Что такое самообразование и для чего оно нужно

Что такое самообразование и для чего оно нужно

Самообразование и его важность

Здравствуйте читатели сайта www.worldmagik.ru.

Сегодня в этой статье я хотел бы поговорить про важную деталь, которая называется – САМООБРАЗОВАНИЕ. Почему я считаю, что самообразование очень важная деталь в нашей современной жизни? Да потому что многие люди без самообразования начинают деградировать. Для начала я Вам расскажу, что такое самообразование, потом приведу серьезные аргументы, которые должны Вас заставить время от времени заниматься самообразованием.

Что такое самообразование?

Самообразование – что это такое? Я жду от Вас ответа. Не получается ответить? Тогда прочтите мое определение. Самообразование – это самостоятельное обучение в конкретной области для получения необходимых навыков и знаний. Самообразование – это один из видов самосовершенствования и саморазвития. Поскольку термин «самообразование» происходит от слова «само», то становится понятно, что человек проявляет личный интерес к каким-либо знаниям и навыкам.

Понятно, что для самообразования необходимо желание, а чтобы желание возникло, необходим интерес, а интерес возникает тогда, когда человек видит собственную выгоду. Самообразование это как самостоятельная работа над собой. Для того чтобы добиться значимых результатов в какой-либо области – необходимо заниматься самостоятельно. Самостоятельная работа должна занимать как минимум 80-90%. Процесс самообразования представлен на картинке снизу.

Для наглядности я приведу конкретные примеры. Ваня принял решение стать классным танцором, и для этого он записался в танцевальную школу, название которой «Cool Dancer». Без разницы какой стиль он выбрал – hip-hop или popping. Его решение – стать классным танцором. Он посещает школу «Cool Dancer» три раза в неделю по два часа, то есть в неделю это составляет шесть часов.

И как Вы считаете, станет ли Ваня супер танцором через семь лет, занимаясь в школе «Cool Dancer» всего лишь 6 часов в неделю? За семь лет это будет 2190 часов без пропусков. Я уверен, что он многому научится, но очуменным танцором навряд ли ему удастся стать. Чтобы стать профи, по закону одного знаменитого человека, необходимо отзаниматься 10 000 часов. За десять лет такое возможно, если каждый день заниматься какой-либо деятельностью по 2,5-3 часа в день.

А чтобы столько часов набрать – необходима самостоятельная работа или самообразование. Для этого без самоорганизации и дисциплины не обойтись.

Другой пример с самообразованием. Тот же самый Ваня решил выучить английский язык. Для этого он пошел по старому пути – записался в школу английского языка, где ему рассказывают об основных правилах и временах этого языка. Занятия в школе проводится два раза в неделю по два часа, то есть всего лишь четыре часа в неделю. Вау, как это ничтожно мало.

И как Вы считаете, Ваня заговорит на английском языке через три года, исключительно занимаясь четыре часа в неделю под руководством учителей? Да, если только за это время его молнией не ударит, и он не начнет говорить на всех языках мира. Ну или пришельцы похитят после чего он заговорит только на английском языке.

Конечно это невозможно, ведь самообразование – это 90% труда. Но человек забывает об этом. Он думает, если я записался в школу танцев или английского языка, значит, мне нужно просто ходить на занятия и все придет: я научусь танцевать и говорить на английском языке. Мне бы тоже хотелось того же, но я не могу не замечать, как люди что были на 0 уровне до прихода куда-либо, что остались. Такое случается из-за отсутствия самостоятельной работы или самообразования.

Важность самообразования

Чтобы достичь успехов в танцах или в иностранном языке, разумеется, необходима самостоятельная работа. Для танцев это самостоятельная работа над своим стилем, оттачивание изученных приемов, попадание в ритм музыки и так далее. Для успешного изучения иностранного языка необходимо пополнять словарный запас, самостоятельная письменная работа, постоянное общение с носителями языка. Это понятно, да вот только кто бы все это сделал за нас, а мы бы получили прогресс.

Вот и получается, что без самообразования человек растет сверх медленно. Чтобы такого не было, обязательно должна присутствовать позитивная мотивация. Человек обязательно должен видеть конечный результат своего упорного труда.

Возьмем меня. Я хожу на танцы, но самостоятельно я не тренируюсь, так как у меня нет цели стать очуменным танцором. Я хожу на занятия и то не всегда. Так же я изучаю английский язык. Здесь совсем другой случай. Я точно знаю, что он мне позарез необходим и поэтому я еще дома занимаюсь по несколько часов в день. Да я от переводчика не отхожу. Плюс я создал англоязычный сайт – http://www.worldmagik.com для того, чтобы приятное с полезным сочетать. Во втором случае самообразование присутствует, в первом случае напрочь отсутствует. Понятно, что на английском языке я когда-нибудь заговорю, а крутым денсером (танцором от анг. dancer) не стану. Теперь Вы понимаете, какую важную роль играет самообразование и самостоятельная работа?

Чтобы человек занимался самостоятельно, конечно же нужно желание. Если человека заставляют делать что-либо принужденно, а он сам того не хочет, тогда ничего не выйдет. Человек должен сам понимать, зачем ему это надо. Пинки под зад не помогут, я это точно знаю.

Самая лучшая мотивация для самообразования это конечно же занятие любимым делом. У меня есть знакомый – теска, который любит играть на рояле. Он каждый день сам занимается по три часа в день, плюс два раза в неделю посещает занятия сольфеджио. Сольфеджио – это очень скучно, но для него это нормально. Так же он сам в интернете ищет композиции и пытается их играть. То есть процесс самообразования есть, причем добровольный. Честно говоря, самообразование – это всегда добровольный процесс.

Понятно, что если человек не развивается, то тогда он деградирует. Если цветок не растет, он вянет. Многие люди после окончания ВУЗов перестают свое развитие. Они устраиваются на работу и перестают думать о своем личном развитии. Так уж у нас заведено.

Чтобы такого не допустить – найдите свою цель и думайте о том, как ее достичь. Тогда и самообразование будет и личностный рост и результаты. Я искренне Вам этого желаю.

Самообразование

Просмотры: 31069 Рейтинг: Голосов: (20)

Самообразование – зачем оно нужно

Если есть желание изучить английский язык, но учить правила и заставить себя сидеть над учебниками не хватает силы воли, начните с фильмов или сериалов, которые смотрите на английском. Приобретите литературу и читайте ее в оригинале, используя словарь, старайтесь ежедневно использовать свои знания и применять их.

Процесс саморазвития не заканчивается только на изучении языков, если вы чувствуете что перестали стремиться познавать новое и застряли на одном уровне – выбирайте самообразование. С чего начать?

Совет № 1 «Списки»

Пишите для себя конкретные задания и указывайте крайние сроки их выполнения. Такие списки помогут правильно спланировать свободное время и не упустить ничего из виду. Если вы решили прочесть книгу, постарайтесь после выполнения задания посмотреть фильм по ней, чтобы глубже понять сюжет или наоборот взглянуть на него с другой стороны и тем самым расширить свой кругозор.

Списки помогут оптимизировать процесс познания нового и желательно расписать свои цели на месяц вперед. Образование и самообразование две разные вещи и если в первом случае вы стараетесь, потому что не хотите получить плохую оценку в школе, потом сдать экзамен в ВУЗе или переаттестацию на работе, то самообразование это ваш личный выбор, который позволит никогда не стоять на месте, а познавать что-то новое и интересное.

Совет № 2 «Общение с разными людьми»

Не ограничивайте свой круг общения по определенным стереотипам. Каждый человек – это отдельный мир со своим виденьем и философией жизни. Не закрывайте себя от познания нового и не теряйте представленной возможности знакомства с интересными личностями. Можно познакомиться с интересными личностями в спортивном или танцевальном клубе, на тематических сайтах или в доме творчества, главное, таким образом, вы сможете поднять уровень эмоционального интеллекта. А именно этот показатель повышает способность легкого общения с людьми, сглаживания возможных конфликтов и позиционирует человека как хорошего собеседника, который умеет поддержать разговор и слушать.

Совет № 3 «Повышайте квалификацию или получите ещё одну специальность»

Если вы пришли к выводу, что образование, которое было получено в 20 лет под влиянием родителей, не приносит материального и морального удовлетворения, то это можно исправить. По достижению зрелого возраста люди часто понимают, что занимаются совсем не тем, чем хотели бы и решают изменить специальность. Сегодня не проблема поступить на заочное отделение и изменить направление жизни. А серьезно подойти к обучению, как заняться самообразованием, дано не каждому. В первую очередь нужно желание, упорство и понимание сути действа. А суть состоит в том, чтобы зарабатывать хорошие деньги, занимаясь своим хобби.

Совет № 4 «Курсы и тренинги»

Если появилось устойчивое желание заняться саморазвитием, для этого не обязательно поступать в ВУЗ. Вполне достаточно посещать лекции, мастер-классы или тренинги по интересующим вас вопросам.

Таким образом, можно повысить свой интеллект, а общение с профессионалами, которые смогут со знанием дела ответить на ваши вопросы, откроют еще одну грань вашей личности. Не стоит стесняться своих желаний, ведь изучая любое направление позволит получить бесценный опыт будь то написание стихов, изучение истории или оформление декоративных панно. Расширяя границы своего мировоззрения, вы сможете лучше понимать окружающий мир и разобраться в своем внутреннем.

Главное в процессе самообразования – желание, если оно появилось, то для вас откроются любые двери. Можно выбрать любую интересную область и заниматься личностным развитием, читая соответствующую литературу, посещая выставки, даже слушая классические музыкальные произведения.

Совет № 5 «Путь к успеху»

Постоянное самообразование на сегодняшний день является определяющей идей жизни личности, которая стремиться шагать в ногу с современностью. Любая профессиональная деятельность с течением времени совершенствуется, что напрямую связано со стремительным развитием информационных технологий и ресурсов. Современный человек должен принять тот факт, что имеющиеся профессиональные навыки неумолимо устаревают с каждым годом. Руководство требует использовать в работе инновационные методы, воплощать в жизнь новые теоретические знания и постоянно следить за новшествами перечитывая научную (профильную) литературу.

Для того чтобы соответствовать этим требованиям, человек должен постоянно изучать новые направления по своей специальности и следить за ее развитием. Самообразование – путь к успеху! Каждый современный человек, который стремиться как можно дольше оставаться на гребне профессиональной деятельности должен взять на вооружение этот девиз.

Личность, которая серьезно относится к своей профессии и стремиться к самоусовершенствованию обязательно достигнет высоких результатов.

Главное сознательно подойти к обучению с учетом следующих трех факторов :

следить за изменениями, происходящими в вашей профессиональной среде, которые случаются в результате социальных и экономических реформ;

регулярно заниматься повышением личного мастерства, обновлять свои знания и профессиональные навыки, открыть себя для экспериментального поиска и усваивания информации о современных достижениях;

постоянно искать пути и возможности для самообразования, личностного роста, развития и использовать их.

В основном люди списывают свою лень и нежелание учится на нехватку времени, но свободное время на самообразование найти намного легче, чем выделить его на посещение учебного заведения или репетитора. Во время поездки на работу в общественном транспорте можно читать литературу или смотреть обучающие видео, а во время утренней пробежки несложно вместо обычной музыки слушать аудиокниги. На таком обучении реально сэкономить и личное свободное время и средства. В этом случае не придется оплачивать услуги преподавателей, ведь можно использовать бесплатные ресурсы, которых в Интернете огромное множество.

Самообразование: зачем нужно и нужно ли вообще?

Самообразование: зачем нужно и кому?

Не зря говорят, что формальное образование дает возможность найти человеку работу, а вот самообразование помогает добиться успеха в ней и в жизни в целом. Поэтому образование нельзя понимать только как официальный документ государственного образца. Главным образом это полученные за время обучения знания и навыки, которые могут пригодиться в трудовой деятельности. Хорошее образование помогает человеку находить ответы на любые вопросы, быстро приспосабливаться к меняющимся реалиям и решать трудные задачи. Люди, которые не имеют хорошего образования, трудно адаптируются к новым изменениям и порой просто не в силах справиться с препятствиями, которые постоянно возникают в жизни. По этой причине можно сказать с уверенность, что самообразование — это больше умение жить. Оно необходимо человеку для того, чтобы избавиться от стрессов и суметь побороть любые жизненные трудности.

Самообразование придает глубину жизни. Постоянный рост помогает испытывать удовольствие в моменты просветления. И в придачу ко всему самообразование может стать достойной альтернативой формальному обучению. Ведь, занимаясь самообразованием, человек имеет возможность познавать много нового в той области, которая ему интересна. Развитие необходимо любому человеку вне зависимости от его возраста. На каждом этапе жизни новые знания позволяют черпать новые возможности и получать наслаждение от жизни.

Подробнее о том, зачем нужно самообразование будет рассказано в этом видеоматериале.

Что дает самообразование?

Многие люди, выбравшие ту или иную стезю в профессиональной сфере деятельности иногда сталкиваются со скукой на работе. Рутина из которой достаточно сложно выбраться просто окутывает их и деться от нее порой некуда. Самообразование помогает избежать скуки и монотонности в жизни. Даже находясь на рабочем месте, человек может обучаться чему-то новому для него. И здесь совсем не обязательно пренебрегать своими прямыми обязанностями, если постараться, то ситуацию можно всегда решить в свою пользу. Кроме этого самообразование наводит на быстрый путь к успеху. Все успешные люди не прекращают узнавать новое, и даже если им кажется, что они все знают, они все равно стараются узнать большее, бросая вызов своим возможностям. В этом мире невозможно все знать, поэтому постоянный рост может сделать человека не просто успешным, но и конкурентоспособным на рынке труда. Однако это касается не только карьеры, но и личной жизни. В этой области тоже можно постоянно учиться. Неважно, что это будет — воспитание, построение отношений или грамотное планирование семейного бюджета. Любой рост выводит на несоизмеримо высокий уровень жизнь человека, который любит заниматься самообразованием и с радостью познает все новое и неизведанное для себя.

Почему самообразование лучше?

Самообразование действительно важно для современного человека. Во-первых, оно дает более актуальные знания. Большинство новых идей, которые появляются в светлых головах сначала обсуждаются в разговорах, статьях и блогах и только потом дорастают до книг. Это же касается и образовательным программ. Соответственно для получения этой же информации в формальном обучении человеку придется ждать как минимум три года. При самообразовании все идеи можно улавливать в стадии зародыша. И особенно это касается тех областей знаний, которые связаны с информационными технологиями. До того момента, когда они дойдут до учебников данныке знания уже безнадежно устареют. Поэтому чтобы идти в ногу со временем самостоятельно нужно отслеживать тенденции и разбираться в них. Во-вторых, самообразование позволяет составить персонализированную программу обучения. Формальное обучение всегда состоит из горы материалов, большинство из которых попросту не нужны в жизни. Сухая теория и ничего больше. Она не запоминается, но при этом на нее уходят колоссальные силы и много времени. В придачу ко всему, когда человек пытается запомнить ненужный ему материал, из головы обычно вытесняются нужные знания.

Читать еще:  Собеседование по скайпу – советы, как успешно пройти скайп-интервью и получить работу

При самообразовании программа обучения составляется лично, с учетом желаний и потребностей. Ну и наконец, самообразование дает человеку больше мотивации. И несмотря на то, что в этом процессе отсутствует эффект тренера или материальная вовлеченность, мотивация при самообразовании всегда гораздо выше. Человек понимает и знает, как применять каждую букву полученных им знаний и четко ощущает выгоду от своего обучения. Соответственно у него появляется желание и силы продолжать это обучение дальше.

Самообразование и здоровье: как взаимосвязаны?

Как бы это странно не звучало, но самообразование позволяет сохранить здоровье. Согласно исследованиям, умственные способности человека лучше сохраняются, если человек их использует на протяжении всей жизни. Пожилые люди, которые привыкли учится на протяжении всей жизни и получать опыт в разных сферах деятельности остаются умственно активными и реже страдают от заболеваний вроде болезни Альцгеймера. Кроме этого, человек который занимается самообразованием в области спорта, спортивного и здорового питания, обучается приготовлению блюд берет на себя прямую ответственность за свое здоровье. А если человек научится еще и правильно управлять своим временем, то вероятнее всего ему удастся еще и предотвратить в своей жизни появление стрессов.

Подробнее о самообразовании и его пользе будет рассказано в этом видеоматериале. Оставляйте под материалов свои комментарии и высказывайте пожелания к статье.

Зачем нужно самообразование?

Каждый, кто хочет достигнуть лучшего в своей жизни, должен тратить некоторое время лично на себя, чтобы «не отставать от жизни». Сравнивая процесс самосовершенствования с бизнесом, говорят, что надо инвестировать в себя. Под этим подразумевают, что в интернет-бизнесе, как и в обычной жизни, главным достоянием человека является не его доход или накопленное имущество, а он сам. Это самое эффективное вложение усилий и средств, так как только это может обеспечить лучшее понимание жизни, что в итоге поможет найти путь самореализации и достигнуть желаемого.

Как гласит одна из моих любимых пословиц: «Дай человеку рыбу — и он будет сыт один день. Научи человека ловить рыбу — и он будет сыт всю жизнь». По-моему, нельзя говорить о самосовершенствовании, самообучении и самообразовании, не остановившись подробно на том, что же это такое. Если мы говорим, что человеку необходимо обучаться, так давайте же посмотрим, что подразумевается под этим процессом.

Начнем с самого простого — рассмотрим, что такое «самосовершенствование». В толковых словарях этому слову дано достаточно простое определение: совершенствование своих нравственных, умственных или физических качеств. Обычно под этим подразумевают сознательное развитие в себе каких-нибудь положительных качеств или способностей. Школьник, тренирующий свою память; подросток, бегающий в качалку, чтобы накачать побольше мышц; молодые мама и папа, старающиеся стать внимательными и заботливыми родителями — всё это примеры самосовершенствования.

Немного более запутанными являются понятия «самообучение» и «самообразование». К сожалению, обычные толковые словари не делают никакой разницы между этими словами. А большинство людей считает, что это слова-синонимы, то есть у них одинаковый смысл. Раньше я тоже так считал. Но недавно с удивлением узнал, что между этими понятиями есть различие, которое очень четко понимают некоторые педагоги.

Смотрите сами. «Большой толковый словарь» определяет «самообучение» как самостоятельное обучение чему-либо, например — рисованию. А «самообразование» определяется как приобретение знаний путём самостоятельных занятий без помощи преподавателя. Самообразование, к примеру, может быть политическое, экономическое. Как видите, определения этих слов очень схожи.

Даже если посмотреть в «Словаре методических терминов», мы недалеко уйдем. Здесь «самообучение» определяется как процесс самостоятельного образования без непосредственного участия преподавателя. Целям самообучения служат специальные учебные пособия — самоучители, разговорники, фонo- и видео-фонограммы и компьютерные программы.

«Самообразование» определяется как овладение знаниями, навыками, умениями по инициативе самого обучающегося в отношении предмета знаний (чем заниматься), объема и источника познания, установления продолжительности и времени проведения занятий, а также выбора форм удовлетворения познавательных интересов и потребностей.

Сами видите, что в обоих понятиях упор делается на получение дополнительных знаний, самостоятельном овладении навыками и умениями, будь-то иностранный язык, игра на гитаре или набор текста без постоянного смотрения на клавиатуру, не говоря уже о различных технических ноу-хау.

Но если мы углубимся в происхождение слов, то эти понятия предстанут перед нами в различном свете. С приставкой «само-», я полагаю, всё понятно: человек делает лично, «сам».

Слово «обучение» можно понять благодаря слову «учить», которое произошло от укъ «учение», того же корня, что лит. jaukìnti «приучать», арм. usanim «учусь, приучаюсь». То есть это то, что дает навык, привыкание; наука.

Слово «образование» можно понять через слово «образ», производное от образити «изобразить, нарисовать», которое в свою очередь было образовано от разити «резать». В соседних языках слово «образ» также имеет похожее значение: болг. образ «лицо, щека», польск. оbrаz «изображение, картина; образ; икона». К примеру, в древности вырезали из дерева фигурку, которая была наделена определенными хорошо узнаваемыми чертами. Мы это можем увидеть и в скульптуре — формируется образ, который может передавать какое-либо смысловое или эмоциональное послание.

Получается, что при самообразовании человек не просто овладевает новыми знаниями и умениями, как это происходит при самообучении, но и создает из себя «новый образ», человек меняется внутренне.

Мало кто знает, что почти сто лет назад Николай Александрович Рубакин (русский книговед, библиограф, популяризатор науки и писатель) в научном сочинении «Письма к читателям о самообразовании» писал:

«…Как известно, на долю мало-мальски культурного человека, в особенности российского, выпадает бесконечно большое число самых разнообразных несчастий. Но нет несчастия, думается нам, более ужасного, более зловредного по своим последствиям, по той массе страданий, которые им причиняются человеку, к тому же длительно, в течение всей человеческой жизни, как нижеследующее: имея глаза-не видеть, имея уши — не слышать, имея нормальный мозг, устроенный не хуже, чем у других, не понимать того, что творится вокруг,… Жить, не видя, не слыша и не понимая, — разве же это житье?»

В начале двадцатого века он работал с читателями библиотек, получил и ответил на более чем 1200 писем, помогая каждому построить его собственную программу самообразования. Он описал образ настоящего образования, который и через сто лет актуален для тех, кто использует Интернет:

«Можно безошибочно сказать, что в настоящее время стремление к образованию проявляется в массах до такой степени напряженно, как не проявлялось еще ни в какие времена, и с каждым годом напряжение это возрастает. Сама жизнь неизбежным, роковым образом побуждает каждого человека вооружать себя знанием и пониманием. Чтобы жить, чтобы не умереть с голоду, чтобы не погибнуть в общем водовороте, чтобы приспособиться к этой сутолоке, идущей всюду вокруг, нужно не только знать какое-либо ремесло или художество (т. е. иметь образование специальное), но еще нужно иметь образование общее, нужно уметь разобраться во всем, что совершается вокруг, а для этого нужно, если можно так выразиться, уменье мыслить и понимать нужна известная широта кругозора, известная высота развития».

Николай Александрович Рубакин очень просто и понятно объяснил, кто такой образованный человек:

«…Действительно образованный человек не тот, кто окончил какое-либо, хотя бы даже высшее, учебное заведение, — мало ли неучей, узких специалистов или ловких карьеристов из них выходит! Не тот, кто перечитал на своем веку много, даже очень много, хотя бы самых хороших книг. Не тот, кто накопил в себе теми или другими способами некоторый запас, хотя бы и очень большой, разных знаний. Вовсе не в этом самая суть образования».

По его мнению: «Понимать окружающую жизнь — вот первая задача образованного человека».

Для себя я определил, что самообразование необходимо для того, чтобы научиться «правильно» мыслить, приобрести широкий кругозор и подняться в своем развитии, чтобы действительно понимать то, что происходит вокруг, и адекватно реагировать на это.

Читать еще:  Как можно посадить любого предпринимателя

А не это ли и меняет человека внутренне, подготавливает его к действию, делает его более успешным в жизни? На мой взгляд, если человек понимает окружающую жизнь, то он сможет с ней сделать что-нибудь, а не будет «ждать у моря погоды».

Самообразование как условие профессионального роста педагога

Елена Смирнова
Самообразование как условие профессионального роста педагога

Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет.

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.

Повышение квалификации – условие жизни в современном мире. В наши дни невозможно один раз получить специальность, а потом только реализовывать свои знания и умения.

Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Для этого нужно выделить время, усилия.

Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. Поэтому самообразование каждого воспитателя должно стать его потребностью. Совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования.

Основными направлениями саморазвития личности есть самовоспитание (воспитание воли, качеств характера, определенной модели поведения) и самообразование (познание нового, осмысление информации, ее интеграция с имеющимися знаниями, интеллектуальное обогащение).

На современном этапе разные подходы в определении самообразования дают возможность рассматривать это понятие и как процесс развития интеллектуальных качеств и способностей, и как вид познавательной деятельности, и как средство саморазвития.

В процессе самообразования воспитатель может использовать различные источники информации: изучение литературы, просмотр телепередач или видеороликов, прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров и конференций, посещение занятий коллег с последующим обменом опытом. Интенсивное развитие информационных технологий меняет условия самообразования. Интернет с его возможностями общения по электронной почте, участия в чатах, форумах, мастер-классах, тематических видеоконференциях, семинарах способствует виртуальному объединению педагогов в решении вопросов самообразования.

Самообразование педагога будет эффективным, когда: реализуется потребность личности в саморазвитии, педагог умеет оценить себя, владеет способами самопознания и самоанализа, готов к изменениям, владеет способностью к рефлексии, направленной на осознание собственных действий, чувств, на анализ своей деятельности. Также важна программа самообразования, которая включает общеобразовательное, предметное, научное, психолого-педагогическое и методическое направления. В самообразовании педагога должны быть следующие результаты: повышение качества преподавания, педагогического взаимодействия с обучающимися, написание пособий, статей, программ, проведение исследований, разработка и внедрение новых форм, методов и приемов обучения, подготовка докладов, выступлений, дидактических материалов, тестов, методических рекомендаций и др. Работа над собой является процессом сложным, креативным, который не может быть жестко регламентирован и который требует содействия.

В начале учебного года мы, педагоги, выбираем тему самообразования, которая фиксируется в планах методического объединения.

Каждый воспитатель имеет методическую копилку, где собраны доклады и выступления по своей проблеме, разработки занятий и мероприятий.

Сегодня существуют множество форм и способов, как воспитателю повышать свою квалификацию с помощью интернет – ресурсов и технологий.

Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап – установочный

2 этап – обучающий

3 этап – практический

4 этап – теоретический

5 этап – итогово-контрольный

Участие администрации является важным как в процедуре анализа и самооценки педагогической деятельности, так и в процессе разработки индивидуальной программы развития, ее реализации, мониторинга результативности.

В методическом кабинете в помощь педагогам в их самообразовательной деятельности должен формироваться банк материалов:

• списки рекомендованной для самостоятельной работы литературы; материалы передового педагогического опыта

• разные варианты планов работы по самообразованию

• образцы рефератов по итогам самообразовательной деятельности

• образцы конспектов литературных источников

• новинки психолого-педагогической литературы.

Самообразовательная работа постепенно должна перейти в научно-исследовательскую.

Мотивы, побуждающие воспитателя к самообразованию

• Ежедневная работа с информацией.

• Желание творчества. Педагог — профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.

• Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ педагога как несовременного человека.

• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в детский сад, просят определить его в группу к «лучшему» воспитателю. Никто не хочет быть плохим воспитателем!

• Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства воспитателя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.

Основные принципы, направления и источники самообразования

• единство общей и профессиональной культуры

• взаимосвязь и преемственность

• перманентность перехода от низкой ступени к

• вариативность и др.

Основные направления, в которых учителю необходимо заниматься самообразованием.

профессиональное

• психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)

• психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)

• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения)

• интересы и хобби.

В личном плане самообразования воспитателя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:

• результаты самообразования учителя на определённых этапах

• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество)

• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования

• разработка новых форм, методов и приёмов обучения

• разработка дидактических материалов, тестов, наглядного материала

• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии

• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям

педагогических разработок

• обобщение опыта по исследуемой проблеме

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

• в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию

педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности

педагог обладает развитой способностью к рефлексии.

• программа профессионального развития воспитателя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности

педагог обладает готовностью к педагогическому

• осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Личный план самообразования, алгоритм его составления и примерные темы для самообразования

На основании выбранной темы воспитатель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. При оформлении работы указываются:

1. Титульный лист:

название учреждения образования, в котором работает педагог, адрес, рабочий телефон.

2. Творческая визитка педагога:

Ф. И. О. педагога

стаж работы по специальности, категория; курсы повышения квалификации по специальности; профессионально- педагогическое кредо.

3. Научно-методическая и профессионально- педагогическая деятельность:

название темы по самообразованию; цель, задачи;

предполагаемый результат; этапы работы;

сроки выполнения каждого этапа;

действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой.

4. Оценка профессиональной деятельности:

способ демонстрации результата проделанной работы;

форма отчёта по проделанной работе.

По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчёт с анализом, выводами и рекомендациями для других воспитателей.

Примерные темы самообразования воспитателей

Экологическое воспитание в семье

Интеллектуальное развитие дошкольника

Основные формы и методы воспитания, способствующие формированию духовных ценностей

Формирование творческой личности

Воспитание культуры межнационального общения

Научно-методические подходы к организации полового воспитания

Организация работы с одаренными детьми

Активные формы работы с воспитанниками

Воспитание дошкольников на основе традиций

Патриотическое воспитание дошкольников

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников и семьи

Игра как важное средство воспитания дошкольника

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами фольклора

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогам самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные

Прикреплённые файлы:

samobrazovanie_voo59.pptx | 588 Кб

Портфолио музыкального руководителя Портфолио музыкального руководителя Фоминой Ирины Михайловны Портфолио – это результат педагогической работы, который позволяет не только.

Электронное портфолио педагога-психолога ДОУ Психолог – это человек, получивший профессиональное образование, подтвержденное дипломом. Наличие «корочки» дает право заниматься профессиональной.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector