Как продавать шины

Как продавать шины

Открываем магазин шин. Как обеспечить продажи и основные проблемы бизнеса.

Если вы уже начали изучать, как обстоят дела в сегменте торговли шинами, то наверняка видели разные точки мнения, большинство из которых совсем не радужные и пророчат полный провал шинного бизнеса. Но, несмотря на это, открываются новые магазины, как офлайн так и в интернете, люди далее продолжают на этом зарабатывать, хоть и не такие большие суммы, как раньше. В этой статье мы поговорим не только об организационных вопросах по открытию своей торговой точки по реализации шин и дисков, но и обсудим проблемы, которые вас будут ждать, и разберемся, как с этим можно бороться.

Продавать шины выгоднее всего в крупных городах, где есть платежеспособная аудитория, так как товар не дешевый, да и количество автомобилей в таких населенных пунктах намного больше. Работать в регионах возможно, но нужно предоставлять формат сервиса + реализации шин.

Конкуренция

Первое с чем вы столкнетесь, если захотите запустить бизнес на шинах, так это конкуренция. Именно она зачастую мешает нормально развиваться для такого рода бизнеса, а связано это в первую очередь с ценообразованием. Демпинг в этом сегменте рынка – это обычное дело, и ситуация когда один предприниматель выставляет наценку 15% – 20%, а второй крупный поставщик предлагает клиентам тот же товар но с наценкой 3% – 7% вполне обыденная. Такой подход к бизнесу заставляет мелкие торговые точки по продаже покрышек закрывать свой бизнес, так как они не могут конкурировать в плане ценовой политики, да и приходят люди, чтобы заработать, а не получать копейки с каждой продажи, а ведь нужно еще покрыть все расходы на содержание своего дела.

Тут новичкам остается действовать по схеме грамотного составления ассортимента шин, выставления адекватной цены и ожидания своего покупателя.

Как и в любом сегменте рынка, дилеры по продаже шин заинтересованы в сотрудничестве с крупными игроками в розничных продажах, и они дают им скидки, которые позволяют существенно занижать розничные цены, от чего и страдает мелкий бизнес.

Формат бизнеса

На самом деле есть несколько подходов, которые может использовать начинающий предприниматель, который решит работать в этой нише.

  1. Открыть магазин шин. Это классический вариант бизнеса, когда организовывается склад, формируется достаточно неплохой ассортимент и запускается реклама с немалым бюджетом для привлечения покупателей.
  2. Сервис + товар. Пример, это шиномонтаж, который включает небольшой склад с шинами как новыми, так и б/у. Клиенту выгодно приехать купить резину на авто и сразу переобуться. Огромный плюс такого подхода – это наличие целевой аудитории, и меньшие вложения на старте торгового бизнеса.
  3. Реализация б/у шин. Обычно, такую резину привозят из-за границы, и часто она в хорошем состоянии. Из плюсов можно выделить то, что цены ниже, качество хорошее и исходя из этого, есть спрос на такой товар. Из минусов – нет четкого каталога на большинство авто и вы продаете то что есть по факту, без возможности подобрать вариант под нужное авто.
  4. Интернет магазин шин. Создается площадка с каталогом, туда направляется трафик и идут конверсии. Тут также высокая конкуренция и для работы в плюс нужны хорошие специалисты по интернет рекламе. Выгодно то, что вам не нужно содержать целый магазин, а достаточно будет склада со стеллажами. Отправку осуществляют почтовыми сервисами.

Стоит отметить, что форматы работы можно совмещать и, например, к стационарной торговой точке дополнительно создать интернет магазин.

Помещение и оборудование для магазина

Для работы вашего магазина вам нужно будет арендовать помещение с удобным подъездом и парковкой возле него, чтобы клиенты могли оставить авто и загрузить шины в багажник.

Площадь помещения под такой магазин может быть от 70 кв.м. и больше. Само помещение будет больше напоминать склад с шинами и дисками, помимо этого будет рабочее место для менеджера по продажам и небольшая техническая кладовая с санузлом и вешалкой ля верхней одежды. Вообще размер помещения выбирают исходя из объема ассортимента, который планируют в нем размещать.

В помещении должны быть все коммуникации: электричество, водопровод, канализация, отопление и вентиляция. Для создания правильных условий для хранения резины, вам нужно будет поддерживать определенную температуру и уровень влажности в помещении.

Из основного оборудования будут нужны:

  • стеллажи на несколько уровней для горизонтального и вертикального размещения покрышек.
  • стеллажи для дисков.
  • стол и стул для продавца.
  • сантехника и стойка для верхней одежды.
  • компьютер с интернетом.
  • продумайте освещение товарных витрин, чтобы клиент мог ознакомиться с ассортиментом.

Это основное оборудование, которое вам будет нужно для работы.

Ассортимент и поставщики

Составление ассортимента – это один из основных проблем новичков, которые решили запустить бизнес на продаже шин и дисков. Почему? Во-первых, закупается большое количество товара, который начинающие предприниматели попросту не могут распродать, после чего скидывать резину для авто по себестоимости, нарушая цены на рынке и уходя в убыток, поскольку на протяжении длительного времени были расходы на содержание бизнеса. Во-вторых, не анализируются прайс-листы от различных дистрибьюторов, а заказ происходит у первого попавшегося, оптовая цена у которого может быть завышена, отсюда результат – это продажа без наценки или же с минимальным ее значением и уход в минус.

Перед тем, как открывать свой магазин шин, лучше пойти поработать к конкурентам или поработать дистрибьютором, чтобы понимать ходовые позиции, где закупать, сколько реально можно продать и прочие моменты этой деятельности. Ходовыми размерами типоразмерами шин на рынке считаются R14, R15, R16 и R17. Именно эти размеры составляют большинство заказов от клиентов, так как ими наиболее часто комплектуются легковые авто.

Вот список наиболее ходовых размерных сеток шин по этим типам.

  • 205/55 R16
  • 215/65 R16
  • 185/75 R16
  • 205/60 R16
  • 215/60 R16
  • 225/75 R16
  • 245/70 R16
  • 215/70 R16
  • 235/65 R17
  • 225/65 R17
  • 265/65 R17
  • 225/60 R17
  • 215/55 R17
  • 225/50 R17

Остальные размеры также могут быть в вашем каталоге или же вы можете привозить их под заказ, докупая на оптовых складах.

Если говорить о поставщиках, то нужно рассматривать несколько вариантов запрашивая прайс-листы, оценивая наиболее выгодные предложения и только после этого осуществлять закупку товара. Старайтесь покупать как более дорогие варианты шин европейских производителей, так и отечественные или китайские покрышки, которые подходят для клиентов с низким бюджетом.

Продажи через интернет

Понятно, что стандартные методы рекламы путем заметной вывески или объявлений в СМИ все еще работают, но активно набирает обороты именно реклама и продажи в интернете. Давайте более детально рассмотрим, где можно реализовывать товар в онлайн формате.

  1. Интернет магазин шин. Это может быть как сайт визитки с прайс-листом для скачивания, так и полноценная площадка с возможности покупки резины через корзину. Не проблема сделать такой сайт, но основная задача – это получить на него трафик. На помощь приходит контекстная реклама, но клики в этой нише дорогие и без опытной настройки кампании вы не сможете получить выгодные заявки со своего магазина.
  2. Социальные сети. Коммуникация с клиентов, платная реклама, публикация отзывов, конкурсы, цены на товар. Все это должно быть на ваших страницах в социальных сетях.
  3. Доски объявлений. В России это Avito, в Украине – Olx. Описание позиций, контактный телефон, быстрые ответы на вопросы.
  4. Продажа на онлайн площадках для сравнения товара. Например, тот же e-katalog.

Также вы можете пробовать запускать программу по дропшиппингу, или же сотрудничать с партнерками для информационных сайтов в вашей тематике. Вариантов много, нужно брать и тестировать.

Если вы хотите выделиться среди конкурентов, то можно выбрать узкую нишу, например, продавать шины для грузовых машин. Это позволит сузить количество кликов в контекстной рекламе, и получить еще более направленную целевую аудиторию.

Документы

Для ведения официальной деятельности, вам потребуется оформить ряд документов.

  • открыть ИП.
  • указать ОКВЭД на деятельность. Для России это – 45.32 (для розницы) и 45.31 (для опта). Для Украины – код 45.3.
  • оформить договор аренды на помещения.
  • получить разрешение от СЭС и пожарной службы.
  • иметь сертификаты качества на товар.

В случае возникновения сложностей обратитесь к опытному юристу в вашем городе, он поможет правильно составить все бумаги. Для интернет торговли шинами также нужно быть официально оформленным, чтобы избежать проблем с проверяющими службами.

Сколько нужно денег для старта?

Составляя бизнес план магазина по продаже шин, важно учесть все пункты затрат, чтобы составить сумму стартового капитала.

  • косметический ремонт в магазине – от $1700
  • закупка торгового оборудования – $1500 — $2000
  • стартовая закупка товара – от $10000
  • рекламные материалы (вывеска, визитки, сайт, логотип) – $450
  • оформление документов – $150
  • аренда помещения – от $25 за 1 кв.м. + коммунальные платежи.
  • налоги – $200
  • реклама – от $250
  • заработная плата продавцу – от $300 и выше.
  • пополнение запасов товара – в зависимости от объема продаж.

Вы сможете сэкономить часть бюджета, если будете на старте бизнеса работать самостоятельно, или же грамотно оптимизируете стартовый ассортимент покрышек в магазине. В случае интернет торговли уйдет пункт расходов на аренду помещения и его ремонт, а также торговое оборудование.

Сколько можно зарабатывать?

Теперь поговорим о прибыли, которую может выдавать магазин по продаже шин.

Средняя наценка на шины составляет 10% – 20%, все будет зависеть от конкуренции в вашем городе и оптовой цены на резину.

В оптовых продажах наценка находиться в пределах 9% – 14%, но они выигрывают за счет объемов сбыта товара.

Какие могут ждать проблемы в этом бизнесе?

Все продавцы шин должны быть готовы к ряду проблем-задач, которые им нужно будет решать по факту их возникновения.

  1. Демпинг и «слив» шин по оптовой цене в случае их не реализации в сезон, с целью вернуть хоть то, что вложил в товар. Это существенно бьет по предпринимателям, которые более рационально смотрят на проблему и ждут все же продажи резины с наценкой.
  2. Падение доверия к интернет магазинам, поскольку в интернете много товара продается либо в виде подделок, либо не надлежащего качества.
  3. Постоянное объяснение заказчикам, почему там дешевле, а у вас дороже, но тут можно акцентировать на стоимости доставки в случае заказа с интернета, и это также нужно включать в цену покупки.
  4. Постоянное поднятие цен производителями, и снижение наценки в розничных продажах.
  5. Желание дистрибьютора-поставщика спихнуть вам на склад либо больший объем товара, который вы не сможете продать, либо неходовые позиции, которые долго продаются и в конечном итоге, вы их будете скидать по бросовой цене.
  6. Конкуренция с самим дистрибьютором, который имеет свои розничные точки и снижает цену за счет своей скидки. Их задача – реализовать весь поступивший от производителя объем товара.

Несмотря на все минусы, спрос на резину есть и тут нужно уже находить способы «достучаться» до клиента.

Выводы. Продажа шин, как бизнес – это совсем не легкий вариант заработка, который требует опытности в этом сегменте товаров, связей и умения продавать. Конкуренция и демпинг цен – это основные проблемы, которые не дают малому бизнесу в этом направлении деятельности расти и развиваться. Но все же зарабатывать можно, главное – это грамотный подход к делу.

Миллионы на колесах: как заработать на продажах шин Nokian

​Предприниматель Дмитрий Шматов из Санкт-Петербурга перестроил имевшийся у него автосервис в шинный центр под брендом Vianor в 2010 году. Вложения в 10 млн руб. (треть из которых компенсировал франчайзер) он отбил через два с небольшим года. Дважды в год, когда автомобилисты «переобуваются», ежемесячная выручка его шинного центра составляет около 1 млн руб., а вне сезона — в два раза меньше.

Читать еще:  Преимущества и недостатки гражданско-правового договора для предпринимателя.

Vianor в цифрах

$800 млн вложила Nokian Tyres в свой завод в России с 2005 года

1429 шинных центров по всему миру входит в сеть Vianor

411 центров Vianor работают в России

26% продаж компании Nokian Tyres приходится на Россию и СНГ

37,4 млрд руб. выручила ООО «Нокиан шина», которая торгует шинами Nokian в России, в 2014 году

Источник: данные компании, СПАРК

Взгляд франчайзера

Финский производитель шин Nokian Tyres обладает одной из крупнейших фирменных сетей по продаже шинной продукции в России, работающей под брендом Vianor. По данным компании, сейчас сеть насчитывает 411 шинных центров, из которых только два собственных, а остальные открыты по франшизе. В 2015 году открылось 35 точек, а прекратило работу 15.

По словам гендиректора «Nоkian Tyres Россия» Андрея Пантюхова, чтобы стать франчайзи, компании необходимо заплатить однократный вступительный взнос в 60 тыс. руб., а затем ежегодно платить взносы в маркетинговый фонд — 25 тыс. руб. Франчайзи заключают с Nokian Tyres договор коммерческой концессии сроком на пять лет. «Как правило, шинные центры по франшизе открывают люди с опытом работы в этом бизнесе», — объясняет Пантюхов в интервью РБК.

Требования к помещению шинного центра довольно жесткие, поскольку Vianor позиционирует себя как сеть премиум-класса. «Должно быть удобное для клиентов расположение, удобный подъезд, обязательно должна быть парковка и зона отдыха для клиентов», — перечисляет Пантюхов. Площадь торгового зала должна быть не менее 45 кв. м, склад — от 100 кв. м. Франчайзи должен согласовать с компанией внешнее и внутреннее оформление центра. Nokian Tyres рекомендуют партнерам несколько агентств, которые знакомы с требованиями, для выполнения отделочных работ.

«Инвестиции партнера могут быть небольшими — в пределах нескольких сотен тысяч рублей — и заключаться в апгрейде существующего шинного центра, — рассказывает Пантюхов. — Если же шинный центр строится с нуля, инвестиции могут составить от 40 млн до 100 млн руб. — в зависимости от формата, площади и количества постов для шиномонтажа». Чтобы помочь партнеру на старте, компания оказывает ему безвозмездную материальную поддержку в 500 тыс. руб. на первый открытый центр и до 2 млн руб. на последующие. Кроме того, Nokian Tyres за свой счет поставляет франчайзи вывески, торговое и шиномонтажное оборудование (оно остается в собственности франчайзера, и в случае расторжения договора франчайзи должен его вернуть или выкупить).

Nokian Tyres компенсирует франчайзи половину затрат на рекламу своих шин. Она бесплатно предоставляет униформу для продавцов и два раза в год бесплатно обучает их продажам. Кроме того, для маркетинговой поддержки франчайзи, за которую они и платят номинальные 25 тыс. руб., Nokian Tyres раздает им всякие приятные мелочи — авторучки с символикой Vianor, конфетки, солнцезащитные шторки для машин, скребки ото льда, маленькие пакеты, брелоки, ароматизаторы. «Сувенирная продукция бесплатно достается клиентам и пользуется у них большой популярностью», — рассказывает РБК франчайзи Vianor Дмитрий Шматов из Санкт-Петербурга.

Основное требование к франчайзи Vianor — обеспечить мультибрендовую линейку товаров для покупателя, в которой будут доминировать продажи Nokian Tyres. Так, новые партнеры в течение пяти лет должны нарастить долю как премиального (Nokian Hakkapeliitta, Nokian Hakka), так и среднего ценового сегмента (Nokian Nordman) до 60% от продаж шин в центре. Выбор других брендов в линейке партнерских шинных центров Nokian Tyres не контролирует, но они должны обязательно быть в наличии. «Мы можем продавать шины любых брендов, но в приоритете шины Nokian», — подтвердил РБК Александр Макаров, управляющий шинного центра Vianor в Междуреченске (Кемеровская область).

Кроме того, Nokian Tyres устанавливает минимальную рекомендованную цену продаж. Франчайзер проверяет центры на соответствие требованиям: присылает тайных покупателей, которые следят за ассортиментом, ценами и за тем, чтобы продавцы Vianor в первую очередь предлагали именно бренд Nokian.

Nokian Tyres не отслеживает финансовые показатели франчайзи: привести более 200 городов по России, где есть центры Vianor, к единому знаменателю невозможно, объясняет Пантюхов. Но компания исходит из того, что любой шинный центр должен продавать как минимум 1,5 тыс. шин в год, что обычно дает продажи около 8 млн руб. «Это минимальные уровни — у большого количества членов сети, особенно в крупных городах, обороты на порядок превышают эти цифры», — говорит Пантюхов.

Взгляд франчайзи

Коммерческий директор сети шинных центров Vianor в Барнауле Дмитрий Багинский считает, что работать с Nokian Tyres выгодно. «Они сами ищут партнеров в регионах и предлагают интересные условия сотрудничества», — рассказал он РБК. Первый центр под брендом Vianor в Барнауле Багинский открыл в 2008 году, переоборудовав существующий шиномонтаж, сейчас под его управлением четыре точки. Инвестиции в последний, построенный с нуля и открытый в декабре 2014 года, были около 60 млн руб. В нем на площади около 1 тыс. кв. м есть не только шиномонтаж, но и большой торговый зал, и склад.

Шматов из Санкт-Петербурга уже владел автосервисом, когда в 2010 году решил пристроить к нему шиномонтаж и магазин; поскольку земля, коммуникации и часть строений у него уже были, инвестиции не превысили 10 млн руб. Вернул он их через два с небольшим года работы. Александр Наконечный из Новосибирска говорит, что переоборудование существующего центра (без существенных строительных работ) обойдется в 1–2 млн руб., которые можно вернуть и за полгода.

Выручка шинных центров подвержена сезонности: в высокий сезон (март—апрель и октябрь—ноябрь), когда идет массовая «переобувка» автомобилей, она может в разы отличаться от показателей низкого сезона (остальные восемь месяцев в году). Шматов из Санкт-Петербурга говорит о 0,5 млн в низкий сезон и 1 млн руб. в месяц в высокий, а Багинский из Барнаула — о 2,5–25 млн руб. для шинного центра площадью 1 тыс. кв. м. Столь большая разница объясняется не только всплеском продаж шин и спроса на шиномонтаж. Олег Хрящев из подмосковного Дмитрова говорит, что конверсия покупателей новых шин в клиентов шиномонтажа достигает 90%. «Почти все, кто покупает шины, предпочитают там же их поставить, — рассказывает он РБК. — Но дополнительный заработок зависит от количества стоек шиномонтажа: если иметь только один пост, то всем клиентам нельзя предложить «переобуться». Представитель кировской компании «Регионшина» говорит о средней выручке центра Vianor в 2–3 млн руб. в месяц, Наконечный из Новосибирска — о колебаниях в 1,5–2,5 млн руб. в месяц. «В межсезонье шины вообще стоят, работают остальные товары», — говорит Хрящев из Дмитрова. По его оценкам, в низкий сезон «не шины» (масло, аксессуары, запчасти) могут приносить до 40% выручки — вдвое больше, чем в высокий сезон.

Наценку Nokian Tyres не контролирует. «В лучшие времена наша наценка составляет 10–15% к минимальной цене, — говорит Наконечный из Новосибирска. — Когда сезон заканчивается и многие остаются с остатками, начинается анархия по цене — праздник для клиента. Торговцы опускаются до 5%, а кто-то, наверное, продает и по закупочной цене». Шматов из Санкт-Петербурга рассказывает, что некоторые шинные бренды предоставляют рознице ретробонус в 10–15% от объема продаж. Магазины, зная, что гарантированно получат процент с продаж, продают такие шины по цене закупки.

Абсолютные значения прибыли ни один франчайзи Vianor назвать не захотел: большинство говорят о среднегодовом показателе в 10–15% выручки.

Увеличить маржинальность бизнеса позволяют дополнительные скидки от производителя. По словам Багинского из Барнаула, с определенного объема продаж («несколько тысяч шин в месяц») Nokian Tyres позволяет покупать шины напрямую с завода во Всеволожске, минуя дистрибьюторов, что существенно снижает издержки, поскольку за доставку шин платит производитель. «Снижение затрат на логистику позволило нам сэкономить 2,5% от стоимости закупки, которые мы платили за доставку дистрибьюторам», — говорит Багинский. Для партнеров, покупающих шины напрямую у компании, возможны и другие уступки, например отсрочка платежей.

Закупаться напрямую у производителя имеют возможность только крупные партнеры — от тысячи шин в месяц, сетует Шматов из Санкт-Петербурга. Впрочем, по словам Багинского, при меньших объемах это и невыгодно: «Фура предполагает объем от 800 до 1200 шин, при меньших объемах никакому производителю это неинтересно». Ограничений на объем и периодичность закупок у региональных дистрибьюторов (35 по стране) не существует. «В сезон — в октябре—ноябре и марте—апреле — можно делать закупки шин раз в неделю», — говорит Шматов из Санкт-Петербурга. Вне сезона он делает закупки обычно раз в месяц.

Большинство франчайзи легко соблюдают требование о 60-процентной доле продукции Nokian Tyres в продажах. В Междуреченске и Кирове доля финских шин доходит даже до 70%, но Наконечный из Новосибирска говорит, что в столице Сибири даже доля в 40% считается хорошим показателем. «В нашем регионе исторически процветали другие бренды, например Bridgestone», — поясняет он. По словам предпринимателя, в Nokian Tyres с пониманием относятся к отступлению от стандартов — конкуренция с другими брендами достаточно высока, а терять канал продаж никто не хочет.

По словам Хрящева из Дмитрова, большой плюс Nokian Tyres — расширенная гарантия на шины. «Мы бесплатно меняем или чиним шины независимо от характера повреждений: грыжа, разрыв, прокол, не подлежащий ремонту», — рассказывает он. Гарантия бессрочная, пока шина подлежит эксплуатации (высота протектора не ниже 4 мм). Все расходы франчайзи по гарантийным работам Nokian Tyres компенсирует.

Вот раньше была наценка!

Одной из главных сложностей в шинном бизнесе опрошенные РБК франчайзи назвали возросшую конкуренцию со стороны интернет-магазинов, которая привела к падению наценки на шины Nokian Tyres в несколько раз. «Лет шесть назад у нас наценка была и 40–50%», — признается Багинский из Барнаула. Кроме того, фирменные шинные центры начали терять клиентов из-за того, что продукция стала продаваться в гипермаркетах по минимальным ценам, отметили двое опрошенных РБК предпринимателей. «Гипермаркеты действительно «выжимают все соки» из предпринимателей, однако в случае с Nokian этот эффект менее заметен, поскольку компания контролирует минимальную цену на свою продукцию и там», — отмечает Шматов из Санкт-Петербурга.

Открытие магазина по продаже шин

В этом материале:

Количество автовладельцев в России увеличивается с каждым годом. По этой причине бизнес, который так или иначе связан с автопромом, привлекателен для инвесторов. Одно из направлений, представляющих интерес в этой отрасли, – торговля шинами и дисками. Создание подобного проекта сопряжено с риском быть вытесненным конкурентами, поэтому предпринимателю понадобится бизнес-план магазина автошин.

Резюме проекта

Цель инвестора – открытие магазина автомобильных шин в городе с численностью населения более 500 000 человек. Источник финансирования – собственные средства предпринимателя. Точка будет размещена в арендованном помещении площадью 100 м², из которых 60 м² выделено под торговый зал, а остальное пространство задействовано под склад.

Магазин расположен в густонаселённой части города около оживлённой проезжей части. Рядом имеется небольшая парковка на 4 автомобиля. График работы – с 9.00 до 20.00 без выходных дней. Основной источник прибыли – продажа автомобильных шин разных производителей и модификаций. Дополнительный источник дохода – торговля дисками и колпаками, аксессуарами.

Особенности шинного бизнеса

Современный шинный бизнес уже не тот, что был ещё 15 лет назад. Сегодня эта ниша переполнена конкурентами, причём многие предприниматели предпочли онлайн-продажи реальному магазину. Нынешние потребители ценят своё время, поэтому чаще заказывают покрышки через интернет.

Читать еще:  Владелец бутика как посредник и советчик

Чтобы выжить в условиях жёсткой конкуренции, придётся представить в магазине огромный ассортимент шин, а это требует больших денежных затрат. Второй путь достижения успеха – создание интернет-магазина как дополнительного инструмента для поиска клиентов и увеличения продаж. Третий вариант – открыть на одной территории магазин шин и шиномонтаж.

Преимущества шинного бизнеса:

  • востребованность товара;
  • средний чек с одной продажи – 15 000 рублей;
  • постоянный и стабильный доход.

К недостаткам проекта относится большой размер стартовых вложений и влияние фактора сезонности.

Анализ рынка: целевая аудитория, оценка конкуренции и рисков

Перед тем как предпринять первые шаги на пути к реализации цели, нужно провести маркетинговое исследование. Важно выяснить, каков спрос на покрышки в конкретном регионе. В крупных городах сосредоточено большое количество владельцев авто. Каждому из них приходится покупать новые шины с частотой 1 раз в 2 года, когда старые изнашиваются. Диски приобретают несколько реже, так как их в большинстве случаев удаётся отремонтировать.

В городе с численностью населения 500 000 человек зарегистрировано и находится в эксплуатации около 100 000 транспортных средств. При наличии даже 10 конкурентов на каждого приходится 10 000 потенциальных клиентов, то есть 5 000 продаж в год. Это значит, что каждый магазин сможет реализовывать ежедневно до 13 комплектов покрышек. Это очень высокий показатель, учитывая величину среднего чека.

К целевой аудитории относятся владельцы транспортных средств, проживающие в городе. Из них 60% – мужчины и 40% – женщины. Это люди со средним доходом разной возрастной категории. Большая часть ЦА использует свой автомобиль для заработка – это таксисты, торговые агенты, мерчендайзеры, работники крупных компаний. Примерно 10% ЦА – владельцы внедорожников. Это люди с высокими доходами.

К основным рискам проекта относятся:

  • расторжение договора аренды;
  • снижение покупательской способности населения;
  • повышение закупочной стоимости шин;
  • стихийное бедствие, пожар и другие чрезвычайные происшествия;
  • появление новых конкурентов в городе.

Организация бизнеса по продаже шин по шагам

Организационный план включает несколько этапов работы. Первый шаг – это легализация деятельности. После получения статуса предпринимателя можно заняться поиском помещения под магазин, закупить оборудование. Далее предстоит найти поставщиков покрышек, составить основные категории товаров, сформировать ассортимент и сделать закупку. Подбор персонала и запуск торговой точки – завершающий этап работы.

Легализация бизнеса

Для магазина по продаже шин подойдёт организационная форма ИП. Для постановки на учёт нужно прийти в налоговую инспекцию по месту прописки и подать заявление по форме Р21001. С собой иметь документы:

  • паспорт с копиями всех страниц;
  • ИНН и копию;
  • квитанцию, подтверждающую факт уплаты госпошлины (800 рублей).

Чтобы к предпринимателю была применена упрощённая система налогообложения, по которой доступны ставки 6% от дохода или 15% от разницы между доходами и расходами, придётся написать соответствующее заявление. Если этого не сделать в течение 30 дней с момента подачи документов, бизнесмен окажется на общей системе налогообложения, которая отличается более сложной отчетностью.

Внимание! В случае торговли шинами и дисками лучше выбрать налоговую ставку 15% от прибыли, так как наценка на этот товар небольшая – от 15 до 30%.

Во время подачи документов нужно выбрать и указать коды ОКВЭД из классификатора видов деятельности. Для магазина шин подходит 45.32.2 – «Розничная торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями».

Поиск помещения

Главное требование к помещению под магазин – это удачное расположение, вблизи оживлённых магистралей, на виду у автовладельцев. Покрышки и диски – товар крупногабаритный, поэтому понадобится много места не только для оформления витрины, но и для хранения запаса шин. С другой стороны, чем больше площадь, тем дороже аренда. Здесь важно найти золотую середину.

Договор аренды нужно заключить на длительный срок – внезапное его расторжение нанесёт ущерб предпринимателю. Следующий шаг – получение разрешения на эксплуатацию здания от СЭС и пожарной службы. Этот процесс может занять от 1 до 2 месяцев.

Покупка торгового оборудования

Для размещения крупного и тяжёлого товара потребуются специальные стеллажи и полки. Их устанавливают вдоль стен или рядами так, чтобы разместить как можно больше товара. Помимо этого, понадобится кассовый аппарат, стол или стойка для администратора, стул. Для обеспечения хорошего освещения придётся установить дополнительные светильники. На потолок подойдут растровые накладные, их понадобится 8–10 штук. Для ведения учёта будет нужен хотя бы простенький ноутбук.

Поиск поставщиков и формирование ассортимента

Важно найти надёжных поставщиков покрышек, готовых сотрудничать с начинающими предпринимателями, которые не могут сразу закупить крупную партию товара. Владелец бизнеса должен выяснить, какие позиции пользуются спросом у автомобилистов, а какие не востребованы.

В ассортимент магазина нужно включить покрышки разных производителей, в том числе отечественных, так как они доступны по цене. Шины отличаются сезонной принадлежностью, размерами, высотой профиля, рисунком протектора. Каждый из вариантов должен быть доступен клиенту. Отдельная категория товаров – это покрышки для внедорожников, которые подразделяются на группы:

Внимание! Не стоит закупать неходовые позиции. Их можно привозить под заказ. Такая стратегия позволит избежать залёживания товара на складе.

Персонал

В магазин на должность продавцов лучше взять молодых мужчин, которые хорошо разбираются в покрышках. Хорошо, если они имеют опыт работы в торговле автомобильными запчастями. Понадобится 2 продавца и 2 грузчика, работающие по графику 2/2. Административную должность займёт владелец бизнеса, а ведение бухгалтерии можно отдать на аутсорсинг. Для поддержания чистоты в магазине нужна уборщица.

Реклама и маркетинг

Для привлечения клиентов в магазин придётся регулярно вкладывать деньги в рекламу. Перед открытием салона покрышек нужно заказать яркую вывеску. Неплохих результатов можно достичь, раздавая флаеры в местах скопления целевой аудитории – на парковках супермаркетов, на оживлённых перекрёстках. Размещение объявлений о продаже шин на досках объявлений в интернете также поможет стабильно находить новых клиентов.

Самый лучший способ продвижения – это сарафанное радио. Оно заработает, если цены на товар в магазине будут оставаться на приемлемом уровне. Лучше заработать меньше, но быстрее продать товар, чем завысить стоимость и потерять клиента.

Создание сайта и торговля через интернет

Продажа шин онлайн – отличная идея для бизнеса. Параллельно с реальной торговой точкой стоит создать интернет-магазин, в котором будет представлен весь ассортимент покрышек с подробным описанием и характеристиками. Цены на товары на онлайн-площадках ниже, чем на рынках или в салонах, так как на поддержание платформы не понадобится тратить много денег. По этой причине люди охотно делают заказы в интернете.

Создание собственного сайта займёт не больше 1 месяца. За это придётся заплатить около 60 000 рублей. Для продвижения магазина нужно нанять специалиста, который будет настраивать рекламу в Яндекс Директ, чтобы потенциальные клиенты могли попасть на сайт. Ежемесячные расходы на поддержание проекта составят 25–30 тысяч рублей.

Финансовые расчёты

В финансовом разделе бизнес-плана содержатся расчёты, на основании которых легко выяснить, насколько эффективным окажется проект. Предприниматель должен сопоставить ожидаемые доходы с постоянными расходами магазина, определить рентабельность продаж и срок выхода на точку безубыточности.

Инвестиции в проект

Расходы на открытие магазина шин включают траты на:

  • регистрацию ИП – 800;
  • обустройство помещения – 50 000;
  • покупку торгового оборудования – 60 000;
  • закупку ассортимента товаров – 1 000 000;
  • рекламу – 25 000.

Всего: 1 135 800 рублей.

Текущие расходы

Ежемесячные расходы на поддержание бизнеса включают такие статьи:

  • аренда помещения – 50 000;
  • фонд оплаты труда – 90 000;
  • оборотные средства – 500 000;
  • аутсорсинг – 8 000;
  • реклама – 10 000;
  • налог – 15% от прибыли.

Итого: 658 000 плюс налог.

Доходы магазина шин и расчёт ожидаемой прибыли

Средний чек магазина покрышек – 15 000 рублей. При условии совершения всего 2 продаж в день выручка торговой точки за месяц составит 15 000 х 2 х 26 = 780 000 рублей. Для определения чистой прибыли от этой суммы нужно отнять ежемесячные расходы и налоговые отчисления. Произведём расчёты:

  • 780 000 – 658 000 = 122 000 – разница между доходами и расходами магазина;
  • 122 000 х 0,15 = 18 300 – налог (15% от разницы между доходами и расходами);
  • 780 000 – 658 000 – 18 300 = 103 700 рублей – чистая прибыль торговой точки.

Как видно по расчётам, продажа шин – экономически оправданная бизнес-идея. Совершая больше чем 2 продажи в день, можно ожидать увеличения прибыли в 1,5–3 раза. Срок окупаемости проекта составит 8–16 месяцев в зависимости от количества успешных сделок.

Открытие магазина по продаже покрышек требует значительных финансовых вложений, основная часть которых пойдёт на формирование ассортимента товаров. Проект довольно сложный в реализации и сопряжён с большим риском ввиду высокой конкуренции. Чтобы выделиться на фоне уже действующих магазинов в городе, придётся проявить гибкость. Один из вариантов – открыть рядом с торговой точкой шиномонтажную мастерскую. В таком случае клиенты получат возможность сразу установить новые покрышки на свой автомобиль.

3 способа продавать шины через интернет или Как начать шинный бизнес?

  • Как начать шин­ный биз­нес без капи­таль­ных вло­же­ний?
  • Начать про­да­вать шины через интер­нет!

Биз­нес пла­ном не назвать, но 3 спо­со­ба, как про­да­вать шины через интер­нет и вый­ти на уро­вень интер­нет мага­зи­на я знаю и готов с вами поде­лить­ся.

  • Поче­му выгод­но про­да­вать шины через интер­нет?
  • Поче­му в прин­ци­пе выгод­но тор­го­вать шина­ми?
  • Как про­да­вать шины через интер­нет?

Если идея о про­да­же шин вас не поки­да­ет и вы гото­вы к кон­крет­ным дей­стви­ям, тогда начать сто­ит с поис­ка постав­щи­ков в вашем реги­оне. Кро­ме шин, ассор­ти­мент мож­но рас­ши­рить дис­ка­ми, как интер­нет мага­зин дис­киплюс.

Про­дам базу постав­щи­ков авто­мо­биль­ных шин со всей Укра­и­ны, но пре­иму­ще­ствен­но с Кие­ва. Более 80 ком­па­ний зани­ма­ю­щих­ся опто­вой про­да­жей шин в Укра­ине, заин­те­ре­со­ван­ным в покуп­ке, пиши в ком­мен­та­рии.

Постав­щи­ки есть, шины про­да­вать гото­вы, нуж­ны пер­вые кли­ен­ты. Воз­мож­но у вас уже появи­лась точ­ка про­даж на рын­ке или неболь­шой склад для пред­про­даж­но­го хра­не­ния — это все­гда при­го­дить­ся.

Пер­вый спо­соб для тех, кто не име­ет еди­но­го свод­но­го прай­са авто­шин, а зна­чит не может раз­ме­стить его на сай­тах срав­не­ния цен.

Воз­мож­но вы поду­ма­ли, что я пред­ло­жу вам про­да­жу через авто­фо­ру­мы, но нет. Как по мне, это зани­ма­ет мно­го вре­ме­ни, так как форум­чане обыч­но пишут в теме, но не зво­нят на мобиль­ный, что не все­гда удоб­но и акту­аль­ность сооб­ще­ний через день уга­са­ет на гла­зах.

Про­да­жа авто­шин через дос­ки объ­яв­ле­ний — как сде­лать это пра­виль­но?

Возь­мем для при­ме­ра Slando, кото­рый теперь стал OLX. У вас фор­ми­ру­ет­ся заказ у постав­щи­ка на постав­ку пар­тии шин для сво­ей точ­ки про­даж или вы нашли пози­ции в прай­сах, кото­рые вы може­те выгод­но про­дать, наши даль­ней­шие дей­ствия.

Созда­е­те объ­яв­ле­ние. Заго­ло­вок обще­го харак­те­ра, что вы про­да­е­те авто шины в горо­де N. В теле объ­яв­ле­ния може­те ука­зать раз­ме­ры и опре­де­лен­ные моде­ли с цена­ми, кото­рые име­ют акту­аль­ность на 2–3 дня или неде­лю. После чего заку­па­е­те услу­гу, что бы ваше объ­яв­ле­ние было пер­вым в спис­ке, когда поль­зо­ва­тель будет искать шины в вашем горо­де.

Мож­но сде­лать несколь­ко объ­яв­ле­ний для раз­ных горо­дов или кате­го­рий. Боль­шую роль игра­ет пра­виль­но сфор­му­ли­ро­ван­ный текст объ­яв­ле­ния, кото­рый побу­дит потен­ци­аль­но­го кли­ен­та позво­нить и узнать подроб­ней ваш ассор­ти­мент.

Про­да­жа авто­шин через прайс, если у вас нет нор­маль­но­го сай­та.

Читать еще:  Эксперты рассказали, как правильно выбрать питьевую воду в бутылках

Вы зна­е­те, что при­мер­но поло­ви­на, как мне кажет­ся, поль­зу­ет­ся сай­та­ми срав­не­ния цен, что­бы купить по выгод­ной цене. Если вы соглас­ны с мои­ми пред­по­ло­же­ни­я­ми, а ваши постав­щи­ки отправ­ля­ют вам прай­сы, но удив­ля­ют­ся, что вы не дела­е­те заку­пок — читай­те даль­ше.

Для того, что бы обра­бо­тать прай­сы постав­щи­ков с шина­ми есть несколь­ко про­грамм, кото­рые про­да­ют­ся в интер­не­те. Напри­мер я когда-то рас­смат­ри­вал E‑Trade PriceList Importer, тести­ро­вал, но не испы­ты­вал.

Для более серьез­ных про­ек­тов реко­мен­дую исполь­зо­вать CRM систе­мы, кото­рые обыч­но арен­ду­ют для рабо­ты с прай­са­ми постав­щи­ков, база­ми кли­ен­тов, ста­ти­сти­кой про­даж и ана­ли­зом эффек­тив­но­сти рабо­ты.

Когда вы полу­чи­ли воз­мож­ность фор­ми­ро­вать прай­сы всех ваших постав­щи­ков в один еди­ный спи­сок с самы­ми выгод­ны­ми цена­ми, то нач­ни­те раз­ме­щать ваш прайс на соот­вет­ству­ю­щих сай­тах, еже­днев­но обнов­ляй­те его и зали­вай­те для сво­бод­но­го досту­па на ваш сайт визит­ку. Есть сай­ты, где вы може­те раз­ме­стить свой прайс бес­плат­но, но попу­ляр­ность таких сай­тов, поче­му-то не так высо­ка, как у плат­ных.

Про­да­жа шин через интер­нет мага­зин — что может быть про­ще?

Когда вы испро­бо­ва­ли пер­вый спо­соб про­да­жи шин через интер­нет с помо­щью досок объ­яв­ле­ний, со вре­ме­нем уве­ли­чи­ли обо­ро­ты нача­ли более уме­ло рабо­тать с прай­са­ми. Настал более совер­шен­ный спо­соб тор­гов­ли шина­ми в интер­не­те — с помо­щью интер­нет мага­зи­на авто­шин.

Если вы уже явля­е­тесь вла­дель­цем интер­нет мага­зи­на авто­шин, то не нуж­но пре­не­бре­гать пер­вы­ми дву­мя спо­со­ба­ми.

Так как кон­текст­ная рекла­ма хоро­ша лишь в уме­лых руках, бан­нер­ная рекла­ма не все­гда оку­па­ет­ся даже на 30%.

Что ска­зать о выше пере­чис­лен­ных спо­со­бах? Все про­сто, как колес­ный болт, глав­ное не пере­тя­нуть.

Более подроб­ное обсуж­де­ние темы о про­да­жах авто­мо­биль­ных шин с помо­щью ком­мен­та­ри­ев.

“Лучше б/у “премиум”, чем новый китайский “бюджет”. Продавец подержанных шин и дисков – о своем бизнесе

При покупке шин, а тем более дисков многие автолюбители сталкиваются с настоящей дилеммой: продукция именитых производителей стоит приличных денег, но покупать “китай”, пусть и новый, не хочется. Так появляется третий вариант: шины, диски хорошего уровня, но подержанные. А раз есть спрос, будет и предложение!

Достаточно проанализировать объявления о продаже шин и дисков, чтобы убедиться в том, что даже подержанный “премиум” в цене: хороший комплект будет стоить не дешевле новых, но бюджетных аналогов. Откуда берется эта “бэушка”, чем определяется ее стоимость, кто ее покупатели? За ответами мы отправились… Нет, не на рынок, а в один из поселков под Минском, где продают как раз такие колеса.

На входе – шиномонтажный станок. В самом помещении расположен склад. Все аккуратно, но главное – сам товар. Диски сверкают, резина вычищена до блеска. Считай, новьё! Шины, впрочем, с разным остаточным протектором, но видно, что ухоженные.

– Даже если эти комплекты немытые, они выглядят достаточно прилично. Потому что такой грязи, как у нас, на европейских дорогах нет. Ну и возможности, технические и материальные, позволяют немцам ухаживать за колесами, – объясняет наш собеседник – индивидуальный предприниматель Виктор.

– Эти колеса – из Германии. Принцип такой. Часть автомобилей автохаусы реализуют через аукционы, соответственно диски и шины – второй сезонный комплект, зимний или летний, – также продаются через них. Например, лизинговые автомобили всегда имеют второй комплект колес. Иногда они даже совершенно новые: куплены, но не использованы. Кто-то не пользовался этими колесами – не ездил зимой, они несколько лет пролежали в гараже, а когда срок лизинга закончился, машина продается вместе с ними.

– То есть для компаний, которые продают машины, это тоже сопутствующий бизнес?

– Конечно. Это солидные деньги. Например, для Audi Q7 нынешнего поколения комплект “двадцатых” колес у “официалов” стоит 5600 евро. Свежий б/у комплект будет заметно дешевле, но тоже хорошие деньги. В итоге это выгодно всем: и тем, кто занимается перепродажей, и тем, кто покупает хорошие колеса намного дешевле новых.

– А что влияет на оценку б/у резины? Возраст, остаток протектора?

– Возраст не имеет первостепенного значения. Качественные шины не имеют ограничения на использование, даже в Германии. Специально разговаривал с немецким инженером DEKRA. Единственное ограничение по шинам – для прицепов. Если вы хотите ехать с прицепом по автобану с разрешенной скоростью 100, вам для этого надо приехать в DEKRA с шинами, которые не должны быть старше шести лет. Но на покрышки для автомобиля таких ограничений нет. Более того, если взять 10-летнюю шину, то у нее износостойкость гораздо выше, чем у современной новой шины. Возможно, это связано с экологией, чтобы их проще было утилизировать.

– Как оценивается тогда ценность б/у шины?

– По остаточному рисунку, а возраст значения не имеет. Люди ездят на шинах, которым 13-15 лет, – и они служат. Стоит Pirelli 2002 года выпуска – и ничего. А новая китайская шина значительно хуже любой старой европейской. Значительно. Если не брать ценовую категорию, которая близка к премиум-классу, – в Китае ведь тоже разные производители. Но если говорить о дешевых китайских, российских покрышках, они уступают даже старым шинам премиум-класса.

– А как же разговоры о том, что покупать б/у резину чревато? Сколько рассказов, фотографий, как ее перевозят, хранят.

– Но разные же есть продавцы! У всех разные источники поставки. Кто-то возит только шины. Правда, сейчас уже, насколько я знаю, лицензии на ввоз б/у шин не выдают и не обновляют. Сейчас можно привезти только колеса в сборе как запчасть, а это уже немного другая история.

Много людей занимается б/у шинами, но делают это по-разному. Одни закупают их в солидных проверенных центрах, ответственно подходят к вопросам перевозки и хранения. Другие берут все подряд, сбивают в комплекты/пары и везут, только бы больше влезло. Соответственно качество таких шин оставляет желать лучшего.

– А вы работаете только с именитыми брендами?

– Вышло так, что мы в основной массе работаем с колесами для всей линейки моделей Audi, при этом мы говорим о современных моделях, машинах до 5 лет. Q3, Q5 не очень интересны в плане бизнеса – другое дело Q7, A7, A8, а эти автомобили на конвейере комплектуются только брендовыми шинам.

Более того, они могут оснащаться омологированными шинами – доработанными производителями именно под эти автомобили. Точно так же омологированные шины заказывают Mercedes, BMW, Porsche. Они совсем другого качества, если сравнивать с обычными моделями, купленными просто в магазине.

– Выходит, что и диски только оригинальные?

– “Оригинал” или просто очень хороший бренд. Ведь приличные производители (BBS, Ronal, Borbet) производят диски как для конвейера, так и для вторичного рынка. Более слабые производители (RIAL, AEZ, Dezent) – это все равно приличное качество. Самое главное, что они все допущены к эксплуатации. Например, если в Германии вы захотите поставить себе неоригинальные диски, вы должны поехать в DEKRA, согласовать с ними вылет, ширину. И обязательно должен быть значок, что эти диски допущены. Это касается всех автомобильных деталей и аксессуаров.

– Ваши клиенты – владельцы дорогих машин?

– Нет, это люди совершенно разные. Не все могут себе позволить новые брендовые шины. Автомобилей-то с большими колесами стало много, в покупке они доступны, а на колеса уже не хватает. С другой стороны, среди клиентов есть покупатели новых или свежих машин, которые тоже готовы брать б/у колеса. А почему бы и нет, если они могут взять тот же “оригинал”, только вдвое дешевле?

У нас есть свой сегмент покупателей, которые не доверяют новому дешевому, которые уже, может, когда-то с этим столкнулись и доверяют хорошей “бэушке”. Качество шин, производимых в России, оставляет желать лучшего. Те автомобили, которые куплены в России, как правило, укомплектованы такими шинами. Нареканий на них много. И владельцы недовольны, и износ не всегда равномерный. Ну не знаю, возможно, это еще связано с эксплуатацией…

– На что клиенты ориентируются при выборе? Стоимость, качество? Год выпуска, остаток протектора?

– В большей степени на остаток протектора. Но люди зачастую даже не знают, сколько производитель дает для новой шины. Для летних это 6-7 миллиметров, для зимних – 9-10. Есть же индикаторы износа, которые указывают на то, можно еще эксплуатировать шину или нет. Мы продаем разные шины. Есть, например, зимние с остатком 4 миллиметра, которых хватит на один сезон. И на них тоже есть свой покупатель.

– Конфликтные ситуации бывают?

– Имя дороже любой прибыли. Это выражается в том, чтобы людей не обманывать. В первую очередь продать человеку то, что ему нужно, и не утаивать недостатки. Поэтому и рекламаций у нас нет. Лишь однажды был продан комплект колес, по которому возник вопрос. Проездив зиму, владелец менял шины и обнаружил латку. Он привез эту шину нам. Если мы продаем колеса в сборе, то их не разбираем, поэтому латку не видели.

– А разве латка – это такая большая проблема?

– Немцы такие шины уже не эксплуатируют. Но, конечно, прокол не самая большая проблема в принципе. Куда хуже, когда шина имеет боковой порез, порваны нити корда.

– А какие вопросы имеются с б/у дисками?

– Самая большая проблема в том, что со временем их внутренняя кромка затачивается и может повредить внутреннюю часть шины. Вот деформации можно не бояться. Оригинальные диски очень тяжело повредить. Они очень стойкие к механическим воздействиям, ударам. Понятно, что предел запаса прочности есть и у них. Во всяком случае они выдерживают гораздо большие нагрузки, чем те дешевые диски, которые повсеместно встречаются на рынке. То же самое касается и стальных дисков.

Были случаи разочарования, когда человек покупал хороший автомобиль, ему казалось, что у него хорошие колеса, а оказывалось, что диски – китайская реплика. То есть продавцы просто снимали оригинальные колеса и ставили откровенную дешевку.

Народ хочет избавиться от этих “поделок”, очень часто предлагают поменяться. Но звучит это в контексте “мне не нравится дизайн”. То есть люди понимают, что диски откровенно плохого качества, шины могут быть с дефектами… Наверное, менталитет у нас такой: предлагают заведомо некачественные или испорченные вещи, утаивая их недостатки…

– Если оценивать этот вид бизнеса, насколько сложно в нем работать?

– Заниматься им можно, потому что товар качественный, востребованный. Людей не останавливает даже наша удаленность от города. Если человек приехал после “Малиновки” и “Ждановичей”, он уже все видел, имеет возможность сравнить те предложения с нашим – и делает выбор.

Наверное, рынки уже умерли сами по себе. Они себя изжили. Кто-то по старинке сидит там, скорее в большей степени потому, что нет своих площадей. Им все равно надо арендовать площади, склады, торговые точки. Если все это надо, то почему бы не на рынке? А у нас свои площади. Мы выигрываем в этом плане, где-то и по ценнику можем подвинуться, потому что не надо оплачивать аренду.

– Часто предприниматели говорят о том, что в нашей стране работать невозможно: душат налогами, проверками.

– Никаких неудобств не испытываю. Мне кажется, сейчас малому бизнесу вообще все карты в руки, только желание надо. И “гаражнику” любому можно легализоваться, платить налоги. Не так много надо. Все настолько упрощено, что проблем никаких не вижу. Уплата налогов, таможенных платежей – и все.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector