Как узаконить павильон, если его площадь превышает выделенный участок?

Как узаконить павильон, если его площадь превышает выделенный участок?

Порядок оформления самовольно занятых земель – с 16 сентября 2019 года

Содержание

Признаки самовольного использования земли

Самовольное занятие земельного участка – одно из распространённых земельных правонарушений. В юридическом понимании самозахват – нелегальное владение «не своим участком» без разрешений и документов, доказывающих полномочия владельца надела по его распоряжению.

  • договора купли-продажи или аренды
  • свидетельства о наследовании
  • постановления суда
  • решения органа власти о предоставлении земли
  • иных правоподтверждающих документов

становится фактом самовольного владения земельным участком (ЗУ).

Правонарушения с признаками самовольного пользования землёй:

  • эксплуатация по истечении срока действия документов:
      • например, договора аренды
  • оборот по нецелевому назначению:
    • на участке ведётся иная деятельность, чем та, что установлена при его регистрации
  • произвольное изменение границ ЗУ для увеличения его площади:
    • самозахват
  • ведение на участке неузаконенного предпринимательства

За самовольное занятие земли законодательством предусмотрены меры наказания владельцев. Их суть изложена в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Некоторые правонарушения могут повлечь изъятие участков и даже уголовную ответственность.

Законодательные изменения – 2019

16 сентября 2019 года вступили в силу изменения в Федеральных законы «О кадастровой деятельности» и «О государственной регистрации недвижимости», выполненных на основании закона № 150-ФЗ от 17.06.2019.

Они упростили проблемы:

  1. с самовольным захватом земель и их оформлением
  2. с согласованием границ ЗУ
  3. с выявлением и исправлением допущенных кадастровых ошибок при регистрации объектов недвижимости в ЕГРН

Законодательно отлажено решение следующих вопросов:

  • регулирование процесса согласования общих границ земельных участков
  • оформление незаконных излишков земли с корректировкой границ существующих наделов:
    • при установленных законом условиях и порядку
  • исправление реестровых ошибок в описании границ земельного участка

Возможные конфликтные моменты, возникающие в перечисленных ситуациях, с удобными способами их разрешения устраняются по итогам комплексных кадастровых работ (ККР). Они проводятся на территории одного или нескольких смежных кадастровых кварталов и охватывают все земельные участки в их границах.

Комплексные кадастровые работы (ККР)

Исполнители комплексных кадастровых работ – кадастровые инженеры (индивидуальные предприниматели, юридические лица), с которыми заключён государственный или муниципальный контракт на выполнение комплексных кадастровых работ (статья 42.3 ФЗ «О кадастровой деятельности»).

Выполняются ККР за счёт бюджетных средств по заказу:

  • органов государственной власти (в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе)
  • органов местного самоуправления (в других регионах страны, муниципальных районах, городских округах)

В течение 10 дней со дня заключения контракта на выполнение комплексных кадастровых работ информация о их проведении публикуется в открытых источниках: на сайтах органов госвласти или местного самоуправления.

В извещение включаются следующие сведения:

  • номер кадастрового квартала (нескольких смежных кадастровых кварталов), в границах которого будут выполняться ККР
  • данные государственного (муниципального) контракта на выполнение ККР
  • данные заказчика ККР
  • данные исполнителя ККР
  • права и обязанности правообладателей объектов недвижимости, расположенных на территории ККР

ККР могут проводиться без утверждённого проекта межевания территории (ПМТ), если его разработка не требуется по Градостроительному кодексу РФ. Это исключает лишние бюджетные траты.

Обязательность ПМТ установлена для следующих земель:

  • ЗУ, занятых территориями и объектами общего пользования в границах садоводческих, огороднических товариществ
  • ЗУ под объектами (территориями) общего пользования:
    • площадями
    • улицами
    • проездами
    • набережными
    • скверами
    • бульварами
    • водными объектами общего пользования
    • т.д.
  • ЗУ, на которых расположены многоквартирные дома
  • ЗУ, подлежащих образованию в счет долей в праве общей собственности на земельные участки с/х назначения
  • ЗУ, занятых:
    • зданиями
    • сооружениями (за исключением линейных объектов)

ККР для лесных участков выполняются при наличии проектной документации, подготовленной в соответствии с лесным законодательством.

Цели комплексных кадастровых работ:

  • уточнение границ земельных участков, зданий, сооружений, незавершённого строительства
  • обеспечение справедливого налогообложения
  • выявление и устранение случаев:
    • пересечения границ
    • ошибок в реестре

К задачам ККР относится и выявление незаконной недвижимости:

  • земельные участки:
    • при отсутствием сведений о них в ЕГРН
    • при владении их лицами, не имеющими на то правоподтверждающих документов
  • здания, сооружения, незавершённое строительство:
    • при отсутствии сведений о них в ЕГРН
    • при отсутствии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов у лиц, эксплуатирующих строения или занимающихся их строительством

Отчёты по ККР в виде карты-плана территории со сведениями о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершённого строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ, необходимые для внесения в ЕРГН, направляются:

  1. заказчику комплексных кадастровых работ
  2. в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, занимающийся государственным земельным надзором

Порядок оформления самовольных «прирезок» земли

Не стоит надеяться на увеличение площади имеющегося в собственности земельного надела «до бесконечности» за счёт самовольно занятых соток и оформление их в собственность.

Узаконить захваченные участки можно при одновременном выполнении следующих условий:

  1. излишком земли «захватчик» пользуется не менее 15 лет
  2. органы власти не предъявляют претензии к «захватчику» и с владельцами смежных участков у него нет споров по границам участков
  3. площадь «прирезаемой» территории не должна превышать предельную минимальную площадь земельного участка, установленную в муниципалитете:
    • если минимальный норматив площади ЗУ не установлен, то оформить право собственности можно только на часть земельного излишка, составляющую не более 10% площади основного участка, находящегося в законной собственности
  4. площадь основного участка не должна быть меньше той его площади, что зарегистрирована в сведениях ЕГРН, более чем на 10%

Владелец участка вправе оформить в собственность излишек земли в самостоятельном порядке. Для этого ему необходимо за свои средства выполнить межевание занимаемой им территории и передать в Росреестр полученные материалы для государственной регистрации новых границ участка.

Бесплатный официальный способ регистрации излишков земли – ожидание итогов комплексных кадастровых работ. Он исключает траты на межевание. Оформление увеличенного участка выполнит Росреестр по заявлению органа власти, получившего результаты ККР.

Установление границ земельных участков

При отсутствии в исходных документах на основной участок, находящийся в собственности, сведений о расположении границ, они закрепляются по тем объектам природного или искусственного происхождения, что существуют на местности не менее 15 лет.

В ходе ККР может выясниться, что площадь участка превышает площадь, зафиксированную в ЕГРН:

  1. на величину больше, чем предельный минимальный размер ЗУ
  2. более чем на 10% (для ситуаций, когда предельный минимальный размер ЗУ не установлен)

Исполнитель комплексных кадастровых работ при этом обязан:

  1. установить расположение границ земельного участка и включить сведения о нём в проект карты-плана территории
  2. подготовить информацию о возможном образования земельных участков на территории выполнения ККР

Информация об образуемых земельных участков содержит:

  • кадастровые номера исходных участков
  • сведения о способе образования
  • данные:
    • о расположение границ
    • о площади
    • о ВРИ участков

Если результат ККР показал, что площадь ЗУ меньше на 10 %, чем указана в сведениях в ЕГРН, исполнитель ККР обязан:

  1. внести сведения об участке в карту-план территории
  2. получить письменное подтверждение правообладателя ЗУ о согласии с результатами комплексных кадастровых работ (согласие входит в состав приложения к карте-плану территории

Новый порядок согласования общих границ ЗУ

Законодательным новшеством стало право кадастровых инженеров получать из ЕГРН информацию, необходимую для геодезических и кадастровых работ, например технические паспорта и контактные данные владельцев недвижимости. Это мера по снижению рисков землепользователей при межевании, проводимом для уточнения границ, и обязательном согласовании границ со смежными землепользователями.

Порядок согласования границ стал удобным:

  • для установления границ землепользователю нужно обратиться к кадастровому инженеру
  • кадастровый инженер определяет координаты границ ЗУ и проводит их согласование, выбрав один из способов:
    • с каждым владельцем смежного участка
    • на общем собрании заинтересованных лиц, отправив им почтовое или электронное сообщение не позднее, чем за 30 дней до собрания

Если кадастровый инженер не сумел найти адрес смежника, то адресованное ему извещение публикуется в местной прессе, а значит, владелец смежного участка оповещён о собрании. Отсутствие возражений с его стороны, неявка на собрание – это согласие с границами земельного участка соседа, а само согласование может состояться без личного участия смежника.

В случае несогласия с границами ЗУ смежники в течение 15 дней после получения извещения направляют свои возражения кадастровому инженеру. Он фиксирует их в акте согласования и включает акт в материалы межевого плана. Если возражения обоснованные, то орган регистрации прав приостановит оформление границ. Разрешение споров далее будет вестись в суде, а кадастровый инженер, проводивший межевание, может быть привлечен к делу в качестве третьего лица.

Владельцам участков нужно внести в государственный реестр недвижимости достоверные контактные сведения (почтовый или электронный адрес), отправив заявление через любой офис МФЦ. Эта несложная предострожность – залог получения вовремя уведомления об общем собрании, личного присутствия при замерах спорных границ, чем можно предотвратить ошибки при их установлении и сложные судебные разбирательства.

Права землепользователей и обязанности исполнителя ККР

Правообладатели недвижимости, находящейся на территории комплексных кадастровых работ, не вправе препятствовать их выполнению и обязаны обеспечить в установленное графиком время доступ к объектам исполнителю комплексных кадастровых работ.

Они могут предоставить кадастровому инженеру, непосредственно выполняющего кадастровые работы, имеющиеся по объектам документы и потребовать документы, подтверждающие полномочия исполнителя работ:

  • заверенную копию государственного или муниципального контракта, по которому ведутся ККР
  • справку с места работы кадастрового инженера о том, что он сотрудник юридического лица, с которым заключен государственный или муниципальный контракт
  • документ о внесения сведений о кадастровом инженере как об индивидуальном предпринимателе или копию такого документа
  • документ, удостоверяющий личность кадастрового инженера

Исправление реестровой ошибки

Реестровая ошибка – искажение фактической информации в сведениях об объекте собственности, воспроизведенное в ЕГРН. Она может быть в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории, акте обследования.

Причины реестровых ошибок

1. Ошибки кадастрового инженера:

  • при межевании земельного участка
  • при определении площади здания
  • границы земельного участка могут пересекать границы другого
  • площадь здания не соответствует фактической площади
  • т.д.

2. Неточности и искажения в документах и уведомлениях, направленных в орган кадастрового учёта в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Ранее исправление реестровых ошибок было проблематичным и длительным. Новый закон упростил эту процедуру и в 2 раза уменьшил время, отведённое на исправление недочётов.

Для исправления реестровой ошибки орган регистрации прав наделён новыми полномочиями по выезду на местность для определения:

  1. фактических координат земельных участков
  2. контуров зданий, сооружений, объектов незавершённого строительства
Читать еще:  Как эффективно работать с email: 9 cоветов по ведению электронной переписки от топ-менеджеров Google

Полученные данные вносятся в ЕГРН без согласия правообладателя:

  • исправление проводится в случае, когда оно не вызовет прекращение, возникновение или переход зарегистрированного права на объект недвижимости
  • срок исправления ошибки составляет 3 месяца
  • собственник недвижимости вправе продлить срок исправления на 3 месяца:
    • по заявлению
  • после исправления реестровой ошибки орган регистрации прав обязан сообщить правообладателю о выполненных изменениях по его объекту
  • правообладатель вправе оспорить в суде решение по исправлению ошибки, если он не согласен с тем, как она была исправлена

Итоги

К законодательным нововведениям нельзя относиться как к простому способу быстрого увеличения площади земельных участов. Они коснутся только части из них.

Заслуга федерального закона № 150-ФЗ в том, что установленный им упрощённый порядок выполнения комплексных кадастровых работ благотворно скажется на положении собственников земельных участков.

Полезно знать

  • Земельный налог для физических лиц с 2020 года – здесь
  • Что можно строить на участках для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) – читать здесь

Как узаконить павильон, если его площадь превышает выделенный участок?

Ситуация: Клиент, являясь собственником земельного участка, принял решение разместить на нем торговый павильон. Вид разрешенного использования участка – “под организацию торговли”, позволял ему использовать участок для размещения объектов торговли.

Начав возведение фундамента, он получил от местной администрации предписание остановить строительные работы до получения разрешения на строительство. Параллельно началась прокурорская проверка.

Вопрос: Требуется ли для возведения торгового павильона разрешение на строительство?

Ответ: В описанной ситуации для строительства торгового павильона Клиента получение разрешения на строительство не требовалось. Т.к. по своим техническим характеристикам указанный объект является объектом нестационарной торговли.

Обоснование ответа: Право застройщика на возведение объекта капитального строительства удостоверяется разрешением на строительство. Такой документ застройщик может получить в порядке, установленном статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Однако не во всех случаях законодательство требует получение разрешения на строительство. Например, часть 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации говорит о том, что не требуется получать разрешение на строительство для возведения киосков, навесов и других объектов, которые капительными не являются.

Так что же отличает капитальный объект от некапитального?

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в Определении от 03.12.2008 г. № 9-Г08-19, правовые понятия объект капитального строительства и объект недвижимости тождественны. Это означает, что некапитальные объекты недвижимостью не являются.

Понятие недвижимого имущества содержится в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (Далее – “ГК РФ”), согласно которой к недвижимым вещам относятся все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, отраженной в п. 38 Постановления Пленума от 23.06.2015 года № 25, при разрешении вопроса о признании объекта недвижимой вещью необходимо установить, что на нем по крайней мере полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы.

Таким образом, наиболее существенной технической характеристикой объекта, позволяющей квалифицировать его в качестве недвижимости, является наличие фундамента и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению.

С другой стороны, законодатель ввел в оборот понятие нестационарного торгового объекта. Примечание к пункту 3.14. «ГОСТ Р 51773-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Классификация предприятий торговли» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 771-ст), раскрывая понятие нестационарный торговый объект, относит к ним павильоны, киоски, палатки, торговые автоматы и иные временные торговые объекты. При этом указанный ГОСТ Р, не раскрывает ответа на другой интересный вопрос.

Чем же стационарный павильон отличается от нестационарного?

«Нестационарный торговый объект – торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение…».

пп. 6) ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

Аналогичным образом данный термин раскрывается в «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст).

Местное законодательство, дополняя терминологию, уточняет какими техническими характеристиками должны обладать нестационарные торговые объекты. Например, Правила благоустройства территории Истринского муниципального района Московской области (утв. Распоряжением Министерства ЖКХ МО от 20.07.2015 г. № 158-РВ) содержат следующее определение:

«Объекты, не являющиеся объектами капитального строительства (некапитальные объекты), – объекты, для размещения которых не требуется оформление разрешения на строительство, выполненные из легковозводимых конструкций без заглубленных фундаментов, коммуникаций и подземных сооружений, сезонного или вспомогательного назначения, в том числе летние павильоны, небольшие склады, а также торговые киоски, павильоны и иные объекты мелкорозничной торговли, теплицы, парники, беседки, остановочные павильоны, наземные туалетные кабины, боксовые гаражи, другие подобные сооружения».

Таким образом, нестационарный торговый павильон должен обладать следующими признаками:

  1. Не должен быть прочно связан с землей (отсутствие заглубленного фундамента);
  2. Возведено из легковозводимых конструкций (возможность переноса без несоразмерного ущерба назначению объекта);
  3. Отсутствие подземных технологических присоединений к сетям инженерно-технического обеспечения (воздушные присоединения разрешены).

Нужна консультация? Оставьте заявку

Как узаконить фактическую площадь земельного участка, если в документе она занижена минимум вдвое?

Здравствуйте. У нас фактическая площадь земельного участка намного превышает указанную в документе на право собственности (выдан в 1995 году администрацией сельсовета на основании договора о дарении). Есть кадастровый номер, межевание не проводилось, то есть границы не установлены. Самозахвата земли не было, моя семья владеет этой землей около 100 лет, начиная с прадеда. Сейчас спохватились. Площадь указана 15 соток, по факту будет примерно в два раза больше. Смежных участков с нашим нет, соседи отсутствуют. Хотим сделать межевание по существующим границам.Как нам узаконить землю после межевания, которая превысит указанную в документе на право собственности площадь?

Ответы юристов ( 3 )

  • 7,1 рейтинг
  • 3869 отзывов

нашим нет, соседи отсутствуют. Хотим сделать межевание по существующим границам.Как нам узаконить землю после межевания, которая превысит указанную в документе на право собственности площадь?

Уточните, пожалуйста, почему Вы решили, что Вам фактически участок предоставлен в 2 раза больше? При уточнении границ участка его площадь возможно увеличить лишь на 10%, иначе будет приостановка заявки по уточнению границ:

ст. 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»:
1. Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если:

32) в результате государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о площади земельного участка такая площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;

Площадь участка мы определили навскидку простым способом — измерили шагами длину и ширину, перемножили их и получили площадь. Весьма приблизительно, но видно, что там гораздо более 15 соток. На фото — наш участок, вдоль всего забора растут деревья и у самого дальнего угла участка — сарай, которому более 60 лет (может, это является доказательством. что землю мы не захватывали, нам неправильно определили ее площадь при оформлении документа на собственность)
По вашему ответу получается. что ошибка землемера обойдется нам в потерю половину участка? Или эту половину придется выкупать?

Склоняюсь к тому, что да — придется либо выкупать, либо брать в аренду, в судебном порядке возможно попробовать признать право собственности на участок целиком, но на основании чего? Я не уверен, что в результате межевания Вам внесут изменения в кадастр в отношении площади и границ участка, я не вижу для этого оснований.

Уважаемая Ольга! Здравствуйте! В дополнение к мнению уважаемого и профессионального коллеги:

для уточнения площади и границ ЗУ Вам в любом случае без любого кадастрового инженера не обойтись. Именно он готовит межевой план (а возможно и схему расположения ЗУ — см. ст.11.10 ЗК РФ), далее уже все представляется в орган кадастрового учета — Росреестр.

По уму вообще бы видеть Ваши документы по ЗУ.

Очень важны именно первоначальные описательные документы (схемы, планы и т.п. и т.д.).

Вам или скорее придется уточняться по имеющимся документам (плюс 10%) и далее просить остальное в аренду или сразу выкупать (см. ст.ст.39.3,39.6,39.18 ЗК РФ).

А какие у Вас есть сооружения и где?

Здравствуйте. Кадастровый номер нашего участка 44:17:050901:18.
Свидетельство о праве на собственность участка не содержит ни схем, ни планов (позже постараюсь сделать фото и сюда прислать). То есть описания границ нет и самого участка описания нет. На участке есть дом и сарай — в разных концах участка. Фото самого участка снова прикрепляю.

Так у Вас уже право зарегистрировано на этот участок?

Скажите, пожалуйста, 38 статья часть 9 о кадастре может нам помочь? Оттуда цитата: «При уточнении границ участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные… документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка».

Да, верно, но у Вас уже есть зарегистрированное право собственности на земельный участок, как правило оставшуюся часть участка берут в аренду или выкупают. У Вас есть какие-то льготы? Кто собственник жилого дома?

Уважаемая Ольга! В дополнение:

по данным публичной кадастровой карты (см.https://pkk5.rosreestr.ru/#x=1. ) площадь ЗУ у Вас декларативная (1500 кв.м.).

А сооружения стоят на кадастровом учете?

Читать еще:  Как организовать законную автостоянку у дома

На самом деле быть не может, чтобы не было ни планов, ни схем. Значит надо идти в архив и поднимать ситуационные планы, генеральные планы.

В общем совет первоначальный: обратитесь к толковому КИ.

Вот документ на право собственности. К нему нет схем участка. Дом и сарай на кадастровом учете не стоят. Чтобы узнать кадастровый номер участка, обращались в Росреестр. Мы не регистрировали право собственности в Росреестре, собирались это сделать после межевания.
Владелица участка — моя мать. Она пенсионерка. Получила в собственность по дарственной.
Если площадь ЗУ у нас декларативная, что делать при межевании, если получившаяся цифра сильно разойдется с декларативной? Неужели только выкупать?

Уважаемая Ольга! В дополнение: в свидетельстве как раз 1500 кв.м (соответственно гектарам). Очень жаль, что не уточнились в те годы. Тогда можно было хоть в два раза с учетом фактического землепользования.

Сейчас же… 218-ФЗ. Поэтому, и к сожалению, только через аренду или/и выкуп.

  • 8,7 рейтинг
  • 787 отзывов эксперт

Попробую дополнить консультации коллег…

1. При выполнении комплексных кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельных участков оно определяется исходя из сведений, содержащихся в документах, предусмотренных частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В случае отсутствия в указанных в части 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» документах сведений о местоположении границ земельных участков оно определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таких земельных участках местоположение их границ определяется в соответствии с требованиями земельного законодательства и градостроительного законодательства с учетом границ, существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, красных линий, которые обозначают существующие границы территорий общего пользования.

3. При уточнении местоположения границ земельного участка, определенного в пункте 1 части 1 статьи 42.1 настоящего Федерального закона, его площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» требований, не должна быть:

1) меньше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на десять процентов;

2) больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на величину предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с федеральным законом для земель соответствующих целевого назначения и разрешенного использования;

3) больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на десять процентов, если предельный минимальный размер земельного участка не установлен.

Вот здесь важным, определяющим моментом является то, какой установлен предельный минимальный размер Правилами землепользования и застройки муниципальным образованием (если будет время я Вам завтра найду и расчитаю площадь Вашего ЗУ по уточненным границам, сегодня не смогла быстро найти)http://parfenevo.ru/gradostroi.

Соответственно, если с учетом указанных норм Вы укладываетесь в

по факту будет примерно в два раза больше.

«Лишние» сотки – при межевании участок оказался больше: что делать, как оформить в собственность легально

Земельное законодательство в России еще находится в стадии становления. Поэтому ситуации, когда фактическая и юридическая площадь участка отличаются на практике бывают очень часто. Особенно, если земля была выделена давно. Старые участки выделяли без межевания, без установления точных границ. Нередко землю расширяли за счет пустующих соседних земель, а иногда соседи по обоюдному согласию передвигали межу. И в результате по документам площадь такого участка стандартные 6 соток, а по факту – больше.

С юридической точки зрения это можно рассматривать как самозахват земли. Поэтому мы рекомендуем оформлять лишнюю землю по закону. Тем более, закон дает такую возможность сделать официально.

Содержание

Когда проще всего узаконить «лишнюю» площадь

  • Вы еще не проводили межевание. В этом случае ваш участок стоит на кадастре, но в реестре есть пометка «границы не установлены».
    Чтобы это проверить, вы можете заказать выписку из ЕГРН или посмотреть на Публичной карте. В этом случае оформить такие прирезки обычно бывает просто. Но даже в этом случае могут отказать, так как не все земли можно «прирезать» к участку по закону.
  • Земля была выделена в советский период. С такими участками всегда много путаницы, так как ЗУ, зачастую, выделялись практически на глаз. Поэтому регистрация участка в новых границах в большинстве случаев проходит без проблем.
  • Вы покупали участок до вступления в силу Земельного кодекса 30 октября 2001 г. В целом, здесь у собственника все те же преимущества, что и у владельцев старых советских дач. Если никакие нормы ЗК РФ не нарушены, лишние сотки оформят.

Каждый случай – индивидуален, не всегда самозахваченные земли получается узаконить. Чтобы точно узнать, что вы можете сделать с лишними сотками, приходите на консультацию в «Геомер групп». Записаться можно по телефону ☎ +7 (495) 481-49-21.

Как оформить лишние сотки: Этапы узаконивания

  1. Провести межевание земли.Заказать межевание можете в нашей компании. Наши специалисты установят точные границы и площадь, согласуют их с соседями. Это обезопасит вас от риска оказаться втянутым в длительные межевые споры.
  2. Подать заявление о внесении в Реестр уточненных сведений о границах. Сейчас межевание границ стало обязательным, и его обязательно проводят перед постановкой на кадастровый учет участка. В отношении старых участков в Реестре есть пометка «границы не установлены». Владелец такого участка имеет право обратиться в Росреестр с заявление о внесении дополнительных данных.
  3. Получить на руки выписку из ЕГРН с обновленными данными. Если все требования закона соблюдены. Проблем с уточнением данных о границах не возникает. Но Росреестр может отказать, если выявит какие-то нарушения. Мы поможем избежать вам проблем при узаконивании лишних земель. Обо всех нюансах процедуры в вашем случае наш специалист расскажет на консультации.

Нюансы узаконивания в собственность

Закон устанавливает нормы, при которых узаконивание возможно:

  • В земельном законодательстве есть понятие предельного минимального размера участка. Этот показатель отличается для разных категорий земель. Площадь прирезок не должна быть больше этого показателя. Если лишних земель больше, узаконить их нельзя. Например, минимальная площадь участка для СНТ – 6 соток. Это означает, что к своим «законным» шести соткам в деревне вы сможете прирезать максимум такую же площадь. В этой норме права есть еще один важный момент, который нельзя не учитывать. Дело в том, что минимальный размер земли устанавливают местные органы власти, а не федеральные. И может оказаться, что в некоторых регионах таких норм просто нет. В этом случае вы сможете прирезать не больше, чем одна десятая часть вашего участка.
  • Важно помнить и еще один момент. Когда вы заказываете межевание, вы должны предоставить документы на землю. И в этих документах указана площадь ЗУ. Когда фактическая площадь отличается, кадастровый инженер должен не просто установить новые границы, но и обосновать отклонения. Фактические границы должны существовать не менее 15 лет и быть закреплены какими-то объектами. Объекты могут быть природными или искусственными. Важно, чтобы они позволяли точно определить, как проходят границы земли.

Какие сотки не получится узаконить

Даже если вы фактически пользуетесь землей долгие годы, а площадь прирезок соответствует закону, есть риск того, что вам откажут в их оформлении. Есть категории земель, которые не могут быть оформлены в частную собственность:

  • Лишняя земля относится к категории особо охраняемых территорий или земель лесного фонда.
  • Если есть водный объект, который находится в федеральной или муниципальной собственности.
  • Земли, которые предоставлены для служб транспорта или связи.
  • Участки, которые находятся рядом с землями, необходимыми для государственных нужд.
  • Сотки, которые заходят на зоны санитарной охраны водоемов хозяйственно-бытового значения или на береговую зону.

В практике чаще всего встречаются случаи, когда в оформлении лишних соток отказывают, так как они относятся к лесному фонду. Зарегистрировать их в собственность нельзя. Но в этом случае есть возможность оформить аренду. Чтобы заранее знать, какими возможностями вы можете воспользоваться, приходите на консультацию к нашему эксперту.

Что нужно знать о бесхозных участках

Очень часто расширение собственного участка происходит за счет соседних заброшенных земель. Но в этом случае можно очень легко попасть в правовую ловушку. Прежде чем пытаться захватить часть заброшенного ЗУ, нужно узнать кто его владелец. Сделать это очень просто. Достаточно получить выписку из ЕГРН. Заявление можно оформить прямо на сайте Росреестра. Эта информация открытая, запросить и получить ее может любой человек. «Бесхозная» земля может быть:

  • В собственности.
  • В бессрочном пользовании.
  • В пожизненном наследуемом владении.

Узнав, кто владеет землей, можно попытаться связаться с собственником и заключить сделку. А что делать в том случае, если найти собственника не получается. Можно обратиться в суд и попытаться добиться изъятия участка. Основанием может быть тот факт, что она не используется по целевому назначению.

Если вы попытаетесь просто расширить свои земли за счет бесхозных, это будет самозахватом. Узаконить это невозможно, собственник легко отстоит свои права и вернет ЗУ.

Стоит ли оформлять лишние сотки? Мы рекомендуем регистрировать прирезки по закону. Причины для регистрации:

Использование незарегистрированных дополнительных соток – это самозахват земель, а за него предусмотрена ответственность. На человека, захватившего чужой ЗУ, налагается штраф. Размер зависит от двух факторов – стоит ли захваченная земля на кадастровом учете и юридического статуса нарушителя (физлицо, компания, должностное лицо). Для зарегистрированных участков штраф рассчитывают по кадастровой стоимости. Для незарегистрированных – фиксированная сумма. Например, на физическое лицо, захватившее бесхозные земли, которые не стоят на кадастровом учете, будет наложен штраф от 5 до 10 тыс. рублей.

Если вы решите продать участок, с лишними сотками могут возникнуть проблемы. Так как юридически вы не имеете на них никаких прав. Вы можете совершать сделки только с той землей, которая находится в установленных границах.

  • В случае, если владелец потребует освободить землю, вам придется это сделать. При чем землю нужно вернуть без следов деятельности, на которую не было разрешения собственника. То есть, если вы возвели какие-то хозяйственные постройки, их придется демонтировать.
Читать еще:  Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами

И не стоит забывать, даже если сейчас вы пользуетесь дополнительной землей и с ней нет никаких проблем, вы всегда находитесь в зоне риска. И ваши наследники тоже.

Оформление “прирезок” к земельным участкам: новые возможности

1 марта вступил в силу закон, предоставивший гражданам возможность расширить границы своих земельных участков, соседствующих с государственными и муниципальными землями, за счет оформления “прирезок” (Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”). Разберемся, из каких земель можно это сделать, насколько это дорого и как правильно оформить увеличение площади своего участка.

“Прирезка”: что это такое и с чем ее едят

“Прирезкой” называют увеличение фактической площади участка за счет самовольно занятых земель. Раньше такие действия были под запретом, однако это не мешало некоторым гражданам устанавливать свои заборы с захватом чужой территории. Со временем незаконно занятых земель стало так много, что законодатель принял решение позволить гражданам оформить данные “прирезки”, а тем, кто только мечтает увеличить площадь своих участков и устранить изломанность их границ, – сделать это официально и за небольшую плату. Так в Земельном кодексе РФ появилась глава V.4, регулирующая порядок перераспределения государственных, муниципальных и частных земель, которая вступила в силу 1 марта.

Новые нормы распространяются на участки, находящиеся в собственности граждан и граничащие с государственными и муниципальными. Земля, за счет которой осуществляется “прирезка”, не может быть территорией общего пользования, а также выходить за пределы “красных линий” – линий, которые обозначают границы коммуникаций, автомобильных дорог и иных линейных объектов – или относиться к другой территориальной зоне. Напомним, территориальные зоны – это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Узнать, к какой территориальной зоне относится тот или иной земельный участок, можно на официальном сайте конкретного муниципального образования либо сайте администрации муниципалитета (ответственного комитета администрации). Как правило, на этих ресурсах размещена карта, на которой цветом обозначены границы той или иной территориальной зоны – это позволяет найти интересующий пользователя земельный участок и определить, в рамках какой территориальной зоны он расположен.

Обратиться за оформлением “прирезки” может владелец земли, предназначенной для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. При этом в результате перераспределения земли площадь участка не может превышать предельный максимальный размер, установленный правилами землепользования и застройки территории в пределах градостроительной зоны (п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ). С этими правилами также можно ознакомиться на указанных сайтах. Например, в подмосковном Серпухове предельная площадь земли для постройки маленького дома на одну квартиру (с высотой в коньке крыши до 9 м и длиной до 16 м) составляет 200 кв. м.

Размер платы за земельный участок, который гражданин хочет “добавить” к имеющемуся, устанавливается собственником земли – государством, субъектом федерации либо муниципальным образованием – в зависимости от ее принадлежности (п. 5 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ). “Для расчета итоговой цены “прирезаемого” земельного участка достаточно знать его площадь, кадастровую стоимость и размер платы за “прирезку”, который устанавливается владельцем земли в процентах от ее стоимости”, – объясняет заместитель генерального директора юридической компании “Прайм Лекс” Александр Агафонов.

Кадастровую стоимость можно выяснить, например, из Публичной кадастровой карты, размещенной на сайте Росреестра. Если на этом ресурсе не оказалось нужных сведений, рекомендуем заглянуть в раздел “Сервисы” (подраздел “Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online”) и поискать кадастровую стоимость там. Для этого необходимо знать кадастровый или условный номер участка или его адрес. Кроме того, можно направить электронный запрос в Росреестр. В этом случае ведомство обязано ответить не позднее, чем через пять дней после получения запроса (п. 41 Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости). Заявитель вправе сам выбрать наиболее приемлемую форму ответа – письмо на электронную почту (для этого нужно указать ее адрес в заявлении) или бумажное письмо (в заявлении необходимо указать почтовый адрес, на который оно должно прийти, или любое отделение Почты России, до востребования). В первом случае необходимо уплатить госпошлину в размере 150 руб. (платежку следует отсканировать и приложить к запросу), во втором – 400 руб.

“Цена “прирезок”, вероятно, окажется сравнительно ниже рыночной, поскольку иным способом эти участки задействовать в обороте проблематично, а по факту они давно используются гражданами в своих целях и зачастую даже огорожены”, – рассуждает управляющий партнер Коллегии адвокатов Республики Татарстан SERGIS Тимур Сергеев. Действительно, при присоединении земельного участка из федеральных земель гражданину придется заплатить всего 15% от ее кадастровой стоимости (постановление Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 1308).

Порядок оформления “прирезок”

Перераспределение земель осуществляется на основании соглашения заявителя с уполномоченным органом. Уполномоченным органом выступает орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит распоряжение государственными или муниципальными землями. В Московской области это Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области (Закон Московской области от 24 июля 2014 г. № 106/2014-ОЗ). Именно в эти ведомства желающий расширить границы своего участка должен подать копии правоустанавливающих документов на него, заявление о перераспределении и проект межевания территории, на которой расположен участок (ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). В случае отсутствия проекта межевания заявителю придется за собственный счет изготовить схему расположения земельного участка. Данный документ оформляется кадастровым инженером на основе данных геодезической съемки (ст. 11.3 Земельного кодекса РФ). Средняя стоимость оформления схемы расположения земельного участка составляет около 5 тыс. руб.

Через 30 календарных дней после получения всех документов уполномоченный орган принимает решение об утверждении новой схемы расположения земельного участка либо об отказе в заключении соглашения о перераспределении. Заместитель генерального директора юридической компании “ИнвестКонсалт Системс”, к. ю. н. Анастасия Митрохина считает, что именно на этом этапе могут возникнуть основные проблемы: например, может выясниться, что земельный участок переведен в категорию земель общего пользования либо включен в территорию под застройку в соответствии с планом развития территории. Узнать об этом можно также на сайте Росреестра.

БЛАНК

Примерный образец заявления о перераспределении земельных участков для гражданина
Все бланки

Земельный кодекс РФ содержит перечень оснований для отказа в перераспределении земельных участков (п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Например, гражданин не сможет “прирезать” землю, ограниченную в обороте, зарезервированную для государственных или муниципальных нужд или выставленную на аукцион. “Если же перераспределение затрагивает права землепользователей, землевладельцев, арендаторов земли или залогодержателей, то оно должно быть осуществлено с их согласия. Например, если участок находится в ипотеке, то для оформления “прирезки” к нему потребуется разрешение банка”, – разъясняет Александр Агафонов. Могут возникнуть и иные проблемы, которые во многом связаны с неопределенностью нового порядка. “Неизвестно, как поступать в ситуации, когда на один участок земли претендуют сразу несколько лиц – в Земельном кодексе РФ нет норм, по которым возможно разрешить данный спор”, – сетует руководитель Управления правового консалтинга аудиторско-консалтинговой группы “ФинЭкспертиза” Виктор Демидов.

При положительном решении уполномоченного органа гражданин должен организовать и оплатить проведение работ по постановке на кадастровый учет всех земельных участков, которые образуются в результате перераспределения (п. 11 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Как разъяснили порталу ГАРАНТ.РУ в Минэкономразвития России, речь идет не только об участке, который принадлежит гражданину и границы которого были расширены, но и о государственной (муниципальной) земле, за счет которой произошло такое расширение. При этом оплатить такие работы придется вне зависимости от площади государственного (муниципального) участка, использованного для перераспределения. “Стоимость услуг кадастрового инженера сильно разнится в зависимости от сложности работы и региона их выполнения. Например, в Можайском районе Московской области постановка участка на кадастровый учет обойдется примерно в 10 тыс. руб, а в Ленинградской области – уже в 30 тыс. руб. Данные траты – неизбежная для заявителя плата за возможность легально увеличить территорию и приобрести собственность на землю на льготных условиях”, – отмечает Александр Агафонов.

После получения кадастрового паспорта на новый участок гражданин предоставляет его в уполномоченный орган, который подписывает проект соглашения о перераспределении земельных участков, а затем направляет его заявителю для подписания. Гражданин обязан подписать это соглашение в 30-дневный срок со дня его получения (ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Оплата приобретаемого участка осуществляется в течение месяца с момента подписания соглашения. Рассрочка и отсрочка платежа не предусмотрены.

Последствия оформления “прирезок”

Оформление “прирезок” выгодно как гражданам, так и государству, поскольку казна получит дополнительный приток денежных средств в виде платы за такие участки. Кроме того, увеличится общий объем частных земель, которые теперь будут облагаться налогом и полноценно участвовать в гражданском обороте. “А еще запуск такого механизма повлечет за собой актуализацию сведений государственного кадастра недвижимости”, – добавляет руководитель практики недвижимости Юридической компании “Генезис” Артур Стариков. Александр Агафонов рассказывает, что на западе опыт перераспределения земли между гражданами и государством отсутствует – в большинстве стран Европы все участки уже давно находятся в частной собственности. А в США федеральные земли хоть и могут передаваться гражданам, но только в случаях, когда государство не может эффективно использовать участок, а его продажа будет способствовать развитию территории или достижению иных общественно полезных целей.

В целом эксперты ГАРАНТ.РУ положительно оценили новеллу Земельного кодекса РФ о перераспределении земли. Однако не все так гладко: в связи с отсутствием всех необходимых подзаконных актов и опыта применения новых норм на начальном этапе оформления “прирезок” у граждан и уполномоченных органов могут возникнуть некоторые сложности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector