Эмоциональный интеллект – ключ к успешной карьере

Эмоциональный интеллект – ключ к успешной карьере

«За одной и той же истерикой могут стоять разные причины». Как научиться управлять эмоциями

«За одной и той же истерикой могут стоять разные причины». Как научиться управлять эмоциями

Все родители хотят быть уравновешенными и не срываться, когда ребёнок в который раз отказывается делать домашку. Для него они же мечтают об успешной карьере и хорошей зарплате. Секрет успеха в обоих случаях — умение понимать свои эмоции. Эксперт по эмоциональному интеллекту и создатель проекта Skillfolio Виктория Шиманская в эфире программы «Радиошкола» рассказала, как научиться слушать себя и почему в семье важно говорить с голосовыми помощниками вежливо.

Мы так быстро привыкаем к новым технологиям, что перестаём быть благодарными

Базовая составляющая всех эмоций, которые были в людях и сто, и двести, и тысячу лет назад, и сейчас, не изменилась, но способы выражения, контекст, эмоциональное взаимодействие — оно, конечно же, отличается. Каким раньше был комплимент противоположному полу? Это было послание с действительно большим многообразием оттенков. Сейчас мы тоже можем, наверное, отобразить его, но скорее при помощи трёх смайликов-эмодзи. Длинное сообщение считается уже проявлением креативности, попыткой привлечь внимание. Эмоция в виде смайликов очень сильно поменяла и деловую переписку, и переписку в семье.

О списке «базовых эмоций» на 100% психологи, конечно, ещё не договорились. Но считается, что у человека их шесть: радость, гнев, страх, интерес, удивление, отвращение. У этих эмоций есть физиологичное проявление, они практически не зависят от пола, возраста и достаточно легко распознаются. Они сформировались эволюционным путём, поэтому коммуникации людей — что тысячу лет назад, что сто, что сейчас — во многом похожи. Но цифровые технологии очень сильно поменяли контекст и способ выражения эмоций.

Мама, которая беспокоится, что сын долго не идёт домой, может сказать: «А ты где? Ты учишь уроки? А сделай мне селфи!»

И дальше они понимает, с кем он там и действительно ли делает уроки. Но этот момент фактически нарушает базовые законы восприятия. Он меняет наше сознание.

Как нам, маленьким детям, объясняли: «Вот дядя далеко идёт, поэтому у него лицо маленькое. И он сам маленький, потому что он далеко». А если мы берём Skype или любой другой мессенджер, то бабушка, с которой мы общаемся, по факту очень далеко, но её лицо здесь или в компьютере. Она такая же большая, и слышно её так же хорошо.

Гаджеты фактически реализовали то, что раньше было волшебством и сказкой. Но удивление быстро проходит. В какой-то момент мы уже воспринимаем эти вещи как естественные, что накладывает отпечаток на коммуникацию.

Если бы 15 лет назад нам сказали, что появится волшебный помощник, который будет подсказывать дорогу, когда ты едешь в автомобиле, и ещё рассчитывать время, мы бы сказали: «Да не может быть! Да я молиться буду на такой!» А сейчас: «Нет, ну почему этот навигатор меня сюда завёл!» или «Почему Wi-Fi так плохо работает?» Мы очень быстро перестаём быть благодарными за то, что у нас есть. И это ситуация, в которой постоянно растёт напряжение. Мы много получаем, всё очень быстро меняется, и на семье эта коммуникация тоже отражается.

В разговоре с голосовым помощником нет жёстких правил. Просто это культура речи. Поэтому лучше сказать: «Алиса, поставь, пожалуйста, сказку». Ведь ребёнок будет говорить точно так же, как и вы. И если он сто раз скажет: «Поставь сказку!», «Сделай это!», «Сделай то!» — и никто его не поправит, не удивляйтесь, что потом на всю семью распространится такая же культура речи.

Ребёнок должен уметь подходить к знанию с разных сторон

Давайте идти от установки, что гаджеты есть в нашей жизни и мы не против них. Но важно знакомить детей с разными моделями познания. Если мы говорим: «Нет, только лицом к лицу, сели друг напротив друг друга и начинаем корчить рожицы, тогда-то мы будем распознавать собеседника и разовьём эмпатию», — это, конечно, классное упражнение. Но если делать его 10 дней подряд, после этого не захочется общаться вообще ни с кем. Вопрос крайности.

Ключ к тому, чтобы развиваться гармонично в современном мире, — переформулировать разный тип контента

Например, для того чтобы вовлекать детей в литературу, мы говорим: «Ребята, а вы попробуйте сделать цифровой след и разгадать, что это за произведение». Сейчас же модно говорить про интернет-безопасность. Полностью не повторю, но выглядело это так: «Google-запрос „Как не провалиться на допросе“, на „Авито“ — „Продать топор, б/у, использовался не по назначению“». И все угадывают в этом Раскольникова.

Или говорим: «А давайте представим себе инстаграм Наташи Ростовой». Так мы решаем сразу две задачи: знакомим и вовлекаем ребят, например, в литературные произведения (так можно и с математикой, и с чем угодно ещё делать, но с эмоциями в первую очередь) и действительно начинаем с ними говорить, учим их переформулировать. Ведь послание, отправленное с 500 скобочками или с одной, несёт в себе настоящий эмоциональный заряд. И это здорово, что он есть. «Но давай мы попробуем передать радость разными способами: цифровым, визуальным, тактильным, историей, рисунком». Мы можем создать несколько способов выражения эмоций.

Эмоциональный интеллект — ключ к успеху в карьере

Об эмоциональном интеллекте начали говорить в 90-х. Тогда был пик, потом чуть-чуть начался спад, а сейчас опять активно пошёл хайп. Мне кажется, самое главное — развеять миф, что эмоциональный интеллект не нужен, потому что «со мной и так всё в порядке». Я искренне считаю, что его можно развивать каждый день, и это действительно важно.

Эмоциональный интеллект — это умение в экстренных случаях принять правильные решения, сбалансировать ситуацию и распознать, что сейчас происходит.

Вы знаете, какой у школьников самый частый запрос? Они готовились к экзаменам, зашли в класс — не помнят ответ. Они вышли в коридор — и уже помнят

Говорят: «Ну как? Знания-то есть!» И такое происходит не только со школьниками, это может произойти и с доктором наук. Так устроен наш мозг.

Из-за того что в XXI веке стресса больше, информации больше, именно умение услышать и распознать (сперва через эмоциональную реакцию), а потом понять, почему так происходит, становится необходимым навыком выживания и развития. Не случайно большинство руководителей обладают именно высоким эмоциональным интеллектом. Это ведь ещё и развитие креативности, критического, системного мышления. Поэтому во всех видах профессий (причём и в гуманитарных, и в технических) люди с развитым эмоциональным интеллектом становятся успешнее.

Всё вокруг нас может стать источником развития. Одно из упражнений — взять любой предмет и придумать несколько способов его использования. Например, стаканчик: из него можно попить воды; можно полить цветы; можно сложить в него карандаши; можно использовать как окружность. По сути, креативность — это соединение уже существующих вещей во что-то новое. Поэтому мы просто идём по улице с детьми и начинаем размышлять: «А облака и машины можно соединить?» Каждый предмет вокруг нас может стать источником креативности. А посмотреть на них с разных сторон — это способ развития критического мышления.

Человек может быть просто педагогом, предпринимателем и инженером. А может быть выдающимся педагогом, выдающимся предпринимателем и выдающимся инженером. В этом случае он больше признан как профессионал и, как правило, ещё и зарабатывает больше. Эмоциональный интеллект даёт силы развиваться в своей профессии, мотивировать себя, проходить через неудачи, принимать решения. Он даёт возможности коммуницировать с другими людьми. Когда я честно признаю в себе эмоцию и готов с ней поработать, чтобы услышать её сигнал.

Важно видеть не только свои эмоции, а их причину

Также эмоции должны стать ресурсом для гармоничного взаимодействия внутри семьи и с миром в целом. Когда говорят: «Не сдерживать эмоции», — это не совсем правильно. Наша задача — не сдерживать и не подавлять. И то и другое — крайности. Нужно найти внутренний баланс, который заключается в необходимости сказать себе: «Я признаю эмоции». Действительно поймать в себе этот момент и как минимум произнести эти слова. Ведь когда мы что-то произносим, мы наделяем это чётким смыслом.

Нужно сказать: «Я сейчас очень сильно расстроена». В этот момент мы отделяем себя от эмоции. Я сажаю её перед собой и понимаю: «Расстроена». Управление начинается с осознания. Дальше возникает вопрос «Насколько?». Здесь поможет замечательная практика. Называется «Термометр эмоций». Её здорово проводить вместе с детьми. Можно даже повесить «термометр» на холодильник. Она позволяет прямо представить себе, «где я сейчас».

Когда вы понимаете, что сейчас взорвётесь, подумайте спокойно: «Прошло 20 минут, а он не сделал домашнее задание. Чувствую, что не сделал. И я злюсь! Но насколько я злюсь? Посмотрела на „термометре“, снизила состояние на троечку и с этим уже иду к ребёнку. Вдох-выдох». Эта практика помогает научиться говорить на языке эмоций: «Я сейчас чувствую расстройство, я себя отделила от эмоции. Не я расстроена, не я злюсь, не я вечная истеричка, не я злыдня. Нет, я в норме, но у меня есть эта эмоция. Почему?»

Человек с развитым эмоциональным интеллектом — тот, кто видит не эмоцию, а причину

Это ключевой момент. Потому что за одной и той же истерикой могут стоять разные ситуации. Мама может кричать из-за того, что было мало времени и через пять минут приедет свекровь. Она может кричать, потому что очень сильно боится, что ребёнок не сдаст экзамены, и её накрывают страхи XXI века. Она может кричать, потому что сама была отличницей, но не поступила туда, куда хотела. И это её страхи из прошлого. Она может кричать, потому что она просто очень сильно устала.

Читать еще:  НЛП в продажах

Самое сложное в отношении себя — сказать: «А почему я правда кричу-то?» Это про честность. Мы начинаем с себя. Честность — это очень сложно, но мы начинаем по-настоящему управлять эмоциями, только когда отвечаем на вопрос «Почему?».

Ребёнок никогда не «издевается», у его поступков тоже есть причины

Мамы иногда говорят: «Он издевается надо мной!» И неважно, три ему, или 13, или 30. Но он не издевается никогда. За действием ребёнка стоит какое-то намерение. Может быть, он не сделал уроки, потому что правда не понимает задания. А может быть, не сделал, потому что устал от бесконечных уроков и у него нет понятной цели. Он не понимает пример или у него нет мотивации — это разные причины. Получается, что как только мы расширили картину от простой эмоциональной реакции (крика, страха, раздражения, грусти) и сразу перешли на причины, она максимально преобразилась.

Причины недовольства нужно проговаривать, чтобы объяснить их ребёнку и осознать самой. Понятно, если мама каждый раз кричит и каждый раз «потому что устала», это уже не работает. Мы проговариваем раз за разом для того, чтобы самой осознать причину, и для того, чтобы действительно объяснить её ребёнку. Некоторые мамы, которым сложно с этим справиться, иногда говорят: «Останови меня, пожалуйста. Давай придумаем некое „стоп-слово“, какой-то сигнал». Например, смешную картинку взъерошенной болонки или что-то ещё. Чем смешнее, тем лучше. И у ребёнка будет право показать на картинку на шкафу, дав понять: «Мам, мне кажется, что вот сейчас будет взъерошенная болонка». Женщина со здоровым уровнем работы над собой поймёт, что это сигнал. И это позволит ей перестроиться.

Полную запись интервью с Викторией Шиманской слушайте здесь. Разговор прошёл в эфире «Радиошколы» — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 16:00 на радио «Говорит Москва».

Иллюстрации: Shutterstock (Kit8.net)

Эмоциональный интеллект — ключ к успешному взаимодействию с другими людьми

Многие из нас по себе знают, что в современном мире всё труднее ладить с собой и окружающими. Поэтому важно понимать: успешное взаимодействие с другими людьми напрямую зависит от эмоционального интеллекта. Он необходим нам, чтобы превратить намерение в действие, принимать обоснованные решения, налаживать продуктивные связи и воспитывать детей.

Что такое эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EQ) — умение определять, использовать, понимать и управлять собственными эмоциями в положительном ключе, например, чтобы снимать стресс, преодолевать трудности и разряжать конфликты. Также эта способность позволяет распознавать эмоциональное состояние других людей.

Эмоциональный интеллект может быть улучшен в любой период жизни.

Однако между изучением эмоционального интеллекта и его применением на практике есть большая разница. Вы можете понимать, что должны сделать определённые шаги, но это не означает, что вы их совершите, особенно если находитесь в стрессовом состоянии. Для того, чтобы изменить свои поведенческие привычки, необходимо научиться справляться со стрессом.

Эмоциональный интеллект обычно состоит из пяти составляющих:

  • Самопознание. Вы признаёте собственные эмоции и понимаете, как они влияют на ваши мысли и поведение. Вы знаете свои сильные и слабые стороны, у вас есть уверенность в собственных силах.
  • Самоконтроль. Вы умеете контролировать импульсивные чувства, управлять своими эмоциями в отношениях, брать на себя инициативу, следовать обязательствам и адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.
  • Эмпатия. Вы знаете, как развивать и поддерживать хорошие отношения, легко общаться, вдохновлять и направлять других людей.
  • Мотивация. Вы представляете свою цель и чётко осознаёте каждый следующий шаг на пути к своей мечте.
  • Социальные навыки. Вы можете понимать эмоции, потребности и проблемы других людей, распознавать невербальные сигналы, комфортно чувствовать себя в обществе, определять статус человека в группе или организации, разрешать конфликты внутри команды.

Почему эмоциональный интеллект так важен

Жизнь показывает, что далеко не всегда умные люди добиваются успеха и высокого социального статуса. Наверняка и вы припомните парочку людей, которые имеют блестящие академические знания, но вместе с тем являются социально некомпетентными как на работе, так и в личной жизни.

Высокий IQ не даёт гарантии на успех в карьере и семье. Да, он поможет поступить в престижное учебное заведение, но только эмоциональный интеллект выручит, когда нужно будет унять эмоции перед выпускными экзаменами. В тандеме IQ и EQ усиливают друг друга.

Таким образом, эмоциональный интеллект влияет на:

  • Успеваемость в школе и продуктивность на работе. Эмоциональный интеллект поможет вам сориентироваться в сложных социальных связях на рабочем месте, стать лидером и мотивировать других, преуспеть в карьере. Многие компании оценивают эмоциональный интеллект кандидатов на собеседовании, считая его не менее важной характеристикой, чем профессиональные компетенции.
  • Физическое здоровье. Если вы не в состоянии управлять своими эмоциями, вы, вероятно, не умеете контролировать стресс. Это может привести к серьёзным проблемам со здоровьем. Неконтролируемый стресс повышает давление, подавляет иммунную систему, повышает риск сердечного приступа, способствует бесплодию и ускоряет старение.
  • Психическое состояние. Неконтролируемые эмоции и стресс влияют на психическое здоровье, что делает нас уязвимыми перед тревогой и депрессией. Если вы не управляете собственными эмоциями, вы не сможете выстроить прочные отношения. В итоге придёт чувство одиночества и изоляции.
  • Отношения. Понимая и управляя собственными эмоциями, вы научитесь выражать своё отношение к близким, ощущать окружающих. Это позволит более эффективно общаться и налаживать доверительные отношения.

Что поможет сформировать эмоциональный интеллект

1. Самопознание

Психологи утверждают, что текущие переживания являются отражением более раннего эмоционального опыта. Это означает, что ваша способность воспринимать гнев, печаль, страх и радость, скорее всего, зависит от качества и насыщенности эмоций на ранних этапах жизни.

Если в прошлом вы оценили и поняли свои эмоции, они станут ценными активами в будущем. Если же переживания были болезненными и запутанными, вы, вероятно, сделаете всё возможное, чтобы дистанцироваться от них. Однако не стоит отстраняться даже от негативных чувств, ведь принятие и осознание своего эмоционального состояния — ключ к понимаю того, как переживания влияют на ваши мысли и действия.

Задайте себе несколько вопросов:

  • Сопровождаются ли эмоции физическими ощущениями в желудке, горле или грудной клетке?
  • Испытывали ли вы чувства, которые явно отражались на вашей мимике?
  • Можете ли вы испытывать сильные чувства, которые целиком поглощают ваше внимание и внимание других?
  • Следите ли вы за своими эмоциями, когда принимаете решения?

Если есть хотя бы один отрицательный ответ, ваши эмоции подавлены или выключены. Для того, чтобы обладать здоровым эмоциональным интеллектом, вы должны открыться переживаниям, впустить их в свою зону комфорта.

sorsillo/Depositphotos.com

Вот самые верные способы улучшить самопознание:

  • Тренируйте осознанность. То есть намеренную фокусировку внимания на настоящем моменте. Осознанность часто связывают с медитацией в буддизме, однако большинство религий мира практикуют нечто подобное в форме молитвы. Она снимает озабоченность, успокаивает и настраивает, воспитывает характер.
  • Заведите дневник. В конце каждого дня записывайте, что с вами случилось, как вы чувствовали себя и справлялись со сложностями. Периодически оглядывайтесь назад и анализируйте типичные ситуации, отмечайте, где вы не дожали или переусердствовали.
  • Спросите у близких, кем они видят вас. Отзывы от нескольких людей оголят ваши сильные и слабые стороны. Не забудьте всё зафиксировать и найти закономерности. Главное, не спорить и не возражать. Вам важно посмотреть на себя чужими глазами.

2. Самоконтроль

Осознание чувств — это первый шаг к эмоциональному управлению. Вы должны использовать эмоции, чтобы принимать конструктивные решения и выстраивать линию поведения. Когда вы становитесь чрезмерно напряжены, вы можете потерять контроль над собой и утратить вдумчивость.

Вспомните, легко ли рационально думать в состоянии перенапряжения. Вероятно, нет. Это происходит потому, что мозг отстраняется от мыслительных процессов и переключается на переизбыток чувств.

Эмоции являются важными фрагментами информации, они говорят нам о себе и о других. Однако в условиях стресса мы становимся подавленными и теряем контроль над самими собой. Научитесь справляться со стрессом. Так вы сможете контролировать чувства и поведение, управлять отношениями, брать инициативу в свои руки, следовать обязательствам и адаптироваться к изменчивому миру.

Sericbvd/Depositphotos.com

Так как же научиться самоконтролю? Наверняка вы слышали о дедовском способе — посчитать до десяти, когда сердишься.

Не всегда получается подавить гнев или депрессию, тем не менее физический толчок будет к месту. Чувствуете усталость — сделайте несколько упражнений. Не можете собраться с силами — врежьте себе пощёчину. В общем, применяйте любое физическое воздействие, которое приведёт к лёгкому шоку и разорвёт порочный круг.

3. Эмпатия

Мы постоянно сосредотачиваемся на том, что наиболее важно именно для нас. Однако наши эмоции — лишь половина отношений. Все остальные люди тоже имеют свои собственные чувства, желания, триггеры и страхи. Поэтому сопереживание — крайне важное жизненное умение.

bacho123456/Depositphotos.com

Попробуйте на практике несколько советов, которые помогут вам стать эмпатом:

  • Меньше говорите, больше слушайте. Это золотое правило любого искренне сопереживающего человека. Конечно, вы не можете пропустить через себя всю гамму чувств другого человека, но можете попытаться его услышать. Просто позвольте человеку выговориться, не перебивая его своими соображениями. Это трудно, особенно в том случае, если присутствуют сильные негативные эмоции. Однако практически любая связь станет крепче только из-за того, что вы подождёте лишние несколько секунд, прежде чем вступить в разговор.
  • Примите противоположное мнение вопреки собственной позиции. Чтобы понять, что движет человеком, необходимо оказаться на его месте. Если вы считаете, что ваш босс пребывает в безрассудном состоянии, попробуйте оправдать его в своей голове. Возможно, вы поступили бы аналогично, если бы очутились в его шкуре.
  • Поймите разницу между словами «я знаю» и «я тебя понимаю». Первое указывает на то, что вы якобы имели аналогичный жизненный опыт. Второе же говорит о том, что вы обдумали ситуацию и проиграли её от своего лица. Разумеется, понимание чужих проблем — более доверительный и правдивый уровень взаимоотношений.
Читать еще:  Уникальный товар: найти и получить прибыль

Эмпатия подразумевает вашу реакцию, однако она должна поступить вовремя. Если кто-то готов разрыдаться или разрывается от глубокой боли, не пытайтесь приглушить чувства. Человек должен выплеснуть эмоции, и ему понадобится ваша помощь.

4. Мотивация

Когда мы говорим о мотивации как о составляющей эмоционального интеллекта, подразумевается внутренний стержень, а не психологические силы, чтобы поднять своё тело с кровати. Как говорят психологи, наш стержень находится в префронтальной коре головного мозга. Она начинает активную деятельность при одной мысли о выполнении значимой задачи.

Целью может быть карьера, семья, произведение искусства и всё что угодно, лишь бы оно имело весомое значение в вашей жизни. Когда мотивация берётся за дело, она объединяется с реальностью, и мы совершаем реальные поступки. Чтобы создать семью, мотивированные люди начинают встречаться. Чтобы продвинуться по службе, мотивированные люди берутся за самообразование.

pertusinas/Depositphotos.com

Как найти свой стержень? В первую очередь необходимо выяснить собственные ценности. Многие из нас настолько заняты, что не успевают покопаться в себе и определить приоритеты. Ещё хуже, если человек делает работу, которая прямо противоречит его мировоззрению и принципам.

Во-вторых, стоит перенести свою цель на бумагу и расписать её в деталях. При этом необходимо понимать, что большой успех сильно растянут во времени. Он состоит из маленьких побед и горечи поражений.

5. Социальные навыки

Социальные навыки — это умение понимать невербальные сигналы, которые окружающие люди постоянно адресуют вам. Эти сигналы дают чёткое представление о том, что человек испытывает и что для него действительно важно. Для того, чтобы принять невербальные сигналы, необходимо приостановить свои мысли, не думать о целях и задачах, которые вы преследуете, находясь рядом с человеком.

racorn/Depositphotos.com

Социальные навыки не могут работать на вас, если вы думаете о чём-то другом, а не о текущем событии. Когда мы погружаемся в воспоминания или переносимся в будущее, нас попросту нет в настоящем. Уловить тонкие невербальные сигналы из-за этого становится проблематичным.

Не стоит питать иллюзий о многозадачности. Да, мы можем переключаться между темами очень быстро, но при переходе теряется тонкий эмоциональный сдвиг, который помогает понять других людей.

Социальные навыки хорошо совершенствовать, разрешая разногласия:

  • Уделите время друг другу, а затем вернитесь к проблеме. В романтических отношениях необходимо напомнить партнёру, что за критикой стоит забота и любовь.
  • Убедитесь, что обе стороны точно представляют причину конфликта. Предложите взаимовыгодное решение, которое учитывает обоюдные желания и исключает дополнительные требования.
  • Закончите на одной ноте, даже если она не совсем позитивная. Пусть ваш начальник, коллега или вторая половинка знают, что вы двигаетесь в одном направлении, хоть и с разными точками зрения.

Наряду с разрешением конфликтов, необходимо научить себя знакомиться, поддерживать беседу, играть. При этом желательно заранее изучить менталитет людей разных наций.

Эмоциональный интеллект – дань моде или ключ к разгадке успеха?

“Консультант”, 2011, N 17

Деятельность управленческого звена компаний и сотрудников HR-подразделений примерно на 80% состоит из межличностного взаимодействия. Соответственно, чем более эмоционально компетентен управленец, тем легче ему оказывать воздействие на сотрудников.

Руководитель оказывает влияние (одна из составляющих – коэффициент эмоциональности (EQ)) на своих подчиненных – мотивирует и вдохновляет их.

Так является ли развитие эмоциональной компетентности актуальной проблемой в управлении и возможно ли ее развитие в принципе?

В этой статье хотелось бы изложить историю вопроса: кто, как, когда и зачем изучал эмоциональный интеллект и какие практические результаты получил.

Речь в основном пойдет о зарубежных исследованиях эмоционального интеллекта, хотя не обойдем вниманием и работы российских ученых.

Термин “эмоциональный интеллект” в том виде, в котором он существует на данный момент, произошел от понятия “социальный интеллект”.

Надо понимать, что в определенный период слишком много внимания уделялось информационным, “компьютерным” моделям интеллекта, а эмоционально окрашенная составляющая, по крайней мере в западной психологии, отошла на дальний план.

В конце 90-х Джон Мэйер, Питер Сэловей и наиболее известный в нашей стране Дэниэл Гоулман – известный журналист New York Times, чья книга Emotional Intelligence произвела настоящий фурор в США в 1995 г., ввели понятие эмоционального интеллекта.

Впервые обозначение EQ (по аналогии с IQ – коэффициентом интеллекта) ввел клинический физиолог Рувен Бар-Он.

От советских ученых

Не остались без внимания и труды советских ученых, которые трактовали данную тематику в ином ключе, но вектор был задан верно.

Например, научные труды В.Н. Куницыной – доктора психологических наук, профессора.

В своей книге “Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение” она четко прослеживает влияние эмоционального интеллекта в управлении людьми и показывает, что тестовая методика Amore, хотя и больше направлена на семейные взаимоотношения, очень ярко указывает на значение эмоций в профессиональной и личной сфере человека.

Теория эмоционального интеллекта впечатлила бизнесменов, и одна из ключевых фраз успеха “Эмоциям не место на работе” была поставлена под сомнение.

Стало понятно, что необходимо двигаться “по параллелям” разума и эмоций – одно неотделимо от другого. Именно люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта лучше понимают чувства других, могут управлять своей эмоциональной сферой, они более адаптивны в обществе и легче добиваются поставленных целей во взаимодействии с окружающими.

Многочисленные исследования, которые проводились на основе сравнительного анализа, показали явные отличия лидеров от простых менеджеров, а именно указали на способности первых, связанные с пониманием эмоций и управлением ими.

В Америке стало популярным такое высказывание: “IQ gets you hired, but EQ gets you promoted” (Благодаря IQ вы устраиваетесь на работу, а благодаря EQ делаете карьеру).

Определения эмоционального интеллекта

В современном научном мире существует большое количество определений эмоционального интеллекта, это:

  • “набор некогнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность человека справляться с вызовами и давлением внешней среды” (Рувен Бар-Он, автор аббревиатуры EQ);
  • “способность осознавать свои и чужие эмоции, мотивировать себя и других, а также умение управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии с другими” (Дэниэл Гоулман);
  • и современная интерпретация: способность осознавать свои эмоции и эмоции другого, управлять своими эмоциями и эмоциями другого и на этой основе строить взаимодействие.

После определения термина эмоционального интеллекта возник вопрос: а как же его измерить?

Если проводить аналогию с интеллектом, то нужен некий коэффициент, который будет показывать, насколько человек эмоционально адекватен, и эта цель достигается оценкой.

Многошкальные тесты

Существует несколько многошкальных тестов, большинство из которых являются коммерческими продуктами, используемыми в тренингах и программах развития эмоционального интеллекта.

В основном они разработаны за рубежом, в нашей стране это направление пока не столь популярно. Приведу некоторые из них:

  • британский тест Emotional Intelligence Test, который состоит из 70 вопросов и занимает около 40 минут.

Результаты выдаются по следующим шкалам: “Поведение”, “Знание”, “Эмоциональное проникновение в себя”, “Мотивация”, “Выражение эмоций”, “Эмпатия и социальная интуиция”;

  • тест “Эмоциональный интеллект” лаборатории “Гуманитарные технологии” адаптирован для русскоязычных пользователей. Тест определяет способность человека понимать свои эмоции и управлять ими, понимать других людей и адекватно реагировать на их чувства.

Данный набор качеств, или эмоциональный интеллект, позволяет человеку быть успешным среди людей, реализовывать поставленные цели и достигать результатов. Тест состоит из 66 вопросов и занимает около 20 минут;

  • тест MSCEIT (The Mayer – Salovey – Caruso Emotional Intelligence Tests), разработанный одними из первооткрывателей в этом направлении – Питером Сэловеем и Джоном Мэйером. Тест состоит из 141 вопроса, которые оценивают испытуемого по двум областям (“Опытной” и “Стратегической”) и четырем шкалам;
  • тест The Emotional Intelligence View 360 (EIV360), предлагающий 17 критериев оценки эмоционального интеллекта, разбитых по областям “Саморегуляция”, “Регулирование отношений” и “Коммуникация”.

Кроме уже описанных методик, существует еще несколько популярных тестов на эмоциональный интеллект: SEI (Six Seconds Emotional Intelligence Test) и OVC (Organizational Vital Signs), разработанные группой “6 секунд”; EQ-i Рувена Бар-Она; ECI (Emotional Competence Inventory) Хая Мак-Бера.

Также в научных работах встречается упоминание методики, разработанной в Институте психологии РАН.

В этой методике выделяют два вида эмоционального интеллекта – внутриличностный и межличностный – и строят свой опросник соответственно этому делению.

Популярность и привлекательность подходов и методик эмоционального интеллекта заключается в том, что управление эмоциями – это навык, который можно нарабатывать и развивать, что ранее не было подтверждено.

Считалось, что управлять возникновением эмоций, которые тесно связаны с физиологией, практически невозможно.

Таким образом, существует 3 основных модели эмоционального интеллекта:

  • Дэниэля Гоулмана,
  • Рувена Бар-Она,
  • Мэйера и Сэловея.

Указанные на рисунке составляющие EQ присутствуют в той или иной интерпретации во всех моделях (см. рисунок).

Составляющие эмоционального интеллекта

Хочется отметить, что в чистом виде способности к познанию или когнитивные способности помогают добиться коммерческого успеха, но навыки эмоционального интеллекта способствуют усилению достижения успеха.

Стоит отметить, что руководитель, желающий, чтобы персонал чувствовал себя комфортно, а производительность труда была на высоком уровне, должен понимать потребности сотрудников для вовлечения их в процесс.

Эмоциональный интеллект позволяет найти наиболее эффективное применение потребностям и возможностям каждого сотрудника и является более надежным показателем успеха, чем предыдущий опыт работы с IQ.

Эмоциональный интеллект и Карьера

Что такое эмоциональный интеллект и как он влияет на карьеру

Читать еще:  Как грамотно привлечь работника к материальной ответственности?

Как влияет эмоциональный интеллект на построение успешной карьеры

Некоторым проблемам и аспектам построения успешной карьеры не уделяют внимания, несмотря на то, что они имеют большое значение. В данной статье рассматривается такое понятие как эмоциональный интеллект и его влияние на жизнь и карьеру каждого человека.

Наверняка многие люди, наблюдая за своими коллегами, задавались вопросом, почему больших успехов в карьере добивается не всегда тот, кто обладает высоким уровнем развития интеллекта. Казалось бы, сотрудник, обладающий высоким IQ и отлично владеющий различными навыками, нужными в работе, должен стремительно продвигаться по карьерной лестнице. Однако довольно часто мы видим ситуацию, что такого работника обгоняет тот, у кого и умственные способности не такие выдающиеся, да и достижения в работе не самые блистательные. И дело тут далеко не всегда оказывается в так называемых «связях» или способностях посредственного работника к подхалимству и лизоблюдству.

Почему же один сотрудник быстро достигает хороших результатов в своей работе, не обладая при этом выдающимися способностями, а другой, тот, кто великолепно владеет нужными для своей должности навыками, тратит все свое время на собственное профессиональное развитие и строит карьеру неоправданно долго? При всем этом нередко бывает так, что уровень интеллектуального развития более удачливого работника заметно ниже, чем у его менее везучего коллеги. Объяснение такому явлению нам могут дать психологи.

В проблеме построения карьеры и всей профессиональной деятельности в целом очень много внимания, как правило, уделяется IQ или, говоря иначе, коэффициенту интеллекта. Принято считать, что чем толковее и образованнее сотрудник, тем более выдающихся результатов он достигнет в своей работе. А между тем для работы немалое значение имеет не только уровень умственного развития человека, но и его способность взаимодействовать с коллегами, работать в коллективе, правильно общаться с партнерами, сослуживцами и клиентами компании, умение правильно выстраивать и развивать межличностные отношения в социуме.

Понимать себя и других

В начале 90-х гг. прошлого столетия появляется словосочетание «эмоциональный интеллект» или сокращенно EQ. В различных исследованиях, которые проводились с начала 40-х годов прошлого столетия, показывалось, что отличная или просто хорошая учеба, начиная со школьных лет и заканчивая университетом, далеко не всегда становится надежной основой последующих побед в жизни. Оказалось, что блестящая карьера и интересная жизнь вообще довольно часто определяются способностью общаться и правильно понимать окружающих людей.

П. Сэловей и Дж. Мейер, которые ввели в употребление словосочетание «эмоциональный интеллект» и подробно занимались исследованиями самого понятия, утверждают, что EQ каждого индивидуума состоит из нескольких навыков.

Во-первых, это способность правильно проявлять собственные эмоции и верно интерпретировать внешние проявления чужих чувств. Еще один навык – это способность использовать эмоции в своей умственной деятельности. К полезным умениям можно отнести и правильное осмысление эмоций, то есть их верную классификацию и интерпретацию, способность предугадать и проследить эволюцию и изменение всего спектра тех или иных эмоций. Важным навыком считается и умение управлять своим и чужим эмоциональным фоном, то есть способность вызвать чувства и осуществлять за ними контроль.

Люди, чей EQ достаточно высок, могут достигнуть очень хороших результатов в жизни и карьере.

Тревис Бредберри и Джин Гривз, написавшие книгу «Эмоциональный интеллект 2.0», пришли к мнению, что работники, стремящиеся последовательно развивать свой эмоциональный интеллект, могут достичь значительных успехов в собственной профессиональной деятельности и зарабатывать больше своих коллег.

Один из авторов теории EQ Дэвид Карузо, который является профессором психологической кафедры одного из западных университетов, считает, что в современном бизнесе EQ имеет даже большее значение, чем интеллектуальный коэффициент.

Способность чувствовать и правильно «читать» эмоциональный настрой окружающих людей может значительно повлиять на достижение хороших результатов в бизнесе, считает Карузо. Теория EQ способствует выверенному строительству деловых связей и нетворкингу. Руководитель, который может правильно интерпретировать человеческие эмоции, обладает способностью достаточно верно предсказывать, как поведут себя люди в тех или иных ситуациях. Навыки эффективного управления человеческими эмоциями помогают воздействовать на окружающих людей и тем самым существенно помогают в делах.

Эмоции и эффективное общение

Работа руководителя отражается и на его подчиненных, на настроении и в целом на плодотворности труда всех сотрудников. Когда у менеджеров, сидящих на высоких постах, спрашивали, какие качества способствуют их успеху, они обычно отвечали, что им помогает сильная мотивация, правильное видение путей развития и развитые навыки понимания эмоционального состояния других людей.

Профессор Карузо утверждает, что самым лучшим сотрудником является умный работник с высоким уровнем EQ. Люди с подобными показателями могут быть превосходными работниками и даже стать преуспевающими и эффективными лидерами компаний, способными формировать крепкие и успешные команды.

Чем общительней работник, тем продуктивней он трудится. Как утверждают психологи, люди, у которых высок уровень эмоционального коэффициента и имеется способность хорошо выстраивать связи с другими людьми, строят свою карьеру намного успешнее своих менее общительных коллег, да и в целом работают эффективнее.

В последнее время во многих крупных компаниях все большую важность приобретают вопросы общения и взаимодействия. Во многих западных кампаниях даже проводились исследования, результатами которых стало решение руководства установить для своих сотрудников запрет на работу вне офиса и коллектива. Такое решение было обосновано тем, что у людей, лишенных общения с собственными сослуживцами, производительность труда была значительно хуже, чем у тех, кто трудился непосредственно рядом со своими коллегами.

Сильный эмоциональный интеллект помогает построить отличную карьеру

Растущее число исследований и свидетельств подтверждает, что успех в работе, как и в жизни, в большей степени зависит от эмоционального интеллекта (EQ), чем от коэффициента интеллекта (IQ).

Эмоциональный интеллект определяется как

  • способность распознавать свои собственные и чужие эмоции
  • Способность узнавать и различать разные эмоции и управлять ими надлежащим образом.

Другими словами, эмоциональный интеллект — это нематериальное нечто, определяющее ваше поведение и социальные взаимодействия.

За пределами книжных знаний

Ваш IQ или коэффициент интеллекта является оценкой ваших когнитивных способностей — способностей к обучению и пониманию. Таким образом, люди с более высоким IQ должны превосходить людей с меньшим IQ как в учебе, так и на работе.

Вместе с тем исследования показали, что успех зависит далеко не только от высокого IQ.

В частности, ваш эмоциональный интеллект, который определяет, насколько легко или тяжело вы устанавливаете межличностные отношения и насколько легко вы адаптируетесь в коллективе, — ключ к профессиональному успеху.

Эмоциональный интеллект включает пять основных областей или личностных компетенций, которые непосредственным образом влияют на ваше поведение и ваши профессиональные отношения с другими людьми.

  • Самопознание
  • Саморегуляция
  • Мотивация
  • Эмпатия
  • Социальные навыки

Личные и межличностные навыки

Самосознание и саморегуляция являются ключевыми факторами не только для вашей уверенности в себе и ваших способностей, но также влияют на такие высоко ценимые в рабочей среде качества, как адаптивность и ориентированность на инновации.

Эмоциональный интеллект также связан с мотивацией — энергичностью, инициативностью и оптимизмом, а также способностью сопереживать другим, которая неразрывно связана с пониманием политики отношений, клиентоориентированностью и способностью к эмпатии.

Социальные навыки также зависят от уровня эмоционального интеллекта. От вашей способности оказывать влияние на других, общаться, сотрудничать и руководить до умения разрешать конфликтные ситуации и быть катализатором изменений. Чем выше эмоциональный интеллект, тем лучше способность работать в команде или возглавлять ее.

Исследования показали, что 90 % лучших сотрудников имеют сильный эмоциональный интеллект, вместе с тем высокий эмоциональный интеллект наблюдается только у 20 % сотрудников с худшими рабочими показателями.

Развитие эмоционального интеллекта может являться самым важным аспектом вашего личностного развития.

Развитие эмоционального интеллекта

Хорошая новость заключается в том, что, в отличие от IQ, эмоциональный интеллект является набором навыков, которые вы можете приобрести на практике в течение времени.

И существует множество способов улучшить ключевые компетенции.

Для развития самопознания, например, достаточно просто находить время, чтобы подумать о себе. Регулярная ходьба, ведение дневника или общение с окружающими людьми, готовыми поделиться своими мыслями, поможет вам со стороны взглянуть на свои собственные эмоции и разобраться со своими проблемами.

Вместе с тем эмоции — это еще не все. Развитие эмпатии поможет вам управлять отношения с другими как на работе, так и за ее пределами.

Развивать эмпатию можно различными способами. Начните с того, чтобы учиться слушать других, отложив в сторону любые предубеждения, и прикладывать усилия для того, чтобы понять их позицию.

На этом, а также на способности определять свои эмоции и управлять ими и на понимании эмоций других строятся ваши навыки общения с людьми: ваша способность вести переговоры, разрешать конфликты, общаться, убеждать и руководить.

В следующий раз, когда вы попадете в конфликтную ситуацию, попробуйте сначала получить контроль над своими эмоциями. После того как вы успокоитесь, попытайтесь определить, в чем действительно состоит проблема, достичь соглашения и закончить разговор на хорошей ноте.

Исследования показывают, что люди с более высоким уровнем эмоционального интеллекта более успешны в карьере и отношениях.

Так что, если вы стремитесь повысить свой эмоциональный интеллект, вместе с ним вы, вероятно, повысите свою привлекательность для других и свою самооценку также.

Карьерные навыки для технических специалистов (серия вебинаров)

Трудоустройство может казаться бесконечным процессом, иногда изнурительным. Чтобы построить карьеру в определенной области, нужны определенные технические навыки.

Деловой этикет и ваш успех

Для успешной работы в новой должности и построения карьеры вам недостаточно того, что написано в вашем резюме, или того, как вы подаете себя на собеседовании.

Произведите впечатление развитого во всех отношениях технического специалиста

Когда вы думаете о своей карьере, какие факторы вы считаете ключевыми для достижения профессионального успеха?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector