Какие затраты несет компания от неэффективного найма?

Какие затраты несет компания от неэффективного найма?

Какие затраты несет компания от неэффективного найма?

Если бы каждый руководитель задумывался об этой сумме, затрат временных и денежных у компании стало бы в несколько раз меньше! Давайте попробуем проанализировать, другими словами, просто посчитаем. Ведь цель любого бизнеса в процветании и расширении, а не в потере средств при найме неэффективного персонала, который впоследствии помимо всего прочего будет создавать проблемы, отнимая Ваше драгоценное время, которое могло бы быть посвящено созданию новых проектов, развитию идей по получению прибыли!

Сколько человек участвовало в создании дохода в момент развития компании, и какое количество персонала участвует сейчас в создании дохода?

Посчитайте, какая сумма дохода приходилась на одного человека раньше, и какая сумма дохода приходится на одного сейчас? Выросла ли эта цифра?

Если цифра уменьшилась, есть повод для беспокойства! Или направление бизнеса стало неактуальным, или же дело в подборе персонала?

Теперь предлагаю осуществить другой расчет. Предположим, вы взяли на работу сотрудника, которого уволили в конце испытательного срока (через 3 месяца). В Вашей компании были такие случаи?

Давайте перейдем к расчетам.

  1. Сколько в месяц уходит средств на подачу объявления о найме по одной вакансии? В лучшем случае – 2000 р. Предположим, что за первый месяц Вам удалось найти сотрудника. Затраты: 2000 р.
  2. Зарплата менеджера по подбору персонала (предположим, что только 40% своего рабочего времени он тратит на закрытие вакансии).

20000 * 40% = 8000 р.

Теперь самое интересное! Это время руководителя! Заметим, что руководитель, будучи занятым на собеседованиях с соискателями, ничего другого не производит. Давайте возьмем самый счастливый случай: пусть наш руководитель тратит 10% своего рабочего времени

100000 * 10% = 10000 р.

Теперь посмотрим, что теряет в среднем непосредственный руководитель нового сотрудника! В первый месяц он тратит 25% своего дополнительного рабочего времени на работу с новым сотрудником, второй месяц – 15%, третий – 5%. И значит, в это время Руководитель менее эффективен в своей работе и в выполнении задач, поставленных ему более высоким руководством.
50000 * 25% = 12500 р. – потери в первый месяц испытательного срока.

50000 * 15% = 7500 р. – потери во второй месяц испытательного срока.

50000 * 5% = 2500 р. – потери в третий месяц испытательного срока.

  • Теперь обратимся к затратам всего отдела, состоящего, предположим, из пяти человек. Как получаются затраты? Мировая практика – эффективность отдела из 5 человек, где есть неэффективный сотрудник, падает на 10-15%. Сказать почему? На него перекладывают часть работы, а он её не выполняет и отвлекает при этом других. Каковы же потери от эффективности работающего персонала?
    Считаем:
  • 5чел. * 20000 (зарплата каждого) *10% = 10000 р.

      Пока новый сотрудник проходит у Вас испытательный срок, Вы, наверняка, платите ему зарплату.

    3 месяца * 17000 (минимальная зарплата на испытательный срок) = 51000 р. – зарплата за три месяца испытательного срока. Это еще без учета налога с фонда!

    И насколько эффективно он работает.

    Если, не задумывались – то в идеале эффективность новичка растет таким образом:

    1-ый месяц – эффективность работы – 30%,

    2 – ой месяц – 50%,

    3 – ий месяц – 70%.

    30+50+70 = 50% – итого в среднем Вы получаете производства за один месяц от такого сотрудника.

    Получается, что 25500 р. Вы платите ему пока авансом (даже с минимальной зарплаты).

  • Мы условились, что по прошествии 3-х месяцев, Вы всё-таки осознали, что это не ваш сотрудник и уволили его.
    Так сколько же Вы потеряли на нём?
  • 2000+8000+10000+12500+7500+2500+10000+25500=78000 р. с одного человека.

    А если у Вас таких 10 человек в год?

    78000 * 10 человек = 780 000 р.

      Переходим к следующей цифре, из опыта успешных компаний я знаю, что каждый сотрудник должен производить в 5 раз больше, чем компания тратит на его содержание. В данном примере не буду учитывать налоги.
      17000 р.- уходит из компании на зарплату
      17000 х 5 = 85000 р. (сотрудник должен приносить дохода компании)

    85000 * 50% (средний процент недопроизводства) = 42500 р. – недополучаете дохода с одного сотрудника на исп. сроке в месяц

    А за три месяца? 42500 * 3 = 127 500 р.

    А если таких у Вас было 10 человек за год? 127500 * 10 чел = 1 275 000 р.

    Итого в год, из-за НЕЭФФЕКТИВНОГО ПЕРСОНАЛА (даже если Вы нанимали не Руководителей), Вы теряете порядка 780 000 + 1 275 000= 2 055 000 р.

    Колоссальная сумма.

    Естественно, что тут не брались в расчет налоги, затраты на Интернет, сотовую связь и т.д. И не учитывались, предположим, чувства клиентов при смене менеджера. Или, что может быть, хуже: перетянутые клиенты? Это лишь малая часть! Если еще и учесть, что мы брали среднюю зарплату менеджера среднего звена. А если это главный бухгалтер? Вред, нанесенный бестолковой работой с цифрами, неоценим!

    Как видно из проделанных расчетов из-за НЕЭФФЕКТИВНОГО ПЕРСОНАЛА , Вы можете потерять минимум : 780 000 + 1 275 000= 2 055 000 р. в год!

    Именно из-за боязни потерять эту колоссальную сумму денег руководители обращаются в рекрутинговые агентства! Мы это делаем профессионально, а Вы получаете не только денежную и временную выгоду, но и нужного и эффективного человека в вашей команде! Успехов!

    Неэффективное использование бюджетных средств: обзор арбитражной практики

    Вопросы эффективности использования бюджетных средств всегда имеют большое значение при осуществлении государственного (муниципального) финансового контроля. Напомним, что принцип эффективности использования средств, приведенный в ст. 34 БК РФ, означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучших результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.

    Кроме обозначенной статьи, не существует ни одного нормативного документа, дающего ответ на вопрос, что такое неэффективное использование средств. Мало того, ни Минфин, ни законодатели не потрудились разработать и утвердить критерии той самой эффективности. Иными словами, любой проверяющий при проведении контрольного мероприятия определяет степень эффективности или неэффективности использования средств исходя исключительно из собственного понимания названного термина. В статье мы приведем обзор нескольких судебных решений, касающихся контрольных мероприятий, в которых ревизоры устанавливали случаи неэффективного использования средств. Надеемся, что материал будет интересен нашим читателям.

    Можно ли применять к бюджетным и автономным учреждениям положения ст. 34 БК РФ?

    В силу ст. 6 БК РФ получатели бюджетных средств (средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, местная администрация, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право принимать и (или) исполнять бюджетные обязательства от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.

    Поскольку ни бюджетные, ни автономные учреждения не являются получателями бюджетных средств, требование о соблюдении закрепленного в ст. 34 БК РФ принципа эффективности к ним нельзя применить. К этому выводу пришел Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлениях от 01.12.2015 № 09АП-42351/2015, 09АП-42588/2015.

    Кроме того, в п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено: при оценке соблюдения участниками бюджетного процесса указанного принципа судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, когда контрольный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

    Получается, чтобы сделать вывод о неэффективном использовании средств, ревизор должен собрать и приложить к акту документальные доказательства, подтверждающие факт нарушения.

    Уплата штрафов и пеней – неэффективная мера воздействия?

    По результатам проведенной управлением проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения за 2013 год составлен акт от 10.07.2014, из содержания которого следует, что в нарушение требований ст. 34, 162 БК РФ средства федерального бюджета в сумме 90 611 тыс. руб. направлены учреждением на уплату штрафа за несвоевременный возврат арендованного помещения (27 312 тыс. руб.), процентов за пользование чужими денежными средствами (38 055 тыс. руб.) и за просрочку внесения оплаты по возмещению коммунальных и эксплуатационных услуг (9 244 тыс. руб.), госпошлины по судебным издержкам (16 000 тыс. руб.).

    Напомним, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (п. 1 ст. 330 ГК РФ). Соглашение о неустойке обязательно должно быть составлено в письменной форме, в противном случае оно является недействительным (ст. 331 ГК РФ).

    В соответствии с ч. 1 ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Необходимо отметить, что, в отличие от неустойки, проценты за пользование чужими денежными средствами могут быть взысканы и при невключении в договор (контракт) указанного условия.

    На основании акта проверки управлением вынесено представление от 07.08.2014 № 50, в котором учреждению предложено принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению выявленных проверкой нарушений в течение 30 дней с момента получения представления. Не согласившись с выводами проверяющих, учреждение обратилось в суд.

    Отказывая в удовлетворении требования учреждения о признании недействительным вышеуказанного представления, суды опирались вот на что. Установленный ст. 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) необходимости достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

    Читать еще:  Изменения по НДС и счетам-фактурам с 1 июля 2017

    Согласно ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

    Исходя из смысла и содержания названных правовых норм, суды отметили, что расходы на уплату штрафа за несвоевременный возврат арендованного помещения, процентов за пользование чужими денежными средствами и за просрочку внесения оплаты по возмещению коммунальных и эксплуатационных услуг, а также судебных расходов не считаются заданным результатом деятельности учреждения, и расходы на данные нужды являются неэффективными.

    С учетом вышеизложенного суммы любых штрафов и пеней заплаченные получателем бюджетных средств могут быть признаны неэффективными.

    Оплата проезда в служебную командировку с превышением установленных размеров

    Учитывая вышеизложенное, отметим, что государственные (муниципальные) учреждения при направлении работников в служебные командировки обязаны руководствоваться нормами возмещения командировочных расходов, утвержденными Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Самостоятельно устанавливать такие нормы даже за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, они не вправе.

    Например, федеральным государственным гражданским служащим расходы на служебные командировки возмещаются по нормам, приведенным в п. 21 Указа Президента РФ от 18.07.2005 № 813 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих». Лицам, не являющимся федеральными государственными служащими, но работающим в учреждениях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, расходы на служебные командировки возмещаются в размерах, установленных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» (далее – Постановление № 729).

    При проверке правильности возмещения средств при направлении работников в служебные командировки контролеры всегда обращают внимание на соблюдение установленных норм. Так, согласно пп. «в» п. 1 Постановления № 729 расходы на проезд к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы возмещаются в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда:

    • железнодорожным транспортом – в купейном вагоне скорого фирменного поезда;
    • водным транспортом – в каюте V группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте II категории речного судна всех линий сообщения, в каюте I категории судна паромной переправы;
    • воздушным транспортом – в салоне экономического класса;
    • автомобильным транспортом – в автотранспортном средстве общего пользования (кроме такси).

    Однако необходимо отметить, что в силу п. 3 Постановления № 729 расходы, превышающие размеры, установленные п. 1 данного документа, а также иные связанные со служебными командировками расходы (при условии, что они произведены работником с разрешения или ведома работодателя) возмещаются организациями за счет экономии средств, выделенных из федерального бюджета на их содержание, и за счет средств, полученных организациями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Следовательно, учреждение вправе превышать установленные нормы с разрешения или ведома руководителя учреждения. Вместе с тем такие расходы могут быть признаны неэффективными.

    В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2016 № 09АП-55065/2015 рассмотрена жалоба Федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (далее в разделе – учреждение) к Росфиннадзору о признании недействительным предписания от 04.06.2015 № АС-03-24/3438.

    Как установлено судом, Росфиннадзор в период с 11.03.2015 по 07.04.2015 провел проверку использования средств федерального бюджета в 2013 – 2014 годах, в том числе направленных на реализацию федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2012 – 2020 годы)» (Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение государственной безопасности»), в Учреждении.

    В ходе проверки использования средств федерального бюджета в 2013 – 2014 годах Росфиннадзор выявил факты принятия и возмещения расходов работникам за период к месту служебной командировки и обратно по фактической стоимости проезда воздушным транспортом в салонах бизнес-класса и возмещения расходов пользования залами официальных лиц и делегаций в аэропортах (VIP-залами), а также необоснованного возмещения расходов на проезд к месту работы и обратно лиц, работа которых носит разъездной характер, без утверждения порядка и размеров возмещения расходов по проезду работников локальными нормативными актами учреждения.

    Так, при проведении проверки выявлено, что в проверяемом периоде принимались и возмещались расходы работников учреждения на проезд к месту служебной командировки и обратно по фактической стоимости проезда воздушным транспортом в салонах бизнес-класса и возмещались расходы пользования залами официальных лиц делегаций в аэропортах (VIP-залами).

    В связи с вышесказанным Росфиннадзор сделал вывод, что учреждение нарушило принцип эффективности использования бюджетных средств, установленный ст. 34 БК РФ.

    По результатам рассмотрения дела суд сделал вывод, что учреждение в 2013 – 2014 годах нарушило принцип эффективности использования бюджетных средств, установленный ст. 34 БК РФ, в части принятия и возмещения работникам расходов на проезд к месту служебной командировки и обратно по фактической стоимости проезда воздушным транспортом в салонах бизнес-класса и возмещения расходов пользования залами официальных лиц делегаций в аэропортах (VIP-залами).

    При этом суд обратил внимание, что п. 1 Постановления Правительства № 729 предусмотрено возмещение расходов на проезд к месту служебной командировки и обратно в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда воздушным транспортом в салоне экономического класса.

    Таким образом, оплата расходов данной категории должна производиться независимо от категории сотрудников учреждения.

    При рассмотрении довода учреждения о согласии вышестоящего органа (Росграницы) на возмещение расходов на проезд к месту служебной командировки и обратно бизнес-классом судом учтено, что направление докладных записок учреждением осуществлялось задолго до направления сотрудников в командировку, а также без приложения подтверждающих документов отсутствия авиабилетов эконом класса, либо невозможности их приобретения. Помимо этого, в докладных записках отсутствуют сведения о командирующем лице, о месте и времени командировки, а также сведения, обосновывающие действительные причины необходимости в осуществлении перелетов бизнес-классом и т. д.

    С учетом того, что докладные записки основаны на личном желании руководителя учреждения осуществлять перелеты бизнес-классом, а также с учетом отсутствия документов, подтверждающих невозможность приобретения билетов эконом-класса, что прямо предусмотрено Постановлением № 729, ссылка учреждения на согласие Росграницы судом отклонена.

    Таким образом, оплата стоимости как проезда, так и проживания в служебной командировке с превышением установленных норм без приложения подтверждающих документов отсутствия билетов по установленным нормам (по установленной стоимости проживания или в случае проживания не в однокомнатном номере) либо невозможности их приобретения может быть признана неэффективной.

    В заключение еще раз отметим: оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, когда контрольный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

    Примеры неэффективного использования средств

    Примерами несоблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств являются:

    1. Оплата судебных расходов по делам, принятым не в пользу проверяемого учреждения, вследствие допущенных его работниками нарушений. В Постановлении АС СКО от 02.02.2017 N Ф08-10452/2016 отмечено, что отнесение на проверяемое учреждение соответствующих судебных расходов явилось следствием ненадлежащего исполнения работниками управления своих обязанностей и привело к необоснованным расходам бюджетных средств, что свидетельствует об их неэффективном использовании.
    1. Уплата проверяемым учреждением различных пеней, неустоек и штрафов, иных обязательных платежей, неисполнение договорных обязательств. Напомним, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (п. 1 ст. 330 ГК РФ). Соглашение о неустойке обязательно должно быть составлено в письменной форме, в противном случае оно является недействительным (ст. 331 ГК РФ).

    В соответствии с ч. 1 ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Необходимо отметить, что, в отличие от неустойки, проценты за пользование чужими денежными средствами могут быть взысканы и при невключении в договор (контракт) указанного условия.

    Исходя из смысла и содержания ст. 34, 162 БК РФ, суды отметили, что расходы на уплату штрафа за несвоевременный возврат арендованного помещения, процентов за пользование чужими денежными средствами и за просрочку внесения оплаты по возмещению коммунальных и эксплуатационных услуг не считаются заданным результатом деятельности учреждения и расходы на данные нужды являются неэффективными.

    С учетом вышеизложенного суммы любых штрафов и пеней, уплаченные получателем бюджетных средств, могут быть признаны неэффективными расходами.

    1. Кроме того, наиболее часто к неэффективным расходам относят:
    • приобретение товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд по ценам, значительно превышающим среднерыночные;
    • содержание имущества, сданного в аренду, за счет средств субсидии на выполнение государственного задания. В соответствии с ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания имущества учредителем не осуществляется. Аналогичная норма установлена для автономных учреждений;
    • неиспользование в течение длительного времени полученных бюджетных средств;
    • авансирование поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг при недостижении необходимого результата;
    • наличие значительной просроченной дебиторской задолженности вследствие отсутствия должной претензионной и исковой работы, отсутствие мер по ее взысканию;
    • оплату командировочных расходов сверх установленных размеров. Примером такого нарушения являются случаи принятия и возмещения работникам расходов на проезд к месту служебной командировки и обратно по фактической стоимости проезда воздушным транспортом в салонах бизнес-класса и возмещения расходов пользования залами официальных лиц делегаций в аэропортах (VIP-залами);
    • несоблюдение установленной предельной доли расходов на оплату труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в общем фонде оплаты труда по учреждению;
    • плату за аналогичные товары (работы) одним учреждением в один и тот же период времени по разной стоимости;
    • неприменение мер ответственности по контракту (договору) (отсутствие взысканий неустойки (пеней, штрафов) с недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя));
    • осуществление расходов по ремонту, содержанию, а также услуг по охране, уплату налога на имущество нефункционирующих помещений и зданий;
    • расходование бюджетных средств без достижения требуемого результата, например оплату проектно-изыскательских работ, которые не находят в дальнейшем практического применения;
    • приобретение объектов нефинансовых активов при отсутствии потребности в них;
    • длительное время (более года) неиспользование приобретенного имущества;
    • расходование бюджетных средств сверх необходимого (возможного) объема на получение требуемого результата;
    • распределение оборудования, инвентаря и иных материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств, без анализа фактической потребности, в результате чего материальные ценности используются неэффективно. Например, металлический гараж находился в разобранном виде и не использовался в хозяйственной деятельности в связи с тем, что для его сборки отсутствовали необходимые площади;
    • приобретение товарно-материальных ценностей, не требующихся для выполнения функций, возложенных на учреждение;
    • приобретение продукции, материалов, оборудования ненадлежащего качества;
    • непринятие в расчет при выделении субвенций остатка средств, сложившегося на начало соответствующего периода;
    • установление завышенных тарифных ставок, разрядов, необоснованных надбавок работникам государственных (муниципальных) учреждений;
    • заключение договоров подряда с физическими лицами на работы (услуги), которые предусмотрены должностными инструкциями штатных работников;
    • расходование бюджетных средств с затратами сверх необходимого (возможного) на получение требуемого результата, например переплату поставщику вследствие приобретения продукции по завышенным ценам (выше, чем это установлено договорами на поставку);
    • расходование бюджетных средств на изготовление проектно-сметной документации, которая впоследствии в течение длительного времени не используется либо не востребована;
    • длительное (более года) неосвоение бюджетных средств при наличии потребности в их использовании;
    • заключение договоров аренды на использование площадей служебных помещений сверх утвержденных нормативов;
    • установление в договорах аренды стоимости 1 кв. м служебных помещений выше уровня рыночных цен;
    • превышение установленного учредителем на соответствующий финансовый год лимита потребления теплоэнергии;
    • необоснованное привлечение коммерческих структур для выполнения функций государственного органа, органа местного самоуправления, государственного (муниципального) учреждения.
    Читать еще:  Кайдзен: 5 принципов японской модели управления

    Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

    Классификация затрат в управленческом учете (нюансы)

    Классификация затрат в управленческом учете бывает более развернутой и детальной, чем аналогичная классификация в регламентированном бухучете. Почему это так и какие дополнительные критерии классификации часто используются менеджментом — читайте в этом материале.

    Цели и задачи управленческого учета

    Основной целью управленческого учета является предоставление руководству предприятия информации, необходимой для принятия управленческих решений. Поэтому никакому внешнему регулированию «управленка» не подлежит. Используются те методы и классификации, которые удобны менеджерам. Управленческие данные по затратам служат для решения таких задач:

    • анализ производимых затрат;
    • оптимизация затрат, управление ими (с конечной целью минимизировать затраты и этим увеличить прибыль);
    • построение прогнозов и планов по основным видам деятельности;
    • расчеты по новым проектам для выбора наилучшего варианта затратной политики

    Для решения этих задач применяются дополнительные детализации и группировки затрат. При этом важно помнить, что группировки, предусмотренные законодательством в сфере бухучета, тоже используются — например, в части положений ПБУ 10/99 «Расходы» (утв. приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н).

    Подробнее о классификации производственных затрат в бухучете читайте здесь: «Классификация статей затрат на производство продукции».

    Как правило, управленческий учет на предприятии встроен в общую учетную систему — ведется совместно с обычным бухгалтерским. Выделение управленческого учета затрат в отдельное, параллельное официальному бухучету направление — редкость. Тому есть несколько причин:

    • Минимизация затрат на ведение учета — одно бухгалтерское подразделение выполняет большую часть функций по внесению данных в учетные регистры. Для целей «управленки», как правило, бывают предусмотрены дополнительные счета, субсчета и аналитики, вносимые вместе с «основной» проводкой.
    • Использование классификаций, применяемых и в официальном учете. Например, деление затрат на расходы по обычным видам деятельности и прочие, деление на прямые и косвенные затраты, на элементы затрати т. п.
    • Обеспечение полноты информации — сведения, регистрируемые в официальном бухучете, как правило, соответствуют требованиям полноты и достоверности. Таким образом, данные бухучета являются наилучшей базой для построения дальнейших управленческих расчетов.
    • Удобство и быстрота построения отчетов с нужной детализацией и группировкой, особенно если учет ведется в компьютерной программе.

    Об управленческом учете с применением ПО читайте здесь: «Ведение управленческого учета в 1С — особенности».

    Дополнительные классификации затрат в управленческом учете обусловлены стоящими перед менеджментом задачами по управлению затратами. Расскажем подробнее о часто применяемых.

    Регулируемые и нерегулируемые затраты

    Чтобы разрабатывать приемы и методы воздействия на объем той или иной статьи затрат, нужно, чтобы такое воздействие было, в принципе, возможно. Поэтому для управленческих целей затраты принято подразделять на регулируемые и нерегулируемые.

    Чтобы говорить о регулируемости (или подконтрольности) затрат, нужно пояснить, что для управленческих нужд затраты очень часто подразделяются по центрам ответственности. Центр финансовой ответственности (ЦФО) — это структурная единица внутри компании со своей функцией и финансовым бюджетом и со своим ответственным менеджером. Обычно, когда говорят о регулируемых затратах, то предполагают, что на них может воздействовать менеджер конкретного ЦФО.

    Примеры регулируемых затрат:

    • расходы от списания технологического брака (могут контролироваться начальником цеха или производства);
    • расходы от списания потерявших эксплуатационные свойства сырья и материалов (могут контролироваться начальником склада).

    Примеры нерегулируемых затрат:

    • расходы по списанию неисправимого брака в результате использования некачественного сырья, отпущенного со склада (начальник производства не отвечает за закупки и хранение сырья, следовательно, не может повлиять на его качество);
    • расходы от порчи сырья на складе в результате того, что из-за отключения электричества на складе отказало оборудование, обеспечивающее надлежащие условия хранения (нельзя посчитать виновным менеджера склада, т. к. электроснабжение не входит в его компетенцию).

    Правильное распределение затрат на регулируемые и нерегулируемые по ЦФО позволяет быстро отследить источник проблем. Например, если продолжить приведенные выше ситуации, цепочка приведет нас к менеджеру бухгалтерии, ответственному за то, чтобы своевременно оплачивались счета за коммуналку.

    Эффективность затрат

    Потери от брака из примера в предыдущем разделе — это классический пример неэффективных затрат. Состоявшиеся затраты, в результате которых у компании ничего не образовалось — ни продукции на продажу, ни доходов, — являются неэффективными.

    Анализ затрат с точки зрения управления позволяет разделить их на дающие и не дающие коммерческий эффект. Соответственно, управленческие решения затем строятся по принципам:

    • Работать далее с эффективными затратами (например, оптимизировать их величину);
    • Стараться максимально исключить неэффективные. Полностью исключить не дающие эффекта затраты сложно. Однако, определив типичные для конкретного предприятия виды неэффективных расходов и отладив систему контроля и ответственности, можно значительно снизить их количество.

    Инкрементные и маржинальные затраты

    Еще один популярный среди производственных менеджеров вид классификации затрат — выделение в отдельную группу затрат, которые могут появляться в процессе производства дополнительно к стандартным. Например, это может быть связано с пробным выпуском новой продукции или с внедрением модификаций в стандартный продукт.

    Выявление таких дополнительных затрат позволяет оценить их влияние на конечный результат от продаж измененной продукции — уменьшение в связи с дополнительными расходами на выпуск.

    ВАЖНО! Если выпуск дополнительной продукции не ведет к изменениям производственной себестоимости — инкрементные и маржинальные затраты признаются равными 0. Отрицательное значение затрат в рамках данного анализа не вычисляется.

    Разница между инкрементными и маржинальными затратами заключается в объекте, по которому анализируют затраты:

    • инкрементные вычисляются для партии продукции;
    • маржинальные — для единиц.

    Дифференциальные расчеты по уровню затрат

    Процесс принятия управленческого решения характеризуется тем, что менеджеру необходимо просчитать несколько вариантов решения, сравнить их и выбрать оптимальный. За основу в таких расчетах часто берется именно затратный подход. При этом в разных вариантах будут получаться разные значения объема затрат. Вот эта разница между двумя вариантами и будет называться дифференциальными затратами.

    Предприятие выбирает место для устройства центрального склада. Рассматриваются варианты А и Б. Планируемый объем затрат составит:

    Аренда — 700 000 руб./год.

    Содержание помещения — 500 000 руб./год.

    Расходы на доставку ТМЦ со склада в цеха предприятия — 600 000 руб./год.

    Итого: 1 800 000 руб.

    Аренда — 1 000 000 руб./год.

    Содержание помещения — 450 000 руб./год.

    Расходы на доставку ТМЦ со склада в производство — 300 000 руб./год.

    Итого: 1 750 000 руб.

    А – Б = 50 000 — дифференциальные затраты — позволяют увидеть, что видимая выгода в стоимости аренды и содержания более удаленного склада А полностью нивелируется прогнозными расходами на доставку ТМЦ в цеха предприятия для производства продукции.

    ВАЖНО! При рассмотрении нескольких вариантов работы появляются статьи затрат, которые не изменяются от варианта к варианту (например, прогнозная стоимость и количество сырья в планируемом к выпуску продукте) и статьи затрат, которые изменяются (например, стоимость аренды нового производственного помещения). При принятии управленческого решения затраты в выбранном в работу варианте становятся релевантными. Важный момент — в управленческую отчетность затем попадают только релевантные затраты.

    Альтернативные затраты

    При выборе того, какие виды продукции выпускать предприятию, возникают ситуации, при которых выпуск одних товаров ограничивает или исключает выпуск других. Например, в случаях, когда имеются ограничения по фондоотдаче или по обеспечению ресурсами.

    Для принятия управленческого решения анализируются все возможные варианты выпуска. При этом в расчетах учитывается такой специфический вид затрат, как альтернативные.

    Альтернативные затраты — это виртуальный показатель затрат по тем видам продукции, от производства которых отказались в пользу тех, что выпускаются. Показатель позволяет определить расчетное значение виртуальной же упущенной прибыли от несостоявшегося выпуска «отказной» продукции.

    Расчет альтернативных затрат похож на дифференциальные расчеты. Также берутся несколько возможных вариантов действий, анализируются в нужных разрезах и сравниваются.

    Итоги

    В управленческом учете существуют как классификации затрат, принятые в бухучете, так и дополнительные классификации, выбранные менеджментом предприятия для применения в принятии решений. В статье мы рассмотрели наиболее часто встречающиеся дополнительные классификации в их взаимосвязи с управленческим контролем и выработкой управленческих решений.

    Читать еще:  Топ 10 желаний предпринимателей и как их реализовать

    8.2. Экономическая эффективность аренды недвижимого имущества

    Экономическая выгодность аренды как для арендодателя, так и для арендатора во многом зависит от размера арендной платы. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Арендная плата устанавливается за вес арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой его составной части.

    Размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, определенные договором, но не чаще одного раза в год.

    В предусмотренных законом случаях стороны могут использовать фиксированные ставки арендной платы, устанавливаемые государственными органами.

    В договоре аренды указывается нс только годовая арендная плата, но и периодичность внесения арендных платежей (ежемесячно или ежеквартально).

    Если арендатор существенно и систематически нарушает сроки арендной платы, то арендодатель имеет право требовать досрочного:

    • • внесения арендной платы, но не более чем за два срока подряд;
    • • расторжения договора, если арендатор не вносит арендную плату более двух сроков подряд.

    Сумма годовой арендной платы за здание рассчитывается умножением ставки арендной платы на площадь здания:

    где ач) — ставка годовой арендной платы за 1 м 2 арендуемой площади;

    и — общая площадь арендуемого здания или помещения.

    Арендная плата рассчитывается раздельно по производственным и административным (офисным) помещениям, а также по отдельным зданиям (если арендуется несколько зданий).

    Ставка арендной платы есть категория рыночная. Она подобно цене зависит от конъюнктуры на рынке арендных сделок в данном регионе (городе), т.е. от соотношения спроса и предложения на аренду данного вида имущества.

    Кроме отмеченных рыночных факторов, ставка арендной платы на здания зависит от сопутствующих факторов:

    • 1) места расположения здания (естественно, что ставка арендной платы на здания в центре города выше, чем на его окраине);
    • 2) технического состояния здания (степени износа материала, качества эксплуатации и др.);
    • 3) функционального назначения (производство, склад, офис и т.д.);
    • 4) исторической и архитектурной ценности;
    • 5) степени обустроенности (наличие лифта, средств связи, вентиляции и т.п.);
    • 6) состояния коммуникаций и других факторов.

    Структура арендной платы зависит от того, как распределяются расходы по текущему ремонту арендуемого здания или помещения между арендодателем и арендатором.

    Годовая арендная плата, назначаемая арендодателем, рассчитывается следующим образом:

    где А — сумма амортизационных отчислений (на реновацию) за год;

    Рнак — накладные расходы, связанные с оформлением аренды;

    страховые взносы за год;

    Р — годовые отчисления па текущий ремонт (включаются, если по договоренности сторон ремонт выполняет арендодатель; не включаются, если ремонт выполняет арендатор);

    Пар — «арендный» процент (чистая прибыль арендодателя);

    Нпр — налог на прибыль (согласно ст. 250 НК РФ);

    НИм ” |1алог на имущество (включая земельный налог или арендную плату за землю);

    Ндс — налог на добавленную стоимость.

    Все текущие платежи по содержанию здания (отопление, освещение, уборка мусора, охрана, мелкий ремонт и т.п.) несет арендатор, поэтому эти расходы нс включаются в арендную плату.

    На арендатора ложится риск ответственности за сохранность арендуемого имущества, поэтому он оплачивает страховые взносы по имущественному страхованию, компенсируя эти расходы через арендные платежи.

    Главный элемент в арендной плате, который определяет выгодность арендной сделки для арендодателя, — арендный процент. По экономическому смыслу арендный процент подобен банковскому проценту, он характеризует доход на вложенный капитал, передаваемый арендатору в виде имущества в натурально-вещественной форме.

    Сумма арендного процента, отнесенная к полной балансовой стоимости арендованного имущества, должна быть не ниже удовлетворяющей арендодателя нормы дохода:

    где 5П — полная балансовая стоимость сдаваемого в аренду имущества;

    с/ — предельная норма чистого дохода, % годовых.

    Для промышленного предприятия-арендодателя ориентиром при назначении предельной нормы чистого дохода может служить приемлемый (плановый) уровень показателя чистой рентабельности основных фондов (фондорснтабельности).

    Из приведенного выше уравнения вытекает выражение для годовой суммы арендного процента:

    Пример 1. Предприятие располагает свободным помещением площадью 400 м 2 , которое оно решает сдать в аренду. Полная восстановительная стоимость части здания, где находится данное помещение, равна 5600 тыс. руб., остаточная стоимость (при износе 30%) — 3920 тыс. руб. Определим сумму арендной платы, выгодную для предприятия-арендодателя.

    Годовая сумма амортизационных отчислений на реновацию при норме амортизации 3,5%: А = 5600 0,035 = 196 тыс. руб.

    Накладные расходы на оформление аренды составляют 20 тыс. руб.

    Страховые взносы за год рассчитываются исходя из страховой тарифной ставки 1% от остаточной стоимости здания: 3920 х х 0,01 = 39,2 тыс. руб.

    Текущий ремонт помещения будет выполнять арендатор, поэтому затраты на него в арендную плату не включаются.

    Предприятие-арендодатель считает приемлемой для себя норму дохода 6% годовых. Исходя из этого условия, сумма арендного процента (чистого дохода): П = 5600 • (6/100) = 336 тыс. руб.

    Налог на прибыль при ставке 24% составит (336/0,76) • 0,24 = = 106 тыс. руб.

    Налог на имущество при ставке 2,2% от остаточной стоимости: 3920 • 0,022 = 86,2 тыс. руб.

    Сумма годовой арендной платы, включая НДС при ставке 18%: 5ар = (196 + 20 + 39,2 + 336 + 106 + 86,2) 1,18 = 924,4 тыс. руб.

    Ставка арендной платы на 1 м 2 площади помещения: 924,4/ 400 = 2,31 тыс. руб.

    Отметим, что мы рассчитали размер арендной платы, выгодной арендодателю.

    Арендатор, со своей стороны, рассчитывает выгодность аренды помещения исходя из планируемого чистого дохода, который он может получить от бизнеса, развернутого в арендуемом помещении.

    Для этого арендатор составляет бюджет (смету) доходов и расходов на первый год аренды. При этом ему надо оценить:

    • • валовой доход (выручку от продаж или оборот);
    • • сумму операционных затрат на производство и реализацию продукции (услуг), включая затраты на материалы и услуги; расходы на содержание и текущий ремонт арендуемого помещения; заработную плату персонала с отчислениями (единый социальный налог); косвенные (накладные) расходы;
    • • плановую сумму прибыли.

    Сумма арендной платы рассчитывается методом остатка, т.е. как остаток от валового дохода за вычетом всех операционных затрат и прибыли. Следовательно, сумма арендной платы в год:

    где В — валовой доход (выручка);

    3оп — текущие операционные затраты;

    П — планируемая сумма прибыли.

    Пример 2. На приведенном выше примере 1 покажем, как оценивает арендатор оправданность аренды помещения предприятия. Арендатор — малое предприятие планирует организовать бизнес в виде автосервиса на арендуемой производственной площади 400 м 2 .

    Сумма планируемой выручки от услуг автосервиса в год составит 5162 тыс. руб. Арендатор планирует получить прибыль на сумму 855 тыс. руб. Согласно составленной смете сумма текущих операционных затрат (включая затраты на текущий ремонт помещения) равна 3467 тыс. руб.

    Остаток денежных средств, которые можно направить на арендные платежи: ? = 5162 — 3467 — 855 = 840 тыс. руб.

    Приемлемая для арендатора ставка арендной платы за 1 м 2 в год: 840/400 = 2,1 тыс. руб.

    Итак, арендодатель запрашивает ставку 2,31 тыс. руб., а арендатор предлагает ставку 2,1 тыс. руб. Компромиссная ставка, по которой может состояться сделка, будет находиться в интервале указанных значений.

    Примеряясь к арендной сделке, потенциальный арендатор должен взвесить все обстоятельства, свидетельствующие как «за», так и «против» заключения договора аренды.

    Основные плюсы, которые даст аренда, для арендатора:

    • • арендная плата значительно меньше расчетов за кредит, если с помощью кредита приобретать имущество;
    • • нс требуется дополнительных денежных гарантий, так как сданное в аренду имущество служит своеобразным залогом;
    • • имеется возможность в любой момент «отыграть назад», т.е. отказаться от аренды, расторгнуть договор и, если требуется, заключить новый договор с другим арендодателем. Наличие рынка арендных сделок предоставляет такую возможность.

    Основные минусы, связанные с арендой, для арендатора:

    • • наличие риска за сохранность и порчи арендованного имущества;
    • • наличие риска скрытых дефектов у арендованного имущества и обременений;
    • • низкая ликвидность имущества после выкупа, если выкуп предусмотрен договором аренды.

    Потенциальный арендодатель, т.е. собственник лишнего имущества, решает для себя задачу: «Что выгоднее — сдать это имущество в долгосрочную аренду или продать?»

    Экономическое обоснование аренды делается на основе следующего подхода. Арендную плату (без НДС), включающую только амортизацию и арендный процент, рассматривают как аннуитет, т.е. регулярно поступающий в стабильном размере доход. При этом полагают, что все расходы по содержанию и текущему ремонту имущества берет на себя арендатор.

    Рассчитывают текущую стоимость аннуитета за весь период аренды:

    где 5ар — годовая сумма арендной платы;

    г — ставка дисконта;

    F5(r, п) — пятая функция денежной единицы «текущая стоимость единичного аннуитета»;

    п — продолжительность аренды в годах.

    Затем рассчитанную выше текущую стоимость аннуитета по состоянию на данный момент времени сравнивают с оцененной рыночной стоимостью имущества на тот же момент времени.

    Если текущая стоимость аннуитета превышает рыночную стоимость имущества, то выгоднее в данный момент сдать имущество в долгосрочную аренду, чем продавать. В противном случае соответственно выгоднее будет продажа, чем аренда.

    Пр и мер 3. Предприятие имеет отдельно стоящее здание общей площадью 500 м 2 , которое нс используется. По оценке оценщика это здание с учетом износа может быть продано за 9000 тыс. руб.

    Судя по конъюнктуре на рынке арендных сделок недвижимости, это здание может быть сдано в долгосрочную аренду на 30 лет с арендной платой 1500 тыс. руб. в год (т.е. ставка 3 тыс. руб. за 1 м 2 ).

    Необходимо решить, что выгоднее для предприятия: сдать имущество в аренду или продать.

    Ставка дисконта выбрана в размере 19% годовых. По таблице «Шесть функций денежной единицы» находим F5 (г = 19%, п = 30 лет) = 5,23466. Текущая стоимость аннуитета: 1500 • 5,23466 = = 7852 тыс. руб.

    Так как текущая стоимость арендного аннуитета меньше рыночной стоимости здания, то выгоднее данное здание продать, чем сдавать в аренду.

    Конечно, решая задачу, продать или сдать в аренду, предприятие — собственник имущества может руководствоваться нс только одними экономическими соображениями по состоянию на текущий момент времени. Не исключено, что предприятие с учетом перспектив развития своего бизнеса может решить пойти на сдачу в аренду, хотя в текущий момент времени продажа имущества кажется выгоднее. Тем самым предприятие сохранит за собой право собственности и возможность в перспективе развернуть на имеющихся площадях свой бизнес.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector