Налоговая декларация: исправлять или переделывать?

Налоговая декларация: исправлять или переделывать?

Уточненная налоговая декларация: работаем над ошибками

Статья 80 НК РФ дает следующее описание налоговой декларации – это заявление об объектах налогообложения, о полученных доходах, произведенных расходах и об исчисленной сумме налога. Бланки налоговых деклараций по разным налогам утверждаются Федеральной налоговой службой, поэтому, конечно, это не тот документ, который можно составить в свободной форме. Кроме самих бланков деклараций ФНС утверждает и порядок их заполнения. Достаточно часто при подготовке деклараций налогоплательщики допускают ошибки.

Чтобы избежать этого, рекомендуем при возникновении вопросов своевременно обращаться к специалистам, а также контролировать сдачу отчетности. Проверить себя можно с помощью бесплатного аудита.

Скачать актуальные формы налоговых деклараций и других необходимых документов вы можете в разделе Образцы документов

Что делать, если после сдачи декларации вы обнаружили ошибку? Возможно, придется подготовить и сдать уточненную налоговую декларацию. В одних случаях ее подача будет правом налогоплательщиком, а в других – обязанностью.

Что считается ошибкой в декларации

В статье 81 НК РФ упоминаются недостоверные сведения в декларации и собственно ошибки. Недостоверные сведения – это неверно указанные суммы доходов, расходов, результатов финансово-хозяйственной деятельности, налогов к уплате. Под ошибками понимают неверно указанный налоговый период или дату, арифметические ошибки, нарушение порядка заполнения декларации, неправильно указанные коды (ИНН, КПП, КБК, ОКТМО и прочее).

Недостоверные сведения и ошибки в декларациях могут никак не повлиять на сумму налога, который надо уплатить, а могут его уменьшить или увеличить. От того, как отразились ошибки и недостоверные сведения на сумме налога, зависит необходимость подачи уточненной налоговой декларации.

Когда налогоплательщик обязан подать уточненную налоговую декларацию

Здесь все очень просто, если сумма налога к уплате занижена, то есть страдают интересы бюджета, то подача уточненной декларации – обязанность налогоплательщика (п. 1 ст. 81 НК РФ). Если же ошибки в первичной декларации не уменьшили сумму налога или произошла переплата в бюджет, то налогоплательщик вправе, но не обязан, подавать уточненную декларацию.

Период, за который можно подавать уточненку, законодательством не ограничен. Даже если с момента подачи ошибочной декларации прошло больше трех лет (глубина проведения выездной проверки), налогоплательщик обязан подать уточненную декларацию, если обнаружил недоимку по налогу.

Обратите внимание, что ошибки или недостоверные сведения в первичной декларации налогоплательщик должен обнаружить самостоятельно. Если их находит налоговая инспекция в результате проверки или сверки расчетов, то суммы недоимки или переплаты по налогу фиксируются в результатах проверки.

Что касается переплаты налога в бюджет, то перед подачей уточненной налоговой декларации стоит оценить целесообразность этого шага. Дело в том, что при занижении налоговой базы (то есть налог был переплачен в результате завышения доходов или занижения расходов) налоговая инспекция может провести выездную проверку по периоду, за который была подана уточненная налоговая декларация.

Кроме того, для подтверждения факта переплаты налога необходимо будет представить в ФНС документы, на базе которых подготовлена уточненная декларация (договоры с контрагентами, первичные и платежные документов, счета-фактуры). Если вы уверены в своей правоте, можете подтвердить ее документально, а сумма переплаты значительна, то подавать уточненку действительно стоит.

Как оформить уточненную декларацию

Специальной формы для уточненной декларации не предназначено, но здесь надо учитывать, что подавать скорректированную информацию надо на бланке, который действовал в тот налоговый период (п. 5 ст. 81 НК РФ). Например, если вы в 2020 году обнаружили ошибку в декларации по УСН за 2017 год, то и подавать уточненную декларацию надо по форме, которая была актуальна в 2017 году.

В уточненной декларации не указывают разницу между ошибочными и верными значениями, а только новые правильные показатели. Отличаться будет еще и титульный лист, т. к. на нем необходимо указать другой номер корректировки. В первичной декларации в поле с номером корректировки прописывают «0», в первой уточненной декларации это будет «1». Если за этот же период будет подаваться еще одна уточненка, то значение соответствующего поля будет «2» и т.д. Количество уточнений декларации законом не ограничено.

Если вы подаете уточненную декларацию за период до 1 января 2014 года, когда действовали коды ОКАТО (сейчас их заменили коды ОКТМО), то указывайте именно их. Но если на основании этой скорректированной декларации вы должны заплатить недоимку по налогу за период до 2014 года, то в платежном поручении можно указывать только код ОКТМО.

Налоговый кодекс не требует при представлении уточненной декларации прилагать какие-либо пояснения, тем не менее, рекомендуется подать вместе с ней и пояснительную записку. Все равно налоговая инспекция с большой вероятностью запросит объяснения при камеральной проверке исправленной декларации.

В пояснительной записке укажите:

  • декларацию по какому налогу и за какой период вы подаете;
  • какие недостоверные сведения или ошибки содержатся в первичной декларации;
  • в каких полях уточненной декларации указаны первичные и исправленные значения показателей;
  • расчет налоговой базы и исчисленного налога (если эти суммы изменилась);
  • копии платежных документов об уплате недоимки и пени, если они были уплачена до подачи уточненной декларации.

Ответственность за подачу уточненной налоговой декларации

Конечно, налогоплательщиков волнует, могут ли к ним применить какие-то санкции за подачу уточненки. Может, лучше подождать, пока налоговый инспектор эти ошибки и недостоверные сведения самостоятельно обнаружит (а ведь может и не обнаружить)? Или, все-таки, повинную голову меч не сечет? Не всегда.

За сам факт подачи уточненной декларации ответственности не предусмотрено. Однако, в зависимости от срока ее представления и наличия недоимки по налогу (если при уточнении сумма налога оказалась выше, чем в первичной декларации), могут складываться следующие ситуации:

  1. Скорректированная информация подана в пределах сроков отчетной кампании. Например, 10 февраля 2020 года организация подала первичную декларацию по УСН за 2019 год, в которой по горячим следам обнаружены ошибки или недостоверные сведения. Если уточненную декларацию сдать до конца марта 2020 года, то никаких негативных последствий не возникает вообще. В этом случае признается, что первичная декларация представлена в день подачи уточненки.
  2. Сроки сдачи декларации прошли, но для уплаты налога срок еще есть. Так, на ЕНВД это может быть период между 20 по 25 июля по итогам второго квартала. Санкций к налогоплательщику не будет, если только он нашел ошибку сам, а не узнал об этом по итогам камеральной проверки первичной декларации или из сообщения о назначении выездной проверки. Ну и, конечно, налог надо успеть заплатить вовремя.
  3. Истекли сроки сдачи декларации и уплаты налога (в случае с ЕНВД – после 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом). Важно – прежде чем подавать уточненную декларацию, необходимо уплатить сумму недоимки по налогу и пени (п.4 ст. 81 НК РФ). В этом случае штрафа не будет.
  4. Ситуация, когда штрафа за нарушение расчета налога избежать не удастся – если про недостоверные сведения или ошибки, занижающие сумму налога, налогоплательщик узнал от налоговой инспекции. Кроме недоимки по налогу и пеней придется заплатить еще и штраф по ст. 122 НК (в размере 20% от неуплаченной суммы налога).

Что делать, если в налоговой декларации ошибка

Если допущена ошибка в налоговой декларации, её можно исправить, следуя правилам статьи 81 Налогового кодекса РФ (НК). Необходимые корректировки выполняют путем составления уточненного варианта такой декларации. После этого отчетность с внесенными изменениями подается в местное подразделение налогового ведомства (ФНС). Следует знать, что указание недостоверных данных в отчетной декларации может привести к наложению санкций на плательщика налога (например, НДФЛ). Порядок устранения неточностей, обнаруженных в отчетной документации, регламентируется нормами НК.

Этап первый: нужно выяснить, как допущенные ошибки влияют на сумму уплачиваемого налога

Если в налоговой декларации ошибка, нужно разобраться, как она влияет на сумму соответствующего налога – обязательного платежа, подлежащего перечислению по результатам отчетного периода. При этом налогоплательщик руководствуется такими правилами, установленными пунктом 1 статьи 81 НК:

  1. Первая ситуация – налогоплательщик обнаружил, что декларация, поданная подразделению ФНС, содержит неточности, способствующие занижению суммы уплачиваемого налога. При данных обстоятельствах он обязан надлежащим образом откорректировать этот отчет (например, декларацию 3-НДФЛ) и направить его уточненный вариант подразделению ФНС.
  2. Вторая ситуация – декларация, переданная органам ФНС, включает недостоверные сведения (искажения), которые не приводят к занижению налоговых обязательств. При таких обстоятельствах у налогоплательщика возникает право (но не обязанность) на корректировку документации и передачу её уточненного варианта подразделению ФНС. Уточненную форму можно направить и после завершения регламентированного срока сдачи декларации (это не считается нарушением срока).

Надо отметить, что вышеуказанные правила действуют для всех категорий налогоплательщиков, отчитывающихся перед ФНС путем подачи соответствующих деклараций. Это касается также и граждан, заявляющих НДФЛ-вычет.

Этап второй: составление уточненного варианта налоговой декларации

Сначала следует выяснить, за какой промежуток времени пересчитываются обязательства по уплате налога, если фискальная служба (налоговая) обнаружила ошибку в декларации. Аналогичный вопрос возникает, когда подобные неточности выявляются налогоплательщиком самостоятельно. Чтобы прояснить ситуацию, нужно обратиться к общему правилу, оговоренному пунктом 1 статьи 54 НК:

  1. Если искажения, которые повлияли на налоговую базу и величину налога, относятся к минувшим отчетным периодам, исправления выполняются за тот период, в котором данные ошибки были допущены. Например, если в 2019 году обнаружена неточность, допущенная при заполнении декларации 3-НДФЛ за 2017 год, уточненная форма этого отчета составляется по шаблону 2017 года.
  2. Если налогоплательщик не может точно определить промежуток времени, в котором была допущена обнаруженная неточность, надлежащие корректировки совершаются за период выявления данного несоответствия. Аналогичное правило действует и для тех ситуаций, когда выявленное несоответствие привело к переплате налога (перерасчет можно выполнить за период обнаружения неточности).
Читать еще:  Семь правил умного поведения в споре

Все сведения отражаются в уточненной форме без каких-либо ошибок (искажений), поскольку смысл данной процедуры состоит в том, что плательщик налога исправляет первоначальный отчет. При этом речь вовсе не идет о сдаче дополнительной декларации за минувший период. Этот момент четко оговорен пунктом 1 статьи 81 НК.

Уточненную отчетную форму можно заполнить как на компьютере, так и от руки. Для составления и отправки декларации 3-НДФЛ гражданин вправе задействовать опцию персонального кабинета на интернет-сайте ФНС. Ещё один вариант – воспользоваться компьютерной программой, предназначенной для оформления 3-НДФЛ в электронном виде. Данная программа также имеется на веб-сайте фискального ведомства.

К отправляемой декларации, содержащей необходимые изменения (исправления), следует приложить обосновывающую документацию. Речь идет о бумагах, доказывающих достоверность внесенных корректировок (поправок, дополнений). Если плательщик НДФЛ запрашивает полагающийся вычет и возврат подоходного налога, потребуется добавить надлежащее заявление, а также пояснительную записку с причиной уточнения. Это будет благоприятствовать успешному прохождению камеральной проверки.

Часто возникает вопрос о том, нужно ли при подаче уточненной декларации повторно направлять те документальные приложения, которые ранее уже передавались подразделению ФНС. Бумаги, которые ранее были переданы фискальному органу, могут повторно не представляться, если налогоплательщик своевременно уведомил ФНС об этом. Данное правило не действует, если соответствующая документация подавалась в подлинном виде и была возвращена налогоплательщику. Ещё одно исключение – представленные бумаги были утеряны сотрудниками ФНС из-за форс-мажорных обстоятельств.

Этап третий: передача уточненной формы в подразделение ФНС с необходимыми приложениями

Как установлено пунктом 5 статьи 81 НК, уточненный вариант декларации направляется местному подразделению ФНС. При этом используется отчетная форма, действовавшая в том налоговом периоде, за который совершаются необходимые исправления. Документацию разрешается подать следующими способами (пункт 4 статьи 80 НК):

  1. Личный визит в офис ФНС с целью передачи бумаг сотрудникам фискального ведомства. Это может сделать как сам налогоплательщик, так и его доверенный представитель. Желательно подготовить два экземпляра уточненной формы. Один – для налоговой службы. Второй – для плательщика (с отметкой инспектора о принятии). Рекомендуется также приложить опись представленных бумаг (2 экземпляра).
  2. Почтовая отправка, содержащая перечень вложений и предусматривающая уведомление отправителя о произведенном вручении.
  3. Отправка электронного письма через интернет или онлайн-кабинет плательщика на веб-сайте ФНС.

Конкретный срок подачи уточненной отчетной формы не регламентирован нормами законодательства. Это значит, что её можно направить фискальному ведомству (ФНС) в любое время по факту выявления неточности.

Этап четвертый: доплата недостающей налоговой суммы

Если ошибки (несоответствия), допущенные налогоплательщиком в декларации, обусловили занижение суммы уплачиваемого налога, данную недоимку следует погасить. Если соответствующий платеж оказался просроченным, ФНС направит обязанному лицу надлежащее требование на основаниях пункта 1 статьи 45 НК. С физлица просроченный налоговый платеж может быть взыскан через суд на протяжении 6 (шести) месяцев, отсчитываемых от момента завершения срока его внесения. Это предусмотрено нормами статьи 48 НК.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.

Налоговая декларация: исправлять или переделывать?

В каких случаях следует подавать уточненную декларацию, а когда можно корректировать данные в декларации следующего отчетного периода?

С необходимостью вносить изменения в налоговую отчетность рано или поздно сталкивается каждый бухгалтер. На первый взгляд, все достаточно просто. Но свои особенности есть и здесь.

Ту точку зрения, что изменения в декларацию вносятся посредством подачи уточненных деклараций за период, в котором допущены ошибки, поддерживают контролеры в письме МНС России от 5 июля 2004 г. № 03-1-08/1485/18 и письме ФНС России от 19 ноября 2005 г. № ММ-6-03/886@.

Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 81 Налогового кодекса, при обнаружении недостатков в декларации налогоплательщик должен внести в нее дополнения и изменения. К таким недостаткам относятся неотражение или неполнота сведений или ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате.

В том случае, если ошибки были совершены налогоплательщиком или налоговым агентом в поданном им налоговом расчете, и это привело к завышению или занижению налога, подлежащего перечислению в бюджет, налоговый агент должен подать уточненный расчет. В нем нужно отразить данные только по тем налогоплательщикам и операциям, в отношении которых обнаружены ошибки и искажения, исходя из пункта 6 статьи 81 Налогового кодекса.

Аналогичные нормы прописаны и в рекомендациях по заполнению деклараций.

При этом, в процессе перерасчета налоговой базы и суммы налога нельзя учитывать результаты налоговых проверок, проведенных налоговым органом за тот налоговый период, по которому производится перерасчет.

Обходимся без «уточненки»

Однако бывают ситуации, когда налогоплательщик не может достоверно определить, когда же были совершены ошибки. В данном случае перерасчет налоговой базы и суммы налога можно произвести за тот налоговый период, в котором такие ошибки выявлены. Соответственно, если они выявлены в настоящий момент, то можно не подавать уточненную декларацию, а внести данные в готовящуюся первичную декларацию и отразить их, например, по строке 301 Приложения № 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль. Этот метод на примере учета расходов, осуществленных в период применения УСН и оплаченных уже в период применения метода начисления при ОСН, предлагают налоговики в письме МНС России от 21 апреля 2004 г. № 02-5-11/84@.

Кроме того, существует достаточно много случаев, когда налог был ошибочно занижен, но без «уточненки» можно обойтись. К примеру, в письме Минфина России от 15 июля 2004 г. № 03-03-05/1/80 чиновники делают вывод, что если ошибки совершены раньше срока, который охватывают камеральная и выездная налоговые проверки налогоплательщиков, то подавать уточненную декларацию нет необходимости.

Вместе с тем, согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 81 Налогового кодекса, подача «уточненки» является правом, а не обязанностью налогоплательщика, если обнаруженные ошибки не привели к занижению суммы налога.

Правила подачи

При подаче уточненной отчетности стоит иметь в виду еще несколько правил. Во-первых, уточненную декларацию надо представлять на бланке установленной формы, действовавшей в том налоговом периоде, за который производится перерасчет налога (абз. 2 п. 5 ст. 81 НК РФ).

Во-вторых, уточненные налоговые декларации по обособленным подразделениям организации в случае перехода на уплату налога через ответственное подразделение (головную организацию) подаются по месту нахождения последнего. Об этом говорится в письме ФНС России от 30 июня 2006 г. № ГВ-6-02/664. В случае ликвидации обособленного подразделения уточненная декларация подается по месту нахождения ответственного подразделения (если применялся централизованный порядок уплаты налога). В противном случае (например, ликвидированное подразделение находилось в другом субъекте Российской Федерации), «уточненку» нужно представить в налоговый орган по месту учета головной организации. Такое мнение выражают контролирующие органы в письме Минфина России от 17 марта 2006 г. № 03-03-04/1/258, письме УФНС России по г. Москве от 20 июня 2006 г. № 20-12/ 54178@.

Исправления при реорганизации

Не столь единогласно высказываются чиновники по поводу исправления налоговой отчетности реорганизованных компаний. Как сказано в письме Минфина России от 15 марта 2007 г. № 03-02-07/1-128, если была проведена реорганизация, уточненные декларации следует подавать по месту учета организации-правопреемника и от ее имени. Иную точку зрения выразило УФНС России по городу Москве в письме от 15 января 2007 г. № 19-11/002458. По мнению налоговиков, в случае присоединения одной организации к другой, «уточненку» следует представить в инспекцию, где раньше состояла на учете присоединенная организация. Однако отметим, что в данном случае в этой инспекции она уже с учета снята, лицевые счета такой организации закрыты. Но нужно не забыть уплатить налог за присоединенную организацию в соответствующей части в бюджет того субъекта Российской Федерации, где она ранее состояла на учете.

Уточняем без санкций

Однако исправить ошибку только на бумаге (в отчетности) мало. Если вносятся изменения в связи с ошибками, которые привели к занижению налога, то нужно доплатить соответствующую сумму налога в бюджет, а также перечислить пени. Однако налоговой ответственности за правонарушения, предусмотренные пунктом 3 статьи 120 и статьей 122 Налогового кодекса, можно избежать.

Для освобождения от этой ответственности необходимо соблюдение определенных условий (хотя бы одного из них):

Ответственности также можно избежать, если уточненная декларация представлена после проведения выездной проверки, по результатам которой не обнаружены ошибки и искажения сведений (п. 4 ст. 81 НК РФ).

По материалам журнала «Практическая бухгалтерия»

Корректирующая налоговая декларация. Особенности подачи

В ситуации выявления ошибок в представленной налоговой декларации налогоплательщику следует обратиться к норме ст. 81 НК РФ, регулирующей порядок подачи уточненной налоговой декларации, особенности применения которой мы и рассмотрим в настоящей статье.

Итак, налоговая декларация сдана. Однако впоследствии налогоплательщик обнаружил, что в ней не отражены некоторые сведения либо имеются ошибки, которые приводят к изменению налогооблагаемой базы и соответственно влияют на исчисленный размер налога. Значит, согласно правилам ст. 81 НК РФ в налоговую декларацию требуется внести изменения. Указанные правила применяются также в отношении сборов (п. 7 ст. 81 НК РФ).

Читать еще:  Коммерческая недвижимость – что это?

Первое, что имеет значение для налогоплательщика, – определить, приводят указанные ошибки к занижению сумм налога, подлежащих уплате, либо не приводят.

В зависимости от этого у налогоплательщика возникает обязанность либо право внести необходимые изменения в налоговую декларацию за соответствующий период.

Выявить переплату в бюджет и заявить о ней посредством подачи корректирующей декларации – право налогоплательщика (п. 1 ст. 81 НК РФ). Об особенностях его реализации мы поговорим ниже.

Что касается возникающей обязанности налогоплательщика в случае занижения сумм налога, необходимо четко представлять, как она реализуется.

ПОРЯДОК ПОДАЧИ УТОЧНЕННОЙ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ

Согласно статьям 54 и 81 НК РФ при обнаружении в текущем налоговом периоде ошибок в исчислении налоговой базы, относящейся к прошлым налоговым периодам, перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки.

Таким образом, налогоплательщиком в текущем налоговом периоде подается уточненная налоговая декларация за тот налоговый период, в котором допущена ошибка (искажение). Дополнительно к такой декларации налоговый орган требует иногда справку-расчет, в которой объясняются причины внесения изменений в ранее поданные декларации.

Важно, что в уточненной налоговой декларации вы должны указать правильно исчисленные суммы налога (сбора), а не разницу между правильно исчисленной суммой налога (сбора) и суммой, отраженной в ранее представленной декларации. При этом результаты проведенных налоговым органом проверок за уточняемый налоговый период учитывать в корректирующей декларации не следует.

Срок представления уточненной декларации Налоговым кодексом РФ не установлен. Поэтому налогоплательщик может направить в налоговый орган уточненную декларацию в любое время после обнаружения ошибки. Ошибка будет считаться исправленной, только если налогоплательщиком подана уточняющая декларация.

Если же до момента подачи уточненной декларации налоговый орган начнет проверку (или налогоплательщиком будет получено решение о назначении налоговой проверки), в ходе которой будет выявлена ошибка, то подавать уточненную декларацию будет поздно.

Корректирующую налоговую декларацию следует подавать по форме, которая применялась в том налоговом периоде, за который производится перерасчет (п. 5 ст. 81 НК РФ).

Однако что делать, если налогоплательщик не может установить, когда ошибка или искажение были допущены? В этом случае перерасчет производится в периоде выявления ошибки (абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ), что отражается в декларации за текущий отчетный (налоговый ) период.

Рассмотрим пример подачи уточненной налоговой декларации в совокупности с внесением изменений в бухгалтерском учете налогоплательщика.

Организация во II квартале 2007 г. выявила ошибку, допущенную в I квартале 2007 г. Соответственно и бухгалтерская отчетность, и налоговые декларации за этот период были поданы с ошибками.

В этом случае организации необходимо подать уточненные декларации в отношении налогов, неправильные декларации по которым были сданы в I квартале (НДС, налог на прибыль и др.).

В бухгалтерском учете искажения исправляются в соответствии с порядком, предусмотренным п. 11 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н.

В соответствии с Указаниями в случае обнаружения искажений в рамках одного отчетного года (до его окончания) какие-либо исправления в поданную ранее бухгалтерскую отчетность вносить не нужно. Исправления учитываются в том месяце отчетного периода, в котором они были выявлены.

Следовательно, в нашем примере организация учтет изменения в бухгалтерской отчетности за первое полугодие 2007 г.

Обратите внимание! Если в результате уточнений сумма налога (сбора) уменьшается, налоговый орган вправе провести повторную выездную проверку уточняемого периода, но только если он находится в пределах трех лет, предшествующих году, в котором обнаружена ошибка (п. 10 ст. 89 НК РФ).

Приведенный нами простой пример не демонстрирует, однако, тех сложностей, с которыми может столкнуться налогоплательщик при подаче, а налоговый орган – при принятии уточненной декларации.

Рассмотрим некоторые из возникающих проблем.

С одной стороны, право налогоплательщика представлять уточненные налоговые декларации не ограничено каким-либо сроком, что признают и контролирующие органы (письмо ФНС России от 12.12.2006 N ЧД-6-25/1192@ “О порядке приема уточненной налоговой декларации (расчета)”).

Таким образом, в случае представления налогоплательщиком в текущем году уточненной декларации за периоды, по которым срок исковой давности истек, отказать в принятии такой декларации налоговый орган не вправе.

С другой стороны, выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Следовательно, если организацией выявлена ошибка за период, который не может быть охвачен выездной налоговой проверкой, исправлять такую ошибку не имеет смысла. Во-первых, потому что налоговый орган не сможет проверить рассматриваемый период, даже если у налогоплательщика в результате уточнения возникнет недоимка. Во-вторых, потому что налогоплательщик не сможет вернуть или зачесть переплату, если в результате исправления ошибки сумма налога (сбора) будет уменьшена.

То есть за пределами трехлетнего периода пересмотр налоговых обязательств налогоплательщика (как в сторону их увеличения, так и в сторону уменьшения) невозможен.

В соответствии со ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам либо возврату. При этом заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ).

В этой связи может сложиться следующая ситуация.

Налогоплательщик подает в налоговый орган уточненную налоговую декларацию с уменьшением суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, а также заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога. Но на момент подачи заявления срок, в течение которого налоговый орган имеет право проверять поданную декларацию, уже истек. Поэтому у налогового органа отсутствуют законные основания для проведения полноценных контрольных мероприятий в отношении поданной декларации.

У налогового органа естественно возникает вопрос: что делать?

В таком случае Федеральная налоговая служба рекомендует налоговому органу принять уточненную декларацию, а поданное налогоплательщиком заявление о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм налога рассмотреть с учетом самостоятельно представленных налогоплательщиком подтверждающих документов с последующим вынесением решения налоговым органом.

Из приведенной логики следует вывод: налогоплательщик, заинтересованный в проведении зачета, должен самостоятельно обеспечить налоговый орган документами, подтверждающими правомерность производимого зачета.

В отношении НДС п. 2 ст. 173 НК РФ устанавливается другая точка отсчета течения “срока давности” для возмещения излишне уплаченного налога на добавленную стоимость – три года с даты окончания соответствующего налогового периода.

То есть, если налоговая декларация подана по истечении трех лет после окончания налогового периода, в котором возникла положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой начисленного НДС, возмещение излишне уплаченного налога не производится (Постановление ФАС Поволжского округа от 03.03.2005 N А65-18213/2004-СА1-23). Поэтому в отношении НДС ситуация, когда возмещение возможно, но сроки для проведения налогового контроля истекли, возникнуть не может.

Другой нестандартный случай связан с подачей уточненной налоговой декларации в отношении организации, которая перестала существовать, но у которой имеется правопреемник. Такой случай может иметь место при реорганизации юридического лица, проводимой в форме присоединения.

При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо (п. 5 ст. 50 НК РФ).

Если организация-правопреемник обнаружила в декларациях, поданных присоединенным юридическим лицом до его реорганизации, ошибки, которые привели к занижению подлежащей уплате суммы налога, то она обязана внести изменения в эти налоговые декларации и представить уточненные декларации от своего имени (письмо Минфина России от 15.03.2007 N 03-02-07/1-128). Уточненная налоговая декларация представляется по месту учета организации-правопреемника.

Не стоит упускать из виду, что определенность с местом подачи уточненной декларации не освобождает организацию-правопреемника от анализа того, в какой бюджет должен был поступить недоплаченный налог. Если имеется в виду федеральный бюджет, то проблем не возникает. Но как быть, например, с суммами налога, недоплаченными в региональные бюджеты?

Предположим, что в результате реорганизации в форме присоединения перестает существовать юридическое лицо, находящееся в одном из субъектов РФ. За период его деятельности обнаруживаются ошибки в содержании поданной налоговой декларации в отношении сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет этого субъекта РФ.

Правопреемнику с местонахождением в другом субъекте РФ необходимо подать уточненную налоговую декларацию по месту своего учета, но недоимку по налогу ему следует погасить в бюджет того субъекта, в который этот налог должен был быть уплачен присоединенной организацией.

Рассмотрим еще одну ситуацию. Деятельность прекращает не организация, а ее обособленное подразделение. Подход, тем не менее, остается прежним: изменения в налоговые декларации по ликвидированному подразделению должна внести сама организация и представить уточненные декларации должны по месту своего нахождения.

Каковы особенности подачи уточненной декларации, в соответствии с которой у налогоплательщика образовалась переплата?

С 1 января 2007 г. действует новая редакция п. 1 ст. 81 НК РФ , в которой сказано следующее.

Соответствующие изменения в ст. 81 НК РФ внесены Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению сумм налога, подлежащих уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ.

Читать еще:  Своевременная доставка – важная составляющая успеха

Ранее, когда ст. 81 НК РФ не содержала вышеприведенную формулировку, указанное право налогоплательщика на практике не всегда соотносилось с обязанностью налогового органа принять такую корректирующую декларацию (во всяком случае, с точки зрения налогового органа).

Сегодня неправомерность подобных действий налогового органа очевидна.

Налоговый орган обязан принять такую налоговую декларацию и зарегистрирована она должна быть не позднее рабочего дня, следующего за датой ее принятия (п. 2.5.1 Регламента принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных, представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций (расчетов), иных документов, служащих для исчисления и уплаты налогов и бухгалтерской отчетности, утвержденного Приказом МНС России от 04.02.2004 N БГ-3-06/76).

Вопрос о проведении зачета сумм налога по корректирующей декларации должен решаться налоговым органом после регистрации этой декларации. В случае если налоговый орган принял решение об отказе зачета сумм излишне уплаченного налога, то данная налоговая декларация будет только зарегистрирована. В случае положительного решения о зачете инспектор аннулирует первоначальную регистрацию данной уточненной налоговой декларации и вновь зарегистрирует ее, но в особом порядке (письмо ФНС России от 12.12.2006 N ЧД-6-25/1192@).

Обратите внимание! Если при подаче уточненной декларации с исправленной ошибкой, выявленной в пределах трехлетнего срока, сумма налога (сбора) уменьшится (образуется переплата), налогоплательщик может и не подавать уточненную налоговую декларацию. Речь идет о праве, а не об обязанности налогоплательщика.

В заключение рассмотрим корректирующую налоговую декларацию как механизм освобождения от ответственности за неуплату (неполную уплату) сумм налога.

В соответствии с п. 3 ст. 81 НК РФ, если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная декларация представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки.

Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности:

1) при условии, что уточняющая налоговая декларация представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта занижения сумм налога к уплате либо о назначении последним выездной налоговой проверки по соответствующему налогу за данный период, если до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие пени;

2) в случае представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплаты суммы налога.

При этом указанное освобождение от ответственности предусматривает освобождение налогоплательщика и налогового агента от взыскания только штрафов, но не пеней, поскольку последние не являются мерой налоговой ответственности (п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 N 41/9 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации”).

Кроме того, в постановлении Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации” также указано, что в данном случае речь идет об освобождении от ответственности, предусмотренной п. 3 ст. 120 “Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения” и ст. 122 “Неуплата или неполная уплата сумм налога” НК РФ.

В налоговой декларации ошибка: действия налогоплательщика

Налоговые декларации могут предоставляться в ФНС РФ как физическими, так и юридическими лицами. Соответствующие документы во многих случаях характеризуются сложной структурой, и при их составлении возможны ошибки. Рассмотрим то, каким может быть порядок действий налогоплательщика, совершившего ошибку при заполнении декларации по тому или иному налогу.

Ошибка в декларации: правовые последствия

Если в налоговой декларации — ошибка, то какие правовые последствия она может повлечь?

Все зависит от характера данной ошибки. В наибольшей степени критично, если она приводит к занижению налоговой базы, к необоснованному уменьшению налога. Если данная ошибка обнаружена специалистами ФНС при налоговой проверке — на налогоплательщика могут быть наложены штрафные санкции.

Если занижения налоговой базы не происходит — то ошибка в общем случае может не привести к значительным правовым последствиям. Исключение — если ошибки в декларации однозначно не позволяют идентифицировать налогоплательщика. В этом случае документ может быть рассмотрен как не предоставленный, что также предполагает наложение штрафных санкций на налогоплательщика.

В отсутствии ошибок в декларации может быть заинтересован и сам налогоплательщик. Например, если он оформляет крупный налоговый вычет, то может недосчитаться его части — если не задекларирует все доходы корректно.

Если в декларации присутствуют ошибки, которые приводят к неприятным для налогоплательщика правовым последствиям, то ему необходимо подать в территориальное подразделение ФНС по месту прописки уточненную декларацию. То, какой налог уплачивается, принципиального значения не имеет. Механизм корректировки ошибок, в целом, одинаковый для всех типов налогов — уплачиваемых как физическими, так и юридическими лицами.

Изучим специфику подачи уточненного отчетного документа в ФНС.

Подача уточненной декларации в ФНС: нюансы

Уточненная декларация в общем случае составляется по той же форме, что применена при подаче исходной декларации. Например, если человек подал соответствующий отчетный документ в ФНС в 2015 году по установленной форме, то при обнаружении в нем ошибки ему нужно будет направить налоговикам уточненную декларацию по той же форме. Тот факт, что к тому моменту может быть принята новая форма декларации, не имеет значения.

Заполняться уточненная декларация должна точно так же, как и исходная. По содержанию она будет идентична ей во всех компонентах, кроме тех, что подлежат корректировке — то есть, содержащих ошибку.

Однако, если уточненный документ подается в ФНС в целях избежания санкций за занижение налоговой базы — можно применять и текущую форму декларации. Главное — отразить в ней сведения, с одной стороны, не противоречащие тем, что зафиксированы в исходном документе, с другой — отражающие корректировки по блокам с ошибками.

Изучим теперь особенности заполнения рассматриваемого документа.

Заполнение уточненной декларации

Как мы отметили выше, основная часть сведений в уточненной декларации будет повторять те, что отражены в исходном документе — за исключением тех данных, что корректируются. В уточненной декларации обязательно нужно фиксировать номер корректировки. Если соответствующий документ подается в ФНС в первый раз — проставляется цифра 1. Если во второй — цифра 2 и т. д.

Заполнить документ, о котором идет речь, можно как с помощью компьютера, так и вручную. Достаточно удобен сервис, доступный в Личном кабинете на сайте ФНС России. Главное, чтобы те сведения, что не нужно корректировать, остались теми же, что отражены в исходной декларации.

Рекомендуется прикладывать к уточненной декларации прочие документы, которые удостоверяют законность внесения корректировок. Например — пояснительную записку, содержащую разъяснения налогоплательщика касательно цели предоставления рассматриваемого документа.

Заполненную декларацию нужно будет подать в ФНС, а также при необходимости осуществить действия, направленные на преодоление правовых последствий совершения ошибок при заполнении исходного документа.

Отправка декларации и преодоление последствий ошибок

Заполненную уточненную декларацию нужно передать в ФНС. Налогоплательщик может сделать это:

  • лично;
  • через доверенное лицо;
  • по почте (желательно письмом с уведомлением, а также описью документов — особенно, если будут использоваться приложения);
  • в электронном виде — в порядке, установленном законодательством о применении электронной подписи и онлайновых ресурсов государственных ведомств.

Если декларация подается в ФНС лично или через доверенное лицо, то человеку, посещающему ведомство, рекомендуется запрашивать у инспекторов копию документа с отметкой о его получении. Аналогично — следует составить сопроводительный документ с описью приложений в двух экземплярах, на одном из которых желательно присутствие соответствующей отметки.

В случае отправки документа по почте заказным письмом факт получения ФНС документов удостоверяется почтовым уведомлением. При задействовании электронных каналов все сведения об отправке документов в режиме онлайн, как правило, фиксируются в используемых интерфейсах.

Законодательством РФ не установлено конкретных сроков подачи уточненной декларации в Налоговую службу. Но желательно сделать это как можно быстрее, лучше всего — до того момента, как ФНС приступит к проведению налоговой проверки по исходной декларации.

В случае, если правовые последствия совершения ошибки при заполнении соответствующего отчетного документа все же наступили — необходимо их преодолеть.

В начале статьи мы отметили, что одним из самых серьезных последствий может быть штраф за необоснованное уменьшение налога. В связи с этим, налогоплательщику, получившему данный штраф, нужно будет заплатить его, а также недостающую сумму налога.

Если уточненную декларацию налогоплательщик успел подать до проверки — штрафа можно избежать. Возможна ситуация, при которой ФНС, обнаружив ошибку, не штрафует налогоплательщика сразу, а предлагает ему в ближайшее время исправить ее.

В этом случае налог должен быть оперативно исчислен в корректной величине и своевременно уплачен. При необходимости за консультацией по исчислению налога с учетом поправок в налоговой отчетности также можно обратиться к специалистам Налоговой службы.

ФНС вправе инициировать взыскания по непогашенным задолженностям налогоплательщика — в порядке, предусмотренном законодательством.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector