Илья Бортнюк учит нотной грамоте

Илья Бортнюк учит нотной грамоте

Изучаем основы нотной грамоты

Основы нотной грамоты – то, с чего начинаются серьёзные занятия музыкой. В этой краткой статье не будет ничего лишнего, только простые основы нотной грамоты.

Нот всего семь, их названия каждому знакомы с детства: до ре ми фа соль ля си . Этот ряд из семи основных нот может быть продолжен их повторением в любом направлении – прямом или обратном. Каждое новое повторение данного ряда будет называться октавой.

Два важнейших измерения, в которых существует музыка – пространство и время. Именно это и отражено в нотной записи: компонент пространства – звуковысотность, компонент времени – ритм.

Ноты записываются специальными значками в виде эллипсисов (овалов). Для отображения высоты звучания используется нотоносец: чем выше звучит нота, тем выше её расположение на линейках (или между линейками) нотоносца. Нотоносец состоит из пяти линеек, которые считаются снизу вверх.

Для того чтобы записать точную высоту звука нотами используются ключи – специальные знаки, которые указывают ориентиры на нотоносце. Например:

Скрипичный ключ означает, что за точку отсчёта берётся нота соль первой октавы, которая занимает вторую линейку.

Басовый ключ означает, что за точкой отсчёта становится нота фа малой октавы, которая записывается на четвёртой линейке.

Альтовый ключ означает, что нота до первой октавы записывается на третьей линейке.

Теноровый ключ говорит о том, что нота до первой октавы записывается на четвёртой линейке.

Это наиболее употребительные в музыкальной практике ключи – далеко не каждый музыкант умеет свободно читать ноты во всех этих ключах, чаще всего средний музыкант владеет двумя-тремя ключами. Подробнее о том, как запомнить ноты в скрипичном и басовом ключе вы можете узнать из специального тренинга, который даёт ощутимые результаты после проработки всех упражнений. Кликните здесь для ознакомления.

Как правило, основы нотной грамоты объясняют на примере скрипичного ключа. Посмотрите, как это выглядит, и пойдём дальше.

Время в музыке измеряется не в секундах, а в долях, однако по тому, как они равномерно чередуются в своём движении, их можно сравнить с течением секунд, с равномерными ударами пульса или колокола. Быстрота или медленность смен долей определяется общей скоростью движения музыки, называемой темпом. Длительность каждой доли в секунду можно вычислить опытным путём, используя песочные часы или секундомер и метроном – специальный прибор, который даёт точное число одинаковых ударов-долей в минуту.

Для записи ритма в нотах отображаются длительности каждой ноты. Графическое выражение длительности относится к изменениям вида значка – он может быть закрашенный или не закрашенный, иметь штиль (палочку) или хвост. Каждая длительность занимает определенное число долей или их частей:

Как уже было сказано, доли организуют музыкальное время, но не все доли играют в этом процессе одинаковую роль. В широком смысле доли разделяются на сильные (тяжёлые) и слабые (лёгкие). Сильные доли можно сравнить с ударениями в словах, а слабые доли, соответственно, с безударными слогами. И вот что интересно! В музыке ударные и безударные слоги (доли) чередуются так же, как и в стихотворных размерах. И даже само это чередование называется не иначе как размер, только в стихосложении ячейка размера называется стопой, а в музыке – тактом.

Итак, такт – это время от одной сильной доли до следующей сильной доли. Размер такта имеет числовое выражение, напоминающее дробь, в которой «числитель» и «знаменатель» будут указывать на параметры такта: числитель – сколько долей, знаменатель – какой нотой по длительности эта доля может быть измерена.

Размер такта указывается один раз в начале произведения после ключей. Размеры бывают простыми и сложными. Естественно, те, кто начал изучать основы музыкальной грамоты, в первую очередь знакомятся с простыми размерами. Простые размеры – это двух и трёхдольные, сложные – это те, которые составлены (сложены) из двух или нескольких простых (например, четырёхдольные или шестидольные).

Что важно понимать? Важно понимать, что размером определена точная «порция» музыки, которую можно «запихать» в один такт (ни больше и ни меньше). Если размер такта 2/4, то это значит, что в такте уместится только две четвертные ноты. Другое дело, что эти четвертные могут, как дробиться на восьмушки и шестнадцатые ноты, так и объединяться в половинные длительности (и тогда одна половинная нота займет весь такт).

Ну вот, на сегодня достаточно. Это ещё не вся нотная грамота, но действительно хорошая основа. В следующих статьях вы узнаете много нового, например, о том, что такое диез и бемоль, в чём различие записей музыки вокальной и инструментальной, как расшифровываются «знаменитые» аккорды Am и Em и.д. В общем, следите за обновлениями, пишите свои вопросы в комментариях, делитесь материалом с друзьями в контакте (используйте социальные кнопки внизу страницы).

Илья Бортнюк

Если бы не он, городская публика не увидела бы таких культовых артистов, как Einsturzende Neubauten и Sonic Youth, не попробовала живьем горячие новинки вроде Franz Ferdinand или Ladytron. Илья Бортнюк не потакает массовому вкусу, а полагается исключительно на собственный. Своим опытом глава компании «Светлая музыка» собирается делиться в школе музыкального менеджмента, где главным предметом станет «любовь к артисту».

Когда в вашей жизни появилась музыка?

Классе в третьем я стал слушать советскую музыку, потому что другой не было, а к седьмому в моей жизни появились независимые группы: «Зоопарк», «Кино», «Аквариум». Это было откровением. На дворе стояло уникальное время, концерт Мадонны на Дворцовой сегодня – ничто по сравнению с концертом «Кино» в ДК работников связи тогда. Противостояние системе пронизывало жизнь, прослушивание такой музыки считалось вызовом. Меня чуть не выгнали из комсомола за то, что я сходил на творческий вечер Андрея Макаревича вместо комсомольского собрания. Я не был диссидентом, но в подростке всегда есть максимализм – у меня он выражался так.

Пластинки коллекционировали?

Сначала собирал музыку на кассетах: брал пластинки у знакомых и аккуратно переписывал. Старался если не оформить, то красиво кассету надписать, хотя у меня не очень хороший почерк. А в конце 1980-х – начале 1990-х собрал уже коллекцию дисков, всего их было семь-восемь сотен. К сожалению, она растворилась среди диджеев города по очень банальной причине. Я снимал квартиру на 20-й линии, потом там поселился музыкант Антон Белянкин. Я долго не забирал пластинки, а когда собрался, их уже не было. Антон сказал: «Они есть, но не знаю где».

Как вы стали продюсером?

После армии я через маминых знакомых попал звукоопера- тором на Ленинградское радио, где стал делать небольшие программы о музыке и молодежной культуре. Уже в 1990 году сделал первый фестиваль – «Музыкальные вечера для юношества». Там впервые выступили группы «Нож для фрау Мюллер» и «Пупсы», которые позже превратились в Tequilajazzz. А с 1991 года стал работать в первом городском клубе «Там-там». Работа была такая: кто что сделает, то и хорошо, а деньги делили поровну. Отношения к ней как к бизнесу не было. Но с точки зрения эмоций это был золотой период. За два года в «Там-таме» у меня случилось больше музыкальных открытий, чем за всю последующую жизнь. Потом у меня был рекорд-лейбл «Шок рекордз». А после дефолта 1998 года началась «Светлая музыка».

Читать еще:  Жесткие переговоры. Что это такое и как правильно себя вести. Часть 1

Вы выбираете артистов исходя исключительно из своих вкусов?

Я живу в социуме и понимаю, что есть артисты, которых кроме меня знают и любят еще десять человек. Я ориентируюсь на рынок, но не в массовом понимании, а выделяю то, о чем разговаривают, о чем идут слухи. Все знали, что такое De Phazz, все их слушали, было понятно, что это круто, надо привозить, – вот мы их первыми и привезли.

Случалось разочаровываться в любимом артисте как в человеке?

Я для себя решил, что не нужно вступать в близкий контакт с кумирами. У меня был печальный опыт с Жанной Агузаровой. Она гениальна, но общение с ней обернулось кошмаром. С ней вообще невозможно разговаривать, она сумасшедшая. А, например, с Марком Алмондом, хоть он и такой эстет, у меня очень теплые отношения, с ним можно просто за жизнь пообщаться. Daddy G из Massive Attack – прикольный чувак, Стив из Asian Dub Foundation – классный. Но я не могу сказать, что все артисты мои друзья и мы с ними бухаем. Иногда
промоутеры хвастают: «Мой друг Стинг приезжал, вот я сейчас ему позвоню. Ой, у него мобильный выключен». Понятно, что дружба заключается в том, что они один раз вместе сфотографировались.

Какой вы начальник?

Плохой. Я в принципе не бизнесмен и достаточно мягкий человек, работаю больше на интуиции, чем на знаниях, но, общаясь с людьми из NСA или PMI, понимаю, что часто все делаю лучше, чем они. В моей компании работают не за зарплату, а за идею, хотя я сторонник того, что людям нужно платить достойно. Для своих сотрудников я, может, выгляжу самодуром. Но творческая среда расслабляет, и это нужно контролировать.

Как вы отдыхаете?

По-разному. В детстве серьезно занимался парусным спортом, сейчас это дело возобновляю. В прошлом году мы ходили с друзьями в поход на яхте по Эгейскому морю – выяснилось, что руки помнят, как держать шкоты. Потом у меня две дочери, и я стараюсь уделять им побольше времени.

Что может вас сильно задеть?

Безразличие, «быдлость», серость, пренебрежительное отношение к людям, возвышение себя на ровном месте, когда ничтожества мнят себя богами. Я дико злюсь, когда передо мной едет машина и кто-то выкидывает в окно мусор, – я бы за такие вещи сажал в тюрьму.

С какими стереотипами в отношении себя сталкиваетесь?

Когда меня называют промоутером, я не то чтобы обижаюсь, но моя компания стоит особняком именно из-за моей любви к музыке. Большая часть промоутеров ее не любит. А у меня на стенах висят плакаты с подписями музыкантов, мне нравится слушать песни, где-то я играю как диджей, хочется заниматься продюсированием артистов. Осенью мы открываем школу музыкального менеджмента, я там буду кем-то типа ректора, а преподавать будут главные специалисты в стране: Саша Кушнир, Леня Бурлаков, Артемий Троицкий. И первое, чему будем учить, – любить артиста, потому что без этого, сколько бы денег ты ни вкладывал, ничего не будет, проверено уже не раз.

Илья Бортнюк учит нотной грамоте

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Музыка – это синтез рационального и эмоционального. Как и любая другая наука она имеет базовые понятия, с которыми должен быть знаком каждый музыкант. Если вы только начинаете постигать удивительный мир звуков и мелодий, то эта страница для вас. Прочитав ее, вы сможете разобраться в основах нотной записи. Нотная грамота станет понятной, и вы сможете играть простые, а может быть и сложные произведения.

Из чего состоит нотная запись

Из чего же, из чего же сделана наша нотная запись. Из:

  • Нотного стана;
  • Нот;
  • Длительностей;
  • Знаков альтерации;
  • Тональности;
  • Размера.

Давайте подробно рассмотрим каждый из данных пунктов, чтобы лучше понимать нотную грамоту.

Нотный стан

Нотный стан представляет собой основной элемент музыкального языка. Он содержит пять линий и четыре промежутка между ними. Стоит учитывать, что каждому из этих промежутков и линеек соответствует конкретная клавишу фортепиано (или другого муз. инструмента).

Если рассматривать запись нот для фортепиано, то обычно она состоит из двух нотоносцев, он носит название большого нотного стана. Верхний нотоносец служит для записи музыки, играемой правой рукой. Нижний нотоносец отображает музыкальную запись для левой руки. Обычно они объединяются специальной фигурной скобкой.

Пример большого нотного стана

Нотный стан имеет несколько основных составляющих, а именно ключи, размер, такты и тактовые черты.

Ключи

Ключ представляет собой музыкальный знак, стоящий в начале нотного стана, и тем самым открывает запись. Существует несколько разновидностей, наиболее распространенными являются скрипичный и басовый, поэтому их необходимо рассмотреть более подробно.

Скрипичный ключ обычно стоит вначале верхнего нотоносца. Центральная часть знака обвивается вокруг второй линии, поэтому его принято называть ключом Соль. Если вы еще не знаете, какие названия имеют ноты, и где они располагаются, предлагаем вам прочесть статью «Учим ноты вместе. В ней вы найдете много полезной информации.

Пример скрипичного ключа

Басовый ключ представляет собой музыкальный знак, открывающий нижний нотоносец начальная точка символа охватывает четвертую линейку, на которой располагается нота «Фа», поэтому данный ключ имеет название ключ «Фа».

Пример басового ключа

Длительности и размер

Звуки в музыкальных произведениях должны выдерживаться в определенном ритмическом рисунке, иначе произведение не будет похожим на само себя. Для обозначения количества времени используется система длительностей. Существуют наиболее распространенные длительности:

  • Целая;
  • Половинка;
  • Четверть;
  • Восьмая;
  • Шестнадцатая;
  • Тридцать вторая.

Целая нота представляет собой белый, не закрашенный кружок. Обычно длительность выдерживается в течении счета: раз, два, три, четыре.

Половинка представляет собой не закрашенную головку со штилем. Считается она на счет: раз, два.

Четверть представляет собой закрашенную головку со штилем. Считается на раз.

Восьмая представляет собой закрашенную головку со штилем и одинарным хвостиком. Счет в половину меньше четверти.

Шестнадцатая представляет собой закрашенную головку с двойным хвостиком. Счет в половину меньше восьмой.

Тридцать вторая представляет собой закрашенную головку с тройным хвостиком. Счет в половину меньше шестнадцатой.

Стоит отметить, что более большая по длительности нота может быть количественно равна другой. То есть целая равна двум половинным, четырем четвертям и восьми восьмушкам и т.д. Получается своеобразная арифметическая прогрессия. Рассмотрим на примере.

Размер

Нотная грамота для начинающих также включает в себя понятие о размере.

Размер всегда обозначается дробью: числитель – количество длительности в такте (об этом понятии подробнее ниже), знаменатель – указание длительности. Обычно размер ставится один раз за все произведение и находится после ключа и ключевых знаков (о ключевых знаках подробнее ниже).

Существуют несколько наиболее распространенных размеров:

Чтобы лучше разобраться в данном материале необходимы пояснения в конкретном размере. Возьмем один из популярнейших размеров, а именно 4/4.

В данном размере единицей выбрана четверть, что и указано в знаменателе дроби. Всего в такте должно располагаться то, количество нот, что в сумме даст четыре четверти.

Примечание: многие вначале обучения думают, что если размер 4/4, то можно использовать только четверти и их должно быть четыре. Нет, длительности могут быть самые разнообразные, главное, чтобы их сумма в такте не превышала 4/4.

Такты и тактовые черты

Читать еще:  Трудовой кодекс РФ запрещает искать работников без вредных привычек

Такт напрямую взаимодействует с размером. Многие интересуются для чего нужны такты, ведь можно было бы просто писать длительности в необходимом порядке. Но все сложнее. Дело в том, что ритмичность в музыке достигается путем чередования сильных и слабых долей, что имеет название метра. Если не будет постоянной пульсации, то вся мелодическая структура будет разваливаться.

Что касается конкретно тактов и тактовых черт, то здесь все гораздо проще. Один такт включает в себя суммарное количество длительностей, назначенных в размере. Тактовые черты отделяют один такт от другого. Существуют несколько типов тактовых черт, наиболее распространены две:

  • Межтактовая черта используется между тактами.
  • Двойная тактовая черта используется в конце произведения и замыкает его.

Знаки альтерации и тональность (ключевые знаки)

Если представить фортепианную клавиатуру, то можно увидеть, что кроме белых клавиш, там есть еще и черные. Черные клавиши представляют собой хроматические звуки, а именно являются либо понижением, либо повышением основного тона. Добиться такого эффекта можно при помощи знаков альтерации.

На данный момент времени наиболее распространенными знаками альтерации являются диез, бемоль и бекар.

Первый символ повышает ноту на полтона, а второй символ понижает ноту на полтона, третий отменяет альтерацию. Читается нота со знаками. Действует данный символ только в пределах одного такта.

Расшифровка: Соль-диез, соль-бекар, соль| Соль-бемоль, соль-бекар||.

Если знаки альтерации действуют только в течении одного такта, то существуют ключевые знаки, которые сохраняют повышение или понижение на протяжении всего произведения.

Ключевые знаки приписываются на нотных линейках сразу после ключа. В зависимости от ключевых знаков можно определить тональность произведения. Необходимо помнить, что они идут в определенной неизменной последовательности, которую нельзя нарушать при записи нот в тональности. Существуют диезные и бемольные тональности. Рассмотри положение вначале в диезных, а потом в бемольных тональностях.

В диезных происходит повышение следующих звуков (один звук, одна тональность):

В бемольных происходит понижение следующих звуков (один звук, одна тональность):

Теперь, когда порядок указания ключевых знаков запомнился можно переходить к изучению основных тональностей. Но что такое тональность?

Тональность в произведении играет немаловажную роль, она позволяет отражать характер музыки, делая ее, либо простой, либо сложной для восприятия. Любая тональность состоит из двух характеристик: тон и наклонение. В нотной грамоте для начинающих тон представляет собой основной звук, от которого и будет строиться звукоряд. Наклонение – это характер музыки, бывает мажорное, а бывает минорное наклонение. Грубо говоря, мажор – это радость, а минор – печаль. Определять наклонение для начинающего музыканта достаточно сложно по началу, особенно если не знаком с элементарными структурными единицами, такими как интервалы. Поэтому пока не будем забегать вперед. А разберемся с тональностями при помощи удобной таблицы.

Диезные тональности

Тональность (Мажор и минор) Ключевые знаки
До мажор и ля минор
Соль мажор и ми минор
Ре мажор и си минор
Ля мажор и фа-диез минор
Ми мажор и до-диез минор
Си мажор и соль-диез минор
Фа-диез мажор и ре-диез минор
До-диез мажор и ля-диез минор

Бемольные тональности

Урок 1.Нотная грамота – первые шаги

Как запомнить ноты

Сразу предлагаю вам ознакомиться со статьтей “Правильное положение рук при игре на фортепиано”. Лучше об этом узнать раньше, чем позже. Переучиваться потом будет довольно трудно. Ну а теперь по теме.

Основным видом деятельности на этот период времени, пока вы будете учиться читать ноты, для вас станет запоминание. На самом деле, очень важно ЗАПОМНИТЬ где какая нота расположена. Тогда остальное обучение пойдет гораздо быстрее и эффективное. На данный момент мы не ставим цели научиться чтению с листа. Мы просто разбираемся в нотной грамоте. 

Если вы жаждете научиться играть на пианино, то наверняка у вас уже есть какие-нибудь ноты.(если нет, то можно зайти в наш раздел «ноты» и скачать ноты для начинающих).

Итак, берем ноты и внимательно смотрим. Видите вот эти черные кругляшки? Вот они и называются нотами :). Надеюсь, вы знали это и без меня.

Ноты располагаются на нотоносцах. Нотоносец – это вот этот набор из пяти линеек:

Слева мы видим скрипичный ключ (обычно он располагается на верхнем нотоносце) и басовый ключ – на нижнем. Обычно ноты, расположившиеся на верхнем нотоносце играют правой рукой, а на нижнем – левой.

Пусть на верхнем нотоносце будет скрипичный ключ, а на нижнем басовый. Объедините нотоносцы акколадой – фигурной скобкой слева. (Это делается, чтобы было понятно, что это партии правой и левой руки, которые играются одновременно).

2. Дорисуйте ключи, чтобы на странице получились пары объединенных нотоносцев. Это будет ваш лист для запоминания нот.

3. Здесь на картинке обозначены все ноты по порядку. Видите ноту, расположенную в самом низу на дополнительной линеечке нота До. Последняя нота тоже До – второй октавы. Стоит запомнить на слух очередность нот. В этом помогает фраза из детства «До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си – кошка села на такси».

4. Давайте теперь посмотрим на клавиатуру фортепиано или синтезатора и найдем наши ноты на ней. Первая нота на картинке – это нота До, белая клавиша справа от нее – Ре, следующие белые клавиши – Ми, Фа и т. д.

5. Попробуйте поиграть Все ноты подряд правой рукой от До до Си и обратно. В нотной записи это будет выглядеть так:

6. Теперь потренируйтесь в записи нот в нотной тетради. Нарисуйте гамму, которую вы только что играли, проговаривая вслух или про себя названия нот. Тренируйтесь! Когда запомните очередность ,попробуйте рисовать не все ноты подряд, а , например, через одну, через две или просто в любом порядке, обязательно называя их. Предлагаю небольшой диктант. Запишите нотами: Ре – Соль –До –Фа –Си –Ми – Ре –Фа –Ля – Соль. Проверьте здесь, вот что должно было получиться. Теперь попробуйте сыграть это на клавиатуре по своим записям.

7. Сыграйте ноту До. Посмотрите на клавиатуру. Ту клавишу, что справа от нее мы уже знаем – это нота Ре. А что же за нота слева? Это нота си из соседней октавы. Как же ее обозначить? Можно было бы так (иногда так и делают)Но тогда пришлось бы дорисовывать очень много линеек для всех остальных нот. Вот так.

8. Неудобно, согласитесь. К счастью, это не нужно. Вот как обозначают ноты малой октавы.(Они располагаются в басовом ключе. Вот они от До до До.

Теперь видно, что два нотоносца представляют собой единое целое. Добавочная линейка с нотой До является связующим звеном между ними.

Второй диктант. Теперь для двух рук: правой( в скрипичном ключе): ми-до-ми-до-фа-ми-ре, продолжение для левой руки (в басовом ключе): соль-соль-соль-ля-си-до-до-до. Попробуйте сыграть, поймете, что это за песенка.

9. Практикуйтесь как можно чаще. Играйте ноты, глядя на нотную запись и проговаривая названия. Так вы «скоординируете» название, обозначение и положение на клавиатуре. Играйте и правой и левой рукой. Недостаточно будет выучить ноты только первой октавы. Учите сразу все – тогда дальше будет легче. Составьте для себя диктанты, играйте детские песенки из сборников для 0 или 1 класса музыкальной школы. Успехов!

Илья Бортнюк: «Учитесь на чужих ошибках»

Директор компании «Светлая музыка» Илья Бортнюк выступил в качестве одного из авторов книги «Как стать успешным промоутером. Концертный бизнес в России». Организатор гастролей именитых артистов и фестиваля «Стереолето», отмечающего в этом году десятилетие, считает, что такой учебник (а гриф о допуске в качестве учебного пособия имеется) просто необходим. Издание уникально тем, что в нем рассматриваются российские реалии, заметно отличающиеся от западных.

Читать еще:  Аутотренинг с утра – хорошее настроение на целый день

Директор компании «Светлая музыка» Илья Бортнюк выступил в качестве одного из авторов книги «Как стать успешным промоутером. Концертный бизнес в России». Организатор гастролей именитых артистов и фестиваля «Стереолето», отмечающего в этом году десятилетие, считает, что такой учебник (а гриф о допуске в качестве учебного пособия имеется) просто необходим. Издание уникально тем, что в нем рассматриваются российские реалии, заметно отличающиеся от западных.

– Кому принадлежит идея?

– Государственному университету управления, факультету «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений». Они предложили нам с Ириной (глава букинг-агентства Caviar Lounge Ирина Щербакова. – Прим. ред.) поучаствовать в написании и редактировании глав учебника. Моя глава разработана на основе лекции по менеджменту музыкальных фестивалей. Ирина переработала свою лекцию о гастрольной деятельности. Собственно, мы книгу несколько раз правили, и вообще история эта давняя – всё случилось еще три года назад, но опубликовали учебник только сейчас.

– Как преподаватель можете указать на основные ошибки промоутеров?

– Их много. Первая – это само решение заниматься организацией концертов. Многие думают, что тут их ждут золотые горы, всё будет очень просто. Потому что, конечно, в этом есть fun, есть какой-то престиж, интересность. Но с точки зрения бизнеса – всё сомнительно. Это многие говорят – не только я, но и монстры типа Евгения Финкельштейна, главы корпорации PMI. Основные ошибки – они те же, что в любом виде бизнеса. Неправильный выбор артиста. Переоценка его потенциала. В связи с этим – неправильный выбор площадки. Есть еще очень распространенный просчет, когда сумма, что предлагается западному артисту, превышает его реальную стоимость в России. Понятно, что многие музыканты не поедут за деньги, которые можно было бы им заплатить с учетом местного рынка. Но тогда есть ли смысл организовывать им выступление – если это не какие-то закрытые мероприятия, где бюджет не зависит от количества пришедших и купивших билеты? Словом, в каждом из направлений этого бизнеса – от выбора артиста до организации правильной работы службы безопасности – многие делают ошибки. И на них учатся. Книга написана для того, чтобы такого не случалось. Если бы я подобную книгу прочел лет десять назад, мне было бы гораздо легче. И у нас ведь бывали истории. В 2010 году «Стереолето» проходило во время Международного экономического форума (ошибка – неправильно выбранное время), кто-то из первых лиц собирался, гипотетически, его посетить. По одной из версий – даже сам Медведев. C одной стороны, это было приятно осознавать как факт. С другой стороны – принесло нам массу дополнительных забот. За две недели до фестиваля нам сообщили, что он взят под особую охрану и нам выделяется 524 (!) сотрудника МВД, среди которых несколько майоров и подполковников! Слава богу, нам удалось договориться, что практически весь личный состав будет находиться вне зоны фестиваля, но когда мероприятие закончилось, они достаточно резво, хоть и вежливо, стали просить всех покинуть место проведения.

– А бывают ли случаи, когда вам просто дают денег и говорят: привезите нам любимую группу?

– У нас несколько раз происходили такие истории. Некий бизнесмен захотел концерт пакистанской группы Sabri Brothers – мол, помогите, вот деньги. Но, к сожалению, таких случаев мало. И большая часть хочет, условно говоря, пятый состав Uriah Heep. Никто не дает сто тысяч долларов и не просит привезти, скажем, La Roux.

– Стоит ли промоутеру подвизаться альтруистом, организовывая концерты любимой группы, чей приезд явно не окупится?

– Всё зависит от того, чего хочет этот промоутер. Если его цель – потратить деньги, сделать концерты группе, о которой он всю жизнь мечтал, и получить от этого удовольствие, почему бы нет? Ведь тратятся же безумные деньги на развлечения, путешествия, шампанское за 50 000 евро, к примеру. Это нормальный способ самореализации, выражения любви к музыке. По сути, меценатство. Его тоже мало. И оно распространяется, в основном, на выставки и галереи. Говорить о бизнесе в этой сфере сложно. При этом быть организатором биеннале считается более престижным занятием, чем организатором концерта какой-нибудь группы.

– Почему в Петербурге так немного фестивалей?

– Потому что для фестивалей с хорошими, актуальными артистами нужно находить серьезные, значительные спонсорские деньги. Это непросто: за них идет большая битва. Это ведь тоже целое направление в нашей деятельности – поиск спонсорских бюджетов! Если бы мне дали денег на десять фестивалей – я бы сделал десять. Идеальный вариант – фестиваль «Сотворение мира», который делает директор GreenWave Music Александр Чепарухин: достаточно большой бюджет и практически никаких ограничений по артистам, хотя и требуются какие-то массовые хедлайнеры. Сложится ли такая ситуация когда-нибудь в Петербурге? Мы работаем в этом направлении. Но реальных результатов нет. Однако уже то, что «Стереолето» существует 10 лет и к нам едут хорошие артисты, – это радует.

– Так ли нужны новые промоутеры в Петербурге?

– А можешь ли ты назвать каких-то людей, кроме всем известных, которые не один и не два раза кого-то привезли, тех, кто работает постоянно? Все примеры – разовые пробы. Чем больше будет промоутеров, тем больше будет хорошей музыки.

Радиф Кашапов
«Фонтанка.ру»

Досье «Фонтанки»

Также в новой книге можно получить ценные сведения от промоутера Григория Гольденцвайга (работавшего с клубом «Икра» и фестивалем «Пикник “Афиши”»), Михаила Евграфова (известного как экс-гендиректор канала A-One), Ника Хоббса (главного концертного промоутера по Восточной Европе, владельца агентства Charmenko). Авторы щедро делятся примерами из жизни и объясняют, почему, к примеру, оформлять заселение следует до приезда артиста в гостиницу (чтобы ему не пришлось ждать ключей в лобби), насколько важно обговаривать замену оборудования и как проводить переговоры с агентами.

Цитаты из книги:

Организаторам концерта The Rolling Stones в 1998 году несколько лет пришлось выплачивать долги. Проект был затеян как «мегаисторический», но удалось продать лишь 40% билетов на выступление группы на Большой спортивной сцене «Лужников».


Менеджмент Тома Уэйтса обязывает покупать билеты всех без исключения, включая прессу, и платит промоутерам лишь 10% от прибыли.


Не так давно мы делали в Б-1 Maximum концерт Ройшен Мерфи. Он оказался аншлаговым, и по его окончании агент артистки заявил, что заранее объявленный гонорар был невысок, а потому, в виду успеха выступления, он хотел бы обговорить возможность его увеличения. При этом он даже не вспомнил о том, что год назад выступление другого его артиста в этом же клубе не принесло организаторам ничего, кроме убытков, хотя на сумме выплаченного гонорара это никак не сказалось. Разумеется, мы отказали агенту в этой просьбе, хотя он и являлся нашим постоянным партнером.

О других новостях в области литературы читайте в рубрике «Книги»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector