Мой первый стартап: Россия, 94-й

Мой первый стартап: Россия, 94-й

Мой первый стартап. Как помочь подростку реализовать свой проект

Мой первый стартап. Как помочь подростку реализовать свой проект

Вчера ты вёл его за руку в первый класс, а сегодня он зарабатывает больше тебя. Академические знания, почерпнутые в школе, тут ни при чём. Успешные подростки действуют как будто вслепую, методом проб и ошибок нащупывая стратегии монетизации своих хобби. Но главное — у них есть мечта и нет предубеждений, ограничивающих творческую свободу. Британская высшая школа дизайна рассказывает, как помочь подросткам раскрыть их бизнес-потенциал.

Если вы замечаете в ваших детях предпринимательские способности, то заниматься их развитием можно начинать уже в подростковом возрасте. Тенденции последних лет показали, что уже в 14-16 лет дети способны на реализацию самых смелых проектов. Именно работа над собственными проектами может стать для школьников источником вдохновения для последующего обучения и выбора будущей профессии.

Если посмотреть на успешные стартапы сегодняшних подростков, выделяется несколько очевидных трендов. В их числе, конечно, видеоблоги, а ещё интернет-торговля и мобильные приложения. В общем, всё то, без чего нельзя представить жизнь современного человека.

Видеоблоги

Для создания своего канала начинающему блогеру необходимо освоить азы монтажа и базовые навыки работы в графическом редакторе. Но важнее всего — понимать свою аудиторию и её потребности. После того, как портрет аудитории будет составлен, необходимо подумать о привлечении рекламодателей и возможных вариантах интеграции брендов и их товаров или услуг в структуру роликов. И только после этого личный блог уже можно считать бизнес-проектом.

Ютьюб-блогер Саша Спилберг начала вести свой канал, когда ей было всего 13 лет. Всё начиналось с видеоприветов, которые Саша отправляла своим друзьям на Кипр, а сегодня её аудитория превышает шесть миллионов пользователей.

Ещё один яркий пример — видеоблогер Катя Клэп. Свою деятельность Екатерина Трофимова начала в 2009 году на своём первом ютьюб-канале FoggyDisaster, ей тогда было всего 16. В качестве формата она выбрала скетчи и пародии. За три года Клэп набрала около 250 тысяч подписчиков и более 33 миллионов просмотров. Позже Катя завела второй канал TheKateClapp, аудитория которого на февраль этого года составила шесть миллионов человек.

Мобильные приложения

Как и в работе с блогом, при разработке мобильного приложения первое, от чего стоит отталкиваться — это запросы пользователя. Что именно и для кого вы будете продавать, какой это будет товар или услуга? Как сделать площадку удобной и каким будет дизайн? Для запуска своего мобильного приложения необходимы знания маркетинга и дизайна. И, конечно, для того чтобы создать саму платформу, нужно освоить конструкторы по созданию мобильных приложений.

14-летний Владислав Кисляков из Казани разработал мобильное приложение, помогающее не проспать свою остановку

Сели в автобус, забили нужный адрес, выбрали, когда вас разбудить (например, за километр или за 100 метров от остановки) — и спокойно спите. Телефон разбудит вас в нужное время. Владислав также придумал приложение, которое ищет ближайшую парковку. Сервис, созданный молодым программистом, оценили на всероссийском конкурсе «Разбуди инвестора», он взял первый приз в номинации «Программы и приложения».

Ник Д’Ало́йсио в 15 лет сделал программную разработку Simmly, которая была продана Yahoo! за за $30 млн (название было изменено на News Digest). Ник был признан самым молодым человеком, который получил раунд венчурного капитала в технологиях от миллиардера.

Интернет-торговля

Для успешного запуска интернет-магазина нужно исследовать и проанализировать рынок и оценить конкурентов, а затем перейти к ценообразованию и логистике сервиса. Не стоит забывать и о базовых навыках программирования, ведь платформу для магазина необходимо создать, а после также оказывать поддержку пользователям. Казалось бы, эти навыки подростку освоить не под силу, а тем более воплотить в жизнь, но реальные истории успеха доказывают обратное.

Например, британец Генри Паттерсон в свои 12 лет открыл интернет-магазин сладостей Not Before Tea. За первые семь дней существования лавки он получил около ста заказов. Успех предприятия Генри объясняет просто: только ребёнок может знать, какие сладости нравятся детям.

А Шон Бельник, ещё не достигнув 14 лет, делал свои первые шаги в бизнесе, продавая игрушечных покемонов на платформе eBay. Кроме того, Шон самостоятельно изучил HTML и стал помогать своему отчиму в поддержке сайта мебельной фирмы. В 14 лет он придумал идею сайта, который специализируется на продаже офисных стульев — Bizchairs.com.

Истории о предприимчивых и успешных подростках не могут не вдохновлять, но не всё так просто, как может показаться на первый взгляд. Для того чтобы реализовать свои проекты, тинейджеры самостоятельно осваивали программы и развивали в себе навыки маркетологов, аналитиков и логистов, что потребовало от них дисциплины и много свободного времени. А ведь они могли прийти к этому результату намного быстрее, будь у них грамотный наставник и единомышленники.

Сегодня этот путь можно срезать: теорию и практику стартапов для тинейджеров уже преподают. Курс First Startup Британской высшей школы дизайна ориентирован на 13-16-летних.

Изучение ценообразования, презентация и позиционирование, бизнес-план и прогнозирование конверсии. Звучит как программа экономического форума, на котором хочется заснуть? На самом деле это увлекательная и живая программа обучения.

Большую часть времени студенты будут проводить не на лекциях, а за выполнением независимых проектов и решением реальных проблем окружающего мира

Под наблюдением своих преподавателей они научатся собирать и анализировать информацию, находить ответы на вопросы, генерировать и реализовывать свои идеи. Студенты пройдут всю цепочку создания своего дела — от того, где искать идеи и мотивацию, до того, как заземлить проект и привлечь клиентов.

Свои первые стартапы ученики придумывают и защищают прямо здесь, в рамках курса. Участие в нём может стать одной из самых перспективных инвестиций в будущее подростка.

Иллюстрации: Shutterstock (Kit8.net)

Мой первый “стартап”

Всем привет, я Павел Осипов, и я веду блог нашей команды Neovima. Захотелось поделиться историей о своём самом первом бизнесе. Эта история не о том, как стать миллионером за час.

На дворе был 2006 год, я жил в дальнем военном гарнизоне, где была тайга и медведи. У нас массово стали появляться компьютеры, всё-таки, мы были дети военных, и родители получали деньги. В городке заняться особенно было нечем: кто-то нюхал клей и бензин, кто-то пытался стать «супер-бандитом» из фильма «Бригада». Остальная часть занималась спортом и играла по домам в компы. С интернетом была огромная проблема, точнее нельзя назвать проблемой то, чего просто не было. Взамен у нас была «сетка», по которой мы играли в игры и обменивались фильмами, которые народ покупал на «пиратках» на рынке в Хабаровске.

В то время набирала популярность онлайн игра World of Warcraft. Кто-то хакнул лицензию, написал инструкцию, как её запустить, и в городе появился сервер. На нём играло аж 80 человек постоянно онлайн. Но так как мы жили в городке, где про существование «интернета» ходила легенда, на городском сервере удавалось поиграть не часто. По обычной причине за 1 час сидения в интернете улетало 200-300 рублей. А к городской сетке без денег на балансе интернета подключиться было невозможно, вдобавок высокий пинг делал свои дела, поиграть было просто не реально.

Загрустили мы с друзьями, и тут кто-то выложил в сетку эмулятор сервера игры. Он был настолько багнутым и адски настроенным, что просто ужас. Но у нас появилась призрачная надежда, я разобрался с настройками и установил себе на комп этот сервер, и мы начали зависать. Потом пошла народная молва, что у меня на компе есть сервер WoW, народ стал требовать «хлеба и зрелищ». Я смекнул, что нужно брать с народа по 10 рублей в месяц за игру. Плата была символической, но народу набралось целых 50 человек. По тем временам 500 рублей были хорошие деньги, для примера з/п отца была 3000 рублей. Кто-то даже платил на год вперёд, осталось только в целом уговорить маму и папу не отключать компьютер, это же был «сервак» теперь. За обещания подтянуть оценки в школе, они согласились. Правда обещания с оценками я так и не выполнил 🙂

Время шло. Раз в месяц я отправлял системное сообщение, что я иду собирать деньги за игру, у меня были домашние адреса каждого, кто играл. Я стучался в дверь, и мне насыпали мелочи в мою сумку. Так как играли в основном подростки, понятно, что деньги были исключительно оставленные со сдачи магазина или карманных расходов. Офицеры, конечно же, давали бумажные. Но большая часть офицеров проплатила на год вперёд, поэтому с ними проблем не было.

Читать еще:  Маленький мясокомбинат — стабильный источник прибыли

Были и те, кто не платил, с ними я делал просто: того, кто не кидал денежку в сумку в заветный день, я просто банил по IP, и они на следующий день сами прибегали.

Так прошло 6 месяцев, требования к «серваку» возрастали. Напомню, он был очень багнутый, где-то встречались монстры по 15 штук в одном и т.д. Я делал, конечно, что мог, и друзья тоже помогали, но нормально настроить не удалось. Появились «читеры». Мы кинули на наш дорогущий интернет денег и начали искать новый сервер. В итоге через 3 часа нашли, где скачать, и потратили 1000 рублей. Это, кстати, был мой первый опыт блуждания по интернету так долго, тогда я познакомился с порнухой и вирусами 🙂 Скачали сервер, ну, как скачали, качался он уже после.

38 мб. качались часа 3, но за них мы уже заплатили.

Сервер был просто супер, даже лучше, чем стоял в городе. Хорошо работал, и работала даже нормально система званий, но она благополучно умерла через месяц, почему – не знаю. Время шло, это был 9-й класс, я благополучно завалил учебу, получил от родителей, за что был сослан на 3 месяца в Приморский край к бабушке.

Я договорился с отцом, что он будет держать включенным сервер. Собрал со всех деньги на 3 месяца вперёд, кто не заплатил, того забанил с системным сообщением, что нужно оплатить. Оставил друга в качестве админа, чтобы он, если что, разруливал спорные ситуации.

Время шло, я валял балду, и в августе, поговорив с родителями, я узнал, что отец как две недели перестал включать сервак, потому что комп стал дико тормозить. Я начал переживать, к 20 числам августа я вернулся домой и обнаружил, что друг отдал доступ к серверу знакомому парню, тот шутки ради понаплодил кучу монстров драконов «Ониксов», которые мочили всех пользователей, а из-за их переизбытка сервер начал безумно тормозить и падать, а после и вовсе перестал включаться.

Поэтому отец и отключал его. Я тогда очень сильно расстроился, поднять сервер не удалось, так как местный владелец сетки присоединил её к городу, и теперь играть на городском сервере можно было всегда.

Тогда я сделал первые выводы, почему бизнес нельзя делать с друзьями ) но было весело.

P.S я потом взломал админский аккаунт городского сервера, и когда мой знакомый докачал героя до крутого уровня, я завалил городской сервер, что им пришлось его переустанавливать и удалить аккаунты, но это была уже другая история )

мой стартап

Главная

Новая заставка для нашего канала (чуть исправленная)

Обучение бизнесу бесплатно, жми: http://l7.moystartup.ru/

Недавние действия Воспроизвести все

Как открыть свое дело? Стартовый капитал для бизнеса. Открытие своего дела в 2019 – Продолжительность: 4 минуты 36 секунд

  • 1 132 просмотра
  • 5 месяцев назад

Стратегия развития бизнеса. Какой бизнес открыть в 2019. Новые стратегии заработка – Продолжительность: 6 минут 32 секунды

  • 1 050 просмотров
  • 5 месяцев назад

Что такое бизнес процесс? Описание бизнес процессов. Примеры бизнес процессов. Суть бизнес процесса – Продолжительность: 5 минут 55 секунд

  • 990 просмотров
  • 5 месяцев назад

Что такое франшиза и как она работает? Как открыть франшизу? Где найти каталог франшиз? – Продолжительность: 3 минуты 42 секунды

  • 1 116 просмотров
  • 5 месяцев назад

Как сделать продающий сайт. Насколько важно доверие в бизнесе? Как сделать оффер для сайта – Продолжительность: 3 минуты 42 секунды

  • 1 113 просмотров
  • 5 месяцев назад

Как создать стартап. Чем отличаются успешные стартапы. Как проверить бизнес идею – Продолжительность: 5 минут 26 секунд

  • 1 540 просмотров
  • 5 месяцев назад

Что такое эффективный маркетинг. Как привлечь больше клиентов. Как продать свои услуги дорого – Продолжительность: 4 минуты 33 секунды

  • 2 091 просмотр
  • 5 месяцев назад

КАК НАЧАТЬ БИЗНЕС С НУЛЯ С МИНИМАЛЬНЫМИ ВЛОЖЕНИЯМИ? – Продолжительность: 6 минут 7 секунд

  • 10 224 просмотра
  • 6 месяцев назад

Как заработать в интернете, что можно продавать и как продавать в любой нише? – Продолжительность: 119 секунд

  • 4 419 просмотров
  • 6 месяцев назад

Идеи для бизнеса найти просто! Узнайте как придумать бизнес идеи в любой нише. – Продолжительность: 2 минуты

  • 5 186 просмотров
  • 6 месяцев назад

Идеи для бизнеса найти просто! Узнайте как придумать бизнес идеи в любой нише. – Продолжительность: 3 минуты 39 секунд

  • 5 501 просмотр
  • 6 месяцев назад

Бизнес план для начинающих- 5 первых шагов. Как написать бизнес план или как составить бизнес план – Продолжительность: 4 минуты 1 секунда

  • 2 120 просмотров
  • 6 месяцев назад

Канны, Франция Воспроизвести все

Как заработать в интернете? Легкие способы заработка денег в сети – Продолжительность: 23 минуты

  • 3 705 просмотров
  • Год назад

Реклама товара, как искать клиентов в онлайн бизнес. Интернет маркетинг чтоб увеличить продажи – Продолжительность: 5 минут 41 секунда

  • 4 732 просмотра
  • Год назад

Как начать свое дело, с чего начать свой бизнес и как начать свой бизнес с нуля, начать бизнес – Продолжительность: 7 минут 20 секунд

  • 5 314 просмотров
  • Год назад

Бизнес на дому, дополнительный доход и бизнес в домашних условиях, работа на дому и бизнес дома – Продолжительность: 3 минуты 20 секунд

  • 6 708 просмотров
  • Год назад

Какой бизнес лучше выгодный бизнес и как выбрать нишу. Какой бизнес открыть каким бизнесом заняться – Продолжительность: 4 минуты 48 секунд

  • 4 342 просмотра
  • Год назад

Как работает дропшиппинг, плюсы и минусы дропшиппинга, дропшиппинг от а до я, дропшиппинг это – Продолжительность: 4 минуты 34 секунды

  • 7 762 просмотра
  • Год назад

Где Взять Стартовый Капитал для бизнеса, как начать бизнес с минимальными вложениями, школа бизнеса – Продолжительность: 18 минут

  • 9 345 просмотров
  • Год назад

Что такое эффективный маркетинг. Как привлечь больше клиентов. Как продать свои услуги дорого – Продолжительность: 4 минуты 33 секунды

  • 2 091 просмотр
  • 5 месяцев назад

Top 25 Twerking Moments of Indi Rene ✔ (10 – 20) – Продолжительность: 10 минут

  • 215 824 просмотра
  • 2 года назад

Ницца, Франция Воспроизвести все

Что продавать в интернете в 2019, чем торговать и где найти товары для продажи чтобы заработать – Продолжительность: 3 минуты 1 секунда

  • 3 436 просмотров
  • 9 месяцев назад

Бизнес идеи для маленького города или как начать свой бизнес в деревне. Бизнес для маленького города – Продолжительность: 18 минут

  • 7 392 просмотра
  • Год назад

Заработок в интернете, как заработать в интернете без вложений ? Заработок в сети для новичков – Продолжительность: 13 минут

  • 6 902 просмотра
  • Год назад

Как Заработать на Видео- структура продающего видео заработок на видео и продвижение с помощью видео – Продолжительность: 4 минуты 50 секунд

  • 5 412 просмотров
  • Год назад

Заработок в интернете, как заработать в интернете новичку. Реальный заработок в интернете, – Продолжительность: 4 минуты 59 секунд

  • 4 718 просмотров
  • Год назад

Как привлечь клиентов и где искать клиентов. Поиск новых клиентов и поток клиентов – Продолжительность: 4 минуты 17 секунд

  • 4 977 просмотров
  • Год назад

Милан, Италия Воспроизвести все

Как поверить в себя, как осуществить мечту. Секреты успеха – как быть успешным, как добиться успеха – Продолжительность: 21 минута

  • 4 062 просмотра
  • Год назад

Как открыть свое дело, как открыть бизнес и как привлечь клиентов в свой бизнес Предпринимательство – Продолжительность: 26 минут

  • 1 732 просмотра
  • Год назад

Налоговая проверка, как защититься? Консультация юриста про проверки бизнеса, налоговые проверки – Продолжительность: 17 минут

  • 1 132 просмотра
  • Год назад

Монако, Монте Карло Воспроизвести все

Интернет магазин бесплатно, как создать интернет магазин. Интернет-магазин и заработок в интернете – Продолжительность: 18 минут

  • 6 066 просмотров
  • Год назад

Бизнес план образец, записываем! Или составляем бизнес-план с нуля, узнайте как написать бизнес план – Продолжительность: 13 минут

  • 20 812 просмотров
  • Год назад

Инвестиции что это? Умное инвестирование чтобы увеличить доход – Продолжительность: 10 минут

  • 9 028 просмотров
  • 9 месяцев назад

Дропшиппинг с нуля, что это и как начать? Что такое дропшиппинг, и как работает дропшипинг? – Продолжительность: 4 минуты 12 секунд

  • 1 894 просмотра
  • 6 месяцев назад

Бухгалтерия для начинающих предпринимателей. Предпринимательство и бухгалтерский учет, как проще? – Продолжительность: 3 минуты 39 секунд

  • 1 928 просмотров
  • 6 месяцев назад

3 способа найти инвестиции в бизнес. Деньги для бизнеса или как найти инвестора. Инвестиции это шанс – Продолжительность: 4 минуты 18 секунд

  • 8 698 просмотров
  • 6 месяцев назад

Бизнес план для начинающих- 5 первых шагов. Как написать бизнес план или как составить бизнес план – Продолжительность: 4 минуты 1 секунда

  • 2 120 просмотров
  • 6 месяцев назад

Как сделать продающий сайт. Насколько важно доверие в бизнесе? Как сделать оффер для сайта – Продолжительность: 3 минуты 42 секунды

  • 1 113 просмотров
  • 5 месяцев назад

Что такое франшиза и как она работает? Как открыть франшизу? Где найти каталог франшиз? – Продолжительность: 3 минуты 42 секунды

  • 1 116 просмотров
  • 5 месяцев назад

Пиза, Италия

4 способа открыть бизнес, бизнес идеи как привлечь клиентов, как начать свой бизнес идеи для бизнеса – Продолжительность: 9 минут 29 секунд

  • Год назад
  • 3 883 просмотра
Читать еще:  Основные элементы корпоративной идеологии

4 способа открыть бизнес, бизнес идеи как привлечь клиентов, как начать свой бизнес идеи для бизнеса Обучение бизнесу бесплатно: http://l7.moystartup.ru/

❤❤❤ Нажмите чтобы получить бесплатные п.

Венеция, Италия

Как избавиться от лени, как себя мотивировать, как бороться с ленью и не лениться, мотивация – Продолжительность: 10 минут

  • Год назад
  • 5 787 просмотров

Как избавиться от лени, как себя мотивировать, как бороться с ленью и не лениться, мотивация помогает! Обучение бизнесу вместе с нами, жми: http://l7.moystartup.ru/

Чтобы побороть лень нужны ярки.

Барселона, Испания

Как найти клиентов? Методы привлечения новых клиентов или как искать клиентов, поток клиентов – Продолжительность: 18 минут

  • Год назад
  • 6 065 просмотров

Как найти клиентов? Способы привлечения новых клиентов и создания постоянного потока клиентов! Обучение бизнесу бесплатно, жми чтобы скачать подарки: http://l7.moystartup.ru/

Находить клиентов пр.

Цюрих, Швейцария

Что такое автоворонка: 3 варианта. Простая авто воронка продаж и автоматизация автоматизация бизнеса – Продолжительность: 7 минут 52 секунды

  • Год назад
  • 1 800 просмотров

Что такое автоворонка: 3 варианта. Простая авто воронка продаж и автоматизация автоматизация бизнеса, жми: http://l7.moystartup.ru/

Авто воронка продаж лучшее для автоматизации бизнеса. Интернет .

Цифровой журнал «Компьютерра» № 192 (16 стр.)

Суметь понять решающее значение «слабости», признать его — совсем не шутка. Рискну утверждать, что даже Куртц и Кемени так до конца и не поняли главной фишки созданного ими языка. В середине 80-х они попытались продавить на рынок своё новое детище, True BASIC, основав под него компанию. Как коммерческий продукт он ещё существует, но как замена BASIC’у бесстыдно провалился, ибо оказался более сложным.

Говоря о BASIC как лучшем языке для начинающих, я конечно имею в виду не исправленных до неузнаваемости ублюдков вроде Visual Basic или Openoffice.org BASIC, где от оригинала осталось почти одно лишь название, а тот базовый, универсальный для всех минимум из двух десятков команд, на котором писали уже полвека назад. Сегодня его так же легко отыскать на любой платформе для любой архитектуры — и так же просто, как и десять, и двадцать, и сорок лет назад, применить для решения несложных задач. Помнится, совсем недавно, когда жена усомнилась в справедливости парадокса Монти Холла, я за пять минут набросал программку, демонстрировавшую его практически. И использовал не любимый C, не скриптовые языки, а старину BASIC — писать на котором можно, не задумываясь о собственно программировании.

Однако времена меняются. Интернет и Веб перекроили персоналку. Компьютер сегодня — это Сеть, а оригинальный бейсик о сетях ничегошеньки не знает. Так что же, пора заменить «лучший язык для новичков» новым, более современным, более приспособленным к технике и технологиям нового столетия? Давно пора, считают многие — и предлагают наперебой варианты, чаще всего останавливаясь на Python (который даже называют «бейсиком XXI века») и Javascript. Они разные, но роднит их сравнительная простота и лёгкость в обращении с интернет-механизмами. И человек, начавший своё компьютерное образование с них, конечно, сумеет потом применить полученные знания для серьёзных дел. Вот только есть одна нестыковочка: они и близко не так просты, как BASIC!

Пусть он примитивен, пусть неспешен. Но он недостижимо прост — а значит, уже в первые полчаса — да что там, в первые десять минут! — новичок, для которого компьютер до сих пор был магическим артефактом, сможет сделать что-то своими руками. Сможет сам заставить машину сделать что-нибудь! Вы помните свой первый раз? Помните восторг, который испытали, когда ваши первые бейсиковские строки заставили компьютер подчиниться для неговашей воле? И разве вы, начиная, преследовали цель обучиться конкретным технологиям? Рискну предположить, вы начинали программировать даже не для того, чтобы понять, как работает машина, а просто чтобы получить удовольствие от управления ею!

Ну а заставив машину прокатить вас, усвоив базовые концепции программирования (для чего BASIC так же хорош, как и любой другой язык), можно спрыгнуть куда угодно. Моё поколение уходило в машинные коды и ассемблер (вот, кстати, продолжение лично моей истории: «Мой первый стартап: Россия, 94-й»); сегодня, вероятно, разумным выбором будет Python или Javascript.

Но — начинать? Руки прочь от святыни! BASIC ещё послужит.

От кремния к углероду: как создавали первый процессор на углеродных нанотрубках

Опубликовано 26 сентября 2013

Группа исследователей из Стэнфордского университета впервые создала процессор, в котором вместо кремния применяются углеродные нанотрубки. На его основе был собран стенд с периферией и измерительным оборудованием, работающий как демонстрационный компьютер под управлением специально написанной для него многозадачной операционной системы.

Компьютер на базе процессора из углеродных нанотрубок (фото: theverge.com).

Постоянная работа над уменьшением размеров логических элементов в микросхемах была и до сих пор остаётся главным направлением развития полупроводниковой промышленности. Именно она лежит в основе роста производительности и повышения энергоэффективности чипов каждого нового поколения. Очевидно, это не может продолжаться до бесконечности — в силу технических причин и физических ограничений.

Вице-президент компании Intel и директор отдела технических исследований Майкл Мэйберри (Michael C. Mayberry) что-тоотмечает, что новым барьером станет техпроцесс с нормами 7 нм. Перейти на более тонкий помешают уже недостатки самого кремния. Единственный выход — использовать вместо него другое.

Уже многие годы особое внимание уделяется искусственно создаваемым полупроводниковым материалам, способным заменить кремний в микросхемах. С появлением нанотехнологий углеродные нанотрубки (УНТ) стали рассматриваться в качестве одной из наиболее перспективных структур для микроэлектроники. Однако до сего дня все связанные с ними научные работы были демонстрациями единичных элементов или вовсе сугубо теоретическими выкладками.

Группе под руководством адъюнкт-профессора Субхасиша Митры (Subhasish Mitra) удалось добиться первых практических результатов. Сорок четыре года прошло между появлением первого кремниевого микротранзистора и его более совершенного аналога углеродной природы. Ещё пятнадцать лет потребовалось на доработку технологии производства УНТ и объединения разрозненных элементов из них в логическую схему — процессор, слегка превосходящий по своим возможностям уровень доказательства концепции.

Схема процессора из углеродных нанотрубок (изображение: Nature / Max M. Shulaker et al.).

Столь долгий период был обусловлен рядом сложных проблем, главной из которых стали свойства самих УНТ. Формально углеродная нанотрубка — полупроводник, но в реальном макрообразце всегда получается примесь нанотрубок со свойствами проводника. К тому же в процессе их производства крайне трудно добиться отсутствия боковых ветвлений и упорядоченного расположения, однородности их размеров и структуры. Нарушения взаимной ориентации создают паразитные соединения, а длина и структура прямо влияют на физические свойства.

Коллектив из Стэнфордского университета решил временно пожертвовать размером транзисторов ради проверки самой идеи создания процессора из УНТ. Для эксперимента были выбраны нанотрубоки диаметром около десяти нанометров. Такой размер сопоставим с разрешающей способностью современного оборудования для фотолитографии, однако при прочих равных УНТ обладают большей подвижностью электронов, обеспечивая лучшую энергоэффективность.

Для повышения однородности образца и сохранения упорядоченности расположения нанотрубки выращивали на подложке из кварца. Затем на место каждого будущего транзистора поместили их смесь, содержащую сотни углеродных нанотрубок со свойствами проводника и полупроводника. Далее дефектные УНТ, обладающие слишком высокой электропроводностью, выжигали током определённой силы, величина которой подбиралась эмпирически. Ведущий автор исследования Макс Шулакер (Max M. Shulaker) так прокомментировал этот процесс изданию The Verge:

Мы проделали огромную работу по переориентированию всех нанотрубок и удалению дефектных. Ведь даже чистоты в 98% было бы недостаточно для успеха. Когда в чипе будут миллионы транзисторов, два процента дефектных УНТ станут серьёзной проблемой.

Достигнутая таким образом степень чистоты образца УНТ была оценена в 99,5%. Негативное влияние оставшихся единичных дефектных нанотрубок устранили за счёт адаптации программного алгоритма. В конечном итоге каждый логический элемент был сформирован из 10–200 нанотрубок, обладавших только нужными свойствами. Из таких отдельных элементов удалось собрать микропроцессор, состоящий из ста семидесяти восьми транзисторов.

Большую часть занимает блок инструкций (изображение: Nature / Max M. Shulaker et al.).

Рассуждая о дальнейших перспективах, Макс Шулакер отметил, что серийно выпускаемые чипы будут содержать на порядки больше транзисторов, но масштабирование станет чрезвычайно сложной задачей:

Не стоит ожидать, что число транзисторов будет наращиваться тем же способом. Однако наша работа указывает на реальную возможность конкуренции УНТ с кремнием.

В качестве демонстрации многозадачности на созданном процессоре одновременно выполнялись подсчёт и сортировка целых чисел. Критерий полноты по Тьюрингу (возможность реализовать любую вычислимую функцию) был показан на примере работы логической функции SUBNEG. Она считывает значение по одному адресу, вычитает его из числа, хранящегося по другому адресу, и записывает результат операции. Если он получился отрицательным, то процедура повторяется для числа из третьего адреса.

Читать еще:  Как подобрать начальника отдела продаж

Мой первый стартап: Россия, 94-й

У нас с супругой разница в возрасте двенадцать лет. Когда тебе тридцать с небольшим, это внушительная цифра, но сказать по правде — не ощущается. До тех пор, пока на меня не нападают воспоминания, и Санька нет-нет, да подденет: ну и древний же ты дед! И вот, получив недавно очередной такой тычок под дых за ностальгию по середине 90-х, я решил пересказать историю здесь. Дело в том, что на самой заре своей айтишной карьеры я торговал софтом. Своим. И был это год 1994-й. Вы можете представить себе рабочий день программера-одиночки тех лет? А сейчас расскажу.

К тому моменту у меня был уже второй компьютер в моей жизни. С самодельного «Специалиста», я (насобирав медного лома) проапгрейдился до российского клона Sinclair ZX Spectrum. Возможно, вы помните этот брэнд: тогда это была самая популярная платформа на постсоветском пространстве. Процессор с тактовой частотой около мегагерца (в тысячи раз слабее тех, что стоят в современных PC), оперативная память 48 тысяч байт (страничка, которую вы сейчас читаете, «весит» в пятьдесят раз больше), кассетный магнитофон в качестве внешнего накопителя и телевизор в качестве дисплея.

Но важно ведь не железо, по-настоящему важны для успеха платформы цена и программное обеспечение. А по этим показателям Спектруму равных не было: такие компьютеры стоили тогда порядка ста американских долларов (на порядок дешевле профессональных PC), софтверный же ассортимент насчитывал буквально десятки тысяч титлов.

Софт можно было переписать у друзей или недорого приобрести в любом магазине электроники. Конечно, в основном он шёл с Запада, но вокруг Speccy (как любовно называли его поклонники) сформировалась и наша, российская экосистема. Писались программы, выпускались журналы (ZX Ревю и др.), умельцы паяли платы расширения (память, звуковой синтезатор и пр.), подключали дисководы.

Спектрумы были — субъективно — в каждой второй квартире, а потому на них не только играли, но и решали вполне серьёзные задачи. Например, студии кабельного телевидения использовали такие машины для показа программы телепередач и ведения базы данных видеофильмов. Тут я руку приложил тоже и несколько лет весь район лицезрел вечерами гордое «(c) Eugenij Zolotov» (стыдно сказать, программа-то была моей в лучшем случае на одну десятую), но речь сейчас о другом проекте.

Самым популярным классом приложений были, конечно же, игры. Помимо тысяч однодневок, переходивших из рук в руки на потёртых кассетах, имелись и настоящие хиты. Dizzy, Lode Runner, Zynaps, Boulder Dash, и — королева спектрумовского софта — Elite. Настоящий космический симулятор с десятками галактик, бессчётным множеством планетных систем, кораблями, лазерами, пиратами, торговлей, героями и легендами. И всё это в 3D!

Конечно, трёхмерность там была весьма условная, векторная, но, поверьте, по тем временам она казалась невероятной. Когда очередной несчастный шестиклашка впервые лицезрел на телеэкране стыковку с орбитальной станцией или схватку после выхода из гиперперехода, у него натурально опускалась челюсть — и с этого момента он был потерян для школы и не в меру быстро взрослевших одноклассниц. На Элиту убивали недели и месяцы. В неё играли все. Пожалуй, если её и можно сравнить с чем-то из современного софта, так только с вездесущими Angry Birds.

Люди, написавшие Elite, кстати, не потерялись. Как минимум один из них, Дэвид Брэбен, сегодня известен как соавтор замечательного проекта Raspberry Pi (см. «Мал, да удал»). Но речь о пользователях. Я тоже полировал джойстик в космических схватках (не надо шуток, не надо). И где-то в процессе, полагаю, на зимних каникулах конца 93-го, мне и пришла в голову светлая мысль: облегчить жизнь тем игрокам, которым хочется перемотать недели тренировок и прыгнуть сразу от новичка к мастеру, обзаведясь хорошим кораблём, мощной лазерной пушкой, набить трюм под завязку дорогущими luxury goods.

Когда игрок делал перерыв, Elite выгружала на кассету «сэйв»: небольшой файлик, где записывались все текущие игровые параметры. Формат этого файла к тому моменту был почти полностью изучен, но редактировать его вручную, с помощью hex-редактора, было не каждому по зубам (да и муторно). Так что я взял тетрадь и за пару недель написал сперва свою оконную «операционную систему» (пресса тогда уже вовсю трещала про MS Windows, и у меня чесались руки построить в миниатюре что-нибудь подобное), а потом и приложение для него: визуальный редактор элитовских сэйвов.

Языком программирования был ассемблер, который я помнил наизусть ещё со времён Специалиста (господи, да я мог писать прямо в шестнадцатеричных кодах — уж слишком мало тогда было памяти, см. «Duqu: загадочный зверь»). Собственно компилятор, отладчик и исходники грузились с кассет. После каждого серьёзного сбоя приходилось загружать всю «среду разработки» сызнова — и за это время можно было попить чаю. Но в общем всё получилось и к весенним каникулам программа заработала. Ну, а раз есть программа, грех не попробовать её продать, верно? Вот только не забывайте, речь про Екатеринбург (его тогда только-только переименовали из Свердловска) 1994-го года!

Кой чёрт мне не игралось спокойно как другим детям? Думаю, дело в протесте, подсознательно зревшем все те годы, что я потратил на восьмибитные машины. Все, буквально все взрослые считали компьютер игрушкой, в принципе непригодной для чего-либо серьёзного (не так ли мы сегодня относимся к смартфонам и биоинженерным фокусам из наборов «Сделай сам»?). Стоили такие «игрушки» под месячную зарплату и я многим обязан отцу — который сделал лучшую в своей жизни инвестицию, сломавшись под моим натиском и пустив бабушкино наследство на мой первый компьютер. Я просто должен был доказать, что программирование окупается. И доказал!

Но как продать программу в стране, которую колбасит инфляция (цены менялись на десятки процентов каждый месяц), где нет ни сетей (я, конечно, о них читал, но заиметь Интернет дома было всё равно что слетать на Луну; да и не воспринимались тогда сети как социальный инструмент — только как ещё одна интересная примочка для компьютера), ни электронных платёжных систем, ни апп-сторов? Пришлось довольствоваться тем, что оказалось под рукой.

Прежде всего был оформлен сам продукт: Help for Elite from Gold System, записанный в двух копиях на кассету в модной, прозрачной «сопле» (всё должно было выглядеть круто!). Продавать решил через Почту, принимая деньги вперёд переводом и отправляя кассеты посылками. Провёл рекламную кампанию. В графическом редакторе (даром, что по ИЗО никогда не имел выше тройки) было нарисовано объявление, кратко живописавшее прелести программы, с отрывными талонами для заказа. После объехал город и расклеил их близ известных мне радиомагазинов, охватив таким образом целевую аудиторию.

И – контрольный выстрел: написал первую в своей жизни статью, вскоре напечатанную в местной газете «Радар» (издававшейся сетью радиокиосков). Экземпляр хранится у меня по сей день и перечитывать, конечно, невозможно: пиар жесточайший, ломит зубы. Но не требуйте слишком многого от школьника. Я поставил на карту всё, играл как умел и равняться было попросту не на кого.

И ведь получилось! Всего, за полгода-год продаж, поступило несколько десятков заказов. Затрачивая примерно полторы тысячи рублей на кассету и пересылку, я получал вдвое больше «чистыми» (доллар стоил тогда, помнится, порядка трёх тысяч). А на вырученные деньги покупал своей девушке шоколадки. И провалиться мне на этом месте, горжусь до сих пор!

Потом институт, кракерство, пиратство (деньги на первую IBM PC я заработал, продавая в комиссионных магазинах сборники спектрумовских игрушек), Интернет, закрутило… А когда недавно выбросило, вдруг понял одну важную вещь. Весь тот наивный проект из 94-го года был стопроцентно российским.

Софт я написал сам, до последней точки. Компьютер, Magic-05, был хоть и калькой с английской платформы, но белорусской разработки и нашего производства (спроектировали его в НПО «Интеграл», собрали на свердловском заводе «Вектор», большая часть микросхем серии КР, советская). Накопитель — отечественный магнитофон Томь-303. Принтер — фантастически компактный отечественный струйник Электроника МС (умещался на двух ладонях). Статью для журнала редактировал на «Поиске» у друга: советской реплике IBM PC. Кассеты были российскими, «платёжная система» тоже. Вспоминая это сейчас, я поражаюсь своей тогдашней аллергии на русскоязычные торговые марки: ведь они просто ласкают слух!

Сегодня девяностые повторяются на новом витке технологической спирали. Место Спектрума заняли iOS и Android: мобильный хит можно точно так же написать «на коленке». Но — удобней держать контакт с аудиторией, проще работать с деньгами (спасибо, Bitcoin!), интересней и разнообразней задачи.

Вот только Россия за прошедшие двадцать лет растворилась в западном и китайском. Нас почти не видно, увы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector