Какие сделки являются контролируемыми

Какие сделки являются контролируемыми

Какие сделки являются контролируемыми

Сделкой в целях применения положений о контролируемых сделках признается каждая отдельная операция (транзакция), направленная на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Например, отдельные сделки – это отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг, совершение операций с иным объектом гражданских прав. Договор необязательно признается сделкой и может содержать в себе несколько сделок (см. письмо ФНС России от 30.08.2012 № ОА-4-13/14433@).

Сделки, которые признаются контролируемыми

Контролируемыми признаются следующие сделки (п. 1 ст. 105.14 НК РФ):

1. Сделки между взаимозависимыми лицами, если местом регистрации (местом жительства) всех сторон признается РФ.

Эти сделки признаются контролируемыми при условии, что:

  1. сумма доходов по всем сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за год превышает 1 млрд рублей (в 2013 году – 2 млрд рублей, в 2012 году – 3 млрд рублей). Это условие не применяется к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются при исчислении налога на прибыль с 01.01.2019 (п. 11 ст. 1 и п. 6 ст. 4 Закона № 302-ФЗ);
  2. одна из сторон платит НДПИ по налоговой ставке, установленной в процентах, а предметом сделки является полезное ископаемое, при добыче которого НДПИ платится по этой же ставке, а сумма доходов по таким сделкам между этими лицами превышает 60 млн рублей за календарный год. Если доходы и расходы по сделкам учитываются при расчете налога на прибыль с 01.01.2019, то сумма доходов по ним должна превышать 1 млрд рублей (п. 11 ст. 1 и п. 6 ст. 4 Закона № 302-ФЗ);
  3. одна из сторон сделки применяет ЕСХН, ЕНВД (сделка совершена в рамках этой деятельности), а остальные участники сделки не применяют эти режимы, при этом сумма доходов по сделкам между этими лицами превышает 100 млн рублей за календарный год. Если доходы и расходы по сделкам учитываются при расчете налога на прибыль с 01.01.2019, то сумма доходов по ним должна превышать 1 млрд рублей (п. 11 ст. 1 и п. 6 ст. 4 Закона № 302-ФЗ);
  4. одна из сторон освобождена от обязанностей плательщика по налогу на прибыль или применяет ставку 0 процентов по налогу на прибыль в соответствии с п. 5.1 ст. 284 НК РФ, а остальные участники применяют общие ставки, и сумма доходов по таким сделкам между сторонами превышает 60 млн рублей за календарный год.

Минфин России разъясняет, что такой плательщик может применять специальные налоговые режимы или быть участником “Сколково” (см. письмо от 20.05.2013 № 03-01-18/17735). При этом, если от уплаты налога на прибыль освобождены все стороны сделки, то она не признается контролируемой по этому основанию (письмо Минфина России от 09.08.2013 № 03-01-18/32298).

В письме от 01.06.2015 № 03-01-18/31603 финансовое ведомство дополнительно отметило, что сделки с индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН, по данному основанию не признаются контролируемыми. Ведь налог на прибыль с них не взимается, поэтому освобождение от его уплаты предусмотрено только для организаций на УСН (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Помимо этого, по основаниям, указанным в п. 3 и п. 4, не относится к разряду контролируемых сделка, одной из сторон (сторонами) которой выступает сельхозтоваропрозводитель, не перешедший на уплату ЕСХН. Ведь такой налогоплательщик не применяет спецрежим, не освобожден от обязанности платить налог на прибыль, а нулевую ставку налога на прибыль применяет в соответствии с п. 1.3 ст. 284 НК РФ (а не согласно п. 5.1 ст. 284 НК РФ). На это указал Минфин России в письме от 09.04.2015 № 03-01-18/20042.

Для сделок, расходы и доходы по которым учитываются при расчете налога на прибыль с 01.01.2019, эти условия изменяются. Контролируемыми такие сделки будут, если стороны применяют разные ставки по налогу на прибыль (кроме установленных п. 2 – 4 ст. 284 НК РФ) или одна из сторон освобождена от уплаты налога на прибыль, а также сумма доходов по таким сделкам за календарный год превышает 1 млрд рублей (п. 11 ст. 1 и п. 6 ст. 4 Закона № 302-ФЗ);

  • одна из сторон сделки является резидентом ОЭЗ или участником свободной экономической зоны, в которой существуют льготные ставки по налогу на прибыль, а остальные участники применяют общие ставки, при этом сумма доходов по таким сделкам между сторонами превышает 60 млн рублей за календарный год. Это условие не применяется к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются при исчислении налога на прибыль с 01.01.2019 (п. 11 ст. 1 и п. 6 ст. 4 Закона № 302-ФЗ);
  • сделка одновременно удовлетворяет следующим условиям, и сумма доходов по таким сделкам между сторонами превышает 60 млн рублей (1 млрд рублей – по сделкам, доходы и расходы по которым учитываются при расчете налога на прибыль с 01.01.2019 – п. 11 ст. 1 и п. 6 ст. 4 Закона № 302-ФЗ) за календарный год:
    • одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 275.2 НК РФ;
    • любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, либо является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 275.2 НК РФ.
  • хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0 процентов и (или) пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ, в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 284.3 и 284.3-1 НК РФ. При этом сумма доходов по таким сделкам между сторонами превышает 60 млн рублей за календарный год. Это условие не применяется к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются при исчислении налога на прибыль с 01.01.2019 (п. 11 ст. 1 и п. 6 ст. 4 Закона № 302-ФЗ);
  • одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе “Об инновационном центре “Сколково”, применяющим освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС в соответствии со ст. 145.1 НК РФ. При этом сумма доходов по таким сделкам между сторонами превышает 60 млн рублей за календарный год (1 млрд рублей – по сделкам, доходы и расходы по которым учитываются при расчете налога на прибыль с 01.01.2019 – п. 11 ст. 1 и п. 6 ст. 4 Закона № 302-ФЗ);
  • одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций, предусмотренный ст. 286.1 НК РФ, при этом сумма доходов по таким сделкам между сторонами превышает 60 млн рублей за календарный год (1 млрд рублей – по сделкам, доходы и расходы по которым учитываются при расчете налога на прибыль с 01.01.2019 – п. 11 ст. 1 и п. 6 ст. 4 Закона № 302-ФЗ);
  • одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, при этом сумма доходов по таким сделкам превышает 1 млрд руб. за календарный год.
  • 2. Сделки между взаимозависимыми лицами, если местом регистрации (местом жительства) хотя бы одной стороны не признается РФ и сумма доходов по таким сделкам за календарный год превышает 60 миллионов рублей. Условие о размере дохода введено для сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются при исчислении налога на прибыль с 01.01.2019 (п. 11 ст. 1 и п. 6 ст. 4 Закона № 302-ФЗ). Раньше суммовой порог не был установлен.

    Сделки, заключенные с российским представительством взаимозависимой иностранной организации (в том числе зарегистрированной в офшоре), также признаются контролируемыми (см. письма Минфина России от 23.04.2013 № 03-01-18/14181, от 17.01.2013 № 03-01-18/1-8, от 03.12.2012 № 03-01-18/9-183, от 16.11.2012 № 03-01-18/9-172).

    При расчете суммы доходов по сделкам, совершенным за календарный год, следует суммировать доходы, полученные сторонами по этим сделкам за период года, в течение которого они являлись взаимозависимыми (п. 9 ст. 105.14 НК РФ, письмо Минфина России от 12.11.2014 № 03-01-18/57222). При этом если у налогоплательщика отсутствует информация о сумме дохода другого участника сделки, по мнению Минфина России, может быть использована расчетная величина суммы дохода этого участника сделки. Указанная величина определяется по правилам гл. 25 НК РФ с применением метода начисления (письма Минфина России от 17.04.2014 № 03-01-18/17551, от 17.04.2014 № 03-01-РЗ/17521).

    3. Сделки, которые приравниваются к сделкам между взаимозависимыми лицами:

    3.1. Сделки, совершенные с участием цепочки посредников, которые не выполняют дополнительных функций и не принимают на себя дополнительных обязательств, сумма доходов по которым за календарный год превышает 60 млн рублей. Суммовой порог введен для сделок, расходы и доходы по которым учитываются при расчете налога на прибыль с 01.01.2019 (п. 11 ст. 1 и п. 6 ст. 4 Закона № 302-ФЗ). Напомним, что ранее он не был установлен.

    3.2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (т.е. экспорт и импорт товаров, а также перемещение между двумя частями РФ, если они не связаны сухопутной территорией), если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за календарный год, превышает 60 млн рублей.

    Такие сделки являются контролируемыми, если их предметом являются:

    1. нефть и нефтепродукты;
    2. черные и цветные металлы;
    3. минеральные удобрения;
    4. драгоценные металлы и драгоценные камни.

    Коды этих товаров утверждены приказом Минпромторга России от 28.04.2018 № 1714.

    Сделки в области внешней торговли товарами, которые не поименованы в указанном Перечне, контролируемыми по этому основанию не признаются. Однако они могут быть признаны таковыми по иным основаниям (письма Минфина России от 10.02.2014 № 03-01-18/5229, от 26.08.2013 № 03-01-18/34998, от 17.07.2013 № 03-01-18/28096, от 09.07.2013 № 03-01-18/26633, № 03-01-18/26632, № 03-01-18/26631).

    3.3. Сделки, одной из сторон которых является резидент офшорной зоны, указанной в Перечне, утв. приказом Минфина России от 13.11.2007 № 108н, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за календарный год, превышает 60 млн рублей.

    Если стороной такой сделки выступает не сама организации, а ее представительство в РФ, то такие сделки также являются контролируемыми при соблюдении суммового критерия (см. письмо Минфина России от от 30.08.2013 № 03-01-18/35774, от 17.01.2013 № 03-01-18/1-4, от 29.12.2012 № 03-01-18/10-202).

    Сделки, которые не признаются контролируемыми

    Не признаются контролируемыми, несмотря на соответствие формальным признакам, следующие сделки (п. 4 ст. 105.14 НК РФ):

    1) совершенные между участниками консолидированной группы налогоплательщиков (за исключением сделок, предметом которых является полезное ископаемое, облагаемое по процентной ставке, а также сделок, доходы (расходы) по которым учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья);

    2) межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);

    3) в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1998 № 114-ФЗ, доходы и (или) расходы по которым признаются для целей налогообложения прибыли с 01.01.2012;

    4) сделки между налогоплательщиками, указанными в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении, в отношении одного и того же месторождения;

    5) предоставление поручительств (гарантий), если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками. Данное правило действует с 1 января 2017 г. (п. 22 ст. 1, п. 3 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ);

    6) предоставление беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Россия. Данное правило действует с 1 января 2017 г. (п. 22 ст. 1, п. 3 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ);

    7) все участники сделок зарегистрированы в одном субъекте РФ, не имеют обособленных подразделений в других субъектах РФ и за границей, не платят налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ и не имеют убытков (в том числе прошлых периодов). При этом все участники должны быть плательщиками налога на прибыль по общим ставкам и не платить НДПИ;

    По мнению финансового ведомства, под убытками в данном случае понимаются не только переносимые на будущее убытки прошлых периодов, но и убытки, приравненные к внереализационным расходам (см. письма Минфина России от 09.04.2015 № 03-01-18/20042, от 19.03.2013 № 03-03-06/1/8504, № 03-01-18/8506, от 27.02.2013 № 03-01-18/5769).

    К таким убыткам, в частности, относятся (п. 2 ст. 265 НК РФ):

    • потери от простоев по внутрипроизводственным причинам;
    • не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам;
    • расходы в виде недостачи при отсутствии виновных лиц, а также потери от хищений, виновники которых не установлены;
    • потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и иных ЧС;
    • убытки при уступке права требования (ст. 279 НК РФ).

    При этом Минфин России разъясняет следующее. Если налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов по операциям с особым порядком определения налоговой базы и прибыль и убытки по этим операциям учитываются в соответствующем порядке, то такие убытки не учитываются при решении вопроса о признании сделки неконтролируемой.

    8) сделки по уступке налогоплательщиком-банком прав (требований) в случае, если такая уступка осуществляется в рамках реализации мероприятий, предусмотренных планом участия Банка России в мерах по предупреждению банкротства банка, или в случае, если уступка прав (требований) происходит в соответствии с порядком, определенным ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 29.07.2018 № 263-ФЗ.

    Налогоплательщики самостоятельно определяют, является ли заключенная сделка контролируемой.

    Также по заявлению ФНС России контролируемой сделку может признать суд (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

    Что представляют собой контролируемые сделки

    Фискальные органы уделяют пристальное внимание контролируемым сделкам. Эти сделки, заключаемые между взаимозависимыми участниками рынка, выделяются в отдельную категорию. Доходная составляющая таких сделок достаточно велика, и ФНС заинтересовано в тщательном контроле уплаты налогов по ним. В нашем материале будут рассмотрены особенности контролируемой сделки и критерии отнесения сделки к этой категории с учетом поправок законодательства, действующих в текущем году, с примерами и пояснениями.

    Что представляет собой контролируемая сделка

    Сделкой, применительно к положениям о контролируемых операциях в бизнесе, признается любая операция, по итогам которой устанавливаются, изменяются, прекращаются гражданские права (обязанности). Понятие «договор», по мнению ФНС, здесь не идентично «сделке», договор может не подразумевать единственную сделку (Документ ОА-4-13/14433 от 30/08/12 г.).

    Взаимозависимые и причисленные к этой категории субъекты обозначены в ст. 20 НК. Отношения между ними могут влиять на финансовые показатели и условия их совместной работы. Признаки взаимозависимости деловых партнеров:

    • суммарно организация участвует в другой более чем на 1/5 доли;
    • физлицо подчинено другому по должности;
    • партнеры являются родственниками, супругами, находятся в отношениях усыновления, опеки, попечительства.

    Контролируемой сделка может быть признана решением суда (НК РФ, ст. 105.14-10), аналогично и взаимозависимыми лица могут быть названы по решению суда (ст. 20-2, там же).

    Пример: Один из российских участников контролируемой сделки на сумму 1 млрд руб. (условно), обнаружив, что лимит сделок за год может быть превышен, обращается к услугам посредников и включает их в схему сделки. Он продает продукцию компании А на сумму 0,7 млрд руб. и компании Б на сумму 0,3 млрд руб., а те сбывают товар взаимозависимому лицу. ФНС может обратиться в суд с иском о признании сделки контролируемой. Суд удовлетворит эти требования, если будет доказано формальное участие посредников в сделке и фактическая сумма сделки между взаимозависимыми лицами 1 млрд руб.

    По контролируемым сделкам ФНС вправе проверить цены сделки на соответствие рыночным несколькими методами, при необходимости комбинируя их (НК РФ, ст. 105.7). Конечной целью является налоговый контроль:

    Пример: Взаимозависимые партнеры осуществили сделку на сумму 200 млн руб. ФНС проверила сделку и установила ее рыночную цену в 500 млн руб. По итогам проверки будут доначислены налоги с учетом недостающего дохода, равного 300 млн руб.

    Если по результатам проверки контролируемой сделки чиновники обнаружат недоплату налога в бюджет, штраф составит 40% от суммы недоплаты, но не менее 30 тыс. руб. (НК РФ, ст. 129.3). НК РФ устанавливает уведомительный порядок информирования ФНС о контролируемых сделках (ст. 105.16). Уведомление может быть подано в бумажном виде или по ЭКС.

    Документ содержит следующие обязательные сведения:

    • отчетный год;
    • предмет сделки (товар);
    • информацию об участниках;
    • сведения о доходах и расходах (убытках) по сделкам, с выделением расчетов в регулируемых ценах.

    Сведения об участниках включают в себя:

    • наименование юрлица, ИНН (если организация зарегистрирована в ФНС РФ);
    • ФИО индивидуального предпринимателя, его ИНН;
    • ФИО и гражданство физлица, без оформления ИП.

    Срок подачи уведомления установлен до 20 мая следующего года. Подается документ по месту нахождения или учета, если налогоплательщик отнесен к категории крупнейших (КН). За непредоставление сведений или недостоверную информацию грозит штраф в 5 тыс. руб. (ст. 129.4).

    Важно! Контролирующий орган имеет право запрашивать информацию по контролируемым сделкам и использовать ее после завершения проверки для проверки иных лиц по той же контролируемой сделке. Информацию нужно предоставить в срок 30 дней с момента получения требования (НК РФ, ст. 105.17, 105.15).

    Критерии контролируемых сделок

    Контролируемые сделки определяются критериями, содержащимися в НК РФ. Они представлены в таблице, отражающей изменения законодательства в текущем году. Для признания сделки контролируемой достаточно хотя бы одного из названых условий.

    Категория сделки Условия Годовой лимит (млн руб.)
    Между взаимозависимыми лицами, зарегистрированными в РФ Различные ставки по налогу на прибыль, применяемые сторонами к прибыли по сделке. Один из участников:

    • уплачивает НДПИ в процентах от стоимости;
    • добывает углеводородное сырье;
    • освобожден от налога на прибыль;
    • применяет ЕНВД или единый сельхозналог;
    • пользуется правом на инвестиционный вычет по налогу на прибыль;
    • освобожден от уплаты НДС как исследовательский центр («Сколково» и другие в аналогичном статусе)
    1000
    Несколько сделок по перепродаже товаров, работ, услуг при участии посредников, не относящихся к взаимозависимым лицам
    • Третьи лица не осуществляют никаких действий по сделкам, кроме сбыта товаров, работ, услуг;
    • третьи лица не несут расходов или рисков при осуществлении сбыта товаров, работ, услуг
    60
    Внешнеторговые сделки из сферы мировой биржевой торговли Предмет торговли – одна или несколько групп товаров:

    • нефть и товары переработки;
    • черные металлы;
    • цветные металлы;
    • драгоценные металлы и камни;
    • минеральные удобрения
    60
    С зарегистрированными в оффшорах, резидентами, жителями оффшоров. Перечень территорий утвержден Минфином Особых условий нет 60

    Поправками законодательства, актуальными в текущем году для всех российских участников таких сделок, закреплен единый лимит доходов 1 млрд руб. (раньше значения могли быть разными, в зависимости от сделки), для иностранцев – 60 млн руб. (раньше сделки с иностранцами контролировались полностью). Российские фирмы дополнительно должны соответствовать условиям ст. 105.14-2 НК РФ. В нее добавлены новые основания, позволяющие определить сделку как контролируемую – в отношении добычи углеводородного сырья и различных ставок налога на прибыль.

    Попали в зону контроля и операции с участием посредников, при условии превышения суммы доходов по ним по сравнению с лимитом. Годовые доходы подсчитываются с учетом положений гл. 25 НК РФ (НК РФ, ст. 105.14-9).

    Внимание! Проценты по договору займа добавляются в доходы (документ №03-01-18/4-67 Минфина от 23/05/12 г.).

    Не относятся к контролируемым перечисленные ниже сделки:

    1. Участников консолидированной группы налогоплательщиков, кроме имеющих отношение к уплате НДПИ в процентах.
    2. Сделки, стороны которых в одно и то же время:
      • зарегистрированы в определенном субъекте РФ;
      • не создали обособленных подразделений в иных регионах РФ или за рубежом;
      • не уплачивают налог на прибыль в бюджеты иных регионов;
      • по расчетам налога на прибыль не имеют убытков, в том числе прошлых лет;
      • нет причин признать сделку контролируемой по ст.105.14-2 пп. 2-7 НК РФ.
    3. Сделки, касающиеся углеводородного сырья на одном и том же новом морском месторождении.
    4. Кредитные договоры между банками на срок до одной недели включительно (7 дней).
    5. Сделки военно-технического характера с иностранными государствами.

    Кроме того, не контролируются сделки по предоставлению поручительств, гарантий между российскими юрлицами, не являющимися банками; российскими взаимозависимыми лицами по предоставлению займов без процентов. Не контролируются также сделки по уступке прав (требований), если они направлены на предотвращение банкротства банка.

    Перечень неконтролируемых сделок содержится в п. 4 ст. 105.14 НК РФ. Указанные сделки исключаются из контролируемых вне зависимости от того, удовлетворяют ли они требованиям ст. 105.14 п. 1-3 НК РФ.

    Контролируемые сделки

    Контролируемые сделки – это сделки между взаимозависимыми лицами и приравненные к ним.

    По таким сделкам налоговые органы вправе проверить соответствие цен рыночным, а также полноту исчисления и уплаты ряда налогов.

    Критерии контролируемых сделок

    НК РФ установлены, в частности, следующие критерии контролируемости сделок:

    по сделкам между взаимозависимыми лицами – резидентами РФ при наличии хотя бы одного обстоятельства:

    сумма доходов (сумма цен сделок) за год превышает 1 млрд. руб.;

    одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;

    хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком ЕНВД или ЕСХН, при этом сумма сделок за календарный год превышает 100 млн. руб.;

    хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль или применяет к налоговой базе по прибыли налоговую ставку 0%, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;

    хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;

    одна из сторон сделки является организацией, владеющей лицензиями на пользование участком недр, в границах которого расположено новое морское месторождение углеводородного сырья, или оператором нового морского месторождения углеводородного сырья, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн руб.;

    хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим ставку 0% по налогу на прибыль в федеральный бюджет или пониженную ставку по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ, и сумма доходов по сделкам превышает 60 млн. руб.;

    по внешнеторговым сделкам с резидентом оффшорной зоны более 60 млн. руб.;

    по внешнеторговым сделкам между взаимозависимыми лицами независимо от суммы.

    При этом в НК РФ указаны сделки, которые не признаются контролируемыми вне зависимости от того, удовлетворяют ли они вышеприведенным условиям.

    К таким сделкам, в частности, относятся сделки между организациями, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

    организации зарегистрированы в одном субъекте РФ, не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за границей;

    организации не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;

    не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль.

    Какие налоги попадают под контроль налоговых органов

    На основании НК РФ при проверке контролируемых сделок налоговые органы анализируют полноту исчисления и уплаты следующих налогов:

    НДПИ (если одна из сторон сделки является его плательщиком и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);

    НДС (если одной из сторон сделки является организация (ИП), не являющаяся плательщиком НДС или освобожденная от исполнения обязанностей плательщика НДС);

    налога на прибыль организаций.

    Если будет выявлено занижение сумм указанных налогов, налоговые органы произведут корректировки соответствующих налоговых баз.

    Методы определения доходов

    В соответствии с Налоговым кодексом РФ, при проведении налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами, налоговые органы используют следующие методы:

    метод сопоставимых рыночных цен;

    метод цены последующей реализации;

    метод сопоставимой рентабельности;

    метод распределения прибыли.

    Допускается использование комбинации двух и более методов.

    При этом, метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным в большинстве случаев определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам.

    Штрафные санкции

    Согласно НК РФ неуплата (неполная уплата) налогоплательщиком сумм налога в результате применения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, влечет взыскание штрафа:

    в размере 20% неуплаченной суммы налога (за налоговые периоды 2014 – 2016 гг.);

    в размере 40% неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб. (за налоговые периоды начиная с 2017 г.).

    Самостоятельная корректировка налоговых обязательств при осуществлении контролируемых сделок

    Налогоплательщики вправе самостоятельно скорректировать свои налоговые обязательства в связи с применением цен в сделках между взаимозависимыми лицами, не соответствующих рыночному уровню, с целью избежать привлечения к ответственности за налоговое правонарушение.

    Корректировку налоговой базы и сумм налогов необходимо произвести по истечении календарного года, включающего налоговый период (налоговые периоды) по налогам, суммы которых подлежат корректировке:

    для физических лиц – одновременно с представлением декларации по НДФЛ (не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом);

    для организаций – одновременно с представлением декларации по налогу на прибыль (не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом).

    Налоговый период по НДС – квартал, а по НДПИ – месяц.

    Корректировки по этим налогам отражаются в уточненных налоговых декларациях по каждому налоговому периоду, в котором произошло отклонение цен, а представляются данные декларации одновременно с декларацией по налогу на прибыль организаций (декларацией по НДФЛ).

    Сумма недоимки, выявленной налогоплательщиком по результатам произведенной самостоятельной корректировки, должна быть погашена в срок не позднее даты уплаты налога на прибыль организаций (НДФЛ – для физлиц) за соответствующий налоговый период, то есть не позднее 28 марта (15 июля) года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    При этом за период с даты возникновения недоимки до даты истечения установленного срока ее погашения пени на сумму недоимки не начисляются.

    Обязанность, срок и адрес уведомления о контролируемых сделках

    Сведения в отношении совершенных налогоплательщиками в календарном году контролируемых сделок указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

    Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, представляют указанные уведомления в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

    Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.

    По выбору налогоплательщиков уведомления о контролируемых сделках могут представляться в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде.

    Форма (форматы) уведомления о контролируемых сделках, а также порядок заполнения формы и порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Минфином России.

    Форма уведомления должна быть утверждена ФНС России.

    В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление.

    Что указывается в уведомлении

    Сведения о контролируемых сделках должны содержать следующую информацию:

    1. Календарный год, за который представляются сведения о совершенных налогоплательщиком контролируемых сделках.

    2. Предметы сделок.

    3. Сведения об участниках сделок:

    полное наименование организации, ИНН (в случае, если организация состоит на учете в налоговых органах в РФ);

    фамилия, имя, отчество ИП и его ИНН;

    фамилия, имя, отчество и гражданство физического лица, не являющегося ИП.

    4. Сумма полученных доходов и сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.

    Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

    Критерии контролируемых сделок – таблица на 2020 год

    Каковы основные критерии контролируемых сделок в 2020 году

    Контролируемые сделки подлежат проверке ФНС на предмет наличия или отсутствия намерений участников соответствующих сделок уклониться от налогов (уменьшить их) посредством необоснованных манипуляций с ценами на товары и услуги, являющиеся предметом заключения соглашений. Так, уменьшив цену в контракте, плательщик может снизить налоговую базу, а увеличив — повысить базу для исчисления вычетов по НДС и завышения расходов. Данные действия — противозаконны.

    Контролируемыми в общем случае считаются сделки между взаимозависимыми лицами и сделки, приравненные к таковым (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). При этом к зависимым в целях определения контролируемости сделок относятся фирмы, соответствующие критериям, указанным в ст. 105.1 НК РФ, а для целей признания сделок между ними контролируемыми ст. 105.14 НК РФ установлены определенные критерии. Спектр данных критериев весьма широкий. Далее в специальных разделах статьи мы рассмотрим их сущность подробнее.

    Приравниваться к контролируемым могут сделки, в которых участвуют «ненужные» посредники, сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли и некоторые другие. Кроме того, суд может признать сделку контролируемой по заявлению ФНС (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

    Субъектами контролируемых сделок в различных сочетаниях могут быть взаимозависимые или приравненные к таковым:

    • налоговые резиденты и нерезиденты РФ;
    • российские фирмы;
    • иностранные фирмы.

    Стоит отметить, что субъектами контроля со стороны ФНС (на предмет тех же нарушений, о которых мы сказали в начале статьи) могут быть, теоретически, не только взаимозависимые, но и любые другие лица, давшие повод налоговикам обратить на себя внимание, — например, осуществив необоснованное занижение или завышение цен в контрактах (письмо ФНС от 02.11.2012 № ЕД-4-3/18615). Однако суды относятся к проверкам ФНС лиц, не являющихся зависимыми, не слишком лояльно (решение ВС РФ от 01.02.2016 № АКПИ15-1383).

    Контролируемые сделки — 2020: критерии в табличной форме

    Наши специалисты разработали для вас специальную таблицу, в которой подробно раскрыты основания для отнесения тех или иных категорий участников правоотношений в бизнесе (налоговых резидентов РФ, нерезидентов РФ, взаимозависимых, приравненных к зависимым лиц) к субъектам контролируемых сделок. В данной адаптированной для контролируемых сделок таблице – критерии 2020 года, которые владелец бизнеса может использовать для оценки своих контрактов на предмет проявления к ним дополнительного интереса со стороны ФНС.

    Какая сделка может рассматриваться на предмет контролируемости?

    Критерии отнесения сделки к контролируемой

    Источники права, в совокупности устанавливающие порядок отнесения сделок к контролируемым

    Взаимозависимые лица, являющиеся резидентами РФ

    Любые сделки между такими лицами, если сумма доходов по ним за год превысит 1 млрд руб. и выполняется одно из указанных в следующей графе условий

    • стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пп. 2-4 ст. 284 НК РФ) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена соответствующая сделка

    подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 3 ст. 105.14 НК РФ

    • хотя бы один из ее участников платит НДПИ по процентным ставкам и объект сделки — добытое полезное ископаемое

    подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 3 ст. 105.14 НК РФ

    • хотя бы одна из ее сторон — плательщик ЕСХН или ЕНВД, а в числе других лиц, являющихся сторонами сделки, есть один хозсубъект, не являющийся плательщиком ЕСХН или ЕНВД

    подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 3 ст. 105.14 НК РФ

    • одна из сторон освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль

    подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 3 ст. 105.14 НК РФ

    • одна из ее сторон — фирма, осуществляющая добычу углеводородов на новых месторождениях в открытом море, и исчисляет налоги в соответствии со ст. 275.2 НК РФ

    подп. 6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

    • хотя бы одна сторона сделки является исследовательским корпоративным центром по проекту “Сколково” или участником проекта по закону “Об инновационных научно-технологических центрах” от 29.07.2017 № 216-ФЗ, применяющими освобождение по НДС

    подп. 8 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 3 ст. 105.14 НК РФ

    • хотя бы одна из сторон применяет инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль

    подп. 9 п. 2 ст. 105.14 НК РФ

    п. 3 ст. 105.14 НК РФ

    • хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, учитывающим при расчете налоговой базы по нему доходы (расходы) по такой сделке

    подп. 10 п. 2 ст. 105.14 НК РФ

    п. 3 ст. 105.14 НК РФ

    Любые лица в сделках, приравненных к сделкам между взаимозависимыми лицами

    Сделки при участии посредников

    Сделки признаются контролируемыми, если:

    • посредники, связывающие ее участников, не занимаются никакой деятельностью, кроме установления связи между участниками сделки, а также не несут рисков, связанных с выполнением обязательств по контракту;
    • годовой оброт по таким слелкам превышает 60 млн руб.

    П. 1 ст. 105.14 НК РФ;

    подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ

    Сделки с товарами мировой биржевой торговли

    Сделки признаются контролируемыми, если:

    • ее участники осуществляют куплю-продажу таких товаров, как:
      • нефть и нефтепродукты;
      • сталь и иные черные металлы;
      • алюминий и иные цветные металлы;
      • минеральные удобрения;
      • золото и иные драгметаллы;
      • алмазы и другие драгоценные камни;
    • обороты по ним превышают 60 млн руб. в год

    П. 3 ст. 105.14 НК РФ;подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 5 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 7 ст. 105.14 НК РФ;

    письма Минфина РФ от 19.02.2019 № 03-12-11/1/10545, от 19.03.2018 № 03-12-11/1/16985, от 03.10.2012 № 03-01-18/7-135, от 04.09.2015 № 03-01-11/51070

    Сделки между лицами, одно из которых зарегистрировано или ведет деятельность в стране из списка, утвержденного приказом Минфина РФ от 13.11.2007 № 108н

    Сделки признаются контролируемыми, если обороты по ним превышают 60 млн. руб. в год

    п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

    подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 7 ст. 105.14 НК РФ

    Любые лица, взаимозависимые (приравненные к взаимозависимым) с лицом, не являющимся налоговым резидентом РФ

    Любые сделки между лицами, которые признаются взаимозависимыми в порядке ст. 105.1 НК РФ либо приравненными к взаимозависимым в порядке п. 1 ст. 105.14 НК РФ

    Сделки признаются контролируемыми, если обороты по ним превышают 60 млн. руб. в год

    П. 1 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

    письма Минфина РФ от 03.10.2012 № 03-01-18/7-135, от 04.09.2015 № 03-01-11/51070

    Письмо ФНС от 17.08.2017 № ЗН-4-17/16223@

    ВНИМАНИЕ! ЕНВД с 2021 года прекращает свое действие на территориивсей России. Некоторые субъекты отказались от спецрежима уже в 2020 году. Подробнее об отмене ЕНВД читайте здесь.

    Не признаются контролируемыми сделки, указанные в п. 4 ст. 105.14 НК РФ, в частности:

    • между участниками одной консолидированной группы налогоплательщиков;

    Исключение — сделки с добытыми полезными ископаемыми, облагаемыми по ставке в процентах, а также сделки, доходы (расходы) по которым учитываются при расчете налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородов.

    • между лицами, которые одновременно:
    • зарегистрированы в одном субъекте РФ;
    • не имеют ОП в других субъектах РФ, за пределами РФ;
    • не платят налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
    • отсутствуют условия для признания сделок контролируемыми по критериям, установленным подп. 2-6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;
    • не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие периоды);
    • по предоставлению поручительств (гарантий), если все стороны — небанковские российские организации;
    • по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ и др.

    Рассмотрев то, какие установлены критерии для контролируемых сделок в 2020году, изучим такой аспект взаимоотношений налогоплательщиков и ФНС, как отчетность по соответствующим контрактам.

    Какая отчетность установлена для контролируемых сделок («1С» и унифицированные формы)

    Данный формуляр включает:

    • титульный лист, на котором отражается информация о налогоплательщике — ИП или юрлице;
    • разделы 1А и 1Б, в которых фиксируются сведения о каждой из контролируемых сделок (групп сделок);
    • разделы 2 и 3, в которых фиксируются данные о контрагентах налогоплательщика по контролируемым контрактам (группам контрактов).

    Заполнять уведомление можно как вручную, так и с помощью популярных бухгалтерских программ, таких как 1С. Отправить его в ФНС можно на бумаге или в электронном виде по ТКС.

    Итоги

    Законодательство РФ определяет широкий круг потенциальных субъектов контролируемых сделок. Ими могут быть как российские, так и зарубежные фирмы, работающие в РФ. В большинстве случаев они будут взаимозависимыми с партнерами по сделкам или будут иметь статус приравненных к взаимозависимым с ними. До 20 мая года, следующего за отчетным, налогоплательщики должны отчитываться перед ФНС по контролируемым сделкам.

    Контролируемые сделки 2017: критерии (таблица)

    Мы рассказывали в нашей консультации о том, кто такие взаимозависимые лица в соответствии с НК РФ. Сделки между такими лицами в общем случае признаются контролируемыми. Признание сделок контролируемыми не только обуславливает повышенное внимание к ним со стороны ФНС, но и особый порядок их налогообложения, а также обложения операций с участием таких лиц. К примеру, налоговый учет процентов по долговым обязательствам зависит от того, займы по контролируемым сделкам это или нет. О критериях контролируемых сделок 2017 расскажем в этом материале.

    Всегда ли взаимозависимость=контролируемость?

    В соответствии с НК РФ все контролируемые сделки являются сделками между взаимозависимыми лицами. Но не всегда справедливо обратное: не все сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми. Как правило, необходимо выполнение определенных условий.

    В то же время, и круг взаимозависимых лиц с точки зрения оценки их контролируемости не ограничен только ст. 105.1 НК РФ. Кроме указанных там лиц к взаимозависимым могут быть отнесены и иные. А следовательно, и сделки между ними могут быть признаны контролируемыми. К сделкам между взаимозависимыми лицами, которые при определенных условиях могут быть признаны контролируемыми, относятся также, к примеру (п. 1, 5, 7 ст. 105.14):

    • совокупность некоторых сделок по реализации товаров между взаимозависимыми лицами через посредников, не являющихся взаимозависимыми с продавцом или покупателем;
    • сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (к примеру, нефтью, цветными металлами или минеральными удобрениями) на сумму свыше 60 млн. рублей за календарный год с одним и тем же лицом;
    • сделки, одной из сторон которых является лицо, чьим местом регистрации, жительства или местом налогового резидентства является оффшорная зона, и сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей.

    Контролируемые сделки: критерии

    Приведем критерии контролируемости сделки между взаимозависимыми лицами, когда местом регистрации, местом жительства или местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по такой сделке является Российская Федерация (п. 2, 3 ст. 105.14 НК РФ). При этом важно учитывать, что для признания таких сделок контролируемыми достаточно соблюдения хотя бы одного обстоятельства:

    Обстоятельство, при котором сделка между российскими взаимозависимыми лицами признается контролируемыми Дополнительное условие для признания сделки контролируемой
    Сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей
    Одна из сторон сделки является налогоплательщиком НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в %, и предметом сделки является облагаемое по установленной в % ставке НДПИ добытое полезное ископаемое Сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей
    Хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком ЕСХН или ЕНВД (если сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других сторон сделки есть лицо, не применяющее эти спецрежимы Сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 миллионов рублей
    Хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет ставку налога на прибыль 0% в соответствии с п. 5.1 ст. 284 НК РФ («сколковцы»), при этом другая сторона (или стороны) таких льгот не имеют Сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей
    Хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает спецльготы по налогу на прибыль в соответствующем субъекте РФ, при этом другая сторона (или стороны) сделки не является резидентом таких зон
    Сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:
    — одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ (к примеру, оператором нового морского месторождения углеводородного сырья), и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при расчете налога на прибыль в соответствии со ст. 275.2 НК РФ;
    — любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, либо является таковым, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке в соответствии со ст. 275.2 НК РФ
    Хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта и применяет в соответствии со ст. 284.3, 284.3-1 НК РФ любую из указанных ниже налоговых ставок по налогу на прибыль:
    — зачисляемому в федеральный бюджет — 0%;
    — зачисляемому в бюджет субъекта РФ — любую пониженную ставку
    Хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, который указан в Федеральном законе от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» и который применяет освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС в соответствии со ст. 145.1 НК РФ

    Важно иметь в виду, что ФНС в судебном порядке может признать сделку контролируемой и без соответствия сделки указанным выше критериям. Для этого у налогового ведомства должны быть достаточные основания полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, которые совершаются так, чтобы намеренно скрыть признаки контролируемости (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

    Необходимо также учитывать, что если в сделке участвует нерезидент, то для признания взаимозависимой сделки контролируемой соблюдение иных критериев не требуется, т. е. все такие сделки будут считаться контролируемыми (Письмо Минфина от 10.05.16 № 03-01-18/28673 ).

    Контролируемые сделки: исключения из правил

    Даже при соответствии сделок критериям контролируемости, в отдельных случаях признаваться таковыми они не будут. Сюда можно отнести, в частности, такие случаи (п. 4 ст. 105.14 НК РФ):

    • стороны сделки являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с НК РФ (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, облагаемой НДПИ по налоговой ставке, установленной в %);
    • стороны сделки удовлетворяют одновременно следующим требованиям:

    а) зарегистрированы в одном субъекте РФ;

    б) не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ;

    в) не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;

    г) не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль;

    д) отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с пп. 2 — 7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

    • сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является РФ.
    Читать еще:  Зачем нужен семейный бюджет?
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector