Мошеннические схемы в закупках

Мошеннические схемы в закупках

Мошеннические схемы в закупках

Библиографическая ссылка на статью:
Сорокина Н.П. Мошеннические схемы в системе государственных закупок // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/07/12096 (дата обращения: 26.03.2019).

Несмотря на принятие нового закона о контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок №44-ФЗ, на предусмотренные в нем значительные изменения и нововведения, обеспечение открытости и гласности, создание значительных гарантийных положений и реестров, в системе государственных закупок по-прежнему существует высокая степень неэффективного использования бюджетных средств. [1, 2-4]. Неэффективное использование средств может быть связано как с корыстными целями, так и с обычной халатностью или невнимательностью лиц, участвующих в процессе закупок. Разумеется, случаи ошибок и халатности в системе закупок далеко не редкость, а с введение нового закона их уровень значительно повысился, но по-прежнему самый опасный риск неэффективности возникает именно из-за оппортунистического, безответственного и беззаконного поведения, как заказчиков, так и исполнителей государственного заказа. Существует несколько устоявшихся мошеннических схем поведения государственных организаторов торгов и участников, наиболее часто встречающихся при проведении государственных закупок. Вот пять таких видов мошенничества, неоднократно зарегистрированных в Российской Федерации: демпинг, применение орфографических ошибок, «фильтр», подтасовка котировок, поручительство. [4,5].

На мероприятиях по «розыгрышу» государственного контракта всегда имеет место соперничество по цене. Организатор закупки обычно должен выбрать самое дешевое предложение от тех компаний, которые будут допущены к конкурсу или аукциону в соответствии с законом и заранее установленными и обнародованными требованиями. Одно из основных условий закупки — экономия бюджетных средств, что в теории означает: госзаказчику достаточно сэкономить 1 рубль, чтобы условие было исполнено. Демпинг – это целенаправленное, необоснованное занижение цены одним из участников торгов; чаще всего применяется этот механизм мошенничества на аукционах.

В соответствии с законом №44-ФЗ все сообщения о предстоящих торгах должны публиковаться в единой информационной системе госзакупок и/или в СМИ, а потенциальные поставщики и подрядчики должны отслеживать эти данные для подачи заявок. Но бывают ситуации, когда проявляется оппортунистическое поведение и со стороны исполнителей и со стороны заказчика, когда чиновники организуют конкурс «для своих» или привлекают к участию в запросе котировок «нужные» фирмы.

Механизм этого мошенничества следующий: на сайте о госзакупках появляется извещение о проведении конкурса или иного способа закупки товаров, например, «шариковой ручки». Потенциальные поставщики – производители или просто продавцы таких ручек – будут искать соответствующий текст в единой информационной системе, и даже не будут догадываться о том, что в уведомлении о принятии заявок допущена ошибка. Например, извещение может содержать текст «ручъка шариковая» или «ручка шарековая».

На электронных торговых площадках уже не раз были обнаружены подобные «ляпы» чиновников, которые в понятных целях писали текст с использованием не только кириллицы, но и латиницы, что позволяло спрятать нужные объявления от посторонних поставщиков. В результате о замаскированном на сайте предложении узнает только «нужный» чиновнику поставщик. В будущем, избавиться от этой проблемы должен помочь единый регистрационный номер закупки, который будет присваиваться ей на стадии планирования и сохраняться за ней вплоть до осуществления закупки.

Частое мошенническое явление в государственных закупках – применение фильтров на исполнение заказа, т.е. установление особых, зачастую невозможных и невыполнимых, условий исполнения.

В соответствии с законом о государственных закупках бюджетные организации могут проводить запросы котировок, если они собираются заключить контракт на сумму до 500 тыс. рублей. Для этого организаторы торгов принимают заявки от потенциальных поставщиков или подрядчиков с желаемыми условиями контракта по определенной цене – это и есть прием котировок. Естественно, выбирают того, кто дал самую низкую цену. Но, госзаказчики имеют право специально запрашивать котировки цен у интересующих их фирм (например, у тех которые являются лидерами на рынке). Таким образом, результаты запроса котировок также довольно успешно подтасовываются.

Часто в госзакупках практикуется такое требование, как предоставление поручителей. Однако поручительство является и своеобразной формой взятки. Согласно новому закону о государственных закупках №44-ФЗ гарантом исполнения контракта выступают банки, заранее одобренные государством и, разумеется, согласные стать поручителем компании-поставщика. В будущем это должно избавить систему государственного заказа от преступного механизма «поручительство».

В настоящее время наша страна активно пытается бороться с жульническими схемами реализации госзаказов. [6-9]. В 2011 году Правительством Российской Федерации было принято постановление о том, что большинство государственных закупок должно перейти в формат электронных аукционов и конкурсов. ФАС также заявляет, что «электронные конкурсы на госзакупки – наш привет жуликам и ворам». ФАС в рамках регулирования государственных закупок удовлетворила в 2013 году примерно 45% жалоб предпринимателей на заказчика, то есть на государство, что говорит о том, что оппортунистическое поведение заказчиков не только было выявлено, но и доказано и «наказано» ФАС [2, 11].

Основная проблема при проведении конкурсов – возможность использования субъективных факторов выбора победителя, содержание которых заказчик может определять самостоятельно (мошеннические схемы «фильтр» и «орфографические ошибки»). В связи с этим ФАС планирует установить вес субъективных критериев оценки участников торгов в размере 20% – в эту часть контролирующие органы вмешиваться не будут. Вторые 20% будут представлять объективную оценку – предполагается, что объективная оценка будет определяться исходя из точного количества аналогичных заказов, выполненных участником конкурса за последние 5 лет на деньги государственных заказчиков. Остальные 60% оценки будет приходиться на ценовое соперничество.

Интересно, что проблема потери средств при госзакупках была поднята даже на самом высоком уровне, и в правительстве верят, что новое законодательство, вступившее в силу с 1 января 2014 года, в будущем значительно улучшит ситуацию. По словам премьер-министра Дмитрия Медведева, из-за коррупционных закупок государство теряет до 1 трлн. руб. ежегодно. В 2013 году не состоялись 46% всех аукционов и 51% конкурсов, а 38% закупочного бюджета составили закупки у единственного поставщика, то есть без проведения торгов. По информации Центра правовых и экономических исследований, потери от коррупции в сфере госзаказов и закупок в 2013 году составляют примерно 30% всех бюджетных затрат [2].

С принятием нового закона о контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок изменились некоторые «правила игры». Теперь при публикации графика заказчик должен указать название товара, который он хочет закупить, перечислить его конкретные параметры, сроки размещения и начальную цену. Это даст достаточно «места для маневра» исполнителям, которые будут в курсе потребностей заказчиков и смогут строить долгосрочные планы, в том числе и финансовые. [10].

Новый закон о государственных закупках №44-ФЗ должен исключить «тендеры для своих», когда заказчик «прячет» закупку от посторонних исполнителей. После 1 января 2014 года благодаря идентификационному номеру, который будет присваиваться закупке еще на стадии внесения в план и сопровождать ее на протяжении всей «жизни», отследить закупку можно будет в единой федеральной системе. [12].

Увеличение массива информации о госзакупках потребует и новых аналитических сервисов, ведь «переварить» сведения от почти 600 тысяч поставщиков самостоятельно участникам системы госзакупок будет не так просто. Помимо государственной информационной системы, на рынке развиваются различные коммерческие информационные ресурсы по госзакупкам, где помимо официальных данных будут еще и аналитические, статистические сервисы, возможность расширенного поиска по ряду параметров. Это также будет способствовать повышению прозрачности и чистоты сделок.

По данным информационно-аналитической системы «СПАРК-Маркетинг», в 2012 году было проведено 2,1 млн. торгов на сумму 5,9 трлн.руб. Из них с признаками демпинга (когда цена предложения участника торгов была ниже начальной цены более чем на 25%) было проведено 26% от общего количества состоявшихся торгов или 15% от объема. Однако, как показывает практика, далеко не всегда у победившего в тендере с помощью демпинга участника получается обеспечить полноценное исполнение заказа. Новый закон защитит участников рынка от демпингеров. Снижать цену в ходе торгов более чем на 25% от начальной цены можно будет только в строго прописанных законом случаях. [5-7].

Еще один способ защиты от «случайных» исполнителей, предусмотренный новым законом, – предварительный отбор поставщиков, который позволит на первом этапе избавиться от исполнителей, чьи профессиональные качества не соответствуют заявленным условиям конкурса. Усложнение процедур закупок потребует большего профессионализма не только от исполнителей, но и от заказчиков. При новой системе заказчики уже не смогут регулировать весь процесс силами одного или нескольких сотрудников, как они это делали до 2014 года. В штате заказчика должен будет появиться контрактный управляющий или контрактная служба, либо же эти функции придется передать на аутсорсинг – в профессиональную централизованную организацию государственных закупок. [8].

Государство стремится свести к минимуму риски при финансовом обеспечении госзакупок. С 2012 года запрещены страхование ответственности и договор поручительства исполнителя, которые часто подделывались или не исполнялись. Сейчас в качестве обеспечения участник торгов может представить банковскую гарантию либо деньги в залог. Но банковские гарантии – тоже не самый безопасный инструмент, объем «левых» гарантий, как его оценивают сами банки, варьируется от 10% до 60% от объема их рынка. Поэтому новый закон ограничивает с 2014 года число банков, которые смогут выдавать банковские гарантии под госзаказ. Список банков определен правительством, в нем около 350 банков. Кроме того, будет вестись федеральный реестр гарантий [11]. Все это должно позволить избежать ситуаций, когда недобросовестные участники заявляют несуществующие или выданные для других торгов банковские гарантии. Посмотрев в реестр, заказчик сможет увидеть, существует ли в природе указанный участником торгов документ. Эти механизмы кардинально снизят риски заказчиков, связанные со злоупотреблениями со стороны недобросовестных участников закупки, повысят прозрачность взаимоотношений заказчиков с контрагентами.

Читать еще:  Правила мерчандайзинга. Планировка торгового зала

Мошенничество на торгах. Советы поставщику: как избежать обмана

В статье разберем какие существуют схемы сговора на торгах и на что обращать внимание заказчикам и поставщикам, чтобы не стать жертвой мошенничества.

Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов – это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

Мошенничество на торгах — это соглашение, которое ограничивает или снижает конкуренцию в ходе торгов. Может быть как письменным, так и устным.

Соглашения заключаются как между участниками закупки (картельный сговор или иное антиконкурентное соглашение), так и между участниками закупки и заказчиком (организатором торгов). При этом, соглашение может работать и действовать в течение длительного времени или заключаться под конкретную закупку.

Риск мошенничества на торгах наиболее высок на рынках с ограниченным количеством компаний, с высокими барьерами входа на рынок, с наличием отраслевых ассоциаций, на рынках простых товаров или услуг. По данным антимонопольных органов наиболее подвержены сговорам на торгах рынки строительных и ремонтных работ, в том числе и в области дорожного строительства (доля дел, связанных со строительством, составляет 40%) и рынки поставки медикаментов, медицинского оборудования и средств реабилитации для инвалидов.

Практика указывает на разнообразие схем мошенничества на торгах. Однако не стоит забывать, что все соглашения при закупках незаконны, а в некоторых случаях уголовно наказуемы.

Действующие мошеннические схемы на торгах

Для того, чтобы вы не попали на удочку мошенников, мы обобщили сведения о существующих схемах мошенничества на торгах.
Итак, соглашения при закупках можно классифицировать следующим образом:

  1. «Мнимая конкуренция»: участник-конкурент соглашается подать предложение с ценой выше, чем предложение «назначенного» участника-победителя, или соглашается подать предложение с условиями, заведомо неприемлемыми для заказчика. Это распространённая форма мошенничества, поскольку создаёт видимость конкуренции на торгах.
  2. «Пассивное участие в торгах»: один или несколько участников соглашаются воздержаться от подачи предложений или отозвать ранее поданное предложение, например, при условии заключения договора субподряда с победителем закупки.
  3. «Раздел закупок»: при наличии однородных закупок сговаривающиеся участники подают предложения в различных закупках по очереди. Контракты заключаются с минимальным снижением цены (0,5%).
  4. «Раздел рынка»: конкуренты делят рынок и соглашаются не конкурировать за определённых заказчиков или в определённых географических границах.
  5. «Таран»: участники сговора демпингуют, изображая активную игру на аукционе, цена опускается настолько, что добросовестные участники торгов отсекаются. При рассмотрении комиссией заказчика вторых частей заявок участники сговора отклоняются в из-за отсутствия части документов (копии лицензии, допуска СРО и т.п.), а «нужный» поставщик (также участник сговора) занимает третью позицию с минимальным снижением и после отклонения «подставных» участников становится победителем.
  6. «Сговор с заказчиком»: методов обеспечения заказчиком победы для определённого участника закупки достаточно много. При подготовке к участию в закупке детально изучается закупочная документация, поскольку нередки случаи, когда заказчики создают барьеры для участия в закупке.

Признаки наличия сговора между заказчиком и участником закупки

Закупочная документация размещается в единой информационной системе в нередактируемом формате, например, в форматах *.pdf, *.jpeg, которые не позволяют искать, копировать и печатать фрагменты документов. Это не только затрудняет поиск информации в документации, но и в случае, если текст документации необходим при заполнении заявки, участнику закупки потребуется самостоятельно перепечатать текст в ручном режиме, что в зависимости от объёма информации требует больших временных затрат, а также создаёт риск технических ошибок.

  • Заказчик создаёт условия, затрудняющие поиск закупки: допускает орфографические ошибки в наименовании предмета закупки (например, закупка притнера, вместо принтера), использует неточные синонимы предмета закупки (например, «приобретение малого лесопатрульного комплекса» вместо «автомобиля повышенной проходимости»), указывает неверную категорию закупки (код ОКПД), использует в русском слове латинские буквы («о», «а», «х» и т.д.).
  • Заказчик размещает требования к товарам, работам, услугам в закупочной документации, но при этом «забывает» продублировать их в техническом задании, на основании которого большинство участников закупки готовят заявки.
  • Заказчик при описании требований к закупке использует однотипные формулировки, однако в некоторых пунктах технического задания стандартные требования заменяются на похожие, но противоположные по значению. Например, сначала везде указывается «не более» или «не менее», а в одном или нескольких пунктах наоборот «более» или «менее».
  • Заказчик разбивает закупку, которую можно было бы произвести в рамках одного контракта, на несколько процедур. Например, если речь идёт о последовательных работах на одном объекте, когда следующий этап не может быть начат, пока не окончен предыдущий. Если контракты выигрывают разные поставщики, у второго и последующих высок риск нарушить условия собственного контракта или столкнуться с задержкой получения оплаты, так как предыдущий этап ещё не завершён.
  • Заказчик указывает минимальные или невозможные сроки исполнения условий контракта (например, строительство артезианской скважины для источника теплоснабжения в течение 5 календарных дней с момента заключения контракта).
  • Заказчик использует в описании объекта закупки двусмысленные, неясные формулировки, а часть данных, необходимых для оценки рентабельности контракта, отсутствует.
  • Заказчик указывает в извещении меньший объём товаров, требуемых к поставке, чем в техническом задании.
  • Заказчик в аукционной документации формирует крупные лоты как по номенклатуре, так и по количеству поставляемых товаров. При этом многие поставщики не могут поставить весь требуемый ассортимент, но имеют возможность поставить часть требуемого к поставке товара.

В случае, если вы столкнулись с чем-то подобным при ознакомлении с документацией о закупке, не стоит отчаиваться. Если заказчик «спрятал» закупку, то можете мониторить новые его закупки, подписаться на закупки основных заказчиков.

В случае манипуляций с документацией, внимательно изучите ее на предмет наличия скрытых требований или противоположных формулировок («не менее», «менее»), подайте запросы на разъяснение закупочной документации. При отсутствии в документации конкретных характеристик товаров, работ, услуг, учитывайте при расчёте рентабельности контракта товар с наименьшей стоимостью, но подпадающий под указанные в документации минимальные требования.

В случае, если содержание документации не отвечает требованиям Закона № 44-ФЗ, ограничивает конкуренцию, обнаружены признаки сговора между заказчиком и участником закупки или сговора между участниками закупки, подается жалоба в Федеральную антимонопольную службу.

Заявление в антимонопольный орган оформляется в письменной форме и должно содержать следующие сведения (ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»):

  • сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица; наименование и место нахождения для юридического лица),
  • имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление,
  • описание нарушения антимонопольного законодательства,
  • существо требований, с которыми заявитель обращается,
  • перечень прилагаемых документов.

В статье « Мошенничество на торгах. Схема «Таран» вместе с экспертом рассматриваем действие этой схемы и ответственность за ограничение конкуренции. Суть ее проста. Участники сговора демпингуют, изображая активную торговлю, цена опускается настолько, что добросовестные участники торгов отсекаются.

Как отличить мошенника от организатора тендера

Пять признаков, что вас разводят, а не приглашают в конкурентную закупку.

Руководитель департамента нормативно-правового регулирования торговой площадки B2B-Center Дмитрий Казанцев рассказывает про популярный вид мошенничества на b2b-рынке.

Общая схема мошенничества выглядит так: мнимый представитель крупной госкомпании приглашает предпринимателя по телефону или электронной почте принять участие в подходящем тендере. В процессе он разводит на покупку дорогостоящего сертификата, который необходим для участия в закупке, а затем отменяет торги из-за «политической ситуации и санкций».

Ваш случай может отличаться, поэтому предлагаем 5 признаков, которые точно отличают мошенничество от приглашения в реальный тендер.

Организатор тендера скрывает название

Обычно мошенник скрывает название компании, проводящей тендер, за туманными формулировками: «одна из крупнейших госкомпаний», «одна из структур Газпрома» и т.д.

В реальном тендере — это нонсенс. Если госкомпания проводит конкурентную закупку, то по закону она обязана делать это публично.

У коммерческих заказчиков другая мотивация — бизнес-интересы. Название заказчика помогает привлечь максимальное число поставщиков, чтобы за счет их конкуренции получить наиболее выгодные условия.

Некоторые заказчики имеют право проводить часть закупок в секретном режиме. Участники таких тендеров подписывают соглашение о неразглашении информации, но официальное наименование заказчика в любом случае известно им ещё до начала подготовки коммерческого предложения.

Читать еще:  Денежный поток предприятия: краткая классификация

Приглашение пришло с личного e-mail

Крупные заказчики могут персонально приглашать поставщиков поучаствовать в закупке. Но для них это отдельный бизнес-процесс, а не «звонок другу».

Приглашение направляется не по телефону, а в письменной форме с указанием реквизитов организатора торгов. В приглашении, как правило, указывают контакты, по которым поставщик может уточнить факт проведения закупки.

Поэтому обязательно проверяйте e-mail, с которого пришло предложение. Как минимум, после @ должна следовать часть адреса, полностью совпадающая с адресом официального сайта заказчика.

Уже на сайте можно найти телефон и уточнить, действительно ли такой-то сотрудник работает в компании и уполномочен на контакты с поставщиками в рамках такой-то закупки.

Для участия нужен дорогой, но бессмысленный сертификат

Заказчик может попросить подтверждение того, что поставщик состоит в государственных или корпоративных реестрах. Например, в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

Но участие в них за деньги не покупается. Как правило, право на включение в реальные реестры, в том числе реестр аккредитованных поставщиков конкретного заказчика, подтверждается документами. Список таких документов и правила ведения подобных реестров должны быть публичны.

Кроме того, государственный заказчик или государственная компания вообще не имеют права отклонять заявку участники, если он не состоит в негосударственном реестре. Такое решение легко обжаловать в суде или ФАС.

Поэтому если организатор просит купить для участия в его тендере сертификат за 40 тысяч рублей, то это верный признак мошенничества.

Коммерческое предложение можно подать в обход официальной процедуры

Большинство закупок в России давно проходит в электронной форме на торговых площадках. Все участники подают свои предложения только через ту площадку, на которой заказчик объявил торги.

Подать заявку «через Валеру» не получится. Заказчик имеет полное право, а вообще-то и обязанность, такую заявку отклонить. Если этого не сделает организатор, то может любой из участников закупки через суд или антимонопольную службу. Ведь подача заявки в обход официального канала нарушает принцип равноправия всех участников тендера.

На практике некоторые заказчики могут параллельно с приёмом заявок самостоятельно изучать сайты поставщиков. Но они не могут просто так выбрать кого-то со стороны. Сначала им придётся отменить электронную закупку и «с нуля» оформить документы для новой, но уже у единственного поставщика.

Вы не можете найти документы на сайте заказчика или на zakupki.gov.ru

Российские компании, как правило, проводят конкурентные закупки публично. Поэтому извещение о тендере можно найти на корпоративном сайте компании или электронной торговой площадке, а в случае госкомпаний еще и в Единой информационной системе.

Если вы не нашли публичной информации о тендере, в который вас приглашают, то это повод еще раз подумать и проверить потенциального клиента.

Что делать, если вас обманули?

Если вы все-таки стали жертвой обмана и купили сертификат для липового тендера, то постарайтесь сохранить побольше информации о том, кто приглашал вас. Описанную схему можно квалифицировать как мошенничество, поэтому смело обращайтесь в правоохранительные органы.

И, наконец, если ваша компания решила участвовать в тендерах, то заранее изучите правила их проведения и подготовьтесь к работе на электронных торговых площадках. Базовый уровень знаний можно получить бесплатно и самостоятельно. Это потребует гораздо меньше вашего времени и сил, чем общение с подозрительными организаторами тендеров для дочерних структур «Роснефтегазалмаздобычи».

Лжезаказчики. 6 классических схем обмана поставщиков

Самыми частыми махинациями в бизнесе являются те, которые просты и примитивны, как топор. В этом материале поговорим о классике жанра – самых популярных схемах развода поставщиков и производителей.

Махинации с отложенным платежом

Больше всего мошеннических схем, где пострадавшей стороной выступают поставщики, связано, конечно, с авансовым платежом. Работа по предоплате – это всегда прогулка по минному полю. От “мины” не спасет ни бренд, ни рекомендации, ни даже многолетнее партнерство. Вот самый типичный случай. Компания-производитель каким-либо способом заявляет о поиске дилеров и создании дилерской сети в регионах. На сообщение откликается фирма-мошенник, которая чаще всего выглядит выгодным и даже идеальным клиентом. У нее всегда более притягательные условия, а представители согласны на некоторые уступки и сами ратуют за то, чтобы делать все исключительно по букве закона. Товар по частичной предоплате или с полной отсрочкой платежа поставляется фирме, после чего она либо бесследно исчезает, либо отказывается отвечать по обязательствам договора под разными предлогами. Вендор обращается в суд, но привлечь фирму к уголовной ответственности практически нереально. На балансе компании находится минимум средств и полупустой офис, а руководитель оказывается подставным лицом.

Бывает и такой вариант. Проверенная фирма заказывает большую партию товара с отсрочкой и добросовестно оплачивает аванс. Деньги приходят на расчетный счет, но не со счета компании, а от физического лица. Покупатель поясняет, что “ничего страшного”, так быстрее и удобнее, а бдительность поставщика дремлет, не подозревая никакого подвоха. Обман вскрывается уже после отгрузки, когда товар вместе с заказчиком просто испаряются, а все документы оказываются поддельными. И вроде бы все знают, как важно анализировать новых дилеров и не заключать крупных сделок с новыми контрагентами, но подобные истории повторяются раз за разом, постоянно.

Суть этой схемы – продолжение схемы первой, и она проста как дважды два. Оптовый продавец получает срочный заказ на поставку товара по предоплате от потенциального покупателя. По электронной почте клиенту высылают счет, а уже через несколько часов поставщик получает платежку об оплате товара. Все дело происходит в пятницу, во второй половине для. Все мысли менеджера по продажам – о бурном вечере пятницы, поэтому поступление денег не проверяется и дается добро на отгрузку продукции.

Потом вдруг выясняется, что никаких денег от клиента на счет не поступало, а платежка – поддельная. И это неудивительно, ведь желая урвать премию по итогам продаж, многие менеджеры могут пренебрегать элементарными правилами безопасности. В пятницу вечером все банки уже закрыты, а заказчик, как назло, начинает капать на мозги с просьбой немедленно отгрузить товар, не дожидаясь понедельника. Не мудрено, что шанс забыть проверить поступление денег в таких условиях существенно возрастает.

Стоит иметь в виду, что пятничный заказ “в лоб” не строго обязателен. Оплата может откладываться постепенно с любого дня недели до вечера пятницы. К примеру, во вторник в компанию звонит некий человек с просьбой прислать ему прайс-листы и бланки заказа на корпоративную почту, а затем где-то в четверг он делает заказ на высокую сумму с большим количеством нулей.

Представители компании не обязательно ведут себя как слепые котята. Бывает и так, что они могут даже почувствовать что-то неладное. Допустим, когда клиент делает заказ впервые, скидку не просит, наличие товара не уточняет. Но компания ведь реально существует, а клиент предоставил реквизиты реально существующей фирмы. Затем с самого утра пятницы клиент просит скинуть ему счет и договор. И настоятельно просит отгрузки, так как им срочно-обморочно надо его забрать уже в субботу. Обещает перечислить деньги на счет максимально быстро, нужно только посоветоваться с банком. Потом и приходит та самая поддельная квитанция.

Зарабатывай до
200 000 руб. в месяц, весело проводя время!

Тренд 2020 года. Интеллектуальный бизнес в сфере развлечений. Минимальные вложения. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Обучение под ключ.

А потом товар бесследно исчезает. Мошенник обращается в известную ТК, она забирает товар, отвозит во двор и разгружает, а через полчаса на место подъезжает другая машина, которая его забирает и увозит в неизвестном направлении. Потом оказывается, что концов не найти, а фирма-заказчик совершенно не причем, так как мошенники просто воспользовались ее реквизитами и оформили заказ от ее имени.

Мошенничество при транспортировке

Разумеется, груз никогда не исчезает просто так, а кроме лжезаказчика в мошеннической схеме может быть задействовано третье лицо. Обычно это транспортно-экспедиционная компания, которая работает в сговоре с дилером-мошенником. Груз просто передается перевозчику, после чего отправляется в неизвестном направлении.

Хищение может произойти и без конкретного намерения мошенников похитить груз именно у данной компании. Это происходит тогда, когда предприниматель заказывает перевозку у экспедиторских компаний по наиболее выгодному тарифу. А поскольку многие экспедиторы не имеют собственного автотранспорта, они быстро ищут перевозчика с машиной и не придают никакого значения его проверке. Договор заключается без личной встречи, по электронной почте. Этим и пользуются злоумышленники. Груз оказывается у них, а предприниматель совершенно спокоен, так как обратился к своему старому другу-экспедитору.

Готовые идеи для вашего бизнеса

В большинстве случаев отыскать утерянный товар невозможно, так как он может перегружаться в нескольких местах. Зачастую от утери товаров не позволяет уберечься даже страхование. В страховой практике прописывается страхование от хищения, которое понимается как кража со взломом, грабеж, разбойное нападение на перевозчика, умышленное уничтожение товара с грузом, угон, но только не как мошенничество. В итоге из-за тонкостей формулировок суды нередко встают на сторону страховщиков, а ущерб поставщикам не возмещается. Поэтому у многих компаний закреплена практика, при которой транспортировка товара осуществляется за счет дилера с включением в страховой договор такого риска как “хищение в форме мошенничества”.

Читать еще:  Ребенок в частные руки: плюсы и минусы негосударственного образования

Одна из самых распространенных схем обмана поставщиков – фишинг. Хакерам достаточно прислать ссылку с вирусом на электронную почту компании или ее опубликовать на сайте. Как только сотрудник компании переходит по ссылке, вирус тут же взламывает систему и скачивает информацию. Взломщики получают доступ к логинам, паролям, банковским счетам. Ну а дальше вариантов много. Хакеры, например, могут действовать “внаглую”. В таком случае мошенник от лица компании вступает в переписку с заказчиками, предлагая выгодные сделки на условиях предоплаты. После перечисления денег на его банковскую карту, он удаляет переписку из почты компании и перестает выходить на связь с клиентом. В итоге пострадавшей стороной являются и поставщики, и заказчики.

Другой вариант, когда хакеры действуют более скрытно и выжидательно. Допустим, поставщик ведет переговоры о поставке оборудования и высылает по электронной почте счет покупателю. Тот оплачивает счет, но деньги на счет не поступают. Выясняется, что мошенники перехватили письмо с счетом и вставили свои реквизиты. Чаще всего такое происходит, когда компании пользуются не собственным почтовым сервисом.

Контрагент, меняющий фирму

Тревожный звоночек для любой компании – это когда контрагент-должник делает предложение перевести старые долги на новую организацию из-за смены юридического лица. Под прикрытием того, что это всего лишь обычная смена операционной компании для ухода от налоговых проверок, может прятаться очевидный факт – возвращать долг никто не собирается. Чтобы компания могла себя обезопасить, необходимо отследить все изменения у контрагента, от смены директоров, адресов и учредителей, до подачи исков, блокировки счетов и прочего. В таких случаях рекомендуется пользоваться программами контроля контрагентов, а также требовать поручительства по долговым обязательствам.

Сертификаты проверенных организаций

Повсеместный вид спамного мошенничества, о котором все знают, но махают на него рукой – всевозможные сертификаты “проверенных организаций”, “проверенных поставщиков” и так далее, которые якобы подтверждают надежность организации. Как правило, с необходимостью получения такого сертификата компания сталкивается в двух случаях: при участии в тендерах либо при заключении сделки с заказчиком, когда при ознакомлении с требованиями последнего в общем перечне всплывает некий незнакомый документ. Как только представитель компании звонит выяснить, что именно от него требуют, в ответ ему следует целая консультация и инструкция о том, где и как этот сертификат нужно получить. Для оформления нужно немного – всего от 15-20 тыс. рублей, а саму бумажку сделают за сутки.

Мошенничество в госзакупках: как распознать и что делать

    On 08.11.2017 0 Комментарии 44-ФЗ, ЕИС, Запрос предложений, Конкурс, Процедура закупки, Статьи, ФАС, Электронный аукцион

Система закупок создана для того, чтобы сделать расходы бюджетных средств прозрачнее. Однако до идеала ей еще очень далеко. Поэтому нечестные участники закупок — как заказчики, так и исполнители — пытаются использовать ее неэффективности в своих интересах. И зачастую им это удается. Рассмотрим наиболее популярные приемы и расскажем, что делать добросовестному поставщику.

Уловки заказчиков

С целью отдать контракт «правильному» поставщику заказчики нередко прибегают к различным хитростям. Вот наиболее популярные из них.

Невнятное техзадание

Это любимый метод заказчиков для отсеивания лишних конкурентов нужного поставщика. Техническое задание составляется максимально непонятно и запутано в расчете на то, что многие участники закупок не захотят или не смогут в нем разобраться. В результате часть из них пройдет мимо, а другие попросту не смогут исполнить требования, и их заявки будут отклонены. В то же время «свой» поставщик в частном порядке получает от заказчика полный инструктаж, подает заявку и в отсутствии конкуренции побеждает.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

В этом случае применяются размытые формулировки, технические характеристики, которые можно понять неоднозначно. Например, указывается размер объекта, но не уточняется, что это конкретно — длина, ширина, высота, а может быть, диаметр.

Умышленные ошибки

Согласитесь, довольно сложно найти объект закупки, если его название написано неверно. Например, отдельные символы заменены на соответствующие буквы латиницы. Визуально этого не определить, однако при поиске по названию такие закупки в выборку не попадут. На это и рассчитывают недобросовестные заказчики, составляющие подобные техзадания. Ведь нужный поставщик будет знать о такой хитрости и сможет найти закупку, а вот другие — не факт.

Разброс требований по документам

В соответствии с законом 44-ФЗ, все критерии, которым должен удовлетворять объект закупки, должны быть перечислены в Техническом задании. Это сделано неспроста — участник должен четко видеть все параметры закупки и оценивать свои возможности. Но порой заказчики раскидывают их по разным документам. В Техническом задании указывается лишь часть параметров, а остальные прописываются, например, в контракте или описании объекта закупки. Это приводит к тому, что в заявках участники попросту не учитывают некоторые требования. Таким образом, конкуренция существенно сокращается.

Что делать поставщику?

Естественно, перечисленные уловки являются лишь примерами того, как хитрят заказчики. Но в целом действия поставщиков в таких случаях сводятся к одному алгоритму:

  1. При возникновении любых вопросов по конкурсу или аукциону можно подать заказчику запрос на разъяснение.
  2. Он обязан представить такое разъяснение в течение 2 дней с того момента, как получит запрос. Возможно, в итоге неточные формулировки будут пояснены, а явные ошибки — исправлены.
  3. Если разъяснение не удовлетворит, можно обратиться за ним повторно, чтобы дать понять заказчику, что вы настроены серьезно.
  4. Если заказчик не дает пояснений или делает это явно «для галочки», можно жаловаться в ФАС.

Как не пропустить мимо интересную закупку из-за умышленных ошибок, допущенных заказчиком? Для этого есть несколько способов:

  1. Искать в ЕИС более тщательно. Проверять не только по названию объекта, но и по коду ОКПД2, по другим параметрам.
  2. Отслеживать закупки интересующих заказчиков. В идеале мониторить все закупки в вашей сфере и регионе.
  3. Использовать специальные сервисы, например, Контур.Закупки. Он позволит отыскать объект даже в том случае, если его название написано латиницей.

Сговор поставщиков

В закупках нередки ситуация, когда участники сговариваются между собой и делят рынок. Например, на нем есть несколько конкурентов, активно участвующих в торгах. Они могут договориться между собой и забирать контракты по очереди. Еще чаще встречается другой вариант — в схемах задействован основной поставщик и подставные организации. В любом случае суть таких схем сводится к созданию мнимой конкуренции, в результате чего побеждает нужный участник.

Рассмотрим взаимодействие заговорщиков на примере схемы «Таран», которая нередко применяется в рамках электронных аукционов. Для реализации требуется основной поставщик, который в итоге возьмет контракт, и пара подставных. В процессе торгов подставные снижают цену до минимума, соревнуясь друг с другом. При этом на определенном этапе прочие конкуренты из борьбы выбывают, поскольку цена контракта становится для них слишком низкой. В самом конце аукциона на сцене появляется основной поставщик и подает заявку по приемлемой для себя цене, но чуть ниже предложения последнего честного участника.

В итоге в топе участников аукциона оказываются: на первом и втором местах — те самые подставные фирмы, которые демпинговали, а на третьем месте — основной поставщик. Следом за ним идут предложения других добросовестных участников. Однако во время проверок вторых частей заявок выясняется что участники, занявшие первое и второе место, не соответствуют каким-то требованиям. Их заявки, умышленно составленные с ошибками во вторых частях, отклоняются. Победителем же становится бронзовый призер, то есть тот самый основной поставщик.

Как действовать добросовестному участнику?

Допустим, вы распознали реализацию «Тарана», но все же хотите поучаствовать в аукционе. В этом случае рекомендуется максимально сосредоточиться в конце торгов, чтобы не пропустить тот момент, когда основной поставщик подаст свою «бронзовую» заявку. Можно попытаться ее перебить. Может статься, что недобросовестный участник либо не успеет на это отреагировать, либо попросту не захочет снижать цену еще сильнее. В итоге победителем станет ваша заявка.

Однако в этом случае важно не допустить слишком сильного снижения цены. Лучше всего заранее рассчитать возможный для себя минимум и ни в коем случае не опускаться ниже этой суммы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector