

    1. Действия потерпевших в случае получения травмы:Обязательно поставьте в известность водителя транспортного средства, что Вами получена травма и необходима медицинская помощь (сообщите ему свою фамилию, имя, отчество), запишите фамилию водителя, инвентарный номер транспортного средства.
    2. Попросите водителя вызвать к месту происшествия ГАИ и скорую помощь или вызовите сами (факт причинения вреда жизни, здоровью пассажира в общественном транспорте должен быть подтвержден документом медучреждения).
    3. Запишите данные свидетелей (фамилия, имя, отчество, номер телефона).
    4. При первой возможности обратитесь к перевозчику для оформления акта о причинении вреда жизни и здоровью пассажира (форма акта находится у перевозчика).
    5. После оформления акта о причинении вреда жизни и здоровью пассажира Вам необходимо пройти судебно-медицинскую экспертизу (по направлению ГАИ) для установления степени тяжести полученных телесных повреждений.
    6. При причинении вреда здоровью потерпевшего для получения страховой выплаты потерпевший (а в случае его смерти – наследники) обращается к страховщику с заявлением с приложением документов:
    • документ организации здравоохранения об оказании медицинской помощи, а также заключение экспертизы о степени тяжести телесных повреждений, полученных потерпевшим, выданное Государственным комитетом судебных экспертиз.

    В случае смерти потерпевшего его наследниками представляются:

    • нотариально засвидетельствованная копия свидетельства о смерти потерпевшего; нотариально засвидетельствованная копия о праве на наследство.

    По вопросам предоставления данного вида страхования Вы можете обратиться по телефонам в Минске в Управление обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами и медицинского страхования +375 17 226-68-27 , +375 17 226-62-66, +375 (29) 679-79-34 или в любой из филиалов Белэксимгаранта.

    По вопросам урегулирования убытков Вы можете обратиться по телефону в Минске +375 17 306-49-80, +375 17 306-02-59

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector