Инвестиции в арт: как правильно продавать и покупать искусство

Инвестиции в арт: как правильно продавать и покупать искусство

Как вложить деньги в искусство

И что купить на 100 тысяч рублей

Привет, я маркетолог с дипломом искусствоведа. У меня есть 100 тысяч рублей, которые хочу вложить в искусство. Об этом мой сказ.

Как работают инвестиции в искусство

Суть инвестиций во что угодно — дешево купить и выгодно продать, заработать на разнице. Например, сегодня покупаешь картину художника за 10 тысяч рублей, ждешь десять лет, перепродаешь за 110 тысяч. Если всё сложилось, то доходность — 100% годовых.

Покупают искусство лично у художников, в галереях или на аукционах. Продают так же: лично, в галереях или на аукционах. В мире всегда есть люди, у которых есть ненужная картина; и всегда есть те, кому эта картина нужна. Если вы удачливы, чувствуете рынок и любите искусство, на этом можно зарабатывать.

Инвестиции в искусство высокорисковые: то, что вы сегодня купили за 10 тысяч, через десять лет может стоить как 100, так и 500, так и 5 тысяч. Купленная сегодня работа может оказаться подделкой. В отличие от банковских вкладов или облигаций, в искусстве нет никаких гарантий.

Есть три причины вкладываться в искусство

  1. Если вы покупаете работы ныне живых художников, вы помогаете им жить. История вас не запомнит, скорее всего, но зато вы сделаете доброе дело.
  2. Произведения искусства со временем могут расти в цене, причем на порядки.
  3. Если вы купили картину, которая вам нравится, но не смогли потом ее продать, то у вас, по крайней мере, останется картина, которая вам нравится. В отличие от акций разорившейся компании.

Откуда такие цены

При определении цены произведения оценивают не затраты на его создание. Картину не покупают по цене потраченной на нее краски и холста. Цена картины — это цена актива, который эта картина представляет. Актив — это имя художника, эпоха, уникальность или знаменитый владелец.

Цена актива зависит от того, насколько художник популярен, востребован, раскручен и признан. Вот как это работает:

Если вы купили плакат или фотографию, принцип не меняется: если эпохой интересуются, проводят выставки и активно продают аналоги, то и ваш актив растет в цене. Если интерес спадает или проходит мода —
цена падает.

Инвестиции в искусство — долгосрочные. Ждать серьезного изменения цены на современное искусство придется минимум 5 лет. Старое искусство меняется в цене еще медленней, причем не всегда растет.

Чтобы разобраться, во что сейчас выгодно вкладывать, я опросила знакомых, которые профессионально оценивают и продают искусство. Вот что они порекомендовали купить на 100 000 рублей.

Рынок искусства малопредсказуем: мы не можем рассчитать точную стоимость произведения.

Самые яркие произведения возникают на стыке эпох, перед революциями. Сейчас всё спокойно и такого «огня в глазах» нет.

Признак искусства, которое оставит след в истории, — это стремление художника найти новый путь к искусству будущего. Я бы выделил Илью Долгова и Дмитрия Каваргу.

Серия «Гербарий» продаётся в московский галерее XL, цена за 1 лист — 1100 €

Дмитрий Каварга работает в популярном жанре сайнс-арт: часто его объекты шевелятся, изображая живых существ, но эта стоит спокойно

Вложение в молодых — не только инвестиция, но и возможность остаться в истории как «коллекционер, который угадал». Молодые художники растут быстрее всего: посмотрите работы Анастасии Дрожкиной — она продает вещи и занимается внедрением современного искусства в классический музей.

Работы Анастасии Дрожкиной сейчас продаются только напрямую. «17. Страсть, которая нас объединяет». Из серии Vertebra. 180×150 см, печать на ткани. «13. Радуется после бури», из серии Vertebra. 77×68 см, печать на ткани

Набирает популярность Ольга Кройтор. Правда, она работает с идеями, а не с предметами, но можно купить ее видеоарт и фотофиксацию перфомансов.

В 2013 году похожая работа Ольги Кройтор была продана за 2500 €. Ольга сотрудничает с Artwin Gallery: в галерее сообщили, что ее работы за последние 3 года сильно выросли. В галерее сейчас нет ее работ по цене до 100 тысяч рублей

Не думаю, что кто-то из современных российских авторов будет стоить сотни тысяч евро.

Если по какой-то причине вы не хотите вкладываться в современное искусство, то есть еще два пути.

Первый — киноплакаты сороковых, пятидесятых и даже тридцатых годов. За 30—40 тысяч рублей вы купите плакат 1930 годов, а они сейчас растут в цене.

Второе — книги. Сейчас они резко упали в цене — самое время приобретать раритеты. Недавно были интересные предложения первых изданий Ахматовой, Мандельштама. Такие книги будут дорожать.

Киноафиши можно поискать в букинистических и антикварных магазинах
или на специализированных аукционах

Киноафиши можно поискать в букинистических и антикварных магазинах
или на специализированных аукционах

Первые издания ищите в букинистических магазинах или в «Доме антикварной книги» на Никитском

Первые издания ищите в букинистических магазинах или в «Доме антикварной книги» на Никитском

Лучше вложить эти деньги в акции «Теслы», «Фейсбука» или любой другой ИТ -компании.

В любой антиквариат — мебель, европейский фарфор — вкладываться точно не стоит: сейчас очень сильно упали цены и продать что угодно готов кто угодно.

Другое дело, если вы точно знаете, кому вы этот антиквариат продадите — фонду, музею. То есть вы должны владеть информацией о том, что сейчас нужно рынку. Нужно понимать, что если вы покупаете антикварный буфет, то это шопинг, а не инвестиция.

В кризис на антикварном рынке первой дешевеет мебель

Даже на знаменитых художников цены упали. Русских сезонов, когда нувориши скупали подчистую «Сотбис», больше нет, отделы русского искусства упразднили, а «русских» стали продавать в одном потоке с восточноевропейским искусством. За рубежом русское искусство никому не нужно.

Хотя, конечно, шедевры остаются шедеврами. Другой вопрос, что шедевр сам по себе не может стоить 100 000 рублей по нынешнему курсу. Никак не выйдет купить Кандинского за сотку.

Сто тысяч можно попробовать вложить в тиражное, но хорошее искусство. Лучше вложиться в металлическую тиражную скульптуру Елены Янсон-Манизер и Матвея Манизера, чем в дешевую живопись. Чугунная или алюминиевая скульптура стоит недорого, но по эстетическим характеристикам интереснее скульптуры из шпиатра и бронзы.

Неплохой вариант — молодые художники или фотография. Но это, на мой взгляд, история больше про эстетику, чем про деньги.

Чтобы удачно выбрать тиражное искусство, придется разобраться в эпохе

Чтобы удачно выбрать тиражное искусство, придется разобраться в эпохе

Запомните

  1. Ввязывайтесь в эту авантюру, только если действительно любите искусство.
  2. Искусство дорожает долго. Покупайте то, на что вам будет приятно смотреть.
  3. Вкладывайте свободные деньги. В искусстве нет гарантий роста цены.
  4. Разберитесь в трендах и читайте новости, чтобы выбирать перспективных из молодых художников и хорошее из старого искусства.

Консультанты: Ульяна Доброва, НИНЭ им. П. М. Третьякова, Ксения Подойницына, Галерея 21

Инвестиции в арт: как правильно продавать и покупать искусство

Инвестирование в искусство — искусственно созданное явление. Все крупные коллекции, вошедшие в историю, не имели своей целью быть перепроданными. Их составляли увлеченные люди, полностью отдавшиеся своему выбору. Как предмет капиталовложения искусство начали рассматривать в самом конце 1980-х годов, когда молодые инвестбанкиры с Уолл-стрит стали активно вкладываться в работы современных художников, а банки — создавать активы из предметов искусства и предоставлять арт-консультации. Они оказывали огромное влияние на цены, были очень активными покупателями, но в 1991 году этот пузырь громко лопнул.

На исходе 1990-х годов арт-рынок кардинально изменился: аукционные дома, традиционно занимавшиеся только так называемым вторичным рынком, вышли на первичный рынок и начали продавать современное искусство. Появился и новый тип галеристов, применивших к искусству маркетинговые технологии (галерея Гагосяна, галерея Saatchi). Подогревая интерес к современным художникам, они поднимали цены. Своего пика рынок достиг накануне кризиса 2008 года. За современное искусство начали давать неслыханные деньги — не только потому, что его активно промоутировали, но и потому, что денег на руках у людей стало очень много и они искали способ материализовать их.

Как только последствия кризиса перестали ощущаться, современное искусство снова пошло в рост. В 2013 году совокупный итог майских торгов в Нью-Йорке достиг $1 млрд, в этом году — уже $1,2 млрд. Цены на современное искусство давно превышают цены на многие предметы искусства классического. Однако каждых следующих торгов все боятся, потому что один неверный шаг (например, кто-то из коллекционеров не захочет покупать какого-то художника) — и этот карточный домик обрушится.

Современное искусство спекулятивно. В нем нет объективных критериев оценки, потому что нет никакого исторического отступа.

Это искусство, у которого пока не определена ценность, но уже есть цена, при этом объем произведений на рынке огромен. Оно живет по правилам рынка и постоянно перепродается. Однако серьезных коллекционеров, которые покупают современное искусство ради искусства, немного. Галереи задают не только цены, но и моду на художников и на определенный стиль. Именно от моды зависит доходность вложений в современное искусство. Можно найти гениального современного художника, но если его будет продавать никому не известная галерея, его произведения никогда не достигнут той же цены, что вещи Джеффа Кунса. Но если его будет продавать Ларри Гагосян — другое дело. Покупатель платит огромные деньги за то, что покупка сделана в известной галерее. Покупая Кунса, можно надеяться, что завтра вы относительно легко его продадите, потому что он раскручен, он уже стал «брендом», на него есть спрос. Поэтому если вы собираетесь покупать предметы искусства с тем, чтобы через два-три года продавать их с наценкой 15–20%, то лучше сконцентрироваться именно на современном искусстве.

Читать еще:  Как стать хорошим тренером-психологом

Важно только помнить про сопутствующие риски. В 1920–1930-е годы в Европе был страшно популярен художник-декоратор Хосе Мария Серт — с ним дружила Шанель, ему заказывали оформление многих зданий, по ценам он практически конкурировал с Пикассо. Но где теперь Серт, а где Пикассо? При этом тот же Кунс может рухнуть через 50 лет, но он не рухнет до нуля — у него все равно останется своя цена, потому что слишком много денег в него уже вложено. Акция может упасть до нуля, искусство до нуля не упадет никогда, в этом его безусловный приоритет.

Влияние классики

В искусстве классическом предложение куда меньше. Более того, оно постоянно уменьшается. На старых мастерах быстро заработать не удастся: нельзя купить, допустим, Рембрандта за $45 млн, а послезавтра продать за $80 млн. Круг людей, которые готовы купить Рембрандта, очень узок — это люди, обладающие определенным образованием, знающие ценность этой вещи и далекие от мотива «купить-продать». При этом у старых вещей цена и ценность четко сбалансированы. Вы точно знаете, что ваши внуки всегда продадут этого Рембрандта за цену не ниже той, за которую вы его купили сегодня. Это долгосрочная надежная инвестиция.

Коллекционеры, которые покупают старое искусство, не задумываются об этом как об инвестиции. Мы все время говорим о коллекционерах топ-уровней, о покупках за десятки миллионов долларов, и у многих складывается впечатление, что искусство бывает только столь дорогим. Но таких коллекционеров от силы человек 50 в мире.

Лучшие коллекции создаются людьми, которые не ориентируются на цены, а опираются на свои знания.

Сейчас Christie’s продает собрание графики голландского коллекционера, профессора ван Регтерена Альтены, бывшего хранителя графической коллекции Рейксмузеума. Он 40 лет собирал графику, делал очень строгий отбор и составил фантастическое собрание более 800 рисунков от XVI до ХIХ века, совершенно не думая о том, сколько эти вещи будут стоить десять, двадцать или тридцать лет спустя. Такие коллекционеры часто не готовы выставлять свои собрания на продажу, и доходы от знаний своих предков получают уже наследники (если сами коллекционеры не распорядились своими собраниями еще при жизни). Есть, к примеру, французский коллекционер Рене Герра, начавший собирать наследие русских эмигрантов — живопись, графику, книги, переписку художников и писателей, дневниковые записи, стекло и даже поддужные колокольчики, когда эти вещи вообще не имели цены, они просто никому не были нужны. Сейчас его коллекцию оценивают приблизительно в миллиард евро, есть даже люди, которые мечтают купить ее целиком. Но Герра не готов ее продавать, потому что живет ею.

Одна из главных составляющих при определении стоимости предмета классического искусства — это его провенанс: в какой период творчества художника оно было создано, где выставлялось, каким коллекционерам принадлежало, кем из галеристов продавалось. Разница в цене между произведениями одного и того же художника может быть огромная.

Одного лишь имени Пикассо недостаточно, чтобы продать картину с его подписью за десятки миллионов долларов.

Уникальность старой вещи плюс история ее создания и существования могут невероятным образом влиять на цену. Недавно был интересный казус с сундуком кардинала Мазарини. Семья французских пенсионеров из глубокой провинции решила продать свое жилье и перебраться в дом престарелых. Они позвали специалиста из аукционной фирмы, чтобы показать ему пару старинных кресел. Он пришел, сказал: «Да, милые кресла. А можно я еще на эту тумбочку посмотрю?» Он осмотрел «тумбочку», на которой стоял телевизор, и понял, что это сундук Мазарини, который давно разыскивают музеи мира. Кардинал Мазарини был в свое время одним из крупнейших коллекционеров, в том числе собрал ценнейшее собрание произведений из японского лака. Япония была тогда закрытой страной, и предметы из японского лака были чрезвычайно редки и дороги. Сундук Мазарини после Французской революции много раз продавали (все документы этих продаж сохранены), а во время Второй мировой войны его следы потерялись. Остались лишь фотографии. Аукционный дом попытался оценить находку. Прецедентов не было — единственный уцелевший сундук работы того же мастера никогда не продавался на аукционах, он хранится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Стартовую цену наугад определили в €200 000 — стоимость дома пенсионеров. В итоге Рейксмузеум в безумной битве с американскими музеями и коллекционерами купил сундук за €7,3 млн.

Цена рекордов

Если заговорить с крупными галеристами об искусстве с точки зрения экономики, они скажут, что искусство ни в коем случае нельзя воспринимать как инвестицию. «В тот момент, когда вы начинаете думать об искусстве как о товаре, вы проигрываете», — считает галерист Эрве Аарон из Didier Aaron. Искусство, в отличие от акций, материально, но в его цене всегда есть эмоциональная составляющая, добавляет Франк Празан, владелец Applicat-Prazan.

Все галеристы очень разные. Одни работают как музейщики. В таких галереях есть штатные искусствоведы, которые ведут огромную изыскательскую работу. Есть галеристы, которым важно купить, чтобы завтра подороже продать. В кризис галеристы стараются поддерживать рынок. В кризис 1991 года, когда цены на искусство не просто снижались, а обрушивались, единственным разделом, который оставался стабильным, было ар-деко. Галеристы, специализирующиеся на этой эпохе, немногочисленны. Они просто приостановили все продажи, вместо того чтобы продавать произведения ниже той цены, которую считали соответствующей ценности вещей.

Галеристы часто действуют как венчурные инвесторы.

В начале 1990-х несколько галеристов решили сформировать спрос на декоративное искусство 1940–1950-х годов. Они издали несколько книг, подогрели интерес, а потом в какой-то момент отошли от темы. И как только она им надоела, этот рынок, начавший расти, рухнул. Рынок комиксов вырос буквально с нуля усилиями нескольких экспертов-галеристов. В августе первый выпуск «Супермена» ушел за рекордные $3,2 млн, рисунок обложки первого издания «Тинтин в Америке» в 2012 году был продан за €1,3 млн. Sotheby’s уже создал под комиксы специализированные торги. Некоторые галеристы продвигают ар-брют, или, как его называют у нас, «искусство посторонних». Сегодня оно очень дешево. Но усилия, которые вкладываются в его развитие, через два-три года обязательно дадут плоды.

В 1970-е годы нью-йоркские отделения Sotheby’s и Christie’s начали продавать графику как отдельный вид искусства. Ранее графику рассматривали как «бедного родственника» живописи. Затем несколько европейских галеристов основали Салон рисунка, который второе десятилетие ежегодно проходит в Париже. Эти усилия приносят весьма ощутимые плоды. В декабре 2012 года рисунок Рафаэля «Голова апостола» был продан на торгах за $48 млн, побив все рекорды в этом жанре. На рынке примитивного искусства последние 10–15 лет каждые следующие торги тоже приносят новые рекорды.

Талант коллекционера, который хочет на искусстве зарабатывать, заключается в том, чтобы почувствовать новую моду, начать покупать до того, как начали покупать все, и продать до того, как спадет пик интереса.

Моду могут задавать и значимые для искусства люди. Так, к примеру, сформировался рынок ар-деко. В 1920–1930-е годы предметы в этом стиле стоили достаточно дорого. Потом началась война, сменились поколения, ар-деко позабылось, пока в 1960-е им не заинтересовался Энди Уорхол, за ним последовали Карл Лагерфельд и Ив Сен-Лоран. Музеи начали организовывать экспозиции, посвященные ар-деко, галеристы подогревали рынок. Самый дорогой предмет ар-деко — кресло c драконами, созданное Эйлин Грей и купленное когда-то Ивом Сен-Лораном за 15 000 франков (стоимость очень недорогой модели Renault в начале 1960-х). Когда в 2009 году продавалось наследие Сен-Лорана, это кресло ушло за €22 млн — вот что значит провенанс. Те же самые галеристы, которые когда-то предложили Сен-Лорану это кресло, выкупили его для другого коллекционера.

И все-таки самые удачные продажи — исключение, подтверждающее правило: искусство — это не та сфера, которая приносит быстрые деньги. Сегодня все говорят про успешность Ларри Гагосяна, но забывают, что он начинал очень давно. Время, терпение, знания — вот что имеет значение. И для продавцов, и для покупателей.

Инвестиции в искусство: зачем это делать?

К миру прекрасно можно относиться по-разному. Если же ваша цель предполагает не только эстетическое наслаждение тем или иным предметом художественного мастерства, и еще и способ вложения денежных средств, то делать это надо осознанно и продуманно.

Что же такое инвестиции в искусство? За этим понятием стоит покупка с целью последующей перепродажи предмета, обладающего художественной ценностью. В роли таких произведений искусства могут выступать: картины, антиквариат (фарфор, мебель), часы, книги и т.п.

Инвестирование в искусство привлекательно тем, что доходность со временем только возрастает, и это могут быть как 10, так и 200 и даже 1000% от первоначальной стоимости. Теоретически все верно, а на практике доходность инвестиций в искусство ставится под сомнение, потому что на ситуацию могут влиять несколько факторов. В частности, уровень экспертности самого инвестора и соотношения нынешней цены предмета искусства с его возможной будущей стоимостью.

Работа Art-рынка или инвестиции в будущее

Одно можно сказать с уверенностью: вложение денежных средств в предметы искусства – это не банковский депозит. Заключая договор с финансовым учреждением, клиенту заранее четко известна схема накопления денежных средств, предполагаемая сумма с учетом процентов и выплат, дата, когда депозит с прибылью получиться забрать.

С произведениями искусства, которые были приобретены с целью инвестиций, всего этого и близко нет. С учетом того, что будущий доход неизвестен, как и продолжительность вложений, этот вид инвестирования относится к высокорискованным. В этой сфере невозможно с точностью сказать, сколько и через какое время получиться заработать, но если выбор предмета искусства был сделан правильно, то доход способен превзойти любые прогнозы.

Читать еще:  Изучение конъюнктуры рынка: что это такое, и чем оно может быть вам полезно?

Из этого становится понятно, почему для работы Art-рынке необходим значительный стартовый капитал, и самые успешные инвесторы в этой сфере – это очень богатые люди. Оценки экспертов для старта в арт-рынке разнятся, но минимальная сумма начинается с 60 000 – 300 000 рублей.

Существует возможность вложения и ниже обозначенной суммы, но тогда придется выбирать среди «недорогих» предметов искусства с перспективой не роста в цене приобретаемого лота. С одной стороны, это делает инвестиции в искусство еще более рискованными, а, с другой – может принести огромную прибыль, если картина, книга, часы и т.п. станут востребованными.

Консультантами в сфере вложений в предметы, обладающие художественной ценностью, могут выступать арт-диллеры, галеристы. Эти специалисты могут оказывать платные услуги, известные так же, как арт-банкинг. При выборе консультанта инвестору стоит проверить профессиональные знания, репутацию.

Относительно предметов искусства с целью инвестирования следует помнить:

  • это долгосрочные вложения (минимум 5 лет);
  • лучше приобретать их на известных аукционах, в галереях, на художественных выставках, интернет-аукционах, показах, напрямую у автора;
  • большим плюсом станет наличие художественного образования, умение хорошо разбираться в теме;
  • знание о факторах, которые влияет на цену предмета (новаторство, стиль, качество, мастерство автора, рецензии экспертов);
  • формирование тематической коллекции может в результате принести доход намного выше, чем покупка разных предметов искусства, не связанных между собой общей тематикой.

Подписываетесь на блог Школы трейдинга Александра Пурнова, чтобы узнать больше о теории и психологии трейдинга, тайм-менеджменту, инвестициях . Присоединяйтесь сейчас, чтобы получить свой бонус: 12 видео с полезными обучающими материалами бесплатно! Сделайте шаг сегодня, чтобы уже завтра начать торговать лучше.

Инвестиции в искусство доступны, как в фондовый рынок

Вопреки распространенному заблуждению, инвестиции в предметы искусства – это не только покупки полотен Дали и Пикассо. Перед современным инвестором открывается достаточно широкий выбор инвестиционных инструментов, ограничивающийся лишь количеством цифр на вашем счете и личными предпочтениями.

Вложения в искусство в последнее время приобретают все большую популярность. Так, в 2011г. подобные инвестиции оказались почти в три раза доходнее, чем инвестирование средств в уже ставший обыденным фондовый рынок с его традиционными акциями и облигациями. Для сравнения можно сопоставить показатели индекса Mei Moses All Art Index и S&P500. Так вот, доходность по ним в 2011г. была на уровнях в 7,8% и 2,7% соответственно. Данные показатели вполне логичны, ведь в кризисные времена инвесторы уходят в наименее рисковые активы, исторически самым надежным из которых считается золото, представляющееся некой константой, стоимость которого не должна меняться значительно ни при каких обстоятельствах, ну и предметы искусства.

Между тем у вложений в искусство есть несколько типичных особенностей. Дело в том, что наиболее оптимальная стратегия при данном типе инвестирования – buy and hold (купи и держи), соответственно, срок его, как правило, составляет несколько десятков лет. Кроме того, если вы желаете вложиться в предметы культурного наследия, будьте готовы к тому, что цена входа будет гораздо выше, чем при инвестировании, скажем, в ценные бумаги. В данном случае вложения в искусство приближаются по цене к доверительному управлению или private investment.

Конечно же, необходимо отметить, что, по сравнению с развитыми странами, данный тип инвестирования в РФ находится в зачаточном состоянии: у нас для этого нет ни отработанной законодательной базы, ни условий для спроса. Российские инвесторы с большим удовольствием будут использовать уже знакомые и более понятные для них финансовые инструменты, пусть и с меньшей доходностью. В любом случае эксперты советуют максимально диверсифицировать свой инвестиционный портфель, отводя для таких нетрадиционных активов, как вложения в искусство, не более 5-10%.

Накопить на Климта

Пожалуй, наиболее простым для понимания способом инвестирования в искусство является непосредственно скупка предметов, представляющих художественную ценность. Это могут быть картины, антиквариат, иконы, фотографии, ювелирные украшения, раритетные книги и многое другое. Конечно же, наиболее распространенным среди инвесторов является вложение активов в полотна именитых мастеров. Так, самой дорогой картиной, когда-либо проданной с молотка в ходе открытых торгов, стала работа Эдварда Мунка “Крик”, которая была куплена в мае 2012г. почти за 120 млн долл. При этом, по некоторым данным, первое место по дороговизне все же занимает картина Поля Сезанна “Игроки в карты”, окончательная стоимость которой в 2012г. в ходе закрытых торгов составила 250 млн долл.

Между тем самые крупные и наиболее известные аукционные дома расположены в Лондоне. Это Кристис (Christie’s), Сотбис (Sotheby’s) и Бонхамс (Bonhams). Они были основаны еще в середине 18 века.

Приобретая картину с молотка, необходимо понимать, с какой целью осуществляется данная покупка – инвестиционной или эстетической. В первом случае повесить работу именитого художника у себя в гостиной получится вряд ли: творения великих мастеров требуют великих затрат и соответствующих условий. Необходимо будет учесть дополнительные расходы на экспертизу, которая докажет подлинность работы, транспортировку, хранение, страховку, а в некоторых случаях и охрану бесценного полотна. В данном случае срок инвестирования составит по меньшей мере 10 лет.

Кроме того, необходимо помнить, что купить на аукционе можно практически любую картину, однако не факт, что в дальнейшем ее цена пойдет вверх. В этом случае на помощь придут эксперты. Стоит отметить, что данный рынок во многом подвержен модным веяниям. В одно время особой популярностью пользовались русские классики – Айвазовский, Кустодиев, Шишкин, спустя какое-то время в моду прочно вошли импрессионисты – Моне, Ренуар и Сезанн. Доказывает этот факт рейтинг картин наиболее дорогих художников, составляемый в разные годы по итогам продаж мировых аукционных домов. Конечно же, если инвестор может позволить себе работу Климта, рано или поздно (скорее, конечно, рано) он продаст ее существенно дороже. А вот приобретая картину безызвестного, скажем, Тимченко, вряд ли будет возможно обеспечить гарантированность вложений. Хотя не исключено, что когда-то Тимченко прославится и озолотит внуков инвестора. В защиту вымышленного Тимченко можно сказать, что Ван Гог при жизни продал всего одну свою картину…

По следам Лары Крофт, или Вложиться в Джоли

Еще один способ инвестирования в искусство – это вложение средств в акции компаний, которые оказывают услуги в области арт-рынка или занимаются связанной с этим деятельностью. Это, в частности, акции аукционных домов, кинокорпораций, медиаимперий, производителей кинооборудования и других компаний.

Например, в 2009г. был разработан “индекс Анджелины Джоли”. В состав индикатора вошли акции компаний, которые связаны с кинопроизводством и самой актрисой: Sony (фильм “Прерванная жизнь”), Viacom (“Лара Крофт: расхитительница гробниц”), Time Warner (“Александр”), News Corp. (“Мистер и миссис Смит”), General Electric (“Власть страха”), Disney (“Угнать за 60 секунд”), Comcast (“Соблазн”), DreamWorks Animation (“Подводная братва”). Таким образом, чем популярнее и успешнее актриса, тем большую прибыль приносят компании, которые с ней сотрудничают. Кстати, только за первый год своего существования (2009г.) индекс увеличился на 22%.

Между тем Анджелина Джоли – не единственная знаменитость, обладающая своим собственным фондовым индикатором. Аналогичным успехом среди инвесторов могут похвастаться модель Хайди Клум, актрисы Ева Лонгория, Джессика Альба, Николь Кидман и многие другие селебрити.

Стоит отметить, что инвестировать в арт-индексы, которых в настоящее время уже порядка пяти (упомянутый Mei Moses All Art Index, Art Price Index и др.), сейчас нельзя. Они, скорее, выполняют функцию индикаторов доходности арт-рынка.

Один Брюллов на всех

Еще одним альтернативным способом инвестирования в искусство является вложение средств в паевые инвестиционные фонды (ПИФ). В России фонды искусства появились в 2008г., их деятельность сейчас более-менее понятна и регламентирована. Первым из них стал закрытый фонд “Атланта Арт” с суммой активов более 130 млн руб. Он владеет коллекцией рисунков Карла Брюллова (“Альбом графини Витгенштейн”) и создан на 15 лет с возможностью пролонгации. Что особенно интересно, стоимость входа в ПИФ составляет 33,3 тыс. долл., а это достаточно высокий порог для паевых инвестиций в России.

Еще одним ПИФом художественных ценностей, заслуживающим внимание, является “Собрание. ФотоЭффект” под управлением компании “Агана”. Оценочная стоимость его активов составляет почти 500 млн долл., срок работы ПИФа – 15 лет. Собственностью фонда являются порядка 700 тыс. фоторабот из архивов Александра Родченко, Анри Картье-Брессона, Роджера Фентона, дагерротипы Жиро де Пранже и снимки многих других легендарных фотографов. По некоторым данным, это крупнейший по объему активов паевой фонд фотоискусства во всем мире.

In vino veritas

Наверное, наиболее экзотичным видом инвестирования являются все сильнее набирающие популярность вложения в вино. Испокон веков виноделие считалось истинным искусством, постичь которое удавалось единицам. Сегодня еще большим искусством можно назвать инвестирование в напиток, стоимость которого через несколько лет может увеличиться в десятки раз.

По некоторым оценкам, вторичный рынок элитного вина в настоящее время оценен в 8 млрд евро. Напитки отдельных сортов и особенно урожайных лет дают доходности в несколько сотен процентов за 10-15 лет.

Кроме того, зачастую вино, как полотна великих мастеров или уникальные ювелирные украшения, продаются в ходе аукционов, не уступая при этом в стоимости художественным работам Дали и Ван Гога. Так, в 2010г. с молотка ушла самая дорогая бутылка вина: Chateau Cheval-Blanc урожая 1947г. за баснословную сумму 304,375 тыс. долл. (кстати, ее оценочная стоимость существенно ниже – 150-250 тыс. долл.).

Читать еще:  10 аналогов Нобелевской премии в других областях науки и культуры

За еще одним легендарным вином стоит целая история. Shipwrecked 1907 Heidsieck & Co. Monopole Champagne – по некоторым данным, самое дорогое на сегодняшний день вино в мире – предназначалось для русского императора Николая II, однако во время транспортировки корабль, на котором его везли, был потоплен немцами. Уже в 1998г. бутылки с вином, представляющим теперь уже культурно-историческую ценность, были подняты со дна Финского залива. Стоимость одной такой бутылки сейчас – 275 тыс. долл.

Между тем столь дорогое вино очень редко приобретают в инвестиционных целях – как правило, за легендарными напитками выстраиваются в очередь частные коллекционеры и бескорыстные ценители, для которых важна не инвестиционная привлекательность, а обладание легендой.

К сожалению, и в этой сфере российским инвесторам пока не везет. В нашей стране не существует вторичного рынка вина, а торговать алкогольными напитками могут только компании, обладающие соответствующей лицензией. Зато россияне (надо сказать, очень состоятельные россияне) могут воспользоваться услугами специальных фондов и покупать напитки в Сети на онлайн-аукционах и так же виртуально переводить их в специальные хранилища, расположенные где-нибудь в Европе. При этом ввезти свое драгоценное приобретение на родину для последующей перепродажи ценителю не удастся.

Кстати, прежде чем стать полноправным обладателем коллекционного Бургундского или Шампанского, инвестору придется перечислить на счет фонда круглую сумму. Минимальные взносы составляют от 20 тыс. евро и выше. А дальше – все как в доверительном управлении: за инвестором закрепляется портфельный менеджер, с которым и обговариваются все детали сделки, начиная от урожая и сорта вина, заканчивая условиями его хранения. Кроме того, личный менеджер будет отслеживать изменения в ценах на приобретенные активы и консультировать относительно дальнейшей судьбы хмельных инвестиций.

“Искусство требует знаний” – так говорил Бертольд Брехт. Инвестирование в предметы искусства требует еще больших знаний, хорошей интуиции и толстого кошелька, можем добавить мы. Пожалуй, это один из немногих типов инвестиций, который при удачном исходе принесет не только серьезный доход, но и эмоциональное удовлетворение от обладания чем-то поистине великим и прекрасным.

Инвестиции на художественном арт — рынке. Особенности инвестиционного анализа

В современной практике инвестиций все больше набирает силу тренд ухода от традиционных форм вложений капитала, таких как недвижимость, или валютный рынок, в активы, имеющие нематериальный характер, начиная от информации, и заканчивая эксклюзивными проектами, типа продление жизни и т.п.

Особое место в этой новой системе управления капитала и инвестиций занимает рынок искусства или арт — рынок. С одной стороны инвестиционные активы на этом рынке имеют отношение к нематериальной сфере — так называемые «вечные ценности», искусство, красота эстетичность. С другой стороны большинство из них имеет и конкретную материальную форму, например, художественные картины, скульптуры и т.п.

Несмотря на то, что такой рынок довольно специфичен, он привлекает все больше инвесторов, причем не только олигархов, способных отдать за картину художника начала ХХ века несколько десятков миллионов долларов, но и широкий круг обычных инвесторов, покупающих картины современных художников на выставках и других подобных мероприятиях.

В целом привлекательность этого вида инвестиций состоит в том, что:

  • увеличивающаяся стоимость во времени без его ограничения, когда не происходит амортизация или обесценивание традиционных материальных активов
  • уникальность, что практически исключает конкуренцию однотипных произведений
  • возможность неограниченного выбора
  • доступность рынка практически для любого инвестора, в любом направлении арт — рынка

Однако несмотря на все эти очевидные достоинства инвестиций в арт — активы все же существуют некоторые особенности, главной из которых является отсутствие единой методики того, как оценить перспективность вложений в ту или иную картину или другое художественное произведение. Каким образом спрогнозировать эффективность вложенного в них капитала и оценить риски?

В этой статье будет рассказано о некоторых формах инвестиционного анализа, применяемого на инвестиционном арт — рынке. Это в практическом плане поможет не только оценить насколько эффективно будут вложены деньги инвестора, но и позволит избежать многих рисков.

Инвестиции в искусство — это вложение денег в художника и его имя

Главную особенность, которую должен знать инвестор при вложении денег в предметы искусства, особенно авторского, что в первую очередь ценность таких инвестиционных активов определяется не материалом, техникой исполнения, а именем художника, его известностью. Взять, к примеру, многие работы современных авторов. За небольшим исключением многие очень высококлассные работы остаются неизвестными никому, просто потому, что ни имя художника не известно, ни его другие работы.

Таким образом, инвестор, покупая картину мечтая, что вложенные деньги принесут ему хороший доход через пару десятков лет, должен понимать, что его картина так и может остаться невостребованной, и ей будет суждено провисеть в гостиной, если имя автора малоизвестно, если известно вообще. Вот собственно почему для инвестора важно понимание того, что арт — рынок — это система его аукционов, выставок, галерей, и главное — бренд художника.

Для того чтобы в практическом смысле работать с такими инвестициями, необходимо придерживаться определенного алгоритма инвестиционного анализа, имеющего мало общего с традиционными формами оценки финансовых инвестиций.

Этот алгоритм можно представить в следующем виде:

  • Оценка инвестором собственного отношения к художнику и его картинам.

Несмотря на то, что это в целом субъективный подход к оценке инвестиций, но все дело в том, очень важно, чтобы инвестор сам был «влюблен в инвестицию», ибо в противном случае ему будет сложно выдержать тот уровень искренности, который отличает хорошие инвестиции от стандартных. Инвестору должны искренне нравиться произведения, выбранного им художника.

Если работы не близки — лучше отказаться от инвестирования и продвижения. Инвестор должен ощущать постоянное удовольствие от их созерцания и владения ими. К примеру, это позволяет без лишней нервозности переживать долгие безрезультатные переговоры с потенциальным покупателем — удовольствие получаешь уже от самого факта просмотра произведений.

Переживать из — за невысокой ликвидности, присущей современному искусству не стоит: ведь все то время, что полотна или скульптуры будут ждать продажи, они будут радовать своего временного владельца.

  • Расчет оптимального количества инвестиционных арт — объектов. Весьма непростой вопрос, который должен решить для себя инвестор, поскольку приобретение картины — это только начало инвестиции, ведь ее еще надо где-то хранить, периодически показывать на выставках и т.п.

Обычно оптимальным решением является диверсификация инвестиции по авторам, например по 2 работы каждого автора. По периодам — например, картины художников 90- х годов, картины современников и т.п.

Общий портфель активов, как правило, зависит от материальных возможностей и целей инвестора. Можно, например, купить 100 картин современных, но малоизвестных художников по весьма недорогой цене. Но на «раскрутку» их имени придется затратить и время и дополнительные деньги (например, выставлять в галереях). А можно купить 3 картины более ранних, но уже известных авторов.

  • Оценка стоимости имени автора и ценность бренда его авторских работ.

Это самый сложный момент при инвестиционном анализе. Как правило, его можно произвести либо с участием экспертов (причем их услуги недешевы), либо потратить время на самостоятельное брендирование приобретенных картин. Например создав собственную арт — галерею в интернете, где можно последовательно произвести оценку имеющихся работ на основе анализа спроса со стороны потенциальных покупателей.

  • Яркость и неповторимость стиля картин художника, отсутствие стандарта.

Ценность инвестиций на арт — рынке напрямую связана с уникальностью работы. Чем она выше – тем дороже картина. Если же говорить языком практика, то на картинах, не имеющих яркой индивидуальности мастера, всегда как — будто «написана» их цена, как правило, не высокая.

Работа теряет творческую уникальность, оставляя за собой только интерьерные или декоративные свойства, т.е. она ценна настолько, что ей место только в гостиной или в офисе. Такая живопись или графика может вполне активно продаваться, но всегда дешево и без претензий на высокое искусство.

Это не значит, что ярко индивидуальные творческие работы сразу станут дорогими. Но главное, что цена на них заранее уже не «написана». Они могут стоить и тысячу рублей, и миллион, и гораздо больше в зависимости от известности автора и отношения к нему.

Активный инвестор тем и занимается, что продвигает (рекламирует) автора. Таким образом, наличие уникального (хотя бы оригинального) творческого почерка — это один из важнейших критериев выбора объекта инвестиций конкретного автора.

  • Оценка наличия архива или портфеля работ художника.

Обычно все художники работают не только над одной картиной, и, как правило, у него имеется архив как законченных, так и незавершенных работ. Чем их больше в архиве, тем соответственно при их попадании на рынок, стоимость всех картин будет меньше. Чем меньше картин художника, которые потенциально могут выйти на рынок, тем соответственно эта ограниченность количества прямо повлияет на стоимость работ этого автора, в сторону увеличения цены.

Оценка архива может быть достаточно просто произведена, если художник часто выставляется, у него есть какой-нибудь каталог работ. В других случаях потребуются усилия, чтобы сделать такую оценку, иногда прибегая к прямым контактам с самим автором.

В заключении

Можно отметить, что приведенные принципы и методы оценки инвестиций в искусство на практике более разнообразны. Но, даже придерживаясь общей схемы или алгоритма, инвестор может не только правильно сформировать эффективный инвестиционный арт-портфель, но и избежать многих рисков, от которых не застрахован даже рынок искусства.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector