НДС и НСП: в поисках выбора

НДС и НСП: в поисках выбора

Как считать НДС и НсП

как считать?
только точно
вот, например, если в прайсе сказано 1000 у. е., без налогов,
то сколько бабла надо будет реально отдать?

как блин сложно то.
короче, я понял, какой процент по примеру
зависимость то линейная, правильно?

Да. Если N без НДС и НсП, то N*1.315789 — с НДС и НсП.

А почему не N*1,25 – с НДС и НсП?!

Потому что проценты отсчитываются от суммы с, а не от суммы без. Хотя если принебречь величинами второго порядка малости, то получится 1.25.

так, обстановка накаляется
товаарищи! хочу точно знать

от штуки баксов это не второй порядок малости

На самом деле вот так: N+N*0,2+N*(1+0,2)*0,05=N*1,26

Ты знаешь или ты так думаешь?

По крайней мере, МТС именно так считает:
————————————
телефонные услуги 8.1373
НДС 1.6275
Налог с продаж 0.4882
Итого по телефону: 10.2530

так, господа
определитесь, пожалуйста, с мнением

МТС определилась

ага, вот и экспериментальное подтверждение

Это правильно, остальное – нет.

Кстати, ЕТС на сегодняшний день у тебя нет? интересно, какой там у меня оклад.

Могут быть разные системы учета, но обычно если НДС 20 процентов,
а налог с продаж 5 процентов, то с тебя возьмут с коэффициентом
1.20*1.05=1.26.
Это наверняка.

Что значит “могут быть разные системы учета”, “если НДС 20 процентов, а налог с продаж 5 процентов”? В России, как и в любой другой стране, – ОДНА система учета и четко определенные ставки. Если кто-то поступает по-другому – нарушает закон! (и должен сидеть как бы ; рядом с Ходором)
А главное, почему ты мне-то это адресуешь?

Признаю, мог загнать. Слушайте этих двух аццов — они рюхают.

разные системы учета?
ты что с ума сошел
ставки НДС и НП законом фиксируются

у моего батька на заводе по российской бухгалтерии убытки,
а по немецкой — прибыль (по кр. мере он так говорит, был у них там косяк)
вот и верь теперь людям

ничего странного в этом нет
хотя обычно наоборот

да я не тарахчу, может и наоборот

Все зависит от того, что и как ты продаешь.
Для каждого фиксированного случая все, конечно, определено законом, блин!
А тебе я это адресовал в знак согласия с 126 процентами .

НДС практически всегда 20% (с Нового года 18 но есть отдельные, законодательно определенные, случаи когда он составляет 10%. Это точно. Правда эти случаи навряд-ли коснутся Головореза.
Поэтому сумма с налогами (НДС и НП) составит 126%.

Есть льготная группа товаров (детское питание, некоторые лекарственные препараты и т.п.) которые облагаются НДС по ставке 10%.
Для них СуммаСНДСиНсП=СуммБезНалогов*105%*110%. Остальные товары облагаются НДС по ставке 20%
С нового года все товары облагаются НДС по ставке 18%

НДС и НСП

Библиографический список

1. “Прогнозирование и планирование экономики” – под редакцией

Борисевича В. М. – Минск: Экоперспектива, 2000.

2. Азгальдов Г.Г. Теория и практика оценки качества товаров.

– М.: ЮНИТИ, 2000. – 416 стр.

3. Алексеев Н.С., Ганцов Ш.К., Курятин Г.И. Теоретические

основы товароведения непродовольственных товаров. – М.: Экономика, 1999. –

4. Задесенец Е.Е. Оценка качества промышленных товаров. М.:

ЮНИТИ, 2001. – 200 стр.

5. Комплексная оценка качества непродовольственной продукции.

Под ред. Гличева А.А. М.: Наука, 2001. – 156 стр.

6. Методические указания по оценке качества промышленной

продукции. – М.: Проспект, 2000. – 287 стр.

7. Организация сельскохозяйственного производства /Ф.К.

Маширов, В.А. Удалов, С.И. Грядов, и др. под ред. Ф.К.Машилов. – М.Колос,

2001-504с. (Учебники и учебные пособия для студентов высш. Учеб. Заведений)

8. Оценка качества товаров народного потребления. Проблемы.

Методы. М.: Экономика, 1972. – 300 стр.

9. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб.

пособие для ВУЗов / Под. ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ –

10. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий:

2-е изд. Переработано и допол. – М. ИП. «Экоперспектива» 2000г.

11. Сальников В.А. Трансформация отраслевой структуры

промышленности России: концептуальные основы исследования // Проблемы

прогнозирования. – 2000. – №5.

12. Склянников В.П. Моральное старение товаров и управление их

качеством в торговле. М.: МГУ, 1995. – 130 стр.

13. Соловьев Б.А. Потребности, рынок, спрос. М.: Филинъ, 1998. –

14. Сомов Ю. Оценка эстетических свойств товаров. М.: Экономика,

15. Суворов Н.В., Емельянов С.С. Макроэкономический анализ

технологических и структурных изменений в отечественной экономике // Проблемы

прогнозирования. – 2000. – №5.

16. Узяков М.Н. Характер экономического роста РФ в среднесрочной

перспективе // Проблемы прогнозирования. – 2000. – №1.

17. Федоров М.В. Экспертиза качества товаров. – М.: Экономика,

18. Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка:

Учеб. пособие. – М.: ПРИОР, 2001

Основные отличия:

Объектом НСП является только конечное потребление, обороты по реализации товара не облагаются налогом.

  1. Механизм начисления и взимания.

НСП взимается только в момент конечного потребления, в отличие от НДС.

Для НСП расчетной налоговой базой является весь оборот розничной торговли и платных услуг.

В объекты налогообложения НСП включены расходы, не учитываемые при расчете налога на прибыль, а также государственных расходов на закупку товаров и оплату услуг сторонних организаций.

Все ЮЛ обязаны подавать налоговые декларации, независимо от налоговых обязятельств.

Достоинства НСП:

  1. Более простое администрирование
  2. Однозначное определение объекта налогообложения, и за счет этого хорошая собираемость налога.
  3. Включение в объекты налогообложения расходов, не учитываемых при расчете налога на прибыль, а также государственных расходов на закупку товаров и оплату услуг сторонних организаций, что позволяет существенно повысить его поступления.
  4. Географическое распределение базы налога с продаж может служить хорошим индикатором распределения населения. Этот факт можно использовать для оптимизации межбюджетных отношений.

Недостатки НСП:

  1. Отсутствие контроля оборотов по реализации налогоплательщиков.
  2. Сложность идентификации «промежуточных» товаров = сложность избежания каскадного эффекта.
  3. Налог с продаж не зависит от финансового состояния налогоплательщика и поэтому в некоторых случаях может стать разорительным.

Достоинства НДС:

  1. НДС относится к типу универсальных налогов, обладающих широкой налоговой базой. Плательщиками НДС являются практически все юридические лица, что обеспечивает устойчивость сборов.
  2. НДС принято считать налогом на потребление. Так как НДС на капитальные товары подлежит зачету, то налог не вносит искажений в их ценообразование и, соответственно, не смещает экономику с границы производственных возможностей.
  3. НДС одинаково трактует как внутренние, так и импортируемые факторы производства. В результате устраняется проблема скрытой дискриминации импортных товаров, характерная для других косвенных налогов.

Недостатки НДС:

  1. Сложное администрирование
  2. Увеличение администриративных издержек по мере обрастания налога льготами и льготными ставками.
  3. Система возмещения из бюджета НДС, уплаченного экспортерами, уязвима с точки зрения ее неправомерного использования.
  4. Косвенное стимулирование экспорта товаров низкой степени обработки, в том числе сырья.
  5. Поскольку фонд оплаты труда является фактически объектом обложения НДС, в странах с высокими налогами на заработную плату, НДС является дополнительным бременем и дестимулирующим фактором разивтия секторов с высокой добавленной стоимостью, прежде всего, сферы инноваций.

Особенности НДС в России:

  1. В Российской Федерации существует ряд положений, нарушающих нейтральность налога, в частности – порядок обложения авансов.
  2. Возмещение НДС экспортерам, призванное стимулировать международную торговлю, имеет в России отрицательную сторону в связи с исторически сложившейся сырьевой направленностью экспорта.
  3. Проблема своевременного возмещения имеет место на фоне непрекращающихся махинаций криминальных структур по незаконному возмещению этого налога.
  4. В целях борьбы со злоупотреблениями по НДС налоговые и правоохранительные органы тратят огромное количество времени и средств.
  5. Принятая в России упрощенная система налогообложения малого бизнеса дала толчок легализации этого сектора экономики исключительно в секторе торговли.
  6. Поскольку одной из составляющих базы НДС является фонд оплаты труда, то стимулы от снижения ставок НДФЛ и социального налога в значительной мере ослабляются налогом на добавленную стоимость

Таким образом, НДС препятствует выходу из тени наиболее перспективных «точек роста» российской экономики!

Последствия замены НДС НСП:

  1. Налоговая система Российской Федерации станет несколько проще. Это сократит общие экономические издержки, связанные с начислением, уплатой и контролем НДС.
  2. В связи с этим можно ожидать, что собираемость налога с продаж будет выше, чем собираемость налога на добавленную стоимость.
  3. Отказ от НДС одновременно избавит от процедуры возмещения НДС из бюджета.
  4. Отказ от НДС в российских условиях создаст стимулы для легализации малого и среднего бизнеса в той мере, в какой эта легализация тормозилась существующей спецификой упрощенной системы налогообложения.
  5. Замена налога, обеспечивающего около четверти налоговых поступлений консолидированного бюджета, может привести к существенному снижению бюджетных доходов.
  6. Введение налога с продаж может привести к росту цен в секторах потребительского рынка с низким уровнем конкуренции, что всегда особенно болезненно для малообеспеченных слоев населения.

Налог на «добавленную» стоимость (по статье Андрея Началова).

В статье в ироничной форме кратко описаны проблемы существующего ныне НДС и предложены 2 варианта замены: НСП и налог на так называемую «добавленную» стоимость.

По сути, мы и сейчас пытаемся облагать налогом только эту пресловутую добавленную стоимость, но путем налогообложения и затрат и результата деятельности предприятия, зато потом предлагая вычеты. Автор предлагает начислять налог непосредственно на добавленную стоимость, а не на всю готовую продукцию с последующим вычетом. При этом он сам говорит, что «расчет НДС упрощается и становится автономным для каждого предприятия». То есть мы лишаемся сразу двух проблем: и трудоемкого и дорогого администрирования, и проблемы незаконных вычетов. При том, что по мнению автора такая схема уступает НСП, она все же лучше и продуктивнее существующей.

Читать еще:  Что бывает тем, кто не платит за обед в петербургских ресторанах

По моему мнению, эта схема далека от идеальной по нескольким причинам:

1. Предлагая рассчитывать налог автономно по каждому предпроятию, государство сознательно рискует получить еще больше схем укрывательства, чем имеется сейчас.

2. Понятие «добавленной стоимости» достаточно неоднозначно, что оставляет пространство для маневров в этой области, так что совершенно не факт, что на практике администрирование окажется проще и дешевле.

3. Существует мнение о том, что для правильной уплаты НДС необходим целый багаж знаний, то есть неподготовленный пользователь вряд ли сможет верно все уплатить в бюджет с первого раза. Предлагаемая схема начисления налога только на добавленную стоимость, по моему мнению, требует большей квалификации как со стороны налогоплательщика, так и со стороны налоговых органов.

«Почему этот принцип не используется – не знаю». – слова автора.

Я тоже не знаю, но возможно, если бы эта схема была приемлема, она бы более широко применялась в мире?

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 1031 ; Нарушение авторских прав? ;

НДС и НСП: в поисках выбора

Налогом с продаж (НСП) могут вскоре заменить налог на добавленную стоимость. Сторонник такой замены, глава экспертного управления Администрации Президента РФ Аркадий Дворкович полагает, что поправка в налоговое законодательство, возможно, будет одобрена законодателями уже в предстоящую весеннюю сессию, перед принятием первого для России трехгодичного бюджета страны.

Сообщество малого и среднего бизнеса в целом поддерживает Дворковича. Крупный бизнес, представленный РСПП, более осторожен. В любом случае, подчеркивают предприниматели, серьезные преобразования допустимы только после тщательного изучения всех возможных последствий. Но в целом климат сейчас для представителя президентской администрации, три года пробивавшего идею введения НСП, благоприятен, как никогда раньше. НДС администрируется все хуже, потери от его воровства все больше, и что с этим делать, толком в стране не знает никто.

В любом случае, подчеркивают предприниматели, серьезные преобразования допустимы только после тщательного изучения всех возможных последствий. Но в целом климат сейчас для представителя президентской администрации, три года пробивавшего идею введения НСП, благоприятен, как никогда раньше. , потери от его воровства все больше, и что с этим делать, толком в стране не знает никто.

НДС, действительно, очень сложно администрировать, он как бы растекается по всей территории страны в процессе прохождения товара, и это вызывает у многих предпринимателей непреодолимый зуд и позыв к воровству. Неверно связывать проблему только с потерями бюджета из-за многообразных махинаций с возмещением НДС при лжеэкспорте из России, когда фирма получает из казны возмещение заплаченного в России налога, а товар так и остается в стране.

Во внутреннем обороте товаров и услуг также создана целая система неправомерного возмещения НДС с сумм, которые в бюджет на самом деле никогда не были заплачены. Точных данных о масштабах воровства нет, есть только косвенные показатели. Общие ежегодные начисления НДС в стране превышают 5 трлн рублей. Более 80 процентов из них идет в зачет – это почти 4 трлн рублей, и определенный процент от этой суммы уходит “налево”. По некоторым оценкам, незаконное присвоение денег может доходить до нескольких сотен миллиардов рублей в год.

Многочисленные попытки усовершенствовать администрирование налога практически провалились – иногда из-за своей громоздкости, иногда – из-за противодействия тех или иных чиновников и бизнеса. Но всегда одной из причин провала была необходимость дополнительных, и весьма серьезных, финансовых затрат. По мнению Дворковича, и в этом он абсолютно прав, стоимость администрирования этого налога будет и дальше увеличиваться параллельно с развитием сложной переработки, ростом малого и среднего бизнеса.

Появились первые признаки усталости и у самого верного защитники НДС – у Минфина. Дворкович в минувшую среду во время встречи с журналистами обронил многозначительную фразу: “Минфин уже почти готов обсуждать и вопрос перехода от налога на добавленную стоимость к налогу с продаж, если выяснится, что сохранение НДС становится для казны невыгодным”.

Конечно, администрирование налога с продаж куда как проще. В отличие от НДС, НСП платится только при конечной продаже, а не каждый раз, когда в процессе движения к конечному потребителю товар получает добавленную стоимость. Да и предлагаемая ставка в 10-15 процентов привлекательнее, чем нынешние 18 или даже, после возможного снижения, 13 процентов НДС. Более низкая ставка принесет потери бюджета порядка 1 процента ВВП, но, по утверждению Дворковича, потери вскоре будут перекрыты из-за резкого роста налоговой базы.

Если этот рост будет, возражают сомневающиеся. Дело в том, что огромное количество товара покупается у нас помимо кассового аппарата, и, естественно, небогатое большинство нашего населения предпочтет купить товар на 10 (или 15) процентов дешевле, чем сознательно платить налог. В том, что бизнес эту лазейку использует, сомневаться не приходится. Вопрос: какие будут масштабы? Крупные торговые сети, автосалоны, ФГУПы на такие нарушения, конечно, не пойдут, но не везде они сегодня делают погоду. Словом, тут считать и считать.

Безусловно, бизнесу, работающему на внутренний рынок, НСП, благодаря своей простоте, облегчит жизнь. А вот импортеры, занижавшие стоимость ввозимого товара, чтобы платить меньше налогов, проиграют: налог-то будет браться с конечной, реальной цены. Проиграют и покупатели такого импорта: цены полезут вверх. Впрочем, они традиционно подрастут и на остальные товары в процессе замены НДС на НСП, был бы повод…

Вот еще проблема: а чей он должен быть, этот НСП? НДС, понятно, – федеральный. А налог с продаж тоже должен пойти в общероссийскую кубышку? Но он обычно полностью или частично в других странах идет в местные бюджеты. То есть, надо еще и здесь искать выход, ломать голову, менять законодательство. И это далеко не все проблемы…

А как в других странах? Многие используют НДС (страны ЕС, в частности), в других странах признают только НСП (США, Швейцария и т.д.). Кому что нравится. И вот ведь что характерно: успешно работает и один, и другой налог. Словом, в нормальной стране может быть НДС, может быть НСП. Разницы, по сути, как оказывается, никакой, если налоги выплачиваются честно. И если эти налоги и коррупция не душат бизнес. Вот именно здесь-то собака и зарыта. У нас пока ни с тем, ни с другим ситуация не блестящая. Поэтому, наверное, при выборе, что лучше – НДС или НСП – основным критерием должен стать ответ на вопрос, какой налог меньше поддается махинациям?

Правда, и у процветающих стран тоже, наконец, появилась – не без нашей помощи – червоточинка. В частности, в Германии были отмечены случаи махинаций с НДС. Некоторые местные бизнесмены, не представлявшие ранее, что бензин можно разбавлять водой, а налоги превращать в прибыль, переняли-таки наш опыт. Интересно, когда там дозреют до замены НДС на НСП?

НДС и НСП – выбор из двух зол

Замена налога на добавленную стоимость налогом с продаж, которую предложил Минфину изучить глава государства на расширенном заседании правительства во вторник, претендует на революцию в казахстанской экономике. Но проблема в том, что администрирование НСП может оказаться еще хуже, чем по НДС

«Черная дыра» в казне

Из 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ названа пока часть. Наиболее важным шагом для экономики – да и для страны в целом – выглядит налоговая реформа. «Необходимо детально изучить вопрос введения налога с продаж вместо сложного, непрозрачного налога на добавленную стоимость», – поручил президент правительству. Это заявление вызвало широкий резонанс в деловом сообществе.

Возможно, именно от него и исходила инициатива, поскольку отечественный бизнес неоднократно подвергал критике администрирование НДС. Впрочем, не меньше нареканий вызывал этот налог и у фискалов. Так что позиции «мытарей» и налогоплательщиков касательно неэффективности НДС совпали. Правда, для обеих сторон для этого совершенно разные причины.

Для налоговиков проблема – неправомерное возмещение налога из бюджета, которое привело к созданию настоящей «черной дыры». Компании выставляют НДС к зачету, но на самом деле его не платят, и выявить это можно лишь при анализе квартальных отчетов. А к тому моменту фирма может закрыться (она именно для этого и открывалась). Нелегальный возврат НДС (если быть точными, то «возвратом» это вообще назвать сложно) – стал огромным бизнесом. В начале прошлого года министр национальной экономики Ерболат Досаев сообщил: «За 2007-2013 количество налогоплательщиков, признанных лжепредприятиями, составило 1352, сумма потерь по НДС составила 193 млрд тенге».

Чтобы перекрыть канал утечки казенных средств, государство изменяет администрирование НДС. С 2013 ввели систему управления рисками (СУР), в соответствии с которой выстраивается «пирамида поставщиков» – проверке соблюдения налогового законодательства подвергается не только сам экспортер, подавший заявку на возврат НДС, но также прямые поставщики, их контрагенты и так далее, вплоть до пятого колена. Если на каком-то уровне выявляются ошибки по начислению НДС, то его возврат конечному заявителю приостанавливается.

Тем не менее, такие меры в борьбе с лжепредпринимателями большого успеха не возымели, но создали проблемы для добросовестного бизнеса, который стал, по сути, заложником чужих ошибок, отвечая за правомерность работы поставщиков четвертого-пятого уровня, с которыми он никогда не пересекался. Налоговиков понять можно: они перестраховываются, чтобы не потерять бюджетные средства. Однако это достигается ценой крайнего усложнения и затягивания процедуры возврата НДС из бюджета, которая бьет прежде всего по добросовестным экспортерам.

Читать еще:  Как оценить стартап? О том, сколько просить денег у инвестора

Между тем, экономическая природа возврата НДС – в том, что это не льгота, а естественный механизм избежания двойного налогообложения при экспорте.

Поэтому замораживание сумм возврата НДС приводит к вымыванию оборотных средств предпринимателей, ослабляя экспортный и, в конечном итоге, производственный потенциал. Кроме того, непрозрачная система принятия решения о возврате НДС создает условия для коррупции.

В прошлом году о фактическом негласном моратории на возврат НДС говорили зерновые экспортеры. А в этом году о невозврате НДС на сумму 12 млрд тенге заявило такое крупное системообразующее предприятие, как «АрселорМиттал Темиртау». С металлургами вопрос решили, поскольку там дело дошло до задержки зарплаты многотысячному коллективу. Но для остальных компаний, которые не обладают таким влиянием, ситуация не меняется.

Счет для добавленной стоимости

Правительство, разумеется, в курсе проблемы, связанной с администрированием НДС, в частности, процедуры его возврата. Эта проблема на самом деле долгоиграющая и в той или иной мере присутствует во всех странах, где существует НДС. Меры для ее решения предлагались. Один из вариантов – введение НДС-счетов, то бишь банковских счетов, куда поступают средства от продавцов в части НДС, которые могут сниматься только на оплату НДС покупателям и в бюджет. Другой – внедрение электронных счетов-фактур на обязательной основе для всех плательщиков НДС. Но обе эти меры вряд ли способны кардинально решить проблему.

НДС-счета, безусловно, повысят собираемость налога, однако они фактически отвлекут из оборота огромные средства, что может обескровить бизнес. Замена же бумажных счетов-фактур на электронные улучшит оперативность и полноту обработки данных, но не более того.

Очевидно, что низкую эффективность этих рецептов осознает и власть, вот почему и появилась идея решить вопрос методом разрубания «гордиева узла». Вместо того чтобы изменять администрирование НДС – вообще его упразднить, заменив налогом с продаж. Улучшит ли это ситуацию для бюджета и для бизнеса?

Мировой опыт неоднозначен. В России НСП когда-то существовал, был отменен в 2004, а в прошлом году его пытались возродить, но, в конце концов, передумали. Правда, там НСП должен был не заменить, а дополнить НДС, став региональным налогом. Отказались по той причине, что налог с продаж, как показал российский опыт, отличает очень плохая собираемость – около 30%. Это вызвано большой долей неформальной торговли, а также общей низкой налоговой дисциплиной.

Из стран, где НСП функционирует достаточно успешно, можно назвать США и Японию. В остальных развитых государствах применяется НДС. Причина, по которой они не спешат от него отказываться, все та же – лучшая собираемость, по сравнению с НСП. Ведь если НДС охватывает, по сути, все сферы экономики, все стадии оборота, то НСП связан только с розничными продажами. И если сбор здесь организован плохо, то возникает огромная дыра.

В Казахстане за первый квартал этого года объем розничной торговли составил 1,3 трлн тенге, из которых на рынки и индивидуальных предпринимателей приходится 594 млрд тенге, то есть 45%. В состоянии ли государство организовать эффективный контроль за этим потоком?

В США налог с продаж работает исключительно благодаря отлаженному налоговому администрированию и высокой налоговой культуре в целом. Кроме того, там налоговая система децентрализована, поэтому вместо единого НДС и используется НСП, который отличается в каждом штате.

Да, администрирование НДС в Казахстане неэффективно, работая в ущерб и государству, и бизнесу. Однако НСП, несмотря на свою внешнюю простоту, также не блистает легкостью администрирования. Иными словами, выбирая форму налога на потребление, перед нами стоит вопрос не что лучше – НСП или НДС, а что хуже. И выбирать придется между плохим и очень плохим.

Поэтому, возможно, следует еще раз проверить – все ли возможности для улучшения администрирования НДС использовало государство? Думается, что далеко не все. И главная причина – это не формат счет-фактур и даже не «пирамида поставщиков», а сам подход, при котором потери от незаконного возврата НДС государство пытается перекрыть за счет невозврата НДС тем, кто имеет на него законное право. Ведь сама модель, когда один и тот же орган – налоговый – занимается и сбором налогов, и их возвратом, изначально противоречив. Сейчас задача налоговиков – пополнять бюджет. А ускорение и упрощение возврата НДС этому в корне противоречит. Поэтому нужно либо ставить перед налоговой другие задачи, либо передавать возврат НДС другому ведомству.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Коррупционный против неэффективного

Что лучше: НДС или налог с продаж — опрос “Ленты.ру”

Премьер-министр России Дмитрий Медведев предложил вернуться к вопросу о введении в России налога с продаж. Дискуссия о возможной замене НДС налогом с продаж ведется в правительстве уже несколько лет, но пока к какому-то консенсусу противниками и сторонникам реформы прийти не удалось. “Лента.ру” спросила экспертов о преимуществах и недостатках НДС и НСП и о том, к чему может привести замена одного налога на другой.

Налог на добавленную стоимость (НДС) взимается с каждого предприятия, которое в ходе своей хозяйственной деятельности увеличивает стоимость первоначально полученной ею продукции. Например, НДС нужно заплатить компании, которая купила товары дешевле и продает их дороже, производителю, который отдал за сырье меньше, чем получил за готовую продукцию, и даже компаниям, которые производят услуги “из воздуха”. Налог с продаж взимается только с выручки компании, продающей товары и услуги населению.

В своем выступлении 3 декабря Дмитрий Медведев не пояснил, планируется ли заменить НДС налогом с продаж или два сбора будут применяться параллельно. Также нет ясности в том, кто будет получать доходы от налога с продаж – регионы или федеральный бюджет.

По данным деловых СМИ, сторонниками замены НДС на налог с продаж в правительстве являются Министерство экономического развития и вице-премьер Аркадий Дворкович. Главный противник – Министерство финансов. Глава этого ведомства Антон Силуанов, в частности, заявлял, что для компенсации всего одного процента НДС нужно пять процентов налога с продаж. Фактически, для возмещения всей 18-процентной ставки НДС потребуется налог с продаж в 90 процентов. Считается, что главный недостаток НДС – его сложное администрирование. Так, Федеральная таможенная служба называла НДС “самым коррупционным налогом”, отмечая, что такая ситуация наблюдается не только в России, но и во всем мире.

Комментарий экспертов Комитета по налоговой политике Российского союза промышленников и предпринимателей

К возвращению налога с продаж мы относимся отрицательно. Параллельное применение налога с продаж и НДС или полная замена им НДС приведет к резкому сокращению суммарных налоговых поступлений в бюджет и ничего не даст бизнесу. Напротив, такая реформа лишит бизнес права беспроцентно пользоваться суммами НДС, подлежащими перечислению в бюджет, в течение квартала.

У налога с продаж только одно преимущество – простота. С другой стороны, налог с продаж намного сложнее собирать, чем НДС, учитывая российские традиции ведения теневого бизнеса. Поэтому мы считаем, что подобная налоговая реформа не является своевременной и вообще не нужна в ближайшее десятилетие. Что касается перераспределения доходов в пользу регионов, то эта задача должна решаться иными средствами, а не путем резкого снижения налоговых поступлений в консолидированный бюджет.

Александр Осипов, вице-президент, председатель экспертного совета “Деловой России”

Если будет переход к налогу с продаж при отмене НДС, то это положительная инициатива. Налог с продаж намного проще, удобнее и экономически целесообразнее. В свою очередь, у НДС есть большое количество недостатков. Если НДС заменят на налог с продаж, то это даст хороший экономический эффект. А вот если будет параллельное обложение и НДС, и налогом с продаж, то эта инициатива – отрицательная. Недостатки НДС останутся, при этом в два раза увеличится нагрузка на бизнес, связанная с учетом, администрированием и прочими издержками налогообложения.

“Лента.ру”: На ваш взгляд, бизнес поддержит переход на налог с продаж?

Во всяком случае “Деловая Россия” поддержит, и я поддерживаю. По этому вопросу в нашей организации консенсус, хотя, возможно, и есть отличные от общего частные мнения. Потенциально налог с продаж лучше НДС, но конечный результат будет зависеть от того, как это будет реализовано у нас. Вообще в мире накоплено много положительного опыта, который при внедрении в России дает противоположный эффект.

Все-таки можно чуть подробнее о недостатках НДС и преимуществе налога с продаж?

НДС намного более обременителен, заставляет вести во много раз большую отчетность и намного более сложен в администрировании. Кроме того, он подавляет экономический рост в самых технологически развитых отраслях. В технологичных экономиках, например, в США и Японии, нет НДС, там действует налог с продаж. Приведем такой пример: допустим, у нас есть компания Google с выручкой в 10 миллиардов долларов. В России она должна будет заплатить НДС в 1,8 миллиарда – почти пятую часть своих доходов. В США по налогу с продаж ей не придется заплатить ни цента, так как она не продает услуги населению, ее клиенты – в основном компании. Если мы даже уберем прочие факторы, то все равно из-за налоговой системы в США Google выгоднее работать, чем в РФ.

Налог с продаж уже действовал в России параллельно с НДС с 1998 по 2003 год. Он взимался в бюджеты регионов. Субъекты РФ могли самостоятельно устанавливать ставку налога с продаж, и в большинстве регионов он составлял максимальные пять процентов. НСП значительно уступал НДС по сборам: в 2003 году было собрано всего 56 миллиардов рублей налога с продаж против 882 миллиардов налога на добавленную стоимость.

Читать еще:  Телемедицина: результаты зависят от целей

Второй пример: предположим, что есть компания, которая берет песок по центу за килограмм и делает дорогое стекло для айфонов. У нее добавленная стоимость – почти 99 процентов. И все это будет облагаться налогом в 18 процентов. А теперь представим, что она берет тот же песок и делает самое плохое стекло на свете. И у нее добавленная стоимость минимальна, и НДС, следовательно, ей тоже придется платить очень небольшой.

Многие экономисты считают, что самым большим мультипликатором экономического роста является именно потребление населения. Не госинвестиции, расходы бюджета или затраты госкомпаний, а именно потребление товаров и услуг населением стимулирует рост бизнеса и создание рабочих мест. Налог с продаж побуждает экономические власти муниципального и регионального уровня способствовать росту доходов и потребления населения. Что же касается НДС, то он нейтрален к экономическому росту за счет роста потребительского рынка, хотя утверждается, и в науке в том числе, что это по-другому.

Для того чтобы администрировать НДС, нужно проверять контрагентов, вести книги покупок, книги продаж, компаниям нужно проводить сверки, пересылки документов и так далее – для налога с продаж все это не нужно. Кроме того, НДС постоянно вытаскивает у компаний деньги из оборота. С налогом с продаж ситуация совершенно другая. Ни производители, ни оптовая торговля, ни инжиниринговые компании, ни разработчики во всем этом не участвуют. Им не надо тратить время и деньги на всю эту кучу бумаг, на необходимые IT-продукты, отвлекаться на бесконечные проверки, и, самое главное, по итогам этого цикла им не нужно вытаскивать средства из оборота и отдавать их государству. Налог с продаж начисляется только при покупке конечной продукции населением.

Михаил Горст, преподаватель кафедры экономического анализа и организации рынков Высшей школы экономики

“Лента.ру”: На ваш взгляд, оправданно ли сейчас возвращение налога с продаж?

Михаил Горст: Насущной необходимости в этом нет – система взимания НДС “настроена” довольно неплохо. Этот инструмент работает, и причин его менять, с экономической точки зрения, я не вижу. Налог с продаж, который предлагается рассмотреть, в свое время уже функционировал в российской налоговой системе. Он существовал параллельно с НДС и был впоследствии отменен, что было правильно. У этих налогов сильно “перекрываются” объекты налогообложения, поэтому одновременно функционировать в налоговой системе они не должны. Иначе определенные сектора экономики будут нести двойную налоговую нагрузку.

К тому же НДС – это порядка 30 процентов доходов федерального бюджета. Эксперименты с таким источником доходов – дело рискованное. Каковы будут поступления налога с продаж? В какие бюджеты они будут направлены? Ведь традиционно налог с продаж – это региональный налог. Как перераспределять расходные полномочия? Правительство планирует масштабную бюджетную реформу? Вопросов здесь больше, чем ответов.

Некоторые говорят, что администрирование налога с продаж проще, чем НДС.

Это спорное утверждение. Если налог с продаж платится только при продаже товара или услуги конечному покупателю, то необходимо будет проверять кучу мелких торговцев, которые сейчас от НДС освобождены. Не уверен, что это проще, чем администрировать цепочку производства добавленной стоимости, в которой сейчас начисляется НДС. Если же налог с продаж предполагается платить и на промежуточных стадиях, то это мало чем будет отличаться от нынешней системы взимания НДС.

НДС является одним из крупнейших источников доходов российского бюджета. С января по октябрь федеральный бюджет заработал 9,161 триллиона рублей. На НДС пришлось 3,25 триллиона рублей, из них 1,5 триллиона – импортный НДС (взимается с импортеров товаров в Россию).

Введение нового налога неизбежно связано с построением системы его взимания. Как она будет работать, когда она заработает нормально – большой вопрос. Зная, как обычно у нас вводятся различные государственные новшества, можно с уверенностью утверждать, что неразберихи будет много и длиться она будет долго. За примерами далеко ходить не надо: это и введение ЕСН с его последующей отменой, и различные новшества по контролю за обращением алкогольной продукции и взимания соответствующих акцизов.

У нас почему-то традиционно издержки по “переключению” с одной системы на другую не принимают во внимание. Видимо потому, что основные издержки несут налогоплательщики, а для госорганов это не издержки, а освоенные средства и проведенные “реформы” – есть за что отчитаться.

Почему тогда в тех же США применяется налог с продаж?

У них так исторически сложилось. НДС – это недавнее изобретение, он был придуман в 60-х годах во Франции. США используют свою систему и не видят никакой необходимости переходить на другую, вот и все. Налог работает, а издержки по замене высоки – нет никаких причин менять систему.

Вообще сама постановка вопроса – “еще раз обсудить эту тему”, замену НДС налогом с продаж, является умозрительной. Что-то я не слышал массовых призывов со стороны предпринимателей ввести налог с продаж вместо НДС. И у Минфина таких идей нет.

У нас что, более насущных проблем в сфере предпринимательства нет? Бегство капитала, например, или отсутствие стимулов инвестировать и развивать бизнес в России никого в правительстве не волнуют? Ведь чтобы что-то реально улучшить, надо сначала много поработать, а уже потом пиариться. А здесь можно сразу. Так же как объединить часовые пояса и ввести постоянное летнее время.

Галина Акчурина, руководитель практики налоговых споров “ФБК-Право”

Периодически у нашего государства возникает идея заменить налог на добавленную стоимость налогом с продаж. Другими словами, поменять косвенный налог на налог, фактически исчисляемый с выручки. И каждый раз совершенно справедливо НДС остается в силе. Налог на добавленную стоимость является, конечно, гораздо более прогрессивным, чем налог с оборота, с выручки. По этому вопросу проводилось много исследований, и они показали преимущества косвенных налогов, которые исчисляются с добавленной стоимости, а не с выручки. Я думаю, что и в этот раз от замены НДС на налог с продаж откажутся.

Единственная проблема, которая побуждает государство возвращаться к вопросу об отказе от НДС – сложность администрирования. Однако существующая судебная практика значительно упрощает администрирование налога. Кроме того, у государства нет проблем с механизмами защиты от фирм-однодневок и защиты от незаконного возмещения налога. Тот факт, что государство не в полной мере использует возможности для защиты от фирм-однодневок и возврата фиктивного НДС, как мне кажется, не должен быть поводом к замене последнего на налог с продаж. Тем более что у нас налог с продаж уже взимался, и он был совершенно справедливо отменен как неэффективный и нестимулирующий развитие бизнеса.

Константин Трапаидзе, председатель коллегии адвокатов “Ваш юридический поверенный”

Я очень хорошо отношусь к налогу с продаж, но только в том случае, если НДС останется в очень ограниченном виде или будет вообще отменен. Замена НДС на налог с продаж приведет к существенному уменьшению нагрузки на бизнес, связанной в том числе со сложной отчетностью, проблемами с возвратом и другой путаницей. В этом смысле замена НДС на налог с продаж похожа на отказ от транспортного налога в пользу акцизов на бензин. Если ты больше продаешь – то больше платишь, и до момента передачи или продажи товара ты ничего не обязан платить, даже если товар хранится у тебя годами.

“Лента.ру”: какие еще преимущества есть у налога с продаж?

Преимущества в том, что он проще, меньше и, следовательно, существенно уменьшает хлопоты бизнеса. Налог с продаж проигрывает только в том, что благодаря НДС государство собирает в разы больше денег в бюджет. Но не стоит забывать, что именно возврат НДС породил создание мощных преступных организованных групп, в том числе с участием налоговой службы и правоохранителей, которые похищают гигантские суммы из бюджета в виде возврата фиктивного НДС. Ущерб для нашей страны от этого не только финансовый, но и имиджевый, достаточно вспомнить “дело Магнитского”.

На мой взгляд, если резервы государства позволяют перейти на налог с продаж, не снижая финансирования социальных программ, то, возможно, это один из немногих действенных способов стимулировать развитие бизнеса, производства, роста ВВП и, в конечном счете, инвестиционной привлекательности России. Неудивительно, что в итоге это может привести к увеличению общей массы собираемых налогов в отличие от повышения налогового бремени на бизнес, которое в итоге приведет к сокращению собираемости налогов. В какой-то степени это будет стимулировать и развитие регионов, особенно тех, которые будут поддерживать бизнес.

Но сможет ли налог с продаж так же хорошо выполнять фискальные функции, как и НДС?

Как я уже сказал, в конечном итоге, если все будет работать правильно, общий рост товарооборота, производства, ВВП позволит решать эти задачи. Кроме этого параллельно будут решаться многие вопросы, в том числе и социальные: создание рабочих мест, возможность тратить меньше на социальные программы и так далее. Ведь вопрос не столько в том, сколько собирается налогов, а в том, к чему это приведет в результате. Напомню, что многие страны в период реформ значительно снижали, а то и вовсе отменяли налоговый пресс на бизнес. И, в первую очередь, они старались стимулировать производство.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector