Чего чаще всего недостает инфраструктуре Торговых центров?

Чего чаще всего недостает инфраструктуре Торговых центров?

Развлекательная инфраструктура в торговых центрах

Начинали с малого

Предшественники современных отечественных ТЦ – советские универмаги – практически не предлагали посетителям ничего, что можно было бы назвать развлекательной инфраструктурой. Иногда, в торговых залах универмагов, как, например, в киевском ЦУМе, располагались кафе, где можно было съесть пирожное и выпить чашечку кофе. О рынках, которые захватили пальму первенства в промтоварной торговле в начале 90-ых и говорить не приходится. Первые отечественные ТЦ, которые в большинстве своем представляли собой тот же рынок, только под крышей и на нескольких этажах, так же не предполагали ничего, кроме шоппинга. Тем не менее, через некоторое время отечественные торговые комплексы все же стали обрастать инфраструктурой. “Перемещение акцентов в пользу развития формата ТРЦ наметилось с 2004 г, – отмечает инвестиционный консультант, партнер консалтинговой компании “Диалог-Классик” Артем Новиков. – Хотя, уже первые ТЦ включали в свою структуру развлекательный элемент, который состоял из детской игровой комнаты, фуд-корта и зоны игровых автоматов. Развлекательный элемент, под который отводились незначительные площади, использовался в качестве дополнительного сервиса для покупателей с детьми. Имея возможность отдохнуть и перекусить, семья проводит в ТЦ больше времени. Подобный развлекательный сегмент первоначально организовывался администрацией ТЦ самостоятельно, так как операторов данного рода услуг практически не было”. Во многом, ограниченное представление развлечений в торговых комплексах можно объяснить их небольшой площадью. “На сегодняшний день в Украине нет ТЦ, в которых развлекательная функция являлась бы доминирующей, – комментирует генеральный директор компании “Украинская Торговая Гильдия” Вадим Непоседов. – Это связано с тем, что площадь построенных комплексов редко превышает 20 тыс. кв. м. В таких проектах развлекательная часть несущественна. Ведь у инвестора или заказчика объекта не было необходимости формировать дополнительный поток за счет развлекательной инфраструктуры. К тому же, учитывая, что операторы сегмента развлечений платят за площади в ТЦ меньше, чем другие арендаторы, помещения ТРК нередко полностью использовались под размещение высокорентабельных товарных групп”. Поэтому детские комнаты, игровые автоматы и фуд-корты, занимающие относительно небольшие площади, и по сей день являются самыми распространенными элементами развлекательной инфраструктуры в ТЦ.

Детская игровая комната

Это “благо” цивилизованного шоппинга появилось в отечественных ТЦ одним из первых. Так, например, игровая комната была организована в ТЦ “Метроград”, который был запущен в 2002 г. Там, по тарифу 10 грн. в час, можно оставить чадо, достигшее трехлетнего возраста, под присмотром воспитателя. В ТЦ “Городок”, открывшемся вскоре, детская комната работает уже без взимания оплаты. В большинстве современных проектов так же присутствуют детские игровые зоны. В некоторых ТЦ они становятся центрами развлечений для детей, в которых на постоянной основе, как правило, по выходным и праздникам, проходят кукольные спектакли, представления и конкурсы. Так работают детские комнаты в ТРЦ “Караван”, ТРЦ “Украина”, ТРЦ “Променада” и др. Оснащение игровой, как правило, не требует больших капиталовложений. Выделив сумму, не превышающую $3-10 тыс. вполне можно организовать досуг для маленьких посетителей. Их вниманию предлагаются сухие бассейны, наполненные шариками; надувные аттракционы; пластиковые горки и качели; лабиринты; столики с играми, конструкторами, фломастерами и бумагой для занятий творчеством; экраны для просмотра мультфильмов и т. д. Присматривают за детишками, как правило, 1-2 воспитателя-бебиситера.

В целом, расценки на услуги игровых колеблются от 0 до 30 грн. в час. Площадь детских комнат в большинстве работающих проектов невелика – 50-100 кв. м. Однако, имеется тенденция к расширению. В западных ТРЦ для детских развлечений могут выделяться площади до 2 тыс. кв. м. Разумеется, что на них организовываются куда более капиталоемкие, чем обычная игровая, детские развлекательные зоны. Инвестиции в них могут составлять от $1 тыс. на кв. м.

А теперь стоит обозначить, какую пользу получает руководство ТЦ, потратив относительно небольшие средства на организацию игровой. Ведь, отправляясь за покупками с ребенком, семья рискует так и не воплотить свои планы в жизнь. Чадо, которое ноет и капризничает, становится серьезным препятствием для примерки одежды и ознакомления со свойствами нового мобильного телефона. Поддаваясь натиску дитяти, родители вынуждены покидать магазин. Для того чтобы подобное не происходило, нужно сделать торговый центр интересным и привлекательным местом для самого ребенка. Именно с этой целью и открываются в ТРЦ детские игровые комнаты. Малыши любят посещать их не менее чем лучшие детские площадки в городских парках. К тому же, игровые в ТЦ доставляют радость при любой погоде – и в дождь и снег. В то время как ребенок наслаждается игрой со сверстниками, родители оставляют в магазинах ТРЦ свои деньги. Побывав один раз в хорошей игровой комнате в ТРЦ, дитя непременно попросится прийти туда еще раз. Таким образом, движущей силой, влекущей в торговый комплекс, становится уже не только воля родителей.

Для того чтобы проголодавшиеся после нескольких часов шоппинга посетители не покидали ТРЦ, а оставалось и дальше в его стенах, к их услугам предлагаются заведения общепита. Они могут быть отдельно-стоящими со своим входом и залом, или же расположенными на фуд-корте – ресторанном дворике. Там покупатель может выбирать из нескольких фест-фудов наиболее приглянувшийся. Подробно об этом элементе инфраструктуры ТРЦ смотрите “Торговое дело” №8-9 за 2006 г.

В ТРЦ могут присутствовать не только залы игровых автоматов, но и отдельные зоны, включающие 1-5 таких аппаратов, расположившихся непосредственно в коридорах или других площадях общего пользования. Так, например, в ТЦ “Наталка-Сити” (г. Одесса) в зоне фуд-корта помещено несколько аттракционов для детей. Жетоны для них продаются в кассе одного из ресторанов. В ТРЦ “Метроград” невдалеке от зоны фуд-корта расположился салон видеоимитаторов “Файна фішка” – здесь посетители могут почувствовать себя в роли водителя спортивного мотоцикла, гоночного автомобиля, скутера и т. д. В ТЦ “Квадрат” на Гната Юры и в ТЦ “Глобус” работают залы сетевого оператора “Niagara Джекпот”. Здесь в основном предлагаются азартные игры. Жетон для одной игры может стоить от 50 коп. до нескольких гривен. Как правило, такие залы занимают относительно небольшие площади и не требуют существенных капиталовложений. Поэтому игровые автоматы есть в большинстве (около 90%) ТЦ и ТРЦ. Их наиболее целесообразно располагать вблизи от фуд-корта и отдельных кафе и ресторанов, рядом с хоби-магазинами и т. п.

Новые стандарты развлечений

Сегодня, когда проекты торговых комплексов укрупняются, процент площадей, отведенных для развлечений, увеличивается. “Чем крупнее размеры ТЦ, тем выше необходимость включать в их инфраструктуру развлекательную составляющую, – отмечает руководитель отдела маркетинга торговой недвижимости компании ЗАО “Квадрат-Украина” Наталия Рожкова. – Это особенно важно для региональных ТЦ площадью от 40 тыс. кв. м”. С другой стороны, укрупнение масштабов ТЦ находится в прямой зависимости от повышения значимости развлекательной инфраструктуры. “Идея шоппинга как удовольствия стала базовой во всех концепциях проектов на рынке торговой недвижимости, – говорит Артем Новиков. – Соответственно и площади вводимых в эксплуатацию ТЦ все чаще стали превышать отметку в 20 тыс. кв. м. А с приходом “IKEA” и развитием ряда крупных региональных проектов сети “Караван” эта отметка превысит 100 тыс. кв. м.”.

Сыграло свою роль в расширении развлекательной инфраструктуры также и распространение формата ТЦ и ТРЦ в так называемые спальные районы, в которых ощущается определенный дефицит заведений для проведения досуга. Для того чтобы потенциальный покупатель не отправился в центр города за новыми впечатлениями и покупками, ему предлагается целый ряд развлекательных заведений непосредственно в ТРЦ, который работает в жилом массиве. В связи с расширением общей площади проектов, растет масштаб и заведений развлекательной инфраструктуры. Так, в составе ТРЦ появляются такие крупные форматы как многозальные кинотеатры (мультиплексы), ледовые катки и т. д. По мнению маркетолога компании Astera Ольги Юдиной примером успешного отечественного комплекса с развитой развлекательной инфраструктурой может служить ТРК “Караван”. “Об удачном решении развлекательной части в ТЦ можно судить по работе всего комплекса, – комментирует г-жа Юдина. – Ведь успешность ТЦ выражается не только в отсутствии вакантных площадей, но и в умении организовать работу всего комплекса как единого целого, что повышает эффективность использования площадей. В Украине таким наиболее эффективно работающим комплексом является ТРК “Караван”. Не смотря на то, что данный ТЦ открылся в 2003 г., в период первой волны развития торговых объектов в Украине, он по сегодняшний день сохраняет лидирующие позиции. Отдаленное от центра месторасположение ТРК “Караван” компенсируется удачной концепцией комплекса и его профессиональным управлением”. Сегодня ТРК “Караван”, благодаря большому гипермаркету и многочисленным бутикам большинства известных в Украине брендов, стал излюбленным местом совершения покупок для многих киевлян. Но в отдаленный район столицы едут еще и для проведения досуга. К услугам посетителей здесь предложен круглогодичный ледовый каток, боулинг, бильярд, кинотеатр, а также множество кафе, баров и ресторанов быстрого питания. Для маленьких посетителей открыта бесплатная детская комната с аттракционами, игровыми автоматами и детским кафе. Так же площади ТРК Караван позволяют регулярно проводить концерты живой музыки, представления детского кукольного театра, показы коллекций одежды и другие акции.

По оценке генерального директора “Украинской Торговой Гильдии” Вадима Непоседова одним из наиболее популярных видов развлечений в структуре ТРЦ на сегодняшний день являются многозальные кинотеатры (мультиплексы). В настоящее время волна строительства новых кинозалов захлестнула страну. “Конфигурация мультиплекса напрямую зависит от концепции ТЦ. Достаточно большие вложения оператора – в пределах $1,5–3,5 тыс. на одно зрительское место – исключают возможность репозиционирования этих площадей в перспективе. Поэтому оператор кинотеатра и ТРК разрабатывают единую согласованную концепцию, благодаря которой приятная атмосфера в кинотеатре и в ТРЦ становится действенным “магнитом” для посетителей, – подчеркивает Ольга Юдина. В связи с этим соглашения девелопера и оператора кинотеатров-мультиплексов должны быть достигнуты уже на этапе проектирования ТРЦ.

Читать еще:  Риск вложений в ценные бумаги: чем дороже, тем выше

Торговый комплекс, обзаведясь собственным мультиплексом, получает ряд преимуществ. Кроме обычных для якорных арендаторов функций, таких как привлечение и удержание посетителей, кинотеатры примечательны своей высокой рекламной активностью. Представляя в различных каналах коммуникаций анонсы своих фильмов, мультиплексы привлекают внимание и к ТРЦ, на территории которого они расположены. Как правило, стоимость билетов в мультиплексах составляет 20-50 (в среднем 30 грн.). Окупаются такие многозальные кинотеатры в течение 3-6 лет.

Чего чаще всего недостает инфраструктуре Торговых центров?

При выборе офиса большинство столичных арендаторов в первую очередь смотрят на локацию. Важно расположение будущего рабочего места и наличие станции метро в пешей доступности. Далее происходит сортировка вариантов по арендной ставке. Разумеется, чем она ниже, тем вариант привлекательнее. Следующим желательным моментом является наличие качественной отделки, так как это существенно минимизирует затраты на переезд. И наконец, после всего вышеперечисленного арендаторы обращают внимание на инфраструктуру делового центра. Странно, правда? Мы проводим в офисе пять дней в неделю, то есть большую часть жизни, а инфраструктуру рассматриваем в последнюю очередь.

Для начала давайте попробуем оценить, что входит в состав инфраструктуры делового центра. Например, инфраструктура какого-либо административного здания класса В может состоять лишь из небольшой наземной парковки, службы ресепшен или охранника на входе. В более продвинутых случаях можно встретить недорогие небрендированные кафе, магазины и даже столовую для персонала.

На первый взгляд, инфраструктура делового центра классов В+ и А не сильно отличается от В. Там тоже присутствуют кафе, столовые, магазины, наземные парковки. Но между ними лежит пропасть. Разница — в качестве предоставления всех этих услуг, в том, как все это «упаковано»

Деловые центры классов В+ и А спроектированы так, что к ним осуществляется комфортный подъезд. Архитекторы тщательно продумывают этот момент. То, что мы называем классом В, чаще всего несколько лет назад выполняло иную функцию. Например, нынешнее офисное здание могло быть НИИ или частью целого большого комплекса зданий, которые достались в ходе приватизации разным собственникам. Как следствие, объекты класса В имеют сложный подъезд, неухоженную территорию, множество разрозненных собственников, запутанную навигацию.

К слову, о навигации — еще одном из составных элементов успешного делового центра. Она необходима как снаружи, так и внутри комплекса. Отдельно стоит упомянуть навигацию подземных парковок, цель которой создать такие условия, чтобы водитель легко ориентировался в паркинге, мог передвигаться по нему, не повреждая свой автомобиль и отделку помещений.

Напрямую на качество услуг в деловом центре влияют и инженерные системы, к которым относится, в первую очередь, система остекления (термоизоляция и много света), система вентиляции и кондиционирования (качество воздуха и его температура), наличие специальных систем, таких как жироуловители для помещения столовой. Системы вентиляции и кондиционирования тоже разнятся. Есть системы с полезным для кожи человека увлажнением воздуха, четырехтрубные системы, позволяющие обеспечивать более тонкую настройку под нужды клиента. Нельзя забывать и про эстетическое восприятие делового центра, на которое влияет, например, подвоз товаров и вывоз бытовых отходов.

По своему опыту замечу, что среди тех элементов инфраструктуры, которые арендаторы хотят получить в современных деловых центрах, на первое место выходит наземный и подземный паркинг, включая гостевые места. Очень желательно наличие автомойки.

Служба приема посетителей (ресепшен) должна быть оснащена современным оборудованием, позволяющим быстро оформить пропуска, скоростным сканером для удостоверений личности и т. д. Желательно предоставление дополнительных услуг, таких как вызов такси, бронирование отелей, справки.

Наличие обустроенной входной группы должно быть спроектировано так, чтобы посетители не загораживали проход в ожидании пропуска или встречающего их сотрудника. Зона для посетителей должна быть уютной, с диванчиками и столиками, с кафе для проведения переговоров в неформальной атмосфере и бесплатным wi-fi.

Вообще, чем шире спектр сервисов (столовая, химчистка, магазины, аптека, цветы, салон красоты, фитнес и т. п.) — тем выше качество инфраструктуры. Например, в нашей практике был случай, когда наличие статусного ресторана наряду с недорогими кафе стало решающим моментом для крупного арендатора, так как ресторан — это место общения и переговоров для топ-менеджеров.

Для крупных арендаторов, обладающих большой сетью контрагентов, важна возможность краткосрочной аренды небольших офисов, переговорных для проведения встреч и конференций.

Вообще, создание инфраструктуры — весьма затратная статья для арендодателя. Приходится выделять под эти функции дополнительные площади, предоставлять ключевым объектам инфраструктуры (например, столовой и фитнес-клубу) льготную ставку аренды ввиду малой маржинальности этого бизнеса. Операторы инфраструктурных услуг, как правило, рассчитывают на льготную ставку, так как они капитализируют объект, в котором работают. Также арендодателю приходится финансировать дорогостоящую отделку некоторых помещений.

Но ради чего все эти затраты времени, площадей и денежных ресурсов? Ответ на вопрос дает рынок. Конкуренция между офисными зданиями растет. Брокеры отметили еще в 2014 году тренд миграции арендаторов из класса В в подешевевшие классы В+ и А. Меняется менталитет арендаторов. Они уже не готовы мириться с низким уровнем комфорта. Для них это становится дикостью.

Одним из эффективных способов конкурентной борьбы с целью удержание арендаторов и сохранения с ними долгосрочных арендных отношений является обеспечение максимально высокого комфорта пребывания. Здесь и проявляется значение инфраструктуры деловых центров. Маловероятно, чтобы арендатор при наличии множества качественных альтернатив продлил договор аренды в том месте, где он терпел неудобства и получал постоянные жалобы персонала.

С арендаторами нужно общаться. Могу сказать, что большую пользу приносит анкетирование, которое позволяет выявить проблемы и оперативно их решить, внести коррективы.

Отделанный инфраструктурный пласт заложен в области работы эксплуатирующей компании. Для арендатора на объекте именно эксплуатирующая компания является лицом арендодателя. Технический менеджмент, клининг, охрана, работники ресепшен — все это, как правило, входит в объем работы эксплуатирующей компании.

В этой сфере появились свои инновации. Например, онлайн-интерфейс взаимодействия арендатора и эксплуатирующей компании, который позволяет арендатору в режиме реального времени подавать заявки, оператору распределять их, а контролирующим лицам отслеживать время и качество работы, включая время реагирования. Наличие такого инструмента в руках арендодателя при правильном использовании дает возможность обеспечивать максимальную лояльность арендаторов. Арендодатель может регулярно и оперативно выявлять свои слабые места и вовремя их устранять. Как следствие, у арендодателя появляется возможность пролонгировать истекающие договоры аренды, а пролонгации сейчас занимают существенную долю рынка арендных отношений.

Таким образом, на первый взгляд, инфраструктура не имеет большого значения, но, углубившись в изучение ее многогранных составляющих, становится понятно, что есть ситуации, когда инфраструктура приобретает такое же важное значение, а иногда и перевешивает фактор локации, арендной ставки и качества помещений. Именно инфраструктура определяет степень удовлетворенности арендаторов. А это, в свою очередь, сказывается на том, насколько долгосрочными будут взаимоотношения с владельцем делового центра.

Директор департамента недвижимости ЗАО ИГ «РВМ Капитал» Гавриил Королев специально для «РБК-Недвижимости»

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Эксперты/Мнения», может не совпадать с мнением редакции

Какие торговые центры любят покупатели?

В опросе приняли участие москвичи в возрасте от 20 до 45 лет со средним уровнем дохода.

Ассортимент брендов, транспортная доступность и инфраструктура для досуга – основные критерии выбора торгового центра.

В ходе интервью участники опроса отмечали факторы, которые являются для них определяющими при выборе торгового центра, и оценивали, насколько различные торговые центры им соответствуют. На основе этой информации по основным группам факторов были определены следующие лидеры:

1. Ассортимент: ориентируясь на разнообразие представленного ассортимента и брендов, потребители в первую очередь выбирают торговые центры «МЕГА Белая Дача» (более 300 магазинов международных и отечественных брендов различных торговых профилей), «Охотный Ряд» (более 130), «Авиапарк» (более 350 брендов).

2. Расположение: торговые центры «Золотой Вавилон Отрадное», «Город Лефортово» и «Гагаринский» в наибольшей степени соответствуют ожиданиям потребителей по критерию транспортной доступности.

ТРЦ «Золотой Вавилон» привлекает жителей района Отрадное и москвичей, работающих или учащихся неподалеку. Респонденты отметили важность фактора расположения у метро (50 м от м. Отрадное) и хорошую транспортную доступность.

3. Досуг и развлечения: аудитория выбирает «РИО Севастопольский» и «МЕГА Теплый Стан» по наличию и разнообразию мест проведения досуга, кафе и ресторанов быстрого питания.

Аудитория «РИО Севастопольского» – в основном жители района, в котором отсутствуют другие развлечения. Инфраструктура торгового центра включает 6-зальный кинотеатр, боулинг, бильярд, детский развлекательный центр «Юлапарк», 13 точек быстрого питания, а также 7 различных концепций ресторанов и кафе.

4. Доступность цен: торговые центры «Филион», Outlet Village Белая Дача и «Весну» выбирают по причине соответствия ценового предложения ретейлеров ожиданиям их целевой аудитории.

5. Интерьер и атмосфера: для посетителей ТРЦ «Ривьера», Outlet Village Белая Дача и ТРЦ «Европейский» приятная атмосфера и привлекательный дизайн являются определяющими факторами при выборе мест покупки.

Торговый центр «Ривьера» позиционирует себя как семейный. Здесь представлены разнообразные форматы развлечений для детей и взрослых: детский город профессий, школа танцев, творческие мастерские, библиотеки и лектории, а также выставочное пространство. В концепции данного ТЦ использованы инновации в освещении и дизайне интерьера, поддерживающие функциональность и грамотное зонирование ТЦ. Это способствует лояльности посетителей, а также привлечению новой аудитории.
Среди наиболее часто посещаемых торговых центров «Гагаринский» мужчины выбирали приблизительно в три раза чаще, чем женщины.

Молодежь продолжает выбирать боулинг и бильярд в качестве развлечений.

Проведенное исследование подтвердило тенденцию, что fast-food по-прежнему остается наиболее популярным форматом питания в торговом центре. Впрочем, в приоритете у респондентов также находятся кофейни и рестораны самообслуживания. Кофейни при этом гораздо чаще посещаются женщинами.

Среди развлекательных форматов в торговых центрах можно выделить кинотеатры, которые пользуются популярностью как среди участников опроса в возрасте от 20 до 29 лет, так и у потребителей от 30 до 39 лет. Несмотря на постепенно снижающееся количество боулингов и бильярдных в ТЦ Москвы, данный формат развлечений также продолжает сохранять свою значимость для респондентов от 20 до 29 лет. Для них данные заведения помимо места для досуга являются еще и местом встреч.

Читать еще:  Как делать деньги из воздуха, или заработок на посредничестве

Аутлет-центры – для молодежи, районные ТЦ выбирают потребители в возрасте от 30 до 39 лет.

Самыми популярными для покупки одежды для всех возрастных групп в среднем являются крупные торговые центры (по причине разнообразия представленных там fashion-концепций), а также аутлет-центры. Причем потребители в возрасте до 29 лет совершают покупки в аутлетах в полтора раза чаще других возрастных групп. Потребители в возрасте от 40 до 45 лет чаще других приобретают одежду в гипермаркетах (таких как «Ашан»), на что, безусловно, оказывают влияние низкие цены, характерные для этого формата. При этом значительная часть респондентов данной возрастной группы ни разу не приобретала одежду в аутлетах. Фактор близости для таких потребителей является вторым по важности после ассортимента представленных категорий и брендов.

Продовольственные товары

Опрос потребителей подтверждает развивающуюся тенденцию выхода формата «магазина у дома» в лидеры среди мест для приобретения продовольственных продуктов. Их, так же как и гипермаркеты, чаще других посещают молодые люди. Продуктовые супермаркеты и магазины у дома большинство респондентов посещает не реже двух раз в неделю.

На продуктовых рынках, в пекарнях и кулинарных магазинах большинство респондентов совершают покупки раз в два месяца или реже. Специализированные магазины, такие как чайные бутики или магазины здорового питания, пользуются повышенным спросом у потребителей в возрасте от 30 до 39 лет. Почти половина респондентов никогда не посещала фермерские точки в составе ТЦ. Примечательно, что респонденты от 40 до 45 лет закупаются в данном формате приблизительно в два раза реже остальных. Доля мужчин, заказывающих продукты на дом хотя бы раз в месяц, выше, чем женщин, почти в два раза. При этом около половины респондентов указали, что никогда не пользовались услугами интернет-магазинов и доставкой на дом продовольственных товаров. Совершает онлайн заказы еды в основном молодежь.

Основные критерии выбора места покупки продовольственных товаров Главными для всех возрастных категорий оказались фактор близости к дому и фактор цены.

10 признаков идеального микрорайона

Приобретая жилье сегодня, горожане учитывают в первую очередь эти характеристики.

1. Транспортная доступность

Расположение микрорайона – один из основных признаков комфортного жилья, на который обращают внимание сразу после стоимости. Сегодня этот фактор стал еще более значимым при выборе недвижимости. Количество машин в Тюмени неуклонно растет год за годом. При этом строительство новых дорог явно не успевает за увеличением трафика даже несмотря на поддержку со стороны властей. Как следствие – постоянные пробки, препятствующие быстрому и комфортному перемещению.

Транспортная доступность объекта (его удаленность от различных развязок и дорог) напрямую связана с мобильностью, которая особенно ценна в мегаполисе. Выбирая жилье, клиент сразу пытается понять, сколько времени потребуется, чтобы добраться до работы, отвезти детей в садик или школу, съездить в гости.

2. Социальная инфраструктура

Может быть, она уже давно создана, а может, еще находится на стадии развития. В крупных микрорайонах комплексного освоения территории встречается и собственная инфраструктура. В любом случае желательно, чтобы объекты соцназначения строились одновременно с жилыми домами: тогда не придется годами ждать открытия школы или детского сада.

Если еще лет пять назад застройщики задумывались о наличии развитой инфраструктуры в последнюю очередь, то сейчас ситуация изменилась в корне. Даже в условиях профицита новостроек эконом-класса, когда, казалось бы, и так все купят, девелоперы все чаще предлагают оригинальные концепции жилищных комплексов с «продвинутым» набором инфраструктуры.

В новых проектах встречаются разные виды парковки (наземная, подземная, гостевая), физкультурно-оздоровительные комплексы, бассейны, автомойки, благоустроенные набережные и многое другое

Редкие застройщики могут похвастаться развитой и разнообразной инфраструктурой. Это связано с тем, что проекты, особенно в центре города, реализуются на участках достаточно скромной площади. Но для жилых комплексов, которые начинают строить фактически в чистом поле, наличие социальных и бытовых объектов – безусловно, очень важный фактор. «Нельзя построить целый микрорайон и не обеспечить его необходимой инфраструктурой», – комментирует Александр Зубец, генеральный директор ООО «Новые Ватутинки».

3. Паркинг

Российский автомобильный парк растет очень высокими темпами, из-за чего теперь в некоторых новых микрорайонах, особенно эконом-класса, порой приходится потратить немало времени, чтобы припарковаться. Поэтому в идеальном микрорайоне должен быть многоярусный подземный или отдельно стоящий паркинг. Допускается и открытый – лишь бы застройщик не лукавил с количеством парковочных мест. Стандартный расчет выглядит так: 0,5–1 машиноместо на квартиру.

4. Наличие бытовой инфраструктуры

Как правило, если на первых этажах ЖК есть коммерческие помещения, такие объекты появляются естественным образом. Хорошо, если застройщик привлекает к проекту крупные сетевые магазины, особенно продуктовые, тогда житель новостройки получит супермаркет известного бренда буквально в комплекте с квартирой.

Бытовая и торговая инфраструктура приходит в новые проекты или сформировавшиеся районы вслед за спросом и трафиком целевой аудитории. Предприниматели, которые начинают или развивают бизнес в новых микрорайонах, заинтересованы не только в качественной коммерческой недвижимости, но и, прежде всего, в спросе платежеспособных клиентов. А качественная бытовая инфраструктура рядом с домом обеспечит соответствующий уровень комфорта, повысит статус проекта и интерес к нему со стороны покупателей.

5. Озеленение и благоустройство территории

Один из самых больших недостатков новых жилых кварталов – отсутствие деревьев, в которых заключается главное очарование более старых районов.

В некоторых случаях «хрущевка» может показаться более пригодной для жизни, чем монолитная 12-этажка, построенная на пустыре без озеленения. Поэтому при выборе объекта важно уточнять, продумано ли благоустройство и сколько средств планируется потратить на него

Немаловажно и то, какие деревья будут высажены. Ответственные застройщики стараются отдавать предпочтение крупномерным саженцам – то есть уже достаточно взрослым деревьям, которые не будут выглядеть «веточками». Значение имеет и шаговая доступность парков или мест отдыха – например, леса или речки. В идеале крупные районы должны быть обеспечены территориями для прогулок – аллеями, набережными, небольшими скверами.

Обустройство придомовой территории – не самая затратная статья для застройщиков. Однако для будущих жителей стоимость новостроек, расположенных близко к рекреационным зонам, будет на несколько пунктов выше. Домов, которые могут похвастаться красивым, ухоженным и благоприятным во всех смыслах окружением, не так много, но они пользуются высоким спросом. Найти подобные объекты по привлекательным ценам на первичном рынке крайне сложно.

6. Наличие спортивной инфраструктуры поблизости

В последнее время очень модно жить в экологичном месте и вести здоровый образ жизни, но не все жилые комплексы могут похвастаться хорошей окружающей средой, ощутимо влияющей на здоровье. Поэтому важно поддерживать себя в тонусе хотя бы с помощью физической активности.

Близость спортивных объектов (фитнес-клубов, спортивных площадок, стадионов, беговых и лыжных дорожек) становится сегодня все более ценным. Опыт застройщиков показывает, что за наличие спортивной инфраструктуры покупатели действительно готовы переплачивать

Для девелопера это самое сложное в реализации и дорогое – как с точки зрения проектирования, строительства и оснащения, так и с точки зрения управления, коммунальных платежей, налоговых выплат. Но именно спорт – одна из ключевых составляющих принципов нового урбанизма, потому что наличие объектов для здорового образа жизни ставит во главу угла интересы человека, а не города. Как показывает практика многих районов и городов, люди не занимаются спортом не потому, что не хотят. Просто небольшой выбор видов спорта, недоступность объекта спортивной инфраструктуры и завышенные цены абонементов из-за низкой посещаемости не оставляют им иного выхода.

7. Наличие детских площадок, лавочек, малых архитектурных форм

Выбирая между объектом точечной застройки или современным жилым комплексом с благоустроенной территорией, где можно с удовольствием проводить свободное время, прогуливаться с ребенком или заниматься спортом, покупатель, безусловно, отдаст предпочтение второму варианту.

Порой даже комплексная застройка «грешит» тем, что не заботится об организации пространства для детей. Около 70% покупателей в массовом сегменте – семьи, имеющие или планирующие детей, поэтому они заинтересованы в том, чтобы в микрорайоне обязательно находились детские площадки.

8. Удобная планировка

Покупатели должны обращать пристальное внимание на планировки в квартире. Безусловно, для каждого клиента найдется свой вариант, но в целом предложение должно быть универсальным и комфортным: удобное пространство, небольшие гардеробные, функциональное пространство коридора.

Важно рассматривать девелоперов, готовых предложить разные объекты, тогда можно подобрать именно тот, который подойдет под потребности конкретной семьи. Большое значение для покупателей имеет и ассортимент квартир: сегодня пять-девять типов квартир в проекте комплексной застройки – это нормально. Лоты должны варьироваться по планировкам и площади (в пределах ±5 м2), что привлечет покупателей с разным бюджетом, и иметь разные функциональные зоны. Залог успеха здесь – максимальная рациональность в разумных метражах.

9. Оригинальная архитектура проекта, продуманный дизайн входных групп и холлов

Интересная архитектура, качественные материалы, концепция, грамотные планировочные решения, взаимное расположение зданий и продуманное общественное пространство входят в ТОП-5 критериев выбора жилья массового сегмента.

Безусловно, эконом-класс не может похвастаться архитектурным разнообразием комфорт-класса. Однако и покупатели массового жилья обращают внимание на внешний вид объекта, устав от массовой застройки с одинаковым оформлением. Поэтому застройщики все чаще привлекают к сотрудничеству целые архитектурные группы, которые дарят микрорайону неповторимый, привлекательный вид.

10. Наличие кладовых внутри квартиры или вне ее

При выборе недвижимости в массовом сегменте клиент старается сэкономить и взвесить все «за» и «против». Каждый квадратный метр становится особенно ценным и поэтому обязан быть максимально функциональным. Несомненным бонусом станут дополнительные возможности для размещения различных предметов: наличие гардеробных или кладовых внутри квартиры, свободных мест в коридоре, на цокольном этаже или в подвале, приспособленных под стоянки для детских колясок, велосипедов и так далее.

Читать еще:  Аренда ИТ-инфраструктуры (IaaS) и сервисов (SaaS)

Текст: Дорина Стати

Поделитесь ссылкой, сделайте нас чуть ближе к мечте!

Инфраструктура в новостройке – на что обратить внимание

При покупке квартиры в новостройке мало принять во внимание только ее собственные характеристики: планировку, метраж, этаж, качество реализации проекта, наличие отделки, отсутствие дефектов и т.п. Нужно также учесть, что находится вне квартиры, а именно – инфраструктуру самого здания, жилого комплекса (ЖК) и района в целом. Разберемся, что в нее входит, и какие ее составляющие необходимы в конкретном случае.

Внешняя инфраструктура в районе новостройки

Внешняя инфраструктура – это благоустройство и транспортная доступность района, в котором находится дом, а также наличие социально значимых объектов. В зависимости от того, что именно расположено неподалеку от новостройки, она становится удобной для определенной социальной категории граждан. Например, если прямо у дома есть ночной клуб – это станет находкой для части молодежи, но может создать проблему старшему поколению и семейным людям. Поэтому рассмотрим, какие именно объекты должны присутствовать возле дома, с точки зрения конкретной категории жильцов.

Объекты инфраструктуры, необходимые для семьи

Молодые семьи – весомая доля претендентов на новое жилье. В связи с тем, что квартирный вопрос в большей степени актуален именно для них, застройщики чаще всего стараются добиться удобства инфраструктуры для этой категории населения.

Как правило, в молодой семье есть, или запланированы, дети. По этой причине в шаговой доступности от дома должны быть школа и садик. Обратите внимание, чтобы маршрут в образовательное учреждение был безопасным для ребенка:

  • не проходил через оживленные улицы без подземных переходов;
  • располагался вне дворов с криминальной репутацией;
  • был отдален от заброшенных зон.

Лучше всего, если рядом с домом находятся несколько школ. По некоторым причинам (низкий уровень подготовки педагогов, неудовлетворительные условия в классах) иногда приходится переводить ребенка в другое образовательное учреждение.

Следующий важный критерий – детские игровые площадки и парки. Если застройщик уверяет вас, что такие зоны здесь присутствуют, этого недостаточно. Вы должны лично посетить эти места, чтобы проверить их состояние. Добропорядочные застройщики, ориентируясь на молодые семьи, всегда сооружают новые игровые площадки возле дома.

Далее проанализируйте наличие торгово-развлекательных центров. Сюда вы сможете ходить всей семьей не только за покупками, но и с целью развлечься. Поэтому учтите, чтобы центры представляли собой не просто магазины, а комплексы с развлечениями как для детей, так и для всей семьи: кинотеатры, игровые комнаты, квест-комнаты, роллердромы, катки и др. Для семей, поддерживающих здоровый образ жизни, важно, чтобы у дома были места для пробежек, фитнес-центр, площадка с тренажерами и т.п. Для прогулок с ребенком на свежем воздухе подойдут парковая зона и набережная.

Инфраструктура для молодежи, студентов

Родителям, которые собрались обеспечить своего ребенка собственным жильем практически сразу после школы, стоит учесть, что такая квартира должна быть расположена в определенной местности. Лучше всего, если вам удастся купить жилье в пешей доступности от вуза, в котором учится ребенок. Такое местоположение квартиры также особенно выгодно, если вы приобретаете ее с целью инвестирования средств и планируете сдавать в аренду молодым студентам.

Кроме этого, учтите, молодые люди – особенно активная категория населения. Поэтому для них удобно, если возле дома присутствует фитнес-клуб с хорошей репутацией, несколько кафе и ресторанов, кинотеатр, боулинг, спортивно-развлекательные заведения.

В зависимости от приоритетов и предпочтений в плане отдыха молодому человеку или девушке может быть по душе посещение ночного клуба. В таком случае хорошо, если он находится недалеко. Для ценителей спокойного времяпровождения будет актуальным уютное кафе с летней площадкой, парковая зона, в которой можно устроить пикник, почитать книгу.

Удобная внешняя инфраструктура для представителей старшего поколения

Если жилье подбирается для людей постарше, в том числе пенсионного возраста – главный критерий – тишина и спокойствие района. Здесь обязательно должно быть место для прогулок на свежем воздухе.

В данном случае особенно актуально, если основная масса объектов инфраструктуры сосредоточена в непосредственной близости от дома и друг от друга.

Что важно для всех и каждого

Продуктовые супермаркеты, аптеки, поликлиники – то, что актуально для любой социальной категории жильцов. Поэтому такие объекты инфраструктуры должны присутствовать рядом с домом в обязательном порядке, независимо от того, для кого приобретается квартира.

Салоны красоты востребованы среди девушек и женщин разного возраста. Тренажеры под открытым небом, футбольное поле и баскетбольная площадка позволят активно проводить время с пользой для здоровья как молодежи, так и представителям старшего поколения.

Если вы не привыкли осуществлять финансовые операции (оплачивать покупки, вносить плату за коммунальные услуги) через интернет-банкинг, обратите внимание на наличие банковских отделений и терминалов неподалеку. Банкомат должен присутствовать в пешей доступности от дома в любом случае.

Парковые зоны, пляжи, водоемы с обустроенными набережными для прогулок – места, которые посещает каждый, независимо от социального статуса и уровня дохода. Поэтому, если они присутствуют вблизи новостройки – это будет весомым преимуществом.

Хорошая транспортная доступность – неотъемлемая часть удобного проживания в том или ином районе. Обратите внимание на наличие остановок и станций метро неподалеку от дома даже в том случае, если у вас есть машина.

Что учесть автовладельцам

Помимо прочего, людям, у которых есть автомобиль, надо убедиться, что рядом с домом присутствует парковка, на которой хватает места для машин жильцов. В зависимости от ваших запросов, это может быть как бесплатная стоянка общего использования, так и платный паркинг с охраной.

Поинтересуйтесь наличием пробок в час пик. Возможно, дороги в этом районе построены давно и рассчитаны на небольшой поток транспорта. Но со временем, по причине возведения новых жилых комплексов, население местности увеличилось, а пропускная способность дорог – нет. В таком случае вас ждут пробки каждое утро и вечер.

Внутренняя инфраструктура новостройки

К объектам внутренней инфраструктуры относятся компоненты, обеспечивающие комфорт и безопасность жильцов, находящиеся в пределах конкретного дома или жилого комплекса. Они возводятся и устанавливаются вместе со строительством жилого здания. Современные новостройки от застройщика даже эконом-сегмента, как правило, имеют достаточно развитую внутреннюю инфраструктуру. Рассмотрим, что именно сюда относится.

Элементы внутренней инфраструктуры отдельных жилых домов

Рассматривая предложения первичного рынка недвижимости на DOM.RIA, у вас есть возможность подобрать квартиру в доме с инфраструктурой, соответствующей вашим индивидуальным запросам и пожеланиям. В нее могут входить следующие объекты:

  • пассажирские и грузовые лифты;
  • подземный или наземный паркинг у дома;
  • детская площадка на прилегающей территории;
  • магазины, аптека на первом этаже;
  • зеленые зоны во дворе;
  • пандусы, поручни, скамейки и прочие малые архитектурные формы;
  • выделенная интернет-линия;
  • система пожаротушения с гидрантами на этажах;
  • грамотно продуманные инженерные коммуникации;
  • центральное кондиционирование;
  • системы охранной безопасности и др.

Учтите, чем больше развита внутренняя инфраструктура, тем дороже обойдется квадратный метр в доме. Поэтому, проанализируйте, что именно из этого для вас актуально. Если вы – молодая семья с маленьким ребенком, то по современным меркам в доме обязательно должен присутствовать грузовой лифт и пандусы, за счет чего вы сможете удобно подниматься на свой этаж и спускаться вниз с коляской. Если вы – владелец элитной иномарки, обратите внимание на наличие надежной системы охраны паркинга. Занимаетесь спортом? Посмотрите, есть ли у дома тренажеры под открытым небом.

Сосредоточить в отдельном доме инфраструктуру, удобную для представителей разных социальных категорий, достаточно сложно. Поэтому часто застройщики ориентируются на конкретный тип жильцов. Проанализируйте, насколько предложение той или иной компании подходит именно для вас. Другое дело – жилой комплекс, инфраструктура которого объединяет в себе гораздо больше объектов. Рассмотрим детальнее.

Особенности инфраструктуры жилых комплексов

Одно из главных отличий ЖК в том, что на их территории возводится ряд объектов для социальных нужд людей, которые будут проживать в домах комплекса. В отличие от аналогичных элементов внешней инфраструктуры, ориентированных на жителей кварталов и целых районов, в этом случае все компоненты возводятся в пределах конкретного жилого комплекса, образуя «город» в городе. Инфраструктура ЖК рассчитана исключительно на жильцов.

Строительство ЖК представляет собой возведение не только жилых домов, но и сооружений социального предназначения. Такой прием делает предложения строительных компаний особенно привлекательными для современных потребителей. В этих жилых комплексах могут присутствовать:

  • школы и детские сады;
  • фитнес-клубы, спортивно-рекреационные центры;
  • бассейны, теннисные корты, футбольные поля, спортплощадки;
  • салоны красоты, парикмахерские, СПА-центры;
  • супермаркеты, продуктовые магазины;
  • аптеки и поликлиники;
  • наземные и подземные паркинги;
  • парковые, прогулочные зоны;
  • обустроенные пляжи, набережные и многое другое.

При качественной реализации задумок под объекты внутренней инфраструктуры жилого комплекса задействуется около четверти площади, выделенной под строительство. Учтите это при рассмотрении предложения застройщика. Если внутренняя инфраструктура занимает 5-10% общей площади участка – ее будет недостаточно.

При отсутствии определенных, интересующих вас объектов внутри ЖК, обратите внимание на их наличие вне комплекса. Например, если здесь нет собственного фитнес-клуба, но качественный спортивный центр находится в пешей доступности от дома – проблема решена. Поэтому, не спешите принимать решение насчет приобретения жилья в ЖК, не проанализировав его внутреннюю и внешнюю инфраструктуру комплексно.

Заключение

Развитая внешняя и внутренняя инфраструктура дома еще не означает, что она вам подходит. Проанализируйте, какие именно ее компоненты вам нужны, и присутствуют ли они в конкретном случае. Если да, проживание в этом доме для вас будет действительно удобным. Если же инфраструктура ориентирована не на ваши потребности, пожелания и уровень дохода, то даже при исключительном комфорте самой квартиры вы будете испытывать здесь неудобства. Соответствие инфраструктуры вашим запросам – важнейший аспект выбора жилья. Учтите также, что в зависимости от расположения одинаковые объекты могут относиться к внутренней или внешней инфраструктуре.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector