Книжный магазин для интеллектуалов

Книжный магазин для интеллектуалов

Weekend6 маленьких книжных: Секреты выживания в Москве

Руководители шести маленьких московских книжных магазинов рассказали The Village о секретах выживания в условиях смертоносных арендных ставок и составили инструкцию для начинающих книготорговцев

Дороговизна торговых площадей, низкая наценка и скромные обороты, отсутствие рекламных бюджетов, мощная конкуренция и книжные воры — жизнь несетевого книжного магазина в Москве. Согласно прошлогоднему докладу Роспечати, рынок книжной торговли в России переживает худшие времена за весь период с начала кризиса в 2008 году. Регресс придавил самых уязвимых — независимые магазины. За два последних года их количество сократилось с 60 до 51 %. Егор Петров узнал, как исхитряются выживать шесть маленьких книжных города.

«Чук и Гик»

Большой Палашевский пер., 9

МЕСЯЧНЫЙ
ОБОРОТ

600–900
тыс. рублей

СТОИМОСТЬ АРЕНДЫ (50 КВ. М)

120 тыс.
рублей в месяц

ШИРОТА АССОРТИМЕНТА

1–1,5 тыс. наименований

НАЦЕНКА

Василий
Шевченко

Конкуренция

Для нас самая большая сложность в том, что многие из самых ходовых комиксов выпускаются крупными издательствами, и для тех с точки зрения продаж важны объёмы партий. Мы же имеем дело с очень узким сегментом — допустим, у какого-то издательства мы берём ровно одно наименование, и поэтому, в отличие от крупных книжных, оно предоставляет нам очень маленькую скидку.

Нам на руку жадность крупных магазинов, которые часто делают такие наценки, что даже мы с нашей высокой ценой закупки можем что-то поставить дешевле. Впрочем, нередко люди покупают у нас даже то, что получилось дороже, чем у крупных сетей, потому что поддерживают нас, — это эмоциональный жест в том числе.

Продажи

За первый наш месяц мы продали комиксов на 60 тыс. рублей. С тех пор бывали и дни, когда мы за день продавали больше. И если раньше мы должны были поддерживать магазин собственными деньгами, то сейчас бывают месяцы, когда мы без всяких подработок вполне комфортно живём за счёт магазина. Рост обычно происходит скачками, на которые, вероятно, влияет наше участие в каких-то мероприятиях.

Аренда

Сейчас 15 % денег забирает аренда, 15 % уходит на зарплату продавцам, 10 % — на хозрасходы, 20 % мы со вторым совладельцем берём себе, всё остальное идёт в оборот, на расширение ассортимента.

Запускались мы на свои средства, часть одолжили по друзьям, но это была небольшая сумма, которую мы сразу же раздали с первых доходов. Раскрутиться нам помогла аренда, которая благодаря дружественным связям была поменьше, до тех пор, пока мы не расторговались.

Продвижение

Самое очевидное продвижение — участие в мероприятиях: мы стараемся участвовать везде, куда нас позовут, ну кроме откровенного безумия. Даже если это фестиваль еды в саду «Эрмитаж», где мы наторгуем пять тысяч за три дня и я больше потрачу на бургеры за это время. Всё равно — о нас узнают, потом придут новые люди. Всё упирается в пресловутое сарафанное радио. Плюс — умение пользоваться тем, что у тебя есть. Мы с совладельцем, Ваней Чернявским, оба были журналистами до открытия магазина. Я работал в журнале Time Out, и там по дружбе про нас написали 300 знаков где-то в новостях. Мелочь вроде, но это обеспечило первый скачок оборота с 60 до 150 тысяч рублей. Помимо этого, мы периодически пишем в разные издания какие-то тексты на тему комиксов и везде подписываемся как совладельцы магазина.

Мы ведём большую активность в соцсетях, наша группа во «ВКонтакте» — это наше лицо и локомотив. Там появляются все новинки, там идёт общение с покупателями. Мы хотим сделать нашу группу местом, где можно всё спросить всегда, а с другой стороны, создаём сообщество людей, которые нас знают и симпатизируют нам.

Возможности

По-моему, нужно всегда быть открытым к новым возможностей. Мой коллега Ваня меня жутко троллит за то, что я общаюсь почти с каждым странным человеком, пришедшим к нам в магазин со странными идеями. В 95 % случаев это полтора-два часа моего времени, потраченного впустую. Но в 5 % случаев благодаря этим беседам появлялись новые поставщики и другие люди, которые что-то делали полезное для магазина.

Ошибки

Наша главная ошибка — мы считали всё гораздо более сложным, чем оно есть на самом деле. Я помню, мучительно было начинать работать с импортом из США до тех пор, пока просто не взяли и сделали. Собирались полгода, а сделали за полдня. И при этом получили ощутимую выгоду по сравнению с тем, как делали обычно. Таможня — неприятное, конечно, место, но всё же это не так уж и страшно.

Ещё я вывел очень простое арифметическое правило: количество партнёров должно быть чётным. Была схема, когда мы должны были договариваться втроём. Это было очень сложно. Три — плохое число: возникает проблема с коммуникацией, проблема доверия у одного к двум всегда. Всё должно быть прозрачным, понятным, арифметически простым и легко делиться.

Рекомендации

Не рассчитывайте на инвесторов. Как только у тебя возникает инвестор, ты немного перестаёшь быть независимым. Это должно быть твоё дело.

Я всегда скептичен по отношению к людям, которые продают квартиру, закладывают бабушку и собаку, чтобы что-то открыть. Наверное, это прекрасно и смело, но я бы советовал всё-таки найти максимально простую и работоспособную схему, в которой ты рискнёшь минимумом и будешь получать минимум. И кстати, если бы изначально вложились как-то прямо масштабно, то ничего бы не получилось, потому что было бы слишком рано — мы росли вместе с рынком. У нас бы кончились деньги до того, как поднялся рынок.

Самые интересные книжные магазины Москвы

В Москве достаточно много книжных магазинов, но большинство из них – книжные супермаркеты, где к тому же не всегда получается найти то, что нужно. Мы же предлагаем вам подборку самых уютных и атмосферных книжных магазинов Москвы с наиболее интересным ассортиментом.

Книжный магазин «Циолковский»

Магазин «Циолковский» неспроста получил имя знаменитого изобретателя: магазин располагает одним из самых нетривиальным ассортиментом точной и гуманитарной научной литературы. При этом магазин пользуется популярностью не только среди профессоров, но и среди студентов. Раньше располагался в Политехническом музее, но в связи с ремонтом переехал.

Помимо всего, в «Циолковском» представлена художественная и классическая литература, большой выбор детских книг и букинистический отдел.

Адрес: Пятницкий переулок, д.8, м. Новокузнецкая
Время: ежедневно с 10:00 – 22:00
Тел. (495) 951-19-02
www.primuzee.ru
Ссылка на Вконтакте:
http://vk.com/tsiolkovky

Книжный магазин «Дом иностранной книги»

Магазин с комфортной атмосферой, которому время нипочем. Иностранными книгами здесь торгуют уже больше ста лет, аж с 1901 года. Основная аудитория магазина – студенты-лингвисты, иностранцы, а также случайные проходимцы.

Важно то, что уровень и качество продаваемой литературы сохранилась с советских времен. Здесь можно приобрести все популярные новинки из США и Европы на языке

оригинала, учебную литературу, словари, книги по экономике, бизнесу и праву. Конечно, классика, начиная от Шекспира и заканчивая Вирджинией Вульф, всегда в наличии.

Адрес: Кузнецкий Мост, 18/7, м. Кузнецкий Мост, Лубянка
Время: пн-пт 9.00–21.00, сб 10.00–21.00, вс 10.00–20.00
Тел. (495) 628 20 21
http://www.mdk-arbat.ru/shop?S >

Книжный магазин-лекторий «Читалкафе»

«Читалка» – это пространство, где вы можете купить интересующую вас книгу, найти необычный подарок, а также попасть на киносеанс, творческий вечер или на лекцию. Это все происходит в уютном помещении с большими креслами и книжными шкафами.

Сами же представители заведения позиционируют себя, как лучший в Москве гуманитарный лекторий.

Адрес: ул. Жуковского, 4, м. Чистые пруды
Время: ежедневно с 11:00 – 22:00
Тел. 8 965 406 98 62
http://Readcafe.ru
Ссылка на вконтакте: https://vk.com/chitalcafe

Магазин комиксов «Чук и Гек»

Первый в Москве магазин комиксов, где можно найти комиксы на любой вкус: на русском и английском, детские и взрослые. Помимо популярных комиксов, есть большое количество выдающихся графических романов (классическое для европейской литературы конца 20-ого века направление). Есть интернет-магазин, где можно заказать то, что не нашлось в самом магазине.

Один из главных плюсов магазина – низкие цены, по сравнение с остальными книжными и интернет-магазинами.

Адрес: Большой Палашевский пер., д. 9, м. Пушкинская, Тверская
Время: ежедневно с 12:00 до 20:00
Тел. 8 909 151 70 78
http://www.chookandgeek.ru
Ссылка на Вконтакте: http://vk.com/chookandgeek
Ссылка на Facebook: https://www.facebook.com/chookandgeek

Книжный клуб-магазин«Гиперион»

«Гиперионе» – это даже не столько книжный магазин с забавным слоганом («книги, цацки и другие колониальные товары»), сколько тихое и уютное кафе, где можно вкусить чай-кофе-пироги, почитать книгу, посидеть в интернете и присмотреть что-нибудь на книжных полках. В «Гиперионе» проходят встречи с авторами, концерты, лекции, кинопоказы, презентации и выставки.

Кончено, в «Гиперионе» можно приобрести и книжки, а также подарки, сувениры, виниловые пластинки, инструменты для рисования и игрушки.

Адрес: Хохловский пер., д.7-9, стр. 3, м. Китай-Город
Время: ежедневно с 12:00 – 22:00
Тел. 8 916 613 42 86
www.hyperionbook.ru
Страница Вrонтакте: http://vkontakte.ru/hyperionbook
Страница в Facebook: http://www.facebook.com/hyperionbook

Книжный магазин «Ходасевич»

Небольшой по размерам, но уютный независимо-экспериментальный книжный магазин с книгами гуманитарной направленности, старой и новой букинистикой, детскими книгами, прозой, самиздатскими журналами и, конечно, поэзией. Сам же магазин, как можно догадаться, назван в честь поэта Владислава Ходасевича – любимого поэта владельца магазина.

Сотрудники магазина называют себя «анархипстерами» – что-то среднее между анархистами и хипстерами. Говорят, что не любят капитализм, но любят деньги.
Также в «Ходасевиче» имеется отдел посткроссинга, подарочные сертификаты, полка с бесплатными книгами и даже собственная издательско-поэтическая серия.

Адрес: Покровка, д. 6, м. Китай-город, Чистые пруды
Время: ежедневно с 11:00 до 21:00
Тел. 8 965 179 34 98
http://xodacevich.ru/

Книжный магазин «ФАЛАНСТЕР»

Культовый книжный магазин для интеллектуалов Москвы. «Фаланстер», как и «Циолковский», уже успел сменить адрес: после поджога летом 2005 года магазин переехал на Малый Гнездниковский переулок, где находится и сейчас.

Фаланстер специализируется на широком ассортименте интеллектуальной литературы: начиная от античной философии и богословию, заканчивая лево-радикальными журналами и альбомами с живописью. Помимо этого, продаются самиздатские журналы, комиксы, детские книги. Много редких книг по искусству, истории, религии. Цены – приемлемые. Качество ассортимента – высокое.

Кроме того, в магазине организуются встречи с известными философами, музыкантами, поэтами, писателями и политическими деятелями.

Как устроен книжный рынок России

Анна Кадикова год назад открыла независимую книжную лавку в Краснодаре. В «Деле» есть интервью о ее бизнесе:

В этой статье Анна рассказывает о том, как устроен книжный рынок и с какими трудностями сталкиваются маленькие книжные магазины.

Читать еще:  Комплексная система нематериального стимулирования персонала

Кто делит книжный рынок

Книжные магазины бывают сетевые и независимые. Независимые продвигают книги небольших независимых издательств.

Независимые издательства не принадлежат государству и не входят в холдинг «Эксмо» и «АСТ». Государственных издательств сейчас почти не осталось: они все на грани закрытия или перепродажи. А вот Эксмо и АСТ после слияния занимают 25% рынка и выпускают 80 миллионов книг в год.

Холдинг продолжает покупать издательства поменьше, редакции внутри холдинга называются «дивизионами». Обычно дивизионы сохраняют свои названия, сайты и логотипы. Например, одно из самых узнаваемых издательств «Манн, Иванов и Фербер» уже пять лет принадлежит холдингу «Эксмо — АСТ».

Еще пример. Была троица маленьких издательств, которые делали комиксы: Комильфо, Бумкнига и Комфедерация. Комиксы — это дорогостоящая история, потому что нужно договориться с Марвел или Диси, купить права на издание, перевести и начать продавать в России. У питерского издательства «Комильфо» это получилось и они сделали хит: комикс о супергерое Сорвиголове. А потом их купило Эксмо.

Для Комильфо это снижение рисков. Редакция может издавать комиксы, а вопросы финансового выживания Эксмо берет на себя. Но так и складывается монополия.

Монополия плоха тем, что если все издательства окажутся под одной крышей, рынок лишится разнообразия, а конкуренции не будет. Значит, будет не за чем заботиться о качестве.

Эксмо принадлежат две сети книжных магазинов — «Буквоед» и «Читай-город». Больше половины книг в этих магазинах — продукция Эксмо и АСТ. Сейчас в регионах открываются магазины формата «кэш энд керри» с этими же книгами. «Кэш энд керри» — это большие книжные с мелкооптовыми ценами.

В России 576 магазинов сети «Читай-город — Буквоед». К 2020 году компания планирует открыть еще 150 магазинов.

Сетевые магазины «Читай-город — Буквоед» покупают книги у своих издательств по минимальной цене, но наценка для розничного покупателя — от 100% до 200%. То есть, если книга для магазина стоит 300 рублей, то продавать ее будут за 600 или 900.

Совсем другая история с независимыми книжными.

Независимые книжные магазины отличаются от сетевых тем, что владелец подбирает книги разных издательств — от неизвестных до бестселлеров. Если независимый книготорговец захочет поддержать издателя, который выпускает четыре книги в год, ему никто не помешает.

Независимые книгоиздатели сами решают, что издавать

Независимые книгоиздатели сами выбирают, что издавать. У каждого есть своя концепция и направление. Это может быть уклон в специфическую литературу, например издательство «Элементарные формы» выпускает переводы классиков социологии, а издательство «Либра» — переводы немецкой поэзии и драматургии. Но это скорее культурологическая миссия, спрос на такую литературу небольшой.

У всех издательств свои графические решения. Особенно это заметно на серийных изданиях: на книжной полке серия книг с обложками в одном стиле выглядит заметней.

А вот например, зеркальная обложка книги «Селфи» — ее придумал дизайнер российского издательства «Индивидуум». В оригинале обложка выглядит по-другому.

И такая обложка работает. В книжном магазине «Чарли» покупатели подходят к полке и сразу замечают эту книгу, а потом делают с ней селфи для инстаграма.

100 000 рублей за место на полке

Еще один сегмент рынка — самиздат; это издательства, которые выпускают книги за счет автора. Не издательство заключает договор с автором и платит ему, а автор сам платит, чтобы напечатать свои книги.

Я работала в издательстве в Петербурге, которое занималось самиздатом. Было так: если автор платит иллюстратору, корректору и редактору, книга выходит с иллюстрациями и без ошибок. А если автор не заплатит, то никто этого не делает, и книга публикуется без корректуры, редактуры и иллюстраций. Грубо говоря, рукопись как она есть.

Автор может выставить книгу для продажи на площадке издательства. Например, издательство «Ридеро» бесплатно выставляет книги авторов, которые печатаются у них.

У Ридеро есть услуга: можно за деньги разместить книгу в магазинах «Читай-город», «Буквоед» и «Москва». Если автор не популярный и не работает с издательством, попасть на книжные полки магазинов он может только платно.

С самиздатом я стараюсь не иметь отношений из-за низкого качества: книги часто неинтересные, в тексте встречаются ошибки и опечатки, а верстка плохая. Кроме того, таких книг огромное количество, и отсмотреть все невозможно. Когда открывала магазин, для себя решила, что самиздат для нас будет редким исключением.

Лабиринт может позволить себе всё

Лабиринт — книжный интернет-магазин, основной конкурент всех книготорговцев. Он закупает книги крупным оптом на льготных условиях: издательства либо дают ему крупные скидки, либо продают исключительные права на реализацию. Во втором случае Лабиринт становится единственным дистрибьютором издательства, и другие книжные не могут покупать книги напрямую у издательства, только через Лабиринт с его наценкой.

Издательствам удобно продавать исключительные права Лабиринту, потому что не нужно думать о распространении тиражей. Издавай, что нравится, перевыпускай хиты, а о продажах будет думать Лабиринт.

Для книжных магазинов это означает сужение ассортимента. Например, детские издательства «Речь», «Компас-гид» продали исключительные права Лабиринту. Если другие книжные захотят купить их книги, они будут работать с Лабиринтом, который сделает свою наценку, альтернативы нет.

Лабиринт может позволить себе продавать книги по той цене, которая для обычных книжных указана в оптовом прайсе, то есть по закупочной. У Лабиринта бесплатная доставка и разница даже в 10 рублей влияет на выбор читателя. Покупатель видит в обычном книжном книгу по цене выше, чем на Лабиринте. Смотрит, сравнивает и выбирает заказать через интернет.

«Разница даже в 10 рублей влияет на выбор читателя»

У независимых книжных есть традиционная наценка — это 50% плюс расходы на логистику. Максимум, который мы можем себе позволить, чтобы оставить книгу доступной и не закрыться в этом месяце. Например, в независимой книжной лавке из Краснодара «Чарли» книга для покупателя стоит 480 рублей, из них:

Из чего складывается цена книги
Сумма

Прибыль магазина после вычета аренды и налогов

Часть издательств принципиально не работают с Лабиринтом, Озоном и другими интернет-магазинами. Например журнал «Искусство и кино» можно заказать только на сайте журнала или купить в книжном.

На город приходится один-два независимых книжных

Независимых книжных магазинов не так много в стране, примерно один-два магазина на город, если это не Москва или Петербург. Например, в Новосибирске — книжный магазин «Перемен»; в Казани — «Смена»; в Красноярске — «Бакен»; в Тюмени — «Никто не спит».

Мы все знаем друг друга: кто как работает, на чём выживает. Сообщество — это важно, потому что когда открываешь вот такой магазинчик в регионе, понимаешь, что ты не один. Несмотря на то, что каждый год закрывается по независимому книжному магазину, открытых всё равно больше. И они как-то живут. Эта сила поддерживает, я понимаю, что за мной половина страны таких же энтузиастов, которые на собственном горбу везут книги в регионы.

«Половина страны таких же энтузиастов, которые на собственном горбу везут книги в регионы»

В конце апреля был фестиваль «Другие книги», его организовал книжный магазин «Перемен» из Новосибирска. Фестиваль был посвящен визуальному восприятию книги: книжки-картинки, графические романы, комиксы. Организаторы привезли иллюстраторов, мастеров. Фестиваль — большое событие для сообщества и города.

Для издательств фестивали тоже важны: выйти на площадку, показать свои книги, новинки. Это редкая возможность пообщаться с читателями напрямую. Никто не расскажет о книге лучше, чем издатель, который ее готовил в печать.

После организатору фестиваля приходит сообщение: «Спасибо большое, прекрасный фестиваль, столько всего нового узнали. Столько прекрасных книг, мы о них раньше не знали, спасибо вам большое! Всё заказали в Лабиринте».

«Столько прекрасных книг, мы о них раньше не знали, спасибо вам большое! Всё заказали в Лабиринте»

Но читатель и не обязан понимать, что книжные магазины, которые организовывали фестиваль, отдельно, а Лабиринт с Озоном отдельно, и издательство на них не зарабатывает.

Сейчас мы наблюдаем, что издательства, которые продают книги только через интернет, приезжают на ярмарки и к ним никто не подходит, не знает их. Кажется, узнаваемость издательства зависит не только от маркетинговой политики, но и от того, может ли человек пощупать в магазине книги издательства.

Допустим, издательство работает с Лабиринтом, и его книги можно купить только через него. Книжный магазин их покупает с наценкой посредника, выставляет у себя. А Лабиринт выставляет по себестоимости. Читатели в итоге покупают в Лабиринте, а в книжный остается без прибыли.

Но я не считаю, что нужно гнаться за более низкой ценой, чтобы конкурировать с Лабиринтом. В книжном магазине другие преимущества: живые люди и живые книги, общение, атмосфера. Здесь можно полистать и потрогать книги, прочитать главу или заглянуть в коробку с новинками. Для многих покупателей важнее купить книгу в магазине и поддержать его, несмотря на разницу в цене.

Маленькие книжные закрываются, когда в город заходит сеть

В последние 20-25 лет во всём мире, как только в город заходит книготорговая сеть, маленькие книжные умирают. Сетевой магазин открывается на улице рядом с книжным, который там сто лет, и демпингует. Покупатели выбирают тот магазин, где книги стоят дешевле, и это нормально. Старый книжный закрывается, в городе остаются только магазины сети и цены вырастают в полтора раза. Так происходит в России, Англии, Казахстане, Америке.

В Краснодаре 11 магазинов «Читай-город» и еще двухэтажный магазин «Кэш энд керри». Всё по законам маркетинга: приоритетная выкладка, сопутствующие товары, канцелярия и сувениры у кассы. Чем меньше в городе обычных книжных магазинов, придуманных живыми людьми для живых людей, тем лучше живет сеть.

Как устроен книжный рынок России

Анна Кадикова год назад открыла независимую книжную лавку в Краснодаре. В «Деле» есть интервью о ее бизнесе:

В этой статье Анна рассказывает о том, как устроен книжный рынок и с какими трудностями сталкиваются маленькие книжные магазины.

Кто делит книжный рынок

Книжные магазины бывают сетевые и независимые. Независимые продвигают книги небольших независимых издательств.

Независимые издательства не принадлежат государству и не входят в холдинг «Эксмо» и «АСТ». Государственных издательств сейчас почти не осталось: они все на грани закрытия или перепродажи. А вот Эксмо и АСТ после слияния занимают 25% рынка и выпускают 80 миллионов книг в год.

Читать еще:  Как правильно искать персонал?

Холдинг продолжает покупать издательства поменьше, редакции внутри холдинга называются «дивизионами». Обычно дивизионы сохраняют свои названия, сайты и логотипы. Например, одно из самых узнаваемых издательств «Манн, Иванов и Фербер» уже пять лет принадлежит холдингу «Эксмо — АСТ».

Еще пример. Была троица маленьких издательств, которые делали комиксы: Комильфо, Бумкнига и Комфедерация. Комиксы — это дорогостоящая история, потому что нужно договориться с Марвел или Диси, купить права на издание, перевести и начать продавать в России. У питерского издательства «Комильфо» это получилось и они сделали хит: комикс о супергерое Сорвиголове. А потом их купило Эксмо.

Для Комильфо это снижение рисков. Редакция может издавать комиксы, а вопросы финансового выживания Эксмо берет на себя. Но так и складывается монополия.

Монополия плоха тем, что если все издательства окажутся под одной крышей, рынок лишится разнообразия, а конкуренции не будет. Значит, будет не за чем заботиться о качестве.

Эксмо принадлежат две сети книжных магазинов — «Буквоед» и «Читай-город». Больше половины книг в этих магазинах — продукция Эксмо и АСТ. Сейчас в регионах открываются магазины формата «кэш энд керри» с этими же книгами. «Кэш энд керри» — это большие книжные с мелкооптовыми ценами.

В России 576 магазинов сети «Читай-город — Буквоед». К 2020 году компания планирует открыть еще 150 магазинов.

Сетевые магазины «Читай-город — Буквоед» покупают книги у своих издательств по минимальной цене, но наценка для розничного покупателя — от 100% до 200%. То есть, если книга для магазина стоит 300 рублей, то продавать ее будут за 600 или 900.

Совсем другая история с независимыми книжными.

Независимые книжные магазины отличаются от сетевых тем, что владелец подбирает книги разных издательств — от неизвестных до бестселлеров. Если независимый книготорговец захочет поддержать издателя, который выпускает четыре книги в год, ему никто не помешает.

Независимые книгоиздатели сами решают, что издавать

Независимые книгоиздатели сами выбирают, что издавать. У каждого есть своя концепция и направление. Это может быть уклон в специфическую литературу, например издательство «Элементарные формы» выпускает переводы классиков социологии, а издательство «Либра» — переводы немецкой поэзии и драматургии. Но это скорее культурологическая миссия, спрос на такую литературу небольшой.

У всех издательств свои графические решения. Особенно это заметно на серийных изданиях: на книжной полке серия книг с обложками в одном стиле выглядит заметней.

А вот например, зеркальная обложка книги «Селфи» — ее придумал дизайнер российского издательства «Индивидуум». В оригинале обложка выглядит по-другому.

И такая обложка работает. В книжном магазине «Чарли» покупатели подходят к полке и сразу замечают эту книгу, а потом делают с ней селфи для инстаграма.

100 000 рублей за место на полке

Еще один сегмент рынка — самиздат; это издательства, которые выпускают книги за счет автора. Не издательство заключает договор с автором и платит ему, а автор сам платит, чтобы напечатать свои книги.

Я работала в издательстве в Петербурге, которое занималось самиздатом. Было так: если автор платит иллюстратору, корректору и редактору, книга выходит с иллюстрациями и без ошибок. А если автор не заплатит, то никто этого не делает, и книга публикуется без корректуры, редактуры и иллюстраций. Грубо говоря, рукопись как она есть.

Автор может выставить книгу для продажи на площадке издательства. Например, издательство «Ридеро» бесплатно выставляет книги авторов, которые печатаются у них.

У Ридеро есть услуга: можно за деньги разместить книгу в магазинах «Читай-город», «Буквоед» и «Москва». Если автор не популярный и не работает с издательством, попасть на книжные полки магазинов он может только платно.

С самиздатом я стараюсь не иметь отношений из-за низкого качества: книги часто неинтересные, в тексте встречаются ошибки и опечатки, а верстка плохая. Кроме того, таких книг огромное количество, и отсмотреть все невозможно. Когда открывала магазин, для себя решила, что самиздат для нас будет редким исключением.

Лабиринт может позволить себе всё

Лабиринт — книжный интернет-магазин, основной конкурент всех книготорговцев. Он закупает книги крупным оптом на льготных условиях: издательства либо дают ему крупные скидки, либо продают исключительные права на реализацию. Во втором случае Лабиринт становится единственным дистрибьютором издательства, и другие книжные не могут покупать книги напрямую у издательства, только через Лабиринт с его наценкой.

Издательствам удобно продавать исключительные права Лабиринту, потому что не нужно думать о распространении тиражей. Издавай, что нравится, перевыпускай хиты, а о продажах будет думать Лабиринт.

Для книжных магазинов это означает сужение ассортимента. Например, детские издательства «Речь», «Компас-гид» продали исключительные права Лабиринту. Если другие книжные захотят купить их книги, они будут работать с Лабиринтом, который сделает свою наценку, альтернативы нет.

Лабиринт может позволить себе продавать книги по той цене, которая для обычных книжных указана в оптовом прайсе, то есть по закупочной. У Лабиринта бесплатная доставка и разница даже в 10 рублей влияет на выбор читателя. Покупатель видит в обычном книжном книгу по цене выше, чем на Лабиринте. Смотрит, сравнивает и выбирает заказать через интернет.

«Разница даже в 10 рублей влияет на выбор читателя»

У независимых книжных есть традиционная наценка — это 50% плюс расходы на логистику. Максимум, который мы можем себе позволить, чтобы оставить книгу доступной и не закрыться в этом месяце. Например, в независимой книжной лавке из Краснодара «Чарли» книга для покупателя стоит 480 рублей, из них:

Из чего складывается цена книги
Сумма

Прибыль магазина после вычета аренды и налогов

Часть издательств принципиально не работают с Лабиринтом, Озоном и другими интернет-магазинами. Например журнал «Искусство и кино» можно заказать только на сайте журнала или купить в книжном.

На город приходится один-два независимых книжных

Независимых книжных магазинов не так много в стране, примерно один-два магазина на город, если это не Москва или Петербург. Например, в Новосибирске — книжный магазин «Перемен»; в Казани — «Смена»; в Красноярске — «Бакен»; в Тюмени — «Никто не спит».

Мы все знаем друг друга: кто как работает, на чём выживает. Сообщество — это важно, потому что когда открываешь вот такой магазинчик в регионе, понимаешь, что ты не один. Несмотря на то, что каждый год закрывается по независимому книжному магазину, открытых всё равно больше. И они как-то живут. Эта сила поддерживает, я понимаю, что за мной половина страны таких же энтузиастов, которые на собственном горбу везут книги в регионы.

«Половина страны таких же энтузиастов, которые на собственном горбу везут книги в регионы»

В конце апреля был фестиваль «Другие книги», его организовал книжный магазин «Перемен» из Новосибирска. Фестиваль был посвящен визуальному восприятию книги: книжки-картинки, графические романы, комиксы. Организаторы привезли иллюстраторов, мастеров. Фестиваль — большое событие для сообщества и города.

Для издательств фестивали тоже важны: выйти на площадку, показать свои книги, новинки. Это редкая возможность пообщаться с читателями напрямую. Никто не расскажет о книге лучше, чем издатель, который ее готовил в печать.

После организатору фестиваля приходит сообщение: «Спасибо большое, прекрасный фестиваль, столько всего нового узнали. Столько прекрасных книг, мы о них раньше не знали, спасибо вам большое! Всё заказали в Лабиринте».

«Столько прекрасных книг, мы о них раньше не знали, спасибо вам большое! Всё заказали в Лабиринте»

Но читатель и не обязан понимать, что книжные магазины, которые организовывали фестиваль, отдельно, а Лабиринт с Озоном отдельно, и издательство на них не зарабатывает.

Сейчас мы наблюдаем, что издательства, которые продают книги только через интернет, приезжают на ярмарки и к ним никто не подходит, не знает их. Кажется, узнаваемость издательства зависит не только от маркетинговой политики, но и от того, может ли человек пощупать в магазине книги издательства.

Допустим, издательство работает с Лабиринтом, и его книги можно купить только через него. Книжный магазин их покупает с наценкой посредника, выставляет у себя. А Лабиринт выставляет по себестоимости. Читатели в итоге покупают в Лабиринте, а в книжный остается без прибыли.

Но я не считаю, что нужно гнаться за более низкой ценой, чтобы конкурировать с Лабиринтом. В книжном магазине другие преимущества: живые люди и живые книги, общение, атмосфера. Здесь можно полистать и потрогать книги, прочитать главу или заглянуть в коробку с новинками. Для многих покупателей важнее купить книгу в магазине и поддержать его, несмотря на разницу в цене.

Маленькие книжные закрываются, когда в город заходит сеть

В последние 20-25 лет во всём мире, как только в город заходит книготорговая сеть, маленькие книжные умирают. Сетевой магазин открывается на улице рядом с книжным, который там сто лет, и демпингует. Покупатели выбирают тот магазин, где книги стоят дешевле, и это нормально. Старый книжный закрывается, в городе остаются только магазины сети и цены вырастают в полтора раза. Так происходит в России, Англии, Казахстане, Америке.

В Краснодаре 11 магазинов «Читай-город» и еще двухэтажный магазин «Кэш энд керри». Всё по законам маркетинга: приоритетная выкладка, сопутствующие товары, канцелярия и сувениры у кассы. Чем меньше в городе обычных книжных магазинов, придуманных живыми людьми для живых людей, тем лучше живет сеть.

Книжный магазин для интеллектуалов

Цифровизация образовательных программ: настоящее и будущее

Наука в библиотеках: что ограничивает исследовательскую деятельность

Библиотеки для слепых помогают наладить диалог с обществом

Добиться взаимности. В чём смысл обоюдного признания дипломов с другими странами

Проект 5-100 становится частью национального проекта «Образование»

Что дальше: 10 трендов в развитии библиотек в 2020 году

Библиотеки нового поколения

Гранты 2019–2020. Кто готов заплатить за библиотечные проекты

Цифровой университет: новое образование для новой экономики

Применение искусственного интеллекта в высшем образовании: большие перспективы и неоднозначные последствия

Новые пути ищут не только библиотеки, но и книжные магазины. На фоне сетевых супермаркетов, предлагающих усредненный ассортимент, появляются небольшие книжные лавочки, где искушенные читатели могут найти «штучные» книги. Авторские подборки книг и особенная атмосфера — основное преимущество такого подхода. Создатели независимого книжного «Все Свободны» — о современных тенденциях в книжной торговле.

Артем Фаустов, Любовь Беляцкая,
совладельцы книжных магазинов «Все Свободны» и
«МЫ», Санкт-Петербург

Феномен независимого книжного

Независимый книжный магазин — устойчивое выражение, описывающее формат книжного магазина и применимое не только к нашему проекту. Это целое движение, сейчас такие магазины открываются по всей стране. Что значит «независимый»? Это значит, открытый не какой-либо издательской группой, крупным бизнесом или организацией, преследующей идеологические цели. Независимый книжный — магазин, созданный энтузиастами, его основная цель сделать книги доступными. Для них характерна авторская подборка ассортимента, не диктуемая никаким издательством, и низкие цены. Наш проект не первый и не единственный книжный такого формата в России, мы ориентировались на опыт наших коллег, в первую очередь, из московского «Фаланстера». Именно они были вдохновителями нашей идеи.

Читать еще:  Альфонс: найти, понять и обезвредить

Сетевые магазины не рассчитаны на искушенного читателя

В большинстве сетевых магазинов, аффилированых издательскими группами, вы найдете ассортимент преимущественно этих издательских объединений. В основном, они продают свою продукцию и относятся к литературе как к товару, который необходимо сбыть. Ассортимент очень разношерстный, диктуемый сверху и не всегда удовлетворительный для интеллектуально требовательного читателя, желающего приобрести что-то, выходящее за рамки привычного ассортимента. Идея таких магазинов, как наш, заключается в том, чтобы аккумулировать литературу, представляющую культурную ценность, в одном месте. По запросу мы можем подготовить для читателя тематическую подборку. Небольшой независимый книжный гораздо более клиентоориентирован, приближен к читателю. Мы его открыли и мы же стоим за кассой, знаем ассортимент и отвечаем за бо́льшую часть книг.

Книжный ассортимент — наш личный выбор

В книжном проекте «Все свободны» сегодня задействованы четыре человека, и наши книги — это в первую очередь наш выбор. Конечно, нельзя быть специалистами во всех областях знания, порой необходимо опираться на авторитетное мнение. Поэтому мы ориентируемся и на анонсы издательств, литературную критику, изучаем блоги и сайты, которые пишут о новой литературе. Но собственные вкусы и собственное понимание — точка отсчета. Читатели тоже вносят свою лепту. Нередко бывает, что человек интересуется книгой, мы находим ее для него, и выясняется, что это великолепное издание, которое пылится на складе. Таким находкам мы всегда радуемся, стараемся рассказывать о них, продвигать и при возможности разыскивать самостоятельно. У нас можно найти книги и 2001-го, и 1991-го годов издания. Но подчеркнем — это не букинистика: это не книги из частного собрания, мы самостоятельно нашли их, «раскопали» на книжных складах. Ради такой находки приходится читать оптовые прайсы, в которых тысячи наименований. Но самое интересное — отправиться прямиком на склад. Бывало и такое, что едешь на склад в январе, а он не отапливается, но эти неприятности сполна окупаются тем, что в итоге мы можем похвастаться редкой книгой в коллекции магазина. При этом мы не делаем таких наценок (от 100 до 1000% и более), как букинистические магазины, нам важно, чтобы книга дошла до читателя, поэтому за разумные деньги у нас часто можно купить что-то редкое, мы этим гордимся.

О роли культурного фильтра

Определенно, мы исполняем роль культурного фильтра. Смысл авторской подборки книг, которую мы предлагаем, именно в этом. И каждый человек может прийти и понять, здесь его книжный магазин или нет. У нас небольшой магазин, представить мы можем далеко не все и поэтому критично подходим к выбору. Что принципиально — вы не найдете у нас массовой литературы, всего того, что можно назвать «условной Донцовой». Нет и множества разделов, соответствующих тем разделам знания, в которые мы не углубляемся и где не можем быть экспертами. Например, нет технической литературы, книг по медицине, это специфические для нас области. В то же время мы, например, обладатели довольно обширной литературной подборки по психологии и психоанализу. С нами соседствует психоаналитический центр, и Виктор Мазин, известный психоаналитик, один из основателей Музея сновидений Фрейда, как-то заявил, что у нас лучший книжный магазин. Вот так к нам протоптали дорожку психоаналитики, а раздел вырос с нескольких книг до четырех полок.

Вначале у нас было мало детской литературы, всего полполки, теперь больше. В другом нашем магазине «Мы» упор сделан именно на детские книги — они занимают целую стену. Сейчас наблюдается всплеск детского книгоиздания, это единственный сегмент книгоиздания в России, который растет на фоне падения остальных. С начала 1990-х годов был застой в этой области, качество детских книг, в основном, было довольно низкое, а новая школа иллюстрации в России до сих пор не создана. Однако сегодня издается много замечательных переводных детских книг, хорошо иллюстрированных. Начинают появляться и новые российские мастера детской книжной графики.

Книжный магазин — это культурное пространство

В нашем представлении это не просто магазин, а культурное пространство. Наши посетители все время что-то читают и обсуждают, проводят встречи и дискуссии. Стоит сделать оговорку: не мы это придумали, это давняя практика. Исторически книжный магазин по определению является культурным центром. Так было и 100 лет назад, это естественно в силу его сущности. Книжные, которые не становятся такими центрами, погибают, это касается даже сетевых магазинов.

Встречи с писателями, бесплатные лекции авторов книг традиционно проходят в книжных магазинах, которые являются тем «третьим местом» (по выражению Рэя Ольденбурга), где люди могут провести свое время вне дома и вне работы. Поход в книжный отличается от похода в любой другой магазин за приобретением нужного товара. Книжный — это пространство, где осуществляется особая практика повседневной жизни горожан. Мы часто наблюдаем, как покупатели приветствуют друг друга, встречая знакомых у книжных полок. Это символично: их маршруты пересекаются в данной точке.

Книга как культурный и социальный маркер

Книжный магазин предоставляет возможность познакомиться с книгой не только как с текстом — сейчас во многих случаях эта возможность есть в цифровом формате — а как с культурным объектом. Как сказал Борис Куприянов, один из организаторов «Фаланстера», в современном мире у книги появилась новая важная функция — функция социального маркера. Сам по себе интерес к книгам становится высказыванием. Люди, которые интересуются книгами, – это именно те люди, которые нам интересны. Создается общность тех, кто, к примеру, придя в гости, в первую очередь смотрит на книжные полки.

Паритет между бумажными и электронными книгами

Бумажная книга продолжает жить, хотя у нее несколько изменились задачи и функции. Не все можно найти и, самое главное, не все можно читать в электронном виде. В электронном виде можно поглощать RSS -ленту, короткие заметки, но читать длинный, глубокий текст, который требует сосредоточенности и погружения, можно только на бумаге. Печатная книга дарит и тактильные ощущения. В некоторых азиатских кухнях принято есть руками, считается, что это запускает определенные биохимические процессы, которые готовят организм к принятию пищи. С бумажными книгами то же самое. Нет ощущения, что ты прочитал книгу, если ты читал ее в электронном виде. Конечно, это сродни фетишизму, но мы считаем, что усвоение информации в бумажном виде происходит лучше.

Мы видим, что в электронном виде читают много массовой литературы. Но есть ряд произведений, которые лучше читать с карандашом в руках. Или, например, каким образом читать на планшете «Историю искусства» Эрнста Гомбриха, если у нее формат альбома и здесь цветные иллюстрации на каждой странице? Печатные иллюстрированные издания совершенно по-другому воспринимаются.

Сейчас мы наблюдаем некоторое возвращение к прошлому количеству издаваемых книг. При том, что объем тиражей упал (больше 1000–3000 экземпляров мало кто выпускает), количество издаваемых наименований растет. Бумажная книга наверстывает упущенное за несколько лет спада на рынке. Как показало время, ридер во многом был лишь модным гаджетом. Понятно, что формат хорошей электронной книги полезен и нужен, но сейчас рынок успокоился, и стало очевидно, что со временем установится баланс между этими двумя форматами.

О концептуальных различиях

Ассортимент – и есть концепция каждого конкретного магазина. Любой независимый магазин, который существует определенный срок, позволяющий говорить, что магазин действительно живет, приобретает свое лицо, которое определяют те люди, которые его открыли и которые им занимаются. Одна из важнейших черт независимых книжных — у каждого есть свой дух, свое имя, история и даже мифология. Например, таких книжных, как наш, когда владельцы стоят за прилавком и даже сами разносят чай и кофе, всего несколько, но в этом смысл локального книжного, в этом смак. Сюда люди нередко приходят именно за тем, чтобы познакомиться с теми, кто непосредственно управляет этим местом и подбирает книги. Многое также определяет помещение и атмосфера. «Фаланстер» — очень жесткий по идеям и подбору литературы книжный, да и внешне он напоминает холостяцкую квартиру, тем не менее, это главный пример успешности для всех независимых книжных и каждый новый книжный должен сравнивать себя с ним. Особенность замечательного питерского магазина «Порядок слов» — литература о кино, потому что его руководитель Константин Шавловский издает журнал о кино «Сеанс»; часто там устраивают и киносеансы. Есть независимые книжные, которые имеют четкую тематическую направленность.

Вообще, тенденция независимых книжных набирает силу по всей стране, и «Все свободны» уже внесли свою лепту в этот процесс. Например, Сергей Соловьев, который был нашим волонтером несколько лет назад, открыл в Екатеринбурге магазин «Йозеф Кнехт». А бывший управляющий нашим вторым магазином «Мы» Платон Романов летом прошлого года открыл в Петербурге собственный магазинчик «Фаренгейт 451».

Это определенно формат будущего, многие издатели сейчас это понимают. Книжный рынок в России очень монополизирован, вклиниться туда сложно. Для некрупных издательств, которые издают прекрасную литературу, налаженные сети дистрибуции закрыты, и они обращаются в независимые книжные, видя в этом реальное содействие своему бизнесу.

Материалы по теме:

Библиотека «ГОРОД»: Мы учим родителей читать книги вместе с детьми

После реконструкции детская библиотека «ГОРОД», объединившая образование и развлечение, стала одним из любимых мест отдыха. Здесь признаются, что нередко видят, как ребенок, который хочет провести выходной в ее пространстве, приобщает к библиотеке и своих родителей. И здесь этому рады, потому что один из принципов, которые пропагандируют в «ГОРОДе» — родители должны учиться читать волшебные сказки вместе с детьми.

Чтение с монитора подавляет критическое мышление?

Автор книги Words Onscreen: The Fate of Reading in a Digital World («Слова на экране: судьба чтения в цифровом мире») Наоми С. Барон размышляет над тем, как под влиянием высоких технологий изменяется природа чтения. Вслед за перемещением текста из печатного в электронный мир, глубокое чтение вытесняется поверхностным просмотром. Каким образом это сказывается на нашей способности критически и творчески мыслить?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector