Комиссионные сборы в платежных автоматах

Комиссионные сборы в платежных автоматах

Роспотребнадзор хочет отменить комиссионные сборы в платежных автоматах

Все агрессивней ведут себя комиссионные тарифы на услуги терминалов моментальной оплаты. Если в 2006 году они были 3 процента, то сейчас доросли, в среднем до 8, подсчитали в Национальной ассоциации участников электронной торговли.

А в аэропортах, например, бывает, поднимаются до 20—25 процентов. Несколько раз в сутки тариф может меняться: и падать, и взлетать. Здесь все — на усмотрение владельцев терминалов. Законодательно их ограничили только максимальной суммой в 15 тысяч рублей, которую имеют право принимать аппараты.

Вот такая «инфляционная бомба» получается. Повысят терминалы комиссионные расценки — и сразу для граждан дорожают платежи по коммунальным услугам, за сотовую связь, Интернет. Особенно накладны терминалы для людей с небольшими доходами. Заплатил 100 рублей за мобильную связь, Глобальную сеть — с них «снимут» в пользу терминальщика 8 рублей. Но это в среднем, бывает, и меньше, и больше. На услуги ЖКХ «такса», конечно, ниже, может составлять и 0,4 процента. А если через терминал захотите погасить кредит или банковский счет, то в среднем придется заплатить 2 процента.

«Российская газета» провела заседание совета экспертов с представителями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Федеральной антимонопольной службы (ФАС), Союза потребителей России, Национальной ассоциации участников электронной торговли. Разговор получился не только о платежных терминалах.

Двойной навар

Уплата комиссий посредникам, в том числе владельцам терминалов, противоречит сути Закона «О защите прав потребителей», сказала заместитель начальника Управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Светлана Мухина. Он подразумевает прямые отношения между гражданами и организациями (предпринимателями), предоставляющими услуги. Кроме того, данные как о владельцах терминалов, так и о поставщиках услуг, порой, крайне скудные. Или вообще не указываются. К кому обращаться в случае недоразумений обманутым потребителям? В Роспотребнадзоре вообще считают, что посредничество за принятие от населения денег не только несправедливо, ведь посредник уже получил вознаграждение от основного поставщика, которому он на самом деле оказывает эту услугу, но и значительно повышает финансовые риски потребителей, поясняет Мухина. И речь идет не только об автоматах моментальных платежей.

«Риски посредников» на потребительском рынке, по словам эксперта, все чаще сегодня проявляются со стороны так называемых «транспортных агентов». Например, вы заключаете договор на пассажирские авиаперевозки через «транспортного агента», но по какой-то причине хотите воспользоваться своим законным правом на расторжение договора с возвратом всей уплаченной по нему сумме. Вопрос — кто возвращает деньги за приобретенный авиабилет и где? Ведь ваш агент-посредник уполномочен лишь на прием денег. Но даже если перевозчик предоставил ему право вернуть деньги, от своих довольно весомых «комиссионных» посредник вряд ли откажется. Аргументация «железная» — он выполнил посредническую услугу и честно получил за это вознаграждение. Шанс вернуть такие «комиссионные» у потребителя есть, но чаще всего только через судебный иск к перевозчику, а суд еще нужно убедить в своей правоте.

Сегодня, говорит Мухина, «участие посредников достигло критической точки при оказании жилищно-коммунальных услуг, авиаперевозок, туристического обслуживания». Она подчеркивает — корни последних резонансных историй с обманом туристов кроются именно в таком посредничестве. Ведь договоры о реализации турпутевок заключаются через турагентов, а иногда просто через «агентов». Самые же опасные посредники, по словам Мухиной, действуют в сфере ЖКХ, где платежи обычно осуществляются через «единые расчетные центры», которые не всегда имеют статус самостоятельной организации. В то же время некоторые управляющие организации, поставщики энергоресурсов (газа, электричества, воды), операторы связи все чаще отказывают людям в непосредственном внесении платы за услуги, отправляя их к разнообразным посредникам. При этом в ЖКХ часто случается, что такие посредники не присылают «платежки» или заполняют их неправильно — с ошибками в реквизитах, в расчетах и так далее. Но не забывают накручивать «комиссионные». В таких случаях потребители, по сути, оказываются перед дилеммой — либо платить посреднику «с накруткой», либо не платить вообще. В итоге — либо ты никуда не едешь (туризм, перевозки) или ни с кем не общаешься (связь), либо тебе начинают грозить приостановлением жилищно-коммунальных услуг и начислением «штрафов» (ЖКХ). «Такая деформация общественных отношений просто социально взрывоопасна», — предупреждает Мухина.

Дело без суда

Тревогу Роспотребнадзора в данном случае разделяют и в ФАС. Недавно там расследовали дело об ограничении конкуренции на рынке коммунальных платежей в подмосковном городе Одинцово. В одночасье жители города потеряли право оплачивать услуги ЖКХ в выбранном ими банке, так как в платежке банковские реквизиты отсутствовали, а были заменены штрих-кодом. Соответственно оплатить квитанцию можно было только в определенных банках, где эти штрих-коды могла считывать техника. «Эту историю мы квалифицировали как антиконкурентное соглашение. Дело проходит суды в нескольких инстанциях», — сообщила начальник управления по контролю за финансовыми рынками ФАС Ольга Сергеева.

Суды все чаще сталкиваются с делами, когда потребители самых массовых услуг терпят ущерб по вине посредников. Но однозначный ответ дать затрудняются — ответственность третьих лиц не предусмотрена российским законодательством. Впрочем, сообщила Мухина, сейчас специалисты Роспотребнадзора участвуют в анализе правоприменительной практики судебной защиты прав потребителей, проводимом Верховным Судом. Вероятнее всего, вопрос возмещения убытков потребителям, возникающим участия посредников в расчетах, найдет отражение в готовящемся постановлении Пленума Верховного Суда по практике разрешения судами дел, связанных с применением Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Роспотребнадзор уже несколько лет предлагает урегулировать проблему посредников и, соответственно, комиссионных вознаграждений и имущественных рисков кардинальным образом — установить невозможность взимания посредником вознаграждения с потребителя в свою пользу. При этом вся финансовая нагрузка при оплате услуг посредников должна ложиться на поставщиков и конечных получателей платежей — операторов сотовой связи и Интернета, коммунальные службы, транспортные компании, туроператоров и т. д. «Не граждане, а именно они должны нести прямую имущественную ответственность за деятельность своих посредников», — подчеркивает Мухина. И приводит опыт других стран, которые пошли по аналогичному пути, чтобы защитить права потребителей.

Клиент не всегда прав?

Глава Союза потребителей России Петр Шелищ с такой постановкой вопроса согласен. Он тоже признался, что средняя ставка комиссии в 8 процентов, почти втрое выше, чем в 2006 году, Союз потребителей не устраивает. Однако его волнует ситуация на рынке моментальных платежей после отмены комиссий для граждан.

Сейчас в стране действует более 270 тысяч терминалов. И многие их владельцы свернут свой бизнес, предупреждает и глава комитета Национальной Ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) Борис Ким. Он прогнозирует, что, в первую очередь, могут исчезнуть терминалы, расположенные в шаговой доступности, в малых населенных пунктах, имеющие невысокую пропускную способность и малые объемы платежей.

Борис Ким объясняет рост комиссий в терминалах объективными причинами. Если на заре терминального бизнеса, в 2006 году, средние ставки аренды за 1 кв. м составляли 1—2,5 тысячи рублей, то в 2011 году они выросли в 6—7 раз. Для того чтобы удержаться на арендуемых площадях, владельцам терминалов приходиться повышать комиссию. Кроме того, с 1 апреля 2010 года добавились расходы (на 3—5 процентов) на содержание контрольно-кассовой техники. Снижается и вознаграждение со стороны получателей платежей. Большая их доля (90 процентов принимаемых терминалами платежей) приходится на операторов сотовой связи. За пять лет они в 5 раз снизили вознаграждение. В итоге прибыльность «аппаратного» бизнеса стремится к нулю, уверяет Ким.

Особое мнение ФАС

Возможен ли компромисс? По мнению Бориса Кима, можно установить некие предельные размеры комиссии. Например, 5 процентов, не выше. И поднять «премиальные» со стороны операторов сотовой связи, правда, обязать их сделать это, никто не может. Здесь стороны должны будут находить компромиссное решение.

Не вступят ли предельные размеры комиссий в противоречие с антимонопольным законодательством? По словам Ольги Сергеевой, если сами владельцы платежных терминалов, платежные агенты договорятся между собой, что комиссию надо ограничить, то — вступят. Другой вопрос, если получатели платежей установят предельный размер комиссии, которую берут агенты-посредники. В этом случае, речь идет о так называемом вертикальном соглашении, которое допустимо.

«Но ФАС не приветствует появление такого нерыночного нормативного акта. Тем более — запрета на взимание комиссии. Операторы приема платежей сегодня работают в правовом поле и конкурируют за клиентов не только между собой, но и с банками. А любая конкуренция стимулирует снижение цен, повышение доступности услуг», — констатирует Ольга Сергеева.

По ее словам, те жалобы, с которыми сталкиваются в ФАС, сводятся к тому, что потребители заранее не уведомлены о размере комиссии, которая взимается терминалом. И поэтому думать надо не о сокращении комиссии, а о стандартах предоставления населению информации. Потребители с самого начала должны знать, какой процент заплатят, считают ФАС. Светлана Мухина уточняет, что такая норма существует и сегодня. Причем, цена комиссии должна указываться не только в процентах, но и в рублях с конкретной суммы. А за нарушение предусмотрено административное расследование. На такие жалобы Роспотребнадзор реагирует (можно обращаться на «горячую линию» ведомства — rospotrebnadzor.ru). Но от своей идеи обнулить комиссионные терминальщиков не отказывается. И настаивает на поправках в федеральный закон № 103 «О деятельности по приему платежей физлиц, осуществляемой платежными агентами», где четко прописать отмену вознаграждений посредникам.

Кстати, все участники дискуссии в «РГ» говорили, что в последнее время в России появляются альтернативные каналы по оплате финансовых услуг. Салоны сотовой связи, банки, почтовые отделения, автозаправки сами, без посредников, устанавливают терминалы моментальных платежей. И не берут за это комиссии.

Тем временем

Комиссия Сбербанка за снятие наличных денег с его банковских карт в банкоматах сторонних банков по дебетовым картам составляет один процент (минимум 100 рублей).

По кредитным картам такая комиссия — 4 процента. Это минимум 100 рублей или 199 рублей в зависимости от вида карты. Комиссии устанавливаются с момента ввода той или иной карты и в дальнейшем не повышаются.

В банкоматах самого Сбербанка за снятие наличных денег с его банковских карт комиссии также разнятся. К примеру, по всем дебетовым картам в пределах одного территориального банка они равны нулю. По дебетовым картам Maestro и Visa Electron, выпущенных в других территориальных банках, комиссии составляют 0,75 процента. По кредитным картам за счет кредитного лимита в зависимости от вида продукта комиссия равняется 3 процентам.

Автоматы самообслуживания

Сейчас в области автоматизированных платежей все более и более становятся распространенными и востребованными способы погашения платежей наличными от физических лиц с использованием платежных терминалов самообслуживания (SSTs). Эти аппараты в мгновение ока осуществляют нужный платеж, они современны и удобны и прекрасно показали себя для оплаты большого диапазона услуг.

  1. Обязательные условия по воплощению в жизнь использования автоматов самообслуживания
  2. Затраты для расчета прибыльности платежного автомата
  3. Описание этапов работы платежных автоматов
  4. Достоинства
  5. Взаимодействие ПС и платежного аппарата
  6. Техническая исправность аппарата – залог надежности и стабильности Вашего бизнеса
  7. Сервисное техобслуживание
  8. Как выбрать платежную систему?

Обязательные условия по воплощению в жизнь использования автоматов самообслуживания

  • Локация, где будет установлен SSTs.
  • Сам автомат самообслуживания (оборудование).
  • Денежные средства (аванс) на банковском счете, из которых будут непосредственно производиться платежи при использовании автоматов пользователем.
  • Техническое обслуживание – смена «расходников», услуги инкассации, контактные данные службы поддержки.

Затраты для расчета прибыльности платежного автомата

  • стоимость технического оборудования вместе с программным обеспечением и подключение к платежной платформе.
Читать еще:  Производство монтажной пены

Постоянные ежемесячные траты:

  • плата за арендуемую площадь, на которой будет установлен терминал, оплата сети Интернет (связи), банковские комиссии, инкассация и техническое обслуживание.
  • Вознаграждение оператору выплачивается исполнителем оплаченных услуг (примерно 1-3 процента от валового оборота).
  • Комиссионный сбор за использование аппарата (фиксированный размер от вида платежа или процент устанавливает владелец.

При установке аппарата встает вопрос о ежедневном обслуживании его оборудования, чтобы обеспечить качественное оказание услуг и высокую доходность. Некачественная работа аппарата в условиях высокой конкуренции приведет к значительному снижению дохода.

ООО «Электронный кассир» создало эффективную модель использования платежных автоматов, обладая качественной техникой и высококлассными специалистами для технического обслуживания и учета бухгалтерских отчетов.

При подписании договора с ООО «Электронный кассир» вам не нужно беспокоиться и собственном специалисте для технического обслуживания SSTs, что снижает затраты и повышает доходность.

Вы приобретаете работоспособный бизнес со всей нужной информацией, программным обеспечением, примеры документов, готовую маркетинговую стратегию, обучение сотрудников. Комфорт и качество наших решений позволит вам создать SSTs в любом месте, а обоснованная комиссия позволит выйти на самоокупаемость в течении 4-6 месяцев. При необходимости неординарных решений, к вашим услугам весь спектр наших программных инструментов.

Описание этапов работы платежных автоматов

  1. После покупки автомата самообслуживания у нашей компании ООО «Электронный кассир» Вы подключаетесь к выбранной Вами платежной системе (ПС) путем подписания договора.
  2. Приобретаете у любого из сотовых операторов SIM-карту с подключенной услугой GPRS и вставляете ее в модем.
  3. ПС открывает лицевой счет именно Вашей фирмы, на него Вам нужно перечислить аванс, в размере которого Ваш аппарат сможет принимать платежи от клиентов.
  4. Вам предоставят индивидуальный данные (логин и пароль) для доступа к личному кабинету пользователя ПС, там Вы сможете самостоятельно следить за балансом на счету, состоянием терминала, и просмотреть любой проведенный платеж.
  5. Далее следует непосредственная установка на собственной или арендованной площади. Основное условие по размещению – наличие электророзетки с заземлением и напряжением 220 В.
  6. После установки, перед приемом первых платежей необходимо настроить программное оборудование и размер комиссии за проведение платежей (обычно 3-7 процентов) При этом есть функциональная возможность установления комиссии для различных терминалов или оператора.
  7. В режиме реального времени с помощью сети Интернет Вы можете проверить работоспособность SSTs: наличие и качество соединения, наполняемость купюроприемника, состояние чековой ленты и даже попытки несанкционированного доступа. По этим данным Вы определяете, когда необходимо сделать инкассацию или заменить чековую ленту.
  8. Платежная система производит автоматическое списание средств с вашего лицевого счета на счет получателя платежа.
  9. Ваш доход составляет разница между полученным наличными денежными средствами от клиента и платежом ПС на счет получателя.
  • При хорошем обороте по итогам месяца вы получаете дополнительный бонус от ПС.
  • Необходимо своевременно следить за размером аванса на счету, чтобы поддерживать работоспособность.
  • Своевременно производить оплату услуг за SIM-карту.

Достоинства

  • Небольшое время окупаемости (около 3-х месяцев при хорошей людности места установки).
  • В отличии от игральных автоматов, SSTs не рассматриваются как объект налогообложения.
  • Свобода выбора общей или упрощенной схемы налогообложения.
  • Полная автоматизация системы, заработную плату нет необходимости кому-то платить.

Взаимодействие ПС и платежного аппарата

После того, как клиент осуществляет платеж, терминал в автоматическом режиме соединяется с ПС и отправляет все данные о платеже. Информация об актуальном состоянии автомата (наличие купюр, запас ленты для печати чеков) отображается в индивидуальную мониторинговую таблицу. В свою очередь уже ПС направляет запрос в банковский сервер для контроля нужного количества денежных средств на счету собственника. В ответ на этот запрос банк посылает свой ответ. Если ответ положительный, данные о платеже направляются оператору, который сверяет к примеру телефонный номер (если оплата услуг мобильного оператора) и высылает на сервер ПС подтверждение о проведении платежного требования или отказ. В случае, если введенный номер ошибочный, оператор зачисляет средства на расчетный счет абонента, а все данные о каждой операции отображается в мониторинговой таблице. Банкноты накапливаются в Вашем аппарате и в дальнейшим по мере надобности вы осуществляете инкассацию.

Все денежные переводы между оператором, ПС и Вами осуществляются посредством расчетных банковских счетов по безналичному расчету.

Программа ПС направляет в банковский расчетный центр поручение (электронную платежку) о переводе средств с Вашего счета в размере суммы платежа минус установленную Вами комиссию. В результате уже ПС осуществляет перевод денежных средств на счет мобильного оператора.

Техническая исправность аппарата – залог надежности и стабильности Вашего бизнеса

Платежные аппараты фирмы ООО «Электронный кассир» соответствуют международным сертификатам и требованиям сегодняшнего рынка. Они отвечают современным требованиям для качественной работы на отечественном рынке. Их надежный корпус и исполнение сенсорного экрана обладают антивандальными свойствами и устойчивы к взлому:

  • Корпус относится к сейфовому типу и защищен от грабителей сталью толщиной 2-3 мм.
  • От вскрытия корпус защищает запорная система в трех направлениях, оснащенная замком с сувальдным механизмом, который скрыт от злоумышленников.
  • Противоударным стеклом в 6 мм защищен сенсорный экран в автоматах, установленных в помещениях. На улице используется противовандальное стекло в 8 мм, которое обеспечивает защиту специального проекционно-емкостного сенсорного экрана.
  • В дополнительном денежном ящике сейфового типа из металла и с механическим замком располагается купюроприемник вместе с денежной кассетой.
  • Особенное утяжеленное основание в корпусе обеспечивает предельный уровень устойчивости, который фиксируется за основание в месте установки от четырех до восьми анкерными болтами.
  • Модем обеспечивает надежную связь для обмена данными по средствам GPRS/GSM-связи во время осуществления платежей между терминалом и удаленным сервером.
  • Таймер-сторож контролирует и обеспечивает непрерывную работу ПО и модема, производит автоматическую перезагрузку в случаях зависания системы и дает возможность для удаленного управления SSTs.
  • От скачков напряжения и аварийного отключения предохраняет ИБП, он дает возможность бесперебойно работать в течении 10-15 минут чего хватит, чтобы окончить любую транзакцию.
  • Терминал также оснащен системой вентиляции, она предохраняет все внутренние устройства от чрезмерного перегрева и пыли.
  • Для уличных терминалов наоборот, предусмотрена система обогрева внутренних компонентов для поддержания их работоспособности при суровых морозах.

Сервисное техобслуживание

Сервис SSTs включает в себя следующее: инкассация, постоянная и своевременная смена чековой ленты, очистка купюроприемника, заправка картриджа, ремонт и обновление компонентов. В очистка купюроприемника нет ничего сложного и эта операция не требует специальных навыков работы с электроникой. Инкассацию производят примерно 7-15 раз в месяц, чековую ленту меняют около 2-6 раз в месяц, эта периодичность зависит от проходимости места и популярности автомата самообслуживания. Лента для чеков может поставляться нашей фирмой или любой другой, которая занимается поставкой расходников для термопринтеров. Обязательно нужно производить эти операции своевременно, так как при заполненной денежной кассете терминал не сможет принимать платежи, а Вы недополучите определенную часть дохода. Не менее важный моментом является наличие на Вашем субсчете определенного размера депозита, иначе платежная система приостановим перевод платежей, а и как следствие SSTs также не сможет полноценно функционировать.

Поясните порядок учета платежным агентом комиссии, забираемой собственником терминала?

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Иры (г. Красноярск)

Юр. лицо заключает с физ. лицом (собственник платежного терминала) агентский договор (установку ККМ и обслуживание).

Комиссию с терминала (внутреннею забирает физ. лицо, прописано в договоре). Напишите, какими проводками все это разнести и какими документами? Или подскажите где посмотреть.

Деятельность организаций, которые принимают деньги от населения в оплату различных услуг по договорам с поставщиками этих услуг через платежные терминалы, регулируется Федеральным законом № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» от 03.06.2009 (далее – Закон № 103-ФЗ).

Платежные агенты подразделяются на две категории (п. 2 Закона № 103-ФЗ):

1. Операторы по приему платежей, работающие напрямую с поставщиками услуг для населения (ЖКХ, мобильная связь, интернет и т.д.). Оператор, желающий привлечь субагента, должен заключить два договора – с поставщиком услуг и субагентом. Без этих документов принимать платежи от граждан не разрешается (п. 11 ст. 4 Закона № 103-ФЗ). Операторами могут быть только организации.

2. Платежные субагенты, работающие по договорам с операторами. Субагентами могут быть как организации, так и предприниматели. Платежные субагенты работают в соответствии с договором, заключенным не с поставщиками услуг для населения, а с оператором. Именно платежные субагенты чаще всего являются собственниками платежного терминала.

Покупая терминал, субагент должен заключить с владельцем платежной системы или его представителем договор, согласно которому открывается специальный лицевой счет. Прежде чем запустить терминал в работу, платежный субагент должен на этот счет перечислить сумму, в пределах которой и будут приниматься платежи от населения.

От платежной системы зависит перечень поставщиков услуг, доступных к оплате, размер получаемого от них комиссионного вознаграждения, стабильность обслуживания.

В зависимости от условий договора с оператором субагент может действовать от своего имени, от имени оператора или от имени поставщика, а также за счет оператора или поставщика по аналогии с посредническими договорами в гражданском законодательстве (поручение, комиссия, агентирование).

Соответственно, от этого будет зависеть организация расчетов. Суммы могут зачисляться сразу на счета поставщика или оператора, либо поступать сначала к субагенту, а он будет передавать их оператору или поставщику.

При этом должны соблюдаться требования о предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя (п. 9 ст. 4 Закона № 103-ФЗ). В рамках одного договора, заключенного с оператором, передать наличными можно не более 100 тыс. руб. (Указание ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. № 1843-У), суммы сверх лимита должны передаваться по безналу.

Согласно п. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

В силу п. 1 ст. 1009 ГК РФ (если иное не установлено агентским договором) агент может заключить субагентский договор с другим лицом. При этом ответственность за действия субагента перед принципалом несет агент.

Агентским договором может быть предусмотрена обязанность агента заключить субагентский договор с указанием или без его конкретных условий.

Организации, занимающиеся оказанием посреднических услуг по получению платежей от населения, выступают агентами (субагентами) по договорам, заключенным с поставщиками услуг, и после подписания принципалами (поставщиками услуг) отчета агента имеет право на получение агентского вознаграждения (п. 1 ст. 1008 ГК РФ) и могут удерживать причитающееся им вознаграждение при перечислении принципалу полученных сумм (ст. 1011 ГК РФ).

Одновременно организации, принимая платежи от населения, оказывают посреднические услуги физическим лицам и могут удерживать комиссию из вносимых ими сумм, о чем физические лица предупреждаются посредством надписи на терминале (п. 1 ст. 426, п. 2 ст. 437, п. 3 ст. 438 ГК РФ).

Учитывая ситуацию, описанную в вопросе и положения Закона N 103-ФЗ, ваша организация является Оператором по приему платежей. Несмотря на то, что терминал в вашей работе не применяется, вы все равно относитесь к платежным агентам. Значит, обязаны выполнять все правила, предусмотренные Законом N 103-ФЗ, а именно:

Читать еще:  Совещание? 9 идей для переговорных комнат

– заключить с поставщиком договор о приеме платежей от физических лиц (п. 1 ст. 4);
– являясь оператором по приему платежей, встать на учет в Росфинмониторинге (п. 5 ст. 4);
– проводить идентификацию физических лиц в установленных законом случаях (п. 6 ст. 4);
– предоставить плательщикам определенную информацию (п. 13 ст. 4);
– открыть отдельный банковский счет (п. 14 ст. 4).

Денежные средства, поступившие в организацию в пользу принципала и подлежащие перечислению ему, не признаются ни доходами, ни расходами организации-агента (п. 3 Положения по бухгалтерскому учету “Доходы организации” ПБУ 9/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, и п. 3 Положения по бухгалтерскому учету “Расходы организации” ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

В соответствии с п. 9 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных агентом и (или) иным поверенным за принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.

Денежные средства, поступившие от плательщиков услуг и подлежащие перечислению принципалу, не учитываются ни в составе доходов, ни в составе расходов, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль (п.п. 9 п. 1 ст. 251, п. 9 ст. 270 НК РФ).

Сумма агентского вознаграждения признается в налоговом учете доходом на дату утверждения отчета агента принципалом (п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 249, п. 3 ст. 271 НК РФ).

Сумма комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги) относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией,(п.п. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ) при условии соответствия таких расходов критериям, установленным ст. 252 НК РФ.

Рассмотрим на условном примере, каким образом в учете Оператора по приему платежей отражаются операции по услугам по приему платежей.

Допустим, физическими лицами внесено 10000 руб., в том числе комиссия 4 % (т.е. 400 руб.), из них 250 руб. вознаграждение Платежному субагенту по субагентскому договору. Вознаграждение Оператору по приему платежей по агентскому договору с Поставщиком услуг –5% от суммы, внесенной плательщиками (без комиссии) – 480 руб.

Специальный лицевой счет для расчетов по приему платежей (51л) открыт и у Оператора по приему платежей (договор с владельцем платежной системы).

Обозначения субсчетов, используемые в таблице бухгалтерский записей.
К балансовому счету 76:
76-5 “Расчеты с Платежным субагентом (владельцем терминала)”;
76-6 “Расчеты с Поставщиками услуг (принципалы)”.

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма,руб.

Первичный документ

Отражено перечисление авансового платежа от Платежного агента

Договор с владельцем платежной системы Выписка банка по расчетному счету

Отражено поступление платежей от плательщиков

Отчет Платежного субагента

Признан доход в сумме комиссии, удержанной из полученных платежей

Отчет Платежного субагента

Начислен НДС с суммы комиссии

Отчет Платежного субагента
Счет-фактура

Учтена стоимость услуг Платежного субагента (без НДС)

Отчет Платежного субагента

Учтен НДС со стоимости услуг Платежного субагента

Отчет Платежного субагента
Счет-фактура

Принят к вычету НДС со стоимости услуг Платежного субагента

Зачислены на расчетный счет денежные средства,
полученные от Платежного субагента (10000 – 250)

Выписка банка по
расчетному счету

Признан доход в сумме агентского вознаграждения

Отчет Оператора по приему платежей

Начислен НДС с суммы агентского вознаграждения

Отчет Оператора по приему платежей
Счет-фактура

Переведены на лицевой счет средства для перечисления Поставщику услуг

Выписка банка по
расчетному счету

Отражена сумма, списанная с лицевого счета перечисления Поставщику услуг

Выписка по лицевому счету

При этом агентское рекомендуется учитывать, что вознаграждения по договорам начисляется в зависимости от условий договоров:
– либо по итогам каждого месяца;
– либо еженедельно;
– либо в день, следующий за днем платежа.

Кроме того, учитывая возможное многообразие условий договоров, заключаемых Оператором по приему платежей для осуществления заявленной деятельности, при отражении в его учете исполнения этих договоров «возможны варианты».

Получить персональную консультацию по любому налогу в режиме онлайн очень просто – нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться два-три наиболее интересных вопроса, ответы на которые вы сможете прочесть в консультациях Татьяны Потаповой.

Терминалы оплаты

Среди электронных приспособлений, выполняющих операции с денежной наличностью, самые распространенные – терминалы оплаты. Некоторые путают их с банкоматами. Но терминалы только принимают деньги, в качестве платежей за различные услуги и денежных переводов.

Платежные терминалы отличаются по форме и функциональным опциям. Напольные устройства ставят в местах большой проходимости людей: торговых центрах, супермаркетах, кафе, подземных переходах. Встраиваемые, в основном, в офисах банков и фискальных структур. Навесные – устанавливают в небольших торговых точках, офисах, на улице.

Оплата через терминал

Электронные платежные системы отличаются не только удобством и скоростью операций, но и практичностью. Платежи по многим видам услуг зачисляются без комиссий. Оплата через терминал предусматривает погашение текущих счетов и задолженностей по жилищно-коммунальному сектору, банковских кредитов, налогов, государственных пошлин, патентов. Также, оперативно оплачиваются средства коммуникации – Интернет, услуги сотовых операторов, игры, развлечения.

По операционным оболочкам и типу, наиболее широко распространены терминалы «Qiwi», «Апельсин», «Элексент», «Связной».

Банковские терминалы оплаты

Банковские терминалы оплаты отличаются от банкоматов тем, что они предназначены для приема денежных средств по различным платежам. Кроме того, они позволяют самостоятельно осуществлять переводы на электронные счета, кошельки, осведомляться о поступлениях, штрафах, отслеживать состояние счетов. Кстати, погашать кредит через собственный банковский терминал финансовой организации выгодно, поскольку нет комиссионных сборов.

Однако степень защиты операций и надежность терминалов уступает банкоматам. Это касается и установки, и соединения, и системных параметров.

Терминал для оплаты картой

Терминал для оплаты картой – это один из видов электронного банкинга, рассчитанный на прием платежей по пластиковым дебетовым картам. Устройства могут синхронизироваться с операционной системой контрольно-кассовых аппаратов, а могут работать автономно.

Специализированное название этих автоматов – эквайринг- терминалы, независимо от модели, мультиопциональны, то есть проводят одновременно несколько операций: идентифицируют данные и выводят чек. Принцип эквайринг- терминалов основан на моментальных безналичных расчетах, что увеличивает скорость обслуживания клиентского потока.

Комиссия в терминалах оплаты

Как ни странно, но комиссия в терминалах оплаты может быть высокой, низкой или вообще отсутствовать. Эквайринговые компании, устанавливающие терминалы, регламентируют сбор комиссии за те или иные платежи и информация об этом должна быть в нижней части монитора.

Прежде чем производить оплату, особенно крупной суммы, имеет смысл ознакомиться с условиями обслуживания платежей и комиссионными сборами. Если информации нет, нужно искать другой терминал. Бывают казусы, что при увеличении суммы платежа, комиссия увеличивается параллельно, скажем с 2% до 7%, что бывает весьма ощутимо.

Оплата услуг через терминал

Оплата услуг через терминал может быть безналичной, посредством пластиковой кредитной карты, но можно внести наличные и осуществить платеж любой услуги. В обоих случаях нужно внимательно вводить данные, выбрав нужный адрес оплаты в общем меню. Данные – это наименование платежа, период, за который производится оплата, лицевой счет или идентификационный номер плательщика, сумма и выбор – «со страховкой» или без. По окончании процедуры нужно взять чек.

Стоит учесть, что терминалы с наличным расчетом не выдают сдачи, поэтому сумму округляют и вносят деньги с небольшим избытком, если число дробное.

Мобильный терминал оплаты

Мобильный терминал оплаты – это портативное электронное устройство, предназначенное для авторизации пластиковой платежной карты и проведения операции по ней. Таким способом можно приобретать любые товары и услуги в любой точке планеты. Главное условие – наличие сигнала сотовой связи. Устройство подключается по каналу Bluetooth, аудио-разъемом и через порт usb.

Принцип функционирования мобильного терминала основан на считывании информации с карты и идентификации данных в процессинговом центре. Операция по карте считается успешной после получения подтверждения запроса и авторизации.

Сбербанк терминалы оплаты

Самой крупной и надежной финансовой организацией в России считается Сбербанк, терминалы оплаты которой можно найти даже «в чистом поле». На примере одного Юго-Западного региона РФ, где установлено более 8000 терминалов самообслуживания, можно понять масштаб распространения платежных электронных устройств Сбербанка.

Клиенты Сбербанка России самостоятельно оплачивают услуги, кредиты, штрафы, налоги, транспортные документы и многое другое. Помимо этого, эквайринговым сектором Сбербанка активно пользуются те, кто отправляет денежные переводы своим контрагентам.

Терминалы оплаты киви

Qiwi – это электронная платежная система и соответственно она обеспечена собственными платежными терминалами. Особенность этой системы в том, что она позволяет оплачивать и через электронный кошелек в Интернете, и с помощью терминала.

Через терминалы оплаты «киви» осуществляют платежи физическим и юридическим лицам, покупку товаров и услуг в Сети, ЖКХ, мобильную связь, различные счета. Помимо этого, система обеспечивает одноименными пластиковыми картами «Qiwi», которые принимают к оплате всюду, где валидны карты платежной системы Visa, а также позволяют снять наличные в банкоматах.

Уличный платежный терминал

Уличный платежный терминал представляет собой автономный программно-аппаратный комплекс, рассчитанный на самообслуживание в формате приема платежей. Устройства бывают трех типов:

  • Отдельно установленные стойки
  • Вмонтированные
  • Настенные или навесные.

Уличные терминалы отличаются высокой степенью защиты стального корпуса и сенсорного монитора от вандального обращения. Кроме того, эти электронные устройства адаптированы для работы в любых климатических условиях, поскольку оснащены терморегулятором, а также надежно защищены от воздействия атмосферных осадков.

Платежный терминал для помещений

Платежный терминал для помещений устанавливают в местах большой проходимости, как торговые центры, супермаркеты, вокзалы, аэропорты, рынки, а также в вестибюлях копаний и офисах. Несмотря на это, устройства достаточно надежные, обладающие повышенными требованиями к защите от взломов и сопротивляемостью к механическим повреждениям.

Помимо приема наличности для оплаты услуг, товаров, счетов, переводов и пр., терминалы для помещений несут функцию информационного табло. Наличие платежных терминалов в общественных местах существенно стимулирует увеличение клиентского потока.

Как выбрать терминалы оплаты?

Критериев выбора терминала несколько, но одним из основных считается тот, где и для чего он будет установлен. Дело в том, что терминалы отличаются по функциональности, по конструктивным особенностям, и по цене.

Так как выбрать терминалы оплаты? Исходя из площади, на которой будет установлен аппарат, предпочтение отдают оптимальной конструкции – напольный, встроенный или навесной. В торговых точках и на улице принято ставить напольную модель, в учебных заведениях, общежитиях, кафе – настенные модели. Кстати, стоимость терминалов для помещения несколько ниже «уличных» аналогов.

Продажа платежных терминалов

Учитывая развитие общества и возрастающие потребности населения, продажа платежных терминалов, равно как и приобретение их – довольно прибыльный бизнес. Разница в том, что рентабельность и доходность приобретенного терминала прямо пропорциональна денежному потоку, проходящему через него. А это напрямую связано с точкой локализации устройства.

Поэтому все стремятся поставить терминал в местах массовой проходимости людей. Кроме того, имеет значение внешний вид «автомата». Например, ярко раскрашенные и красивые терминалы заметны на расстоянии и привлекают внимание клиентов.

Вопрос: Ресурсоснабжающая организация передала полномочия расчетному центру по расчету стоимости жилищно-коммунальных услуг и приему платы от абонентов за услуги. Расчетный центр, являясь платежным агентом, планирует установить комиссионный сбор с абонентов при приеме платежей. Ресурсоснабжающая организация не имеет кассы приема наличных денежных средств от абонентов. Таким образом, абонент будет вносить платежи только с комиссией либо через банки с оплатой комиссии банку. Обязана ли ресурсоснабжающая организация обеспечить кассу приема платежей от абонентов напрямую без взимания комиссии, или это право, а не обязанность ресурсоснабжающей организации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2017 г.)

Ресурсоснабжающая организация в полном объеме передала полномочия расчетному центру по расчету стоимости жилищно-коммунальных услуг и приему платы от абонентов за услуги. Расчетный центр, являясь платежным агентом, планирует установить комиссионный сбор с абонентов при приеме платежей.

Читать еще:  Как оформить землю под пасеку?

Ресурсоснабжающая организация, в свою очередь, не имеет кассы приема наличных денежных средств от абонентов. Таким образом, абонент будет вносить платежи только с комиссией либо через банки с оплатой комиссии банку.

Обязана ли ресурсоснабжающая организация обеспечить кассу приема платежей от абонентов напрямую без взимания комиссии, или это право, а не обязанность ресурсоснабжающей организации?

В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).

Во исполнение ч. 1 ст. 157 ЖК РФ постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила N 354). Согласно п. 63 Правил N 354 плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту. Данная норма согласуется с положениями ч. 15 ст. 155 ЖК РФ, в силу которой юридическое лицо, которому в соответствии с ЖК РФ вносится плата за коммунальные услуги, вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за коммунальные услуги при участии платежных агентов*(1), осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов*(2), осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Пункт 64 Правил N 354 предусматривает, что потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.

Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги как наличными денежными средствами, так и в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пп. “а” п. 65 Правил N 354).

Таким образом, действующее законодательство не запрещает исполнителю при расчетах за поставленные коммунальные ресурсы прибегать к услугам третьих лиц, в числе которых поименованы платежные и банковские агенты (субагенты). При этом платежный агент, банковский платежный агент (субагент) в случае приема платежей за жилищно-коммунальные услуги вправе взимать с плательщика – физического лица комиссионное вознаграждение, размер которого определяется соглашением между агентом и плательщиком (ч.ч. 1 и 2 ст. 3 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ “О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами”, далее – Закон N 103-ФЗ). Такое соглашение о размере вознаграждения может быть оформлено в виде предоставления общей информации об условиях приема платежей, включая размер вознаграждения (ч. 13 ст. 4 Закона N 103-ФЗ). Аналогичные правовые возможности установлены и для банковского платежного агента (субагента) (п.п. 17, 18 ст. 14 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ “О национальной платежной системе”), равно как и для операторов почтовой связи (абз. 1 ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ “О почтовой связи”, п. 23 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 N 234).

Как установлено ст. 16.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей” (далее – Закон N 2300-1), продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя. При этом оплата товаров (работ, услуг) может производиться потребителем в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем расчетов через субъектов национальной платежной системы, осуществляющих оказание платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Понятие наличной формы расчетов конкретизировано в ч. 4 ст. 37 Закона N 2300-1, под которой понимается оплата товаров (работ, услуг) потребителем в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю) либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту). При этом обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств соответственно исполнителю либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Из буквального содержания приведенных норм не следует, что на поставщика коммунальных ресурсов (исполнителя) возложена обязанность по оборудованию собственной кассы в целях приема наличных денежных средств у населения для оплаты ими коммунальных услуг. Напротив, ему предоставлена возможность указать, каким образом потребители могут реализовать свое право произвести оплату потребленного коммунального ресурса в наличной форме. Мы считаем, что употребление законодателем сочетания “внесение наличных денежных средств исполнителю” не означает, что наличные деньги должны быть внесены именно в кассу поставщика. На наш взгляд, это может быть касса любого другого лица, уполномоченного принимать платежи за жилищно-коммунальные услуги. Главное, чтобы эта информация была доведена до потребителей надлежащим образом. Такой же вывод содержится, например, в апелляционном определении СК по гражданским делам Ярославского областного суда от 27.08.2015 по делу N 33-5535/2015, решении Арбитражного суда Ярославской области от 07.12.2015 по делу N А82-4779/2015, решении Интинского городского суда Республики Коми от 29.05.2015 по делу N 2-814/2015, решении Карачевского районного суда Брянской области от 02 декабря 2014 г. по делу N 2-421/2014.

Отметим, что само по себе взимание комиссии при оплате коммунальных услуг через платежных агентов, отделения почтовой связи с плательщика не противоречит действующему законодательству, поскольку данные суммы не включаются в стоимость потребленного коммунального ресурса. Комиссия, взимаемая платежными агентами, является оплатой за услуги оператора по приему платежей, а не услугой по предоставлению самих жилищно-коммунальных услуг, в связи с чем гражданин-потребитель как плательщик может воспользоваться любым другим способом оплаты таких услуг. При этом ни жилищное законодательство, ни иные нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения по предоставлению и оплате коммунальных услуг, ни Закон N 2300-1 не обязывают посреднические организации принимать наличные денежные средства по оплате коммунальных услуг без комиссии (смотрите, к примеру, решение Лобненского городского суда Московской области от 25.05.2016 по делу N 2-746/2016, апелляционное определение СК по гражданским делам Тамбовского областного суда от 03.06.2015 по делу N 33-1538/2015).

Вместе с тем отдельные суды, оперируя теми же правовыми нормами, приходят к прямо противоположному выводу, полагая, что праву потребителя по внесению коммунальных платежей непосредственно исполнителю корреспондируется обязанность последнего обеспечить такой прием наличности, минуя посредников и без несения потребителем дополнительных расходов (смотрите, к примеру, решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 14.02.2013 по делу N 2-430/2013, решение Арбитражного суда Ивановской области от 23.05.2016 по делу N А17-981/2016). Однако, по нашему мнению, такая обязанность прямо действующим законодательством не предусмотрена.

К сожалению, каких-либо официальных разъяснений по данному вопросу нам обнаружить не удалось.

Подчеркнем, что изложенное является нашим экспертным мнением и может отличаться от мнения других специалистов.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ответ прошел контроль качества

24 января 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

*(1) В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ “О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами” платежным агентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц.

*(2) Банковский платежный агент – юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитной организацией в целях осуществления отдельных банковских операций (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ “О национальной платежной системе”).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.

Основные преимущества услуги Правового консалтинга:

Удобство использования – в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.

Гарантия качества – служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.

Оперативность – срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.

Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел “Правовая поддержка” (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.

Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу “Правовая поддержка” Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector