Как организовать свои курсы в 2017 году

Как организовать свои курсы в 2017 году

Как открыть образовательные курсы

С юридической точки зрения в онлайн-образовании есть несколько тонкостей, которые отличают его от традиционного бизнеса. Рассказываем, как открыть курсы по обучению без лицензии, зарегистрировать бизнес, выбрать схему налогообложения и не получить штрафы.

Общая схема процесса

Чтобы открыть курсы без лицензии, нужно пройти несколько шагов.

  1. Решить, как взаимодействовать с другими экспертами.
  2. Зарегистрироваться в налоговой — выбрать, как вы будете работать, как индивидуальный предприниматель или как ООО.
  3. Выбрать схему налогообложения — их несколько, если сразу выбрать неправильную, то налогов получится очень много.

Самый важный — первый пункт. Именно он подсказывает, как открыть курсы, но не получать лицензию на образовательную деятельность.

Взаимодействие с экспертами

Основной нормативный акт, который регламентирует получение образовательной лицензии — ФЗ-273 «Об образовании в Российской федерации». В п.2 ст.91 закона сказано:

  • Если у вас организация, которая ведет образовательную деятельность — лицензия нужна;
  • Если вы индивидуальный предприниматель, который занимается образовательной деятельностью лично — то такая лицензия не потребуется.

Фактически, проводя вебинары даже на огромную аудиторию, вы ничем не отличаетесь от обычного школьного репетитора, который ведёт частную деятельность. Главное — не нанимать других преподавателей и не обещать студентам дипломов государственного или другого образца. Памятное письмо об окончании занятий выдать можно.

Что делать, если вы хотите привлечь в школу других преподавателей? Юридический лайфхак — не оформлять их по трудовому договору. Проще всего написать договор между двумя ИП, один из которых проводит для другого некие информационные и консультационные услуги в форме тренинга, вебинара или мастер-класса.

Но это работает не со всеми нишами. Например, если вы ведёте школу по валянию из шерсти, проблем скорее всего не возникнет. Если же решили открыть курсы для школьников и готовить их к ЕГЭ — есть вероятность жалобы в налоговую или комитет по образованию.

Проконсультируйтесь с юристом по образованию перед привлечением других преподавателей. Изучите нормативную базу — возможно, в вашей сфере действуют другие нормы права.

Лайфхак — вы можете обратиться в органы образования вашего региона с вопросом, как открыть образовательные курсы в вашей нише и нужна ли для этого лицензия. Делать это нужно письменно — если после запуска придёт проверка, ответ управления Рособрнадзора будет аргументом вашей добропорядочности.

ИП или ООО

Разница между этими двумя статусами огромная. Если вы решили сразу открывать большую онлайн-университет с множеством курсов, направлений, преподавателей и сотрудников — возможно, стоит подумать об ООО. Придется вкладывать деньги, долго получать лицензию на образование, назначить генерального директора и бухгалтера и платить им зарплату. Тратить деньги из бизнеса просто так не получится — на личный счёт вы сможете выплачивать дивиденды например, раз в квартал — только тогда деньги станут вашими. ООО — это не очень выгодно, если вы планируете открыть учебные курсы впервые.

У статуса индивидуального предпринимателя всё проще. Документы для регистрации практически не нужно — достаточно паспорта и ИНН. Если будете регистрировать онлайн через сайт налоговой, то даже пошлину платить не придётся.

Тратить деньги с расчётного счёта ИП может на любые нужды. Просто оформите расходную карту — такая услуга есть практически в любом банке, которые работает с бизнесом — и покупайте всё что нужно с неё. Для новой онлайн-школы мы рекомендуем формат ИП.

Из обязательных платежей только страховые и пенсионные взносы раз в год — в зависимости от региона это около 35 тысяч рублей в месяц. Еще придётся потратиться на бухгалтерию — воспользуйтесь онлайн-сервисами. Минимальные тарифы начинаются от 4 тыс. в год. Посмотрите на Эльбу, Точку и аналоги — условия примерно одинаковые, выбирайте тех, с кем вам комфортнее. Чтобы принимать деньги, нужна онлайн-касса. Решений на рынке много. Начните с инструмента от Яндекса — там прозрачные условия с комиссией за каждый платеж.

Как открыть ИП

Вы можете встать на учет как индивидуальный предприниматель как очно в налоговой инспекции, так и онлайн.

Через сайт налоговой

Вам нужен личный кабинет налогоплательщика. Получить доступ к нему можно через аккаунт «ГосУслуг» или обратившись в налоговую по месту пребывания или регистрации — логин и пароль обычно выдают в течение 10-15 минут.

Зайдите на страницу регистрации ИП и следуйте инструкции. Придётся сначала сформировать электронную подпись — иногда сервис делает это несколько дней. Дождавшись ЭП, внесите требуемые данные из паспорта и ИНН, сайт выдаст свидетельство о регистрации. Платить пошлину через регистрации онлайн не нужно.

Посмотрите на сайте налоговой, есть ли в вашем регионе возможность купить патент — это способ сократить налоги до определенной ежегодной суммы

Отнести документы лично

Зарегистрироваться можно в налоговой инспекции по месту регистрации или пребывания. Альтернатива — многофункциональный центр государственных услуг вашего города.

Принесите туда:

  • Копию и оригинал паспорта — все страницы;
  • Заявление о постановке на учет индивидуального предпринимателя — шаблон дадут на месте, или скачайте на сайте налоговой;
  • Квитанция об оплате госпошлины за регистрацию;

Укажите в заявлении код ОКВЭД — 85.41.9 (Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки).

Добавьте в заявление требование о постановке на упрощенную систему налогообложения — это наиболее подходящая система для онлайн-школы с 6% налога на доход.

Через три дня после подачи заявления можете забрать свидетельство о регистрации.

Что важно знать о лицензии — есть три варианта

Возможно, это будет повторение, но лицензия на образовательную деятельность — действительно самый важный момент в открытии онлайн-школы. Если вы начали работать, постоянно проверяйте, нет ли нарушения.

Есть три варианта законной работы, которые могут подойти:

Юрлицо и лицензия

У вас есть образовательная программа, уроки которые проводятся определённое количество учебных часов. Есть фиксация в учебном плане, предполагается определенный результат, который проверяется некой аттестацией. Для всего этого необходимо зарегистрировать ООО и получить образовательную лицензию. Какие курсы можно открыть предпринимателю в таком случае — практически любые, в том числе выдавать дипломы и переквалификации специалиста.

ИП и лицензия

Вы работаете как индивидуальный предприниматель, у вас есть образовательная программа, но вы не привлекаете других преподавателей к работе. Диплом гособразца не выдаётся, нет заявлений о переквалификации специалистов. Лицензия не нужна, но с оговорками в зависимости от специфики преподавания.

ИП без лицензии

У вас нет образовательный программы, вы проводите мастер-классы, точечные практические задачи. Нет дипломных работ, вы не выдаёте удостоверения о том, что прошедший курс обязательно овладел неким навыком и может работать.

Лицензия не нужна. Вы не имеете права позиционировать себя как образовательное учреждение.

Обратите внимание, как преподносятся в пряничной школе преподаватели — как дополнительные эксперты, отдельные точечные мастер-классы

На что обратить внимание при разработке сайта

У юристов часто интересуются, что еще нужно, чтобы открыть курсы по обучению чему либо. Отнеситесь внимательно к двум законам — о рекламе и о персональных данных.

Ссылайтесь на исследования и опросы

Когда вы размещаете на сайте некие утверждения, вы должны быть готовы их подтвердить. Например, нельзя просто так сказать, что у вас лучшая школа по выпечке тортов в мире. Если конкурент прочитает это, то он может обратиться в ФАС с заявлением о нарушении закона о рекламе. И будет прав.

Чтобы избежать этого, необходимо поставить нелюбимую всеми звёздочку после утверждения и пояснить — самая лучшая по версии исследовательского агентства NoName по итогам опроса в таком-то году. Когда будете смотреть телевизор, обратите внимание на рекламу — это довольно частый приём в маркетинге.

Но лучше обойтись без утверждений в превосходной форме. В рекламе намного лучше работают кейсы и социальные доказательства, чем голословные утверждения.

Разместите политику конфиденциальности

Если вы собираете персональные данные пользователей, то вам необходимо запросить разрешение на их использование. Разработайте самостоятельно или закажите у юриста политику конфиденциальности. Оставьте ссылку на неё под формой сбора контактов, сделайте так, чтобы данные не отправлялись без галочки-согласия с этой политикой.

Если вы пользуйтесь готовыми шаблонами в сервисах для онлайн-образования, стандартизированная политика конфиденциальности уже размещена на странице. Если её нет — обязательно напишите её.

Будьте аккуратнее

С юридической точки зрения ведение онлайн-школы ничем не отличается от обычного индивидуального предпринимательства.

  • Вовремя платите налоги и сдавайте отчётность — в этом помогут автоматизированные сервисы;
  • Принимайте деньги через онлайн-кассу;
  • Не нанимайте других преподавателей по трудовому договору.

Если вы решили стать продюсером онлайн-курсов, то лицензия на образовательную деятельность вам также не нужна. Заключайте с экспертами-ИП договор на оказание услуг по продвижению и распространению информации — проблем быть не должно. Но в сложных и спорных ситуация советуйтесь экспертами.

Больше полезной информации об открытии бизнеса в онлайн-образовании узнайте на нашем мастер-классе. Регистрируйтесь, это бесплатно.

Будьте осторожны!

Чтение этого блога может кардинально изменить вашу жизнь.

Знаю все! Как открыть курсы по обучению?

Актуальность

Ещё в 80-х годах прошлого столетия, открывать курсы обучения было убыточно. Однако времена меняются, сегодня, чтобы заработать на хлеб насущный, часто приходится переквалифицироваться, как говорится, прямо на ходу. Например, более 50% служащих, тех, кому за 40 не умеют обращаться с компьютером даже на элементарном уровне. А тут, в один прекрасный день, руководство учреждения решило перейти с бумажных на электронные носители информации.

Читать еще:  Ландшафтные работы

А что делать данному служащему, увольняться с прибыльной работы или за, даденных руководителем несколько недель постараться овладеть компьютером на элементарном уровне? Вы скажете, что для этого существуют дети! Да. Если речь шла бы о нескольких месяцах, то сын или дочь обучили бы маму или папу компьютерной грамоте. А что если уже через 10 дней нужно овладеть, например, 1с а сын рядовой пользователь? Ему самому понадобится 1-2 суток, чтобы разобраться в данной программе, а потом как-то постараться объяснить родителю. В большинстве случаев, из этой затеи ничего хорошего не выйдет. Ко дню X, у родителя в голове образуется каша из беспорядочных кусков информации и ничего удивительного, что шеф отдаст предпочтение более перспективному сотруднику.

В таком случае, нужен профессионал, который смог бы за данный временной промежуток научить только нескольким необходимым действиям, а поскольку горе-родителю уже под 50, то на обучение нужно выделить только 30% времени обучения, а остальных 70% времени на усвоения теории и практики. Естественно, дети не знают о таких тонкостях, здесь нужен педагог, в совершенстве владеющий данной программой. А где найти такого педагога? На курсах обучения. Данный пример не охватывает и тысячной доли всех жизненных ситуаций, когда курсы обучения становятся жизненно необходимыми. Вот и неиссякаемый источник дохода для начинающих предпринимателей. Как открыть курсы по обучению и какой доход ожидает, избравшего данный вид бизнеса предпринимателя?

Что можно предложить

Все курсы по обучению можно расставить по 2 рейтингам. В одном – по востребованности; в другом – по стоимости. Самыми дорогими считаются мастер классы и тренинги. Основная задача мастер-классов передать какой-нибудь практический навык за как можно меньшее количество занятий. Студенты мастер-классов уже должны иметь данные навыки в зачаточном состоянии. Например: «как сделать глубже перспективу в живописи» или «как сделать своими руками»… Число студентов в мастер-классах редко превышает 5 человек в одной группе. Количество занятий, как правило, одно, в некоторых случаях до 3. Цена на мастер-классы устанавливается согласно конъюнктуре рынка, то есть, сколько готов заплатить студент. Цена на некоторые мастер-классы доходит до 6500 рублей за занятие, а если студент не освоил необходимый навык с первого раза, то, по его желанию, мастер повторяет урок, но цена уже на 10-15 выше.

Основная задача тренингов – развитие личностных качеств человека. Самые дорогие – лидерство 20000 рублей и более за 5 занятий по 3 часа каждое. Стандартное число студентов тренинга – 8-10 человек в группе.

Возглавляют рейтинг по востребованности курсы иностранных языков – английского, немецкого, французского, испанского. Менее востребованы компьютерные и курсы дизайнеров. Менее популярны, так называемые прикладные курсы – вязания, кройки и шитья и т. п.

Нужно ли помещение?

Некоторые курсы по обучению не требуют отдельного помещения. Например, для курсов иностранных языков можно выделить нежилую комнату или гостиную в своей квартире, а вот для курсов по вождению автомобиля, слесарным, сантехническим или курсам электрика необходимо дополнительное оборудования, которое в своей квартире разместить проблематично либо вовсе невозможно.

Тренинги и другие конференции, как правило, сопровождаются презентациями, а для этого необходимо помещение 100 м2 и более. Для таких курсов, как правило, арендуют на несколько часов аудиторию в каком-нибудь вузе.

Регистрация и лицензирование

Перед тем как открыть обучающие курсы, необходимо зарегистрировать свою деятельность. Можно ли проводить обучение без регистрации? Обучение можно, но только бесплатное. Если вы берёте со студентов деньги, вам нужно отчислять в доход государства некую сумму в качестве налогов. В данном случае, 6% от чистой прибыли. Без регистрации вы не сможете арендовать помещение под свои курсы по обучению чему-нибудь и выдавать документы, имеющие юридическую силу.

Например, 75% курсантов где-то работают. Если вы сможете предоставить их работодателю официальное подтверждение, что Сидоров проходит у вас обучения, эти часы не будут считаться прогулом, а на многих предприятиях с этим строго. Да и конкуренты будут использовать любую возможность выбросить вас с данного бизнеса. А чем не повод! Нелегальная деятельность! А государство не дремлет! Штраф за незаконную образовательную деятельность порой превышает 300000 рублей с лишением права заниматься предпринимательской деятельностью на срок до 5 лет.

Обучение, даже в форме курсов – образовательная деятельность. Вам следует зарегистрировать «НОУ» и получить лицензию на право заниматься образовательной деятельностью. Перечень документов необходимых для получения лицензии можно узнать в регистрационной палате или налоговой.

Будьте внимательны! Некоторые курсы по обучению требуют наличия нескольких лицензий, например, курсы по обучению медицинскому массажу требуют дополнительную лицензию на право заниматься меддеятельностью.

Персонал

Если вы преподаватель, то вы имеете уникальную возможность получать более 80% с курсов по обучению или 50, если нужно арендовать помещение. Если вы владелец курсов по обучению, ваш доход составит около 30% от оплаты за прохождение курсов по обучению.

Тренды корпоративного обучения в 2017 году

E-learning для нового поколения учеников

Системы корпоративного обучения меняются в соответствии с потребностями их пользователей. Учитывая, что наиболее многочисленной группой на рынке труда вот-вот станут миллениалы (по некоторым данным уже стали), e-learning все больше подстраивается под них. Если еще несколько лет назад сотрудники компаний предпочитали получать информацию с бумажных носителей, а компьютерные тесты могли вызывать у них сложности, то сегодняшнее digital поколение именно электронные носители информации воспринимает как основные. Новые знания они схватывают быстро, если контент действительно «цепляет». Задача разработчиков курсов — соответствовать ожиданием игреков.

Мобильность обучения остается одним из заметных трендов

Как перевести курсы в мобильный формат или как сделать доступным тестирование на телефоне — вот главные вызовы разработчиков e-learning. Если еще недавно LMS (Learning Management Systems) заявляли, что мобильность обучения — это наличие компьютера и доступа в интернет, то сегодняшний день — это возможность учиться по пути в офис или в отпуск с любого устройства в любой момент времени.

Важные составляющие мобильного обучения сегодня:

  • возможность учиться на любом устройстве,
  • доступ к LMS даже вне корпоративной сети,
  • контент в удобном виде,
  • возможность доступа оффлайн, в том числе прохождения тестирования с сохранением результатов.

Новый взгляд на образовательные программы

К современным системам онлайн обучения предъявляются все более высокие требования. Например, тестирование должно адаптироваться в соответствии с уровнем и предыдущими результатами обучающегося. Learning Management Systems перестают быть вспомогательным продуктом в работе компаний, а по сути становятся целым отдельным проектом, без которого функционирование бизнес процессов будет затруднительным.

Еще один важный тренд — интеграция LMS с другими образовательными системами, аккумуляция информации из разных источников. Например, если специалист прошел курс на Coursera, информация о результатах поступит в его личный кабинет корпоративной LMS. Это говорит, прежде всего, о том, что границы образовательных систем размываются, а их присутствие в нашей жизни увеличивается.

Микрообучение

Согласно ряду исследований, новая информация лучше всего воспринимается в течение первых двадцати минут. Именно эта идея составляет основу концепции микрообучения — то есть дозирование информации небольшими порциями. Формат micro-learning становится все более востребованным. Структура занятий может выглядеть следующим образом: пять минут теории, затем практическое упражнение и небольшой тест.

Микрообучение обладает рядом преимуществ:

  • материал усваивается легче (вместо громоздкого массива информации обучающийся получает новые знания небольшими сегментами),
  • снижается страх перед обучением (объемные задания нередко вызывают у сотрудников чувство неуверенности в себе),
  • повышается мотивация (краткосрочные задачи хороши тем, что есть возможность практически сразу проверить себя, убедиться в том, что новые знания усвоены).

Социализация

Это возможность видеть, оценивать, сопоставлять действия других учащихся со своими, соизмерять последствия, делать выводы и корректировать свои шаги в соответствии с полученной информацией. Около 50% компаний в США, по оценкам агентства Bloomberg, уже используют социализированное обучение либо его элементы, еще две трети компаний планируют внедрить его в свои образовательные программы в ближайшем будущем. Для этого есть веские причины. Социализированное обучение в отличие от изолированных онлайн, курсов способствует большей вовлеченности сотрудников. То есть курс или тренинг — это не только новая информация, но уже чей-то опыт, который может быть полезен обучающийся.

Геймификация как надежная стратегия в процессе оценки

Внедряя социализированное обучение, компании, разумеется, хотели бы как-то измерить результат, степень вовлеченности своих сотрудников. Сделать это можно через игру. На протяжении последних лет многие передовые компании так или иначе стремились внедрить в свои образовательные программы игрофикацию, используя значки, уровни, баллы, которые сотрудники зарабатывают в процессе повышения квалификации. Рост игрового софта для персонала компаний в 2017 году продолжится и, возможно, его количество превысит число приложений для клиентов.

Читать еще:  Как увеличить долю собственного капитала?

Контент будет адаптироваться и соответствовать карьерным путям

Закрывая очередной этап карьеры и переходя на следующий, специалист уже задается вопросом: «какие знания и навыки потребуются для скачка»? Сегодня есть условия получения новых скиллз вне зависимости от места трудоустройства. Значит, в интересах работодателя удерживать талантливые кадры, организовывая эту возможность в рамках компании. Сотрудникам нужны точные пути развития их карьеры. Таким образом, учебные программы должны содержать ответы на эти запросы. По мере того, как становятся понятными карьерные пути, компании, практикующие корпоративную подготовку, получают серьезную выгоду. Снижается текучесть кадров, расходы на рекрутинг, повышается производительность и степень доверия персонала к работодателю и работодателя к сотрудникам.

Непрерывное обучение становится нормой

По данным издания Daily Mail 50% рабочих мест, существующих сегодня, устареют в течение ближайших десяти лет. Новые технологии и автоматизация бизнес процессов требуют от работника непрерывного обучения, чтобы оставаться конкурентоспособным. Человек, ориентированный на карьеру, уже это знает. Эту ситуацию, безусловно, должна переосмыслить и высшая школа. Традиционный четырехлетний курс обучения становится все более оторванным от современных реалий рынка труда. С 2001 года разрыв в зарплате у специалистов с университетским дипломом и работников со средним образованием значительно сократился. В сочетании с высокой стоимостью обучения в университетах это ставит под сомнение непреложное правило получения высшего образования. В такой ситуации университеты должны адаптироваться чтобы конкурировать с инновационными учебными программами.

2017 год обещает еще большее развитие экспериментальных методов обучения, рост числа комбинированных учебных и рабочих программ, learnerships (курсы, разработанные самими компаниями с содержанием теории и практики в пропорции 30/70 и присвоением квалификации). Все практики, начиная от внеучебных исследований и заканчивая обучением на рабочем месте, формируют совокупный опыт в области высшего образования. Таким образом, работодатели будут иметь все большее влияние на высшую школу, заявляя то, чего они хотят от высшего образования.

Становление культуры самообучения

Множество компании к этому моменту уже накопили большое количество обучающего контента. Сегодня время переосмысления процессов повышения квалификации: какие инструменты и способы обучения, какие курсы и платформы наиболее приемлемы в конкретной организации. Классические программы обучения сотрудников будут и дальше расширяться за счет добавления тренингов по мотивации и личностному росту. Топ-менеджеры продолжат выступать примером для сотрудников, устраивая вебинары, рассказывая о важном опыте или прочитанных книгах, привлекая самых талантливых для участия в мозговых штурмах на стратегически важных проектах. Корпоративные центры обучения не перестанут искать все более креативные способы привлечения сотрудников на свои курсы: от видеороликов до благодарственных писем за самые высокие результаты. Все это ведет к созданию среды, располагающей к постоянному обучению, культуры самообучения без которых компаниям уже сложно рассчитывать на уверенный рост и развитие в будущем.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Бизнес: курсы подготовки к ЕГЭ

Как учить детей, чтобы зарабатывать

Раньше дополнительно занимались только двоечники, потому что не справлялись со школьной программой. Потом ввели ЕГЭ , и теперь занимаются все.

ЕГЭ — это экзамены, по результатам которых ученики выпускаются из школ и поступают в вузы. Их проводят централизованно по всей стране, задания придумывают в специальных секретных лабораториях в Москве и держат в тайне до самого старта экзамена.

Школе важно, чтобы ЕГЭ сдали все — и шустрые, и отстающие. Поэтому школе обычно хватает, когда дети сдают на тройки. Но если вы метите в хороший вуз, вам нужен высокий балл, и к нему школа обычно не готовит. Разрыв между школой и высокими баллами для вузов закрывает новая прослойка в российском образовании — репетиторы и центры подготовки.

Я встретилась с Максимом, основателем одного из центров подготовки школьников к ЕГЭ . Он рассказал, что начать было легко: сразу нашлось помещение, с учениками тоже проблем не было. Только потом Максим увидел, что это не такие уж и легкие деньги. В общем, вот вся подноготная.

Максим учит школьников математике и управляет бизнесом

Идея бизнеса

Максим закончил МГУ и, как многие выпускники, стал заниматься репетиторством. Учеников искал через школьные олимпиады: заранее договаривался со школами, приходил с готовой программой и проводил соревнования для старших классов. Среди учеников всегда находились те, кому нужна помощь с подготовкой к экзаменам. Все деньги за уроки Максим забирал себе, а докупать для занятий приходилось по-минимуму: бумагу, ручки и картридж в принтер для печати. Всё как в нашей статье про бизнес и самозанятость.

Дело шло по накатанной: учеников достаточно, доходы регулярные, а расходов почти не было. Можно всю жизнь быть самозанятым и получать нормальные деньги. Но в сутках 24 часа — одной парой рук много не заработаешь. Через несколько лет репетиторства Максим захотел развиваться и задумался, как зарабатывать больше.

Когда погружаешься в какое-то занятие, понимаешь как оно устроено. Не обязательно иметь управленческое образование и предпринимательскую жилку, чтобы открыть бизнес. Пока Максим работал на себя, он разобрался в тонкостях обучения и увидел хороший спрос. Появилась идея организовать работу без своего участия и увеличить оборот.

В 2015 году Максим оформил ИП . Форма налогообложения — патентная. Такая система подходит бизнесу, который оказывает образовательные услуги: если купить патент на год, не нужно регулярно отчитываться перед ФНС . Для Максима такой патент стоит 20 000 Р .

Еще все ИП платят обязательные взносы. С учетом взносов Максим отдает государству около 50 тысяч в год.

Максим был уверен, что если центр не выдает дипломы, образовательная лицензия ему не нужна. Но недавние решения Верховного суда показывают, что лицензию все-таки нужно получать, и сейчас Максим консультируется с юристами, чтобы взвесить все риски.

Как работать с клиентами

В бизнесе бывает просто: клиент тот, кто платит. Для образовательного центра всё иначе.

На курсы подготовки идут школьники 9—11 классов, но на занятия их записывают родители, они же платят за обучение. Поэтому целевые аудитории две: дети и их родители.

Сначала надо убедить родителей в хорошем качестве обучения. Чтобы им было проще принять решение, их с ребенком приглашают на бесплатное пробное занятие. На занятии можно вживую оценить работу учителя и обстановку.

Дальше занятия проходят без участия родителей, и им сложнее контролировать процесс. Но родители остаются в курсе: им на почту регулярно приходят результаты работ ребенка. Подробности можно обсудить с учителем по телефону, почте, смс или в мессенджере. Такую прозрачность центр изобрел, чтобы оправдать доверие.

Одно дело — привлечь ученика, и совсем другое — чтобы он не ушел после первого месяца занятий. Заинтересовать пробуют совместным досугом: ходят с детьми на экскурсии и проводят тематические вечера. Сейчас «отток» — 15% школьников, это все еще много, но раньше было хуже.

Особенности: сезонность, текучка

Бизнес очень сезонный, причины две: каникулы и текучка. Причем и то и другое проявляется одновременно, поэтому финансово бизнес постоянно шатает.

Летом у школьников каникулы, заниматься никто не будет, в итоге выручки нет. Преподаватели, администраторы и все остальные будут сидеть без работы, если их чем-то не занять. При этом зарплаты нужно платить.

В то же время август — самая горячая пора для набора новых групп. К этому моменту большая часть учеников уже сдали экзамены и ушли навсегда, никакими посиделками и экскурсиями их не вернешь. Чтобы набрать группы на новый учебный год, надо потратиться на привлечение. Времени найти учеников мало: с августа по октябрь и чуть-чуть в январе — это месяцы, когда родители записывают детей на подготовку. Не успел зацепить своих клиентов в этот период — всё, денег в этом году не будет.

В итоге у бизнеса нет стабильной прибыли, она привязана к сезонам. Август — самый затратный месяц, и он же — самый безденежный. Убыток из-за вложений в маркетинг доходит до 500 000 Р . Зато в марте и апреле доход почти 2,2 млн рублей, но это не повод радоваться — надо готовиться к межсезонью.

С такими особенностями бизнеса важно вести управленческий учет: планировать будущие расходы, сверять их с доходами и заранее всё балансировать. Иначе легко попасть в кассовый разрыв.

Результаты работы оценивают за год: прибыль считают за 9 месяцев учебного года, расходы — за 12 месяцев. Чтобы весь год не приходилось работать вслепую, все расходы стали привязывать к доходам от одного ученика, то есть считать юнит-экономику.

Прибыль с ученика 2956 рублей

Доход и расходы Сумма
Доход от ученика +6800 Р
Зарплата учителей –1904 Р
Аренда –875 Р
Привлечение, реклама –685 Р
Зарплата методистов –250 Р
Зарплата администраторов –100 Р
Налоги –20 Р
Уборка –10 Р

Сотрудники

Больше всего тратят на зарплаты учителям — 40% от выручки. Учителей оформляют на полный оклад или полставки.

В начале учителей находили среди знакомых. Когда учеников стало больше, подключили сайты для поиска сотрудников и объявления в соцсетях. В приоритетном порядке набирают выпускников МГУ : они создают хорошую репутацию центру.

от выручки идут на зарплату преподавателям

Чтобы контролировать работу учителей, в центре есть два методиста. Они должны находить и тренировать новых преподавателей: рассказывать про работу с детьми, учить проводить занятия и составлять программу. Дальше учителя сами готовят уроки, исходя из уровня подготовки группы. План урока придумывают заранее, теорию и задачи берут из интернета или пишут самостоятельно.

Чем больше учеников, тем сложнее справляться с организацией: формировать группы, составлять расписание, прикреплять учителей. Для порядка в делах взяли двух удаленных администраторов.

Сезонность бизнеса касается и учителей тоже. Зимой в отпуск их не отпустишь: учебный год, занятия по графику. Приходится отправлять учителей в отпуск летом, пока нет занятий. Но свободного времени все равно остается много. Тогда преподавателям дают решать оргвопросы: они ищут новые аудитории, готовят будущие программы занятий, придумывают задачи и помогают с рекламой центра.

Курсы подготовки к ЕГЭ — сезонный бизнес. Все приходят заниматься осенью и зимой, а летом разъезжаются на каникулы

Помещение

Расходы на аренду вторые по величине — 13% от выручки.

Часть занятий проходит в институте. Вечером аудитории пустуют, а для школьников это как раз время, когда можно позаниматься. Сначала знакомый институт пустил к себе бесплатно. Через пару месяцев сняли еще три аудитории и стали платить 25 000 Р в месяц за аренду. В аудиториях всё есть: столы, стулья, доски, маркеры и мел.

от выручки Максим тратит на аренду помещений

Сейчас у Максима открыто 5 центров: три в институтах, один в бизнес-центре и еще один в торговом центре. Теперь на аренду уходит 280 000 Р в месяц. Для институтов по-прежнему не нужно ничего докупать. Для других помещений расходы на покупку мебели Максим не считает: столы и стулья прослужат лет 10, а стоят они дешево.

В межсезонье, пока нет работы, штатные учителя мониторят дешевые предложения помещений и выезжают на место, чтобы оценить расположение и внешний вид. Так к прошлому учебному году нашли еще три точки.

Траты на мебель — столы и стулья — Максим не считает, потому что стоят они дешево, а прослужат долго На стенах развесили мотивирующие цитаты

Сколько стоило расширение бизнеса

Год назад Максим оформил кредит на развитие своего центра: больше привлекать финансирование было негде. Банк выдал 800 000 Р под 17% годовых. Максим признается, что в тот момент не считал, понадобятся ли ему все эти деньги, просто взял всё, что давали.

На старте Максим советует кредитов не брать. Сам пошел в банк только потому, что центр два года подряд приносил прибыль и Максим был уверен в будущей выручке.

На что потратили 800 тысяч рублей:

  • 65 000 Р — первая версия сайта,
  • 91 000 Р — доработка и продвижение сайта,
  • 150 000 Р — контекстная реклама,
  • 150 000 Р — аренда трех новых помещений,
  • 138 000 Р — зарплата новым учителям.

Оставшиеся 206 тысяч пошли на мелкие расходы: покупку мебели, расчеты с обслуживающим банком, оплату патента и взносов.

Максим решил потратиться на продвижение сайта, чтобы расширить канал привлечения. Эффективность затеи еще не анализировали. Отталкивались от того, что в бизнесе надолго, поэтому сайт окупится.

Сайт для центра «Развитие» сделали в 2017 году: razvitiecenter.ru

В пяти пунктах

  1. Россия и Минобр сами создали бешеный спрос на услуги подготовки к ЕГЭ . Ниша готовая, мощная и естественная.
  2. Подготовка к ЕГЭ — предельно сезонный бизнес. В августе тяжелее всего.
  3. Когда поток денег нестабильный, легко попасть в кассовый разрыв. Лучше следить за цифрами.
  4. Конкуренция высокая. Чтобы ее выдерживать, продумайте стратегию работы не только с детьми, но и с их родителями.
  5. Для оценки бизнеса важно считать экономику одного ученика и деньги в целом по компании.

Мы ищем людей, которые открыли свой бизнес. Проект должен работать официально и приносить прибыль. Если вы хотите рассказать свою историю — заполняйте анкету.

Пять перемен: что изменится в образовании в 2017 году

Усиление контроля

Как и было обещано, в 2017 году школьники будут писать гораздо больше контрольных, чем в прошлом. Всероссийские проверочные по разным предметам ждут учащихся 4, 5, 10 и, что особенно важно, 11 классов. Внезапное решение организовать пять дополнительных контрольных по предметам, не входящим в ЕГЭ: истории, биологии, географии, химии и физике, — вызвало панику у выпускников, чья психика и без того подорвана подготовкой к единому экзамену. Однако все оказалось не так страшно, как выглядело сначала.

Во-первых, выяснилось, что контрольные эти пока не обязательные и вводятся по решению школы. И самое главное — то, чего больше всего опасались, — их результаты не будут влиять на аттестат. Пока одиннадцатиклассникам можно выдыхать.

Зато учащиеся 4 классов всех школ будут писать Всероссийские проверочные работы по русскому языку, математике и окружающему миру. А для 5 классов вводятся ВПР по русскому языку, математике, истории и биологии — в этом году они пройдут в режиме апробации, то есть тоже по добровольному решению школы. Демоверсии всех контрольных уже доступны в сети.

Молчание не золото

Судя по всему, от тестовой системы оценки знаний по некоторым дисциплинам будут, как и было обещано, постепенно уходить — экзамены по гуманитарным предметам уже в ближайшем будущем получат устную часть. ЕГЭ в этом году не тронули: для начала решили попробовать на ГИА.

Уже в 2017 году некоторые девятиклассники в качестве эксперимента будут сдавать русский язык устно. Будет ли экзамен по русскому языку устроен так же, как сейчас — иностранный, где устная часть сдается с помощью компьютера, или вернутся старые добрые экзаменаторы, пока неизвестно. По мнению экспертов, Единый государственный экзамен по русскому языку и литературе в 11 классе может быть дополнен устной формой с 2019 года.

Новости психологии

В прошлом году произошло несколько громких и очень печальных событий с школьниками-подростками. Как обычно в таких ситуациях, все стали искать, кто виноват. Выяснилось, например, что система психологической поддержки есть далеко не во всех российских школах, а если и есть, то часто находится в недееспособном состоянии. В этом году на работу школьных психологов будут обращать особо пристальное внимание, их работу реформируют, а многие функции изменят. Чем это закончится на практике, пока неизвестно.

Кроме того, стало известно, что Министерство здравоохранения готовит свой курс психологии для школьников в рамках ОБЖ. Одной из его задач станет обучение детей противостоянию манипуляциям со стороны взрослых. Уже подобрана команда авторов, которые напишут учебники. Предполагается даже, что на психологическое просвещение школьников отведут 20 часов: урок будет проходить раз в неделю.

Трудовые будни

В прошлом году в Министерстве образования внезапно обратили внимание на то, что нынешний школьник лишен трудового воспитания. Он, в отличие предыдущих поколений, не оттирает парты от хулиганских надписей и не отковыривает жвачку от пола, не моет на дежурстве рекреации и раздевалки. Будет ли как-то в обязательном порядке в школе вводиться та или иная трудовая повинность, пока неизвестно. Но попутно выявилась реальная проблема: у подростка сегодня даже при всем желании нет никакой возможности подработать — любая деятельность 13-14-летнего человека упирается в понятие «детский труд», а он в нашей стране запрещен.

Комитет Госдумы по образованию и науке рекомендовал прописать в программах для школ трудовое воспитание и общественно полезный труд и даже внести поправки в закон «Об образовании в РФ», Трудовой и Гражданский кодексы, которые сняли бы некоторые ограничения для организации трудового воспитания и упростили бы прием на работу несовершеннолетних. Эксперты предлагают подумать о льготах для работодателей, которые дают рабочие места школьникам.

Колледж вместо армии

С 1 января 2017 года вступил в силу закон, согласно которому студенты техникумов и колледжей получили отсрочку от армии на весь период обучения без ограничений по возрасту. В предыдущей версии закона «О воинской обязанности и военной службе» отсрочка распространялась на студентов, не достигших возраста 20 лет. То есть те, кто шел в колледж или техникум после 9 класса, автоматически попадали под отсрочку, а вот те, кто решил получить профессиональное образование после 11 класса, оказывались в затруднительном положении. Молодой человек оканчивает школу в 17-18 лет, при длительности обучения в техникуме в три-четыре года на последнем курсе ему исполняется не менее 20 лет — то есть по прошлому законодательству отсрочка от армии в таком случае не действовала. С этого года от армии освобождаются все учащиеся колледжей и техникумов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector