Как не попасть в черные списки поставщиков по госконтрактам

Как не попасть в черные списки поставщиков по госконтрактам

Как не попасть в «черный список» поставщиков по госконтрактам

Юрий Баранов

Дата рождения: 17.01.1970 г.

Образование: высшее техническое и экономическое; президентская программа подготовки управленческих кадров.

Карьера: с 1999 г. — ОАО «Кировский завод ОЦМ», от инженера до начальника цеха; 2005 г. — Правительство Кировской области, зам. главы департамента энергетики и ЖКХ, начальник управления топливно-энергетического комплекса; с 2005 г. — ОАО «Силикат», директор промышленной площадки; с 2006 г. — ООО «ВТК Монтаж», главный инженер; с 2008 г. — ООО «АТК Теплогаз», соучредитель.

— Тендер тендеру рознь, — Юрий Баранов, соучредитель ООО «АТК Теплогаз»

«Попали» на расходы

— Если в начале работы с тендерами госзаказчики давали подрядчикам аванс 50% от суммы контракта, позже ограничили до 30%, сегодня аванс — большая редкость. Все из-за того, что было немало прецедентов: фирма-однодневка получала деньги и, не выполнив обязательства, исчезала.

Вроде бы, все правильно, но эта подстраховка заказчика сильно затрудняет работу добросовестных компаний. Например, проходит аукцион на миллион рублей: вы начинаете торговаться, падаете на 15-20%, выигрываете его за 800 000 рублей. Деньги на закупку материалов и оборудования извлекаете из своей прибыли плюс берете в банке обеспечение контракта — еще 20 000 рублей. Если оборотных средств не хватило, идете за кредитом и выплачиваете проценты…

В результате, когда ты последовательно «попал» на все эти расходы, выполнил работу за 3 месяца, сдал объект и через месяц получил 800 000 рублей, понимаешь, что остался без прибыли.

Для государства в этой ситуации сплошные плюсы: во-первых, оно заключает выгодный контракт, во-вторых, в начале проекта не вкладывает деньги, в-третьих, имеет все гарантии.

Есть другая сторона медали — от нее в итоге и страдает заказчик. На таких условиях легче работать крупным организациям, у которых много оборотных средств. Но они опять же не позволят себе упасть в цене: накладные расходы слишком велики, поэтому эти игроки сходят на первых шагах аукциона.

Рискуют непрожженные предприниматели, посчитавшие свои прямые затраты: «Вроде бы, укладываемся. » Начинают работать и сталкиваются со всеми названными трудностями. В результате либо заваливают контракт, либо делают его с настолько низким качеством, что это не устраивает заказчика. Не могут сдать объект и уходят в глубокие переделки.

Еще повоюем

На аукционах нельзя смотреть лишь на цену. До принятия пресловутого 94-го федерального закона была другая система: компаниям начислялись баллы за совокупность нескольких критериев — цену, отсрочку, опыт работы, срок гарантии. С 2012 года в критериях — только цена. К тому же «государственная машина» выделяет деньги по тендерам в третьем, четвертом квартале года, в итоге первый и второй — «мертвые». Сезонность бизнеса усиливается и добавляет еще больше проблем.

Кроме того, совершив ошибки при участии в тендере, рискуешь попасть в федеральный «черный список» поставщиков по госконтрактам — и на два года потерять право представлять свою кандидатуру на конкурс.

В списке недобросовестных поставщиков может оказаться каждый, никто не застрахован. Но это не приговор: либо вы открываете еще одну организацию, либо работаете на субподряде у кого-то. Можно обратиться к партнерам с просьбой заявиться от их имени на аукцион — за процент от выручки. Поэтому «черный список» не работает.

Хотя, конечно, в него нужно «пожизненно» заносить поставщиков, которые взяли деньги и исчезли.

Кто выиграл от «подстав»?

Когда мы пытались выйти на рынок соседнего региона , столкнулись с откровенной «подставой». В контракте был поставлен нереально маленький срок выполнения работ — 1 месяц. С 1 ноября по 1 декабря надо было установить восемь теплосчетчиков. Мы выиграли аукцион в борьбе с местной компанией. Упали в цене очень сильно, почти на 20%.

Но когда приехали на объект, нам никто не разрешил отключить квартал от теплоснабжения. Администрация города, управляющие компании вставляли палки в колеса. С 1 декабря ударили морозы — и на всей нашей работе вообще поставили крест. « Подставили » — не дали выполнить контракт. Суд полностью встал на сторону заказчика. И нам по-полной впаяли пеню.

В результате у заказчика — неисполнение бюджета, а жильцы домов вынуждены ставить теплосчетчики за свой счет. Пени безвозвратно ушли в бюджет и пропали там. Средства не освоены. Кто от этого выиграл?

Была очевидна заинтересованность всех административных структур выгнать «пришельца» с чужого рынка — и им это удалось. Если бы в конкурсе выиграл мой конкурент, ему бы помогли — отключили от тепла дома даже в мороз. Не уложился бы с контрактом в срок — проставили бы выполнение договора «задним числом».

Конечно, есть и наша вина: не рассчитали свои силы. Но в большинстве госконтрактов не назначен реальный срок, в который возможно уложиться!

Око за око, зуб за зуб

Наученный горьким опытом, всегда внимательно читаю контракт. Если вижу, что заложены большие штрафы даже за незначительные ошибки или неравнозначные пени, — никогда не соглашусь на сотрудничество. Например, заказчик определяет себе пеню за просрочку 0,1%, а мне 3% в день от суммы всего контракта — это грозит «подставой». Хотите 3%? И вы отвечайте тем же.

Иногда штрафные санкции настолько суровые, что предполагают срыв договора. Например, заказчик сделал замечание, а вы вовремя не отреагировали — получите штраф 10% от стоимости сделки. Три таких штрафа — и вы вылетаете из игры.

Бывает, что в договоре поставлены такие сроки, при которых любой сбой из-за поставки оборудования будет смертельным. Это знак, что никто тебя в этом конкурсе видеть не хочет. Аукцион заказной, сделан под кого-то — нечего туда и лезть.

В ответе за тех, кому поручили

Повод к занесению компании в «черный список» по тендерам — неисполнение контракта. А причин этому несколько.

При определенном просроке заказчик может расторгнуть с вами договор — значит, вы не выполните его. 30 декабря — верхняя планка для бюджетных организаций. Кто из подрядчиков не успел, автоматически оказывается в «блэклисте» поставщиков.

В прошлом году были особенно распространены «подставы» с поручителями. Как только ты выигрываешь тендер — на электронку сразу начинают сыпаться предложения о поручительстве. Их огромное количество — информация о конкурсе сливается сразу же. Звонят, предлагают разные суммы сделки — от 10 000 до 20 000 рублей.

Был случай, когда к нам пришел следователь и сказал:

• За вас поручалась такая-то фирма, вы ее знаете?

• Нет, вот электронный адрес для связи, номер телефона. А что?

• Эта компания делала поддельные документы, никакого уставного капитала у них нет и права поручительства тоже.

Государство столкнулось с проблемой: наступает страховой случай, надо бы с поручителей что-то взять. Но фирмы и след простыл.

Скинули вину на подрядчика: раз он неправильную фирму нашел для поручительства, пусть отвечает рублем и попаданием в «черный список». Но это априори неверно. Проверять поручителей на честность должны сами заказчики.

Все-таки, чтобы не попасть на это мошенничество, лучше заручаться поддержкой проверенных фирм, известных банков.

Как работать с реестром недобросовестных поставщиков с 2020 года

Скачать письмо ФАС № ИА/100065/19 от 14.11.2019 о включении в реестр недобросовестных поставщиков

Новые правила включения компаний в РНП

На сайте ФАС опубликовали сообщение о переходе на новый порядок включения компаний в список недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ из-за разъяснений Верховного Суда. Для подробного ознакомления с новым порядком, сроками включения и исключения данных из РНП Антимонопольная служба подготовила письмо-разъяснение № ИА/100065/19 от 14.11.2019. Собрали основные выводы из этого письма в таблицу.

3 рабочих дня от даты совершения действий, которые предусмотрены ч. 4-6 ст. 104 44-ФЗ.

Учитывайте, что при направлении заказчиком информации о недобросовестном поставщике почтой датой направления сведений считается дата подтверждения приема почтового отправления, которая указана на почтовом штемпеле.

Срок исключения информации о недобросовестном поставщике из РНП исчисляется с даты, когда ФАС должна была разместить информацию в рамках требований контрактного законодательства.

Например, если заказчиком информация об участнике закупки для включения в РНП направляется в ФАС с опозданием на 30 дней с регламентированной даты (по ч. 4-6 ст. 104 44-ФЗ — три рабочих дня с момента признания победителя уклонившимся от заключения контракта или с даты расторжения контракта), то информация о таком участнике исключается из реестра недобросовестных поставщиков раньше соответствующего срока на 30 дней.

Нахождение информации о недобросовестном поставщике в РНП по истечении 2 лет с даты наступления у ФАС обязанности по его включению в реестр нарушает его права и законные интересы.

В этом же письме ФАС учла позицию Верховного Суда и рекомендовала территориальным контрольным органам в резолютивной части решения или в приказе (если участник закупки по решению суда включается в реестр) указывать информацию о недобросовестных поставщиках в табличной форме. Такую таблицу ФАС приложила к письму.

Так выглядит таблица с информацией, которую указывают в резолютивной части решения или в приказе о включении сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков.

Почему изменили порядок включения в РНП

Последняя судебная практика говорит о том, что суды стали отменять решения ФАС о включении компаний в РНП за то, что ФАС включала компании в реестр недобросовестных поставщиков с опозданием, иногда на полгода, тем самым искусственно продлевая 2-летний срок нахождения компании в этом реестре. Собрали в таблицу примеры из практики:

Что такое реестр недобросовестных поставщиков

В законодательстве отсутствует определение, что такое РНП в госзакупках. В широком понимании, это систематизированные сведения об исполнителях, которых признали недобросовестными. Реестр ведет Федеральная антимонопольная служба, руководствуясь порядком ведения реестра недобросовестных поставщиков, который утвержден постановлением правительства от 25.11.2013 № 1062. Официальный сайт реестра недобросовестных поставщиков ФАС находится в ЕИС в разделе «Контроль и аудит». Ссылка на сайте ФАС перенаправляет в ЕИС.

Список недобросовестных поставщиков позволяет предупредить других участников о неблагонадежности контрагентов. Если в нем нет информации о компании или индивидуальном предпринимателе, это говорит либо об их добропорядочности, либо о том, что они не участвовали в закупках или не выигрывали их. Если информация об ИП, компании, ее руководителе и учредителях, членах правления или иного коллегиального органа юрлица есть в списке, это ограничивает их возможности участвовать в других закупках.

Направление информации в ФАС для включения в реестр недобросовестных поставщиков является обязанностью заказчика, а не его правом. Если он этого не сделает, ему грозит административная ответственность.

В ЕИС реестр недобросовестных поставщиков размещен в свободном доступе.

Основания для внесения в РНП

РНП по 44-ФЗ в области контрактной системы (государственных и муниципальных заказов) содержит информацию об участниках, которые уклонились от заключения контракта или не исполнили обязательства.

На стадии заключения контракта основаниями для внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков являются:

  • уклонение победителя процедуры от заключения контракта (и заключение контракта с участником закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер);
  • уклонение единственного участника закупки, с которым заключается контракт в предусмотренных 44-ФЗ случаях.

Победителя включат в список, если он:

  • не подписал к установленному сроку проект контракта;
  • не предоставил все экземпляры контракта заказчику;
  • не предоставил надлежащее обеспечение исполнения контракта.

Основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков уже на стадии исполнения контракта:

  • заказчик расторг контракт в судебном порядке в связи с существенным нарушением его условий;
  • односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением исполнителем условий (например, нарушение сроков выполнения работ, установленных госконтрактом).

Какая информация включается в РНП

Информация, которая находится в реестре неблагонадежных поставщиков, перечислена в ч. 3 ст. 104 44-ФЗ. В ней указано, что в него попадают:

  • название, в т. ч. фирменное (если есть), место нахождения (для юрлица), Ф.И.О. (если есть), ИНН или аналог этого номера для иностранного лица в рамках зарубежного законодательства и ИНН учредителей и лиц, исполняющих функции исполнительного органа в организации или симметричный номер для иностранных компаний. Исключение — публично-правовые образования;
  • дата проведения электронного аукциона, подведения результатов конкурсных торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель уклонился от заключения контракта;
  • дата, когда госзакупку признали несостоявшейся, в которой единственный пришедший участник уклонился либо отказал заказчику в подписании контракта;
  • дата заключения соглашения, которое не исполнили или исполнили ненадлежащим образом;
  • предмет госконтракта, цена и срок его выполнения;
  • ИКЗ;
  • повод и дата расторжения, если его расторгли по решению суда или в связи с отказом в одностороннем порядке;
  • дата, когда внесли эту информации в реестр недобросовестных поставщиков.

Реестр недобросовестных участников закупок по 223-ФЗ

Его ведут органы Федеральной антимонопольной службы. Перечень сведений и документов, которые включаются в реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ, и порядок их направления заказчиками в ФАС РФ установлены постановлением правительства РФ от 22.11.2012 № 1211.

В рамках 223-ФЗ заказчикам дается право установить к участникам процедуры требование об отсутствии сведений как в реестре по 223-ФЗ, так и по 44-ФЗ.

Основания для внесения в РНП по 223-ФЗ

В РНП включаются сведения:

  • об участниках, которые уклонились от заключения договора (только если заключение договора по итогам процедуры являлось обязательным);
  • об исполнителях, с которыми договоры расторгнуты по решению суда.

При решении вопроса о включении участника в РНП необходимо проанализировать положение о закупках и закупочную документацию. К случаям обязательного заключения договора относятся конкурентные процедуры (конкурс, аукцион и т. п.) и не относятся остальные способы закупок (запрос предложений, запрос цен, запрос котировок и т. п.).

Расторжение договора во внесудебном порядке освобождает заказчика от обязанности направлять сведения в РНП.

Какая информация включается в реестр по 223-ФЗ

Список сведений утвержден постановлением правительства № 1211 от 22.11.2012. В РНП по 223-ФЗ попадают такие сведения:

  1. Запись из реестра и дата, когда уполномоченный орган включил в него сведения о недобросовестном поставщике.
  2. Название органа, который включил сведения о неблагонадежности подрядчика в реестр.
  3. Название ООО или другой организационно-правовой формы юрлица, Ф.И.О. физлица, которые уклонились от заключения договоров или с которыми соглашения по решению суда расторгнуты за существенные нарушения.
  4. Сведения о том, где находится юрлицо или живет физлицо: для компании — страна, индекс, название единицы административно-территориального деления страны, муниципального образования, населенного пункта и улицы, номер дома, корпуса и офиса; для физического лица — страна, почтовый индекс, название единицы административно-территориального деления Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта и улицы, номер дома, корпуса и квартиры, где физлицо зарегистрировано по месту жительства.
  5. ИНН, который присваивается налоговыми органами, или аналог этого номера в рамках законодательства зарубежных стран.
  6. Дата, когда комиссия подвела итоги закупки (если победитель уклонился от подписания договора), либо дата, когда признали закупку несостоявшейся, в которой единственный участник закупки уклонился от заключения договора (если участник по документации обязан это сделать), дата заключения договора, который не исполнили или выполнили, но ненадлежащим образом, реквизиты документа, которые подтверждают это.
  7. Сведения о договоре: наименование товаров, работ, услуг; код ОКПД 2 (нужно обязательно заполнить разделы, классы и подклассы, группы и подгруппы видов продукции и категорий и подкатегорий продукции); валюта; цена; срок исполнения; код валюты договора.
  8. День, когда расторгли договор. У кажите основания (существенное нарушение поставщиком условий соглашения) и документ, на котором основано расторжение (например, решение суда).

Алгоритм проверки поставщика в РНП

Вот пошаговая инструкция, как проверить в реестре недобросовестных поставщиков:

Шаг 1. На главной странице сайта ЕИС нажимаем кнопку «Органам контроля».

Шаг 2. В открывшейся вкладке находим раздел «Контроль и аудит» и кликаем на вкладку «Реестр недобросовестных поставщиков».

Шаг 3. Настраиваем фильтры поиска. В этом разделе размещены и реестр недобросовестных поставщиков по 44 ФЗ по 223-ФЗ, и реестр недобросовестных подрядных организаций по ПП № 615. По умолчанию выбраны три варианта. Но ищут только по одному из них, убрав лишнюю галочку.

Шаг 4. Чтобы проверить ИНН в реестре недобросовестных поставщиков, ФАС достаточно ввести данные в строке поиска и нажать на лупу. ИНН — обязательный параметр в ЕИС, без него юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не сможет зарегистрироваться. Быстрый поиск делайте и по наименованию контрагента.

Шаг 5. Если есть дополнительные данные, воспользуйтесь опцией «Расширенный поиск».

Шаг 6. Выберите, по какому закону хотите искать, введите известную информацию о поставщике и нажмите на кнопку «Найти».

Как автоматически проверить сведения из РНП

Сайт ЕИС автоматически проверяет информацию об участниках закупок в РНП. Проверка проводится, когда в системе формируют итоговые протоколы, в которых определяется поставщик, в том числе протоколы рассмотрения одной заявки на участие в конкурсе или по итогам конкурентных процедур, которые проводятся в неэлектронной форме. Проверяется информация из РНП о победителе и об участнике, заявке которого присвоен второй порядковый номер (если такой участник есть).

Когда сохраняете протокол, система проверит сведения об участниках на предмет наличия в едином реестре РНП. Если окажется, что участники в нем есть, система предупредит об этом.

Осторожно, плохой поручитель!

Весной 2012 года участники рынка госзаказа отмечают годовщину появления письма Федеральной антимонопольной службы под номером АК/9281 — о поручителях, не соответствующих требованию Федерального закона №94 о размещении госзаказа. «Плохой поручитель» — это одна из самых популярных технологий для выбивания поставщика из борьбы за контракт.

Более того, в 2011 году среди компаний, включенных Управлением ФАС Москвы в реестр недобросовестных поставщиков, большая часть оказалась в этом реестре именно из-за поручителей.

Что такое черный список

Включение в реестр означает для компании следующее: в течение двух лет ей нельзя будет участвовать в поставках для государственных нужд, а госзаказчикам с поставщиками из черного списка нельзя заключать госконтракты.

Компании попадают в реестр недобросовестных поставщиков по двум основаниям. Первое — когда компания, став победителем торгов, на этапе подписания госконтракта признана «уклонившейся от заключения контракта» (отказалась заключать контракт, не предоставила все необходимые документы к контракту, госзаказчику «не понравился» поручитель поставщика). И второе основание — когда по решению суда был расторгнут контракт с компанией-поставщиком, так как она допустила грубые нарушения в ходе исполнения госконтракта (обещала, но не построила, нарушила сроки и т.д.).

По Федеральному закону №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» госзаказчик может потребовать от поставщика обеспечения исполнения контракта. Это является дополнительной гарантией, защищающей госзаказчика от потери авансового платежа и от неисполнения контракта. Способы обеспечения в законе определены: банковская гарантия, договор поручительства юридического лица и др. При этом важно помнить, что исполнителем по контракту все-таки является поставщик, а не поручитель.

Но как обычное ведомственное письмо антимонопольного ведомства, которое противоречит Конституции России и федеральным законам, стало инструментом, с помощью которого можно украсть победу у победителя госконтракта, — это открытый вопрос. Сегодня добросовестный поставщик должен отвечать за то, чего не совершал, попадая на два года в черный список поставщиков, и ФАС считает такое положение дел абсолютно законным и справедливым. Рассмотрим пример того, как эта схема работает.

Суд принял сторону поставщика

Представьте нормальную компанию, которая активно и много лет участвовала в госзаказах в российских регионах, контракты в строительстве были единственным источником ее дохода. В апреле 2011 года компания «Проектный институт «Волгастройпроект» приняла участие в открытом аукционе на заключение госконтракта по проведению аудита качества ремонта дорог в Восточном административном округе города Москвы.

По результатам аукциона компания стала второй, но вскоре победитель по неизвестным причинам уклонился от заключения выгодного для себя контракта, поэтому в соответствии с Законом № 94-ФЗ победа в аукционе перешла к тому, кто «пришел к финишу» вторым.

Для заключения госконтракта все документы законопослушной компанией были представлены в срок, в том числе и документы по поручителю с приложением копий его бухгалтерской отчетности. Но за несколько часов до подписания контракта госзаказчик связался по телефону с налоговой службой и из телефонного разговора узнал, что годовой баланс поручителя не соответствует данным налоговиков. Московский заказчик незамедлительно отказался от заключения контракта с победителем торгов и тут же сообщил в ФАС содержание своего телефонного разговора с налоговой. Этого антимонопольной службе оказалось достаточно. По каким-то причинам проверка обстоятельств дела не входила в планы ФАС.

Информация, поступившая от госзаказчика, стала основанием для внесения «Проектного института «Волгастройпроект» в реестр недобросовестных поставщиков. Поставщик, отстраненный таким иезуитским способом от госзаказов, пошел в суд добиваться справедливости. Еще недавно доказать незаконность решения ФАС о включении компании в реестр недобросовестных поставщиков по причине «плохого поручителя» в России считалось абсолютно невозможным.

Арбитражный суд города Москвы впервые принял решение в пользу компании, попавшей в реестр недобросовестных поставщиков из-за «несоответствующего» поручителя и разъяснил, что участник торгов не несет ответственность за поручителя и за содержание его бухгалтерского баланса. Девятый арбитражный апелляционный суд в январе 2012 года признал это решение полностью соответствующим закону.

При этом судьи двух арбитражных судов признали тот факт, что ведомственное письмо ФАС о «недобросовестных поручителях» расширительно и очень специфически толкует закон № 94-ФЗ о госзакупках. На участника аукциона закон не возлагает обязанность проверять данные бухгалтерской отчетности поручителя, которые заверены печатью налогового органа. Кроме того, участник аукциона не имеет реальных правовых механизмов, которые позволяли бы ему провести аудит или налоговую проверку другого юридического лица.

Несоответствие поручителя нельзя приравнивать к непредставлению документа об обеспечении и на этом основании обвинять компанию в уклонении от заключения выгодного для себя контракта. Более того, это также не является основанием для ФАС, чтобы вносить участника госзакупок в «черные списки» поставщиков.

На данный момент антимонопольная служба пытается оспорить нежелательное решение, которое выбивает у нее из рук инструмент для расправы с неугодными поставщиками в вышестоящем арбитражном суде. Кроме того, ведомство выпустило еще одно письмо N ИА/4178, которым продолжает регулировать порядок и насаждать свои правила на рынке госзакупок, безнаказанно нарушая федеральные законы и возлагая всю ответственность за недобросовестного поручителя на поставщика.

Как защититься от «плохих поручителей»

На мой взгляд, если не изменить существующую у ФАС практику включения поставщиков в черный список, то придется отменить презумпцию невиновности поставщика и объявить всех поставщиков мошенниками и ворами бюджетных средств. Компании-мошенники в нашей стране, безусловно, есть, но в России существуют и другие компании, которые строят свой бизнес на долгосрочной основе и дорожат своей репутацией.

В сегодняшних условиях участникам госзаказа следует быть очень острожными в выборе поручителя. Если поручителем выступает плохо известное вам юрлицо, то помимо документов, которые требует от поручителя закон, нужно проверить, нет ли его в списках ФАС в числе ненадежных поручителей — такая информация сегодня есть на сайтах антимонопольного ведомства.

Однако лучше и безопаснее не связываться с малознакомыми компаниями, так как сложно проверить, есть ли действительно у этих компаний активы, о которых они заявляют. ФАС, например, даже предлагает «пройтись по адресам» — посмотреть здания, которые поручитель указывает на балансе. Можно попытаться получить в налоговой инспекции информацию по бухгалтерским балансам поручителя. Хотя налоговики вряд ли ответят по существу, но в случае обращения участника госзаказа в суд это будет подтверждением того, что участник действовал разумно и осмотрительно.

Сегодня лучший способ защититься от недобросовестных поручителей — это работать только с проверенным компаниями, которым вы доверяете или пользоваться настоящей банковской гарантией, хотя она и значительно дороже «серых» гарантий банков.

Государству, чтобы защитить бюджетные деньги и бизнес от недобросовестных поручителей, нужно сделать всего два шага. Во-первых, создать и узаконить по аналогии с реестром поставщиков реестр недобросовестных поручителей. МВД и ФАС такие попытки уже делают: с октября 2011 года они регулярно публикуют списки недобросовестных поручителей. В обсуждаемом проекте Федеральной контрактной системы (ФКС) государство также планирует предусмотреть и узаконить реестр недобросовестных поручителей.

Во-вторых, нужно создать регламент взаимодействия ФАС, полиции и налоговиков, чтобы недобросовестных поручителей не только заносили в черный список, но и проводили у них налоговые проверки, привлекали к уголовной ответственности.

Я считаю, что если поручитель проявил себя на рынке госзакупок как лгун и обманщик, то со стороны государства должен последовать адекватный ответ — именно недобросовестный поручитель должен отвечать за свои незаконные действия.

Как не попасть в «черный список»

Реестр недобросовестных поставщиков — относительно новое, но эффективное средство для борьбы с нарушителями правил поведения на рынке госзакупок. ФАС предлагает провести ряд мер по совершенствованию данного инструмента.

Андрей МАКОВЛЕВ, начальник отдела рассмотрения жалоб
Управления размещения госзаказа ФАС России

Как известно, в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения о лицах, которые уклонились от заключения государственного или муниципального контракта или с которыми государственные или муниципальные контракты расторгнуты на основании судебного решения в связи с существенным нарушением их условий. И если компания попадает в упомянутый реестр, она на два года поражается в правах при участии в торгах, проводимых в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон).
Регулирование порядка ведения реестра, включения в него и исключения из него сведений, проведения проверок уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта направлены на устранение недобросовестной практики уклонения участников размещения заказа от выполнения обязательств, возникающих у них в связи с заключением контракта.
До конца прошлого года федерального «черного списка» не было. Сведения в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с ч. 6 ст. 65 Закона заносились органами исполнительной власти субъектов РФ на основании соответствующего нормативного правового акта субъекта РФ. Так, отдельные реестры существовали в Красноярском крае, Новосибирской, Ростовской и Ленинградской областях, Москве и некоторых других регионах. Теперь же на основании ч. 6 ст. 65 Закона сведения, содержащиеся в реестрах недобросовестных поставщиков, ведение которых ранее осуществлялось субъектами РФ, были безвозмездно переданы в ФАС России.

Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков
Реестр недобросовестных поставщиков ведется в электронном виде федеральным контролирующим органом — Федеральной антимонопольной службой РФ. В настоящее время в реестре содержатся сведения более чем о 600 лицах, которые уклонились от заключения государственного или муниципального контракта или контракты с которыми были расторгнуты в связи с существенным нарушением их условий.
Информация, включенная в реестр, доступна для ознакомления на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. Автоматизированная система «Реестр недобросовестных поставщиков» позволяет неограниченному кругу лиц самостоятельно получить информацию (в том числе в форме официальной справки) о наличии или отсутствии сведений о конкретных поставщиках в данном реестре.
Кроме того, возможность предоставления аналогичной информации предусмотрена в п. 22 положения от 15 мая 2007 г. № 292 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков» (далее — Положение). Однако такие сведения могут быть предоставлены по запросу заинтересованных лиц только в случае, если недобросовестные поставщики были исключены из реестра по истечении двухлетнего срока, то есть информация о них находится в архиве.
Законом определен субъектный состав участников размещения заказа, считающихся уклонившимися от заключения государственного или муниципального контракта при непредоставлении заказчику подписанного контракта. Такими субъектами признаются следующие лица:

  • участник, подавший единственную заявку на участие в конкурсе (аукционе) и признанный участником конкурса (аукциона), в том числе при признании торгов несостоявшимися;
  • победитель конкурса (аукциона);
  • победитель запроса котировок;
  • участник конкурса, чья заявка на участие в конкурсе получила второй номер, в случае если победитель конкурса признан уклонившимся от заключения контракта;
  • участником аукциона, сделавшим предпоследнее предложение о цене контракта, в случае если победитель аукциона признан уклонившимся от заключения контракта.
    Участник размещения заказа признается уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта, если он не предоставил заказчику подписанный контракт, не передал его в установленном порядке в срок, предусмотренный конкурсной документацией (документацией об аукционе, извещением о запросе котировок).
    К числу недобросовестных Законом отнесены поставщики (подрядчики, исполнители), с которыми государственные или муниципальные контракты расторгнуты в связи с существенным нарушением их условий. Ст. 450 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что договор может быть расторгнут по решению суда при существенном нарушении его условий другой стороной. Существенным признается нарушение, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
    Следует отметить, что согласно ч. 8 ст. 9 Закона расторжение государственного или муниципального контракта допускается по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Таким образом, Закон, в отличие от Гражданского кодекса, не предусматривает возможность расторжения контракта заказчиком в одностороннем порядке.
    В реестр не могут быть включены сведения о недобросовестных поставщиках, государственные (муниципальные) контракты с которыми были расторгнуты по соглашению сторон, в том числе в связи с существенным нарушением условий контрактов.
    Ключевой особенностью реестра недобросовестных поставщиков, установленной постановлением Правительства РФ от 15 мая 2007 г. № 292, являются форма и способ его ведения. Ведение реестра в электронном виде предполагает соблюдение принципов открытости информации в сфере размещения государственных и муниципальных заказов. Все сведения, содержащиеся в реестре, доступны для ознакомления, что позволяет любому пользователю сайта самостоятельно и в кратчайшие сроки проверить, не является ли поставщик недобросовестным.

Порядок и сроки предоставления заказчиками сведений о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках)
В случае уклонения победителя конкурса (аукциона, запроса котировок) от заключения государственного или муниципального контракта заказчик не позднее трех рабочих дней с даты заключения контракта с участником размещения заказа, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере размещения заказов заключается контракт, направляет в уполномоченный орган сведения о лице, уклонившемся от заключения государственного или муниципального контракта, и иные необходимые документы.
В случае расторжения государственного или муниципального контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) его условий заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в уполномоченный орган сведения об указанном поставщике (исполнителе, подрядчике) и копию вступившего в законную силу решения суда о расторжении контракта.
Указанные сведения передаются заказчиком в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов, в письменной форме с сопроводительным письмом за подписью уполномоченного должностного лица заказчика либо в электронной форме. Сопроводительное письмо должно содержать перечень прилагаемых документов.
Однако направление таких сведений до заключения контракта с участником размещения заказа более целесообразно, поскольку предотвратит злоупотребления на этой стадии размещения заказа. В частности, нельзя будет необоснованно признать победителя конкурса (аукциона, запроса котировок) уклонившимся от заключения контракта до проведения уполномоченным органом проверки факта уклонения. Описанная концепция также исключает наступление нежелательных последствий для добросовестного участника размещения заказа, заявке на участие которого присвоен второй номер,— например, в случаях, когда факт уклонения от заключения контракта не был подтвержден при проведении проверки.
В настоящее время подготовлен ряд поправок в Закон, в которых учтены изложенные выше обстоятельства. Так, согласно предложенному ФАС России проекту изменений заключение контракта при уклонении победителем от его заключения будет возможно лишь после подтверждения факта такого уклонения федеральным контролирующим органом.
Следует отметить, что со вступлением в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 218-ФЗ уточняются функции конкурсной, аукционной и котировочной комиссий. После введения протокола об отказе от заключения контракта одной из обязанностей названных комиссий также стало подписание этого протокола. Однако ни Закон, ни Положение не устанавливают обязанность предоставления заказчиками такого протокола в составе сведений, подаваемых для включения недобросовестных поставщиков в реестр.
Правильным было бы распространить установленное п. 2 ч. 2 ст. 11 Закона требование к участникам размещения заказа об отсутствии сведений о них в реестре недобросовестных поставщиков на проведение не только торгов, но и запроса котировок. В настоящее время Закон не дает заказчику права устанавливать требования к участникам размещения заказа об отсутствии сведений о них в реестре недобросовестных поставщиков при проведении запроса котировок. Соответственно любое юридическое (физическое) лицо, сведения о котором включены в реестр недобросовестных поставщиков, вправе принять участие в запросе котировок.

Порядок включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков
Разделом III Положения устанавливается, что уполномоченный орган проверяет наличие в предоставленных заказчиком документах сведений, предусмотренных п. 7–9 указанного Положения. При отсутствии таких сведений уполномоченный орган возвращает документы заказчику не позднее трех дней с даты их поступления с указанием причин возврата и сведения о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в реестр недобросовестных поставщиков не включаются. В случае непредоставления заказчиком документов, предусмотренных подп. «в-д» п. 7 и 8 Положения, уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней с даты поступления от заказчика сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения контракта осуществляет проверку факта уклонения.
Среди наиболее распространенных причин отказа от заключения контракта, при наступлении которых сведения об участнике размещения заказа подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков, можно назвать причины, указывающие на наступление у участника обстоятельств (за исключением форс-мажорных), влекущих за собой невозможность заключения им контракта. Среди таких обстоятельств:

  • отсутствие возможности заключить контракт в связи с поломкой оборудования, повреждением (обнаружившимся дефектом) поставляемого товара или его отсутствием;
  • повышение рыночной цены товара (работ, услуг), на поставку (выполнение, оказание) которого должен быть заключен контракт;
  • невозможность поставить товары (выполнить работы, оказать услуги) в срок, указанный в конкурсной документации (документации об аукционе), проекте контракта и в заявке на участие в конкурсе (аукционе) участника размещения заказа.
    Как правило, в случае наступления перечисленных обстоятельств участник размещения заказа предлагает заказчику заключить контракт на других условиях. Предложение участника заключить контракт на условиях, которые отличаются от указанных в проекте контракта, составленного в соответствии с условиями торгов (запроса котировок), также следует расценивать как отказ от заключения контракта и основание для включения сведений о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков.
    Участник размещения заказа, подавая заявку на участие в торгах (запросе котировок), принимает на себя обязательство заключить и исполнить государственный (муниципальный) контракт на условиях, изложенных в заявке, в соответствии с требованиями, установленными конкурсной документацией (документацией об аукционе, извещением о запросе котировок). Таким образом, у участника не возникает обязанности подписывать государственный (муниципальный) контракт, который составлен по отличным от предложенных в его заявке условиям исполнения, в том числе если данная заявка не соответствовала конкурсной документации (документации об аукционе, извещению о запросе котировок). В описанных случаях заказчик должен отклонить заявку, а действия поставщика (исполнителя, подрядчика) не считаются уклонением от заключения государственного контракта
    Если факт уклонения неочевиден и стороны явились на рассмотрение сведений о недобросовестном поставщике, им предлагается заключить контракт непосредственно на заседании комиссии ФАС. Если участник размещения заказа отказался от заключения контракта, в том числе по причине отсутствия надлежащей доверенности, сведения о таком участнике включаются в реестр недобросовестных поставщиков. Если же от заключения контракта отказался заказчик, а не участник, то сведения о таком участнике в реестр не заносятся, а заказчику выдается предписание о заключении контракта с данным участником на условиях, указанных в конкурсной документации (документации об аукционе, извещении о запросе котировок), заявке такого участника.
    ФАС России вправе принимать решения по включению в реестр недобросовестных поставщиков, дела которых подлежат рассмотрению в ее территориальном органе. При этом территориальный орган после получения соответствующего уведомления ФАС России в течение одного рабочего дня направляет копии документов в ФАС России по факсу и/или на адрес электронной почты, указанные в уведомлении, а оригиналы указанных документов — по почте.

Исключение сведений
В соответствии с ч. 10 ст. 19 Закона сведения о поставщике исключаются из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня их внесения. Исключение осуществляется в автоматическом режиме и без подтверждения ответственных исполнителей.

Как не попасть в черные списки поставщиков по госконтрактам

Весной 2012 года участники рынка госзаказа отмечают годовщину появления письма Федеральной антимонопольной службы под номером АК/9281 — о поручителях, не соответствующих требованию Федерального закона №94 о размещении госзаказа. «Плохой поручитель» — это одна из самых популярных технологий для выбивания поставщика из борьбы за контракт.

Более того, в 2011 году среди компаний, включенных Управлением ФАС Москвы в реестр недобросовестных поставщиков, большая часть оказалась в этом реестре именно из-за поручителей.

Что такое черный список

Включение в реестр означает для компании следующее: в течение двух лет ей нельзя будет участвовать в поставках для государственных нужд, а госзаказчикам с поставщиками из черного списка нельзя заключать госконтракты.

Компании попадают в реестр недобросовестных поставщиков по двум основаниям. Первое — когда компания, став победителем торгов, на этапе подписания госконтракта признана «уклонившейся от заключения контракта» (отказалась заключать контракт, не предоставила все необходимые документы к контракту, госзаказчику «не понравился» поручитель поставщика). И второе основание — когда по решению суда был расторгнут контракт с компанией-поставщиком, так как она допустила грубые нарушения в ходе исполнения госконтракта (обещала, но не построила, нарушила сроки и т.д.).

По Федеральному закону №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» госзаказчик может потребовать от поставщика обеспечения исполнения контракта. Это является дополнительной гарантией, защищающей госзаказчика от потери авансового платежа и от неисполнения контракта. Способы обеспечения в законе определены: банковская гарантия, договор поручительства юридического лица и др. При этом важно помнить, что исполнителем по контракту все-таки является поставщик, а не поручитель.

Но как обычное ведомственное письмо антимонопольного ведомства, которое противоречит Конституции России и федеральным законам, стало инструментом, с помощью которого можно украсть победу у победителя госконтракта, — это открытый вопрос. Сегодня добросовестный поставщик должен отвечать за то, чего не совершал, попадая на два года в черный список поставщиков, и ФАС считает такое положение дел абсолютно законным и справедливым. Рассмотрим пример того, как эта схема работает.

Суд принял сторону поставщика

Представьте нормальную компанию, которая активно и много лет участвовала в госзаказах в российских регионах, контракты в строительстве были единственным источником ее дохода. В апреле 2011 года компания «Проектный институт «Волгастройпроект» приняла участие в открытом аукционе на заключение госконтракта по проведению аудита качества ремонта дорог в Восточном административном округе города Москвы.

По результатам аукциона компания стала второй, но вскоре победитель по неизвестным причинам уклонился от заключения выгодного для себя контракта, поэтому в соответствии с Законом № 94-ФЗ победа в аукционе перешла к тому, кто «пришел к финишу» вторым.

Для заключения госконтракта все документы законопослушной компанией были представлены в срок, в том числе и документы по поручителю с приложением копий его бухгалтерской отчетности. Но за несколько часов до подписания контракта госзаказчик связался по телефону с налоговой службой и из телефонного разговора узнал, что годовой баланс поручителя не соответствует данным налоговиков. Московский заказчик незамедлительно отказался от заключения контракта с победителем торгов и тут же сообщил в ФАС содержание своего телефонного разговора с налоговой. Этого антимонопольной службе оказалось достаточно. По каким-то причинам проверка обстоятельств дела не входила в планы ФАС.

Информация, поступившая от госзаказчика, стала основанием для внесения «Проектного института «Волгастройпроект» в реестр недобросовестных поставщиков. Поставщик, отстраненный таким иезуитским способом от госзаказов, пошел в суд добиваться справедливости. Еще недавно доказать незаконность решения ФАС о включении компании в реестр недобросовестных поставщиков по причине «плохого поручителя» в России считалось абсолютно невозможным.

Арбитражный суд города Москвы впервые принял решение в пользу компании, попавшей в реестр недобросовестных поставщиков из-за «несоответствующего» поручителя и разъяснил, что участник торгов не несет ответственность за поручителя и за содержание его бухгалтерского баланса. Девятый арбитражный апелляционный суд в январе 2012 года признал это решение полностью соответствующим закону .

При этом судьи двух арбитражных судов признали тот факт, что ведомственное письмо ФАС о «недобросовестных поручителях» расширительно и очень специфически толкует закон № 94-ФЗ о госзакупках. На участника аукциона закон не возлагает обязанность проверять данные бухгалтерской отчетности поручителя, которые заверены печатью налогового органа. Кроме того, участник аукциона не имеет реальных правовых механизмов, которые позволяли бы ему провести аудит или налоговую проверку другого юридического лица.

Несоответствие поручителя нельзя приравнивать к непредставлению документа об обеспечении и на этом основании обвинять компанию в уклонении от заключения выгодного для себя контракта. Более того, это также не является основанием для ФАС, чтобы вносить участника госзакупок в «черные списки» поставщиков.

На данный момент антимонопольная служба пытается оспорить нежелательное решение, которое выбивает у нее из рук инструмент для расправы с неугодными поставщиками в вышестоящем арбитражном суде. Кроме того, ведомство выпустило еще одно письмо N ИА/4178, которым продолжает регулировать порядок и насаждать свои правила на рынке госзакупок, безнаказанно нарушая федеральные законы и возлагая всю ответственность за недобросовестного поручителя на поставщика.

Как защититься от «плохих поручителей»

На мой взгляд, если не изменить существующую у ФАС практику включения поставщиков в черный список, то придется отменить презумпцию невиновности поставщика и объявить всех поставщиков мошенниками и ворами бюджетных средств. Компании-мошенники в нашей стране, безусловно, есть, но в России существуют и другие компании, которые строят свой бизнес на долгосрочной основе и дорожат своей репутацией.

В сегодняшних условиях участникам госзаказа следует быть очень острожными в выборе поручителя. Если поручителем выступает плохо известное вам юрлицо, то помимо документов, которые требует от поручителя закон, нужно проверить, нет ли его в списках ФАС в числе ненадежных поручителей — такая информация сегодня есть на сайтах антимонопольного ведомства.

Однако лучше и безопаснее не связываться с малознакомыми компаниями, так как сложно проверить, есть ли действительно у этих компаний активы, о которых они заявляют. ФАС, например, даже предлагает «пройтись по адресам» — посмотреть здания, которые поручитель указывает на балансе. Можно попытаться получить в налоговой инспекции информацию по бухгалтерским балансам поручителя. Хотя налоговики вряд ли ответят по существу, но в случае обращения участника госзаказа в суд это будет подтверждением того, что участник действовал разумно и осмотрительно.

Сегодня лучший способ защититься от недобросовестных поручителей — это работать только с проверенным компаниями, которым вы доверяете или пользоваться настоящей банковской гарантией, хотя она и значительно дороже «серых» гарантий банков.

Государству, чтобы защитить бюджетные деньги и бизнес от недобросовестных поручителей, нужно сделать всего два шага. Во-первых, создать и узаконить по аналогии с реестром поставщиков реестр недобросовестных поручителей. МВД и ФАС такие попытки уже делают: с октября 2011 года они регулярно публикуют списки недобросовестных поручителей. В обсуждаемом проекте Федеральной контрактной системы (ФКС) государство также планирует предусмотреть и узаконить реестр недобросовестных поручителей.

Во-вторых, нужно создать регламент взаимодействия ФАС, полиции и налоговиков, чтобы недобросовестных поручителей не только заносили в черный список, но и проводили у них налоговые проверки, привлекали к уголовной ответственности.

Я считаю, что если поручитель проявил себя на рынке госзакупок как лгун и обманщик, то со стороны государства должен последовать адекватный ответ — именно недобросовестный поручитель должен отвечать за свои незаконные действия.

Читать еще:  Как стать франчайзи: инструкция в 7 шагов от гендиректора EMTG Екатерины Сойак
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Вопрос Разъяснение
Какой срок направления заказчиком обращения о включении информации об участниках закупки в РНП?
Какой срок рассмотрения обращения о включении информации об участниках закупок в РНП? Общий срок рассмотрения обращения о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков — не больше 8 рабочих дней с даты поступления документов и информации, которые указаны в ч. 4-6 ст. 104 44-ФЗ.
Какой срок исключения информации об участниках закупки из РНП?