Новый Федеральный Закон «О бухгалтерском учете»

Новый Федеральный Закон «О бухгалтерском учете»

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ
“О бухгалтерском учете”

С изменениями и дополнениями от:

28 июня, 2, 23 июля, 2 ноября, 21, 28 декабря 2013 г., 4 ноября 2014 г., 23 мая 2016 г., 18 июля, 31 декабря 2017 г., 29 июля, 28 ноября 2018 г., 26 июля 2019 г.

Принят Государственной Думой 22 ноября 2011 года

Одобрен Советом Федерации 29 ноября 2011 года

ГАРАНТ:

См. Сравнительный анализ настоящего Федерального закона и Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

О вопросах организации и ведения бухгалтерского учета экономическими субъектами, возникающих в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, см. информацию Минфина РФ от 4 декабря 2012 г. N ПЗ-10/2012, информационное письмо ФСФР России от 14 марта 2013 г. N 13-СХ-12/8387

Президент Российской Федерации

6 декабря 2011 г.

Цель нового Закона о бухучете – исключить устаревшие и неэффективные нормы, устранить пробелы.

Вести бухучет должны все экономические субъекты (в т. ч. перешедшие на УСН). Исключение – индивидуальные предприниматели (ИП); лица, занимающиеся частной практикой; структурные подразделения иностранных организаций (при условии, что ведется налоговый учет).

Объектами бухучета являются факты хозяйственной жизни (сделки, события, операции). Активы. Обязательства. Источники финансирования деятельности. Доходы и расходы. Иные объекты, если это установлено федеральными стандартами. Прежде объектами бухучета признавались имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции.

Ранее руководители организаций могли вести бухучет лично. Это право остается только у руководителей субъектов малого и среднего предпринимательства.

Руководитель утверждает образцы первичных учетных документов. При этом в новом законе альбомы унифицированных форм не упоминаются.

Прежде бухотчетность подписывалась руководителем и бухгалтером (в т. ч. главным). Теперь она считается составленной после подписания ее руководителем.

Определены обязательные реквизиты регистров бухучета, особенности бухотчетности при реорганизации и ликвидации юрлица. Закреплено, как разрабатываются и утверждаются федеральные стандарты в области бухучета.

В отношении бухотчетности нельзя устанавливать режим коммерческой тайны. Ранее содержание регистров бухучета и внутренней бухотчетности являлось таковой.

Прежний Закон о бухучете содержал норму, допускающую не применять правила бухучета, если они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации. Новый такую возможность не предусматривает.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 г.

Текст Федерального закона опубликован в “Парламентской газете” от 9 декабря 2011 г. N 54, в “Российской газете” от 9 декабря 2011 г. N 278, на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru) 7 декабря 2011 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 декабря 2011 г. N 50 ст. 7344

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 247-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 июля 2019 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 247-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 28 ноября 2018 г. и с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 481-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 июля 2017 г.

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 344-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 425-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 357-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 292-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня его официального опубликования названного Федерального закона

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) “О бухгалтерском учете” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)

О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

22 ноября 2011 года

29 ноября 2011 года

Судебная практика и законодательство — 402-ФЗ О бухгалтерском учете

приказ Минприроды России от 10.03.2015 N 94 “О вводе в промышленную эксплуатацию информационных систем Минприроды России”; постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 N 1219 “Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации”; приказ Минфина России 01.12.2010 N 157н “Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти”; Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ О бухгалтерском учете; Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ Бюджетный кодекс Российской Федерации

аудитор также выпустил аудиторское заключение о годовой бухгалтерской отчетности политической партии, состав которой установлен Федеральным законом “О бухгалтерском учете”, подготовленной за тот же период;

от аудитора не требуется сообщать информацию о ключевых вопросах аудита в соответствии с МСА 701 “Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении”, и он не принял решение сделать это по каким-либо иным причинам;

2. Настоящий формат (часть CV, версия 5.07) разработан в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 N 66н “О формах бухгалтерской отчетности организаций” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 02.08.2010 N 18023) с учетом последующих изменений, утвержденных приказами Минфина России.

В обоснование своего требования административный истец указал, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”. Нарушение своих прав административный истец связывает с тем, что при рассмотрении арбитражными судами конкретных дел с участием ПАО “ВНИПИгаздобыча” были применены оспариваемые положения нормативного правового акта.

4. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 480 “Об утверждении федеральной целевой программы “Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года”.

Читать еще:  Как съесть слона? По кусочкам! [разделение больших задач на микрозадачи]

Перечень основных услуг БУ и ставок на услуги БУ, применяемых для определения базового тарифа БУ (далее – Перечень БУ), составлен исходя из необходимости учета хозяйственных операций, проведения активных и пассивных операций, отражения операций в регистрах бухгалтерского учета и составления отчетности в соответствии с требованиями Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”, Федерального закона “О бухгалтерском учете”, нормативных актов Банка России и внутренних регулятивных документов Агентства.

1.2. Инвентаризация имущества финансовой организации (далее – инвентаризация) проводится в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”, Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ “О негосударственных пенсионных фондах”, Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”, Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. N 49 “Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств” и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность финансовых организаций.

49. Организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с требованиями Федерального закона “О бухгалтерском учете”.

50. Организации представляют первичные статистические данные о движении драгоценных металлов и драгоценных камней по утвержденным формам федерального государственного статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

аудит проводился в отношении полного комплекта годовой бухгалтерской отчетности, состав которой установлен Федеральным законом “О бухгалтерском учете”;

годовая бухгалтерская отчетность составлена руководством аудируемого лица в соответствии с правилами составления бухгалтерской отчетности, установленными в Российской Федерации;

13. По строкам 05 – 06 приводится выручка от проведения обязательного и инициативного аудита (далее – аудит) бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” консолидированной финансовой отчетности, составленной в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), а также аудита отдельных частей бухгалтерской (финансовой) отчетности, и отчетности, составленной по специальным правилам, например, отличная от консолидированной финансовая отчетность, составленная по МСФО. Под обязательным аудитом понимается аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, который проводится в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности” (далее – Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ) или иного федерального закона. Под инициативным аудитом бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается аудит, отличный от обязательного.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) “О бухгалтерском учете” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)

О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

22 ноября 2011 года

29 ноября 2011 года

Судебная практика и законодательство — 402-ФЗ О бухгалтерском учете

приказ Минприроды России от 10.03.2015 N 94 “О вводе в промышленную эксплуатацию информационных систем Минприроды России”; постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 N 1219 “Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации”; приказ Минфина России 01.12.2010 N 157н “Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти”; Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ О бухгалтерском учете; Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ Бюджетный кодекс Российской Федерации

аудитор также выпустил аудиторское заключение о годовой бухгалтерской отчетности политической партии, состав которой установлен Федеральным законом “О бухгалтерском учете”, подготовленной за тот же период;

от аудитора не требуется сообщать информацию о ключевых вопросах аудита в соответствии с МСА 701 “Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении”, и он не принял решение сделать это по каким-либо иным причинам;

2. Настоящий формат (часть CV, версия 5.07) разработан в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 N 66н “О формах бухгалтерской отчетности организаций” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 02.08.2010 N 18023) с учетом последующих изменений, утвержденных приказами Минфина России.

В обоснование своего требования административный истец указал, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”. Нарушение своих прав административный истец связывает с тем, что при рассмотрении арбитражными судами конкретных дел с участием ПАО “ВНИПИгаздобыча” были применены оспариваемые положения нормативного правового акта.

4. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 480 “Об утверждении федеральной целевой программы “Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года”.

Перечень основных услуг БУ и ставок на услуги БУ, применяемых для определения базового тарифа БУ (далее – Перечень БУ), составлен исходя из необходимости учета хозяйственных операций, проведения активных и пассивных операций, отражения операций в регистрах бухгалтерского учета и составления отчетности в соответствии с требованиями Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”, Федерального закона “О бухгалтерском учете”, нормативных актов Банка России и внутренних регулятивных документов Агентства.

1.2. Инвентаризация имущества финансовой организации (далее – инвентаризация) проводится в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”, Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ “О негосударственных пенсионных фондах”, Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”, Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. N 49 “Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств” и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность финансовых организаций.

49. Организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с требованиями Федерального закона “О бухгалтерском учете”.

50. Организации представляют первичные статистические данные о движении драгоценных металлов и драгоценных камней по утвержденным формам федерального государственного статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

аудит проводился в отношении полного комплекта годовой бухгалтерской отчетности, состав которой установлен Федеральным законом “О бухгалтерском учете”;

годовая бухгалтерская отчетность составлена руководством аудируемого лица в соответствии с правилами составления бухгалтерской отчетности, установленными в Российской Федерации;

13. По строкам 05 – 06 приводится выручка от проведения обязательного и инициативного аудита (далее – аудит) бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” консолидированной финансовой отчетности, составленной в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), а также аудита отдельных частей бухгалтерской (финансовой) отчетности, и отчетности, составленной по специальным правилам, например, отличная от консолидированной финансовая отчетность, составленная по МСФО. Под обязательным аудитом понимается аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, который проводится в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности” (далее – Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ) или иного федерального закона. Под инициативным аудитом бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается аудит, отличный от обязательного.

Читать еще:  Парикмахерские ножницы. Как выбрать?

Федеральный закон о бухгалтерском учете (402-ФЗ)

Закон о бухгалтерском учете является определяющим актом бухзаконодательства в России. В настоящей рубрике мы будем рассказывать о нормативном регулировании этой сферы в нашей стране и обо всех нововведениях.

Закон о бухгалтерском учете 402-ФЗ — основные положения

Бухгалтерский учет (далее — БУ), как и любая другая сфера, нуждается в надлежащем правовом регулировании со стороны государства. И ведущую роль здесь играет Федеральный закон о бухгалтерском учете 402-ФЗ. Он был принят 06.12.2011, но начал действовать с некоторой отсрочкой — с 01.01.2013. Основные цели этого закона — установить единые требования к БУ и отчетности, закрепить правовой механизм регулирования бухучета. Им и посвящены 2-я и 3-я главы закона.

Итак, о чём же говорит нам 402-й федеральный закон о бухгалтерском учете?

Прежде всего, он:

  • раскрывает само понятие бухучета, определяя его как формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных законом о бухгалтерском учете, в соответствии с установленными им же требованиями, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (БФО);
  • очерчивает круг лиц, на которых распространяется его действие.

Кто несет ответственность за организацию бухгалтерского учета, узнайте здесь.

В числе объектов БУ закон указывает:

  • факты хозяйственной жизни;
  • активы и обязательства;
  • финансовые источники;
  • доходы и расходы.

Перечень объектов является открытым. А в качестве лиц, обязанных вести учет, называются все экономические субъекты в РФ. Не вести БУ дозволяется лишь ИП и некоторым подразделениям иностранных организаций.

Помимо этого, закон о бухгалтерском учете закрепляет:

  • порядок организации БУ экономическим субъектом;
  • требования к первичным документам и бухрегистрам;

В силу особой важности первички ей посвящена отдельная рубрика нашего сайта.

  • правила инвентаризации;
  • «отчетные» вопросы;
  • порядок хранения документов БУ.

Что изменилось в 402-м законе о бухгалтерском учете в 2015-2018 годах?

За недолгий срок существования закон о бухгалтерском учете уже не раз изменялся и дополнялся. Последние существенные изменения (начали действовать с 16.11.2014) коснулись упрощенных способов ведения БУ и БФО. В частности, был определен круг субъектов, у которых нет права на бухгалтерскую упрощенку. Это:

  • организации, занятые в определенных сферах деятельности, например, жилищные и кредитные потребительские кооперативы, субъекты адвокатуры и нотариата, юридические консультации и др.;
  • организации, отчетность которых подлежит обязательному аудиту независимо от того, в какой области они заняты;
  • некоторые некоммерческие организации.

Никаких изменений в 2015 году в закон не вносилось. А в 2016 году единственным новшеством в этом документе (закон «О внесении изменений…» от 23.05.2016 № 149-ФЗ) стало исключение государственных академий наук из понятия «организации государственного сектора» (п. 9 ст. 3 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). В 2017-2018 годах в закон № 402-ФЗ были внесены незначительные поправки, касающиеся в основном кредитных организаций.

ВНИМАНИЕ! Минфин подготовил поправки в закон № 402-ФЗ. Подробности см. здесь.

Другие акты бухгалтерского законодательства в РФ

Федеральный закон о бухгалтерском учете — акт основополагающий, но не единственный. Его положения развиваются и конкретизируются многочисленными подзаконными актами. Согласно самому закону иерархия таких НПА следующая:

  • федеральные стандарты;
  • отраслевые стандарты;
  • рекомендации в области бухгалтерского учета;
  • стандарты экономического субъекта.

Стандарты первой — федеральной — группы в настоящее время не утверждены и вместо них пока применяются всем нам хорошо известные ПБУ, определяющие порядок учета отдельных объектов БУ. Отраслевые стандарты закрепляют правила для отдельных сфер деятельности. Рекомендации призваны обеспечить правильное применение стандартов, снизить расходы на организацию БУ, внедрять передовой бухгалтерский опыт, исследования и разработки. Применение рекомендаций — дело сугубо добровольное. Внутренние стандарты предназначены для организации и ведения БУ у конкретного экономического субъекта. Он сам решает, какие стандарты разрабатывать, как их утверждать, изменять или отменять.

Закон 402 о бухгалтерском учете с последними поправками

Для должной ясности в финансовых операциях вся оформляемая документация должна подчиняться единым требованиям, чтобы не возникало беспорядка и пресекались случаи мошенничества. С этой целью был принят закон о бухгалтерском учёте, который предусматривает единые для всех правила и порядки оформления бухгалтерских документов.

Общие положения

Федеральный закон 402 был принят Государственной Думой в третьем чтении 22 ноября 2011 года и одобрен Советом Федерации 29.11.2011. Закон был подписан президентом и вступил в силу 6 декабря 2011 года.

ФЗ-402 устанавливает единые требования к бухгалтерскому учёту, включая бухгалтерскую (финансовую) отчётность, и создаёт законную систему регулирования бухгалтерского учёта. Закон регламентирует оформление и систематизацию документации об объектах по предусмотренным данным законодательствам требованиям.

Настоящий ФЗ распространяется на следующие экономические субъекты:

  • коммерческие и некоммерческие организации;
  • государственные органы управления (федеральные и местные), а также внебюджетные государственные фонды и организации;
  • Центральный банк РФ;
  • индивидуальные предприниматели, включая адвокатов, нотариусов и других лиц, которые занимаются частной практикой;
  • представительства и филиалы зарубежных и международных компаний, которые находятся на территории Российской Федерации, если международный договор РФ не предусматривает других условий.

Также Федеральный закон № 402 применяется в следующих сферах:

  • при управлении бюджетными активами РФ и её субъектов. Действие распространяется на все операции с данными активами, влекущие за собой их изменения;
  • при ведении бухгалтерского учёта определённого имущества, как собственного, так и переданного на доверительное управление или одним из его совладельцев;
  • при оформлении бухгалтерского учёта во время раздела продукции, если в соответствии с Федеральным законом № 225-ФЗ не предусмотрены другие условия;
  • ФЗ-402 не используется при создании внутренних отчётов для внутренних целей субъекта, отчётов, которые предоставляются кредитной организации согласно её условиям, а также для других отчётов, если законодательство РФ не предусматривает использование настоящего ФЗ.

Закон о бухгалтерском учёте состоит из 4 глав и 32 статей. Последняя редакция настоящего законодательства состоялась 18.07.2017 под номером 160-ФЗ.

Какие были внесены изменения?

Федеральный закон № 160-ФЗ от 18.07.2017 привнес в текущее законодательство следующие изменения:

  • В статье 21 были произведены нижеперечисленные правки:
    • в первой части, предусматривающей документы, которые регулируются бухгалтерским учётом, были добавлены в пункте 2.1 нормативные акты Центробанка РФ;
    • третья часть, перечисляющая объекты, на которые устанавливаются федеральные стандарты бухгалтерского учёта, была изменена в 5 пункте: план счетов бухгалтерского учёта и его применение, кроме данной документации для кредитных и некредитных организаций;
    • шестая часть предусматривает, что Центральный банк Российской Федерации своими нормативными актами устанавливает порядок оформления и применения планов счетов бухгалтерского учёта, а также их отражение на отдельных и групповых счетах и формы выявления информации в финансовой отчётности кредитных и некредитных организаций;
    • пятнадцатая часть текущей статьи была дополнена и переизложена и на данный момент гласит, что федеральные стандарты, а также, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, акты Центробанка РФ не должны противоречить Федеральному закону о бухгалтерском учёте.
  • Статья 23 была изменена в части 2, которая перечисляет компетенции Центрального банка Российской Федерации, в пункте 1, перечисляющим следующие обязательства: разработка и утверждение стандартов, установленных ст.21 ч.6 настоящего ФЗ, а также обобщение применения данным нормативных актов;
  • Статья 30 была дополнена частью 1.1, гласящей, что предыдущие стандарты бухгалтерского учёта, утверждённые Министерством финансов РФ 1 октября 1998 года и действовавшими до вступления настоящего закона в силу, признаются действительными для текущего ФЗ, исключая положение о непротиворечии нормативных стандартов Центробанка с федеральными стандартами.
Читать еще:  Торговля одеждой из Китая

Статья 1 определяет цели и предмет ФЗ-402. Целью настоящего Федерального закона является установление универсальных стандартов бухгалтерского учёта и формирование законного механизма регламентирования бухгалтерской отчётности.

Также текущая статья даёт определение бухгалтерскому учёту. Под данным термином понимается создание документов с систематизированной информацией об объектах, предусмотренных настоящим законодательством, согласно требованиям, предусмотренным Федеральным законом о бухгалтерской отчётности.

Читайте также ФЗ 224 в новой редакции. Подробности по ссылке:

Статья 5 определяет объекты бухгалтерского учёта, которыми являются:

  • данные о хозяйственной деятельности;
  • обязанности;
  • активы;
  • доходы;
  • расходы;
  • источники финансирования;
  • другие, установленные федеральными стандартами объекты.

Статья 6 предусматривает обязанности субъекта при ведении бухгалтерского учёта. Состоящая из 5 частей, она устанавливает следующие положения:

  1. Экономическое лицо обязано осуществлять бухгалтерский учёт согласно требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, если он не устанавливает иное.
  2. Финансовый учёт в соответствии с настоящим ФЗ могут не вести следующие лица:
    • индивидуальные предприниматели и лица, которые занимаются частной практикой, если согласно настоящему закону они ведут учёт доходов, расходов и других видов налогообложения, определяющих конкретный тип предпринимательской активности;
    • филиал иностранной организации, находящийся на территории РФ. В таком случае учреждение ведёт бухгалтерский учёт в соответствии с законодательством своей страны, если международным договором не предусмотрены другие условия;
  3. Бухгалтерский учёт следует вести регулярно, без прерываний, со дня регистрации предприятия в государственном регистре и до окончания его существования в результате ликвидации или реорганизации.
  4. Текущий ФЗ допускает применение упрощённого финансового учёта для следующих субъектов:
    • представители малого предпринимательства;
    • некоммерческие организации;
    • организации, которые являются участниками научных исследований и разработок, согласно ФЗ-244 “Об инновационном центре “Сколково”.
  5. Упрощённые способы ведения бухгалтерской отчётности не ведутся следующими лицами:
    • учреждения, чьи финансовые отчёты должны быть в обязательном порядке подвергнуты аудиту, согласно законодательству РФ;
    • квартирные и жилищно-строительные объединения;
    • кредитные организации, включая сельскохозяйственные кредитные потребительские объединения;
    • микрофинансовые компании;
    • учреждения государственной сферы;
    • политические партии и их местные филиалы;
    • адвокатские объединения;
    • бюро адвокатов;
    • адвокатские палаты;
    • учреждения предоставляющие юридические консультации;
    • нотариальные офисы;
    • некоммерческие организации, которые исполняют обязанности иностранных агентов, согласно п. 10 ст. 13.1 ФЗ-7 от 12.01.1996.

Статья 9, состоящая из 8 частей, устанавливает порядок и особенности оформления первичных учётных документов.

  1. Все аспекты хозяйственной деятельности в обязательном порядке должны быть отражены в первичном учётном документе. Документы, которые содержат несуществующие факты и фиктивные сделки, не допускаются к бухгалтерскому отчёту.
  2. Первичный учётный документ должен содержать следующие обязательные данные:
    • название документа;
    • дата оформления документа;
    • имя субъекта, который составил документ;
    • предмет хозяйственной деятельности;
    • размер натурального и денежного объёма предмета хозяйственной деятельности с обозначением единиц измерения;
    • установление должностных лиц, совершивших сделку и лиц ответственных за её оформление и документирование;
    • подписи участников с указанием необходимой информации для их идентификации.
  3. Первичный учётный документ необходимо оформлять во время совершения факта хозяйственной деятельности, если это невозможно, тогда сразу по его завершению. Ответственное за составление первичного акта лицо обязано вовремя передавать первоначальные учётные документы для регистрации информации в бухгалтерском отчёте, а также оно отвечает за подлинность этой информации. Лицо, которое ведёт бухгалтерский учёт, не отвечает за достоверность информации, предоставленной им другими лицами, ответственными за предоставление первичных данных.
  4. Форму первичных учётных актов утверждает глава экономического субъекта, в соответствии с требованиями лица, которое ведёт бухгалтерский учёт. Для государственных организаций форма документов определяется согласно бюджетному законодательству РФ.
  5. Исходный учётный акт составляется в письменном виде, на бумаге или в электронном формате с электронной подписью.
  6. Если законодательство Российской Федерации или договор предусматривает необходимость предоставления первоначального учётного акта другому лицу или в государственные органы в бумажном виде, тогда субъект должен на свой счёт подготовить бумажные копии документов по соответствующему истребованию.
  7. В исходном учётном документе допустимы исправления, если это не запрещено федеральным законодательством или другими законными постановлениями, регламентирующими ведение бухгалтерского учёта. Исправление должно содержать сноску, где указана дата исправления и данные о лицах, которые составили, подписали и внесли исправления в документ.
  8. Если по законам РФ первоначальные учётные акты, включая в электронном формате, конфискуются, то копии этих документов включаются в бухгалтерский отчёт.

Статья 11 регламентирует проведение инвентаризации активов и обязательств, что является необходимым действием для мониторизации работы предприятия и установления достоверности задокументированной и фактической информации.

  • Во время инвентаризации определяется фактическое количество, объём и состояние объектов и сопоставляется с информацией из бухгалтерских отчётов.
  • Порядок проведения инвентаризации (периодичность, сроки, обстоятельства и перечень инвентаризируемых объектов) устанавливает экономический субъект, кроме случаев обязательной инвентаризации. При необходимости обязательной инвентаризации, порядок и условия её проведения устанавливаются законодательством РФ по федеральным отраслевым стандартам.
  • При нахождении во время инвентаризации несоответствий между фактическими данными и зафиксированными в бухгалтерском регистре, найденные расхождения необходимо внести в бухгалтерский отчёт, относящийся к периоду проведения проверки.

Статья 12, состоящая из трёх частей, предусматривает порядок денежного измерения объектов бухгалтерского учёта. Статья устанавливает следующие положения:

  1. Предметы бухгалтерского учёта необходимо измерять в денежном эквиваленте.
  2. Денежная оценка объектов из бухгалтерского регистра осуществляется в валюте Российской Федерации.
  3. При оценивании в иностранной валюте, стоимость предметов необходимо пересчитать в валюте Российской Федерации, если законодательство не предусматривает других условий.

Статья 15 устанавливает длительность отчётного периода.

  • Отчётный период для годовых финансовых отчётов составляет 1 календарный год, то есть с 1 января до 31 декабря включительно.
  • Первый отчётный год составляет отрезок времени с момента регистрации экономического субъекта в государственном реестре до 31 декабря текущего календарного года включительно.
  • Если регистрация в госреестре была проведена после 30 сентября, то первым отчётным годом считается период со дня регистрации до 31 декабря следующего за текущим календарного года, при условии, что субъект не устанавливает другие условия.
  • Отчётный интервал времени для промежуточных бухгалтерских отчётов составляет период с 1 января до отчётной даты срока включительно, за который необходимо составить промежуточный финансовый отчёт.
  • Первый отчётный период для промежуточного отчёта составляет срок с даты регистрации субъекта в госреестре до отчётной даты срока промежуточного финансового отчёта.
  • Датой составления бухгалтерского отчёта (отчётная дата), является последний календарный день периода, для которого составляется отчёт, кроме случаев, когда юридическое лицо ликвидируется или реорганизуется.

Скачать 402 ФЗ в новой редакции

Для более детального ознакомления закон № 402 о бухгалтерском учёте в последней редакции, включающей последние актуальные правки, можно скачать по ссылке ниже.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector