Методы творческого осмысления полученных идей

Методы творческого осмысления полученных идей

Методы активизации творческого мышления

Очень важно пробуждение поисковой активности при усвоении изобразительных знаний и умений и навыков, в работе с натуры, по представлению, в тематическом рисовании, иллюстрации, выполнении декоративно-прикладных работ.

Можно выделить два вида методов помогающих активизировать творческое мышление:

Инструментальные методы: (рациональные и иррациональные) мозговой штурм, синектика, рабочие листы, морфологический анализ, АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач), майевтика и др.

Личностные методы:групповая динамика, трансцендентальная медитация, методика формирования целостности и веры в себя и др.

· «Мозговой штурм» – метод брейнсторминг или мозговая атака. Разработан в США еще в 1938 году Алексом Осборном как метод решения сложных технических изобретательских задач на промышленных предприятиях. Известны различные модификации этого метода (например, популярные телевизионные игры «Что? Где? Когда?» и «Брейн ринг»). Основной принцип: творческий процесс разделен на два этапа: этап генерации идей, «генераторы»; и этап экспертизы идей, «эксперты». Суть МШ – критика правилами проведения штурма запрещена, хаотическое генерирование идей.

· Синектика(с греч. Syn – вместе).Метод предложен в конце 50 годов XX столетия У. Гордоном. Основной принцип: сделать незнакомое знакомым, а привычное чуждым, т.е. изменить сложившийся взгляд на вещи.

Синекторы должны владеть следующими приемами:

1. личностная аналогия (уподобление), при которой надо отождествить себя с изучаемым объектом, процессом, прибором и т.п. и представить возможные варианты своего действия и аналогичной ситуации;

2. прямая аналогия – поиск сходных процессов, явлений из совершенно других сфер;

3. символическая аналогия или применение литературных образов для формулировки задачи;

4. фантастическая аналогия – предлагает решение, не соотносимое с законами природы. Метод синектики помогает сочетать логическое и образное мышление, свободно переходить с одного мыслительного уровня на другой, устранять стереотип мышления.

Возможность направлять поиск аналогий и тем самым развивать ассоциативное мышление Гордон видит в метафоре.

· Метод морфологического анализа(от греч. Форма + …логия),его автор – Ф. Цвики (швейцарский астроном), 1942 год. Термин «морфология» ввел Иоганн Гёте в 1796. Предполагает использование совершенно другого принципа. Комбинирование, как возможность систематизировать процесс перебора вариантов – суть метода «морфологический анализ».

решение сравнительно простых задач;

– анализ систем (из чего состоит, как реализована каждая часть…);

– развитие управляемого воображения и фантазии;

1. Точно и четко формируется проблема.

2. В исследуемой системе выделяют важные и характерные для нее признаки. Это могут быть части, свойства, режимы, словом те параметры системы, от которых зависит решение проблемы.

3. По каждому признаку составляют списки различных вариантов исполнения этих признаков. Для большей наглядности признаки варианты их исполнения располагают в форме таблицы.

4. В определенном порядке, исключающем пропуски, перебирают все возможные сочетания вариантов исполнения признаков и одновременно производится оценка всех вариантов исполнения и выбор наилучшего решения.

· Метод рабочие листы(автор С. Парнз). Представляет собой описание последовательности этапов-шагов, которые надо сделать, и вопросов, на которые надо ответить, чтобы решить поставленную задачу. Этот метод организует и упорядочивает процесс мышления, разбивая его на определенные этапы, помогает сформулировать вопросы и осуществить поиск недостающей информации.

· АРИЗ(алгоритм решения изобретательских задач). Комплексная программа последовательных операций по выявлению и устранению противоречий.

· ТРИЗ(теория решения изобретательских задач) программа по выявлению и устранению логических и диалектических противоречий, что обеспечивает ее целенаправленность – разработаны в конце 40-х годов инженер-изобретатель и писатель-фантаст Г.С. Альтшуллер (Г. Альтов).

· Метод фокальных объектов –метод наделения обычных предметов совершенно необычными свойствами. Делается это в четыре шага.

Первый шаг: выбирается какой-нибудь предмет, который мы хотим усовершенствовать или придать ему совершенно необычные свойства.

Например: для детей это может быть игрушка, кукла, мячик, тетрадь, учебник, классный журнал, животное, растение или человек. Это будет так называемый фокальный объект.

Второй шаг: выбирается несколько случайных объектов. Например: электрическая лампочка, воздушный шарик,

Третий шаг: для этих объектов составляется перечень их характерных свойств, функций и признаков.

Например: электрическая лампочка – светится, теплая, прозрачная, перегорает, включается в электросеть…

Воздушный шарик – летает, надувается, не тонет, отскакивает…

Телевизор – показывает, говорит, поет, имеет ручки для управления…

Четвертый шаг: сформулированные свойства переносятся на фокальный объект.

· Метод «звуковая клякса», метод ассоциаций.

Ассоциация – связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. Как бы перекидываются мостики между решаемой задачей и сходными признаками ил свойствами другого объекта. Этим другим объектом может быть что угодно: системы из живой и неживой природы, сказочные герои, любое воспоминание, образ или символ, даже запах, или звук.

Если аналогия – это сходство, анализ – расчленение, то ассоциация – это связывание каких-либо свойств, качеств.

по смежности, то есть по близости, по соседству в пространстве или во времени, когда одно представление благодаря их временному или пространственному совпадению. Например: улей – пчелы, медведь – зима – берлога, зима – мороз – снег…

по сходству, подобию, т.е. похожее по какому-то признаку: форме, цвету, восприятию.. Например: мяч – арбуз, лимон – лимонад, снег – вата.

по контрасту, т.е. противоположное по любым свойствам. Например: добро – зло, гора – равнина, искры – снежинки.

· Метод майевтика(от греч. повивальное искусство) впервые появился в диалогах Сократа более 2000 лет тому назад, использовался для развития в собеседнике знаний с помощью наводящих вопросов, искусно заданных философом. В основе этого метода лежит искусство диалога, диалектических споров, что позволяет активизировать мыслительную деятельность и находить истину. По мнению Сократа, диалогическое общение, названное им майевтикой, помогает заново родиться человеку как личности в результате познания и понимания себя.

1. Осведомительные. Цель – получение новой информации. Что это? Зачем это?

2. Контрольные – на проверку знаний своих и чужих. Эти вопросы побуждают вспоминать. Частными случаями контрольных вопросов являются – экзаменационные и тестовые вопросы.

3. Наводящие на решение проблемы вопросы, помогающие найти сильную идею или понять ситуацию. Их еще можно назвать «сократовскими».

4. Проблемные или развивающие вопросы, побуждающие думать и понимать. Их можно назвать – творческими, проблемными (Зачем? Почему? Найди ошибку).

5. Критикующие. Их цель – оценить и выявить недостатки. Не путать с «критиканством». Всё новое нуждается в честной, умной, строгой и доброжелательной критике, то есть в выявлении недостатков.

6. Провокационные. Их цель либо нанести вред, либо воспитать «чувство самурая» – настороженность, мгновенная готовность противостоять нападению, подвоху, обману и предательству.

8. Вопросы на самоопределение, их еще называют на рефлексию. Цель этих вопросов – осмысление создавшейся ситуации, самоанализ (Что я хочу? Чего мне надо? Это я делаю для себя или для детей?)

9. Мудрые вопросы.

10. Глупые вопросы

11. Отсекающие вопросы. Это сильные вопросы. Например – при игре в данетку детей просят за 10 вопросов угадать, какой сказочный герой задуман. Вопрос: «это Буратино?» – слабый, а вопросы: «Это живое? Это рукотворное?» – сильные, отсекающие.

12. Олимпиадные вопрос. Вопросы повышенной сложности. Проверяют готов ли ребенок к серьезной умственной работе.

1. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». М: Просвещение, 1997.

2. Ермолаева-Томина Л.Б. «Психология художественного творчества». – М.: Академический проект, 4 из 4. 2003.

3. Педагогическая практика: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы [Текст] / составила Е.Е. Вотякова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. – 28 с.

4. Преддипломная практика: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы [Текст] / составила Е.Е. Вотякова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. – 24 с.

5. Кузин В.С. Психология живописи [Текст] : учеб. пособие для вузов по спец. “Изобразительное искусство” : рекоменд. УМО по спец. пед. образования 3 из 3 2005.

6. Ростовцев Н.Н. Рисунок. Живопись. Композиция. [Текст] : хрестоматия : учеб. пособие для художественно-графич. фак. пединститутов. : допущ. Госкомитетом по нар. образованию СССР 1989

7. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.М. Сокольникова. – М.: Академия, 1999. – 368 с. : ил

8. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Народное искусство. Рисунок. Живопись. Декоративное искусство. Дизайн : учеб. пособие для студентов вузов / Н. М. Сокольников. – 4-е изд., стереотип.. – М. : Академия, 2008. – 365 с. : цв.ил., ил.. – (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). – Библиогр.: с. 357-361 2500 экз. Экземпляры: всего:3 – АБ.1нт(3)

1. Акимов И. О природе таланта. О мальчике, который умел летать, или Путь к свободе: Концепция, Том 1 1994

1. «Словарь практического психолога». Минск, «ХАРВЕСТ», 1998г.

2. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Харьков «ФОЛИО», Москва «АСТ», 2002.

3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.

4. Ванцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М.: Наука, 1990.

5. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности. – М.: Институт психологии РАН, 2002. – 256 с., ил.

6. Волков И. П. «Художественная студия в школе». Изд. «Просвещение». Москва, 1993г.

7. Гин С.И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителя начальной школы/Библиотека учителя начальной школы. – М.: Вита-Пресс, 2001.

8. Джон Дилео «Детский рисунок. Диагностика и интерпретация». Москва, «Эксмо», 2002г.

9. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

10. Кандинский В.В. «О духовном в искусстве». Ленинград, 1990 г.

11. Комарова Т.С. «Обучение детей технике рисования». М., 1994.

12. Красило А.И. «Психология обучения художественному творчеству». Москва, «Институт практической психологии», 1998 г.

13. Лук А. И. Мышление и творчество. — М., 1976.

14. Макарова Е. «В начале было детство». Москва, «Педагогика», 1990г.

15. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления. Практическое пособие. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000.

16. Мелик-Пашаев А.А. Развитие у детей способности пользоваться цветом как выразительным средством. – М.: Просвещение, 1985.

17. Неменский Б.М. «Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания» – М. изд. «просвещение» 1987.

18. Неменский Б.Н. Программы «Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 и 5-9 классы в двух книгах». – М., 1995.

19. Николаева Е.И. Психология детского творчества. СПб:Речь, 2006.

20. Ниренберг Д.И. Искусство творческого мышления. – Минск: Попурри, 1996. –с. 240.

21. Полуянов Ю. А. «Изобразительное искусство». Пособие для учителя в начальной школе. Изд. «Интер». Москва. 1995.

22. Психология художественного творчества : Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 1999. – 725 с. – (Библиотека практической психологии).

23. Пучков А.С., Триселев В.В. «Методика работы над натюрмортом». Изд. «Просвещение». Москва, 1987 г.

24. Рисунок. Живопись. Композиция. Учебное пособие для пединститутов. Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов худож.-граф. Пединститутов. – 3-е издание, доп. И перераб. – М.1989.

Читать еще:  Оценка эффективности вложений в покупку франшизы

25. Рождественская И.В. Психология художественного творчества. – СПб., 1995.

26. Ростовцев Н.Н. «История методов обучения рисованию». – М.: изд. «Просвещение», 1982.

27. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учебник для студентов худож.-графических факультетов педагогических институтов / Н.Н. Ростовцев. – 2-е изд., перераб. и доп.. – М. : Просвещение, 1984. – 240 с. : ил

28. Степанов А.В. «Объемно-пространственная композиция», М. Стройиздат, 1993г.

29. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие. – Спб.: Изд. «Михаил Сизов», 2002.

30. Фаворский В. А. «Теория композиции». Москва.1988г.

31. Чистякова М.И. «Психо-гимнастика». Москва, «Просвещение», 1990г.

32. Эдвардс Б. Откройте в себе художника/Пер. с англ. П.С. Самсонов – Мн.: ООО “Попурри”, 2000.

33. Эдвардс Б. Художник внутри вас/Пер. с англ. – Мн.: ООО “Попурри”, 2000.

1. http: // psy. 1 septmber. ru/ – школьный психолог

2. kazinka.narod.ru — В помощь молодому учителю (сайт муниципальной Казинской средней общеобразовательной школы)

3. www.iro.yar.ru — материалы по дидактике

4. www.edu.ru — Российский федеральный портал www.yspu.yar.ru — Журнал «Педагогический Вестник». (ЯГПУ им.К.Д.Ушинского)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10074 – | 7826 – или читать все.

95.47.253.202 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Урок 6. Теории творчества и креативности

Еще в далеком 16 веке выдающийся английский философ Френсис Бекон сетовал на то, что научные открытия происходят медленно и во многом случайно. Он пытался найти подходы и алгоритмы, которые позволили бы превратить «создание нового» в системный, постоянный процесс. С тех пор прошло немало времени и сегодня общество имеет в своем распоряжении немало теорий творчества и креативности, помогающих нестандартно смотреть на существующие проблемы и предлагать нетривиальные решения. Эти теории могут быть полезными в самых разных областях человеческой жизнедеятельности. В данной статье мы сделаем обзор наиболее известных и широко применяемых техник и концепций.

ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) – это отечественная теория, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач. Работа над ТРИЗ была начата Генрихом Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и к настоящему времени концепция развилась до серьезных масштабов. ТРИЗ основывается на научном подходе к изобретательству, применении специальных алгоритмов для поиска решений, совершенствовании творческих коллективов. Однако ТРИЗ нельзя назвать сформировавшейся научной дисциплиной в силу отсутствия единой структуры.

Подробнее познакомиться с ТРИЗ вы можете в специальном тренинге.

Теория Грэхема Уоллеса

Теория Грэхэма Уоллеса, основанная еще в 1926 году как осмысление идей Пуанкаре, утверждает, что творчество неразрывно связано с трудом человека, с кропотливой работой, но при этом часто требует отхода от проблемы, расслабления, переключения внимания.

Согласно этой теории, можно выделить четыре стадии творческого мышления. Так в творческом процессе можно наблюдать период подготовки, когда перед человеком встает определенная проблема или потребность и он, возможно, даже отчаявшись, пытается ее решить, но не может. Далее наступает период инкубации – человек, часто уже обессилев, откладывает решение проблемы и занимается другими делами. Сознание человека получает необходимый отдых, разрядку, но в то же время, подсознание не забывает проблему и вдруг человек находит, как правило, совершенно неожиданно, возможное решение загадки – это уже этап озарения. Но идею надо правильно оценить, довести «до ума» и решить технические вопросы, что является компетенцией последнего этапа – верификации.

Метод «Ментальные карты» Тони Бьюзена

Ментальные карты (иногда их называют: диаграммы связей, интеллект-карта и т.д.) – это теория, основанная Тони Бьюзеном, в которой делается упор на то, что креативный процесс тесно связан с памятью человека и ассоциативным мышлением. Он предложил написать ключевое понятие в центре листа, а все полезные ассоциации, написать на ветвях, идущих от главного слова, вокруг него. Далее каждая ассоциация обрастает своим кругом новых ассоциаций, что расширяет возможности создания новой идеи. Ассоциации можно также рисовать. Создание такой карты помогает придумывать новые ассоциативные связи, а образ карты гораздо лучше запоминается.

Для творческого мышления особенно удобен такой вариант: на левом краю листа рисуем отправную точку, проблему, которую нужно решить, а правом – идеальное решение этой проблемы. После этого рисуем цепочки действий, которые должны соединить две начальные точки. В итоге получается схема, благодаря которой вычисляется оптимальная линия поведения для достижения цели. Кроме того, на схеме также видны промежуточные задачи, на которые можно ориентироваться в творческом процессе.

Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп»

В этой теории знаменитый специалист по латеральному мышлению Эдвард де Боно показывает свой оригинальный подход, позволяющий усовершенствовать мыслительный процесс. Метод шести шляп мышления основывается на том, что мы можем мыслить 6-ю различными способами, а чтобы эти способы различать, были придуманы 6 головных уборов разных цветов, как ассоциация для лучшего усвоения материала. В белой шляпе человек ориентируется на цифры и факты, в черной – настроен скептически, в желтой – анализирует положительный опыт, в зеленой – создает новые идеи, в красной – проявляет эмоции, а в синей шляпе – подводит итоги.

Продолжая аналогию, де Боно развивает теорию шести думающих шляп таким образом, что эти шляпы можно надевать, менять, снимать и т.д. В итоге этот прием автора помогает сделать теорию простой для восприятия даже самыми юными читателями. Поэтому методика 6 шляп часто применяется на уроках и тренингах для развития интеллекта и креативности. Подробнее о методике шести шляп и книге, в которой она описана, читайте на данной странице…

SCAMPER

SCAMPER — методика креативности, предлагающая список изменений, которые можно осуществить в работе над определенным объектом. Разработал методику Боб Эберле в 1997 году, и по сути дела, эта методика является модификацией принципов описанных в одном из предыдущих уроков. Техника заключается в том, чтобы последовательно ответить на вопросы о модификации поставленной задачи. Использование методики SCAMPER предполагает такие модификации:

  • Substitute – Заменить что-то, например, компоненты, материалы, людей
  • Combine – Комбинировать, например, с другими функциями, приборами
  • Adapt – Добавить что-то, например, новые элементы, функции
  • Modify – Модифицировать, например, изменить размер, форму, цвет или другой атрибут
  • Put – Применить для чего другого, в другой отрасли
  • Eliminate – Удалить части, упростить до главного
  • Reverse – Поменять местами, перевернуть, найти применение в чем противоположном

А также

Кроме того, можно выделить менее известные подходы к активации и развитию креативности:

  • Метод фокальных объектов от Чарльза Вайтинга. Этот метод направлен на поиск новых идей путем присоединения к начальному объекту свойств или признаков других объектов. Применяется в изобретательстве при поиске новых модификаций существующих предметов.
  • Морфологический анализ Фрица Цвики основан на подборе возможных решений для отдельных частей задачи (так называемых морфологических признаков, характеризующих устройство) и последующем систематизированном получении их сочетаний. Другими словами, этот метод заключается в том, что исследуемый объект разделяют на элементы, из которых выбирают элементы с нужными характеристиками. А собирают новый элемент уже только с выбранными характеристиками.
  • Метод «Автобус, кровать, ванна». В его основе лежит мнение, что новые идеи часто посещают нас в самые неожиданные моменты и в самой неожиданной обстановке. Надо их просто выпускать, и не мешать их появлению.
  • Ловушка для идей (или личный мозговой штурм). В этом методе предлагается записывать абсолютно все идеи, которые приходят вам в голову. Процесс можно осуществлять целую неделю, после чего необходимо проанализировать полученные идеи и попытаться выбрать наиболее подходящий вариант.

Коллективное творчество

В отдельную группу можно внести теории, описывающие принципы и особенности коллективного творчества:

Мозговой штурм. Автором этого метода является Алекс Осборн. Группа людей активно предлагает различные идеи, участники группы пытаются их развить, тут же анализируют их, выявляя недостатки и преимущества.

Метод Дельфи (дельфийский метод). Метод заключается в выявлении экспертного мнения специалистов в условиях анонимности с последующей обработкой полученных результатов статистическими методами.

Синектика Уильяма Гордона состоит в объединении отдельных творцов в единую группу для совместной постановки и решения конкретных задач. Целью разработки метода является повышение вероятности успеха при постановке и решении задач. Метод включает в себя практические подходы к сознательному решению и использованию бессознательных механизмов, проявляющихся у человека в момент творческой активности.

Какой бы подход или теорию креативности вы ни выбрали, помните, что творчество сильно связано с вашим внутренним желанием созидать, а также с разносторонним образованием. Поэтому больше читайте интересные книги, смотрите хорошие фильмы, ходите на выставки и в галереи, и самое главное – анализируйте и осмысливайте новые знания.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Методы развития творческого мышления и творческих способностей

Развитие творческого мышления лежит в основе формирования креативности. Это способность человека создавать новое, рождать оригинальные идеи, находить нестандартные решения проблем. Согласитесь, очень полезное качество, и каждый бы хотел им обладать.

По убеждению большинства психологов, креативную личность отличают не столько способности в определенных видах деятельности (изобразительной, музыкальной, научной, педагогической и т. д.), сколько особое творческое мышление, которое необходимо развивать и активизировать в первую очередь.

Психология творческих способностей: основные принципы

Прежде чем рассматривать методы активизации творческого мышления, нужно сначала разобраться с его ролью в творческих способностях.

Психология творческих способностей – это сравнительно новая область знаний. Она в настоящее время успешно развивается, несмотря на совершенно парадоксальный факт: большинство ученых считают, что творческих способностей как таковых нет. Странно? В науке о развитии творческих способностей вообще много странного. На самом деле, все очень просто: у способностей к любой деятельности есть два уровня:

  1. Репродуктивный или воспроизводящий уровень. Он связан с освоением той или иной деятельности и выполнением заданий по образцу.
  2. Творческий уровень обеспечивает возможность создания нового, нахождения оригинальных решений и т. д. Для формирования этого уровня и необходимо развитие творческого мышления.
Читать еще:  Неcчастный случай на производстве: выплаты сотруднику

Два уровня способностей

Вот, например, музыкант, виртуозно исполняющий написанную композитором музыку, демонстрирует высокий, но репродуктивный уровень способностей, а сам композитор – творческий. Приготовление кулинарного шедевра по рецепту – репродуктивный уровень, а создание своего рецепта – творческий.

Но развитие творческого мышления начинается в детстве, и это во многом спонтанный процесс, не зависящий от целенаправленного воспитания. Поэтому творческое мышление в латентном (спящем) виде есть почти у всех людей. А в любой деятельности, в той или иной степени, присутствует элемент творчества. Музыкант делает аранжировку музыки, написанной другим человеком, кулинар в уже готовый рецепт вносит свою собственную изюминку.

Методы активизации творческого мышления: с чего начать

Творческое мышление разные исследователи называют по-разному. Дж. Гилфорд говорил о нем, как о дивергентном, то есть «направленном в разные стороны», Э. де Боно называл это мышление нешаблонным, М. Вертгеймер – продуктивным, Я. А. Пономарев – интуитивным. Но все исследователи отмечали, что основной признак творческого мышления – способность выйти за пределы банальных, избитых истин и создать что-то новое и оригинальное.

Развитие творческого мышления – необходимое условия успеха в любом виде деятельности. Но на этот процесс нужно время, а найти нужное решение проблемы бывает требуется быстро. В этом случае можно использовать методы активизации творческого мышления, ведь предрасположенность к творчеству есть практически у каждого человека.

Основные виды активизации творческого мышления — типология

В настоящее время разработаны разнообразные методы активизации и развития творческого мышления, которые можно разделить на несколько видов.

Активизация творческого мышления

  1. Психологические методы. Они призваны пробудить скрытые, латентные творческие способности, имеющиеся у всех людей. К наиболее известным психологическим приемам относятся ассоциативные методы активизации творческого мышления. Они основаны на возникновении спонтанных связей с имеющейся в памяти информацией и образовании новых образов. Например, В. И. Суриков нашел «подсказку» для образа боярыни Морозовой в силуэте вороны, сидящей на снегу.
  2. Инструментальные методы. Если психологические приемы не только активизируют, но и обеспечивают развитие творческого мышления, то второй вид – это только инструменты, готовые «рецепты», позволяющие не развить творческое мышление, а найти оригинальное решение поставленной задачи. Таких методов очень много: отечественная ТРИЗ Г. Альтшуллера; метод морфологического анализа Ф. Цвикки; «Бином фантазии» Дж. Родари; «Решетка идей» Р. Вона и многие другие.
  3. Коллективные методы активизации творческого мышления. Давно замечено, что легче всего рождаются новые идеи в процессе их обсуждения с другими людьми. Да и развитие творческого мышления более эффективно в группе. Самым известным из групповых методов активизации творческого мышления является брейнстормиг или мозговой штурм.

Использование любых методов активизации творческого мышления оказывает благотворное воздействие и на развитие творческих способностей, и на состояние психики в целом: повышается эмоциональный тонус, возникает чувство уверенности в себе и растет самооценка.

Творческое мышление и методы его активации

Начало жизненного этапа человека начинается с попытки проявить способности к творческому мышлению. Человек пытается выразить себя как личность через творчество, показать свою значимость и индивидуальность. Даже несмотря на то что это не жизненно необходимая способность и не нужна для выживания.

Понятие творческого мышления включает в себя такой процесс, в ходе работы которого появляются новые идеи, создаются условия для появления предметов искусства или быта, несущие ценность для человека и окружающих.

Изучение своих творческих способностей помогает в познании себя и окружающего мира, развитию в человеке самостоятельной личности, приносящей пользу обществу и продвижению прогресса. Характер личности, память и восприятие окружающего мира влияют на способность к творчеству. Не последнюю роль в этом процессе играет способность к нестандартному мышлению, и умение использовать идеи по назначению.

Этапы становления творческого мышления

Начальный этап становления, на котором происходит подготовка к размышлению, собирается информация, факты для дальнейшей переработки материала. На этом этапе затрагивается аналитическое мышление, создаются условия для решения проблем, ставятся цели.

На втором этапе проявляются условия к мыслительному процессу, за счет привлечения дивергентного мышления. Возможно появление разочарования, которое поможет критично отнестись к возникшим идеям, отбирая только самое уникальное.

Этап приостановки творческого процесса, отвлечения на другие предметы. Он помогает отвлечься от задержавшегося процесса вынашивания идеи, посмотреть на нее с другой стороны, трезво оценив недостатки и достоинства, избегая репродуктивное творчество.

Происходит творческое озарение, интеллектуальный сдвиг с мертвой точки, открывающий проблемы и пути решения.

  • Анализ проделанной работы

На последнем этапе происходит оценка проделанной работы, анализ полученных идей. Он происходит с помощью аналитического мышления, задействовав основные критерии оценки.

Все этапы творческого мышления взаимосвязаны между собой. Последовательное их выполнение помогает получить лучший результат в ходе проделанной работы.

Творческое мышление предполагает развитие условия для появления нравственных и культурных начал в человеке. Творческое мышление помогает человеку выразить себя, свои мысли и чувства. Через творчество человек показывает характер, видение окружающих людей, природы и содержание своего внутреннего мира.

Основой формирования творческого начала человека должны быть следующие критерии творческого мышления:

  • Способность к анализу, сравнению и синтезированию, присутствие причинно-следственных связей.
  • Критичное мышление, своевременное выявление ошибок и противоречий.
  • Способность прогнозировать дальнейшее развитие событий.
  • Способность к представлению предмета или объекта вневременных рамок, умение видеть вещи в будущем и прошедшем времени.
  • Уметь продвигать полученные идеи, разрабатывать возможные варианты событий.
  • Способность к получению новых интересных мыслей и идей в короткий период и с наименьшими затратами.

Типы и особенности творческого мышления

В психологии принято разделять творческое мышление на два типа: конкретно — образное и словесно – логическое. Обладатели конкретно – образного мышления считаются талантливыми, так как воспринимают окружающий мир в конкретных образах. При работе мозга этот тип творческого мышления задействует правую часть мозга, которая отвечает за эмоциональную сторону интеллекта.

Словесно-логический тип склонен к выполнению приземленных абстрактных понятий, с логическим или словесным направлением. Соответственно такой тип мышления относится к левому полушарию мозга, который отвечает за логические процессы и математический склад ума.

Но способность к творчеству не останавливается на одном конкретном типе личности, а может присутствовать у всех. Особенности творческого мышления помогают объединить образы и создать абстракции.

Особенности творческого мышления

  • Неординарность

Желание творить, создавать новые идеи и предметы, уникальные в своем роде. Полученные в ходе творческого процесса вещи должны иметь ценность.

Рассмотрение объекта с другой не свойственной ему стороны, применение к нему свежего взгляда. Попытка найти скрытый потенциал, учитывая основные характеристики и черты.

Способность к изменению взгляда на характер явления или объекта. Попытка рассмотреть стороны способные изменить область применение объекта и повысить его уникальность.

Переход с одной точки зрения на другую. Способность перерабатывать большой объем информации и выдумывать интересные идеи и ситуации.

Связь воображения и творческого мышления в психологии

Воображение является частью творческого мышления. Они тесно связаны между собой и являются основой друг друга. Воображение связывает и объединяет структуры интеллекта: внимание, восприятие, память.

Только человеческое сознание создает условия для появления реальности в образах. Эта способность связана с психическим и смысловым видом мышления, объединяя их в одно целое. Воображение человека загадочный и необъяснимый процесс, до сих пор до конца не изученный. Благодаря ему создаются условия для появления шедевров литературы, скульптуры и живописи.

Возможности воображения безграничны, оно показывает реальность в другом ракурсе и имеет огромное значение для психологии и интеллектуального развития человека:

  • Творческое воображение планирует действия и поступки, оценивает свое поведение и полученный результат.
  • Воображение помогает «путешествовать» во времени, вызывая в сознание прошедшие события и впечатления, получая новые творческие идеи
  • Воображение выполняет цели и задачи, не реализованные в жизни. Додумываются некоторые моменты.

Воображение человека перерабатывает предметы и действия разного содержания, которые содержат черты, не имеющие аналогов в реальности. Придуманные предметы и события принято называть фантазией, а желаемое развитие событий является мечтой.

Воображение человека бывает:

  • Активное помогает вызвать образы, при содействии силы воли. Вызываемый образ не всегда имеет соответствие с описанием предмета, а несет индивидуальное представление о нем.
  • Пассивное. Мысли и идеи появляются спонтанно, в независимости от желания человека.
  • Продуктивное. Появление новых идей связано с жизненным опытом человека.
  • Репродуктивное. Воображение репродуктивное —это перенесение пережитых эмоций и действий в творчество человека. Репродуктивное воображение не содержит вымышленных элементов.

Как активизировать творческое мышление

В психологии разработаны методы активизации творческого мышления. Они помогут устранить установившийся взгляд на вещи, убрать репродуктивное мышление и освободить сознание для новых открытий. Эти методы создают специальные условия на формирование творческого мышления и повышения его продуктивности.

  • Самым популярным способом активизировать мышление в психологии является метод «мозгового штурма». Определение «мозговой штурм» появилось в 40-е годы в Америке. Его суть заключается в коллективном решении поставленных задач, разделяя присутствующих на тех, кто критикует и тех, кто «предлагает».
  • Еще одним методом активизации мыслительного процесса является изменение условия выполняемого задания. Мысленно изменяем поставленную задачу, сначала изменяя размер, затем время и стоимость. В ходе предложенного метода меняется взгляд на решение, и появляются новые идеи.

Диагностика творческих способностей

Выяснить предрасположенность к творчеству можно с помощью такой системы, как диагностика. Она поможет понять насколько вы творческая личность, уровень креативности, выявить предрасположенность к созданию предметов искусства. Диагностика креативности выполняется путем оценки конкретных черт творческих способностей.

Для полноценного и достоверного проведения диагностика креативности затрагивает все элементы творческого мышления, включая память, восприятие, мечты и воображение.

Проведенные исследования диагностики творческих способностей и креативности делятся на 2 части:

Эта диагностика личности оценивает познавательные многофункциональные способности личности, связанные с развитием интеллектуальных способностей. Это направление представляют работы и тесты Э. Торренса, С. Тейлора, С. Медника, Дж. Гилфорда. Они основаны на изучении взаимосвязи интеллектуальных способностей с появлением новых образов и идей.

Задачей этого направления является диагностика психологии личности, условия появления творчества, за счет индивидуальных особенностей человека. Это исследование направлено на поиск критериев появления креативности. Представители направления А. Маслоу, Д. Богоявленская, Ф. Баррон.

Тесты на выявление способностей к творчеству

Тест Дж. Гилфорда

Первооткрывателем оценки способностей к творчеству стала работа Джоя Гилфорда. Он определил суть творческого мышления в сочетании разработанных оригинальных, новых образов и мыслей человека. Другие тесты, разработанные после него стали интерпретацией этой работы.

Тест выявления творческих способностей Гилфорда строится по определенным принципам:

  • Насколько просто и эффективно выявляются способности к творчеству на практике, при решении задачи. Учитывается количество решений и ответов, полученных за определенное количество времени.
  • Переключаемость или гибкость ответов, переход с одного предмета на другой.
  • Уникальность ответов.

Тесты Э. Торренса

Еще одним популярным методом диагностики способностей являются тесты психолога Элиса Пола Торренса. Изучение креативности Э. Торенса представляет собой части, характеризующие творчество на вербальном, изобразительном и звуковом уровне.

Читать еще:  Как умножить капитал: советы лучших управляющих благосостоянием

Тесты Торренса выполняются в заданный промежуток времени. Полученный результат оценивается по определенным принципам:

  • Скорость выполнения, число решений, уложившихся в определенный промежуток времени.
  • Разносторонность ответов.
  • Неповторимость предложенных решений.
  • Конкретизация идей и решений.

Тесты Е. Торренса разработаны в 60-х годах и подходят для людей разного возраста и маленьких детей. Тесты Торренса постоянно видоизменялись и совершенствовались, имеют много аналогичных вариантов.

Тест Е. Туник

Тест Е. Туник направлен на определение креативности у подростков и взрослых людей. Тест помогает выявить предрасположенность человека к следующим критериям:

  • Любопытство. Любознательный человек, имеющий интересный характер. Интересуется окружающим миром, занимается самопознанием, любит размышлять и познавать строение новых вещей, механизмы работы, выполняет интересную работу, читает книги, узнает как можно больше новой информации.
  • Рискованность. Рискованность проявляется в отстаивании своих идей и мыслей перед окружающими, не боится возможной негативной реакции людей на творчество, имеет твердый характер. Человек склонный к риску имеет цель и идет к ней, невзирая на возможные препятствия, готов к последствиям ошибок, готов пойти на риск для достижения конечного результата. Считается с мнением других людей, но не поддается на провокации.
  • Воображение помогает человеку придумывать новые события и вещи, которых никогда не существовало в действительности, видеть предметы, не имеющие аналогов и то, что скрыто от глаз простого человека. Воображение способствует созданию произведений искусства и литературы.
  • Готовность к сложностям. Человек, имеющий непростой характер, занимается изучением сложных явлений и объектов. Не ищет легких путей решения поставленных задач, все делает самостоятельно, на свой страх и риск. Изучение сложных вещей является неотъемлемой частью жизни такой личности.

Латеральное мышление Эдварда де Боно

Эдвард де Боно родился на Мальте в 1933 году. Доктор медицины, имеет степень по психологии, физиологии, является разработчиком концепции латерального мышления.

Определение латерального мышление Боно (лат. Lateralis, переводится как «смещенный») — представляет собой перенаправленный вид мышления по отношению к обычному мышлению.

В своей схеме Эдвард де Боно делал попытки нахождения латерального мышления, отделяющегося от других видов мышления, имеющего отличительные черты от логического и горизонтального мышления. Учебник «Латеральное мышление» де Боно содержит описание наиболее эффективного способа мышления, помогающего развитию продуктивности творчества, созданию новых неповторимых идей. Инструментом получения таких способностей, считает Эдвард де Боно и является латеральное мышление.

Определенное место в разработанной схеме де Боно занимает память человека. Это среда сознания находится в постоянном развитии, но ограничивается своими объемами. Латеральное мышление Эдвард де Боно воспринимает, как креативность и чувство юмора, которое используется, как логическое мышление.

Латеральное мышление похоже на выработанную привычку человека мыслить по-другому. Созданы условия развития этого навыка, которые постоянно применяются на практике. Эти методы, описанные в книге де Боно, не созданы им, а позаимствованы у Филипа Котлера. Они известны и используются уже давно, Эдвард де Боно переделал их под свое видение, объясняя способы их работы.
‘ alt=””>

Стадия осмысления на уроке: приемы, задачи и примеры

По технологии развития критического мышления через чтение и письмо урок строится поэтапно: стадия вызова, стадия осмысления, стадия размышления и рефлексия. В этой статье мы подробно рассмотрим стадию осмысления. Что это такое? Какие приемы ТРКМ можно использовать на этой стадии урока? Какова роль учителя и ученика на стадии осмысления?

Стадии урока

  • Стадия вызова. На этом этапе происходит вызов в памяти учащихся уже известных ЗУН, вызов интереса к новой теме.
  • Стадия осмысления. На этом этапе проходит работа с новой информацией.
  • Стадия размышления. Проводится систематизация полученных знаний, происходит оценка, сравнение нового знания с тем, что уже известно.
  • Рефлексия. Это итог урока, когда происходит оценивание своей работы, своей деятельности, своих чувств в связи с вновь приобретенными ЗУН.

Часто стадия размышления и рефлексии объединены.

Функции стадии осмысления на уроках по технологии развития критического мышления

Итак, стадия осмысления — это получение учащимися новой информации и работа с ней.

Функции этой стадии урока:

  • Информационная. Учащиеся получают новую информацию, работают с ней, осмысливая и анализируя, оценивая и сравнивая с тем багажом знаний, который уже имеется.
  • Систематизирующая. Все приемы стадии осмысления направлены на то, чтобы учащиеся не просто освоили пласт новой информации, но и смогли систематизировать его, так сказать, “разложить по полочкам” в своей памяти.

Деятельность учителя и учащихся на стадии осмысления

На уроках по развитию критического мышления роль учителя координирующая. Так и на стадии осмысления главная задача учителя — удержать интерес учащихся к теме. При этом важно направлять деятельность детей, подчеркивая связь старого и нового знания.

Учащиеся на таких уроках должны быть максимально активными. Они читают, слушают, записывают, выполняют задания, делают пометки и т.д. Поэтому очень важно чередовать виды работы, сочетая индивидуальные и групповые формы работы.

Особенности стадии осмысления на уроках ТРКМЧП

Стадия осмысления охватывает этап урока, на котором учащиеся работают с новой информацией.

Представить информацию можно по-разному. Это может быть:

  • текст параграфа учебника;
  • текст, подготовленный учителем;
  • фильм;
  • презентация;
  • доклад одноклассника;
  • таблица;
  • лекция;
  • статья, лекция в интернете;
  • аудиоматериал и пр.

Работа на стадии осмысления ведется как индивидуальная, так и групповая. Причем важно, чтобы индивидуальный поиск или размышление предваряли групповой этап и обсуждение.

Методы и приемы развития критического мышления на стадии осмысления

  • Ранжирование — эффективный прием, позволяющий выделить главное в новой информации. После знакомства с новым материалом учащиеся составляют список главных моментов, положений. Затем напротив каждого пункта в своем списке выставляется оценка по одному из критериев: важности, нужности, полезности и т.д.

Например, на уроке “Окружающий мир”. Тема: пресные воды суши. У учащегося получился приблизительно такой список:

  • Большая часть земли покрыта соленой водой.
  • Соленую воду пить нельзя.
  • Пресная вода — в реках, ледниках, озерах и т.д.

После этого учитель просит расставить места (ранг) пунктов с точки зрения их практической важности. И вопрос: Какое их этих знаний пригодится вам во время путешествия, похода?

  • Диаграмма Венна — прием, помогающий провести сравнительную характеристику понятий, предметов, явлений. После прочтения текста учащиеся заполняют следующую таблицу (таблицу удобнее заполнять, чем окружности):

Общие черты

Отличительные особенности
1-го предмета (явления)

Отличительные особенности
2-го явления

Например, на уроке русского языка после знакомства с текстом о местоимениях, предлагается сравнить местоимения и существительные.

Общие черты

Отличительные особенности существительного

Отличительные особенности местоимения

Указывает на предмет.

  • Бортовой журнал — еще один своеобразный вид таблицы, который наглядно демонстрирует связь уже имеющегося знания и нового. Как и многие другие приемы критического мышления, охватывает сразу несколько стадий урока.

Заполняется следующая таблица:

Что я знаю по теме

+ или —

Что узнал нового

Первая графа заполняется на стадии вызова, когда учащиеся тезисно записывают то, что они уже знают. Далее, на стадии осмысления, работают со второй графой. Здесь учащиеся соотносят свои утверждения с новой информацией. По ходу чтения или прослушивания лекции они отмечают, правы они были или нет.

С третьей колонкой начинаем работать после прочтения текста. Здесь тезисно записывается все то новое, что было в тексте.

Опять-таки, рекомендуется на стадии рефлексии вернуться к своим бортовым журналам и оценить проделанную работу.

  • Зигзаг — довольно необычный прием, в котором чередуются индивидуальная и групповая работа. Очень удачный прием, когда требуется за урок охватить большой пласт новой информации. Подробнее о “Зигзаге” >>>
  • Инсерт — это прием активного чтения с пометками. Учащимся предлагается прочитать текст, маркируя отдельные предложения или абзацы специальными значками. После этого составляется таблица, по которой проводится следующая работа. Подробнее о приеме “Инсерт” >>>
  • ИДЕАЛ. Название приема представляет собой аббревиатуру, которая объединяет название действий в ходе этого приема. И — интересно, в чем проблема?, Д — давайте найдем все возможные решения, Е — есть ли среди предложенных решений лучшие и т.д. Этот прием учит формулировать главную проблему, намечать пути ее решения, анализировать и делать выбор.
  • Кубик Блума — достаточно новый и интересный прием, который учит детей не просто детально изучать текст, но и формулировать вопросы разного типа. Подробнее о приеме “Кубик Блума” >>>
  • Генераторы и критики. После получения новой информации класс делится на две группы “генераторов” и “критиков”. Выбирается проблема, не требующая долгих обсуждений. Задача генераторов — предложить как можно больше вариантов решений, задача критиков — оценить предложения и выбрать самые лучшие и адекватные.
  • Таблица ЗХУ. Работа с таблицей начинается еще на стадии вызова. Заполняются следующие графы:
  1. Это самостоятельные ЧР.
  2. Изменяются по падежам.

Уже знаю

Хочу узнать

Узнал на уроке

На стадии вызова заполняется первая колонка. Вторая — по мере прочтения текста (отмечаются все места, требующие уточнения, пояснения, практических примеров). Третья колонка заполняется уже после проработки информации.

На этапе рефлексии нужно вернуться к таблице и оценить проделанную работу. Подробнее о ЗХУ >>>

  • “Жокеи и лошади” — прием используется, когда нужно запомнить много понятий, названий, терминов и т.д. Учитель заранее подготавливает карточки по количеству учащихся в классе. На половине карточек пишется название термина, понятия, на второй половине карточек — его пояснение, толкование. Например, на уроке географии можно написать страны и их столицы, на уроке литературы — имена главных героев и их характеристики.

После прочтения текста раздаются карточки, и учащиеся превращаются в условных “лошадей” и “жокеев”. Цель: найти себе пару.

Совет: чтобы предотвратить массовое хождение, можно попросить условных “лошадей” оставаться на месте. По классу ходят только “жокеи”.

  • Взаимообучение. Психологи отмечают, что выучить новое легче всего, когда объясняешь это другим (то есть, играешь роль учителя). На этом принципе построен и прием взаимообучения. Учащиеся получают одинаковый текст, разбитый на абзацы. Они изучают его самостоятельно, отмечая трудные места и подготавливая вопросы по каждому абзацу. Затем начинается работа в группах (или в парах). Учащиеся по очереди объясняют остальным членам группы свою часть текста. Остальные могут задавать вопросы, требовать уточнений и пояснений. Потом учащиеся меняются ролями.
  • Фишбоун — еще один прием, который помогает учащимся наглядно увидеть связь между причинами и последствиями, выстроить логическую цепочку, систематизировать полученные знания. Строится скелет рыбы, где голова — это проблема, которую нужно решить, верхние “кости” — причины или направления размышлений, нижние — это конкретные примеры и факты, а хвост рыбы — вывод. Подробнее о Фишбоуне >>>

  • Таблица аргументов. После знакомства с новым материалом учитель предлагает несколько аргументов, тезисов по теме. Учащиеся заполняют следующую таблицу:

Аргументы

За

Против

Например, на стадии осмысления на уроке химии:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector