Мужчина-учитель – вымирающая профессия

Мужчина-учитель – вымирающая профессия

РЕБЁНОК.RU

Последние комментарии

Однополое образование, или Учителя-мужчины как вымирающий вид

Президент России Владимир Путин накануне отметил, что одним из достижений последних лет стало повышение уровня заработных плат сотрудников бюджетных организаций и учреждений, а также рост планки авторитета современного учителя. Другими словами, в нынешних учебных заведениях по стране учащиеся и студенты педагогов зауважали из-за их особого статуса, как считает глава государства.

Можно ли с этим согласиться? Ну, как минимум стоит констатировать, что заявление президента весьма спорное. Ведь авторитет педагога и престиж его работы – вещь такая, которая зависит не только от такого фактора как то, «кто находится в учебной аудитории за партами». За партами могут сидеть более чем уважительные обучающиеся, но вряд ли в конечном итоге это каким-то образом добавляет престижа самой педагогической деятельности. Дети прекрасно видят, что учитель, при всём их (в основной своей массе) к нему уважении, вынужден уделять бумагомаранию как минимум не меньше времени, чем общению непосредственно с учащимися. Дети ещё и чувствуют то, что уважение к учителю с их стороны вовсе не является гарантией уважения к нему со стороны различного рода «мониторинговых» инстанций.

Эта проблема продолжает нарастать как снежный ком. Педагоги, простите, воют от того, что отчётная деятельность переходит все границы адекватности. Объёмов рабочего времени, которое определено, так сказать, официально, учителю не хватает катастрофически. Бумажная волокита не менее катастрофически пожирает как сам учебный процесс, так и, элементарно, личное время учителя, который (может быть, проверяющие инстанции об этом забыли) – тоже обычный человек, и после рабочего дня как бы ещё и отдохнуть право имеет.

В общем, на данный момент формула, определяющая параметры педагогической деятельности, сводится к следующему: успешность педагога контролирующими органами ставится в прямую зависимость от того, насколько всё здорово у него «по бумагам». Бумаги правят учебным процессом, а потому можешь быть хоть трижды уважаемым учащимися педагогом, но это совершенно не волнует махровую бюрократию, тем более если ты не зафиксировал каждый учительский шаг на бумаге с подробным отчётом. Есть отчёт, есть заполненная форма, есть тот бланк, другой бланк, в бланках – всё «красиво» – тогда, что называется, милости просим в элитарный клуб успешных педработников, учителя года, «тысячелетия», «Вселенной» и т.д. Для всех остальных – извините.

Сама профессия всё больше превращается в откровенно женскую. Не подумайте, что это какой-то сексистский выпад в отношении прекрасного пола. Вовсе нет. Тут дело в другом: большинство мужчин попросту не видят в себе потенциалов для «гиперусидчивости», чтобы «радовать» бесконечные проверки бесчисленным числом макулатуры о проделанной работе. Есть, безусловно, исключения, но в том и дело, что это только исключения.

Если сравнивать по временным периодам, то последние четверть века стали временем, когда по числу учителей-мужчин в России наблюдается явный антирекорд. Официальной статистики по этим цифрам нет, но можно с уверенностью говорить, что мужчины жалуют педагогическую деятельность всё меньше.

Для примера.
Открытые данные о новой школе Воронежа (102-я) – та самая, в которую для записи ребёнка жители близлежащих многоэтажек стояли ночами, согреваясь горячим чаем и обсуждением того, почему «именно мой, а не ваш, ребёнок должен попасть в эту школу»:
из 60 представителей педагогического и административного состава мужчин – 12. Это 20 процентов.

И это ещё существенные цифры «мужского присутствия».

В других школах по стране процент педагогов-мужчин чаще ниже.

Вот, к примеру, фотография с сайта 25-й саратовской школы.

Что называется, без комментариев.

Пермская школа №16. Из 81 представителя педагогического коллектива мужчин – 10.

Ростовская школа №55. 31 педагог. Мужчин – четверо.

Есть немало школ, где мужского «личного состава» в педагогическом коллективе нет вообще.

С одной стороны, мастерство педагога, как, в принципе, и любого другого специалиста, не определяется его полом. Однако в педагогике есть нюанс, который нельзя упускать. Речь о системе воспитания, которая, как в полной семье, определяется наличием обоих родителей и наличием их общего воспитательного вклада в своих чад. С этим можно спорить, но есть определённые цифры, говорящие сами за себя. В прошлом году число заключенных браков в России составило около 1,1 млн, и в том же году более 610 тыс. пар распались, оформив развод. Появились новые десятки (а то и сотни тысяч) семей, в которых воспитание детей становится постоянным процессом со стороны лишь одного из родителей. В подавляющем большинстве случаев – со стороны матери.

Другими словами, женское начало в воспитании превалирует в тысячах российских семей – дома, женское же начало превалирует в школе. Мужская составляющая воспитательного процесса фактически сходит на нет (причём процесс запущен далеко не вчера). Откуда ей, этой составляющей, взяться, когда мужчин в современных школах становится всё меньше.

С точки зрения воспитания будущих мужчин, защитников Отечества, это реальная проблема, которая может быть решена, если государству действительно интересен подход к хранению традиций и тех самых «скреп», о которых часто слышится с трибун.

Бюрократы, буквоеды и бумагомараки в целях представить «наверх» отчёт попрезентабельнее делают российское образование фактически однополым. Это одна из составляющих того, что по выпуску из школы нередко формируется такой, простите, конечный продукт, который сам никоим образом не виноват, что никакого мужского харАктерного начала в него не заложено. Что потом – проблемы социализации, бытовая неудовлетворённость, разрыв в том, что хочет и на что способен.

На днях на глаза попалась статья учителя года (2017) Псковской области Наталии Яниковой. Статья носит название «Какой я вижу школу через 10 лет». В ней представлены 12 тезисов педагога о новой школе.

Вот один из них:
Тезис 1. В будущем понятие профессии размывается. Это коснется и профессии учителя. Многим учителям нужно будет переучиться, превратить хобби в возможность дополнительного заработка.

То есть учитель года Псковской области откровенно говорит о том, что и через 10 лет школьному учителю придётся искать финансовой удачи где-то на стороне, чтобы попросту удовлетворить потребности своей семьи. Из серии (после вчерашнего выдвижения известной кандидатуры вновь актуально): «Идите в бизнес».

Тезис 9. Учителя в школе всё также будут время от времени погружаться в отчётность. Ведь именно эта отчетность позволит выстраивать гибкое управление учебным процессом. И мы станем операторами баз данных.

“Погружаться”. Подобрано точное определение этого процесса.

Интересно, кому из педагогов отчётность, которой всё активнее пытаются подменять непосредственный педагогический живой процесс, помогла им «гибко управлять»? Скорее сам процесс посредством часто нелепейшего погружения в документацию научился «гибко управлять» учителем – под нужды проверяющего состава, но не под нужды подрастающего поколения и интересов страны.

Почему-то после этих двух тезисов рисуется пессимистическая картина того, как несколько педагогов-мужчин (и не только мужчин) написали заявления об уходе из профессии по той простой причине, что им коллега объясняет: с бюрократией ничего не изменится, как и с заработной платой, а потому ищите доходы в другом месте или. А государство в итоге всё спишет на призвание – мол, ушли, потому что «у них его не было». «Ничего – придут другие: молодые, амбициозные». А там и захочется себя проявить, но в итоге часто получается как намедни в Кургане – патриотический посыл плакатов к 9 мая съели умопомрачительные ошибки из серии «и так сойдёт – зато у дизайнера две вышки». А школе, судя по вектору работы чиновников от образования, должно «традиционно» хватать и трудовика с физруком, остальное сделают “продвинутые инновации” и “эффективные менеджеры”. А этих “эффективных” к образованию, будь возможность, не подпускать бы на пушечный выстрел.

Однополое образование, или Учителя-мужчины как вымирающий вид

Президент России Владимир Путин накануне отметил, что одним из достижений последних лет стало повышение уровня заработных плат сотрудников бюджетных организаций и учреждений, а также рост планки авторитета современного учителя. Другими словами, в нынешних учебных заведениях по стране учащиеся и студенты педагогов зауважали из-за их особого статуса, как считает глава государства.

Можно ли с этим согласиться? Ну, как минимум стоит констатировать, что заявление президента весьма спорное. Ведь авторитет педагога и престиж его работы – вещь такая, которая зависит не только от такого фактора как то, «кто находится в учебной аудитории за партами». За партами могут сидеть более чем уважительные обучающиеся, но вряд ли в конечном итоге это каким-то образом добавляет престижа самой педагогической деятельности. Дети прекрасно видят, что учитель, при всём их (в основной своей массе) к нему уважении, вынужден уделять бумагомаранию как минимум не меньше времени, чем общению непосредственно с учащимися. Дети ещё и чувствуют то, что уважение к учителю с их стороны вовсе не является гарантией уважения к нему со стороны различного рода «мониторинговых» инстанций.

Эта проблема продолжает нарастать как снежный ком. Педагоги, простите, воют от того, что отчётная деятельность переходит все границы адекватности. Объёмов рабочего времени, которое определено, так сказать, официально, учителю не хватает катастрофически. Бумажная волокита не менее катастрофически пожирает как сам учебный процесс, так и, элементарно, личное время учителя, который (может быть, проверяющие инстанции об этом забыли) – тоже обычный человек, и после рабочего дня как бы ещё и отдохнуть право имеет.

В общем, на данный момент формула, определяющая параметры педагогической деятельности, сводится к следующему: успешность педагога контролирующими органами ставится в прямую зависимость от того, насколько всё здорово у него «по бумагам». Бумаги правят учебным процессом, а потому можешь быть хоть трижды уважаемым учащимися педагогом, но это совершенно не волнует махровую бюрократию, тем более если ты не зафиксировал каждый учительский шаг на бумаге с подробным отчётом. Есть отчёт, есть заполненная форма, есть тот бланк, другой бланк, в бланках – всё «красиво» – тогда, что называется, милости просим в элитарный клуб успешных педработников, учителя года, «тысячелетия», «Вселенной» и т.д. Для всех остальных – извините.

Сама профессия всё больше превращается в откровенно женскую. Не подумайте, что это какой-то сексистский выпад в отношении прекрасного пола. Вовсе нет. Тут дело в другом: большинство мужчин попросту не видят в себе потенциалов для «гиперусидчивости», чтобы «радовать» бесконечные проверки бесчисленным числом макулатуры о проделанной работе. Есть, безусловно, исключения, но в том и дело, что это только исключения.

Если сравнивать по временным периодам, то последние четверть века стали временем, когда по числу учителей-мужчин в России наблюдается явный антирекорд. Официальной статистики по этим цифрам нет, но можно с уверенностью говорить, что мужчины жалуют педагогическую деятельность всё меньше.

Для примера.
Открытые данные о новой школе Воронежа (102-я) – та самая, в которую для записи ребёнка жители близлежащих многоэтажек стояли ночами, согреваясь горячим чаем и обсуждением того, почему «именно мой, а не ваш, ребёнок должен попасть в эту школу»:
из 60 представителей педагогического и административного состава мужчин – 12. Это 20 процентов.

Читать еще:  Хочу стать бортпроводником или стюардессой – зарплата стюардессы, обучение и карьера

И это ещё существенные цифры «мужского присутствия».

В других школах по стране процент педагогов-мужчин чаще ниже.

Вот, к примеру, фотография с сайта 25-й саратовской школы.

Что называется, без комментариев.

Пермская школа №16. Из 81 представителя педагогического коллектива мужчин – 10.

Ростовская школа №55. 31 педагог. Мужчин – четверо.

Есть немало школ, где мужского «личного состава» в педагогическом коллективе нет вообще.

С одной стороны, мастерство педагога, как, в принципе, и любого другого специалиста, не определяется его полом. Однако в педагогике есть нюанс, который нельзя упускать. Речь о системе воспитания, которая, как в полной семье, определяется наличием обоих родителей и наличием их общего воспитательного вклада в своих чад. С этим можно спорить, но есть определённые цифры, говорящие сами за себя. В прошлом году число заключенных браков в России составило около 1,1 млн, и в том же году более 610 тыс. пар распались, оформив развод. Появились новые десятки (а то и сотни тысяч) семей, в которых воспитание детей становится постоянным процессом со стороны лишь одного из родителей. В подавляющем большинстве случаев – со стороны матери.

Другими словами, женское начало в воспитании превалирует в тысячах российских семей – дома, женское же начало превалирует в школе. Мужская составляющая воспитательного процесса фактически сходит на нет (причём процесс запущен далеко не вчера). Откуда ей, этой составляющей, взяться, когда мужчин в современных школах становится всё меньше.

С точки зрения воспитания будущих мужчин, защитников Отечества, это реальная проблема, которая может быть решена, если государству действительно интересен подход к хранению традиций и тех самых «скреп», о которых часто слышится с трибун.

Бюрократы, буквоеды и бумагомараки в целях представить «наверх» отчёт попрезентабельнее делают российское образование фактически однополым. Это одна из составляющих того, что по выпуску из школы нередко формируется такой, простите, конечный продукт, который сам никоим образом не виноват, что никакого мужского харАктерного начала в него не заложено. Что потом – проблемы социализации, бытовая неудовлетворённость, разрыв в том, что хочет и на что способен.

На днях на глаза попалась статья учителя года (2017) Псковской области Наталии Яниковой. Статья носит название «Какой я вижу школу через 10 лет». В ней представлены 12 тезисов педагога о новой школе.

Вот один из них:
Тезис 1. В будущем понятие профессии размывается. Это коснется и профессии учителя. Многим учителям нужно будет переучиться, превратить хобби в возможность дополнительного заработка.

То есть учитель года Псковской области откровенно говорит о том, что и через 10 лет школьному учителю придётся искать финансовой удачи где-то на стороне, чтобы попросту удовлетворить потребности своей семьи. Из серии (после вчерашнего выдвижения известной кандидатуры вновь актуально): «Идите в бизнес».

Тезис 9. Учителя в школе всё также будут время от времени погружаться в отчётность. Ведь именно эта отчетность позволит выстраивать гибкое управление учебным процессом. И мы станем операторами баз данных.

“Погружаться”. Подобрано точное определение этого процесса.

Интересно, кому из педагогов отчётность, которой всё активнее пытаются подменять непосредственный педагогический живой процесс, помогла им «гибко управлять»? Скорее сам процесс посредством часто нелепейшего погружения в документацию научился «гибко управлять» учителем – под нужды проверяющего состава, но не под нужды подрастающего поколения и интересов страны.

Почему-то после этих двух тезисов рисуется пессимистическая картина того, как несколько педагогов-мужчин (и не только мужчин) написали заявления об уходе из профессии по той простой причине, что им коллега объясняет: с бюрократией ничего не изменится, как и с заработной платой, а потому ищите доходы в другом месте или. А государство в итоге всё спишет на призвание – мол, ушли, потому что «у них его не было». «Ничего – придут другие: молодые, амбициозные». А там и захочется себя проявить, но в итоге часто получается как намедни в Кургане – патриотический посыл плакатов к 9 мая съели умопомрачительные ошибки из серии «и так сойдёт – зато у дизайнера две вышки». А школе, судя по вектору работы чиновников от образования, должно «традиционно» хватать и трудовика с физруком, остальное сделают “продвинутые инновации” и “эффективные менеджеры”. А этих “эффективных” к образованию, будь возможность, не подпускать бы на пушечный выстрел.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

УЧИТЕЛЬ-МУЖЧИНА – ВЫМИРАЮЩИЙ ВИД?

Захожу в лабораторию педагогического мастерства. Просматриваю список участников. Извините, сплошное “бабье царство”. Вот, на пятой странице мужчина вклинился. Ага, физкультурник. Это понятно. Идем дальше. Вот коллега-историк. Приятно познакомиться. И комментируют меня все женщины. И я подумал: интересно, среди 82 тысяч зарегистрированных на сайте, сколько мужчин? Наверно, те же пропорции, что и в целом в образовании. И многие ведь с большим стажем. Мне, например, в далекие уже 90-е на два года хватило терпения на ТАКУЮ учительскую зарплату. Мужиком перестал себя чувствовать, комплексовал беспощадно, с девчонками не знакомился (“что я им, парень, могу дать?” – думал я). Да тут еще безденежных лузерами стали называть, а с экранов всякие “спортивные и позитивные” сверстники учить жизни начали. Словом, однажды сбежал я из “бабьего царства” (из образования, то есть). Вот с тех пор все время удивляюсь: что я в образовании до сих пор делаю? Может, действительно, больше ни на что не способен? Если такой умный, то почему такой бедный?

Мой старенький отец иногда вспоминает школьные годы и учителей. Это начало 50-х. В школе много мужчин-фронтовиков. Вот я, воспитанный на образах педагогов В.Тихонова, О.Борисова, А.Петренко, С.Юрского, и думаю: когда же в нашей стране началась феминизация педагогической профессии? Почему это произошло? Какие имела последствия? И почему-то склоняюсь к тому, что это было инспирировано: то ли хрущевским волюнтаризмом и “уравнительным” социализмом, то ли желанием использовать гендерные различия из-за политических соображений. Вспомним историю: школьные (земские) учителя давали высокий процент революционным партиям (особенно среди народников и эсеров), но были и те, кто выходил встречать Колчака с хлебом – солью.
Да и малоприятными образами учителей мужского пола русская литература тоже изобилует. “Человек в футляре” тоже вышел из гимназии.
Все-таки нужен ли нашему образованию мужчина?

Коллеги-мужчины, отзовитесь и объясните мне: почему вы не уходили или возвращались в образование? Что вы делаете в нем уже столько лет? И как вы живете на зарплату в 20 тысяч рублей? Женщинам в дискуссии участвовать не возбраняется.

Комментарии

Вы не одиноки! Всего лишь год

Вы не одиноки! Всего лишь год назад закончил третье высшее образование и стал преподавателем информатики в своём учебном заведении. 🙂 До этого 13 лет служил любимой Родине, но в связи с ненужностью большого количества офицеров товарищу (наверно, все-таки Господину) Сердюкову был уволен из ВС РФ по организационно-штатным мероприятиям.

У нас много мужчин

У нас много мужчин -преподавателей, правда я в колледже работаю.

Мужчин не хватает в

Мужчин не хватает в образовании! Даже по одной простой причине я – за мужчин-коллег!Во многих неполных, да и в семьях, где есть папы, очень часто отсутствует именно “мужское” воспитание, часто отсутствует и авторитет отца! Хорошо, что встречаются еще специалисты,как Вы, которые обучают детей общению,предметным знаниям, воспитывают в детях уважение к мужчине. Этой теме была посвящена целая передача “Культурная революция” с М. Швыдким. Если вдруг еще не видели, посмотрите, Александр Юрьевич,как потомственный педагог-мужчина рассуждает на эту тему.

Учитель – мужчина.

Мужчина – учитель- это здорово, но их очень мало в нашем образовании.Конечно, на учительскую зарплату мужчина не прокормит семью, зарплата то мизерная.

Я не мужчина, работаю в

Я не мужчина, работаю в образовании, живу не на 20 тыс.рублей. У меня взрослая дочь, не в системе образования и тоже живёт не на 20 тыс.. У неё есть друзья – мужчины, занимающиеся различными вещами, после 16.00 они уже дома и жалуются на маленькую зарплату.
Уважаемые, дело не в образовании и не в нашей стране. В современном мире женщина уже и премьер и президент и министр обороны.)))) Происходит феминизация общества.
Кстати, в театре, магазине, парке . в основном женщины. Где те места, где в основном мужчины? Может быть ответ на этот вопрос всё и объясняет?

Извините, женщины,но

Извините, женщины,но возвращаться в систему образования мне не хочется не только из-за зарплаты, но и из-за “бабьего царства” в нем.

Мужчина должен занимать

Мужчина должен занимать руководящий пост, а не то у него самооценка падает, дома “отрывается” (на собственном опыте)

Мне как-то ближе учитель

Мне как-то ближе учитель Мельников из “Доживем до понедельника”. Мне, как и ему не хватило толку защитить диссертацию. И в начальники он не рвался. Но жить сорокалетнему одному со старенькой мамой – Я бы закомплексовал.

30 лет работаю в образовании

30 лет работаю в образовании и мужчин всегда было мало. Причины, думаю разные. Однако мне посчастливилось работать в разных школах(муж военнослужащий) и был коллектив(самый первый, я одна из выпускниц этой школы) в котором из 63 учителей, 19 были мужчины,26 педагогов- это выпускники этой же школы. Думаю, это заслуга нашего директора. Она умела подбирать кадры. Капиталина Николаевна сама растила кадры, хорошие кадры.Сейчас мои коллеги мужчины занимают руководящие должности в образовании.Образование для мужчины- хорошая стартовая площадка для роста. И, что примечательно в коллективе, где я работаю сейчас тоже много мужчин, причем выпускников, молодых кадров. Мужчины в школе нужны.Причин для этого тоже много.

Работаю в рядовом учебном

Работаю в рядовом учебном заведении, в так называемом спальном районе города. Большой педагогический коллектив, много молодежи. И есть в наших учительских рядах и мужчины, и молодые мужчины тоже. В начальной школе вместе со мной трудятся два молодых человека. Интеллигентные, хорошо знающие свой предмет, но самое главное – очень любимые ребятами.Как в семье ребятам, особенно мальчишкам нужны папы, так и в школе детишки хотят учиться у мужчин – педагогов. Класс делится на две группы на уроках иностранного языка.Детям хочется заниматься в группе, где английский язык ведет Сергей Николаевич. И это вовсе не из – за нелюбви к другому педагогу ин. яза, очень хорошей и талерантной во взаимоотношениях . А уж на уроках физической культуры, где тоже учитель – мужчина! Полный восторг и от учителя, и от уроков.Так что оооочень нужен мужчина в школе!

Учитель-мужчина – вымирающий вид?

Мужчинам работать в школах сложно. Зарплата небольшая, он – крмилец семьи. Учителя – мужчины – не “вымирающий вид” , это какие – то унизительные слова, но в этой профессии им трудно приходится. Но директора многие к мужчинам относятся лучше, чемк женшинам.

Читать еще:  Интернет-магазин: оплата и права потребителя

А у нас в детском саду вообще

А у нас в детском саду вообще никогда мужчин не было и не будет. не осилят мужчины ту нагрузку, которую несут женщины воспитатели.

Школа — не место для мужчин?

Школа — не место для мужчин?
Многие считают, что работа учителя не подходит для настоящего мужчины. Разберёмся в причинах этого стереотипа и посмотрим, каковы его последствия.
https://newtonew.com/discussions/woman-and-children-first

Учась в педагогическом

Учась в педагогическом университете, у меня были преподаватели-мужчины. Могу сказать, что большинство из них высокомерные, с завышенной самооценкой люди, зазнавшиеся даже. Сплетничали хуже женщин (с учениками обсуждали других педагогов). С женщинами- педагогами проще.

Я согасна

С Вами полностью согласна.

С Вами полностью согласна. Мужчин в образовании очень мало!! У нас в горном техникуме, где готовим специалистов среднего звена чисто мужской профессии для горной отрасли, мужчин очень мало. А ведь навыки горняка могут дать только мужчины. Будем надеяться что подымут зарплату и мы встретим мужчин в стенах наших образовательных учреждений.

В наше обычной “дворовой”

В наше обычной “дворовой” школе вполне достаточно мужчин-преподавателей. Географ (глобус не пропил), учитель ОБЖ (понятно, аты-баты. ), физик (не химичит), историк (этот чуток с прибабахом), два физкультурника (готов к труду и обороне) и даже учитель музыки (ла-ла-ла). Вот.

Профессия учителя становится

Профессия учителя становится всё более привлекательной и престижной среди мужчин, заявила руководитель Министерства образования и науки Ольга Васильева. Об этом, по её словам, свидетельствует состав финалистов Всероссийского конкурса «Учитель года — 2016».
http://mel.fm/2016/10/05/men

Женщины – самый выгодный

Женщины – самый выгодный трудовой ресурс

Потому что они лояльны, не боятся рутины и просят меньшую зарплату, чем мужчины
http://www.vedomosti.ru/management/articles/2017/03/07/680197-zhenschini.

Продолжил эту тему на “Меле”

Продолжил эту тему на “Меле” //
Александр Чернышев
Почему я не работаю в школе? Потому что я — мужик!
http://mel.fm/blog/aleksandr-chernyshev1/85106-pochemu-ya-ne-rabotayu-v-.

Написал, как будто снова эти комплексы пережил. Фу.

Комментарии читали?

И во Вк. Женщины возроптали.

И во Вк. Женщины возроптали. Видят унижение. Обвинили в грубости, слабохарактерности. Мне понравился этот комментарий: “Очень неприятная статья. Есть там сильные куски, но в целом текст похож на оправдательную записку на тему “Почему я больше не учитель”. Именно оправдательную, но тому, кто считает себя правым, оправдываться не надо, так? И второе – где-то в середине все прямо-таки пропитано пренебрежением к женщине-учителю. И перешептывания-междусобойчики у них, и поговорить-то с ними не о чем, котлетки эти опять-таки, да как посмели, в учительской-то. И акцент именно на том, что – женщины. Феминизация. И я рядом с ними тоже не мужик. Отвратительно такое читать. Понимаю, что текст не об этом, но – сквозит. Человек, занимавшийся журналистикой, мог бы и сам заметить, насколько это мерзко.” Больше всех лайков собрал!

Но больше всего мне понравился этот, от мужчины ( на 2 месте по количеству лайков):

“На мой взгляд не о деньгах вообще статья, как думают комментаторы. А о самоуважении, просто об одной из его сторон. Речь не о том что платят мало, а о том что вообще позволяют себе такое – платить мало. И все воспринимают это как должное, даже ищут оправдание! И кому! Себе? Ну себе в первую очередь, но ведь помимо этого и государству! Редко найдешь профессию, где все единодушно лижут руку что их бьет”.

Подписался бы под этим комментарием.

Увы, судя по комментариям, восприняли статью через призму “мужик-не мужик”, хотя она не об этом. А о том, как в своей стране мне стыдно жить на бюджетную зарплату. Что перестаю чувствовать себя работящим мужиком. Хотя не паразит. И женщин люблю и уважаю.

Достойные зарплаты,

Достойные зарплаты, самоуважение, стыдно жить. По Вашей логике всем должно быть стыдно жить в нашей стране. Мне кажется, речь об упущенных возможностях и банальном кризисе средних лет. И назовите мне хотя бы десяток профессий с достойными зарплатами. Только не приводите в качестве примера глав корпораций и т.д. И где взять деньги на достойные зарплаты для всех “достойных”? Нарисовать? Отобрать у Пети, поделить с Федей? По какому признаку определять “достойных”? Разговор ни о чём. Вот если бы Вы предложили конкретно как увеличить бюджет. P.S. Ах, эти училки, даже в министры пролезли, согласились на такую зарплату. Стыд какой.

Ирина Ивановна, готов с вами

Ирина Ивановна, готов с вами согласиться, что речь и об упущенных возможностях, и о кризисе чего-то там (с кем не бывает?). Я готов согласиться и с тем, что в моей стране нет профессий с достойными зарплатами ( о реальной цене рабочей силы в России можно справиться у экономистов), но это обстоятельство нисколько не омрачает нашу гордость за страну. И раз где же ее взять, достойную зарплату,поэтому я уже 4 года не живу на нее. Хочу даже забыть это слово. И радуюсь тому, что государство мне ее, недостойную, не платит. А я уже не прошу. Зато я увеличиваю его бюджет своими налогами, которые, конечно, ни в какое сравнение не идут с главами корпораций.

«Мужчина в школе это священная корова». Учительница — о гендерных вопросах

«Мужчина в школе это священная корова». Учительница — о гендерных вопросах

Гендерный вопрос в школе активно обсуждается в различных кругах, особенно в свете того, что уже в который раз учителем года стал молодой мужчина. На дворе XXI век, но в такой патриархальной и консервативной структуре как школа стереотипы умирают медленно. Учительница географии Александра Парфенова искренне хочет помочь им умирать побыстрее.

Признаюсь честно и откровенно, я — феминистка. Смелый шаг с моей стороны, который, возможно, заставит вас поморщиться и закрыть статью, не дочитав до конца. На просторах рунета «феминистка» — это ругательство, часто звучащее даже из уст женщин. Но я рискну.

Нельзя сказать, что вопросы гендера в приложении к учительству — это тема, вокруг которой концентрируются мои профессиональные и научные интересы. Я бы с большим удовольствием написала статью о кейс-стадии или организации образовательных походов. Но за последние несколько недель на «Меле» вышло несколько статей об учителях-мужчинах и их значении для школы, и большинство из них были (простите, уважаемые редакторы) либо откровенно мизогинными, либо довольно беззубыми.

Всё началось с новости о том, что мужчины становились победителями конкурса «Учитель года» 26 раз. Ни одной женщины даже не вышло в финал, а ведь нас в школе больше 87%. Когда по этому поводу попросили высказаться нашего министра, она не нашла ничего лучше, чем заявить: «На мой взгляд, чем больше мужчин будут работать в школах, тем больше будет и успеха в том числе.» Сама гражданка Васильева стала первым министром образования -женщиной в России. И всё это я могла бы проглотить молча, ведь конкурсы педагогического мастерства меня интересуют не слишком, да и от чиновников от образования глупо ждать перлов мудрости.

К необходимости написания этого текста я пришла, прочитав вот этот опус товарища Четверова, состоящий из набора махровых гендерных стереотипов и сводящийся в основном к идее о том, что мужчины-педагоги инициативнее, креативнее и в целом просто лучше женщин.

Он смело связывает такие качества, как настойчивость, упорство, проницательность, творчество и неутомимость с принадлежностью к мужскому полу

При этом автор не считает нужным хоть как-то поддерживать свои тезисы какими-либо ссылками на источники, хотя и заявляет, что в своей работе руководствуется научными знаниями.

В своей статье А.Четверов делится с читателями своими впечатлениями о своих учителях и коллегах-мужчинах. Поделюсь и я.

За время обучения в школе единственным хорошо запомнившимся мне педагогом был учитель истории по кличке Князь. Запомнился он своим высказыванием о том, что в России сегодня (это было начало 2000-х) работают только дураки. Когда я, будучи весьма дерзким подростком, осведомилась у него, что же он тут делает, он ответил, что занимается благотворительностью.

Потом, когда я начала работать в школе, судьба преподнесла мне встречу со школьным психологом. В попытках подружиться с учениками он предлагал им становиться любимчиками учителей и как-то раз, в конфликтной ситуации, обозвал мою коллегу «сиськами на ножках» прямо в учительской.

Директор школы в Купчине, доктор педагогических наук, на совещании вопрошал: «Почему у Артёма нет ни одной двойки в четверти? Вы опять хотите учить в 10 классе всякий шлак?». Завуч той же школы имел такие серьёзные проблемы с навыками коммуникации, что общался с подчинёнными посредством стикеров на огромных стендах в учительской и заставлял учителей от руки переписывать отчёты из параграфа, потому что «так ему было легче охватить картину».

Считаю ли я, что неадекватность вышеописанных персонажей связана с их полом? Конечно, нет, я же не сексист. Ради справедливости стоит заметить, что среди мужчин, с которыми я работала, были и талантливые, и самоотверженные педагоги, но их было немного, потому что и мужчин в школе немного.

Но это всё личный опыт, опираться на него, формируя свои суждения, было бы профанацией. Давайте обратимся к научным источникам, чтобы понять, какие же черты свойствены педагогам в зависимости от их гендера и играет ли ваш пол какую-то роль в том, насколько успешным учителем вы будете.

Для начала зададимся вопросом, а существуют ли они, значительные гендерные различия в психологии и поведении? Авторы вот этого исследования, охватившего более 13 000 респондентов, пришли к выводу о том, что пол однозначно влияет на физические показатели (рост, вес, ширина плеч), а вот исследование психических характеристик показывает, что мужчины и женщины объединяются в группы вне заисимости от гендера. Впрочем, такая точка зрения для нашей страны, наверное, пока слишком экзотична.

Если мы сузим фокус и обратимся к источникам, исследующим особенности женщин и мужчин именно в связи с работой учителем, то найдём интересные факты. Вот, к примеру, в обзорной части этой статьи исследовательница из Индии, доктор Фатима Ислахи, ссылаясь на англоязычные источники, пишет, что преподавателям-мужчинам в большей степени свойственны авторитарный стиль в обучении, склонность к доминированию и контролю, тогда как женщины чаще поощряют в учениках стремление к сотрудничеству, они более открыты и неформальны в общении. Далее в статье представлена методология и результаты исследования эффективности учительского труда, в котором принимали участие 482 индийских учителя, мужчины и женщины.

В самых общих чертах авторы работы приходят к выводу о том, что гендер не влияет на эффективность преподавания. При этом они отмечают, что эффективность работы учителя изменяется при вступлении в брак. Так, женатые мужчины обучают успешнее, чем холостые, а женщины — наоборот. Сами исследователи связывают это с тем, что количество часов, затрачиваемых на работу по дому, у мужчин при вступлении в брак уменьшается, а у женщин — увеличивается, что сказывается на эффекттивности труда. В отношении распределения времени на работу по дому мы от Индии вряд ли ушли далеко.

Читать еще:  Скважина QWERTY

Но то в индиях, а у нас-то что? Гендерные исследования — в России тема относительно новая, так что информации не много. Тем не менее, Тюменский Государственный Университет в 2015 году провёл интересное исследование социальных портретов учителя и учительницы. Среди прочего в работе отмечается, что гендерная ассиметрия в системе образования сокращается и меняет полярность по мере повышения уровня учреждений. То есть работают женщины, а управляют мужчины. Ну и конкурсы выигрывают тоже.

Что же ещё можно узнать о коллегах-мужчинах из этого исследования? Они реже берут на себя дополнительную работу (классное руководство, заведование кабинетом и прочее), меньше загружены бумажной работой.

Мужчины реже работают в полную силу и меру своих возможностей (48% против 72% женщин), зато чаще получают поощрение за свою работу

Мне кажется, из всех этих данных вытекает вполне логичный ответ на вопрос, а как же так получилось, что из 29 учителей года только шесть — женщины.

В современной российской школе молодой мужчина — символ престижа и упеха, священная корова, на которую молится администрация. Ему многое прощается (небрежность, опоздания, авторитарность), его как символ волокут на всяческие конкурсы и там продвигают в надежде «повысить престиж профессии».

Неважно, что открытые уроки и речи для конкурсов ему зачастую готовит штат учительниц за 40, шансы которых победить в конкурсе очень малы

Что же о престиже? Давайте взглянем на среднего школьного учителя. Это женщина в возрасте от 39 до 45 лет, она замужем или разведена и воспитывает одного или нескольких детей.

Если мы хотим повысить престиж профессии, давайте говорить о тех, кто составляет в ней большинство, давайте формировать в обществе уважение к этой вот женщине, которой, помимо основной работы, приходится заниматься не оплачиваемым домашним трудом. Впрочем, это сложный путь, требующий глобальных изменений в общественном сознании, идти по нему долго и трудно. Гораздо проще играть на патриархальных стереотипах и устраивать раз в год шоу «Учитель года».

Считаю ли я, что школе нужны учителя-мужчины? Да нет, мужчины не нужны, физическая сила и рост в нашей профессии не важны. А вот хорошие, адекватные профессионалы школе нужны очень, любого пола. Нужно ли школе гендерное разнообразие? Да, причём на всех уровнях.

Не только больше учителей-мужчин, но и больше директоров и министров-женщин. Потому что разнообразие это хорошо

Я думаю, что главная роль в изменении заплесневелых представлений о мужском превосходстве в педагогике принадлежит нам, женщинам. Давайте перестанем считать себя хорошими исполнителями и удобными подчинёнными, давайте позволим себе быть креативными и амбициозными. Давайте перестанем прятаться за уютными стереотипами о нашей инертности, вторичности и консервативности. Давайте выйдем на свет и покажем, чего мы стоим на самом деле.

А полы пока помоет муж.

Текст подготовлен при использовании материалов сообщеста EQUALITY

Учитель-мужчина. Редкая птица в наших широтах

Мы недавно узнали, что сейчас в России учителей мужского пола только 15 %. Хотя еще несколько лет назад их было и того меньше. Сегодня на Педсовете учителя-мужчины рассказывают о том, как они чувствуют себя в профессии, в школе, в женском коллективе.

И что они все будут делать, когда я на пенсию уйду?

Игорь Сергеевич, учитель технологии, 58 лет: «Я работаю в школе всю жизнь. После окончания школы отучился в техникуме, и меня взяли в школу работать электриком. А потом как-то так получилось, что стал вести уроки труда у мальчиков. Потом, конечно, заочно отучился в институте, получил педагогический диплом, но это была пустая формальность: ничему толковому меня там не научили, только бумажку дали. В следующем году отмечу 40 лет педагогического стажа.
Конечно, в женском коллективе непросто. Хоть коллеги у меня и хорошие, и люблю я их, а все равно частенько не понимаю. То скандал, то обиды какие-то, то сегодня они вместе чай пьют, а завтра смотреть друг на друга не могут. Я не могу соответствовать этому уровню накала эмоций. Поэтому держусь стороной, стараюсь ни в какие распри не влезать, ничью сторону не принимать. И еще очень непросто подчиняться женщинам. Во всех школах, в которых я работал, директорами и завучами были женщины. И иногда серьезно приходилось через себя переступать, чтобы, услышав приказ из женских уст, брать под козырек и идти выполнять.

С деньгами тоже беда, конечно. Я больше тридцати лет совмещал в своих школах должности учителя и электрика, сантехника, даже дворником пару лет в школе работал. Вставал в пять утра, в 6 уже был в школе, приводил в порядок территорию, потом переодевался, бежал на уроки, а вечером снова к метле, лопате и граблям. Тяжело давалось, не скрою. Но зато и денег домой приносил. Сейчас такое совместительство запрещено. Так я по вечерам в мастерской подрабатываю. У меня около дома есть мастерская по починке всего на свете. Вот я там вечерами и работаю то паяльником, то отверткой. На одну учительскую зарплату, может, в одиночку и проживешь, но семьей – уже нет.

А в целом я не жалею, что всю жизнь в школе провел. Интересно наблюдать, как дети растут, взрослеют. Интересно видеть, как меняется представления о допустимом. Это лучше всего именно в школе видно. Раньше ученик и помыслить не мог, чтобы на учителя голос повысить, а сейчас чего они только себе не позволяют, а у учителей отняли все инструменты воздействия: исключить из школы нельзя, затрещину отвесить нельзя, «дураком» назвать нельзя, ничего нельзя. А что учителю остается? Только взгляд. Я себе свой фирменный взгляд долго тренировал. Зато сейчас часто коллеги прибегают: «Игорь Сергеевич, сходи, посмотри на них. Сил уже нет!» Ну я и иду. Войду в класс, встану в дверях (а во мне роста под 2 метра и плечами я как раз в проем еле умещаюсь) и смотрю. Молчу и смотрю. И затихают. Так и бегаю из кабинета в кабинет. И что они все будут делать, когда я на пенсию уйду?»

Нет, я не уверен, что всю жизнь в школе проработаю

Артем Алексеевич, учитель информатики, 30 лет: «Я в школу пришел не так давно, пять лет назад. Образование-то у меня педагогическое, но после института ушел в частную фирму сайты делать. А потом жена уговорила, она сама – учитель, вот и капала на мозги: «Иди в нашу школу. Нам мужчины нужны. И на работу будешь на машине возить, надоело мне на автобусах мотаться». Так я оказался в школе. Могу сказать, что пока не пожалел.

Правда, вкалывать приходится существенно больше, чем раньше работал. Чтобы зарплата была более-менее, я и уроки веду, и кружок, и за электронный журнал всей школы отвечаю, и сайт администрирую. Иногда рабочий день начинается в 8 утра, а заканчивается в 11 вечера. Но зато:
– делаю нужное дело, есть ощущение, что не зря небо копчу;
– весь день жена рядом, а мы пока друг другу не надоели, нам вместе лучше, чем врозь;
– коллектив у нас хороший, все примерно одного возраста, что называется «одни и те же книжки в детстве читали», поэтому общий язык легко находим;
– отпуск длинный и всегда летом.

Ну и с детьми мне интересно. Нет, не со всеми, есть такие, которых глаза бы мои не видели, но в целом дети хорошие. И учимся друг у друга, они мне все время новые классные приложения советуют, всякие онлайн-сервисы полезные, а я их программировать учу. На уроках проблемы крайне редко случаются. Им интересно, мне интересно, так чего проблемы создавать?

Нет, я не уверен, что всю жизнь в школе проработаю. Думаю, надоест рано или поздно. Ну надоест – уйду. Хотя жалеть немножко, наверное, буду».

Я поступал в пед, чтобы когда-нибудь стать директором школы

Никита Данилович, учитель математики, 24 года: «Если честно, после школы я поступал в пед, чтобы когда-нибудь стать директором школы. Я считаю, что каждый мужчина создан для того, чтобы быть руководителем. Во власть и в чиновники не пробиться, в бизнес идти – очень рискованно, а куда еще? А в школе любят, когда директор – мужчина. И я считаю, что директор –мужчина более эффективен и результативен. Почему? Потому что спокойствия больше, рассудочности, трезвости мысли, аналитических способностей, ну и коллектив иначе относится. Вы когда-нибудь слышали, чтобы школьного директора-мужчину не уважали? Я не слышал.

Я планирую через 2 года получить высшую категорию и пойти на учебу директоров. Думаю, в школе мне рекомендацию дадут. А пока работаю учителем, нарабатываю опыт, изучаю всю школьную кухню. В конкурсах участвую, чтобы меня на уровне района заметили. Цинично? Наверное. Но зато честно. Я могу, конечно, сейчас задвинуть речь о том, как в детстве зачитывался «Педагогической поэмой» и мечтал сеять доброе, разумное и вечное. Но вам такое каждый второй расскажет. Хотя правда это только для единиц. Я в институте насмотрелся и наслушался, поэтому розовые очки давно снял. Мало кто идет в пед, чтобы потом положить себя на алтарь воспитания и обучения подрастающего поколения. В массе выбирают эту профессию, чтобы гарантированно была работа, зарплата и возможность в середине дня уже быть свободным. Поверьте, именно так и есть. Ну а меня другое интересует. Вот как старуха у Пушкина хотела быть владычицей морскою, так я хочу быть директором. И обещаю – у разбитого корыта не останусь».

Хорошая у меня работа

Алексей Дмитриевич, учитель физкультуры, 38 лет: «А что говорить? Работа как работа. Легче, чем вагоны разгружать, но сложнее, чем в офисе бумажки перекладывать. Главное – отдача есть. Когда твои парни после урока не спешат в раздевалку, а остаются в спортзале, чтобы мячик погонять или на турнике повисеть, понимаешь, что ты снова победил и показал, что бывает что-то, более интересное, чем гаджеты. Я считаю, что, если что и может сегодняшних детей и подростков оторвать от телефонов, то только спорт. Поэтому зал никогда не закрываю. Все в школе знают, что на перемене или после уроков можно прийти и поработать. И приходят! Кто на тренажеры, кто мячик в кольцо покидать. Так что хорошая у меня работа. Нужная и полезная».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector